Восточно-православная церковная архитектура
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
Обзор |
Восточно-православная церковная архитектура представляет собой отдельное, узнаваемое семейство стилей среди церковной архитектуры . Эти стили имеют ряд фундаментальных сходств, поскольку на них повлияло общее наследие византийской архитектуры Восточной Римской империи . Некоторые из стилей стали ассоциироваться с конкретными традициями одного конкретного автокефального Восточно-православного патриархата , тогда как другие более широко используются внутри Восточной Православной Церкви .
Эти архитектурные стили оказали существенное влияние на культуры за пределами восточного православия; особенно в архитектуре исламских мечетей , [ 1 ] но и в некоторой степени в западных церквях .
История
[ редактировать ]разделяли множество традиций, они Несмотря на то, что восточное христианство и западное христианство с самого начала начали расходиться друг с другом. В то время как базилика , длинный нефный зал с апсидой на одном конце, была наиболее распространенной формой на Западе, на Востоке стал преобладать более компактный централизованный стиль.
Эти церкви по своему происхождению были «мартириями», сосредоточенными на могилах святых , в частности мучеников , умерших во время гонений на христиан, которые полностью закончились только с обращением императора Константина (337 г. н.э.). Они копировали языческие гробницы и были покрыты куполом, символизировавшим небо . Центральный купол тогда часто был окружен сооружениями в четырех точках компаса, образующими крестообразную форму - сами они часто были увенчаны башнями или куполами. Централизованные и базиличные конструкции иногда сочетались, как в церкви Святой Софии в Константинополе (строительство началось в 360 г. н. э.). В восточной части базилики тогда было разрешено возведение иконостаса — экрана, на котором висят иконы и который скрывает алтарь от верующих, за исключением тех моментов литургии, когда его двери открыты.
Вариант формы централизованной церкви получил развитие в России и приобрел известность в 16 веке. Здесь купол был заменен гораздо более тонкой и высокой шатровой или конической крышей, что, как говорят, возникло из-за необходимости не допускать снега попадания на крыши. Одним из лучших примеров таких шатровых церквей является храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве .
Долгое время искусство архитектуры было связано в первую очередь с проектированием церквей и аристократических дворцов , поэтому эволюция православных церквей представляет собой важную часть истории византийской архитектуры и русской архитектуры . Более подробная информация представлена в этих статьях.
В отличие от западно-христианской архитектуры с ее тенденциями к современности (см., например, Ливерпульский столичный собор или Нотр-Дам-дю-О ), православный архитектурный стиль остается в значительной степени консервативным и традиционным. Одним примечательным и важным с архитектурной точки зрения исключением является Фрэнка Ллойда Райта проект Благовещенской греческой православной церкви в Вауватосе , штат Висконсин , США.
Архиепископский собор Святой Троицы Нью-Йорка в Верхнем Ист-Сайде является крупнейшим православным христианским храмом в Западном полушарии . [ 2 ]
Терминология
[ редактировать ]В русском языке (как и в других восточнославянских языках ) общеупотребительным словом «церковь» является церковь (церковь). В возвышенном смысле термин храм (Храм), « храм », используется для обозначения церковного здания как Храма Божьего Храма Божьего (Храм Божий). Слова «церковь» и «храм» в данном случае взаимозаменяемы; однако термин «церковь» ( греч . εκκλησία ) гораздо более распространен в английском языке. Термин «храм» ( греч . ναός ) также обычно применяется к более крупным церквям. Некоторые известные церкви, которые иногда называют храмами, включают собор Святой Софии. , Храм Василия Блаженного , Храм Христа Спасителя и Храм Святого Саввы .
Некоторые церкви имеют особый статус и называются соборами (или соборными храмами , коборный храм), от древнерусского слова, означающего «собрание» ( см. в «Соборе другие значения »). По-гречески епархиальные кафедры называются καθεδρικός ναός. По-русски — это «собор» собор . Место патриарха называется «патриаршим собором» (Патриарший собор, Патриарший собор ). Главный храм монастыря также можно назвать «собором». Если епископ новый собор строит для своей кафедры , старая церковь сохраняет статус собора. Статус собора может быть присвоен только патриархом.
Главная церковь в монастыре называется католиконом и может быть зарезервирована для основных служб, а меньшие службы совершаются в других церквях монастыря.
Церковь, независимая от местной епархии , называется « ставропигиальным собором» (по-гречески stauropegia означает «вознесение креста»). Например, патриаршие соборы являются ставропигиальными.
Другой вид внеепархиальных церквей — домашние церкви , принадлежащие домохозяйствам.
