Jump to content

народы банту

(Перенаправлено из «Списка народов банту »)

Помощь
Примерное распространение народов банту, разделенных на зоны согласно классификации языков банту Гатри.
Общая численность населения
460 миллионов
Регионы со значительной численностью населения
Языки
Языки банту (более 535)
Религия
Преимущественно христианство ( католическое и протестантское ).
Меньшинства: ислам и традиционные религии банту.

Народы банту представляют собой этнолингвистическую группу , состоящую примерно из 400 различных коренных африканских этнических групп, говорящих на языках банту . Языки являются родными для 24 стран, расположенных на обширной территории от Центральной Африки до Юго-Восточной Африки и Южной Африки . [1] [2]

Существует несколько сотен языков банту. В зависимости от определения «языка» или «диалекта» , по оценкам, существует от 440 до 680 различных языков. [3] Общее число говорящих исчисляется сотнями миллионов, а в середине 2010-х годов оно составляло примерно 350 миллионов (примерно 30% населения Африки , или примерно 5% от общей численности населения мира ). [4] проживает около 60 миллионов говорящих (2015 г.), разделенных примерно на 200 этнических или племенных групп в Демократической Республике Конго Только .

Более крупные из отдельных групп банту имеют население в несколько миллионов человек, например, жители Руанды , Танзании , Уганды , Кении , Бурунди (25 миллионов), Баганда [5] жители Уганды 5,5 миллиона по состоянию на 2014 год), шона Зимбабве ( (17,6 миллиона по состоянию на 2020 год), зулусы Южной Африки (14,2 миллиона по состоянию на 2016 год). ), the Luba of the Democratic Republic of the Congo (28.8 million as of 2010), the Sukuma of Tanzania (10.2 million as of 2016), the Kikuyu of Kenya (8.1 million as of 2019), народ коса в Южной Африке (9,6 миллиона по состоянию на 2011 год) и педи в Южной Африке (7 миллионов по состоянию на 2018 год).

Этимология

[ редактировать ]
Карта основных языков банту , показанная в языковой семье Нигера и Конго , языки, не относящиеся к банту, показаны в оттенках серого.

Абанту - это слово коса и зулу, обозначающее людей. Это множественное число слова «умунту», что означает «человек», и основано на основе «--ntu» плюс префикс множественного числа «аба». [6]

В лингвистике слово банту для языковых семей и их носителей является искусственным термином, основанным на реконструированном прото-банту термине , обозначающем «люди» или «люди» . Впервые он был введен в современную академическую среду (как Банту ) Вильгельмом Бликом в 1857 или 1858 году и популяризирован в его «Сравнительной грамматике» 1862 года. [7] Говорят, что это имя было придумано для обозначения слова «люди» на свободно реконструированном прото-банту из существительного префикса во множественном числе * ba-, категоризирующего «люди», и корня * ntʊ̀ - «некоторые (сущность), любой». (например, коса умнту «человек», абанту «народ», зулусский умунту «человек», абанту «люди»).

Не существует родного термина для людей, говорящих на языках банту, поскольку они не являются этнической группой . Люди, говорящие на языках банту, называют свои языки этническими эндонимами, которые не имели местной концепции до контакта с европейцами более крупного этнолингвистического типа, названного европейскими лингвистами XIX века. Чеканка Блика была вдохновлена ​​антропологическими наблюдениями за группами, идентифицирующими себя как «люди» или «настоящие люди». [8] То есть идиоматически рефлексы * bantʊ во многих языках часто имеют коннотации личных черт характера, включенных в систему ценностей убунту , также известную как хунху в Чишоне или бото в сесото , а не просто относятся ко всем людям. [9]

Корень . в протобанту реконструируется как * -ntʊ́ Версии слова банту (то есть корень плюс префикс класса существительного 2 класса *ba- ) встречаются во всех языках банту: например, как банту в киконго , китуба , тшилуба и килуба ; вату на суахили ; Оанту в Тумбуке ; Анту в Чичева ; люди на английском языке ; лодка в Дуале ; выше в Гусии ; andũ в Камбе и Кикую ; жители Кирунди , Лусоги , Зулу , Косы , Руньоро и Луганды ; Вандру в Шингазидже ; мужчины на английском и ндебеле ; батфу в Пхути ; бантфу в Свати и Бхаче ; банху на кухне ; дочь в Лале ; люди в Шоне и Тсонге ; люди на английском , французском и испанском языках ; анту в Меру ; анду в Эмбу ; ванду в некоторых диалектах Лухья ; вхатху в Венде и бханду в Ньякюсе

В рамках ожесточенных дебатов среди лингвистов по поводу слова «банту» Зайденстикер (2024) указывает на «глубокую концептуальную тенденцию, при которой «чисто технический [термин] без каких-либо нелингвистических коннотаций трансформировался в обозначение, без разбора относящееся к язык, культура, общество и раса». [10]

Истоки и расширение

[ редактировать ]

Языки банту произошли от реконструированного языка протобанту, на котором, по оценкам, говорили примерно 4000–3000 лет назад в Западной / Центральной Африке (территория современного Камеруна). Предположительно, они были распространены по Центральной, Восточной и Южной Африке в ходе так называемой экспансии банту , причем сравнительно быстрое распространение заняло примерно два тысячелетия и десятки человеческих поколений в 1-м тысячелетии до нашей эры и 1-м тысячелетии нашей эры. [11]

Расширение банту

[ редактировать ]
Реконструкция расселения говорящего на банту населения.

