О евреях и их лжи
Автор | Мартин Лютер |
---|---|
Язык | немецкий |
Предметы | Религиозный антисемитизм , антисемитская утка |
Жанр | Религия |
Опубликовано | 1543 |
Место публикации | Священная Римская империя |
Исходный текст | О евреях и их лжи в Google Книгах |
Перевод | О евреях и их лжи в Wikisource |
евреях О и ) . лжи их Von den Juden und ihren Lügen) is a 65,000-word anti-Judaic and antisemitic treatise written in 1543 by the German Reformation leader 1546 [1]
Отношение Лютера к евреям при его жизни принимало разные формы. В более ранний период своей деятельности, примерно до 1537 года, он хотел обратить евреев в лютеранство (протестантское христианство). В более поздний период своей жизни, когда он написал «О евреях и их лжи» , он осудил их и призвал к их преследованию . [2]
В этом трактате он утверждает, что еврейские синагоги и школы должны быть подожжены, молитвенники уничтожены, раввинам запрещено проповедовать, сожжены еврейские дома, а имущество и деньги конфискованы. Лютер требовал, чтобы к евреям не было никакого милосердия или доброты. [3] что им не будет предоставлена никакая правовая защита, [4] а «этих ядовитых, отравленных червей» следует отправить на принудительные работы или изгнать навсегда. [5] Он также выступает за убийство всех евреев, написав: «[Мы] виноваты в том, что не убили их». [6]
Книга, возможно, оказала влияние на формирование более поздней антисемитской немецкой мысли. [7] С появлением нацистской партии в Веймарской Германии книга стала широко популярной среди сторонников нацистов. Во время Второй мировой войны копии этой книги часто можно было увидеть на нацистских митингах, и преобладающий научный консенсус состоит в том, что она могла оказать значительное влияние на оправдание Холокоста . [8] С тех пор книгу осудили многие лютеранские церкви. [9]
Содержание
[ редактировать ]Лютер начинает свою критику евреев с описания их эксплуатации христиан посредством ростовщичества. Затем он перечисляет ряд еврейских учений, которые, по его словам, были шокированы его открытием, а именно:
- Евреи интерпретируют свой статус «избранников Божьих» как означающий, что они являются высшим народом, в то время как все неевреи (гои) подобны скоту и предназначены быть еврейскими рабами (стр. 15 «О евреях и их лжи») https://архив .org/details/Luther_201906/page/n9/mode/2up?view=theater
- Они высмеивают десять заповедей и дурят Бога (стр. 19 https://archive.org/details/Luther_201906/page/n11/mode/2up?view=theater )
- Евреи хулят Иисуса в своих синагогах, называя его «ублюдком», и оскорбляют христиан, которые считают Его Мессией (стр. 34 https://archive.org/details/Luther_201906/page/n11/mode/2up?view=theater ).
- Считайте Марию, мать Иисуса, «блудницей», чья беременность была непорочной от Святого Духа, а от римского солдата или кузнеца по стали (стр. 35 https://archive.org/details/Luther_201906/page/n11/mode/ 2up?view=театр )
- Поработить немцев их собственным богатством посредством ростовщичества (стр. 37 https://archive.org/details/Luther_201906/page/n11/mode/2up?view=theater )
- На протяжении всей истории евреев обвиняли в похищении христианских детей и их пытках (Лютер цитирует это утверждение, однако не приводит фактических доказательств, кроме названия нескольких случаев и мест, где, как утверждается, это произошло в Германии).
С этих позиций Лютер развивает свое растущее недоверие к евреям в Германии. Другие жалобы включают открытие того, что евреи приветствуют христиан тайными проклятиями (стр. 30), как известно, плевали, проклиная имя Иисуса и христиан, а также обвинялись в похищении христианских детей для кровавых ритуалов (позже будет известный как « кровавый навет »).
Лютер, который когда-то верил, что сможет сделать карьеру юриста, строит свои доводы таким образом, рассматривая евреев как существ, подрывающих саму христианскую культуру, от которой их принимают и защищают. Вместо того, чтобы рассматривать их как попутчиков в родословной народа Божьего, он резко поворачивается к тому, чтобы считать их «детьми Дьявола», так назвал их Сам Иисус (стр. 54 https://archive.org/details/Luther_201906/page) . /n27/mode/2up?view=театр ).
