Кино Румынии
Кино Румынии
![]() | |
---|---|
Количество экранов | 449 (2020) [ 1 ] |
• На душу населения | 2,2 на 100 000 (2017 г.) [ 2 ] |
Основные дистрибьюторы | Медиа Про 30,6% Роимаж 2000 27,3% Интеркомфильм 13,9% [ 3 ] |
Продюсировал художественные фильмы (2017). [ 4 ] | |
Вымышленный | 17 (60.7%) |
Документальный фильм | 11 (39.3%) |
Количество поступлений (2019 г.) [ 7 ] | |
Общий | 13,129,951 [ 5 ] |
• На душу населения | 0.67 |
Национальные фильмы | 801,920 (6.10%) [ 6 ] |
Валовые кассовые сборы (2019) [ 8 ] | |
Общий | 261 миллион леев [ 8 ] (58 миллионов долларов США) |
Часть серии о |
Культура Румынии |
---|
![]() |
Люди |
Языки |
Спорт |
Кино Румынии – это искусство создания кинофильмов внутри страны Румынии или румынскими кинематографистами за рубежом. История кино в Румынии восходит к концу 19 века, как и сама история кино . Первая серия фильмов была показана 27 мая 1896 года в здании газеты L'Indépendance Roumanie в Бухаресте . На румынской выставке команда сотрудников братьев Люмьер продемонстрировала несколько фильмов, в том числе знаменитый «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» . [ 9 ] В следующем, 1897 году, французский кинооператор Поль Меню (сотрудник братьев Люмьер ) снял первый фильм, действие которого происходит в Румынии, « Королевский парад 10 мая 1897 года» . [ 9 ] Первым румынским кинорежиссером был врач Георге Маринеску . В период с 1898 по 1899 год он впервые в истории создал серию короткометражных фильмов на медицинскую тематику. [ 10 ]
Кино Румынии было домом для многих всемирно известных фильмов и режиссеров. Первым румынским фильмом, получившим международную награду, стал документальный фильм 1938 года «Цара Моцилор» (о земле Моцилор в горах Апусени , Румыния) режиссера Пола Кэлинеску , который получил приз на 7-м Венецианском международном кинофестивале 1939 года . [ 11 ] [ 12 ] Первым румынским фильмом, получившим награду Каннского кинофестиваля, стал короткометражный анимационный фильм 1957 года «Scurtă istorie» («Краткая история») режиссера Иона Попеску-Гопо . Фильм получил Золотую пальмовую ветвь короткометражного фильма на Каннском кинофестивале 1957 года . [ 13 ] Первым румынским игровым фильмом, получившим награду Каннского кинофестиваля, стал фильм 1965 года « Лес повешенных» . Режиссер фильма Ливиу Чулей получил награду за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале 1965 года . [ 14 ] [ 15 ]
добилось широкого международного признания в 2000-х годах благодаря румынскому движению «Новая волна» , которое часто включало жанры реалистических Румынское кино и минималистических фильмов , получивших множество наград на европейских кинофестивалях, таких как Каннский кинофестиваль и Берлинский международный кинофестиваль .
Действительность (1897-1910 гг.)
[ редактировать ]История кино в Румынии началась до 1900 года, чему способствовали кинопоказы, которые помогли пробудить общественный интерес к новому изобретению, и операторы-энтузиасты начали снимать фильмы из страсти к недавно открытому искусству. Из-за элементарных технических условий ранние фильмы представляли собой очень короткие (многие менее одной минуты) однокадровые сцены, запечатлевшие моменты повседневной жизни.
Первый кинематографический показ в Румынии состоялся 27 мая 1896 года, менее чем через пять месяцев после первой публичной кинопоказа братьев Люмьер 28 декабря 1895 года в Париже. На румынской выставке команда сотрудников братьев Люмьер продемонстрировала несколько фильмов, в том числе знаменитый «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» . [ 9 ] Мероприятие было организовано Эдвином Шурманном, импресарио Аделины Патти и Элеоноры Дузе , и проводилось французскоязычной газетой L'Indépendance Roumanie . Мишу Вэкэреску (потомок боярского рода Вэкэреску ), журналист L'Indépendance Roumanie , отметил, что «произошло представление «чуда века»». Первоначально элитный аттракцион, постоянные показы как в здании L'Indépendance Roumanie , так и в других местах (например, в самом большом зале здания газеты на бульваре Эфориеи Шпиталелор Цивиле, затем в зале Хьюга напротив старого Национального театра) помогли Цены на билеты снизились, и кино стало популярным зрелищем в Бухаресте.
В следующем году, в 1897 году, французский оператор Поль Меню (сотрудник братьев Люмьер ) снял первый фильм, снятый в Румынии, «Королевский парад 10 мая 1897 года» , показывающий короля Кароля I верхом, занимающего свое место на бульваре, чтобы возглавить парад. [ 9 ] В течение следующих двух месяцев он продолжил снимать еще 16 новостей, но сегодня сохранились только два под номером. 551 и 552 в каталоге Люмьер. Первые румынские фильмы Меню были представлены 8/23 июня 1897 года, включая изображения наводнений в Галаце , кораблей румынского военно-морского флота на Дунае и сцены с ипподрома Бэняса. [ 12 ]
Начиная с 1906 года в Македонии арумынские сделали братья Манакия карьеру своими социальными и этнографическими темами. [ 12 ]
Показы фильмов возобновились в Бухаресте в 1905 году в различных местах, таких как Эдисон, Эфорие, Лирический театр и Циркул Сидоли. был открыт первый в Румынии театр, построенный специально для показа фильмов, «Вольта» В мае 1909 года на улице Доамней в Бухаресте . В Трансильвании , тогда входившей в состав Австро-Венгрии , уже был свой первый кинотеатр в Брашове с 1901 года. В следующем году за Вольтой последовали другие, такие как «Блерио» на улице Сариндар, «Бристоль», «Аполлон» и «Венера». Программы состояли из реалий и короткометражных «фильмов с актерами» (например, пятиминутный кадр Виктора Эфтимиу и Аристиццы Романеску во время величественной прогулки по берегу моря). Продолжительность фильмов постепенно увеличивалась, в конечном итоге превратившись в кинохронику и игровые фильмы. [ 16 ]
Первые научные фильмы в истории (1898-1899).
[ редактировать ]
К 1898 году общественный интерес к кино начал угасать, поэтому Пол Меню выставил на продажу свою камеру. [ 17 ] Камеру купил врач Георге Маринеску , который стал первым румынским кинорежиссером, впервые в истории снявшим серию короткометражных фильмов на медицинскую тематику в период с 1898 по 1899 год. Георге Маринеску вместе с оператором Константином М. Попеску снял в 1898 году первый научный фильм в мире, Трудности ходьбы при органической гемиплегии . [ 10 ] В письме доктору Маринеску от 29 июля 1924 года, говоря об этих фильмах, Огюст Люмьер писал: «Я видел ваши научные отчеты об использовании кинематографа в исследованиях нервных заболеваний, когда я еще получал La Semaine Médicale . К сожалению, немногие учёные пошли по вашему пути». [ 18 ] Его фильмы считались утерянными до 1975 года, когда тележурналист Корнел Русу обнаружил их в металлическом шкафу больницы, носившем имя знаменитого врача. [ 12 ]
Первые румынские немые фильмы (1911-1920)
[ редактировать ]В расследовании начала нереальных румынских художественных фильмов , опубликованном во вкладыше газеты Cuvântul ( «Слово ») в декабре 1933 года, упоминается, что в 1911 году была «аранжировка пьесы для кино» «Папуша » ( «Кукла» ), Продюсерами выступили операторы Николае Барбелян и Демичелли в сотрудничестве с руководителем актерской труппы Маринеску. В это же время Виктор Эфтимиу в сотрудничестве с Эмилем Гырляну написал сценарий фильма, который они бесплатно предложили некоему Джорджеску. Получившийся в результате фильм под названием Dragoste la mănăstire ( «Любовь в монастыре ») или Două altare ( «Два алтаря» ), показанный только в 1914 году, был показан всего за восемь дней. И это несмотря на то, что фильм состоял всего лишь из кадров, сделанных во время двух репетиций роли, на которых присутствовали Тони Буландра и Мариоара Войкулеску, а остальная часть фильма была занята титрами и длинными буквами.
