Jump to content

Восточно-православная церковная архитектура

(Redirected from Tserkva )
Иллюстрированный макет традиционного интерьера восточно-православной церкви.

Восточно-православная церковная архитектура представляет собой отдельное, узнаваемое семейство стилей среди церковной архитектуры . Эти стили имеют ряд фундаментальных сходств, поскольку на них повлияло общее наследие византийской архитектуры Восточной Римской империи . Некоторые из стилей стали ассоциироваться с конкретными традициями одного конкретного автокефального Восточно-православного патриархата , тогда как другие более широко используются внутри Восточной Православной Церкви .

Эти архитектурные стили оказали существенное влияние на культуры за пределами восточного православия; особенно в архитектуре исламских мечетей , [ 1 ] но и в некоторой степени в западных церквях .

Храм Христа Спасителя в Москве в мире. — самый высокий православный храм
Собор Святого Саввы в Белграде , Сербия.

разделяли множество традиций, они Несмотря на то, что восточное христианство и западное христианство с самого начала начали расходиться друг с другом. В то время как базилика , длинный нефный зал с апсидой на одном конце, была наиболее распространенной формой на Западе, на Востоке стал преобладать более компактный централизованный стиль.

Эти церкви по своему происхождению были «мартириями», сосредоточенными на могилах святых , в частности мучеников , умерших во время гонений на христиан, которые полностью закончились только с обращением императора Константина (337 г. н.э.). Они копировали языческие гробницы и были покрыты куполом, символизировавшим небо . Центральный купол тогда часто был окружен сооружениями в четырех точках компаса, образующими крестообразную форму - сами они часто были увенчаны башнями или куполами. Централизованные и базиличные конструкции иногда сочетались, как в церкви Святой Софии в Константинополе (строительство началось в 360 г. н. э.). В восточной части базилики тогда было разрешено возведение иконостаса экрана, на котором висят иконы и который скрывает алтарь от верующих, за исключением тех моментов литургии, когда его двери открыты.

Вариант формы централизованной церкви получил развитие в России и приобрел известность в 16 веке. Здесь купол был заменен гораздо более тонкой и высокой шатровой или конической крышей, что, как говорят, возникло из-за необходимости не допускать снега попадания на крыши. Одним из лучших примеров таких шатровых церквей является храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве .

Долгое время искусство архитектуры было связано в первую очередь с проектированием церквей и аристократических дворцов , поэтому эволюция православных церквей представляет собой важную часть истории византийской архитектуры и русской архитектуры . Более подробная информация представлена ​​в этих статьях.

В отличие от западно-христианской архитектуры с ее тенденциями к современности (см., например, Ливерпульский столичный собор или Нотр-Дам-дю-О ), православный архитектурный стиль остается в значительной степени консервативным и традиционным. Одним примечательным и важным с архитектурной точки зрения исключением является Фрэнка Ллойда Райта проект Благовещенской греческой православной церкви в Вауватосе , штат Висконсин , США.

Архиепископский собор Святой Троицы Нью-Йорка в Верхнем Ист-Сайде является крупнейшим православным христианским храмом в Западном полушарии . [ 2 ]

Терминология

[ редактировать ]
Церковь Покрова на Нерли (1165 г.), одна из самых известных русских средневековых церквей. Часть Белых памятников Владимира и Суздаля , внесенных в ООН Список всемирного наследия .
Собор Василия Блаженного на Москве . в Красной площади
Греческий православный собор Святого Андрея Патрасского в Патрах, Греция
Постмодернистская всей церковь Святого Духа в Белостоке — крупнейший православный молитвенный дом во Польше .

В русском языке (как и в других восточнославянских языках ) общеупотребительным словом «церковь» является церковь (церковь). В возвышенном смысле термин храм (Храм), « храм », используется для обозначения церковного здания как Храма Божьего Храма Божьего (Храм Божий). Слова «церковь» и «храм» в данном случае взаимозаменяемы; однако термин «церковь» ( греч . εκκλησία ) гораздо более распространен в английском языке. Термин «храм» ( греч . ναός ) также обычно применяется к более крупным церквям. Некоторые известные церкви, которые иногда называют храмами, включают собор Святой Софии. , Храм Василия Блаженного , Храм Христа Спасителя и Храм Святого Саввы .

