Шульги
Шульги 𒀭𒂄𒄀 | |
---|---|
![]() ![]() | |
Король неошумерской империи | |
Царствование | в. 2094 г. до н.э. – 2046 г. до н.э. |
Предшественник | Ур-Намма |
Преемник | Любить-Без |
Проблема | Амар-Син , Ливир-Миташу |
Династия | Третья династия Ура |
Отец | Ур-Намма |
Мать | Ватартум |
( ок. 2094 -2046 до н. э.)

нин-а-ни........ "его Леди",
шул-ги.................... "Шульги"
нита калаг-га...... "могучий человек"
регион........................"Король"
ЕСЛИ БЫ к -ма............... "Ура"

лугаль ки-эн-............... "Царь Шумера "
ги ки-ури-ке 4 ..........."и Аккад ",
е 2 -а-ни........................ "ее храм"

му-на-ду 3 ................... "он построил"
Шульги ( 𒀭𒂄𒄀 д шул-ги , ранее читавшийся как Дунги ) Ура — второй царь Третьей династии Ура . Он правил 48 лет, с ок. 2094 – ок. 2046 год до нашей эры ( Средняя хронология ). [ 4 ] Среди его достижений — завершение строительства Великого Зиккурата Ура , начатого его отцом Ур-Намму . На своих надписях он взял титулы «Царь Ура», « Царь Шумера и Аккада », добавив « Царь четырех сторон вселенной ». во второй половине своего правления [ 5 ] Он использовал символ божественности ( 𒀭 ) перед своим именем, отмечая свой апофеоз , по крайней мере, с 21-го года своего правления, и ему поклонялись в построенном им дворце Эхурсаг. [ 6 ] Шульги был сыном Ур-Намму, царя Ура , и его супруги-царицы Ватартум. [ 7 ]
Жизнь и царствование
[ редактировать ]Шульги, очевидно, возглавил крупную модернизацию Третьей династии Ура . Он улучшил связь, реорганизовал армию, реформировал систему письма и мер и весов, унифицировал налоговую систему и создал сильную бюрократию . [ 8 ] Он также написал свод законов, ныне известный как Кодекс Ур-Намму, поскольку первоначально считалось, что его автором был Ур-Намму. [ 4 ] Он также построил или перестроил многочисленные храмы по всей империи. [ 9 ]
Шульги наиболее известен своим обширным пересмотром учебной программы школы писцов. Хотя неясно, сколько он на самом деле написал, существует множество хвалебных стихов, написанных этим правителем и адресованных ему. Он провозгласил себя богом к 21-му году своего правления (есть признаки того, что это произошло уже в S12), и был признан таковым во всем Шумере и Аккаде . [ 4 ] [ 10 ]
Некоторые гораздо более поздние хроники критикуют Шульги за его нечестие: « Хроники Вейднера» (ABC 19), литературное сочинение, написанное в I тысячелетии до нашей эры, утверждает, что «он не выполнял свои обряды в точности, он осквернил свои очистительные ритуалы». [ 11 ] CM 48, написанный в конце I тысячелетия до н.э., обвиняет его в ненадлежащем вмешательстве в обряды, составлении на них «лживых стел, наглых писаний». [ 11 ] «Хроника ранних царей» (ABC 20), написанная в середине 2-го тысячелетия до нашей эры, обвиняет его в «преступных наклонностях, а имущество Эсагилы и Вавилона он отнял в качестве добычи». [ 11 ]
Способ смерти неизвестен, только то, что она произошла на 48-м году его правления, на 11-м месяце или раньше. На 3-м месяце правления его преемника впервые были зафиксированы возлияния над умершими для Шульги и двух жен Геме-Нинлилы и Шульги-симти. Все трое, похоже, умерли в 48 году. Некоторые исследователи предполагают, что Шульги был убит, частично на основании текстов предзнаменований, в том числе одного, основанного на затмении . [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Его сменил Амар-Син . Имя Амар-Сина не было записано до его вознесения и является « тронным именем ». Его настоящее имя и был ли он на самом деле сыном Шуги неизвестно. [ 15 ]
Имя
[ редактировать ]Ранняя неуверенность в чтении клинописи привела к тому, что до конца XIX века чтения «Шульги» и «Дунги» стали распространенной транслитерацией. Однако на протяжении 20-го века научный консенсус отклонялся от дуна к шулу как правильному произношению знака 𒂄 . Написание имени Шульги писцами с определителем диир отражает его обожествление во время его правления, статус и написание, ранее заявленные его в Аккадской империи предшественником Нарам-Сином . [ 16 ]