Ученые из Института Пастера и CNRS вместе с широким международным консорциумом проследили миграционные маршруты популяций банту, которые ранее были источником споров. Ученые использовали данные обширного геномного анализа более 2000 образцов, взятых у людей в 57 популяциях по всей Африке к югу от Сахары, чтобы проследить экспансию банту. Во время волны экспансии, начавшейся 4000–5000 лет назад, население, говорящее на языке банту – около 310 миллионов человек по состоянию на 2023 год – постепенно покинуло свою первоначальную родину (Западно-Центральную Африку) и переместилось в восточные и южные регионы африканского континента. [12] [13]

Во время экспансии банту народы, говорящие на банту, истребили и вытеснили многих прежних жителей, и лишь несколько современных народов, таких как группы пигмеев в Центральной Африке, народ хадза в северной Танзании и различные койсанские популяции на юге Африки, остались существовать до той эпохи. европейских контактов. [14] Археологические данные свидетельствуют об их присутствии на территориях, впоследствии заселенных носителями банту. Исследователи продемонстрировали, что койсаны Калахари являются остатками огромной древней популяции, которая, возможно, была самой густонаселенной группой на планете до экспансии банту. [15] Биохимик Стефан Шустер из Наньянского технологического университета в Сингапуре и его коллеги обнаружили, что популяция койсан начала резко сокращаться, когда фермеры-банту распространились по Африке 4000 лет назад. [16] Согласно отчетам ООН, насилие и расизм банту по отношению к коренному населению пигмеев и койсан по-прежнему являются частым явлением в наше время. [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23]

Гипотезы ранней экспансии банту

[ редактировать ]
1 = 2000–1500 гг. До н.э., происхождение.
2 = в. 1500 г. до н.э. первое расселение
     2.a = восточный банту,    2.b = западный банту
3 = 1000–500 до н.э. Ядро Уреве восточных банту
4–7 юг = продвижение на
9 = 500 г. до н.э. –0 ядро ​​Конго
10 = 0–1000 г. н. э., последняя фаза [24] [25] [26]

Прежде чем экспансия банту была окончательно прослежена, начиная с их истоков в регионе между Камеруном и Нигерией, [27] были выдвинуты гипотезы о двух основных сценариях экспансии банту: ранняя экспансия в Центральную Африку и единый источник расселения, исходящий оттуда, [28] или раннее разделение на волну рассеяния, направленную на восток и на юг, при этом одна волна движется через бассейн Конго в сторону Восточной Африки, а другая движется на юг вдоль африканского побережья и системы реки Конго в сторону Анголы. [29]

Генетический анализ показывает значительную кластерную вариацию генетических черт среди носителей языка банту по регионам, что позволяет предположить примесь от предшествующих местных популяций. Носители банту в Южной Африке (коса, венда) продемонстрировали значительный уровень AAC банту SAK и западноафриканских банту и низкий уровень AAC восточноафриканского банту (последний также присутствует у носителей банту из Демократической Республики Конго и Руанды). Результаты указывают на отчетливую миграцию восточноафриканских банту в южную Африку и согласуются с лингвистическими и археологическими свидетельствами миграции восточноафриканских банту из района к западу от озера Виктория и включения предков Кхукхо в несколько юго-восточных популяций банту примерно 1500–1000 лет назад. . [30]

Мигранты, говорящие на языке банту, также могли взаимодействовать с некоторыми афро-азиатскими группами на юго-востоке (в основном кушитскими ), [31] [32] а также группы, говорящие на нилотском и центральносуданском языках .

Согласно сценарию раннего разделения, выдвинутому в 1990-х годах, распространение на юг достигло тропических лесов Конго примерно к 1500 г. до н.э., а южных саванн - к 500 г. до н.э., тогда как распространение на восток достигло Великих озер к 1000 г. до н.э., расширяясь оттуда дальше по мере того, как богатая окружающая среда поддерживала высокую плотность населения. Возможные перемещения небольших групп на юго-восток из района Великих озер могли быть более быстрыми, при этом первоначальные поселения были широко рассредоточены вблизи побережья и вблизи рек из-за сравнительно суровых условий ведения сельского хозяйства в районах, расположенных дальше от воды. Недавние археологические и лингвистические данные о перемещениях населения позволяют предположить, что группы первопроходцев могли достичь частей современного Квазулу-Натала в Южной Африке где-то до III века нашей эры вдоль побережья и современного Северного Кейпа к 500 году нашей эры. [33]

Терминология крупного рогатого скота, используемая относительно немногими современными скотоводческими группами банту, предполагает, что приобретение скота могло происходить у соседей, говорящих на центральном Судане , Кулиаке и Кушитском языке. [34] Лингвистические данные также указывают на то, что обычаи доения скота также были напрямую заимствованы из кушитских культур этого региона. [35] Терминология крупного рогатого скота в языках банту южной Африки отличается от терминологии, встречающейся среди более северных народов, говорящих на банту. Одно из недавних предположений заключается в том, что носители кушитского языка раньше двинулись на юг и взаимодействовали с самыми северными из носителей койсанского языка, которые приобрели у них скот, и что самые ранние прибывшие носители банту, в свою очередь, получили свой первоначальный скот от людей, говорящих на кушитском языке, говорящих на хве. Согласно этой гипотезе, более крупная более поздняя иммиграция, говорящая на языке банту, впоследствии вытеснила или ассимилировала это самое южное расширение ареала носителей кушитского языка. [36] [37]

