Женщины в обществе Муиска
![]() | Эта статья может потребовать редактирования из- за очень плохой грамматики, возможно, она была переведена машиной из неизвестного источника. . ( Июль 2024 г. ) |
![]() |
Часть серии о |
Культура Муиска |
---|
Темы |
География |
Соляные люди |
Основные соседи |
История и сроки |






данной статье описывается роль женщин в обществе муиска В . Муиска — коренные жители Альтиплано Кундибоясенсе (современные центральные Колумбийские Анды ) до испанского завоевания Муиски в первой половине 16 века. Их общество было одной из четырех великих цивилизаций Америки . [ 1 ]
Женщины были важны и считались эгалитарными по отношению к мужчинам в большинстве случаев в обществе Муиска. В то время как мужчинам было поручено заниматься охотой, войной и другими видами деятельности, женщины занимались засевом полей, приготовлением еды и чичи, а также воспитанием детей. В религиозных ритуалах участвовали представители обоих полов. Самыми важными божествами Муиски были женщины; Чиа как богиня Луны, Уитака сексуального освобождения и Бачуэ, богиня-мать народа Муиска.
в период завоевания и ранней колонизации Гонсало Хименес де Кесада , Педро Симон , де и Лукас Фернандес де Пьедраита Кастельянос Хотя все первые летописцы были мужчинами , Хуан Основной вклад в знания женщин в обществе Муиска внесли ученые Муиска Ана Мария Гроот , Марианна Кардале де Шримпфф , Сильвия Бродбент , Ана Мария Гомес Лондоно, Марта Эррера Анхель и другие.
Фон
[ редактировать ]После преимущественно докерамического периода Эррера люди муиска жили в долинах и на высокогорных территориях Альтиплано Кундибоясенсе, в восточных хребтах Колумбийских Анд. Оценки размера сообщества варьируются от 300 000 до двух миллионов человек во время испанского завоевания по состоянию на 1537 год. Муиска были преимущественно фермерами и торговцами , со свободной политической организацией в их Конфедерации Муиска . Земледелие велось на простых террасах на склонах гор и на высоких равнинах Альтиплано, особенно в саванне Боготы . Их основными сельскохозяйственными продуктами были кукуруза , картофель , арракача , клубни , фасоль , юка , тыквы , тыквы , помидоры , перец , хлопок , ананасы , авокадо , табак , киноа и кока . [ 2 ] [ 3 ]
Славится своим хорошо развитым искусством Муиска , особенно работой с золотом . Отличается от трех других известных цивилизаций Америки; Майя . , ацтеки и инки не создавали архитектуры величественной
Слова Муиска для женщин
[ редактировать ]Муиска использовали различные слова на своем языке Muyscubun для обозначения женщин, gui ; «жена» или «племянница», буквально «дочь сестры матери», [ 4 ] гика ; «невестка», буквально «жена брата» или «сестра мужа», [ 5 ] пабча ; «племянница», буквально «дочь сестры отца», [ 6 ] и фуча ; «она», «женщина». [ 7 ]
Женщины в обществе Муиска
[ редактировать ]В доколумбовых обществах женщины играли центральную роль в объяснении мира, структурировании семьи и общества, религиозной жизни, в работе на полях, в мифологии , искусстве и во всех аспектах организации. общества. В этих общинах женщина была центром зарождения культуры. Плодородие женщин играло центральную роль в богатом сельском хозяйстве Муиски. [ 8 ] Женщин воспитывали для работы по посеву и сбору урожая, приготовления пищи , текстильной работы , керамики и участия в священных церемониях. [ 8 ]
Женщины в цивилизации Муиска, особенно в соответствии с Кодексом Немекена , имели особые права по отношению к своим мужьям, в основном касикам . [ 9 ] Кодекс состоял из системы наказаний за ужасающие действия, но был ориентирован на стабильность общества, особенно в случаях супружеской измены, измены, инцеста и изнасилования. [ 10 ] Мужчинам Муиски запрещалось оставлять своих жен, и если она умирала во время родов, супругу было приказано выплатить долг своей семье. [ 9 ] [ 11 ] Неверность женщины наказывалась принуждением к сексу с десятью самыми уродливыми мужчинами племени. [ 10 ] Их также приговорили к посту . [ 12 ]