Также упоминается желание евреев убивать христиан (стр. 49-51 https://archive.org/details/Luther_201906/page/n27/mode/2up?view=theater ), из-за чего Лютер беспокоится, предостерегая проповедников и судей от прислушайтесь к перечисленным им доказательствам и примите новые меры, которые, по сути, приведут к преследованию евреев. (стр. 51-61 https://archive.org/details/Luther_201906/page/n27/mode/2up?view=theater )
В трактате Мартин Лютер описывает евреев как «низкий, блудный народ, то есть не народ Божий , и их похвальбу своим происхождением, обрезанием и законом следует считать грязью». [10] Лютер писал, что они «полны дьявольских фекалий… в которых они валяются, как еврейские свиньи », [11] а синагога - "неисправимая шлюха и злая шлюха". [12]
В первых десяти разделах трактата Лютер довольно подробно излагает свои взгляды на евреев и иудаизм и их сравнение с протестантами и протестантским христианством. После изложения раздел XI трактата советует протестантам предпринять семь корректирующих действий, а именно: [13]
- сжечь еврейские синагоги и школы и предостеречь людей от них
- отказаться позволять евреям владеть домами среди христиан
- забрать еврейские религиозные писания
- запретить раввинам проповедовать
- не предлагать никакой защиты евреям на автомагистралях
- запретить ростовщичество и изъять у всех евреев серебро и золото, отложить их на хранение и вернуть евреям, которые действительно обратились в веру.
- дать молодым, сильным евреям цеп, топор, лопату и веретено, и пусть они в поте лица зарабатывают свой хлеб
В эссе Лютера последовательно проводится различие между евреями, принимающими христианство (с которыми у него нет проблем), и евреями, исповедующими иудаизм (которых он злобно критикует). [14] [15] [16]
В трактате особо признается, что многие ранние христиане, в том числе выдающиеся, имели иудейское происхождение. [17]
Эволюция взглядов Лютера
[ редактировать ]Средневековая церковь и евреи
[ редактировать ]Часть серии о |
Антисемитизм |
---|
Категория |
В начале своей жизни Лютер утверждал, что евреям помешало обратиться в христианство того, что он считал нечистым евангелием из-за провозглашения католической церковью , и он считал, что они положительно отреагируют на евангелическое послание, если оно будет представлено их нежно. Он выразил обеспокоенность плохими условиями, в которых они были вынуждены жить, и настаивал на том, что любой, кто отрицает, что Иисус родился евреем, совершает ересь . [18]
Первый известный комментарий Лютера о еврейском народе содержится в письме преподобному Спалатину в 1514 году:
Обращение евреев будет делом Бога, действующего изнутри, а не человека, действующего – или, скорее, играющего – извне. Если эти преступления будут устранены, последует еще худшее. Ибо гневом Божиим они таким образом предаются осуждению, чтобы стать неисправимыми, как говорит Екклезиаст , ибо всякий неисправимый через исправление делается скорее хуже, чем лучше. [19]
В 1519 году Лютер бросил вызов доктрине Servitus Judaeorum («Рабство евреев»), установленной в Corpus Juris Civilis Юстинианом I в 529 году. Он писал: «Абсурдные богословы защищают ненависть к евреям... Какой еврей согласится войти в страну?» наши ряды, когда он видит, какую жестокость и вражду мы им причиняем, - что в своем поведении по отношению к ним мы меньше похожи на христиан, чем на зверей?" [20]
В своем комментарии к Магнификату Лютер критикует то внимание, которое иудаизм уделяет Торе , первым пяти книгам Ветхого Завета . Он заявляет, что они «обязались соблюдать закон своими силами и не смогли извлечь из него уроки своего бедственного и проклятого положения». [21] Тем не менее, он заключает, что Божья благодать будет продолжаться для евреев как потомков Авраама во все времена, поскольку они всегда могут стать христианами. [22] «Мы должны... не обращаться с евреями так недоброжелательно, ибо среди них есть будущие христиане». [23]
