Эксперимент
Часть серии о |
Исследовать |
---|
Философский портал |
Эксперимент — это процедура , проводимая для подтверждения или опровержения гипотезы или определения эффективности или вероятности чего-то ранее не опробованного. Эксперименты дают представление о причинно-следственных связях , демонстрируя, какой результат возникает при манипулировании конкретным фактором. Эксперименты сильно различаются по целям и масштабам, но всегда полагаются на повторяемость процедур и логический анализ результатов. Существуют также естественные экспериментальные исследования .
Ребенок может проводить базовые эксперименты, чтобы понять, как предметы падают на землю, в то время как группам ученых могут потребоваться годы систематических исследований, чтобы углубить свое понимание явления. Эксперименты и другие виды практической деятельности очень важны для обучения учащихся в классе естественных наук. Эксперименты могут повысить результаты тестов и помочь учащимся стать более вовлеченными и заинтересованными в изучаемом материале, особенно при их использовании с течением времени. [1] Эксперименты могут варьироваться от личных и неформальных естественных сравнений (например, дегустация нескольких шоколадных конфет в поисках любимого) до строго контролируемых (например, тесты, требующие сложного оборудования, контролируемого многими учеными, которые надеются обнаружить информацию о субатомных частицах). Использование экспериментов значительно различается в естественных и гуманитарных науках.
Эксперименты обычно включают элементы управления , которые предназначены для минимизации влияния переменных, отличных от единственной независимой переменной . Это повышает надежность результатов, часто за счет сравнения контрольных измерений с другими измерениями. Научный контроль является частью научного метода . В идеале все переменные в эксперименте контролируются (учитываются контрольными измерениями), и ни одна из них не является неконтролируемой. В таком эксперименте, если все элементы управления работают так, как ожидалось, можно заключить, что эксперимент работает так, как предполагалось, и что результаты обусловлены влиянием тестируемых переменных.
Обзор
[ редактировать ]В научном методе эксперимент – это эмпирическая процедура, которая проверяет конкурирующие модели или гипотезы . [2] [3] Исследователи также используют эксперименты для проверки существующих теорий или новых гипотез, чтобы поддержать или опровергнуть их. [3] [4]
Эксперимент обычно проверяет гипотезу , которая представляет собой ожидание о том, как работает конкретный процесс или явление. Однако эксперимент может также быть направлен на ответ на вопрос «что, если» без конкретных ожиданий относительно того, что покажет эксперимент, или на подтверждение предыдущих результатов. Если эксперимент проводится тщательно, результаты обычно либо подтверждают, либо опровергают гипотезу. Согласно некоторым философским теориям науки , эксперимент никогда не может «доказать» гипотезу, он может лишь добавить подтверждения. С другой стороны, эксперимент, дающий контрпример , может опровергнуть теорию или гипотезу, но теорию всегда можно спасти соответствующими специальными модификациями в ущерб простоте.
Эксперимент также должен контролировать возможные мешающие факторы — любые факторы, которые могут повлиять на точность или повторяемость эксперимента или на способность интерпретировать результаты. Вмешательство обычно устраняется с помощью научного контроля и/или, в рандомизированных экспериментах , путем случайного назначения .
В инженерных и физических науках эксперименты являются основным компонентом научного метода. Они используются для проверки теорий и гипотез о том, как физические процессы работают в определенных условиях (например, может ли конкретный технологический процесс производить желаемое химическое соединение). Обычно эксперименты в этих областях сосредоточены на воспроизведении идентичных процедур в надежде получить идентичные результаты при каждом повторении. Случайное назначение встречается редко.
В медицине и социальных науках распространенность экспериментальных исследований широко варьируется в зависимости от дисциплины. Однако при использовании эксперименты обычно имеют форму клинического исследования , где экспериментальные единицы (обычно отдельные люди) случайным образом распределяются по группам лечения или контроля, где оцениваются один или несколько результатов. [5] В отличие от норм в естественных науках, основное внимание обычно уделяется среднему эффекту лечения (разница в результатах между экспериментальной и контрольной группами) или другой тестовой статистике, полученной в результате эксперимента. [6] Одно исследование обычно не предполагает повторения эксперимента, но отдельные исследования могут быть объединены посредством систематического обзора и метаанализа .