Первым румынским игровым фильмом стал «Amor Fatal» ( «Роковой роман» ) с Люсией Стурдза, Тони Буландрой и Аурелом Барбеляном, актерами Национального театра Бухареста . Режиссером фильма выступил Григоре Брежяну, режиссер того же театра и сын великого актера Иона Брежяну . Фильм показывали с 26 по 30 сентября 1911 года в кинотеатре «Аполло».
7 ноября 1911 года состоялась премьера фильма Înşirăte mărgărite... ( «Расправьтесь, ромашки »). Он был основан на стихотворении Виктора Эфтимиу и фактически показывал сцены, снятые в разных местах страны для завершения одноименной пьесы, которая шла в Национальном театре Бухареста ; это было то, что сегодня назвали бы шоу волшебных фонарей . Режиссеры Аристид Деметриад и Григоре Брежану. Аристид Деметриад появился в роли Фэт-Фрумоса . Этот гибрид фильма и театра был хорошо принят зрителями того времени.
В декабре 1911 года театральный журнал «Рампа» опубликовал под заголовком «Кино в театре» заметку (за подписью В. Скантейе), в которой указывалось, что «Маэстро Ноттара занимается созданием патриотического произведения, воссоздающего румынскую войну против Независимость от кино, чтобы сегодняшние поколения могли узнать историю сражений 1877 года, а для будущих поколений живая картина румынской храбрости будет оставаться".
В результате директор бухарестского филиала студии «Гомон-Париж» Раймон Пеллерен объявил о премьере своего фильма Războiul din 1877–1878 ( «Война 1877–1878 годов »), назначенной на 29 декабря 1911 года. «Фильм» был снят. в спешке, с труппой подержанных актеров и с помощью генерала Константинеску, командовавшего дивизией в Питешти , у которого он получил статистку, необходимую для военных сцен, «Разбойул дин 1877-1878» был показан накануне префектом столичной полиции, который решил, что это не соответствует историческим фактам. В результате фильм был конфискован и уничтожен, Раймон Пеллерен был объявлен персоной нон грата и уехал в Париж, а генерал-коллаборационист решил, что его переведут в другой гарнизон в качестве средства дисциплины.
5 мая 1912 года журнал «Flacăra» ( «Пламя ») довел до сведения своих читателей тот факт, что «как известно, несколько художников основали общество с целью снять фильм о войне за независимость ... Такой начинание заслуживает аплодисментов». Инициаторами выступила группа актеров: Константин Ноттара, Аристид Деметриаде, В. Тоняну, Ион Брежяну, Н. Соряну, П. Лициу, а также молодой Григоре Брежяну, ассоциированный продюсер и творческая сила всей операции. Поскольку для постановки требовалась большая сумма денег, к этой работе привлекли также Леона Попеску, богатого человека и владельца Лирического театра. Группа получила мощную поддержку со стороны государственных органов: в ее распоряжение была предоставлена армия и все необходимое оборудование, а также военные советники (возможно, включая Паскаля Видрашку). Камеры и операторы к ним были привезены из-за границы, а отпечаток готовился в парижских лабораториях. Мог ли Григоре Брежяну быть режиссером фильма? Ни один источник того времени не подтверждает такую гипотезу. Наоборот, его представляют как «инициатора», продюсера фильма, наряду с членами Национального театра и Леоном Попеску. Более того, судя по всему, именно он привлек финансиста всей затеи. В 1985 году кинокритик Тудор Каранфил обнаружил среди бумаг Аристида Деметриада его режиссерские записные книжки для Independenta României , недвусмысленно подтвердившие, что он был режиссером фильма. Таким образом, съемочная группа фильма выглядела следующим образом: Продюсеры: Леон Попеску, Аристид Деметриаде, Григоре Брежяну, Константин Ноттара, Паскаль Видрашку. Сценаристы: Петре Лициу, Константин Ноттара, Аристид Деметриад, Корнелиу Молдовяну. Режиссер: Аристид Деметриад. Оператор: Франк Данио. Визажист и парикмахер: Пепи Махауэр. [ 12 ]
2 сентября 1912 года в кинотеатре «Эфорие», крупнейшем кинотеатре Бухареста премьера « Независимости Романии» , состоялась . Несмотря на все недостатки театральной игры актеров, ошибки неконтролируемой режиссурой армии массовки, вызывавшие непреднамеренный смех в некоторых сценах и резко хромавшие в начале, фильм был хорошо принят зрителями, его показывали несколько раз. недели. Благодаря этой реализации, размеру темы, выбранному методу распространения, искренним художественным замыслам, профессиональному монтажу (на тот момент) создание этого фильма можно считать первым шагом Румынии в кинематографическом искусстве.
И все же тот, кто реализовал эту работу, человек, который держал вместе весь коллектив, режиссер театра Григоре Брежяну , остался разочарован. Пресса того времени демонстративно упоминала Леона Попеску, который финансировал фильм и старался дистанцироваться от других финансистов, покупая их роли; создателям фильма такой похвалы не было. Это заставило продюсера Григоре Брежяну сказать в интервью журналу «Рампа», опубликованном 13 апреля 1913 года: «Моей мечтой было бы построить большую киностудию. Я пришел к выводу, что это невозможно. Прежде всего , нам не хватает крупных капиталовложений. Без денег мы не можем конкурировать с зарубежными студиями... Студия, по мнению наших финансистов, - это что-то вне искусства, что-то из области сельского хозяйства или CFR. Поэтому я отказался от этой мечты с большое сожаление».
А вот Леон Попеску — после появления некой продукции якобы румынского кино, снятой студией « Пате-Фрер» с участием второсортных актеров; по сути, это была смесь зарубежных фильмов со сценами, в которых появлялись румынские актеры (они были представлены на сценах кинотеатров, в виде театральных постановок, сыгранных актерами «в плоти и крови» в сочетании с отснятыми сценами те же актеры), известные как «киномаскетки», — ответили широкомасштабным наступательным планом, образовав Film de artă Leon Popescu ( «Арт-кино Леона Попеску» в 1913 году общество ).
Сотрудничая с труппой Мариоары Войкулеску , в которую входили симпатизирующие Попеску актёры (Ч. Радовичи, Ион Манолеску и Г. Сторин), им удалось вывести на рынок следующие фильмы: Amorul unei prinçese ( «Любовный роман принцессы ») ( 1913), «Месть» ( «Четатеа 1913), ( « Небесная катастрофа» 1913), Нямц» ( «Нямц»). Цитадель ) (1914), Спионул ( Шпион ) (1914), причем все, кроме предпоследнего, оказались значительно ниже ожиданий.
