римский цензор
![]() |
---|
Периоды |
|
Конституция |
Политические институты |
Сборки |
Обычные судьи |
Чрезвычайные судьи |
Публичное право |
Последняя консультация Сената |
Титулы и почести |
Цензор , был магистратом в Древнем Риме который отвечал за проведение переписи , надзор за общественной моралью и надзор за некоторыми аспектами государственных финансов. [ 1 ]
Установленная во времена Римской республики власть цензора была ограничена по предмету, но абсолютна в пределах своей сферы: в вопросах, отведенных цензорам, ни один магистрат не мог противостоять его решениям, и только другой цензор, сменивший его, мог отменить эти решения. Цензорам также были предоставлены необычно длительные сроки полномочий; в отличие от других выборных должностей республики, срок которых (за исключением некоторых священников, избираемых пожизненно) составлял 12 месяцев или меньше, срок полномочий цензоров обычно составлял от 18 месяцев до 5 лет (в зависимости от эпохи). Таким образом, цензорат был очень престижен, предшествовал всем другим обычным магистратурам по достоинству, если не по власти, и предназначался, за редкими исключениями, для бывших консулов . Таким образом, достижение цензуры можно было бы считать высшим достижением римского политика на cursus Honorum . Однако магистратура как обычная должность не пережила переход от Республики к Империи .
Цензурное регулирование общественной морали является источником современного значения слов цензура и цензура . [ 2 ]
Ранняя история магистратуры
[ редактировать ]Перепись была впервые учреждена Сервием Туллием , шестым царем Рима , ок. 575–535 гг. до н.э. После отмены монархии и основания республики в 509 г. до н.э. консулы несли ответственность за перепись населения до 443 г. до н.э. [ 3 ] В 442 г. до н. э. консулы не избирались, а вместо них были назначены трибуны с консульскими полномочиями. Это был шаг плебеев , направленных на получение высших должностей магистратуры: [ нужна ссылка ] только патриции Консулами могли быть избраны , а некоторые военные трибуны были плебеями. Чтобы предотвратить возможность получения плебеями контроля над переписью, патриции отстранили право проведения переписи от консулов и трибунов и назначили для этой обязанности двух магистратов, называемых цензорами (цензорами), избираемых исключительно из числа патрициев в Риме. [ 3 ]
Магистратура продолжала контролироваться патрициями до 351 г. до н.э., когда Гай Марций Рутил был назначен первым плебейским цензором. [ 4 ] Двенадцать лет спустя, в 339 г. до н. э., один из законов Публилиана требовал, чтобы один цензор был плебеем. [ 5 ] Несмотря на это, ни один плебейский цензор не проводил торжественного очищения народа ( люстр ; Ливий Периохии 13) до 280 г. до н. э. В 131 г. до н.э. оба цензора впервые оказались плебеями. [ 6 ]
Причиной наличия двух цензоров было то, что два консула ранее проводили перепись вместе. Если один из цензоров умирал во время своего пребывания в должности, на его место выбирался другой, как и в случае с консулами. Это произошло только один раз, в 393 году до нашей эры. Однако галлы захватили Рим , и после этого римляне расценили такую замену как «преступление против религии». в этот период (пятилетний период) [ 7 ] С этого момента, если один из цензоров умирал, его коллега уходил в отставку, а на его место выбирались два новых цензора. [ 8 ]
Должность цензора была ограничена восемнадцатью месяцами законом, предложенным диктатором Мамерком Эмилием Мамеркином . [ 9 ] Во время цензуры Аппия Клавдия Цека (312–308 до н.э.) престиж цензуры резко возрос. Цек построил первую в истории римскую дорогу ( Виа Аппиа ) и первый римский акведук ( Аква Аппиа ), названные в его честь. [ 10 ] Он изменил организацию римских племен и был первым цензором, составившим список сенаторов . Он также выступал за основание римских колоний на всей территории Лациума и Кампании для поддержки римских военных усилий во Второй Самнитской войне . Благодаря этим усилиям и реформам Аппий Клавдий Цек смог удержать цензуру в течение всего люструма (пятилетнего периода), а должность цензора, на которую впоследствии были возложены различные важные обязанности, в конечном итоге достигла одного из самых высоких политических статусов в Римской империи. Республика, уступающая только консульской. [ нужна ссылка ]
Выборы
[ редактировать ]Цензоры избирались на Центуриатном собрании , которое собиралось под председательством консула. [ 11 ] Бартольд Нибур предполагает, что цензоры сначала были избраны Ассамблеей Куриата и что выбор Ассамблеи был подтвержден Центуриатом, но Уильям Смит полагает, что «это предположение не имеет никаких оснований, и его истинность полностью зависит от правильности взглядов [Нибура] относительно выборов консулов». Оба цензора должны были быть избраны в один и тот же день, и соответственно, если голосование за второго не было окончено в тот же день, выборы первого признавались недействительными и приходилось проводить новое собрание. [ 12 ]
Собрание по выборам цензоров проводилось под другой эгидой , чем собрание при выборах консулов и преторов , поэтому цензоры не считались своими коллегами, хотя они также обладали maxima auspicia . [ 13 ] Собрание было проведено новыми консулами вскоре после начала срока их полномочий; [ 14 ] и цензоры, как только они были избраны и цензурная власть была предоставлена им декретом Собрания центуриатов ( lex centuriata ), полностью вступали в свои должности. [ 15 ]
Как правило, на должность цензора имели право только те, кто ранее был консулами, но было несколько исключений. Поначалу не существовало закона, запрещающего дважды подвергать человека цензуре, но единственным человеком, который был избран на эту должность дважды, был Гай Марций Рутил в 265 г. до н.э. В том же году он издал закон, гласивший, что никто не может быть избран цензором дважды. Вследствие этого он прозвище Цензорина получил . [ 16 ]
Атрибуты
