Вулкан (мифология)
Вулкан | |
---|---|
Бог огня, металлообработки и кузницы | |
Член Dii Consentes | |
Обитель | под островом Вулкано |
Символ | Кузнечный молот |
Храмы | Вулканал |
Фестивали | Вулканалия |
Генеалогия | |
Родители | Юпитер и Юнона |
Братья и сестры | Марс , Минерва , Геракл , Беллона , Аполлон , Диана , Вакх и др. |
Супруга | Венера |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Гефест |
Этрусский эквивалент | Сетланы |
Религия в Древний Рим |
---|
Практики и убеждения |
Священство |
Божества |
Связанные темы |
Вулкан ( лат . Vulcanus , в архаически сохранившемся написании также Volcanus , оба произносятся как [wʊɫˈkaːnʊs] ) — бог огня. [1] включая огонь вулканов , пустыни , металлообработку и кузницу в древнеримской религии и мифах . Его часто изображают с кузнечным молотом. [2] Вулканалия проводимый — ежегодный фестиваль, 23 августа в его честь. Его греческий аналог — Гефест , бог огня и кузнечного дела. В этрусской религии он отождествляется с сетланами .
Вулкан принадлежит к самой древней стадии римской религии: Варрон , древнеримский ученый и писатель, цитируя Максими Анналы , записывает, что царь Тит Татий посвятил алтари ряду божеств, включая Вулкана. [3]
Этимология
[ редактировать ]Происхождение названия неясно. Римская традиция утверждала, что оно связано с латинскими словами, связанными с молнией ( fulgur, fulgere, fulmen ), которые, в свою очередь, считались связанными с пламенем. [4] Эту интерпретацию поддерживает Уолтер Уильям Скит в его этимологическом словаре как значение блеска . [5]
Предполагалось, что его имя было не латинским, а родственным имени критского бога Вельханоса , бога природы и подземного мира. [6] Вольфганг Мейд назвал эту идентификацию фантастической . [7] Мейд и Василий Абаев предложили со своей стороны соответствующий теоним в осетинском легендарном кузнеце из нартской саги Курд-Аля-Варгон («аланский кузнец Варгон») и постулировали оригинального бога-кузнеца ПИРОГОВ по имени * wl̩kānos . [8] Но поскольку имя в обычном виде устойчиво и имеет четкое значение — курд («кузнец») + Алаег (имя одного из нартских родов)+ он («рода») — эта гипотеза была признана неприемлемой. от Дюмезиля . [9]
Кристиан-Жозеф Гийонварч предложил отождествление с ирландским именем Олкан (Ogamic Ulccagni , в родительном падеже). [ нужна ссылка ] Жерар Капдевиль находит преемственность между критским минойским богом Вельханосом и этрусскими велчанами . Личность минойского бога будет юным божеством, повелителем огня и спутницей Великой Богини . [10]
По мнению Мартина Л. Уэста , Вулкан может представлять бога огня по имени *Volca , присоединенного к суффиксу -no- , типичному придатку, обозначающему владения бога в индоевропейских языках . * Таким образом, Волка может быть родственным санскритским словам ulkā («метающееся пламя») и/или várcas- («блеск, сияние»). [8]
Поклонение
[ редактировать ]Старейшая святыня Вулкана в Риме, называемая Вулканалом , располагалась у подножия Капитолийского собора на Римском форуме и, как считалось, относилась к архаическому периоду правления римских царей . [11] [12] и быть основанным на этом месте Титом Татием , [13] сабинский . соцарь, традиционная дата которого приходится на VIII век до нашей эры считали Этрусские гаруспики , что храм Вулкана должен располагаться за пределами города. [14] и Вулканал, возможно, первоначально находился в черте города или за его пределами , прежде чем он расширился и включил Капитолийский холм . [1] Жертвоприношение Вулканалии было принесено здесь Вулкану 23 августа. [11] У Вулкана также был храм на Марсовом поле , который существовал к 214 году до нашей эры. [1] [15]
Римляне отождествляли Вулкана с греческим кузнецом богом - Гефестом . [16] Вулкан, как и его греческий коллега, стал ассоциироваться с конструктивным использованием огня в металлообработке . Фрагмент греческого горшка с изображением Гефеста, найденный на вулкане, датируется VI веком до нашей эры, что позволяет предположить, что эти два бога уже были связаны в эту дату. [12] Однако у Вулкана была более сильная связь, чем у Гефеста, с разрушительной способностью огня, и главной заботой его поклонников было побудить бога предотвращать вредные пожары.
