Пьер Монтё

Пьер Бенжамен Монтё (англ. произносится [pjeʁ mõ.tø] ; 4 апреля 1875 г. - 1 июля 1964 г.) [ н 1 ] был французским (позже американским) дирижером. десяти лет в качестве оркестранта и время от времени дирижера, в 1907 году он начал регулярно получать дирижерские После . обучения игре на скрипке и альте, а также задания премьеры Стравинского » «Весны Священной и других выдающихся произведений, включая «Петрушку» , «Соловья» , Равеля « Дафнис и Хлоя» , и Дебюсси » « Игры . После этого он более полувека руководил оркестрами по всему миру.
С 1917 по 1919 год Монте был главным дирижером французского репертуара Метрополитен -опера в Нью-Йорке. Он дирижировал Бостонским симфоническим оркестром (1919–24), Амстердамским оркестром Концертгебау (1924–34), Парижским симфоническим оркестром (1929–38) и Симфоническим оркестром Сан-Франциско (1936–52). В 1961 году, в возрасте восьмидесяти шести лет, он принял пост главного дирижера Лондонского симфонического оркестра и занимал этот пост до своей смерти три года спустя. Хотя он был известен исполнением французского репертуара, его главной любовью была музыка немецких композиторов, прежде всего Брамса . Он не любил запись, считая ее несовместимой со спонтанностью, но, тем не менее, сделал значительное количество пластинок.
Монтё был хорошо известен как учитель. В 1932 году он начал занятия по дирижированию в Париже, которые превратил в летнюю школу, которая позже была перенесена в его летний дом в Ле-Бо на юге Франции. Переехав на постоянное жительство в США в 1942 году и приняв американское гражданство, он основал школу дирижеров и оркестровых музыкантов в Хэнкоке, штат Мэн . Среди его учеников во Франции и Америке, получивших международную известность, были Лорин Маазель , Игорь Маркевич , Невилл Марринер , Сейджи Одзава , Андре Превен и Дэвид Зинман . Школа в Хэнкоке продолжила работу после смерти Монтё.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Пьер Монтё родился в Париже и был третьим сыном и пятым из шести детей Гюстава Эли Монтё, продавца обуви, и его жены Клеманс Ребекки, урожденной Бризак. [ 2 ] Семья Монтё происходила от евреев- сефардов , поселившихся на юге Франции. [ 3 ] Среди предков Монтё был по крайней мере один раввин , но Гюстав Монтё и его семья не были религиозными. [ 4 ] Среди братьев Монтё были Анри , ставший актёром, и Поль (1862-1928), ставший дирижёром лёгкой музыки под именем Поль Монтё-Бризак. [ 5 ] Гюстав Монте не был музыкален, но его жена была выпускницей Марсельской консерватории музыки и давала уроки игры на фортепиано. [ 2 ] Пьер брал уроки игры на скрипке с шести лет. [ 2 ]

Когда ему было девять лет, Монтё был принят в Парижскую консерваторию . Он изучал игру на скрипке у Жюля Гарсена и Анри Бертелье , композицию у Шарля Ленепве , гармонию и теорию у Альберта Лавиньяка . [ 6 ] Среди его сокурсников по игре на скрипке были Джордж Энеску , Карл Флеш , Фриц Крейслер и Жак Тибо . [ 6 ] Среди студентов консерватории по классу фортепиано был Альфред Корто , с которым у него сложилась дружба на всю жизнь. В возрасте двенадцати лет Монте организовал и дирижировал небольшим оркестром студентов консерватории, который сопровождал Корто на концертах в Париже и его окрестностях. [ 7 ] Он присутствовал на мировой премьере Сезара Франка в Симфонии феврале 1889 года. [ 8 ] С 1889 по 1892 год, ещё будучи студентом, он играл в оркестре Фоли- Бержер ; [ 6 ] Позже он сказал Джорджу Гершвину , что его чувство ритма сформировалось во время игры там популярной танцевальной музыки. [ 9 ]

В пятнадцать лет, продолжая обучение игре на скрипке, Монте взялся за альт. Он учился частным образом у Бенжамена Годара , с которым выступал на премьере Сен-Санса , Септета с композитором за клавишными. [ 6 ] Монте присоединился к квартету Гелосо в качестве альтиста; он отыграл с ними множество концертов, в том числе исполнение Второго фортепианного квартета Форе с композитором за фортепиано. [ 10 ] В другой раз он был альтистом в частном исполнении квартета Брамса , данном композитору в Вене. Монтё вспомнил замечание Брамса: «Чтобы правильно играть мою музыку, нужны французы. Немцы все играют ее слишком тяжело». [ 11 ] Монтё оставался членом квартета Гелосо до 1911 года. [ 7 ] С Йоханнесом Вольфом и Йозефом Холлманом он также играл камерную музыку для Грига . [ 8 ] Спустя годы, когда ему было семьдесят, Монтё стал заместителем Будапештского квартета без репетиций и партитуры; [ 12 ] На вопрос Эрика Смита , может ли он записать партии семнадцати квартетов Бетховена, он ответил: «Знаешь, я не могу их забыть». [ 13 ]
В 1893 году, когда ему было восемнадцать, Монтё женился на своей сокурснице, пианистке Виктории Барьер. Вместе с ней он публично исполнил все скрипичные сонаты Бетховена. Ни одна семья не одобрила брак; хотя семья Монтё не была религиозной, и они, и католик Барьер сомневались в межрелигиозном браке ; более того, обе семьи считали, что пара слишком молода для брака. [ 10 ] От союза родились сын и дочь. [ 10 ]
В годы своего становления Монтё принадлежал к группе, которая гастролировала с семьей музыкантов Казадезюс и пианистом Альфредо Казелла . Комбинация играла предполагаемые «древние пьесы», предположительно обнаруженные в библиотеках кем-то из семьи Казадезус; Мариус Казадезус позже рассказал, что он или его брат Анри . музыку написал [ 13 ] [ 14 ] Еще будучи студентом, в 1893 году Монте добился успеха в конкурсе на должность председателя первого альта Концертной колонны , в которой в следующем году он стал помощником дирижера и хормейстером. [ 7 ] Это дало ему связь через основателя оркестра Эдуарда Колонна с Берлиозом . Колонн был знаком с Берлиозом, и через старшего дирижера Монтё смог пометить его партитуры примечаниями, основанными на намерениях композитора. [ 15 ] [ 16 ] [ н 2 ] Он также работал на внештатной основе в Комической опере , где продолжал время от времени играть в течение нескольких лет; он руководил секцией альтов на премьере оперы «Пеллеас и Мелизанда» в 1902 году под управлением Андре Мессажера . [ 18 ] В 1896 году он окончил консерваторию, разделив первую премию по скрипке с Тибо. [ 7 ]
Первые проводящие посты
[ редактировать ]
Первый громкий дирижерский опыт Монтё пришел в 1895 году, когда ему едва исполнилось 20 лет. Он был членом оркестра, приглашенного для исполнения оратории Сен-Санса «Лира и арфа » под управлением композитора. В последнюю минуту Сен-Санс счел, что исполнитель, нанятый для важной и сложной партии органа, неадекватен, и, как знаменитый органист-виртуоз, решил сыграть ее сам. Он спросил оркестр, может ли кто-нибудь из них стать дирижером; раздался хор «Oui – Monteux!». С большим трепетом Монте дирижировал оркестром и солистами, включая композитора, читал партитуру с листа, и это было признано успешным. [ 19 ]
Музыкальная карьера Монте прервалась в 1896 году, когда его призвали на военную службу. Будучи выпускником консерватории, одной из высших школ Франции , он должен был прослужить всего десять месяцев, а не три года, которые обычно требуются. Позже он описал себя как «самого прискорбно неадекватного солдата, которого когда-либо видел 132-й пехотный полк». [ 20 ] Он унаследовал от матери не только ее музыкальный талант, но и низкорослое и коренастое телосложение, и физически был непригоден для военной службы. [ 21 ]
Вернувшись в Париж после выписки, Монте возобновил карьеру альтиста. Ганс Рихтер пригласил его возглавить партию альтов в оркестре Байройтского фестиваля , но Монтё не мог позволить себе оставить свою постоянную работу в Париже. [ 22 ] В декабре 1900 года Монте исполнил сольную партию альта в опере Берлиоза «Гарольд в Италии» , которую в то время редко можно было услышать в Париже, с оркестром Колонны под управлением Феликса Моттля . [ 23 ] В 1902 году он получил должность младшего дирижера в казино Дьеппа , сезонную должность на летние месяцы, которая позволила ему познакомиться с ведущими музыкантами парижских оркестров и известными солистами на отдыхе. [ 13 ] К 1907 году он был главным дирижером Дьеппа, руководил операми и оркестровыми концертами. [ н 3 ] Как оркестровый дирижер он моделировал свою технику по образцу Артура Никиша , под управлением которого он играл и который был его идеальным дирижером. [ н 4 ]
Русские балеты
[ редактировать ]В течение некоторого времени брак Монтё находился под напряжением, что усугублялось частым отсутствием его жены в концертных турах. Пара развелась в 1909 году; В следующем году Монтё женился на одной из своих бывших учениц, Жермен Бенедикт. [ 26 ]