Основываясь на стоматологических данных, Айриш (2016) пришел к выводу: народы протобанту , возможно, возникли в западном регионе Сахары , в период Киффского периода в Гоберо , и, возможно, мигрировали на юг, из Сахары в различные части Западной Африки (например, , Бенин , Камерун , Гана , Нигерия , Того ), в результате опустынивания Зелёной Сахары в 7000 г. до н.э. [38] Из Нигерии и Камеруна сельскохозяйственные протобанту начали мигрировать и в процессе миграции разделились на народы восточных банту (например, Демократическая Республика Конго ) и народы западных банту (например, Конго, Габон ) между 2500 г. до н.э. и 1200 г. до н.э. [38] Айриш (2016) также рассматривает народы игбо и йоруба как, возможно, народы банту, мигрировавшие обратно. [38]

Более поздняя история

[ редактировать ]
Королевство банту Конго , ок. 1630 г.

Между IX и XV веками государства, говорящие на языке банту, начали возникать в районе Великих озер и в саванне к югу от тропических лесов Центральной Африки. Короли Мономотапа построили комплекс Великого Зимбабве , цивилизацию, предковую для народа Шона. [39] Сопоставимые объекты в Южной Африке включают Бумбуси в Зимбабве и Маньикени в Мозамбике.

Начиная с XII века, процессы формирования государства среди народов банту участились. Это стало результатом действия нескольких факторов, таких как более высокая плотность населения (что привело к более специализированному разделению труда, включая военную мощь, и одновременно затруднило эмиграцию); технологические разработки в экономической деятельности; и новые методы политико-духовной ритуализации королевской власти [ нечеткий ] как источник национальной силы и здоровья. [40] Примеры таких государств банту включают: Королевство Конго , Королевство Анзику , Королевство Ндонго , Королевство Матамба , Королевство Куба , Империя Лунда , Империя Люба , Империя Баротсе , [41] [42] Королевство Казембе , Королевство Мбунда , Королевство Йеке , Королевство Касанье , Империя Китара, Бутооро , Буньоро , Буганда , Бусога , Руанда , Бурунди , Анколе , Королевство Мпороро , Королевство Игара , Королевство Куки , Королевство Карагве , Города-государства суахили , Империя Мутапа , Королевство Зулу , Королевство Ндебеле , Империя Мтетва , Города-государства Тсвана , Мапунгубве , Королевство Эсватини , Королевство Бутуа , Марави , Данамомбе , Хами , Налетале , Королевство Зимбабве [43] и Империя Розви . [44]

В прибрежной части Восточной Африки смешанная община банту возникла в результате контактов с арабами-мусульманами и персидскими торговцами, причем Занзибар был важной частью работорговли в Индийском океане . Культура суахили , возникшая в результате этих обменов, демонстрирует многие арабские и исламские влияния, которых нет в традиционной культуре банту, как и многие афро-арабские представители народа банту-суахили . Поскольку его первоначальное речевое сообщество сосредоточено в прибрежных частях Занзибара, Кении и Танзании (побережье, называемое побережьем суахили ), язык банту-суахили содержит множество арабских заимствований в результате этих взаимодействий. [45] Миграции банту, а столетия спустя работорговля в Индийском океане, принесли влияние банту на Мадагаскар . [46] малагасийцы с примесью банту и их малагасийские языковые заимствования банту. [47] К XVIII и XIX векам поток рабов Занджа из Юго-Восточной Африки увеличился с возникновением Султаната Занзибар . С приходом европейских колонизаторов Занзибарский султанат вступил в прямой торговый конфликт и конкуренцию с португальцами и другими европейцами на побережье суахили, что в конечном итоге привело к падению султаната и прекращению работорговли на побережье суахили в середине 20-го века. век.

Согласно корпусу документов миссии, которую местный судья и гражданский комиссар Намакваленда Луис Антинг предпринял в 1862 году по расследованию сообщений о массовых убийствах банд сан в Бушманленде, банту и смешанных групп банту, таких как Бастер, Гриква и Хой принимал активное участие в уничтожении банд охотников-собирателей сан в 19 веке. Исследование миссии Луи Антинга в Бушменленде доказывает, что во второй половине девятнадцатого века в Бушменленде действительно имел место геноцид, и обращение к архивным источникам необходимо для понимания трагедии народа Сан во всей ее сложности. [48]