-
Портрет Шульги-строителя на гвозде. Метрополитен-музей
Браки
[ редактировать ]Шульги был современником Шакканакку правителей Марии , в частности Апил-кина и Идди-илума . [ 17 ] В надписи упоминается, что Тарам-Урам , дочь Апил-кина, стала «невесткой» Ур-Намму , а значит, царицей царя Шульги. [ 18 ] [ 19 ] В надписи она называла себя «невесткой Ур-Намму » и «дочерью Апил-кина, Лугала («короля») Мари, предполагая для Апил-кина положение верховного правителя, и указывая на брачный союз Мари и Ура . [ 20 ] [ 21 ]
Нин-калла , Амат-Син и Эа-ниша были царицами Шульги. Оно имело влияние и выполняло официальные функции, которые продолжались даже после смерти Шульги. [ 22 ] [ 23 ] Другая царица, Шульги-симти , известная по многочисленным текстам, свидетельствующим о ее экономической мощи, имела аналогичный статус. Архив показывает, что она приказала использовать различных крупных животных в ритуалах для божеств, включая Белет-Шухнир и Белет-Террабан , Аннунитум , Улмашитум , Нанну, Нинлиль и Энлиль. [ 24 ] С тридцать второго по сорок седьмой год правления Шульги она ведала приемкой ритуальных животных. После их смерти для нее и Шульги были созданы «места возлияния». [ 7 ] [ 25 ] Другой важной женщиной была Геме-Нинлилла , которая появляется в текстах в конце правления короля. Другими, менее известными королевскими женщинами являются Шукуртум , Симат-Эа и Геме-Суэна. [ 26 ]
Известно, что у Шульги, имевшего множество жен и наложниц, было по меньшей мере шестнадцать сыновей, включая Этель-пу-Дагана, Амар- д Да-му, Лу- д Нанна, Лугал-а-зи-да, Ур- д , Суен и, возможно, Амар-Син (его тронное имя), а также одна дочь Пеш-тур-тур. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Имя другой дочери, Шат-Кукути, известно по клинописной табличке. [ 30 ] Дочь Тарам-Шульги была замужем за правителем Пашиме Шудда-бани. [ 18 ]
Королевские гимны
[ редактировать ]
Шульги также хвастался своей способностью поддерживать высокую скорость при беге на длинные дистанции. Он утверждал, что на седьмом году своего правления пробежал от Ниппура до Ура расстояние не менее 100 миль. [ 31 ] Крамер называет Шульги «первым чемпионом по бегу на длинные дистанции». [ 32 ]
Шульги написал 26 королевских гимнов, чтобы прославить себя и свои действия. В одном из них Шульги утверждал, что он говорил на эламском языке так же хорошо, как и на шумерском . [ 33 ] [ 34 ] В другом он называет себя «королем четырех четвертей, пастырем черноголового народа ». [ 35 ]
Вооруженные конфликты
[ редактировать ]Хотя Дер был одним из городов, чьими храмовыми делами руководил Шульги в первой половине своего правления, на 20-м году своего правления он заявил, что боги решили, что теперь он будет разрушен, очевидно, в качестве наказания. В надписях говорится, что он «привел в порядок полевые счета» киркой. Его 18-й год был назван годом Ливир-миташу, дочери короля, которая была возведена в титул леди Мархаши , имея в виду страну недалеко от Аншана и ее династический брак с ее королем Либанукшабашом. [ 36 ] После этого Шульги вступил в период экспансионизма за счет горцев, таких как лулуби , и девять раз уничтожил Симуррум (еще одно горное племя ) и лулубум в период с 26 по 45 годы своего правления. [ 37 ] Также известно, что он разрушил Карахар , Харши, Шашрум и Урбилум. [ 38 ] На 30-м году жизни его дочь вышла замуж за губернатора Аньшаня ; на 34-м году жизни он уже начал карательную кампанию против этого места. Он также разрушил Кимаш и Хурти (города к востоку от Ура , где-то недалеко от Элама ) на 45-м году своего правления. [ 39 ] [ 40 ] На кирпиче с надписью записано:
«Сулги, бог своей земли, могучий, царь Ура, царь четырёх сторон света, когда он разрушил землю Кимаса и Хуртума, проложил ров и навалил кучу трупов». [ 9 ]
Как и многие месопотамские правители, он столкнулся с вторжением кочевников на своем 37-м году жизни и был вынужден построить большую стену, пытаясь не допустить кочевников-тиднумитов. [ 9 ]
Сузы
[ редактировать ]( ок. 2094–2047 гг. до н.э.)

