Кеметизм
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
Портал Древнего Египта |
Кеметизм (также кеметизм ; иногда называемый нетеризмом от нетджер «бог»), или кеметическое язычество , — неоязыческая религия и возрождение древнеегипетской религии , возникшая в 1970-х годах. Кеметический — это тот , или кеметический язычник кто следует кеметизму. [1]
Существует несколько основных групп, каждая из которых придерживается разного подхода к своим убеждениям: от эклектического до реконструктивистского . Их можно разделить на три типа: реконструированный кеметизм, синкретический подход и более монотеистическое кеметическое православие . [2]
Этимология
[ редактировать ]движения основано на эндониме Египта . Название [3] [4] Кемет ( условное озвучивание иероглифической записи км.т ). Это слово также иногда пишется как Takemet, от более полного tꜣ km.t. [5] В переводе с египетского оно означает «черный» (или в более длинной форме «черная земля»), что происходит от черного цвета плодородной грязи, приносимой Нилом во время ежегодных наводнений (в настоящее время уже не происходящих из-за существования Асуанская плотина ).
Кеметики называют древнеегипетских божеств Неджеру, также называемых Нетеру или Нетджер. [6] Кеметики могут предпочесть называть Нетджеру их древнеегипетским именем: например, они будут называть Гора Херу, Тота — Джехути, а Анубиса — Анпу.
Реконструкция
[ редактировать ]Кеметики не считают себя прямыми потомками древнеегипетской религии, но постоянно говорят о ее воссоздании или восстановлении. [7] [8] Некоторые кеметики или герметисты предположительно постоянно существующими с момента запрета язычества императором римским заявляют о прямой преемственности с тайными обществами , Феодосием I последнего действующего египетского храма (богини Исиды на острове Филе в 392 году нашей эры или с момента закрытия императором ). Юстиниан около 535 г. [9] [10] Однако эти утверждения исторически недоказуемы. [11]
Начиная с эллинистического периода , древнеегипетская религия оказала влияние на многие системы верований. [12] Например, герметизм основан на учении Гермеса Трисмегиста (сочетание греческого бога Гермеса и египетского бога Тота ). Раннее и средневековое христианство также включало в себя древнеегипетскую мысль, в том числе во внебиблейских легендах о пребывании Иисуса в Египте , признании авторитета Гермеса Трисмегиста отцами церкви и средневековыми философами или адаптации мифов, связанных с богиней Исидой. . [13] [14] Эти мифологии обычно интерпретируют древнеегипетскую культуру, религию и богов символически. [15] Напротив, целью кеметических групп является более или менее строгое восстановление религиозной системы в ее исторической форме, хотя кеметисты в целом признают, что вполне точная имитация древних практик не всегда возможна и даже целесообразна. [16]
Древнеегипетская религия со временем претерпела сложные преобразования, и в разных местах ей поклонялись по-разному. [17] [18] Один бог мог иметь разные мифологические ассоциации и формы поклонения в отдельных номах или даже отдельных храмах. Трудно найти чисто оригинальную форму египетской религии, на которую можно было бы легко указать и реконструировать (см. Реконструкционизм ).
Более поздние интерпретации египетских религиозных идей коренным образом изменили их. [19] [20] Например, некоторые задаются вопросом, следует ли поклоняться богам строго по египетским именам или же к ним можно обращаться и по греческим версиям. [21] Этот вопрос имеет особое значение для кеметиков в связи с древнеегипетской идеей о важности имени для существования. Возникал вопрос, следует ли включать эллинистические и христианские переосмысления в кеметическую реконструкцию или вместо этого следует исключить их как традиции древности. [22] Ответ на этот вопрос является одним из фундаментальных различий между различными кеметическими группами.
