Jump to content

Сааб 37 Вигген

(Перенаправлено из Saab 37 )

Сааб 37 Вигген
SK 37 Viggen в полете
Общая информация
Тип Многолетный боевой самолет [ 1 ]
Национальное происхождение Швеция
Производитель Может AB
Основной пользователь Шведские ВВС
Номер построен 329 [ 2 ]
История
Производится 1970–1990 [ 2 ]
Дата введения 21 июня 1971 г. (также 37)
Первый полет 8 февраля 1967 года
Ушедший на пенсию 26 июня 2007 г. (SK 37E)

Saab 37 Viggen ( The Duck , неоднозначная с Thunderbolt ) Tufted [ 3 ] является одноэтажным одномоторным мультирольным боевым самолетом, разработанным и производимым производителем шведского самолета Saab . [ 1 ] Это был первый самолет, оборудованный Canard, который был произведен в количестве [ 4 ] И первый, кто несет воздушный цифровой центральный компьютер со встроенными цепями для его авионики, возможно, что делает его самым современным/передовым боевым самолетом в Европе во время введения. Центральный компьютер цифрового центра был первым в своем роде в мире, автоматизируя и принимая на себя задачи, ранее требующие навигатора/копирота, способствующего обработке в тактических ситуациях, где, помимо прочего, высокие скорости и короткие времена принятия решения определили, будут ли атаки успешными или Нет, система не превысила до введения торнадо Panavia в оперативную службу в 1981 году. [ 5 ]

В начале 1950 -х годов работала работа по развитию, чтобы развить преемника Saab 32 Lansen в роли атаки, а также в Saab 35 Draken в качестве борца. Команда разработчиков Saab выбрала относительно радикальную конфигурацию дельтового крыла , а также производить самолет в качестве интегрированной системы оружия, которая работала в сочетании с Швецией Stril национальной электронной энтро -обороной -6. Он также был разработан для работы со взлетно -посадочных полос всего 500 метров. Работу помогали « 37-Анексу технологии США », в соответствии с которым Швеция могла получить доступ к продвинутой авиационной для ускорения как дизайна, так и производства. [ 6 ] Аэродинамический дизайн самолета был завершен в 1963 году. Прототип выполнил свой первый полет 8 февраля 1967 года, а в следующем году правительство Шведы приказало первоначальную партию 175 виггенов. Первый из них поступил на службу в шведских ВВС 21 июня 1971 года.

Несмотря на то, что начальная модель AJ 37 вошла в службу, Saab работал над дальнейшими вариантами Viggen. Соответственно, несколько различных вариантов Viggen будут созданы для выполнения роли бомбардировщика-истребителя / ударного бомбардировщика (AJ 37), воздушной разведки (SF 37), морского патруля / антиу поверхности (SH 37) и двухместного тренера ( SK 37). В конце 1970-х годов был введен всепогодный вариант Interceptor / Strike JA 37. Попытки экспортировать Вигген в другие страны были предприняты, но в конечном итоге оказались безуспешными. В ноябре 2005 года шведские военно -воздушные силы были сняты с службы, его единственным оператором; К этому моменту это было заменено более новым и более продвинутым Saab Jas 39 Gripen .

Вигген является определенной формой шведского Vigg слова , ​​которое имеет два значения. По словам Сааба, имя самолета намекалось на обоих.

Первое значение относится к шведскому названию для туфтированной утки , маленькой утки для дайвинга в Швеции. самолета В этом смысле он служит ссылкой на конфигурацию Canard , так как «Canard» является французским для утки.

Вигг также является Åskvigg , или «Thunderbolt» (Thunder Wedge), вытекающий из грознов северного фольклора , называемого «Åskviggar», который, как говорят, пришли из молниеносных ударов норвежского Бога Тора , когда он охотился на гигантов своим военным молотком , Mjölnir . [ 7 ]

Разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

Первоначально Viggen был разработан в качестве предполагаемой замены для Saab 32 Lansen в роли атаки, а затем Saab 35 Draken в качестве борца. [ 8 ] [ 9 ] В 1955 году, как прототип Saab Draken, самый аэродинамический истребитель в мире в мире, выполнил свой первый полет, шведские ВВС уже формировали серию требований для следующего поколения боевых самолетов; Из -за сложного характера этих требований ожидалось длительное время разработки, и первый полет, который был предназначен не ранее, чем середина следующего десятилетия. [ 10 ] [ 11 ] В период с 1952 по 1957 год были проведены первые исследования в отношении того, что станет Viggen, с участием финского дизайнера самолетов Аарн Лакомаа . В этих исследованиях было рассмотрено более 100 различных концепций, в которых участвовали как одно-, так и двойные конфигурации двигателя, как традиционные, так и двойные дельта- крылья, так и крылья Canard . Даже были рассмотрены конструкции VTOL с отдельными подъемными двигателями, но вскоре были идентифицированы как неприемлемые. [ 8 ] [ 11 ] [ 12 ]

С самого начала Viggen планировалось в качестве интегрированной системы оружия, которая будет эксплуатироваться в сочетании с новейшим пересмотром национальной системы Электронной обороны Швеции, Stril -60. Он использовался в качестве стандартной платформы страны, способной эффективно адаптироваться для выполнения всех ролей тактической миссии. [ 10 ] Другие требования включали сверхзвуковую способность на низком уровне, производительность MACH 2 на высоте и возможность совершать короткие посадки под низким углом атаки (чтобы избежать повреждения импровизированных взлетно -посадочных полос). Самолет также был разработан с самого начала, чтобы он был простым в ремонте и обслуживании, даже для персонала без особого обучения. [ 13 ] [ 14 ]

Одним из радикальных требований предлагаемого самолета была возможность управлять им с относительно коротких взлетно -посадочных полос длиной всего 500 метров; Это было частью системы авиабазы ​​BAS 60 , которая была введена шведскими ВВС в конце 1950 -х годов. BAS 60 вращался вокруг расселения сил самолетов на многих воздушных базах военного времени, включая дорожные взлетно -посадочные полосы, выступающие в качестве резервных взлетно -посадочных полос. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Использование частично разрушенных взлетно -посадочных полос было еще одним фактором, который мотивировал возможность STOL. BAS 60 был разработан в BAS 90 в 1970 -х и 1980 -х годах, и включал короткие взлетно -посадочные полосы длиной всего на 800 метров. [ 18 ] Включение таких операций наложило несколько критических требований по проекту, включая скромную скорость посадки, безлюстное приземление, мощное замедление после посадки, точное рулевое управление даже при сшитке на ледяных поверхностях и высокое ускорение при взлете. [ 10 ]

США В 1960 году Совет по национальной безопасности , возглавляемый президентом Эйзенхауэром , разработал гарантию безопасности для Швеции, обещая военную помощь США в случае советского нападения на Швецию; Обе страны подписали соглашение о военной технике. В том, что было известно как « 37-Анекса технологии США », Швеции был разрешен доступ к передовой авиационной , которая позволила проектировать и производить Viggen гораздо быстрее и дешевле, чем в противном случае. [ 6 ] Согласно исследованию Нильса Брузелиуса в Шведском колледже национальной обороны , причиной этой официально необъяснимой поддержки США была защита подводных лодок США, развернутых недалеко от Шведского Восточного побережья от угрозы советских самолетов. [ 6 ] Howver, теория Брузелиуса была дискредитирована Саймоном Муресом и Джеркером Виденом. [ 19 ] Соединение также кажется сомнительным из -за масштаба времени - версия забастовки Viggen стала работой только в 1971 году, и истребительская версия в 1978 году, когда Polaris уже вышла на пенсию. [ Цитация необходима ]

Запуск проекта

[ редактировать ]

В декабре 1961 года шведское правительство дало свое одобрение на разработку авиационной системы 37 , которая в конечном итоге станет Виггеном. [ 9 ] К 1962 году все элементы для проекта либо существовали, либо были близки к полностью разработанным; Они включали сам самолет, силовую установку, сиденье эжектора, вооружения, разведывательные системы, оборудование для обслуживания грунтовых средств и учебное оборудование, такое как симуляторы. [ 10 ] В феврале 1962 года было дано одобрение общей конфигурации, и в октябре 1962 года был заключен контракт на разработку. [ 11 ] По словам авторов авиации Билла Ганстона и Питера Гилкриста, проект был «безусловно крупнейшей задачей промышленного развития, когда -либо предпринятой в Швеции». [ 20 ] В течение 1960 -х годов Viggen составила 10 процентов всех шведских финансирования НИОКР. [ 21 ]

В 1963 году Saab завершил аэродинамический дизайн самолета; Аэродинамическая конфигурация была радикальной: она объединила кормовое двойное дельта-крыло с небольшим высококачественным долюневым каналом, оснащенным мощными заслонными клапанами, установленными впереди и немного выше главного крыла; Это будет считаться лучшим средством удовлетворения противоречивых требований к производительности, сверхзвуковой скорости, низкой чувствительности турбулентности при низком уровне полета и эффективного подъема для дозвукового полета. [ 9 ] [ 22 ] С тех пор самолеты Canard стали обычным явлением в истребительных самолетах, в частности, с Eurofighter Typhoon , Dassault Rafale , Saab Jas 39 Gripen и IAI Kfir , но в основном для целей обеспечения гибкости во время полета, а не для его способностей . [ 12 ] [ 23 ] Дальнейшие аэродинамические усовершенствования на более поздней стадии разработки включали добавление узоров собак на главном крыле для создания вихрей , что позволяет устранение взорванных клапанов из Канарда. Использование реверса в тяге позволило добиться коротких результатов посадки. [ 22 ] [ 24 ]