[ редактировать ]Цензура отличалась от всех других римских магистратур продолжительностью полномочий. Цензоры первоначально избирались на весь люструм (сроком на пять лет), но уже через десять лет после его учреждения (433 г. до н.э.) их должность была ограничена восемнадцатью месяцами по закону диктатора Мамерка Эмилия Мамерцина . [ 9 ] Цензоры также были уникальными по рангу и достоинству. У них не было империи и, соответственно, не было ликторов . [ 17 ] Их звание было присвоено им Центуриатным собранием, а не куриями , и в этом отношении они уступали по власти консулам и преторам. [ 18 ]
Несмотря на это, цензура считалась высшим достоинством в государстве, за исключением диктатуры ; это была «священная магистратура» ( sancus magistratus ), которой полагалось глубочайшее почитание. [ 19 ] Высокий ранг и достоинство, которые приобрела цензура, были обусловлены различными важными обязанностями, возложенными на нее постепенно, и особенно наличием режима морум , или общего контроля над поведением и нравственностью граждан. При осуществлении этой власти они руководствовались исключительно своими собственными взглядами на долг и не несли ответственности ни перед какой другой властью в государстве. [ 20 ]
Цензоры имели официальный табурет под названием « курульное кресло » ( sella curulis ). [ 21 ] но существуют некоторые сомнения относительно их официальной одежды. Известный отрывок Полибия [ 22 ] описывает использование представлений на похоронах; с пурпурной каймой мы можем заключить, что консул или претор носил тогу praetexta , тот, кто одержал победу, — вышитую тогу пикта , а цензор — свойственную ему пурпурную тогу, но другие писатели говорят об их официальной одежде как о такой же, как у другие высшие судьи. [ 23 ] Похороны цензора всегда проводились с большой помпой и пышностью, и потому «цензурные похороны» ( funus censorium ) назначались даже императорам. [ 24 ]
Отмена
[ редактировать ]Цензура существовала в течение 421 года, с 443 г. до н.э. по 22 г. до н.э., но за этот период многие люстры прошли вообще без выбора какого-либо цензора. Согласно одному заявлению, должность была упразднена Луцием Корнелием Суллой . [ 25 ] Хотя авторитет, на котором основано это утверждение, не имеет большого веса, сам факт вероятен, поскольку переписи населения не проводилось в течение двух люстр , прошедших с диктатуры Суллы до Гнея Помпея Великого (Помпея) первого консульства (82–70 до н.э.). ), и любое строгое «навязывание морали» было бы сочтено неудобным для аристократии, поддерживавшей Суллу. [ нужна ссылка ]
Если цензура и была отменена Суллой, то она, во всяком случае, была восстановлена при консульстве Помпея и Марка Лициния Красса . Его власть была ограничена одним из законов трибуна Публия Клодия Пульхера (58 г. до н.э.), который предписывал определенные регулярные формы разбирательства перед цензорами при изгнании человека из римского сената и требовал, чтобы цензоры были согласны требовать этого. наказание. [ 26 ] Этот закон, однако, был отменен во время третьего консульства Помпея в 52 г. до н.э. по настоянию его коллеги Кванта Цецилия Метелла Сципиона , [ 27 ] но служба цензуры так и не восстановила свою прежнюю силу и влияние. [ 28 ]
Во время гражданских войн последовавших вскоре цензоры не избирались; только после длительного перерыва они были назначены снова, а именно в 23 г. до н.э., когда Август поручил Луцию Мунацию Планку и Эмилию Лепиду Павлу занять эту должность. [ 29 ] Это был последний раз, когда такие магистраты назначались; императоры в будущем исполняли свои обязанности под именем Praefectura Morum («префект нравственности»). [ 28 ]
Некоторые императоры иногда называли себя цензорами, когда проводили перепись римского народа; так было и с Клавдием старшего Луция Вителлия , , который назначил своим коллегой [ 30 ] и с Веспасианом , который также имел соратника в лице своего сына Тита . [ 31 ] Домициан принял титул «вечного цензора» ( censor perpetuus ), [ 32 ] но этому примеру не подражали последующие императоры. В царствование Деция старший Валериан был выдвинут в цензоры, но отказался от этой должности. [ 33 ] [ 34 ]
Обязанности
[ редактировать ]Обязанности цензоров можно разделить на три класса, все из которых были тесно связаны друг с другом:
- Перепись lectio , или реестр граждан и их имущества, в который включалось чтение сенатских списков ( senatus ) и признание тех, кто имел право на получение всаднического звания ( recognitio equitum );
- Regimen Morum , или соблюдение общественной морали; и
- Управление государственными финансами, к которому относились надзор за общественными зданиями и возведение всех новых общественных сооружений. [ 35 ]
Первоначально деятельность цензуры носила гораздо более ограниченный характер и почти полностью сводилась к проведению переписи населения. [ 36 ] но обладание этой властью постепенно принесло с собой новую власть и новые обязанности, как показано ниже. Общий взгляд на эти обязанности кратко выражен в следующем отрывке Цицерона: [ 37 ] « Цензоры населения избегают, wekes, семьи, денежная перепись: urbis храм, дороги, воды, эрариум, vectigalia смерть: части населения в племенах distribunto: exin pecunias, избегает, приказывает патиунто: equitum, peditumque описанная проблема: caelibes этот запрет: подсчет нравов населения : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : : prorum in senatu ne relinquunto: «Цензоры должны определить поколения, происхождение, семьи и имущество людей, которых они должны (присматривать/защищать) городские храмы, дороги, воды, казну; а также налоги, которые они должны делить. народ делится на три части: они должны (разрешить/одобрить) свойства, поколения; и они должны описывать потомков рыцарей и пехотинцев;
Перепись
[ редактировать ]
первая и главная обязанность цензоров, всегда проводилась на поле , а с 435 года до н Перепись , . Марсовом Фурий Пацил Фус и Марк Геганий Мацерин . [ 38 ] Отчет о формальностях, с которыми была начата перепись, дан во фрагменте Tabulae Censoriae , сохранившемся Варроном. [ 39 ] После того, как покровительство было принято, глашатай вызвал граждан предстать перед цензорами. Каждое племя призывалось отдельно, [ 40 ] и имена в каждом племени, вероятно, брались по спискам, заранее составленным трибунами племен. Каждый pater familias должен был лично предстать перед цензорами, которые сидели на своих курульных стульях , и первыми назывались те имена, которые считались добрыми предзнаменованиями, такие как Валерий , Сальвий, Статорий и т. д. [ 41 ]
