Махди
Часть серии о |
ислам |
---|
Махди « ( араб . ٱلْمَهْدِيّ , латинизированный : аль-Махди , букв. Управляемый») — фигура в исламской эсхатологии, которая, как полагают, появится в конце времен , чтобы избавить мир от зла и несправедливости. Говорят, что он потомок Мухаммеда , который появится незадолго до Иисуса .
Махди упоминается в нескольких канонических сборниках хадисов , но отсутствует в Коране и двух наиболее почитаемых суннитских сборниках хадисов, «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим» . Таким образом, некоторые суннитские богословы поставили под сомнение ортодоксальность Махди. [ 1 ] Доктрина Махди, похоже, получила распространение во время неразберихи и беспорядков, вызванных религиозными и политическими потрясениями первого и второго веков ислама. Среди первых упоминаний о Махди появляются в конце VII века, когда революционер Мухтар аль-Сакафи объявил Мухаммеда ибн аль-Ханафию , сына халифа Али ( годы правления 656–661 ), Махди. Хотя концепция Махди не является основной доктриной ислама, она популярна среди мусульман. На протяжении веков существовало огромное количество претендентов на Махди .
Махди присутствует как в шиитской , так и в суннитской ветвях ислама , хотя они сильно различаются по его атрибутам и статусу. Среди шиитов -двунадесятников Махди считается имамом Мухаммадом аль-Махди , двенадцатым имамом, сыном одиннадцатого имама Хасана аль-Аскари ( ум. 874 ), который, как говорят, находится в затмении ( гайба ) по божественной воле. Это отвергается суннитами, которые утверждают, что Махди еще не родился.
Этимология
[ редактировать ]Термин Махди происходит от арабского корня hdy ( ه-د-ي ), обычно используемого для обозначения «божественного руководства». [ 2 ] Хотя корень встречается в Коране во многих местах и в разных контекстах, слово Махди в книге никогда не встречается. [ 3 ] Соответствующий глагол — хада , что означает «направлять». Однако Махди можно читать как в активном залоге, где оно означает того, кто ведет, так и в пассивном залоге, где оно означает того, кто ведет прямым путем. [ 4 ]
Историческое развитие
[ редактировать ]Доисламские идеи
[ редактировать ]Некоторые историки предполагают, что сам этот термин, вероятно, был введен в ислам южноаравийскими племенами, поселившимися в Сирии в середине VII века. Они верили, что Махди приведет их обратно на родину и восстановит Химьяритское королевство . Они также верили, что в конечном итоге он завоюет Константинополь . [ 3 ] Также было высказано предположение, что концепция Махди могла быть заимствована из более ранних мессианских еврейских и христианских верований. [ 5 ] [ 6 ] Соответственно, были введены традиции поддержки определенных политических интересов, особенно антиаббасидских настроений. [ 6 ] Эти предания о Махди появились лишь в более поздние времена в книгах хадисов, таких как «Сунан Аби Дауд» и «Сунан ат-Тирмизи» , но отсутствуют в ранних трудах Мухаммада аль-Бухари и Муслима ибн аль-Хаджаджа . [ 7 ]
Источник
[ редактировать ]Термин аль-Махди использовался с самого начала ислама, но только как почетный эпитет («проводник») и не имел никакого мессианского значения. В качестве почетного обращения в некоторых случаях оно использовалось для описания Мухаммеда ( Хасана ибн Сабита ), Авраама , аль-Хусейна и различных халифов Омейядов ( هداة مهديون , худат махдийун ). Во время Второй мусульманской гражданской войны (680–692), после смерти Муавии I ( годы правления 661–680 ), этот термин приобрел новое значение: правитель, который восстановит ислам в его совершенной форме и восстановит справедливость после угнетения. . В этой роли представил себя Абдаллах ибн аз-Зубайр , который претендовал на халифат против Омейядов и добился временного успеха во время гражданской войны. Хотя титул Махди к нему не применялся, его карьера антихалифа существенно повлияла на дальнейшее развитие этой концепции. [ 2 ] Был обнародован хадис, в котором Мухаммад предсказывает приход справедливого правителя. [ 8 ] [ а ]
После смерти халифа возникнет разногласие, и человек из народа Медины побежит в Мекку. Тогда к нему придут некоторые из жителей Мекки и заставят его восстать против его воли... Против него будет послана экспедиция из Сирии, но она будет поглощена... в пустыне между Меккой и Мединой. Когда народ увидит это, праведники... Сирии и... Ирака придут к нему и присягнут ему на верность. После этого восстанет человек из курайшитов, чьи дяди по материнской линии происходят из Калба. Он пошлет против них поход, но они их победят... Затем он разделит богатство и поступит между ними согласно Сунне их Пророка. Ислам прочно встанет на землю... Он пробудет семь лет, а потом умрет, и мусульмане будут над ним молиться. [ 11 ]
