Фэнтезийный троп
Фантастика |
---|
СМИ |
Жанровые исследования |
Поджанры |
|
Фэндом |
Категории |
Фэнтезийный троп — это особый тип литературного тропа (повторяющаяся тема), который встречается в фэнтезийной литературе . Построение мира , сюжет и характеристика имеют много общих условностей, многие из которых в конечном итоге возникли в мифах и фольклоре . источников различных , , включая Например, легендариум Дж. Р. Р. Толкина (и, в частности, «Властелин колец») был вдохновлен множеством германские финские, греческие, кельтские и славянские мифы. Литературные фэнтезийные произведения используют эти образы, в то время как другие используют их в ревизионистской манере, заменяя образы по разным причинам, например, для комического эффекта или для создания чего-то свежего (метод, который часто порождает новые клише ). [ 1 ]
Добро против Зла
[ редактировать ]Конфликт добра и зла является темой многих популярных форм фэнтези; обычно злые персонажи вторгаются и разрушают земли хороших персонажей. [ 2 ] Дж. Р. Р. Толкин углубился в природу добра и зла во «Властелине колец» , но многие из последователей его используют конфликт как сюжетный ход и зачастую не различают стороны по их поведению. [ 3 ] В некоторых произведениях, особенно в мечах и колдовстве , злу противостоит не однозначное добро, а морально ненадежное. [ 4 ]
Герой
[ редактировать ]Героические персонажи являются основой фэнтези, особенно высокого фэнтези , меча и колдовства . [ нужна ссылка ] Такие персонажи способны на нечто большее, чем обычное поведение, физическое, моральное или и то, и другое. [ 5 ] Иногда им, возможно, придется дорасти до предназначенной для них роли. [ 6 ] Это может принимать форму взросления, [ 7 ] что часто происходит через достижение совершеннолетия .
Многие главные герои , сами по себе неизвестные, принадлежат к королевской крови . [ нужна ссылка ] Даже в такой причудливой сказке, как «Зазеркалье» , Алиса в конце концов становится королевой; это может служить символическим признанием внутреннего достоинства героя. [ 8 ] Обычно эти истории вращаются вокруг героя, с которым плохо обращаются, и который приходит в себя. Это может отражать мечту об исполнении желаний или символически олицетворять глубокую трансформацию. [ 9 ]
Темный Лорд
[ редактировать ]Силы зла часто олицетворяются в «Темном Лорде». Помимо огромных магических способностей, Темный Лорд часто управляет огромными армиями и может изображаться обладающим дьявольскими качествами. [ 10 ] Темный Лорд обычно изображается как высшее олицетворение зла. [ нужна ссылка ]
Имя | Источник |
---|---|
Саурон | Властелин колец |
Талса Дум | заклятый враг Конана-варвара |
Темный ( Шай'тан ) | Колесо времени |
Ситхов Лорды | Звездные войны |
Лорд Волан-де-Морт | Гарри Поттер |
Скексис | Темный Кристалл |
Дарксайд | Комиксы DC |
Танос | Комиксы Марвел |
Мир | Devil May Cry серия видеоигр |
Дракула | Каслвания сериал |
Скелетор | Мастера Вселенной |
Моргот | Сильмариллион |
Араун-Повелитель Смерти | Хроники Придейна |
Торак | Белгариада |
Кошмар | Соулкалибур |
Вот и все | Легенда о Зельде |
Экссмерть | Final Fantasy V |
Гальбаторикс | Цикл наследования |
Злодея видеоигры Demon Sword также буквально называют Темным Лордом.
В Lone Wolf книгах-играх Темные Лорды — раса могущественных злых существ. [ 11 ] Главные герои франшизы видеоигр Overlord — классические Темные Лорды в духе Саурона. Темного Лорда обычно считают неженатым, хотя были случаи, когда кто-то пытался претендовать на невесту.
