Jump to content

Экономические отношения третьих стран с Европейским Союзом

Европейский Союз имеет ряд отношений с зарубежными государствами. Согласно официальному сайту Европейского Союза и заявлению комиссара Гюнтера Ферхойгена , цель состоит в том, чтобы создать кольцо стран, разделяющих демократические идеалы ЕС и присоединяющихся к ним в дальнейшей интеграции, не обязательно становясь полноправными государствами-членами.

ЕАСТ и ЕЭЗ

[ редактировать ]

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана, чтобы позволить европейским странам участвовать в зоне свободной торговли с меньшей интеграцией, чем в рамках Европейских сообществ (позже Европейского Союза). Большинство стран, первоначально входивших в ЕАСТ, с тех пор присоединились к самому ЕС, поэтому за пределами ЕС остались только четыре: Норвегия , Исландия , Лихтенштейн и Швейцария .

Соглашение о Европейской экономической зоне (ЕЭЗ) позволяет Норвегии, Исландии и Лихтенштейну иметь доступ к внутреннему рынку ЕС и наоборот. Применяются четыре основные свободы (товары, услуги, люди и капитал). Однако некоторые ограничения на рыболовство и сельское хозяйство имеют место.

Норвегия

[ редактировать ]

Норвегия является членом ЕЭЗ, поэтому она участвует в едином рынке, и большинство законов ЕС являются частью норвежского законодательства. Норвегия подписала Шенгенское соглашение , что означает, что пограничные проверки больше не производятся.

Исландия

[ редактировать ]

Как и Норвегия, Исландия присоединилась к ЕЭЗ и считается частью единого европейского рынка . Исландия также подписала Шенгенское соглашение. В 2009 году Исландия подала заявку на вступление в Союз, но эта заявка вызвала споры, и правительство Исландии отозвало ее в 2015 году. [ 1 ]

Лихтенштейн

[ редактировать ]

Лихтенштейн присоединился к ЕЭЗ в 1995 году и участвует в Едином европейском рынке.

Швейцария

[ редактировать ]

Референдум Швейцарии о вступлении в ЕЭЗ в 1992 году провалился, поэтому швейцарские товары не участвуют в едином европейском рынке. Однако страна заключила с Союзом две серии двусторонних соглашений. Первая серия, Двусторонние соглашения I, состоит из семи двусторонних соглашений и была подписана в 1999 году (вступление в силу в 2001 году), основная часть которых — свободное передвижение людей ( полный текст соглашения ). Вторая серия, «Двусторонние соглашения II», относится к девяти сферам и была подписана в 2004 году (вступила в полную силу 30 марта 2005 года) и включает в себя Шенгенский договор и Дублинскую конвенцию ( полный текст соглашения ) ( официальный пресс-релиз ).

[ редактировать ]

Есть четыре европейских микрогосударства , которые не являются ни членами ЕС, ни полноправными членами еврозоны , но, тем не менее, используют и чеканят евро в качестве своей законной валюты в соответствии с официальными соглашениями с ЕС. Все они ранее использовали национальные валюты своих более крупных соседей — Италии, Франции и Испании, которые с тех пор стали членами еврозоны.

Кроме того, две зависимые территории за пределами ЕС используют евро в качестве своей валюты в соответствии с соглашениями с ЕС, но не чеканят собственные монеты евро:

  •  Сен-Бартелеми не является частью ЕС, но существует соглашение с ЕС об использовании евро в качестве валюты, но без чеканки собственных монет евро. Раньше здесь использовался французский франк.
  •  Акротири и Декелия не являются частью ЕС, но существует соглашение между Соединенным Королевством и ЕС. [ нужна ссылка ] использовать евро в качестве своей валюты, но без чеканки собственных монет евро. кипрский фунт . Раньше здесь использовался

Некоторые другие страны в одностороннем порядке решили использовать евро в качестве фактической валюты, не имея на данный момент официального соглашения с ЕС.

Таможенные союзы

[ редактировать ]

Некоторые страны и территории находятся в таможенном союзе с ЕС . Это:

Соглашения о свободной торговле Европейского Союза

[ редактировать ]
Соглашения ЕС о свободной торговле

ЕС заключил соглашения о свободной торговле со многими странами мира и ведет переговоры с другими странами в рамках процесса стабилизации и ассоциации , Восточного партнерства , соглашений об ассоциации и соглашений об экономическом партнерстве .

Европейская политика соседства

[ редактировать ]
Европейская политика соседства ЕС
  Другие страны ЕПС (все, кроме Ливии, являются UfM ) членами
  Члены UfM , которые не являются страной ЕПС, частью ЕС или программы его расширения)

Охватывает Марокко , Алжир , Тунис , Ливию , Египет , Иорданию , Ливан , Сирию , Израиль , Палестинскую автономию , Молдову , Украину , Грузию , Армению , Азербайджан , Белоруссию и Россию (путем формирования общих пространств ).

