Экономические отношения третьих стран с Европейским Союзом
Европейский Союз имеет ряд отношений с зарубежными государствами. Согласно официальному сайту Европейского Союза и заявлению комиссара Гюнтера Ферхойгена , цель состоит в том, чтобы создать кольцо стран, разделяющих демократические идеалы ЕС и присоединяющихся к ним в дальнейшей интеграции, не обязательно становясь полноправными государствами-членами.
ЕАСТ и ЕЭЗ
[ редактировать ]Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана, чтобы позволить европейским странам участвовать в зоне свободной торговли с меньшей интеграцией, чем в рамках Европейских сообществ (позже Европейского Союза). Большинство стран, первоначально входивших в ЕАСТ, с тех пор присоединились к самому ЕС, поэтому за пределами ЕС остались только четыре: Норвегия , Исландия , Лихтенштейн и Швейцария .
Соглашение о Европейской экономической зоне (ЕЭЗ) позволяет Норвегии, Исландии и Лихтенштейну иметь доступ к внутреннему рынку ЕС и наоборот. Применяются четыре основные свободы (товары, услуги, люди и капитал). Однако некоторые ограничения на рыболовство и сельское хозяйство имеют место.
Норвегия
[ редактировать ]Норвегия является членом ЕЭЗ, поэтому она участвует в едином рынке, и большинство законов ЕС являются частью норвежского законодательства. Норвегия подписала Шенгенское соглашение , что означает, что пограничные проверки больше не производятся.
Исландия
[ редактировать ]Как и Норвегия, Исландия присоединилась к ЕЭЗ и считается частью единого европейского рынка . Исландия также подписала Шенгенское соглашение. В 2009 году Исландия подала заявку на вступление в Союз, но эта заявка вызвала споры, и правительство Исландии отозвало ее в 2015 году. [ 1 ]
Лихтенштейн
[ редактировать ]Лихтенштейн присоединился к ЕЭЗ в 1995 году и участвует в Едином европейском рынке.
Швейцария
[ редактировать ]Референдум Швейцарии о вступлении в ЕЭЗ в 1992 году провалился, поэтому швейцарские товары не участвуют в едином европейском рынке. Однако страна заключила с Союзом две серии двусторонних соглашений. Первая серия, Двусторонние соглашения I, состоит из семи двусторонних соглашений и была подписана в 1999 году (вступление в силу в 2001 году), основная часть которых — свободное передвижение людей ( полный текст соглашения ). Вторая серия, «Двусторонние соглашения II», относится к девяти сферам и была подписана в 2004 году (вступила в полную силу 30 марта 2005 года) и включает в себя Шенгенский договор и Дублинскую конвенцию ( полный текст соглашения ) ( официальный пресс-релиз ).
связанные с еврозоной
[ редактировать ]Есть четыре европейских микрогосударства , которые не являются ни членами ЕС, ни полноправными членами еврозоны , но, тем не менее, используют и чеканят евро в качестве своей законной валюты в соответствии с официальными соглашениями с ЕС. Все они ранее использовали национальные валюты своих более крупных соседей — Италии, Франции и Испании, которые с тех пор стали членами еврозоны.
- Сан-Марино : Сан-Марино не является государством-членом ЕС, но имеет специальное соглашение с Италией о чеканке ограниченного количества собственных монет лиры . Существует соглашение о чеканке собственных монет евро (ограниченно), которые являются законным платежным средством в еврозоне.
- Ватикан : Ватикан не является частью ЕС, но имеет специальное соглашение с Италией о чеканке ограниченного количества собственных монет лиры . Существует соглашение о чеканке собственных монет евро (ограниченно), которые являются законным платежным средством в еврозоне.
- Монако : Монако не является государством-членом ЕС, у него было специальное соглашение с Францией о чеканке собственных монет франка . Существует соглашение о чеканке собственных монет евро (ограниченно), которые являются законным платежным средством в еврозоне.
- Андорра : Андорра не является частью ЕС. В 20 веке как французский франк , так и испанская песета , но песета была более распространена. в Андорре использовались и принимались [ 2 ] Существует соглашение о чеканке собственных монет евро (ограниченно), которые являются законным платежным средством в еврозоне. [ 3 ]
Кроме того, две зависимые территории за пределами ЕС используют евро в качестве своей валюты в соответствии с соглашениями с ЕС, но не чеканят собственные монеты евро:
- Сен-Бартелеми не является частью ЕС, но существует соглашение с ЕС об использовании евро в качестве валюты, но без чеканки собственных монет евро. Раньше здесь использовался французский франк.
