Сааб 37 Вигген
Сааб 37 Вигген | |
---|---|
![]() SK 37 Viggen в полете | |
Общая информация | |
Тип | Многолетный боевой самолет [ 1 ]
|
Национальное происхождение | Швеция |
Производитель | Может AB |
Основной пользователь | Шведские ВВС |
Номер построен | 329 [ 2 ] |
История | |
Производится | 1970–1990 [ 2 ] |
Дата введения | 21 июня 1971 г. (также 37) |
Первый полет | 8 февраля 1967 года |
Ушедший на пенсию | 26 июня 2007 г. (SK 37E) |
Saab 37 Viggen ( The Duck , неоднозначная с Thunderbolt ) Tufted [ 3 ] является одноэтажным одномоторным мультирольным боевым самолетом, разработанным и производимым производителем шведского самолета Saab . [ 1 ] Это был первый самолет, оборудованный Canard, который был произведен в количестве [ 4 ] И первый, кто несет воздушный цифровой центральный компьютер со встроенными цепями для его авионики, возможно, что делает его самым современным/передовым боевым самолетом в Европе во время введения. Центральный компьютер цифрового центра был первым в своем роде в мире, автоматизируя и принимая на себя задачи, ранее требующие навигатора/копирота, способствующего обработке в тактических ситуациях, где, помимо прочего, высокие скорости и короткие времена принятия решения определили, будут ли атаки успешными или Нет, система не превысила до введения торнадо Panavia в оперативную службу в 1981 году. [ 5 ]
В начале 1950 -х годов работала работа по развитию, чтобы развить преемника Saab 32 Lansen в роли атаки, а также в Saab 35 Draken в качестве борца. Команда разработчиков Saab выбрала относительно радикальную конфигурацию дельтового крыла , а также производить самолет в качестве интегрированной системы оружия, которая работала в сочетании с Швецией Stril национальной электронной энтро -обороной -6. Он также был разработан для работы со взлетно -посадочных полос всего 500 метров. Работу помогали « 37-Анексу технологии США », в соответствии с которым Швеция могла получить доступ к продвинутой авиационной для ускорения как дизайна, так и производства. [ 6 ] Аэродинамический дизайн самолета был завершен в 1963 году. Прототип выполнил свой первый полет 8 февраля 1967 года, а в следующем году правительство Шведы приказало первоначальную партию 175 виггенов. Первый из них поступил на службу в шведских ВВС 21 июня 1971 года.
Несмотря на то, что начальная модель AJ 37 вошла в службу, Saab работал над дальнейшими вариантами Viggen. Соответственно, несколько различных вариантов Viggen будут созданы для выполнения роли бомбардировщика-истребителя / ударного бомбардировщика (AJ 37), воздушной разведки (SF 37), морского патруля / антиу поверхности (SH 37) и двухместного тренера ( SK 37). В конце 1970-х годов был введен всепогодный вариант Interceptor / Strike JA 37. Попытки экспортировать Вигген в другие страны были предприняты, но в конечном итоге оказались безуспешными. В ноябре 2005 года шведские военно -воздушные силы были сняты с службы, его единственным оператором; К этому моменту это было заменено более новым и более продвинутым Saab Jas 39 Gripen .
Имя
[ редактировать ]Вигген является определенной формой шведского Vigg слова , которое имеет два значения. По словам Сааба, имя самолета намекалось на обоих.
Первое значение относится к шведскому названию для туфтированной утки , маленькой утки для дайвинга в Швеции. самолета В этом смысле он служит ссылкой на конфигурацию Canard , так как «Canard» является французским для утки.
Вигг также является Åskvigg , или «Thunderbolt» (Thunder Wedge), вытекающий из грознов северного фольклора , называемого «Åskviggar», который, как говорят, пришли из молниеносных ударов норвежского Бога Тора , когда он охотился на гигантов своим военным молотком , Mjölnir . [ 7 ]
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Первоначально Viggen был разработан в качестве предполагаемой замены для Saab 32 Lansen в роли атаки, а затем Saab 35 Draken в качестве борца. [ 8 ] [ 9 ] В 1955 году, как прототип Saab Draken, самый аэродинамический истребитель в мире в мире, выполнил свой первый полет, шведские ВВС уже формировали серию требований для следующего поколения боевых самолетов; Из -за сложного характера этих требований ожидалось длительное время разработки, и первый полет, который был предназначен не ранее, чем середина следующего десятилетия. [ 10 ] [ 11 ] В период с 1952 по 1957 год были проведены первые исследования в отношении того, что станет Viggen, с участием финского дизайнера самолетов Аарн Лакомаа . В этих исследованиях было рассмотрено более 100 различных концепций, в которых участвовали как одно-, так и двойные конфигурации двигателя, как традиционные, так и двойные дельта- крылья, так и крылья Canard . Даже были рассмотрены конструкции VTOL с отдельными подъемными двигателями, но вскоре были идентифицированы как неприемлемые. [ 8 ] [ 11 ] [ 12 ]
С самого начала Viggen планировалось в качестве интегрированной системы оружия, которая будет эксплуатироваться в сочетании с новейшим пересмотром национальной системы Электронной обороны Швеции, Stril -60. Он использовался в качестве стандартной платформы страны, способной эффективно адаптироваться для выполнения всех ролей тактической миссии. [ 10 ] Другие требования включали сверхзвуковую способность на низком уровне, производительность MACH 2 на высоте и возможность совершать короткие посадки под низким углом атаки (чтобы избежать повреждения импровизированных взлетно -посадочных полос). Самолет также был разработан с самого начала, чтобы он был простым в ремонте и обслуживании, даже для персонала без особого обучения. [ 13 ] [ 14 ]
Одним из радикальных требований предлагаемого самолета была возможность управлять им с относительно коротких взлетно -посадочных полос длиной всего 500 метров; Это было частью системы авиабазы BAS 60 , которая была введена шведскими ВВС в конце 1950 -х годов. BAS 60 вращался вокруг расселения сил самолетов на многих воздушных базах военного времени, включая дорожные взлетно -посадочные полосы, выступающие в качестве резервных взлетно -посадочных полос. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Использование частично разрушенных взлетно -посадочных полос было еще одним фактором, который мотивировал возможность STOL. BAS 60 был разработан в BAS 90 в 1970 -х и 1980 -х годах, и включал короткие взлетно -посадочные полосы длиной всего на 800 метров. [ 18 ] Включение таких операций наложило несколько критических требований по проекту, включая скромную скорость посадки, безлюстное приземление, мощное замедление после посадки, точное рулевое управление даже при сшитке на ледяных поверхностях и высокое ускорение при взлете. [ 10 ]
США В 1960 году Совет по национальной безопасности , возглавляемый президентом Эйзенхауэром , разработал гарантию безопасности для Швеции, обещая военную помощь США в случае советского нападения на Швецию; Обе страны подписали соглашение о военной технике. В том, что было известно как « 37-Анекса технологии США », Швеции был разрешен доступ к передовой авиационной , которая позволила проектировать и производить Viggen гораздо быстрее и дешевле, чем в противном случае. [ 6 ] Согласно исследованию Нильса Брузелиуса в Шведском колледже национальной обороны , причиной этой официально необъяснимой поддержки США была защита подводных лодок США, развернутых недалеко от Шведского Восточного побережья от угрозы советских самолетов. [ 6 ] Howver, теория Брузелиуса была дискредитирована Саймоном Муресом и Джеркером Виденом. [ 19 ] Соединение также кажется сомнительным из -за масштаба времени - версия забастовки Viggen стала работой только в 1971 году, и истребительская версия в 1978 году, когда Polaris уже вышла на пенсию. [ Цитация необходима ]
Запуск проекта
[ редактировать ]В декабре 1961 года шведское правительство дало свое одобрение на разработку авиационной системы 37 , которая в конечном итоге станет Виггеном. [ 9 ] К 1962 году все элементы для проекта либо существовали, либо были близки к полностью разработанным; Они включали сам самолет, силовую установку, сиденье эжектора, вооружения, разведывательные системы, оборудование для обслуживания грунтовых средств и учебное оборудование, такое как симуляторы. [ 10 ] В феврале 1962 года было дано одобрение общей конфигурации, и в октябре 1962 года был заключен контракт на разработку. [ 11 ] По словам авторов авиации Билла Ганстона и Питера Гилкриста, проект был «безусловно крупнейшей задачей промышленного развития, когда -либо предпринятой в Швеции». [ 20 ] В течение 1960 -х годов Viggen составила 10 процентов всех шведских финансирования НИОКР. [ 21 ]
