Каллавая
Каллавайя в группа, проживающая Андах Боливии — коренная . Они живут в провинциях Баутиста-Сааведра и Муньекас департамента Ла-Пас, но наиболее известны как странствующая группа традиционных целителей , которые путешествуют пешком, чтобы добраться до своих пациентов. [ 1 ] [ 2 ] Согласно Проекту охраны ЮНЕСКО , каллавая можно отнести к доинкскому периоду как прямых потомков культур Тиуанако и Молло , то есть их существование длилось примерно 1000 лет. [ 1 ] [ 3 ] Известно, что они выполняли сложные процедуры, такие как операции на головном мозге, наряду с постоянным употреблением лекарственных растений еще в 700 году нашей эры. Наиболее известно то, что они, как известно, помогли спасти тысячи жизней во время строительства Панамского канала , где они использовали традиционные растительные средства для лечения эпидемии малярии . [ 4 ] Некоторые исторические источники даже называют Каллавайя первыми, кто применил хинин для профилактики и борьбы с малярией . [ 5 ] В 2012 году по всей Боливии насчитывалось 11 662 каллавая. [ 6 ]
Этимология
[ редактировать ]По словам Энрике Облитаса Поблете , боливийского этноботанического специалиста, [ 7 ] Каллавая может быть искажением слов кхалла-вайай («начало подношения питья») или к'алла или к'алли вайай («вход в священство»). [ 8 ] Однако нет никаких доказательств того, является ли это имя строго словом кечуа или аймара , словом происхождения пукина или словом, происходящим от самих калавая.
Целители
[ редактировать ]Каллавайя Докторс ( Medicals Kallawaya ) – один из самых популярных -натуропатов целителей в мире . [ 9 ] и как хранители научных знаний. Женщины Каллавая часто являются акушерками, лечат гинекологические заболевания и педиатрических пациентов, но именно мужчин общины в первую очередь учат быть естественными целителями. [ 10 ] Целители Каллавая путешествуют по северо-западной Боливии и некоторым частям Аргентины , Чили , Эквадора , Панамы и Перу . Часто они идут пешком, прогуливаясь по древним тропам инков , через тропики, горные долины и высокогорные плато в поисках традиционных трав. [ 11 ]
Знания, которыми в основном занимаются калавая, касаются лечебных свойств растений, животных и минералов . [ 3 ] Хотя большинство целителей Каллавая знают, как правильно использовать около 300 растений, а специалисты изучают до 600, широко распространено мнение, что эти целители в совокупности знают, как использовать 900 видов растений, произрастающих в Андском регионе. [ 12 ] Эти растения представляют собой смесь растений, встречающихся в Амазонии , Альтиплано и Среднеандийском регионе. [ 12 ] Эти растения также представляют собой смесь местных и экзотических видов растений, поскольку исследования показали, что около 30 известных растений в их фармакопее были завезены из Африки, Европы или Южной Азии. [ 12 ] [ 13 ]
Каллавая основывают свое исцеление на вере в то, что духовный мир и мир природы связаны в человеческом теле. Чтобы человек был здоровым, он должен находиться в гармонии с окружающей средой. [ 12 ] Таким образом, болезнь является результатом разрыва связи между человеком и его естественным окружением. Чтобы поддерживать естественный баланс, методы лечения Каллавая основаны на профилактике, лечении и лечении как физических, так и психических заболеваний. [ 12 ] Однако эта практика может варьироваться в зависимости от того, где каллавая лечат своих пациентов. В сельских деревнях, которые они часто посещают, профилактическая медицина более распространена, а реактивное лечение более распространено в городах, где им разрешено практиковать. [ 12 ]
Прежде чем покинуть свои дома, чтобы исцелить больных, каллавая исполняют церемониальный танец. Танец и регалии выражаются как ятири («целитель»). Хореография известна ллантуча сури , и одеждой, сделанной из перьев реи используемой для защиты от непогоды во время путешествия к своим пациентам, неся хапчо («мужские сумки»), содержащие травы, смеси и талисманы. [ 3 ] Группы музыкантов исполняют Канту , играя на барабанах и пан-флейте во время ритуальных церемоний, чтобы установить контакт с духовным миром перед тем, как целитель посетит пациентов. [ 1 ]
До начала 21 века практика исцеления Каллавая была незаконной в Боливии и других странах Андского региона. По закону заниматься медицинской практикой разрешалось только тем врачам, которые считались «традиционными врачами», то есть имели медицинские дипломы западного образца. [ 12 ] С образованием Боливийского общества традиционной медицины (SOBOMETRA) в 1984 году традиционная медицина наконец оказалась в центре внимания правительства Боливии. [ 14 ] Законы, принятые под влиянием СОБОМЕТРЫ, по-прежнему ограничивали Каллавайю, пока международное влияние не оказало давление на Боливию, чтобы она сделала ее законной. Частично это связано с декларацией ЮНЕСКО о сохранении культурного наследия в 2003 году и избранием президента коренного народа Эво Моралеса в 2006 году, который использовал свое влияние для укрепления доверия к натуралистической медицине. [ 12 ]
Язык
[ редактировать ]Языком их торговли является язык Каллавайя , также называемый в сообществе Мачадж Джуйай , и используется только в контексте медицинских практик и ритуалов. [ 12 ] Считается, что этот язык основан на базовой грамматике кечуа, а также на словарном запасе, основанном на ныне вымершем языке пукина . [ 3 ] [ 15 ] Однако недавние исследования показали, что основная лексика происходит от южных диалектов кечуа аякучано и кускеньо, что отражает регион их происхождения. [ 2 ] Из-за их способности сохранять эзотерическую лексику, язык также содержит лексикологию из языка аймара , языка уру-чипая , испанского языка , языка кунза , языков таканана , а также других языков, которые не были проанализированы. [ 2 ]
Обычно разговорным языком сообщества является язык кечуа . [ 16 ] Ритуальный язык каллавайя не преподается в качестве основного; скорее, его преподают как второй язык, чтобы посвятить в сообщество нового целителя. [ 17 ] Из-за этого махадж-джуяй считается во всем мире языком, находящимся под угрозой исчезновения, и его начали сохранять некоммерческие организации, такие как Институт живых языков для исчезающих языков . [ 17 ]
Звонки без границ (КАСФРО)
[ редактировать ]В 2006 году группа молодых целителей-каллаваянцев основала некоммерческую организацию «Kallawayas sin Fronteras» (KASFRO) в департаменте Кочабамба в Боливии . Организация была основана с целью сохранения наследия народа Каллавайя при его переходе из небольших деревень в более крупные города. Они определяют свою деятельность четырьмя целями: продвижение этики и морали практики лечения Каллавая; объединить и поддержать единство всех Каллавая и сущностей Каллавая; оптимизировать и обновлять знания Каллавайи от одного поколения к другому; и содействовать систематизации регистрации целителей Каллавая в национальной системе здравоохранения. Все эти мероприятия предназначены для того, чтобы позволить старейшинам сообщества взаимодействовать с молодым поколением, систематически передавать свои знания и начать документировать эти методы исцеления. [ 12 ]
Целители, желающие стать членами KASFRO, должны соответствовать нескольким критериям, которые проверяются восемью членами сообщества. Во-первых, человек должен был родиться в деревнях Чаразани или Курва и в настоящее время практиковать медицину Каллавая. Как только эти утверждения будут доказаны, целитель должен представить резюме или биографические данные, определяющие его родословную Каллавайя, с членами семьи одной из шестидесяти семей Каллавайя, которые в настоящее время являются ее членами, готовыми проявить себя как родственники этого целителя. Затем лидеры айллу примут решение о праве целителя. [ 12 ]
KASFRO также участвует в общем сохранении знаний других групп коренных народов. После своего основания он присоединился к латиноамериканской онлайн-базе данных «Red de Información Indígena», чтобы получить признание на международной платформе. Он также установил партнерские отношения с другими организациями здравоохранения коренных народов по всей Боливии , чтобы получить официальное признание со стороны правительства, поскольку этим группам не разрешили присоединиться к национальному реестру здравоохранения. постоянно оказывалось международное давление, Несмотря на то, что KASFRO не разрешили присоединиться к реестру, со стороны ЮНЕСКО требующее признания этих групп. [ 12 ]
Наряду с этой деятельностью KASFRO продвигает деятельность, которая позволит институционализировать местные медицинские практики по всей стране. В 2009 году KASFRO сыграл важную роль в создании Consejo Departamental de Tradicional Medicina (CODEMETRA), организации, представляющей 20 организаций врачей коренных народов в департаменте Кочабамба . После создания CODEMETRA другие департаменты по всей Боливии создали аналогичные организации, которые впервые объединились в 2012 году как Национальный совет медицины коренных народов. Этот совет оказал влияние на национальные правительства и правительства департаментов Боливии и до сих пор собирается ежегодно. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Прокламация 2003 года: «Андское космическое видение Каллавайи» » . ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 30 марта 2012 года . Проверено 19 сентября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Хансс, Катя. «Этимология Каллавая». Журнал языкового контакта (10), 2017, с. 219–263
- ^ Jump up to: а б с д «Мудрость культуры Молло Каллавая» . boliviacontact.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2013 года . Проверено 19 сентября 2007 г.
- ^ «Наши медицинские навыки » 23 апреля 2015 года . Получено 20 декабря.
- ^ Приди, Виктор Р. (2008). Ботаническая медицина в клинической практике . КАБИ. стр. 41–. ISBN 978-1-84593-413-2 . Архивировано из оригинала 26 ноября 2017 года . Проверено 27 июля 2011 г.
- ^ «Характеристика населения Боливии по данным переписи населения и жилищного фонда 2012 года» . Национальный институт статистики Республики Боливия . п. 29. Архивировано из оригинала 1 августа 2021 года . Проверено 1 апреля 2020 г.
- ^ Броуман, Дэвид Л.; Шварц, Рональд А. (1979). Духи, шаманы и звезды: взгляды из Южной Америки . Мутон. п. 59. ИСБН 978-90-279-7890-5 . Архивировано из оригинала 5 марта 2017 года . Проверено 27 июля 2011 г.
- ^ Международный совет народной музыки ; Королевский университет (Кингстон, Онтарио). Музыкальный факультет (1985). Ежегодник Международного совета народной музыки . Опубликовано для Международного совета по народной музыке издательством Университета Иллинойса. п. 162. Архивировано из оригинала 5 марта 2017 года . Проверено 27 июля 2011 г.
- ^ «Целители Каллавая» . www.acreakheritage.com . Архивировано из оригинала 6 марта 2008 года . Проверено 19 сентября 2007 г.
- ^ Лохид, Вивьен; Харрис, Джон (1 марта 2006 г.). Боливия . Hunter Publishing, Inc., стр. 121–. ISBN 978-1-58843-565-1 . Архивировано из оригинала 28 июня 2014 года . Проверено 19 сентября 2007 г.
- ^ Петерсон, Мишель (30 октября 2004 г.). «Заколдованные в Боливии» . Глобус и почта. Архивировано из оригинала 10 ноября 2016 года . Проверено 9 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Бабис, Деби (2018). «Изучение возникновения организаций традиционных целителей: пример этномедицинской ассоциации в Боливии». Обзор социологии здоровья . 27 (2): 136–152. дои : 10.1080/14461242.2018.1452624 . S2CID 149534358 .
- ^ Джанни, Кевин Д.; Бастьен, Джозеф В. (2004). «Экзотические растения в Фармакопее Каллавая». Экономическая ботаника . 58 : S274–S279. doi : 10.1663/0013-0001(2004)58[S274:EBITKP]2.0.CO;2 . S2CID 35179106 .
- ^ Агилар, Лилиана Дуран. «Андская традиционная медицина, альтернатива для общин в Боливии» (на испанском языке). Архивировано из оригинала 16 февраля 2019 года . Проверено 20 декабря 2022 г.
- ^ Харрисон, К. Дэвид. «Каллавая: Тайный язык медицинских знаний» . Лингвистика Суортморского колледжа. Архивировано из оригинала 15 августа 2012 года . Проверено 19 сентября 2007 г.
- ^ Ловгрен, Стефан (18 сентября 2007 г.). «Языки стремятся к исчезновению в пяти глобальных «горячих точках» » . Нэшнл Географик. Архивировано из оригинала 12 октября 2012 года . Проверено 19 сентября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б «Языковой проект Каллавая » «Живые языки» Проект Получено 20 декабря.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Абдель-Малек С. и др. 1995. Лидеры по лекарствам от травников Каллавая из Боливии . 1. Предыстория, обоснование, протокол и деятельность по борьбе с ВИЧ. Журнал этнофармакологии. 50, нет. 3: 157.
- Бастьен, Джозеф Уильям. Целители Анд: травники Каллавая и их лекарственные растения . Солт-Лейк-Сити: Университет Юты Press, 1987. ISBN 0-87480-278-4
- Джанни, Кевин Д. и Джозеф В. Бастьен. 2004. Специальный раздел «Лекарственные растения – экзотические растения» в Фармакопее Каллавая . Прикладная ботаника. 58: С274.
- Криппнер С. и Э.С. Гленни. 1997. Целители Каллавая Анд . Психолог-гуманист: Бюллетень отдела гуманистической психологии, 32-го отдела Американской психологической ассоциации. 25, нет. 2: 212.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список статей различных авторов, подготовленный доктором К. Дэвидом Харрисоном, Суортморский университет.
- Каллавая от Института исчезающих языков Living Tongues