Jump to content

История российской анимации

(Перенаправлено с русской анимации )

История российской анимации — это вид визуального искусства, созданный российскими аниматорами. Поскольку большая часть российской анимации для кино и телевидения была создана в советское время, ее также можно в некоторой степени назвать историей советской анимации . За пределами России это остается почти неисследованной областью кино теории и истории .

Сцена из фильма Ладисласа Старевича «Месть кинооператора» (1911).

Первым русским аниматором был Александр Ширяев , ведущий артист балета и хореограф Мариинского театра, снявший в период с 1906 по 1909 год ряд новаторских покадровых и традиционных анимационных фильмов. Он построил у себя на квартире импровизированную студию, где тщательно воссоздавал различные балеты — сначала сделав тысячи эскизов, а затем поставив их с использованием кукол ручной работы; он снимал их кадр за кадром на 17,5-мм камеру «Биокам». Ширяев не особо интересовался анимацией как видом искусства, а видел в ней инструмент изучения пластики человека. [1] [2] [3] период они были по большей части забыты В советский , упоминались лишь в воспоминаниях учеников. [3] В 1995 году их вновь открыл историк балета Виктор Бочаров, который заполучил архивы Ширяева и в 2003 году выпустил документальный фильм «Запоздалая премьера» с фрагментами различных фильмов. Все они позже были восстановлены и оцифрованы с помощью Фестиваля немого кино в Порденоне и компании Aardman Animations . [2] [4]

Вторым человеком, самостоятельно открывшим анимацию, был Владислав Старевич . Будучи дипломированным биологом, он начал создавать анимацию с забальзамированными насекомыми в образовательных целях, но вскоре осознал возможности этого материала и позже в своей жизни стал одним из бесспорных мастеров покадровой анимации . Его первые несколько фильмов, снятые в 1910 году, представляли собой мрачные комедии о семейной жизни тараканов и были настолько революционными, что принесли ему награду от Николая II в России . Он продюсировал ряд других популярных анимационных фильмов с насекомыми на студии Александра Ханжонкова , где также работал оператором и режиссером игровых фильмов, иногда сочетая живое действие с покадровой анимацией, как в « «Ночь перед Рождеством» Ночи перед Рождеством» и . Страшная месть (обе 1913 г.). Старевич уехал из России после Октябрьской революции , и на долгие годы анимационная индустрия была парализована.

После революции

[ редактировать ]
Продолжительность: 7 минут 0 секунд.
Межпланетная революция (1924 г.).

В первые годы после Октябрьской революции русская анимация оставалась неразвитой по сравнению с кино и театром . 1923 года, Агитационный короткометражный анимационный короткометражный фильм «Сегодня» снятый Дзигой Вертовым и анимированный Иваном Беляевым, стал новаторской работой, за ним последовали другие вырезки (в то время называемые «плоскими марионетками») в стиле редакционных карикатур , высмеивающих буржуазию, церковь и страны Запада, нарисованные и анимирован схематично; в их число входили фильмы и скетчи Ветрова и Александра Бушкина для «Совкино», как Советские игрушки » « такие , «Юморески» и эпизоды «Кино-Правды» . [5] [6] [7]

В 1924 году «Межрабпом-Русь» выпустила получившую признание критиков книгу Межпланетная революция » « , высмеивавшую Аэлиту . В нем также использовалась анимация вырезок наряду с художественным стилем конструктивизма , и он был разработан независимо тремя художниками — Николаем Ходатаевым , Зеноном Комиссаренко и Юрием Меркуловым , — которые возглавляли первую советскую анимационную студию во Всесоюзном техникуме кинематографии . В 1925 году за ним последовал поддерживаемый правительством « Китай в огне», созданный той же командой вместе с Иваном Ивановым-Вано , Владимиром Сутеевым и сестрами Брумберг . При длине пленки 1000 метров и частоте 14 кадров в секунду он длился по тем временам более 50 минут, что сделало его первым советским художественным анимационным фильмом и одним из первых в мире. [8] [9]

В конце 1920-х годов индустрия начала отходить от агитации. В 1927 году Меркулов, Иванов-Вано и Даниил Черкес [ ru ] поставили первый советский мультфильм, ориентированный на детей, — Сенька-африканец [ ru ] по мотивам сказки в стихах Корнея Чуковского . Сделанный на студии «Межрабпом-Русь» , он объединил в себе традиционную анимацию и некоторые сцены живого действия. [9] [10] [11] В том же году Иванов-Вано и Черкес работали над «Каток» [ ru ] , еще одним нарисованным от руки короткометражным фильмом, отличающимся характерным художественным стилем (белые линии на черном фоне). [12] Его написали и поставили Юрий Желябужский и Николай Бартрам , основатель Московского музея игрушек , который также продюсировал «Приключения Болвашки» , сочетающие живое действие и покадровую анимацию в рассказе о деревянном мальчике, похожем на Пиноккио . [5] [13] [14] Идея получила развитие в духовном преемнике — «Приключениях Братишкина» , первом советском мультсериале, созданном в период с 1928 по 1931 год Юрием Меркуловым и Александром Птушко на «Мосфильме» . [15] [16] [17]

Продолжительность: 1 минута 30 секунд.
Сцена из фильма "Джябжа" (1938).

В 1928 году Николай Ходатаев, его сестра Ольга Ходатаева и сестры Брумберг выпустили нарисованный от руки анимационный короткометражный фильм Самойдский мальчик » « , стилизованный под традиционное ненецкое искусство, который развивал драматическое повествование и использовал новаторскую технику печати на тонком целлулоиде. [8] [5] 24-минутный анимационный фильм «Приключения маленьких китайцев», в том же году Марией Бендерской , снятый можно считать возвращением к традициям Ладисласа Старевича . [9] [18]

» Михаила Цехановского ( « Пост 1929, вырезка/цел-анимация) стал одновременно возвращением к традициям конструктивизма и большим шагом вперед: он успешно экспортировался и широко демонстрировался по всему миру, а в СССР изменил восприятие анимации как искусства. форма. Он также стал первым цветным советским анимационным фильмом и одним из первых, получившим музыкальное сопровождение и озвучку Даниила Хармса . [5] [9] [19] Михаил и его жена Вера Цехановская руководили анимационной студией на «Ленфильме» где на протяжении 1930-х годов был создан ряд самобытных рисованных и покадровых фильмов, в том числе хваленая » ( Джябжа , 1938 Пащенко Мстислава « ) . [8] [20] [21] Команда активно применяла цвет, используя оригинальный процесс переноса красителя , изобретенный специалистами «Ленфильма», аналогичный Technicolor . [22]

Продолжительность: 2 минуты 26 секунд.
Сцена на базаре из «Сказки о попе и работнике его Балде» .