Вулканалия | |
---|---|
Наблюдается | Древний Рим |
Тип | Римский, Исторический |
Торжества | Костры в честь Вулкана |
Обряды | Жертвоприношение рыбы |
Дата | 23 августа |
Фестиваль Вулкана, Вулканалия, отмечался каждый год 23 августа, когда из-за летней жары посевы и зернохранилища подвергались наибольшему риску возгорания. [1] [17] Во время фестиваля костры в честь бога разжигали , в которые в качестве жертвоприношения бросали живую рыбу или мелких животных, которые употреблялись в пищу вместо людей. [18]
Вулканалии были частью цикла четырех праздников второй половины августа (Консуалия 21 августа, Вулканалии 23 августа, Опиконсивия 25 августа и Вультурналии 27 августа), связанных с аграрной деятельностью этого месяца и находившихся симметрично с таковыми в вторая половина июля (Лукария 19 и 21 июля, Нептуналия 23 и Фурриналия 25). В то время как июльские праздники были посвящены дикой природе (лесам) и водам (поверхностным водам Нептуналии и подземным водам Фурриналиям) во время опасности, вызванной их относительной нехваткой, августовские праздники были посвящены результатам человеческих усилий в отношении природы. хранение собранного зерна (Consualia) и их отношение к человеческому обществу и царству (Opiconsivia), которые в то время находились в опасности и требовали защиты от опасностей чрезмерной силы двух стихий огня (Vulcanalia) и ветра (Vulturnalia) усиливается сухостью. [19]
Записано, что во время Вулканалии люди вывешивали свою одежду и ткани под солнцем. [20] Эта привычка может отражать теологическую связь между Вулканом и обожествленным Солнцем. [21]
Другой обычай, соблюдаемый в этот день, требовал, чтобы человек начал работать при свете свечи, вероятно, чтобы умилостивить бога за благотворное использование огня. [22] Помимо Вулканалии 23 августа, дата 23 мая, которая была второй из двух ежегодных Тубилустрий или церемоний очищения труб, была священной для Вулкана. [17] [23]
Ludi Парфией Vulcanalici проводились только один раз, 23 августа 20 г. до н.э., на территории храма Вулкана и использовались Августом для обозначения договора с и возвращения легионерских штандартов , потерянных в битве при Каррах в 53 г. до нашей эры.
Фламен младших , один из фламинов , по имени Фламен Вулканалис, отвечал за культ бога. Фламен Вулканалис совершал жертвоприношение богине Майе , которое проводилось каждый год в календы . майские [24]
Вулкан был среди богов, умиротворенных после Великого пожара в Риме в 64 году нашей эры. [25] В ответ на тот же пожар Домициан (император 81–96) установил новый алтарь Вулкану на Квиринальском холме . рыжий бычок и рыжий кабан . В то же время к жертвоприношениям, приносимым на Вулканалии, по крайней мере в этом районе города, добавлялись [26]
Теология
[ редактировать ]Природа Вулкана связана с религиозными представлениями об огне; Римская концепция Вулкана, кажется, связывает его как с разрушительной, так и с оплодотворяющей силой огня.
В первом аспекте ему поклоняются в Вулканалиях , чтобы предотвратить потенциальную опасность для собранной пшеницы. Его культ расположен за пределами первоначального города, чтобы избежать риска пожаров, вызванных богом в самом городе. [27] Однако эта сила считается полезной, если она направлена против врагов, и такой выбор места расположения культа бога также может быть истолкован таким же образом. Та же идея лежит в основе самоотдачи оружия побежденных врагов. [28] а также выжившего генерала в ритуале поклонения богу. [29]
Посредством сравнительной интерпретации этот аспект Дюмезиль связал с третьим, или защитным, огнем в теории трех ведических жертвенных огней. [30] В такой теории для проведения религиозной церемонии необходимы три огня: очаг домовладельца, функция которого заключается в установлении референта на Земле в том точном месте, соединяющем ее с Небесами; жертвенный огонь, передающий предложение Небесам; и защитный огонь, который обычно располагается на южной границе священного пространства и имеет защитную функцию от злых влияний. Поскольку территория города Рима сама по себе рассматривалась как увеличенный храм, то три огня следует идентифицировать как очаг землевладельца в храме Весты ( aedes Vestae ); жертвенные огни каждого храма, святыни или алтаря; и оборонительный огонь в храме Вулкана.