Некоторые церкви имеют особый статус и называются соборами (или соборными храмами , коборный храм), от древнерусского слова, означающего «собрание» ( см. в «Соборе другие значения »). По-гречески епархиальные кафедры называются καθεδρικός ναός. По-русски это «собор» собор . Место патриарха называется «патриаршим собором» (Патриарший собор, Патриарший собор ). Главный храм монастыря также можно назвать «собором». Если епископ новый собор строит для своей кафедры , старая церковь сохраняет статус собора. Статус собора может быть присвоен только патриархом.

Главная церковь в монастыре называется католиконом и может быть зарезервирована для основных служб, а меньшие службы совершаются в других церквях монастыря.

Церковь, независимая от местной епархии , называется « ставропигиальным собором» (по-гречески stauropegia означает «вознесение креста»). Например, патриаршие соборы являются ставропигиальными.

Другой вид внеепархиальных церквей — домашние церкви , принадлежащие домохозяйствам.

Архитектура

[ редактировать ]

Здания православных церквей имеют следующие основные формы, каждая со своей символикой:

Купол потолка вместо плоского символизирует небо. В русских храмах купола часто увенчиваются луковичными куполами, на которых установлены кресты. Эти купола называются «головами» (глава) или « маковыми головками» (маковица, маковка). Иногда кресты имеют . внизу серповидную форму, что, вопреки распространенному заблуждению, не имеет никакого отношения ни к исламу, ни к победе христиан над мусульманами Полумесяц был одним из государственных символов Византии до османских завоеваний. Полумесяц, встречающийся на древнерусских иконах, облачениях и книжных миниатюрах, отсылает к луне как к символу якоря, символу спасения, созвучному символике церкви как корабля. [ 3 ]

Алтарь ( святилище ) расположен в восточной части церкви, независимо от ее формы. колокольня . К западной части церкви пристроена (или построена отдельно)

Здание церкви имеет множество символических значений; возможно, самой старой и наиболее известной является концепция о том, что церковь — это Ковчег Спасения (как в Ноевом Ковчеге ), в котором мир спасается от потока искушений. По этой причине большинство православных храмов имеют прямоугольную форму. Другая популярная форма, особенно для церквей с большими хорами, — крестообразная или крестообразная. Архитектурные образцы могут различаться по форме и сложности: вокруг главной церкви иногда добавляются часовни или тройные алтари (литургия может совершаться только один раз в день на любом конкретном алтаре), но в целом символическая планировка церкви остается прежней.

Здание церкви разделено на три основные части: нартекс ( притвор ) , неф (собственно храм) и святилище (также называемое алтарем или святым местом ).

Основным отличием традиционных православных церквей от западных является отсутствие скамеек в нефе. В некоторых этнических традициях православия сидеть во время проповеди считалось неуважением. Однако в некоторых церквях на Западе и особенно в церквях диаспоры в Соединенных Штатах скамьи и коленопреклонители под влиянием других христианских конфессий были введены .

Нартекс здесь является связующим звеном между церковью и внешним миром, и по этой причине должны стоять оглашенные (заранее крещеные православные) и инославные (примечание: традиция допускать в неф храма только констатированных православных имеет для большая часть вышла из употребления). В монастырских храмах миряне, посещающие монастырь, обычно стоят в притворе, а монахи или монахини — в нефе.