В 1933 году пара сотрудничала с Дмитрием Шостаковичем и Александром Введенским над первым традиционно анимационным советским полнометражным фильмом — «Сказкой о попе и его работнике Балде» , сатирической опере по мотивам сказки в стихах Александра Пушкина , стилизованной под плакаты РОСТА. . Несмотря на множество проблем, в том числе печально известные издевательства над Шостаковичем в прессе, фильм был почти закончен и хранился на Ленфильме до 1941 года, когда почти весь он был уничтожен в результате пожара, вызванного бомбардировками Ленинграда . [23] Цехановскому также приписывают изобретение графического звука наряду с Арсением Авраамовым и Евгением Шолпо [ ru ] . Им бросила вызов группа под руководством Александра Иванова [ ru ] , снявшая ряд короткометражных мультфильмов, основанных на собственной идее «звука рисованной бумаги». [24] [25]

В 1935 году Александр Птушко снял «Новый Гулливер» , один из первых в мире полнометражных анимационных фильмов, в которых детализированная покадровая анимация сочеталась с живым актером (15-летним мальчиком). В фильме было использовано от 1500 до 3000 различных кукол со съемными головами и различной мимикой, а также операторские и технические трюки. [17] [26]

Продолжительность: 27 минут 10 секунд.
«Сказка о рыбаке и рыбке» (1937) Александра Птушко .

Международный успех фильма позволил Птушко открыть на «Мосфильме » собственное «подразделение 3D-анимации» , которое одновременно работало и как школа для начинающих аниматоров. За четыре года они создали дюжину короткометражных фильмов в стиле покадровой анимации; большинство из них, такие как «Лисица и волк» [ ru ] (1936), были основаны на русском фольклоре, традиционном искусстве (с привлечением художников из Палеха ) и их можно было смотреть в полном цвете благодаря недавно изобретенному трехцветному кинопроцесс Павла Мершина [ ru ] . [22] В 1939 году Птушко поставил еще один полнометражный фильм — «Золотой ключик» по мотивам популярной советской сказки ; он также сочетал покадровую анимацию с живым действием, но в меньшей степени. [17]

В то же время Александр Алексеев, бежавший во Францию ​​во время Гражданской войны в России, разработал технологию анимации на пинскрине вместе со своей женой Клэр Паркер , которая позволяла создавать широкий спектр специальных эффектов, достигаемых за счет использования сотен тысяч булавок, образующих различные узоры. Несмотря на статус белого эмигранта в СССР, его фильмы были хорошо известны среди российских профессионалов и вдохновляли различных художников, в первую очередь Юрия Норштейна . В середине 1990-х годов дочь Алексеева посетила Москву и подарила работы отца музею Государственному кино центральному . Сегодня его помнят как патриарха российской анимации. [27] [28]

Союзмультфильм, 1936–1960.

[ редактировать ]

В сентябре 1933 года Главное управление фотокинопромышленности (ГУКФ) приказало обеспечить аниматоров помещениями и оборудованием; тем временем для создания полнометражных анимационных фильмов были наняты специализированные сценаристы. [5] Виктору Смирнову , , нью возглавлявшему корпорацию «Амкино» - йоркскую компанию, отвечающую за распространение советских фильмов в Северной Америке , было поручено изучить анимационные процессы на студиях Disney и Fleischer Studios . [5] [29] В следующем году Смирнов вернулся в Москву и основал Мастерскую экспериментальной анимации при Главном управлении фотокиноиндустрии, где он, Алексей Радаков, Владимир Сутеев и Петр Носов [ ru ] начали «разрабатывать стиль Диснея». [5] [29] В 1935 году сам Уолт Дисней киноленту с короткометражками «Три поросенка» и «Микки Маус» прислал на Московский международный кинофестиваль , которая произвела неизгладимое впечатление на советских мультипликаторов и чиновников. [5]

Продолжительность: 11 минут 3 секунды.
Почему кожа носорога морщинистая? [ ru ] Владимира Сутеева (1938).

10 июня 1936 года в Москве из небольших и относительно независимых трикфильм-подразделений «Мосфильма» , «Совкино» , «Межрабпомфильма» и студии Смирнова была создана студия «Союздетмультфильм». Через год его переименовали в «Союзмультфильм» . Администрацией студии были организованы трёхмесячные курсы переподготовки, на которых аниматоры обучались всему — от рисования и режиссуры до основ музыки и актёрского мастерства. [11] В течение четырех лет некоторые ведущие аниматоры сосредоточились на создании короткометражных фильмов в стиле Диснея, используя исключительно технику cel . [5] С 1937 года они также производили полноцветные фильмы по трехцветной пленочной технологии Павла Мершина . [22]

Продолжительность: 1 минута 20 секунд.
Сцена из спектакля «Дедушка Иван» (1939).

В 1938 году коллектив освоил и ротоскопирование , или «Эклер», как его называли в России с 1920-х годов (по названию «Эклер» видеопроектора ). Однако не всем понравилось выбранное направление, и к 1939 году многие разработали свои собственные стили. Иван Иванов-Вано поставил «Мойдодыр» [ ru ] по мотивам сказки в стихах , которую он лично оценил как важный шаг со стороны Диснея. [11] Сутеев и Ламис Бредис представили своеобразную экранизацию «Дяди Степы» , а Леонид Амальрик и Владимир Полковников [ ru ] превратили рассказы доктора Айболита в своеобразный мини-сериал, выходивший с 1939 по 1946 год и определивший «советский стиль» анимации. [30] В то же время Александр Иванов и Дмитрий Бабиченко [ ru ] совершили радикальный сдвиг в сторону агитпропа и социалистического реализма с помощью таких фильмов, как «Дед Иван» и «Военные хроники» . [31]

Вскоре после этого Лев Кулешов , тогда профессор ВГИКа , предложил Иванову-Вано открыть и возглавить при художественном факультете мастерскую, которая стала первой официальной российской мастерской, где студенты изучали искусство анимации. [32] Among Ivanov's first students were Lev Milchin , Yevgeniy Migunov and Anatoly Sazonov  [ ru ] .