Монтё продолжал играть в Concerts Colonne в течение первого десятилетия века. В 1910 году Колонн умер, и на посту главного дирижера его сменил Габриэль Пьерне . [ 27 ] Монте не только руководил альтами, но и был помощником дирижера, руководил ранними репетициями и выступал в качестве хормейстера хоровых произведений. [ 27 ] В 1910 году оркестр был приглашен для выступления в парижском сезоне, организованном Сергея Дягилева балетной труппой «Русские балеты» . Монте играл под руководством Пьерне на мировой премьере оперы Стравинского « Жар-птица » . В 1911 году Дягилев пригласил Николая Черепнина Стравинского дирижировать премьерой «Петрушки» . Монте провел предварительные репетиции до приезда Черепнина; Стравинский был настолько впечатлен, что настоял на том, чтобы премьеру провел Монтё. [ 28 ]

Петрушка был частью тройного законопроекта, которым руководил Монтё. Двумя другими пьесами были «Призрак Розы» и «Шехерезада» , балетная адаптация Римского-Корсакова симфонической сюиты одноименной . Хореографию трех произведений поставил Фокин . [ 29 ] В последующие годы Монтё не одобрял использование симфонической музыки в балетах, но сделал исключение для «Шехерезады» , и, как отмечает его биограф Джон Канарина, на том этапе его карьеры его взгляды по этому поводу не имели большого значения. [ 29 ] Петрушка имел успех у публики и у всех, кроме самых стойких консервативных критиков. [ 30 ]
После парижского сезона Дягилев назначил Монте главным дирижером турне по Европе в конце 1911 - начале 1912 года. Оно началось с пятинедельного сезона в Королевском оперном театре в Лондоне. [ 31 ] Пресса сосредоточила внимание на танцовщицах, среди которых была Анна Павлова, а также постоянные звезды «Русского балета». [ 32 ] но Монтё получил несколько слов похвалы. The Times отметила превосходное единодушие, которое он добился от игроков, не считая «случайной неуверенности в изменении темпа ». [ 33 ]
После сезона в Лондоне труппа выступила в Вене, Будапеште, Праге и Берлине. [ 29 ] Тур прошел успешно как в художественном, так и в финансовом отношении, но не обошлось без неприятных инцидентов. Запланированный визит в Петербург пришлось отменить из-за того, что сгорел театр «Народный дом», [ 34 ] а в Вене филармония не справилась с трудностями партитуры Петрушки . [ 35 ] Прославленный оркестр взбунтовался на репетиции первого выступления, отказавшись играть для Монтё; только вмешательство Дягилева возобновило репетицию, к концу которой Монтё аплодировали, а Стравинскому — овации. [ 36 ] В середине турне Монтё был ненадолго вызван обратно в Париж Concerts Colonne, которая имела договорное право отозвать его, чтобы заменить Пьерне; его собственный заместитель Дезире-Эмиль Ингельбрехт взял на себя временное музыкальное руководство «Русским балетом». [ 37 ] [ 38 ]
В мае 1912 года труппа Дягилева вернулась в Париж. Монтё был дирижером двух выдающихся произведений сезона: Нижинского балетной версии « Вацлава Прелюдии к послеполудению фавна» , созданной с одобрения композитора; [ 39 ] Фокина и «Дафнис и Хлоя» на партитуру, заказанную Равелем . [ 40 ] Позже Монтё вспоминал: «Дебюсси был позади меня, когда мы играли «После полудня фавна», потому что он не хотел, чтобы что-либо в его партитуре менялось из-за танцев. И когда мы дошли до сильной стороны, он сказал: «Монтё, это сильная сторона, играй сильная». Ему не хотелось ничего блестящего, и он хотел, чтобы все было точно в срок». [ 41 ]
В феврале и марте 1913 года «Русский балет» представил еще один лондонский сезон. Как и в 1911 году, в качестве местного оркестра выступал Симфонический оркестр Бичема. Основатель оркестра Томас Бичем разделил дирижирование с Монтё. В конце февраля Бичему пришлось взять на себя управление Петрушкой , когда Монтё внезапно поспешил на четыре дня в Париж, чтобы побыть со своей женой во время рождения их дочери Дениз. [ n 5 ]
Обряд весны
[ редактировать ]Во время сезона «Русского балета» 1913 года в Париже Монтё провел еще две премьеры. Первыми были «Игры» на музыку Дебюсси и хореографию Нижинского. Хореография не понравилась; Монтё счёл это «глупостью», [ 43 ] в то время как Дебюсси чувствовал, что «жестокая и варварская хореография Нижинского... растоптала мои плохие ритмы, как сорняки». [ 44 ] Вторым новым произведением стала «Весна священная» Стравинского под французским названием « Le Sacre du Printemps» . Монтё был потрясен, когда Стравинский впервые сыграл партитуру на фортепиано:
Тогда я решил, что единственной музыкой для меня являются симфонии Бетховена и Брамса, а не музыка этого сумасшедшего русского. ... Моим единственным желанием было покинуть эту комнату и найти тихий уголок, где можно было бы отдохнуть от боли в голове. Тогда [Дягилев] повернулся ко мне и с улыбкой сказал: «Это шедевр, Монтё, который произведет полную революцию в музыке и сделает тебя знаменитым, потому что ты будешь дирижировать им». И, конечно, я это сделал. [ 43 ]
Несмотря на свою первоначальную реакцию, Монтё работал со Стравинским, давая практические советы, которые помогли композитору достичь оркестрового баланса и эффектов, которые он искал. [ 45 ] Вместе они работали над партитурой с марта по май 1913 года, и чтобы заставить оркестр Театра Елисейских Полей справиться с незнакомой и сложной музыкой, Монте провел семнадцать репетиций - необычно большое количество. [ 43 ] Реальное отношение Монтё к счету неясно. В старости он сказал биографу: «Тогда мне не нравилась «Весна священная» . С тех пор я дирижировал ею пятьдесят раз. Сейчас она мне не нравится». [ 46 ] Однако в 1963 году он сказал своей жене, что « Уставу » «сейчас пятьдесят лет, и я не думаю, что он вообще устарел. Я имел удовольствие провести этой весной пятидесятую годовщину « Весны священной ». [ 47 ]

Генеральная репетиция, на которой присутствовали Дебюсси, Равель, другие музыканты и критики, прошла без происшествий. Однако на следующий вечер премьера спровоцировала что-то похожее на бунт: громкие словесные оскорбления произведения, ответные крики сторонников и драки. [ 48 ] Монте продолжал настаивать, продолжая дирижировать оркестром, несмотря на суматоху позади него. [ 48 ] Стравинский писал: «Образ спины Монте сегодня мне более ясен, чем картина сцены. Он стоял там, по-видимому, непроницаемый и бесстрашный, как крокодил. Для меня до сих пор невероятно, что он действительно довел оркестр до конца». ." [ 49 ] Широкое освещение инцидента в прессе сделало Монте «в возрасте тридцати восьми лет поистине знаменитым дирижером». [ 50 ] компания представила Rite Несколько недель спустя во время лондонского сезона. The Times сообщила, что, хотя первое выступление в Лондоне было встречено «что-то вроде враждебного приема», последнее выступление сезона «было встречено практически без признаков сопротивления». [ 51 ] Перед лондонскими выступлениями 1913 года Монте бросил вызов авторитету Дягилева, заявив, что он, а не импресарио, является представителем композитора в вопросах, связанных с «Весной священной» . [ 52 ]
Монтё считал, что большая часть гнева, вызванного произведением, была вызвана не музыкой, а хореографией Нижинского, которую Стравинский описал как «прыгающие вверх и вниз длинноволосые Лолиты с коленями». [ 53 ] С согласия композитора Монте дал концертное исполнение в Париже в апреле 1914 года. Присутствовавший при этом Сен-Санс объявил Стравинского сумасшедшим и в ярости ушел, но он был почти одинок в своей неприязни. В конце Стравинского на плечах вынесли из театра после того, что он назвал «самым прекрасным представлением « Весны священной », которую я когда-либо видел ». [ 54 ] Это выступление было частью серии «Концертов Монте», представленных в период с февраля по апрель 1914 года, в которых Монте дирижировал оркестром Театра Елисейских Полей в широком спектре симфонических и концертных произведений, включая концертную премьеру оркестровой пьесы. Равеля Версия «Благородных и сентиментальных вальсов» . [ 55 ] Его последним заметным выступлением перед началом войны была роль дирижера на премьере оперы Стравинского «Соловей» во Дворце Гарнье . [ 54 ]
Метрополитен и Бостон
[ редактировать ]
После начала Первой мировой войны Монте снова был призван в армию и служил рядовым в 35-м территориальном полку. [ 56 ] с которым он видел действия в окопах под Верденом , Суассоном и Аргонной. Позже он описал большую часть этого периода как период «грязи и скуки», хотя он сформировал скретч-группу, чтобы развлечь своих однополчан. [ 57 ] После чуть более двух лет действительной службы он был освобожден от военной службы после того, как Дягилев уговорил французское правительство поручить Монте дирижировать «Русским балетом» в турне по Северной Америке. [ n 6 ] Тур прошел по пятидесяти четырем городам США и Канады. В Нью-Йорке в 1916 году Монте отказался дирижировать новым балетом Нижинского « Тилль Уленшпигель» , поскольку музыку написал немец Рихард Штраус , поэтому для этих постановок пришлось нанять дирижера. [ 58 ] По окончании турне Монтё был предложен трехлетний контракт на дирижирование французским репертуаром в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, а также разрешение французского правительства остаться в США. [ 59 ]
