Jump to content

Праятна

Праятна означает – усилие или деятельность; он выражает чувство человеческой решимости и инициативы, но должен дополняться уверенностью в своих силах и целеустремленностью, а сочетание этих двух факторов делает его движущей силой. Праятна означает не просто «усилие», но «усилие в точке артикуляции».

Значение

[ редактировать ]

Праятна ( санскрит : प्रयत्नः) означает – «усилие», «напряжение», «старание», «настойчивость», «деятельность» или «действие в целом». [ 1 ] Панини объясняет, что прайатна означает не просто усилие, но усилие в точке артикуляции; [ 2 ] она выражает чувство человеческой решимости и инициативы и должна быть дополнена уверенностью в своих силах и непоколебимостью цели, что делает молитву движущей силой. [ 3 ]

Импликация

[ редактировать ]

Праятна подразумевает энергию ( вирья ) и энтузиазм ( утсаха ), направленные на напряженные усилия ( анустхана ) для достижения состояния равновесия ( стхити ) в ненарушаемом спокойствии ( прашанта-вахита ) под влиянием саттва-гуны . Это часть энергичного и восторженного стремления к абхьясе и действие ( крити ), вызванное желанием или волей ( иччха ), которое включает в себя физическое напряжение ( чешта ). [ 4 ] Действия бывают двух видов: i) жизненные действия, побуждаемые жизнью ( дживана-пурвака ), и ii) добровольные действия, инициированные желанием и отвращением ( иччха-двеша-пурвака ). Жизненные действия производятся непроизвольно в результате соединения «я» с внутренним органом, который зависит от «я», а все произвольные действия производятся желанием и отвращением, которые порождают достоинства и недостатки. Эмпирическое удовольствие возникает от совершения этих действий, но трансцендентное блаженство возникает от их уничтожения. Праятна («воля») находит свое наиболее полное выражение в намеренном действии. [ 5 ] [ 6 ]

Согласно школы Вайшешики Мимамсы мысли , карма — это движение или действие, в котором нет эффекта, позволяющего отличить намеренное действие от ненамеренного; карма исключает все виды умственных действий, и прайатна сама по себе не является кармой , а качеством личности, которое имеет общую черту нарушения с санкальпой («выбранное решение»). [ 7 ] Праятна («усилие») — это одна из пяти авастх («стадий действия»), а именно вторая стадия, остальные четыре — это арамбха («начало»), праптаяша («перспектива успеха»), ниятапти («перспектива успеха»). уверенность в успехе») и пхалагама или пхалайога («достижение результата»). Карья («действие») представляет собой один из трех объектов человеческого существования. Праятна («усилие») — это усилие, совершаемое с большой поспешностью, когда результат не получен. Неравномерный прогресс указывает на неравномерность этапов. [ 8 ]

Паниния-шикша утверждает, что в индийской фонетике звуки отличаются друг от друга на основе свары («ударения»), калы («времени или продолжительности»), стханы («точки артикуляции»), прайатны («манеры»). и «анупрадана» («тип фонации»), где прайатна , здесь означающая «манера», относится к тому, как физический орган, называемый карана («артикулятор») относится к точке артикуляции, спарша («контакт»), «упасамхара» («приближение»), виварта («открытие») и т. д. [ 9 ] Сукта II9 гласит:

Тульясьяпраятнам саварнам |

значение – «те, чье место произнесения и усилие равны, называются саварной или однородными буквами», то есть когда стхана («место произнесения») и прайатна («усилие») одинаковы; внутреннее усилие называется абхьянтара (их бывает четыре вида), а внешнее — бхайя . [ 10 ]

Согласно школе ньяя, существует три группы прайатны правритти , нивритти и дживанапраятна , первые две — это читта вритти , третья — это усилия, предпринимаемые людьми для поддержания жизни; в йоги философии прайатна означает – усилие дыхания, которое при практике асан должно быть плавным и регулярным, [ 11 ] а прайатна шаитхилья означает точное и равномерное взвешивание усилий и легкости; Шаитилья означает слабость, и это состояние переживается, когда вершина разума удерживает тело самостоятельно, без посторонней помощи и без усилий. [ 12 ]

Значение

[ редактировать ]

Крийя («действие») — это природа прайатны , или личного усилия, и без тела не может быть никакого усилия; Праятна — это качество, которое проявляется в воплощенном «я» и связано с манасом («умом»). [ 13 ] Чарака-сутры перечисляют гуны , начиная с пара («универсальность») и заканчивая прайатной («усилие») вместе с сартхой («чувственные качества»), в котором буддхи не фигурирует, а перечисляется отдельно. Праятна — это сознательная деятельность, которая в сочетании с желанием, антипатией, удовольствием, болью и знанием указывает на существование «я». [ 14 ]

  1. ^ Практический санскритско-английский словарь . Цифровые словари Южной Азии. п. 113.
  2. ^ Джордж Кардона (1997). Панини: Обзор исследований . Мотилал Банарсидасс. п. 197. ИСБН  9788120814943 .
  3. ^ Джулиан Ф. Вудс (19 апреля 2001 г.). Судьба и человеческая инициатива в Махабхарате . СУНИ Пресс. п. 60 103 230. ISBN  9780791449820 .
  4. ^ Радха Кумуд Мукерджи (1989). Древнеиндийское образование . Мотилал Банарсидасс. п. 305.ISBN  9788120804234 .
  5. ^ Джадунатх Синха (ноябрь 1986 г.). Индийская психология, Том 2 . Мотилал Банарсидасс. п. 495.ISBN  9788120801653 .
  6. ^ Свободная воля, свобода действий и индивидуальность в индийской философии . Издательство Оксфордского университета. 2014. с. 115. ИСБН  978-0-19-992275-8 .
  7. ^ Пушпика . Oxbow Books. 23 December 2013. pp. 153, 157. Книги Оксбоу. 23 декабря 2013 г. стр. 10–11. 153, 157. ISBN.  9781782970446 .
  8. ^ Индийская литературная критика: теория и интерпретация . Ориент Блэксван. 2002. с. 42 322. ISBN  9788125020226 .
  9. ^ Фонология: критические понятия в лингвистике Том 1 . Тейлор и Фрэнсис. 2001. с. 13. ISBN  9780415203456 .
  10. ^ Сиддханта Каумади Бхаттоджи Дикшиты . Мотилал Банарсидасс. 2003. ISBN  9788120812901 .
  11. ^ Шриватса Рамасвами (январь 2001 г.). Йога для трёх стадий жизни . Внутренние традиции. п. 96. ИСБН  9781594775864 .
  12. ^ БКСИенгар (25 октября 2001 г.). Астадала Йогамала Том . Союзное издательство. п. 79. ИСБН  9788177641783 .
  13. ^ Шьяма Кумар Чаттопадхьяй (2000). Философия Адвайта Веданты Шанкара . Саруп и сыновья. п. 245.ISBN  9788176252225 .
  14. ^ Сурендранатх Дасгупта (28 сентября 2020 г.). История индийской философии, Том 1 . Александрийская библиотека. ISBN  9781613102381 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fcb3e9335245bfe5797e6d23b326ccf8__1700650320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/f8/fcb3e9335245bfe5797e6d23b326ccf8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Prayatna - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)