Примечательно, что в 1913 году появился еще один румынский фильм « Ozelul răzbună» ( «Сталь берет свою месть ») режиссера Аристида Деметриада , который в том же году снял еще один фильм: «Scheci cu Jack Bill» ( «Эскиз с Джеком Биллом »). Фильм финансировался режиссером при существенной помощи профессора Георгия Ариона (8000 леев ). 40-минутный фильм получил положительные отзывы и имел большой успех. Сегодня на ANF осталась только одна катушка, занимающая минуту проекционного времени; К счастью, всех актеров можно увидеть крупным планом. Продюсером фильма выступил Георгий Арион; его директором и редактором был Аристид Деметриад; Оператором был Франк Даниау, в нем снимались Аристид Деметриад , Андрей Попович , Мариоара Чински , Цаковичи-Космин, Николае Григореску , Петре Буландра и Ромальд Бульфинский.
В конце 1914 года Общество Леона Попеску объединилось с обществом Чипето с целью импорта малогабаритных проекторов и одновременно сдачи в аренду фильмов, произведенных компанией Мариоара Войкулеску, третьим лицам.
Во время Первой мировой войны кинопроизводство в основном было направлено на создание документальных фильмов и кинохроники. Немногочисленные румынские кинооператоры были мобилизованы, и при отступлении в Молдову все кинокамеры в стране были спасены. Его Величество Фердинанд I снимался на фронте вместе с генералами Константином Презаном и Александру Авереску , а королева Мария снималась в госпиталях, облегчая страдания пациентов. Из тысяч метров отснятых кадров осталось немного. Некоторые из них позже были использованы в фильме «Екатерина Теодороиу» , снятом в 1930 году. [ 19 ]
После Первой мировой войны кинопроизводство в международном масштабе развивалось в соответствии с интересом бизнесменов к новой отрасли. Появлялись новые студии, оснащенные хорошим оборудованием и специалистами, хорошо обученными новой технике, к работе в новой отрасли привлекались известные широкой публике режиссеры и актеры, известные сценаристы. Были открыты рынки для готовой кинопродукции, которая благодаря проверенной на рынке формуле смогла приносить прибыль и финансировать новые производства. Киноиндустрия с щедрыми финансовыми ресурсами стала доминировать на рынке, опустошая национальные кинотеатры.
Ко всему этому добавились еще две катастрофы: Леон Попеску умер в 1918 году, после чего сгорела его студия на территории Лирического театра. Чудом из всех фильмов уцелел только один: экземпляр «Независимости Романии» (неполный, пропущено около 20 минут). По другим версиям истории, рассказанным в то время, страдая от нервного кризиса, вызванного неудачами его фильмов, Леон Попеску поджёг собственный склад фильмов и вскоре после этого умер.
В 1920 году киностудия «Соареле» ( «Солнце ») приступила к производству «Pe valurilefericirii» ( «На волнах счастья »), в котором снимались венгерская актриса Лия Де Путти , а также румынские актёры Мария Филотти , Ион Манолеску , Георге Сторин , Александр Михалеско. и Танци Кутава-Бароцци . Режиссер Долли А. Сигетти, сценарий основан на пьесе К. Уильямсона. Фильм так и не был завершен. Тем не менее, несколько эпизодов были показаны в виде трейлера.
Первый румынский анимационный фильм (1920)
[ редактировать ]1920 год ознаменовался производством первого румынского анимационного фильма , точнее первого румынского мультипликационного фильма , задуманного Аурелом Петреску и названного Păcală în llune ( Păcală на Луне ). [ 20 ] Удивительно, но все анимационные фильмы этого режиссера и художника, которые он продюсировал в эпоху звука, утеряны. Проявив дальновидность, Аурел Петреску создал альбом, содержащий около 80 кадров, который сегодня принадлежит ANF ( Arhiva Nacială de Filme , на английском языке: National Movie Archive) и из которого мы можем получить представление о методах, используемых Петреску в анимации. На краях некоторых кадров есть черная полоса, обозначающая записанный звук, что позволило исследователям подтвердить, что на последнем этапе своей карьеры Петреску создавал звуковые мультфильмы.
Румынские немые фильмы эпохи (1921-1930)
[ редактировать ]Жан Михаил был одним из пионеров румынского кино. Свою карьеру он начал с участия в качестве помощника режиссера у немца Альфреда Халлма, режиссера фильма « Цыганка в спальне ». Фильм, снятый в таких местах, как дворец Могошоая , монастырь Пасэреа и вилла Миновичи, был основан на сценарии Виктора Бельдимана, который, в свою очередь, написан по роману Раду Россети. Это был совместный проект Spera-Film Berlin и Rador-Film Bucharest. В нем снимались Дорина Хеллер, Эльвира Попеску, Ион Янковеску, Митци Весера, Танци Элвас, Екатерина Виньи, Леон Лефтер, Петре Стурдза, Петреску Муска, премьера состоялась 30 декабря 1923 года. Сегодня фильм утерян.
В 1925 году молодой актер и режиссер Жан Джорджеску нашел инвестора, который вложил свои сбережения в производство фильма « Năbădăile Cleopatrei» ( «Капризы Клеопатры» ). Ион Шагигян В этом фильме состоялся свой режиссерский дебют , в котором снялись Жан Георгеску , Ион Финтештяну , А. Поп Марсян , Александру Джугару , Н. Соряну, Брындуша Грозавеску и другие. Премьера состоялась 5 октября 1925 года в театре «Люкс». Таким же образом Жан Джорджеску продюсировал фильм Milionar pentru o zi ( Миллионер на день ) (1925) в бухарестском кабаре, поскольку владелец хотел прорекламировать здание.
Жан Михаэль поставил «Лию» (1927) по сценарию Мирчи Филотти, финансируемому немецким бизнесменом, который хотел исполнить желание своей жены, известной актрисы Лилли Флор . Точно так же он снял «Повару» ( «Бремя» ) в Вене в 1928 году на деньги женщины, которая хотела, чтобы ее имя было указано в титрах в качестве директора-постановщика.
По заказу фирмы, продававшей кофе, радиоприемники и т. д., Марсель Блоссомс и Мику Келлерман сняли фильм Lache în harem (1927) ( Камердинер в гареме ).
В других случаях из-за нехватки денег кинолюбители объединялись в кооператив: один давал камеру, другой - лабораторию, третий - сценарий, третий - режиссуру; актеров было легко найти из-за их желания увидеть себя на экране, и, наконец, им пришлось найти кредитора, готового одолжить им немного денег под гарантию, что они будут возвращены ему после «большого успеха премьеры». Так появились под Жана Михаила руководством «Пакат » ( «Грех» ) (1924) и «Манассия» ( «Манассия» ) (1925). Актер Гицэ Попеску поставил Legenda celor două Crus ( «Легенда о двух крестах ») (1925), «Vitejii neamului» ( «Храбрейший из нашего народа ») (1926) и «Напаста» ( «Бедствие» ) (1927). Жан Джорджеску поставил Майорул Мура ( Майор Мура ) (1928), финансируемый за счет сбора денег от друзей.