В Метрополитен-опере (как обычно называют Метрополитен-опера) Монте дирижировал знакомыми французскими произведениями, такими как «Фауст» , «Кармен , Самсон и Далила» , с такими певцами, как Энрико Карузо , Джеральдин Фаррар , Луиза Гомер и Джованни Мартинелли . [ 60 ] О его первом выступлении The New York Times написала: «Г-н Монте дирижировал умело и авторитетно. Он показал, что обладает достаточными знаниями в области партитуры и управления оркестром – безошибочно ритмичный бит, чувство драматической ценности. " [ 61 ] Монте дирижировал американскими премьерами оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» . [ 62 ] и Анри Рабо « Маруф, спаситель дю Кэр» . [ 63 ] Американская премьера «Петрушки » в новой постановке Адольфа Болма в главной роли состоялась в необычной оперно-балетной двойной программе с «Травиатой» . [ 64 ] Выступления Монтё были хорошо приняты, но, хотя позже он вернулся в Метрополитен в качестве гостя, опера не имела большого значения в его карьере. Он сказал: «Я люблю дирижировать оперой. Единственная проблема в том, что я ненавижу атмосферу оперного театра, где слишком часто музыка играет наименьшее значение из многих, от постановки до темперамента ведущих певцов». [ 65 ] Его также не привлекала дальнейшая работа в качестве балетного дирижера: «Это создает особые проблемы с адаптацией к танцам и танцорам, у большинства из которых, к моему сожалению, музыкальное понимание ограничивается способностью считать доли». ." [ 65 ] Тем не менее, время от времени он дирижировал балетными постановками, и даже в своих концертных исполнениях балетных партитур, которые он дирижировал для Дягилева, он говорил, что всегда помнил о танцорах. [ 66 ]

В 1919 году Монтё был назначен главным дирижёром Бостонского симфонического оркестра . [ 67 ] Оркестр переживал трудные времена; его дирижер Карл Мук был вынужден уйти в отставку в 1917 году из-за антигерманской агитации. [ 68 ] Сэр Генри Вуд отказался от этой должности, [ 69 ] и, несмотря на предположения прессы, ни Сергей Рахманинов , ни Артуро Тосканини не были назначены. [ 70 ] По крайней мере двадцать четыре музыканта немецкого происхождения были вытеснены вместе с Муком, а моральный дух оркестра был низким. [ 71 ] Незадолго до того, как Монтё стал дирижером, умер самодержавный основатель и владелец оркестра Генри Ли Хиггинсон . [ 72 ] Он стойко сопротивлялся объединению в профсоюзы , и после его смерти значительное меньшинство игроков возобновило борьбу за признание профсоюза. Более тридцати игроков, в том числе два важных руководителя, подали в отставку по этому поводу. [ 71 ] Монтё приступил к восстановлению оркестра, прослушивая исполнителей всех музыкальных направлений, некоторые из которых раньше не играли симфоническую музыку. К концу своего первого сезона он восстановил оркестр до его нормального состава. [ н 7 ] Он подготовил оркестр на высоком уровне; по мнению критика Невилла Кардуса , музыкальность Монтё «сделала Бостонский симфонический оркестр самым изысканным и музыкальным в мире». [ 74 ]
Монтё регулярно представлял в Бостоне новые композиции, часто произведения американских, английских и французских композиторов. [ 75 ] Он гордился количеством новинок, представленных за годы его работы в Бостоне, и выражал удовлетворение тем, что его преемники продолжили эту практику. [ 76 ] Он был встревожен, когда было объявлено, что его контракт не будет продлен после 1924 года. Официальное объяснение заключалось в том, что политика оркестра всегда заключалась в том, чтобы назначать дирижеров на срок не более пяти лет. [ 77 ] Неясно, действительно ли это было причиной. Одна из возможных версий заключается в том, что дирижер, выбранный на его место, Серж Кусевицкий , считался более харизматичным и имел большую кассовую привлекательность. [ 12 ] Другая причина заключается в том, что первые члены бостонского общества не одобряли мораль Монтё: он и его вторая жена постепенно разошлись, и к 1924 году он жил с Дорис Ходжкинс, разведенной американкой, и двумя ее детьми. [ 77 ] Они не могли пожениться до 1928 года, когда Жермен Монтё наконец согласилась на развод. [ 78 ] [ н 8 ]
Амстердам и Париж
[ редактировать ]
В 1924 году Монтё начал десятилетнее сотрудничество с оркестром Консертгебау Амстердамским , выступая в качестве «первого дирижера» (« eerste dirigent ») вместе с Виллемом Менгельбергом , его давним главным дирижером. Два музыканта любили и уважали друг друга, несмотря на разницу в подходах к музицированию: Монтё был щепетилен в соблюдении композиторской партитуры и прямолинеен в исполнении, а Менгельберг был известен своими виртуозными, порой своевольными интерпретациями и его бесцеремонное отношение к счету («Мы внесем некоторые изменения», как процитировал его английский игрок). [ 80 ] Их предпочтительный репертуар частично совпадал с классическими произведениями, но у Менгельберга были свои любимые произведения — от до Баха «Страстей по Матфею» симфоний Малера , и он был счастлив оставить Дебюсси и Стравинского Монтё. Там, где их выбор совпадал, как, например, в случае с Бетховеном, Брамсом и Рихардом Штраусом, Менгельберг щедро предоставил Монтё, по крайней мере, его справедливую долю. [ 81 ]
Находясь в Амстердаме, Монтё дирижировал рядом опер, в том числе «Пеллеас и Мелизанда» (голландская премьера), «Кармен» , «Сказки Гофмана» , двойная афиша Люлли и Равеля «Ацис и Галатея» и «Блестящий час» , Глюка » «Ифигения в Тавриде . (также представлен в Парижской опере) [ 82 ] и Верди » « Фальстаф . Тосканини был приглашен дирижировать последним из них, но он сказал промоутерам, что Монтё был его самым дорогим коллегой и лучшим дирижером Фальстафа . [ 83 ]
В течение первых восьми лет своего сотрудничества с Концертгебау Монте каждый сезон давал от пятидесяти до шестидесяти концертов. В последние два года его работы с оркестром другим дирижерам, в частности, восходящему молодому голландцу Эдуарду ван Бейнуму , были предоставлены концерты, которые ранее были даны Монтё, который мирно отказался от своей должности в Амстердаме в 1934 году. [ 84 ] Он много раз возвращался в качестве приглашенного дирижера. [ 12 ]

Помимо работы с оркестром Консертгебау, с 1929 года Монте дирижировал Симфоническим оркестром Парижа (OSP), основанным годом ранее. [ n 9 ] Оркестровая сцена Парижа 1920-х годов пострадала от «депутатской» системы. [ 85 ] при этом любой оркестрант, нанятый по контракту, имел право, если появлялась лучшая возможность, отправить заместителя на репетицию или даже на концерт. В большинстве других крупных городов Европы и Америки такая практика либо никогда не существовала, либо была искоренена. [ 86 ] Помимо оперных оркестров, за исполнителей боролись еще четыре парижских оркестра. [ 87 ] В 1928 году меценатка принцесса Полиньяк объединилась с модельером Коко Шанель , чтобы предложить новый оркестр, достаточно хорошо оплачиваемый, чтобы его музыканты не брали на себя конфликтующие обязательства. [ 86 ] Получив финансовую поддержку, они назначили триумвират музыкантов – Корто, Эрнеста Ансерме и Луи Фурестье – для создания OSP. [ 88 ] В следующем году Корто пригласил Монтё стать художественным руководителем и главным дирижером оркестра. [ 89 ] Ансерме, его первый музыкальный руководитель, был недоволен тем, что его заменил дирижер, которому он, как сообщается, «яростно завидовал». [ 90 ] но композитор Дариус Мийо прокомментировал, насколько лучше оркестр играл для Монтё, «с тех пор, как Ансерме отправили обратно на его швейцарские пастбища». [ 88 ]
Монтё считал OSP одним из лучших, с которыми он работал. [ 91 ] Он дирижировал им до 1938 года, представив премьеры многих произведений, в том числе в Прокофьева Третьей симфонии 1929 году. [ 7 ] Щедрое финансирование оркестра в первые годы позволило провести обильные репетиции и смелые программы, представляя современную музыку и менее известные произведения более ранних композиторов, а также классический репертуар. [ 86 ] В свой первый сезон Монте дирижировал полностью Стравинским концертом, состоящим из сюиты из «Жар-птицы» и полных исполнений «Петрушки» и «Весны священной» . [ 92 ] Оркестр совершил турне по Европе в 1930 и 1931 годах, получив восторженный прием в Нидерландах и Германии. В Берлине публика не могла сдержать аплодисментов до конца « Фантастической симфонии » и, по словам Монте, «взбесилась» после медленной части «Сцены на полях». [ 93 ] Он одобрял спонтанные аплодисменты, в отличие от Артура Шнабеля , сэра Генри Вуда и Леопольда Стоковского , которые делали все возможное, чтобы искоренить практику аплодисментов между движениями. [ 94 ]