Продолжительность: 3 минуты 37 секунд.
Кино-цирк Леонида Амальрика и Ольги Ходатаевой (1942).

С началом Великой Отечественной войны студия была эвакуирована в Самарканд вместе с некоторыми ведущими аниматорами, которые продолжили обучение студентов и производство фильмов, в том числе антифашистского пропагандистского характера . В 1943 году они вернулись в Москву и выпустили несколько детских фильмов, таких как «Сказка о царе Салтане» (1943) сестер Брумберг и Зимняя сказка » « ( 1945 ) Иванова-Вано — последний фильм, в котором использовалась советская трехмерная система. Процесс цветной съемки перед переходом на Agfacolor . [22] [11] К этому времени Птушко студия на «Мосфильме» была закрыта, а « студия Цехановского на Ленфильме» — разрушена бомбой, что фактически превратило «Союзмультфильм» в монополиста российской анимации.

Однако даже после войны его ресурсы были весьма ограничены. В бою погибли 19 аниматоров сравнительно небольшого коллектива «Союзмультфильма». [9] Целое поколение ленинградских аниматоров либо пропало без вести на фронтах, либо погибло во время блокады Ленинграда . [20] Другие вернулись инвалидами войны, например, Борис Дёжкин и Александр Винокуров (оба потеряли левый глаз), Борис Бутаков [ ru ], которому пуля застряла в голове, и Владимир Дегтярёв [ ru ], потерявший правую руку и научившийся работать левша. [33] Один из ведущих режиссеров Владимир Сутеев по возвращении покинул отрасль по личным причинам. [34]

Танец жар-птиц из оперы «Конек-Горбунок» (1947).

Остальные усиленно работали над подготовкой новых аниматоров; В период с 1945 по 1948 год ВГИК окончили четыре группы студентов. Они также продолжали выпускать короткометражные и художественные фильмы, которые принесли им международное признание, такие как «Потерянное письмо» (1945) и «Конек-Горбунок» использовал (1947), которые Уолт Дисней в качестве учебного пособия для своих художников. [11] [35] В 1948 году короткометражный комедийный фильм «Чемпион » [ ru ] был обвинен в « формализме » и « антропоморфизме » после времен холодной войны антидиснеевской кампании . Как вспоминал художественный руководитель Евгений Мигунов, он издевательски нарисовал фоны для своего следующего фильма максимально реалистичными, и вдруг это стало «золотым стандартом» на следующие десять лет. [29] [36] По иронии судьбы, позже он стал одним из ведущих новаторов.

С 1950 по 1960 годы подавляющее большинство анимационных фильмов представляли собой экранизации сказок под влиянием произведений Виктора Васнецова , Ивана Билибина , Михаила Врубеля , палехских и федоскинских миниатюр и других национальных стилей. Был реализован диснеевский конвейерный метод производства с четким разделением работ и полный аналог многоплоскостной камеры . Эклер ( ротоскопирование ) также приобрел популярность. [21] Согласно отчету Ивана-Вано 1951 года , это была временная мера, служившая учебным пособием для начинающих аниматоров. [37] Были задействованы многие ведущие актеры, такие как Михаил Астангов , сыгравший зверя в «Аленьком цветке» (1952). [38]

Некоторые режиссеры широко использовали этот метод, другие смешивали его с традиционной анимацией, как в «Снежной королеве » (1957) Льва Атаманова , пожалуй, самой известной работе того времени. [38] Многие сосредоточились на анималистическом искусстве , практически не используя ротоскопирование. Все это позволило ежегодно выпускать выдающиеся художественные фильмы высокой производственной ценности, такие как «Ночь перед Рождеством» (1951), «Снегурочка» (1952), «Очарованный мальчик и царевна-лягушка» (1954), «Двенадцать месяцев» (1956) и Приключения Буратино (1959).

Хрущевская оттепель

[ редактировать ]

Первые изменения произошли в 1953 году, когда на «Союзмультфильме» вновь открылось кукольное отделение. В 1954 году Евгений Мигунов вместе с инженером Семеном Этлисом сняли первый советский мультипликационный фильм со времен Александра Птушко : приключениях русского о «Карандаш и Клякса — Веселые охотники» клоуна Карандаша и его собаки. По словам Мигунова, пришлось заново изобретать весь производственный процесс. Они организовали техническую базу, сконструировали и запатентовали устройство для съемки в статике с горизонтально движущейся камерой и приставными куклами. впервые использовались шарнирные куклы и латекс. Также для изготовления кукольных лиц [36] [39]

За ними последовал Владимир Дегтярев, продюсировавший множество фильмов, таких как «Любимая красавица» (1958) и «Кто сказал мяу?» [ ru ] (1962), Роман Качанов и Анатолий Каранович [ ru ], снявшие отмеченный наградами фильм «Влюбленное облако» [ ru ] (1959), сочетающий в себе покадровую, традиционную и вырезную анимацию, Вадим Курчевский [ ru ] и Николай Серебряков, чьи стиль был отмечен обширными эстетическими поисками «сочетания реализма и барокко». [37] Сергей Образцов и его команда также сняли ряд фильмов с использованием ручных кукол. [40]

История преступления (1962).

В 1957 году Мигунов поставил Знакомые картинки « по » эскизам стендап-комика Аркадия Райкина, который также снялся в короткометражке. Особенным его делал радикальный стиль журнальных карикатур, поскольку сатира Райкина не вписывалась в «реалистическое» художественное направление. [36] [41] Вскоре другие аниматоры начали отказываться от него. В 1958 году Александра Снежко-Блоцкая выпустила экранизацию « Аркадия Гайдара, вдохновленную Сказки о Мальчише-Кибальчише» плакатами РОСТА , а Борис Степанцев и Евгений Райковский поставили постмодернистский фильм «Петя и Красная Шапочка » , . тяготевший к Тексу Эйвери . [37] [42]

В 1960–1962 годах на экраны выходит целый ряд «формалистических» полнометражных фильмов, таких как « Это я нарисовала маленького человека » сестер Брумберг , «Ключ » Льва Атаманова , «Чиполлино» Бориса Дёжкина и «Дикие лебеди» и Михаила Веры . Цехановский — первый советский широкоэкранный фильм, представивший готический стиль. [43] Иванов-Вано также открыл новые горизонты, выпустив «Летающий пролетарий» (1962), первый широкоэкранный короткометражный фильм, основанный на стихах и произведениях Владимира Маяковского , в котором использовались бумажные куклы-барельефы. [40] [44] В том же году Федор Хитрук дебютировал в качестве режиссера с примитивистской короткометражкой «История одного преступления» , рассказавшей современную историю и получившей международное признание.