Согласно отчетам ООН, насилие и расизм банту по отношению к коренному населению пигмеев и койсан все еще распространены в 21 веке. [49] Пигмеи были мишенью банту, особенно во время геноцида в Руанде в 1994 году и войны в Конго. [50] [51] [52] [53] [54] Из 30 000 пигмеев в Руанде около 10 000 были убиты и еще 10 000 были перемещены. Их называют «забытыми жертвами» геноцида. [55] С конца 2002 года по январь 2003 года около 60 000 гражданских лиц-пигмеев и 10 000 комбатантов были убиты и часто съедены банту в ходе кампании истребления, известной как «Effacer le tableau», во время Второй войны в Конго. По данным конголезской неправительственной организации Observatoire congolais des droits de l'homme (OCDH), систематическое изнасилование женщин-пигмеев как акт геноцида со стороны мужчин банту было широко распространено. [56] Согласно докладу, значительное число женщин из числа коренного населения стали жертвами изнасилования со стороны мужчин банту. В качестве примера он привел деревню Нгуа 2, расположенную примерно в 200 км от Долисие, столицы южного департамента Ниари, где в среднем мужчина банту каждую неделю насиловал одну женщину из числа коренного населения. Правозащитники потребовали признать эти действия геноцидом. [57] [58]

Список групп банту по странам

[ редактировать ]
Страна Общая численность населения
(в миллионах, оценка 2015 г.)
% Помощь Население банту
(в миллионах, оценка 2015 г.)
Зоны Группы банту
Демократическая Республика Конго 77 80% 76 Б, В, Д, Ч, Дж, К, Л, М Конголезский , Монгольский , Балуба , многие другие (Амбала, Амбуун, Ангба, Бабинди, Убийца, Старейшины, Пастухи , Бангала, Банго, Батсамба, Зомби, Бемба, Трупы , Пиво , Бова, Дикидики, Дзинг, Фулииру , Хаву, Хема , Хима , Сотня , Хуту , Ибоко , Каниока , Каонде , Куба , Комо , Кванго , Ленгола Волк , Лвалва , Мбала , Мболе Козел (Буджа ) , Локеле , , , Польша , Новости , Ши , Сонго , Сукус , Табва , Чокве , Теке , Тембо, Тетела , Топоке , Унгана, Вира , Вакути, Ньинду , Приходите , Стать , Янзи , Йеке , Йела, всего 80% человек)
Танзания 51 95% в. 45 Э, Ж, Г, Дж, М, Н, П Абакурия , Сукума , Ньямвези , Хая , Чага , Гого , Маконде , Нгони , Матумби , многие другие (большинство банту)
ЮАР 55 75% 40 С Нгуни ( зулу , Хлуби , Коса , Южный Ндебеле , Свази ), Басото (Сото), Бапеди (Северный Сото), Венда , Батсвана , Тсонга , Кгага (Северный Сото), [59] всего 75% Помощь
Кения 46 60% 37 Э, Дж Агикую , Абалухья , АБАСУБА Акамба , Абагусии , Амеру , , Абакурия , Аембу , Амбире , Таита , Покомо , Тавета и Миджикенда , многие другие (60% банту)
Мозамбик 28 99% 28 Н, П, С Макуа , Сена , Шона суахили , Шангаан , Маконде , Яо , Swahili , Тонган , Чопи , Нгони
Уганда 37 80% в. 25 Д, Дж Это те, кто кто , те кто кто кто кто те кто , , , , те те те . кто те те , , , те кто кто , те
Ангола 26 97% 25 Ч, К, Р Овимбунду , Амбунду , Конголезе , Бачокве , Балунда , Гангела , Овамбо , Гереро , Синдонга (97% населения)
Малави 16 99% 16 Н Чева , Тумбука , Яо , Ломве , Сена , Тонга , Нгони , Нгонде
Замбия 15 99% 15 Л, М, Н Ньянджа-Чева , Бемба , Тонга , Тумбука , Лунда , Баловале , Каонде , Нкойя и Лози , всего около 70 групп.
Зимбабве 14 99% 14 С Шона , Северный Ндебеле , Бакаланга , многочисленные мелкие группы.
Руанда 11 76% 11 Дж руандийцы
Бурунди 10 78% 10 Дж Барунди
Камерун 22 30% 6 А населения 30 % Bafia Bassa, Bakoko, Barombi, Mbo, Subu, Bakwe, Oroko, Bafaw, Fang, Bekpak, Mbam speakersговорят
Республика Конго 5 97% 5 Б, С, Ч Конголезцы , Сангха , Мбочи , Батеке , Воры, Пуну, Бакуни, Бавили, Батсанги, Спящие, Малыши, Баяка, Бадондо, Баяка, Рабы.
Ботсвана 2.2 90% 2.0 Р, С Батсвана , Каланга , населения 90%
Экваториальная Гвинея 2.0 95% 1.9 А Фанг , Буби , 95% банту
Лесото 1.9 99% 1.9 С Басото
Габон 1.9 95% 1.8 Б Клык , Нож , Мьянма , Четверть , Шира , Пуну , Свеча.
Намибия 2.3 70% 1.6 К, Р Овамбо , Каванго , Гереро , Химба , Майейи 70% банту
В Свате 1.1 99% 1.1 С Свази , Зулу , Тсонга
Сомали 13.8 <15% <2,1 И Сомалийцы , июнь
Коморские острова 0.8 99% 0.8 Э, Г Коморские люди
Африка к югу от Сахары 970 [60] в. 37% в. 360

Использование в Южной Африке

[ редактировать ]
Незамужние зулусские женщины в Южной Африке
Зулусские мужчины, одетые в традиционную одежду, вооружены церемониальным оружием.
Зулусы исполняют укусина , 1958 год. традиционный танец

