Иоганн Непомук Хуммель
Иоганн Непомук Хуммель | |
---|---|
![]() портрет 1820 года | |
Рожденный | 14 ноября 1778 г. |
Умер | 17 октября 1837 г. (58 лет) |
Род занятий | Композитор и пианист |
Работает | Список композиций |
Супруг | Элизабет Рёкель (м. 1813) |
Дети | Эдуард , Карл |
Иоганн Непомук Гуммель (14 ноября 1778 — 17 октября 1837) — австрийский композитор и пианист-виртуоз. Его музыка отражает переход от классической к романтической музыкальной эпохе. Он был учеником Моцарта , Сальери и Гайдна . Гуммель существенно повлиял на более позднюю фортепианную музыку 19 века, особенно на произведения Шопена , Листа и Мендельсона .
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]
Хуммель родился в Прессбурге , Венгерское королевство (ныне Братислава, Словакия ). Что необычно для того периода, он был единственным ребенком. Он был назван в честь чешского святого покровителя Яна Непомуцкого . Его отец, Йоханнес Хуммель, [ 1 ] был директором Императорской военной музыкальной школы в Вене ; его мать, Маргарет Зоммер Хаммель, была вдовой мастера париков Йозефа Людвига. Пара поженилась всего за четыре месяца до этого. [ 2 ]
Хаммель был вундеркиндом. В возрасте восьми лет ему предложил уроки музыки классический композитор Вольфганг Амадей Моцарт , который был впечатлен его способностями. Хаммеля обучал и размещал Моцарт в течение двух лет бесплатно, и он впервые выступил на одном из концертов Моцарта в возрасте девяти лет. [ 3 ]
Затем отец Хуммеля взял его в турне по Европе, прибыв в Лондон в 1790 году, где он получил уроки у Муцио Клементи . [ 4 ] Он с большим успехом играл в Hanover Square Rooms , исполнив фортепианный концерт Моцарта и собственную сонату. [ 5 ] В 1791 году там же тринадцатилетний Гуммель исполнил премьеру фортепианного трио Гайдна. [ 6 ]
Он вернулся в Вену в 1793 году, давая концерты по своему маршруту. [ 7 ] По возвращении его преподавали Иоганн Георг Альбрехтсбергер , Йозеф Гайдн и Антонио Сальери . [ 8 ] Примерно в это же время в Вену прибыл молодой Людвиг ван Бетховен , который также брал уроки у Гайдна и Альбрехтсбергера. Двое мужчин подружились, и Хаммель принял участие в нескольких исполнениях оркестрового произведения Бетховена « Веллингтон Зиг» . [ 9 ]
16 мая 1813 года он женился на оперной певице Элизабет Рёкель . [ 10 ] Следующий год по ее просьбе был посвящен гастролям по России и остальной Европе. У пары было двое сыновей. [ 11 ] Младший, Карл (1821–1907), стал известным художником-пейзажистом. Старший, Эдуард , работал пианистом, дирижёром и композитором; он переехал в США и умер в Трое, штат Нью-Йорк .
Хуммель несколько раз посещал Бетховена в Вене вместе со своей женой Элизабет и учеником Фердинандом Хиллером . [ 12 ] Позже Хаммель выступит на мемориальном концерте Бетховена. [ 13 ]
Хаммель также подружился с Францем Шубертом , который посвятил свои последние три фортепианные сонаты Хуммелю . Однако к моменту первой публикации сонат оба мужчины умерли, и издатели изменили посвящение Роберту Шуману . [ 14 ]
Карьера
[ редактировать ]
В 1804 году Хуммель стал концертмейстером Николауса II, поместья принца Эстерхази в Айзенштадте . Хотя он взял на себя многие обязанности капельмейстера , поскольку здоровье Гайдна не позволяло ему выполнять их самому, он продолжал называться просто концертмейстером из уважения к Гайдну, получив титул капельмейстера , или музыкального руководителя, от Суд Эйзенштадта только после смерти старшего композитора в мае 1809 года. Он оставался на службе у принца Эстерхази в общей сложности семь лет, прежде чем был уволен в мае. 1811 г. за пренебрежение своими обязанностями. [ 15 ]
Позже Хуммель занимал должности капельмейстера в Штутгарте с 1816 по 1818 год и в Веймаре с 1819 по 1837 год, где он подружился с Гете . Хаммел создал одну из первых пенсионных программ для музыкантов, предоставляя благотворительные концертные туры для сбора средств. [ 16 ] В своей борьбе с неэтичными музыкальными издателями Хаммель также сыграл ключевую роль в установлении принципов интеллектуальной собственности и закона об авторском праве. [ 17 ]
В 1825 году парижское музыкальное издательство Аристида Фарренка объявило о приобретении французских прав на публикацию всех будущих произведений Гуммеля. В 1830 году Гуммель дал три концерта в Париже; на одном из них рондо Гуммеля исполнила жена Аристида Фарренка, композитор Луиза Фарренк , которая также «искала комментариев Гуммеля по поводу своей клавишной техники». [ 18 ]
