Лех, Чехия и Русь

Лех, Чехия и Русь ( Чешское произношение: [lɛx tʃɛx rus] , Польское произношение: [lɛx t͡ʂɛx rus] ) относится к легенде о трёх братьях-славянах, основавших три славянских народа: поляков (или лечитов ), чехов и восточных славян ( белорусов , русских , русинов и украинцев ). Три легендарных брата появляются вместе в Великопольской хронике , составленной в начале 14 века. Легенда гласит, что братья, отправляясь на охоту, преследовали разную добычу и таким образом путешествовали (и расселились) в разных направлениях: на Лех на северо-западе, на Чехию на западе и на Русь на северо-востоке. Существует несколько версий легенды, в том числе несколько региональных вариантов в западнославянских и, в меньшей степени, в других славянских странах , в которых упоминается только один или два брата. Эти трое также фигурируют в происхождении мифе о южнославянских народов в некоторых легендах. Их истории часто в некоторой степени также используются как миф, чтобы понять возможное основание Польского, Чешского и Восточнославянского государств ( Киевской Руси ), в соответствии с легендой. [1]
Польская версия [ править ]
В польской версии легенды три брата вместе отправились на охоту, но каждый из них преследовал разную добычу, и в конце концов все они пошли в разных направлениях. Русь пошла на восток, Чех направился на запад, чтобы поселиться на горе Ржип, возвышающейся над холмистой местностью Богемии, а Лех отправился на север. Лех во время охоты последовал за своей стрелой и внезапно оказался лицом к лицу со свирепым белым орлом, охранявшим свое гнездо от незваных гостей. Увидев орла на фоне красного заходящего солнца, Лех воспринял это как доброе предзнаменование и решил поселиться там. В память о нем он назвал свое поселение Гнезно ( польский : gniazdo – «гнездо») и принял Белого орла в качестве своего герба . Белый орел остается символом Польши и по сей день, а цвета орла и заходящего солнца изображены на гербе Польши, а также на ее флаге , с белой полосой сверху для орла и красной полосой. внизу для заката. Лех основал Польское королевство в начале пятого века.
Согласно Великопольской летописи (13 век), славяне являются потомками Пана , паннонского князя. У него было три сына - Лех (младший), Русь и Чех (старший), которые решили поселиться на севере, востоке и западе соответственно. [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Чешская версия [ править ]

Вариант этой легенды, в котором участвуют только два брата (и три сестры), известен и в Чехии . Как и в польской версии, Чех идентифицируется как основатель чешской нации ( Češi pl.), а Лех — как основатель польской нации . Зденек Неедлы утверждал, что Косма Пражский Chronica Boemorum (12 век) описал прибытие Чеха из Северо-Восточной Чехии, когда-то называвшейся Белой Хорватией . [8] В более старых хрониках 14 века (например, Далимила , Вацлауса Гаека и Пршибика Пулкавы из Раденина) не указывается местонахождение Чеха и родины Леха Харваты , но в Алоиса Йирасека пересказе Staré pověsti české (Старочешские легенды) 1894 года. оно более точно определено; За Татрами, на равнине у реки Вислы, с незапамятных времен простиралась Хорватская страна, часть исконной великой родины славян (За Татрами , на равнине реки Вислы , простиралась с незапамятных времен Хорватская страна (вероятно, имеется в виду так -называемая Великой или Белой Хорватией) [9] ), начальная часть великой славянской родины), и На этой хорватской земле жили многочисленные племена, родственные по языку, нравам, образу жизни (В Харватской существовали многочисленные племена, родственные по языку, нравам и образу жизни). [10] В том же веке Карл IV, император Священной Римской империи , в 1347 году заявил о «старшинстве хорватов ». [11] Душан Тршештик увидел параллели с номером семь и другими в хорватском origo gentis пяти братьев и двух сестер из 30-й главы De Administando Imperio Константина VII (10 век). [12]
Однако многочисленные сражения сделали страну крайне невыгодной для народа, привыкшего жить мирно, обрабатывать землю и выращивать зерно. По другим версиям, причиной стало обвинение Чеха в убийстве. Они собрали своих людей и отправились навстречу закату. Согласно « Хроникам Далимиля» (1314 г.), когда Чех и его люди поднялись на гору Ржип , он посмотрел на пейзаж и сказал своим шести братьям, что они достигли земли обетованной: страны, где достаточно зверей, птиц, рыб, и пчелы, чтобы их столы всегда были полны и где они могли защититься от врагов. [13] Он поселился в этой местности с племенем и, согласно версии Пршибика Пулкавы (около 1374 г.), его брат Лех продолжил путь в низины через заснеженные горы на севере, где он основал Польшу. [14]