В 1920-х годах относительно либеральные южноафриканцы, миссионеры и коренная африканская интеллигенция начали использовать термин «банту», а не «коренной». После Второй мировой войны правительства Национальной партии официально приняли это использование, в то время как растущее африканское националистическое движение и его либеральные союзники вместо этого обратились к термину «африканец», так что «банту» стало отождествляться с политикой апартеида . К 1970-м годам это настолько дискредитировало «банту» как этнически-расовое обозначение, что правительство апартеида перешло к термину «черный» в своих официальных расовых классификациях, ограничив его только африканцами , говорящими на банту , примерно в то же время, когда Движение черного сознания во главе со Стивом Бико и другими определяли «черных» как всех неевропейских южноафриканцев (банту, койсан, цветных и индейцев ). В современной Южной Африке связь этого слова с апартеидом настолько дискредитирована, что оно используется только в его первоначальном лингвистическом значении. [6]

Примеры использования слова «банту» в Южной Африке включают:

  1. Один из политиков ЮАР последнего времени, генерал Бантубонке Харрингтон Холомиса (Бантубонке — составное существительное, означающее «весь народ»), известен как Банту Холомиса .
  2. Правительство Южной Африки, придерживающееся апартеида, первоначально дало название « бантустаны » одиннадцати сельским резервным районам, предназначенным для номинальной независимости, чтобы лишить коренных южноафриканцев банту гражданства. «Бантустан» первоначально отражал аналогию с различными этническими «станами» Западной и Центральной Азии. Ассоциация с апартеидом снова дискредитировала этот термин, и правительство Южной Африки перешло к политически привлекательному, но исторически обманчивому термину «этнические родины». Тем временем движение против апартеида продолжало называть эти районы бантустанами, чтобы доказать их политическую нелегитимность.
  3. Абстрактное существительное ubuntu , человечность или человечность, регулярно происходит от основы существительного нгуни -ntu в коса, зулу и ндебеле. В Свати основа -ntfu , а существительное - buntfu .
  4. В языках сото-тсвана Южной Африки бато является родственным термином нгуни абанту , что показывает, что такие родственные слова на самом деле не обязательно должны выглядеть точно как корень -ntu . У раннего Африканского национального конгресса с 1912 по 1933 год была газета под названием «Абанту-Бато» , в которой публиковались колонки на английском, зулусском, сото и коса.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Народ банту (Центральная, Восточная, Южная Африка)» . Африка Глобальная бизнес-школа EENI . Архивировано из оригинала 29 апреля 2023 года . Проверено 21 августа 2022 г.
  2. ^ Батт, Джон Дж. (2006). Гринвудский словарь всемирной истории . Издательская группа Гринвуд. п. 39 . ISBN  978-0-313-32765-0 .
  3. ^ «Гатри (1967–71) называет около 440 «разновидностей» банту, Граймс (2000) - 501 (минус несколько «вымерших» или «почти вымерших», Бастин и др. (1999) - 542, Махо (этот том) около 660, а у Манна и др. (1987) около 680». Дерек Нерс, 2006, «Языки банту», в Энциклопедии языка и лингвистики , стр. 2. Ethnologue 's . В отчете Southern Bantoid, архивированном 21 января 2022 года в Wayback Machine, перечислено в общей сложности 680 языков. В подсчет включены 13 языков мбам , которые не всегда входят в категорию «узких банту».
  4. ^ Общая численность населения не может быть установлена ​​с какой-либо точностью из-за отсутствия точных данных переписи населения в странах Африки к югу от Сахары. В начале 2000-х годов было названо число чуть выше 200 миллионов (см. Нигерско-Конголезские языки: подгруппы и количество носителей для компиляции данных SIL Ethnologue за 2007 год , где указано 210 миллионов). значительно заниженными ( Оценки численности населения в Западной и Центральной Африке были признаны Департаментом по экономическим и социальным вопросам Организации Объединенных Наций в 2015 году «Перспективы мирового народонаселения: пересмотр 2016 года – основные выводы и таблицы прогресса» (PDF) . Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам , Отдел народонаселения. Июль 2016 г. Архивировано из оригинала (PDF) 26 июня 2019 г. . Проверено 26 июня 2017 г. ). Рост населения в Центрально-Западной Африке по состоянию на 2015 год. оценивается в пределах 2,5–2,8% в год, что означает ежегодный прирост населения банту примерно на 8–10 миллионов человек.
  5. ^ Роско, Джон (2011). Баганда - рассказ об их местных обычаях и верованиях . Кембриджский университет Pr. ISBN  978-1-108-03139-4 . OCLC   714729287 .
  6. ^ Jump up to: а б «Определение термина «банту» | История Южной Африки в Интернете» . www.sahistory.org.za . Архивировано из оригинала 13 октября 2023 года . Проверено 24 августа 2020 г.
  7. ^ Сильверстайн, Раймонд О. (1968). «Заметка о термине «банту», впервые использованном WHI Bleek» . Африканские исследования . 27 (4): 211–212. дои : 10.1080/00020186808707298 . Архивировано из оригинала 30 марта 2021 года . Проверено 27 июня 2018 г.
  8. ^ Р.К.Герберт и Р. Бэйли в Радженде Местри (ред.), Язык в Южной Африке (2002), стр. 50. Архивировано 27 июня 2018 года в Wayback Machine .
  9. ^ с. 50. Архивировано 27 июня 2018 года в Wayback Machine .
  10. ^ Зайденстикер, Дирк (28 марта 2024 г.). «Археологические исследования Пикунда-Мунда и Баталимо-Малуба истории поселений железного века в бассейне Западного и Северного Конго» . Африканский археологический обзор : 5–6. дои : 10.1007/s10437-024-09576-7 . ISSN   0263-0338 . OCLC   10194943180 . S2CID   268802330 .