AJS 37 Viggen выставлен в Шведском музее ВВС , Linköping

Во время разработки Saab решил питать тип, используя один большой турбовентивный двигатель. Первоначально британский двигатель Rolls-Royce Medway был выбран для питания Viggen, который затем считался идеальным для основы для сверхзвукового двигателя, оснащенного полностью модулированным послепончиком ; Тем не менее, разработка двигателя Medway была отменена из -за предполагаемого самолета запуска De Havilland Trident , который был сокращен во время разработки. [ 22 ] Вместо Медуэй Сааб решил принять лицензионную версию американского двигателя Pratt & Whitney JT8D , Volvo RM8 ,. RM8 был сильно переработан, используя новые материалы для размещения полета на скоростях MACH-2, шведско-построенном послепончика и полностью переменную форсунку. [ 22 ]

строительство первого прототипа В течение 1964 года началось самолета; 8 февраля 1967 года первый из возможных семи прототипов провел свой первый полет , который произошел в соответствии с установленным графиком разработки. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] Этот первый рейс, который длился 43 минуты, был доставлен Эриком Далстремом, главным пилотом Saab, который сообщил, что прототип был легко справиться во всем. В то время написание, аэрокосмическая публикация Flight International описала полет как «удивительный односторонний стенд Швеции в переднем ранге передовых странов по строительству самолетов…» [ 26 ]

Каждому из семи прототипов было назначено различные роли, хотя начальные самолеты были сосредоточены на поддержке разработки первоначального производственного варианта, AJ37. [ 28 ] В 1967 году шведское правительство пришло к выводу, что в разработке AJ 37 Viggen будет более дешевле, чем и превосходит McDonnell Douglas F-4 Phantom II . [ 29 ] В апреле 1968 года шведское правительство официально издало разрешение на производство Viggen наступить, выпустив приказ на 175 виггенов в этом году. [ 30 ] [ 31 ] Также в 1968 году Saab начал работать над морской разведкой Виггена и разведывательными вариантами фото. [ 31 ] В мае 1969 года Viggen впервые появился за пределами Швеции на авиасалоне Парижа . [ 32 ] 23 февраля 1971 года первый производственный самолет, модель AJ37, провела свой первый рейс. [ 2 ] В июле 1971 года первый производственный самолет был доставлен в шведские ВВС. [ 30 ] [ 33 ]

Дальнейшее развитие

[ редактировать ]
SF 37 Viggen in Flight, 1977

По мере того, как первоначальный AJ 37 Viggen был введен в службу, дальнейшие варианты Viggen приступили к завершению развития и вступлению в производство. [ 34 ] В 1972 году первый SK 37, вариант оперативного тренера с ошеломленным вторым навесом для инструктора, был доставлен в шведские ВВС. [ 4 ] [ 35 ] 21 мая 1973 года первый прототип SF 37 Viggen, вариант тактического разведывания с модифицированным носом для размещения семи датчиков, провел свой первый полет. [ 36 ]

В то время как другие варианты вступили в производство в течение 1960-х годов, Saab продолжил разработку более способной всепогодной версии самолета JA 37. был высоко подходит для этой роли. [ 29 ] В 1972 году шведское правительство уполномочило развитие варианта-истребителя для истребителя, за которым последовали несколько основных контрактов на дальнейшее развитие JA 37. [ 31 ] В общей сложности будет получено пять прототипов, четыре из которых были модифицированы AJ 37S, а один-единственная модель Pre-Production JA 37, чтобы проверить системы управления, двигателя, авионики и вооружений соответственно. [ 29 ] В июне 1974 года первый из этих прототипов провел свой первый полет; Позже в том же году шведское правительство было издано первоначальный приказ на 30 JA 37S. [ 29 ]

Viggen JA 37 показал различные изменения от своего предшественника, включая изменения в проектировании планера, использование более мощной силовой установки RM8B, принятую новое поколение электроники и используемую пересмотренную конфигурацию вооружения; Основными внешне видимыми изменениями из большинства более ранних вариантов были более высокий хвост и расположение ограбления на представленном фальсификации. [ 4 ] [ 12 ] [ 37 ] JA 37, в дополнение к своей основной миссии по воздушной бое, также сохранила вторичную способность к наземным атаке и лучше подходил для низкоуровневых операций. [ 29 ] [ 38 ] В ноябре 1977 года первая постановка JA 37 Viggen провела свой первый полет. [ 39 ] Операционные испытания для нового варианта были проведены в период с января по декабрь 1979 года, что привело к тому, что в этом году тип был введен в оперативную службу. [ 39 ] [ 40 ] Согласно Flight International , во время вступления JA 37, это был самый продвинутый европейский боец, который тогда работал. [ 12 ]

JA 37 Vigggen на Air Tattoo Royal International

В апреле 1964 года шведское правительство выявило свое бюджетное предложение для шведских ВВС, в котором было представлено, что 800 или более виггенов будут произведены, что, в свою очередь, было предназначено для того, чтобы позволить всем другим боевым самолетам, а затем в эксплуатации со шведским воздухом Сила должна быть заменена этим единственным типом. [ 41 ] Однако комбинация инфляции и других факторов в конечном итоге уменьшила общее количество самолетов, изготовленных до 329. [ 2 ] К 1980 году было построено до 149 Viggens до 149 JA 37, а линия должна быть закрыта в течение десятилетия, когда шведская аэрокосмическая промышленность изменила фокус на предстоящий Saab Jas 39 Gripen, возможную замену Viggen. [ 12 ] Со временем достижения в области вычислений, такие как микропроцессор , позволили обеспечить большую гибкость, чем физическая конфигурация Viggen, поэтому дальнейшее развитие платформы Viggen не рассматривалось как экономически эффективное. [ 42 ] В 1990 году производство Viggen прекратилось, и был доставлен окончательный самолет. [ 43 ] [ 44 ]

В мае 1991 года была объявлена ​​программа SEK 300 миллионов человек по модернизации 11 AJ37, SF37 и SH37 до общего многолетного варианта, назначенного AJS37. Среди связанных с этим изменений были реализованы взаимозаменяемые вооружения и полезные нагрузки датчиков в дополнение к принятию новых компьютерных систем планирования миссий и анализа угроз. Встроенные системы ECM также были улучшены. [ 2 ] В частности, реализация новой системы управления магазинами и данных MIL-STD-1553 серийных шины , аналогичная той, которая используется на более новой JAS 39 Gripen, позволила интеграции ракету AIM-120 Amraam Air-a-air; Был установлен обновленный радар Ericsson PS-46A и новое тактическое радио. 4 июня 1996 года первый обновленный прототип JA37 Viggen выполнил свой первый рейс. [ 45 ]

В 1996 году, по словам начальника штата шведских материалов, генерал-усовершенствования материалов ВВС, различные обновления, выполненные в Viggen с момента его введения, «удвоили эффективность общей системы». [ 45 ]

Движитель

[ редактировать ]
Крупным планом видит кабину и воздухозаборник ja 37 viggen

Вигген питался одним турбовентом Volvo RM8 . По сути, это был сильно модифицированный лицензионный вариант двигателя Pratt & Whitney JT8D , который питался коммерческими авиалайнерами 1960-х годов, с добавлением Afterwurner для Viggen. Сюре также включил реверс-реверс для использования тяги во время посадки и земельных маневров, которые в сочетании с самолетами, обладающими возможностями полета, приближающимися к ограниченной производительности, похожей на STOL, включили эксплуатацию с 500-метровых воздушных полос с минимальной поддержкой. [ 22 ] Перверслятор тяги можно было предварительно выбрать в воздухе, чтобы задействовать, когда стойка носа сжималась после приземления с помощью пневматического спускового крючка. [ 29 ] [ 46 ]

Требования Шведских ВВС продиктовали возможности MACH 2 на большой высоте и Маха 1 на низкой высоте. В то же время также требовались вылета и посадку на короткие поля. Поскольку изначально Viggen был разработан как атакующий самолет вместо перехватчика ( Saab 35 Draken выполнил эту роль), был уделяется низкому растет топлива на высоких дозвуковых скоростях на низком уровне для хорошего диапазона. С появлением турбовентирующих двигателей, которые только что появляются и указывают на лучшую экономию топлива для круиза, чем турбонежные двигатели, первые были отданы предпочтениями, поскольку последние были в основном ограничены развитием металлургии, возникающих в результате ограничений температуры турбины . [ Цитация необходима ] Механическая простота также была предпочтена, поэтому воздухозаборник были простыми типами D-сечения с плитами разветвителя пограничного слоя , в то время как фиксированный впуск не имел регулируемой геометрии для улучшения восстановления давления. Недостатком было то, что требуемый двигатель будет очень большим. [ 22 ] Фактически, во время введения это был второй по величине двигатель истребителя с длиной 6,1 м и 1,35 м диаметром; Только Туманский R-15 был больше. [ Цитация необходима ]

Volvo RM8 на дисплее, 2014

Сааб изначально хотел, чтобы Rolls-Royce Medway как силовая установка Viggen. [ 22 ] Из -за отмены Medway JT8D был выбран в качестве основы для модификации. RM8 стал вторым оперативным турбовантом в мире, а также первым, оснащенным реверсером. По словам автора авиации Кристофера Сонта, RM8 имеет различие в том, что он является первым двигателем, который был оснащен как с ярожниками, так и с отетчащим отказа. [ 38 ] Он имел обходной коэффициент около 1,07: 1 в RM8A, который уменьшился до 0,97: 1 в RM8B. [ 47 ] [ страница необходима ] RM8A был самым мощным истребителем в конце 1960 -х годов. [ 12 ]