Квест
[ редактировать ]Квесты, извечный образ литературы, часто встречаются в фэнтези. Это может быть что угодно: от поиска Макгаффинов, необходимых для спасения мира, до внутреннего поиска самореализации . [ 12 ]
Магия
[ редактировать ]В фэнтези магия часто присутствует в подавляющем большинстве, хотя ее точная природа описана в книге, в которой она появляется. Он может появиться в фантастическом мире (как во «Властелине колец» или «Шаннаре» ), или в фантастической стране, которая является частью реальности, но изолирована от мирских земель (как в «Ксанте» ), или как скрытый элемент в реальной жизни (как как в «Досье Дрездена» ). [ 13 ]
Распространенным стереотипом является то, что магические способности являются врожденными и редкими. Таким образом, люди, владеющие магией, являются обычными фигурами в фэнтези. [ 14 ] Еще одной особенностью является магический предмет , который может наделить персонажей магическими способностями или усилить способности обладающих врожденной силой. Среди наиболее распространенных — магические мечи и магические кольца .
Самоисполняющиеся пророчества являются одной из наиболее распространенных форм магии, поскольку они часто используются в качестве заговора . Часто усилия, предпринятые для их предотвращения, приводят к их возникновению, тем самым движя историю. Пророчества в фэнтези очень редко оказываются ложными, хотя обычно их значение становится ясным только задним числом. Придирки могут подорвать даже самые ясные пророчества. [ 15 ]
Во «Властелине колец » Дж. Р. Р. Толкиен свел к минимуму использование слова «магия»; существа, использующие такие способности, обычно приходят в замешательство, когда их так описывают другие.
В научно-фантастических рассказах часто используются невероятные с научной точки зрения силы, подобные магии, например, экстрасенсы . [ 16 ] Однако, в отличие от настоящих научно-фантастических произведений, эти способности используются массово , без изучения их воздействия на общество, только для создания более впечатляющих эффектов, чем может обеспечить одна лишь научная фантастика. [ 16 ] Примером этого является использование Силы джедаями » во франшизе «Звездные войны . [ 17 ]
Средневековье
[ редактировать ]Многие фантастические существа вдохновлены европейским фольклором и романами средневековой Европы. Драконы и единороги — одни из самых популярных существ. Также появляются и другие монстры, такие как грифоны , гиганты и гоблины . Расы разумных существ, таких как эльфы , гномы и гномы, часто черпают свою историю из средневековых или дохристианских корней. Характеристики героя и героини также часто опираются на эти источники.
Этот образ также очень важен в контексте многих из этих фантазий. Писатели, зародившие жанр фэнтези, такие как Уильям Моррис в «Колодце на краю света» и лорд Дансени в «Дочери короля Эльфландии» , разворачивали свои рассказы в фэнтезийных мирах , явно заимствованных из средневековых источников; хотя часто фильтруется через более поздние просмотры . Дж. Р. Р. Толкин еще более четко определил тип высокого фэнтези , которое обычно основано на таком «псевдо-средневековом» сеттинге. Другие писатели-фантасты подражали ему, а ролевые и компьютерные игры также подхватили эту традицию.
Полная ширина средневековой эпохи редко используется. Правительства, например, имеют тенденцию быть феодальными, коррумпированными империями, несмотря на большее разнообразие реального Средневековья. [ 18 ] Сеттинг также имеет тенденцию быть средневековым по экономике, причем многие фэнтезийные миры непропорционально пасторальны . [ 19 ]
Эти декорации типичны для эпического фэнтези и, в меньшей степени, для меча и колдовства , в которых больше городских сеттингов, чем для фэнтези в целом; преобладание эпического фэнтези в этом жанре сделало их фэнтези обычным явлением. Они менее типичны для современного фэнтези , особенно городского .
Древний мир
[ редактировать ]Менее распространенное вдохновение – древний мир . Известным примером является Хайборийская эпоха (вымышленный мир Конана-варвара ), в которой, среди прочего, присутствуют аналоги Древнего Египта , Месопотамии и Римской империи . Три заметных недавних сериала с такими настройками: «Вартимеус» Джонатана Страуда , «Перси Джексон и олимпийцы» и «Герои Олимпа» Рика Риордана .