В своем эссе 1523 года «Иисус Христос родился евреем » Лютер осудил бесчеловечное обращение с евреями и призвал христиан относиться к ним по-доброму. Страстным желанием Лютера было, чтобы евреи услышали ясно провозглашенное Евангелие и побудились обратиться в христианство. Так он утверждал:
Если бы я был евреем и видел, как такие болваны и болваны управляют христианской верой и обучают ее, я бы скорее стал свиньей, чем христианином. Они обращались с евреями так, как если бы они были собаками, а не людьми; они мало что сделали, кроме как высмеивали их и конфисковывали их собственность. Когда они крестят их, они не показывают им ничего из христианского учения или жизни, а только подчиняют их папизму и монашеству... Если бы апостолы, которые также были евреями, обращались с нами, язычниками, так, как мы, язычники, обращаемся с евреями, никогда бы не произошло были христианином среди язычников... Когда мы склонны хвалиться своим положением [как христиан], мы должны помнить, что мы всего лишь язычники, в то время как евреи происходят из рода Христа. Мы чужие и родственники мужа; они кровные родственники, двоюродные братья и братья нашего Господа. Поэтому, если хвалиться плотью и кровью, то евреи на самом деле ближе ко Христу, чем мы... Если мы действительно хотим им помочь, то мы должны руководствоваться в своих отношениях с ними не папским законом, а законом Христианская любовь. Мы должны принять их радушно и позволить им торговать и работать с нами, чтобы у них была возможность и возможность общаться с нами, слышать наше христианское учение и быть свидетелями нашей христианской жизни. Если некоторые из них окажутся упрямыми, что из этого? Ведь и мы сами не все хорошие христиане. [24]
Против евреев
[ редактировать ]В августе 1536 года принц Лютера, Джон Фридрих, курфюрст Саксонии , издал указ, запрещавший евреям проживать, заниматься бизнесом или проходить через его владения. Эльзасский подойти к Лютеру , штатан , раввин Йозель из Росхайма , попросил реформатора Вольфганга Капитона чтобы добиться аудиенции у принца, но Лютер отказался от любого заступничества. [25] В ответ на слова Иозеля Лютер упомянул о своих безуспешных попытках обратить евреев в свою веру: «Я бы охотно сделал все возможное для вашего народа, но я не буду способствовать вашему [еврейскому] упрямству своими добрыми действиями. Вы должны найти другого посредника с моей добротой». Господин." [26] Хейко Оберман отмечает это событие как важное в отношении Лютера к евреям: «Даже сегодня этот отказ часто рассматривается как решающий поворотный момент в карьере Лютера от дружелюбия к враждебности по отношению к евреям»; [27] тем не менее, Оберман утверждает, что Лютер отрицал бы любой такой «поворотный момент». Скорее он считал, что с евреями следует обращаться «дружелюбно», чтобы избежать создания ненужных препятствий на их пути к обращению в христианство, что искренне беспокоило Лютера. [28]
Пол Джонсон пишет, что «Лютер не довольствовался словесными оскорблениями. Еще до того, как он написал свою антисемитскую брошюру, он добился изгнания евреев из Саксонии в 1537 году, а в 1540-х годах он изгнал их из многих немецких городов; он безуспешно пытался добиться курфюрста изгнать их из Бранденбурга в 1543 году». [29]
Майкл Беренбаум пишет, что опора Лютера на Библию как на единственный источник христианского авторитета питала его более позднюю ярость по отношению к евреям из-за их неприятия Иисуса как мессии . [18] Для Лютера спасение зависело от веры в то, что Иисус был Сыном Божьим , веры, которую не разделяют приверженцы иудаизма . Грэм Ноубл пишет, что Лютер хотел, по его собственным словам, спасти евреев, а не истребить их, но за его очевидной разумностью по отношению к ним скрывалась «острая нетерпимость», которая вызывала «еще более яростные требования их обращения в его собственную разновидность Христианство". (Благородный, 1–2) Когда они не обратились, он напал на них. [30]