  11. ^ Филип Дж. Адлер, Рэндалл Л. Пауэлс, Мировые цивилизации: до 1700 года, том 1 книги «Мировые цивилизации» , (Cengage Learning: 2007), стр.169.
  12. ^ Этьен Патен; и др. (2017). «Распространение и генетическая адаптация банту-говорящего населения в Африке и Северной Америке» . Наука . 356 (6337): 543–546. Бибкод : 2017Sci...356..543P . doi : 10.1126/science.aal1988 . hdl : 10216/109265 . ПМИД   28473590 . S2CID   3094410 . Архивировано из оригинала 10 августа 2023 года . Проверено 9 августа 2023 г.
  13. ^ «История миграции людей, говорящих на языке банту: геномика раскрывает преимущества смешения и проливает новый свет на работорговлю» . Институт Пастера . 12 мая 2017 г. Архивировано из оригинала 10 августа 2023 г. . Проверено 5 декабря 2023 г.
  14. ^ Хи Лим Ким, Аакрош Ратан, Джордж Х. Перри, Альваро Монтенегро, Уэбб Миллер и Стефан К. Шустер (2014). «Койсанские охотники-собиратели были самой многочисленной популяцией на протяжении большей части демографической истории современного человечества» . Природные коммуникации . 5 : 5692. Бибкод : 2014NatCo...5.5692K . дои : 10.1038/ncomms6692 . ПМК   4268704 . ПМИД   25471224 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  15. ^ Хи Лим Ким, Аакрош Ратан, Джордж Х. Перри, Альваро Монтенегро, Уэбб Миллер и Стефан К. Шустер (2014). «Койсанские охотники-собиратели были самой многочисленной популяцией на протяжении большей части демографической истории современного человечества» . Природные коммуникации . 5 : 5692. Бибкод : 2014NatCo...5.5692K . дои : 10.1038/ncomms6692 . ПМК   4268704 . ПМИД   25471224 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  16. ^ Хи Лим Ким, Аакрош Ратан, Джордж Х. Перри, Альваро Монтенегро, Уэбб Миллер и Стефан К. Шустер (2014). «Койсанские охотники-собиратели были самой многочисленной популяцией на протяжении большей части демографической истории современного человечества» . Природные коммуникации . 5 : 5692. Бибкод : 2014NatCo...5.5692K . дои : 10.1038/ncomms6692 . ПМК   4268704 . ПМИД   25471224 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  17. ^ Астилл, Джеймс (9 января 2003 г.). «Повстанцы в Конго едят пигмеев, говорит ООН» . Хранитель . Новости Гардиан. Архивировано из оригинала 29 марта 2017 года . Проверено 9 августа 2023 г.
  18. ^ «ДР Конго: ООН сообщает о случаях каннибализма, систематических убийств и изнасилований» . Объединенные Нации . Отчет ООН. 31 июля 2003 г. Архивировано из оригинала 10 августа 2023 г. . Проверено 9 августа 2023 г.
  19. ^ «Отчет ООН: женщины-пигмеи стали жертвами изнасилования мужчинами банту» . Рельефная сеть . Рельеф Вебл. 15 января 2003 г. Архивировано из оригинала 23 марта 2023 г. Проверено 9 августа 2023 г.
  20. ^ «Пигмеи хотят, чтобы трибунал ООН рассмотрел дело каннибализма» . Сидней Морнинг Геральд . 23 мая 2003 г. Архивировано из оригинала 21 января 2010 г. Проверено 9 августа 2023 г.
  21. ^ «Отчет международной исследовательской миссии по преступлениям по международному праву, совершенным против пигмеев Бамбути на востоке Демократической Республики Конго» (PDF) . Международная группа по правам меньшинств . Архивировано (PDF) из оригинала 10 августа 2023 года . Проверено 9 августа 2023 г.
  22. ^ «С группами пигмеев обращаются как с домашними животными: отчет» . Конголезская обсерватория по правам человека (OCDH). Архивировано из оригинала 14 ноября 2011 года . Проверено 9 августа 2023 г.
  23. ^ «Отчет ООН: женщины-пигмеи стали жертвами изнасилования мужчинами банту» . Рельефная сеть . Рельеф Вебл. 16 февраля 2004 г. Архивировано из оригинала 21 мая 2024 г. Проверено 9 августа 2023 г.
  24. ^ «Хронологические свидетельства появления внутреннего запаса в Южной Африке» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 25 марта 2009 года.
  25. ^ «История Ботсваны, страница 1: Краткая история Ботсваны» . Архивировано из оригинала 17 мая 2020 года . Проверено 13 мая 2015 г.
  26. ^ «5.2 Исторический уберблик» . Архивировано из оригинала 16 октября 2007 года . Проверено 13 мая 2015 г.
  27. ^ ИНСТИТУТ ПАСТЕРА (5 мая 2017 г.). «МИГРАЦИЯ ИСТОРИЯ БАНТУЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ» . Архивировано из оригинала 10 августа 2023 года . Проверено 9 августа 2023 г.
  28. ^ Вансина, Дж. (1995). «Новые лингвистические данные и экспансия банту ». Журнал африканской истории . 36 (2): 173–195. дои : 10.1017/S0021853700034101 . JSTOR   182309 . S2CID   162117464 .
  29. ^ Поллард, Элизабет; Розенберг, Клиффорд; Тиньор, Роберт (2011). Миры вместе, миры отдельно: История мира: от истоков человечества до наших дней. Нью-Йорк: Нортон. п. 289.
  30. ^ Тишкофф, С.А.; и др. (2009). «Генетическая структура и история африканцев и афроамериканцев» . Наука . 324 (5930): 1035–44. Бибкод : 2009Sci...324.1035T . дои : 10.1126/science.1172257 . ПМЦ   2947357 . ПМИД   19407144 . «Африканское генетическое исследование, раскрывающее происхождение, миграцию и «поразительное разнообразие» африканских народов» . Наука Дейли . 2 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 29 августа 2011 г. Проверено 5 сентября 2011 г. см. также: Де Филиппо, К; Барбьери, К; Уиттен, М; и др. (2011). «Y-хромосомная вариация в Африке к югу от Сахары: взгляд на историю групп Нигера и Конго» . Молекулярная биология и эволюция . 28 (3): 1255–69. дои : 10.1093/molbev/msq312 . ПМЦ   3561512 . ПМИД   21109585 .
  31. ^ Тойин Фалола, Арибидези Адиса Усман, Движения, границы и идентичности в Африке , (University Rochester Press: 2009), стр. 4-5.