Жены лидеров общины носили юбки до щиколотки, а простые женщины – до колен. [ 13 ] Горничных, а иногда и наложниц, называли тэгуи . [ 14 ]
Большинство доколумбовых культур, в которых были женщины-лидеры и эгалитарные условия между мужчиной и женщиной, прошли через процесс трансформации в сторону мужского лидерства посредством защиты своих территорий. [ 8 ]
Перепись , проведенная в 1780 году в столице вице-королевства Новая Гранада , Боготе, показала, что в городе проживало 63,5% женщин. Женщины коренного происхождения переехали в столицу по двум причинам; работать в домах испанских колонизаторов и искать мужей, поскольку статус метисов обеспечивал им большую безопасность. [ 15 ]
Матрилинейное наследие правления
[ редактировать ]Женщины Муиска играли очень важную роль в организации семьи и для правителей Муиска . Дети принадлежали матери и в случае наследства передавались матери, а не отцу. Новые зипа и зак традиционно выбирались из числа старших сыновей старшей сестры предыдущего правителя, и женщина имела право жить вместе какое-то время, чтобы убедиться, что отношения работают и они плодовиты. [ 10 ] После брака гарантировалась полная верность. [ 2 ] [ 16 ]
Исключения из традиции матрилинейного наследия правления присутствовали на более поздних стадиях цивилизации Муиска. Примерно во время прибытия испанских конкистадоров за его правил Тискесузой брат Сагипа . [ 17 ]
Роли женщин в обществе Муиска
[ редактировать ]Считалось, что женщины муиска играют важную роль в передаче плодородия сельскохозяйственным угодьям, а это означало, что именно они засеивали поля. [ 18 ] в то время как мужчины ходили на охоту, рыбалку и воевали с соседними группами, такими как Панче . [ 19 ] Женщины также готовили и продавали алкогольный напиток Муиска, чича . [ 8 ] [ 20 ] Чтобы приготовить чичу и ускорить процесс ферментации, женщины жевали зерна кукурузы. [ 21 ] Во время ритуалов, которые могли длиться пятнадцать дней, женщины пели . [ 2 ] Законы Муиски защищали женщин от физических нападений и обеспечивали особое обращение с беременными женщинами. Такое лечение продолжалось до первых лет материнства и в случае вдовства. [ 8 ] Еда муиска, которую ели, сидя на земле своих бохио , была приготовлена женщинами муиска уникальным образом. [ 22 ]
Женщины также играли важную роль в добыче соли . [ 23 ] Муиска, известные как «Соляные люди» из-за своих соляных шахт в Сипакире , Немоконе и Таусе , добывали соль путем выпаривания рассолов в больших котлах. [ 24 ] Они использовали соль в своей кухне, для приготовления сушеной рыбы и мяса, а также как продукт в своем хозяйстве . [ 25 ]
Полигамия, полиамория и сексуальные обряды
[ редактировать ]Муиска, как и многие другие доколумбовые культуры, практиковала многоженство. высшей касты обычно Рассказы о количестве жен различаются, но касики имели двадцать ( гета ) жен. В некоторых источниках насчитывается даже сто супругов. [ 10 ] Менее надежные источники, такие как Висенте Рестрепо в 19 веке, предполагают наличие до 300 жен. [ 26 ] Множество жен позволило самым выдающимся правителям Муиски обрабатывать более крупные сельскохозяйственные угодья, чем низшие касты. [ 13 ] Когда главная жена касика , заке или зипы умирала , правитель-мужчина был обязан воздерживаться от сексуальных отношений в течение пяти лет. [ 10 ]
Девственность не очень ценилась в обществе Муиска; женщины-девственницы считались самыми уродливыми. Исключением были девственницы, захваченные у соседних коренных групп ( Панче , Музо , Лаче , Гуайюпе , Гуане , Читароро ), которые использовались в церемониях в качестве жертвоприношений . [ 10 ]
В целом практика многоженства, период сожительства до брака, незначительная девственность и, как следствие, сексуальная распущенность сильно отличались в доколумбовой Колумбии от более поздних испанских колониальных норм и законов. [ 10 ] [ 27 ]
Религия и мифология