Союзмультфильм, 1964–1991.

[ редактировать ]

В последующие годы многие аниматоры отвернулись от конвейерного метода производства и разработали свои отличительные стили и подходы. Количество названий выросло с середины 1960-х по 1970-е и 1980-е годы, до пятидесяти в год. [37] Мини-сериалы и антологии стали обычным явлением, а количество художественных фильмов резко сократилось.

Марка «Джуниор и Карлсон» по мотивам анимационной дилогии .

Режиссер Борис Степанцев был известен тем, что много экспериментировал. Среди его фильмов — еще одна постмодернистская комедия «Вовка в тридевятом царстве» (1965), нарисованная на стекле анимация « Песнь о соколе» (1967), очень популярная дилогия «Карлссон на крыше» (1968–1970), использовал ксерографию и адаптацию «Щелкунчика» (1973), в которой была представлена ​​знакомая история без единого произнесенного слова. [37] [42]

К новой волне присоединились и некоторые патриархи. Иванов-Вано был назначен художественным руководителем кукольного отделения, где он снял ряд покадровых фильмов, вдохновленных русским народным искусством, таких как «Левша» (1964), посвященный лубку , «Иди туда, не знаю куда» (1966), в котором использованы элементы театра райка и скомороха , «Времена года» (1969), основанные на , Чайковского двух характерных пьесах представленные как сочетание дымковской игрушки и кружева , и отмеченная наградами «Битва при Керженце» (1971), где фрески и иконы появились . жизнь. [11]

Другой уважаемый старожил Борис Дёжкин запустил популярную серию короткометражных комедийных фильмов о двух командах, соревнующихся в различных спортивных дисциплинах, таких как футбол, хоккей, лыжный спорт, бокс и так далее. Он проходил с 1963 по 1981 год и отличался динамичным фарсом , синхронизированным с музыкой. [31]

Среди наиболее политических аниматоров был Федор Хитрук , чья сатира «Человек в кадре» (1966) была вырезана цензорами. [45] и Андрей Хржановский, чей сюрреалистический фильм «Стеклянная гармошка» (1968) долгие годы лежал на полке. С другой стороны, «Каникулы Бонифация» Хитрука [ ru ] (1965), «Фильм, фильм, фильм» (1968) и трилогия о Винни-Пухе в частности имели мгновенный успех как среди детей, так и среди взрослых. [46]

Роман Качанов снял множество фильмов для детей. Начинал он с кукольной анимации, такой как «Лягушонок ищет отца» , «Варежка» и, самое известное, с сериала «Чебурашка» , превратившего Чебурашку в одного из знаковых персонажей «Союзмультфильма». В последние годы он переключился на традиционную анимацию , сняв художественный научно-фантастический фильм «Тайна третьей планеты» (1981). [37]

Приключения Маугли на российской марке.

«Приключения Маугли» Мини-сериал Романа Давыдова выходил с 1967 по 1971 год. Так же, как и «Винни-Пух» , он не задумывался как реакция на диснеевскую «Книгу джунглей» (даже первая серия разрабатывалась одновременно) и следовал оригиналу. сюжет ближе, выглядя взрослее и духовно ближе к книге. В 1973 году короткометражки были объединены в 96-минутный полнометражный фильм. [31]

Растущая популярность отрасли начала привлекать людей из других областей. Василий Ливанов , по образованию актер, окончил курсы анимации и снял несколько экспериментальных картин. Однако его самым большим успехом стал «Бременские музыканты» (1969), анимационный музыкальный фильм, на который сильно повлияли культуры рок-н-ролла и хиппи . Режиссером первой части стала Инесса Ковалевская , которая также отказалась от работы в Госкино, чтобы работать над анимационными мюзиклами. После того как она покинула проект, Ливанов снял продолжение сам . Троих главных героев озвучил ведущий советский эстрадный певец Муслим Магомаев . [31] [47]

Ну, погоди! ( Вячеслав Котёночкин 1969–1993).

В 1969 году родился самый популярный в России анимационный сериал «Ну, погоди!». Режиссер Вячеслав Котёночкин . [48] Эти, казалось бы, простые миниатюры о волке, гоняющемся за зайцем по мирам советских мультфильмов , во многом обязаны своей популярностью качественной анимации, разнообразному саундтреку и хитрым подтекстам, встроенным в их части. Оригинальный сериал выходил с 1969 по 1993 год. В середине 2000-х была предпринята неудачная попытка перезагрузки сериала. [49]

многолетний анимационный сериал-антологию «Счастливая карусель» основали Также в 1969 году Анатолий Петров и Галина Баринова . Каждая серия объединяла в себе несколько короткометражных экспериментальных фильмов таких начинающих режиссеров, как Леонид Носырев , Валерий Угаров [ ru ] , Эдуард Назаров , Геннадий Сокольский , Гарри Бардин и Александр Давыдов [ ru ] . [37]

Большинство из них впоследствии получили признание, работая в своих уникальных нишах. Анатолий Петров показал крайнюю реалистичность (близкую к фотореализму) без ротоскопии, фотографии и всякого «обманства». Его стиль был известен как «фотография» или «графическая живопись»; на протяжении многих лет он разрабатывал так называемый эффект движения глазури в 3D-среде с использованием традиционных анимационных материалов. Конечный результат был близок к продвинутой компьютерной графике задолго до ее изобретения. Среди его лучших работ — «Полигон» (1977) и несколько фильмов по мотивам греческой мифологии . [37] [50]

Геннадий Сокольский сосредоточился на экологических фильмах с привлекательными персонажами и эмбиентным саундтреком: 1977 ) ( «Серебряное копытце» , Мышонок Пик » « . (1978) и «Приключения пингвина Лоло» (1986), совместного советско-японского художественного фильма Режиссер Кенджи Ёсида . Леонид Носырев исследовал фольклор Русского Севера с помощью ряда этнографических фильмов по мотивам рассказов Бориса Шергина , Степана Писахова и Юрия Коваля . В 1987 году семь из них были объединены в художественный фильм «Смех и горе у Белого моря» . [37]