Другое значение Вулкана связано с мужской оплодотворяющей силой. В различных латинских и римских легендах он является отцом известных персонажей, таких как основатель Praeneste Caeculus , [31] Какус , [32] первобытное существо или царь, позже превратившийся в чудовище, населявшее место Авентина в Риме, и римский царь Сервий Туллий . В варианте истории о рождении Ромула детали идентичны, хотя Вулкан прямо не упоминается. [33]
Некоторые ученые полагают, что Вулкан мог быть неизвестным богом, который оплодотворил богинь Фортуну Примигению в Пренесте и Феронию в Анксуре . В этом случае он был бы отцом Юпитера . [34] Эта точка зрения, однако, находится в противоречии с тем, что связывает богиню с Юпитером как с его дочерью ( пуэр Йовис ), а также с его матерью как primigenia , что означает «первозданная».
Во всех вышеупомянутых историях оплодотворяющая сила бога связана с огнем домашнего очага. В случае с Цекулом его мать была оплодотворена искрой, упавшей на ее утробу из очага, когда она сидела рядом. [35] Сервия Туллия Мать Окрезия была оплодотворена мужским половым органом, чудесным образом появившимся в пепле жертвенного ара, по приказу Танаквилы , Тарквиния Приска . жены [36] Плиний Старший рассказывает ту же историю, но утверждает, что отцом был Лар Фамилирис . [37] Божественность ребенка была признана, когда его голова была окружена пламенем и он остался невредимым. [38]
Путем сравнительного анализа этих мифов археолог Андреа Карандини приходит к выводу, что Какус и Кака были сыновьями Вулкана и местного божественного существа или девственницы, как в случае с Цекулом. Какус и Кака олицетворяли металлургию и домашний огонь, проекции Вулкана и Весты .
Эти легенды относятся ко времени предгородского Лациума . Их смысл совершенно ясен: на божественном уровне Вулкан оплодотворяет девственную богиню и порождает Юпитера, царя богов; на человеческом уровне он оплодотворяет местную девственницу (возможно, королевского происхождения) и порождает короля. [39]
Первое упоминание о ритуальной связи Вулкана и Весты – лектистерний 217 г. до н. э. Другими фактами, которые, кажется, намекают на эту связь, являются относительная близость двух святилищ и свидетельство Дионисия Галикарнасского о том, что оба культа были привезены в Рим Титом Татием для выполнения обета, данного им в бою. [40] Варрон подтверждает этот факт. [41]
Вулкан связан с двумя одинаково древними женскими богинями, Статой Матер . [42] возможно, богиня, останавливающая пожары, и Майя . [43]
Герберт Дженнингс Роуз интерпретирует Майю как богиню, связанную с ростом, связывая ее имя с корнем IE *MAG. [44] Макробий передает мнение Цинция о том, что спутницей Вулкана является Майя. Цинций оправдывает свою точку зрения тем, что фламен Вулканалис приносила ей жертву в майские календы. По мнению Пизона, спутником бога является Майестас . [45]
По словам Геллия , Майя была связана с Вулканом; и он подкрепляет свою точку зрения, цитируя ритуальные молитвы, которыми пользовались римские священники. [46] [47]
Вулкан — покровитель профессий, связанных с печами (поваров, пекарей, кондитеров), о чем свидетельствуют произведения Плавта . [48] Апулей (бог — повар на свадьбе Амора и Психеи ) [49] и в Веспы коротком стихотворении в Латинской антологии о судебном процессе между поваром и пекарем. [50]
Сыновья
[ редактировать ]Согласно басням Гигина , сыновьями Вулкана являются Филаммон, Кекропс , Эрихтоний , Коринет, Керкион, Филотт и Спинтер. [51]
Гипотетическое происхождение
[ редактировать ]Происхождение римского бога огня Вулкана было прослежено Жераром Капдевилем до критского бога Вельханоса , прежде всего на основании близкого сходства их имен. [52] Критский Вельханос — молодой бог средиземноморского или ближневосточного происхождения, владеющий огнем и являющийся спутником Великой Богини . Эти черты сохранились у Лациума только у его сыновей Кака , Цекула и Сервия Туллия . В Пренесте дяди Цекулуса известны как Дигити, [53] существительное, связывающее их с критскими дактилиями .
Основание Рима
[ редактировать ]Вельханос был верховным богом ранней критской религии, где засвидетельствованы праздник βελχάνια ( Велханиа), а также месяц Ϝελχάνιοσ (Вельханиос): в толковании Исихия говорится, что «Велханос - это Зевс среди критян». [54] Он был первым богом пещеры горы Ида , где у него был оракул, и его почитали также на Кипре.