- Акротири и Декелия не являются частью ЕС, но существует соглашение между Соединенным Королевством и ЕС. [ нужна ссылка ] использовать евро в качестве своей валюты, но без чеканки собственных монет евро. кипрский фунт . Раньше здесь использовался
Некоторые другие страны в одностороннем порядке решили использовать евро в качестве фактической валюты, не имея на данный момент официального соглашения с ЕС.
Таможенные союзы
[ редактировать ]Некоторые страны и территории находятся в таможенном союзе с ЕС . Это:
- Монако : отношения между Княжеством Монако и ЕС в основном осуществляются через Францию . Благодаря этим отношениям Монако напрямую участвует в определенных политиках ЕС , в том числе является неотъемлемой частью таможенной территории ЕС и зоны НДС . [ 4 ]
- Турция ( без сельскохозяйственной продукции ; с 1996 г.)
- Андорра (без сельскохозяйственной продукции; с 1991 г.)
- Сан-Марино (подписано в 1991 г., действует с 2002 г.)
- Акротири и Декелия частично входят в Таможенный союз Европейского союза в трех сферах: НДС , сельское хозяйство и рыболовство.
Соглашения о свободной торговле Европейского Союза
[ редактировать ]ЕС заключил соглашения о свободной торговле со многими странами мира и ведет переговоры с другими странами в рамках процесса стабилизации и ассоциации , Восточного партнерства , соглашений об ассоциации и соглашений об экономическом партнерстве .
Европейская политика соседства
[ редактировать ]Охватывает Марокко , Алжир , Тунис , Ливию , Египет , Иорданию , Ливан , Сирию , Израиль , Палестинскую автономию , Молдову , Украину , Грузию , Армению , Азербайджан , Белоруссию и Россию (путем формирования общих пространств ).
Согласно официальному сайту Европейского Союза, цель Европейской политики соседства (ЕПС) состоит в том, чтобы поделиться преимуществами расширения ЕС в 2004 году с соседними странами. Он также призван предотвратить появление новых разделительных линий между расширившимся ЕС и его соседями. Идея заключается в создании кольца стран, вовлеченных в дальнейшую интеграцию, но не обязательно ставших полноправными членами Европейского Союза. Эта политика была впервые изложена Европейской Комиссией в марте 2003 года. Охватываемые страны включают все средиземноморские побережья Африки и Азии, а также европейские государства СНГ (за исключением России и Казахстана ) на Кавказе и в Восточной Европе. Россия настаивала на создании четырех общих пространств ЕС-Россия вместо участия в ЕПС. МИД Казахстана выразил заинтересованность в ЕПС [1] [ постоянная мертвая ссылка ] . Некоторые депутаты Европарламента также обсудили включение Казахстана в ЕПС. [ 5 ]
Европейский инструмент соседства (ЕИС) вступил в силу в 2014 году. Это финансовый рычаг Европейской политики соседства, внешней политики ЕС по отношению к своим соседям на востоке и юге. Его бюджет составляет 15,4 миллиарда евро, и основная часть финансирования осуществляется через ряд программ. ЕИС, действующий с 2014 по 2020 год, заменяет Европейский инструмент соседства и партнерства , известный как ЕИСП.
Европейско -Средиземноморское партнерство или Барселонский процесс представляет собой широкую структуру политических, экономических и социальных отношений между государствами-членами ЕС и странами Южного Средиземноморья. Он был инициирован 27–28 ноября 1995 г. на конференции министров иностранных дел, состоявшейся в Барселоне . Помимо 27 государств-членов Европейского Союза, остальными «средиземноморскими партнерами» являются все другие средиземноморские страны, за исключением Ливии (которая имеет «статус наблюдателя» с 1999 года). С момента создания Европейского инструмента соседства и партнерства в 2007 году (см. ниже) инициатива Евро-Средиземноморского партнерства станет полностью частью более широкой Европейской политики соседства . Соглашения об ассоциации, подписанные со средиземноморскими государствами, направлены на создание евро-средиземноморской зоны свободной торговли .