Отказываясь признать нового халифа Язида I ( годы правления 680–683 ), после смерти Муавии в 680 году Ибн аз-Зубайр бежал в мекканское святилище. Оттуда он начал антиомейядскую пропаганду, призывая к созыву шуры курайшитов для избрания нового халифа. Противники Омейядов воздавали ему должное и просили публичного провозглашения его халифата, что вынудило Язида послать армию, чтобы вытеснить его в 683 году. После победы над повстанцами в соседней Медине армия осадила Мекку, но была вынуждена отступить, поскольку в результате внезапной смерти Язида вскоре после этого. Ибн аз-Зубайр был признан халифом в Аравии, Ираке и некоторых частях Сирии, где сын и преемник Язида Муавия II ( годы правления 683–684 ) держал власть в Дамаске и прилегающих территориях. Хадис надеялся заручиться поддержкой против ожидаемой кампании Омейядов из Сирии. Омейяды действительно послали еще одну армию в Мекку в 692 году, но, вопреки предсказанию хадиса, им удалось свергнуть Ибн аз-Зубайра. Вскоре после этого хадис потерял актуальность, но вновь всплыл в Басранский хадис появляется поколение спустя, на этот раз вырванный из первоначального контекста и понимаемый как относящийся к будущему реставратору. [ 8 ] [ 3 ]
Примерно в то время, когда Ибн аз-Зубайр пытался расширить свои владения, проалидский революционер аль-Мухтар ат-Сакафи взял под свой контроль иракский гарнизонный город Куфа во имя сына Али Мухаммада ибн аль-Ханафии , которого он провозгласил как Махди в мессианском смысле. [ 2 ] Ассоциация имени Мухаммад с Махди, по-видимому, возникла благодаря Ибн аль-Ханафии, который также разделял эпитет Абу аль-Касим с Мухаммедом, исламским пророком. [ 12 ] Среди Омейядов халиф Сулейман ибн Абд аль-Малик ( годы правления 715–717 ) поощрял веру в то, что он был Махди, а другие правители Омейядов, такие как Умар ибн Абд аль-Азиз ( годы правления 717–720 ), были упоминается как таковой в панегириках Джариру ( ( ум. 728 и аль-Фараздаку ) ум. 728–730 ). [ 2 ]
Ранние дискуссии богословов о личности Махди восходят ко времени после Второй Фитны . Эти дискуссии развивались в разных направлениях и находились под влиянием традиций ( хадисов ), приписываемых Мухаммеду. Во времена Омейядов ученые и традиционалисты расходились во мнениях не только по поводу того, какого халифа или лидера повстанцев следует назвать Махди, но и по поводу того, является ли Махди мессианской фигурой и оправдались ли знамения и предсказания его времени. В Медине среди консервативных религиозных кругов была широко распространена вера в то, что Умар ибн Абд аль-Азиз является Махди. Саид ибн аль-Мусайиб ( ум. 715 Говорят, что ) идентифицировал Умара ибн Абд аль-Азиза как Махди задолго до своего правления. Басранец Абу Килаба поддержал мнение, что Умар ибн Абд аль-Азиз был Махди. Хасан аль-Басри ( ум. 728 ) выступал против концепции мусульманского Мессии, но считал, что если и был Махди, то это был Умар ибн Абд аль-Азиз. [ 13 ]
Ко времени революции Аббасидов в 750 году концепция Махди уже была известной. [ 14 ] Факты показывают, что первый халиф Аббасидов аль-Саффах ( годы правления 750–754 ) взял на себя титул «Махди». [ 15 ]
Шиитский ислам
[ редактировать ]В шиитском исламе эсхатологическому Махди обычно давали эпитет аль-Каим ( القائم ), [ 16 ] [ 17 ] что можно перевести как «тот, кто воскреснет». [ 18 ] что означает его восстание против тирании в конце времен. [ 19 ] Отличительно шиитским является представление о временном отсутствии или сокрытии Махди. [ 16 ] чья жизнь была продлена божественной волей. [ 20 ] [ 21 ] Тесно связанным с шиитами понятием является понятие раджа ( букв. « возвращение » ), [ 18 ] [ 22 ] что часто означает возвращение к жизни (некоторых) шиитских имамов, особенно Хусейна ибн Али , чтобы отомстить своим угнетателям. [ 18 ] [ 23 ]
Традиции, предсказывающие затмение и возвышение будущего имама, существовали уже за столетие до смерти одиннадцатого имама в 260 году (874 г. н.э.). [ 24 ] [ 18 ] и, возможно, уже в седьмом веке нашей эры. [ 18 ] Эти традиции в разные периоды перенимались различными шиитскими сектами. [ 25 ] включая ныне вымершие секты навуситов и вакифитов . [ 26 ] Например, эти традиции цитировались ныне вымершими кайсанитами , которые отрицали смерть Ибн аль-Ханафии, [ 16 ] [ 27 ] и утверждал, что он скрывался в горах Разва недалеко от Медины . [ 3 ] Вероятно, это исходило от двух групп его сторонников, а именно, от южных арабских поселенцев и местных новообращенных в Ираке , которые, по-видимому, распространяли понятия, теперь известные как оккультизм и раджа . [ 3 ] Позже эти традиции также использовались вакифитами, чтобы доказать, что Муса аль-Казим , седьмой имам, не умер, а находился в затмении. [ 24 ]
