Jump to content

Пьер Монтё

(Перенаправлено от Пьера Монтео )

Монтё во время дирижирования Les Ballets Russes, ок. 1912 год

Пьер Бенжамен Монтё (англ. произносится [pjeʁ mõ.tø] ; 4 апреля 1875 г. - 1 июля 1964 г.) [ н 1 ] был французским (позже американским) дирижером. десяти лет в качестве оркестранта и время от времени дирижера, в 1907 году он начал регулярно получать дирижерские После . обучения игре на скрипке и альте, а также задания премьеры Стравинского » «Весны Священной и других выдающихся произведений, включая «Петрушку» , «Соловья» , Равеля « Дафнис и Хлоя» , и Дебюсси » « Игры . После этого он более полувека руководил оркестрами по всему миру.

С 1917 по 1919 год Монте был главным дирижером французского репертуара Метрополитен -опера в Нью-Йорке. Он дирижировал Бостонским симфоническим оркестром (1919–24), Амстердамским оркестром Концертгебау (1924–34), Парижским симфоническим оркестром (1929–38) и Симфоническим оркестром Сан-Франциско (1936–52). В 1961 году, в возрасте восьмидесяти шести лет, он принял пост главного дирижера Лондонского симфонического оркестра и занимал этот пост до своей смерти три года спустя. Хотя он был известен исполнением французского репертуара, его главной любовью была музыка немецких композиторов, прежде всего Брамса . Он не любил запись, считая ее несовместимой со спонтанностью, но, тем не менее, сделал значительное количество пластинок.

Монтё был хорошо известен как учитель. В 1932 году он начал занятия по дирижированию в Париже, которые превратил в летнюю школу, которая позже была перенесена в его летний дом в Ле-Бо на юге Франции. Переехав на постоянное жительство в США в 1942 году и приняв американское гражданство, он основал школу дирижеров и оркестровых музыкантов в Хэнкоке, штат Мэн . Среди его учеников во Франции и Америке, получивших международную известность, были Лорин Маазель , Игорь Маркевич , Невилл Марринер , Сейджи Одзава , Андре Превен и Дэвид Зинман . Школа в Хэнкоке продолжила работу после смерти Монтё.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Пьер Монтё родился в Париже и был третьим сыном и пятым из шести детей Гюстава Эли Монтё, продавца обуви, и его жены Клеманс Ребекки, урожденной Бризак. [ 2 ] Семья Монтё происходила от евреев- сефардов , поселившихся на юге Франции. [ 3 ] Среди предков Монтё был по крайней мере один раввин , но Гюстав Монтё и его семья не были религиозными. [ 4 ] Среди братьев Монтё были Анри , ставший актёром, и Поль (1862-1928), ставший дирижёром лёгкой музыки под именем Поль Монтё-Бризак. [ 5 ] Гюстав Монте не был музыкален, но его жена была выпускницей Марсельской консерватории музыки и давала уроки игры на фортепиано. [ 2 ] Пьер брал уроки игры на скрипке с шести лет. [ 2 ]

Здание, в котором во времена студенчества Монте располагалась Парижская консерватория (фотография XXI века)

Когда ему было девять лет, Монтё был принят в Парижскую консерваторию . Он изучал игру на скрипке у Жюля Гарсена и Анри Бертелье , композицию у Шарля Ленепве , гармонию и теорию у Альберта Лавиньяка . [ 6 ] Среди его сокурсников по игре на скрипке были Джордж Энеску , Карл Флеш , Фриц Крейслер и Жак Тибо . [ 6 ] Среди студентов консерватории по классу фортепиано был Альфред Корто , с которым у него сложилась дружба на всю жизнь. В возрасте двенадцати лет Монте организовал и дирижировал небольшим оркестром студентов консерватории, который сопровождал Корто на концертах в Париже и его окрестностях. [ 7 ] Он присутствовал на мировой премьере Сезара Франка в Симфонии феврале 1889 года. [ 8 ] С 1889 по 1892 год, ещё будучи студентом, он играл в оркестре Фоли- Бержер ; [ 6 ] Позже он сказал Джорджу Гершвину , что его чувство ритма сформировалось во время игры там популярной танцевальной музыки. [ 9 ]

Монтё в роли альтиста в квартетах (второй справа) с Йоханнесом Вольфом, Йозефом Холлманом и Андре Дюлороном, а также с Гюставом Лионом (администратором Делеге Плейеля) сзади и Эдвардом Григом спереди, Зал Плейель, апрель 1903 года.

В пятнадцать лет, продолжая обучение игре на скрипке, Монте взялся за альт. Он учился частным образом у Бенжамена Годара , с которым выступал на премьере Сен-Санса , Септета с композитором за клавишными. [ 6 ] Монте присоединился к квартету Гелосо в качестве альтиста; он отыграл с ними множество концертов, в том числе исполнение Второго фортепианного квартета Форе с композитором за фортепиано. [ 10 ] В другой раз он был альтистом в частном исполнении квартета Брамса , данном композитору в Вене. Монтё вспомнил замечание Брамса: «Чтобы правильно играть мою музыку, нужны французы. Немцы все играют ее слишком тяжело». [ 11 ] Монтё оставался членом квартета Гелосо до 1911 года. [ 7 ] С Йоханнесом Вольфом и Йозефом Холлманом он также играл камерную музыку для Грига . [ 8 ] Спустя годы, когда ему было семьдесят, Монтё стал заместителем Будапештского квартета без репетиций и партитуры; [ 12 ] На вопрос Эрика Смита , может ли он записать партии семнадцати квартетов Бетховена, он ответил: «Знаешь, я не могу их забыть». [ 13 ]

В 1893 году, когда ему было восемнадцать, Монтё женился на своей сокурснице, пианистке Виктории Барьер. Вместе с ней он публично исполнил все скрипичные сонаты Бетховена. Ни одна семья не одобрила брак; хотя семья Монтё не была религиозной, и они, и католик Барьер сомневались в межрелигиозном браке ; более того, обе семьи считали, что пара слишком молода для брака. [ 10 ] От союза родились сын и дочь. [ 10 ]

В годы своего становления Монтё принадлежал к группе, которая гастролировала с семьей музыкантов Казадезюс и пианистом Альфредо Казелла . Комбинация играла предполагаемые «древние пьесы», предположительно обнаруженные в библиотеках кем-то из семьи Казадезус; Мариус Казадезус позже рассказал, что он или его брат Анри . музыку написал [ 13 ] [ 14 ] Еще будучи студентом, в 1893 году Монте добился успеха в конкурсе на должность председателя первого альта Концертной колонны , в которой в следующем году он стал помощником дирижера и хормейстером. [ 7 ] Это дало ему связь через основателя оркестра Эдуарда Колонна с Берлиозом . Колонн был знаком с Берлиозом, и через старшего дирижера Монтё смог пометить его партитуры примечаниями, основанными на намерениях композитора. [ 15 ] [ 16 ] [ н 2 ] Он также работал на внештатной основе в Комической опере , где продолжал время от времени играть в течение нескольких лет; он руководил секцией альтов на премьере оперы «Пеллеас и Мелизанда» в 1902 году под управлением Андре Мессажера . [ 18 ] В 1896 году он окончил консерваторию, разделив первую премию по скрипке с Тибо. [ 7 ]

Первые проводящие посты

[ редактировать ]
Сен-Санс за клавиатурой и Монтё (справа) на трибуне, 1913 год.

Первый громкий дирижерский опыт Монтё пришел в 1895 году, когда ему едва исполнилось 20 лет. Он был членом оркестра, приглашенного для исполнения оратории Сен-Санса «Лира и арфа » под управлением композитора. В последнюю минуту Сен-Санс счел, что исполнитель, нанятый для важной и сложной партии органа, неадекватен, и, как знаменитый органист-виртуоз, решил сыграть ее сам. Он спросил оркестр, может ли кто-нибудь из них стать дирижером; раздался хор «Oui – Monteux!». С большим трепетом Монте дирижировал оркестром и солистами, включая композитора, читал партитуру с листа, и это было признано успешным. [ 19 ]

Музыкальная карьера Монте прервалась в 1896 году, когда его призвали на военную службу. Будучи выпускником консерватории, одной из высших школ Франции , он должен был прослужить всего десять месяцев, а не три года, которые обычно требуются. Позже он описал себя как «самого прискорбно неадекватного солдата, которого когда-либо видел 132-й пехотный полк». [ 20 ] Он унаследовал от матери не только ее музыкальный талант, но и низкорослое и коренастое телосложение, и физически был непригоден для военной службы. [ 21 ]

Вернувшись в Париж после выписки, Монте возобновил карьеру альтиста. Ганс Рихтер пригласил его возглавить партию альтов в оркестре Байройтского фестиваля , но Монтё не мог позволить себе оставить свою постоянную работу в Париже. [ 22 ] В декабре 1900 года Монте исполнил сольную партию альта в опере Берлиоза «Гарольд в Италии» , которую в то время редко можно было услышать в Париже, с оркестром Колонны под управлением Феликса Моттля . [ 23 ] В 1902 году он получил должность младшего дирижера в казино Дьеппа , сезонную должность на летние месяцы, которая позволила ему познакомиться с ведущими музыкантами парижских оркестров и известными солистами на отдыхе. [ 13 ] К 1907 году он был главным дирижером Дьеппа, руководил операми и оркестровыми концертами. [ н 3 ] Как оркестровый дирижер он моделировал свою технику по образцу Артура Никиша , под управлением которого он играл и который был его идеальным дирижером. [ н 4 ]

Русские балеты

[ редактировать ]

В течение некоторого времени брак Монтё находился под напряжением, что усугублялось частым отсутствием его жены в концертных турах. Пара развелась в 1909 году; В следующем году Монтё женился на одной из своих бывших учениц, Жермен Бенедикт. [ 26 ]

Монтё продолжал играть в Concerts Colonne в течение первого десятилетия века. В 1910 году Колонн умер, и на посту главного дирижера его сменил Габриэль Пьерне . [ 27 ] Монте не только руководил альтами, но и был помощником дирижера, руководил ранними репетициями и выступал в качестве хормейстера хоровых произведений. [ 27 ] В 1910 году оркестр был приглашен для выступления в парижском сезоне, организованном Сергея Дягилева балетной труппой «Русские балеты» . Монте играл под руководством Пьерне на мировой премьере оперы Стравинского « Жар-птица » . В 1911 году Дягилев пригласил Николая Черепнина Стравинского дирижировать премьерой «Петрушки» . Монте провел предварительные репетиции до приезда Черепнина; Стравинский был настолько впечатлен, что настоял на том, чтобы премьеру провел Монтё. [ 28 ]

Стравинский (слева) с Нижинским в роли Петрушки, 1911 год.

