Праятна
![]() | Тема этой статьи Википедии может не соответствовать общему правилу по известности . ( октябрь 2021 г. ) |
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
![]() | |
православный | |
|
|
неортодоксальный | |
|
|
Праятна означает – усилие или деятельность; он выражает чувство человеческой решимости и инициативы, но должен дополняться уверенностью в своих силах и целеустремленностью, а сочетание этих двух факторов делает его движущей силой. Праятна означает не просто «усилие», но «усилие в точке артикуляции».
Значение
[ редактировать ]Праятна ( санскрит : प्रयत्नः) означает – «усилие», «напряжение», «старание», «настойчивость», «деятельность» или «действие в целом». [ 1 ] Панини объясняет, что прайатна означает не просто усилие, но усилие в точке артикуляции; [ 2 ] она выражает чувство человеческой решимости и инициативы и должна быть дополнена уверенностью в своих силах и непоколебимостью цели, что делает молитву движущей силой. [ 3 ]
Импликация
[ редактировать ]Праятна подразумевает энергию ( вирья ) и энтузиазм ( утсаха ), направленные на напряженные усилия ( анустхана ) для достижения состояния равновесия ( стхити ) в ненарушаемом спокойствии ( прашанта-вахита ) под влиянием саттва-гуны . Это часть энергичного и восторженного стремления к абхьясе и действие ( крити ), вызванное желанием или волей ( иччха ), которое включает в себя физическое напряжение ( чешта ). [ 4 ] Действия бывают двух видов: i) жизненные действия, побуждаемые жизнью ( дживана-пурвака ), и ii) добровольные действия, инициированные желанием и отвращением ( иччха-двеша-пурвака ). Жизненные действия производятся непроизвольно в результате соединения «я» с внутренним органом, который зависит от «я», а все произвольные действия производятся желанием и отвращением, которые порождают достоинства и недостатки. Эмпирическое удовольствие возникает от совершения этих действий, но трансцендентное блаженство возникает от их уничтожения. Праятна («воля») находит свое наиболее полное выражение в намеренном действии. [ 5 ] [ 6 ]
Согласно школы Вайшешики Мимамсы мысли , карма — это движение или действие, в котором нет эффекта, позволяющего отличить намеренное действие от ненамеренного; карма исключает все виды умственных действий, и прайатна сама по себе не является кармой , а качеством личности, которое имеет общую черту нарушения с санкальпой («выбранное решение»). [ 7 ] Праятна («усилие») — это одна из пяти авастх («стадий действия»), а именно вторая стадия, остальные четыре — это арамбха («начало»), праптаяша («перспектива успеха»), ниятапти («перспектива успеха»). уверенность в успехе») и пхалагама или пхалайога («достижение результата»). Карья («действие») представляет собой один из трех объектов человеческого существования. Праятна («усилие») — это усилие, совершаемое с большой поспешностью, когда результат не получен. Неравномерный прогресс указывает на неравномерность этапов. [ 8 ]
Паниния-шикша утверждает, что в индийской фонетике звуки отличаются друг от друга на основе свары («ударения»), калы («времени или продолжительности»), стханы («точки артикуляции»), прайатны («манеры»). и «анупрадана» («тип фонации»), где прайатна , здесь означающая «манера», относится к тому, как физический орган, называемый карана («артикулятор») относится к точке артикуляции, спарша («контакт»), «упасамхара» («приближение»), виварта («открытие») и т. д. [ 9 ] Сукта II9 гласит:
- Тульясьяпраятнам саварнам |
значение – «те, чье место произнесения и усилие равны, называются саварной или однородными буквами», то есть когда стхана («место произнесения») и прайатна («усилие») одинаковы; внутреннее усилие называется абхьянтара (их бывает четыре вида), а внешнее — бхайя . [ 10 ]
Согласно школе ньяя, существует три группы прайатны — правритти , нивритти и дживанапраятна , первые две — это читта вритти , третья — это усилия, предпринимаемые людьми для поддержания жизни; в йоги философии прайатна означает – усилие дыхания, которое при практике асан должно быть плавным и регулярным, [ 11 ] а прайатна шаитхилья означает точное и равномерное взвешивание усилий и легкости; Шаитилья означает слабость, и это состояние переживается, когда вершина разума удерживает тело самостоятельно, без посторонней помощи и без усилий. [ 12 ]
Значение
[ редактировать ]Крийя («действие») — это природа прайатны , или личного усилия, и без тела не может быть никакого усилия; Праятна — это качество, которое проявляется в воплощенном «я» и связано с манасом («умом»). [ 13 ] Чарака-сутры перечисляют гуны , начиная с пара («универсальность») и заканчивая прайатной («усилие») вместе с сартхой («чувственные качества»), в котором буддхи не фигурирует, а перечисляется отдельно. Праятна — это сознательная деятельность, которая в сочетании с желанием, антипатией, удовольствием, болью и знанием указывает на существование «я». [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Практический санскритско-английский словарь . Цифровые словари Южной Азии. п. 113.
- ^ Джордж Кардона (1997). Панини: Обзор исследований . Мотилал Банарсидасс. п. 197. ИСБН 9788120814943 .
- ^ Джулиан Ф. Вудс (19 апреля 2001 г.). Судьба и человеческая инициатива в Махабхарате . СУНИ Пресс. п. 60 103 230. ISBN 9780791449820 .
- ^ Радха Кумуд Мукерджи (1989). Древнеиндийское образование . Мотилал Банарсидасс. п. 305.ISBN 9788120804234 .
- ^ Джадунатх Синха (ноябрь 1986 г.). Индийская психология, Том 2 . Мотилал Банарсидасс. п. 495.ISBN 9788120801653 .
- ^ Свободная воля, свобода действий и индивидуальность в индийской философии . Издательство Оксфордского университета. 2014. с. 115. ИСБН 978-0-19-992275-8 .
- ^ Пушпика . Oxbow Books. 23 December 2013. pp. 153, 157. Книги Оксбоу. 23 декабря 2013 г. стр. 10–11. 153, 157. ISBN. 9781782970446 .
- ^ Индийская литературная критика: теория и интерпретация . Ориент Блэксван. 2002. с. 42 322. ISBN 9788125020226 .
- ^ Фонология: критические понятия в лингвистике Том 1 . Тейлор и Фрэнсис. 2001. с. 13. ISBN 9780415203456 .
- ^ Сиддханта Каумади Бхаттоджи Дикшиты . Мотилал Банарсидасс. 2003. ISBN 9788120812901 .
- ^ Шриватса Рамасвами (январь 2001 г.). Йога для трёх стадий жизни . Внутренние традиции. п. 96. ИСБН 9781594775864 .
- ^ БКСИенгар (25 октября 2001 г.). Астадала Йогамала Том . Союзное издательство. п. 79. ИСБН 9788177641783 .
- ^ Шьяма Кумар Чаттопадхьяй (2000). Философия Адвайта Веданты Шанкара . Саруп и сыновья. п. 245.ISBN 9788176252225 .
- ^ Сурендранатх Дасгупта (28 сентября 2020 г.). История индийской философии, Том 1 . Александрийская библиотека. ISBN 9781613102381 .