Принципы кеметизма
[ редактировать ]Идея бога/богов
[ редактировать ]Различные интерпретации древнеегипетской религии имеют разное понимание монотеистического или политеистического египетского пантеона. Древняя египетская религия была политеистической религией, и кеметисты не отрицают этот политеизм , но разные практикующие могут возводить одно божество на разные уровни. В традиционалистской практике каждое божество является отдельным существом, хотя одно из них может быть более могущественным. [24] Другие могут практиковать генотеизм , когда практикующие почитают многих богов, но предпочитают поклоняться одному, что проявляется, например, в культах Сераписа и Исиды . В монолатрии практикующие признают множество богов, но почитают и поклоняются только одному. Третьи могут концептуализировать египетский пантеон как единую универсальную божественную силу, проявляющуюся в различных формах.
Независимо от того, почитается ли солнце как бог у конкретного кеметиста или нет, как в Древнем Египте. [25] [26] Солнце считается образом божественной силы и источником всякого существования. Солнце обожествляется как Ра или, во времена Нового царства , как Амон-Ра .
Заказ
[ редактировать ]Другой важный принцип кеметизма – это маат , порядок . Эта концепция была одним из краеугольных камней религиозной мысли древних египтян – ее соблюдение должно было обеспечить стабильность мира и его упорядоченное существование. Ее важность очевидна из того, что даже фараону , который понимался как божественное существо, в первую очередь было поручено нести ответственность за Маат и способствовать его созданию . Воплощением этой концепции в древнеегипетской религии была одноименная богиня Маат и ее символ – страусиное перо.
В результате уважение всех видов правил каждым человеком было синонимом поддержки и поддержания космического порядка, тогда как их несоблюдение могло привести к его нарушению. Крах Маат привел бы к гибели мира и победе хаоса. В поисках маат практикующие кеметическую практику могут следовать преобладающим этическим идеям и хорошим манерам. Однако не существует четко обязывающего текста, кодифицирующего моральные нормы.
Религиозная практика
[ редактировать ]Древние египетские практики почитали маат , концепцию, охватывающую истину и честь. Таким образом, ритуальное поклонение богам в поисках Маат считается священным. К широко почитаемым древнеегипетским богам относятся Ра , Амон , Исида и Осирис , Тот , Сехмет , Бастет , Хатор и другие.
Это поклонение обычно принимает форму молитвы , подношений и установки алтарей . [27] Алтари чаще всего строятся с использованием статуй или двухмерных изображений одного или нескольких божеств, поскольку они служат центром поклонения. [28] Чаще всего кеметизм понимает изображение символически, понимая его как средство лучше сосредоточиться на божественной силе. [29] [30] Меньшая группа кеметистов может понимать идола как реальное представление божественного существа в человеческом мире. Поэтому, в соответствии с древнеегипетской традицией, идол хранится в специальном священном сосуде ( нау ), из которого его можно вынимать только в ходе религиозного ритуала. [ нужна ссылка ] из которых принесение жертвоприношений является наиболее существенной частью.
Дополнительные предметы алтаря включают свечи, приношения по обету, четки, курильницы и одно или несколько блюд для подношений еды. [31] Большинство кеметических подношений стараются придерживаться традиций, предлагая те же или похожие предметы, которые предлагали древние египтяне.
Кеметики во время поклонения обычно молятся жестом дуа ( 𓀃 ), который моделирует иероглиф, означающий поклонение и обожание. [32] [33]
Кеметические организации
[ редактировать ]Кеметическое православие
[ редактировать ]Американское общество кеметического православия было основано в 1980-х годах. Он объединяет членов из разных государств и, по его собственной характеристике, пытается как можно ближе следовать египетским традициям и возродить их. [34]
Полностью в этом духе ее возглавляет авторитет (ныне Тамара Сиуда), использующий некоторые титулы и другие атрибуты древних фараонов . Она задумана как нынешнее воплощение королевской ка , золота, заключенного в духе Хоры , аспекта божественности, воплощенного в человеческой форме духовного лидера общины. [34]
С другой стороны, именно в этом движении наиболее ярко проявляется отход от традиционалистской (т. е. наиболее близкой к египетской религии ) концепции бога/богов, выраженной в концепции монолатрии как официальной доктрины. [4]
Братство Исиды
[ редактировать ]Другой тип кеметической организации — Братство Исиды , образованное в Ирландии . Он отличается от большинства других тем, что, следуя модели поздней античности в генотеистическом смысле, он фокусируется на культе богини Исиды , перенесенном в древнегреческую и римскую среду. Поэтому египетские традиции в нем сильно изменены их древней интерпретацией, религиозным синкретизмом и современным мультикультурализмом . [35]
Другие кеметистские общества включают «Живой Нухати» и несуществующую французскую «Та Ноутри» . [36]
Кеметизм в Чехии
[ редактировать ]В Чешской Республике известно только одно общество, претендующее на принадлежность к кеметизму, — гражданское объединение «Пер Джосер Ачет» , зарегистрированное Министерством внутренних дел. [37]
Атонистический кеметизм
[ редактировать ]Атонистический кеметизм (или атонианский кеметизм ) — кеметическое движение, вдохновленное атенизмом . Эта форма египетской религии существовала только во время недолгого правления Эхнатона , во время правления которого были запрещены все другие египетские культы и только поклонение Атону разрешалось .