Модели AJ, SF, SH и SK 37 VigGen имели первую версию двигателя RM8A с повышенными внутренними компонентами от JT8D, на которой он был основан. Тяга составляла 65,6 кН сухой и 115,6 кН с послепончиком. [ 48 ] Для JA 37 RM8A был разработан в RM8B, достигнутый путем добавления третьей стадии компрессора низкого давления над предыдущей моделью, повышая температуру на входе турбины и диффузию топлива в камере сгорания. [ 49 ] Тяга составляет 72,1 кН сухой и 125,0 кН с Afterburner. [ 48 ] Благодаря увеличению длины и веса двигателя RM8B над его предшественником, планер JA 37 был растянут, чтобы разместить его. [ 49 ] Встроенная электрическая мощность была обеспечена генератором 60 кВА . В случае сбоя двигателя в полете была предоставлена ​​аварийная мощность автоматически развертыванием воздушной турбины ОЗУ (крыса), способной генерировать 6 кВА. [ 28 ]

Авионика

[ редактировать ]
Компьютер CK 37

В начале 1960-х годов было решено, что Viggen должен быть самолетом с одним сиденьем, Saab признал, что продвинутая авионика, такая как цифровой центральный компьютер и дисплей с головой, может выполнить рабочую нагрузку человеческого навигатора и полностью заменить необходимость второй член экипажа. [ 22 ] Использование цифрового компьютера уменьшит или полностью заменит аналоговые системы, которые оказались дорогими для поддержания и изменений, как и в случае с более ранним Draken, в дополнение к проблемам точности. [ 50 ] Компьютер, называемый CK 37 [ SV ] (короткий для Centralkalkylator 37 , «Центральный калькулятор 37»), был первым в мире воздушным компьютером для использования интегрированных цепей . Разработанный DataSaab , CK 37 был интегрирующим устройством для всех электронного оборудования для поддержки пилота, выполнения таких функций, как навигация, управление полетом и расчеты с оружием. [ 28 ] [ 50 ] [ 51 ] На практике CK 37 оказался более надежным, чем предсказано. [ 50 ]

На более поздних вариантах Viggen, начиная с JA37, было решено принять более нового и более мощного певца-Киарфотта SKC-2037 Цифровой центральный процессор, производимый лицензией и дополнительно разработан Saab в качестве CD 107. [ 50 ] [ 52 ] [ 53 ] Вычислительные методы и концепции, такие как распределенные вычисления , вышли за рамки использования Viggen, в дополнение к гражданско-ориентированным деривативам, они непосредственно способствовали компьютерам, используемым на борту замены Viggen, Saab Jas 39 Gripen. [ 50 ] [ 54 ] Различные электронные контрмеры (ECM) были установлены на Viggen, они обычно были предоставлены Satt Elektronik. [ 28 ] Системы ECM состояли из предупреждения о радаре SATT Elektronik в крылах и хвосте, [ 55 ] Дополнительная монастырь Ericsson Erijammer и Boz-100 Chaff / Flare Pod. Инфракрасные предупреждающие приемники также были позже установлены. В общей сложности электроника весила 600 кг, что значительное количество для одномоторного истребителя эпохи. [ 28 ]

Основным датчиком самолета был Ericsson PS 37 X-диапазона монопульсный радар , который использовал механически управляемый параболическим отражателем , размещенным в радоме . [ 28 ] воздуха и воздуха и воздуха Этот радар выполнял несколько функций, включая телеметрию , поиск , дорожку , пропаганда местности и картографию . [ 31 ] На модели истребителя JA 37, радар PS 37 был заменен более способным радар Ericsson PS 46 X-диапазона , который, как сообщается, имел всепогодную возможность отключения/сброса в избытке 50 километров. и непрерывной волны освещение для ракет Skyflash , а также способность отслеживать две цели во время сканирования . [ 29 ] По словам Ericsson, у него была 50-процентная вероятность обнаружения низколетного McDonnell Douglas F-4 Phantom II в пределах одного сканирования и обладал высоким уровнем сопротивления вмешательствам от ECM. [ 29 ]

Saab и Honeywell разработали автоматическую систему управления цифровым полетом для JA 37 Viggen, которая, как утверждается, является первой такой системой в производственном самолете. [ 29 ] Для оказания помощи на малой высоте радиолокационный радиолокатор Honeywell с передатчиком и приемником в крылах Канарда. использовался [ 28 ] Самолет также был оснащен доплеровским навигационным радаром DECCA Type 72 . TILS ( система посадки тактических инструментов ), система посадочной помощи, изготовленную Cutler-Hammer AIL, улучшенная точность посадки до 30 м от порога в системе Airbase короткой автомагистрали. [ 56 ] Чтобы эффективно обеспечить соблюдение воздушного пространства Швеции, Viggen был интегрирован с Stril 60 . системой национальной обороны [ 10 ] JA 37 Viggen также был оснащен компьютером Garrett Airesearch Digital Central Air Data Data , модифицированным из устройства, используемого на Grumman F-14 Tomcat . [ 29 ]

Первоначально был рассмотрен только один вариант разведки (ы), но подготовительные камеры, а также радар оказался невозможным. Вариант морского удара и разведки SH 37 был очень похож на AJ 37 и отличался в основном в радаре, оптимизированном на морском PS 371/A с более длительным диапазоном, камерой воздушной даты кабины и магнитофом для анализа миссии. «Красный барон» и SKA 24D 600 мм камеры LOROP обычно переносили на пилонах фюзеляжа. [ 38 ] Центральный топливный бак был преобразован в течение короткого периода времени в камеру с двумя камерами Recon/Optical CA-200 1676 мм. В дополнение к оборудованию разведки, SH 37 также может использовать все оружие для AJ 37. [ Цитация необходима ] Для фотографической версии SF радар в носу был опущен в пользу четырех SKA 24C 120 мм и двух SKA 31 570 мм фотографических камер, а также одной инфракрасной линейной камеры 57 мм VKA 702 ; Все из которых были интегрированы и контролированы центральным компьютером самолета. [ 38 ] Дополнительное оборудование, такое как больше камеры, топливные баки, стручки ECM и ракеты самообороны воздуха-воздуха, также можно перенести на пилоны фюзеляжа. [ 38 ]

Версия Fighter-Interceptor The Viggen, JA 37, имела различные изменения авионики, включая широкое использование цифровой электроники наряду с механической технологией. [ 57 ] В 1985 году «истребительская связь» вошла в эксплуатацию, позволяя зашифровать передачу данных между четырьмя бойцами; Это позволило одному бойцу «нарисовать» воздушного врага с руководством радара для ракет Skyflash трех других бойцов в группе, в то время как у них выключился радар для поиска и руководства. Эта система работала за десять лет до любой другой страны. [ 58 ] Автопилот также был ранен в контроль радара, чтобы получить лучшую точность, стреляя по пушке. [ 59 ] Viggen Оказавшись в эксплуатации, программное обеспечение регулярно обновлялось каждые 18 месяцев. [ 60 ] В 1983 году среднее время между сбоями (MTBF) было сообщено как 100 часов, что очень высокий уровень надежности для генерации вовлеченных систем авионики. [ 61 ]

Кабина AJSF 37 Viggen

Дисплеи в оригинальной кабине были все традиционного аналогового/механического типа, за исключением электронного дисплея с головкой (HUD), который, утверждал Saab Ударные миссии. [ 62 ] Необычно для борца 1970-х годов вариант JA 37 Viggen показал три многоцелевых экрана катодного луча (CRT), были установлены в кабине в системе под названием AP-12, разработанной Saab и Ericsson. [ 47 ] Эти дисплеи будут использоваться для отображения обработанной радиолокационной информации, компьютерных карт, данных о полете и оружии, а также руководителями во время точных посадков. [ 40 ]

Двухместный SK 37 Viggen на дисплее

В период с 1989 по 1992 год система отображения AP-12 была подвержена существенному обновлению. В 1999 году новая система тактического жидкокристаллического дисплея (ЖК-дисплеев), полученная из Saab Jas 39 Gripen, которая заменила систему AP-12 на основе CRT, начала летные испытания с шведскими воздушными силами. [ 63 ] На тренажере SK 37 с двумя сиденьями задняя кабина, используемая инструктором, оснащена только обычными инструментами и отсутствует HUD, управление компьютером и другие функции. [ 64 ]

Сиденье выброса было Raketstol 37 (буквально; ракетный стул 37) и было последним сиденьем, разработанным Saab, в эксплуатации. Производство сиденья тренера Saab 105 , сиденье было оптимизировано для малой высоты, высокой скорости. [ 28 ] После активированного пилотом через триггеры, встроенные в подлокотники (на моделях с двумя сиденьями, пассажир положения передней кабины способен инициировать выброс обоих сидений), последовательность выброса автоматизирована, включая удаление навеса; В случае неисправности можно активировать резервный триггер. [ 65 ] Используется комбинированная жгута парашюта и сиденья, в которой есть барометрическая блокировка для надлежащего освобождения пассажира и жгута с сиденья во время последовательности выброса, для этой функции также предусмотрена ручная переопределение. [ 65 ]

Были выделенные панели заголовка предупреждения с каждой стороны ног пилота. На правой консольной панели были многочисленные выделенные элементы управления и индикаторы, в том числе управление оружием и ракеты, панель NAV, включение/выключение кислорода, дезагение лобового стекла, IFF управление , управление освещением. На левой консольной панели расположены управления радиолокационными управлениями, ручка навеса, ручка шасси, радио управления и индикатор давления в салоне. [ 66 ] [ 67 ] Согласно тогдашней практике в рамках ВВС Шведы, все инструменты кабины и маркировка были на шведском языке. [ 65 ] [ 68 ] [ 69 ]

Крылья и планер

[ редактировать ]