нинь-а-ни............ "его леди",
д шул-ги.................... "Шульги"
нита калаг-га........ "могучий человек"
местный к -ма..... "Король Ура"
лугаль ки-эн-........... "Царь Шумера "
ги ки-ури-ке 4 ............... "и Аккад ",
нам-ти-ла-ни-ше 3 ........... "за свою жизнь"

а му-на-ру........................ "посвящается (этому)"
Известно, что Шульги совершал посвящения в Сузах гвозди с его именем, посвященные богу Иншушинаку , поскольку там были найдены . На одном из гвоздей в фундаменте написано: «Бог «Господь Сузы», его царь Шульги, могучий мужчина, царь Ура, царь Шумера и Аккада, построил... свой любимый храм». . [ 44 ] [ 16 ] В Сузах также была найдена травленая бусина из сердолика , ныне находящаяся в Лувре (Sb 6627) и с надписью Шульги, надпись гласила: « Нингаль , его мать, Шульги, бог своей земли, царь Ура, царь из четырёх мировых кварталов, за свою жизнь посвятил (этому)» . [ 16 ] [ 45 ]
Династия Ура III владела Сузами после упадка Пузур-Иншушинака и построила там многочисленные здания и храмы. Этот контроль продолжал Шульги, о чем свидетельствуют его многочисленные заслуги в городе-государстве. [ 46 ] Он также участвовал в брачных союзах, выдавая своих дочерей замуж за правителей восточных территорий, таких как Аншан , Мархаши и Башиме . [ 46 ]
-
Сердоликовая бусина с дарственной надписью Шульги, найденная в Сузах . Лувр, Sb 6627
Названия годов
[ редактировать ]
Существуют обширные остатки названий годов Шульги, которые были в значительной степени реконструированы с 1 по 48 год, хотя некоторые из них являются фрагментарными. Не существует современных списков названий лет, только частичные тексты древневавилонского периода, поэтому порядок не совсем определен, а атрибуция нескольких лет между Ур-Намму и Шульги неясна. Некоторые годы также имеют несколько названий, что не является беспрецедентным. [ 9 ] Например, 20-й год — это «Год: «Нинурсага из Нутура была приведена в ее храм»» и «Год: «Сыновья Ура были призваны в качестве улан»». [ 49 ] Некоторые из наиболее важных:
1. Год: Шульги — король.
2. Год: Заложен фундамент храма Нингубалаг.
6. Год: Царь выровнял дорогу в Ниппур.
7. Год: Царь совершил путешествие туда и обратно между Уром и Ниппуру (за один день).
королевский горный дом (дворец). 10. Год: Построен
18. Год: Ливирмитташу, дочь короля, была возведена в сан королевы Мархаши.
21в. Год: Дер был разрушен
24. Год: Карахар был разрушен.
25. Год: Симуррум был разрушен.
27. Год спустя: «Шулги, сильный человек, король четырех углов вселенной, уничтожил Симуррум во второй раз»
27б. Год: «Харси был уничтожен»
30. Год: Губернатор Аншана выдал замуж царскую дочь.
31. Год: Кархар был разрушен во второй раз.
32. Год: Симуррум был разрушен в третий раз.
34. Год: Аншань был разрушен.
37. Год: Была построена стена земли.
42. Год: Король разрушил Шашрум.
44. Год: Симуррум и Лулубум были уничтожены в девятый раз.
45. Год: Шульги, сильный человек, царь Ура, царь четырех четвертей, разбил головы Урбилума, Симуррума, Лулубума и Кархара в одной кампании.