Параллельно традиции, предсказывающие затмение будущего имама, также сохранились в трудах основных шиитов, которые позже сформировали группу двунадесятников. [ 25 ] [ 16 ] На основе этого материала в первой половине четвёртого (десятого) века выкристаллизовалось учение Двенадцати о оккультизме. [ 28 ] в трудах Ибрагима аль-Кумми ( ум. 919 ), Якуба аль-Кулайни ( ум. 941 ) и Ибн Бабавайха ( ум. 991 ) и других. [ 29 ] В этот период также произошел переход в аргументах Двенадцати от традиционалистского подхода к рационалистическому, чтобы оправдать сокрытие двенадцатого Имама. [ 30 ] [ 6 ]
Авторы «Двунадесятников» также стремятся установить, что описание Махди в суннитских источниках применимо к двенадцатому имаму. Их усилия получили импульс в седьмом (тринадцатом) веке, когда некоторые известные суннитские ученые поддержали шиитский взгляд на Махди. [ 16 ] [ 31 ] включая шафиитского традиционалиста Мухаммада ибн Юсуфа аль-Ганджи. [ 16 ] С тех пор, пишет Амир-Моэцци , сунниты время от времени поддерживают взгляды двунадесятников на Махди. [ 31 ] В суфийских кругах также была определенная поддержка махдишства двенадцатого имама. [ 31 ] например, египетским суфием аль-Шарани . [ 16 ]
До возникновения Фатимидского халифата , как крупная династия исмаилитов-ша, [ 32 ] термины Махди и Каим использовались как синонимы для обозначения мессианского имама, ожидаемого в шиитских традициях. Однако с приходом к власти Фатимидов в десятом веке нашей эры аль-Кади ан-Нуман утверждал, что некоторые из этих предсказаний материализовались первым халифом Фатимидов Абдаллахом аль-Махди Биллахом , в то время как остальные будут выполнены его преемники. Отныне в их литературе ожидаемого эсхатологического имама называли только Каимом (а не Махди). [ 16 ] По мнению Зайди, имамы не наделены сверхчеловеческими качествами, и поэтому ожидания от их махдишства часто являются маргинальными. [ 16 ] [ 33 ] Единственным исключением являются ныне вымершие хусайниты в Йемене , которые отрицали смерть аль-Хусейна ибн аль-Касима аль-Ияни и ждали его возвращения. [ 16 ]
В исламской доктрине
[ редактировать ]Суннитский ислам
[ редактировать ]В суннитском исламе доктрина Махди не имеет богословского значения и вместо этого остается популярным верованием. [ 34 ] [ 35 ] Из шести канонических сборников суннитских хадисов три — Аби Дауд , Ибн Маджа и ат-Тирмизи — содержат предания о Махди; сборники аль-Бухари и Муслима , считающиеся суннитами наиболее авторитетными и самыми ранними из шести, этого не делают, равно как и ан-Насаи . [ 36 ] [ 37 ] Некоторые сунниты, в том числе философ и историк Ибн Халдун ( ум. 1406 ), а также, как сообщается, Хасан аль-Басри, влиятельный ранний богослов и экзегет, отрицают, что Махди является отдельной фигурой, считая, что Иисус будет выполнять эту роль и судить человечество. ; Таким образом, Махди считается титулом Иисуса, когда он вернется. [ 38 ] [ 3 ] Другие, такие как историк и комментатор Корана Ибн Касир ( ум. 1373 ), разработали целый апокалиптический сценарий , который включает в себя пророчества о Махди, Иисусе и Даджале (антихристе) в конце времен . [ 39 ]
Среди суннитов распространено мнение, что Махди — это ожидаемый правитель, которого Бог пошлет до конца времен для восстановления праведности. [ 3 ] Считается, что он принадлежит к числу потомков Мухаммеда через его дочь Фатиму и ее мужа Али , а его физические характеристики включают широкий лоб и изогнутый нос. Он искоренит несправедливость и зло в мире. [ 40 ] Он будет из хасанидской ветви потомков Мухаммеда, в отличие от шиитов, считающих, что он принадлежит к линии Хусейнидов . [ 41 ] Имя Махди будет Мухаммад, а имя его отца — Абдаллах. [ 42 ] Абу Дауд цитирует слова Мухаммеда: «Махди будет из моей семьи, из потомков Фатимы». [ 43 ] В другом хадисе говорится:
Даже если останется только один день [до Судного дня], Бог продлит этот день, пока Он не вызовет человека от меня или из семьи моего дома, имя которого будет совпадать с моим, а имя его отца — с именем моего отца. Он наполнит Землю справедливостью и справедливостью так же, как раньше она была наполнена несправедливостью и угнетением. [ 43 ]