Его имя очень похоже на имя латинского бога Вулкана, который сам считался отцом Цекула и Сервия Туллия , не говоря уже о Ромуле в версии, переданной Проматионом, очень похожей на легенду о Сервии.
Основатель Рима имеет тесную связь с этим богом, поскольку он основал Вулкан и после своей первой победы посвятил там квадригу со своей статуей. Именно там часть традиции определяет место его смерти: это место было отмечено Lapis Niger : Фест пишет: «Niger lapis in Comitio locum funestum snificat, ut ali, Romuli morti destinatum...». В день Вулканалий ( 23 августа) приносилась жертва Хоре Квирини, паредре Квирина, с которой отождествлялся обожествленный Ромул. Как Консуалии впервые упоминаются в связи с основанием Рима в эпизоде с похищением сабинянок, как Вулканалии празднуются двумя днями позже и за два дня до Опиконсивии , и поскольку название Вулкан напоминает древнее критское бог, почитаемый в Βελχ?νια, который руководил обрядами инициации, Консуалии должны иметь значение интеграции в гражданство. Этим и объясняется выбор фестиваля Парилия как дата основания Рима, поскольку это прежде всего праздник младших . Фест пишет: «Parilibus Romulus Vrbem condidit, quem diem festum praecipue habebant iuniores». Дата 21 апреля стала отправной точкой процесса посвящения будущих новых граждан, который завершился четыре месяца спустя церемонией Консуалии, включающей спортивные игры и бракосочетание. [55]
Греческие мифы о Гефесте
[ редактировать ]Благодаря отождествлению себя с Гефестом из греческой мифологии , Вулкан стал считаться производителем произведений искусства, оружия, железа , украшений и доспехов для различных богов и героев, включая молнии Юпитера. Он был сыном Юпитера и Юноны и мужем Майи и Афродиты (Венеры) . его кузница Считалось, что находилась под горой Этна на Сицилии . [56]
Будучи сыном Юпитера, царя богов, и Юноны, царицы богов, Вулкан должен был быть весьма красивым, но младенец Вулкан был маленьким и некрасивым, с красным, кричащим лицом. Юнона была в таком ужасе, что сбросила крошечного младенца с вершины Олимпа .
Вулкан падал день и ночь, приземлившись в море. К сожалению, одна из его ног сломалась, когда он упал в воду, и так и не развилась должным образом. Вулкан опустился на глубины океана, где его нашла морская нимфа Фетида и унесла в свой подводный грот, желая воспитать его как собственного сына.
У Вулкана было счастливое детство с дельфинами в качестве товарищей по играм и жемчугом в качестве игрушек. В конце своего детства он нашел на берегу остатки рыбацкого костра и увлекся непотухшим углем, все еще раскаленным и светящимся.
Вулкан бережно закрыл этот драгоценный уголь в раскладушке, отнес его в свой подводный грот и разжег им огонь. В первый же день после этого Вулкан часами смотрел на этот огонь. На второй день он обнаружил, что, когда он разжигал огонь мехами, некоторые камни покрывались потом железом, серебром или золотом. На третий день он выковал из остывшего металла формы: браслеты, цепи, мечи и щиты. Вулкан сделал для приемной матери ножи и ложки с жемчужными ручками, а для себя сделал серебряную колесницу с уздечками, чтобы морские коньки могли быстро перевезти его. Он даже сделал золотых рабынь, чтобы они прислуживали ему и выполняли его приказы.
Позже Фетида покинула свой подводный грот, чтобы присутствовать на званом обеде на горе Олимп, надев красивое ожерелье из серебра и сапфиров, которое сделал для нее Вулкан. Юнона восхитилась ожерельем и спросила, где его взять. Фетида заволновалась, что вызвало подозрения у Юноны; и, наконец, богиня-царица открыла правду: ребенок, которого она когда-то отвергла, вырос талантливым кузнецом .
Юнона была в ярости и потребовала, чтобы Вулкан вернулся домой, но он отказался. Однако он послал Юноне прекрасно сконструированное кресло из серебра и золота, инкрустированное перламутром. Юнона была в восторге от этого подарка, но как только она села на него, ее вес активировал скрытые пружины, и металлические ленты выдвинулись вперед, чтобы удержать ее. Стул представлял собой искусно сконструированную ловушку. В конце концов положение спас Юпитер : он пообещал, что, если Вулкан освободит Юнону, он даст ему жену, Венеру, богиню любви и красоты. Вулкан согласился и женился на Венере. [57]
Позднее Вулкан построил кузницу под горой Этна на острове Сицилия . Говорили, что всякий раз, когда Венера изменяла, Вулкан злился и бил раскаленный металл с такой силой, что с вершины горы поднимались искры и дым, вызывая извержение вулкана. [58]
По Вергилию , Вулкан был отцом Цекула . [59]
Чтобы наказать человечество за кражу секретов огня, Юпитер приказал другим богам сделать человеку отравленный подарок. Вклад Вулкана в создание прекрасной и глупой Пандоры заключался в том, что он слепил ее из глины и придал ей форму. Он также сделал троны для других богов на горе Олимп .