Притяжение экрана и настоящее желание заявить о себе в новом искусстве привели к основанию нескольких киношкол. Плата за обучение студентов оплачивается за производство некоторых фильмов. Разумеется, студенты были неоплачиваемыми актерами, что позволило получить широкое распространение. Студия « Клипа -Фильм» выпустила при такой форме финансирования фильмы «Ядеш» ( «Рычаг» ) (1926), «Янку Цзяну» (1927), Гайдукии ( » « 1929), «Чокоии» ( « Бояре» ) (1930) и позднее , Insula Řerpilor ( Змеиный остров ) (1934), предпоследний, посвященный попытке звук, и последний из них - звуковое кино.
С другой стороны, кинопроизводственное общество под названием «Соремар» , обычно специализирующееся на документальных фильмах и кинохронике , выпустило в 1928 году фильм «Simfonia dragostei» ( «Симфония любви ») режиссера Иона Шагигяна . Совместно с режиссером Никулеску Брумэ они сняли фильм «Екатерина Теодороиу» , в котором представлены отрывки, снятые во время Первой мировой войны, с участием великих деятелей того времени; мать Екатерины Теодороиу появилась как она сама. Эти фильмы были сняты на венских студиях.
Среди других фильмов этого периода - Gogulică CFR (1929) (незавершенный) и Haplea ( Тупец ) (анимация Марина Йорды в 1928 году) - первый румынский анимационный фильм, сохранившийся в архивах. [ 12 ]
С технической точки зрения снимать эти фильмы было очень сложно. Если у киножурналистов можно было приобрести пленочную камеру, то и отпечаток готовился у них. Проблема с поиском набора для использования была очень сложной: режиссер искал набор среди всех близлежащих складов, зернохранилищ, конюшен или танцевальных залов. Иногда съемки проводились в разных квартирах или домах тех, кто хотел помочь. Свет обычно собирали из студий фотографов. Часто из-за переполненности жилых домов в фильмах случайно появлялся свет или оператор и его камера отражались в зеркале или предмете мебели. Лучшими локациями оказались те, которые предлагали различные театры в тех случаях, когда работы проходят в ночное время. Другим решением было снимать интерьеры на открытом воздухе. Они построили свои «интерьеры» на площадках, подвергающихся воздействию солнечного света (таким образом устраняя искусственное освещение), и построили их на платформе, которую можно было вращать и, таким образом, в полной мере использовать солнечный свет. Технические бригады, в отличие от зарубежных, должны были быть мастерами на все руки, но в конечном итоге рабочими: оператор готовил отпечаток в лаборатории, режиссер мог быть и визажистом, продюсер-реквизит, актер-помощник режиссера. Что касается проката, то это зависело от готовности актеров работать бесплатно. Ко всему этому добавлялся тот факт, что негативов было мало, а это означало, что эпизоды снимались только за один дубль, независимо от качества результата.
Даже если условия, в которых работали и творили эти люди, не позволяли им достичь уровня, равного более широким современным стандартам на техническом уровне, им всё же удалось записать красивую страницу в анналы истории румынского кино, несмотря на всю присущую им художественность. провалы в начале.
С другой стороны, интеллектуалы того времени все еще считали кинематографическое искусство скромным второстепенным зрелищем, не придавая ему должного значения. Правда, специализированная пресса тоже была довольно скудной по содержанию и порой скучной. В 1928 году Тудор Виану в статье «Кинотеатр и радиовещание в политике культуры» писал: «Кинематографическая пресса [была] создана прежде всего для того, чтобы поддерживать интересы кинематографического капитализма... Актера нет. , каким бы посредственным он ни был, не был бы провозглашен кинематографической прессой первоклассной звездой, и нет ни одного фильма, каким бы скучным или обыденным он ни был, который не был бы объявлен несравненным достижением».
В конце 1920-х и начале 1930-х годов кино вошло в сознание некоторых румынских писателей и деятелей культуры, таких как Тудор Виану, Ливиу Ребреану , Виктор Эфтимиу , Камил Петреску и Димитрие Густи , которые все узнали об этом новом способе кино. выражение и культура. Как заметил Ребреану в 1930 году,
...В великой спешке к реализации искусства, настоящего кинематографического искусства, усилия Румынии не могут быть напрасными. Хотя наши материальные и технические возможности не позволяют нам участвовать в гонке народов за новым искусством, я думаю, что должен наступить момент, когда мы внесем и румынский вклад... У румынских талантов будет большая возможность проявиться. сам.
кинокритик Д. И. Сучиану В этот период дебютировал сначала в газетах, затем в 1929 году на радио. Позже начал вещание критик Ион Филотти Кантакузино .
Румынская поэтесса и аристократка Елена Вэкэреску говорила в 1930 году о важности кинематографического искусства: «Имея в своем распоряжении великую силу, кино должно усердно работать... ради величайшего блага народов и того, что объединяет их, то есть ради мир ". [ 16 ]
Румынские звуковые фильмы эпохи (1930-1947)
[ редактировать ]Появление звуковых фильмов открыло новый этап в развитии мирового кино, в том числе и кинематографа Румынии. Появление звука еще больше усложнило непростую проблему материально-технической базы, как в плане постановки, так и в плане показа в кинотеатрах. С 1930 по 1939 год было снято всего 16 фильмов. Большинство из них представляли собой «румынские версии» иностранных фильмов, снятых на студиях Парижа, Праги или Будапешта с участием нескольких румынских технических специалистов и румынских актеров. . Среди них были франко-американский фильм Parada Paramount ( Парад на параде ), Televiziune ( Телевидение ) (оба 1931 года, дублированные в Париже) (с голосом Джорджа Врача во втором фильме), Fum ( Дым ) 1931 года, Trenul fantomă ( The Phantom Train ) 1933, Prima dragoste ( Первая любовь ) и Suflete în Furtună ( Бурные души ) 1934, венгерские фильмы, дублированные в Будапеште .
Немецкий режиссер Мартин Бергер, который в 1929 году за счет официальной субсидии снял немой фильм (среди последних румынских немых фильмов) Venea o moară pe Siret ( «Мельница шла по Сирету »), вернулся и в 1930 году снял фильм по мотивам роману Ливиу Ребреану по одноименному « Чулеандра» . Это был первый румынский говорящий фильм. Фильм потерпел художественное фиаско, потому что знаменитые немецкие актеры вызывали смех своим немецким акцентом, который они говорили по-румынски. Даже немногие румынские актеры, появившиеся в фильме, говорили странно, поскольку немецкие продюсеры, непривычные к каденции румынского языка , навязывали дикцию фраз с длинными паузами. Таким образом, в одной из сцен сын спускался по лестнице, произнося на каждой ступеньке одно слово: «Как... ты... отец?». Ответ звучит так же: «Хорошо... дорогой...»!
В 1932 году на румынские экраны вышла постановка «Visul lui Tănase» ( «Мечта Тэнасе» ). Его спродюсировал Константин Тэнасе в Берлине . Он был финансистом, сценаристом и главной звездой фильма вместе с несколькими хорошими румынскими актерами, а немецкая сторона предоставила студию, режиссуру, технических специалистов и труппу актеров.