  32. ^ Фитцпатрик, Мэри (1999). Танзания, Занзибар и Пемба . Одинокая планета. п. 39 . ISBN  978-0-86442-726-7 .
  33. ^ Ньюман (1995), Эрет (1998), Шиллингтон (2005)
  34. ^ Шенбрун, Дэвид Л. (1993). «Мы то, что мы едим: древнее сельское хозяйство между Великими озерами» . Журнал африканской истории . 34 (1): 1–31. дои : 10.1017/S0021853700032989 . JSTOR   183030 . S2CID   162660041 . Архивировано из оригинала 28 марта 2022 года . Проверено 3 апреля 2021 г.
  35. ^ Дж. Д. Фейдж, История Африки, Routledge, 2002, стр. 29.
  36. ^ Роджер Бленч, «Был ли обмен между кушитскими скотоводами и носителями койсанского языка в предыстории Южной Африки и как это можно обнаружить?» [1] Архивировано 21 января 2012 г. в Wayback Machine.
  37. ^ Роберт Гейр, Этнологические элементы Африки (Гербовник, 1966), стр. 45
  38. ^ Jump up to: а б с Ирландец, Джоэл Д. (2016). Отслеживание «расширения банту» от его источника: неметрическое сходство зубов среди населения Западной Африки и соседних стран . Американская ассоциация физических антропологов. дои : 10.13140/RG.2.2.14163.78880 . S2CID   131878510 .
  39. ^ Возрождение Букаланги: Манифест об освобождении великого народа с гордой историей, часть I ISBN   978-0-7974-4968-8 © Ндзиму-унами Эммануэль, 2012 г., стр. 100
  40. ^ Шиллингтон (2005)
  41. ^ Голуб, Эмиль. Семь лет в Южной Африке, том 2 . Архивировано из оригинала 16 июля 2022 года . Проверено 28 июля 2022 г.
  42. ^ Маккракен, Джон (февраль 1974 г.). «Мутумба Манга: Булози при королях Луаны: политическая эволюция и формирование государства в доколониальной Замбии. xvii, 278 стр., 8 листов. Лондон: Лонгман, 1973. 4 фунта стерлингов» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 37 (3): 726–727. дои : 10.1017/S0041977X00128022 . ISSN   1474-0699 . S2CID   154380804 . Архивировано из оригинала 28 июля 2022 года . Проверено 28 июля 2022 г.
  43. ^ Роланд Оливер и др. «Африка к югу от экватора» в Африке с 1800 года. Кембридж, Великобритания: Cambridge University Press, 2005, стр. 21–25.
  44. ^ Исичеи, Элизабет Алло, История африканских обществ до 1870 г. Издательство Кембриджского университета, 1997, ISBN   978-0-521-45599-2 стр. 435
  45. ^ Дэниел Дон Нанджира, Внешняя политика и дипломатия Африки: от античности до 21 века, ABC-CLIO, 2010, с. 114.
  46. ^ Кембриджская всемирная история рабства Кембриджская всемирная история рабства: древний средиземноморский мир. Кейт Брэдли, Пол Картледж. стр. 76. Архивировано 13 мая 2023 г. в Wayback Machine (2011), по состоянию на 15 февраля 2012 г.
  47. ^ «О происхождении и примеси малагасийского языка: новые данные анализа отцовской и материнской линии с высоким разрешением» . 9 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 9 сентября 2014 г.
  48. ^ Хосе Мануэль де Прада-Сампе (май 2012 г.). «Забытые поля смерти: геноцид «сан» и миссия Луи Антинга в Бушменленд, 1862–1863» . История . 57 (1). Архивировано из оригинала 10 августа 2023 года . Проверено 9 августа 2023 г.
  49. ^ Астилл, Джеймс (9 января 2003 г.). «Повстанцы в Конго едят пигмеев, говорит ООН» . Хранитель . Новости Гардиан. Архивировано из оригинала 29 марта 2017 года . Проверено 9 августа 2023 г.
  50. ^ «ДР Конго: ООН сообщает о случаях каннибализма, систематических убийств и изнасилований» . Объединенные Нации . Отчет ООН. 31 июля 2003 г. Архивировано из оригинала 10 августа 2023 г. . Проверено 9 августа 2023 г.
  51. ^ «Отчет ООН: женщины-пигмеи стали жертвами изнасилования мужчинами банту» . Рельефная сеть . Рельеф Вебл. 15 января 2003 г. Архивировано из оригинала 23 марта 2023 г. Проверено 9 августа 2023 г.
  52. ^ «Пигмеи хотят, чтобы трибунал ООН рассмотрел дело каннибализма» . Сидней Морнинг Геральд . 23 мая 2003 г. Архивировано из оригинала 21 января 2010 г. Проверено 9 августа 2023 г.
  53. ^ «Отчет международной исследовательской миссии по преступлениям по международному праву, совершенным против пигмеев Бамбути на востоке Демократической Республики Конго» (PDF) . Международная группа по правам меньшинств . Архивировано (PDF) из оригинала 10 августа 2023 года . Проверено 9 августа 2023 г.
  54. ^ «С группами пигмеев обращаются как с домашними животными: отчет» . Конголезская обсерватория по правам человека (OCDH). Архивировано из оригинала 14 ноября 2011 года . Проверено 9 августа 2023 г.
  55. ^ «Повстанцы едят пигмеев, а в Конго продолжается массовая резня» . Независимый . Независимые новости. Архивировано из оригинала 26 декабря 2010 года . Проверено 9 августа 2023 г.
  56. ^ «НПО осуждает широко распространенное нарушение прав пигмеев» . Рельефная сеть . Конголезская обсерватория прав человека (ОКГ). 16 февраля 2004 г. Архивировано из оригинала 21 мая 2024 г. Проверено 9 августа 2023 г.
  57. ^ «Пигмеи ДР Конго обращаются в ООН по поводу каннибализма: на пигмеев охотятся, как на животных» . Би-би-си . Мировые новости Би-би-си. 23 мая 2003 г. Архивировано из оригинала 13 декабря 2010 г. Проверено 9 августа 2023 г.
  58. ^ «Отчет ООН: женщины-пигмеи стали жертвами изнасилования мужчинами банту» . Рельефная сеть . Рельеф Вебл. 16 февраля 2004 г. Архивировано из оригинала 21 мая 2024 г. Проверено 9 августа 2023 г.
  59. ^ РОЛЬ МОЛОДЕЖИ В БОРЬБЕ ПРОТИВ РЕЖИМА АПАРТЕИДА В РАЙОНЕ ТАБАМУПО НА РОДИНЕ ЛЕБОВА, 1970–1994 гг.: КРИТИЧЕСКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, стр. 47
  60. ^ Население всей Африки к югу от Сахары, включая страны Западной Африки и Сахеля, где нет популяций банту.Источник: 995,7 миллиона человек в 2016 году согласно пересмотренному докладу ООН «Мировые демографические перспективы» за 2017 год, темпы роста 2,5% в год.