Перепись проводилась по решению цензора ( ad arbrium censoris ), но цензоры устанавливали определенные правила: [ 42 ] иногда называемые населения законами переписи [ 43 ] в котором упоминались различные виды имущества, подлежащего переписи, и каким образом определялась их стоимость. По этим законам каждый гражданин должен был дать отчет за себя, свою семью и свое имущество под присягой, «заявленной от сердца». [ 44 ] Сначала он должен был назвать свое полное имя ( преномен , номен и когномен ) и имя своего отца или, если он был libertus («вольноотпущенник»), имя своего покровителя , а также он был обязан указать свой возраст. Затем его спросили: «Ты от всего сердца заявляешь, есть ли у тебя жена?» и если он женился, он должен был назвать имя своей жены, а также количество, имена и возраст своих детей, если таковые имеются. [ 45 ] Одиноких женщин и сирот представляли их опекуны; их имена были занесены в отдельные списки и в общую сумму голов они не входили. [ 46 ]
После того как гражданин назвал свое имя, возраст, семью и т. д., он должен был дать отчет обо всем своем имуществе, поскольку оно подлежало переписи. ) подлежало только то Переписи ( censui censendo , что являлось собственностью по квиритарному закону. Поначалу кажется, что каждый гражданин просто указал стоимость всего своего имущества вообще, не вдаваясь в подробности; [ 47 ] но вскоре вошло в практику давать подробное описание каждой статьи, а также общую ценность целого. [ 48 ] Земля составляла важнейшую статью переписи, но общественная земля, владение которой принадлежало только гражданину, исключалась как не являвшаяся квиритарной собственностью. Судя по практике имперского периода, существовал обычай давать самую подробную характеристику всей такой земли, находящейся в собственности гражданина в соответствии с квиритарным законом. Он должен был указать название и расположение земли, а также указать, какая ее часть была пахотной, какой луг, какой виноградник и какая оливковая земля; и для описанной таким образом земли он должен был дать свою оценку ее стоимости. . [ 49 ]
Рабы и крупный рогатый скот составляли следующую по значимости статью. Цензоры также имели право требовать возврата таких вещей, которые обычно не сдавались, например одежды, драгоценностей и экипажей. [ 50 ] Некоторые современные авторы сомневались в том, что цензоры обладали правом устанавливать более высокую оценку собственности, чем сами граждане, но, учитывая дискреционный характер полномочий цензоров и почти существовавшую необходимость предотвратить мошенничество, что право на взимание надбавки должно принадлежать чьим-то рукам, вероятно, цензоры обладали этим правом. Более того, прямо указано, что однажды они установили непомерную надбавку на предметы роскоши; [ 50 ] и даже если они не записывали в свои книги имущество человека по более высокой стоимости, чем он его возвращал, они добивались той же цели, заставляя его платить налог на имущество по более высокой ставке, чем другие. Налог обычно составлял один на тысячу имущества, внесенного в книги цензоров, но однажды цензоры заставили человека заплатить восемь на тысячу в качестве наказания. [ 51 ]
Лицо, добровольно не присутствовавшее на переписи, считалось переписным и подлежало самому строгому наказанию. Говорят, что Сервий Туллий угрожал таким людям тюремным заключением и смертью. [ 52 ] а в республиканский период государство могло продать его в рабство. [ 53 ] В более поздний период республики лицо, отсутствовавшее при переписи, могло быть представлено другим и, таким образом, быть зарегистрировано цензорами. [ 54 ] Неизвестно, должны ли были назначать представителя солдаты, отсутствовавшие на службе. В древние времена внезапные войны помешали проведению переписи населения. [ 55 ] потому что большое количество граждан обязательно будет отсутствовать. Предполагается, что это отрывок из Ливия. [ 56 ] что в более поздние времена цензоры посылали в провинции комиссаров с полными полномочиями для проведения там переписи римских солдат, но это, по-видимому, был особый случай. Напротив, это вполне вероятно, если судить по тому, как Цицерон ссылается на отсутствие Архия в Риме с армией под командованием Лукулла как на достаточную причину того, что он не был включен в перепись, [ 57 ] что служба в армии была уважительным оправданием отсутствия.

После того как цензоры получили имена всех граждан с указанием суммы их имущества, они должны были затем составить списки племен, а также сословий и центурий; ибо по законодательству Сервия Туллия положение каждого гражданина в государстве определялось размером его имущества ( Comitia Centuriata ). Эти списки составляли важнейшую часть Tabulae Censoriae , под названием которой были включены все документы, так или иначе связанные с исполнением обязанностей цензоров. [ 58 ] Эти списки, поскольку они были связаны с финансами государства, хранились в аэрарии , находившемся в храме Сатурна ; [ 59 ] но обычным хранилищем всех архивов цензуры в прежние времена был Атриум Либертатис , недалеко от Публичной виллы, [ 60 ] а в более поздние времена – храм нимф. [ 61 ]
Кроме деления граждан на племена, столетия и классы, цензоры должны были также составить списки сенаторов на последующие пять лет или до назначения новых цензоров, вычеркивая имена тех, кого они считали недостойными, и внесение дополнений в тело из тех, кто был квалифицирован. Таким же образом они провели проверку всадников, получивших лошадь из государственных средств ( equites equo publico ), и добавляли и удаляли имена по своему усмотрению. Они также утвердили сенат принцепса или назначили нового. Сам принцепс должен был быть бывшим цензором. После составления списков подсчитывалось число граждан и объявлялась общая сумма. Соответственно, мы находим, что в отчете о переписи обыкновенно также указывается и число граждан. О них в таких случаях говорят как capita («головы»), иногда с добавлением слова civium («граждан»), а иногда нет. Следовательно, быть зарегистрированным в переписи было то же самое, что «иметь голову» ( иметь голову ).