Вацлауса Гаека Версия от 1541 года добавляет множество (вероятно, вымышленных) подробностей, которых нет в других источниках. По словам Гаека, братья были герцогами, которые уже владели замками на своей родине до своего прибытия в регион, и датируют их прибытие 644 годом. [13]
Хорватская версия [ править ]
Похожая легенда с частично измененными именами (Чех, Лех, Мех и сестра Вилина) зафиксирована и в народных сказках в Загорье ( северная Хорватии на кайкавском диалекте Крапины Хорватия ) . [15] [16] Однако некоторые полагают, что оно не имеет древнего происхождения, а скорее было введено среди простолюдинов литераторами с 16 века. [17] Гаек был первым, кто упомянул Крапину как место происхождения Леха, в то время как Чех правил Псаром у ручья/реки Крупа, а Клеменс Яницкий писал, что Лех эмигрировал с острова Хвар в Далмации . [17] Уже с 16 века Винко Прибоевич , Фауст Вранчич , Мавро Орбини и другие из сегодняшней Хорватии писали, что Чех и Лех прибыли из Хорватии и связали чешский и польский язык с хорватским, а Юрай Раткай был первым, кто утверждал, что Чех, Лех и происхождение Меха находится в Крапине. [18] Об этом писали многие, в том числе Иоганн Кристоф Йордан , который лично приехал в Крапину, чтобы услышать рассказы местных жителей, и упомянул об этом в De Originibus Славицис (1745 г.), [15] в 1702 году был проведен театральный спектакль, в 1848 году три брата были частью герба Вараждинского уезда, а флаг присутствовал во время инаугурации должности Йосипа Елачича , легенда, кроме того, была популяризирована, особенно Людевитом Гаем , а Степан Ортнер опубликовал легенду в полной форме в 1899 году. [18] Эта легенда была одной из причин, по которой хорватский язык был выбран в 17 веке в качестве общего славянского языка для католических книг всех славянских народов. [19]
Дебаты [ править ]
В чешских хрониках Чех появляется один или только с Лехом. Чех впервые упоминается на латыни как Богем в летописи Космы 1125 года. [ нужна ссылка ] Самое раннее польское упоминание о Лехе, Чехе и Руси встречается в Великопольской летописи. [20] написаны в конце 13 или начале 14 века. [ нужна ссылка ]

Легенда предполагает общее происхождение поляков , чехов и русинов ( русей) и иллюстрирует тот факт, что уже в 13 веке по крайней мере три разных славянских народа осознавали свою этническую и лингвистическую родственность. Легенды сходятся и в местонахождении родины раннеславянских народов в Восточной Европе . Эта область перекрывала регион, который, по мнению основных ученых, был протоиндоевропейской родиной в общем регионе Понтийско -Каспийской степи . [21] В рамках Курганской гипотезы «оставшиеся после миграций индоевропейцы стали носителями балто-славянского языка». [22]
Самая известная версия легенды считается несколько полоноцентричной, поскольку в ней упоминается национальный символ (белый орел) только Леха и польской нации, а двух других братьев, Чеха и Руси, относят к второстепенным персонажам. Более того, эта конкретная версия не затрагивает происхождение южнославянских народов. [ нужна ссылка ]
В легенде также делается попытка объяснить этимологию этнонимов : Лехия ( другое название Польши, включая Силезию ), Чешские земли (включая Богемию, Моравию , а также Силезию ) и Русь . Ян Кохановский , выдающийся эпохи Возрождения польский литератор , в своем очерке о происхождении славян не упоминает третьего «брата», Руси. Более того, он полностью отвергает легенду, заявляя, что «ни один историк, занимавшийся проблемой славянской нации [...], не упоминает ни одного из этих двух славянских лидеров, Леха и Чеха». Далее он предполагает, что «Чехия» и «Лехий», вполне вероятно, являются первоначальными названиями двух народов, хотя он не исключает возможности того, что мог существовать великий лидер по имени Лех, чье имя заменило первоначальное, а позднее забытое название польской нации. [23]
Наследие [ править ]
Дубы Рогалина [ править ]

Три больших дуба в саду, прилегающем к дворцу XVIII века в Рогалине , Великая Польша , названы в честь братьев ( Лех, Чех и Русь ), и им несколько сотен лет. [24] Их окружность варьируется от 670 до 930 сантиметров (от 22 до 31 фута). Они входят в состав Рогалинского ландшафтного парка и вместе с другими объявлены памятниками природы и взяты под охрану. [25]
См. также [ править ]
- Кий, Щек и Хорив — три брата, легендарные основатели Киева.
- сыновья Ионакра
- Ромул и Рем , два брата в мифе об основании Рима.
- Список национальных учредителей
Ссылки [ править ]
- ^ Mylʹnikov, Aleksandr Sergeevich (1996). Kartina slavi︠a︡nskogo mira : vzgli︠a︡d iz Vostochnoǐ Evropy. Ėtnogeneticheskie legendy, dogadki, protogipotezy XVI-nachala XVIII veka . Sankt-Peterburg: PV. ISBN 5-85803-063-7 .