46. Год: Шульги, сильный человек, царь Ура, царь четырех четвертей, уничтожил Кимаша, Хурти и их территории за один день.
Название 39-го года Шульги было «Год Шульги, царь Ура, царь четырех четвертей, построил Э-Пузриш-Даган, резиденцию {дворец? Храм?} Шульги». [ 52 ]
Артефакты и надписи
[ редактировать ]-
Лугал Уримкима/ Лугал Киенги Киури 𒈗𒋀𒀊𒆠𒈠𒈗𒆠𒂗𒄀𒆠𒌵 , «Царь Ура , царь Шумера и Аккада , на вотивной табличке Шульги. Конечный ke 4 𒆤 представляет собой соединение -k ( родительный падеж ) и -e (эргативный падеж). [ 53 ]
-
Шульги завершила великий Зиккурат Ура.
-
Серьги с надписью имени Шульги. [ 54 ]
-
Печать Шульги с поклоняющимся и сидящим божеством: «Шульги, могучий герой, царь Ура, царь четырех регионов, Ур-(Пасаг?) Писец, твой слуга». [ 55 ]
-
Голова булавы на имя Шульги (надпись перевернутая). Британский музей.
-
Официальный вес в форме утки 2 мины, время правления Шульги, из Ура, Ирак. Британский музей.
-
Вес + 1 ⁄ мины (фактический вес 248 гр.) , посвященный царем Шульги и несущий эмблему полумесяца: он использовался в храме Лунного Бога в Уре. Диорит, начало XXI века до н. э. (Ур III). Лувр, Отдел восточных древностей, Ришелье, первый этаж, зал 2, корпус 6
-
Табличка Шульги прославляет короля и его победы над народом Луллуби и упоминает современный город Эрбиль и современный район Сулеймания, Музей Сулеймании, Ирак.
См. также
[ редактировать ]- Переписка царей Ура
- История Шумера
- Список месопотамских династий
- Список шумерских царей
- Самовосхваление Шульги
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Полная транскрипция: «CDLI-Архивный просмотр» . cdli.ucla.edu .
- ^ Эндервиц, Сюзанна; Зауэр, Ребекка (2015). Коммуникация и существенность: письменная и неписьменная коммуникация в досовременных обществах . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 28. ISBN 978-3-11-041300-7 .
- ^ [1] Ричард Л. Зеттлер, «Из-под храма написанные предметы из Ура», журнал Expedition Magazine, Университетский музей Пенсильванского университета, том. 28, нет. 3, 1986 г.
- ^ Перейти обратно: а б с [2] Кляйн, Джейкоб, «Шульги Ура: король неошумерской империи», Цивилизации древнего Ближнего Востока 2, стр. 843-857, 1995.
- ^ [3] Сутер, Клаудия Э., «Статуэтка Шульги из Телло», Журнал клинописных исследований 43.1, стр. 63-70, 1991.
- ^ Рафаэль Кучер, «Подношение статуе Шульги», Журнал Института археологии Тель-Авивского университета, том. 1, вып. 2, стр. 55-59, 1974 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шарлах, Тоня М., «Шульги-симти и изображение женщин в исторических источниках», Древнее ближневосточное искусство в контексте. Исследования в честь Ирен Дж. Винтер, проведенные ее учениками. Лейден и Бостон, Брилл, стр. 363–368, 2007 г.
- ^ [4] Петр Михаловски, «Смертные цари Ура: короткий век божественного правления в древней Месопотамии», в книге «Религия и власть: Божественное царствование в древнем мире и за его пределами», Николь Бриш, изд., Семинары Восточного института 4, Чикаго: Институт Востока, 2008. Второе издание с небольшими исправлениями, стр. 33-45, 2012 г. ISBN 978-1-885923-55-4
- ^ Перейти обратно: а б с д Фрейн, Дуглас, «Шульги», период Ура III (2112–2004 гг. До н. э.), Торонто: University of Toronto Press, стр. 91–234, 1997.
- ^ Вулли, К. Леонард . Шумеры . Нью-Йорк: WW Нортон . стр. 132 . ISBN 0-393-00292-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Жан-Жак Гласснер, «Месопотамские хроники», Общество библейской литературы, Атланта, 2004 г. ISBN 1-58983-090-3
- ^ Михаловский, Петр, «Смерть Шульги», Orientalia, том. 46, нет. 2, стр. 220–25, 1977 г.