До прихода Махди земля была бы наполнена анархией и хаосом. Среди мусульман будут преобладать разногласия и гражданские войны, моральная деградация и мирской подход. В мире будут свирепствовать несправедливость и угнетение. [ 44 ] После смерти короля люди поссорились между собой, и пока еще непризнанный Махди бежал из Медины в Мекку, чтобы найти убежище в Каабе. Он станет Махди, признанным народом правителем. [ 11 ] Появится Даджаль и распространит коррупцию в мире. [ 3 ] [ 45 ] С армией, несущей черные знамена, которая придет ему на помощь с востока, Махди сразится с Даджалем и сможет победить его. Одетый в шафрановые одежды с помазанной головой, Иисус спускался на вершину белого минарета мечети Омейядов в восточном Дамаске (считающегося минаретом Иисуса) и присоединялся к Махди. Иисус молился позади Махди, а затем убивал Даджаля. [ 46 ] [ 45 ] Гог и Магог также будут сеять хаос перед своим окончательным поражением от сил Иисуса. хотя и не столь значим, как Даджаль, Гог и Магог, Суфьяни , еще один представитель темных сил, также фигурирует в суннитских традициях. Он восстанет в Сирии до появления Махди. Когда появится последний, суфьяни вместе со своей армией будут либо поглощены землей по пути в Мекку по повелению Бога, либо побеждены Махди. Тогда Иисус и Махди покорят мир и установят халифат. Махди умрет через 7–13 лет. [ 47 ] тогда как Иисус спустя 40 лет. [ 48 ] За их смертью последует новое появление коррупции перед окончательным концом света. [ 47 ]
Шиитский ислам
[ редактировать ]Шиллинг
[ редактировать ]В двунадесятном шиизме , крупнейшей шиитской ветви, вера в мессианского имама является не просто частью вероучения, но и стержнем. [ 49 ] Для шиитов-двунадесятников Махди родился, но исчез и будет оставаться скрытым от человечества до тех пор, пока он не появится снова, чтобы принести справедливость миру в конце времен, доктрина, известная как Оккультизм . Этот имам в сокрытии — двенадцатый имам Мухаммад , сын одиннадцатого имама Хасана аль-Аскари . [ 50 ] По мнению двунадесятников, Махди родился в Самарре около 868 г. [ 51 ] хотя его рождение было скрыто от общественности. [ 31 ] Он жил под опекой своего отца до 874 года, когда последний был убит Аббасидами . [ 52 ]
Малое затмение
[ редактировать ]Когда его отец умер в 874 году, возможно, отравленный Аббасидами, [ 52 ] Махди по божественному повелению погрузился в затмение и был скрыт от общественности, поскольку его жизнь находилась в опасности со стороны Аббасидов. [ 53 ] Лишь немногие из элиты среди шиитов, известные как наместники ( سفراء , суфара ; синг. سفير сафир ) двенадцатого имама, смогли общаться с ним; поэтому затмение в этот период называется Малым Затмением ( гайба ас-сугра ). [ 54 ]
Считается, что первым из заместителей был Усман ибн Саид аль-Амри , доверенный соратник и доверенное лицо одиннадцатого имама. Через него Махди отвечал на требования и вопросы шиитов. Позже ему наследовал его сын Мухаммад ибн Усман аль-Амри , который занимал этот пост около пятидесяти лет и умер в 917 году. Его преемник Хусейн ибн Рау ан-Наубахти находился на этом посту до своей смерти в 938 году. Следующий заместитель Али ибн Мухаммад ас-Симари упразднил эту должность по приказу имама всего за несколько дней до своей смерти в 941 году. [ 55 ] [ 56 ]
Главное затмение
[ редактировать ]Со смертью четвертого агента началась Великая Оккультация ( الغيبة الكبرى , гайба аль-кубра ), в ходе которой связь между Махди и верующими была прервана. [ 55 ] Вакуум лидерства в сообществе двунадесятников постепенно заполнялся юристами. [ 57 ] [ 58 ] Во время Великого Затмения Махди бродит по земле и поддерживается Богом. Он повелитель времени ( صاحب الزمان сахиб аз-заман ) и не стареет. [ 59 ] Хотя его местонахождение и точная дата его возвращения неизвестны, тем не менее считается, что Махди может связаться с некоторыми из своих шиитов, если пожелает. [ 59 ] Сообщения об этих встречах многочисленны и широко распространены в сообществе двунадесятников. [ 60 ] [ 31 ] [ 61 ] Шиитские ученые утверждают, что долголетие Махди не является необоснованным, учитывая долгую жизнь Хидра , Иисуса и Даджала , а также светские сообщения о долгожителях. [ 16 ] В связи с этим Табатабай подчеркивает чудесные качества аль-Махди, добавляя, что его долгая жизнь, хотя и маловероятна, но не невозможна. [ 62 ] Он рассматривается как единственный законный правитель мусульманского мира, и конституция Исламской Республики Иран признает его главой государства. [ 63 ]
Новое появление
[ редактировать ]Перед его новым появлением ( арабский : ظهور , латинизированный : ṭuhur ) мир погрузится в хаос, где безнравственность и невежество станут обычным явлением, Коран будет забыт, а религия будет оставлена. [ 59 ] Будут эпидемии, землетрясения, наводнения, войны и смерть. [ 64 ] Суфьяни восстанут и собьют людей с пути. Затем Махди снова появится в Мекке с мечом Али ( Ду ль-фикар ) в руке. [ 59 ] между углом Каабы и станцией Авраама .