Один из самых известных российских аниматоров — Юрий Норштейн . Его фильмы «Ёжик в тумане» (1975) и «Сказка сказок» (1979) завоевали множество наград на международных фестивалях. «Сказка сказок» была названа лучшим анимационным фильмом всех времен на Олимпийском фестивале искусств 1984 года в Лос-Анджелесе и на Animafest Zagreb в 2002 году . С началом перестройки Норштейн работает над «Шинелью» . [37]

Владимир Попов был известен с 1960-х годов благодаря своим короткометражкам, таким как «Умка» , но «Трое из Простоквашино» известность ему принесла именно трилогия (1978–1984). Персонажи и их крылатые фразы вошли в русский фольклор и были признаны третьим лучшим анимационным фильмом всех времен по результатам опроса 2014 года, проведенного Фондом «Общественное мнение». [48] В 2018 году сериал был перезагружен. [51]

Владимир Тарасов был редким советским режиссером, посвятившим себя жанру научной фантастики . Среди его выдающихся работ были «Контакт» (1978) под влиянием «Желтой подводной лодки» , «Стрельба» (1979), «Контракт» (1985) и «Перевал» (1988).

Станислав Соколов вывел стоп-моушн на новую высоту. Его подход, характеризующийся сложными анимационными структурами и множеством спецэффектов, можно наблюдать в отмеченных наградами черно-белых фильмах (1984) или «Большой подземный бал» (1987). В последние годы из-за отсутствия государственного финансирования было снято мало анимационных фильмов. Гарри Барден , который также специализировался на покадровых фильмах из спичек, веревок и проволоки, был одним из тех немногих режиссеров, которым удалось справиться с политическими изменениями. Его фильм «Серый волк и Красная Шапочка» (1991) был полон намеков на приближающийся конец СССР. [37]

Другие советские студии

[ редактировать ]

Киевнаучфильм был основан в 1941 году. Хотя он был создан для производства научно-популярных фильмов, со временем он стал наиболее известен своими анимационными фильмами и оставался активным в украинской анимации на протяжении десятилетий.

В 1968 году группа математиков под руководством Николая Константинова выпустила 1,5-минутную несюжетную анимацию «Китти» [ ru ] — один из самых ранних в истории образцов компьютерной и процедурной анимации, программированной на БЭСМ -4. [52] [53] Движения и мимика кошки были смоделированы с использованием системы дифференциальных уравнений второго порядка . [54] Это также была одна из первых попыток передать реалистичное движение животных в цифровом формате. [52] По программе Московского государственного педагогического университета « Китти» был экранизирован и показан в Московском государственном университете . [55] Позже его показывали ученикам на олимпиадах по математике и использовали в образовательных целях в школах. [52] [54]

С 1970 года в РСФСР появились новые студии , наиболее известная из которых — подразделение «Мульттелефильм» студии «Экран» (Москва), специализирующееся на малобюджетной телевизионной анимации. Он был известен по нескольким популярным сериалам, таким как Кот Леопольд (1975–1987), Кузя Маленький Домовой [ ru ] (1984–1987), «Следствие, которое ведут Колобки» (1986–1987) и Приключения Пятачка Фунтика [ ru ] (1986–1988), а также различные эксперименты. Владимир Самсонов [ ru ] заново открыл анимацию рисованием по стеклу в таких фильмах, как «Чудеса» (1980), «Огромное небо» [ ru ] (1982) и «Жар-птица» [ ru ] (1984), а Александр Татарский был пионером глиняной анимации с «Пластилиновой вороной». (1981), Падал прошлогодний снег (1983) и Спокойной ночи, малыши! открытие (компьютеризировано в 2002 году как самый первый в России CGI-анимационный фильм, созданный для государственного телевидения ). Он и его ученики также практиковали тотальную анимацию (летающая камера с одновременным перемещением персонажей и фона).

«Мульттелефильм» послужил базой для «Пилота» , первой частной советской анимационной студии, основанной Александром Татарским и Игорем Ковалевым в 1988 году. Они занимались как авторской, так и коммерческой анимацией, производя абсурдные фильмы на взрослую тематику. Через несколько лет половина команды уехала из России, чтобы работать в компании Klasky Csupo , где они создавали популярные мультсериалы, такие как «Ох уж эти детки» и «Аааа!!!» Настоящие монстры . [37] [56]

Свердловская киностудия получила известность благодаря рисованной анимации совершенно нового уровня качества Алексея Караева и , также Александра Петрова ( «Добро пожаловать!» « Корова» ), а также песочной анимации Владимира и Елены Петкевич ( «А» ). Маленькая история о маленьком жуке ). Остальные включали анимационный отдел «Леннаучфильма» , выпускавший учебные и научно-популярные фильмы, студию «Пермтелефильм» ( Пермь ), отвечавшую за телевизионную анимацию в основном на основе уральского фольклора, «Куйбышевтелефильм» ( Куйбышев ), известный своим покадровым сериалом «Лесные сказки » , «Саратовтелефильм» ( Саратов ). и некоторые другие. [37]

В 1989 году ветеранами «Союзмультфильма» была основана еще одна независимая студия « Рождественские фильмы» , ориентированная на международное совместное производство. В последующие годы он стал известен благодаря российско-британскому сериалу «Шекспир: Анимированные сказки» (1992–1994), получившему несколько премий Primetime Emmy Awards . [57]

Российская анимация сегодня.

[ редактировать ]
Старик и море (1999).

После распада Советского Союза ситуация для российских аниматоров резко изменилась. Из-за нового руководства и отсутствия государственного финансирования многие из них покинули «Союзмультфильм» , превращенный в арендное предприятие. В 1993 году Юрий Норштейн, Федор Хитрук , Андрей Хржановский и Эдуард Назаров основали студию «ШАР», предназначенную для подготовки аниматоров и производства фильмов. [58] Гарри Бардин также основал анимационную студию Stayer, где продолжал снимать пластилиновые и покадровые фильмы. [59] Другие присоединились к Pilot , Christmas Films , Animation Magic и подобным компаниям, которые жили за счет рекламы и заказывали работы для крупных студий западных стран.