Петрушка был частью тройного законопроекта, которым руководил Монтё. Двумя другими пьесами были «Призрак Розы» и «Шехерезада» , балетная адаптация Римского-Корсакова симфонической сюиты одноименной . Хореографию трех произведений поставил Фокин . [ 29 ] В последующие годы Монтё не одобрял использование симфонической музыки в балетах, но сделал исключение для «Шехерезады» , и, как отмечает его биограф Джон Канарина, на том этапе его карьеры его взгляды по этому поводу не имели большого значения. [ 29 ] Петрушка имел успех у публики и у всех, кроме самых стойких консервативных критиков. [ 30 ]

После парижского сезона Дягилев назначил Монте главным дирижером турне по Европе в конце 1911 - начале 1912 года. Оно началось с пятинедельного сезона в Королевском оперном театре в Лондоне. [ 31 ] Пресса сосредоточила внимание на танцовщицах, среди которых была Анна Павлова, а также постоянные звезды «Русского балета». [ 32 ] но Монтё получил несколько слов похвалы. The Times отметила превосходное единодушие, которое он добился от игроков, не считая «случайной неуверенности в изменении темпа ». [ 33 ]

После сезона в Лондоне труппа выступила в Вене, Будапеште, Праге и Берлине. [ 29 ] Тур прошел успешно как в художественном, так и в финансовом отношении, но не обошлось без неприятных инцидентов. Запланированный визит в Петербург пришлось отменить из-за того, что сгорел театр «Народный дом», [ 34 ] а в Вене филармония не справилась с трудностями партитуры Петрушки . [ 35 ] Прославленный оркестр взбунтовался на репетиции первого выступления, отказавшись играть для Монтё; только вмешательство Дягилева возобновило репетицию, к концу которой Монтё аплодировали, а Стравинскому — овации. [ 36 ] В середине турне Монтё был ненадолго вызван обратно в Париж Concerts Colonne, которая имела договорное право отозвать его, чтобы заменить Пьерне; его собственный заместитель Дезире-Эмиль Ингельбрехт взял на себя временное музыкальное руководство «Русским балетом». [ 37 ] [ 38 ]

В мае 1912 года труппа Дягилева вернулась в Париж. Монтё был дирижером двух выдающихся произведений сезона: Нижинского балетной версии « Вацлава Прелюдии к послеполудению фавна» , созданной с одобрения композитора; [ 39 ] Фокина и «Дафнис и Хлоя» на партитуру, заказанную Равелем . [ 40 ] Позже Монтё вспоминал: «Дебюсси был позади меня, когда мы играли «После полудня фавна», потому что он не хотел, чтобы что-либо в его партитуре менялось из-за танцев. И когда мы дошли до сильной стороны, он сказал: «Монтё, это сильная сторона, играй сильная». Ему не хотелось ничего блестящего, и он хотел, чтобы все было точно в срок». [ 41 ]

В феврале и марте 1913 года «Русский балет» представил еще один лондонский сезон. Как и в 1911 году, в качестве местного оркестра выступал Симфонический оркестр Бичема. Основатель оркестра Томас Бичем разделил дирижирование с Монтё. В конце февраля Бичему пришлось взять на себя управление Петрушкой , когда Монтё внезапно поспешил на четыре дня в Париж, чтобы побыть со своей женой во время рождения их дочери Дениз. [ n 5 ]

Обряд весны

[ редактировать ]

Во время сезона «Русского балета» 1913 года в Париже Монтё провел еще две премьеры. Первыми были «Игры» на музыку Дебюсси и хореографию Нижинского. Хореография не понравилась; Монтё счёл это «глупостью», [ 43 ] в то время как Дебюсси чувствовал, что «жестокая и варварская хореография Нижинского... растоптала мои плохие ритмы, как сорняки». [ 44 ] Вторым новым произведением стала «Весна священная» Стравинского под французским названием « Le Sacre du Printemps» . Монтё был потрясен, когда Стравинский впервые сыграл партитуру на фортепиано:

Тогда я решил, что единственной музыкой для меня являются симфонии Бетховена и Брамса, а не музыка этого сумасшедшего русского. ... Моим единственным желанием было покинуть эту комнату и найти тихий уголок, где можно было бы отдохнуть от боли в голове. Тогда [Дягилев] повернулся ко мне и с улыбкой сказал: «Это шедевр, Монтё, который произведет полную революцию в музыке и сделает тебя знаменитым, потому что ты будешь дирижировать им». И, конечно, я это сделал. [ 43 ]

Несмотря на свою первоначальную реакцию, Монтё работал со Стравинским, давая практические советы, которые помогли композитору достичь оркестрового баланса и эффектов, которые он искал. [ 45 ] Вместе они работали над партитурой с марта по май 1913 года, и чтобы заставить оркестр Театра Елисейских Полей справиться с незнакомой и сложной музыкой, Монте провел семнадцать репетиций - необычно большое количество. [ 43 ] Реальное отношение Монтё к счету неясно. В старости он сказал биографу: «Тогда мне не нравилась «Весна священная» . С тех пор я дирижировал ею пятьдесят раз. Сейчас она мне не нравится». [ 46 ] Однако в 1963 году он сказал своей жене, что « Уставу » «сейчас пятьдесят лет, и я не думаю, что он вообще устарел. Я имел удовольствие провести этой весной пятидесятую годовщину « Весны священной ». [ 47 ]

Танцовщицы в Николая Рериха костюмах к "Весне Священной" : "Скачающие вверх-вниз коленопреклоненные и длинноволосые Лолиты"

Генеральная репетиция, на которой присутствовали Дебюсси, Равель, другие музыканты и критики, прошла без происшествий. Однако на следующий вечер премьера спровоцировала что-то похожее на бунт: громкие словесные оскорбления произведения, ответные крики сторонников и драки. [ 48 ] Монте продолжал настаивать, продолжая дирижировать оркестром, несмотря на суматоху позади него. [ 48 ] Стравинский писал: «Образ спины Монте сегодня мне более ясен, чем картина сцены. Он стоял там, по-видимому, непроницаемый и бесстрашный, как крокодил. Для меня до сих пор невероятно, что он действительно довел оркестр до конца». ." [ 49 ] Широкое освещение инцидента в прессе сделало Монте «в возрасте тридцати восьми лет поистине знаменитым дирижером». [ 50 ] компания представила Rite Несколько недель спустя во время лондонского сезона. The Times сообщила, что, хотя первое выступление в Лондоне было встречено «что-то вроде враждебного приема», последнее выступление сезона «было встречено практически без признаков сопротивления». [ 51 ] Перед лондонскими выступлениями 1913 года Монте бросил вызов авторитету Дягилева, заявив, что он, а не импресарио, является представителем композитора в вопросах, связанных с «Весной священной» . [ 52 ]

Монтё считал, что большая часть гнева, вызванного произведением, была вызвана не музыкой, а хореографией Нижинского, которую Стравинский описал как «прыгающие вверх и вниз длинноволосые Лолиты с коленями». [ 53 ] С согласия композитора Монте дал концертное исполнение в Париже в апреле 1914 года. Присутствовавший при этом Сен-Санс объявил Стравинского сумасшедшим и в ярости ушел, но он был почти одинок в своей неприязни. В конце Стравинского на плечах вынесли из театра после того, что он назвал «самым прекрасным представлением « Весны священной », которую я когда-либо видел ». [ 54 ] Это выступление было частью серии «Концертов Монте», представленных в период с февраля по апрель 1914 года, в которых Монте дирижировал оркестром Театра Елисейских Полей в широком спектре симфонических и концертных произведений, включая концертную премьеру оркестровой пьесы. Равеля Версия «Благородных и сентиментальных вальсов» . [ 55 ] Его последним заметным выступлением перед началом войны была роль дирижера на премьере оперы Стравинского «Соловей» во Дворце Гарнье . [ 54 ]

Метрополитен и Бостон

[ редактировать ]
Пение под Монте в Метрополитене: по часовой стрелке сверху слева. Джеральдин Фаррар , Луиза Гомер , Джованни Мартинелли и Энрико Карузо