По некоторым сведениям, он вновь появится в день Ашура (десятый мухаррам третий имам Хусейн ибн Али ), в день, когда был убит . Это будет «молодой человек среднего роста с красивым лицом», с черными волосами и бородой. [ 65 ] Божественный крик призовет к себе на помощь людей мира, [ 18 ] после чего ангелы, джинны и люди стекаются к Махди. [ 66 ] Вскоре за этим часто следует еще один сверхъестественный крик земли, который призывает людей присоединиться к врагам Махди: [ 18 ] [ 67 ] и обратится к неверующим и лицемерам. [ 67 ]
Затем Махди отправится в Куфу , которая станет его столицей, и отправит войска, чтобы убить суфьянов в Дамаске. Ожидается, что Хусейн и его убитые сторонники воскреснут, чтобы отомстить за свою смерть, что известно как доктрина раджа ( букв. « возвращение » ). [ 66 ] [ 23 ] Эпизод возвращения Иисуса в доктрине двунадесятников похож на суннитскую веру, хотя в некоторых традициях двунадесятников именно Махди убьет Даджала. [ 68 ] Те, кто испытывает враждебность к Али ( араб . نَواصِب , латинизированный : nawāṣib , букв. «ненавистники»), будут подлежать джизье (подушному налогу) или убиты, если они не примут шиитский ислам. [ 69 ]
Махди также считается восстановителем истинного ислама. [ 16 ] и реставратор других монотеистических религий после их искажения и отказа. [ 18 ] Он устанавливает Царство Божие на земле и исламизирует весь мир. [ 70 ] Считается, что в своей истинной форме все монотеистические религии по сути идентичны исламу как «подчинение Богу». [ 18 ] [ 31 ] Именно в этом смысле, по мнению Мохаммада Али Амира Моэцци , следует понимать утверждения о том, что аль-Махди навяжет ислам всем. [ 18 ] Его правление будет раем на земле, [ 71 ] который продлится семьдесят лет до его смерти, [ 59 ] хотя другие традиции указывают 7, 19 или 309 лет. [ 72 ]
Исмаилизм
[ редактировать ]В исмаилизме развилась четкая концепция Махди, при этом избранные исмаилитские имамы представляли Махди или аль-Каима в разное время. [ нужна ссылка ] Когда умер шестой шиитский имам Джафар ас-Садик его уже мертвого сына Исмаила ибн Джафара , утверждая, что он жив и вернется как Махди. , некоторые из его последователей считали имамом [ 73 ] его сына Мухаммада ибн Исмаила Другая группа признала его смерть и вместо этого признала имамом . Когда он умер, его последователи тоже отрицали его смерть и считали, что он был последним имамом и Махди. К середине IX века группы исмаилитов разных убеждений объединились в единое движение с центром в Саламии в центральной Сирии. [ 74 ] и сеть активистов работала над сбором средств и оружия для возвращения Махди Мухаммада ибн Исмаила, который свергнет Аббасидов и установит свой праведный халифат . [ б ] [ 76 ] [ 77 ] Пропаганда возвращения Махди имела особую привлекательность для крестьян, бедуинов и многих будущих шиитов-двунадесятников, которые находились в состоянии замешательства ( хайра ) после смерти их 11-го имама Хасана аль- Аскари, что привело ко многим обращениям. [ 78 ]
В 899 году лидер движения Саид ибн аль-Хусейн объявил себя Махди. [ 79 ] Это привело к расколу в единой исмаилитской общине, поскольку не все приверженцы движения приняли его махдистские претензии. Жители Ирака и Аравии, известные как карматы в честь своего лидера Хамдана Кармата , все еще считали Мухаммада ибн Исмаила долгожданным Махди и осуждали махдизм, основанный на Саламие. [ 80 ] [ 81 ] В доктрине Кармати Махди должен был отменить исламский закон ( шариат ) и нести новое послание. [ 69 ] В 931 году тогдашний лидер Кармати Абу Тахир аль-Джаннаби объявил персидского пленника по имени Абу'л-Фадл аль-Исфахани долгожданным Махди. Махди объявил Моисея, Иисуса и Мухаммеда лжецами, отменил ислам и учредил культ огня . Абу Тахиру пришлось свергнуть его как самозванца и казнить. [ 80 ] [ 81 ]
Тем временем в Сирии в 903 году сторонники Саида ибн аль-Хусейна взяли под свой контроль центральную Сирию, и какое-то время пятничная проповедь читалась от имени «Преемника, праведного Наследника, Владыки века». , Повелитель правоверных , Махди». В конце концов восстание было подавлено Аббасидами. [ 82 ] [ 83 ] Это вынудило Саида бежать из Сирии в Северную Африку, где он основал халифат Фатимидов в Ифрикии в 909 году. [ 79 ] Там он принял царственное имя аль-Махди Биллах ; [ 84 ] [ 85 ] как комментирует историк Хайнц Хальм , исключительная, полубожественная фигура Махди, таким образом, была сведена к прилагательному в титуле халифа: «Имам, ведомый по справедливости Богом» ( аль-имам аль-махди би'ллах ): вместо Обещанный мессия аль-Махди представил себя всего лишь одним из длинной череды имамов, произошедших от Али и Фатимы. [ 86 ]