Святилища
[ редактировать ]Главным и самым древним святилищем Вулкана в Риме был Вулкан , расположенный в районе Вулкани , пространстве под открытым небом у подножия Капитолия , в северо-западном углу Римского форума , с площадкой, посвященной богу и вечный огонь. Это была одна из древнейших римских святынь. [60] Согласно римской традиции, святилище было посвящено Ромулом . Он установил на этом месте бронзовую квадригу, посвященную богу, военный трофей фиденатов . Однако, согласно Плутарху, речь идет о войне против Камерии , которая произошла через шестнадцать лет после основания Рима. [61] Там Ромул также посвятил бы Вулкану статую самого себя и надпись греческими буквами, перечисляющую его успехи. [62] Плутарх утверждает, что Ромул был изображен увенчанным Победой . [61] Более того, он бы посадил священное дерево лотоса. [63] в святилище, которое все еще существовало во времена Плиния Старшего и, как говорили, было таким же старым, как город. [64] Выдвинута гипотеза, что Вулкан был основан, когда Форум еще находился за городскими стенами. [65]
Вулкан , возможно, использовался как место кремации, о чем свидетельствует раннее использование Форума в качестве места захоронения. [66] Ливий упоминает об этом дважды, в 189 и 181 гг. до н. э., в связи с чудесами кровавого дождя. [67]
Район Вулкани, вероятно, был locus substructus . Он был на пять метров выше Комиция. [68] и оттуда короли и магистраты начала республики обращались к народу перед постройкой ростры . [69]
На вулкане также находилась статуя Горация Кокла. [70] который был перенесен сюда из Комиция , locus нижняя , после того, как в него ударила молния. Авл Геллий пишет, что несколько гаруспиков были вызваны, чтобы искупить чудо, и из-за своей ненависти к римлянам перенесли его в более низкое место, куда никогда не проникал солнечный свет. Однако обман был раскрыт, и гаруспики были казнены. Позже было установлено, что статую следует разместить на более высоком месте, поэтому ее разместили в районе Вулкани . [71]
часовня Конкордии была построена В 304 г. до н.э. в районе Вулканов : ее освятил курулис -эдилис Гней Флавий . [72]
По словам Сэмюэля Болла Платнера , с течением времени вулкан все больше и больше подвергался вторжению в окружающие здания, пока не был полностью засыпан. Тем не менее культ все еще был жив в первой половине имперской эпохи, о чем свидетельствует находка дедики Августа, датируемой 9 г. до н.э. [73]
В начале 20 века за аркой Септимия Севера были обнаружены древние туфовые фундаменты, вероятно принадлежавшие вулкану, и следы скалистой платформы длиной 3,95 метра и шириной 2,80 метра, залитой бетоном и окрашенной в цвет. красный. В его верхней поверхности прорыто несколько узких каналов, а перед ним остатки дренажного канала, сложенного из туфовых плит. Была выдвинута гипотеза, что это была территория самого Вулкана. На камне видны следы повреждений и ремонтов. На поверхности есть несколько впадин, круглых или квадратных, которые напоминают могилы и в прошлом интерпретировались как таковые. [74] особенно фон Дуном . После открытия гробниц для кремации на Форуме последний ученый утверждал, что изначально вулкан был местом кремации трупов. [75]
Еще один храм богу был возведен до 215 г. до н.э. на Марсовом поле , недалеко от цирка Фламиния , где во время фестиваля Вулканалий проводились игры в его честь. [65]
За пределами Рима
[ редактировать ]В Остии культ бога, а также его священнослужителей был самым важным в городе. Sacerdos назывался pontifex Vulcani et aedium Sacrarum : он имел под своей юрисдикцией все священные здания в городе и мог давать или отказывать в разрешении на возведение новых статуй восточных божеств. Он был избран пожизненно, возможно, советом декурионов , и его положение было эквивалентом верховного понтифика в Риме. Это была высшая административная должность в городе Остии.