Перепись за пределами Рима
[ редактировать ]Перепись иногда проводилась в провинциях, даже при республике. [ 62 ] император послал в провинции особых чиновников, называемых центорами ; Для проведения переписи [ 63 ] но иногда этот долг исполняли императорские легаты . [ 64 ] Центорам помогали подчиненные офицеры, называемые ценсуалами , которые составляли списки и т. д. [ 65 ] В Риме перепись производилась еще при Империи, но старые церемонии, связанные с ней, уже не совершались, а церемония люстрации не совершалась после времен Веспасиана . Юристы Паулюс и Ульпиан написали работы о переписи населения в имперский период; и несколько выдержек из этих сочинений приведены в главе «Сборника » (50 15).
Другие варианты использования переписи
[ редактировать ]Слово «перепись» , помимо общепринятого значения «оценки» имущества человека, имеет в Риме и другое значение; это может относиться к:
- количество имущества человека (отсюда мы читаем census senatorius , имущество сенатора; census equestris , имущество всадника ) .
- списки цензоров.
- налог, который зависел от оценки при переписи. Лексиконы предоставят примеры этих значений.
Правило поведения
[ редактировать ]Поддержание общественной морали ( режим морум , или в Империи кура морум или префектура морум ) было второй по значимости отраслью обязанностей цензоров, и именно поэтому их должность была одной из самых почитаемых и самых страшных; поэтому они были также известны как castigatores («каратели»). Оно, естественно, выросло из имевшегося у них права исключать лиц из списков граждан; ибо, как было хорошо замечено, «они, во-первых, были бы единственными судьями во многих фактических вопросах, например, имел ли гражданин квалификацию, требуемую законом или обычаем для звания, на которое он претендовал, или был ли он когда-либо подвергался какому-либо судебному приговору, что сделало его позорным: но оттуда, по римским понятиям, был легко перейти к решению вопросов права, например, действительно ли гражданин достоин сохранения своего звания или нет; совершил какой-то поступок столь же справедливо унижающие достоинство, как и те, кто понес наказание по закону».
Таким образом, цензоры постепенно взяли на себя, по крайней мере номинально, полный контроль над всей общественной и частной жизнью каждого гражданина. Они были созданы как хранители общественной морали; они должны были не просто предотвращать преступления или отдельные акты безнравственности, но, скорее, поддерживать традиционный римский характер, этику и привычки ( mos majorum ) — режим морум также включал в себя защиту традиционных обычаев, [ 66 ] который во времена Империи назывался кура («надзор») или префектура («командование»). Наказание, налагаемое цензорами при исполнении этой отрасли своих обязанностей, называлось nota («знак, буква») или notatio , или animadversio censoria («цензурный упрек»). Причиняя его, они руководствовались только своим сознательным убеждением в долге; они должны были принести клятву, что не будут действовать предвзято, ни пристрастно; и, сверх того, они обязаны были в каждом случае указывать в своих списках напротив имени виновного гражданина причину примененного к нему наказания, subscriptio censoria . [ 67 ]
Эта часть цензуры наделяла их своеобразной юрисдикцией, которая во многих отношениях напоминала выражение общественного мнения в новое время; ибо существует бесчисленное множество действий, которые, хотя и признаны всеми вредными и аморальными, тем не менее не подпадают под действие позитивных законов страны; как часто говорят, «безнравственность не равна незаконности». Даже в случаях реальных преступлений позитивные законы часто наказывают только за конкретное преступление, в то время как по общественному мнению преступник, даже после того, как он подвергся наказанию, все еще неспособен претендовать на определенные почести и отличия, которые предоставляются только лицам с незапятнанным характером.
Следовательно, римские цензоры могли заклеймить человека своим «цензурным знаком» ( nota censoria ) в случае, если он был осужден за преступление в обычном суде и уже понес за это наказание. Последствием такой ноты была лишь позор , а не позор . [ 68 ] Infamia и приговор цензуры не были judicium или res judicata . [ 69 ] поскольку его последствия не были продолжительными, но могли быть устранены следующими цензорами или lex (примерно «закон»). Более того, цензурная отметка не действовала до тех пор, пока не было согласия обоих цензоров. была Таким образом , игномия лишь временным понижением статуса, которое, судя по всему, даже не лишало магистрата его должности. [ 70 ] не дисквалифицировал лиц, работавших под его началом, за получение магистратуры, за назначение судьями претора и, конечно же , или за службу в римской армии . Таким образом, Мамерк Эмилий Мамеркин , несмотря на упреки цензоров ( animadversio censoria ), стал диктатором . [ 71 ]
Человек мог быть заклеймен цензурным клеймом в различных случаях, указать которые было бы невозможно, так как в очень многих случаях это зависело от усмотрения цензоров и взгляда, который они принимали на дело; а иногда даже одна группа цензоров упускала из виду правонарушение, которое сурово наказывалось их преемниками. [ 72 ] Но преступления, за которые зафиксировано наказание цензуры, имеют тройную природу.
- Такие, как происходили в частной жизни отдельных лиц:
- Жизнь в безбрачии в то время, когда человеку следует вступить в брак, чтобы обеспечить государство гражданами. [ 73 ] Обязательство вступить в брак часто внушалось гражданам цензорами, а отказ от его выполнения наказывался штрафом ( aes uxorium ).
- Расторжение брака или обручения ненадлежащим образом или по недостаточным причинам. [ 74 ]
- Неправильное поведение по отношению к жене или детям, а также резкость или слишком большая снисходительность к детям и непослушание последних родителям. [ 75 ]
- Непомерный и роскошный образ жизни или непомерная трата денег. Записано очень много подобных случаев. [ 76 ] Позднее были приняты leges sumptuariae, чтобы остановить растущую любовь к роскоши.