Мессианские ожидания, связанные с Махди, тем не менее не оправдались, в отличие от ожиданий его пропагандистов и последователей, ожидавших от него чудес. [ 79 ] Аль-Махди попытался преуменьшить значение мессианства и заявил, что пропаганда возвращения Мухаммада ибн Исмаила в качестве Махди была всего лишь уловкой, чтобы избежать преследований Аббасидов и защитить его настоящих имамов-предшественников. На самом деле Махди был собирательным титулом истинных имамов из потомков Джафара ас-Садика. [ 87 ] Стремясь выиграть время, аль-Махди также стремился переложить мессианские ожидания на своего сына аль-Каима : переименовав себя в Абдаллаха Абу Мухаммада, а своего сына в Абу'л-Касима Мухаммада вместо своего первоначального имени. , Абд ар-Рахман, последний будет носить имя Абуль-Касим Мухаммад ибн Абдаллах. Это было имя исламского пророка Мухаммеда, и было предсказано, что Махди также будет носить его. [ 88 ] Фатимиды в конечном итоге отказались от милленаристской риторики. [ 79 ]
Тайибиты - мустали -исмаилиты-шииты считают, что их оккультным имамом и Махди является Абуль-Касим аль-Тайиб , сын фатимидского халифа аль-Амира би-Ахкама Аллаха . [ 89 ] [ 90 ]
Зайдизм
[ редактировать ]В зайдизме концепция имамата отличается от ветвей исмаилитов и двунадесятников; Зайдит-имам – это любой уважаемый человек из потомков Али и Фатимы, претендующий на политическое лидерство и борющийся за его приобретение. По существу, доктрине зайдитского имамата не хватает эсхатологических характеристик, и в зайдизме нет искупителя последних времен. Титул Махди на протяжении веков применялся к нескольким зайдитским имамам в качестве почетного звания. [ с ] [ 92 ] [ 93 ]
Ахмадийская вера
[ редактировать ]Согласно верованиям Ахмадии , предсказанные эсхатологические фигуры христианства и ислама, Мессия и Махди, на самом деле относятся к одному и тому же человеку. Эти пророчества исполнились при Мирзе Гуламе Ахмаде (1835–1908), основателе движения; [ 94 ] он считается Махди и проявлением Иисуса . [ 95 ] [ 96 ] Однако исторический Иисус, по их мнению, хотя и избежал распятия, тем не менее умер и уже не вернется. Вместо этого Бог сделал Мирзу Гулама Ахмада в точности похожим на Иисуса по характеру и качествам. [ 97 ] [ 98 ] Точно так же Махди - это не апокалиптическая фигура, готовая начать глобальный джихад и завоевать мир, а мирный муджаддид (обновитель религии), который распространяет ислам с помощью «небесных знамений и аргументов». [ 94 ]
Заявители Махди
[ редактировать ]На протяжении всей истории различные люди заявляли или были провозглашены Махди. В число истцов входили Мухаммад Джаунпури , основатель секты Махдавия ; Али Мухаммад Ширази , основатель бабизма ; Мухаммад Ахмад , основавший махдистское государство в Судане в конце 19 века. Иранский диссидент Масуд Раджави , лидер МЕК , также утверждал, что является «представителем» Махди. [ 99 ] Приверженцы « Нации ислама» считают Уоллеса Фарда Мухаммеда Мессией и Махди. основателя движения [ 100 ] Аднан Октар , лидер турецкого культа, считается его последователями Махди. [ 101 ]
Ибн Халдун отметил ситуацию, когда поддержка претендента на Махди обеспечивала единство между племенами и/или регионом, часто позволяла им насильственно захватить власть, но продолжительность жизни таких сил обычно была ограничена. [ 102 ] поскольку их Махди должен был соответствовать пророчествам хадисов – побеждать в битвах и приносить мир и справедливость в мир до Судного Дня – чего (пока) никто не сделал.
Сравнительное религиоведение
[ редактировать ]буддизм
[ редактировать ]Фигуру Махди в исламе можно сравнить с фигурой Майтрейи в буддизме . Оба являются предсказанными спасителями, имеющими мессианские качества, и оба, согласно предсказаниям, будут занимать позиции мирового правителя. [ 103 ] [ 104 ] [ 105 ]
иудаизм
[ редактировать ]Предсказанный дуэт спасителей Махди и Мессии в исламе можно сравнить с предсказанной парой двух еврейских спасителей, Машиаха бен Йосефа и Машиаха бен Давида соответственно, в том смысле, что исламский Мессия и Масиах бен Давид занимают центральное место. эсхатологическую роль, тогда как Махди и Машиах бен Йосеф играют второстепенную роль. [ 106 ] [ 107 ] [ 108 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ DS Atema впервые датировал этот хадис периодом между смертью Язида и смертью Ибн аз-Зубайра. Вильферд Маделунг сузил это число до 684, сразу после смерти Язида. [ 8 ] Майкл Кук и Дэвид Кук оспорили свидание Маделунга. Тем не менее, общепринято, что этот хадис основан на карьере Ибн аз-Зубайра. [ 9 ] [ 10 ] Дэвид Кук далее утверждает, что последняя часть хадиса является полностью легендарной и не имеет отношения к Ибн аз-Зубайру. [ 10 ]
- ↑ Лидеры движения на этом этапе не претендовали на имамата, поскольку Махди считался последним имамом. [ 75 ]
- ↑ Вымершая зайдитская секта Хусайния из западного Йемена верила в возвращение аль-Хусейна аль-Махди ли-дина Аллаха (ум. 1013) в качестве Махди. [ 91 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Махди | Определение, ислам и эсхатология» . Британская энциклопедия . Проверено 5 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Маделунг 1986 , с. 1231.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Арджоманд 2007 , стр. 134–136.
- ^ Кук 2002a , стр. 138–139.
- ^ Кольберг, Этан (24 декабря 2009 г.). «От Имамии к Итна-ашарии». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 39 (3): 521–534. дои : 10.1017/S0041977X00050989 . S2CID 155070530 .
- ^ Jump up to: а б с Арёманд 2000 .