В 1832 году, в возрасте 54 лет и с плохим здоровьем, Хуммель начал уделять меньше энергии своим обязанностям музыкального руководителя в Веймаре. Кроме того, после смерти Гете в марте 1832 года он стал меньше контактировать с местными театральными кругами и в результате находился в частичной отставке с 1832 года до своей смерти в 1837 году. [ 11 ]
Последние годы и наследие
[ редактировать ]
В конце своей жизни Хаммель увидел возникновение новой школы молодых композиторов и виртуозов и обнаружил, что его собственная музыка постепенно выходит из моды. Его дисциплинированная и чистая техника в стиле Клементи , а также его сбалансированный классицизм противопоставляли его растущей школе бурной бравуры, демонстрируемой такими людьми, как Лист. Сочиняя всё меньше и меньше, но по-прежнему пользуясь большим уважением и восхищением, Гуммель мирно умер в Веймаре в 1837 году. Подобно Гайдну, Моцарту и некоторым другим известным композиторам того времени, Гуммель был масоном . [ 19 ] Хуммель завещал своей масонской ложе значительную часть своего знаменитого сада за своей резиденцией в Веймаре. Его могила находится на Историческом кладбище Веймара .
Хотя Хаммель умер знаменитым, с прочной посмертной репутацией, по-видимому, прочной, он и его музыка были быстро забыты с наступлением периода романтизма , возможно, потому, что его классические идеи считались старомодными. Позже, во время классического возрождения в начале 20 века, Хаммеля оставили без внимания. Как и Франц Йозеф Гайдн , чье музыкальное возрождение пришлось ждать до второй половины 20-го века, Гуммель был в тени Моцарта и особенно Бетховена. Благодаря увеличению количества записей и живых выступлений его музыка вновь вошла в классический репертуар.
Известные студенты включают Фердинанда Хиллера и Александра Мюллера . [ 20 ]
Музыка
[ редактировать ]
Музыка Гуммеля приняла иное направление, чем музыка Бетховена. Заглядывая в будущее, Хаммель шагнул в современность через такие произведения, как его Соната для фортепиано фа-диез минор, соч. 81 , лелеемый Робертом Шуманом , [ 21 ] и его Фантазия, соч. 18, которая оказала большое влияние на Шуберта » «Фантазию о страннике . [ 22 ] для фортепиано. Эти произведения являются примерами того, как Хаммель бросает вызов классическим гармоническим структурам и расширяет сонатную форму .
Его основное творчество посвящено фортепиано, на этом инструменте он был одним из величайших виртуозов своего времени. Он написал восемь фортепианных концертов , двойной концерт для скрипки и фортепиано, десять фортепианных сонат , восемь фортепианных трио , фортепианный квартет , два фортепианных септета, фортепианный квинтет и музыку для фортепиано в четыре руки .
Помимо фортепиано, Хаммель написал духовой октет, сонату для виолончели , концерт для мандолины , сонату для мандолины, Концерт для трубы ми мажор, написанный для трубы с клавишами (сейчас обычно звучит ми-бемоль мажор - лучше подходит для современных труб). , « Концерт для фагота » фа мажор, квартет для кларнета , скрипки , альта и виолончели , 22 оперы и Зингшпили , мессы и многое другое. Он также написал вариацию на тему, предложенную Антоном Диабелли для второй части Vaterländischer Künstlerverein .
Хаммель также очень интересовался гитарой и талантливо владел инструментом. Он плодотворно писал для него, начиная с опуса 7 и заканчивая опусом 93. Среди других гитарных произведений - Opp. 43, 53, 62, 63, 66, 71 и 91, которые написаны для смеси инструментов. [ 23 ]
Творчество Хаммеля отмечено явным отсутствием симфонии . Из восьми его фортепианных концертов первые два являются ранними сочинениями (S. 4/ WoO 24 и S. 5), а шесть последних были пронумерованы и опубликованы с номерами опусов (Opp. 36, 85, 89, 110, 113 и пост. )
Влияние
[ редактировать ]
Находясь в Германии, Хуммель опубликовал «Полный теоретический и практический курс обучения искусству игры на фортепиано Форте» ( Anweisung zum Pianofortespiel , 1828), который был продан тысячами экземпляров в течение нескольких дней после публикации и породил новый стиль аппликатуры и игры. играющие орнаменты.