Его выбирали из числа людей, уже занимавших государственные должности в Остии или в имперской администрации. Понтифик был единственным авторитетом, имевшим ряд подчиненных чиновников, помогавших выполнять его обязанности, а именно трех преторов и двух или трех эдилов . Это были религиозные должности, отличные от гражданских должностей с аналогичным названием. [76]
На основании фрагментарной надписи, найденной в Аннабе (древний Гиппон-Региус), можно предположить, что писатель Светоний . эту должность занимал [77]
От Страбона [78] мы знаем, что в Поццуоли была местность, называемая по-гречески агорой Гефеста (лат. Forum Vulcani). Место представляет собой равнину, где расположено множество выходов сернистых паров (ныне Сольфатара ).
Плиний Старший записывает, что возле Модены огонь вырывался из почвы statis Vulcano diebus в определенные дни, посвященные Вулкану. [79]
В популярной культуре
[ редактировать ]Вулкан — бог-покровитель английского сталелитейного города Шеффилд . Его статуя стоит на вершине ратуши Шеффилда. [ нужна ссылка ]
Статуя Вулкана , расположенная в Бирмингеме, штат Алабама, является самой большой чугунной статуей в мире. [80]
статуя Вулкана высотой 12 футов и весом 1200 фунтов в Калифорнийском университете в Пенсильвании . Талисманом школы является [81]
В 2013 году агентство Reuters сообщило, что название «Вулкан» рекламировалось как название «недавно открытых» спутников Плутона . [82] Спутники были открыты в 2011 и 2012 годах, в результате чего количество известных спутников Плутона достигло пяти. Хотя имя Вулкан выиграло всенародное голосование, Международный астрономический союз решил в июне 2013 года окончательно утвердить названия как Харон , Стикс , Никс , Кербер и Гидра . [83]
Название «Вулкан» использовалось для различных других вымышленных планет в Солнечной системе и за ее пределами , которые не соответствуют гипотетической планете Вулкан , которая, по теории Урбена Леверье, вскоре после его открытия Нептуна вращается вокруг Солнца ближе, чем Меркурий . планета Вулкан во франшизе «Звездный путь» Например, указана как вращающаяся вокруг 40 Эридана А. [ нужна ссылка ]
Вулкан — главный герой романа «Автоматизация» авторов BLA и GB Gabbler. Его роль часто напоминает « deus ex machina », но он и его жена (по имени Венера) по-прежнему играют важную роль в общем сюжете. [84] [85]
Вулкан — персонаж сериала Starz «Американские боги» , основанного на романе Нила Геймана . Он не является персонажем романа и теперь является «богом оружия» в этой версии, используя кузницу на своем заводе по производству боеприпасов как символическое изображение вулкана. [86]
Вулкан — персонаж песни Джона Прайна «The Lonesome Friends of Science» из его последнего альбома The Tree of Forgiveness , выпущенного в 2018 году. [87]
См. также
[ редактировать ]- Каве Кузнец
- Курдалегон
- Глупый
- Агни
- Атар
- Апам Напат
- Адур Бурцен-Мир
- Адур Гушнасп
- Вулканский металлургический завод
- Вулканизация
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Жорж Дюмезиль (1996) [1966]. Архаическая римская религия: Том первый . пер. Филип Крапп. Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 320–321. ISBN 0-8018-5482-2 .
- ^ Корбишли, Майк «Древний Рим» Warwick Press, 1986, Торонто.
- ^ Varro De Lingua Latina 5, 10: «...И пахнут сабинским языком алтари, которые посвящены обету римского царя Тати: ибо, как говорят летописи, он дал обет Опи, Флоре, Ведио, Сатурн, Солнце, Луна, Вулкан и Сумман, а также Ларунды, Терминус, Квирин, Вортумн, Ларибус, Диана Люцина...».
- ^ Varro Lingua Latina 5, 10: «Огонь от гнаса, то, что рождается от этого, и все, что рождено из огня, горит; поэтому оно горячо, как то, что рождается, когда оно теряет и остывает. Вулкан уже называется от огня с большей силой и насилием от того, что является огнем из-за великолепия».
- ^ WW Skeat Этимологический словарь языка бенис, Нью-Йорк, 1963 (впервые опубликован в 1882 году) sv Volan : «см. Санскритский varchar-s: блеск».
- ^ Артур Б. Кук Зевс: исследование древней религии , 1925 г. Том. II, стр. 945 и далее.
- ^ В. Мейд «Этруски. Велханы - лат. Вулкан» Индоевропейские исследования , 66, 1961.
- ^ Jump up to: а б Уэст, ML (24 мая 2007 г.). Индоевропейская поэзия и миф . ОУП Оксфорд. п. 268. ИСБН 978-0-19-928075-9 .
