Фоккер Доктор И
Фоккер Доктор И | |
---|---|
Фоккер Доктор И | |
Роль | боец |
Производитель | Самолетостроительный завод Фоккер |
Дизайнер | Райнхольд Платц |
Первый полет | 5 июля 1917 г. |
Основной пользователь | ВВС |
Количество построенных | 320 [ 1 ] |
Разработано на основе | Fokker V.4 Фоккер Ф.И. |
Варианты | Fokker V.7 |
Fokker Dr.I ( D eidecker , « триплан » на немецком языке ), часто известный просто как Fokker Triplane , — Первой мировой войны истребитель , построенный компанией Fokker-Flugzeugwerke . Широкое распространение Dr.I получил весной 1918 года. Он стал известен как самолет, на котором Манфред фон Рихтгофен одержал свои последние 17 побед (плюс две предыдущие на прототипе Fokker FI в сентябре 1917 года) и на котором он погиб. 21 апреля 1918 г.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В феврале 1917 года « Сопвит Триплан» начал появляться над Западным фронтом. [ 2 ] Несмотря на единственное пулеметное вооружение «Виккерс», «Сопвит» быстро доказал свое превосходство над более тяжеловооруженными истребителями «Альбатрос» , которые тогда использовались Luftstreitkräfte . [ 3 ] [ 4 ] В апреле 1917 года Энтони Фоккер осматривал захваченный триплан «Сопвит» во время посещения Джасты -11 . По возвращении на завод в Шверине Фоккер поручил Райнхольду Платцу построить триплан, но не предоставил ему никакой дополнительной информации о конструкции Сопвита. [ 5 ] Платц ответил выпуском V.4 , небольшого роторного триплана со стальным трубчатым фюзеляжем и толстыми свободнонесущими крыльями. [ 6 ] впервые был разработан во время правительственного сотрудничества Фоккера с Хьюго Юнкерсом . Первоначальные испытания показали, что V.4 имел неприемлемо высокие силы управления из-за использования несбалансированных элеронов и рулей высоты . [ 7 ]
Вместо того, чтобы отправить V.4 на типовые испытания, Fokker выпустил доработанный прототип, получивший обозначение V.5 . Наиболее заметными изменениями стало введение рупорно-сбалансированных элеронов и рулей высоты, а также крыльев с увеличенным размахом. V.5 также имел межплоскостные стойки , которые не были необходимы с конструктивной точки зрения, но минимизировали прогиб крыла. [ 8 ] 14 июля 1917 года компания «Идфлиг» заказала 20 предсерийных самолетов. Прототип V.5, серийный номер 101/17, был испытан на уничтожение в Адлерсхофе 11 августа 1917 года. [ 9 ]
Операционная история
[ редактировать ]Первые два предсерийных триплана получили обозначение FI , в соответствии с компании Idflieg ранним префиксом класса трипланов . Эти самолеты, серийные номера 102/17 и 103/17, были единственными машинами, получившими обозначение FI. [ 10 ] Его можно было отличить от последующих самолетов по небольшой выпуклой кривой . Архивировано 3 ноября 2010 г. в Wayback Machine на хвостового оперения передней кромке . Два самолета были отправлены на Jastas 10 и 11 для боевой оценки и прибыли в Маркебике, Бельгия, 28 августа 1917 года.
Рихтгофен впервые поднялся в воздух на 102/17 1 сентября 1917 года и в следующие два дня сбил два самолета противника. Он сообщил Kogenluft ( General Kommandierender der Luftstreitkräfte ), что FI превосходит Sopwith Triplane. [ 11 ] Рихтгофен рекомендовал как можно скорее перевооружить истребительные эскадрильи новыми самолетами. [ 11 ] Боевая оценка пришла к внезапному завершению, когда оберлейтенант Курт Вольф , штабфельфюрер Jasta 10 11 , был сбит в 102/17 15 сентября, а , был убит в 103/17 лейтенант Вернер Восс, штабфельфюрер Jasta 23 сентября.