После 1931 года OSP пострадала от последствий Великой депрессии ; большая часть его финансирования прекратилась, и оркестр превратился в кооператив, объединяющий столь скудные прибыли, которые он получал. [ 95 ] Чтобы дать игрокам дополнительную работу, Монте в 1932 году начал серию занятий по дирижированию. С 1936 года он проводил занятия в своем летнем доме в Ле-Бо в Провансе, предшественнике школы, которую он позже открыл в США. [ 96 ]
Сан-Франциско и школа Монтё
[ редактировать ]Монте впервые дирижировал Симфоническим оркестром Сан-Франциско (SFSO) в 1931 году, а в 1935 году, когда ему было 60 лет, ему предложили стать главным дирижером. Он сомневался, стоит ли соглашаться, как по личным, так и по профессиональным причинам. Он не хотел покидать OSP, его жена не хотела жить на западном побережье Америки, а у оркестра было настолько мало средств, что в 1934 году он был вынужден отменить целый сезон. [ 97 ] Как и большинство оркестров, SFSO сильно пострадала в финансовом отношении из-за Депрессии, и у него возникли дополнительные трудности, поскольку многие из его бывших музыкантов ушли в поисках более высокооплачиваемой работы в голливудских студиях. Эта проблема усугублялась тем, что Союз музыкантов настаивал на том, чтобы нанимались только местные музыканты. [ 98 ] Тем не менее Монтё принял это назначение. Концертный сезон СФСО никогда не длился дольше пяти месяцев в году, что позволяло ему продолжать работу с ОСП. [ 99 ] и позволил ему дирижировать первым концертом Симфонического оркестра NBC 13 ноября 1937 года. [ 100 ] В The New York Times Олин Даунс написал, что новый оркестр был «очень высокого ранга» и что транслируемый концерт показал Монте «в расцвете его сил». [ 101 ]
The Times сообщила о пребывании Монтё в Сан-Франциско, что оно оказало «неисчислимое влияние на американскую музыкальную культуру» и дало ему «возможность расширить свой и без того значительный репертуар и посредством постепенных, естественных процессов углубить понимание своего искусства». [ 18 ] Монтё постоянно программировал новую или недавнюю музыку. Как и на протяжении всей своей карьеры, он обычно избегал атональных или серийных произведений. [ 102 ] но его выбор современных произведений, тем не менее, время от времени вызывал жалобы со стороны консервативно настроенной публики Сан-Франциско. [ 103 ] Среди приглашенных дирижеров SFSO в годы правления Монтё были Джон Барбиролли , Бичем, Отто Клемперер , Стоковский и Стравинский. [ n 10 ] Среди солистов были пианисты Джордж Гершвин, Рахманинов, Артур Рубинштейн и Шнабель, скрипачи Яша Хейфец , Иегуди Менухин и молодой Исаак Штерн , а также такие певцы, как Кирстен Флагстад и Александр Кипнис . [ 105 ] Почти все его семнадцать сезонов в Сан-Франциско завершались Девятой симфонией Бетховена . [ 106 ] Студийные записи Монтеукса SFSO в основном делались в огромной акустике Оперного театра Военного мемориала (без публики), а музыка передавалась по телефонным проводам в студию Лос-Анджелеса и записывалась там на пленку. [ 107 ] Находясь в США в годы Второй мировой войны, Монтё в 1942 году принял американское гражданство. [ 7 ]
Монте пожелал продолжить свою работу по оказанию помощи молодым дирижерам: «Дирижирования недостаточно. Я должен что-то создать. Я не композитор, поэтому я буду создавать прекрасных молодых музыкантов». [ 108 ] Помимо занятий в Париже и Ле-Бо, в 1930-е годы он давал частные уроки Игорю Маркевичу ; [ 109 ] позже среди частных студентов были Андре Превен , Сейджи Одзава , Хосе Серебриер и Роберт Шоу . [ 110 ] Превин назвал его «самым добрым и мудрым человеком, которого я помню, и в дирижерстве не было ничего, чего бы он не знал». [ 111 ] После выступления Превена Монтё сказал ему: «Как вы думаете, оркестр играет хорошо?... Я тоже. В следующий раз не мешайте им». Превин сказал, что никогда не забывал этого совета. [ 111 ] Самым известным начинанием Монте как преподавателя была Школа Пьера Монте для дирижеров и оркестровых музыкантов, которая проводилась каждое лето в его доме в Хэнкоке, штат Мэн с 1943 года . Среди всемирно известных выпускников школы Леон Флейшер , Эрих Кунцель , Лорин Маазель , Невилл Марринер , Хью Вольф и Дэвид Зинман . [ n 11 ] Среди других студентов Монтё были Джон Канарина, чья биография 2003 года стала первым полным исследованием дирижёра на английском языке, Шарль Брук , один из первых учеников Монте в Париже, который стал музыкальным руководителем школы в Хэнкоке после смерти Монте. [ 108 ] и Эмануэль Леплин . [ 113 ]
Монтё выступал в качестве приглашенного дирижера со многими оркестрами; В 1955 году он прокомментировал: «Я сожалею, что у них нет симфонических оркестров по всему миру, чтобы я мог увидеть Бирму и Самарканд». [ 114 ] Его преемник в Бостонском симфоническом оркестре Серж Кусевицкий за двадцать пять лет своего руководства пригласил многих приглашенных дирижеров; Монте никогда не был среди них, вероятно, по мнению Канарины, из-за ревности Кусевицкого. [ 115 ] В 1949 году Кусевицкого сменил Чарльз Мунк , чья ранняя карьера была поддержана приглашением Монте дирижировать Симфоническим оркестром Парижа в 1933 году. [ 116 ] Мунк пригласил Монтё в Бостон в качестве приглашенного дирижера в сезоне 1951 года. Помолвка была с энтузиазмом встречена критиками и публикой, и Мунк пригласил Монтё присоединиться к нему в следующем году и возглавить первое европейское турне оркестра. Кульминацией гастролей стало исполнение «Весны священной» под управлением Монтё в Театре Елисейских полей в присутствии композитора. [ 117 ] Монтё ежегодно возвращался в Бостон до своей смерти. [ 8 ]

В течение некоторого времени Монтё чувствовал, что ему следует покинуть SFSO. У него было две основные причины: он считал, что дирижеру не следует оставаться на одном посту слишком долго, и он хотел иметь возможность принимать больше приглашений выступать с другими оркестрами. Он ушел из SFSO в конце сезона 1952 года. [ 118 ] Через год он ненадолго снова появился на трибуне Военного мемориального оперного театра в качестве со-дирижера турне Бостонского симфонического оркестра по Америке от побережья до побережья по приглашению Мунка. Почти все члены СФСО присутствовали в зале и присоединились к овациям своего бывшего начальника. [ 119 ]
После тридцати четырех лет отсутствия Монтё был приглашен дирижировать в Метрополитен-опера в Нью-Йорке в 1953 году. Была выбрана опера « Фауст» , которой он дирижировал во время своего дебюта в этом театре в 1917 году. [ 120 ] В постановке был, как называет Канарина, «звездный состав» во главе с Юсси Бьёрлингом , Викторией де лос Анхелес , Никола Росси-Лемени и Робертом Мерриллом , но критики, в том числе Вирджил Томсон и Ирвинг Колодин , оставили самые высокие оценки дирижированию Монтё. [ 121 ] Между 1953 и 1956 годами Монтё вернулся в Метрополитен для «Пеллеаса и Мелизанды» , «Кармен» , «Манон» , «Орфея и Эвридики» , «Сказок Гофмана» и «Самсона и Далилы» . [ 122 ] В то время Метрополитен классифицировал дирижеров в зависимости от их национальности: [ n 12 ] и, как французу, Монтё не предлагали никаких итальянских опер. Когда его просьба об участии в «Травиате» в сезоне 1956–57 была отклонена, он разорвал связи с домом. [ 123 ]
Лондон
[ редактировать ]С момента своего первого визита в Лондон с «Русским балетом» в 1911 году у Монтё был «любовный роман с Лондоном и британскими музыкантами». [ 37 ] Он дирижировал для молодой BBC на оркестровом концерте в Ковент-Гардене в 1924 году. [ 124 ] где он дирижировал первым публичным выступлением оркестра BBC Wireless, [ 125 ] и для Королевского филармонического общества в Королевском зале в 1920-х и 1930-х годах. [ 126 ] В 1932 году он был одним из четырех дирижеров, которые возглавили оркестр Халле в Манчестере в отсутствие его главного дирижера; тремя другими вышедшими на замену были сэр Эдвард Элгар , Бичем и молодой Барбиролли. [ 127 ] Исполнители Халле были очень впечатлены Монте и сказали, что его оркестровая техника и знания легко превосходят таковые у большинства других дирижеров. [ 74 ] В 1951 году он дирижировал Симфоническим оркестром BBC на концерте Моцарта , Бетховена и Бартока в новом Королевском фестивальном зале . [ 128 ] и далее выступал с лондонскими оркестрами до конца 1950-х годов. Он бы заработал больше, если бы не строгие карантинные законы Британии, которые не позволяли Монтё привозить с собой своего любимого французского пуделя; Дорис Монтё не путешествовала бы без пуделя, а Монтё не путешествовал бы без своей жены. [ 129 ]
В Париже я считал, что любой концерт, который я провожу, провален, если он не вызывает скандала; в Британии и Америке публика гораздо более вежлива.