В 1992 году американская компания Films by Jove, которой руководили Олег Видов и его жена Джоан Борстен, подписала девятилетний контракт с новым режиссером «Союзмультфильма» Станиславом Рожковым, который давал им эксклюзивные права на распространение и монтаж большей части коллекции студии. Они должны были делить доходы, но только после того, как их расходы окупятся. В результате аниматоры за свои прошлые работы ничего не получили. В 1993 году избрали нового директора, теневого бизнесмена Сергея Скулябина, который пообещал превратить студию в акционерное общество . Вместо этого он подписал с Видовым новый контракт, продлив его с девяти до двадцати лет и вернув ряд убыточных фильмов. Его план состоял в том, чтобы продать эксклюзивные права на все прошлые и будущие фильмы своей фиктивной корпорации и обанкротить студию. [60] [61]

Когда аниматоры это поняли, им удалось свергнуть его с помощью Союза кинематографистов и Госкино , хотя Мингосимущество всё равно отказывалось вмешаться и вернуть студии государственный статус. Скулябин также отказывался покидать режиссерское кресло вплоть до 30 июня 1999 года, когда Сергей Степашин наконец подписал долгожданный приказ о преобразовании «Союзмультфильма» в унитарное предприятие . К тому времени производство полностью остановилось. [61] В 2001 году Высший арбитражный суд России вернул права на всю коллекцию обратно «Союзмультфильму», что привело к судебной тяжбе с Films by Jove. Лишь в 2007 году Видов и Борстен согласились продать сборник российскому бизнес-магнату Алишеру Усманову , который передал его государственному детскому каналу «Бибигон» . [60] [62] Примерно в это же время студия вернулась к жизни.

Тем не менее, было несколько очень успешных международных совместных постановок, например, вышеупомянутый Шекспир: Оживленные сказки» и Александра Петрова фильм оскароносный « «Старик и море» (1999). Амбициозный проект из 12 серий «Незнайка на Луне» выходил на экраны в период с 1997 по 1999 год. По мотивам одноимённого советского научно-фантастического романа он был снят на студии FAF Entertainment Алексея Гуськова в лучших традициях советской ручной анимации. . Несмотря на трудности, Наталья Лукиных подсчитала, что российские анимационные фильмы в 1990-е годы завоевали примерно в два раза больше престижных международных наград, чем российские игровые фильмы. [63]

По мере того как экономическая ситуация в России становилась все более стабильной, рос и рынок анимации, и за последние три года появился ряд полнометражных анимационных фильмов российских студий (например, « «Мельница » студии Длинноносый » , 2003, Вильгельм Гауф «Сказка» и » студии «Солнечный дом» 2006 года « Князь Владимир , основанный на ранней истории Руси – самый кассовый российский анимационный фильм на сегодняшний день). Хотя российское анимационное сообщество еще далеко от того великолепия, которым оно обладало до распада Советского Союза, происходит значительное восстановление, и становится все более и более очевидным, что возрожденная российская анимационная индустрия будет сильно отличаться от той, какой она была. в конце 1980-х годов. По словам руководителя «Солнечного дома» Андрея Добрунова , сейчас несколько российских студий работают над примерно десятью полнометражными анимационными фильмами. [64]

«Особенный» , вышедший 31 июля 2006 года, стал первым в России полнометражным с использованием компьютерной графики . анимационным фильмом [65] В то же время «Союзмультфильм» в партнерстве с Михаилом Шемякиным работает над кукольным анимационным художественным фильмом «Гофманиада» , который намеренно снимается полностью без компьютеров. В 2007 году был запущен проект «Моревна» , целью которого было создание научной фантастики, пересказывающей народную сказку о Марье Моревне в виде аниме, в первую очередь с использованием бесплатного программного обеспечения Synfig и выпуска его под лицензией Creative Commons . [66] Среди других популярных российских интернет-мультфильмов — «Масяня» и «Мистер Фримен» . В результате корпоративного сотрудничества японской студии «4°С» и российской компании «Молот Энтертейнмент» был также выпущен аниме-фильм « Первый отряд» (2009), получивший «Коммерсантъ» . премию газеты [67] Наконец фильм вышел в прокат в 2018 году.

Начиная с 2009 года анимация вступила в новый кризис: Госкино на неопределенный срок отложило финансирование всех проектов, а в бюджете 2010 года государство вдвое сократило финансирование анимации. Анимационное сообщество отреагировало обращением к президенту и общественности. [1] [2] В 2010 году многие крупные студии, включая Pilot , были либо закрыты, либо находились на грани закрытия. Подавляющее большинство студий в той или иной степени опирались на господдержку, а Госкино не выполнило ни одного из своих договорных обязательств по оплате за фильмы, которые они заказали и которые студии уже выпустили. [3] Кроме того, Disney обвиняют в использовании антиконкурентной практики с целью подорвать внутреннюю российскую конкуренцию на телеканалах. [4]

Центра национального кино « Компьютерный анимационный фильм Космические собаки », вышедший 18 марта 2010 года о советских космических собаках «Стрелка» и «Белка» , получил английский релиз 8 июня 2012 года и породил более широкую франшизу. Wizart Animation вместе с InlayFilm также выпустила новую компьютерную версию фильма «Снежная королева» (2012), положив начало новой франшизе с сиквелами «Снежная королева 2» (2014) и «Снежная королева 3: Пламя и лед» (2016), а также их первой полностью оригинальная концепция «Овцы и волки» (2016).

Анимационная студия Animaccord добилась успеха в области компьютерной анимации благодаря детскому сериалу «Маша и Медведь» (2009 – настоящее время), акцент которого на пантомиме помог ей экспортироваться за пределы страны, премьера которого состоялась в американской версии Netflix в августе 2015 года. [68] [69] Еще один продолжительный образовательный детский сериал студии анимации «Мельница» под названием «Лунтик» выходит в эфир с 1 сентября 2006 года. Более ранним успехом на этом рынке пользовались «Смешарики» , выходившие в эфир с 7 мая 2004 по 2012 год и снятые Петербургской анимационной студией при содействии министерства. культуры Российской Федерации . английском языке Права на распространение сериала на были приобретены 4Kids Entertainment у мирового дистрибьютора Fun Game Media , Мюнхен. [70] и начал выходить в эфир в рамках блока The CW4Kids на канале The CW 13 сентября 2008 года под названием GoGoRiki . [71] В 2011 году вышел художественный приквел «Смешарики». «Команда Непобедимых» Планируются и другие фильмы. Связующим фактором во многих недавних российских анимационных проектах является Тимур Бекмамбетов , чья компания Bazelevs помогала производить, финансировать и продвигать «Смешариков» и «Снежную королеву» . [72]

состоялась премьера мультсериала «Фиксики» В 2010 году на телеканалах «Карусель» и «Россия 1» .