История с момента публикации
[ редактировать ]Преобладающая в научных кругах точка зрения после Второй мировой войны состоит в том, что этот трактат оказал большое и стойкое влияние на отношение Германии к своим еврейским гражданам в течение столетий между Реформацией и Холокостом . [7] [31] [32] Спустя четыреста лет после того, как оно было написано, нацисты выставляли «О евреях и их лжи» во время митингов в Нюрнберге , а город Нюрнберг представил первое издание Юлиусу Штрайхеру , редактору нацистской газеты « Дер Штюрмер» , газете, описывающей это, о первом выпуске Штрейхера. познакомился с этим трактатом в 1937 году как с наиболее радикально антисемитским трактатом, когда-либо опубликованным. [8]
Против этой точки зрения теолог Йоханнес Вальманн пишет, что трактат не имел постоянного влияния в Германии и фактически игнорировался в 18 и 19 веках. [33] Ганс Хиллербранд утверждает, что сосредоточение внимания на роли Лютера в развитии немецкого антисемитизма означает недооценку «больших особенностей немецкой истории». [34]
В мае 1948 года антисемит Джеральд Л.К. Смит выпустил английский перевод под названием «Евреи и их ложь», который был опубликован под названием « Христианский националистический крестовый поход ». [35]
С 1980-х годов некоторые лютеранские церковные организации официально осудили и отмежевались от язвительных высказываний Лютера в отношении евреев. В ноябре 1998 года, к 60-й годовщине Хрустальной ночи , Евангелическо-лютеранская церковь Баварии выступила с заявлением: «Крайне важно, чтобы Лютеранская церковь, которая знает, что она в долгу перед работой и традициями Мартина Лютера, серьезно относилась также к его антиеврейские высказывания, признать их богословскую функцию и задуматься об их последствиях. Он должен дистанцироваться от любого [выражения] антииудаизма в лютеранском богословии». [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ «М. Лютер, О евреях и их лжи, WA 53, 417–552» (PDF) . pthu.nl (на немецком языке).
- ^ Дойч, Готард (1906). «Лютер, Мартин» . www.jewishencyclepedia.com . стр. 213–215 . Проверено 4 марта 2024 г. См. также примечание выше, касающееся Роберта Майкла.
- ^ Майкл, Роберт. «Лютер, ученые Лютера и евреи», Encounter 46:4, (осень 1985 г.), стр. 342.
- ^ Майкл, Роберт. «Лютер, ученые Лютера и евреи», Encounter 46:4, (осень 1985 г.), стр. 343.
- ^ Лютер, Мартин . О евреях и их лжи , Лютерс Верке . 47:268–271; Пер. Мартин Х. Бертрам, в трудах Лютера . (Филадельфия: Fortress Press, 1971).
- ^ Лютер, Мартин . О евреях и их лжи , цитируется в книге Майкла Роберта. «Лютер, ученые Лютера и евреи», Encounter 46 (осень 1985 г.), № 4: 343–344.
- ^ Jump up to: а б Вальманн, Йоханнес. «Рецепция сочинений Лютера о евреях от Реформации до конца XIX века», Lutheran Quarterly , ns 1 (весна 1987 г.) 1:72–97. «Утверждение, что выражения Лютером антиеврейских настроений имели большое и постоянное влияние на протяжении столетий после Реформации и что существует преемственность между протестантским антииудаизмом и современным расово-ориентированным антисемитизмом, в настоящее время широко распространено в в литературе, после Второй мировой войны, понятно, что это мнение стало преобладающим».
- ^ Jump up to: а б Эллис, Марк Х. « Гитлер и Холокост, христианский антисемитизм ». Архивировано 10 июля 2007 г. в Wayback Machine , Центр американских и еврейских исследований Университета Бэйлора, весна 2004 г., слайд 14. Также см. « Нюрнбергский процесс ». Архивировано. 21 марта 2006 г. в Wayback Machine , Vol. 12, с. 318, Проект Авалон, Йельская школа права, 19 апреля 1946 года.