Вид на неф русского православного собора Святой Троицы в Чикаго (по проекту Луи Салливана )

Неф . – главный корпус церкви, где люди стоят во время служб [ 4 ] В большинстве традиционных восточно-православных церквей нет сидений или скамей, как на Западе, а есть стацидии (стул с высокими подлокотниками, достаточно высокими, чтобы его можно было использовать для поддержки стоя); они обычно находятся вдоль стен. Традиционно во время богослужений не сидят, за исключением чтения псалмов и проповеди священника. Народ стоит перед Богом. Однако множество исключений из этого правила можно найти в западных странах, особенно в США, где знакомство с католической и протестантской церквями привело к сходству церковной обстановки. Нередко можно встретить как скамеек , так и стоящих на коленях .

специальную люстру, известную как полиелей В некоторых более традиционных церквях, в основном в Греции, можно найти . Эту люстру обычно украшают свечами и иконами, и во время службы ее раскачивают.

Стены обычно от пола до потолка покрыты иконами или настенными росписями святых, их житий и историй из Библии. Поскольку здание церкви является прямым продолжением ее еврейских корней, где мужчины и женщины стоят отдельно, православная церковь продолжает эту практику: мужчины стоят справа, а женщины слева. Таким расположением подчеркивается, что мы все равны перед Богом (равное расстояние от алтаря), и что мужчина не превосходит женщину. Во многих современных церквях эта традиционная практика была изменена, и семьи стали вместе.

Над нефом в куполе церкви находится икона Христа Вседержителя ( Παντοκρατωρ/ Пантократор , «Владыка всего»). Прямо под куполом (в более традиционных церквях) обычно висит своего рода круглая люстра с изображениями святых и апостолов, называемая хоросом , которая аналогична упомянутому выше полиелею.

Неф православной церкви может различаться по форме/размеру и планировке в зависимости от различных церковных традиций. Двумя наиболее распространенными планировками внутри православных церквей со времен Юстиниана были крестообразная планировка, открытая квадратная/прямоугольная планировка или более линейная планировка с боковыми нефами. Однако последний из них вышел из употребления после Великого раскола, так как более широко использовался в западных церквях и лучше подходил для совершаемых в них служб, чем в церквях восточного обряда. Две прежние планировки — открытая площадь (реже круглая) и крестообразная оказались наиболее подходящими для совершения Божественной литургии. Эти две внутренние планировки имеют скорее квадратную/круглую форму, чем вытянутую.

Крестообразная форма является древнейшей из двух внутренних планировок и, по-видимому, имеет византийское происхождение. Он возник в результате адаптации двух самых ранних христианских архитектурных форм: базилики и восьмиугольной/круглой формы. Крестообразная церковь часто включает в себя боковые нефы, похожие на западную базилику, но они часто очень короткие и разрезаны посередине, оставляя большую крестообразную форму через середину церкви. Открытый квадрат/круг — более новая из двух форм. Чаще всего его можно встретить в церквях Восточной Европы и более современных греческих церквях. Эта церковь сохраняет прежнюю квадратную/круглую форму; однако боковые проходы были удалены, что полностью открыло пространство. В последние годы это нашло более широкое применение во всем мире с изобретением стали, поскольку позволяет поддерживать купол без необходимости использования массивных арок и колонн, которые были основными особенностями старых крестообразных церквей.

Иконостас

[ редактировать ]
Изображение фасада иконостаса из церкви Святого Алексия Степана Шухвостова Чудова монастыря Московского Кремля.

Иконостас, также называемый τεμπλον/templon , представляет собой ширму или стену между нефом и святилищем, покрытую иконами. Обычно там будет три двери: одна посередине и одна с каждой стороны. Центральный традиционно называется Прекрасными воротами или Царскими вратами (то ли потому, что через них проходит Христос на литургии, то ли со времен Византийской империи , когда император входил в основной корпус Святой Софии , Церкви Святой Мудрости, через эти двери и подойти к алтарю, чтобы принять Евхаристию). По обе стороны от этого портала расположены большие медные подсвечники, называемые меналиями , которые представляют собой огненные столпы, которые шли до того, как евреи вошли в землю обетованную. Царские двери используются только духовенством. Бывают случаи, когда во время службы эти ворота закрываются и задергивается занавес. Двери по обе стороны называются Дьяконскими или Ангельскими, так как на них часто изображаются Архангелы Михаил и Гавриил. Эти двери используются дьяконами и служителями для входа в святилище.