- ^ Глассе, Сирил, изд. (2001). «Махди» . Новая энциклопедия ислама . Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира (Роуман и Литтлфилд). п. 280. ИСБН 0-7591-0190-6 .
- ^ Jump up to: а б с Маделунг 1981 , стр. 292 и далее.
- ^ Кук 2016 , стр. 230–232.
- ^ Jump up to: а б Кук 2002а , с. 155.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1981 , с. 291.
- ^ Маделунг 1986 , с. 1232.
- ^ Маделунг 1986 , стр. 1231–1232.
- ^ «Исламская концепция Махди» . Британника . Проверено 22 мая 2022 г.
- ^ Маделунг 1986 , с. 1233.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Маделунг 1986 .
- ^ Хусейн 1986 , стр. 144–145.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Амир-Моэцци 1998 .
- ^ Сачедина 1981 , с. 60.
- ^ Собхани 2001 , с. 118.
- ^ Момент 1985 , с. 165.
- ^ Момент 1985 , с. 166.
- ^ Jump up to: а б Кольберг 2022 .
- ^ Jump up to: а б Модарресси 1993 , стр. 87, 88.
- ^ Jump up to: а б Кольберг 2009 , с. 531.
- ^ Хуссейн 1989 , стр. 12–13.
- ^ Сачедина 1981 , с. 151.
- ^ Дафтари 2013 , с. 67.
- ^ Кольберг 2009 .
- ^ Сачедина 1981 , стр. 79, 80.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Амир-Моэцци 2007 .
- ^ Листы 2013 .
- ^ Нанджи и Дафтари 2006 , с. 240.
- ^ Эспозито 1998 , с. 35.
- ^ Дой 1971 , стр. 120.
- ^ Дой 1971 , стр. 119.
- ^ Ферниш 2005 , с. 11.
- ^ Бличфельдт 1985 , стр. 2.
- ^ Лейрвик 2010 , с. 41.
- ^ Бличфельдт 1985 , стр. 7.
- ^ Кук 2002a , с. 140.
- ^ Гольдцихер 2021 , с. 200.
- ^ Jump up to: а б Ферниш 2005 , с. 14.
- ^ Бличфельдт 1985 , стр. 1.
- ^ Jump up to: а б Сын 2009 , с. 27.
- ^ Бентладж и др. 2016 , с. 428.
- ^ Jump up to: а б Ферниш, 2005 г. , стр. 18–21.
- ^ Халверсон, Гудолл и Корман 2011 , стр. 102.
- ^ Сачедина 1978 , с. 109.
- ^ Халверсон, Гудолл и Корман 2011 , стр. 103.
- ^ Момент 1985 , с. 161.
- ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 28.
- ^ Момент 1985 , стр. 162, 163.
- ^ Филио 2009 , стр. 127–128.
- ^ Jump up to: а б Клемм 1984 , стр. 130–135.
- ^ Клемм 2007 .
- ^ Сачедина 1981 , с. 100.
- ^ Хусейн 1986 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б с д и Халверсон, Гудолл и Корман 2011 , с. 104.
- ^ Момент 1985 , с. 65.
- ^ Сачедина 1981 , с. 181.
- ^ Табатабай 1975 , с. 194.
- ^ Хальм 1997 , стр. 35.
- ^ Хальм 2004 , стр. 37.
- ^ Момент 1985 , с. 169.
- ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 161–166.
- ^ Jump up to: а б Сачедина 1981 , с. 163.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 171–172.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1986 , с. 1236.
- ^ Сачедина 1981 , с. 174.
- ^ Хальм 1997 , стр. 37.
- ^ Сачедина 1981 , стр. 176–178.
- ^ Дафтари 2013 , с. 106.
- ^ Дафтари 2013 , с. 108.
- ^ Дафтари 2013 , с. 109.
- ^ Дафтари 2013 , стр. 109–110.
- ^ Сын 2011 , с. 50
- ^ Дафтари 2013 , с. 110.
- ^ Jump up to: а б с д Сын 2011 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2004 , стр. 169.
- ^ Jump up to: а б Сын 2011 , стр. 50–51.
- ^ Хальм 1991 , стр. 68–83.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 122–123.
- ^ Дафтари 2007 , с. 128.
- ^ Хальм 1991 , стр. 138–139.
- ^ Хальм 1991 , стр. 145.
- ^ Дафтари 2013 , с. 112.
- ^ Хальм 1991 , стр. 144.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 261.
- ^ Хальм 2014 , стр. 184, 185.
- ^ Хальм 2004 , стр. 206, стр. 7.
- ^ Башир 2003 , с. 8.
- ^ Хальм 2004 , стр. 203.
- ^ Jump up to: а б Валентина 2008 , с. 199.
- ^ Фридман 1989 , с. 49.
- ^ Валентин 2008 , с. 45.
- ^ Фридманн 1989 , стр. 114–117.
- ^ Валентин 2008 , с. 46.
- ^ Мерат, Аррон (9 ноября 2018 г.). «Террористы, сектанты – или поборники иранской демократии? Дикая дикая история МЕК» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 10 ноября 2018 г.
- ^ Фишман и Соадж 2013 , с. 63.