- ^ Jump up to: а б «Христиане и евреи: Декларация Лютеранской церкви Баварии». Архивировано 4 октября 2018 г. в Wayback Machine , 24 ноября 1998 г., также напечатано в Freiburger Rundbrief , 6:3 (1999), стр. 191–197. Другие заявления лютеранских организаций см.:
- «Вопросы и ответы: антисемитизм Лютера». Архивировано 26 декабря 2003 г. в Wayback Machine , Лютеранская церковь - Синод Миссури;
- «Декларация Евангелическо-лютеранской церкви в Америке еврейской общине». Архивировано 29 июля 2012 г. в archive.today , Евангелическо-лютеранская церковь в Америке, 18 апреля 1994 г.;
- «Заявление Евангелическо-лютеранской церкви Канады к еврейским общинам в Канаде». Архивировано 13 марта 2016 г. в Wayback Machine , Евангелическо-лютеранская церковь в Канаде, 12–16 июля 1995 г.;
- «Время повернуться». Архивировано 11 марта 2016 г. в Wayback Machine , Евангелические [протестантские] церкви в Австрии и евреи. Декларация Генерального синода Евангелической церкви AB и HB, 28 октября 1998 г.
- ^ Лютер, Мартин. «О евреях и их лжи» , 154, 167, 229, цитируется по книге Майкла Роберта. Святая ненависть: христианство, антисемитизм и Холокост . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2006, с. 111.
- ^ Оберман, Хейко . Лютерс Верке . Erlangen 1854, 32:282, 298, в Grisar, Hartmann. Лютер . Сент-Луис 1915, 4:286 и 5:406, цитируется у Майкла, Роберта. Святая ненависть: христианство, антисемитизм и Холокост . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2006, с. 113.
- ^ Майкл, Роберт, Святая ненависть: христианство, антисемитизм и Холокост . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2006, с. 112.
- ^ Лютер, Мартин. Евреи и их ложь (Издатель: Christian Nationalist Crusade, 1948).
- ^ Лютер, Мартин (1543 г.). Von den Jüden und iren Lügen [ О евреях и их лжи ]. Christian-Revealed.com (опубликовано в 2011 г.) . Проверено 5 апреля 2019 г.
Если Бог хочет смилостивиться и над ними, евреями, они должны прежде всего изгнать из своих синагог, из своих сердец и из своих уст такие богохульные молитвы и песни, которые так высокомерно хвалятся своим происхождением, ибо такие молитвы навсегда увеличить и обострить гнев Божий на них [...]. Однако они не сделают этого и не смирятся смиренно, за исключением немногих лиц, которых Бог особенно привлекает к Себе и избавляет от их страшной гибели.
- ^ Лютер, Мартин (1543 г.). Von den Jüden und iren Lügen [ О евреях и их лжи ]. Christian-Revealed.com (опубликовано в 2011 г.) . Проверено 5 апреля 2019 г.
Я советую [...] забрать у них все деньги и сокровища из серебра и золота и отложить их на хранение. [...] Такие деньги теперь следует использовать не иначе, как следующим образом: всякий раз, когда еврей искренне обращается, ему следует вручить сто, двести или триста флоринов, в зависимости от личных обстоятельств.
- ^ Лютер, Мартин (1543 г.). Von den Jüden und iren Lügen [ О евреях и их лжи ]. Christian-Revealed.com (опубликовано в 2011 г.) . Проверено 5 апреля 2019 г.
[...] они не знали в то время, что это было слово Божие; но теперь им сообщили об этом за полторы тысячи лет. [...] Ладно, пусть хоть теперь услышат и поверят, и все будет просто.
- ^ Лютер, Мартин (1543 г.). Von den Jüden und iren Lügen [ О евреях и их лжи ]. Christian-Revealed.com (опубликовано в 2011 г.) . Проверено 5 апреля 2019 г.