Пьер Монтё [ 65 ]
В июне 1958 года Монте дирижировал Лондонским симфоническим оркестром (LSO) на трех концертах, которые историк оркестра Ричард Моррисон назвал «сенсацией как для музыкантов, так и для прессы и публики». [ 130 ] Элгара Первый концерт включал «Загадочные вариации» , в которых Кардус счел Монтё более верным концепции Элгара, чем обычно были английские дирижеры. Кардус добавил: «После исполнения вариаций «Энигмы» большая аудитория аплодировала и аплодировала Монтё в течение нескольких минут. Более того, эти аплодисменты разразились прямо перед антрактом. Английская публика, как правило, не склонна тратить время на аплодисменты. или во время перерыва: у них обычно есть другие дела». [ 131 ] Монтё считал британских посетителей концертов «самыми внимательными в мире», а британских музыкальных критиков «самыми умными». [ 132 ] Однако недостатком дирижирования лондонским оркестром была необходимость выступать в Фестивальном зале, к чему он разделял сильную неприязнь к Бичему и другим дирижерам: «с дирижерской трибуны невозможно услышать скрипки». [ 132 ]
Более поздние выступления Монтё в Лондоне были не только с LSO. Бичема, В 1960 году он дирижировал Королевским филармоническим оркестром исполняя «волшебные подвиги» в произведениях Бетховена, Дебюсси и Хиндемита . [ 133 ] ЛСО предложил ему пост главного дирижера в 1961 году, когда ему было восемьдесят шесть лет; он согласился при условии, что у него будет контракт на двадцать пять лет с возможностью продления. [ 134 ] Его большой и разнообразный репертуар был представлен на концертах ЛСО. В дополнение к французскому репертуару, с которым, к его периодическому раздражению, он обычно был связан, он программировал Моцарта, Бетховена, Брамса и Вагнера, а также более поздних композиторов, включая Гранадоса , Шенберга , Скрябина , Шостаковича , Сибелиуса , Рихарда Штрауса и Воана Уильямса. . [ 135 ] Вместе с LSO Монтё дал исполнение « Весны священной» в честь пятидесятилетия в Королевском Альберт-холле в присутствии композитора. [ 136 ] Хотя на записи этого мероприятия видны некоторые провалы в ансамблевом ансамбле и слабые ритмы, это был напряженный и эмоциональный концерт, и Монтё забрался в ложу Стравинского, чтобы обнять его в конце. [ 125 ] [ n 13 ] Игроки считали, что за несколько лет своего руководства он преобразовал LSO; Невилл Марринер чувствовал, что он «заставил их почувствовать себя международным оркестром… Он дал им расширенный кругозор, а некоторые из его достижений с оркестром как дома, так и за рубежом, дали им совершенно иную конституцию». [ 125 ]
Последние годы
[ редактировать ]Хотя Монтё сохранял жизненные силы до конца своей жизни, в последние годы жизни у него время от времени случались коллапсы. В 1962 году он потерял сознание во время исполнения Пятой симфонии Бетховена . [ 138 ] В 1963 году он снова потерял сознание после того, как ему вручили золотую медаль Королевского филармонического общества, высшую музыкальную награду Великобритании. Презентацию провел сэр Адриан Боулт , который вспоминал, что, когда они покинули платформу, «Монтё издал два коротких стона, пока мы шли по коридору, и я внезапно обнаружил, что мои руки полны скрипок и смычков. Оркестр распознал знаки. Их любимый вождь терял сознание». [ 139 ] В следующем году Монтё пережил еще один крах, и его заменяли Дэвид Зинман и Лорин Маазель в Фестивальном зале. [ 140 ]
В апреле 1964 года Монтё провел свой последний концерт в Милане с оркестром Radiotelevisione Italiana . В программу вошли увертюра к «Летучему голландцу» Брамса , «Двойной концерт» Берлиоза и «Фантастическая симфония» . [ 141 ] В нереализованные планы входил его дебют на The Proms , [ 142 ] и концерт по случаю его 90-летия, на котором он намеревался объявить о своем выходе на пенсию. [ 143 ] [ n 14 ] В июне 1964 года Монте перенес три инсульта и тромбоз головного мозга в своем доме в штате Мэн, где он умер 1 июля в возрасте 89 лет. [ 145 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]У Монтё было шестеро детей, двое из них усыновлены. От первого брака у него были сын Жан-Поль и дочь Сюзанна. Жан-Поль стал джазовым музыкантом, выступая с такими артистами, как Жозефина Бейкер и Мистингетт . [ 10 ] От второго брака у него родились дочь Дениз, позже известная как скульпторша, и сын Клод , флейтист . [ 146 ] После того, как Монте женился на Дорис Ходжкинс, он по закону усыновил двоих ее детей, Дональда, позже ставшего ресторатором, и Нэнси, которая после карьеры танцовщицы стала администратором школы Пьера Монте в Хэнкоке. [ 108 ]
Среди многочисленных наград Монтё он был кавалером Ордена Почётного легиона и кавалером ордена Оранж-Нассау . [ 7 ] Политический и социальный умеренный, в политике своей приемной родины он поддерживал Демократическую партию. [ 132 ] и был ярым противником расовой дискриминации. Он игнорировал табу на использование чернокожих художников; [ 147 ] как сообщается, во времена сегрегации в США, когда ему сказали, что его нельзя обслуживать в ресторане «для цветных», он настоял на том, что он цветной — розовый. [ 148 ]
Создание музыки
[ редактировать ]Репутация и репертуар
[ редактировать ]Продюсер Джон Калшоу описал Монтё как «редчайшего из существ - дирижера, которого любили его оркестры... назвать его легендой было бы преуменьшением». [ 149 ] Тосканини заметил, что у Монтё лучшая техника владения дубинкой, которую он когда-либо видел. [ 130 ] Как и Тосканини, Монтё настаивал на традиционной оркестровой схеме с первой и второй скрипками слева и справа от дирижера, полагая, что это дает лучшее представление о деталях струнных, чем группировка всех скрипок вместе слева. [ n 15 ] По верности партитурам композиторов биограф Монте Джон Канарина ставит его в один ряд с Клемперером и даже выше Тосканини, чья репутация строгого приверженца партитуре была, по мнению Канарины, менее оправданной, чем репутация Монте. [ 151 ]
Наша основная задача — сохранять целостность оркестра и выполнять указания композитора, а не быть моделями одежды, доводить вдовиц до обморока или отвлекать публику своей «интерпретацией».
Пьер Монтё [ 152 ]
Согласно биографическому очерку в «Словаре музыки и музыкантов Гроува» , Монте «никогда не был показным дирижером… [он готовил] свой оркестр на часто трудных репетициях, а затем [использовал] небольшие, но решительные жесты, чтобы добиться игры с тонкой текстурой, осторожной детализацией и мощной ритмической энергией, сохраняя до последнего свое необычайное понимание музыкальной структуры и безупречный слух к качеству звука». [ 7 ] Монтё был чрезвычайно экономен в словах и жестах и ожидал отклика от малейшего движения. [ 125 ] Продюсер Эрик Смит вспоминал репетиции Монтё с Венским филармоническим оркестром Пасторальной симфонии Брамса Бетховена и Второй : «хотя он не мог говорить с оркестром по-немецки, он трансформировал их игру от одного дубля к другому». [ 13 ]
Важность репетиций для Монте была продемонстрирована, когда в 1923 году Дягилев попросил его дирижировать новой «Свадебкой» Стравинского без репетиции, поскольку композитор уже дирижировал первым исполнением, а затем Монте. Монте сказал импресарио: «Стравинский, он может делать все, что хочет, но я должен делать то, что написал композитор». [ 13 ] Скромный подход Монтё к оценкам иногда приводил к негативным комментариям; Музыкальный критик The Nation , Б. Х. Хаггин признавая, что Монте обычно считался одним из гигантов дирижирования, писал о его «неоднократно демонстрируемой музыкальной посредственности». [ 153 ] Другие американские писатели придерживались иной точки зрения. В 1957 году Карлтон Смит писал: «Его подход ко всей музыке — это подход мастера... Видя его за работой, скромного и тихого, трудно осознать, что он приносит большую кассу в Метрополитен-опера. чем любая примадонна... что он единственный дирижер, которого регулярно приглашают возглавить «большую тройку» Америки – Бостонский, Филадельфийский и Нью-Йоркский филармонические оркестры». [ 152 ] В своей книге «Великие дирижеры » 1967 года Гарольд К. Шенберг написал о Монтё: «Дирижер международного уровня, дирижер, которым восхищаются и любят во всем мире. Слово «любимый» используется намеренно». [ 154 ] В другом месте Шенберг писал о «страсти и харизме Монтё». [ 155 ] Когда в радиоинтервью его попросили описать себя (как дирижера) одним словом, Монтё ответил: «Проклятый профессионал». [ 156 ]
Внешний звук | |
---|---|
![]() |
На протяжении всей своей карьеры Монтё страдал от того, что его считали специалистом по французской музыке. Больше всего для него значила музыка немецких композиторов, особенно Брамса, но промоутеры концертов и звукозаписывающие компании часто упускали это из виду. Из четырех симфоний Брамса звукозаписывающие компании пригласили его записать только одну, Вторую. Записи его живых выступлений Первого и Третьего были выпущены на компакт-дисках, но в дискографии биографии Канарины нет ни живых, ни студийных записей Четвертого . [ 157 ] Критик Уильям Манн , наряду со многими другими, считал его «в высшей степени авторитетным» дирижером Брамса. [ 158 ] хотя Кардус не согласился: «В немецкой музыке Монтё, естественно, не хватало гармонического веса и правильного сильного темпа. Его ритм, например, был слишком резким для, скажем, Брамса или Шумана». [ 74 ] Gramophone Рецензент журнала Джонатан Суэйн утверждает, что ни один дирижер не знал больше, чем Монте, о выразительных возможностях струнных инструментов, утверждая, что «дирижер, который не играет на струнном инструменте, просто не знает, как получить разные звуки; а смычок имеет такая важность игры на струнных инструментах, что существует около 50 различных способов воспроизведения одной и той же ноты»; [ 12 ] В своей биографии 2003 года Джон Канарина перечисляет девятнадцать «значительных мировых премьер», проведенных Монтё. Помимо «Петрушки» и «Весны священной» есть еще одно произведение Стравинского — «Соловей» . Среди других премьер Монтё для Дягилева — «Дафнис и Хлоя» Дебюсси Равеля и «Игры» . В концертном зале он представил произведения, в частности, Мийо, Пуленка и Прокофьева. [ n 16 ] В письме от апреля 1914 года Стравинский писал: «Каждый может оценить ваше рвение и вашу честность в отношении современных произведений различных направлений, которые вам доводилось защищать». [ 160 ]
Биограф Монтё Жан-Филипп Муснье проанализировал репрезентативную выборку программ Монте для более чем 300 концертов. Чаще всего исполнялись симфонии ре минор Сезара Франка, Фантастическая симфония Бетховена , Седьмая симфония симфонии Чайковского , Пятая и Шестая и первые две симфонии Брамса. Произведения Рихарда Штрауса фигурировали почти так же часто, как произведения Дебюсси, а «Прелюдия» и «Либестод» Вагнера из «Тристана и Изольды» — так же часто, как «Весна Священная» . [ 161 ]
Записи
[ редактировать ]Вы можете отлично сыграть, по-настоящему прочувствовать движение, но поскольку инженер не удовлетворен тем, что в какой-то момент появляется какой-то шорох, вы делаете это снова, и на этот раз что-то еще идет не так. К тому моменту, когда вы получаете «идеальный» дубль записи, музыкантам становится скучно, дирижеру скучно, а спектакль становится безжизненным и скучным. ... Я ненавижу все свои записи.