С требованиями к производительности в значительной степени диктуют выбор двигателя, планер оказался довольно громоздким по сравнению с современными тонкими конструкциями с турбоевскими двигателями. Первые прототипы имели прямой фюзеляж средней части , который впоследствии был улучшен с «горбом» на дорсальном позвоночнике для уменьшения сопротивления в соответствии с правилом области . [ 70 ] Крыло имело форму двойной дельты с добавленной собакой, чтобы улучшить продольную стабильность при высоких углах заболеваемости. [ 71 ] [ страница необходима ]

Вертикальный стабилизатор

Следствием конструкции хрустальной дельты, например, в Viggen, является то, что элены, которые заменяют более обычные контрольные поверхности, работают с небольшим эффектным рычагом момента ; Их использование добавляет значительный вес самолету при взлете и посадке. Ужасные поверхности переднего края могут помочь противодействовать этому, но еще более эффективным инструментом является Канард. Поверхности Canard были расположены за впускными отверстиями и расположены немного выше, чем основное крыло, с более высоким углом стойла, чем крыло, и были оснащены лоскутами. Подъемные поверхности Canard действуют как вихревой генератор для главного крыла и, следовательно, обеспечивают больший подъем. Дополнительным преимуществом было то, что они также улучшили стабильность рулона в транссонской области. [ 72 ] Клапсы Canard были развернуты в сочетании с шасси, чтобы обеспечить еще больший подъем для взлета и посадки. [ 73 ]

Чтобы противостоять стрессам без участия посадков, Saab широко использовал алюминий в планере виггена, который был построен с использованием связанного металлического сотового конструкции ; Вся задняя часть фюзеляжа, вниз по течению от сопла двигателя, образовала термостойкое кольцо, состоящее из титана . [ 74 ] [ 75 ] Основное шасси, изготовленное Motala Verkstad, также было сильно укреплено; Каждая нога держала два маленьких колеса, оснащенных антискридными тормозами, помещенными в тандемную аранжировку. Проектные требования, налагаемые крупными противокорабельными ракетами, используемыми на Viggen, требовали, чтобы как шасси, так и вертикальный стабилизатор были довольно высокими. [ 29 ] Чтобы приспособиться к этому и позволить основному шасси, набрасываемому за пределами корня крыла, ноги с шасси укорочены во время отказа. [ 74 ] Вертикальный стабилизатор также можно сложить через привод , чтобы самолет мог храниться в небольших ангарах, закаленных самолетах и ​​подземных ангара , последний из которых был использован шведскими военными, чтобы ограничить ущерб ущербным атакам. [ 74 ]

Шесть резервуаров в фюзеляже и крыльях содержали приблизительно 5000 литров топлива с дополнительными 1500 литрами во внешнем капельном баке. Удельный расход топлива составлял только 0,63 для круизных скоростей [ 74 ] [ 47 ] [ страница необходима ] (Потребление топлива было оценено на 18 мг/нс сухой и 71 с Afterburner). [ 47 ] [ страница необходима ] Потребление Виггена составляло около 15 кг/с при максимальном опора. [ 47 ] [ страница необходима ] Пара впускных отверстий, размещенных вдоль воздуха с кормлением кабины в двигатель; Были приняты простые входные отверстия с фиксированной геометрией, похожие на Draken, за исключением того, что они были более крупными и ясными от фюзеляжа. [ 76 ]

Вооружение

[ редактировать ]
Нижняя сторона Viggen, 1985. Пустое пилоны оружия видны.

Нагрузка на оружие до 7000 кг может быть размещено на девяти твердых точках: один центр пилона, два пилона фюзеляжа, два внутренних и двух внешних крылах и два пилона за крылом. Pylon Centreline был единственным пилоном для переноски внешнего топливного бака и обычно был таким занятым. Пара ракет с воздуха-воздухом должна была быть размещена на подвесных крылах, которые были более легкими, чем другие точки насадки. [ 77 ] Пилоны, стоящие за шасси, не использовались до модификации JA 37D, когда к ним были установлены диспенсеры с противодействием болоту. [ 78 ] Экипаж заземления будет входить в боеприпасы, установленные в центральном компьютере самолета, используя панель селектора нагрузки, которая автоматически выбирает правильные значения для управления огнем, расхода топлива и других расчетов. [ 77 ]

AJ 37, как правило, был оснащен в общей сложности семь жестких точек , три под фюзеляжем и две под каждым крылом, еще две жесткие точки, установленные на крыле. Можно переносить различные боеприпасы, такие как несколько типов ракет: 135 мм M56GP 4 кг, аромата, M56B с 6,9 кг высоких взрывчатых веществ и M70 с боеголовкой на 4,7 кг. [ 47 ] [ страница необходима ] [ 79 ]

AJ 37 был разработан для перевозки двух RB 04 E противоколодочных ракет на внутреннем крыле пилонов с дополнительной третьей ракетой на Pylon Centreline. [ 80 ] RB-04 был относительно простой круизной ракетой , которая была дополнительно разработана, чтобы стать более способным RBS-15 , также интегрированной на Viggen. [ 81 ] Дополнительная нагрузка состояла из двух ракет RB 05 воздуха на поверхность на пилонах фюзеляжа. Позднее RB 05 был заменен AGM-65 Maverick (шведская обозначение «RB 75»), направленные на телевизионные ракеты. В роли наземной атаки можно было использовать комбинацию неоплачиваемых 135-мм ракеты в стручках Sextuple и фрагментационных бомб на четырехкратном матче на четырехкратном расстоянии. Другие вооружения включают взрывные шахты и 30 мм Адена Кэннон [ 82 ] с 150 раундами боеприпасов на внутренних пилонах крыла. [ 81 ] [ 83 ]

Меры самообороны включали в себя различные системы ECM, а также либо AIM-4 Falcon (шведское обозначение «RB 28»), либо AIM-9 Sidewinder (Шведское обозначение «RB 24») Ракеты воздуха-воздуха. [ 81 ] В какой -то момент AJ 37 Viggen рассматривался в качестве носителя как шведского ядерного оружия , так и химического оружия , хотя Швеция в конечном итоге приняла ядерное или химическое оружие. [ 84 ]

Истребитель JA 37, представленный в 1979 году, показал радар Ericsson PS 46/A, который был способен направлять полуактивные ракеты среднего радара RB 71 Skyflash Air-Air. Как RB 71, так и PS 46/A радар были разработаны, чтобы обеспечить Viggen с возможностью просмотра/съемки и для достижения целей на расстояниях за пределы визуального диапазона . [ 49 ] JA 37 может перенести до двух RB 71 на внутреннем крыле пилонов; В типичной загрузке противовоздушной обороны они, как правило, были бы объединены с четырьмя ракет RB 24J воздуха-воздух, более способной и более новой версией ракету Sidewinder, чем используются в более ранних вариантах Viggen. [ 49 ]

После оценки нескольких альтернативных пушек, в том числе британской Аден Кэннон , американского M61 Vulcan и French Defa Cannon , была выбрана пушка Oerlikon KCA 30 -мм для JA 37. KCA был перенесен вместе с 126 раундами боеприпасов, в Конформный стручок под фюзеляжем. [ 49 ] Скорость стрельбы пушки была выбираемой со скоростью 22 или 11 раундов в секунду. Он выпустил тот же картридж, что и GAU-8 , как сообщается, на 50% более тяжелые раковины с более высокой скоростью, чем Aden Cannon, в результате чего шесть с половиной раза превышают кинетическую энергию при ударе, и он был эффективным до 2000 метров. [ 85 ] [ 86 ] Это, в сочетании с системой управления огнем, позволило взаимодействовать с воздухом-воздухом в большем диапазоне, чем другие бойцы. [ 40 ] [ 87 ]

Возможно, наиболее важным улучшением стало расширение DataLink Stril , которая внесла услуги в 1982–85 годах. Это позволило не только наземному контрольно-воздушному общению, но и от четырех самолетов одновременно независимо от того, в воздухе или на земле. Информация DataLink была отображена на горизонтальной ситуации и на тактическом дисплее, последняя с использованием символической ссылки, которая может быть наложена на электронную карту на многофункциональном дисплее. [ 88 ] [ 89 ]

Оперативная история

[ редактировать ]
Первое производство JA 37 Viggen в Шведском музее ВВС
Этот AJS 37 был нарисован в красный цвет в 1999 году за последние годы Viggen Booties в F 10 ängelholm.