- ^ Г. Дюмезиль «Роменская архаичная религия», Париж, 1974, часть II, гл. 2. Это. тр. Милан, 1977 г., с. 284 н. 12.
- ^ Жерар Капдевиль Волчанус. Сравнительное исследование культа Вулкана в Риме 1994 г.
- ^ Jump up to: а б Сэмюэл Болл Платнер ; Томас Эшби (1929). «Вулкан» . Топографический словарь Древнего Рима . Лондон: Издательство Оксфордского университета. стр. 583–584 . Проверено 28 июля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Борода, Мэри ; Джон Норт; Саймон Прайс (1998). Религии Рима, Том 2: Справочник . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. нет. 1.7в. ISBN 0-521-45015-2 .
- ^ Дионисий Галикарнасский, II.50.3; Варрон V.74
- ^ Витрувий 1.7 ; см. также Плутарх , Римские вопросы 47 .
- ^ Ливий , , основанного 24.10.9. Из города
- ^ Справочная энциклопедия Larousse Desk , The Book People , Haydock, 1995, стр. 215.
- ^ Jump up to: а б У. Вард Фаулер (1899). Римские праздники периода республики: введение в изучение религии римлян . Лондон: Macmillan and Co., стр. 123–124 , 209–211. ISBN 0-548-15022-2 . Проверено 28 июля 2007 г.
- ^ Секст Помпей Фест , О значении слов , sv « piscatorii ludi »; Варрон , О латинском языке 6.3 .
- ↑ В интерпретации Дюмезиля Вультурналии были связаны с защитой созревающего винограда от горячего и сухого юго-западного ветра по имени Вультурнус, а не с рекой Тибр, как предполагал Моммзен, или Вультурнусом из Кампании.
- ^ Паулин из Нола Письма XXXII, 139.
- ^ Г. Дюмезиль Fetes romaine d'étè et d'automne Paris Gallimard 1975; Это. перевод Feste Romane Genova Il Melangolo 1979 стр. 60 и далее.
- ^ Плиний Младший Письма III, 5.
- ^ Овидий , Фасти 5.725–726 .
- ^ Макробий Сатурналии I 12,18; Авл Геллий Ноктес Аттические XIII 23, 2
- ^ Тацит , Анналы 15.44.1 .
- ^ Inscriptiones Latinae Selectae 4914, перевод Роберт К. Ширк. (1988). Римская империя: от Августа до Адриана . Переведенные документы Греции и Рима. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. нет. 99. ИСБН 0-521-33887-5 .
- ^ Плутарх Римские вопросы 47; Витрувий об архитектуре I,7,1
- ^ Сервий Ад Энеида VIII 562.
- ^ Ливи из книги, основанной в городе VIII 10
- ^ Г. Дюмезиль «Роменская архаичная религия», Париж, 1974, часть 2, гл. 2; Это. тр. Милан, 1977, стр. 277–280.
- ^ Cato Censor Origines, фрагмент 65, цитируется в Scholia Veronesia ad Aeneid VII, 681 стр. 438, 16 и далее. Хаген.
- ^ Вергилий Энеида VIII 198.
- ^ Плутарх Ромул II 3–6
- ^ Жаклин Шампо Фортуна, I, Фортуна в архаической римской религии Рим, 1982; А. Мастрочинке Ромоло. Основание Рима между историей и легендой Эсте, 1993 год.
- ^ Вергилий Эней VII 680.
- ^ Овидий Фасти VI 627.
- ^ Плиний Старший Naturalis Historia XXXVI 204.
- ^ Овидий Фасти VI 625–636.
- ^ Андреа Карандини Рождение Ромы Турин, 1997, с. 52.
- ^ Дионисий Галикарнасский Antiquitates Romanae II 50, 3.
- ^ Varro Lingua Latina V 73: см. выше.
- ^ CIL VI, 00802, найден в Риме.
- ^ Авл Геллий Ноктес Аттики XII 23, 2: «Вулканы Майя».
- ^ HJ Rose Словарь классических древностей It. пер., Турин, 1995.
- ^ Макробий Сатурналии I 12, 18.
- ^ А. Гелл. Ноябрь. Сердце. XIII, 23, 2
- ^ Майестас и Майя, однако, возможно, являются одной и той же божественной личностью: сравните объяснения Овидия значения названия месяца Май в его Фасти : V 1–52 Майестас; 81–106 Майя как возможные эпонимы мая.
- ^ Плавт Аулулярия 359.