Библиография

[ редактировать ]
  • Кристофер Эрет, Африканский классический век: Восточная и Южная Африка в мировой истории, с 1000 г. до н.э. по 400 г. н.э. , Джеймс Карри, Лондон, 1998 г.
  • Кристофер Эрет и Меррик Познански, редакторы, «Археологическая и лингвистическая реконструкция африканской истории» , Калифорнийский университет Press, Беркли и Лос-Анджелес, 1982 г.
  • Эйприл А. Гордон и Дональд Л. Гордон, «Понимание современной Африки» , Линн Ринер, Лондон, 1996 г.
  • Джон М. Янзен, Нгома: беседы об исцелении в Центральной и Южной Африке , Калифорнийский университет Press, Беркли и Лос-Анджелес, 1992 г.
  • Джеймс Л. Ньюман, Заселение Африки: географическая интерпретация , издательство Йельского университета, Нью-Хейвен, 1995. ISBN   0-300-07280-5 .
  • Кевин Шиллингтон, История Африки , 3-е изд. Пресса Святого Мартина, Нью-Йорк, 2005 г.
  • Ян Вансина, Тропы в тропическом лесу: к истории политических традиций в Экваториальной Африке , University of Wisconsin Press, Мэдисон, 1990 г.
  • Ян Вансина , «Новые лингвистические свидетельства экспансии банту», Журнал африканской истории 36: 173–195, 1995.
[ редактировать ]

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Готтентоты ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9b76f89feb1aae8bafb8c1714d456079__1722685380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/79/9b76f89feb1aae8bafb8c1714d456079.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bantu peoples - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)