имеются различные различия в экспериментальной практике В каждой из отраслей науки . Например, сельскохозяйственные исследования часто используют рандомизированные эксперименты (например, для проверки сравнительной эффективности различных удобрений), в то время как экспериментальная экономика часто включает экспериментальные проверки теоретического поведения человека, не полагаясь на случайное распределение людей по условиям лечения и контроля.
История
[ редактировать ]Один из первых методических подходов к экспериментам в современном понимании виден в трудах арабского математика и учёного Ибн аль-Хайсама . Он проводил свои эксперименты в области оптики — возвращаясь к оптическим и математическим проблемам в работах Птолемея — контролируя свои эксперименты из-за таких факторов, как самокритичность, уверенность в видимых результатах экспериментов, а также критичность с точки зрения более ранних результатов. Он был одним из первых учёных, применивших индуктивно-экспериментальный метод для достижения результатов. [7] В своей «Книге оптики» он описывает принципиально новый подход к познанию и исследованию в экспериментальном смысле:
То есть нам следует возобновить исследование его принципов и предпосылок, начав наше исследование с рассмотрения существующих вещей и обзора состояний видимых объектов. Нам следует различать свойства частностей и собирать индукцией то, что относится к глазу, когда имеет место зрение, и что в способе ощущения оказывается однородным, неизменным, очевидным и не подлежащим сомнению. После этого нам следует постепенно и планомерно продвигаться вверх в наших исследованиях и рассуждениях, критикуя посылки и проявляя осторожность в отношении выводов. во всем, что мы судим и критикуем, заботимся о том, чтобы мы искали истину и не поддавались влиянию мнения. Таким образом мы можем в конце концов прийти к истине, которая радует сердце, и постепенно и осторожно достичь конца, в котором появляется уверенность; в то время как посредством критики и осторожности мы можем уловить истину, которая рассеивает разногласия и разрешает сомнительные вопросы. При всем том мы не свободны от той человеческой мути, которая есть в природе человека; но мы должны сделать все возможное, используя те человеческие силы, которые у нас есть. От Бога мы получаем поддержку во всем. [8]
По его пояснению, необходимо строго контролируемое проведение испытаний с учетом субъективности и восприимчивости результатов, обусловленных природой человека. Кроме того, необходим критический взгляд на результаты и выводы более ранних ученых:
Таким образом, обязанность человека, изучающего труды учёных, если его целью является познание истины, стать врагом всего, что он читает, и, обращая свой разум к ядру и границам его содержания, атаковать его. со всех сторон. Ему также следует подозревать самого себя, когда он критически рассматривает это, чтобы избежать предубеждений или снисходительности. [9]
Таким образом, для объективного эксперимента необходимо сравнение более ранних результатов с результатами эксперимента — видимые результаты важнее. В конце концов, это может означать, что исследователь-экспериментатор должен найти достаточно смелости, чтобы отказаться от традиционных мнений или результатов, особенно если эти результаты не являются экспериментальными, а являются результатом логического/мысленного вывода. В этом процессе критического рассмотрения человек сам не должен забывать, что он склонен к субъективным мнениям – через «предрассудки» и «снисходительность» – и поэтому должен критически относиться к своему собственному способу построения гипотез. [ нужна ссылка ]
Фрэнсис Бэкон (1561–1626), английский философ и учёный, работавший в 17 веке, стал влиятельным сторонником экспериментальной науки в эпоху английского Возрождения . Он не соглашался с методом ответа на научные вопросы методом дедукции — подобно Ибн аль-Хайсаму — и описывал его следующим образом: «Сначала определив вопрос по своей воле, человек затем прибегает к опыту и подчинил его в соответствии со своими местами». , ведет ее, как пленницу в процессии». [10] Бэкон хотел разработать метод, основанный на повторяемых наблюдениях или экспериментах. Примечательно, что он первым предложил научный метод в том виде, в каком мы его понимаем сегодня.