В 1963 году Saab завершил аэродинамический дизайн самолета; Аэродинамическая конфигурация была радикальной: она объединила кормовое двойное дельта-крыло с небольшим высококачественным долюневым каналом, оснащенным мощными заслонными клапанами, установленными впереди и немного выше главного крыла; Это будет считаться лучшим средством удовлетворения противоречивых требований к производительности, сверхзвуковой скорости, низкой чувствительности турбулентности при низком уровне полета и эффективного подъема для дозвукового полета. [ 9 ] [ 22 ] С тех пор самолеты Canard стали обычным явлением в истребительных самолетах, в частности, с Eurofighter Typhoon , Dassault Rafale , Saab Jas 39 Gripen и IAI Kfir , но в основном для целей обеспечения гибкости во время полета, а не для его способностей . [ 12 ] [ 23 ] Дальнейшие аэродинамические усовершенствования на более поздней стадии разработки включали добавление узоров собак на главном крыле для создания вихрей , что позволяет устранение взорванных клапанов из Канарда. Использование реверса в тяге позволило добиться коротких результатов посадки. [ 22 ] [ 24 ]

Во время разработки Saab решил питать тип, используя один большой турбовентивный двигатель. Первоначально британский двигатель Rolls-Royce Medway был выбран для питания Viggen, который затем считался идеальным для основы для сверхзвукового двигателя, оснащенного полностью модулированным послепончиком ; Тем не менее, разработка двигателя Medway была отменена из -за предполагаемого самолета запуска De Havilland Trident , который был сокращен во время разработки. [ 22 ] Вместо Медуэй Сааб решил принять лицензионную версию американского двигателя Pratt & Whitney JT8D , Volvo RM8 ,. RM8 был сильно переработан, используя новые материалы для размещения полета на скоростях MACH-2, шведско-построенном послепончика и полностью переменную форсунку. [ 22 ]
строительство первого прототипа В течение 1964 года началось самолета; 8 февраля 1967 года первый из возможных семи прототипов провел свой первый полет , который произошел в соответствии с установленным графиком разработки. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] Этот первый рейс, который длился 43 минуты, был доставлен Эриком Далстремом, главным пилотом Saab, который сообщил, что прототип был легко справиться во всем. В то время написание, аэрокосмическая публикация Flight International описала полет как «удивительный односторонний стенд Швеции в переднем ранге передовых странов по строительству самолетов…» [ 26 ]
Каждому из семи прототипов было назначено различные роли, хотя начальные самолеты были сосредоточены на поддержке разработки первоначального производственного варианта, AJ37. [ 28 ] В 1967 году шведское правительство пришло к выводу, что в разработке AJ 37 Viggen будет более дешевле, чем и превосходит McDonnell Douglas F-4 Phantom II . [ 29 ] В апреле 1968 года шведское правительство официально издало разрешение на производство Viggen наступить, выпустив приказ на 175 виггенов в этом году. [ 30 ] [ 31 ] Также в 1968 году Saab начал работать над морской разведкой Виггена и разведывательными вариантами фото. [ 31 ] В мае 1969 года Viggen впервые появился за пределами Швеции на авиасалоне Парижа . [ 32 ] 23 февраля 1971 года первый производственный самолет, модель AJ37, провела свой первый рейс. [ 2 ] В июле 1971 года первый производственный самолет был доставлен в шведские ВВС. [ 30 ] [ 33 ]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]
По мере того, как первоначальный AJ 37 Viggen был введен в службу, дальнейшие варианты Viggen приступили к завершению развития и вступлению в производство. [ 34 ] В 1972 году первый SK 37, вариант оперативного тренера с ошеломленным вторым навесом для инструктора, был доставлен в шведские ВВС. [ 4 ] [ 35 ] 21 мая 1973 года первый прототип SF 37 Viggen, вариант тактического разведывания с модифицированным носом для размещения семи датчиков, провел свой первый полет. [ 36 ]
В то время как другие варианты вступили в производство в течение 1960-х годов, Saab продолжил разработку более способной всепогодной версии самолета JA 37. был высоко подходит для этой роли. [ 29 ] В 1972 году шведское правительство уполномочило развитие варианта-истребителя для истребителя, за которым последовали несколько основных контрактов на дальнейшее развитие JA 37. [ 31 ] В общей сложности будет получено пять прототипов, четыре из которых были модифицированы AJ 37S, а один-единственная модель Pre-Production JA 37, чтобы проверить системы управления, двигателя, авионики и вооружений соответственно. [ 29 ] В июне 1974 года первый из этих прототипов провел свой первый полет; Позже в том же году шведское правительство было издано первоначальный приказ на 30 JA 37S. [ 29 ]
Viggen JA 37 показал различные изменения от своего предшественника, включая изменения в проектировании планера, использование более мощной силовой установки RM8B, принятую новое поколение электроники и используемую пересмотренную конфигурацию вооружения; Основными внешне видимыми изменениями из большинства более ранних вариантов были более высокий хвост и расположение ограбления на представленном фальсификации. [ 4 ] [ 12 ] [ 37 ] JA 37, в дополнение к своей основной миссии по воздушной бое, также сохранила вторичную способность к наземным атаке и лучше подходил для низкоуровневых операций. [ 29 ] [ 38 ] В ноябре 1977 года первая постановка JA 37 Viggen провела свой первый полет. [ 39 ] Операционные испытания для нового варианта были проведены в период с января по декабрь 1979 года, что привело к тому, что в этом году тип был введен в оперативную службу. [ 39 ] [ 40 ] Согласно Flight International , во время вступления JA 37, это был самый продвинутый европейский боец, который тогда работал. [ 12 ]

В апреле 1964 года шведское правительство выявило свое бюджетное предложение для шведских ВВС, в котором было представлено, что 800 или более виггенов будут произведены, что, в свою очередь, было предназначено для того, чтобы позволить всем другим боевым самолетам, а затем в эксплуатации со шведским воздухом Сила должна быть заменена этим единственным типом. [ 41 ] Однако комбинация инфляции и других факторов в конечном итоге уменьшила общее количество самолетов, изготовленных до 329. [ 2 ] К 1980 году было построено до 149 Viggens до 149 JA 37, а линия должна быть закрыта в течение десятилетия, когда шведская аэрокосмическая промышленность изменила фокус на предстоящий Saab Jas 39 Gripen, возможную замену Viggen. [ 12 ] Со временем достижения в области вычислений, такие как микропроцессор , позволили обеспечить большую гибкость, чем физическая конфигурация Viggen, поэтому дальнейшее развитие платформы Viggen не рассматривалось как экономически эффективное. [ 42 ] В 1990 году производство Viggen прекратилось, и был доставлен окончательный самолет. [ 43 ] [ 44 ]
В мае 1991 года была объявлена программа SEK 300 миллионов человек по модернизации 11 AJ37, SF37 и SH37 до общего многолетного варианта, назначенного AJS37. Среди связанных с этим изменений были реализованы взаимозаменяемые вооружения и полезные нагрузки датчиков в дополнение к принятию новых компьютерных систем планирования миссий и анализа угроз. Встроенные системы ECM также были улучшены. [ 2 ] В частности, реализация новой системы управления магазинами и данных MIL-STD-1553 серийных шины , аналогичная той, которая используется на более новой JAS 39 Gripen, позволила интеграции ракету AIM-120 Amraam Air-a-air; Был установлен обновленный радар Ericsson PS-46A и новое тактическое радио. 4 июня 1996 года первый обновленный прототип JA37 Viggen выполнил свой первый рейс. [ 45 ]
В 1996 году, по словам начальника штата шведских материалов, генерал-усовершенствования материалов ВВС, различные обновления, выполненные в Viggen с момента его введения, «удвоили эффективность общей системы». [ 45 ]
Дизайн
[ редактировать ]Движитель
[ редактировать ]
Вигген питался одним турбовентом Volvo RM8 . По сути, это был сильно модифицированный лицензионный вариант двигателя Pratt & Whitney JT8D , который питался коммерческими авиалайнерами 1960-х годов, с добавлением Afterwurner для Viggen. Сюре также включил реверс-реверс для использования тяги во время посадки и земельных маневров, которые в сочетании с самолетами, обладающими возможностями полета, приближающимися к ограниченной производительности, похожей на STOL, включили эксплуатацию с 500-метровых воздушных полос с минимальной поддержкой. [ 22 ] Перверслятор тяги можно было предварительно выбрать в воздухе, чтобы задействовать, когда стойка носа сжималась после приземления с помощью пневматического спускового крючка. [ 29 ] [ 46 ]
Требования Шведских ВВС продиктовали возможности MACH 2 на большой высоте и Маха 1 на низкой высоте. В то же время также требовались вылета и посадку на короткие поля. Поскольку изначально Viggen был разработан как атакующий самолет вместо перехватчика ( Saab 35 Draken выполнил эту роль), был уделяется низкому растет топлива на высоких дозвуковых скоростях на низком уровне для хорошего диапазона. С появлением турбовентирующих двигателей, которые только что появляются и указывают на лучшую экономию топлива для круиза, чем турбонежные двигатели, первые были отданы предпочтениями, поскольку последние были в основном ограничены развитием металлургии, возникающих в результате ограничений температуры турбины . [ Цитация необходима ] Механическая простота также была предпочтена, поэтому воздухозаборник были простыми типами D-сечения с плитами разветвителя пограничного слоя , в то время как фиксированный впуск не имел регулируемой геометрии для улучшения восстановления давления. Недостатком было то, что требуемый двигатель будет очень большим. [ 22 ] Фактически, во время введения это был второй по величине двигатель истребителя с длиной 6,1 м и 1,35 м диаметром; Только Туманский R-15 был больше. [ Цитация необходима ]