После начала Первой мировой войны Монте снова был призван в армию и служил рядовым в 35-м территориальном полку. [ 56 ] с которым он видел действия в окопах под Верденом , Суассоном и Аргонной. Позже он описал большую часть этого периода как период «грязи и скуки», хотя он сформировал скретч-группу, чтобы развлечь своих однополчан. [ 57 ] После чуть более двух лет действительной службы он был освобожден от военной службы после того, как Дягилев уговорил французское правительство поручить Монте дирижировать «Русским балетом» в турне по Северной Америке. [ n 6 ] Тур прошел по пятидесяти четырем городам США и Канады. В Нью-Йорке в 1916 году Монте отказался дирижировать новым балетом Нижинского « Тилль Уленшпигель» , поскольку музыку написал немец Рихард Штраус , поэтому для этих постановок пришлось нанять дирижера. [ 58 ] По окончании турне Монтё был предложен трехлетний контракт на дирижирование французским репертуаром в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, а также разрешение французского правительства остаться в США. [ 59 ]

В Метрополитен-опере (как обычно называют Метрополитен-опера) Монте дирижировал знакомыми французскими произведениями, такими как «Фауст» , «Кармен , Самсон и Далила» , с такими певцами, как Энрико Карузо , Джеральдин Фаррар , Луиза Гомер и Джованни Мартинелли . [ 60 ] О его первом выступлении The New York Times написала: «Г-н Монте дирижировал умело и авторитетно. Он показал, что обладает достаточными знаниями в области партитуры и управления оркестром – безошибочно ритмичный бит, чувство драматической ценности. " [ 61 ] Монте дирижировал американскими премьерами оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» . [ 62 ] и Анри Рабо « Маруф, спаситель дю Кэр» . [ 63 ] Американская премьера «Петрушки » в новой постановке Адольфа Болма в главной роли состоялась в необычной оперно-балетной двойной программе с «Травиатой» . [ 64 ] Выступления Монтё были хорошо приняты, но, хотя позже он вернулся в Метрополитен в качестве гостя, опера не имела большого значения в его карьере. Он сказал: «Я люблю дирижировать оперой. Единственная проблема в том, что я ненавижу атмосферу оперного театра, где слишком часто музыка играет наименьшее значение из многих, от постановки до темперамента ведущих певцов». [ 65 ] Его также не привлекала дальнейшая работа в качестве балетного дирижера: «Это создает особые проблемы с адаптацией к танцам и танцорам, у большинства из которых, к моему сожалению, музыкальное понимание ограничивается способностью считать доли». ." [ 65 ] Тем не менее, время от времени он дирижировал балетными постановками, и даже в своих концертных исполнениях балетных партитур, которые он дирижировал для Дягилева, он говорил, что всегда помнил о танцорах. [ 66 ]

Жермен, Дениз и Пьер Монте, около 1919 года.

В 1919 году Монтё был назначен главным дирижёром Бостонского симфонического оркестра . [ 67 ] Оркестр переживал трудные времена; его дирижер Карл Мук был вынужден уйти в отставку в 1917 году из-за антигерманской агитации. [ 68 ] Сэр Генри Вуд отказался от этой должности, [ 69 ] и, несмотря на предположения прессы, ни Сергей Рахманинов , ни Артуро Тосканини не были назначены. [ 70 ] По крайней мере двадцать четыре музыканта немецкого происхождения были вытеснены вместе с Муком, а моральный дух оркестра был низким. [ 71 ] Незадолго до того, как Монтё стал дирижером, умер самодержавный основатель и владелец оркестра Генри Ли Хиггинсон . [ 72 ] Он стойко сопротивлялся объединению в профсоюзы , и после его смерти значительное меньшинство игроков возобновило борьбу за признание профсоюза. Более тридцати игроков, в том числе два важных руководителя, подали в отставку по этому поводу. [ 71 ] Монтё приступил к восстановлению оркестра, прослушивая исполнителей всех музыкальных направлений, некоторые из которых раньше не играли симфоническую музыку. К концу своего первого сезона он восстановил оркестр до его нормального состава. [ н 7 ] Он подготовил оркестр на высоком уровне; по мнению критика Невилла Кардуса , музыкальность Монтё «сделала Бостонский симфонический оркестр самым изысканным и музыкальным в мире». [ 74 ]

Монтё регулярно представлял в Бостоне новые композиции, часто произведения американских, английских и французских композиторов. [ 75 ] Он гордился количеством новинок, представленных за годы его работы в Бостоне, и выражал удовлетворение тем, что его преемники продолжили эту практику. [ 76 ] Он был встревожен, когда было объявлено, что его контракт не будет продлен после 1924 года. Официальное объяснение заключалось в том, что политика оркестра всегда заключалась в том, чтобы назначать дирижеров на срок не более пяти лет. [ 77 ] Неясно, действительно ли это было причиной. Одна из возможных версий заключается в том, что дирижер, выбранный на его место, Серж Кусевицкий , считался более харизматичным и имел большую кассовую привлекательность. [ 12 ] Другая причина заключается в том, что первые члены бостонского общества не одобряли мораль Монтё: он и его вторая жена постепенно разошлись, и к 1924 году он жил с Дорис Ходжкинс, разведенной американкой, и двумя ее детьми. [ 77 ] Они не могли пожениться до 1928 года, когда Жермен Монтё наконец согласилась на развод. [ 78 ] [ н 8 ]

Амстердам и Париж

[ редактировать ]
Виллем Менгельберг , коллега Монте по Консертгебау.

В 1924 году Монтё начал десятилетнее сотрудничество с оркестром Консертгебау Амстердамским , выступая в качестве «первого дирижера» (« eerste dirigent ») вместе с Виллемом Менгельбергом , его давним главным дирижером. Два музыканта любили и уважали друг друга, несмотря на разницу в подходах к музицированию: Монтё был щепетилен в соблюдении композиторской партитуры и прямолинеен в исполнении, а Менгельберг был известен своими виртуозными, порой своевольными интерпретациями и его бесцеремонное отношение к счету («Мы внесем некоторые изменения», как процитировал его английский игрок). [ 80 ] Их предпочтительный репертуар частично совпадал с классическими произведениями, но у Менгельберга были свои любимые произведения — от до Баха «Страстей по Матфею» симфоний Малера , и он был счастлив оставить Дебюсси и Стравинского Монтё. Там, где их выбор совпадал, как, например, в случае с Бетховеном, Брамсом и Рихардом Штраусом, Менгельберг щедро предоставил Монтё, по крайней мере, его справедливую долю. [ 81 ]

Находясь в Амстердаме, Монтё дирижировал рядом опер, в том числе «Пеллеас и Мелизанда» (голландская премьера), «Кармен» , «Сказки Гофмана» , двойная афиша Люлли и Равеля «Ацис и Галатея» и «Блестящий час» , Глюка » «Ифигения в Тавриде . (также представлен в Парижской опере) [ 82 ] и Верди » « Фальстаф . Тосканини был приглашен дирижировать последним из них, но он сказал промоутерам, что Монтё был его самым дорогим коллегой и лучшим дирижером Фальстафа . [ 83 ]

В течение первых восьми лет своего сотрудничества с Концертгебау Монте каждый сезон давал от пятидесяти до шестидесяти концертов. В последние два года его работы с оркестром другим дирижерам, в частности, восходящему молодому голландцу Эдуарду ван Бейнуму , были предоставлены концерты, которые ранее были даны Монтё, который мирно отказался от своей должности в Амстердаме в 1934 году. [ 84 ] Он много раз возвращался в качестве приглашенного дирижера. [ 12 ]

Зал Плейель , база Парижского симфонического оркестра.

Помимо работы с оркестром Консертгебау, с 1929 года Монте дирижировал Симфоническим оркестром Парижа (OSP), основанным годом ранее. [ n 9 ] Оркестровая сцена Парижа 1920-х годов пострадала от «депутатской» системы. [ 85 ] при этом любой оркестрант, нанятый по контракту, имел право, если появлялась лучшая возможность, отправить заместителя на репетицию или даже на концерт. В большинстве других крупных городов Европы и Америки такая практика либо никогда не существовала, либо была искоренена. [ 86 ] Помимо оперных оркестров, за исполнителей боролись еще четыре парижских оркестра. [ 87 ] В 1928 году меценатка принцесса Полиньяк объединилась с модельером Коко Шанель , чтобы предложить новый оркестр, достаточно хорошо оплачиваемый, чтобы его музыканты не брали на себя конфликтующие обязательства. [ 86 ] Получив финансовую поддержку, они назначили триумвират музыкантов – Корто, Эрнеста Ансерме и Луи Фурестье – для создания OSP. [ 88 ] В следующем году Корто пригласил Монтё стать художественным руководителем и главным дирижером оркестра. [ 89 ] Ансерме, его первый музыкальный руководитель, был недоволен тем, что его заменил дирижер, которому он, как сообщается, «яростно завидовал». [ 90 ] но композитор Дариус Мийо прокомментировал, насколько лучше оркестр играл для Монтё, «с тех пор, как Ансерме отправили обратно на его швейцарские пастбища». [ 88 ]

Монтё считал OSP одним из лучших, с которыми он работал. [ 91 ] Он дирижировал им до 1938 года, представив премьеры многих произведений, в том числе в Прокофьева Третьей симфонии 1929 году. [ 7 ] Щедрое финансирование оркестра в первые годы позволило провести обильные репетиции и смелые программы, представляя современную музыку и менее известные произведения более ранних композиторов, а также классический репертуар. [ 86 ] В свой первый сезон Монте дирижировал полностью Стравинским концертом, состоящим из сюиты из «Жар-птицы» и полных исполнений «Петрушки» и «Весны священной» . [ 92 ] Оркестр совершил турне по Европе в 1930 и 1931 годах, получив восторженный прием в Нидерландах и Германии. В Берлине публика не могла сдержать аплодисментов до конца « Фантастической симфонии » и, по словам Монте, «взбесилась» после медленной части «Сцены на полях». [ 93 ] Он одобрял спонтанные аплодисменты, в отличие от Артура Шнабеля , сэра Генри Вуда и Леопольда Стоковского , которые делали все возможное, чтобы искоренить практику аплодисментов между движениями. [ 94 ]