Великим комикам межвоенной румынской сцены Строе и Василаче удалось с помощью румынского инженера Аргани, смонтировавшего звуковое устройство, создать единственный полностью отечественный фильм того периода под названием Бинг-Банг (1934). Как отмечалось на афишах фильма, это был «юмористический мюзикл» по сценарию Аргани, Стро и Василаче; с операторской работой И. Бартока; музыка Н. Строэ и Василе Василаче; музыкальные аранжировки Михая Константинеску и Макса Хальма; в главных ролях: Н. Строе, Василе Василаке, Нора Пьяченти, Григоре Василиу Бирлич , Тити Ботез, К. Калмушки, Силли Василиу, Нуци Пантази, Лучика Пэрвулеску, Ричард Ранг, Александру Брунетти и Александру Джовани. Его премьера состоялась 7 февраля 1935 года в кинотеатре «Арпа» на территории Военного кружка Бухареста .
Восторженные румынские режиссеры из-за нехватки средств и незаинтересованности со стороны правящей власти стали выбирать другие пути в своей жизни. Жан Джорджеску уехал в Париж, где озвучил свой фильм 1934 года State la Bucureşti ( «Штаты в Бухаресте ») в студии Gaumont ; Изначально фильм создавался как немая комедия. Ион Шаигян ушел из кино в театр. Эфтимие Василеску работала фотографом кинохроники. Только Жан Михаил остался режиссером в Румынии, хотя ему тоже приходилось работать за границей, участвуя в дубляже фильмов на киностудии Hunnia Film Studios в Будапеште и Barrandov Studios в Чехословакии .
Во время этого упадка румынского кино появился луч надежды. Политики, и не только в Румынии, осознавали огромную влиятельную силу кино как части средств массовой информации. Кино можно было использовать в целях пропаганды, для воздействия на широкие массы разного уровня культуры. (Даже Ленин , осознавая пропагандистскую силу кино, говорил: «Из всех искусств важнейшим для нас является кино». Следовательно, кино могло быть использовано как важное идеологическое оружие, и оно было необходимо коммунистам в их «великом деле». разрушения демократии). Более того, было доказано, что упорная работа румынских режиссеров, несмотря на все ее недостатки, была хорошо принята публикой и начала доказывать правоту тех, кто продолжал призывать к субсидиям на производство румынских фильмов.
Так, в начале 1934 года был принят закон о создании Национального фонда кино. Финансирование осуществлялось за счет налога в размере 1 лея за билет и 10 леев за метр импортной пленки. Его заявленная цель состояла в том, чтобы создать материальную базу для румынского кинопроизводства (студии, лаборатории, оборудование и т. д.), а по мере поступления последующих доходов также финансировать производство. Управление фондом было передано в руки комитета, сформированного профессором Тудором Виану, профессором Александру Розетти и писателем Ионом Марином Садовяну . Эти налоги вызвали решительные протесты со стороны импортеров фильмов и владельцев кинотеатров, однако, поскольку власти не уступили, настроения вскоре утихли.
После принятия этого закона румынские кинематографисты начали бурную деятельность, планируя всевозможные проекты. Предприниматель привез звукозаписывающий аппарат Bell-Howel и основал компанию под названием The Румынская звуковая киноиндустрия, начав с производства кинохроники . Вместе с Жаном Михаилом он начал производство документального фильма «Румыния» ( Румыния ).
Благодаря вкладу частного предпринимателя Тудора Посмантира в 1936–1937 годах была построена лаборатория «Чиро-фильм», оснащенная приборами Дебри. Это была современная лаборатория для проявки и копирования фильмов, гарантировавшая использование современных методов работы. Рядом была построена и « киностудия » — по сути это был большой деревянный ангар, но довольно удобный для производства фильмов. Именно здесь в 1939 году Ион Шагигян снял фильм «O noapte de pomină» ( «Незабываемая ночь ») по сценарию Тудора Мушатеску в главных ролях с Джорджем Тимикэ и Диной Коча . Фильм имел большой успех у зрителей и получил положительную оценку критиков. Таким образом было показано, что хорошее техническое оснащение может дать промышленности.
По решениям различных правительств Национальный фонд кино был помещен в состав Управления туризма, где был создан отдел кино для создания путевых заметок. Созданная материальная база соответствовала изначально заявленной цели проекта и действительно была хорошего качества. Пленочные камеры были кинохроникальными, с переносной звуковой аппаратурой, установленной в автомобиле; Вскоре была завершена работа над звукозаписывающей комнатой для документальных фильмов с минимальным искусственным освещением в студии. Все это разочаровало создателей художественных фильмов, так как у них не было подходящих декораций для съемок.
Также в этот период в конце 1930-х годов было образовано Oficiul National Cinematografic (ONC, Национальное кинематографическое бюро ), которое возглавил кинокритик Д.И. Сучиану . Вначале редакция работала над периодической программой кинохроники и производством документальных фильмов. Также было начато строительство студии, которое завершилось с трудом из-за начала Второй мировой войны. ONC выпустил документальный фильм «Цара Моцилор» ( «Земля Моцилор» ) , который получил приз на Венецианском кинофестивале 1938 года . Фильм был снят Полом Кэлинеску и ознаменовал вход румынского документального кино в сферу кинематографического искусства. [ 12 ] Во время войны ОНК было передано в распоряжение Генерального штаба армии, большая часть кинооператоров была отправлена на фронт, а техников привлекали исключительно для нужд военной пропаганды.
фильм O noapte Furtunoasă ( «Бурная ночь Несмотря на все эти трудности, в период с 1941 по 1942 год на «студии» ONC был закончен »). Создание фильма в условиях военного времени было трудом, подходящим как для Сизифа , так и для актеров, оператора, электриков, сценарист, сценографов и реквизиторов. Все экстерьеры пришлось строить в небольшой студии размером 18х11 м, предназначенной для записи музыки, поскольку экстерьерная съемка в ночное время была невозможна из-за необходимости сохранения камуфляжа. Для панорамных или путешествующих съемок две или три сцены нужно было снимать на сцене, которую нужно было декорировать два или три раза, а затем объединять, чтобы составить целый кадр. На практике это работало так: как только сцена была снята, декорации снимали и выбрасывали следующий дизайн. Не хватало им только одного: фотоматериала. В итоге было расстреляно 29 000 м. Фильм O noapte Furtunoasă режиссера Жана Джорджеску по одноименной комедии Иона Луки Караджале. ; помощниками директора были Ионел Илиеску, Вирджил Стоэнеску , И. Маринеску и П. Бэляну; оператором был Жерар Перрен (из Парижа); звукорежиссеры — А. Белишичи, В. Кантунари, Г. Мэрай; редактирование выполнили Ивонн Эро (из Парижа) и Люсия Антон; грим четы Штурх (из Берлина); хореография Эмиля Бобеску ; музыка Пола Константинеску ; сценография Стефана Норриса; раскадровки и костюмы Аурела Хикиди; и режиссер-постановщик Ион Кантакузино . В фильме снимались Александру Джугару , Мария Максимилиан , Флорика Демион , Раду Белиган , Йордэнеску Бруно , Джордж Деметру , Ион Барой , Джордж Чиприан , Милутэ Гиоргиу , Леонтина Иоаннид , Дойна Миссир, Юлиана Сым, Корнелия Теодосиу , Елена Буландра , Василиу Фалти , Ликэ Рэдулеску , Ион Стэнеску , Николае Теодору , О. Рокос, Янку Константинеску и Жан Москопол. Премьера состоялась 22 марта 1943 года в театре АРО. Это был первый и последний фильм, снятый ONC; на протяжении многих лет он оставался точкой отсчета в анналах кинематографического искусства Румынии.