Сааб изначально хотел, чтобы Rolls-Royce Medway как силовая установка Viggen. [ 22 ] Из -за отмены Medway JT8D был выбран в качестве основы для модификации. RM8 стал вторым оперативным турбовантом в мире, а также первым, оснащенным реверсером. По словам автора авиации Кристофера Сонта, RM8 имеет различие в том, что он является первым двигателем, который был оснащен как с ярожниками, так и с отетчащим отказа. [ 38 ] Он имел обходной коэффициент около 1,07: 1 в RM8A, который уменьшился до 0,97: 1 в RM8B. [ 47 ] [ страница необходима ] RM8A был самым мощным истребителем в конце 1960 -х годов. [ 12 ]
Модели AJ, SF, SH и SK 37 VigGen имели первую версию двигателя RM8A с повышенными внутренними компонентами от JT8D, на которой он был основан. Тяга составляла 65,6 кН сухой и 115,6 кН с послепончиком. [ 48 ] Для JA 37 RM8A был разработан в RM8B, достигнутый путем добавления третьей стадии компрессора низкого давления над предыдущей моделью, повышая температуру на входе турбины и диффузию топлива в камере сгорания. [ 49 ] Тяга составляет 72,1 кН сухой и 125,0 кН с Afterburner. [ 48 ] Благодаря увеличению длины и веса двигателя RM8B над его предшественником, планер JA 37 был растянут, чтобы разместить его. [ 49 ] Встроенная электрическая мощность была обеспечена генератором 60 кВА . В случае сбоя двигателя в полете была предоставлена аварийная мощность автоматически развертыванием воздушной турбины ОЗУ (крыса), способной генерировать 6 кВА. [ 28 ]
Авионика
[ редактировать ]
В начале 1960-х годов было решено, что Viggen должен быть самолетом с одним сиденьем, Saab признал, что продвинутая авионика, такая как цифровой центральный компьютер и дисплей с головой, может выполнить рабочую нагрузку человеческого навигатора и полностью заменить необходимость второй член экипажа. [ 22 ] Использование цифрового компьютера уменьшит или полностью заменит аналоговые системы, которые оказались дорогими для поддержания и изменений, как и в случае с более ранним Draken, в дополнение к проблемам точности. [ 50 ] Компьютер, называемый CK 37 (короткий для Centralkalkylator 37 , «Центральный калькулятор 37»), был первым в мире воздушным компьютером для использования интегрированных цепей . Разработанный DataSaab , CK 37 был интегрирующим устройством для всех электронного оборудования для поддержки пилота, выполнения таких функций, как навигация, управление полетом и расчеты с оружием. [ 28 ] [ 50 ] [ 51 ] На практике CK 37 оказался более надежным, чем предсказано. [ 50 ]
На более поздних вариантах Viggen, начиная с JA37, было решено принять более нового и более мощного певца-Киарфотта SKC-2037 Цифровой центральный процессор, производимый лицензией и дополнительно разработан Saab в качестве CD 107. [ 50 ] [ 52 ] [ 53 ] Вычислительные методы и концепции, такие как распределенные вычисления , вышли за рамки использования Viggen, в дополнение к гражданско-ориентированным деривативам, они непосредственно способствовали компьютерам, используемым на борту замены Viggen, Saab Jas 39 Gripen. [ 50 ] [ 54 ] Различные электронные контрмеры (ECM) были установлены на Viggen, они обычно были предоставлены Satt Elektronik. [ 28 ] Системы ECM состояли из предупреждения о радаре SATT Elektronik в крылах и хвосте, [ 55 ] Дополнительная монастырь Ericsson Erijammer и Boz-100 Chaff / Flare Pod. Инфракрасные предупреждающие приемники также были позже установлены. В общей сложности электроника весила 600 кг, что значительное количество для одномоторного истребителя эпохи. [ 28 ]
Основным датчиком самолета был Ericsson PS 37 X-диапазона монопульсный радар , который использовал механически управляемый параболическим отражателем , размещенным в радоме . [ 28 ] воздуха и воздуха и воздуха Этот радар выполнял несколько функций, включая телеметрию , поиск , дорожку , пропаганда местности и картографию . [ 31 ] На модели истребителя JA 37, радар PS 37 был заменен более способным радар Ericsson PS 46 X-диапазона , который, как сообщается, имел всепогодную возможность отключения/сброса в избытке 50 километров. и непрерывной волны освещение для ракет Skyflash , а также способность отслеживать две цели во время сканирования . [ 29 ] По словам Ericsson, у него была 50-процентная вероятность обнаружения низколетного McDonnell Douglas F-4 Phantom II в пределах одного сканирования и обладал высоким уровнем сопротивления вмешательствам от ECM. [ 29 ]
Saab и Honeywell разработали автоматическую систему управления цифровым полетом для JA 37 Viggen, которая, как утверждается, является первой такой системой в производственном самолете. [ 29 ] Для оказания помощи на малой высоте радиолокационный радиолокатор Honeywell с передатчиком и приемником в крылах Канарда. использовался [ 28 ] Самолет также был оснащен доплеровским навигационным радаром DECCA Type 72 . TILS ( система посадки тактических инструментов ), система посадочной помощи, изготовленную Cutler-Hammer AIL, улучшенная точность посадки до 30 м от порога в системе Airbase короткой автомагистрали. [ 56 ] Чтобы эффективно обеспечить соблюдение воздушного пространства Швеции, Viggen был интегрирован с Stril 60 . системой национальной обороны [ 10 ] JA 37 Viggen также был оснащен компьютером Garrett Airesearch Digital Central Air Data Data , модифицированным из устройства, используемого на Grumman F-14 Tomcat . [ 29 ]
Первоначально был рассмотрен только один вариант разведки (ы), но подготовительные камеры, а также радар оказался невозможным. Вариант морского удара и разведки SH 37 был очень похож на AJ 37 и отличался в основном в радаре, оптимизированном на морском PS 371/A с более длительным диапазоном, камерой воздушной даты кабины и магнитофом для анализа миссии. «Красный барон» и SKA 24D 600 мм камеры LOROP обычно переносили на пилонах фюзеляжа. [ 38 ] Центральный топливный бак был преобразован в течение короткого периода времени в камеру с двумя камерами Recon/Optical CA-200 1676 мм. В дополнение к оборудованию разведки, SH 37 также может использовать все оружие для AJ 37. [ Цитация необходима ] Для фотографической версии SF радар в носу был опущен в пользу четырех SKA 24C 120 мм и двух SKA 31 570 мм фотографических камер, а также одной инфракрасной линейной камеры 57 мм VKA 702 ; Все из которых были интегрированы и контролированы центральным компьютером самолета. [ 38 ] Дополнительное оборудование, такое как больше камеры, топливные баки, стручки ECM и ракеты самообороны воздуха-воздуха, также можно перенести на пилоны фюзеляжа. [ 38 ]
Версия Fighter-Interceptor The Viggen, JA 37, имела различные изменения авионики, включая широкое использование цифровой электроники наряду с механической технологией. [ 57 ] В 1985 году «истребительская связь» вошла в эксплуатацию, позволяя зашифровать передачу данных между четырьмя бойцами; Это позволило одному бойцу «нарисовать» воздушного врага с руководством радара для ракет Skyflash трех других бойцов в группе, в то время как у них выключился радар для поиска и руководства. Эта система работала за десять лет до любой другой страны. [ 58 ] Автопилот также был ранен в контроль радара, чтобы получить лучшую точность, стреляя по пушке. [ 59 ] Viggen Оказавшись в эксплуатации, программное обеспечение регулярно обновлялось каждые 18 месяцев. [ 60 ] В 1983 году среднее время между сбоями (MTBF) было сообщено как 100 часов, что очень высокий уровень надежности для генерации вовлеченных систем авионики. [ 61 ]
Кабина
[ редактировать ]
Дисплеи в оригинальной кабине были все традиционного аналогового/механического типа, за исключением электронного дисплея с головкой (HUD), который, утверждал Saab Ударные миссии. [ 62 ] Необычно для борца 1970-х годов вариант JA 37 Viggen показал три многоцелевых экрана катодного луча (CRT), были установлены в кабине в системе под названием AP-12, разработанной Saab и Ericsson. [ 47 ] Эти дисплеи будут использоваться для отображения обработанной радиолокационной информации, компьютерных карт, данных о полете и оружии, а также руководителями во время точных посадков. [ 40 ]

В период с 1989 по 1992 год система отображения AP-12 была подвержена существенному обновлению. В 1999 году новая система тактического жидкокристаллического дисплея (ЖК-дисплеев), полученная из Saab Jas 39 Gripen, которая заменила систему AP-12 на основе CRT, начала летные испытания с шведскими воздушными силами. [ 63 ] На тренажере SK 37 с двумя сиденьями задняя кабина, используемая инструктором, оснащена только обычными инструментами и отсутствует HUD, управление компьютером и другие функции. [ 64 ]