После 1931 года OSP пострадала от последствий Великой депрессии ; большая часть его финансирования прекратилась, и оркестр превратился в кооператив, объединяющий столь скудные прибыли, которые он получал. [ 95 ] Чтобы дать игрокам дополнительную работу, Монте в 1932 году начал серию занятий по дирижированию. С 1936 года он проводил занятия в своем летнем доме в Ле-Бо в Провансе, предшественнике школы, которую он позже открыл в США. [ 96 ]

Сан-Франциско и школа Монтё

[ редактировать ]

Монте впервые дирижировал Симфоническим оркестром Сан-Франциско (SFSO) в 1931 году, а в 1935 году, когда ему было 60 лет, ему предложили стать главным дирижером. Он сомневался, стоит ли соглашаться, как по личным, так и по профессиональным причинам. Он не хотел покидать OSP, его жена не хотела жить на западном побережье Америки, а у оркестра было настолько мало средств, что в 1934 году он был вынужден отменить целый сезон. [ 97 ] Как и большинство оркестров, SFSO сильно пострадала в финансовом отношении из-за Депрессии, и у него возникли дополнительные трудности, поскольку многие из его бывших музыкантов ушли в поисках более высокооплачиваемой работы в голливудских студиях. Эта проблема усугублялась тем, что Союз музыкантов настаивал на том, чтобы нанимались только местные музыканты. [ 98 ] Тем не менее Монтё принял это назначение. Концертный сезон СФСО никогда не длился дольше пяти месяцев в году, что позволяло ему продолжать работу с ОСП. [ 99 ] и позволил ему дирижировать первым концертом Симфонического оркестра NBC 13 ноября 1937 года. [ 100 ] В The New York Times Олин Даунс написал, что новый оркестр был «очень высокого ранга» и что транслируемый концерт показал Монте «в расцвете его сил». [ 101 ]

The Times сообщила о пребывании Монтё в Сан-Франциско, что оно оказало «неисчислимое влияние на американскую музыкальную культуру» и дало ему «возможность расширить свой и без того значительный репертуар и посредством постепенных, естественных процессов углубить понимание своего искусства». [ 18 ] Монтё постоянно программировал новую или недавнюю музыку. Как и на протяжении всей своей карьеры, он обычно избегал атональных или серийных произведений. [ 102 ] но его выбор современных произведений, тем не менее, время от времени вызывал жалобы со стороны консервативно настроенной публики Сан-Франциско. [ 103 ] Среди приглашенных дирижеров SFSO в годы правления Монтё были Джон Барбиролли , Бичем, Отто Клемперер , Стоковский и Стравинский. [ n 10 ] Среди солистов были пианисты Джордж Гершвин, Рахманинов, Артур Рубинштейн и Шнабель, скрипачи Яша Хейфец , Иегуди Менухин и молодой Исаак Штерн , а также такие певцы, как Кирстен Флагстад ​​и Александр Кипнис . [ 105 ] Почти все его семнадцать сезонов в Сан-Франциско завершались Девятой симфонией Бетховена . [ 106 ] Студийные записи Монтеукса SFSO в основном делались в огромной акустике Оперного театра Военного мемориала (без публики), а музыка передавалась по телефонным проводам в студию Лос-Анджелеса и записывалась там на пленку. [ 107 ] Находясь в США в годы Второй мировой войны, Монтё в 1942 году принял американское гражданство. [ 7 ]

Монте пожелал продолжить свою работу по оказанию помощи молодым дирижерам: «Дирижирования недостаточно. Я должен что-то создать. Я не композитор, поэтому я буду создавать прекрасных молодых музыкантов». [ 108 ] Помимо занятий в Париже и Ле-Бо, в 1930-е годы он давал частные уроки Игорю Маркевичу ; [ 109 ] позже среди частных студентов были Андре Превен , Сейджи Одзава , Хосе Серебриер и Роберт Шоу . [ 110 ] Превин назвал его «самым добрым и мудрым человеком, которого я помню, и в дирижерстве не было ничего, чего бы он не знал». [ 111 ] После выступления Превена Монтё сказал ему: «Как вы думаете, оркестр играет хорошо?... Я тоже. В следующий раз не мешайте им». Превин сказал, что никогда не забывал этого совета. [ 111 ] Самым известным начинанием Монте как преподавателя была Школа Пьера Монте для дирижеров и оркестровых музыкантов, которая проводилась каждое лето в его доме в Хэнкоке, штат Мэн с 1943 года . Среди всемирно известных выпускников школы Леон Флейшер , Эрих Кунцель , Лорин Маазель , Невилл Марринер , Хью Вольф и Дэвид Зинман . [ n 11 ] Среди других студентов Монтё были Джон Канарина, чья биография 2003 года стала первым полным исследованием дирижёра на английском языке, Шарль Брук , один из первых учеников Монте в Париже, который стал музыкальным руководителем школы в Хэнкоке после смерти Монте. [ 108 ] и Эмануэль Леплин . [ 113 ]

Монтё выступал в качестве приглашенного дирижера со многими оркестрами; В 1955 году он прокомментировал: «Я сожалею, что у них нет симфонических оркестров по всему миру, чтобы я мог увидеть Бирму и Самарканд». [ 114 ] Его преемник в Бостонском симфоническом оркестре Серж Кусевицкий за двадцать пять лет своего руководства пригласил многих приглашенных дирижеров; Монте никогда не был среди них, вероятно, по мнению Канарины, из-за ревности Кусевицкого. [ 115 ] В 1949 году Кусевицкого сменил Чарльз Мунк , чья ранняя карьера была поддержана приглашением Монте дирижировать Симфоническим оркестром Парижа в 1933 году. [ 116 ] Мунк пригласил Монтё в Бостон в качестве приглашенного дирижера в сезоне 1951 года. Помолвка была с энтузиазмом встречена критиками и публикой, и Мунк пригласил Монтё присоединиться к нему в следующем году и возглавить первое европейское турне оркестра. Кульминацией гастролей стало исполнение «Весны священной» под управлением Монтё в Театре Елисейских полей в присутствии композитора. [ 117 ] Монтё ежегодно возвращался в Бостон до своей смерти. [ 8 ]

Монте с режиссером Питером Бруком в Метрополитен-опера в 1953 году.

В течение некоторого времени Монтё чувствовал, что ему следует покинуть SFSO. У него было две основные причины: он считал, что дирижеру не следует оставаться на одном посту слишком долго, и он хотел иметь возможность принимать больше приглашений выступать с другими оркестрами. Он ушел из SFSO в конце сезона 1952 года. [ 118 ] Через год он ненадолго снова появился на трибуне Военного мемориального оперного театра в качестве со-дирижера турне Бостонского симфонического оркестра по Америке от побережья до побережья по приглашению Мунка. Почти все члены СФСО присутствовали в зале и присоединились к овациям своего бывшего начальника. [ 119 ]

После тридцати четырех лет отсутствия Монтё был приглашен дирижировать в Метрополитен-опера в Нью-Йорке в 1953 году. Была выбрана опера « Фауст» , которой он дирижировал во время своего дебюта в этом театре в 1917 году. [ 120 ] В постановке был, как называет Канарина, «звездный состав» во главе с Юсси Бьёрлингом , Викторией де лос Анхелес , Никола Росси-Лемени и Робертом Мерриллом , но критики, в том числе Вирджил Томсон и Ирвинг Колодин , оставили самые высокие оценки дирижированию Монтё. [ 121 ] Между 1953 и 1956 годами Монтё вернулся в Метрополитен для «Пеллеаса и Мелизанды» , «Кармен» , «Манон» , «Орфея и Эвридики» , «Сказок Гофмана» и «Самсона и Далилы» . [ 122 ] В то время Метрополитен классифицировал дирижеров в зависимости от их национальности: [ n 12 ] и, как французу, Монтё не предлагали никаких итальянских опер. Когда его просьба об участии в «Травиате» в сезоне 1956–57 была отклонена, он разорвал связи с домом. [ 123 ]

С момента своего первого визита в Лондон с «Русским балетом» в 1911 году у Монтё был «любовный роман с Лондоном и британскими музыкантами». [ 37 ] Он дирижировал для молодой BBC на оркестровом концерте в Ковент-Гардене в 1924 году. [ 124 ] где он дирижировал первым публичным выступлением оркестра BBC Wireless, [ 125 ] и для Королевского филармонического общества в Королевском зале в 1920-х и 1930-х годах. [ 126 ] В 1932 году он был одним из четырех дирижеров, которые возглавили оркестр Халле в Манчестере в отсутствие его главного дирижера; тремя другими вышедшими на замену были сэр Эдвард Элгар , Бичем и молодой Барбиролли. [ 127 ] Исполнители Халле были очень впечатлены Монте и сказали, что его оркестровая техника и знания легко превосходят таковые у большинства других дирижеров. [ 74 ] В 1951 году он дирижировал Симфоническим оркестром BBC на концерте Моцарта , Бетховена и Бартока в новом Королевском фестивальном зале . [ 128 ] и далее выступал с лондонскими оркестрами до конца 1950-х годов. Он бы заработал больше, если бы не строгие карантинные законы Британии, которые не позволяли Монтё привозить с собой своего любимого французского пуделя; Дорис Монтё не путешествовала бы без пуделя, а Монтё не путешествовал бы без своей жены. [ 129 ]

В Париже я считал, что любой концерт, который я провожу, провален, если он не вызывает скандала; в Британии и Америке публика гораздо более вежлива.