Программы финансового сотрудничества и помощи
[ редактировать ]На бюджетный период 2000–2006 гг.
[ редактировать ]КАРТОЧНАЯ программа
[ редактировать ]CARDS , сокращение от «Помощь сообществам в целях реконструкции, развития и стабилизации», была учреждена 5 декабря 2000 года на основании постановления Совета № 2666/2000.
Его сфера действия — страны Западных Балкан ( Албания , Босния и Герцеговина , Косово , Македония , Черногория и Сербия ). Более широкой целью программы является поддержка этих стран в процессе стабилизации и ассоциации .
Программа ТАСИС
[ редактировать ]Программа ТАСИС , созданная в 1991 году, представляла собой программу технической помощи, которая поддерживает процесс перехода к рыночной экономике для 11 стран СНГ и Грузии. До 2003 года Монголия также была включена в программу, но теперь на нее распространяется программа ALA.
программа МЕДА
[ редактировать ]Программа MEDA была основным финансовым инструментом реализации Евро-Средиземноморского партнерства, предлагая меры технической и финансовой поддержки для сопровождения реформы экономических и социальных структур в странах-партнерах Средиземноморья.
Первая программа MEDA была создана на период 1995–1999 годов. В ноябре 2000 г. новое постановление учредило MEDA II на период 2000–2006 гг.
программа АСР
[ редактировать ]ACP означает «Африка, Карибский бассейн и Тихий океан». Программа распространяется на 71 страну, среди которых все африканские страны, за исключением средиземноморских стран Северной Африки (охваченных программой MEDA выше). В настоящее время на АКТ распространяется Соглашение Котону , которое заменяет Ломейскую конвенцию .
Внешние ссылки: Страны АКТ на официальном сайте ЕС.
программа АЛА
[ редактировать ]ALA , что означает «Азия и Латинская Америка», представляет собой программу финансовой помощи и сотрудничества с этими регионами.
На бюджетный период 2007–2013 гг.
[ редактировать ]- ЕИСП , что означает «Европейский инструмент соседства и партнерства». Это финансовый инструмент, охватывающий страны ЕПД. Россия также входит в ЕИСП (она предпочла не участвовать в Европейской политике соседства (ЕПС) и предпочла формально разные, но практически схожие общие пространства ЕС и России. Поэтому это «партнерская» часть ЕИСП). Таким образом, ЕИСП объединяет бывшую МЕДА (поскольку все ее нынешние бенефициары являются государствами ЕПС) и европейскую часть бывшей структуры ТАСИС . [ 6 ] был Инфоцентр ЕИСП открыт в январе 2009 года Европейской комиссией для освещения отношений между ЕС и его соседями .
- Инструмент подготовки к вступлению заменяет прежние расширения программы Phare , SAPARD , ISPA и CARDS (нынешние CARDS страны-бенефициары были перенесены в сегмент политики расширения как «потенциальные страны-кандидаты»).
- Инструмент сотрудничества в целях развития и экономического сотрудничества охватывает все страны, территории и регионы, которые не имеют права на помощь ни в рамках PAI , ни в рамках ENPI ( Азия , включая Центральную Азию , Латинскую Америку , Африку , Карибский бассейн и Тихоокеанский регион ). Таким образом, он заменит ALA , ACP и остальную часть TACIS .
- Горизонтальные инструменты, охватывающие страны независимо от их региона, включают:
- Инструмент стабильности — новый инструмент для решения кризисов и нестабильности в третьих странах и решения трансграничных проблем, включая ядерную безопасность и нераспространение, борьбу с торговлей людьми, организованной преступностью и терроризмом.
- Продовольственная помощь добавляется к «Гуманитарная помощь» инструменту .
- Макрофинансовая помощь останется неизменной.
Экономические вариации
[ редактировать ]Ниже представлена таблица и три графика, показывающие соответственно ВВП ( ППС ), ВВП (ППС) на душу населения и ВВП (номинальный) на душу населения для некоторых третьих стран, с которыми Европейский Союз имеет отношения. Это можно использовать в качестве приблизительного показателя относительного уровня жизни среди государств-членов.