- ^ Э. Соллбергер, «О хронологии царей Ура и некоторых связанных с этим проблемах», AfO 17, стр. 10-48, 1954/56
- ^ Михаловски, Петр, «О медведях и людях: мысли о конце правления Шульги и о последующей преемственности», Литература как политика, Политика как литература: Очерки древнего Ближнего Востока в честь Питера Машиниста, под редакцией Дэвида С. Вандерхофт и Авраам Виницер, Юниверсити-Парк, США: издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 285–320, 2013 год
- ^ Шарлах, Тоня, «Княжеские занятия во время правления Шульги», Журнал древней истории Ближнего Востока, том. 9, нет. 1, стр. 1-68, 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Поттс, Д.Т. (1999). Археология Элама . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521564960 .
- ^ Абуш, И. Цви; Нойес, Кэрол (2001). Труды XLV Rencontre Assyriologique Internationale: историография в мире клинописи . CDL Пресс. п. 60. ИСБН 978-1-883053-67-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Шарлах, Т.М., «Архив Шульги-симти: исторические источники», Собственный бык: королевские жены и религия при дворе третьей династии Ура, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 189–210, 2017 г. ISBN 978-1-5015-0522-5
- ^ Эппихимер, Мелисса (2019). Образцы королевской власти: искусство, традиции и наследие аккадцев . Издательство Оксфордского университета. п. 121. ИСБН 978-0-19-090303-9 .
- ^ Липинский, Эдвард (1995). Иммиграция и эмиграция на Древнем Ближнем Востоке . Издательство Питерс. п. 187. ИСБН 9789068317275 .
- ^ Гражданский, Мишель (1962). «Новая Мари-III династия Урского синхронизма». Журнал ассириологии и восточной археологии . 56 (4): 213. ISSN 0373-6032 . JSTOR 23295098 .
- ^ Шарлах, ТМ, «Жизнь жен Шульги: Эа-ниша, Геме-Нинлилла и другие», Собственный бык: королевские жены и религия при дворе Третьей династии Ура, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 139-174, 2017 г. ISBN 978-1-5015-0522-5
- ^ Михаловски, Петр, «Королевские женщины периода Ура III, Часть II: Геме-Нинлила», Журнал клинописных исследований 31.3, стр. 171-176, 1979
- ^ Шарлах, Т.М., «Жертвоприношение: обзор культовых событий, в которых способствовал Фонд Шульги-симти», Собственный бык: королевские жены и религия при дворе Третьей династии Ура, Берлин, Бостон: Де Грюйтер , стр. 239-260, 2017 г.
- ^ [5] Гоми, Тору, «Шульги-симти и ее место возлияния (ки-а-наг)», Orient 12, стр. 1-14, 1976.
- ^ Михаловский, Петр, «Царственные женщины периода Ура III, часть I: Жена Шульги», Журнал клинописных исследований, том. 28, нет. 3, стр. 169–72, 1976 г.
- ^ Нотиция, Пальмиро, «Принц Этель-пу-Даган, сын Шульги», От 21 века до нашей эры до 21 века нашей эры: материалы Международной конференции по неошумерским исследованиям, состоявшейся в Мадриде, 22–24 июля 2010 г., отредактировано Стивен Дж. Гарфинкл и Мануэль Молина, Юниверсити-Парк, США: издательство Penn State University Press, стр. 207-220, 2013 г.
- ^ Чангю Лю, «Просопография людей, доставляющих животных в Пузриш-Даган в Уре III Месопотамии», Akkadica 142/2, стр. 113-142, 2021 г.
- ^ [6] Чангюй Лю, «Просопографическая статистика. Приложение к статье «Просопография лиц, доставляющих животные в Пузриш-Даган в Уре III Месопотамии», Препринты цифровой библиотеки клинописи, 24.0, 1 апреля 2022 г.
- ^ Али, Бэзил Башар и Халид Салим Исмаэль, «Шат-кукути, дочь короля Шульги в новом тексте из Иракского музея», Атар Альрафедайн 8.2, стр. 266-280, 2023 г.