Позднее на фортепианную технику XIX века повлиял Гуммель, обучавший Карла Черни, который позже преподавал Ференцу Листу . Черни перешел в Хуммель после трех лет обучения у Бетховена. Лист знал Гуммеля и восхищался им, часто исполнял его произведения, особенно фаворитом из которых был Септет соч. 74. [ 24 ]
Влияние Гуммеля можно также увидеть в ранних произведениях Феликса Мендельсона , Фредерика Шопена и Роберта Шумана , а тень Фортепианного концерта си минор Гуммеля , а также его Фортепианного концерта ля минор можно особенно почувствовать в концертах Шопена. [ 25 ] Это неудивительно, учитывая, что Шопен, должно быть, слышал Гуммеля во время одного из его гастролей в Польше и России и что Шопен сохранил фортепианные концерты Гуммеля в своем активном репертуаре. Гарольд К. Шенберг в книге «Великие пианисты » пишет: «... вступление концертов Гуммеля ля минор и Шопена ми минор слишком близко, чтобы быть случайным». [ 26 ] По поводу прелюдий Шопена , соч. 28 Шенберг говорит: «Трудно также избежать мысли, что Шопен был очень знаком с ныне забытой оп. 67 Гуммеля, [ 27 ] сочинено в 1815 году — набор из двадцати четырёх прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях , начиная с до мажор».
Гуммеля Шуман изучил «Инструкции по игре на фортепиано» и подумывал стать его учеником. [ 28 ] Отец Листа, Адам, отказался платить высокую плату за обучение, которую привык взимать Хаммель (таким образом, Лист учился у Черни). Черни, Фридрих Зильхер , Фердинанд Хиллер , Сигизмунд Тальберг и Адольф фон Хенсельт были среди самых выдающихся учеников Гуммеля. Он также кратко дал несколько уроков Феликсу Мендельсону . [ 29 ]
Шуберта По словам друга Шуберта Альберта Штадлера, Форельный квинтет был создан по образцу более раннего произведения Хаммеля, квинтетной версии его Септета ре минор для флейты, гобоя, валторны, альта, виолончели, баса и фортепиано, соч. 74. [ 30 ] Возможно, на него также повлиял Квинтет Хаммеля ми-бемоль, соч. 87 . [ 31 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хаст, Кристофер. 2003. «Хуммель, Иоганн Непомук». В: Музыка в прошлом и настоящем . 2-е изд. Людвиг Финшер (ред.). Кассель: Bärenreiter, стр. 503–511.
- ^ «Проект Хаммеля – Жизнь Хаммеля – Его молодость и Моцарт» . Архивировано из оригинала 24 марта 2018 года . Проверено 28 октября 2017 г.
- ^ Кролл, Марк (2007). Иоганн Непомук Хуммель: Жизнь и мир музыканта . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-8108-5920-3 .
- ^ Бадура-Шкода, Ева (20 ноября 2017 г.). Фортепиано-рояль восемнадцатого века и его покровители: от Скарлатти до Бетховена . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-02264-6 .
- ^ Мюррей, Кристофер Джон (13 мая 2013 г.). Энциклопедия эпохи романтизма, 1760–1850 гг . Рутледж. ISBN 978-1-135-45579-8 .
- ^ Зик, Стивен (10 ноября 2016 г.). Словарь для современного пианиста . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-8108-8880-7 .
- ^ Перейра, Артур (30 декабря 2020 г.). Посвящения Бетховена: истории, стоящие за данью . Рутледж. ISBN 978-0-429-99787-7 .
- ^ Шрок, Деннис (2022). Хоровой репертуар . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-762240-7 .
- ^ Перейра, Артур (30 декабря 2020 г.). Посвящения Бетховена: истории, стоящие за данью . Рутледж. ISBN 978-0-429-99787-7 .
- ^ Клайв, HP (2001). Бетховен и его мир: Биографический словарь . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-816672-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Камминс, Роберт. Иоганн Непомук Хуммель из AllMusic . Проверено 27 сентября 2012 г.
- ^ Бройнинг, Герхард фон (31 марта 1995 г.). Воспоминания о Бетховене: Из дома испанцев в черных одеждах . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-48489-3 .
- ^ Томмазини, Энтони (6 ноября 2018 г.). Незаменимые композиторы: личный путеводитель . Пингвин. ISBN 978-0-698-15013-3 .
- ^ Мюррей, Люси Миллер (9 апреля 2015 г.). Камерная музыка: обширное руководство для слушателей . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-4422-4343-9 .
- ^ Камминс, Роберт. Соната для фортепиано № 3 фа минор, соч. 20 на AllMusic . Проверено 27 сентября 2012 г.
- ^ Кролл, Марк (15 октября 2007 г.). Иоганн Непомук Хуммель: Жизнь и мир музыканта . Пугало Пресс. ISBN 978-1-4616-6008-8 .
- ^ Кролл, Марк (2007). Иоганн Непомук Хуммель: Жизнь и мир музыканта . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-8108-5920-3 .
