Принцип композиционности
Часть серии о |
Лингвистика |
---|
Портал |
В семантике , математической логике и смежных дисциплинах принцип композиционности — это принцип, согласно которому значение сложного выражения определяется значениями составляющих его выражений и правилами, используемыми для их объединения. Этот принцип также называют принципом Фреге , потому что Готлобу Фреге широко приписывают его первую современную формулировку. Однако Фреге никогда не формулировал этот принцип явно. [1] и, возможно, это уже предполагал Джордж Буль [2] за десятилетия до работы Фреге.
Принцип композиционности широко обсуждается в лингвистике. Среди наиболее сложных его проблем — вопросы контекстуальности , некомпозиционности идиоматических выражений , некомпозиционности цитат . [3]
История
[ редактировать ]Дискуссия о композиционности начала появляться в начале 19 века, в ходе которой обсуждались вопросы о том, что является наиболее фундаментальным в языке: композиционность или контекстуальность , и композиционность обычно отдавалась предпочтение. [4] Фреге (1848-1925) никогда не придерживался принципа композиционности в том виде, в котором он известен сегодня, и первым, кто явно сформулировал его, был ученик Фрегеса Рудольф Карнап в 1947 году. [4]
Обзор
[ редактировать ]Общая формулировка [4] Принцип композиционности исходит от Барбары Парти , утверждающей: «Значение сложного выражения является функцией значений его частей и способа их синтаксического соединения». [5]
Можно выделить разные уровни композиционности. Сильная композиционность относится к составным выражениям, которые определяются значением их непосредственных частей и синтаксической функцией верхнего уровня, описывающей их комбинацию. Слабая композиционность относится к сложным выражениям, которые определяются значением его частей, а также их полным синтаксическим сочетанием. [6] [7] Однако между этими двумя крайностями могут существовать и другие градации. Это возможно, если допустить не только значение непосредственных частей, но и значение второстепенных частей (третьих, четвертых и т. д.) вместе с функциями, описывающими их соответствующие комбинации. [7]
На уровне предложения принцип утверждает, что если удалить лексические части значимого предложения , остаются правила композиции. Например, предложение «Сократ был человеком» превращается в «S было М», если убрать значимые лексические единицы — «Сократ» и «человек». Тогда задача обнаружения правил композиции становится вопросом описания связи между S и M.
Среди наиболее известных лингвистических проблем, бросающих вызов принципу композиционности, — проблемы контекстуальности , некомпозиционности идиоматических выражений и некомпозиционности цитат . [3]
Часто понимают, что каждая операция синтаксиса должна быть связана с операцией семантики, которая воздействует на значения составляющих, объединенных синтаксической операцией. В качестве руководства для построения семантических теорий это обычно воспринимается, как и во влиятельной работе по философии языка Дональда Дэвидсона , как означающее, что каждая конструкция синтаксиса должна быть связана с помощью пункта Т-схемы с оператором в семантика, которая определяет, как значение всего выражения строится из составляющих, объединенных синтаксическим правилом. В некоторых общих математических теориях (особенно в традициях грамматики Монтегю ) это правило понимается как означающее, что интерпретация языка по существу задается гомоморфизмом между алгеброй синтаксических представлений и алгеброй семантических объектов.
Принцип композиционности также существует в аналогичной форме в композиционности языков программирования .
Критика
[ редактировать ]Принцип композиционности был предметом интенсивных дискуссий. Действительно, не существует общего согласия относительно того, как следует интерпретировать этот принцип, хотя было предпринято несколько попыток дать ему формальные определения. [8]
Ученые также разделились во мнениях относительно того, следует ли рассматривать этот принцип как фактическое утверждение, доступное для эмпирической проверки; аналитическая истина , очевидная из природы языка и значения; или методологический принцип, которым следует руководствоваться при разработке теорий синтаксиса и семантики. Принцип композиционности подвергался нападкам во всех трех сферах, хотя до сих пор ни одна из выдвинутых против него критических замечаний не рассматривалась в целом как убедительная. [ нужна ссылка ] Однако большинство сторонников этого принципа делают определенные исключения для идиоматических выражений на естественном языке. [8]
Принцип композиционности обычно соблюдается, когда только синтаксические факторы играют роль в увеличении сложности обработки предложения , тогда как он становится более проблематичным и сомнительным, когда увеличение сложности происходит из-за контекста предложения или дискурса , семантической памяти или сенсорных сигналов . [9] Среди проблемных явлений для традиционных теорий композиционности — логическая метонимия , которая изучается, по крайней мере, с середины 1990-х годов лингвистами Джеймсом Пустейовским и Рэем Джекендоффом . [10] [11] [12] Логические метонимии — это предложения типа «Джон начал книгу» , где глагол « начать » требует ( распределяет на подкатегории ) событие в качестве аргумента, но в логической метонимии вместо этого находится объект (т. е. книга ), и это заставляет интерпретировать предложение путем вывода неявное событие («чтение», «написание» или другие прототипические действия, выполняемые над книгой). [10] Проблема композиционности заключается в том, что значение чтения или письма отсутствует в словах предложения ни в «начале», ни в «книге».