Архитектура
[ редактировать ]Здания православных церквей имеют следующие основные формы, каждая со своей символикой:
- Вытянутые: прямоугольник , прямоугольник со скругленными углами ( круг ), символизирующий корабль как средство спасения ( Ноев ковчег ).
- Крестообразный (крестообразный)
- Звездообразный
- Круговой
Купол потолка вместо плоского символизирует небо. В русских храмах купола часто увенчиваются луковичными куполами, на которых установлены кресты. Эти купола называются «головами» (глава) или « маковыми головками» (маковица, маковка). Иногда кресты имеют . внизу серповидную форму, что, вопреки распространенному заблуждению, не имеет никакого отношения ни к исламу, ни к победе христиан над мусульманами Полумесяц был одним из государственных символов Византии до османских завоеваний. Полумесяц, встречающийся на древнерусских иконах, облачениях и книжных миниатюрах, отсылает к луне как к символу якоря, символу спасения, созвучному символике церкви как корабля. [ 3 ]
Алтарь ( святилище ) расположен в восточной части церкви, независимо от ее формы. колокольня . К западной части церкви пристроена (или построена отдельно)
Здание церкви имеет множество символических значений; возможно, самой старой и наиболее известной является концепция о том, что церковь — это Ковчег Спасения (как в Ноевом Ковчеге ), в котором мир спасается от потока искушений. По этой причине большинство православных храмов имеют прямоугольную форму. Другая популярная форма, особенно для церквей с большими хорами, — крестообразная или крестообразная. Архитектурные образцы могут различаться по форме и сложности: вокруг главной церкви иногда добавляются часовни или тройные алтари (литургия может совершаться только один раз в день на любом конкретном алтаре), но в целом символическая планировка церкви остается прежней.
Здание церкви разделено на три основные части: нартекс ( притвор ) , неф (собственно храм) и святилище (также называемое алтарем или святым местом ).
Основным отличием традиционных православных церквей от западных является отсутствие скамеек в нефе. В некоторых этнических традициях православия сидеть во время проповеди считалось неуважением. Однако в некоторых церквях на Западе и особенно в церквях диаспоры в Соединенных Штатах скамьи и коленопреклонители под влиянием других христианских конфессий были введены .
Нартекс
[ редактировать ]Нартекс здесь является связующим звеном между церковью и внешним миром, и по этой причине должны стоять оглашенные (заранее крещеные православные) и инославные (примечание: традиция допускать в неф храма только констатированных православных имеет для большая часть вышла из употребления). В монастырских храмах миряне, посещающие монастырь, обычно стоят в притворе, а монахи или монахини — в нефе.
Неф
[ редактировать ]Неф . – главный корпус церкви, где люди стоят во время служб [ 4 ] В большинстве традиционных восточно-православных церквей нет сидений или скамей, как на Западе, а есть стацидии (стул с высокими подлокотниками, достаточно высокими, чтобы его можно было использовать для поддержки стоя); они обычно находятся вдоль стен. Традиционно во время богослужений не сидят, за исключением чтения псалмов и проповеди священника. Народ стоит перед Богом. Однако множество исключений из этого правила можно найти в западных странах, особенно в США, где знакомство с католической и протестантской церквями привело к сходству церковной обстановки. Нередко можно встретить как скамеек , так и стоящих на коленях .
специальную люстру, известную как полиелей В некоторых более традиционных церквях, в основном в Греции, можно найти . Эту люстру обычно украшают свечами и иконами, и во время службы ее раскачивают.
Стены обычно от пола до потолка покрыты иконами или настенными росписями святых, их житий и историй из Библии. Поскольку здание церкви является прямым продолжением ее еврейских корней, где мужчины и женщины стоят отдельно, православная церковь продолжает эту практику: мужчины стоят справа, а женщины слева. Таким расположением подчеркивается, что мы все равны перед Богом (равное расстояние от алтаря), и что мужчина не превосходит женщину. Во многих современных церквях эта традиционная практика была изменена, и семьи стали вместе.
Над нефом в куполе церкви находится икона Христа Вседержителя ( Παντοκρατωρ/ Пантократор , «Владыка всего»). Прямо под куполом (в более традиционных церквях) обычно висит своего рода круглая люстра с изображениями святых и апостолов, называемая хоросом , которая аналогична упомянутому выше полиелею.