Таблица отсортирована по ВВП (ППС) на душу населения , чтобы показать относительный уровень экономического развития разных стран. Включены эталонные значения для среднего, самого высокого и самого низкого показателя по ЕС.
Третья страна | ВВП (ППС) миллионы инт. доллары |
ВВП (ППС) на душу населения инт. доллары |
ВВП (номинальный) на душу населения инт. доллары |
---|---|---|---|
Европейская экономическая зона : | |||
Люксембург (самый высокий уровень в ЕС) | 38,808 | 78,395 | 104,512 |
Европейский Союз (в среднем по ЕС) | 14,793,000 | 29,729 | 33,052 |
Болгария (самый низкий уровень в ЕС) | 90,869 | 12,067 | 6,722 |
Европейская ассоциация свободной торговли : | |||
Швейцария | 314,869 | 43,007 | 69,838 |
Исландия | 12,148 | 38,022 | 37,976 |
Лихтенштейн | 4,160 | 122,100 | 113,210 |
Норвегия | 259,054 | 52,964 | 88,590 |
Европейские микрогосударства : | |||
Ватикан уникальная некоммерческая экономика |
252 | 273,615 | нет данных |
Сан-Марино | 1,170 | 35,928 | 44,208 |
Монако | 4,888 | 65,928 | 88,761 |
Андорра | 4,220 | 44,900 | 34,240 |
Текущая программа расширения : | |||
Албания | 40,151 | 13,991 | 5,373 |
Босния и Герцеговина | 49,794 | 14,220 | 5,742 |
Косово (согласно резолюции 1244 СБ ООН) | 23,524 | 13,017 | 4,649 |
Черногория | 12,516 | 20,074 | 8,749 |
Северная Македония | 34,267 | 16,486 | 6,096 |
Сербия | 137,126 | 19,767 | 7,992 |
Турция | 2,346,000 | 28,264 | 8,958 |
Европейская политика соседства : | |||
Израиль | 158,350 | 23,416 | 18,266 |
Ливия | 67,244 | 11,630 | 6,699 |
Россия | 1,575,561 | 11,041 | 5,369 |
Тунис | 83,673 | 8,255 | 2,978 |
Беларусь | 75,217 | 7,711 | 3,031 |
Алжир | 237,684 | 7,189 | 3,086 |
Украина | 338,486 | 7,156 | 1,727 |
Ливан | 24,420 | 6,681 | 6,033 |
Иордания | 27,960 | 4,825 | 2,219 |
Азербайджан | 38,708 | 4,601 | 1,493 |
Марокко | 135,742 | 4,503 | 1,725 |
Египет | 305,255 | 4,317 | 1,316 |
Армения | 14,167 | 4,270 | 1,137 |
Сирия | 71,736 | 3,847 | 1,418 |
Грузия | 15,498 | 3,616 | 1,493 |
Молдавия | 8,563 | 2,374 | 825 |
Палестинская автономия | 2,568 | 660 | нет данных |
Источник: Всемирный справочник ЦРУ [2] , МВФ.
См. также
[ редактировать ]- Список крупнейших торговых партнеров Европейского Союза
- Европейская ассоциация эволюционной и политической экономии
- Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом
- Соглашения о свободной торговле Европейского Союза
- Общие пространства ЕС и России
- Зоны свободной торговли в Европе
- Особые территории государств-членов и Европейский Союз
- Югославия и Европейское экономическое сообщество
- Транспортное сообщество Юго-Восточной Европы
- Информационный центр Европейского соседства. Архивировано 9 июня 2021 года в Wayback Machine.
- Библиотека соседства ЕС
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Хронология событий – заявка Исландии на членство в ЕС» . Министерство иностранных дел Исландии . Архивировано из оригинала 3 сентября 2011 года.
- ^ Масия, Марк. «Возникновение и развитие финансового кластера: эволюция банковских депозитов Андорры в долгосрочной перспективе, 1931-2007 гг.» (PDF) . Университет Барселоны . Архивировано (PDF) из оригинала 28 июня 2023 года.
- ^ «Евро вне еврозоны» . Европа (веб-портал) . Проверено 26 февраля 2011 г.
- ↑ Отношения ЕС с Монако , Европейская служба внешних связей , сентябрь 2011 г.
- ^ Казахстан
- ^ Веб-сайт Европейской комиссии: Европейская политика соседства: Финансирование