Сиденье выброса было Raketstol 37 (буквально; ракетный стул 37) и было последним сиденьем, разработанным Saab, в эксплуатации. Производство сиденья тренера Saab 105 , сиденье было оптимизировано для малой высоты, высокой скорости. [ 28 ] После активированного пилотом через триггеры, встроенные в подлокотники (на моделях с двумя сиденьями, пассажир положения передней кабины способен инициировать выброс обоих сидений), последовательность выброса автоматизирована, включая удаление навеса; В случае неисправности можно активировать резервный триггер. [ 65 ] Используется комбинированная жгута парашюта и сиденья, в которой есть барометрическая блокировка для надлежащего освобождения пассажира и жгута с сиденья во время последовательности выброса, для этой функции также предусмотрена ручная переопределение. [ 65 ]
Были выделенные панели заголовка предупреждения с каждой стороны ног пилота. На правой консольной панели были многочисленные выделенные элементы управления и индикаторы, в том числе управление оружием и ракеты, панель NAV, включение/выключение кислорода, дезагение лобового стекла, IFF управление , управление освещением. На левой консольной панели расположены управления радиолокационными управлениями, ручка навеса, ручка шасси, радио управления и индикатор давления в салоне. [ 66 ] [ 67 ] Согласно тогдашней практике в рамках ВВС Шведы, все инструменты кабины и маркировка были на шведском языке. [ 65 ] [ 68 ] [ 69 ]
Крылья и планер
[ редактировать ]С требованиями к производительности в значительной степени диктуют выбор двигателя, планер оказался довольно громоздким по сравнению с современными тонкими конструкциями с турбоевскими двигателями. Первые прототипы имели прямой фюзеляж средней части , который впоследствии был улучшен с «горбом» на дорсальном позвоночнике для уменьшения сопротивления в соответствии с правилом области . [ 70 ] Крыло имело форму двойной дельты с добавленной собакой, чтобы улучшить продольную стабильность при высоких углах заболеваемости. [ 71 ] [ страница необходима ]

Следствием конструкции хрустальной дельты, например, в Viggen, является то, что элены, которые заменяют более обычные контрольные поверхности, работают с небольшим эффектным рычагом момента ; Их использование добавляет значительный вес самолету при взлете и посадке. Ужасные поверхности переднего края могут помочь противодействовать этому, но еще более эффективным инструментом является Канард. Поверхности Canard были расположены за впускными отверстиями и расположены немного выше, чем основное крыло, с более высоким углом стойла, чем крыло, и были оснащены лоскутами. Подъемные поверхности Canard действуют как вихревой генератор для главного крыла и, следовательно, обеспечивают больший подъем. Дополнительным преимуществом было то, что они также улучшили стабильность рулона в транссонской области. [ 72 ] Клапсы Canard были развернуты в сочетании с шасси, чтобы обеспечить еще больший подъем для взлета и посадки. [ 73 ]
Чтобы противостоять стрессам без участия посадков, Saab широко использовал алюминий в планере виггена, который был построен с использованием связанного металлического сотового конструкции ; Вся задняя часть фюзеляжа, вниз по течению от сопла двигателя, образовала термостойкое кольцо, состоящее из титана . [ 74 ] [ 75 ] Основное шасси, изготовленное Motala Verkstad, также было сильно укреплено; Каждая нога держала два маленьких колеса, оснащенных антискридными тормозами, помещенными в тандемную аранжировку. Проектные требования, налагаемые крупными противокорабельными ракетами, используемыми на Viggen, требовали, чтобы как шасси, так и вертикальный стабилизатор были довольно высокими. [ 29 ] Чтобы приспособиться к этому и позволить основному шасси, набрасываемому за пределами корня крыла, ноги с шасси укорочены во время отказа. [ 74 ] Вертикальный стабилизатор также можно сложить через привод , чтобы самолет мог храниться в небольших ангарах, закаленных самолетах и подземных ангара , последний из которых был использован шведскими военными, чтобы ограничить ущерб ущербным атакам. [ 74 ]
Шесть резервуаров в фюзеляже и крыльях содержали приблизительно 5000 литров топлива с дополнительными 1500 литрами во внешнем капельном баке. Удельный расход топлива составлял только 0,63 для круизных скоростей [ 74 ] [ 47 ] [ страница необходима ] (Потребление топлива было оценено на 18 мг/нс сухой и 71 с Afterburner). [ 47 ] [ страница необходима ] Потребление Виггена составляло около 15 кг/с при максимальном опора. [ 47 ] [ страница необходима ] Пара впускных отверстий, размещенных вдоль воздуха с кормлением кабины в двигатель; Были приняты простые входные отверстия с фиксированной геометрией, похожие на Draken, за исключением того, что они были более крупными и ясными от фюзеляжа. [ 76 ]
Вооружение
[ редактировать ]
Нагрузка на оружие до 7000 кг может быть размещено на девяти твердых точках: один центр пилона, два пилона фюзеляжа, два внутренних и двух внешних крылах и два пилона за крылом. Pylon Centreline был единственным пилоном для переноски внешнего топливного бака и обычно был таким занятым. Пара ракет с воздуха-воздухом должна была быть размещена на подвесных крылах, которые были более легкими, чем другие точки насадки. [ 77 ] Пилоны, стоящие за шасси, не использовались до модификации JA 37D, когда к ним были установлены диспенсеры с противодействием болоту. [ 78 ] Экипаж заземления будет входить в боеприпасы, установленные в центральном компьютере самолета, используя панель селектора нагрузки, которая автоматически выбирает правильные значения для управления огнем, расхода топлива и других расчетов. [ 77 ]
Я 37
[ редактировать ]AJ 37, как правило, был оснащен в общей сложности семь жестких точек , три под фюзеляжем и две под каждым крылом, еще две жесткие точки, установленные на крыле. Можно переносить различные боеприпасы, такие как несколько типов ракет: 135 мм M56GP 4 кг, аромата, M56B с 6,9 кг высоких взрывчатых веществ и M70 с боеголовкой на 4,7 кг. [ 47 ] [ страница необходима ] [ 79 ]
AJ 37 был разработан для перевозки двух RB 04 E противоколодочных ракет на внутреннем крыле пилонов с дополнительной третьей ракетой на Pylon Centreline. [ 80 ] RB-04 был относительно простой круизной ракетой , которая была дополнительно разработана, чтобы стать более способным RBS-15 , также интегрированной на Viggen. [ 81 ] Дополнительная нагрузка состояла из двух ракет RB 05 воздуха на поверхность на пилонах фюзеляжа. Позднее RB 05 был заменен AGM-65 Maverick (шведская обозначение «RB 75»), направленные на телевизионные ракеты. В роли наземной атаки можно было использовать комбинацию неоплачиваемых 135-мм ракеты в стручках Sextuple и фрагментационных бомб на четырехкратном матче на четырехкратном расстоянии. Другие вооружения включают взрывные шахты и 30 мм Адена Кэннон [ 82 ] с 150 раундами боеприпасов на внутренних пилонах крыла. [ 81 ] [ 83 ]
Меры самообороны включали в себя различные системы ECM, а также либо AIM-4 Falcon (шведское обозначение «RB 28»), либо AIM-9 Sidewinder (Шведское обозначение «RB 24») Ракеты воздуха-воздуха. [ 81 ] В какой -то момент AJ 37 Viggen рассматривался в качестве носителя как шведского ядерного оружия , так и химического оружия , хотя Швеция в конечном итоге приняла ядерное или химическое оружие. [ 84 ]
И 37
[ редактировать ]Истребитель JA 37, представленный в 1979 году, показал радар Ericsson PS 46/A, который был способен направлять полуактивные ракеты среднего радара RB 71 Skyflash Air-Air. Как RB 71, так и PS 46/A радар были разработаны, чтобы обеспечить Viggen с возможностью просмотра/съемки и для достижения целей на расстояниях за пределы визуального диапазона . [ 49 ] JA 37 может перенести до двух RB 71 на внутреннем крыле пилонов; В типичной загрузке противовоздушной обороны они, как правило, были бы объединены с четырьмя ракет RB 24J воздуха-воздух, более способной и более новой версией ракету Sidewinder, чем используются в более ранних вариантах Viggen. [ 49 ]
После оценки нескольких альтернативных пушек, в том числе британской Аден Кэннон , американского M61 Vulcan и French Defa Cannon , была выбрана пушка Oerlikon KCA 30 -мм для JA 37. KCA был перенесен вместе с 126 раундами боеприпасов, в Конформный стручок под фюзеляжем. [ 49 ] Скорость стрельбы пушки была выбираемой со скоростью 22 или 11 раундов в секунду. Он выпустил тот же картридж, что и GAU-8 , как сообщается, на 50% более тяжелые раковины с более высокой скоростью, чем Aden Cannon, в результате чего шесть с половиной раза превышают кинетическую энергию при ударе, и он был эффективным до 2000 метров. [ 85 ] [ 86 ] Это, в сочетании с системой управления огнем, позволило взаимодействовать с воздухом-воздухом в большем диапазоне, чем другие бойцы. [ 40 ] [ 87 ]
Возможно, наиболее важным улучшением стало расширение DataLink Stril , которая внесла услуги в 1982–85 годах. Это позволило не только наземному контрольно-воздушному общению, но и от четырех самолетов одновременно независимо от того, в воздухе или на земле. Информация DataLink была отображена на горизонтальной ситуации и на тактическом дисплее, последняя с использованием символической ссылки, которая может быть наложена на электронную карту на многофункциональном дисплее. [ 88 ] [ 89 ]
Оперативная история
[ редактировать ]