Иконостас середины XVII века в Ипатьевском монастыре . По обе стороны от Святых врат находятся Христос Пантократор и Богородица ; над ними Великие праздники ; над ними Деисус ; над этим Пророками по обе стороны от Богоматери Знамения ; над ними Апостолы по обе стороны Святой Троицы .

Обычно справа от Красных ворот (если смотреть со стороны нефа) находится икона Христа, затем икона Иоанна Предтечи ; слева икона Богородицы , всегда изображаемая держащей Христа; а затем икона святого, которому посвящена церковь (т.е. покровителя). В иконостасе часто встречаются и другие иконы, но они различаются от церкви к церкви. Занавес также задергивается и открывается в различных точках службы.

Святилище

[ редактировать ]

Область за иконостасом, куда можно попасть через Прекрасные врата или Ангельские двери, является святилищем или алтарем . Внутри этой области находится престол, который чаще называют престолом или престолом ; апсида и с высоким местом в центре сзади с престолом для епископа синтроном , или сиденьями для священников , по обе стороны; часовня Протезиса на северной стороне, где приготавливаются приношения в Проскомидии перед принесением их на престол и хранятся святые сосуды; и диаконикон с южной стороны, где облачения хранятся .

Православные алтари обычно квадратные. Традиционно они имеют внешнее покрытие из тяжелой парчи, доходящее до пола. Иногда над ними навесы. святого мощи Во все восточно-православные алтари встроены , обычно мученика , помещенные во время их освящения. На алтарном столе, в центре, сзади находится богато украшенный контейнер, обычно называемый скинией , где хранятся зарезервированные евхаристические элементы для причащения больных. Часто он имеет форму модели церковного здания. Перед ним кладут Евангелие , которое обычно имеет украшенную металлическую обложку. Под Евангелием находится сложенный кусок ткани, называемый эйлитон . Внутри эйлитона сложен антиминс , представляющий собой шелковую ткань с напечатанным изображением погребения Христа и с вшитыми в него мощами. Обе эти ткани разворачивают перед тем, как приношения кладут на престол. За алтарем находится семисвечник , напоминающий семисвечник Ветхого Завета. Скиния и храм в Иерусалиме . За этим находится золотой процессионный крест. По обе стороны креста расположены литургические веера (по-гречески: рипидия или гексаптерига ), которые представляют шестикрылого Серафима . У стены за алтарем стоит большой крест. На кресте обычно висит плоское иконографическое изображение Христа (корпус), которое можно снять в течение 50 дней после Пасхи (Пасхи).

Традиционно в святилище/алтаре не допускается использование никаких продуктов животного происхождения, кроме шерсти и пчелиного воска. Теоретически этот запрет распространяется и на кожу (в виде служебных книжек и обуви в кожаных переплетах), но сегодня это не всегда соблюдается. Деньги также запрещены. Никто не может войти в алтарь без благословения священника или епископа, а служители там не носят личных украшений, таких как кольца и серьги.


См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Стоукс, Джеймс, изд. (2009). Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока . Издательство информационной базы. п. 528. ИСБН  9781438126760 .
  2. ^ Томас Э. Фицджеральд (1998). Православная Церковь: Студенческое издание . Прегер. п. 147. ИСБН  0-313-26281-0 . ISSN   0193-6883 . LCCN   94-21685 .
  3. ^ Алфеев, митрополит Иларион. Православное христианство Том. III, Архитектура, иконы и музыка Православной Церкви . п. 57.
  4. ^ Джой Ноймайер (4 марта 2013 г.). «Путеводитель по интерьеру русского православного храма» . «Москва Таймс» . Архивировано из оригинала 24 апреля 2013 года . Проверено 5 марта 2013 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6ae995bc543bd54670f8a1e5a60d87c7__1717184040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/c7/6ae995bc543bd54670f8a1e5a60d87c7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Eastern Orthodox church architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)