Тем не менее кинопроизводство продолжалось. В 1944 году румынско-итальянская компания Cineromit поручила производство фильма Visul unei nopti de iarnă ( «Сон в зимнюю ночь ») режиссеру Жану Георгеску; сценарий был по пьесе Тудора Мушатеску . Фильм был закончен только ближе к концу 1945 года из-за событий войны. По большей части техническая группа состояла из команды O noapte Furtunoasă и французского оператора Луи Беренда. Актерами выступили Джордж Деметру, Ана Колда, Мария Филотти, Мишу Фотино и Раду Белиган. Премьера состоялась 2 марта 1946 года в кинотеатре «Эксельсиор».
За этим последовало несколько постановок, выполненных в сотрудничестве с датской и венгерской кинокомпанией Balcan-Film Company в Бухаресте. Следует отметить «Алло Бухарест» ( «Привет, Бухарест» ), «Фуртул дин Аризона» ( «Кража в Аризоне» ) и «Două lumi şi odragoste» ( «Два мира и одна любовь» ), созданные в 1946 году.
Также важным был спектакль 1946 года « Pădurea îndrăgostiitsilor» ( «Лес влюбленных» ), снятый на студии «Дойна-Фильм», над которым работала техническая группа ONC, а режиссером и оператором был Корнел Думитреску . [ 16 ]
Кино во времена коммунизма (1948-1989)
[ редактировать ]2 ноября 1948 года был подписан Указ № 303 о «национализации киноиндустрии и регулировании торговли кинематографической продукцией», что ознаменовало новое начало для румынского кино. Это также можно назвать периодом социалистического кино. Вновь установленный режим полностью субсидировал производство фильмов, пропагандирующих социалистические ценности . Те же темы встречались в документальных фильмах и кинохронике .
Чтобы иметь кадры, готовые занять необходимые должности в отрасли, был основан Institutul de artă Cinematografică (Институт кинематографического искусства) с миссией подготовки новых кадров, необходимых для нового кино: актеров, режиссеров и операторов. Именно отсюда вышло золотое поколение не только румынского кино, но и национального театра: актёры Сильвия Попович , Юрие Дарье , Флорин Пирсич , Константин Диплан , Амза Пеллеа , Дем Рэдулеску , Стела Попеску , Себастьян Папайани , Леопольдина Бэлэнуцэ и Драга Олтяну , а также такие режиссеры, как Маноле Маркус , Гео Сайзеску , Юлиан Миху , Георге Витанидис и многие другие.
В 1950 году в Буфте началось строительство так называемого Центра кинематографического производства Буфтеа (Студия Буфтеа), также известного как CPC Buftea (сегодня MediaPro Studios ), главного центра кинопроизводства в Румынии. Проект был завершен в 1959 году. С технической точки зрения CPC Buftea могла составить конкуренцию любой западноевропейской киностудии.
В этот период на комплексе «Флореаска», который с 1956 года перешел в собственность Televiziunea Română (Румынское телевидение), производилась серия фильмов. Еще одна студия около 320 м. 2 (3400 кв. футов) был построен внутри кинотеатра Tomis. Для производства технических материалов, необходимых как студиям, так и кинопрокатчикам, в 1950 году было основано Intreprinderea de Stat Tehnocin (Государственное предприятие Tehnocin), которое в 1959 году объединилось с Industria Optică Română (Румынская оптическая промышленность). кинопроекторы Производились для пленок 35 и 16 мм, а также звуковые системы для кинотеатров, отражающие линзы, тележки и искусственное студийное освещение.
Аналогичным образом, чтобы были технические кадры, хорошо подготовленные для работы в студиях и эксплуатации кинопроекторов, в Крайове и Тыргу-Муреше были основаны профессиональные школы киномехаников , а в Бухаресте была создана «техническая школа для технического персонала». открылся факультет, предназначенный для подготовки операторов кинотеатров и руководителей студий.
До 1948 года большинство румынских анимационных фильмов были сняты Аурелом Петреску, но все его анимационные фильмы утеряны. Однако после 1948 года анимационные фильмы начали производиться на Бухарестской студии, всего в 1955 году было выпущено 15 фильмов. Особенно примечателен вклад Иона Попеску-Гопо , отца маленького человечка , который появился в «Scurtă istorie» ( «Краткая история»). ) в 1957 году принес ему Золотую пальмовую ветвь за лучший короткометражный фильм в Каннах того же года. Успех румынских анимационных фильмов убедил власти основать студию Animafilm в 1964 году. Здесь также производились «диафильмы» (слайды для обучения) и телевизионная реклама.
Что касается проката фильмов, то после национализации кинотеатров (только 35-мм, так как 16-мм кинотеатров не существовало) был сделан вывод, что многие из них пришлось закрыть из-за их ветхого состояния или из-за физически устаревшее оборудование. Последовал кризис: нехватка театральных администраторов и киномехаников вынудила в некоторых графствах показывать фильмы только на открытом воздухе. Эта ситуация привела к тому, что 7 июня 1950 года при Совете министров был сформирован Комитет по кинематографии, а внутри этого учреждения было создано Управление сети кинопроката. Позже это управление управляло государственными кинематографическими предприятиями уездного уровня, когда они были созданы. Их важность привела к выделению средств, необходимых для развития сети кинопроката. Косвенно, целью также были кинотеатры и создание 16-миллиметровых кинотеатров в сельской местности - вместе эти цели были известны как cineficare («фильмификация», аналог электрификации). В 1950-х годах из Советского Союза были импортированы 1000 16-миллиметровых проекторов и 100 киноприцепов (передвижных кинотеатров), чтобы способствовать внедрению кино в сельскую среду. Реорганизации происходили и в последующие несколько лет. Так, в июле 1952 г. Была основана Direccia Difuzării Filmelor (DDF) (Дирекция кинопоказа). В 1956 году оно было объединено с Дирекцией сети кинопроката и образовало Direccia Rețelei Cinematografice şi a Difuzării Filmelor (DRCDF) (Дирекцию кинопроката и показа) под руководством Министерства культуры. Целью этого учреждения было продвижение единой политики в отношении кинотеатров Румынии, «контроль и руководство политико-идеологической работой с кинематографом, показ фильмов, основанный на политико-технических требованиях различных этапов строительства социализма». ", а также разработать финансово-экономический план, подлежащий выполнению.
Реорганизации продолжались, и в 1971 году была основана компания Centrala România-Film (Румыния-Фильм Центральная), получившая в своем ведении CPC Buftea, финансирование кинопроизводства через пять студий, импорт-экспорт и показ фильмов.
Хотя технические капризы индустрии в это время не имеют ничего общего с кинематографом Румынии как искусством, полезно также вспомнить, как происходило распространение в кинотеатрах. Румынское кинопроизводство, каким оно было в 1948 году, практически не существовало. Робкое начало румынского кинопроизводства было положено режиссером Пуйу Кэлинеску с фильма Răsună Valea ( «Звучит долина» ), тема которого аналогична тем, которые обсуждались выше. Но для столь «богатой национальной продукции» в прокатном репертуаре были необходимы другие фильмы. Таким образом, основное внимание уделялось импорту фильмов, также снятых в странах, вступивших на путь построения социализма. Многие из них также имели «богатые постановки», и поэтому все в Восточном блоке ориентировались на «страну с лучшим и наиболее образовательным кино в мире, СССР ».