В июле 1971 года первое производство AJ 37 Viggen была доставлена ​​в шведские воздушные силы. [ 30 ] Крыло Skaraborg (F 7) стало первым крылом , получившим поставки как модели атаки AJ 37, так и тренировочной модели SK 37 с двумя сиденьями, где на типе начал заменять их существующий самолет Lansen. [ 90 ] Обучение конверсии для пилотирования Viggen включало минимум 450 часов полета, выполненного на начальной смеси Saab 105 , Lansen и, наконец, самого Viggen; Также использовались выделенные симуляторы Viggen, последний из которых рассматривался как решающий фактор в простоте преобразования в этот тип. [ 11 ] [ 91 ]

В октябре 1973 года, как сообщается, Skaraborg Wing был близок к достижению полной оперативной эффективности; [ 35 ] К маю 1974 года шведские ВВС имели две операционные эскадрильи, использующие Viggen вместе с третьей эскадрилья в окончательном процессе достижения этого статуса. [ 11 ] К 1974 году уровни безопасности и надежности Viggen, как сообщается, были выше ожиданий, несмотря на общую сложность и относительную новизну самолета. [ 92 ] На практике одна из наиболее важных проблем, с которыми сталкивается с Viggen во время полета низкого уровня, как широко выполняется во время типичного профиля миссии атаки, была угрозой, представленной птицами; Таким образом, шведские ВВС уделяли пристальное внимание своим миграционным моделям. [ 93 ]

В более позднюю половину 1970 -х и в 1980 -х годах введение различных вариантов Viggen продолжалось; Они включали в себя SK 37, двухместный тренер с оперативной конверсией, введенный в 1972 году, SF 37, модель разведки сухопутной разведки, представленную в 1977 году, и SH 37, версия морской разведки, представленную в 1975 году. [ 4 ] [ 38 ] К сентябрю 1980 года была введена модель истребителя JA 37 истребителя-истребителя, причем крыло Bråvalla (F 13) стало первым крылом шведских ВВС, которые преобразовались в новый тип. [ 12 ] В течение многих лет Вигген стал главной платформой ПВО в Швеции. [ 94 ]

Viggen был разработан, чтобы быть простым для поддержания, даже с помощью призывной механики полета с ограниченным техническим обучением. [ 95 ] Один вигген может поддерживать команду из пяти призывников под наблюдением одного главного механика. [ 40 ] [ 96 ] Стандартный поворот, включая заправку и восстановление, заняло менее десяти минут; В то время как замена двигателя заняла четыре часа. В долгосрочной перспективе Viggen требовался 22-мужской часы на час обслуживания на уровне депо и девять человек в час полета на линии фронта. [ 40 ]

К середине 1980-х годов пилоты шведского истребителя Viggen, используя предсказуемые узоры рутинных полетов Blockheed SR-71 по Балтийскому морю, сумели добиться радара с радаром на SR-71 во многих случаях. Несмотря на тяжелое заклинивание от SR-71, целевое освещение поддерживалось путем кормления целевого местоположения от наземных радаров к компьютеру управления огнем в Viggen. Наиболее распространенным участком для заблокированного замок был тонкий участок международного воздушного пространства между Олендом и Готландом, который SR-71 использовал на обратном рейсе. [ 97 ] [ 98 ] [ 99 ] Viggen является единственным самолетом, получившим признанный радар-блокировка на SR-71. [ 100 ]

Выход на пенсию

[ редактировать ]

К 1994 году была замена Viggen более поздним и более продвинутым Gripen Saab Jas 39, и этот тип постепенно снялся с помощью большего количества самолетов Gripen. [ 4 ] [ 101 ] 25 ноября 2005 года последний фронт Вигген был официально вышел на пенсию шведскими ВВС. [ 95 ] Несколько самолетов хранились в рабочем состоянии для электронного обучения войны против Gripen на 17 м в Linköping ; Последний из этих рейсов Viggen состоялся в июне 2007 года. [ 102 ]

Зарубежные усилия по продажам

[ редактировать ]

Хотя Saab предложил Viggen для продажи по всему миру и был предметом тяжелой маркетинговой кампании как в европейских, так и в развивающихся странах в 1970 -х годах, в конечном итоге продажи экспорта не производились. [ 103 ]

В течение 1970-х годов Saab предложил новый вариант Viggen, который назначил Saab 37e Eurofighter (не связанный с более поздним еврофихером Typhoon ) для ВВС США конкурса воздушных боевых боевых истребителей , чтобы найти замену для Starfighter Lockheed F-104 . 37e Eurofighter соревновался с Dassault-Breguet предложенным Mirage F1M-53 , Sepecat Jaguar , Cobra Northrop P-530 (на котором был основан YF-17 ) и General Dynamics S -16 ; [ 104 ] [ 105 ] 13 января 1975 года секретарь Соединенных Штатов ВВС Джон Л. МакЛукас объявил, что YF-16 был выбран в качестве победителя конкурса ACF. [ 106 ]

В 1978 году Соединенные Штаты заблокировали крупную проспективную продажу в Индию, которая включала бы продажу ряд шведских виггенов в дополнение к лицензированному производственному соглашению, в соответствии с которым Viggen также был бы построен в Индии, не выпустив экспорт Лицензия для двигателя RM8/JT8D и других используемых американских технологий. [ 107 ] [ 108 ] Позже Индия решила закупить на его место Сепекат Ягуара . [ 109 ] Согласно просочившемуся дипломатическим кабелям Соединенных Штатов , интерес Индии к Viggen, как сообщалось, полностью из -за влияния Раджива Ганди и утверждалось, что они были без какого -либо вклада от ВВС Индии. [ 107 ] [ 110 ] По словам автора Криса Смита, Вигген был любимым кандидатом в индийские военно -воздушные силы до того, как сделка была заблокирована США. [ 111 ]

Варианты

[ редактировать ]
Я 37
В первую очередь одноподключенное истребительное истребительное атаку (AJ: Attack-Jakt), с вторичной истребительной ролью. [ 112 ] RM8A Силовая установка. PS 37A радар. [ 113 ] Первая доставка в середине 1971 года, [ 114 ] 108 построено, с серийными номерами 37001-37108. [ 115 ] 48 планера обновляются до AJS 37. [ 116 ] Частично выведено из эксплуатации в 1998 году.
SK 37
Самолет двухместных тренажеров (SK: SKOL) без радара и уменьшенного топлива. [ 117 ] Первый рейс 2 июля 1970 года. [ 118 ] 17, построенные, с доставкой с июня 1972 года, серийные номера 37801-37817. [ 115 ] Выводят из эксплуатации в 2003 году, 10 планеров преобразованы в SK 37E.
SF 37
Одноместный фотографический разведывательный самолет (SF: Spaning Foto), с радаром, замененным батареей камер в носу, с предоставлением дополнительных разведывательных стручков. [ 119 ] Он совершил свой первый рейс 21 мая 1973 года. [ 120 ] 28 построено, с поставками с апреля 1977 года, серийные номера 37950-37977. [ 115 ] 25 Сюрамов обновлены до AJSF 37. [ 116 ] Частично выведено из эксплуатации в 1998 году.
SH 37
(Sh-Spaning Hav, разведывательное море) Одноместное морское разведка и ударение, удары, [ 120 ] оснащен радаром PS-371A. [ 121 ] 27, построенный, с доставкой с июня 1975 года, серийные номера 37901-37927. [ 115 ] 25 планеров обновлены до AJSH 37. [ 116 ] Частично выведено из эксплуатации в 1998 году.
CAN 37E Eurofighter
Предложенная замена НАТО F-104 Starfighter в 1975 году, ни один из них не построен. [ 122 ]
Может быть 37x
Предложенная экспортная версия, предложенная Норвегии в 1967–68 годах, ни одна из них не построена. [ 123 ]
И 37
В первую очередь одноподобный всепогодный истребитель по перехватчикам, с второстепенной ролью атаки. Его первый рейс был 27 сентября 1974 года [ 124 ] с первыми поставками, начинающимися в 1979 году, [ 124 ] Серийные номера 37301-37449. 10 см (4 дюйма) растягивается в форме клина, шире внизу, чем на вершине фюзеляжа AJ 37 между Канардом и главным крылом. PS 46A LD/SD RADAR. Частично выведено из эксплуатации в 1998 году, некоторые обновлялись до JA 37D.
ALS/AJSF/AJSH 37
Обновление некоторых AJ/SF/SH 37 в период с 1993 по 1998 год. Авионика и обновление программного обеспечения. 48 AJ 37 СВОЙСТВИЯ МОДИРОВАНА. 25 SH 37 СВОРИ модифицирован. 25 SF 37 СВОРИ модифицирован. Выводят из эксплуатации в 2005 году.
И 37с
Обновление более старого JA 37, обновление авионики и программного обеспечения, а также интеграция контрмеров.
И 37d
Обновление более старого JA 37 в период с 1993 по 1998 год, Avionics и Software Murdge. RB99 Air-air ракета (AIM-120 в шведской службе) интегрирована. 35 Сюйки модифицированы.
И 37d
JA 37d с авионикой и программным обеспечением, модифицированным для международных обязанностей. Инструменты, помеченные на английском языке и ногах/узлах вместо метра/кмх. 20 Сюймов модифицированы.
SK 37E
Электронный тренер по войне, преобразование 10 устаревших тренеров SK 37 с 1998 по 2000 год, серийные номера 37807-37811 и 37813-37817, выведены из эксплуатации в 2007 году.

Операторы

[ редактировать ]
Saab 37 Viggen обслуживается на земле, апрель 1982 г.
Viggen Landing в Prestwick , Scotland , 2015
Внешние видео
видео значок Шведский документальный фильм о Viggen
видео значок Полет Viggen Display на авиасалоне
видео значок Многочисленные вигги, выполняющие мак
 Швеция

Операционные единицы

[ редактировать ]
  • F 4 Frösön
    • 2 эскадрилья JA 37 1983–2003
    • 1 эскадрилья SK 37 1999–2003
    • 1 эскадрилья SK 37E 1999–2003
  • F 6 Карлсборг
    • 2 эскадрильи AJ 37 1978–1993
  • F 7 Såtenäs
    • 3 эскадрильи AJ 37 1972–1998
    • 1 эскадрилья SK 37 1972–1974
  • F 10 Angelholm
    • 1 эскадрилья AJ/SF/SH 37 (комбинированный) 1993–2001 гг.
  • F 13 Norrköping
    • 1 эскадрилья SF/SH 37 (комбинировано) 1977–1993 гг.
    • 1 эскадрилья и 37 1980–1993 гг.
  • F 15 Söderhamn
    • 2 эскадрильи AJ 37 1974–1998
    • 1 эскадрилья SK 37 1974–1998
  • F 16 Uppsala
    • 2 эскадрилья JA 37 1986–2003
  • F 17 Kallinge
    • 1 эскадрилья и 37 1981-2002 гг.
    • 1 эскадрилья SF/SH 37 (комбинировано) 1979–1993 гг.
    • 1 эскадрилья и 37 1993–2002 гг.
  • F 21 Лулео
    • 2 эскадрилья JA 37 1983–2004
    • 1 эскадрилья SF/SH 37 1979–2002
    • 1 эскадрилья SK 37E (комбинированный) 2003–2007 гг.