- ^ Хэмблин, Уильям Дж. Война на Древнем Ближнем Востоке до 1600 г. до н.э. Нью-Йорк: Рутледж, 2006.
- ^ [7] Крамер, Сэмюэл Ной, «Шульги из Ура: первый чемпион на длинные дистанции», в книге «История начинается в Шумере: тридцать девять первых в зарегистрированной истории», University of Pennsylvania Press, стр. 284–289, 1981.
- ^ Кляйн, Джейкоб, «Королевские гимны Шульги, царя Ура: поиски человека бессмертной славы», Труды Американского философского общества 71.7, стр. 1-48, 1981
- ^ Крамер, Сэмюэл Ной, «Шульги из Ура: царский гимн и божественное благословение», The Jewish Quarterly Review 57, стр. 369-380, 1967
- ^ Ливерани, Марио (2013). Древний Ближний Восток: история, общество и экономика . Рутледж. ISBN 978-1-134-75084-9 .
- ^ [8] Чен, Янли и Юхун Ву, «Имена лидеров и дипломатов Мархаши и родственных им людей в династии Ура III», Журнал Cuneiform Digital Library 2017 (1), 2017
- ^ Сэмюэл Ной Крамер (17 сентября 2010 г.). Шумеры: их история, культура и характер . Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0-226-45238-8 .
- ^ [9] Лафон, Бертран, «Армия царей Ура: текстовые свидетельства», Cuneiform Digital Library Journal 2009 (5), 2009 г.
- ^ Гобадизаде, Хамзе и Саллабергер, Вальтер, «Шульги на равнине Кухдашт: кирпичи из боевого памятника на перекрестке Западного Пиш-э Куха и локализация Кимаша и Хурти», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 113, № 1, стр. 3-33, 2023 г.
- ^ Себахи, Захраа Абдель-Сада и Джассим Абид аль-Аммер Джассим, «Город ки-машки, военный поход короля Шульги на него в свете опубликованных и неопубликованных клинописных текстов современного шумерского периода (2112-2004 гг. до н.э.)», ISIN Журнал 4. С. 121-146, 2022 г.
- ^ "ДИНГИР.НИН.ЛИЛА / НИН-А-НИ / ДИНГИР.ШУЛ.ГИ / НИТА-КАЛАГ.ГА / ЛУГАЛ УРИ/ .КИ-МА / ЛУГАЛ.КИ.ЕН / ГИ КИ-УРИ3.КИ / НАМ.ТИ .IS.ОНА3/ НЕ.ЗДЕСЬ." Перевод надписи: «Нинлиль, его госпожа Шульги, могучий муж, царь Ура, царь Шумера и Аккада, посвятила (этот камень) ради своей жизни». «цилиндрическое уплотнение / буртик» . Британский музей .
- ^ «CDLI-Архивный просмотр» . cdli.ucla.edu .
- ^ Искусство первых городов: третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. 2003. с. 243. ИСБН 978-1-58839-043-1 .
- ^ «Найденные CDLI тексты Лувра Sb 2881» . cdli.ucla.edu .
- ^ "Шульги перле (цветное изображение)" . Музей Лувр .
- ^ Перейти обратно: а б Поттс, Дэниел Т. (2012). Спутник археологии Древнего Ближнего Востока . Джон Уайли и сыновья. п. 746. ИСБН 978-1-4051-8988-0 .
- ^ «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr .
- ^ Перейти обратно: а б «Названия годов Шульги (Ist по 00394)» . cdli.ox.ac.uk.
- ^ Перейти обратно: а б Сигрист, М., «Les noms d'anée du règne du roi Šulgi», в книге «Почему тот, кто что-то знает, должен это скрывать?» Клинописные исследования в честь Дэвида И. Оуэна к его 70-летию, изд. А. Кляйнерман и Дж. М. Сассон. Bethesda: CDL, стр. 219–38, 2010 г.
- ^ [10] Ричард Ферт, «Заметки о названиях годов периода раннего Ура III: Шульги 20-30», Cuneiform Digital Library Journal 2013 (1), 2013
- ^ Гетце, Альбрехт, «Снова хронология Шульги», Ирак, том. 22, стр. 151–56, 1960 г.