- Пренебрежение и небрежность в обработке своих полей. [ 77 ]
- Жестокость по отношению к рабам или клиентам. [ 78 ]
- Занятие сомнительной профессией или занятием, [ 79 ] например, игра в театре. [ 80 ]
- Охота за наследием, ограбление сирот и т. д.
- Преступления, совершенные в общественной жизни либо в качестве государственного должностного лица, либо против судей, -
- Если магистрат действовал способом, не соответствующим его должностному достоинству, если он был доступен для взяток или подделывал покровительство. [ 81 ]
- Ненадлежащее поведение по отношению к магистрату или попытка ограничить его власть или отменить закон, который цензоры сочли необходимым. [ 82 ]
- Лжесвидетельство. [ 83 ]
- Пренебрежение, непослушание и трусость солдат в армии. [ 84 ]
- Содержание equus publicus (лошади, которую патрицианская конная милиция держит за государственный счет) в плохом состоянии.
- Различные действия или занятия, которые считались вредными для общественной морали, могли быть запрещены указом. [ 85 ] а те, кто действовал вопреки таким указам, были заклеймены нотой и унижены. Перечень преступлений, за которые цензоры могли бы наказать бесславием , см. у Нибура . [ 86 ]
Лицо, заклейменное nota censoria , могло, если считало себя обиженным, попытаться доказать цензорам свою невиновность. [ 87 ] а если ему это не удастся, он может попытаться заручиться защитой одного из цензоров, чтобы тот мог заступиться за него.
Наказания
[ редактировать ]Наказания, налагаемые цензорами, обычно различались в зависимости от положения, которое занимал человек, хотя иногда человек высшего ранга мог понести все наказания сразу, будучи пониженным до низшего класса граждан. Наказания обычно делятся на четыре класса:
- Motio («удаление») или ejectio e senatu («изгнание из Сената»), или исключение человека из рядов сенаторов. Этим наказанием могло быть либо простое исключение из списка сенаторов, либо человек мог одновременно быть исключен из племени и понижен в звании до эрария . [ 88 ] Последний курс, похоже, применялся редко; обычный способ применения наказания был просто таким: цензоры в своих новых списках опускали имена тех сенаторов, которых они хотели исключить, а при публичном чтении этих новых списков тихо опускали имена тех, кому больше не следовало быть избранными. сенаторы. Следовательно, выражение praeteriti senatores («сенаторы, прошедшие мимо») эквивалентно e senatu ejecti (те, кто исключен из Сената). [ 89 ] Однако в некоторых случаях цензоры не соглашались на этот простой способ действий, а обращались к отмеченному ими сенатору и публично упрекали его за его поведение. [ 90 ] Поскольку в обычных случаях бывший сенатор не был дисквалифицирован из-за своей позорной должности за занятие какой-либо из магистратур, открывавших путь в Сенат, он мог при следующей переписи снова стать сенатором. [ 91 ]
- Ademptio equi , или изъятие финансируемой государством лошади у наездника . Это наказание также могло быть простым или сочетаться с исключением из племени и понижением до ранга эрария . [ 92 ]
- Motio e tribu , или исключение человека из своего племени. Это наказание и понижение до ранга эрария первоначально были одним и тем же, но когда с течением времени было проведено различие между сельскими или деревенскими племенами и городскими племенами, motio e tribu переводил человека из деревенских племен в менее почтенные городские племена, и если дальнейшее понижение до ранга эрария сочеталось с motio e tribu , то это всегда прямо оговаривалось. [ 93 ]
- Четвертое наказание называлось «referre in aerarios». [ 94 ] или сделать какого-нибудь казначея , [ 95 ] и могло быть применено к любому человеку, который, по мнению цензоров, заслуживал этого. Это унижение, собственно говоря, включало в себя и все остальные наказания, ибо всадник не мог быть сделан эрарием, если он предварительно не был лишен своей лошади, а член деревенского племени не мог быть сделан эрарием, если он предварительно не был исключен из него. [ 96 ]
Именно эта власть римских цензоров в конечном итоге превратилась в современное значение слов «цензура» и « цензура », т.е. чиновников, которые проверяют опубликованные материалы и запрещают публикацию материалов, которые считаются противоречащими «общественной морали», как этот термин используется. интерпретируются в данной политической и социальной среде.
Управление финансами государства
[ редактировать ]Управление государственными финансами было еще одной частью цензуры. Во-первых, трибутум , или налог на имущество, должен был уплачиваться каждым гражданином в соответствии с количеством его имущества, зарегистрированным в переписи, и, соответственно, регулирование этого налога, естественно, подпадало под юрисдикцию цензоров. [ 97 ] Они также контролировали все остальные доходы государства, vectigalia , такие как десятина, выплачиваемая за общественные земли, соляные работы, рудники, таможню и т. д.
Цензоры обычно продавали с аукциона тому, кто предложил самую высокую цену за пространство люструма, сбор десятины и налогов ( откупное земледелие ). Этот аукцион назывался venditio или locatio и, судя по всему, проводился в марте. [ 98 ] в общественном месте в Риме [ 99 ] Условия, на которых они сдавались в аренду, а также права и обязанности покупателей были определены в leges censoriae , которые цензоры публиковали в каждом случае до начала торгов. [ 100 ] Более подробную информацию см. в Publicani .
Цензоры также обладали правом, хотя, вероятно, не без согласия Сената, навязывать новые вектигалии . [ 101 ] и даже о продаже земли, принадлежащей государству. [ 102 ] Таким образом, казалось бы, что обязанностью цензоров было составить бюджет на пятилетний период и позаботиться о том, чтобы доходы государства были достаточными для покрытия его расходов в этот период. Частично их обязанности напоминали обязанности современного министра финансов . Цензоры, однако, не получали доходов государства. Все государственные деньги вносились в аэрарий , который целиком находился в ведении Сената; и все выплаты производились по приказу этого органа, который нанимал квесторов в качестве своих должностных лиц.