Расы и виды
[ редактировать ]Во многих фантастических историях и мирах основные разумные гуманоидные существа называются расами, а не видами , чтобы отличить их от неразумных существ. [ 20 ] Дж. Р. Р. Толкин популяризировал использование этого термина в этом контексте в своем легендариуме (и особенно во «Властелине колец »), а использование рас в Dungeons & Dragons ролевых играх еще больше распространило этот ярлык. [ 21 ] Во многих фэнтезийных и научно-фантастических сеттингах термины «раса» и «вид» теперь используются как взаимозаменяемые, например, в World of Warcraft компьютерной игре .
В ролевых играх «раса» обычно относится к любому разумному виду, который можно использовать в качестве игрового персонажа . В старых изданиях Dungeons & Dragons основные нечеловеческие игровые расы ( гномы , эльфы , гномы , халфлинги и полуэльфы -полуорки) назывались «полулюдьми». Более поздние игры, такие как Shadowrun, используют термин «метачеловек» и определяют эти гуманоидные расы как подразделения Homo sapiens .
См. также
[ редактировать ]- Архетип
- Клише
- Девица в беде
- Смена ролей
- Стереотип
- Стандартный персонаж
- Список тем научной фантастики
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Клют 1999 , с. 810.
- ^ «10 лучших книг в жанре эпического/высокого фэнтези» . Fantasybookreview.co.uk . Архивировано из оригинала 19 мая 2014 года . Проверено 13 мая 2014 г.
- ^ Клют 1999 , с. 422.
- ^ Клют 1999 , с. 323.
- ^ Клют 1999 , с. 464.
- ^ Клют 1999 , с. 136.
- ^ Клют 1999 , с. 972.
- ^ Прикетт 1979 , стр. 145–156.
- ^ Клют 1999 , с. 466.
- ^ Клют 1999 , с. 250.
- ^ «Тёмные Лорды Хельгедада» . Мир Магнамунда Вебринга. Архивировано из оригинала 5 июня 2009 года . Проверено 13 июля 2009 г.
- ^ Клют 1999 , с. 796.
- ^ Clute 1999 , стр. 615–616.
- ^ Клют 1999 , с. 616.
- ^ Клют 1999 , с. 789.
- ^ Перейти обратно: а б Манн, Джордж (2012). «История и истоки научной фантастики». Гигантская энциклопедия научной фантастики . Лондон: Констебль и Робинсон. ISBN 978-1780337043 . OCLC 804664796 .
- ^ Синклер, Фрэнсис (2008). Захватывающее чтение плюс фэнтезийная фантастика . Школьная библиотечная ассоциация. Ванборо, Суиндон, Великобритания: Ассоциация школьных библиотек. п. 88. ИСБН 978-1903446461 . ОСЛК 272332168 .
- ^ Хардиндж, Фрэнсис. «Статья: Качество в эпическом фэнтези Алека Остина» . Strangehorizons.com. Архивировано из оригинала 8 августа 2014 года . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ Йолен 1992 , с. VIII.
- ^ Треска 2010 , с. 30.
- ^ Ливингстон 1982 , с. 74.
Источники
[ редактировать ]- Андерсон, Пол; Мизель, Сандра (1981). Фэнтези (1-е изд.). [Sl]: Tom Doherty Associates. ISBN 0-523-48515-8 .
- Клют, Джон (1999). Энциклопедия фэнтези (1-е изд. Грифона Святого Мартина). Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина. ISBN 0-312-19869-8 .
- Ливингстон, Ян (1982). Игра в кости с драконами . Рутледж. ISBN 0-7100-9466-3 .
- Прикетт, Стивен (1979). Викторианская фантазия . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-17461-9 .
- Треска, Майкл Дж. (2010). Эволюция фэнтезийных ролевых игр . МакФарланд. ISBN 978-0-7864-6009-0 .
- Йолен, Джейн (1992). После короля: Истории в честь Дж. Р. Р. Толкина (1-е изд.). Нью-Йорк: T. Doherty Associates. ISBN 0-312-85175-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с фэнтезийными образами, на Викискладе?