Авария и инциденты

[ редактировать ]

Очень мало публикуется о военных авиационных происшествиях и инцидентах Швеции, однако инцидент, вызванный смертельным исходом пилота Saab 37 во время разведывательной муки российского ядерного батареи Pyotr Velikiy , произошел 16 октября 1996 года,, [ 125 ] и является последним известным эксплуатационным смертельным исходом 19 общих известных погибших (в более чем 50 авариях) с участием Saab 37 Viggen в ее почти 40-летней истории работы. [ 126 ]

Выживший самолет

[ редактировать ]
Viggen 37098 посадка после выступления в Leuchars, 2013
  • AJS 37 Viggen (S/N 37098) с кодом F 7–52 был сохранен и пережил длительный период восстановления и технического обслуживания, чтобы снова быть достойным к воздуху. Этот Viggen был построен в 1977 году и служил всей своей активной службе в F 15 Wing в Söderhamn. Он был переведен в гражданский реестр с регистрационным номером SE-DXN. Он выполнил свой первый рейс после того, как был утвержден властями 27 марта 2012 года от F 7 Wing в Såtenäs. [ 127 ] Viggen не может представлять первые доставленные вигги, как они смотрели в начале 1970 -х годов. [ 128 ]
  • SK 37 Viggen (два сидений) (S/N 37809) с кодом F 15-61 был сохранен и пережил период восстановления и технического обслуживания, чтобы снова быть достойным воздуха. Этот Viggen был построен в 1973 году и проработал первую деятельность в F 7 Wing в Såtenäs, позже в F 15 Wing в Söderhamn и, наконец, в FMV Prov в Linköping до 2007 года. Он был переведен в гражданский реестр с регистрационным номером SE-DXO. Он выполнил свой детский рейс 15 мая 2018 года от F 7 Wing в Såtenäs после того, как был утвержден властями 21 марта 2018 года. [ 129 ] Вигген окрашен в уникальный четырехцветный камуфляж, так как все вигги были окрашены с конца 1970 -х годов.
  • SK 37E VIGGEN (S/N 37898) сохраняется в музее воздуха и космической космос, расположенном в аэропорту Paris - Le Bourget во Франции. [ 130 ]
  • JA 37 Viggen (SN: 37429) сохранился в музее Эстонской авиации недалеко от Тарту, Эстония. Самолет был получен от Шведского музея ВВС и вылетел из Швеции в Тарту в 2004 году. [ 131 ]
  • AJSF 37 Viggen (S/N 37954) демонстрируется в Польском авиационном музее в Кракове . [ 132 ]
  • Два виггена, а также части носа некоторых JA-37 могут быть найдены в аэрозамее, недалеко от Гетеборга . AJ-37 (S/N 37094/57) и AJSH-37 (S/N 37911/55). [ 133 ]
  • Два виггена можно найти в Музее авиации Söderhamn в бывшем F 15 Wing в Söderhamn, Швеция. Один - AJS 37, а другой - самолет SK 37 Trainer. [ 134 ]
  • AJ 37 Viggen выставлен в авиационном музее Västerås в Вестере, Швеция. [ 135 ]
  • AJS 37 Viggen выставлен в Шведском музее воздушных сил в Линкёпинге, Швеция. [ 136 ]
  • AJSH 37 Viggen (S/N 373918) выставлен в музее Newark Air , Ньюарк, Ноттингемшир, Великобритания.
  • Передняя часть виггена SF 37 выставлена ​​в Шведском музее разведывательных ресурсов, расположенном в старом крыле F 11 в Никопинге, Швеция. [ 137 ]
  • AJSF 37 Viggen демонстрируется в Пражском музее авиации, Кбели, Чешской Республике. S/N 37957 C/N 56-21.
  • AJSH 37 Viggen (S/N 37901) выставлен в музее Aviodrome в аэропорту Лилистад в Нидерландах .
  • Для AJSF 37 Viggen (S/N 374974) выставлен на выставке Flight Hermeskeil Museum в Гермескиле , Германия .
  • Пять Да 37 Vigens, из которых является стандарт JA37DI, сохраненный в Jämtland's Flight and Lottamuseum, Jämtland, Sweden. [ 138 ]
  • Один AJ 37 Viggen сохранился в Jämtland's Flight and Lottamuseum, Jämtland, Sweden. [ 138 ]
  • Передняя половина одного AJS 37 Viggen сохранила в Jämtland's Flight and Lottamuseum, Jämtland, Швеция. [ 138 ]
  • Один SK 37 Viggen сохранился в Jämtland's Flight and Lottamuseum, Jämtland, Швеция. [ 138 ]
  • Один AJ 37 Viggen демонстрируется в Luleå, Norrbotten, Sweden. [ 139 ]

Технические характеристики (да 37 Viggen)

[ редактировать ]
Saab Yes 37 Viggen 3 просмотра рисунки

Данные с боевого самолета с 1945 года [ 140 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 16,4 м (53 фута 10 дюймов)
  • Размах крыльев: 10,6 м (34 фута 9 дюймов)
  • Высота: 5,9 м (19 футов 4 дюйма)
  • Область крыла: 46 м 2 (500 кв. Футов)
  • Пустой вес: 9500 кг (20 944 фунта)
  • Валовой вес: 16 439 кг (36 242 фунта) ( AJ37 17 000 кг (37 479 фунтов)) [ 141 ]
  • Максимальный вес взлета: 19 274 кг (42 492 фунта)
  • установка: × volvo rm8b послеора 1 Силовая

Производительность

  • Максимальная скорость: 2231 км/ч (1 386 миль в час, 1 205 кН) на 36 100 футов (11003 м)
  • Максимальная скорость: Маха 2.1
  • Диапазон паром: 1820 км (1130 миль, 980 нм) только внутреннее топливо
  • Потолок обслуживания: 18 000 м (59 000 футов)
  • Скорость подъема: 203 м/с (40 000 футов/мин) [ 141 ]

Вооружение

  • Оружие: 1 × 30 мм Эрликона КНАНА КАННА [ 142 ]
  • Жесткие точки: 9 (три жестких точках под фюзеляжем и три под каждым крылом) с мощностью 7000 кг (15 000 фунтов), с положениями о комбинациях:

Смотрите также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а беременный «Вигген - костяк шведских ВВС в течение трех десятилетий» . Сааб (на шведском). Saab Ab . Получено 8 марта 2023 года .
  2. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Gunston and Gilchrist 1993, p. 247
  3. ^ Нильссон, Аксель (13 января 2012 г.). "Jas 39 Gripen - вехи" . Проекты ​Администрация обороны Шведы. Архивировано с оригинала 22 февраля 2014 года . Получено 12 февраля 2014 года . Шведское название самолетов
  4. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Фредриксен 2001, с.
  5. ^ Самолета , Plane Encyclopediaэнциклопедия
  6. ^ Jump up to: а беременный в «Секретные атомные лодки дали Швецию гарантию безопасности» [Секретные ядерные подводные лодки дали гарантию безопасности Швеции] (PDF) , предвидение (на шведском языке), нет. 1, См.: Шведское агентство по исследованиям обороны, 2005 [ Постоянная мертвая ссылка ]
  7. ^ «История Сааба, Сааб 37 Вигген» . ИСТОРИЯ.saab.com . 13 октября 2020 года. Архивировано с оригинала 24 сентября 2020 года . Получено 13 октября 2020 года .
  8. ^ Jump up to: а беременный Карлинг, Кристер (2002), Saab 37 Viggen - Разработка нового самолета для шведских ВВС 1952–1971 . гг Взгляд аэродинамика ], небольшое письмо (на шведском языке), Стокгольм: Ассоциация шведских механизмов, ISBN  91-631-2395-9 , ISSN   1652-3563
  9. ^ Jump up to: а беременный в «1960 -е годы». История компании , Сааб. Получено 6 марта 2016 года.
  10. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Gunston and Gilchrist 1993, p. 243.
  11. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Field 1974, p. 707.
  12. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Warwick 1980, p. 1260.
  13. ^ Nowotny, Андерс; Ekedahl, Sten, Viggen Walkaround , авиационный центр, архивировав с оригинала 20 февраля 2007 года , извлечен 23 апреля 2007 г.
  14. ^ Bitzinger 1991, p. 18
  15. ^ Rystedt, Jörgen (1 октября 2005 г.). «Система Airbase 60» (PDF) . Фхт . СЕЙЧАС. Архивировано (PDF) из оригинала 24 сентября 2015 года.
  16. ^ Тёрнелл, Бернт (5 февраля 2007 г.). «Шведская военная авиабаза» (PDF) . Сила силы . Видеть . Архивировано (PDF) из оригинала 3 июня 2017 года.
  17. ^ Андерссон, Леннарт (23 ноября 2006 г.). «Шведские резервные дороги» (PDF) . Сила силы . ВИДЕТЬ. Архивировано (PDF) из оригинала 4 июня 2017 года.
  18. ^ Rystedt, Jörgen (20 апреля 2009 г.). «Система Airbase 90» (PDF) . Фхт . СЕЙЧАС. Архивировано (PDF) из оригинала 14 мая 2016 года.
  19. ^ «Смелый тезис без эмпирической поддержки» [Смелое требование без эмпирической поддержки] (PDF) , Kkrvaht (на шведском языке) (4), см. 2007, архивированный (PDF) из оригинала 21 марта 2012 года.
  20. ^ Gunston and Gilchrist 1993, pp. 243–44.
  21. ^ Larsson, Letell and Thörn 2012, p.
  22. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Gunston and Gilchrist 1993, p. 244
  23. ^ Роскам 2002, с. 206
  24. ^ Роскам 2002, с. 376.
  25. ^ Дональд 1996, с. 366
  26. ^ Jump up to: а беременный «Вигген воздух -десантный». Flight International , 16 февраля 1967 г., с. 270
  27. ^ Eliasson 2010, стр. 81–82.
  28. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Gunston and Gilchrist 1993, p. 245
  29. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k Warwick 1980, p. 1261.
  30. ^ Jump up to: а беременный в «1970 -е годы». История компании , Сааб. Получено 6 марта 2016 года.
  31. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Ford 1973, p. 617.
  32. ^ «Парижский авиашоу ...» Flight International , 29 мая 1969 г., с. 880.
  33. ^ Eliasson 2010, с.
  34. ^ Вагнер 2009, с. 125
  35. ^ Jump up to: а беременный Ford 1973. с. 616.
  36. ^ Вагнер 2009, стр. 125-26.
  37. ^ Песнь 2014, с. 458–59.
  38. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Песнь 2014, с. 458.
  39. ^ Jump up to: а беременный Песнь 2014, с. 459.
  40. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Warwick 1980, p. 1265.
  41. ^ «Мировые новости: более 800 виггенов». Flight International , 23 апреля 1964 г., с. 630.
  42. ^ Eliasson 2010, стр. 87, 229.
  43. ^ Forsberg 1994, p. 220.
  44. ^ Eliasson 2010, с.
  45. ^ Jump up to: а беременный Jeziorski, Andrzej. "Саб -мухи модернизировали Viggen Finder. Flight International , 19 июня
  46. ^ Ahren, B. "Viggen Throur Reverser", AIAA Journal of Aircraft , Vol. 18, нет. 5, 1981.
  47. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Native 1993
  48. ^ Jump up to: а беременный Тейлор 1988, с. 702.
  49. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Warwick 1980, p. 1264.
  50. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Центральный компьютер для самолетов Saab 37, Viggen [ Viggenck37 с фотографиями ] (PDF) , Швеция: Данные SAAB, архивируя из оригинала (PDF) 30 октября 2008 года , полученные 1 декабря 2007 г.
  51. ^ «Промышленная международная». Flight International , 13 февраля 1969 года. С. 262
  52. ^ Гебель, Грег (1 декабря 2021 г.). «Сааб 37 Вигген» . Получено 26 июня 2023 года . Остальная часть авионического пакета JA 37 включала ... [A] более мощный певец-Kearfott SKC-2037 Цифровой центральный процессор, построенный Saab в качестве CD 107.
  53. ^ «Сааб 37 Вигген» . Глобальные самолеты . Получено 26 июня 2023 года . Avionics Suite of The JA был значительным улучшением по сравнению с другими вариантами, разработанными десятью годами ранее. Встроенный компьютер был певцом-Киарфоттом SKC-2037, построенным по лицензии Saab в качестве CD 107 ....
  54. ^ Eliasson 2010, с.
  55. ^ «Контракт ECM для MSDS» (PDF) , Flight International , Flight Global, p. 762, 1 ноября 1973 года, Satt Elektronik в Швеции предоставляет активное и пассивное оборудование для Saab 105xt, Viggen и Lansen.
  56. ^ Битва, EH et al. «Некоторые ранние достижения в области посадки с использованием механически отсканированных пульсных пучков», IEEE Transactions на аэрокосмических и электронных системах , Vol. 25, нет. 5, 1989, с. 775–81.
  57. ^ Eliasson 2010, с.
  58. ^ Viggen (PDF) , см .: Militar Technical, апрель 2001 г., архивировано из оригинала (PDF) 26 сентября 2007 г.
  59. ^ Forsling, G. and Järmark, B. "Оптимальный фюзеляж прицел". AIAA Paper 85-1961 .
  60. ^ Eliasson 2010, с.
  61. ^ Ганстон, Билл Современный боевой самолет: от бойцов до вертолетов на поле битвы . Гонконг: Hennerwood Publications, 1983. ISBN   978-0-86273-074-1 .
  62. ^ «Выгодные дисплеи и оптические системы». Архивировано 7 марта 2016 года на машине Wayback Saab , сентябрь 2014 года.
  63. ^ «Швеция теста на обновление Viggen». Flight International , 24 марта 1999 года.
  64. ^ Field 1974, pp. 709–10.
  65. ^ Jump up to: а беременный в Field 1974, p. 708.
  66. ^ Field 1974, p. 709.
  67. ^ Warwick 1980, pp. 1262–63.
  68. ^ Подробная схема -схема оригинальной компоновки кабины в Coombs 2005.
  69. ^ Toll, Jörgen (2012), «Часть 1» , Saab 37 Viggen , авиационный центр, архивировав с оригинала 3 марта 2016 года , извлечен 23 июня 2012 г. {{citation}}: Неизвестный параметр |aircraft_type= игнорируется ( помощь )
  70. ^ Векторная площадка Saab 37 Viggen , архивное из оригинала 13 октября 2007 года , извлечен 15 сентября 2007 г.
  71. ^ Riebe, J. и William C. «Характеристики низкоскоростной стабильности модели измельченной дельта», NACA RM-L55L21A , 1956.
  72. ^ Пик, Д. и Тобак М. «Трехмерные взаимодействия и вихревые потоки с акцентом на высокоскоростные транспортные средства», Agard AG-252 , 1980.
  73. ^ Gunston & Spick 1983 , с. 22–23, 244.
  74. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Gunston & Spick 1983 , p. 245
  75. ^ Warwick 1980, pp. 1260–61.
  76. ^ Gunston & Spick 1983 , с. 244–45.
  77. ^ Jump up to: а беременный Ford 1973. с. 618.
  78. ^ Стридсберг, Свен, Вигген , с
  79. ^ Gunston & Gilchrist 1993 , pp. 245–47.
  80. ^ FORD 1973. С. 618–19.
  81. ^ Jump up to: а беременный в Gunston & Gilchrist 1993 , p. 247
  82. ^ Андерссон 1989, с.
  83. ^ Джексон 1993, с. 59
  84. ^ Агрелл, Вильгельм (2002). гг Шведское оружие Холокоста - развитие химического и ядерного оружия 1928–70 . Фалунь: Исторические СМИ. ISBN  91-89442-49-0 .
  85. ^ Джексон 1993, с. 76–77.
  86. ^ Warwick 1980, pp. 1264–65.
  87. ^ Williams and Gustin 2004, p. 57
  88. ^ Дарио Леоне, Viggen vs Blackbird: Как шведский авиационный пилот JA-37 смог достичь радарного замка на легендарном SR-71 Spy Srane , Aviation Geek Club, 9 января 2018 года.
  89. ^ «В 1985 году передача данных истребителей стала эксплуатационной, позволяющей самолету делиться информацией о таргетинге и оружии. Улучшения продолжались в 1990-х годах, при этом возможность отслеживать многоцелевое отслеживание в 1990 году и автоматическое нацеливание на оружие введено к Самолет в 1992 году. " Путинков, М. 2013. Сааб 37 Вигген прогуляется. Кэрроллтон, Техас: Публикации эскадрильи. п. 60
  90. ^ Gunston & Gilchrist 1993 , p. 246
  91. ^ FORD 1973. С. 616–17.
  92. ^ Field 1974, p. 712.
  93. ^ Field 1974, p. 710.
  94. ^ Boyne 2002, p. 548.
  95. ^ Jump up to: а беременный «Система 37 Viggen» (PDF) . 2009 [ Постоянная мертвая ссылка ]
  96. ^ Boyne 2002, p. 610.
  97. ^ Маха 14 , том 4, № 3, 1983, с. 5 ISSN   0280-8498 .
  98. ^ Mach 25 , Vol 7, № 2, 1986, с. 28–29. ISSN   0280-8498 .
  99. ^ Darwal 2004, стр. 151-56.
  100. ^ Вклад и защита [ военное вмешательство и защита ], Vol. 6, Вооруженные силы (шведские вооруженные силы), 2005
  101. ^ Forsberg 1994, с. 222–23.
  102. ^ Последний Виггарна покидает руду [ последняя тафткая утка должна представить руду ] (на шведском языке), шведская авиационная ассоциация истории [Шведское авиационное историческое общество], 1 июля 2007 г., архивировано из оригинала 24 марта 2008 года
  103. ^ Forsberg 1994, p. 236
  104. ^ До 2002 года, с. 305.
  105. ^ Dörfer, Ingemar. «Продажа F-16». Иностранные дела, 1983. Получено 23 апреля 2011 года.
  106. ^ Peacock 1997, pp. 13–16.
  107. ^ Jump up to: а беременный Кришнасвами, Мурали Н. «Раджив Ганди был« предпринимателем »для шведского самолета, говорит американский кабель». Индус , 8 апреля 2013 года.
  108. ^ Снайдер и Браун 1997, с. 150
  109. ^ «Ядерная стабильность и продажа оружия в Индию: последствия для политики США», Arms Control Today , Vol. 27, нет. 5, 1997.
  110. ^ «Отчет Rajiv Gandhi Wikileaks может привести к другому парламенту» , Live Mint , 8 апреля 2013 г.
  111. ^ Смит 1994, с. 99
  112. ^ Джексон 1993, с. 57
  113. ^ Джексон 1993, с. 63–66.
  114. ^ Андерссон 1989, с.
  115. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Джексон 1993, с. 82
  116. ^ Jump up to: а беременный в Hewson 1995, p. 31
  117. ^ Джексон 1993, с. 70–71.
  118. ^ Андерссон 1989, с.
  119. ^ Джексон 1993, с. 59, 70.
  120. ^ Jump up to: а беременный Андерссон 1989, с.
  121. ^ Джексон 1993, с. 70
  122. ^ Джексон 1993, с. 78
  123. ^ Джексон 1993, с. 78, 80.
  124. ^ Jump up to: а беременный Андерссон 1989, с.
  125. ^ «Шведский военный самолет разбивает разведчивание корабля» . Пресс-секретарь . Получено 16 августа 2022 года .
  126. ^ Рантер, Харро. «Результаты викибазы » Авиационная безопасность Получено 16 августа
  127. ^ «SE-DXN FAR Stor Uppmarkksamhet Langt Utanfor Sverige» [Se-Dxn намного большие наземные операции далеко за пределами Швеции], исторический рейс ВВС Шведы (по шведению), SE , 23 июня 2012 г.
  128. ^ Поиск самолета [ Поиск самолетов ] (на шведском языке), см.: Шведское транспортное агентство [Транспорт], архивировано с оригинала 1 мая 2019 года , получено 9 апреля 2019 г.
  129. ^ "С.К. 37 Вигген снова летит!" [SK 37 Вигген снова летит!], Шведская авиатомлая (на шведском языке), см.: Шведское транспортное агентство [Транспортное совета] , полученное 9 апреля 2019 г.
  130. ^ Saab SK 37E Viggen (во Фрехе), музей L'IR
  131. ^ Авиационный музей , EE
  132. ^ Польский авиационный музей в Кракове (на польском языке), ЕС : авиационный музей , получен 6 марта 2016 года
  133. ^ Самолеты в Aeroseum , Aeroseum, заархивированы из оригинала 5 апреля 2015 года
  134. ^ Музейная деловая выставка , Музей полета в Сёдерхэмне
  135. ^ Сааб 37 Вигген , Музей полета Вестероса, архивировал с оригинала 28 марта 2016 года , получен 6 марта 2016 года.
  136. ^ Saab 37 Viggen , Flygvapenmuseum, архив из оригинала 21 июля 2015 года , извлечен 17 июля 2015 года
  137. ^ Самолетный зал , F 11 Музей
  138. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Наши самолеты и другие предметы , Jämtland's Flight and Lottamuseum, архивные из оригинала 3 сентября 2018 года , извлечены 24 мая 2019 года
  139. ^ «Самолет на дороге» , Шведское радио , SR P4, 24 февраля 2009 г. , извлечен 7 января 2021 года.
  140. ^ Уилсон 2000, с. 123.
  141. ^ Jump up to: а беременный Gunston & Spick 1998 , p. 148.
  142. ^ Fpl Ja37 1983, Ch.1, Sec. 18, с. 17