В июле 1971 года первое производство AJ 37 Viggen была доставлена в шведские воздушные силы. [ 30 ] Крыло Skaraborg (F 7) стало первым крылом , получившим поставки как модели атаки AJ 37, так и тренировочной модели SK 37 с двумя сиденьями, где на типе начал заменять их существующий самолет Lansen. [ 90 ] Обучение конверсии для пилотирования Viggen включало минимум 450 часов полета, выполненного на начальной смеси Saab 105 , Lansen и, наконец, самого Viggen; Также использовались выделенные симуляторы Viggen, последний из которых рассматривался как решающий фактор в простоте преобразования в этот тип. [ 11 ] [ 91 ]
В октябре 1973 года, как сообщается, Skaraborg Wing был близок к достижению полной оперативной эффективности; [ 35 ] К маю 1974 года шведские ВВС имели две операционные эскадрильи, использующие Viggen вместе с третьей эскадрилья в окончательном процессе достижения этого статуса. [ 11 ] К 1974 году уровни безопасности и надежности Viggen, как сообщается, были выше ожиданий, несмотря на общую сложность и относительную новизну самолета. [ 92 ] На практике одна из наиболее важных проблем, с которыми сталкивается с Viggen во время полета низкого уровня, как широко выполняется во время типичного профиля миссии атаки, была угрозой, представленной птицами; Таким образом, шведские ВВС уделяли пристальное внимание своим миграционным моделям. [ 93 ]
В более позднюю половину 1970 -х и в 1980 -х годах введение различных вариантов Viggen продолжалось; Они включали в себя SK 37, двухместный тренер с оперативной конверсией, введенный в 1972 году, SF 37, модель разведки сухопутной разведки, представленную в 1977 году, и SH 37, версия морской разведки, представленную в 1975 году. [ 4 ] [ 38 ] К сентябрю 1980 года была введена модель истребителя JA 37 истребителя-истребителя, причем крыло Bråvalla (F 13) стало первым крылом шведских ВВС, которые преобразовались в новый тип. [ 12 ] В течение многих лет Вигген стал главной платформой ПВО в Швеции. [ 94 ]
Viggen был разработан, чтобы быть простым для поддержания, даже с помощью призывной механики полета с ограниченным техническим обучением. [ 95 ] Один вигген может поддерживать команду из пяти призывников под наблюдением одного главного механика. [ 40 ] [ 96 ] Стандартный поворот, включая заправку и восстановление, заняло менее десяти минут; В то время как замена двигателя заняла четыре часа. В долгосрочной перспективе Viggen требовался 22-мужской часы на час обслуживания на уровне депо и девять человек в час полета на линии фронта. [ 40 ]
К середине 1980-х годов пилоты шведского истребителя Viggen, используя предсказуемые узоры рутинных полетов Blockheed SR-71 по Балтийскому морю, сумели добиться радара с радаром на SR-71 во многих случаях. Несмотря на тяжелое заклинивание от SR-71, целевое освещение поддерживалось путем кормления целевого местоположения от наземных радаров к компьютеру управления огнем в Viggen. Наиболее распространенным участком для заблокированного замок был тонкий участок международного воздушного пространства между Олендом и Готландом, который SR-71 использовал на обратном рейсе. [ 97 ] [ 98 ] [ 99 ] Viggen является единственным самолетом, получившим признанный радар-блокировка на SR-71. [ 100 ]
Выход на пенсию
[ редактировать ]К 1994 году была замена Viggen более поздним и более продвинутым Gripen Saab Jas 39, и этот тип постепенно снялся с помощью большего количества самолетов Gripen. [ 4 ] [ 101 ] 25 ноября 2005 года последний фронт Вигген был официально вышел на пенсию шведскими ВВС. [ 95 ] Несколько самолетов хранились в рабочем состоянии для электронного обучения войны против Gripen на 17 м в Linköping ; Последний из этих рейсов Viggen состоялся в июне 2007 года. [ 102 ]
Зарубежные усилия по продажам
[ редактировать ]Хотя Saab предложил Viggen для продажи по всему миру и был предметом тяжелой маркетинговой кампании как в европейских, так и в развивающихся странах в 1970 -х годах, в конечном итоге продажи экспорта не производились. [ 103 ]
В течение 1970-х годов Saab предложил новый вариант Viggen, который назначил Saab 37e Eurofighter (не связанный с более поздним еврофихером Typhoon ) для ВВС США конкурса воздушных боевых боевых истребителей , чтобы найти замену для Starfighter Lockheed F-104 . 37e Eurofighter соревновался с Dassault-Breguet предложенным Mirage F1M-53 , Sepecat Jaguar , Cobra Northrop P-530 (на котором был основан YF-17 ) и General Dynamics S -16 ; [ 104 ] [ 105 ] 13 января 1975 года секретарь Соединенных Штатов ВВС Джон Л. МакЛукас объявил, что YF-16 был выбран в качестве победителя конкурса ACF. [ 106 ]
В 1978 году Соединенные Штаты заблокировали крупную проспективную продажу в Индию, которая включала бы продажу ряд шведских виггенов в дополнение к лицензированному производственному соглашению, в соответствии с которым Viggen также был бы построен в Индии, не выпустив экспорт Лицензия для двигателя RM8/JT8D и других используемых американских технологий. [ 107 ] [ 108 ] Позже Индия решила закупить на его место Сепекат Ягуара . [ 109 ] Согласно просочившемуся дипломатическим кабелям Соединенных Штатов , интерес Индии к Viggen, как сообщалось, полностью из -за влияния Раджива Ганди и утверждалось, что они были без какого -либо вклада от ВВС Индии. [ 107 ] [ 110 ] По словам автора Криса Смита, Вигген был любимым кандидатом в индийские военно -воздушные силы до того, как сделка была заблокирована США. [ 111 ]
Варианты
[ редактировать ]Эта статья требует дополнительных цитат для проверки . ( май 2016 г. ) |
- Я 37
- В первую очередь одноподключенное истребительное истребительное атаку (AJ: Attack-Jakt), с вторичной истребительной ролью. [ 112 ] RM8A Силовая установка. PS 37A радар. [ 113 ] Первая доставка в середине 1971 года, [ 114 ] 108 построено, с серийными номерами 37001-37108. [ 115 ] 48 планера обновляются до AJS 37. [ 116 ] Частично выведено из эксплуатации в 1998 году.
- SK 37
- Самолет двухместных тренажеров (SK: SKOL) без радара и уменьшенного топлива. [ 117 ] Первый рейс 2 июля 1970 года. [ 118 ] 17, построенные, с доставкой с июня 1972 года, серийные номера 37801-37817. [ 115 ] Выводят из эксплуатации в 2003 году, 10 планеров преобразованы в SK 37E.
- SF 37
- Одноместный фотографический разведывательный самолет (SF: Spaning Foto), с радаром, замененным батареей камер в носу, с предоставлением дополнительных разведывательных стручков. [ 119 ] Он совершил свой первый рейс 21 мая 1973 года. [ 120 ] 28 построено, с поставками с апреля 1977 года, серийные номера 37950-37977. [ 115 ] 25 Сюрамов обновлены до AJSF 37. [ 116 ] Частично выведено из эксплуатации в 1998 году.
- SH 37
- (Sh-Spaning Hav, разведывательное море) Одноместное морское разведка и ударение, удары, [ 120 ] оснащен радаром PS-371A. [ 121 ] 27, построенный, с доставкой с июня 1975 года, серийные номера 37901-37927. [ 115 ] 25 планеров обновлены до AJSH 37. [ 116 ] Частично выведено из эксплуатации в 1998 году.
- CAN 37E Eurofighter
- Предложенная замена НАТО F-104 Starfighter в 1975 году, ни один из них не построен. [ 122 ]
- Может быть 37x
- Предложенная экспортная версия, предложенная Норвегии в 1967–68 годах, ни одна из них не построена. [ 123 ]
- И 37
- В первую очередь одноподобный всепогодный истребитель по перехватчикам, с второстепенной ролью атаки. Его первый рейс был 27 сентября 1974 года [ 124 ] с первыми поставками, начинающимися в 1979 году, [ 124 ] Серийные номера 37301-37449. 10 см (4 дюйма) растягивается в форме клина, шире внизу, чем на вершине фюзеляжа AJ 37 между Канардом и главным крылом. PS 46A LD/SD RADAR. Частично выведено из эксплуатации в 1998 году, некоторые обновлялись до JA 37D.
- ALS/AJSF/AJSH 37
- Обновление некоторых AJ/SF/SH 37 в период с 1993 по 1998 год. Авионика и обновление программного обеспечения. 48 AJ 37 СВОЙСТВИЯ МОДИРОВАНА. 25 SH 37 СВОРИ модифицирован. 25 SF 37 СВОРИ модифицирован. Выводят из эксплуатации в 2005 году.
- И 37с
- Обновление более старого JA 37, обновление авионики и программного обеспечения, а также интеграция контрмеров.
- И 37d
- Обновление более старого JA 37 в период с 1993 по 1998 год, Avionics и Software Murdge. RB99 Air-air ракета (AIM-120 в шведской службе) интегрирована. 35 Сюйки модифицированы.
- И 37d
- JA 37d с авионикой и программным обеспечением, модифицированным для международных обязанностей. Инструменты, помеченные на английском языке и ногах/узлах вместо метра/кмх. 20 Сюймов модифицированы.
- SK 37E
- Электронный тренер по войне, преобразование 10 устаревших тренеров SK 37 с 1998 по 2000 год, серийные номера 37807-37811 и 37813-37817, выведены из эксплуатации в 2007 году.
Операторы
[ редактировать ]

Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
![]() |
Операционные единицы
[ редактировать ]- F 4 Frösön
- 2 эскадрилья JA 37 1983–2003
- 1 эскадрилья SK 37 1999–2003
- 1 эскадрилья SK 37E 1999–2003
- F 6 Карлсборг
- 2 эскадрильи AJ 37 1978–1993
- F 7 Såtenäs
- 3 эскадрильи AJ 37 1972–1998
- 1 эскадрилья SK 37 1972–1974
- F 10 Angelholm
- 1 эскадрилья AJ/SF/SH 37 (комбинированный) 1993–2001 гг.
- F 13 Norrköping
- 1 эскадрилья SF/SH 37 (комбинировано) 1977–1993 гг.
- 1 эскадрилья и 37 1980–1993 гг.
- F 15 Söderhamn
- 2 эскадрильи AJ 37 1974–1998
- 1 эскадрилья SK 37 1974–1998
- F 16 Uppsala
- 2 эскадрилья JA 37 1986–2003
- F 17 Kallinge
- 1 эскадрилья и 37 1981-2002 гг.