Согласно официальному сайту Европейского Союза, цель Европейской политики соседства (ЕПС) состоит в том, чтобы поделиться преимуществами расширения ЕС в 2004 году с соседними странами. Он также призван предотвратить появление новых разделительных линий между расширившимся ЕС и его соседями. Идея заключается в создании кольца стран, вовлеченных в дальнейшую интеграцию, но не обязательно ставших полноправными членами Европейского Союза. Эта политика была впервые изложена Европейской Комиссией в марте 2003 года. Охватываемые страны включают все средиземноморские побережья Африки и Азии, а также европейские государства СНГ (за исключением России и Казахстана ) на Кавказе и в Восточной Европе. Россия настаивала на создании четырех общих пространств ЕС-Россия вместо участия в ЕПС. МИД Казахстана выразил заинтересованность в ЕПС [1] [ постоянная мертвая ссылка ] . Некоторые депутаты Европарламента также обсудили включение Казахстана в ЕПС. [ 5 ]

Европейский инструмент соседства (ЕИС) вступил в силу в 2014 году. Это финансовый рычаг Европейской политики соседства, внешней политики ЕС по отношению к своим соседям на востоке и юге. Его бюджет составляет 15,4 миллиарда евро, и основная часть финансирования осуществляется через ряд программ. ЕИС, действующий с 2014 по 2020 год, заменяет Европейский инструмент соседства и партнерства , известный как ЕИСП.

Европейско -Средиземноморское партнерство или Барселонский процесс представляет собой широкую структуру политических, экономических и социальных отношений между государствами-членами ЕС и странами Южного Средиземноморья. Он был инициирован 27–28 ноября 1995 г. на конференции министров иностранных дел, состоявшейся в Барселоне . Помимо 27 государств-членов Европейского Союза, остальными «средиземноморскими партнерами» являются все другие средиземноморские страны, за исключением Ливии (которая имеет «статус наблюдателя» с 1999 года). С момента создания Европейского инструмента соседства и партнерства в 2007 году (см. ниже) инициатива Евро-Средиземноморского партнерства станет полностью частью более широкой Европейской политики соседства . Соглашения об ассоциации, подписанные со средиземноморскими государствами, направлены на создание евро-средиземноморской зоны свободной торговли .

Программы финансового сотрудничества и помощи

[ редактировать ]

На бюджетный период 2000–2006 гг.

[ редактировать ]

КАРТОЧНАЯ программа

[ редактировать ]

CARDS , сокращение от «Помощь сообществам в целях реконструкции, развития и стабилизации», была учреждена 5 декабря 2000 года на основании постановления Совета № 2666/2000.

Его сфера действия — страны Западных Балкан ( Албания , Босния и Герцеговина , Косово , Македония , Черногория и Сербия ). Более широкой целью программы является поддержка этих стран в процессе стабилизации и ассоциации .

Программа ТАСИС

[ редактировать ]

Программа ТАСИС , созданная в 1991 году, представляла собой программу технической помощи, которая поддерживает процесс перехода к рыночной экономике для 11 стран СНГ и Грузии. До 2003 года Монголия также была включена в программу, но теперь на нее распространяется программа ALA.

программа МЕДА

[ редактировать ]

Программа MEDA была основным финансовым инструментом реализации Евро-Средиземноморского партнерства, предлагая меры технической и финансовой поддержки для сопровождения реформы экономических и социальных структур в странах-партнерах Средиземноморья.

Первая программа MEDA была создана на период 1995–1999 годов. В ноябре 2000 г. новое постановление учредило MEDA II на период 2000–2006 гг.

программа АСР

[ редактировать ]

ACP означает «Африка, Карибский бассейн и Тихий океан». Программа распространяется на 71 страну, среди которых все африканские страны, за исключением средиземноморских стран Северной Африки (охваченных программой MEDA выше). В настоящее время на АКТ распространяется Соглашение Котону , которое заменяет Ломейскую конвенцию .

Внешние ссылки: Страны АКТ на официальном сайте ЕС.

программа АЛА

[ редактировать ]

ALA , что означает «Азия и Латинская Америка», представляет собой программу финансовой помощи и сотрудничества с этими регионами.

На бюджетный период 2007–2013 гг.