В 2018 году «Союзмультфильм» объявил о планах по восстановлению фильмов из своей «Золотой коллекции». [73] 5 декабря 2020 года вторая часть «Золотой коллекции» была отреставрирована и выпущена в прокат объединенной сетью «Синема Парк» в России. За выпуском последовали варианты онлайн-премьерного просмотра сервиса. [74] [75]

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Кисельгоф, Анна. Записная книжка критика; Новаторские российские фильмы демонстрируют остроумие балетмейстера . Нью-Йорк Таймс . 14 января 2005 г. Дата обращения: 23 июня 2009 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Господи, Питер . Начало стоп-кадра . Хранитель . 14 ноября 2008 г. Дата обращения: 23 июня 2009 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Нина Аловерт . Запоздалый премьер. Статья «Прошлые страницы оживают» из журнала «Русский базар», январь 2005 г. (на русском языке)
  4. ^ Дневник Порденоне, 2008 г. - день седьмой в блоге The Biscope, 22 октября 2008 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Джанналберто Бендацци (2016) . Анимация: Всемирная история: Том I: Основы - Золотой век в Google Книгах , стр. 80–81, 79, 174–177
  6. ^ Анимационный обзор советской пропаганды в The New York Times , 13 марта 2007 г.
  7. Фильмография Александра Бускина на сайте Animator.ru.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Larisa Malyukova (2013) . OVERcinema. Modern Russian animation. — Saint Petersburg: Umnaya Masha, p. 264–265, 268 ISBN   978-5-9904193-1-5
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и Сергей Капков (2006) . Энциклопедия отечественной анимации , с. 14–21
  10. ^ Сенька Африканский на YouTube , общественное достояние (английские субтитры)
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ivan Ivanov-Vano (1980) . Frame by Frame. — Moscow: Iskusstvo, 239 pages, p. 34, 98, 102, 112–129, 150, 12–13, 223–226
  12. ^ Каток, оригинальная версия на YouTube , общественное достояние (английские субтитры)
  13. ^ Семен Гинзбург. Приключения Болвашки. Архивировано 28 августа 2017 г. в Wayback Machine. Статья из книги «Рисованные и покадровые анимационные фильмы» (1957) (на русском языке).
  14. Приключения Болвашки на Animator.ru.
  15. ^ Aleksandr Lukich Ptushko article from the Great Soviet Encyclopedia
  16. ^ Это случилось на стадионе (Приключения Братишкина) (1928) на YouTube , общественное достояние (на русском языке)
  17. ^ Перейти обратно: а б с Гулливеркино: Обратная сторона сказки. Александр Птушко - Статья «Инновации» в журнале «Искусство кино» , 5 мая 2015 г. (на русском языке)
  18. ^ Приключения маленьких китайцев на kinoglaz.fr.
  19. ^ Svetlana Kim, Aleksandr Deryabin. A Breath of Freedom. Diaries of Mikhail Tsekhanovsky at the Notes by Film Historian magazine, 2001 ISSN   0235-8212 (на русском языке)
  20. ^ Перейти обратно: а б Элеонора Гайлан, Петр Багров. Жили-были... Воспоминания о ленинградской довоенной мультипликации в журнале "Записки киноисторика" , 2005 г. ISSN   0235-8212 (на русском языке)
  21. ^ Перейти обратно: а б Сергей Асенин (2012) . Мир анимации // Тропы советской анимации, с. 45–46. — Москва: Печать по требованию, 303 страницы. ISBN   978-5-458-30516-7
  22. ^ Перейти обратно: а б с д Николай Майоров. Цвет советского кино из журнала «Записки киноведа» № 98, 2011 г. (на русском языке)
  23. ^ Джон Райли (2005) . Дмитрий Шостакович: Жизнь в кино . - Нью-Йорк: IBTauris, 150 страниц. ISBN   1 85043 709 2
  24. ^ Звук, речь, музыка в советском и постсоветском кино , 2014, издательство Indiana University Press, стр. 22, 33 ISBN   978-0-253-01110-7
  25. «Танец вороны» Николая Воинова, 1933, общественное достояние (на русском языке)
  26. Сейчас в Америке, статья Уолта Диснея «Фильмы Советского Союза» из The New York Times , 30 декабря 2001 г.
  27. ^ Ирина Марголина, Эдуард Назаров . Анимация от А до Я. Документальный сериал Александра Алексеева , серии 3–4, РЕН ТВ , 1996 г.
  28. ^ Сергей Асенин (1983) . Мудрость художественной литературы: мастера анимации о себе и своем искусстве . — Москва: Искусство, с. 37
  29. ^ Перейти обратно: а б с Кирилл Малянтович. Как боролись с космополитами на Союзмультфильме Статья из журнала «Записки киноисторика» , 2001 г. ISSN   0235-8212 (на русском языке)
  30. ^ Звезды российской анимации. Фильм 5. Леонид Амальрик Ирины Марголиной и Эдуарда Назарова , 2012 (на русском языке)
  31. ^ Перейти обратно: а б с д Ирина Марголина, Наталья Лозинская (2006) . Наша анимация. — Москва: Интеррос, с. 46–51, 58–63, 146–152, 70–75 ISBN   5-91105-007-2
  32. Художественный факультет на официальном ВГИКа . сайте
  33. ^ Анна Белоногова. Герои Союзмультфильма на сайте ВГИКа ( в архиве )
  34. ^ Виктор Ерёмин (2016) . Биографии великих сказочников . — Москва: Фонд «Остеон», 531 стр. ISBN   9781772466751
  35. ^ Питер Роллберг (2016) . Исторический словарь российского и советского кино . - Роуман и Литтлфилд , с. 328 ISBN   978-1-4422-6842-5
  36. ^ Перейти обратно: а б с Звезды российской анимации. Фильм 4. Евгений Мигунов Ирины Марголиной и Эдуарда Назарова , 2012 (на русском языке)
  37. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Джанналберто Бендацци (2016) . Анимация: Всемирная история: Том II: Рождение стиля - Три рынка в Google Книгах , стр. 81, 282–297, 303–309
  38. ^ Перейти обратно: а б Ларисы Малюковой Интервью с Леонидом Шварцманом на сайте Animator.ru (на русском языке)
  39. ^ Karandash and Klyaksa — Merry Hunters at Animator.ru