Пьер Монтё [ 65 ]

В июне 1958 года Монте дирижировал Лондонским симфоническим оркестром (LSO) на трех концертах, которые историк оркестра Ричард Моррисон назвал «сенсацией как для музыкантов, так и для прессы и публики». [ 130 ] Элгара Первый концерт включал «Загадочные вариации» , в которых Кардус счел Монтё более верным концепции Элгара, чем обычно были английские дирижеры. Кардус добавил: «После исполнения вариаций «Энигмы» большая аудитория аплодировала и аплодировала Монтё в течение нескольких минут. Более того, эти аплодисменты разразились прямо перед антрактом. Английская публика, как правило, не склонна тратить время на аплодисменты. или во время перерыва: у них обычно есть другие дела». [ 131 ] Монтё считал британских посетителей концертов «самыми внимательными в мире», а британских музыкальных критиков «самыми умными». [ 132 ] Однако недостатком дирижирования лондонским оркестром была необходимость выступать в Фестивальном зале, к чему он разделял сильную неприязнь к Бичему и другим дирижерам: «с дирижерской трибуны невозможно услышать скрипки». [ 132 ]

Более поздние выступления Монтё в Лондоне были не только с LSO. Бичема, В 1960 году он дирижировал Королевским филармоническим оркестром исполняя «волшебные подвиги» в произведениях Бетховена, Дебюсси и Хиндемита . [ 133 ] ЛСО предложил ему пост главного дирижера в 1961 году, когда ему было восемьдесят шесть лет; он согласился при условии, что у него будет контракт на двадцать пять лет с возможностью продления. [ 134 ] Его большой и разнообразный репертуар был представлен на концертах ЛСО. В дополнение к французскому репертуару, с которым, к его периодическому раздражению, он обычно был связан, он программировал Моцарта, Бетховена, Брамса и Вагнера, а также более поздних композиторов, включая Гранадоса , Шенберга , Скрябина , Шостаковича , Сибелиуса , Рихарда Штрауса и Воана Уильямса. . [ 135 ] Вместе с LSO Монтё дал исполнение « Весны священной» в честь пятидесятилетия в Королевском Альберт-холле в присутствии композитора. [ 136 ] Хотя на записи этого мероприятия видны некоторые провалы в ансамблевом ансамбле и слабые ритмы, это был напряженный и эмоциональный концерт, и Монтё забрался в ложу Стравинского, чтобы обнять его в конце. [ 125 ] [ n 13 ] Игроки считали, что за несколько лет своего руководства он преобразовал LSO; Невилл Марринер чувствовал, что он «заставил их почувствовать себя международным оркестром… Он дал им расширенный кругозор, а некоторые из его достижений с оркестром как дома, так и за рубежом, дали им совершенно иную конституцию». [ 125 ]

Последние годы

[ редактировать ]

Хотя Монтё сохранял жизненные силы до конца своей жизни, в последние годы жизни у него время от времени случались коллапсы. В 1962 году он потерял сознание во время исполнения Пятой симфонии Бетховена . [ 138 ] В 1963 году он снова потерял сознание после того, как ему вручили золотую медаль Королевского филармонического общества, высшую музыкальную награду Великобритании. Презентацию провел сэр Адриан Боулт , который вспоминал, что, когда они покинули платформу, «Монтё издал два коротких стона, пока мы шли по коридору, и я внезапно обнаружил, что мои руки полны скрипок и смычков. Оркестр распознал знаки. Их любимый вождь терял сознание». [ 139 ] В следующем году Монтё пережил еще один крах, и его заменяли Дэвид Зинман и Лорин Маазель в Фестивальном зале. [ 140 ]

В апреле 1964 года Монтё провел свой последний концерт в Милане с оркестром Radiotelevisione Italiana . В программу вошли увертюра к «Летучему голландцу» Брамса , «Двойной концерт» Берлиоза и «Фантастическая симфония» . [ 141 ] В нереализованные планы входил его дебют на The Proms , [ 142 ] и концерт по случаю его 90-летия, на котором он намеревался объявить о своем выходе на пенсию. [ 143 ] [ n 14 ] В июне 1964 года Монте перенес три инсульта и тромбоз головного мозга в своем доме в штате Мэн, где он умер 1 июля в возрасте 89 лет. [ 145 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

У Монтё было шестеро детей, двое из них усыновлены. От первого брака у него были сын Жан-Поль и дочь Сюзанна. Жан-Поль стал джазовым музыкантом, выступая с такими артистами, как Жозефина Бейкер и Мистингетт . [ 10 ] От второго брака у него родились дочь Дениз, позже известная как скульпторша, и сын Клод , флейтист . [ 146 ] После того, как Монте женился на Дорис Ходжкинс, он по закону усыновил двоих ее детей, Дональда, позже ставшего ресторатором, и Нэнси, которая после карьеры танцовщицы стала администратором школы Пьера Монте в Хэнкоке. [ 108 ]

Среди многочисленных наград Монтё он был кавалером Ордена Почётного легиона и кавалером ордена Оранж-Нассау . [ 7 ] Политический и социальный умеренный, в политике своей приемной родины он поддерживал Демократическую партию. [ 132 ] и был ярым противником расовой дискриминации. Он игнорировал табу на использование чернокожих художников; [ 147 ] как сообщается, во времена сегрегации в США, когда ему сказали, что его нельзя обслуживать в ресторане «для цветных», он настоял на том, что он цветной — розовый. [ 148 ]

Создание музыки

[ редактировать ]

Репутация и репертуар

[ редактировать ]

Продюсер Джон Калшоу описал Монтё как «редчайшего из существ - дирижера, которого любили его оркестры... назвать его легендой было бы преуменьшением». [ 149 ] Тосканини заметил, что у Монтё лучшая техника владения дубинкой, которую он когда-либо видел. [ 130 ] Как и Тосканини, Монтё настаивал на традиционной оркестровой схеме с первой и второй скрипками слева и справа от дирижера, полагая, что это дает лучшее представление о деталях струнных, чем группировка всех скрипок вместе слева. [ n 15 ] По верности партитурам композиторов биограф Монте Джон Канарина ставит его в один ряд с Клемперером и даже выше Тосканини, чья репутация строгого приверженца партитуре была, по мнению Канарины, менее оправданной, чем репутация Монте. [ 151 ]

Наша основная задача — сохранять целостность оркестра и выполнять указания композитора, а не быть моделями одежды, доводить вдовиц до обморока или отвлекать публику своей «интерпретацией».

Пьер Монтё [ 152 ]

Согласно биографическому очерку в «Словаре музыки и музыкантов Гроува» , Монте «никогда не был показным дирижером… [он готовил] свой оркестр на часто трудных репетициях, а затем [использовал] небольшие, но решительные жесты, чтобы добиться игры с тонкой текстурой, осторожной детализацией и мощной ритмической энергией, сохраняя до последнего свое необычайное понимание музыкальной структуры и безупречный слух к качеству звука». [ 7 ] Монтё был чрезвычайно экономен в словах и жестах и ​​ожидал отклика от малейшего движения. [ 125 ] Продюсер Эрик Смит вспоминал репетиции Монтё с Венским филармоническим оркестром Пасторальной симфонии Брамса Бетховена и Второй : «хотя он не мог говорить с оркестром по-немецки, он трансформировал их игру от одного дубля к другому». [ 13 ]

Важность репетиций для Монте была продемонстрирована, когда в 1923 году Дягилев попросил его дирижировать новой «Свадебкой» Стравинского без репетиции, поскольку композитор уже дирижировал первым исполнением, а затем Монте. Монте сказал импресарио: «Стравинский, он может делать все, что хочет, но я должен делать то, что написал композитор». [ 13 ] Скромный подход Монтё к оценкам иногда приводил к негативным комментариям; Музыкальный критик The Nation , Б. Х. Хаггин признавая, что Монте обычно считался одним из гигантов дирижирования, писал о его «неоднократно демонстрируемой музыкальной посредственности». [ 153 ] Другие американские писатели придерживались иной точки зрения. В 1957 году Карлтон Смит писал: «Его подход ко всей музыке — это подход мастера... Видя его за работой, скромного и тихого, трудно осознать, что он приносит большую кассу в Метрополитен-опера. чем любая примадонна... что он единственный дирижер, которого регулярно приглашают возглавить «большую тройку» Америки – Бостонский, Филадельфийский и Нью-Йоркский филармонические оркестры». [ 152 ] В своей книге «Великие дирижеры » 1967 года Гарольд К. Шенберг написал о Монтё: «Дирижер международного уровня, дирижер, которым восхищаются и любят во всем мире. Слово «любимый» используется намеренно». [ 154 ] В другом месте Шенберг писал о «страсти и харизме Монтё». [ 155 ] Когда в радиоинтервью его попросили описать себя (как дирижера) одним словом, Монтё ответил: «Проклятый профессионал». [ 156 ]

Внешний звук
значок аудио Вы можете услышать, как Пьер Монте дирижирует Иоганнеса Брамса » «Альтовую рапсодию с контральто Мариан Андерсон Симфоническим Сан-Франциско оркестром и хором в 1945 году здесь, на archive.org.