Оставшиеся предсерийные самолеты, получившие обозначение Dr.I , были доставлены на Джаста 11. [ 12 ] В сентябре компания Idflieg разместила заказ на производство 100 трипланов, а в ноябре — заказ на 200. [ 13 ] За исключением прямой передней кромки хвостового оперения, эти самолеты были почти идентичны FI. Основной отличительной особенностью было добавление полозьев на законцовках крыла, что оказалось необходимым, поскольку самолет было сложно приземлить и он был склонен к зацикливанию на земле . [ 14 ] В октябре Fokker начал поставлять Dr.I в эскадрильи Jagdgeschwader I Рихтгофена.
По сравнению с истребителями «Альбатрос» и «Пфальц» Dr.I обладал исключительной маневренностью. Хотя элероны были не очень эффективны, органы управления рулем направления и рулем высоты были легкими и мощными. [ 15 ] Быстрым поворотам, особенно вправо, способствовала выраженная курсовая неустойчивость триплана. [ 15 ] Визефельдфебель Франц Хемер из Jasta 6 сказал: «Триплан был моей любимой боевой машиной, потому что он обладал такими замечательными летными качествами. Я мог позволить себе выполнять трюки – петлять и перекатываться – и мог избежать противника, пикируя с полной безопасностью. Триплан должен был быть сдался, потому что, хотя он был очень маневренным, он уже не был достаточно быстрым». [ 16 ]
Как отметил Хемер, Dr.I был значительно медленнее современных истребителей союзников в горизонтальном полете и в пикировании. Хотя начальная скороподъемность была превосходной, на больших высотах производительность резко падала из-за низкой степени сжатия Oberursel Ur.II , клона роторного двигателя Le Rhône 9J . [ 17 ] По мере того, как война продолжалась, хроническая нехватка касторового масла делала работу роторного завода все более затруднительной. Низкое качество немецкой суррогатной смазки привело к многочисленным отказам двигателей, особенно летом 1918 года. [ 18 ]
У Dr.I были и другие недостатки. Обзор пилота во время взлета и посадки был плохим. [ 19 ] Кабина пилота была тесной и отделана материалами низкого качества. [ 20 ] Кроме того, близость прикладов орудий к кабине в сочетании с недостаточной защитой от аварийной защиты делала пилота уязвимым для серьезной травмы головы в случае аварийной посадки. [ 21 ]
Неисправности крыла
[ редактировать ]29 октября 1917 года резерва Генрих Гонтерманн , штабфельфюрер Jasta лейтенант 15, выполнял фигуры высшего пилотажа, когда его триплан сломался. [ 22 ] Гонтерманн погиб в результате аварийной посадки. Лейтенант резерва Гюнтер Пастор из Jasta 11 погиб два дня спустя, когда его триплан разбился в горизонтальном полете. [ 22 ] Осмотр разбитого самолета показал, что крылья были плохо сконструированы. Исследование других современных трипланов подтвердило эти выводы. 2 ноября Idflieg приостановила полеты всех оставшихся трипланов до завершения расследования. Идфлиг созвал Штурцкомиссию (комиссию по авариям), которая пришла к выводу, что плохая конструкция и отсутствие гидроизоляции позволили влаге повредить конструкцию крыла. [ 23 ] Это привело к разрушению нервюр крыла и отрыву элеронов в полете. [ 23 ]
В ответ на расследование крушения компания Fokker была вынуждена улучшить контроль качества на производственной линии, в частности, покрыть лаком лонжероны и нервюры крыла для защиты от влаги. Также «Фоккер» усилил конструкции нервюр и крепление к ним вспомогательных лонжеронов. [ 24 ] Существующие трипланы ремонтировались и модифицировались за счет компании «Фоккер». [ 25 ] После испытаний модифицированного крыла в Адлерсхофе Идфлиг разрешил вернуть триплан в строй 28 ноября 1917 года. [ 26 ] Производство возобновилось в начале декабря. К январю 1918 года Jastas 6 и 11 были полностью оснащены трипланом. Только 14 эскадрилий использовали Dr.I в качестве основного оборудования. Большинство этих подразделений входили в состав Jagdgeschwadern I, II или III. [ 27 ] Пик запасов на фронте пришелся на конец апреля 1918 года: на Западном фронте находился 171 самолет. [ 13 ]
Несмотря на меры по исправлению положения, у Dr.I продолжали выходить из строя крылья. 3 февраля 1918 года лейтенант Ганс Иоахим Вольф из Jasta 11 успешно приземлился после отказа передней кромки и нервюр верхнего крыла. [ 28 ] 18 марта 1918 года у Лотара фон Рихтгофена , штабфельфюрера Jasta из 62 11, произошел отказ передней кромки верхнего крыла во время боя с Sopwith Camel из 73-й эскадрильи и Bristol F.2B -й эскадрильи. [ 29 ] Рихтгофен получил серьезные ранения в результате аварийной посадки.