- 1 эскадрилья SF/SH 37 (комбинировано) 1979–1993 гг.
- 1 эскадрилья и 37 1993–2002 гг.
- F 21 Лулео
- 2 эскадрилья JA 37 1983–2004
- 1 эскадрилья SF/SH 37 1979–2002
- 1 эскадрилья SK 37E (комбинированный) 2003–2007 гг.
Авария и инциденты
[ редактировать ]Очень мало публикуется о военных авиационных происшествиях и инцидентах Швеции, однако инцидент, вызванный смертельным исходом пилота Saab 37 во время разведывательной муки российского ядерного батареи Pyotr Velikiy , произошел 16 октября 1996 года,, [ 125 ] и является последним известным эксплуатационным смертельным исходом 19 общих известных погибших (в более чем 50 авариях) с участием Saab 37 Viggen в ее почти 40-летней истории работы. [ 126 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]
- AJS 37 Viggen (S/N 37098) с кодом F 7–52 был сохранен и пережил длительный период восстановления и технического обслуживания, чтобы снова быть достойным к воздуху. Этот Viggen был построен в 1977 году и служил всей своей активной службе в F 15 Wing в Söderhamn. Он был переведен в гражданский реестр с регистрационным номером SE-DXN. Он выполнил свой первый рейс после того, как был утвержден властями 27 марта 2012 года от F 7 Wing в Såtenäs. [ 127 ] Viggen не может представлять первые доставленные вигги, как они смотрели в начале 1970 -х годов. [ 128 ]
- SK 37 Viggen (два сидений) (S/N 37809) с кодом F 15-61 был сохранен и пережил период восстановления и технического обслуживания, чтобы снова быть достойным воздуха. Этот Viggen был построен в 1973 году и проработал первую деятельность в F 7 Wing в Såtenäs, позже в F 15 Wing в Söderhamn и, наконец, в FMV Prov в Linköping до 2007 года. Он был переведен в гражданский реестр с регистрационным номером SE-DXO. Он выполнил свой детский рейс 15 мая 2018 года от F 7 Wing в Såtenäs после того, как был утвержден властями 21 марта 2018 года. [ 129 ] Вигген окрашен в уникальный четырехцветный камуфляж, так как все вигги были окрашены с конца 1970 -х годов.
- SK 37E VIGGEN (S/N 37898) сохраняется в музее воздуха и космической космос, расположенном в аэропорту Paris - Le Bourget во Франции. [ 130 ]
- JA 37 Viggen (SN: 37429) сохранился в музее Эстонской авиации недалеко от Тарту, Эстония. Самолет был получен от Шведского музея ВВС и вылетел из Швеции в Тарту в 2004 году. [ 131 ]
- AJSF 37 Viggen (S/N 37954) демонстрируется в Польском авиационном музее в Кракове . [ 132 ]
- Два виггена, а также части носа некоторых JA-37 могут быть найдены в аэрозамее, недалеко от Гетеборга . AJ-37 (S/N 37094/57) и AJSH-37 (S/N 37911/55). [ 133 ]
- Два виггена можно найти в Музее авиации Söderhamn в бывшем F 15 Wing в Söderhamn, Швеция. Один - AJS 37, а другой - самолет SK 37 Trainer. [ 134 ]
- AJ 37 Viggen выставлен в авиационном музее Västerås в Вестере, Швеция. [ 135 ]
- AJS 37 Viggen выставлен в Шведском музее воздушных сил в Линкёпинге, Швеция. [ 136 ]
- AJSH 37 Viggen (S/N 373918) выставлен в музее Newark Air , Ньюарк, Ноттингемшир, Великобритания.
- Передняя часть виггена SF 37 выставлена в Шведском музее разведывательных ресурсов, расположенном в старом крыле F 11 в Никопинге, Швеция. [ 137 ]
- AJSF 37 Viggen демонстрируется в Пражском музее авиации, Кбели, Чешской Республике. S/N 37957 C/N 56-21.
- AJSH 37 Viggen (S/N 37901) выставлен в музее Aviodrome в аэропорту Лилистад в Нидерландах .
- Для AJSF 37 Viggen (S/N 374974) выставлен на выставке Flight Hermeskeil Museum в Гермескиле , Германия .
- Пять Да 37 Vigens, из которых является стандарт JA37DI, сохраненный в Jämtland's Flight and Lottamuseum, Jämtland, Sweden. [ 138 ]
- Один AJ 37 Viggen сохранился в Jämtland's Flight and Lottamuseum, Jämtland, Sweden. [ 138 ]
- Передняя половина одного AJS 37 Viggen сохранила в Jämtland's Flight and Lottamuseum, Jämtland, Швеция. [ 138 ]
- Один SK 37 Viggen сохранился в Jämtland's Flight and Lottamuseum, Jämtland, Швеция. [ 138 ]
- Один AJ 37 Viggen демонстрируется в Luleå, Norrbotten, Sweden. [ 139 ]
Технические характеристики (да 37 Viggen)
[ редактировать ]
Данные с боевого самолета с 1945 года [ 140 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 16,4 м (53 фута 10 дюймов)
- Размах крыльев: 10,6 м (34 фута 9 дюймов)
- Высота: 5,9 м (19 футов 4 дюйма)
- Область крыла: 46 м 2 (500 кв. Футов)
- Пустой вес: 9500 кг (20 944 фунта)
- Валовой вес: 16 439 кг (36 242 фунта) ( AJ37 17 000 кг (37 479 фунтов)) [ 141 ]
- Максимальный вес взлета: 19 274 кг (42 492 фунта)
- установка: × volvo rm8b послеора 1 Силовая
Производительность
- Максимальная скорость: 2231 км/ч (1 386 миль в час, 1 205 кН) на 36 100 футов (11003 м)
- Максимальная скорость: Маха 2.1
- Диапазон паром: 1820 км (1130 миль, 980 нм) только внутреннее топливо
- Потолок обслуживания: 18 000 м (59 000 футов)
- Скорость подъема: 203 м/с (40 000 футов/мин) [ 141 ]
Вооружение
- Оружие: 1 × 30 мм Эрликона КНАНА КАННА [ 142 ]
- Жесткие точки: 9 (три жестких точках под фюзеляжем и три под каждым крылом) с мощностью 7000 кг (15 000 фунтов), с положениями о комбинациях:
Смотрите также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Dassault Mirage F1
- McDonnell Douglas F-4 Phantom II
- Mikoyan-Gurevich MiG-23
- Mikoyan MiG-27
- Как ель с ягуаром
- Шеньян J-8
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный «Вигген - костяк шведских ВВС в течение трех десятилетий» . Сааб (на шведском). Saab Ab . Получено 8 марта 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Gunston and Gilchrist 1993, p. 247
- ^ Нильссон, Аксель (13 января 2012 г.). "Jas 39 Gripen - вехи" . Проекты Администрация обороны Шведы. Архивировано с оригинала 22 февраля 2014 года . Получено 12 февраля 2014 года .
Шведское название самолетов
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Фредриксен 2001, с.
- ^ Самолета , Plane Encyclopediaэнциклопедия
- ^ Jump up to: а беременный в «Секретные атомные лодки дали Швецию гарантию безопасности» [Секретные ядерные подводные лодки дали гарантию безопасности Швеции] (PDF) , предвидение (на шведском языке), нет. 1, См.: Шведское агентство по исследованиям обороны, 2005 [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «История Сааба, Сааб 37 Вигген» . ИСТОРИЯ.saab.com . 13 октября 2020 года. Архивировано с оригинала 24 сентября 2020 года . Получено 13 октября 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный Карлинг, Кристер (2002), Saab 37 Viggen - Разработка нового самолета для шведских ВВС 1952–1971 . гг Взгляд аэродинамика ], небольшое письмо (на шведском языке), Стокгольм: Ассоциация шведских механизмов, ISBN 91-631-2395-9 , ISSN 1652-3563
- ^ Jump up to: а беременный в «1960 -е годы». История компании , Сааб. Получено 6 марта 2016 года.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Gunston and Gilchrist 1993, p. 243.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Field 1974, p. 707.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Warwick 1980, p. 1260.
- ^ Nowotny, Андерс; Ekedahl, Sten, Viggen Walkaround , авиационный центр, архивировав с оригинала 20 февраля 2007 года , извлечен 23 апреля 2007 г.
- ^ Bitzinger 1991, p. 18
- ^ Rystedt, Jörgen (1 октября 2005 г.). «Система Airbase 60» (PDF) . Фхт . СЕЙЧАС. Архивировано (PDF) из оригинала 24 сентября 2015 года.
- ^ Тёрнелл, Бернт (5 февраля 2007 г.). «Шведская военная авиабаза» (PDF) . Сила силы . Видеть . Архивировано (PDF) из оригинала 3 июня 2017 года.
- ^ Андерссон, Леннарт (23 ноября 2006 г.). «Шведские резервные дороги» (PDF) . Сила силы . ВИДЕТЬ. Архивировано (PDF) из оригинала 4 июня 2017 года.
- ^ Rystedt, Jörgen (20 апреля 2009 г.). «Система Airbase 90» (PDF) . Фхт . СЕЙЧАС. Архивировано (PDF) из оригинала 14 мая 2016 года.
- ^ «Смелый тезис без эмпирической поддержки» [Смелое требование без эмпирической поддержки] (PDF) , Kkrvaht (на шведском языке) (4), см. 2007, архивированный (PDF) из оригинала 21 марта 2012 года.
- ^ Gunston and Gilchrist 1993, pp. 243–44.
- ^ Larsson, Letell and Thörn 2012, p.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Gunston and Gilchrist 1993, p. 244
- ^ Роскам 2002, с. 206
- ^ Роскам 2002, с. 376.
- ^ Дональд 1996, с. 366
- ^ Jump up to: а беременный «Вигген воздух -десантный». Flight International , 16 февраля 1967 г., с. 270
- ^ Eliasson 2010, стр. 81–82.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Gunston and Gilchrist 1993, p. 245
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k Warwick 1980, p. 1261.
- ^ Jump up to: а беременный в «1970 -е годы». История компании , Сааб. Получено 6 марта 2016 года.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Ford 1973, p. 617.
- ^ «Парижский авиашоу ...» Flight International , 29 мая 1969 г., с. 880.
- ^ Eliasson 2010, с.
- ^ Вагнер 2009, с. 125
- ^ Jump up to: а беременный Ford 1973. с. 616.
- ^ Вагнер 2009, стр. 125-26.
- ^ Песнь 2014, с. 458–59.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Песнь 2014, с. 458.
- ^ Jump up to: а беременный Песнь 2014, с. 459.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Warwick 1980, p. 1265.
- ^ «Мировые новости: более 800 виггенов». Flight International , 23 апреля 1964 г., с. 630.
- ^ Eliasson 2010, стр. 87, 229.
- ^ Forsberg 1994, p. 220.
- ^ Eliasson 2010, с.
- ^ Jump up to: а беременный Jeziorski, Andrzej. "Саб -мухи модернизировали Viggen Finder. Flight International , 19 июня
- ^ Ahren, B. "Viggen Throur Reverser", AIAA Journal of Aircraft , Vol. 18, нет. 5, 1981.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Native 1993
- ^ Jump up to: а беременный Тейлор 1988, с. 702.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Warwick 1980, p. 1264.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Центральный компьютер для самолетов Saab 37, Viggen [ Viggenck37 с фотографиями ] (PDF) , Швеция: Данные SAAB, архивируя из оригинала (PDF) 30 октября 2008 года , полученные 1 декабря 2007 г.
- ^ «Промышленная международная». Flight International , 13 февраля 1969 года. С. 262
- ^ Гебель, Грег (1 декабря 2021 г.). «Сааб 37 Вигген» . Получено 26 июня 2023 года .
Остальная часть авионического пакета JA 37 включала ... [A] более мощный певец-Kearfott SKC-2037 Цифровой центральный процессор, построенный Saab в качестве CD 107.
- ^ «Сааб 37 Вигген» . Глобальные самолеты . Получено 26 июня 2023 года .
Avionics Suite of The JA был значительным улучшением по сравнению с другими вариантами, разработанными десятью годами ранее. Встроенный компьютер был певцом-Киарфоттом SKC-2037, построенным по лицензии Saab в качестве CD 107 ....
- ^ Eliasson 2010, с.
- ^ «Контракт ECM для MSDS» (PDF) , Flight International , Flight Global, p. 762, 1 ноября 1973 года,
Satt Elektronik в Швеции предоставляет активное и пассивное оборудование для Saab 105xt, Viggen и Lansen.
- ^ Битва, EH et al. «Некоторые ранние достижения в области посадки с использованием механически отсканированных пульсных пучков», IEEE Transactions на аэрокосмических и электронных системах , Vol. 25, нет. 5, 1989, с. 775–81.
- ^ Eliasson 2010, с.
- ^ Viggen (PDF) , см .: Militar Technical, апрель 2001 г., архивировано из оригинала (PDF) 26 сентября 2007 г.
- ^ Forsling, G. and Järmark, B. "Оптимальный фюзеляж прицел". AIAA Paper 85-1961 .
- ^ Eliasson 2010, с.
- ^ Ганстон, Билл Современный боевой самолет: от бойцов до вертолетов на поле битвы . Гонконг: Hennerwood Publications, 1983. ISBN 978-0-86273-074-1 .
- ^ «Выгодные дисплеи и оптические системы». Архивировано 7 марта 2016 года на машине Wayback Saab , сентябрь 2014 года.
- ^ «Швеция теста на обновление Viggen». Flight International , 24 марта 1999 года.
- ^ Field 1974, pp. 709–10.
- ^ Jump up to: а беременный в Field 1974, p. 708.
- ^ Field 1974, p. 709.
- ^ Warwick 1980, pp. 1262–63.
- ^ Подробная схема -схема оригинальной компоновки кабины в Coombs 2005.
- ^ Toll, Jörgen (2012), «Часть 1» , Saab 37 Viggen , авиационный центр, архивировав с оригинала 3 марта 2016 года , извлечен 23 июня 2012 г.
{{citation}}
: Неизвестный параметр|aircraft_type=
игнорируется ( помощь ) - ^ Векторная площадка Saab 37 Viggen , архивное из оригинала 13 октября 2007 года , извлечен 15 сентября 2007 г.
- ^ Riebe, J. и William C. «Характеристики низкоскоростной стабильности модели измельченной дельта», NACA RM-L55L21A , 1956.
- ^ Пик, Д. и Тобак М. «Трехмерные взаимодействия и вихревые потоки с акцентом на высокоскоростные транспортные средства», Agard AG-252 , 1980.
- ^ Gunston & Spick 1983 , с. 22–23, 244.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Gunston & Spick 1983 , p. 245
- ^ Warwick 1980, pp. 1260–61.
- ^ Gunston & Spick 1983 , с. 244–45.
- ^ Jump up to: а беременный Ford 1973. с. 618.
- ^ Стридсберг, Свен, Вигген , с
- ^ Gunston & Gilchrist 1993 , pp. 245–47.
- ^ FORD 1973. С. 618–19.
- ^ Jump up to: а беременный в Gunston & Gilchrist 1993 , p. 247
- ^ Андерссон 1989, с.
- ^ Джексон 1993, с. 59
- ^ Агрелл, Вильгельм (2002). гг Шведское оружие Холокоста - развитие химического и ядерного оружия 1928–70 . Фалунь: Исторические СМИ. ISBN 91-89442-49-0 .
- ^ Джексон 1993, с. 76–77.
- ^ Warwick 1980, pp. 1264–65.
- ^ Williams and Gustin 2004, p. 57
- ^ Дарио Леоне, Viggen vs Blackbird: Как шведский авиационный пилот JA-37 смог достичь радарного замка на легендарном SR-71 Spy Srane , Aviation Geek Club, 9 января 2018 года.
- ^ «В 1985 году передача данных истребителей стала эксплуатационной, позволяющей самолету делиться информацией о таргетинге и оружии. Улучшения продолжались в 1990-х годах, при этом возможность отслеживать многоцелевое отслеживание в 1990 году и автоматическое нацеливание на оружие введено к Самолет в 1992 году. " Путинков, М. 2013. Сааб 37 Вигген прогуляется. Кэрроллтон, Техас: Публикации эскадрильи. п. 60
- ^ Gunston & Gilchrist 1993 , p. 246
- ^ FORD 1973. С. 616–17.
- ^ Field 1974, p. 712.
- ^ Field 1974, p. 710.
- ^ Boyne 2002, p. 548.
- ^ Jump up to: а беременный «Система 37 Viggen» (PDF) . 2009 [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Boyne 2002, p. 610.
- ^ Маха 14 , том 4, № 3, 1983, с. 5 ISSN 0280-8498 .
- ^ Mach 25 , Vol 7, № 2, 1986, с. 28–29. ISSN 0280-8498 .
- ^ Darwal 2004, стр. 151-56.
- ^ Вклад и защита [ военное вмешательство и защита ], Vol. 6, Вооруженные силы (шведские вооруженные силы), 2005
- ^ Forsberg 1994, с. 222–23.
- ^ Последний Виггарна покидает руду [ последняя тафткая утка должна представить руду ] (на шведском языке), шведская авиационная ассоциация истории [Шведское авиационное историческое общество], 1 июля 2007 г., архивировано из оригинала 24 марта 2008 года
- ^ Forsberg 1994, p. 236
- ^ До 2002 года, с. 305.
- ^ Dörfer, Ingemar. «Продажа F-16». Иностранные дела, 1983. Получено 23 апреля 2011 года.
- ^ Peacock 1997, pp. 13–16.
- ^ Jump up to: а беременный Кришнасвами, Мурали Н. «Раджив Ганди был« предпринимателем »для шведского самолета, говорит американский кабель». Индус , 8 апреля 2013 года.
- ^ Снайдер и Браун 1997, с. 150
- ^ «Ядерная стабильность и продажа оружия в Индию: последствия для политики США», Arms Control Today , Vol. 27, нет. 5, 1997.
- ^ «Отчет Rajiv Gandhi Wikileaks может привести к другому парламенту» , Live Mint , 8 апреля 2013 г.
- ^ Смит 1994, с. 99
- ^ Джексон 1993, с. 57
- ^ Джексон 1993, с. 63–66.
- ^ Андерссон 1989, с.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Джексон 1993, с. 82
- ^ Jump up to: а беременный в Hewson 1995, p. 31
- ^ Джексон 1993, с. 70–71.
- ^ Андерссон 1989, с.
- ^ Джексон 1993, с. 59, 70.
- ^ Jump up to: а беременный Андерссон 1989, с.
- ^ Джексон 1993, с. 70
- ^ Джексон 1993, с. 78
- ^ Джексон 1993, с. 78, 80.
- ^ Jump up to: а беременный Андерссон 1989, с.
- ^ «Шведский военный самолет разбивает разведчивание корабля» . Пресс-секретарь . Получено 16 августа 2022 года .
- ^ Рантер, Харро. «Результаты викибазы » Авиационная безопасность Получено 16 августа
- ^ «SE-DXN FAR Stor Uppmarkksamhet Langt Utanfor Sverige» [Se-Dxn намного большие наземные операции далеко за пределами Швеции], исторический рейс ВВС Шведы (по шведению), SE , 23 июня 2012 г.
- ^ Поиск самолета [ Поиск самолетов ] (на шведском языке), см.: Шведское транспортное агентство [Транспорт], архивировано с оригинала 1 мая 2019 года , получено 9 апреля 2019 г.
- ^ "С.К. 37 Вигген снова летит!" [SK 37 Вигген снова летит!], Шведская авиатомлая (на шведском языке), см.: Шведское транспортное агентство [Транспортное совета] , полученное 9 апреля 2019 г.
- ^ Saab SK 37E Viggen (во Фрехе), музей L'IR
- ^ Авиационный музей , EE
- ^ Польский авиационный музей в Кракове (на польском языке), ЕС : авиационный музей , получен 6 марта 2016 года
- ^ Самолеты в Aeroseum , Aeroseum, заархивированы из оригинала 5 апреля 2015 года
- ^ Музейная деловая выставка , Музей полета в Сёдерхэмне
- ^ Сааб 37 Вигген , Музей полета Вестероса, архивировал с оригинала 28 марта 2016 года , получен 6 марта 2016 года.
- ^ Saab 37 Viggen , Flygvapenmuseum, архив из оригинала 21 июля 2015 года , извлечен 17 июля 2015 года
- ^ Самолетный зал , F 11 Музей
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Наши самолеты и другие предметы , Jämtland's Flight and Lottamuseum, архивные из оригинала 3 сентября 2018 года , извлечены 24 мая 2019 года
- ^ «Самолет на дороге» , Шведское радио , SR P4, 24 февраля 2009 г. , извлечен 7 января 2021 года.
- ^ Уилсон 2000, с. 123.
- ^ Jump up to: а беременный Gunston & Spick 1998 , p. 148.
- ^ Fpl Ja37 1983, Ch.1, Sec. 18, с. 17
Библиография
[ редактировать ]- Andersson, Hans G. Saab Aircraft с 1937 года Smithsonian Institution Press, 1989. ISBN 0-8747-4314-1 ,
- Битцингер, Ричард. Столкнувшись с будущим: шведские ВВС, 1990–2005. RAND Corporation, 1991. ISBN 0-8330-1103-0 .
- Boyne, Walter J. Air Warfare: Международная энциклопедия, том 1. ABC-Clio, 2002. ISBN 1-5760-7345-9 .
- Песнь, Кристофер. Сборник вооружений и военного оборудования. Лондон: Routledge, 2014. ISBN 1-1346-4668-2 .
- Coombes, LFE Control в небе - эволюция и история кабины самолета . Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: книги пера и меча/Лео Купер, 2005. ISBN 1-84415-148-4 .
- Корам, Роберт. Бойд: Пилот -истребитель, который изменил искусство войны . Нью -Йорк : Little, Brown и Co., 2002. ISBN 0-316-88146-5 .
- Крикмор, Пол Ф. Локхид Блэкберд: Помимо секретных миссий . [ Постоянная мертвая ссылка ] Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2004. ISBN 1-84176-694-1 .
- Дональд, Дэвид и Джон Лейк, ред. Энциклопедия мировых военных самолетов (отдельный объем изд.) . Лондон: аэрокосмическая публикация, 1996. ISBN 1-874023-95-6 .
- Элиассон, Гуннар. Продвинутые государственные закупки как промышленная политика: авиационная промышленность как технический университет. Springer Science & Business Media, 2010. ISBN 1-4419-5849-5 .
- Поле, Хьюз. «Сааб Вигген: В воздухе». Flight International , 30 мая 1974 года. С. 707–12.
- Фредриксен, Джон С. Международные варбирды: иллюстрированное руководство по мировым военным самолетам, 1914–2000. ABC-Clio, 2001. ISBN 1-5760-7364-5 .
- Форд, т.Е "Viggen in Hervice". Flight International , 11 октября 1973 года. С. 616–19.
- FPL JA37 Специальная инструкция водителя FPL JA37 (A/C JA37 Руководство по полету) , Администрация обороны, M5800-370051, 1983
- Erichs, Rolph et al. Saab Scania Story . Стокгольм: Striffert & Co., 1988. ISBN 91-7886-014-8 .
- Forsberg, Randall (1994), Дилемма производства оружия: сокращение и сдержанность в мировой промышленности боевых самолетов , MIT Press, ISBN 0-2625-6085-2 .
- Ганстон, Уильям Билл '; Spick, Michael 'Mike' (1983), Modern Air Combat: самолет, тактика и оружие, используемые в воздушной войне сегодня , Нью -Йорк: книги «Полумесяца», ISBN 0-517-41265-9 .
- ———;; ——— (1998), современные истребители. Технология, тактика и вооружение [ Современные боевые самолеты. Техника, тактика и вооружение ] (на немецком языке), Tyskland, DE : Stocker-Schmid, ISBN 978-3-7276-7062-6 .
- ———;; ——— (2001), современные истребители [ современные боевые самолеты ] (на немецком языке), Tyskland, DE : Stocker-Schmid, ISBN 978-3-613-01926-3 .
- ———;; Gilchrist, Peter (1993), Jet Bombers: от Messerschmitt Me 262 до Stealth B-2 , Osprey, ISBN 1-85532-258-7 .
- Хьюсон, Роберт. «Брифинг: Saab AJS 37 Viggen: новый« Thunderbolt »Flygvapen. World Air Power Journal , том 22, осень/осень 1995, с. 30–31. Лондон: аэрокосмическая публикация. ISBN 1-874023-62-X . ISSN 0959-7050 .
- Ларссон, Бенгт. Мартин Летелл и Хокан Тёрн. Преобразования шведского государства всеобщего благосостояния: от социальной инженерии к управлению? Springer, 2012. ISBN 0-2303-6395-4 .
- Джексон, Пол. «Сааб 37 Вигген». World Air Power Journal , том 13, лето 1993, с. 46–89. Лондон: аэрокосмическая публикация, ISBN 1-874023-17-4 .
- Уроженец, Андреа. «Вигген, охота, исходящая от холода» [Вигген, охота пришла от холода] (на итальянском языке). Журнал RID , июнь 1993, стр. 20–36.
- Павлин, Линдсей. На Falcon Wings: история F-16 . RAF FAIRFORD , Великобритания: Доброжелательные фонды Королевских ВВС, 1997. ISBN 1-899808-01-9 .
- Roskam, январь. Дизайн самолета: дизайн макета кабины, фюзеляжа, крыла и эмпеннаж: профили Cutaways и внутренние профили. Darcorporation, 2002. ISBN 1-8848-8556-X .
- Смит, Крис. "Специальное арсенал Индии: направление или дрейф в политике обороны?" Издательство Оксфордского университета , 1994. ISBN 0-1982-9168-X .
- Снайдер, Уильям П. и Джеймс Браун. Оборонная политика в администрации Рейгана . Diane Publishing, 1997. ISBN 0-7881-4146-5 .
- Тейлор, Джон В.Р. "Сааб 37 Вигген (Тандерболт)". Джейн «Все мировые самолеты» 1980–81 . Лондон: Джейн, 1981. ISBN 0-531-03953-6 .
- –––, изд. Джейн «Все мировые самолеты», 1988–1989 гг . Лондон: Джейн, 1988. ISBN 0-7106-0867-5 .
- Это происходит в шведских ВВС (брошюра). Стокгольм: информационный отдел авиационного персонала, Flyegstabens Informationsavdelning, Шведские ВВС, 1983.
- Вагнер, Пол Дж. Самолет ВВС TAC Recce: НАТО и неординарные самолеты ВВС ВВС В ВВС ВВС ВОЗДЕЛА ВОЗДА ВОЗДЕЛИ. Dorrance Publishing, 2009. ISBN 1-4349-9458-9 .
- Уорик, Грэм. «Перехватчик Вигген». Flight International , 27 сентября 1980 года. С. 1260–65.
- Уильямс, Энтони Г. и доктор Эммануэль Густин. Летающие орудия, современная эра . Мальборо, Уилтшир, Великобритания: The Crowood Press, 2004. ISBN 1-86126-655-3 .
- Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Fyshwick, Au: Aerospace Publications, 2000. ISBN 1-875671-50-1 .
- Винчестер, Джим, изд. «Сааб AJ/SF/SH Viggen». Военные самолеты холодной войны (авиационная FactFile). Лондон: Grange Books, 2006. ISBN 1-84013-929-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Интервью с Viggen Pilot , Милавией .
- Saab 37 Viggen , см.: Проход.
- Saab 37 Viggen , см.: Canit.
- Viggen , авиационно -ресурсный центр, архивировав с оригинала 3 марта 2016 года , извлечен 8 августа 2005 г.
{{citation}}
: Неизвестный параметр|aircraft_type=
игнорируется ( помощь ) . - Вигген , векторный сайт, архивный из оригинала 13 октября 2007 года , извлечен 15 сентября 2007 г.
{{citation}}
: Неизвестный параметр|aircraft_type=
игнорируется ( помощь ) . - Saab 37 Viggen Web -Page Archived 16 апреля 2003 года на машине Wayback (на голландском языке)
- Отчет о полете Flug Revue (на немецком языке)