Монтё выражает свою неприязнь к студийной записи, The Times , март 1959 года. [ 65 ]
За свою карьеру Монте сделал большое количество записей. Его первая запись была в роли альтиста в «Plus blanche que la blanche Hermine» из оперы «Гугеноты» в Мейербера 1903 году для Пате с тенором Альбером Ваге . [ 162 ] Вполне возможно, что Монте играл в 20 ранних цилиндрах Colonne Orchestra, записанных примерно в 1906–07 годах. [ 163 ] Его дебютной записью в качестве дирижера стала первая из пяти его записей «Весны священной» , выпущенной в 1929 году. [ 164 ] с OSP, в который, по мнению Канарины, играли безразлично; записи Монтё музыки Равеля и Берлиоза, сделанные в 1930 и 1931 годах, считает Канарина, были более впечатляющими. Стравинский, который также записал «Обряд» в 1929 году, был в ярости из-за того, что Монтё сделал конкурирующую запись; он делал язвительные комментарии в частном порядке, и какое-то время его отношения с Монтё оставались прохладными. [ 165 ]
Последние студийные записи Монтё были сделаны с Лондонским симфоническим оркестром в произведениях Равеля в конце февраля 1964 года. [ 166 ] За свою карьеру он записал произведения более пятидесяти композиторов. [ 167 ] При жизни Монте звукозаписывающие компании редко выпускали записи живых концертов, хотя он бы предпочел, по его словам, «если бы можно было записать за один дубль в обычных условиях концертного зала». [ 65 ] Некоторые живые выступления Монтё, дирижирующего Метрополитен-опера, а также симфонического оркестра Сан-Франциско, Бостона, симфонического оркестра BBC и лондонского симфонического оркестра, сохранились вместе с его студийными записями, а некоторые из них были выпущены на компакт-дисках. [ 168 ] Утверждалось, что они раскрывают даже больше, чем его студийные записи, «дирижера одновременно страстного, дисциплинированного и со вкусом; того, кто иногда был более ярким, чем Монте, записанный в студии, и, тем не менее, как тот студийный дирижер, образованного музыканта». обладая необыкновенным слухом к равновесию, острым чувством стиля и уверенным пониманием формы и линии». [ 169 ]
Многие записи Монтё оставались в каталогах на протяжении десятилетий, особенно его записи RCA Victor с Бостонским симфоническим и Чикагским симфоническими оркестрами; Записи Decca с Венским филармоническим оркестром; и записи Decca и Philips с LSO. [ 157 ] Об «Манон одной из его немногих оперных записей » Алан Блит в «Opera on Record» заявляет: «Музыка у Монтё была в крови, и здесь он передает ее с авторитетом и духом». [ 170 ] [ n 17 ] Его можно услышать репетирующим на оригинальных выпусках пластинок «Героической симфонии» Бетховена с оркестром Концертгебау (Philips 835132 AY) и 9-й пластинки Бетховена с Лондонским симфоническим оркестром ( Вестминстер , WST 234). [ 8 ]
Видеозаписей Монте мало. Берлиоза Его можно увидеть дирижирующим увертюрой «Римский карнавал» и 8-й симфонией Бетховена с Чикагским симфоническим оркестром. [ 172 ] и «Колдун» Дюка «L'Apprenti» с Лондонским симфоническим оркестром в «неброской, глубоко удовлетворяющей гуманной манере». [ 173 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ↑ Монтё не нравилось имя Бенджамин, и он официально отказался от него, когда принял американское гражданство в 1942 году. [ 1 ]
- ↑ Эти партитуры были украдены нацистами из его парижской квартиры во время Второй мировой войны и утеряны. [ 17 ]
- ^ Оперы Монтё, проведенные в Дьеппе, включали «Аиду» , «Богему » , «Кармен» , «Сельскую честь» , «Фауст» , «Манон » , «Паяцы» , «Риголетто» , «Самсон и Далила» , «Таис» , «Тоска» и «Травиата» . [ 24 ]
- ↑ Канарина отмечает, что среди современников Монтё Фриц Райнер и сэр Адриан Боулт также находились под глубоким влиянием Никиша и, как и Монтё, были известны своими неброскими образами на подиуме. [ 24 ] Среди других приглашенных дирижеров Concerts Colonne во время работы Монтё с оркестром были Густав Малер , Ганс Рихтер, Рихард Штраус и Феликс Вайнгартнер . [ 25 ]
- ↑ Бичем узнал партитуру за два дня, но ему удалось успешно выступить с помощью своих игроков, что послужило причиной единственной известной шутки Нижинского: «Как хорошо оркестр дирижирует мистером Бичемом сегодня вечером». [ 42 ]
- ↑ Канарина предполагает, что усилиям Дягилева, возможно, способствовал тот факт, что старый друг Монте Корто был министром культуры в правительстве. [ 57 ]
- ^ До отставки было 96 игроков; к концу первого сезона количество игроков Монтё выросло с 61 игрока до 88. [ 73 ]
- ↑ Дорис Ходжкинс (1894–1984) училась в Музыкальной консерватории Новой Англии и познакомилась с Монтё, когда пела (альт) в хоре с Бостонским симфоническим оркестром. [ 79 ]
- ↑ В словаре музыки и музыкантов Grove неверно указано, что Монтё основал OSP в 1929 году. [ 7 ]
- ↑ Монтё регулярно приглашал Стравинского дирижировать SFSO, давая ему щедрые гонорары и достаточно времени для репетиций. [ 104 ]
- ^ На веб-сайте школы также указаны «выдающиеся выпускники» времен Монте и позже: Томас Болднер, Аншель Брусилоу , Майкл Чарри, Джон Ковелли, Марк Дэвид, Нил Гиттлман, Адриан Гнам, Дэвид Хейс , Сара Джобин , Энтони ЛаГрут, Майкл Люкснер, Людовик Морло , Ксавье Рист, Джон Моррис Рассел , Вернер Торкановски , Жан-Филипп Трамбле , Барбара Яр и Кристофер Циммерман. [ 112 ]
- ↑ Колодин отмечает, что эта политика не распространялась на певцов: в «Фаусте» Монте не было задействовано ни одного французского певца , несмотря на это «Монтё заставил оркестр говорить по-французски так, что это вызывало большую часть особого звучания в партитуре». [ 120 ]
- ↑ По словам друга Стравинского Исайи Берлина , композитор поначалу не хотел присутствовать на этом мероприятии и сделал другие приготовления к вечеру. В конце концов его убедили, что ему следует идти; разные источники сообщают о его прибытии в середине или ближе к концу представления. [ 137 ]
- ↑ Два запланированных концерта выпускного вечера были проведены Рудольфом Кемпе как дань уважения Монтё . [ 144 ] Запланированный концерт по случаю 90-летия стал мемориальным концертом, который провел преемник Монтё на посту главного дирижера LSO Иштван Кертес . Баха В его состав вошли Третий Бранденбургский концерт Брамса , Скрипичный концерт Бетховена с Исааком Штерном и Седьмая симфония . [ 143 ]
- ^ Точку зрения Монтё на расположение первой и второй скрипок разделяли, в частности, Клемперер и Боулт; последний писал: «Я нахожусь в небольшом меньшинстве. Однако на моей стороне (Бруно) Вальтер , Монтё, Клемперер и некоторые другие, включая Тосканини…» [ 150 ]
- ^ Работы, перечисленные Канариной: Стравинский, Петрушка , Русские балеты, Париж, 13 июня 1911 года; Равель, «Дафнис и Хлоя» , «Русский балет», Париж, 8 июня 1912 г.; Дебюсси, «Игры» , «Русский балет», Париж, 15 мая 1913 г.; Стравинский, «Весна священная» , «Русский балет», Париж, 29 мая 1913 года; Флоран Шмитт , «Трагедия Саломе» , Париж, 12 июня 1913 года; Стравинский, «Соловей» , Париж, 26 мая 1914 г.; Чарльз Гриффс , Купол удовольствий Кубла Хана , Бостон, 28 ноября 1919 года; Равель, «Циган» , ( Самуил Душкин , солист), Амстердам, 19 октября 1924 года; Виллем Пайпер , Симфония № 3, Амстердам, 28 октября 1926 года; Блаженство , Гимн Аполлону , Амстердам, 28 ноября 1926 г.; Пуленк, Concert champêtre ( Ванда Ландовска , солистка), Париж, 3 мая 1929 года; Прокофьева Симфония № 3 , Париж, 17 мая 1929 года; Мийо, Концерт для альта ( Пауль Хиндемит , солист) Амстердам, 15 декабря 1929 года; Джан Франческо Малипьеро , Концерт для скрипки с оркестром (Виола Митчелл, солистка), Амстердам, 5 марта 1933 года; Блох , «Воспоминания» , Сан-Франциско, 11 февраля 1938 г.; Роджер Сешнс , Симфония № 2, Сан-Франциско, 9 января 1947 года; Джордж Антейл , Симфония № 6, Сан-Франциско, 10 февраля 1949 года. [ 159 ]
- ↑ Переиздание компакт-диска Naxos включало устные воспоминания Монте о Массне во время репетиций крупного возрождения Opéra-Comique с исправлениями оркестра и певцов. [ 171 ]
Ссылки
- ^ Монтё (1964), с. 26
- ^ Jump up to: а б с Канарейка, с. 20
- ^ Канарейки, с. 19
- ^ Монтё (1965), стр. 18–19.
- ^ Канарина, стр. 20 (Поль) и 148 (Анри)
- ^ Jump up to: а б с д Канарейка, с. 21
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Купер, Мартин, Хосе А. Боуэн и Чарльз Барбер «Монте, Пьер» , Grove Music Online , Oxford Music Online, по состоянию на 16 марта 2012 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б с д Канарина, Джон. «Бесподобный Пьер». Коллекционер классических пластинок , осень 2003 г., номер 34, стр. 9–15.