На протяжении всей своей карьеры Монтё страдал от того, что его считали специалистом по французской музыке. Больше всего для него значила музыка немецких композиторов, особенно Брамса, но промоутеры концертов и звукозаписывающие компании часто упускали это из виду. Из четырех симфоний Брамса звукозаписывающие компании пригласили его записать только одну, Вторую. Записи его живых выступлений Первого и Третьего были выпущены на компакт-дисках, но в дискографии биографии Канарины нет ни живых, ни студийных записей Четвертого . [ 157 ] Критик Уильям Манн , наряду со многими другими, считал его «в высшей степени авторитетным» дирижером Брамса. [ 158 ] хотя Кардус не согласился: «В немецкой музыке Монтё, естественно, не хватало гармонического веса и правильного сильного темпа. Его ритм, например, был слишком резким для, скажем, Брамса или Шумана». [ 74 ] Gramophone Рецензент журнала Джонатан Суэйн утверждает, что ни один дирижер не знал больше, чем Монте, о выразительных возможностях струнных инструментов, утверждая, что «дирижер, который не играет на струнном инструменте, просто не знает, как получить разные звуки; а смычок имеет такая важность игры на струнных инструментах, что существует около 50 различных способов воспроизведения одной и той же ноты»; [ 12 ] В своей биографии 2003 года Джон Канарина перечисляет девятнадцать «значительных мировых премьер», проведенных Монтё. Помимо «Петрушки» и «Весны священной» есть еще одно произведение Стравинского — «Соловей» . Среди других премьер Монтё для Дягилева — «Дафнис и Хлоя» Дебюсси Равеля и «Игры» . В концертном зале он представил произведения, в частности, Мийо, Пуленка и Прокофьева. [ n 16 ] В письме от апреля 1914 года Стравинский писал: «Каждый может оценить ваше рвение и вашу честность в отношении современных произведений различных направлений, которые вам доводилось защищать». [ 160 ]

Биограф Монтё Жан-Филипп Муснье проанализировал репрезентативную выборку программ Монте для более чем 300 концертов. Чаще всего исполнялись симфонии ре минор Сезара Франка, Фантастическая симфония Бетховена , Седьмая симфония симфонии Чайковского , Пятая и Шестая и первые две симфонии Брамса. Произведения Рихарда Штрауса фигурировали почти так же часто, как произведения Дебюсси, а «Прелюдия» и «Либестод» Вагнера из «Тристана и Изольды» — так же часто, как «Весна Священная» . [ 161 ]

Вы можете отлично сыграть, по-настоящему прочувствовать движение, но поскольку инженер не удовлетворен тем, что в какой-то момент появляется какой-то шорох, вы делаете это снова, и на этот раз что-то еще идет не так. К тому моменту, когда вы получаете «идеальный» дубль записи, музыкантам становится скучно, дирижеру скучно, а спектакль становится безжизненным и скучным. ... Я ненавижу все свои записи.

Монтё выражает свою неприязнь к студийной записи, The Times , март 1959 года. [ 65 ]

За свою карьеру Монте сделал большое количество записей. Его первая запись была в роли альтиста в «Plus blanche que la blanche Hermine» из оперы «Гугеноты» в Мейербера 1903 году для Пате с тенором Альбером Ваге . [ 162 ] Вполне возможно, что Монте играл в 20 ранних цилиндрах Colonne Orchestra, записанных примерно в 1906–07 годах. [ 163 ] Его дебютной записью в качестве дирижера стала первая из пяти его записей «Весны священной» , выпущенной в 1929 году. [ 164 ] с OSP, в который, по мнению Канарины, играли безразлично; записи Монтё музыки Равеля и Берлиоза, сделанные в 1930 и 1931 годах, считает Канарина, были более впечатляющими. Стравинский, который также записал «Обряд» в 1929 году, был в ярости из-за того, что Монтё сделал конкурирующую запись; он делал язвительные комментарии в частном порядке, и какое-то время его отношения с Монтё оставались прохладными. [ 165 ]

Последние студийные записи Монтё были сделаны с Лондонским симфоническим оркестром в произведениях Равеля в конце февраля 1964 года. [ 166 ] За свою карьеру он записал произведения более пятидесяти композиторов. [ 167 ] При жизни Монте звукозаписывающие компании редко выпускали записи живых концертов, хотя он бы предпочел, по его словам, «если бы можно было записать за один дубль в обычных условиях концертного зала». [ 65 ] Некоторые живые выступления Монтё, дирижирующего Метрополитен-опера, а также симфонического оркестра Сан-Франциско, Бостона, симфонического оркестра BBC и лондонского симфонического оркестра, сохранились вместе с его студийными записями, а некоторые из них были выпущены на компакт-дисках. [ 168 ] Утверждалось, что они раскрывают даже больше, чем его студийные записи, «дирижера одновременно страстного, дисциплинированного и со вкусом; того, кто иногда был более ярким, чем Монте, записанный в студии, и, тем не менее, как тот студийный дирижер, образованного музыканта». обладая необыкновенным слухом к равновесию, острым чувством стиля и уверенным пониманием формы и линии». [ 169 ]

Многие записи Монтё оставались в каталогах на протяжении десятилетий, особенно его записи RCA Victor с Бостонским симфоническим и Чикагским симфоническими оркестрами; Записи Decca с Венским филармоническим оркестром; и записи Decca и Philips с LSO. [ 157 ] Об «Манон одной из его немногих оперных записей » Алан Блит в «Opera on Record» заявляет: «Музыка у Монтё была в крови, и здесь он передает ее с авторитетом и духом». [ 170 ] [ n 17 ] Его можно услышать репетирующим на оригинальных выпусках пластинок «Героической симфонии» Бетховена с оркестром Концертгебау (Philips 835132 AY) и 9-й пластинки Бетховена с Лондонским симфоническим оркестром ( Вестминстер , WST 234). [ 8 ]

Видеозаписей Монте мало. Берлиоза Его можно увидеть дирижирующим увертюрой «Римский карнавал» и 8-й симфонией Бетховена с Чикагским симфоническим оркестром. [ 172 ] и «Колдун» Дюка «L'Apprenti» с Лондонским симфоническим оркестром в «неброской, глубоко удовлетворяющей гуманной манере». [ 173 ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

  1. Монтё не нравилось имя Бенджамин, и он официально отказался от него, когда принял американское гражданство в 1942 году. [ 1 ]
  2. Эти партитуры были украдены нацистами из его парижской квартиры во время Второй мировой войны и утеряны. [ 17 ]
  3. ^ Оперы Монтё, проведенные в Дьеппе, включали «Аиду» , «Богему » , «Кармен» , «Сельскую честь» , «Фауст» , «Манон » , «Паяцы» , «Риголетто» , «Самсон и Далила» , «Таис» , «Тоска» и «Травиата» . [ 24 ]
  4. Канарина отмечает, что среди современников Монтё Фриц Райнер и сэр Адриан Боулт также находились под глубоким влиянием Никиша и, как и Монтё, были известны своими неброскими образами на подиуме. [ 24 ] Среди других приглашенных дирижеров Concerts Colonne во время работы Монтё с оркестром были Густав Малер , Ганс Рихтер, Рихард Штраус и Феликс Вайнгартнер . [ 25 ]
  5. Бичем узнал партитуру за два дня, но ему удалось успешно выступить с помощью своих игроков, что послужило причиной единственной известной шутки Нижинского: «Как хорошо оркестр дирижирует мистером Бичемом сегодня вечером». [ 42 ]
  6. Канарина предполагает, что усилиям Дягилева, возможно, способствовал тот факт, что старый друг Монте Корто был министром культуры в правительстве. [ 57 ]
  7. ^ До отставки было 96 игроков; к концу первого сезона количество игроков Монтё выросло с 61 игрока до 88. [ 73 ]
  8. Дорис Ходжкинс (1894–1984) училась в Музыкальной консерватории Новой Англии и познакомилась с Монтё, когда пела (альт) в хоре с Бостонским симфоническим оркестром. [ 79 ]
  9. В словаре музыки и музыкантов Grove неверно указано, что Монтё основал OSP в 1929 году. [ 7 ]
  10. Монтё регулярно приглашал Стравинского дирижировать SFSO, давая ему щедрые гонорары и достаточно времени для репетиций. [ 104 ]
  11. ^ На веб-сайте школы также указаны «выдающиеся выпускники» времен Монте и позже: Томас Болднер, Аншель Брусилоу , Майкл Чарри, Джон Ковелли, Марк Дэвид, Нил Гиттлман, Адриан Гнам, Дэвид Хейс , Сара Джобин , Энтони ЛаГрут, Майкл Люкснер, Людовик Морло , Ксавье Рист, Джон Моррис Рассел , Вернер Торкановски , Жан-Филипп Трамбле , Барбара Яр и Кристофер Циммерман. [ 112 ]
  12. Колодин отмечает, что эта политика не распространялась на певцов: в «Фаусте» Монте не было задействовано ни одного французского певца , несмотря на это «Монтё заставил оркестр говорить по-французски так, что это вызывало большую часть особого звучания в партитуре». [ 120 ]
  13. По словам друга Стравинского Исайи Берлина , композитор поначалу не хотел присутствовать на этом мероприятии и сделал другие приготовления к вечеру. В конце концов его убедили, что ему следует идти; разные источники сообщают о его прибытии в середине или ближе к концу представления. [ 137 ]
  14. Два запланированных концерта выпускного вечера были проведены Рудольфом Кемпе как дань уважения Монтё . [ 144 ] Запланированный концерт по случаю 90-летия стал мемориальным концертом, который провел преемник Монтё на посту главного дирижера LSO Иштван Кертес . Баха В его состав вошли Третий Бранденбургский концерт Брамса , Скрипичный концерт Бетховена с Исааком Штерном и Седьмая симфония . [ 143 ]
  15. ^ Точку зрения Монтё на расположение первой и второй скрипок разделяли, в частности, Клемперер и Боулт; последний писал: «Я нахожусь в небольшом меньшинстве. Однако на моей стороне (Бруно) Вальтер , Монтё, Клемперер и некоторые другие, включая Тосканини…» [ 150 ]
  16. ^ Работы, перечисленные Канариной: Стравинский, Петрушка , Русские балеты, Париж, 13 июня 1911 года; Равель, «Дафнис и Хлоя» , «Русский балет», Париж, 8 июня 1912 г.; Дебюсси, «Игры» , «Русский балет», Париж, 15 мая 1913 г.; Стравинский, «Весна священная» , «Русский балет», Париж, 29 мая 1913 года; Флоран Шмитт , «Трагедия Саломе» , Париж, 12 июня 1913 года; Стравинский, «Соловей» , Париж, 26 мая 1914 г.; Чарльз Гриффс , Купол удовольствий Кубла Хана , Бостон, 28 ноября 1919 года; Равель, «Циган» , ( Самуил Душкин , солист), Амстердам, 19 октября 1924 года; Виллем Пайпер , Симфония № 3, Амстердам, 28 октября 1926 года; Блаженство , Гимн Аполлону , Амстердам, 28 ноября 1926 г.; Пуленк, Concert champêtre ( Ванда Ландовска , солистка), Париж, 3 мая 1929 года; Прокофьева Симфония № 3 , Париж, 17 мая 1929 года; Мийо, Концерт для альта ( Пауль Хиндемит , солист) Амстердам, 15 декабря 1929 года; Джан Франческо Малипьеро , Концерт для скрипки с оркестром (Виола Митчелл, солистка), Амстердам, 5 марта 1933 года; Блох , «Воспоминания» , Сан-Франциско, 11 февраля 1938 г.; Роджер Сешнс , Симфония № 2, Сан-Франциско, 9 января 1947 года; Джордж Антейл , Симфония № 6, Сан-Франциско, 10 февраля 1949 года. [ 159 ]
  17. Переиздание компакт-диска Naxos включало устные воспоминания Монте о Массне во время репетиций крупного возрождения Opéra-Comique с исправлениями оркестра и певцов. [ 171 ]