- ^ [11] Шарлах, Тоня, «Шульги, Могучий человек, Царь Ура», Удача и несчастье на Древнем Ближнем Востоке, стр. 211-20, 2016 г.
- ^ Эдзард, Дитц Отто (2003). Шумерская грамматика . ОЧКИ. п. 36. ISBN 978-90-474-0340-1 .
- ^ «CDLI-Архивный просмотр» . cdli.ucla.edu .
- ^ Перейти обратно: а б Уорд, Уильям Хейс (1910). Уплотнительные цилиндры Западной Азии . Вашингтон: Институт Карнеги. п. 27 .
- ^ Перейти обратно: а б Симо Парпола, Аско Парпола и Роберт Х. Брансвиг-младший «Деревня Мелуха: свидетельства аккультурации хараппских торговцев в Месопотамии конца третьего тысячелетия?» в журнале экономической и социальной истории Востока Vol. 20, № 2, 1977, с. 136-137
- ^ «Коллекции онлайн Британского музея» . britishmuseum.org .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Обейд, Нур Саадун и Муханнад Ашвр Шнава, «Некоторые исторические формулы с военным значением от короля Шульги», ISIN Journal 5, стр. 311–318, 2023 г.
- Карруэ Ф., «Шульги и храм Багара», ZA 90, стр. 161–93, 2000 г.
- де Майер, Р., «Юбилей Шульги: где вечеринка?», В книге «О третьей династии Ура: исследования в честь Марселя Сигриста», изд. П. Михаловский. Приложение JCS. 1. Бостон: ASOR, стр. 45–52, 2008 г.
- Фалькенштейн А., «Песня о Шульги», Ирак, том. 22, стр. 139–50, 1960 г.
- Фиш, Томас, «Культ короля Дунги во время третьей династии Ура», Бюллетень библиотеки Джона Райлендса 11.2, стр. 322–328, 1927 г.
- Крамер, С.Н., «Инанна и Шульги: шумерская песня о плодородии», Ирак, том. 31, нет. 1, стр. 18–23, 1969 г.
- Краус, Фриц Р., «К хронологии царей Ура Ур-Намму и Шульги», OrNS 20, стр. 385–398, 1951.
- Лиме, Анри, «В начале правления Шульги», Revue d'Assyriologie et d'archeologie Orientale, vol. 65, нет. 1, стр. 15–21, 1971 г.
- Михаловский П., «Смерть Шульги», OrNS 46, стр. 220–25, 1977 г.
- Шарлах, Тоня М., «Местная и импортированная религия в Уре в конце правления Шульги», Ур в XXI веке нашей эры: материалы 62-го Международного ассириологического собрания в Филадельфии, 11–15 июля 2016 г., стр. 429- 440, 2021 г.
- Соллбергер, Эдмонд, «Шульги, 41 год?», Revue d'Assyriologie et d'archeologie Orientale, vol. 44, нет. 1/2, стр. 89–90, 1950 г.
- Вацин, Людек, «Традиции и инновации в концепции божественного царства Шульги», Традиции и инновации на Древнем Ближнем Востоке: материалы 57-го Международного ассириологического собрания в Риме, 4–8 июля 2011 г., под редакцией Альфонсо Арчи, Университетский парк, США : Издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 179–192, 2015 г.
- Ван Де Миеруп, Марк, «Золотые подношения Шульги», Orientalia, том. 55, нет. 2, стр. 131–51, 1986 г.
- [12] Уайделл, Магнус, «Календарь неошумерского Ура и его политическое значение», Cuneiform Digital Library Journal 2004 (2), 2004 г.
- Уинтерс, Райан, «Королевские пастухи Ура: компенсация и централизация во время правления Шульги», Журнал клинописных исследований. JCS, том. 72, стр. 47–64, 2020 г.
- [13] Зеттлер, Ричард Л., «Археология и проблема текстовых свидетельств Третьей династии Ура», Бюллетень Канадского общества исследований Месопотамии 38, стр. 49-62, 2003 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Топор Шульги незаконно продан в Германии из немецкого ближневосточного журнала «Зенит».
- Лицо Шульги. Реалистичная статуя показывает нам, как Шульги могла выглядеть в реальной жизни.