- ^ Апулея Метаморфозы VI 24, 2.
- ^ Суд над поваром и булочником судьей Вулканом .
- ^ Басни Гигина 158.
- ^ Г. Вулкан Капдевиль. Сравнительное исследование культа Вулкана в Риме, 1994 г. Рецензия Бернара Сержанта в Revue de l'histoire des Religions 216, 1999 г., 4 стр. 475-481; Винсиан Пиренн-Дельфорж в Керносе , 1996 г., 9 стр. 434-436.
- ^ Солинус II 9; Арнобиус Адверсус Национес III 41, 1; 43, 3
- ^ Исихий Γ 315 Латте.
- ^ Г. Капдевиль «Спортивные игры и фундаментальные ритуалы» Публикации Французской Римской школы, 1993 г., с. 182-186.
- ^ Томаидис, Константинос; Тролль, Валентин Р.; Диган, Фрэнсис М.; Фреда, Кармела; Корсаро, Роза А.; Бенке, Борис; Рафаилидис, Саввас (2021). «Послание из «подземной кузницы богов»: история и современные извержения Этны» . Геология сегодня . 37 (4): 141–149. дои : 10.1111/gto.12362 . ISSN 1365-2451 . S2CID 238802288 .
- ^ «Гефест и Афродита» . theoi.com/Olympios/HephaistosLoves.html#aphrodite . Проверено 4 декабря 2020 г.
- ^ «Вулкан» . Мифопедия . Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ Вергилий , Энеида 7.678–681 ; Сервий об Энеиде 7.678 .
- ^ См. примечания 10, 11 и 12 выше.
- ^ Jump up to: а б Плутарх Ромул 24.
- ^ Дионисий Галикарнасский, Roman Antiquitites II 54, 2.
- ^ Итальянский лотос, лотос диоспировый или донник , Columella De Re Rustica VII 9; Гален .
- ^ Плиний Старший Naturalis Historia XVI 236.
- ^ Jump up to: а б Г. Дюмезиль Архаичная римская религия Милан Риццоли 1977 с. 285.
- ^ Von Duhn Altitalische Gräberkunde , цитируется Сэмюэлем Боллом Платнером и Томасом Эшби, Топографический словарь Древнего Рима, Лондон, 1928 г., стр. 583-4.
- ^ Ливи из книги, основанной в городе, XL 19, 2
- ^ Дионисий Галикарнасский Antiquitates Romanae II 50, 2.
- ^ Дионисий Галикарнасский Antiquitates Romanae XI 39, 1.
- ^ Плутарх Публикола , 16
- ^ Авл Геллий Нокт. Атт. IV, 5; Геллий пишет, что этот эпизод записан в XI книге « Больших Анналов» и в Веррия Флакка «Меморабилиях I».
- ^ Ливи из книги, основанной в городе, IX 46
- ^ CIL VI 457.
- ^ Судья BRT iv 15–16.
- ^ фон Дуна Итальянские исследования могил i. 413 кв.м.
- ^ К. Паволини Повседневная жизнь в Остии Рим-Бари, 1986 г.
- ^ АЭ 1953, 00073; Г. Гаггеро Введение в «Жизнь двенадцати цезарей» Светония , Милан, 1994 г.
- ^ Strabone Geografia. L'Italia V,4,6, Milan 1988
- ^ Плиний Старший Нат. Хист. II, 240
- ^ «История парка Вулкан» . Вулкан Парк . Архивировано из оригинала 15 февраля 2008 г. Проверено 24 февраля 2008 г.
- ^ «Открыта новая статуя Вулкана» . Кал Таймс . 21 октября 2009 года. Архивировано из оригинала 4 июня 2013 года . Проверено 9 июня 2017 г.
- ^ Грей, Кевин (20 февраля 2013 г.). «Вулкан имеет большое преимущество в попытке дать имена недавно открытым спутникам Плутона» . Рейтер . Проверено 25 февраля 2013 г.
- ^ Международный астрономический союз решил не называть спутник Плутона «Вулканом» - Атлантика .
- ^ «Обзор автоматизации (комедийное фэнтези)» . 22 сентября 2016 г.
- ^ Саммерс, Дэвид Ли (весна 2015 г.). «Автоматизация». Сказки о талисмане . 10 (4): 108.
- ^ «Американские боги представляют нового персонажа Вулкана, бога оружия» . Коллайдер . 22 декабря 2016 г.
- ^ «Джон Прайн, описавший состояние человека в песнях, умер в возрасте 73 лет (опубликовано в 2020 г.)» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 9 июня 2021 г.