- ^ Беа Фридланд, Луиза Фарренк, 1804–1875: композитор, исполнитель, ученый , 1980, Анн-Арбор, UMI Press, стр. 15–16, ISN = 0-8357-1111-0
- ^ Гудолл, Ховард (10 января 2013 г.). История музыки . Случайный дом. ISBN 978-1-4481-3086-3 .
- ^ Ньюман, Эрнест (1937). Жизнь Рихарда Вагнера: 1848–1860 гг . Том. 2. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф . п. 114. OCLC 928752154 .
- ^ Эдлер, Арнфрид (2009). Роберт Шуман . Мюнхен: CH Бек. п. 75.
- ^ Сихровский, Хайнц. «Об этой записи: Хаммель: Фантазии» . Наксос Рекордс .
- ^ Гитара и мандолина, биографии знаменитых исполнителей и композиторов для этих инструментов Филипа Дж. Боуна , Лондон: Schott and Co., 1914.
- ^ Кролл, Марк (2007). Иоганн Непомук Хуммель: Жизнь и мир музыканта . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-8108-5920-3 .
- ^ Уокер, Алан (3 декабря 2019 г.). Фридерик Шопен: Жизнь и времена . Пикадор. ISBN 978-1-250-23482-7 .
- ^ Шенберг, Гарольд К. (1987). Великие пианисты (переработанное и обновленное издание). Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 110. ИСБН 0-671-64200-6 – через Интернет-архив .
- ^ Сканы из Universal Edition c. 1900 г. и символические данные для соч. 67 прелюдий
- ^ Дженсен, Эрик Фредерик (13 февраля 2012 г.). Шуман . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-983195-1 .
- ↑ Джоэл Сакс, «Хуммель, Иоганн Непомук», §6 «Представление и преподавание», Oxford Music Online (только подписка), по состоянию на 29 мая 2011 г.
- ^ Кролл, Марк (15 октября 2007 г.). Иоганн Непомук Хуммель: Жизнь и мир музыканта . Пугало Пресс. ISBN 978-1-4616-6008-8 .
- ^ Проект Шуберта «Бетховен» . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-65087-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Иоганн Непомук Хуммель: Человек и художник . Карл Бенёвский, Бреслау: Eos-Verlag 1934.
- Между классикой и классицизмом. Иоганн Непомук Хуммель в Вене и Веймаре . Ансельм Герхард , Лауренц Люттекен (редакторы), Кассель: Bärenreiter 2003.
- Кролл, Марк (2007). Иоганн Непомук Хуммель: Жизнь и мир музыканта . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-5920-3 .
- Лоренц, Михаэль : «Мария Ева Хуммель. Постскриптум» , Вена, 2013 г.
- Капельмейстер Гуммель в Англии и Франции . Джоэл Сакс, Детройт: информационные координаторы, 1977.
- Иоганн Непомук Хуммель и Веймар. Композитор, пианист-виртуоз, капельмейстер 1778–1837 . Курт Томас, Веймар: городской совет, 1987 г.
- Дитер Циммершид. Камерная музыка Иоганна Непомука Гуммеля . Майнц, 1966 год.
- Дитер Циммершид. Тематический каталог произведений Иоганна Непомука Гуммеля . Хофхайм-ам-Таунус: Хофмайстер 1971.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бесплатные партитуры Иоганна Непомука Хуммеля в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Иоганна Непомука Хуммеля в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Работы Иоганна Непомука Хуммеля в Открытой библиотеке
- Микио Тао, Каталог работ Hummel [1] (pdf)
- Hummel Society Weimar , Общество Хуммеля в Веймаре (на немецком языке)
- Дом Хуммеля на Мариенштрассе 8, Веймар Официальный сайт Дома Хуммеля Института Люкхоффа
- Заметки Хаммеля, написанные Микио Тао на японском языке.
- 1778 рождений
- 1837 смертей
- Композиторы-классики XVIII века
- Классические пианисты XVIII века
- клавишники XVIII века
- Австрийские музыканты-мужчины XVIII века
- Композиторы Австрийской империи
- Композиторы-классики XIX века
- Классические пианисты XIX века
- клавишники XIX века
- Музыканты-мужчины XIX века
- Австрийские композиторы классического периода
- Австрийские классические пианисты
- Австрийские масоны
- Австрийские композиторы-мужчины-классики
- Австрийские композиторы-романтики
- Композиторы струнного квартета
- Классические композиторы церковной музыки
- Композиторы для фортепиано
- Композиторы для классической гитары
- Австрийские классические пианисты-мужчины
- Ученики Антонио Сальери
- Ученики Иоганна Георга Альбрехтсбергера
- Музыканты из Братиславы
- Почетные члены Королевского филармонического общества.