См. также
[ редактировать ]- Египетская мифология
- Список неоязыческих движений
- Список религий и духовных традиций
- Герметизм
- Храм Сета - несвязанная религия, сосредоточенная вокруг египетского бога Сета.
- Общество Аусар Аусет - панафриканское общество, основанное на кеметизме.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Догерти, Мишель (2 октября 2014 г.). «Кеметизм. Древние религии в нашем современном мире» . Мичиганский государственный университет . США. Архивировано из оригинала 28 февраля 2018 года . Проверено 18 января 2017 г.
- ^ Харрисон, премьер-министр (2012). Светские египтологи: возрождение и реконструкция древнеегипетской религии . UCL (Университетский колледж Лондона).
- ^ «Хемитизм, египетская языческая традиция, религия древних египтян» (на французском языке). Архивировано из оригинала 19 декабря 2008 г. Проверено 21 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Что такое кеметическое православие? Введение» . Архивировано из оригинала 11 сентября 2008 г. Проверено 19 августа 2008 г.
- ^ Вернер, Мирослав ; Бареш, Ладислав ; Вахала, Бржетислав (2007). Энциклопедия Древнего Египта . Прага: Либри. стр. 168. ISBN 978-80-7277-306-0 .
- ^ «Netjer | Kemet.org» . www.kemet.org . Проверено 25 марта 2023 г.
- ^ «Международная сеть кеметиков» . Архивировано из оригинала 5 октября 2008 г. Проверено 21 августа 2008 г.
- ^ Ранеб, Джехутиджедеф. «Египет — образ неба» (на чешском языке) . Проверено 26 сентября 2009 г.
- ^ Дэвид(ова), Розали (2006). Религия и магия Древнего Египта . Перевод Вымазаловой, Хана. Прага: BB/арт. п. 333. ИСБН 80-7341-698-0 .
- ^ Вернер, Бареш, Вахала, с. 139
- ^ ДеТрэси Регула (2002). Исида и ее тайны: понимание вселенской богини . Перевод Муковой Иваны. Прага: Книжный клуб. п. 35. ISBN 80-242-0806-7 .
- ^ Хорнунг, Эрик (2002). Таинственный Египет: корни герметической мудрости . Перевод Пльзака, Аллана. Прага: Пасека. стр. 9н, 175н. ISBN 80-7185-436-0 .
- ^ Форман, Вернер; Квирк, Стивен (1996). Загробная жизнь на Ниле . Перевод Бареша, Ладислава. Лондон: Издательство Опус. стр. 17, 177н.
- ^ Хорнунг, с. 74н
- ^ см., например, Кефер, Джон (1991). Синтетическая магия . Прага: Тригон. стр. 136н. ISBN 80-85320-18-5 .
- ^ Нэйдлер, Джереми (1999). Храм Космоса: древнеегипетский опыт священного . Перевод Круты, Мирослава. Прага: Volvox Globator. стр. 8н. ISBN 80-7207-245-5 .
- ^ Дэвид(ова), Розали (2006). Религия и магия Древнего Египта . Перевод Вымазаловой, Хана. Прага: BB/арт. п. 68. ИСБН 80-7341-698-0 .