В течение более ста лет после воскресения Иисуса [...] в Иерусалиме всегда были епископы из колена сынов Израилевых, всех из которых наш Евсевий упоминает по имени (Еккл. История, Кн. 4). , гл. 5). Он начинает с апостола Иакова и перечисляет около пятнадцати из них, каждый из которых с великим усердием проповедовал Евангелие, творил чудеса и жил святой жизнью, обращая многие тысячи евреев и детей Израиля к обещанному Мессии, Который теперь явился Иисус из Назарета; кроме них в рассеянии жили иудеи, обращенные вместе с язычниками св. Павлом, другими апостолами и их учениками. Это было достигнуто несмотря на то, что другая фракция, слепые, нераскаявшиеся евреи, отцы нынешних евреев, неистовствовали, неистовствовали и разглагольствовали против нее, не переставая и не переставая, и проливали много крови представителей своей собственной расы как внутри в своей стране и за границей среди язычников [...]. Народы, то есть не только иудеи, но и язычники, находятся в совершенном согласии в своем послушании [...]; они стали одним народом, то есть христианами.
- ^ Jump up to: а б Беренбаум, Майкл . Мир должен знать , Мемориальный музей Холокоста США , стр. 8–9.
- ^ Мартин Лютер, « Лютер Джорджу Спалатину ». Архивировано 2 июля 2007 г. в Wayback Machine , в «Переписке Лютера и других современных письмах» , пер. Генри Пресервед Смит (Филадельфия: Лютеранское издательское общество, 1913), 1:29.
- ^ Лютер цитирует Эллиота Розенберга, « Но были ли они хороши для евреев?» (Нью-Йорк: Birch Lane Press, 1997), с. 65.
- ^ Мартин Лютер, Магнификат , пер. ATW Steinhaeuser, в трудах Лютера (Сент-Луис: издательство Concordia, 1956), 21:354.
- ^ Рассел Бриз, «Мартин Лютер и евреи», Lutheran Forum 34 (2000) № 2:32.
- ^ Лютер, Магнификат , 21:354f.
- ^ Мартин Лютер, «Иисус Христос родился евреем», пер. Уолтер И. Брандт, в трудах Лютера (Филадельфия: Fortress Press, 1962), стр. 200–201, 229.
- ^ Мартин Брехт, Мартин Лютер (Миннеаполис: Fortress Press, 1985–1993), 3:336.
- ^ Письмо Лютера раввину Джозелю, цитируемое Гордоном Руппом, Мартином Лютером и евреями (Лондон: Совет христиан и евреев, 1972), 14. Согласно «Лютер и евреи» . Архивировано из оригинала 4 ноября 2005 г. Проверено 21 марта 2017 г. . Этот абзац отсутствует в английском издании сочинений Лютера.
- ^ Хейко Оберман , Лютер: Человек между Богом и дьяволом (Нью-Йорк: Image Books, 1989), стр.293.
- ^ ср. Лютера « Предупреждение против евреев (1546 г.) » (1546 г.); оригинальный текст на немецком языке: Weimar Edition 51: 194–196; Дж. Вальх, доктор. Полное собрание сочинений Мартина Лютера , 23 тома. (Сент-Луис: Конкордия, 1883), 12: 1264–1267).
- ^ Джонсон, Пол . История евреев , с. 242.
- ^ Майкл, Роберт. «Лютер, ученые Лютера и евреи», Встреча 46 (осень 1985 г.) № 4: 343–344.
- ^ Майкл, Роберт. Святая ненависть: христианство, антисемитизм и Холокост . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2006; см. главу 4 «Германия от Лютера до Гитлера», стр. 105–151.
- ^ Хиллербранд, Ганс Дж. «Мартин Лютер», Британская энциклопедия , 2007. «[Е] резкие заявления против евреев, особенно ближе к концу его жизни, подняли вопрос о том, значительно ли Лютер поощрял развитие немецкого антисемитизма. Хотя многие ученые придерживаются этой точки зрения, эта точка зрения уделяет слишком много внимания Лютеру и недостаточно - более широким особенностям немецкой истории».
- ^ Вальманн, Йоханнес. «Рецепция сочинений Лютера о евреях от Реформации до конца XIX века», Lutheran Quarterly , № 1, весна 1987 г., 1:72–97.
- ^ Хиллербранд, Ганс Дж. «Мартин Лютер», Британская энциклопедия , 2007.
- ^ Лютер, Мартин (май 1948 г.). «Евреи и их ложь» (PDF) . Христианский националистический крестовый поход . Проверено 21 июня 2020 г.