[ редактировать ]В религии Муиска , как и в других доколумбовых религиях Америки, [ 16 ] различные божества были женскими и были одними из самых важных. Население Земли объясняется богиней-матерью Бачуэ , которая, как говорят, родилась в озере Игуаке в нынешней Бояке . [ 16 ] Одним из главных божеств религии Муиска была Чиа , богиня Луны. Ей поклонялись по всей Конфедерации Муиска, но особенно в ее Лунном Храме в городе, названном в ее честь; Чиа , Кундинамарка . Чиа была символом плацентарной жизни, игр и танцев. [ 8 ] Ритуалы в храмах Муиски были смешанными; мужчины и женщины вместе. [ 28 ]
Храм Луны не только служил местом поклонения, но обучение новых касиков и правителей Муиски рядом с храмом проводилось ( Seminario de la Cuca ). [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
Уитака была восставшей богиней искусств, танца и музыки. [ 32 ] [ 33 ] колдовство и сексуальное освобождение Муиски. [ 34 ] Иногда ее приравнивают к Чиа, но чаще всего считают отдельным божеством. В религии муиска именно Уитака вызвал разлив реки Фунза , вынудив муиска заселить возвышенности в саванне Боготы . [ 17 ]
Кучавира , бог радуги , охранял женщин во время их работы на полях, на их языке чибча , называемом та , что видно во многих топонимах местности в наше время; Богота , Чивата , Кукаита , Гуаята , Мачета и Тота , среди многих других. [ 2 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ]
По словам летописца Бернардо де Саагуна, новорожденных девочек иногда приносили в жертву богам Муиска. Эта практика была принята народом Муиска, поскольку они считали своих богов частью своего сообщества и обеспечивали плодородие своих земель. [ 42 ]
Озеро Гуатавита
[ редактировать ]о жене касика Гуатавиты повествует История в мифологии Муиски о ее неверности мужу. В наказание за этот поступок люди подвергли пыткам ее возлюбленного, воина геча , отрезав ему интимные части тела и съев их во время церемониального ритуала. [ 43 ] Жена касика прыгнула в озеро вместе с сыном и утонула. Касик , оплакивающий гибель, приказал достать тела из озера. [ 44 ]
Эта история легла в основу священного озера Гуатавита и более поздней легенды об Эльдорадо , рассказанной ранним испанским летописцем Педро Симоном. [ 44 ]
Знаменитые женщины Муиски
[ редактировать ]Известные женщины-ученые Муиски
[ редактировать ]- Соледад Акоста Сампер , Ана Мария Гроот де Маеча , Марианна Кардале де Шримпф , Сильвия М. Бродбент , Маргарита Сильва Монтанья и другие
См. также
[ редактировать ]- Продажа жены (английский обычай)
- Гендерные роли среди коренных народов Северной Америки , женщины в католической церкви
- Гендерные роли в Мезоамерике
- Женщины в обществе майя
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Окампо Лопес, 2007, стр.26.
- ^ Jump up to: а б с д (на испанском языке) Чибчас: Муискас
- ^ Бродбент, 1968, стр.140.
- ^ (на испанском языке) gui - Словарь Muisccubun
- ^ (на испанском языке) gyca - Словарь Muisccubun
- ^ (на испанском языке) pabcha - Словарь Muisccubun
- ^ (на испанском языке) fucha - словарь английского языка
- ^ Jump up to: а б с д и ж (на испанском языке) Женщины и их участие в построении колумбийского общества
- ^ Jump up to: а б (на испанском языке) Женщины в цивилизации Чибча
- ^ Jump up to: а б с д и ж г (на испанском языке) Беспорядочный секс Муиска - Эль Тьемпо
- ^ (на испанском языке) Биография Nemequene и Кодекс Nemequene - Pueblos Originarios
- ^ Даза, 2013, стр.31.
- ^ Jump up to: а б Гомес Лондоньо, 2005, стр.300.
- ^ (на испанском языке) tegui - Словарь Muysccubun
- ^ Даза, 2013, стр.75.
- ^ Jump up to: а б с Карбонелл, 1993, стр.25.
- ^ Jump up to: а б (на испанском языке) Лорды Муиска - Banco de la República
- ^ Даза, 2013, стр.24.
- ^ Карбонелл, 1993, стр.24.
- ^ Рестрепо Манрике, 2009, стр.153.
- ^ Рестрепо Манрике, 2009, стр.30; стр.244; стр.245
- ^ Рестрепо Манрике, 2009, стр.43.
- ^ Большой, 2014 г.
- ^ Даза, 2013, стр.23.
- ^ Даза, 2013, стр.26.
- ^ (на испанском языке) Чибчас до испанского завоевания - Banco de la República
- ^ Солано Суарес, 2011, стр.167.
- ^ Касилимас и Лопес, 1987, стр.128.