Надзор за общественными работами
[ редактировать ]В одном важном отделе, общественных работах, цензорам было поручено расходовать государственные деньги (хотя фактические платежи, несомненно, производились квесторами).
Цензоры осуществляли общий надзор за всеми общественными зданиями и сооружениями ( opera publica ), и для покрытия расходов, связанных с этой частью их обязанностей, сенат назначал им определенную сумму денег или определенные доходы, которыми они были ограничены. но которые они могут в то же время использовать по своему усмотрению. [ 103 ] Они должны были следить за тем, чтобы храмы и все другие общественные здания находились в хорошем состоянии. [ 104 ] что никакие общественные места не были захвачены частными лицами, [ 105 ] и что за акведуками , дорогами , водостоками и т. д. ухаживали должным образом.
Ремонт общественных сооружений и поддержание их в надлежащем состоянии сдавались цензурой на публичных торгах тому, кто предложил самую низкую цену, точно так же, как вектигалии сдавались тому, кто предлагал самую высокую цену. Эти расходы назывались ультротрибутами , и поэтому мы часто находим вектигалии и ультротрибуты . контрастирующие друг с другом [ 106 ] Лица, взявшие на себя договор, назывались проводниками , манципесами , редемпторами , сусцепторами и т. д., а обязанности, которые они должны были исполнять, были указаны в Leges Censoriae . Цензоры должны были также контролировать расходы, связанные с поклонением богам, например, кормление священных гусей в Капитолии; эти различные задачи также выполнялись по контракту. [ 107 ] Цензоры обычно тратили большие суммы денег («безусловно, самые большие и обширные» в государстве). [ 108 ] в своих общественных работах.
Помимо поддержания существующих общественных зданий и сооружений в надлежащем состоянии, цензоры также отвечали за строительство новых, либо для украшения, либо для полезных целей, как в Риме, так и в других частях Италии, таких как храмы, базилики , театры , портики. , форумы , акведуки , городские стены , гавани, мосты, клоаки, дороги и т. д. Эти работы либо выполнялись ими совместно, либо они делили между собой деньги, которые были предоставлено им Сенатом. [ 109 ] Их сдавали подрядчикам, как и другие упомянутые выше работы, и когда они были завершены, цензоры должны были проследить, чтобы работа была выполнена в соответствии с контрактом: это называлось opus probare или in Acceptum Referre . [ 110 ]
Первая в истории римская дорога Виа Аппиа и первый римский акведук Аква Аппиа были построены под цензурой Аппия Клавдия Цека , одного из самых влиятельных цензоров.
Эдилы как также осуществляли надзор за общественными зданиями, и нелегко точно определить соответствующие обязанности цензоров и эдилов, но в целом можно отметить, что надзор эдилов имел скорее полицейский характер, тогда цензоры были более финансовыми по своей тематике.
блеск
[ редактировать ]После того как цензоры выполнили свои различные обязанности и провели пятилетнюю перепись, следовал люструм — торжественное очищение народа. Когда цензоры приступили к исполнению своих обязанностей, они тянули жребий, чтобы узнать, кто из них должен совершить это очищение; [ 111 ] но оба цензора, конечно, обязаны были присутствовать на церемонии.
Спустя долгое время после того, как римская перепись перестала проводиться, латинское слово lustrum сохранилось и было принято в некоторых современных языках в производном смысле пятилетнего периода, т. е. половины десятилетия.
Статистика переписи населения
[ редактировать ]Перепись | Количество римских граждан | Экономические кризисы | Войны | Эпидемии |
---|---|---|---|---|
508 г. до н.э. | 130,000 | |||
505–504 гг. до н.э. | ||||
503 г. до н. э. | 120,000 | |||
499 или 496 г. до н.э. | ||||
498 г. до н. э. | 150,700 | |||
493 г. до н. э. | 110,000 | |||
492–491 до н.э. | ||||
486 г. до н.э. | ||||
474 г. до н.э. | 103,000 | 474 г. до н.э. | 474 г. до н.э. | |
465 г. до н.э. | 104,714 | |||
459 г. до н.э. | 117,319 | |||
456 г. до н.э. | ||||
454 г. до н.э. | 454 г. до н.э. | |||
440–439 гг. до н.э. | ||||
433 г. до н.э. | 433 г. до н.э. | |||
428 г. до н.э. | 428 г. до н.э. | |||
412 г. до н.э. | 412 г. до н.э. | |||
400 г. до н.э. | ||||
396 г. до н.э. | ||||
392 г. до н. э. | 152,573 | 392 г. до н. э. | 392 г. до н. э. | |
390 г. до н.э. | 390 г. до н.э. | |||
386 г. до н.э. | ||||
383 г. до н.э. | 383 г. до н.э. | |||
343–341 до н. э. | ||||
340 г. до н.э. | 165,000 | 340–338 гг. до н.э. | ||
326–304 гг. до н. э. | ||||
323 г. до н.э. | 150,000 | |||
299 г. до н.э. | ||||
298–290 до н.э. | ||||
294 г. до н.э. | 262,321 | |||