Помимо фильмов, пропагандирующих новый тип правления и экономики, режиссеры снимали фильмы, не отказываясь, не отказываясь от «просветительских» ценностей, к ним также относились развлекательные фильмы, плащевые эпопеи и экранизации преимущественно русской литературы. Фильмы импортировались даже из стран без социалистического правительства. Импорт этих фильмов осуществлялся очень строго по тематике. Однако публике не было отказано в возможности увидеть некоторые великие произведения кинематографа за пределами европейского социалистического блока, в том числе произведения итальянского неореализма и его преемников ( «Рим», «Открытый город» , «Похитители велосипедов» , «Рокко и их братья» ), « Суд над «Нюрнберг» , «Угадай, кто придет на ужин» , «В разгар ночи» , серия вестернов , «Унесенные ветром » (США) и многие другие из Франции, Великобритания, Испания, Мексика, Япония и Китай.
Количество фильмов, снятых румынскими студиями, выросло, а налоги на импорт были снижены. В какой-то момент 40% показанных фильмов были румынскими и 60% иностранными, в том числе из других стран Варшавского договора .
Самые кассовые румынские фильмы до 1989 года
[ редактировать ]Фильм | Директор | Год | Заявленные продажи билетов |
---|---|---|---|
, миллиардер Марин дядя | Серджиу Николаеску | 1978 | 14,645,586 |
Осторожность | Гео Сайзеску | 1974 | 14,644,029 |
Майкл Храбрый | Серджиу Николаеску | 1971 | 13,340,304 |
Дакия | Серджиу Николаеску | 1967 | 13,135,474 |
Семья Соймарешть | Мирча Драган | 1965 | 13,051,558 |
Тюдор | Лучиан Брату | 1963 | 11,411,828 |
Колонна ( Колонна ) | Мирча Драган | 1968 | 10,508,376 |
Преступники | Из Кочеа | 1966 | 8,850,537 |
С чистыми руками | Серджиу Николаеску | 1972 | 7,162,552 |
, золото и трансильванцы Пророк | и лента | 1977 | 6,831,053 |
Румынское кино (1990 – настоящее время)
[ редактировать ]Признанная критиками румынская новая волна
Крах коммунизма изменил ситуацию в румынском кино. Румынское кино добилось известности в 2000-х годах благодаря румынскому движению «Новая волна» , которое часто включало в себя жанры реалистических , и минималистических фильмов получивших множество наград на Каннском кинофестивале и Берлинском международном кинофестивале .
В 2001 и 2002 годах румынские режиссеры соревновались в секции «Две недели режиссеров» параллельно Каннскому кинофестивалю с Кристи Пуйу первым полнометражным фильмом «Материал и тесто» и Кристиана Мунгиу » «Запад соответственно.
2004 года Фильм «Трафик» режиссера Кэтэлина Митулеску получил Золотую пальмовую ветвь короткометражного фильма на Каннском кинофестивале 2004 года .
2005 года Фильм «Смерть господина Лазареску» режиссера Кристи Пуйу получил награду «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале 2005 года .
На кинофестивале 2006 года Каннском Корнелиу Порумбою получил награду «Золотая камера» за лучший первый полнометражный фильм за фильм «12:08 к востоку от Бухареста» , а Кэтэлин Митулеску, снявшая фильм «Как я провел конец света», участвовала в номинации «Особый взгляд» .
На Каннском кинофестивале 2007 года Кристиана Немеску посмертный фильм «Калифорнийские мечты» получил награду «Особый взгляд » , а фильм Кристиана Мунгу « 4 месяца, 3 недели и 2 дня» получил Золотую пальмовую ветвь . Последний, по мнению Variety , является «еще одним доказательством новой известности Румынии в мире кино». [ 22 ]
Мегатрон [ Мариана Кришана Золотую пальмовую ветвь короткометражного фильма на Каннском кинофестивале 2008 года .
Фильм « Полиция, прилагательное» 2009 года режиссера Корнелиу Порумбойу получил награду «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале 2009 года . [ 23 ]
В 2010 году фильм « Если я хочу свистеть, я свистю» (он же « Эй, когда я хочу свистеть, свистеть ») режиссера Флорина Шербана получил приз Большого жюри «Серебряный медведь» и премию Альфреда Бауэра на Берлинском международном кинофестивале. [ 24 ]
В 2013 году фильм « Поза ребенка » ( Pozitia copilului ) режиссера Кэлина Петера Нетцера получил награду «Золотой медведь» на 63-м Берлинском международном кинофестивале . [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
В 2015 году фильм Аферим! Режиссер Раду Джуде получил награду «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру на 65-м Берлинском международном кинофестивале . [ 28 ]
Драматический фильм 2018 года « Не трогай меня » режиссера Адины Пинтилие получил награду «Золотой медведь» на 68-м Берлинском международном кинофестивале . [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
года Комедия-драма 2021 «Bad Luck Banging or Loony Porn» по сценарию и режиссуре Раду Жуде получила награду «Золотой медведь» на Берлинском международном кинофестивале . [ 32 ] [ 33 ] Это третий румынский фильм, получивший « Золотого медведя» за последнее десятилетие.
Падение во внутреннем прокате Румынии

За период с 2012 по 2016 год, по данным Европейской аудиовизуальной обсерватории , на долю отечественной продукции приходится лишь около 3% всех посещений кинотеатров в Румынии, при этом продукция США (72%). на рынке доминирует [ 37 ] [ 34 ] Например, « 4 месяца, 3 недели и 2 дня» посмотрели 350 000 человек во Франции , 142 000 в Италии , но менее 90 000 в самой Румынии. [ 38 ]
Возрождение отечественных кассовых сборов в Румынии
В последние годы отечественное румынское кино начало вновь набирать популярность, особенно в комедийном секторе. [ 39 ] В качестве примера можно привести комедийный фильм 2020 года «Майами Бичи» , который всего за три недели в конце февраля — начале марта 2020 года, незадолго до закрытия кинотеатров в Румынии из-за пандемии COVID-19 , собрал более 550 000 посещений кинотеатров . [ 40 ] Комедийный фильм 2022 года «Тимбилдинг», в январе 2023 года число просмотров в кинотеатрах превысило миллион. [ 41 ] [ 42 ] став первым румынским фильмом после «Второго падения Константинополя» в 1994 году, преодолевшим этот порог. [ 43 ] С 1 января 2023 года фильм также распространялся на платформе Netflix. [ 44 ] Большую аудиторию получила и комедия 2022 года «Мирчулицэ». Фильм собрал более 320 000 просмотров в кинотеатрах. [ 45 ]
2022 год также был хорошим годом для румынских фильмов ужасов: фильм ужасов Capra cu trei iezi собрал 128 503 посещения кинотеатров. [ 46 ]
Совместное производство в Румынии/Международная площадка съемок
[ редактировать ]Румыния также была выбрана различными международными кинематографистами в качестве места съемок телесериалов/кинофильмов, таких как сериал Netflix 2022 года «Среда» , американский эпический военный фильм 2003 года «Холодная гора» , французский драматический фильм 2006 года «Трансильвания» , американский фильм ужасов 2018 года « Монахиня» и 2020 года фэнтезийный фильм «Сердце дракона: Месть» и многие другие.
См. также
[ редактировать ]- Список румынских фильмов
- МедиаПро Студии
- МедиаПро Картинки
- Кастель Фильм Румыния
- Кино Европы
- Список румынских режиссеров кино и театра
Библиография
[ редактировать ]1) Кантакузино, Ион. «Моменты из прошлого румынского кино» Разделы, охватывающие до 1947 года.