Неф православной церкви может различаться по форме/размеру и планировке в зависимости от различных церковных традиций. Двумя наиболее распространенными планировками внутри православных церквей со времен Юстиниана были крестообразная планировка, открытая квадратная/прямоугольная планировка или более линейная планировка с боковыми нефами. Однако последний из них вышел из употребления после Великого раскола, так как более широко использовался в западных церквях и лучше подходил для совершаемых в них служб, чем в церквях восточного обряда. Две прежние планировки — открытая площадь (реже круглая) и крестообразная оказались наиболее подходящими для совершения Божественной литургии. Эти две внутренние планировки имеют скорее квадратную/круглую форму, чем вытянутую.
Крестообразная форма является древнейшей из двух внутренних планировок и, по-видимому, имеет византийское происхождение. Он возник в результате адаптации двух самых ранних христианских архитектурных форм: базилики и восьмиугольной/круглой формы. Крестообразная церковь часто включает в себя боковые нефы, похожие на западную базилику, но они часто очень короткие и разрезаны посередине, оставляя большую крестообразную форму через середину церкви. Открытый квадрат/круг — более новая из двух форм. Чаще всего его можно встретить в церквях Восточной Европы и более современных греческих церквях. Эта церковь сохраняет прежнюю квадратную/круглую форму; однако боковые проходы были удалены, что полностью открыло пространство. В последние годы это нашло более широкое применение во всем мире с изобретением стали, поскольку позволяет поддерживать купол без необходимости использования массивных арок и колонн, которые были основными особенностями старых крестообразных церквей.
Иконостас
[ редактировать ]Иконостас, также называемый τεμπλον/templon , представляет собой ширму или стену между нефом и святилищем, покрытую иконами. Обычно там будет три двери: одна посередине и одна с каждой стороны. Центральный традиционно называется Прекрасными воротами или Царскими вратами (то ли потому, что через них проходит Христос на литургии, то ли со времен Византийской империи , когда император входил в основной корпус Святой Софии , Церкви Святой Мудрости, через эти двери и подойти к алтарю, чтобы принять Евхаристию). По обе стороны от этого портала расположены большие медные подсвечники, называемые меналиями , которые представляют собой огненные столпы, которые шли до того, как евреи вошли в землю обетованную. Царские двери используются только духовенством. Бывают случаи, когда во время службы эти ворота закрываются и задергивается занавес. Двери по обе стороны называются Дьяконскими или Ангельскими, так как на них часто изображаются Архангелы Михаил и Гавриил. Эти двери используются дьяконами и служителями для входа в святилище.
Обычно справа от Красных ворот (если смотреть со стороны нефа) находится икона Христа, затем икона Иоанна Предтечи ; слева икона Богородицы , всегда изображаемая держащей Христа; а затем икона святого, которому посвящена церковь (т.е. покровителя). В иконостасе часто встречаются и другие иконы, но они различаются от церкви к церкви. Занавес также задергивается и открывается в различных точках службы.
Святилище
[ редактировать ]Область за иконостасом, куда можно попасть через Прекрасные врата или Ангельские двери, является святилищем или алтарем . Внутри этой области находится престол, который чаще называют престолом или престолом ; апсида и с высоким местом в центре сзади с престолом для епископа синтроном , или сиденьями для священников , по обе стороны; часовня Протезиса на северной стороне, где приготавливаются приношения в Проскомидии перед принесением их на престол и хранятся святые сосуды; и диаконикон с южной стороны, где облачения хранятся .
Православные алтари обычно квадратные. Традиционно они имеют внешнее покрытие из тяжелой парчи, доходящее до пола. Иногда над ними навесы. святого мощи Во все восточно-православные алтари встроены , обычно мученика , помещенные во время их освящения. На алтарном столе, в центре, сзади находится богато украшенный контейнер, обычно называемый скинией , где хранятся зарезервированные евхаристические элементы для причащения больных. Часто он имеет форму модели церковного здания. Перед ним кладут Евангелие , которое обычно имеет украшенную металлическую обложку. Под Евангелием находится сложенный кусок ткани, называемый эйлитон . Внутри эйлитона сложен антиминс , представляющий собой шелковую ткань с напечатанным изображением погребения Христа и с вшитыми в него мощами. Обе эти ткани разворачивают перед тем, как приношения кладут на престол. За алтарем находится семисвечник , напоминающий семисвечник Ветхого Завета. Скиния и храм в Иерусалиме . За этим находится золотой процессионный крест. По обе стороны креста расположены литургические веера (по-гречески: рипидия или гексаптерига ), которые представляют шестикрылого Серафима . У стены за алтарем стоит большой крест. На кресте обычно висит плоское иконографическое изображение Христа (корпус), которое можно снять в течение 50 дней после Пасхи (Пасхи).