293/292 г. до н.э. | ||||
289 г. до н.э. | 272,200 | |||
281 г. до н.э. | ||||
280 г. до н.э. | 287,222 | 280–275 гг. до н.э. | ||
276 г. до н.э. | 271,224 | 276 г. до н.э.? | ||
265 г. до н.э. | 292,234 | |||
264–241 до н.э. | ||||
252 г. до н.э. | 297,797 | |||
250 г. до н.э. | 250 г. до н.э. | |||
247 г. до н.э. | 241,712 | |||
241 г. до н. э. | 260,000 | |||
234 г. до н.э. | 270,713 | |||
216 г. до н. э. | 216 г. до н. э. | |||
211–210 до н.э. | 211–210 до н.э. | |||
209 г. до н.э. | 137,108 | |||
204 г. до н.э. | 214,000 | 204 г. до н.э. | ||
203 г. до н.э. | ||||
201 г. до н.э. | ||||
200 г. до н.э. | 200–195 гг. до н.э. | |||
194 г. до н.э. | 143,704 | |||
192–188 гг. до н.э. | ||||
189 г. до н. э. | 258,318 | |||
187 г. до н.э. | ||||
182–180 до н.э. | ||||
179 г. до н.э. | 258,318 | |||
176–175 до н.э. | ||||
174 г. до н.э. | 269,015 | |||
171–167 до н.э. | ||||
169 г. до н.э. | 312,805 | |||
165 г. до н.э. | ||||
164 г. до н. э. | 337,022 | |||
159 г. до н. э. | 328,316 | |||
154 г. до н.э. | 324,000 | |||
153 г. до н.э. | ||||
147 г. до н.э. | 322,000 | |||
142 г. до н.э. | 322,442 | 142 г. до н.э. | ||
138 г. до н.э. | ||||
136 г. до н.э. | 317,933 | |||
131 г. до н. э. | 318,823 | |||
125 г. до н. э. | 394,736 | |||
123 г. до н.э. | ||||
115 г. до н.э. | 394,336 | |||
104 г. до н.э. | ||||
87 г. до н.э. | ||||
86 г. до н.э. | 463,000 | |||
75 г. до н.э. | ||||
70 г. до н.э. | 910,000 | |||
67 г. до н.э. | ||||
65 г. до н.э. | ||||
54 г. до н.э. | ||||
49–46 до н.э. | ||||
43 г. до н.э. | ||||
28 г. до н. э. | 4,063,000 | |||
23–22 | 23–22 | |||
8 г. до н.э. | 4,233,000 | |||
5–6 | ||||
10 | ||||
14 г. н.э. | 4,937,000 |
См. также
[ редактировать ]- Авторитаризм
- Регистрация рождения в Древнем Риме
- Курс с отличием
- Закон Сесилии о цензуре
- Очертание Древнего Рима
- Политические институты Рима
- Поли-Виссова
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Суолахти, Дж. (1963) Римские цензоры: исследование социальной структуры (Хельсинки)
- ^ «цензура | Этимология, происхождение и значение цензуры по этимонлайну» . www.etymonline.com .
- ^ Перейти обратно: а б «Тит Ливий (Ливий), История Рима, Книга 4, глава 8» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 2 мая 2023 г.
- ^ Livy vii.22.
- ^ Ливий VIII.12.
- ^ Суизинбанк, Ханна Дж. (октябрь 2012 г.). «Цензор». Энциклопедия древней истории . дои : 10.1002/9781444338386.wbeah20027 . ISBN 9781444338386 .
- ^ Livy v.31.
- ^ Ливий vi.27, ix.34, xxiv.43, xxvii.6
- ^ Перейти обратно: а б Ливий iv.24, ix.33.
- ^ «Римляне: от деревни к империи: история Рима с древнейших времен до конца Западной империи» М. Боутрайта и др. 2-е издание. 2011.
- ^ Авл Геллий xiii.15; Ливи xl.45
- ^ Ливий ix.34.
- ^ Геллий xiii.15
- ^ Ливий xxiv.10, xxxix.41
- ^ Цицерон , из Lege Agraria II.11; Ливи xl.45.
- ^ Плутарх , Жизнь Кориолана 1; Валерий Максим iv.1 §3
- ^ Зонирование . vii.19.
- ^ Цицерон , de Lege Agraria ii.11.
- ^ Плутарх Жизнь Катона Старшего 16, Жизнь Фламиния 18, Жизнь Камилла 2, 14, Жизнь Эмилия 38; Цицерон знакомым iii.10
- ^ Дионис. в мае, Новый сб. Том. II р516; Ливий iv.24, XXIX.37; Валерий Максим VII.2 §6
- ^ Ливий xl.45.
- ^ vi.53.
- ^ Зонар. VII.19; Афины. xiv. p660c.
- ^ Тацит Анналы iv.15, xiii.2.
- ^ Школа. Гронов. к Чику. Див. в Цесиле. 3, с.384, изд. Иоганн Каспар Орелли
- ^ Кассий Дион xxxviii.13; Цицерон на 25-м заседании, пров. Минусы. 15.
- ^ Кассий Дион xl.57
- ^ Перейти обратно: а б Картрайт, Марк. «Цензор» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 13 июля 2023 г.
- ^ Светоний Жизнь Августа 37, Жизнь Клавдия 16; Кассий Дион, лив.
- ^ Светоний Жизнь Клавдия 16; Тацит Анналы xii.4, История i.9
- ^ Суэт. Оса 8, Тит. 6.
- ^ Кассий Дион liii.18
- ^ Symmach. Ep. iv.29, v.9)
- ^ Вайгель, Ричард Д. (3 августа 1998 г.). «Интернет-энциклопедия римских императоров» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2023 года . Проверено 13 июля 2023 г.
- ^ Суолахти, Дж. (1963) Римские цензоры: исследование социальной структуры (Хельсинки) 58f
- ^ Ливий iv.8.
- ^ О законах iii.3
- ^ Ливий IV 22; Варрон де Ре Рустика iii.2
- ^ О латинском языке vi.86, 87, изд. Мюллер.
- ^ Dionys. v.75.
- ^ Фест, св. Лукринус Лейк ; Схол. Боб. к Чику. для Скара с.374, изд. Орелли
- ^ Ливий iv.8, XXIX.15.
- ^ Лив. хiii.14.
- ^ Дионисий iv.15; Ливий xliii.14.
- ^ Гелл. iv.20; Цицерон де Ораторе II.64; Таб. Ираклий 142 (68); Диджеста Юстиниани 50 тит.15 с3
- ^ см . Ливий iii.3, Периохи 59.
- ^ Дионисий iv.15; Цицерон о законах iii.3; Фест, св. Цензор .
- ^ см . Цицерон за Флака. 32; Гелл. vii.11; Плутарх Жизнь Катона Старшего 18.