Ссылки

  1. ^ Монтё (1964), с. 26
  2. ^ Jump up to: а б с Канарейка, с. 20
  3. ^ Канарейки, с. 19
  4. ^ Монтё (1965), стр. 18–19.
  5. ^ Канарина, стр. 20 (Поль) и 148 (Анри)
  6. ^ Jump up to: а б с д Канарейка, с. 21
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Купер, Мартин, Хосе А. Боуэн и Чарльз Барбер «Монте, Пьер» , Grove Music Online , Oxford Music Online, по состоянию на 16 марта 2012 г. (требуется подписка)
  8. ^ Jump up to: а б с д Канарина, Джон. «Бесподобный Пьер». Коллекционер классических пластинок , осень 2003 г., номер 34, стр. 9–15.
  9. ^ Суэйн, Джонатан. «Издание Пьера Монтё», Граммофон , сентябрь 1994 г., стр. 131
  10. ^ Jump up to: а б с д Канарейка, с. 22
  11. ^ Канарейки, с. 24
  12. ^ Jump up to: а б с д Суэйн, Джонатан. «Репутация - Пьер Монте», Граммофон , январь 1998 г., стр. 35
  13. ^ Jump up to: а б с д и Смит (2005), стр. 36–38.
  14. ^ Шайен, с. 238
  15. ^ Канарина, с. 23 и 25
  16. ^ Монтё (1965), с. 49
  17. ^ Монтё (1965), с. 50
  18. ^ Jump up to: а б «Некролог - М. Пьер Монте», The Times , 2 июля 1964 г., стр. 14
  19. ^ Монтё (1965), с. 45
  20. ^ Монтё (1965), с. 63
  21. ^ Канарина, стр. 20 и 26.
  22. ^ «Неутолимый мистер Монтё», The Times , 4 мая 1961 г., стр. 16
  23. ^ Д'Удин, Жан. Музыкальные парафразы великих воскресных концертов Колонн и Ламуре 1900–1903 гг. К Joanin et Cie, Париж, 1904, с. 68 (на французском языке)
  24. ^ Jump up to: а б Канарейка, с. 29
  25. ^ Колье, Жоэль. «Немецкие дирижеры в Париже между 1894 и 1914 годами» , Revue de Musicologie , Т. 67, № 2 (1981), стр. 191–210 (требуется подписка) (на французском языке)
  26. ^ Канарейки, с. 26
  27. ^ Jump up to: а б Канарейка, с. 30–31
  28. ^ Канарейки, с. 31
  29. ^ Jump up to: а б с Канарейка, с. 32
  30. ^ Шайен, с. 228
  31. ^ Шайен, стр. 236–239
  32. ^ «Музыка в Лондоне - мадам Павлова в Ковент-Гардене», The Manchester Guardian , 31 октября 1911 г., стр. 7
  33. ^ «Русский балет», The Times , 17 октября 1911 г., стр. 6
  34. ^ Шайен, стр. 238–239
  35. ^ Шайен, с. 266; и Монтё, с. 85
  36. ^ Нижинская, стр. 455–456
  37. ^ Jump up to: а б Канарейка, с. 33
  38. ^ Канарейки, с. 34
  39. ^ Шайен, с. 240
  40. ^ Шайен, с. 244
  41. ^ Николс (1992), с. 186
  42. ^ Рид (1961), с. 140
  43. ^ Jump up to: а б с Монтё (1965), с. 91
  44. ^ Шайен, с. 269
  45. ^ Муснье, с. 23; и Канарина, стр. 40–41.
  46. ^ Рид (1961), с. 145
  47. ^ Монтё (1965), с. 93
  48. ^ Jump up to: а б Канарейка, с. 43
  49. ^ Пряжка, с. 254
  50. ^ Канарейки, с. 44
  51. ^ «Слияние музыки и танцев», The Times , 26 июля 1913 г., стр. 8
  52. ^ Пряжка, с. 258
  53. ^ Благородный, Джереми. «Стравинский – Весна священная», «Граммофон» , апрель 1961, с. 45
  54. ^ Jump up to: а б Канарейка, с. 47
  55. ^ Равель, с. 576
  56. ^ Стравинский, с. 61
  57. ^ Jump up to: а б Канарейка, с. 48
  58. ^ Пряжка, с. 316
  59. ^ Канарейки, с. 51
  60. ^ Канарейки, с. 54
  61. ^ «Возрождение Фауста приветствуется в Опере» , The New York Times , 18 ноября 1917 г.
  62. ^ «Фантастический «Золотой петушок» стал хитом на премьере» , The New York Times , 7 марта 1918 г.
  63. «Маруф», Восточная опера, спетая; американская премьера сказочной комедии Рабо «Арабские ночи» , The New York Times , 20 декабря 1917 г.
  64. Ханкер, Джеймс Гиббонс «Опера; «Травиата» и «Петрушка»» , The New York Times , 7 февраля 1919 г.
  65. ^ Jump up to: а б с д и «Дирижер 102 оркестров», The Times , 31 марта 1959 г., стр. 11
  66. ^ Монтё (1965), стр. 53–54.
  67. ^ Канарейки, с. 65
  68. ^ Джейкобс, с. 159
  69. ^ Джейкобс, стр. 159–160.
  70. ^ Канарейки, стр. 61–62
  71. ^ Jump up to: а б Канарейка, с. 66–69
  72. ^ «Майор Х. Л. Хиггинсон, бостонский банкир, умер; основатель симфонического оркестра» , The New York Times , 16 ноября 1919 г.
  73. ^ Канарейки, стр. 69.
  74. ^ Jump up to: а б с Кардус, Невилл, «Пьер Монтё: признательность», The Guardian, 2 июля 1964 г., стр. 6
  75. ^ Канарейки, стр. 70–71
  76. ^ Монтё (1965), с. 113
  77. ^ Jump up to: а б Канарейка, с. 76–81
  78. ^ Канарейки, с. 100
  79. ^ Некролог: Дорис Ходжкинс Монтё, 89 лет, певица и музыкальный мемуарист. «Нью-Йорк Таймс» , 23 марта 1984 г.
  80. ^ Шор, с. 119
  81. ^ Канарейки, с. 85
  82. ^ В основном, с. 289
  83. ^ Канарейки, стр. 90–91
  84. ^ Канарейки, стр. 92–93
  85. ^ Боулт, Адриан К. «Оркестровая проблема будущего» , Труды Музыкальной ассоциации , 49-я сессия, (1922–1923), стр. 39–57 (требуется подписка)
  86. ^ Jump up to: а б с Канарейка, с. 105
  87. ^ Муснье, с. 77
  88. ^ Jump up to: а б Николс (2002), с. 53
  89. ^ Канарейки, с. 106
  90. ^ Калшоу, с. 181
  91. ^ Монтё (1965), с. 158
  92. ^ Муснье, с. 76
  93. ^ Монтё (1965), с. 160
  94. ^ Канарина, с. 270 (Монте); Рид (1968), с. 181 (Шнабель); Джейкобс, с. 82 (Дерево); и Джадкинс, Дженнифер. «Обзор: Музыка как мысль - Слушание симфонии в эпоху Бетховена Марка Эвана Бондса» , Журнал эстетики и художественной критики, том. 65, № 4 (осень 2007 г.), стр. 428–430 (требуется подписка) (Стоковский)
  95. ^ Канарейки, стр. 111–112
  96. ^ Канарейка, стр. 114.
  97. ^ Канарейки, стр. 121–122
  98. ^ Канарина, стр. 120 и 122–123.
  99. ^ Канарейки, с. 124
  100. ^ Канарейки, с. 132
  101. ^ Даунс, Олин. «Здесь дебютирует радиооркестр - новая симфоническая группа NBC во главе с Монтё слышна в Радио-Сити» , The New York Times , 14 ноября 1937 г., цитируется в Canarina, стр. 132
  102. ^ Канарейка стр. 264.
  103. ^ Канарейки, стр. 146–147
  104. ^ Стравинский, с. 49
  105. ^ Канарейки, стр. 127 (Клемперер), 129 (Гершвин), 130 (Штерн), 135 (Хейфец и Рубинштейн), 136 (Шнабель), 137 (Стоковский), 141 (Барбиролли, Бичем, Флагстад ​​и Рахманинов), 143 (Стравинский), 144 ( Кипнис) и 154 (Менухин)
  106. ^ Канарина, Джон. «Обзор компакт-диска: Пьер Монтё во Франции (Music and Arts, 8CD, 1182)», Classic Record Collector , весна 2007 г., номер 48, стр. 73–74.