- ^ Суэйн, Джонатан. «Издание Пьера Монтё», Граммофон , сентябрь 1994 г., стр. 131
- ^ Jump up to: а б с д Канарейка, с. 22
- ^ Канарейки, с. 24
- ^ Jump up to: а б с д Суэйн, Джонатан. «Репутация - Пьер Монте», Граммофон , январь 1998 г., стр. 35
- ^ Jump up to: а б с д и Смит (2005), стр. 36–38.
- ^ Шайен, с. 238
- ^ Канарина, с. 23 и 25
- ^ Монтё (1965), с. 49
- ^ Монтё (1965), с. 50
- ^ Jump up to: а б «Некролог - М. Пьер Монте», The Times , 2 июля 1964 г., стр. 14
- ^ Монтё (1965), с. 45
- ^ Монтё (1965), с. 63
- ^ Канарина, стр. 20 и 26.
- ^ «Неутолимый мистер Монтё», The Times , 4 мая 1961 г., стр. 16
- ^ Д'Удин, Жан. Музыкальные парафразы великих воскресных концертов Колонн и Ламуре 1900–1903 гг. К Joanin et Cie, Париж, 1904, с. 68 (на французском языке)
- ^ Jump up to: а б Канарейка, с. 29
- ^ Колье, Жоэль. «Немецкие дирижеры в Париже между 1894 и 1914 годами» , Revue de Musicologie , Т. 67, № 2 (1981), стр. 191–210 (требуется подписка) (на французском языке)
- ^ Канарейки, с. 26
- ^ Jump up to: а б Канарейка, с. 30–31
- ^ Канарейки, с. 31
- ^ Jump up to: а б с Канарейка, с. 32
- ^ Шайен, с. 228
- ^ Шайен, стр. 236–239
- ^ «Музыка в Лондоне - мадам Павлова в Ковент-Гардене», The Manchester Guardian , 31 октября 1911 г., стр. 7
- ^ «Русский балет», The Times , 17 октября 1911 г., стр. 6
- ^ Шайен, стр. 238–239
- ^ Шайен, с. 266; и Монтё, с. 85
- ^ Нижинская, стр. 455–456
- ^ Jump up to: а б Канарейка, с. 33
- ^ Канарейки, с. 34
- ^ Шайен, с. 240
- ^ Шайен, с. 244
- ^ Николс (1992), с. 186
- ^ Рид (1961), с. 140
- ^ Jump up to: а б с Монтё (1965), с. 91
- ^ Шайен, с. 269
- ^ Муснье, с. 23; и Канарина, стр. 40–41.
- ^ Рид (1961), с. 145
- ^ Монтё (1965), с. 93
- ^ Jump up to: а б Канарейка, с. 43
- ^ Пряжка, с. 254
- ^ Канарейки, с. 44
- ^ «Слияние музыки и танцев», The Times , 26 июля 1913 г., стр. 8
- ^ Пряжка, с. 258
- ^ Благородный, Джереми. «Стравинский – Весна священная», «Граммофон» , апрель 1961, с. 45
- ^ Jump up to: а б Канарейка, с. 47
- ^ Равель, с. 576
- ^ Стравинский, с. 61
- ^ Jump up to: а б Канарейка, с. 48
- ^ Пряжка, с. 316
- ^ Канарейки, с. 51
- ^ Канарейки, с. 54
- ^ «Возрождение Фауста приветствуется в Опере» , The New York Times , 18 ноября 1917 г.
- ^ «Фантастический «Золотой петушок» стал хитом на премьере» , The New York Times , 7 марта 1918 г.
- ↑ «Маруф», Восточная опера, спетая; американская премьера сказочной комедии Рабо «Арабские ночи» , The New York Times , 20 декабря 1917 г.
- ↑ Ханкер, Джеймс Гиббонс «Опера; «Травиата» и «Петрушка»» , The New York Times , 7 февраля 1919 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Дирижер 102 оркестров», The Times , 31 марта 1959 г., стр. 11
- ^ Монтё (1965), стр. 53–54.
- ^ Канарейки, с. 65
- ^ Джейкобс, с. 159
- ^ Джейкобс, стр. 159–160.
- ^ Канарейки, стр. 61–62
- ^ Jump up to: а б Канарейка, с. 66–69
- ^ «Майор Х. Л. Хиггинсон, бостонский банкир, умер; основатель симфонического оркестра» , The New York Times , 16 ноября 1919 г.
- ^ Канарейки, стр. 69.
- ^ Jump up to: а б с Кардус, Невилл, «Пьер Монтё: признательность», The Guardian, 2 июля 1964 г., стр. 6
- ^ Канарейки, стр. 70–71
- ^ Монтё (1965), с. 113
- ^ Jump up to: а б Канарейка, с. 76–81
- ^ Канарейки, с. 100
- ^ Некролог: Дорис Ходжкинс Монтё, 89 лет, певица и музыкальный мемуарист. «Нью-Йорк Таймс» , 23 марта 1984 г.
- ^ Шор, с. 119
- ^ Канарейки, с. 85
- ^ В основном, с. 289
- ^ Канарейки, стр. 90–91
- ^ Канарейки, стр. 92–93
- ^ Боулт, Адриан К. «Оркестровая проблема будущего» , Труды Музыкальной ассоциации , 49-я сессия, (1922–1923), стр. 39–57 (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б с Канарейка, с. 105
- ^ Муснье, с. 77
- ^ Jump up to: а б Николс (2002), с. 53
- ^ Канарейки, с. 106
- ^ Калшоу, с. 181
- ^ Монтё (1965), с. 158
- ^ Муснье, с. 76
- ^ Монтё (1965), с. 160
- ^ Канарина, с. 270 (Монте); Рид (1968), с. 181 (Шнабель); Джейкобс, с. 82 (Дерево); и Джадкинс, Дженнифер. «Обзор: Музыка как мысль - Слушание симфонии в эпоху Бетховена Марка Эвана Бондса» , Журнал эстетики и художественной критики, том. 65, № 4 (осень 2007 г.), стр. 428–430 (требуется подписка) (Стоковский)
- ^ Канарейки, стр. 111–112
- ^ Канарейка, стр. 114.
- ^ Канарейки, стр. 121–122
- ^ Канарина, стр. 120 и 122–123.
- ^ Канарейки, с. 124
- ^ Канарейки, с. 132
- ^ Даунс, Олин. «Здесь дебютирует радиооркестр - новая симфоническая группа NBC во главе с Монтё слышна в Радио-Сити» , The New York Times , 14 ноября 1937 г., цитируется в Canarina, стр. 132
- ^ Канарейка стр. 264.
- ^ Канарейки, стр. 146–147
- ^ Стравинский, с. 49
- ^ Канарейки, стр. 127 (Клемперер), 129 (Гершвин), 130 (Штерн), 135 (Хейфец и Рубинштейн), 136 (Шнабель), 137 (Стоковский), 141 (Барбиролли, Бичем, Флагстад и Рахманинов), 143 (Стравинский), 144 ( Кипнис) и 154 (Менухин)
- ^ Канарина, Джон. «Обзор компакт-диска: Пьер Монтё во Франции (Music and Arts, 8CD, 1182)», Classic Record Collector , весна 2007 г., номер 48, стр. 73–74.
- ^ Морган К., Обзор набора компакт-дисков Cascavelle 2372444302, Classic Record Collector , весна 2003 г., номер 32, стр. 78–80
- ^ Jump up to: а б с «Годы Монтё» , Школа Пьера Монтё, по состоянию на 23 марта 2012 г.
- ^ Дрю, Дэвид и Ноэль Гудвин . «Маркевич, Игорь» , Grove Music Online , Oxford Music Online, по состоянию на 23 марта 2012 г. (требуется подписка)
- ^ Превин, с. 11, Боуэн, Хосе А. «Одзава, Сейджи» , Сальгадо, Сусана. «Серебриер, Хосе» и Стейнберг, Майкл и Деннис К. Макинтайр. "Шоу, Роберт" , все на Grove Music Online , Oxford Music Online, по состоянию на 23 марта 2012 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б Превин, стр. 11.
- ^ «Выпускники» , Школа Пьера Монтё, по состоянию на 23 марта 2012 г.
- ^ Шнайдер, с. 116
- ↑ Цитируется по журналу Time от 28 ноября 1955 г. в «Пьер Монтё своими словами», Classic Record Collector , осень 2003 г., номер 34, стр. 18
- ^ Канарейки, с. 211
- ^ Холоман, с. 35
- ^ Канарейки, с. 213
- ^ Канарейки, с. 208
- ^ Канарейки, с. 215
- ^ Jump up to: а б Kolodin, p. 536
- ^ Канарейки, стр. 244–245
- ^ Колодин, с. 540 ( Пеллеас и Мелизанда и Кармен ), 555 ( Манон ), 556 ( Орфей и Эвридика ), 560 ( Сказки Гофмана) и 572 ( Самсон и Далила)
- ^ Канарейки, с. 247
- ^ "Оркестровый концерт BBC", The Times , 11 декабря 1924 г., стр. 12
- ^ Jump up to: а б с д Толански, Джон. «Монте в Лондоне», Classic Record Collector , осень 2003 г., номер 34, стр. 16, 17 и 19.