Послевоенные исследования показали, что плохое качество изготовления было не единственной причиной структурных неисправностей триплана. В 1929 году исследования Национального консультативного комитета по аэронавтике (NACA) показали, что верхнее крыло имеет более высокий коэффициент подъемной силы, чем нижнее крыло – на высоких скоростях он может быть в 2,55 раза больше.
Хронические структурные проблемы триплана уничтожили всякую перспективу крупномасштабных заказов. [ 30 ] Производство в конечном итоге закончилось в мае 1918 года, и к тому времени было произведено всего 320 экземпляров. [ 31 ] Dr.I был выведен из боевой службы, поскольку Fokker D.VII в июне и июле поступил на широкую службу. Jasta 19 была последней эскадрильей, полностью оснащенной Dr.I. [ 32 ]
Уцелевшие трипланы были переданы в учебные подразделения и подразделения внутренней обороны. Несколько учебных самолетов были модернизированы на Goebel Goe.II мощностью 75 кВт (100 л.с.). [ 33 ] Во время перемирия многие оставшиеся трипланы были переданы в школы подготовки истребителей в Нивеле , Бельгия, и Валансьене , Франция. [ 34 ] Пилоты союзников испытали несколько таких трипланов и пришли к выводу, что их управляемость впечатляет. [ 34 ]
Экспериментальные двигатели
[ редактировать ]Несколько Dr.I использовались в качестве испытательных стендов для экспериментальных двигателей. Один самолет, получивший обозначение V.7, был оснащен Siemens-Halske Sh.III . бироторным двигателем [ 35 ] V.7 демонстрировал исключительную скороподъемность и потолок, но управлять им оказалось сложно. [ 35 ] Серийный номер 108/17 использовался для испытаний двигателя Goebel Goe мощностью 118 кВт (160 л.с.). III, а серийный 469/17 использовался для испытаний Oberursel Ur мощностью 108 кВт (145 л.с.). III. [ 36 ] Ни один из этих двигателей не использовался на серийных самолетах. Один триплан использовался в качестве испытательного стенда для экспериментального нагнетателя с шестеренчатым приводом Schwade.
Послевоенный
[ редактировать ]Известно, что три триплана пережили перемирие. Серийный номер 528/17 был оставлен в качестве испытательного стенда Deutschen Versuchsanstalt für Luftfahrt (Немецкий научно-исследовательский институт авиации) в Адлерсхофе. Считается, что после того, как 528/17 использовался при съемках двух фильмов, он разбился где-то в конце 1930-х годов. [ 37 ] Серийный номер 152/17, в котором Манфред фон Рихтгофен одержал три победы, выставлялся в музее Цейгхаус в Берлине. [ 37 ] Этот самолет был уничтожен во время бомбардировки союзников во время Второй мировой войны .
В 1932 году Фоккер собрал Dr.I из имеющихся компонентов. Он был выставлен в Deutsche Luftfahrt-Sammlung в Берлине. В 1943 году самолет был уничтожен в результате бомбардировки союзников. Сегодня в музеях сохранилось лишь несколько оригинальных артефактов Доктора И.