2) Гвоздика, Тюдор. Мемуары и исследования (Мемуары и исследования)
3) Джорджеску, Жан. Мемуары и исследования (Мемуары и исследования)
4) Майкл, Жан. Мемуары и исследования (Мемуары и исследования)
Мемуары и исследования принадлежат ANF ( Национальный киноархив , на английском языке: National Movie Archive).
5) Бюллетени "Filme noi" (Новые фильмы). Охватывает раздел 1948–1989 годов: отредактировано для внутреннего использования RomâniaFilm ( RADEF ). Содержит различные статьи и правила распространения.
6) Разные выпуски журнала «Кино».
Полную библиографию румынского кино можно найти здесь .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Киноэкраны в Румынии 2020» . Статистика . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ «Таблица 8: Инфраструктура кинотеатра – мощность» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Таблица 6: Доля трех крупнейших дистрибьюторов (Excel)» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Таблица 1: Производство художественных фильмов – Жанр/метод съемки» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Приём в кино в Румынии 2020» . Статистика . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ «Румыния: прием в кинотеатры национальных кинопроизводств 2020» . Статистика . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ «Количество посещений кинотеатров национальных кинопроизводств в Румынии с 2016 по 2020 год» . Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Кассовые сборы Румынии 2019» . Статистика . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Чираммал, Балачандран (23 января 2022 г.). «Румынская весна в мировом кино: обзор румынского кино» . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Мирча Думитреску , Критический взгляд на румынский фильм , Брашов , 2005, ISBN 973-9153-93-3
- ^ «СТРАНА МОТОВ» . Проверено 8 августа 2023 г. - через mubi.com.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г ANF. Архивировано 26 января 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «SCURTA ISTORIE (Краткая история)» . Проверено 18 августа 2023 г.
- ^ «ПАДУРЕЯ СПИНЗУРАТИЛОР (Лес Повешенных)» . Проверено 18 августа 2023 г.
- ^ «Лес повешенных» . Киносообщество Линкольн-центра . Проверено 26 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Кантакузино, Ионные моменты из прошлого румынского кино» . Проверено 8 августа 2023 г. - из Интернет-архива.
- ^ Независимость Румынии, 16 марта 1898 года . Распечатать Индепендента . Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Цуцуи, Мариан, Краткая история румынских фильмов. Архивировано 11 апреля 2008 года в Wayback Machine в Национальном кинематографическом центре Румынии.
- ^ «Королева Мария в кино» . www.tkinter.smig.net . Проверено 16 января 2022 г.
- ^ " "Păcala în ùne", первый румынский мультфильм, вышедший на экраны 99 лет назад. Как он выглядел и о чем был" .
- ↑ 6 румынских кинозрителей 31 декабря 2014 г. CNC (на румынском языке). Архивировано 16 апреля 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Джей Вайсберг (17 мая 2007 г.). «4 месяца, 3 недели и 2 дня» . Разнообразие . Проверено 17 мая 2007 г.
- ^ «Каннский фестиваль: Полиция, прилагательное» . фестиваль-канны.com . Проверено 17 мая 2009 г.
- ^ «Призы международного жюри» . Архивировано из оригинала 23 марта 2013 года . Проверено 21 февраля 2010 г.
- ^ «Первые фильмы для конкурса и специального выпуска Берлинале» . Берлинале . Проверено 2 января 2013 г.
- ^ «Призы международного жюри» . Берлинале . Проверено 16 февраля 2013 г.
- ^ «Румынский фильм «Поза ребенка» получил «Золотого медведя» в Берлине» . Новости Би-би-си . 16 февраля 2013 года . Проверено 16 февраля 2013 г.
- ^ «Призы международного жюри» . Берлинале . Проверено 9 июля 2021 г.
- ^ Кларк, Стюарт (15 января 2018 г.). «Берлинский кинофестиваль конкретизирует конкурсный состав» . Разнообразие . Проверено 17 января 2018 г.
- ^ «Конкурс и специальный выпуск Берлинале: Кристиан Петцольд, Эмили Атеф, Лэнс Дейли, Марсело Мартинесси, Седрик Кан, Адина Пинтили, Маркус Имхуф, Мани Хагиги, Монс Монссон и Аксель Петерсен, Дэвид и Натан Зеллнер в конкурсной программе / Раман Хуэй, Фернандо Соланас , Пол Уильямс в специальном выпуске Берлинале» . Берлинский международный кинофестиваль . 15 января 2018 года . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ Пулвер, Эндрю (25 февраля 2018 г.). «Румынский фильм о страхе перед сексуальной близостью получил Золотого медведя на Берлинском кинофестивале» . Хранитель . Проверено 25 февраля 2018 г. .
- ^ Рамачандран, Наман (5 марта 2021 г.). «Золотой медведь Берлинале отправляется в «Невезучий трах или безумное порно» » . Разнообразие .
- ^ Парфитт, Орландо (5 марта 2021 г.). « фильм Bad Luck Banging Or Loony Porn» получил «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале 2021 года» . Экран Ежедневно . Проверено 16 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Комаи, Джорджио (17 апреля 2018 г.). «Кто еще смотрит румынские фильмы?» . OBC Transeuropa/EDJNet . Проверено 23 августа 2018 г.
- ^ «Смерть господина Лазэреску - Награды» . IMDB . Проверено 23 августа 2018 г.
- ^ «Смерть господина Лазареску (2006)» ( Rotten Tomatoes ) . Гнилые помидоры . Проверено 17 мая 2007 г.
- ^ Комаи, Джорджио (9 апреля 2018 г.). «Европейцы в кино» . OBC Transeuropa/EDJNet . Проверено 23 августа 2018 г.
- ^ Бона, Марсия (14 февраля 2018 г.). «Европейцы в кино, с Востока на Запад» . OBC Transeuropa/EDJNet . Проверено 23 августа 2018 г.
- ^ «Впервые два румынских фильма попадают в десятку лучших ежегодно по кассовым сборам страны» . Cineuropa – лучшее европейское кино . 11 января 2023 г. Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ СА, Группа компаний «Имедиа Плюс». «Майами Байкс (2020)» . Синемагия . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ СА, Группа компаний «Имедиа Плюс». «Тимбилдинг (2022)» . Синемагия . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ «Фильм «Тимбилдинг», собравший в кинотеатрах 1 миллион зрителей, вызывает большие споры в сети. После появления на Netflix загорелся Facebook » . 9 января 2023 г.
- ^ СА, Группа компаний «Имедиа Плюс». «Кассовая премьера — CineMagia.ro» . Синемагия.
- ^ Стана, Андра (2 января 2023 г.). « Тимбилдинг», фильм режиссера Матея Димы, доступен на Netflix. Сюжет, прокат, трейлер» (на румынском языке). TVmania.ro . Проверено 4 января 2023 г.
- ^ «Мирчулицэ (2022)» . CineMagia.ro . Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ СА, Группа компаний «Имедиа Плюс». «Коза с тремя козлятами (2022)» . Синемагия . Проверено 8 августа 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Библиография румынского кино (Oxford UP) Румынское кино (первое издание, полное, до 2014 г.) Румынское кино
- (на румынском языке) ANF
- European-films.net – обзоры, трейлеры, интервью, новости и превью недавних и предстоящих европейских фильмов (на английском языке)
- Научное исследование авторства в румынском социалистическом фильме - Вступительные названия и авторство в румынском социалистическом фильме - полная версия