Библиография

[ редактировать ]
  • Andersson, Hans G. Saab Aircraft с 1937 года Smithsonian Institution Press, 1989. ISBN   0-8747-4314-1 ,
  • Битцингер, Ричард. Столкнувшись с будущим: шведские ВВС, 1990–2005. RAND Corporation, 1991. ISBN   0-8330-1103-0 .
  • Boyne, Walter J. Air Warfare: Международная энциклопедия, том 1. ABC-Clio, 2002. ISBN   1-5760-7345-9 .
  • Песнь, Кристофер. Сборник вооружений и военного оборудования. Лондон: Routledge, 2014. ISBN   1-1346-4668-2 .
  • Coombes, LFE Control в небе - эволюция и история кабины самолета . Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: книги пера и меча/Лео Купер, 2005. ISBN   1-84415-148-4 .
  • Корам, Роберт. Бойд: Пилот -истребитель, который изменил искусство войны . Нью -Йорк : Little, Brown и Co., 2002. ISBN   0-316-88146-5 .
  • Крикмор, Пол Ф. Локхид Блэкберд: Помимо секретных миссий . [ Постоянная мертвая ссылка ] Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2004. ISBN   1-84176-694-1 .
  • Дональд, Дэвид и Джон Лейк, ред. Энциклопедия мировых военных самолетов (отдельный объем изд.) . Лондон: аэрокосмическая публикация, 1996. ISBN   1-874023-95-6 .
  • Элиассон, Гуннар. Продвинутые государственные закупки как промышленная политика: авиационная промышленность как технический университет. Springer Science & Business Media, 2010. ISBN   1-4419-5849-5 .
  • Поле, Хьюз. «Сааб Вигген: В воздухе». Flight International , 30 мая 1974 года. С. 707–12.
  • Фредриксен, Джон С. Международные варбирды: иллюстрированное руководство по мировым военным самолетам, 1914–2000. ABC-Clio, 2001. ISBN   1-5760-7364-5 .
  • Форд, т.Е "Viggen in Hervice". Flight International , 11 октября 1973 года. С. 616–19.
  • FPL JA37 Специальная инструкция водителя FPL JA37 (A/C JA37 Руководство по полету) , Администрация обороны, M5800-370051, 1983
  • Erichs, Rolph et al. Saab Scania Story . Стокгольм: Striffert & Co., 1988. ISBN   91-7886-014-8 .
  • Forsberg, Randall (1994), Дилемма производства оружия: сокращение и сдержанность в мировой промышленности боевых самолетов , MIT Press, ISBN  0-2625-6085-2 .
  • Ганстон, Уильям Билл '; Spick, Michael 'Mike' (1983), Modern Air Combat: самолет, тактика и оружие, используемые в воздушной войне сегодня , Нью -Йорк: книги «Полумесяца», ISBN  0-517-41265-9 .
  • ———;; ——— (1998), современные истребители. Технология, тактика и вооружение [ Современные боевые самолеты. Техника, тактика и вооружение ] (на немецком языке), Tyskland, DE : Stocker-Schmid, ISBN  978-3-7276-7062-6 .
  • ———;; ——— (2001), современные истребители [ современные боевые самолеты ] (на немецком языке), Tyskland, DE : Stocker-Schmid, ISBN  978-3-613-01926-3 .
  • ———;; Gilchrist, Peter (1993), Jet Bombers: от Messerschmitt Me 262 до Stealth B-2 , Osprey, ISBN  1-85532-258-7 .
  • Хьюсон, Роберт. «Брифинг: Saab AJS 37 Viggen: новый« Thunderbolt »Flygvapen. World Air Power Journal , том 22, осень/осень 1995, с. 30–31. Лондон: аэрокосмическая публикация. ISBN   1-874023-62-X . ISSN   0959-7050 .
  • Ларссон, Бенгт. Мартин Летелл и Хокан Тёрн. Преобразования шведского государства всеобщего благосостояния: от социальной инженерии к управлению? Springer, 2012. ISBN   0-2303-6395-4 .
  • Джексон, Пол. «Сааб 37 Вигген». World Air Power Journal , том 13, лето 1993, с. 46–89. Лондон: аэрокосмическая публикация, ISBN   1-874023-17-4 .
  • Уроженец, Андреа. «Вигген, охота, исходящая от холода» [Вигген, охота пришла от холода] (на итальянском языке). Журнал RID , июнь 1993, стр. 20–36.
  • Павлин, Линдсей. На Falcon Wings: история F-16 . RAF FAIRFORD , Великобритания: Доброжелательные фонды Королевских ВВС, 1997. ISBN   1-899808-01-9 .
  • Roskam, январь. Дизайн самолета: дизайн макета кабины, фюзеляжа, крыла и эмпеннаж: профили Cutaways и внутренние профили. Darcorporation, 2002. ISBN   1-8848-8556-X .
  • Смит, Крис. "Специальное арсенал Индии: направление или дрейф в политике обороны?" Издательство Оксфордского университета , 1994. ISBN   0-1982-9168-X .
  • Снайдер, Уильям П. и Джеймс Браун. Оборонная политика в администрации Рейгана . Diane Publishing, 1997. ISBN   0-7881-4146-5 .
  • Тейлор, Джон В.Р. "Сааб 37 Вигген (Тандерболт)". Джейн «Все мировые самолеты» 1980–81 . Лондон: Джейн, 1981. ISBN   0-531-03953-6 .
  • –––, изд. Джейн «Все мировые самолеты», 1988–1989 гг . Лондон: Джейн, 1988. ISBN   0-7106-0867-5 .
  • Это происходит в шведских ВВС (брошюра). Стокгольм: информационный отдел авиационного персонала, Flyegstabens Informationsavdelning, Шведские ВВС, 1983.
  • Вагнер, Пол Дж. Самолет ВВС TAC Recce: НАТО и неординарные самолеты ВВС ВВС В ВВС ВВС ВОЗДЕЛА ВОЗДА ВОЗДЕЛИ. Dorrance Publishing, 2009. ISBN   1-4349-9458-9 .
  • Уорик, Грэм. «Перехватчик Вигген». Flight International , 27 сентября 1980 года. С. 1260–65.
  • Уильямс, Энтони Г. и доктор Эммануэль Густин. Летающие орудия, современная эра . Мальборо, Уилтшир, Великобритания: The Crowood Press, 2004. ISBN   1-86126-655-3 .
  • Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Fyshwick, Au: Aerospace Publications, 2000. ISBN   1-875671-50-1 .
  • Винчестер, Джим, изд. «Сааб AJ/SF/SH Viggen». Военные самолеты холодной войны (авиационная FactFile). Лондон: Grange Books, 2006. ISBN   1-84013-929-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d948775a1217a74e134fccf3845477de__1725681720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/de/d948775a1217a74e134fccf3845477de.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saab 37 Viggen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)