Остается простой опыт; которое, если принять его таким, какое оно есть, называется случайностью, если его искать, экспериментом. Истинный метод опыта сначала зажигает свечу [гипотезу], а затем посредством свечи указывает путь [организует и ограничивает опыт]; начиная с опыта, должным образом упорядоченного и переработанного, а не неуклюжего или беспорядочного, и выводя из него аксиомы [теории], а из установленных аксиом снова новые эксперименты. [11] : 101
В последующие столетия люди, применявшие научный метод в различных областях, добились важных успехов и открытий. Например, Галилео Галилей (1564–1642) точно измерял время и экспериментировал, чтобы сделать точные измерения и выводы о скорости падающего тела. Антуан Лавуазье (1743–1794), французский химик, использовал эксперимент для описания новых областей, таких как горение и биохимия , а также для разработки теории сохранения массы (вещества). [12] Луи Пастер (1822–1895) использовал научный метод, чтобы опровергнуть преобладающую теорию самозарождения и разработать микробную теорию болезней . [13] использовать хорошо спланированные лабораторные Из-за важности контроля потенциально искажающих переменных, по возможности, предпочтительнее эксперименты.
Значительный прогресс в планировании и анализе экспериментов произошел в начале 20 века благодаря вкладу таких статистиков, как Рональд Фишер (1890–1962), Ежи Нейман (1894–1981), Оскар Кемпторн (1919–2000), Гертруда . Мэри Кокс (1900–1978) и Уильям Джеммел Кокран (1909–1980) и другие.
Типы
[ редактировать ]Эксперименты можно разделить на несколько категорий в зависимости от профессиональных норм и стандартов в различных областях обучения.
В некоторых дисциплинах (например, в психологии или политологии ) «настоящий эксперимент» — это метод социального исследования, в котором используются переменные двух типов . , независимой переменной Экспериментатор манипулирует а зависимая переменная измеряется. Отличительной характеристикой настоящего эксперимента является то, что он случайным образом распределяет испытуемых для нейтрализации предвзятости экспериментатора и гарантирует, что на протяжении большого числа итераций эксперимента он контролирует все мешающие факторы. [14]
В зависимости от дисциплины эксперименты могут проводиться для достижения разных, но не взаимоисключающих целей: [15] проверять теории, искать и документировать явления, разрабатывать теории или давать советы политикам. Эти цели также по-разному связаны с проблемами достоверности .
Контролируемые эксперименты
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2019 г. ) |
Контролируемый эксперимент часто сравнивает результаты, полученные на экспериментальных образцах, с контрольными образцами, которые практически идентичны экспериментальному образцу, за исключением одного аспекта, эффект которого проверяется ( независимая переменная ). Хорошим примером могут быть испытания лекарств. Образец или группа, получающая лекарство, будет экспериментальной группой ( группой лечения ); и тот, кто получает плацебо или регулярное лечение, будет контрольным . Во многих лабораторных экспериментах рекомендуется иметь несколько повторных образцов для проводимого теста и иметь как положительный, так и отрицательный контроль . Результаты повторных образцов часто можно усреднить, или, если один из повторов явно не соответствует результатам других образцов, его можно отбросить как результат экспериментальной ошибки (какой-то этап процедуры тестирования мог быть ошибочно выполнен). опущено для этого образца). Чаще всего тесты проводятся в двух или трех экземплярах. Положительный контроль — это процедура, аналогичная фактическому экспериментальному тесту, но, как известно из предыдущего опыта, она дает положительный результат. Известно, что отрицательный контроль дает отрицательный результат. Положительный контроль подтверждает, что основные условия эксперимента смогли дать положительный результат, даже если ни один из фактических экспериментальных образцов не дал положительного результата. Отрицательный контроль демонстрирует исходный результат, полученный, когда тест не дает измеримого положительного результата. Чаще всего значение отрицательного контроля рассматривают как «фоновое» значение, которое вычитают из результатов тестируемого образца. Иногда положительный контроль занимает квадрант а. стандартная кривая .
Примером, который часто используется в учебных лабораториях, является контролируемый белка анализ . Студентам могут дать образец жидкости, содержащий неизвестное (для студентов) количество белка. Их работа заключается в правильном проведении контролируемого эксперимента, в ходе которого они определяют концентрацию белка в образце жидкости (обычно называемом «неизвестным образцом»). Учебная лаборатория будет оборудована стандартным раствором белка с известной концентрацией белка. Студенты могли сделать несколько образцов положительного контроля, содержащих различные разведения стандарта белка. Образцы отрицательного контроля будут содержать все реагенты для анализа белка, но не будут содержать белка. В этом примере все выборки выполняются в двух экземплярах. Анализ представляет собой колориметрический анализ , при котором спектрофотометр может измерять количество белка в образцах путем обнаружения окрашенного комплекса, образующегося в результате взаимодействия молекул белка и молекул добавленного красителя. На иллюстрации результаты для разведенных тестовых образцов можно сравнить с результатами стандартной кривой (синяя линия на иллюстрации), чтобы оценить количество белка в неизвестном образце.
Контролируемые эксперименты можно проводить, когда трудно точно контролировать все условия эксперимента. В этом случае эксперимент начинается с создания двух или более групп выборок, которые вероятностно эквивалентны, что означает, что измерения характеристик должны быть схожими в группах и что группы должны реагировать одинаково, если им предоставляется одинаковое лечение. Эта эквивалентность определяется статистическими методами, которые учитывают величину различий между особями и количество особей в каждой группе. В таких областях, как микробиология и химия , где различия между отдельными людьми очень малы, а размер группы легко исчисляется миллионами, эти статистические методы часто обходят стороной и предполагается, что простое разделение раствора на равные части дает идентичные группы образцов.
Как только эквивалентные группы сформированы, экспериментатор пытается обращаться с ними одинаково, за исключением одной переменной , которую он или она хочет изолировать. Эксперименты на людях требуют особых мер защиты от внешних переменных, таких как эффект плацебо . Такие эксперименты, как правило, являются двойными слепыми , что означает, что ни волонтер, ни исследователь не знают, какие люди находятся в контрольной группе или экспериментальной группе, пока не будут собраны все данные. Это гарантирует, что любое воздействие на добровольца связано с самим лечением, а не является реакцией на знание о том, что он проходит лечение.
В экспериментах на людях исследователи могут дать субъекту (человеку) стимул , на который субъект реагирует. Цель эксперимента — измерить реакцию на раздражитель тестовым методом .
При планировании экспериментов применяются два или более «обработки» для оценки разницы между средними ответами на лечение . Например, эксперимент по выпечке хлеба мог бы оценить разницу в ответах, связанных с количественными переменными, такими как соотношение воды и муки, и качественными переменными, такими как штаммы дрожжей. Экспериментирование — это этап научного метода , который помогает людям сделать выбор между двумя или более конкурирующими объяснениями или гипотезами . Эти гипотезы предлагают причины, объясняющие явление или предсказывающие результаты действия. Примером может служить гипотеза о том, что «если я выпущу этот мяч, он упадет на пол»: это предположение можно затем проверить, проведя эксперимент по отпусканию мяча и наблюдая за результатами. Формально гипотеза сравнивается с противоположной ей или нулевой гипотезой («если я выпущу этот шар, он не упадет на пол»). Нулевая гипотеза заключается в том, что исследуемое рассуждение не дает объяснения или предсказательной силы явления. После определения гипотез можно провести эксперимент и проанализировать результаты, чтобы подтвердить, опровергнуть или определить точность гипотез.
Также могут быть разработаны эксперименты для оценки побочных эффектов на близлежащие необработанные объекты.
Естественные эксперименты
[ редактировать ]Термин «эксперимент» обычно подразумевает контролируемый эксперимент, но иногда контролируемые эксперименты являются непомерно трудными, невозможными, неэтичными или незаконными. В этом случае исследователи прибегают к натурным экспериментам или квазиэкспериментам . [16] Естественные эксперименты полагаются исключительно на наблюдения за переменными изучаемой системы , а не на манипулирование только одной или несколькими переменными, как это происходит в контролируемых экспериментах. Насколько это возможно, они пытаются собрать данные для системы таким образом, чтобы можно было определить вклад всех переменных и чтобы эффекты изменения определенных переменных оставались примерно постоянными, чтобы можно было различить эффекты других переменных. Степень, в которой это возможно, зависит от наблюдаемой корреляции между объясняющими переменными в наблюдаемых данных. Когда эти переменные плохо коррелируют, естественные эксперименты могут приблизиться по мощности к контролируемым экспериментам. Однако обычно между этими переменными существует некоторая корреляция, что снижает надежность естественных экспериментов по сравнению с выводами, которые можно было бы сделать, если бы проводился контролируемый эксперимент. Кроме того, поскольку естественные эксперименты обычно проводятся в неконтролируемой среде, переменные из необнаруженных источников не измеряются и не поддерживаются постоянными, что может привести к иллюзорным корреляциям изучаемых переменных.
Многие исследования в нескольких научных дисциплинах, включая экономику , гуманитарную географию , археологию , социологию , культурную антропологию , геологию , палеонтологию , экологию , метеорологию и астрономию , опираются на квазиэксперименты. Например, в астрономии совершенно невозможно при проверке гипотезы «Звезды — это схлопнувшиеся облака водорода» начать с гигантского облака водорода, а затем провести эксперимент по ожиданию в течение нескольких миллиардов лет, пока из него сформируется звезда. . Однако, наблюдая за различными облаками водорода в различных состояниях коллапса и другими следствиями гипотезы (например, наличием различных спектральных излучений света звезд), мы можем собрать данные, необходимые для подтверждения гипотезы. Ранним примером экспериментов такого типа было первое подтверждение в 17 веке того, что свет не перемещается из места в место мгновенно, а имеет измеримую скорость. Наблюдения за появлением спутников Юпитера немного задерживались, когда Юпитер находился дальше от Земли, а не тогда, когда Юпитер был ближе к Земле; и это явление было использовано, чтобы продемонстрировать, что разница во времени появления лун соответствует измеримой скорости. [17]
Полевые эксперименты
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2019 г. ) |
Полевые эксперименты названы так, чтобы отличить их от лабораторных экспериментов, которые обеспечивают научный контроль путем проверки гипотезы в искусственных и строго контролируемых условиях лаборатории. Полевые эксперименты, часто используемые в социальных науках, и особенно в экономическом анализе мероприятий в области образования и здравоохранения, имеют то преимущество, что результаты наблюдаются в естественных условиях, а не в искусственно созданной лабораторной среде. По этой причине полевые эксперименты иногда рассматриваются как имеющие более высокую внешнюю валидность , чем лабораторные эксперименты. Однако, как и естественные эксперименты, полевые эксперименты страдают от возможности загрязнения: условия эксперимента можно контролировать с большей точностью и уверенностью в лаборатории. Однако некоторые явления (например, явка избирателей на выборах) нелегко изучить в лаборатории.
Наблюдательные исследования
[ редактировать ]Наблюдательное исследование используется, когда непрактично, неэтично, непомерно дорого (или иным образом неэффективно) вписать физическую или социальную систему в лабораторные условия, полностью контролировать мешающие факторы или применить случайное распределение. Его также можно использовать, когда мешающие факторы либо ограничены, либо известны достаточно хорошо, чтобы анализировать данные в их свете (хотя это может быть редко, когда изучаются социальные явления). Чтобы наука о наблюдениях была достоверной, экспериментатор должен знать и учитывать мешающие факторы. В таких ситуациях наблюдательные исследования имеют ценность, поскольку они часто предлагают гипотезы, которые можно проверить с помощью рандомизированных экспериментов или путем сбора свежих данных.
Однако по своей сути наблюдательные исследования не являются экспериментами. По определению, наблюдательным исследованиям не хватает манипуляций, необходимых для экспериментов Бэкона . Кроме того, наблюдательные исследования (например, биологических или социальных систем) часто включают переменные, которые трудно измерить или контролировать. Наблюдательные исследования ограничены, поскольку им не хватает статистических свойств рандомизированных экспериментов. В рандомизированном эксперименте метод рандомизации, указанный в протоколе эксперимента, определяет статистический анализ, который обычно также указывается в протоколе эксперимента. [18] Без статистической модели, отражающей объективную рандомизацию, статистический анализ опирается на субъективную модель. [18] Выводы из субъективных моделей ненадежны в теории и практике. [19] В действительности, есть несколько случаев, когда тщательно проведенные наблюдательные исследования постоянно дают неправильные результаты, то есть когда результаты наблюдательных исследований противоречивы, а также отличаются от результатов экспериментов. Например, эпидемиологические исследования рака толстой кишки постоянно показывают полезную корреляцию с потреблением брокколи, тогда как эксперименты не обнаруживают никакой пользы. [20]
Особая проблема с обсервационными исследованиями с участием людей заключается в большой трудности в достижении объективных сравнений между лечением (или воздействием), поскольку такие исследования склонны к систематической ошибке отбора , а группы, получающие различное лечение (воздействие), могут сильно различаться в зависимости от их ковариат (возраст, рост, вес, принимаемые лекарства, физические упражнения, состояние питания, этническая принадлежность, семейный анамнез и т. д.). Напротив, рандомизация подразумевает, что для каждой ковариаты среднее значение для каждой группы должно быть одинаковым. Для любого рандомизированного исследования, конечно, ожидаются некоторые отклонения от среднего значения, но рандомизация гарантирует, что экспериментальные группы будут иметь близкие средние значения из-за центральной предельной теоремы и неравенства Маркова . При неадекватной рандомизации или небольшом размере выборки систематические вариации ковариат между группами лечения (или группами воздействия) затрудняют отделение эффекта лечения (воздействия) от эффектов других ковариат, большинство из которых не были измерены. . Математические модели, используемые для анализа таких данных, должны учитывать каждую отличающуюся ковариату (если она измеряется), и результаты не имеют смысла, если ковариата не рандомизирована и не включена в модель.
Чтобы избежать условий, которые делают эксперимент гораздо менее полезным, врачи, проводящие медицинские исследования – скажем, для одобрения Управления по контролю за продуктами и лекарствами США – количественно и рандомизируют ковариаты, которые можно идентифицировать. Исследователи пытаются уменьшить систематические ошибки наблюдательных исследований с помощью методов сопоставления , таких как сопоставление показателей склонности , которые требуют больших популяций субъектов и обширной информации о ковариатах. Однако сопоставление показателей склонности больше не рекомендуется в качестве метода, поскольку оно может увеличить, а не уменьшить систематическую ошибку. [21] Результаты также оцениваются количественно, когда это возможно (плотность костей, количество каких-либо клеток или веществ в крови, физическая сила или выносливость и т. д.), а не основаны на мнении субъекта или профессионального наблюдателя. Таким образом, дизайн наблюдательного исследования может сделать результаты более объективными и, следовательно, более убедительными.
Этика
[ редактировать ]Ставя распределение независимых переменных под контроль исследователя, эксперимент, особенно если в нем участвуют люди , вводит потенциальные этические соображения, такие как баланс между пользой и вредом, справедливое распределение вмешательств (например, лечение заболевания ) и информированное согласие . Например, в психологии или здравоохранении неэтично предоставлять пациентам некачественное лечение. Таким образом, комиссии по этической экспертизе должны прекратить клинические испытания и другие эксперименты, если не будет установлено, что новый метод лечения дает такие же преимущества, как и современная передовая практика. [22] Кроме того, в целом неэтично (и часто незаконно) проводить рандомизированные эксперименты по изучению последствий некачественных или вредных методов лечения, таких как влияние употребления мышьяка на здоровье человека. Чтобы понять последствия такого воздействия, ученые иногда используют наблюдательные исследования, чтобы понять влияние этих факторов.
Даже если экспериментальные исследования не затрагивают непосредственно людей, они все равно могут вызывать этические проблемы. Например, эксперименты с ядерной бомбой, проведенные в рамках Манхэттенского проекта, подразумевали использование ядерных реакций для нанесения вреда людям, хотя в экспериментах напрямую не участвовали люди. [ оспаривается – обсуждаем ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Стор-Хант, Патрисия (1996). «Анализ частоты практического опыта и научных достижений». Журнал исследований в области преподавания естественных наук . 33 (1): 101–109. Бибкод : 1996JRScT..33..101S . doi : 10.1002/(SICI)1098-2736(199601)33:1<101::AID-TEA6>3.0.CO;2-Z .
- ^ Куперсток, Фред И. (2009). Общая релятивистская динамика: распространение наследия Эйнштейна на всю Вселенную (онлайн-авторское издание). Сингапур: World Scientific. п. 12. ISBN 978-981-4271-16-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Гриффит, В. Томас (2001). Физика повседневных явлений: концептуальное введение в физику (3-е изд.). Бостон: МакГроу-Хилл. стр. 3–4 . ISBN 0-07-232837-1 .
- ^ Вильчек, Франк; Девайн, Бетси (2006). Фантастические реальности: 49 мысленных путешествий и поездка в Стокгольм . Нью-Джерси: World Scientific. стр. 61–62. ISBN 978-981-256-649-2 .
- ^ Холланд, Пол В. (декабрь 1986 г.). «Статистика и причинно-следственный вывод». Журнал Американской статистической ассоциации . 81 (396): 945–960. дои : 10.2307/2289064 . JSTOR 2289064 .
- ^ Друкман, Джеймс Н .; Грин, Дональд П .; Куклински, Джеймс Х .; Лупия, Артур , ред. (2011). Кембриджский справочник по экспериментальной политологии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521174558 .
- ^ Эль-Бизри, Надер (2005). «Философский взгляд на оптику Альхазена». Арабские науки и философия . 15 (2): 189–218. дои : 10.1017/S0957423905000172 . S2CID 123057532 .
- ^ Ибн аль-Хайсам, Абу Али аль-Хасан. Оптика . п. 5.
- ^ Ибн аль-Хайсам, Абу Али аль-Хасан. Сомнения относительно Птолемея п. 3.
- ^ «Сначала определив вопрос по своей воле, человек затем прибегает к опыту и, подогнув ее под свои места, ведет ее, как пленника в процессии». Бэкон, Фрэнсис. Novum Organum , i, 63. Цитируется по Durant 2012 , p. 170.
- ^ Дюрант, Уилл (2012). История философии: жизнь и мнения великих философов западного мира (2-е изд.). Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-671-69500-2 .
- ^ Белл, Мэдисон Смарт (2005). Лавуазье в первый год: рождение новой науки в эпоху революции . WW Нортон и компания. ISBN 978-0393051551 .
- ^ Брок, Томас Д., изд. (1988). Пастер и современная наука (Новое иллюстрированное издание). Спрингер. ISBN 978-3540501015 .
- ^ «Виды экспериментов» . Кафедра психологии Калифорнийского университета в Дэвисе. Архивировано из оригинала 19 декабря 2014 года.
- ^ Лин, Хаус; Вернер, Кейтлин М.; Инцлихт, Майкл (16 февраля 2021 г.). «Обещания и опасности экспериментирования: проблема взаимной внутренней достоверности» . Перспективы психологической науки . 16 (4): 854–863. дои : 10.1177/1745691620974773 . ISSN 1745-6916 . ПМИД 33593177 . S2CID 231877717 .
- ^ Даннинг, 2012 г.
- ^ «Профиль Оле Ремера: первым измерил скорость света | AMNH» .
- ^ Перейти обратно: а б Хинкельманн, Клаус; Кемпторн, Оскар (2008). Планирование и анализ экспериментов, Том I: Введение в планирование экспериментов (второе изд.). Уайли. ISBN 978-0-471-72756-9 .
- ^ Фридман, Дэвид ; Пизани, Роберт; Первс, Роджер (2007). Статистика (4-е изд.). Нью-Йорк: Нортон. ISBN 978-0-393-92972-0 .
- ^ Фридман, Дэвид А. (2009). Статистические модели: теория и практика (Пересмотренная ред.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-74385-3 .
- ^ Кинг, Гэри; Нильсен, Ричард (октябрь 2019 г.). «Почему показатели склонности не следует использовать для сопоставления» . Политический анализ . 27 (4): 435–454. дои : 10.1017/pan.2019.11 . hdl : 1721.1/128459 . ISSN 1047-1987 .
- ^ Бейли, РА (2008). План сравнительных экспериментов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521683579 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Даннинг, Тэд (2012). Естественные эксперименты в социальных науках: проектный подход . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1107698000 .
- Серкейро, Даниэль. Роджер Бэкон и экспериментальная наука . Буэнос-Айрес; Ред.П.Вен. 2008.
- Шадиш, Уильям Р.; Кук, Томас Д.; Кэмпбелл, Дональд Т. (2002). Экспериментальные и квазиэкспериментальные планы для обобщенного причинно-следственного вывода (изд. Nachdr.). Бостон: Хоутон Миффлин. ISBN 0-395-61556-9 . ( Выдержки )
- Джереми, Тейген (2014). «Экспериментальные методы в военных и ветеранских исследованиях». В Сотерсе, Джозеф; Шилдс, Патрисия; Ритдженс, Себастьян (ред.). Справочник Routledge по методам исследования в военных исследованиях . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 228–238.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с экспериментами, на Викискладе?
- Уроки электрических цепей - Том VI - Эксперименты
- Эксперимент по физике из Стэнфордской энциклопедии философии.