Jump to content

Принцип композиционности

(Перенаправлено из Композиционной семантики )

В семантике , математической логике и смежных дисциплинах принцип композиционности — это принцип, согласно которому значение сложного выражения определяется значениями составляющих его выражений и правилами, используемыми для их объединения. Этот принцип также называют принципом Фреге , потому что Готлобу Фреге широко приписывают его первую современную формулировку. Однако Фреге никогда не формулировал этот принцип явно. [1] и, возможно, это уже предполагал Джордж Буль [2] за десятилетия до работы Фреге.

Принцип композиционности широко обсуждается в лингвистике. Среди наиболее сложных его проблем — вопросы контекстуальности , некомпозиционности идиоматических выражений , некомпозиционности цитат . [3]

Дискуссия о композиционности начала появляться в начале 19 века, в ходе которой обсуждались вопросы о том, что является наиболее фундаментальным в языке: композиционность или контекстуальность , и композиционность обычно отдавалась предпочтение. [4] Фреге (1848-1925) никогда не придерживался принципа композиционности в том виде, в котором он известен сегодня, и первым, кто явно сформулировал его, был ученик Фрегеса Рудольф Карнап в 1947 году. [4]

Общая формулировка [4] Принцип композиционности исходит от Барбары Парти , утверждающей: «Значение сложного выражения является функцией значений его частей и способа их синтаксического соединения». [5]

Можно выделить разные уровни композиционности. Сильная композиционность относится к составным выражениям, которые определяются значением их непосредственных частей и синтаксической функцией верхнего уровня, описывающей их комбинацию. Слабая композиционность относится к сложным выражениям, которые определяются значением его частей, а также их полным синтаксическим сочетанием. [6] [7] Однако между этими двумя крайностями могут существовать и другие градации. Это возможно, если допустить не только значение непосредственных частей, но и значение второстепенных частей (третьих, четвертых и т. д.) вместе с функциями, описывающими их соответствующие комбинации. [7]

На уровне предложения принцип утверждает, что если удалить лексические части значимого предложения , остаются правила композиции. Например, предложение «Сократ был человеком» превращается в «S было М», если убрать значимые лексические единицы — «Сократ» и «человек». Тогда задача обнаружения правил композиции становится вопросом описания связи между S и M.

Среди наиболее известных лингвистических проблем, бросающих вызов принципу композиционности, — проблемы контекстуальности , некомпозиционности идиоматических выражений и некомпозиционности цитат . [3]

Часто понимают, что каждая операция синтаксиса должна быть связана с операцией семантики, которая воздействует на значения составляющих, объединенных синтаксической операцией. В качестве руководства для построения семантических теорий это обычно воспринимается, как и во влиятельной работе по философии языка Дональда Дэвидсона , как означающее, что каждая конструкция синтаксиса должна быть связана с помощью пункта Т-схемы с оператором в семантика, которая определяет, как значение всего выражения строится из составляющих, объединенных синтаксическим правилом. В некоторых общих математических теориях (особенно в традициях грамматики Монтегю ) это правило понимается как означающее, что интерпретация языка по существу задается гомоморфизмом между алгеброй синтаксических представлений и алгеброй семантических объектов.

Принцип композиционности также существует в аналогичной форме в композиционности языков программирования .

Принцип композиционности был предметом интенсивных дискуссий. Действительно, не существует общего согласия относительно того, как следует интерпретировать этот принцип, хотя было предпринято несколько попыток дать ему формальные определения. [8]

Ученые также разделились во мнениях относительно того, следует ли рассматривать этот принцип как фактическое утверждение, доступное для эмпирической проверки; аналитическая истина , очевидная из природы языка и значения; или методологический принцип, которым следует руководствоваться при разработке теорий синтаксиса и семантики. Принцип композиционности подвергался нападкам во всех трех сферах, хотя до сих пор ни одна из выдвинутых против него критических замечаний не рассматривалась в целом как убедительная. [ нужна ссылка ] Однако большинство сторонников этого принципа делают определенные исключения для идиоматических выражений на естественном языке. [8]

Принцип композиционности обычно соблюдается, когда только синтаксические факторы играют роль в увеличении сложности обработки предложения , тогда как он становится более проблематичным и сомнительным, когда увеличение сложности происходит из-за контекста предложения или дискурса , семантической памяти или сенсорных сигналов . [9] Среди проблемных явлений для традиционных теорий композиционности — логическая метонимия , которая изучается, по крайней мере, с середины 1990-х годов лингвистами Джеймсом Пустейовским и Рэем Джекендоффом . [10] [11] [12] Логические метонимии — это предложения типа «Джон начал книгу» , где глагол « начать » требует ( распределяет на подкатегории ) событие в качестве аргумента, но в логической метонимии вместо этого находится объект (т. е. книга ), и это заставляет интерпретировать предложение путем вывода неявное событие («чтение», «написание» или другие прототипические действия, выполняемые над книгой). [10] Проблема композиционности заключается в том, что значение чтения или письма отсутствует в словах предложения ни в «начале», ни в «книге».

Более того, в контексте философии языка принцип композиционности не объясняет всего значения. Например, вы не можете сделать вывод о сарказме исключительно на основе слов и их состава, однако фраза, употребленная с сарказмом, означает нечто совершенно иное, чем та же самая фраза, произнесенная прямо. Таким образом, некоторые теоретики утверждают, что этот принцип необходимо пересмотреть, чтобы принять во внимание лингвистический и экстралингвистический контекст , который включает тон используемого голоса, точки соприкосновения между говорящими, намерения говорящего и так далее. [8]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Пеллетье, Фрэнсис Джеффри (2001). «Верил ли Фреге в принцип Фреге?» . Журнал логики, языка и информации . 10 (1): 87–114. дои : 10.1023/А:1026594023292 .
  2. ^ Буль, Г. (1854). Исследование законов мышления: на которых основаны математические теории логики и вероятностей . Уолтон и Маберли.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пеллетье (2016), раздел «12 Эта глава»
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Янссен, Тео (2012). «Композиционность: ее исторический контекст» . Оксфордский справочник по композиционности : 19–46. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199541072.013.0001 .
  5. ^ Парти, Барбара (1984). «Композиционность». Разновидности формальной семантики . 3 : 281–311.
  6. ^ Купманс, Кас В.; Кошик, Картикея; Мартин, Андреа Э. (2023). «Иерархическая структура в языке и действии: формальное сравнение» . Психологический обзор . 130 (4): 935–952. дои : 10.1037/rev0000429 . ISSN   1939-1471 .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пейгин, Питер; Вестерстол, Даг (2010). «Композиционность I: определения и варианты» . Философский компас . 5 (3): 250–264. дои : 10.1111/j.1747-9991.2009.00228.x .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сабо, Золтан Гендлер (2012) « Композиционность ». В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии. Впервые опубликовано в четверг, 8 апреля 2004 г.; содержательная доработка, пятница, 7 декабря 2012 г.
  9. ^ Баджо и др. (2012), Выводы.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Черсони Э., Ленчи А. и Блаш П. (август 2017 г.). Логическая метонимия в распределительной модели понимания предложения . На шестой совместной конференции по лексической и вычислительной семантике (* SEM 2017) (стр. 168-177).
  11. ^ Джеймс Пустеёвски. 1995. Генеративный лексикон. MIT Press, Кембридж, Массачусетс
  12. ^ Рэй Джекендофф. 1997. Архитектура языкового факультета. MIT Press, Кембридж, Массачусетс.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f35d6824427230a0abc72767d64b2268__1711922520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/68/f35d6824427230a0abc72767d64b2268.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Principle of compositionality - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)