Библиография
- Бейнтон, Роланд . Вот я стою: Жизнь Мартина Лютера . Нэшвилл: Абингдон Пресс, 1978. ISBN 0-687-16894-5 .
- Брехт, Мартин. Мартин Лютер , 3 тт. Миннеаполис: Fortress Press, 1985–1993. ISBN 0-8006-0738-4 , ISBN 0-8006-2463-7 , ISBN 0-8006-2704-0 .
- Гавриэль, Марделл Дж. Антисемитизм Мартина Лютера: психоисторическое исследование . доктор философии дисс., Чикагская школа профессиональной психологии, 1996.
- Гольдхаген, Дэниел . Добровольные палачи Гитлера . Винтаж, 1997 год. ISBN 0-679-77268-5 .
- Грич, Антисемитизм Эрика Мартина Лютера: вопреки здравому смыслу . Гранд-Рапидс, Мичиган : Издательство Уильяма Б. Эрдманс , 2012. ISBN 978-0-8028-6676-9 .
- Хальперен, Жан и Арне Совик, ред. Лютер, лютеранство и евреи: отчет второй консультации между представителями Международного еврейского комитета межрелигиозных консультаций и Всемирной лютеранской федерации, состоявшейся в Стокгольме, Швеция, 11–13 июля 1983 г. Женева: LWF, 1984.
- Джонсон, Пол . История евреев . Нью-Йорк: Издательство HarperCollins, 1987. ISBN 0-06-091533-1 .
- Кеннел, Люси. Был ли Лютер антисемитом? ( Лютер: Был ли он антисемитом? ). Вход свободный, № 38. Женева: Labor et Fides, 1997. ISBN 2-8309-0869-4 .
- Кауфман, Томас. Лесли Шарп и Джереми Ноукс пер. Евреи Лютера. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2017. ISBN 978-0-19-873854-1 .
- Киттельсон, Джеймс М. Лютер Реформатор: история этого человека и его карьеры . Миннеаполис: Издательство Аугсбурга, 1986. ISBN 0-8066-2240-7 .
- Лютер, Мартин. Евреи и их ложь . Лос-Анджелес: Крестовый поход христианских националистов , 1948 год.
- Оберман, Хейко А. Корни антисемитизма в эпоху Возрождения и Реформации . Джеймс И. Портер, пер. Филадельфия: Fortress Press, 1984. ISBN 0-8006-0709-0 .
- Розенберг, Эллиот, Но были ли они хороши для евреев? (Нью-Йорк: Birch Lane Press, 1997). ISBN 1-55972-436-6 .
- Ройнесдаль, Олаф. Мартин Лютер и евреи . доктор философии дисс., Университет Маркетта, 1986.
- Рупп, Гордон. Мартин Лютер: причина Гитлера или лекарство? В ответ Питеру Ф. Винеру . Лондон: Латтерворт Пресс, 1945.
- Симон-Нетто, Уве . Сфабрикованный Лютер: взлет и падение мифа о Ширере . Питер Л. Бергер, Предисловие. Сент-Луис: Издательство Конкордия, 1995. ISBN 0-570-04800-1 .
- Симон-Нетто, Уве. «Лютер и евреи» . Лютеранский Свидетель 123 (2004) № 4:16–19. (PDF)
- Стейгманн-Галль, Рихард. Святой Рейх: нацистские концепции христианства, 1919-1945 гг . Издательство Кембриджского университета, 2003. ISBN 0-521-82371-4 .
- Тьернагель, Нилак С. Мартин Лютер и еврейский народ . Милуоки: Северо-западное издательство, 1985. ISBN 0-8100-0213-2 .
- Вальманн, Йоханнес. «Рецепция сочинений Лютера о евреях от Реформации до конца XIX века». Лютеранское ежеквартальное издание 1 (весна 1987 г.) 1:72–97.
- Винер, Питер Ф. Мартин Лютер: духовный предок Гитлера , Hutchinson & Co. (Publishers) Ltd., 1945;
Внешние ссылки
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Готард Дойч (1901–1906). «Мартин Лютер» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия (изд. 1906 г.). Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Письмо Лютера Бернхарду, обращенному еврею (1523 г.)
- О евреях и их лжи