  40. ^ Перейти обратно: а б Союзмультфильм. Басни и рассказы. Сказки Старого Арбата» Документальный фильм Натальи Лукиных « на официальном канале Суздальфеста , 2003 г. (на русском языке)
  41. ^ Знакомые картинки на Animator.ru.
  42. ^ Перейти обратно: а б Монстры анимации. Борис Степанцев на официальном канале 2х2 (на русском языке)
  43. Макс Жеребчевский: «Я творю всякие чудеса из страха», интервью с арт-директором, 30 августа 2012 г. (на русском языке)
  44. ^ Иосиф Боярский (1995) . Литературные коллажи . — Москва: Russian Binding (интернет-журнал, на русском языке)
  45. ^ Союзмультфильм. Басни и рассказы. Документальный фильм «Веселые сказки о грустном» Натальи Лукиных на официальном канале «Мастер-Фильм», 2004 г. (на русском языке)
  46. ^ SMARTNEWS Держите вас в курсе. В России есть своя классическая версия анимированного Винни-Пуха.
  47. ^ Полный состав актеров и съемочной группы на IMDb.
  48. ^ Перейти обратно: а б Ну, погоди! Сериал стал самым любимым анимационным фильмом в России по версии РИА Новости , 26 февраля 2014 г. (на русском языке)
  49. 20 серия Ну, погоди! Дата выхода — No More Sequels на сайте NEWSru , 22 ноября 2006 г. (на русском языке)
  50. ^ Георгий Бородин. «Художник должен умереть...» Умер Анатолий Петров Статья в «Газете.ру» , 5 марта 2010 г. (на русском языке)
  51. Новое «Простоквашино» на «Союзмультфильм» . Youtube-канале
  52. ^ Перейти обратно: а б с Компьютерная анимация за железным занавесом: цифровой дизайн персонажей в «Китти» (1968) Бута Уилсона
  53. Фильм Китти и патологоанатомическая статья из журнала «Проблемы кибернетики», выпуск 28, 1974 г. (на русском языке)
  54. ^ Перейти обратно: а б Леонид Левкович-Маслюк. Статья «Прибытие Китти» в «Компьютерре» № 7, 21 февраля 2006 г. (на русском языке)
  55. ^ Леонид Левкович-Маслюк. Интервью Николая Константинова из Компьютерры № 7, 21 февраля 2006 г. (на русском языке)
  56. «Мастер пластилиновых коронок» Документальный фильм Первого канала , 2010 (на русском языке)
  57. ^ Шекспир: Премия Animated Tales Awards на IMDb
  58. ^ О школе-студии «ШАР» на официальном сайте.
  59. Биография кинорежиссера Гарри Бардина на официальном сайте.
  60. ^ Перейти обратно: а б Ольга Разумовская. Студия возобновляет статью «Борьба за советские мультфильмы» в The Moscow Times , 18 августа 2010 г.
  61. ^ Перейти обратно: а б Георгий Бородин. Прощай, Союзмультфильм! статья на Animator.ru , август – октябрь 2003 г. (на русском языке)
  62. Films By Jove продает отмеченные наградами права библиотеки анимации на статью «Русский магнат» в Business Wire , 5 сентября 2007 г.
  63. ^ Наталья Лукиных. «Блеск и горести российской анимации» Статья на сайте Animator.ru , 2001 г. (на русском языке)
  64. ^ Анна Смольченко. Дисней надеется реанимировать российский сектор мультфильмов Статья из газеты «Санкт-Петербург Таймс» , 2 мая 2006 г. ( в архиве )
  65. ^ Специально на Animator.ru.
  66. ^ Проект Моревна: Аниме с Synfig и Blender. Архивировано 14 августа 2011 г. в Wayback Machine.
  67. ^ 4°C « Первая команда получила награду на Московском международном кинофестивале» . Сеть новостей аниме . 30 июня 2009 г. Проверено 11 октября 2009 г.
  68. ^ «Kidscreen » Архив » Netflix запускает семь новых детских сериалов» .
  69. ^ «Оживающие рисунки, о русских современных мультфильмах» . ИмпульсПлюс . 25 января 2017 г. Проверено 15 апреля 2021 г.
  70. ^ «GoGoRiki подтверждено на осень 2008 года» . Архивировано из оригинала 23 января 2009 г. Проверено 11 августа 2008 г.
  71. ^ «4Kids объявляет составы телеканалов Fox и The CW на осень 2008 года» . Архивировано из оригинала 4 января 2009 года . Проверено 5 сентября 2008 г.
  72. ^ Посмотрите трейлер к «Снежной королеве» , ComingSoon.Net (статья Сайласа Лесника), 28 октября 2012 г.
  73. ^ " "Союзмультфильм" реставрирует семь картин "Золотой коллекции" " . WORLD PODIUM (in Russian) . Retrieved 2020-12-17 .
  74. ^ "Отреставрированные анимационные картины золотой коллекции "Союзмультфильма" покажут в кино" [Restored animated pictures of the golden collection of Soyuzmultfilm will be shown in the cinema]. ТАСС . 2020-11-27 . Retrieved 2021-04-15 .
  75. ^ "Классика "Союзмультфильма" появится в онлайн-кинотеатрах" [Soyuzmultfilm classics will appear in online cinemas]. IncNews (in Russian). 2020-10-09 . Retrieved 2021-04-15 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Бендацци, Джаннальберто. 1994. Мультфильмы. Сто лет киноанимации. Лондон/Блумингтон: Джон Либби/Издательство Университета Индианы.
  • Гизен, Рольф. 2003. Лексикон мультфильмов и анимационных фильмов. Берлин: Шварцкопф и Шварцкопф.
  • Лесли, Эстер. 2002. Голливудские равнины. Анимация, критическая теория и авангард. Лондон, Нью-Йорк: Версо.
  • Пиллинг, Джейн (ред.). 1997. Читатель по анимационным исследованиям. Лондон и др.: Джон Либби.
  • Асенин, Сергей Владимирович. 1986. Мир мультфильма. Москва: Искусство.
  • Венжер, Наталья Яковлевна (Ed.). 1990. Сотворение фильма. Несколько интервью по служебным вопросам. Москва: Союз Кинематографистов СССР.
  • Иванов-Вано, Иван Петрович. 1978. Кадр за кадром , Москва: Ст.
  • Орлов, Алексей Михайлович. 1995. Аниматограф и его анима: психогенные аспекты экранных технологий. Москва: Импето.
[ редактировать ]

Новостные статьи

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 415c6b4c9802797586c1557fd3a9a568__1720132200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/41/68/415c6b4c9802797586c1557fd3a9a568.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of Russian animation - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)