- ^ Ассманн, Ян (2002). Египет: теология и благочестие ранней цивилизации . Перевод Крумфанзловой, Барборы; Бареш, Ладислав. Прага: Ойкумене. ISBN 80-7298-052-1 .
- ^ Янак, Иржи (2005). Врата рая: боги и демоны Древнего Египта . Прага: Либри. п. 57. ИСБН 80-7277-235-Х .
- ^ Хорнунг, с. 24
- ^ Саннион. «Что в имени?» . Архивировано из оригинала 6 декабря 2007 г. Проверено 15 июня 2009 г.
- ^ Ранеб Джехутиджедеф. «Несколько маленьких советов, прежде чем вы решите обратиться к богам» (на чешском языке) . Проверено 26 сентября 2009 г.
- ^ «Папирус | Британский музей» . www.britishmuseum.org . Проверено 7 апреля 2024 г.
- ^ Ранеб Иехутиджедеф. «Культ – путь к богам» (на чешском языке) . Проверено 26 сентября 2009 г.
- ^ Принятие солнца в качестве центрального божественного принципа постоянно присутствовало в египетской религии и оставалось предметом постоянной эволюции на протяжении всего периода фараонов, что много раз описывалось в литературе. Мирча Элиаде, например, называет это, хотя и не совсем убедительно, с общерелигиоведческой точки зрения взаимосвязью между теологией и политикой соляризации. Видеть Элиаде, Мирча (1995). «История религиозной мысли 1: от каменного века до Элевсинских мистерий». Перевод Деймаловой, Катерины. Прага: ИСЭ: 106н. ISBN 80-7298-052-1 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Краткое описание разработки представлено в Ассманн, Ян (2002). Египет: теология и благочестие ранней цивилизации . Перевод Крумфанзловой, Барборы; Бареш, Ладислав. Прага: Ойкумене. стр. 61. ISBN 80-7298-052-1 .
- ^ «Руководство по началу работы с кеметиком» . Витая верёвка . 08.11.2011 . Проверено 12 декабря 2018 г.
- ^ ДеТрэси Регула (2002). «Исида и ее тайны: знания универсальной богини». Перевод Муковой Иваны. Прага: Книжный клуб: 17. ISBN. 80-242-0806-7 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Даттон, Эрик. «Во славу идолов» . Архивировано из оригинала 17 октября 2009 г. Проверено 15 июня 2009 г.
- ^ Каллистос. «Об образах» . Проверено 15 июня 2009 г.
- ^ ЛаБорд, Шэрон (2017). Следуя за солнцем: Практическое руководство по египетской религии (новое исправленное издание). ISBN 978-1-365-87722-3 .
- ^ «Кормление Ка» . www.joanannlansberry.com . Проверено 28 мая 2023 г.
- ^ «Древний Египет: Мифология - Поклонение» . www.egyptianmyths.net . Проверено 28 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Жизнеописание Хекатавы I, нашей Нисут (Австралия)» . Архивировано из оригинала 11 января 2011 г. Проверено 19 августа 2008 г.
- ^ Посмотреть книгу Регула, ДеТраси (2002). Исида и ее тайны: знания универсальной богини . Перевод Муковой Иваны. Прага: Книжный клуб. ISBN 80-242-0806-7 . , который, однако, не является официальным текстом сообщества.
- ^ Та Нутри упоминается как кеметическая организация на веб-сайте Religiscope, заархивированном 24 ноября 2007 г. в Wayback Machine , и на веб-сайте Unisson, заархивированном 27 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «Список общественных объединений» (на чешском языке). Архивировано из оригинала 27 июня 2009 г. Проверено 18 августа 2008 г.
Ссылки
[ редактировать ]Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2011 г. ) |
- Мэрилин К. Крог; Брук Эшли Пиллифант, Кеметическое православие: древнеегипетская религия в Интернете: исследовательская записка , Социология религии (2004).
- Эллен Кэннон Рид, Круг Исиды: древнеегипетская магия для современных ведьм (2002), ISBN 978-1-56414-568-0 .
- Дж. Мелтон , Энциклопедия американских религий , 5-е изд., Детройт (1996).
- Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-05120-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с кеметизмом, на Викискладе?