[ редактировать ]
  • ЕИСП , что означает «Европейский инструмент соседства и партнерства». Это финансовый инструмент, охватывающий страны ЕПД. Россия также входит в ЕИСП (она предпочла не участвовать в Европейской политике соседства (ЕПС) и предпочла формально разные, но практически схожие общие пространства ЕС и России. Поэтому это «партнерская» часть ЕИСП). Таким образом, ЕИСП объединяет бывшую МЕДА (поскольку все ее нынешние бенефициары являются государствами ЕПС) и европейскую часть бывшей структуры ТАСИС . [ 6 ] был Инфоцентр ЕИСП открыт в январе 2009 года Европейской комиссией для освещения отношений между ЕС и его соседями .
  • Инструмент подготовки к вступлению заменяет прежние расширения программы Phare , SAPARD , ISPA и CARDS (нынешние CARDS страны-бенефициары были перенесены в сегмент политики расширения как «потенциальные страны-кандидаты»).
  • Инструмент сотрудничества в целях развития и экономического сотрудничества охватывает все страны, территории и регионы, которые не имеют права на помощь ни в рамках PAI , ни в рамках ENPI ( Азия , включая Центральную Азию , Латинскую Америку , Африку , Карибский бассейн и Тихоокеанский регион ). Таким образом, он заменит ALA , ACP и остальную часть TACIS .
  • Горизонтальные инструменты, охватывающие страны независимо от их региона, включают:

Экономические вариации

[ редактировать ]

Ниже представлена ​​таблица и три графика, показывающие соответственно ВВП ( ППС ), ВВП (ППС) на душу населения и ВВП (номинальный) на душу населения для некоторых третьих стран, с которыми Европейский Союз имеет отношения. Это можно использовать в качестве приблизительного показателя относительного уровня жизни среди государств-членов.

Таблица отсортирована по ВВП (ППС) на душу населения , чтобы показать относительный уровень экономического развития разных стран. Включены эталонные значения для среднего, самого высокого и самого низкого показателя по ЕС.

Третья страна ВВП (ППС)
миллионы
инт. доллары
ВВП (ППС)
на душу населения
инт. доллары
ВВП (номинальный)
на душу населения
инт. доллары
Европейская экономическая зона :
 Люксембург (самый высокий уровень в ЕС) 38,808 78,395 104,512
 Европейский Союз (в среднем по ЕС) 14,793,000 29,729 33,052
 Болгария (самый низкий уровень в ЕС) 90,869 12,067 6,722
Европейская ассоциация свободной торговли :
  Швейцария 314,869 43,007 69,838
 Исландия 12,148 38,022 37,976
 Лихтенштейн 4,160 122,100 113,210
 Норвегия 259,054 52,964 88,590
Европейские микрогосударства :
 Ватикан
уникальная некоммерческая экономика
252 273,615 нет данных
 Сан-Марино 1,170 35,928 44,208
 Монако 4,888 65,928 88,761
 Андорра 4,220 44,900 34,240
Текущая программа расширения :
 Албания 40,151 13,991 5,373
 Босния и Герцеговина 49,794 14,220 5,742
 Косово (согласно резолюции 1244 СБ ООН) 23,524 13,017 4,649
 Черногория 12,516 20,074 8,749
 Северная Македония 34,267 16,486 6,096
 Сербия 137,126 19,767 7,992
 Турция 2,346,000 28,264 8,958
Европейская политика соседства :
 Израиль 158,350 23,416 18,266
 Ливия 67,244 11,630 6,699
 Россия 1,575,561 11,041 5,369
 Тунис 83,673 8,255 2,978
 Беларусь 75,217 7,711 3,031
 Алжир 237,684 7,189 3,086
 Украина 338,486 7,156 1,727
 Ливан 24,420 6,681 6,033
 Иордания 27,960 4,825 2,219
 Азербайджан 38,708 4,601 1,493
 Марокко 135,742 4,503 1,725
 Египет 305,255 4,317 1,316
 Армения 14,167 4,270 1,137
 Сирия 71,736 3,847 1,418
 Грузия 15,498 3,616 1,493
 Молдавия 8,563 2,374 825
 Палестинская автономия 2,568 660 нет данных

Источник: Всемирный справочник ЦРУ [2] , МВФ.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Хронология событий – заявка Исландии на членство в ЕС» . Министерство иностранных дел Исландии . Архивировано из оригинала 3 сентября 2011 года.
  2. ^ Масия, Марк. «Возникновение и развитие финансового кластера: эволюция банковских депозитов Андорры в долгосрочной перспективе, 1931-2007 гг.» (PDF) . Университет Барселоны . Архивировано (PDF) из оригинала 28 июня 2023 года.
  3. ^ «Евро вне еврозоны» . Европа (веб-портал) . Проверено 26 февраля 2011 г.
  4. Отношения ЕС с Монако , Европейская служба внешних связей , сентябрь 2011 г.
  5. ^ Казахстан
  6. ^ Веб-сайт Европейской комиссии: Европейская политика соседства: Финансирование
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 47655d946b79a35d8e81f93e33ff84b4__1717198740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/b4/47655d946b79a35d8e81f93e33ff84b4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Third-country economic relationships with the European Union - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)