  107. ^ Морган К., Обзор набора компакт-дисков Cascavelle 2372444302, Classic Record Collector , весна 2003 г., номер 32, стр. 78–80
  108. ^ Jump up to: а б с «Годы Монтё» , Школа Пьера Монтё, по состоянию на 23 марта 2012 г.
  109. ^ Дрю, Дэвид и Ноэль Гудвин . «Маркевич, Игорь» , Grove Music Online , Oxford Music Online, по состоянию на 23 марта 2012 г. (требуется подписка)
  110. ^ Превин, с. 11, Боуэн, Хосе А. «Одзава, Сейджи» , Сальгадо, Сусана. «Серебриер, Хосе» и Стейнберг, Майкл и Деннис К. Макинтайр. "Шоу, Роберт" , все на Grove Music Online , Oxford Music Online, по состоянию на 23 марта 2012 г. (требуется подписка)
  111. ^ Jump up to: а б Превин, стр. 11.
  112. ^ «Выпускники» , Школа Пьера Монтё, по состоянию на 23 марта 2012 г.
  113. ^ Шнайдер, с. 116
  114. Цитируется по журналу Time от 28 ноября 1955 г. в «Пьер Монтё своими словами», Classic Record Collector , осень 2003 г., номер 34, стр. 18
  115. ^ Канарейки, с. 211
  116. ^ Холоман, с. 35
  117. ^ Канарейки, с. 213
  118. ^ Канарейки, с. 208
  119. ^ Канарейки, с. 215
  120. ^ Jump up to: а б Kolodin, p. 536
  121. ^ Канарейки, стр. 244–245
  122. ^ Колодин, с. 540 ( Пеллеас и Мелизанда и Кармен ), 555 ( Манон ), 556 ( Орфей и Эвридика ), 560 ( Сказки Гофмана) и 572 ( Самсон и Далила)
  123. ^ Канарейки, с. 247
  124. ^ "Оркестровый концерт BBC", The Times , 11 декабря 1924 г., стр. 12
  125. ^ Jump up to: а б с д Толански, Джон. «Монте в Лондоне», Classic Record Collector , осень 2003 г., номер 34, стр. 16, 17 и 19.
  126. ^ «Королевское филармоническое общество - новая работа Артура Блисса», The Times , 28 января 1927 г., стр. 12; и «Французская музыка», The Times , 16 марта 1934 г., стр. 12
  127. ^ «75-й сезон концертов в Халле», The Manchester Guardian , 15 октября 1932 г., стр. 1
  128. ^ «Королевский фестивальный зал», The Times , 7 февраля 1951 г., стр. 10
  129. ^ Канарейки, с. 282
  130. ^ Jump up to: а б Моррисон, с. 135
  131. ^ Кардус, Невилл. «Вариации «Энигмы», сыгранные по задумке самого Элгара: Пьер Монте дирижирует LSO», The Manchester Guardian , 16 июня 1958 г., стр. 5
  132. ^ Jump up to: а б с Мэпплбек, Джон. «Нежный дирижер», The Guardian , 17 ноября 1960 г., стр. 9
  133. ^ Трейси, Эдмунд. «Семь живых грехов», The Observer, 17 апреля 1960 г., стр. 22
  134. ^ Моррисон, с. 136
  135. ^ «Успех после шквалов», The Times , 11 декабря 1961 г., стр. 5 (Моцарт, Шенберг и Штраус); «Серия концертов Лондонского оркестра», The Times , 14 сентября 1961 г., стр. 16 (Бетховен); «Различные взгляды на Брамса», The Times, 8 мая 1963 г., стр. 5 (Брамс); «Монте и LSO», The Times , 11 декабря 1961 г., стр. 5 (Вагнер); «Мисс де лос-Анджелес очаровывает публику Берлиозом», The Times , 8 декабря 1962 г., стр. 4 (Гранадос); «Как русские композиторы находят нашу музыку», The Times , 22 мая 1961 г., стр. 11 (Скрябин); «Русская музыка ЛСО», The Times , 19 мая 1962 г., стр. 8 (Шостакович); «Высокое качество у Бетховена», The Times , 26 ноября 1962 г., стр. 14 (Сибелиус); «Открытие юбилейного сезона LSO», The Times , 25 сентября 1963 г., стр. 13 (Воан Уильямс)
  136. ^ Моррисон, с. 137
  137. ^ Хилл, с. 102
  138. ^ «М. Монтё продолжает работу после обрушения на трибуне», The Times , 14 декабря 1962 г., стр. 15
  139. ^ Боулт (1973), с. 169
  140. ^ «Невозмутимый ученик Монте», The Times , 22 апреля 1964 г., стр. 10; и «Г-н Маазель вместо г-на Монтё», The Times , 27 апреля 1964 г., стр. 6
  141. ^ Канарейки, с. 311
  142. ^ «Выпускные вечера, чтобы привлечь большую аудиторию», The Times , 11 июня 1964 г., стр. 17
  143. ^ Jump up to: а б «Музыкальная дань Монтё», The Times , 5 апреля 1965 г., стр. 6
  144. ^ «Рудольф Кемпе на выпускном вечере», The Times , 15 сентября 1964 г., стр. 14
  145. ^ Канарейки, с. 313
  146. ^ Канарейки, стр. 239–240
  147. ^ Канарейки, с. 71
  148. ^ Монтё (1962), стр. 13–15
  149. ^ Калшоу, с. 144
  150. ^ Боулт (1983), с. 146
  151. ^ Канарейки, с. 83
  152. ^ Jump up to: а б Смит (1957), с. 98
  153. ^ Хаггин, с. 127
  154. ^ Шенберг (1967), с. 328
  155. ^ Шенберг (1981), с. 59
  156. ^ Монтё (1962), с. 63
  157. ^ Jump up to: а б Канарейка, с. 321–340
  158. ^ «Стиль и границы национализма», The Times , 21 апреля 1961 г., стр. 20
  159. ^ Канарейки, с. 341
  160. ^ Стравинский, с. 60
  161. ^ Муснье, стр. 235–248.
  162. ^ Жиру, Винсент (2009). Примечания к Мейерберу в записях 1899–1913 гг . Суортмор, Пенсильвания: Marston Records. OCLC   459789444 .
  163. ^ Дауст, Рауль. Пьер Монте и его пластинки. Примечание к набору компакт-дисков Cascavelle VEL3037, 2002 г.
  164. ^ Канарина, стр. 325 и 328.
  165. ^ Уолш, Стивен. «Первые обряды Стравинского» , The Musical Times , Vol. 130, № 1759 (сентябрь 1989 г.), стр. 538–539 ​​(требуется подписка)
  166. ^ Дискографическая информация в буклете: Пьер Монтё - Decca и Philips Recordings 1956–1964 (475 7798). Decca Music Group Ltd, 2006.
  167. ^ Канарейки, стр. 321–326
  168. ^ Ахенбах, Эндрю. «Оркестровые переиздания», Граммофон , май 2006 г., с. 83
  169. ^ Фрэнк, Мортимер Х. «Обзор компакт-дисков «Воскресные вечера с Пьером Монтё»». Коллекционер классических пластинок , лето 1998 г., номер 13, стр. 102–105.
  170. ^ Блит, с. 483
  171. ^ Манон: Переиздание записи 1955 года (CD). Наксос. 2007. OCLC   299065498 .
  172. ^ Поттер, Талли. «Обзор DVD-дисков VAI и EMI», Classic Record Collector , осень 2003 г., номер 34, стр. 61–62.
  173. ^ Иври Б. Обзор DVD Classic Archive EMI/IMG. Коллекционер классических пластинок , зима 2004 г., номер 39, с. 64

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 81bc2b881162366d562d58e606bbe279__1722770520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/81/79/81bc2b881162366d562d58e606bbe279.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pierre Monteux - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)