Варианты
[ редактировать ]- V.4 – Первоначальный прототип
- V.5 – Первый серийный прототип
- V.6 - Увеличенный прототип с Mercedes D.II. двигателем
- V.7 – Prototype with Siemens-Halske Sh.III engine
- Vagel Grip SP.5 Greif - немецкая послевоенная двухместная копия Dr.I.
Операторы
[ редактировать ]Реплики и репродукции самолетов
[ редактировать ]Большое количество копий и репродукций самолетов было построено как для частных лиц, так и для музеев. Компания Bitz Flugzeugbau GmbH построила две копии Dr.I с серийными номерами 001 и 002 для использования в фильме Twentieth Century Fox 1966 года «Синий Макс» . Реплика 001 EI-APW является старейшим сохранившимся экземпляром Dr.1. Из-за дороговизны и нехватки настоящих роторных двигателей большинство летных копий оснащены радиальными двигателями Warner Scarab или Continental R-670 . [ 38 ] Однако на некоторых из них есть винтажный Le Rhône 9J. [ 39 ] или воспроизведение роторных двигателей Oberursel Ur.II. [ 40 ]
Технические характеристики (Др.И)
[ редактировать ]Данные Quest for Performance. [ 41 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 5,77 м (18 футов 11 дюймов)
- Верхний размах крыла: 7,19 м (23 фута 7 дюймов)
- Высота: 2,95 м (9 футов 8 дюймов)
- Площадь крыла: 18,7 м 2 (201 кв. фут)
- Соотношение сторон : 4,04
- Пустой вес: 406 кг (895 фунтов)
- Полная масса: 586 кг (1291 фунт)
- Силовая установка: 1 × Oberursel Ur.II 9-цилиндровый роторно-поршневой двигатель воздушного охлаждения, мощностью 82 кВт (110 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной деревянный гребной винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 180 км/ч (110 миль в час, 97 узлов) на высоте 2600 м.
- Скорость сваливания: 72 км/ч (45 миль в час, 39 узлов)
- Дальность: 300 км (190 миль, 160 миль)
- Практический потолок: 6100 м (20 000 футов)
- Скорость набора высоты: 5,7 м/с (1120 футов/мин)
- Подъемная сила к лобовому сопротивлению: 8:1
- Нагрузка на крыло: 31,0 кг/м 2 (6,3 фунта/кв. фута)
- Коэффициент сопротивления нулевой подъемной силы : 0,0323
- Площадь лобовой части при коэффициенте сопротивления нулевой подъемной силы: 0,62 м. 2 (6,7 кв. футов)
Вооружение
- Орудия: 2 × 7,92-мм (0,312 дюйма) пулемета 08 «Шпандау».
См. также
[ редактировать ]- Аэродром Fokker DR-1 , самодельная копия
- Redfern Fokker Dr.1 , самодельная копия
- Триплан Sands Fokker Dr.1 , самодельная копия
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Римелл, 1996, стр. 1 и 21.
- ^ Фрэнкс 2004, с. 9.
- ^ Фрэнкс 2004, с. 21.
- ^ Лиман 2003, стр. 30, 32.
- ^ Вейль 1965, стр.223.
- ^ Лиман 2003, с. 34.
- ^ Вейль 1965, с. 226.
- ^ Вейль 1965, с. 228.
- ^ Вейль 1965, с. 229.
- ^ Вейль 1965, с. 231.
- ^ Jump up to: а б Вейль 1965, с. 232.
- ^ Лиман 2003, с. 53.
- ^ Jump up to: а б Фрэнкс и ВанВингарден 2001, с. 22.
- ^ Лиман 2003, с. 96.
- ^ Jump up to: а б Лиман 2003, с. 95.
- ^ ВанВингарден 2004, с. 75.
- ^ Новарра 1990, с. 12.
- ^ Фрэнкс и ВанВингарден 2001, с. 83.
- ^ Вейль 1965, с. 245.
- ^ Вейль 1965, стр. 244–245.
- ^ Вейль 1965, с. 410.
- ^ Jump up to: а б Вейль 1965, с. 233.
- ^ Jump up to: а б Вейль 1965, стр. 233–234.
- ^ Вейль 1965, стр. 236, 239.