- ↑ Digesta Justiniani 50 тит.15 с4
- ^ Перейти обратно: а б Ливий xxxix.44; Плутарх Жизнь Катона Старшего 18.
- ^ Ливий IV.24.
- ^ Ливий i.44.
- ^ Цицерон про Цецину Орацио 34
- ^ Варро Де лингва Латина vi.86.
- ^ Ливий VI.31.
- ^ XXIX.37.
- ^ для Лициния Архиаса 5
- ^ Цицерон о законах iii.3; Лив. XXIV 18; Скорее. Кот. Майор. 16; Цик. Лег. Агр. я.2.
- ^ Лив. XXIX.37.
- ^ Лив. xliii.16, xlv.15.
- ^ Цикл. для Миля. 27.
- ^ Цицерон в Верреме II.53, 56
- ^ Копать. 50 тит. 15 с4 § 1; Кассиод. Вар. ix.11; Орелли, Инскр. Нет. 3652
- ^ Тацит Энн. я.31, ii.6
- ^ Капитолий. гордиев 12; Симмах Эп. х.43; Код. Теод. 8 гл.2.
- ^ Цицерон о законах iii.3; Ливий iv.8, xxiv.18, xl.46, xli.27, xlii.3; Светоний Жизнь Августа 27
- ^ Ливий xxxix.42; Цицерон для Клуэнция Орацио 42–48; Гелл. iv.20
- ^ Цицерон De re publica iv.6.
- ^ Цицерон для Клуэнция Орацио 42
- ^ (Ливий XXIV.18.
- ^ Ливий iv.31.
- ^ Цицерон О старости 12 лет.
- ^ Валерий Максим II.9 §1.
- ^ Валерий Максим II.9 §2.
- ^ Плутарх Жизнь Катона Старшего 17; ср. Цицерон де Ре Публика iv.6; Дионис хх.3
- ^ Ливий Периохии 14, xxxix.4; Плутарх Жизнь Катона Старшего 18; Геллий, IV.8; Валерий Максим II.9 §4
- ^ Аули Геллий iv.12; Плиний Естественная история xviii.3.
- ^ Дионисий XX.3.
- ^ Дионисий, LC
- ^ Livy vii.2.
- ^ Цицерон в Сенектуте 12; Ливи xxxix 42; Валерий Максим II. 9 § 3; Плутарх Катон Майор 17; Цицерон о гадании I. 16.
- ^ Ливий IV. 24; Цицерон де Ораторе II. 64; Валерий Максим II. 9 § 5; Геллий, IV. 20
- ^ Цицерон об Ораторе i. 13; Ливий XXIV. 18; Геллий VII. 18
- ^ Валерий Максим II. 9 § 7; Ливи XXIV. 18, XXII. 11.
- ^ Геллий, xv.11
- ^ История Рима , том. ii p399 и т. д.
- ^ обращаться к цензорам , Варрон де ре Рустика i.7
- ^ Жизнь. XXIV.18.
- ^ Ливий xxxviii.28, xxvii.11, xxxiv.44; Фест, св. Прошлое.
- ^ Ливий XXIV.18.
- ^ Цицерон для Клуэнция Орацио 42, Плутарх Жизнь Цицерона 17.
- ^ Ливий xxiv.18, 43, xxvii.11, xxix.37, xliii.16.
- ^ Лив. xlv.15, Плин. HN xviii.3.
- ^ Ливий XXIV.18; Цицерон для Клуэнция Орацио 43
- ^ Ливий xliii.43.
- ^ Ливий iv.24, xxiv.18 и т. д.
- ^ см . Ливий xxxix.44.
- ^ Макробий Сатурналии i.12
- ^ Цицерон де Lege Agraria i.3, ii.21.
- ^ Цицерон Цю. о. i.1 §12, В Верреме iii.7, О природе богов iii.19, Варрон о сельских делах ii.1
- ^ Ливий xxix.37, xl.51.
- ^ Ливий xxxii.7
- ^ Полибий VI.13; Ливий хл.46, хлив.16.
- ^ защищать священные дома и требовать, чтобы крыши оставались чистыми , Ливий xxiv.18, xxix.37, xlii.3, xlv.15
- ^ места, которые следует защищать , Ливий xlii.3, xliii.16
- ^ Ливий xxxix.44, xxxix.16
- ^ Плутарх Римские вопросы 98; » Плиния «Естественная история x.22; Цицерон для Шестой речи Roscius Amerinus 20
- ^ Полибий 6.13.3
- ^ Жизнь. хл.51, хлив.16.
- ^ Цицерон в Верреме i.57; Ливий iv.22, xlv.15; Закон Путеола с73, Спанг.
- ^ придать блеск или построить , Varro De lingua Latina vi.86; Ливий xxxix.37, xxxv.9, xxxviii.36, xxxv.10
Источники
[ редактировать ]- Брант, Пенсильвания Итальянская рабочая сила, 225 г. до н. э. – 14 г. н. э. Оксфорд, 1971 г.;
- Уайзман, Т.П. (1969). «Перепись в первом веке до нашей эры». Журнал римских исследований . 59 (1/2): 59–75. дои : 10.2307/299848 . JSTOR 299848 . S2CID 163672978 .
- Вирлуве, К. Голод и беспорядки в Риме, от зарождения республики до смерти Нерона. Рим, 1985 г.;
- Судер В., Горальчик Э. Сезонность эпидемии в Римской республике. Vitae Historicalae, Юбилейная книга, посвященная профессору Леху А. Тышкевичу к семидесятилетию со дня его рождения. Вроцлав, 2001.
- Суолахти, Дж. Римские цензоры: исследование социальной структуры. Хельсинки, 1963 год.
- Мельничук Ю. Рождение римской цензуры: Исследование древней традиции гражданского контроля Древнего Рима. - Москва, 2010 г.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1870). Словарь греческих и римских древностей . Лондон: Джон Мюррей.
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь )