Фиат 126
Фиат 126 Польский Фиат 126п | |
---|---|
Обзор | |
Производитель | Фиат (1972–1980) [ 1 ] ФСМ (польский Fiat 126p, 1973–1992 гг.) Fiat Auto Польша (1992–2000) |
Также называется | Застава 126 (Югославия) Steyr Puch Fiat 126 (Австрия) Fiat 126 Maluch (Польша) FSM Niki (Australia) |
Производство | 1972–2000 4 673 655 единиц |
Сборка | Кассино , Италия Термини Имерезе , Италия Тыхы , Польша ( польский Fiat ) Крагуевац , Югославия ( Застава ) Грац , Австрия ( Steyr Puch ) |
Дизайнер | Серджио Сарторелли |
Кузов и шасси | |
Сорт | Городской автомобиль ( А ) |
Тип кузова | 2-дверный седан 3-дверный хэтчбек (PF 126 BIS) |
Макет | Макет RR |
Связанный | СЕАТ/Фиат 133 |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 594 куб.см Р2 652 куб.см Р2 704 куб.см Р2 |
Передача инфекции | 4-ступенчатая механическая |
Размеры | |
Колесная база | 1840 мм (72,4 дюйма) [ 2 ] |
Длина | 3054 мм (120,2 дюйма) [ 2 ] |
Ширина | 1378 мм (54,3 дюйма) [ 2 ] |
Высота | 1302 мм (51,3 дюйма) [ 2 ] |
Снаряженная масса | 580–619 кг (1279–1365 фунтов) |
Хронология | |
Предшественник | Фиат 500 |
Преемник | Фиат Панда , Фиат Чинквеченто |
Fiat 126 (Тип 126) — четырехместный с задним расположением двигателя , городской автомобиль производимый и продаваемый компанией Fiat в течение двадцати восьми лет, с 1972 по 2000 год, в течение одного поколения. Представлен Fiat в октябре 1972 года на Туринском автосалоне . [ 1 ] Модель 126 заменила Fiat 500 , используя основные элементы его конструкции. Последующая версия, продававшаяся как 126 Bis , использовала горизонтально ориентированный двигатель с водяным охлаждением и имела задний хэтчбек с дополнительным грузовым пространством.
Большинство моделей 126 (около 3,3 миллиона) были произведены на в Тыхах и Бельско-Бяла заводах в Польше и продавались как Polski Fiat 126p на многих рынках . Fiat прекратил продавать модель 126 в 1993 году в пользу нового Cinquecento с передним расположением двигателя . Общий объем производства достиг примерно 4,7 миллиона единиц.
В Польше машина стала народным автомобилем, [ 3 ] и культурная икона , получившая прозвище Малух , что означает «Маленький» или «Малыш», [ 4 ] [ 5 ] имя, которое в конечном итоге стало официальным в 1997 году, когда на задней части автомобиля начало появляться надпись «Малух».
В начале 2020 года 28-летний серийный выпуск Fiat 126 был признан журналом Autocar двадцать шестым по продолжительности жизни автомобилем одного поколения в истории ». [ 3 ]
История
[ редактировать ]Модель 126 разделяла колесную базу, большую часть механической основы и компоновки с Fiat 500, отличаясь обновленным, немного увеличенным кузовом, разработанным Серджио Сарторелли, с улучшенной безопасностью и внутренним пространством. Увеличение внутреннего пространства произошло за счет перемещения стартера из верхней части колокола двигателя в сторону, что позволило сместить переборку/заднее сиденье назад примерно на 10 см, а также удлинения крыши для увеличения пространства над головой задних сидений.
Объем двигателя был увеличен с 594 куб.см до 652 куб.см в конце 1977 года, когда диаметр цилиндра был увеличен с 73,5 до 77 мм. [ 6 ] Заявленная выходная мощность осталась неизменной и составила 23 л.с. (17 кВт), но крутящий момент был увеличен с 39 Нм (29 фунт-фут) до 43 ньютон-метров (32 фунт-фут). [ 6 ] Двигатели объемом 594 куб.см все еще были доступны в производстве в начале 1983 года.
Следующим изменением, внесенным компанией FSM в 1987 году, стала версия BIS, выпускавшаяся до 1991 года. Модель 126 BIS получила хэтчбек с доступом к дополнительному грузовому пространству сзади, которое было освобождено за счет замены двигателя с воздушным охлаждением на двигатель с водяным охлаждением объемом 704 куб.см. Оппозитный твин мощностью 26 л.с. (19 кВт).
Модель 126 производилась на заводах Fiat в Кассино и Термини-Имерезе до 1979 года, всего в Италии было произведено 1 352 912 автомобилей.
Модель 126 также производилась по лицензии компанией Zastava в Югославии . В Австрии его на короткое время собирала компания Steyr Puch в качестве преемника успешного Puch 500 , и до 1975 года было собрано 2069 автомобилей. [ 7 ] В Греции была попытка произвести небольшой автомобиль под названием DIM , техническая компоновка которого в основном основывалась на модели 126, но было выпущено только десять, прежде чем от проекта отказались. [ нужна ссылка ]
Модель 126 не достигла популярности модели 500 в Западной Европе, поскольку заднемоторная компоновка была заменена лучшей компоновкой и управляемостью переднеприводных автомобилей с передним расположением двигателя. Модель 126 стала одним из последних и самых продолжительных небольших автомобилей с задним расположением двигателя, производимых в Европе, после него остался только VW Beetle , производство которого продолжалось до 1978 года (2003 год по всему миру). Модель 126 также была последним небольшим автомобилем с задним расположением двигателя, производившимся в Европе до появления Smart Fortwo .
В течение короткого периода в начале 1990-х годов немецкая компания POP также предлагала кабриолеты 126 BIS. Предлагались две модели: менее оснащенная «POP 650» и более роскошная модель «POP 2000».
Польский Фиат 126п
[ редактировать ]В Польше автомобиль производился по лицензии Fabryka Samochodów Małolitrażowych (FSM) (En: Завод малолитражных автомобилей) в Бельско-Бяле и Тыхах под брендом Polski Fiat 126p (буквально по-английски: Polish Fiat 126p ) в период с 1973 по 2000 год. .
Из-за относительно низкой цены он был широко распространен в Польше и, возможно, был самым распространенным польским автомобилем в 1980-х годах. Его крошечный размер дал ему прозвище « малух » («маленький», «маленький ребенок», произносится как [ˈmalux] ). Это прозвище стало настолько популярным, что в 1997 году производитель принял его в качестве официального названия автомобиля.
Поначалу он был почти идентичен базовой модели: отличия включали более высокое шасси, измененную решетку сзади и линзы передних индикаторов, которые были чисто белыми в Италии и оранжевыми на других рынках. К его названию была добавлена буква «р», чтобы отличить его от оригинального итальянского автомобиля.
На протяжении 1980-х годов 126p постоянно модифицировался. Во-первых, он получил модернизированные тормоза и новые колеса от итальянского Fiat. В соответствии с новыми требованиями к освещению были добавлены аварийные световые сигналы.
В 1984 году модель 126 подверглась фейслифтингу, получив пластиковые бамперы (для всех версий) и новую приборную панель. Эта модель получила название Fiat 126p FL. В 1985 году к стандартным пластиковым бамперам были добавлены одиночный задний противотуманный фонарь и фонарь заднего хода (на противоположных сторонах); электронная система зажигания и генератор переменного тока заменили уменьшенный генератор примерно в 1987 году. В 1994 году 126p получил еще один фейслифтинг и некоторые детали от Fiat Cinquecento ; эта версия получила название 126 EL. В модели 126 ELX был установлен каталитический нейтрализатор.
В 1987 году началось производство модели 126 BIS с двигателем водяного охлаждения объемом 704 куб.см польской конструкции. Однако оригинальная модель продолжала выпускаться для польского рынка. BIS использовала некоторые детали от Fiat Cinquecento .
Заводской аккумулятор 126p имел емкость 35 ампер-часов , что в сочетании с генератором меньшего размера позволяло машине полностью заряженной аккумуляторной батареей только при длительной поездке. Модернизация аккумулятора емкостью 45 ампер-часов от Fiat 125p (двигатель 1,5 литра) повысила надежность холодного запуска.
Модель 126p экспортировалась во многие страны Восточного блока и в течение нескольких лет была одной из самых популярных машин в Польше и Венгрии . В период с 1989 по 1992 год он также нашел небольшой рынок в Австралии под названием FSM Niki . В тот период это был самый дешевый автомобиль в Австралии. [ 8 ] Для австралийского рынка была разработана версия с откидным верхом. [ нужна ссылка ] Он также имел успех на Кубе , где это был один из самых продаваемых автомобилей своего времени, и сегодня до сих пор зарегистрировано около 10 000 автомобилей. [ 9 ]
Модель 126p также имеет свою историю в Китае : в начале 1980-х годов она стала одним из первых легковых автомобилей, импортированных в страну. Первоначально правительство купило 10 000 автомобилей, которые в основном использовались в качестве такси, но позже 126p стали доступны частным покупателям - редкость в то время в стране. В 1980-х годах это был один из самых продаваемых автомобилей в Китае: продавалось около 30 000 единиц в год. [ 10 ]
На протяжении 1970-х и 1980-х годов в Польше было разработано несколько экспериментальных прототипов. Грузовая версия была разработана в 1974 году под названием «Бомбель» (буквально «пузырь», но также и разговорный термин, обозначающий «маленький ребенок») из-за грузового отсека в форме пузыря из стекловолокна; внедорожная версия с гусеничным приводом и переднеприводная модель с передним расположением двигателя, с более длинной передней частью и плоским грузовым отсеком сзади, где у оригинального 126 был двигатель. [ 11 ] Задняя часть этого прототипа была похожа на 126 Bis, у которого также был задний люк для доступа в грузовое пространство, созданное за счет установки плоского двигателя водяного охлаждения под полом.
Также была попытка установки небольшого дизеля (из-за нормирования бензина) в классический кузов 126р. Это также популярная платформа для замены двигателей электродвигателей и мотоциклов.
Хронология PF 126p
[ редактировать ]- построен автозавод FSM 1972 г. — в Бельско-Бялой .
- 6 июня 1973 г. - первый Polski Fiat 126p, построенный из итальянских комплектующих. Официальная цена составляла 69 000 польских злотых , при этом PKO Bank Polski принимал предоплату по сберегательным книжкам с 5 февраля 1973 года. [ 12 ]
- 22 июля 1973 г. – официальное открытие производственной линии завода. К концу того же года было произведено более 1500 Фиатов.
- Сентябрь 1975 г. – начало производства на заводе в Тыхах .
- 1977 г. – объём двигателя увеличен с 594 куб.см до 652 куб.см. Мощность двигателя увеличилась примерно до 24 лошадиных сил (18 кВт).
- 1978 г. – прекращено производство моделей с объемом двигателя 594 куб.см.
- 1979 г. – производство Polski Fiat 126p продолжилось только в Бельско-Бялой.
- 1981 г. – выпущен 1 000 000-й Polski Fiat 126p.
- Декабрь 1984 г. – технические изменения в конструкции и кузове. Представлен тип FL .
- с водяным охлаждением 1987 — начало производства версии Polski Fiat 126p Bis — трёхдверного хэтчбека объёмом 704 куб.см.
- Май 1993 г. – выпущен 3-миллионный польский Fiat 126p.
- Сентябрь 1994 г. — усовершенствование кузова, создание типа «эль» с деталями, аналогичными тем, что используются в Fiat Cinquecento .
- Январь 1997 г. – внедрение каталитического нейтрализатора .
- 22 сентября 2000 г. - производство прекращено после выпуска 3 318 674 единиц. Все Фиаты последней ограниченной серии Happy End были желтыми или красными (500 автомобилей красного цвета и 500 автомобилей желтого цвета).
Мировое производство автомобиля составило 4 673 655 единиц: 1 352 912 в Италии, 2 069 в Австрии компанией Fiat-Steyr и 3 318 674 в Польше.
Политический подтекст
[ редактировать ]PF 126p имеет особое значение для поляков, и его история связана с польской политикой в коммунистический период ( Польская Народная Республика до 1989 года). Во времена абсолютного правления ПОРП личный автомобиль считался предметом роскоши из-за ограниченности его наличия и низкой заработной платы. В 1971 году в Польше было всего 556 000 легковых автомобилей. [ 13 ] сверху вниз В плановой экономике решения о том, может ли государственный завод производить автомобили, принимались по политическим, а не только экономическим соображениям. Сами власти изначально не нашли идею личных автомобилей привлекательной. Первой сравнительно дешевой польской машиной была « Сирена» , но она нуждалась в обновлении, и ее производство было небольшим. Ограниченное количество автомобилей было также импортировано из других стран Восточного блока. Купить западный автомобиль было сложно, потому что польский злотый , как и другие валюты коммунистических государств, не был конвертируем в западные средства, а в стране не было свободного рынка.
Таким образом, PF 126p должен был стать первым настоящим, популярным и доступным автомобилем, обеспечивающим мобильность обычным семьям. Лицензия была куплена после прихода к власти нового ПОРП лидера Эдварда Герека , который хотел завоевать популярность за счет увеличения потребительских расходов после периода жесткой экономии при Владиславе Гомулке . Несмотря на то, что это был крошечный городской автомобиль , он был единственным выбором для большинства семей, выполняя роль семейного автомобиля . Во время праздников можно было часто видеть семьи из четырех человек, едущие за границу на PF-126 с огромными чемоданами на багажнике на крыше ; Также время от времени сообщалось о наблюдениях PF-126, буксирующих небольшой караван Niewiadów N126, специально разработанный для PF 126. [ 14 ] Однако производство PF 126p было недостаточным, и PF 126p продавался в очереди. Обычно семьям приходилось ждать несколько лет, чтобы купить машину. [ 14 ] Власти также могли выдать купон на покупку автомобиля на основании заслуг или родственных связей.
Прозвища
[ редактировать ]По- польски его называют Малух , что буквально означает «маленький» или «малыш» (и было официальным названием с 1997 года). [ 15 ] а также mały Fiat («маленький Fiat»), в отличие от Fiat 125p , называемого duży Fiat («большой Фиат»). [ 16 ] В некоторых регионах его еще называют Кашлаком , [ 17 ] буквально «кашель» (от слова kaszel « кашель », поскольку звук двигателя при его запуске напоминает кашель).
По -албански он известен как Кикирез , что означает «маленький петух». [ 18 ]
На сербском , хорватском и боснийском языках оно известно как Пеглица (что означает «маленькое железо »). [ 19 ] или, иногда, как «кломпа» (что означает « засор »)
На словенском языке число 126 также называется Bolha (« блоха »), [ 20 ] Пичи-поки (в широком переводе означает «быстрый и громкий») или Калимеро на словенском побережье в честь мультперсонажа Калимеро . [ 21 ]
На венгерском языке он известен как kispolszki («Маленький поляк», а 125p — это nagypolszki , что означает «Большой поляк»), kispolák («Маленький поляк ») или kisp ó k («Маленький паук»); Кроме того, машину прозвали egérkamion , что означает «мышиный грузовик». [ 22 ]
На немецком языке Fiat 126 был известен как Bambino , что по-итальянски означает «ребенок». [ 23 ]
На кубинском испанском языке он известен как «Polqi» или «Polaquito», что означает «Маленький поляк » или «Маленький поляк», а на чилийском испанском языке - «Bototo». [ 24 ] [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Хронология основных дат Fiat 126 - иллюстрирующая жизнь оригинального Fiat 126 из 72 минут, Fiat 126 de ville и Fiat 126 BIS» . fiat126.co.uk . Архивировано из оригинала 23 января 2022 года . Проверено 4 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Технические характеристики Fiat 126 1973 года» . carfolio.com . Проверено 25 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Выжившие: самые долгоживущие автомобили в мире (слайд 10 из 35 — Fiat 126 (1972–2000) – 28 лет» . AutoCar . 23 января 2020 г. Проверено 4 июня 2022 г.
- ^ Лоуренс, Ханна (18 февраля 2017 г.). «Жители польского города накопили денег и купили Тому Хэнксу старинную машину» . Metro.co.uk . Проверено 4 июня 2022 г.
- ^ «Польские фанаты покупают культовую машину Тома Хэнкса для малышей» . Рейтер . 31 января 2017 года . Проверено 4 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Симонайт, Фердинанд , изд. (23 ноября 1977 г.). «Больше объёма двигателя и крутящего момента для Fiat 126». Автомобили, моторы и спорт . Том 24. с. 20.
- ^ «Пух Кляйнваген / Пуч 126» . steyrpuch.at (на немецком языке) . Проверено 4 июня 2022 г.
- ^ «ФСМ Ники 650, слишком мало, слишком поздно» . Трансеум . Проверено 29 августа 2011 г.
- ^ «Польский Fiat 126p видит маловероятное кубинское возрождение» . dw.com . 11 августа 2016 года . Проверено 19 декабря 2018 г.
- ^ Ганье, Мэтт (18 января 1986 г.). «Китай 1980-1985: бестселлер Fiat 126p, 1 легковой автомобиль на каждые 6 миллионов человек» . Блог о самых продаваемых автомобилях . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ «Фиат 126п БОМБЕЛЬ» . Fiat126p-bombel.pl . Проверено 18 августа 2022 г.
- ^ Влодарз, Адам (18 декабря 2006 г.). «Polski Fiat 126p - Через буклет о Fiat» (на польском языке). Автомобильный мир. Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 года . Проверено 5 ноября 2011 г.
- ^ Заремба, Марцин (2004). «До свидания, Герек!» . Политика (на польском языке). 45 (2477): 79. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 17 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Закшевский, Адам (2010). стр.72-83
- ^ Тернок, Дэвид (1997). Восточноевропейская экономика в контексте: коммунизм и переходный период . Тейлор и Фрэнсис. п. 307. ИСБН 978-0-415-08626-4 . Проверено 6 ноября 2010 г.
- ^ Свон, Оскар Э. (1986). Средний уровень польского языка . Издательство Славица. п. 71. ИСБН 978-0-89357-165-8 . Проверено 6 ноября 2010 г.
- ^ Чешевский, Мацей (2006). Словарь разговорного польского языка (на польском языке). Научное издательство PWN. стр. 129. ISBN 978-83-01-14631-3 . Проверено 6 ноября 2010 г.
- ^ "Fiat 126p "Малюх" • Skarbnica wiedzy" . autocentrum.pl . Проверено 12 июля 2017 г. .
- ^ Лабурдетт, Жан-Поль, Доминик Аузиас (2007). Путеводитель по Хорватии (на польском языке). Петит Фюте. стр. 222. ISBN 978-83-60496-20-6 . Проверено 6 ноября 2010 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Вайс, Питер (1998). Словарь долины Задречка между Горниградом и Назарьем . Научно-исследовательский центр САЗУ. п. 206. ИСБН 978-961-6182-47-8 . Проверено 6 ноября 2010 г.
- ^ «Фиат 126» . Интерактивные форумы Богемии . Проверено 12 июля 2017 г. .
- ^ Ковач, Миклош (18 марта 2015 г.). « Настоящая жемчужина – крошечные туфли на шипах» (на венгерском языке). Архивировано из оригинала 26 октября 2017 года.
- ^ Дайс, Ричард (2010). Серебряная монета и железо - 1000 прозвищ в транспорте и дорожном движении и что за ними стоит (на немецком языке). Оборудование/Изображения. п. 50. ISBN 978-3-8391-6269-9 . Проверено 6 ноября 2010 г.
- ^ Циастек, П. (7 сентября 2016 г.). «Фиат 126p покорил Кубу… его называют «полакито» » . Проверено 12 июля 2017 г.
- ^ Семчук, Пшемыслав (1 октября 2014 г.). Малыш: Биография . Открыть. ISBN 9788324031979 . Проверено 12 июля 2017 г. - через Google Книги.
Библиография
[ редактировать ]- Климецкий, Збигнев; Подолак, Роман (1982). Польский FIAT 126P: техника вождения, эксплуатация и доработки (на польском языке). Издательство «Связь и связь». ISBN 978-83-206-0092-6 .
- Сова, Александр (2008). Fiat 126p Little Big Car (на польском языке). Золото мысли. ISBN 978-83-7582-550-3 .
- Закшевский, Адам (2011). ПРЛ. Авто-Мото. Лорды дорог и обочин (на польском языке). Варшава, Польша: Демарт. ISBN 978-83-74-27-484-5 . Архивировано из оригинала 26 января 2012 года . Проверено 18 декабря 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Автомобили Фиат
- заднеприводные автомобили
- Автомобили с задним расположением двигателя
- Городские автомобили
- Хэтчбеки
- автомобили 1970-х годов
- автомобили 1980-х годов
- автомобили 1990-х годов
- автомобили 2000-х годов
- Автомобили, представленные в 1972 году.
- Автомобили с 2-цилиндровыми двигателями
- Наука и технологии в Польше