- ^ Вейль 1965, с. 235.
- ^ Вейль 1965, стр. 238–239.
- ^ Фрэнкс и ВанВингарден 2001, с. 55.
- ^ Фрэнкс и ВанВингарден 2001, с. 25.
- ^ Фрэнкс и ВанВингарден 2001, стр. 26–27.
- ^ Вейль 1965, с. 236.
- ^ Грей и Тетфорд 1962, с. 100.
- ^ Лиман 2003, с. 69.
- ^ Лиман 2003, с. 222.
- ^ Jump up to: а б Вейль 1965, с. 246.
- ^ Jump up to: а б Вейль 1965, с. 248.
- ^ Вейль 1965, стр. 249–250.
- ^ Jump up to: а б Лиман 2003, с. 181.
- ^ Новарра 1990, с. 47.
- ^ «Старый аэродром Коула Палена в Райнбеке — триплан Fokker Dr.1» . сайт oldrhinebeck.org . Старый аэродром Райнбек. 24 февраля 2021 г. Проверено 12 мая 2021 г.
- ^ "Оберурзель UR.II" Винтажный авиатор. Проверено: 6 ноября 2016 г.
- ^ Лофтин 2004, Таблица I.
Источники
[ редактировать ]- Фрэнкс, Норман. Sopwith Triplane Aces of the I World War (Самолет асов №62) . Оксфорд: Издательство Osprey, 2004. ISBN 1-84176-728-X .
- Фрэнкс, Норман и Грег ВанВингарден. Fokker Dr.I Асы Первой мировой войны (Самолет Асов № 40). Оксфорд: Издательство Osprey, 2001. ISBN 1-84176-223-7 .
- Грей, Питер и Оуэн Тетфорд. Немецкие самолеты Первой мировой войны . Лондон: Патнэм, 1962. ISBN 0-933852-71-1
- Гросс, Питер и Ферко, Ален Э. (декабрь 1988 г.). «Le Fokker Dr I mis au point (4)» [Fokker Dr I Development, Часть 4]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (249): 36–38. ISSN 0757-4169 .
- Херрис, Джек и Филлипс, Тэз (2021). Самолеты Fokker времен Первой мировой войны: Том 4: V.1–V.8, FI и Dr.I: столетний взгляд на самолеты Великой войны . Серия «Столетие авиации Великой войны». Том. 54. np: Книги Аэронавтов. ISBN 978-1-953201-08-9 .
- Имри, Алекс (15 июля 1978 г.). Немецкие истребительные части, июнь 1917-1918 гг . Лондон: Osprey Publishing Limited, 1978. ISBN. 0-85045-289-9 .
- Имри, Алекс (1986). Истребители Фоккер Первой мировой войны . Лондон: Arms and Armor Press, 1986. ISBN. 0-85368-782-Х .
- Имри, Алекс. Триплан «Фоккер» . Оружие и доспехи Press, 1992. ISBN 1-85409-118-2 .
- Лиман, Пол. Триплан Fokker Dr.I: легенда Первой мировой войны . Хершам, Суррей, Великобритания: Classic Publications, 2003. ISBN 1-903223-28-8 .
- Лофтин-младший, Лоуренс К. В поисках производительности: эволюция современных самолетов. Отделение научно-технической информации НАСА, 2004 г. Проверено 22 апреля 2006 г.
- Новарра, Хайнц Дж. Фоккер Dr.I в действии (Самолет № 98) . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 1990. ISBN 0-89747-229-2 .
- Римелл, Раймонд Лоуренс (1996). Фоккер Триплан . Файлы данных Windsock 5. Хертс, Великобритания: Albatros Productions. ISBN 978-0948414039 .
- ВанВингарден, Грег. Летающий цирк Рихтгофена: Jagdgeschwader Nr I (элитные авиационные подразделения № 16). Оксфорд: Издательство Osprey, 2004. ISBN 1-84176-726-3 .
- Вейль, А. Р. Фоккер: Творческие годы . Лондон: Патнэм, 1965. ISBN 0-85177-817-8 .