- ^ (на испанском языке) Храм Луны в Чиа - коренные народы
- ^ (на испанском языке) Образование в Храме Луны, Чиа
- ^ (на испанском языке) Чиа, Город Луны - Эль Тьемпо
- ^ Окампо Лопес, 2007, ChV, стр.221
- ^ (на испанском языке) 2012 - Уитака, богиня Муиска во дворце Лиевано - Эль Тьемпо
- ^ (на испанском языке) 2015 - Уитака и архетип мятежной богини от древности до наших дней
- ^ (на испанском языке) ta - Словарь Muysccubun
- ^ (на испанском языке) Этимология Bacatá - Banco de la República
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Чивата
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Кукаита
- ^ (на испанском языке) Официальный сайт Гуаяты
- ^ Олайя Зеркало, 1999, стр.1120.
- ^ (на испанском языке) Этимология муниципалитетов Бояка - Excelsio.net
- ^ Торрегроза и Очоа, 2010, с.
- ^ Карбонелл, 1993, стр.26.
- ^ Jump up to: а б Карбонелл, 1993, стр.27.
Библиография
[ редактировать ]- Бродбент , Сильвия М. (1968), «Доисторическая полевая система на территории Чибча, Колумбия», Савпа Пача: Журнал Андской археологии , 6 (1): 135–147, doi : 10.1179/naw.1968.6.1.0079.
- Карбонелл, Нора (1993), «La mujer en la мифология коренных народов Колумбии - Женщина в мифологии коренных народов Колумбии» (PDF) , Revista Chichamaya (на испанском языке), 10 , Universidad del Atlántico : 24–28 , получено в 2016-07- 08
- Касилимас Рохас, Клара Инес; Лопес Авила, Мария Имельда (1987), «Эль Темпло Муиска - Храм Муиска» (PDF) , Магуаре (на испанском языке), 5 , Богота, Колумбия: Instituto Colombiano de Antropología: 127–150, ISSN 0120-3045 , получено в 2016 г. -07-08
- Даса, Бланка Исабель (2013), История процесса смешения продуктов питания между Колумбией и Испанией - История процесса интеграции продуктов питания между Колумбией и Испанией (доктор философии) (доктор философии) (на испанском языке), Барселона, Испания: Universitat de Барселона , стр. 1–494
- Эспехо Олайя, Мария Бернарда (1999), Заметки о топонимике в некоторых colas colombianas - Заметки о топонимике некоторых колумбийских баллад - Тезаурус (PDF) (на испанском языке), том. Том LIV, № 3., с. 1102–1157 , получено 8 июля 2016 г.
- Гомес Лондоньо, Ана Мария (2005), Муискас: репрезентации, картографии и этнополитика памяти - Муиска: репрезентации, картографии и этнополитика памяти (на испанском языке), Pontificia Universidad Javeriana , стр. 1–369, ISBN 9789586836432 , получено 8 июля 2016 г.
- Гроот , Ана Мария (2014) [2008], Соль и сила в горной местности Боготы, 1537–1640 (на испанском языке), Национальный университет Колумбии , стр. 1–174, ISBN 978-958-719-046-5
- Окампо Лопес , Хавьер (2007), Великие культуры коренных народов Америки - Великие культуры коренных народов Америки (на испанском языке), Богота, Колумбия: Plaza & Janes Editores Colombia SA, стр. 1–238, ISBN 978-958-14-0368-4
- Рестрепо Манрике, Сесилия (2009), Еда в повседневной жизни Colegio Mayor de Nuestra Señora del Rosario: 1653-1773 и 1776-1900 - Еда в повседневной жизни Colegio Mayor de Nuestra Señora del Rosario: 1653- 1773 и 1776–1900 (PDF) (на испанском языке), Богота, Колумбия: Министерство культуры, стр. 1–352 , получено 8 июля 2016 г.
- Солано Суарес, Юсмидия (2011), «Евроцентризм и сексизм в историографии коренных народов Абья-Ялы: результаты исследования гендерных отношений в цивилизации Зену - Евроцентризм и сексизм в историографии коренных народов Абья-Ялы: результаты исследований гендерные отношения в цивилизации Зену» (PDF) , Memorias (на испанском языке), 14 , Барранкилья, Колумбия: Instituto Colombiano de Antropología: 163–201, doi : 10.14482/memor.14.074.3
- Торрегроза, Энвер Джоэл; Очоа, Полина (2010), Формы испанидада - Сборник текстов по политологии и международным отношениям ( на испанском языке), Universidad del Rosario , стр. 1–560, ISBN 9789587381207 , получено 8 июля 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на английском и испанском языках) Анимационный видеоролик о богинях Муиска.