Традиционно в святилище/алтаре не допускается использование никаких продуктов животного происхождения, кроме шерсти и пчелиного воска. Теоретически этот запрет распространяется и на кожу (в виде служебных книжек и обуви в кожаных переплетах), но сегодня это не всегда соблюдается. Деньги также запрещены. Никто не может войти в алтарь без благословения священника или епископа, а служители там не носят личных украшений, таких как кольца и серьги.
Галерея
[ редактировать ]-
Собор Александра Невского в Лодзи был построен благодаря вкладу меркантилистской элиты города, а также российского царя .
-
Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» в Пермском крае . Церковь Преображения Господня (1707 г.) и сторожевая башня (17 век).
-
В крыле Петергофского дворца под Санкт-Петербургом находится частная православная часовня русских царей .
-
Православная церковь в Беловеже, Польша , на окраине Беловежской пущи .
-
Православные церкви распространены на Аляске , особенно в южных и юго-западных частях штата.
-
Сербская православная церковь в Нокае , Воеводина.
-
Собор Светицховели Грузинская православная церковь в Мцхете , Грузия. Между 1010 и 1029 годами. Это одно из самых популярных туристических мест в Грузии и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО .
-
Православная церковь Иконы Ченстоховской Божией Матери — польский православный храм в Ченстохове в честь Иконы Ченстоховской Божией Матери страны , считающейся одним из национальных символов .
-
Русская православная церковь Святой Софии в Харбине, Китай .
-
Церковь Богородицы Оранской ( Богоматери Знаменной ) в Вильнюсе демонстрирует типичные черты развитого византийского возрождения : открытая двухцветная полосатая кладка; четыре симметричные апсиды , плотно слитые с главным куполом, образующие высокий треугольный контур; аркады , переходящие в купола; и сравнительно небольшая колокольня, явно подчиненная главному куполу.
-
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — самый известный образец православной церкви, построенной в неоклассическом стиле.
-
Супрасльская лавра находится на консервации после революции 1989 года , когда польское правительство вернуло ее Польской автокефальной православной церкви .
-
Архиепископский собор Святой Троицы Нью-Йорка в Верхнем Ист-Сайде , крупнейший православный христианский храм в Западном полушарии .
-
Храм Христа Спасителя в Баня-Луке , Босния и Герцеговина , был построен из камня натурального цвета, привезенного из Месопотамии , и с золотыми куполами.
-
Благовещенская церковь монастыря Молдовица , одна из восьми расписных церквей Молдавии , Румыния , внесена в список ЮНЕСКО Всемирного наследия .
См. также
[ редактировать ]- Раннехристианское искусство и архитектура
- Бабинец (архитектура)
- Крест в квадрате
- Моравская архитектурная школа
- Рашка архитектурная школа
- Молдавский стиль
- Брынковенеск стиль
- Деревянные церкви Марамуреша
- Список самых высоких православных церквей
- Список восточно-православных монастырей
- Армянская церковная архитектура
- Коптская архитектура
- Деревянные церкви Карпат в Польше и Украине.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стоукс, Джеймс, изд. (2009). Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока . Издательство информационной базы. п. 528. ИСБН 9781438126760 .
- ^ Томас Э. Фицджеральд (1998). Православная Церковь: Студенческое издание . Прегер. п. 147. ИСБН 0-313-26281-0 . ISSN 0193-6883 . LCCN 94-21685 .
- ^ Алфеев, митрополит Иларион. Православное христианство Том. III, Архитектура, иконы и музыка Православной Церкви . п. 57.
- ^ Джой Ноймайер (4 марта 2013 г.). «Путеводитель по интерьеру русского православного храма» . «Москва Таймс» . Архивировано из оригинала 24 апреля 2013 года . Проверено 5 марта 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии архитектуры православной церкви на Flickr (на английском языке)
- Церковный этикет (Греческая православная архиепархия Австралии) (на английском языке)
- Церковное здание и его устройство (на английском языке)
- Дом Божий. Архивировано 24 мая 2017 г. в Wayback Machine преподобным Томасом Фицджеральдом (на английском языке).
- Каталог православной архитектуры (на русском языке)
- Сергей Заграевский . Типологическое формирование и основные классификации древнерусского церковного зодчества. Саарбрюккен, 2015 г. ISBN 978-3-659-80841-8
- Учебник литургики Киевской духовной семинарии (на русском языке)
- Интерьер православной церкви (на русском языке)
- Православные церкви и монастыри. Фотоальбом (на немецком языке)
- Юрий Сидоренко стал первым украинцем, построившим православный храм на Аравийском полуострове.