Более того, в контексте философии языка принцип композиционности не объясняет всего значения. Например, вы не можете сделать вывод о сарказме исключительно на основе слов и их состава, однако фраза, употребленная с сарказмом, означает нечто совершенно иное, чем та же самая фраза, произнесенная прямо. Таким образом, некоторые теоретики утверждают, что этот принцип необходимо пересмотреть, чтобы принять во внимание лингвистический и экстралингвистический контекст , который включает тон используемого голоса, точки соприкосновения между говорящими, намерения говорящего и так далее. [8]
См. также
[ редактировать ]- Компонентный анализ
- Контекстный принцип
- Семантика (информатика)
- Семантика логики
- Предложение о садовой дорожке
- Начальная алгебра
- Модель уровней обработки
- Непрозрачный контекст — еще одна проблема композиционности
- Ссылочная прозрачность — в языках программирования
- Семантическая декомпозиция (обработка естественного языка)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Пеллетье, Фрэнсис Джеффри (2001). «Верил ли Фреге в принцип Фреге?» . Журнал логики, языка и информации . 10 (1): 87–114. дои : 10.1023/А:1026594023292 .
- ^ Буль, Г. (1854). Исследование законов мышления: на которых основаны математические теории логики и вероятностей . Уолтон и Маберли.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пеллетье (2016), раздел «12 Эта глава»
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Янссен, Тео (2012). «Композиционность: ее исторический контекст» . Оксфордский справочник по композиционности : 19–46. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199541072.013.0001 .
- ^ Парти, Барбара (1984). «Композиционность». Разновидности формальной семантики . 3 : 281–311.
- ^ Купманс, Кас В.; Кошик, Картикея; Мартин, Андреа Э. (2023). «Иерархическая структура в языке и действии: формальное сравнение» . Психологический обзор . 130 (4): 935–952. дои : 10.1037/rev0000429 . ISSN 1939-1471 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пейгин, Питер; Вестерстол, Даг (2010). «Композиционность I: определения и варианты» . Философский компас . 5 (3): 250–264. дои : 10.1111/j.1747-9991.2009.00228.x .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сабо, Золтан Гендлер (2012) « Композиционность ». В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии. Впервые опубликовано в четверг, 8 апреля 2004 г.; содержательная доработка, пятница, 7 декабря 2012 г.
- ^ Баджо и др. (2012), Выводы.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Черсони Э., Ленчи А. и Блаш П. (август 2017 г.). Логическая метонимия в распределительной модели понимания предложения . На шестой совместной конференции по лексической и вычислительной семантике (* SEM 2017) (стр. 168-177).
- ^ Джеймс Пустеёвски. 1995. Генеративный лексикон. MIT Press, Кембридж, Массачусетс
- ^ Рэй Джекендофф. 1997. Архитектура языкового факультета. MIT Press, Кембридж, Массачусетс.
Ссылки
[ редактировать ]- Баджо Г., Ван Ламбалген М. и Хагоорт П. (2012) Последствия композиционности обработки , в М. Вернинге, В. Хинзене и Э. Мачери (ред.), Оксфордский справочник по композиционности (стр. 655–672).
- Янссен, Т.М. (2012) Композиционность: ее исторический контекст , в М. Вернинге, В. Хинзене и Э. Мачери (ред.), Оксфордский справочник по композиционности , стр. 19–46, Oxford University Press.
- Пеллетье, Фрэнсис Джеффри (2001) Верил ли Фреге в принцип Фреге? , в Журнале логики, языка и информации 10:87–114.
- Пеллетье, Фрэнсис Джеффри (2016) Семантическая композиционность у М. Ароноффа (редактор) Оксфордская исследовательская энциклопедия лингвистики , Oxford UP.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Феррейра Ф., Бейли К.Г. и Ферраро В. (2002). Достаточно хорошие представления в понимании языка в разделе «Современные направления психологической науки» , 11(1), 11-15.
- Феррейра Ф. и Патсон Н.Д. (2007). «Достаточно хороший» подход к пониманию языка в книге Language and Linguistics Compass , 1(1-2), 71-83.
- Сабо, Золтан Гендлер. «Композиционность» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . (2004) редакции 2005 , 2007 , 2012 , 2017 , 2020 годов .
- Вернинг, Маркус; И Эдуард Машери, и Герхард Шурц (ред., 2004 г.) Композиционность значения и содержания , Vol. Я и II, Онтос
- Вернинг, Маркус; И Вольфрам Хинцен, и Эдуард Машери (ред., 2012) Оксфордский справочник по композиционности , Oxford University Press