- ^ «Королевское филармоническое общество - новая работа Артура Блисса», The Times , 28 января 1927 г., стр. 12; и «Французская музыка», The Times , 16 марта 1934 г., стр. 12
- ^ «75-й сезон концертов в Халле», The Manchester Guardian , 15 октября 1932 г., стр. 1
- ^ «Королевский фестивальный зал», The Times , 7 февраля 1951 г., стр. 10
- ^ Канарейки, с. 282
- ^ Jump up to: а б Моррисон, с. 135
- ^ Кардус, Невилл. «Вариации «Энигмы», сыгранные по задумке самого Элгара: Пьер Монте дирижирует LSO», The Manchester Guardian , 16 июня 1958 г., стр. 5
- ^ Jump up to: а б с Мэпплбек, Джон. «Нежный дирижер», The Guardian , 17 ноября 1960 г., стр. 9
- ^ Трейси, Эдмунд. «Семь живых грехов», The Observer, 17 апреля 1960 г., стр. 22
- ^ Моррисон, с. 136
- ^ «Успех после шквалов», The Times , 11 декабря 1961 г., стр. 5 (Моцарт, Шенберг и Штраус); «Серия концертов Лондонского оркестра», The Times , 14 сентября 1961 г., стр. 16 (Бетховен); «Различные взгляды на Брамса», The Times, 8 мая 1963 г., стр. 5 (Брамс); «Монте и LSO», The Times , 11 декабря 1961 г., стр. 5 (Вагнер); «Мисс де лос-Анджелес очаровывает публику Берлиозом», The Times , 8 декабря 1962 г., стр. 4 (Гранадос); «Как русские композиторы находят нашу музыку», The Times , 22 мая 1961 г., стр. 11 (Скрябин); «Русская музыка ЛСО», The Times , 19 мая 1962 г., стр. 8 (Шостакович); «Высокое качество у Бетховена», The Times , 26 ноября 1962 г., стр. 14 (Сибелиус); «Открытие юбилейного сезона LSO», The Times , 25 сентября 1963 г., стр. 13 (Воан Уильямс)
- ^ Моррисон, с. 137
- ^ Хилл, с. 102
- ^ «М. Монтё продолжает работу после обрушения на трибуне», The Times , 14 декабря 1962 г., стр. 15
- ^ Боулт (1973), с. 169
- ^ «Невозмутимый ученик Монте», The Times , 22 апреля 1964 г., стр. 10; и «Г-н Маазель вместо г-на Монтё», The Times , 27 апреля 1964 г., стр. 6
- ^ Канарейки, с. 311
- ^ «Выпускные вечера, чтобы привлечь большую аудиторию», The Times , 11 июня 1964 г., стр. 17
- ^ Jump up to: а б «Музыкальная дань Монтё», The Times , 5 апреля 1965 г., стр. 6
- ^ «Рудольф Кемпе на выпускном вечере», The Times , 15 сентября 1964 г., стр. 14
- ^ Канарейки, с. 313
- ^ Канарейки, стр. 239–240
- ^ Канарейки, с. 71
- ^ Монтё (1962), стр. 13–15
- ^ Калшоу, с. 144
- ^ Боулт (1983), с. 146
- ^ Канарейки, с. 83
- ^ Jump up to: а б Смит (1957), с. 98
- ^ Хаггин, с. 127
- ^ Шенберг (1967), с. 328
- ^ Шенберг (1981), с. 59
- ^ Монтё (1962), с. 63
- ^ Jump up to: а б Канарейка, с. 321–340
- ^ «Стиль и границы национализма», The Times , 21 апреля 1961 г., стр. 20
- ^ Канарейки, с. 341
- ^ Стравинский, с. 60
- ^ Муснье, стр. 235–248.
- ^ Жиру, Винсент (2009). Примечания к Мейерберу в записях 1899–1913 гг . Суортмор, Пенсильвания: Marston Records. OCLC 459789444 .
- ^ Дауст, Рауль. Пьер Монте и его пластинки. Примечание к набору компакт-дисков Cascavelle VEL3037, 2002 г.
- ^ Канарина, стр. 325 и 328.
- ^ Уолш, Стивен. «Первые обряды Стравинского» , The Musical Times , Vol. 130, № 1759 (сентябрь 1989 г.), стр. 538–539 (требуется подписка)
- ^ Дискографическая информация в буклете: Пьер Монтё - Decca и Philips Recordings 1956–1964 (475 7798). Decca Music Group Ltd, 2006.
- ^ Канарейки, стр. 321–326
- ^ Ахенбах, Эндрю. «Оркестровые переиздания», Граммофон , май 2006 г., с. 83
- ^ Фрэнк, Мортимер Х. «Обзор компакт-дисков «Воскресные вечера с Пьером Монтё»». Коллекционер классических пластинок , лето 1998 г., номер 13, стр. 102–105.
- ^ Блит, с. 483
- ^ Манон: Переиздание записи 1955 года (CD). Наксос. 2007. OCLC 299065498 .
- ^ Поттер, Талли. «Обзор DVD-дисков VAI и EMI», Classic Record Collector , осень 2003 г., номер 34, стр. 61–62.
- ^ Иври Б. Обзор DVD Classic Archive EMI/IMG. Коллекционер классических пластинок , зима 2004 г., номер 39, с. 64
Источники
[ редактировать ]- Блит, Алан (1979). Опера в записи . Лондон: Хатчинсон. ISBN 978-0-09-139980-1 .
- Боулт, Адриан (1973). Моя собственная труба . Лондон: Хэмиш Гамильтон. ISBN 978-0-241-02445-4 .
- Боулт, Адриан (1983). Боулт о музыке . Лондон: Токката Пресс. ISBN 978-0-907689-03-4 .
- Бакл, Ричард (1975). Нижинский . Хармодсворт (Великобритания): Penguin Books. ISBN 978-0-14-003782-1 .
- Канарина, Джон (2003). Пьер Монтё, магистр . Помптон-Плейнс, Нью-Джерси: Amadeus Press. ISBN 978-1-57467-082-0 .
- Калшоу, Джон (1981). Вносим ясность . Лондон: Секер и Варбург. ISBN 978-0-436-11802-9 .
- Хаггин, Б.Х. (1974). 35 лет музыки . Нью-Йорк: Горизонт Пресс. ISBN 978-0-8180-1213-6 .
- Хилл, Питер (2004). Стравинский: Весна священная . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-62714-6 .
- Холоман, Д. Керн (2012). Чарльз Мунк . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-977270-4 .
- Джейкобс, Артур (1994). Генри Дж. Вуд: организатор выпускных вечеров . Лондон: Метуэн. ISBN 978-0-413-69340-2 .
- Колодин, Ирвинг (1966). Метрополитен-опера, 1883–1966 – Откровенная история . Нью-Йорк: А.А. Кнопф. OCLC 265241848 .
- Монтё, Дорис Дж. (1965). Все дело в музыке: жизнь и творчество Пьера Монте . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. OCLC 604146 .
- Монтё, Фифи (1962). Каждый есть кто-то Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Кудахи. OCLC 602036672 .
- Моррисон, Ричард (2004). Оркестр . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-21584-3 .
- Муснье, Жан-Филипп (1999). Пьер Монтё (на французском языке). Париж: Харматтан. ISBN 978-2-7384-8404-8 .
- Николс, Роджер (1992). Дебюсси вспомнил . Лондон: Фабер. ISBN 978-0-571-15357-2 .
- Николс, Роджер (2002). Годы Арлекина – Музыка в Париже, 1917–1929 . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-51095-7 .
- Нижинская, Бронислава ; Нижинская, Ирина , ред. (1982). Ранние мемуары . Перевод Джин Роулинсон. Лондон: Фабер. ISBN 978-0-571-11892-2 .
- Питу, Шпиль (1983). Парижская опера: энциклопедия опер, балетов, композиторов и исполнителей – рококо и романтика, 1715–1815 гг . Вестпорт, Коннектикут и Лондон: Greenwood Press. OCLC 502171010 .
- Превен, Андре ; Майкл Фосс; Ричард Адени (1979). Оркестр . Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN 978-0-354-04420-2 .
- Равель, Морис ; Арби Оренштейн (1990). Читатель Ravel: переписка, статьи, интервью . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-04962-7 .
- Рид, Чарльз (1961). Томас Бичем – независимая биография . Лондон: Виктор Голланц. OCLC 500565141 .
- Рид, Чарльз (1968). Малькольм Сарджент . Лондон: Хэмиш Гамильтон. OCLC 603636443 .
- Шейен, Сьенг (2009). Дягилев – Жизнь Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-975149-5 .
- Шнайдер, Дэвид (1983). Симфонический оркестр Сан-Франциско – Музыка, маэстро и музыканты . Новато, Калифорния: Presidio Press. ISBN 089141181X .
- Шенберг, Гарольд К. (1967). Великие дирижёры . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-671-20735-9 .
- Шенберг, Гарольд К. (1981). Встреча с музыкой . Нью-Йорк: Summit Books. ISBN 978-0-671-25406-3 .
- Шор, Бернард (1938). Говорит оркестр . Лондон: Лонгманс. OCLC 499119110 .
- Смит, Карлтон (1957). «Пьер Монтё». В Милейн Косман (ред.). Музыкальный альбом для рисования . Оксфорд: Бруно Кассирер. OCLC 3225493 .
- Смит, Эрик (2005). «Пьер Монтё». В основном Моцарт – статьи, мемуары, раритеты и сюрпризы . Винчестер: Публикации Порчеллини. ISBN 978-0-9544259-1-3 .
- Стравинский, Игорь ; Роберт Крафт (1986). Избранная переписка, Том II . Лондон и Бостон: Фабер. OCLC 59162701 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
медиафайлы по теме: Пьер Монтё Викискладе есть
- Музыкальные рукописи Пьера Монтё в библиотеке Ньюберри
- 1875 рождений
- 1964 смертей
- Американские дирижеры (музыка)
- Американские мужчины-дирижеры (музыка)
- Дирижеры балета
- Рыцари Почетного легиона
- Выпускники Парижской консерватории
- Французские классические альтисты
- Французские скрипачи XX века
- Музыканты-мужчины 20-го века
- Французские классические скрипачи-мужчины
- Французские дирижеры (музыка)
- Французские мужчины-дирижеры (музыка)
- Французские эмигранты в США
- Еврейские классические музыканты
- Главные дирижеры Лондонского симфонического оркестра
- Музыканты из Парижа
- Офицеры ордена Оранж-Нассау
- Люди из Хэнкока, штат Мэн
- Золотые медалисты Королевского филармонического общества
- Французские евреи-сефарды XIX века
- Американские евреи-сефарды 20-го века