- ^ Чеслав Лучак , Казимеж Тыменецкий, Европа, славянский регион, Польша. 1970. с. 296.
- ^ Бригида Курбисовна, Исследования по хронике Великой Польши , Poznańskie Towarzystwo Przyjaciół Nauk, Познань, 1952.
- ^ Адам Фаловски, Богдан Сендеро, Бесяда Ловянская , Universitas, Краков, 1992, стр. 40.
- ^ Культура средневековой Польши XIV и XV веков, под редакцией Б. Геремека, Wydawnictwo Naukowe Semper, Варшава, 1997, стр. 651.
- ^ Хроника Великой Польши , введение и перевод. К. Абгарович, Варшава, 1965 г.; УНИВЕРСИТАС, Познань 2010, ISBN 978-83-242-1275-0 .
- ^ Далимила Хроника [в:] ЛитДок Центральной и Восточной Европы , Гердер-Институт, Марбург.
- ^ Sanchuk, G. E. (1962). Козьма Пражский. "Чешская хроника" [ Kozma of Prague. "Czech Chronicle" ] (in Russian). Издательство АН СССР. p. 247.
- ^ Ваня, Зденек (1983). Мир древних славян . Издательство Государственного университета Уэйна. стр. 32. ISBN 9780814317488 .
- ^ Йирасек, Алоис (6 февраля 2015 г.). «4». Старые чешские легенды . KKnihy.cz. ISBN 9788088061144 . Проверено 29 августа 2015 г.
- ^ Верхоланцева, Юлия (2014). Славянские письма святого Иеронима: история легенды и ее наследие, или Как переводчик Вульгаты стал апостолом славян . Издательство Корнельского университета. стр. 67–68. ISBN 9781501757921 .
- ^ Алимов, Денис Евгеньевич (2015). «Хрвати, культ Перуна и славенски гентилизам (Komentari na hipotezu Ante Miloševića o identitetu Porina i Peruna)» [Хорваты, культ Перуна и славянский «гентилизм». (Комментарий к гипотезе Анте Милошевича о тождестве Порина и Перуна)]. Старогривская просвета (на хорватском языке). III (42): 153.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Предок Богемии» . hora-rip.cz Проверено 29 августа 2015 г.
- ^ Наиль Пулкава
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сакач, СК (1940). Крапина-Киев-Арарат, История трех братьев и одной сестры . Обновления Живот 21/3-4: 129–149, Загреб
- ^ Дугачки, Влатка (2009). «Историография о чехах в Хорватии» [Историография о чехах в Хорватии]. Историческая антология (на хорватском языке). 62 (1): 233–250.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Юрич, Шиме (1962). «Хвар – колыбель польского народа!» [Хвар – колыбель польской нации!]. Вклад в историю острова Хвар (на хорватском языке). II (1): 4–8.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Репар, Кристина (2017). «Хорватские вариации легенды о Чехе, Лехе и Мехе» . Башчина (Загреб): Вестник Общества друзей глаголицы (на хорватском языке). 18 (18): 120–124.
- ^ Чекол, Сандра (29 апреля 2004 г.). «Чех, Лех и Мех» . Венок (на хорватском языке) (265).
- ^ "Так у этих паннонцев родились три брата, сыновья Пана, князя паннонцев, первенца которого звали Лех, второго Русь, третьего Чеха. Орудие, в котором два быка, соединенные вместе, тянули плуг или телегу и ехать, так и тевтонцы и славяне имели в одно и то же время смежные царства...» Перевод: Итак, среди паннонцев у Пана, князя паннонцев, родились три брата. Первого звали Лех, второго Русь, третьего Чех. Эти трое владели тремя королевствами лечитов [поляков], русинов и чехов (или богемцев) [...] Гермо — это тип транспортного средства, в котором два быка запряжены вместе, чтобы тянуть плуг или тянуть телегу, и поэтому Германцы и славяне, имея общие границы, сближаются; нет на свете народа столь родного и дружелюбного друг к другу, как славяне и немцы. [в:] Хроника Великой Польши. Хроника Великопольши ред. и комментарий Бригиды Курбис. Варшава 1970 г.
- ^ Энтони, Дэвид В. (2007). Лошадь, колесо и язык: как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-05887-0 .
- ^ Ф. Кортландт, Распространение индоевропейцев. Архивировано 8 июня 2011 г. в Wayback Machine , стр. 4.
- ^ Ян Кохановский, Proza polska , Universitas, Краков, 2004, стр. 19–21 (на польском языке)
- ^ Тейлор, Патрик (2006). Оксфордский спутник в саду . Издательство Оксфордского университета. п. 411. ИСБН 0-198-66255-6 .
- ^ "Dęby rogalińskie" , Каталог охраняемых объектов (дата обращения: 7 октября 2016 г.).