- ^ «Секс, мухи и видеозаписи: тайная жизнь Харуна Яхьи» . Новый гуманист . Октябрь 2009 г. Архивировано из оригинала 12 сентября 2009 г. Проверено 14 декабря 2022 г.
- ^ Сын, Апокалипсис в исламе , 2011 : стр. 64–65
- ^ Камада, С. (2012). «Махди и Майтрейя (Мироку): Спасители в исламе и буддизме». Журнал междисциплинарного исследования монотеистических религий . 8 : 59–76.
- ^ Джавад, А. (2008). «Майтрейя из Гандхары - ожидаемый сангвиник буддизма». Древний Пакистан . 19 : 43–47. ПроКвест 1239427287 .
- ^ Хардакр, Хелен; Ван Восс, М. Хирма; Вербловски, RJZ (1984). «Хроника и календарь событий». Нумен . 31 (1): 155–158. дои : 10.1163/156852784X00167 . JSTOR 3269902 .
- ^ Альмаита, Кайс Салем; Хак, Зия ул (2022). «Концепция Мессии в авраамических религиях: целенаправленное исследование эсхатологии суннитского ислама» . Гелион . 8 (3): e09080. doi : 10.1016/j.helion.2022.e09080 . ПМЦ 8927941 . ПМИД 35309392 .
- ^ Шохет, Джейкоб Иммануэль. «Мошиах бен Йосеф» . Учебник . moshiach.com. Архивировано из оригинала 20 декабря 2002 года . Проверено 2 декабря 2012 г.
- ^ Блидштейн, Джеральд Дж. «Мессия в раввинистической мысли» . Мессия . Еврейская виртуальная библиотека и энциклопедия иудаики 2008 The Gale Group . Проверено 2 декабря 2012 г.
Источники
[ редактировать ]- Арджоманд, Саид Амир (2000). «Происхождение и развитие апокалиптики и мессианства в раннем исламе: 610–750 гг. Н. Э.» . Осло: Конгресс Международного комитета исторических наук .
- Арджоманд, Саид Амир (2007). «Концепция Махди в суннитском исламе» . Энциклопедия Ираника . Том. 14, Фаск. 2. Фонд Энциклопедии Ираника . Проверено 11 марта 2022 г.
- Башир, Шахзад (2003). Мессианские надежды и мистические видения: Нурбахшия между средневековым и современным исламом . Колумбия: Издательство Университета Южной Каролины. ISBN 1570034958 .
- Бентлаге, Бьёрн; Эггерт, Мэрион; Кремер, Ханс-Мартин; Райхмут, Стефан (2016). Религиозная динамика под влиянием империализма и колониализма: справочник . Брилл. ISBN 978-9004329003 .
- Бличфельдт, Ян-Олаф (1985). Ранний махдизм: политика и религия в период становления ислама . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-9004076433 .
- Кук, Дэвид (2002a). Исследования мусульманской апокалиптики . Принстон: Дарвин Пресс. ISBN 978-0878501427 .
- Кук, Дэвид (2002b). «Хадис, власть и конец света: традиции в современной мусульманской апокалиптической литературе» . Ориенте Модерно . 82 (1): 31–53. дои : 10.1163/22138617-08201004 . hdl : 1911/70538 . JSTOR 25817811 .
- Кук, Майкл (2016). «Эсхатология и датировка традиций». В Моцки, Харальд (ред.). Хадис: происхождение и развитие . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1138247796 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Дафтари, Фархад (2013). История шиитского ислама . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-1780768410 .
- Дой, ARI (1971). «Йоруба Махди». Журнал религии в Африке . 4 (2): 119–136. дои : 10.1163/157006671x00070 . JSTOR 1594738 .
- Эспозито, Джон Л. (1998). Ислам и политика (4-е изд.). Сиракузы: Издательство Сиракузского университета. ISBN 0815627742 .
- Филиу, Жан-Пьер (2009). «Возвращение политического махдизма» . Современные тенденции в исламистской идеологии . 8 : 26–38. ISSN 1940-834X . Архивировано из оригинала 20 мая 2022 года . Проверено 18 марта 2022 г.
- Филиу, Жан-Пьер (2011). Апокалипсис в исламе Перевод ДеБевуаза, М.Б. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0520264311 .
- Фишман, Джейсон Эрик; Соаге, Ана Белен (2013). «Нация ислама и мусульманский мир: теологически разлучены и политически едины». Религиозный компас . 7 (2): 59–68. дои : 10.1111/rec3.12032 .
- Фридманн, Йоханан (1989). Пророчество непрерывное: аспекты религиозной мысли Ахмади и ее средневековая подоплека . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520057724 .
- Ферниш, Тимоти Р. (2005). Самые священные войны: исламские Махди, джихад и Усама бен Ладен . Вестпорт, Коннектикут: Прегер. ISBN 0275983838 .
- Гольдзихер, Игнац (2021). Введение в исламскую теологию и право . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1400843510 .
- Хальм, Хайнц (1991). : Возвышение Фатимидов ( Империя Махди на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. ISBN 978-3406354977 .
- Хальм, Хайнц (1997). Шиитский ислам: от религии к революции . Перевод Брауна, Эллисон. Принстон: Издательство Маркуса Винера. ISBN 1558761349 .
- Хальм, Хайнц (2004). Шиизм . Перевод Уотсона, Джанет; Хилл, Мэриан (2-е изд.). Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 0748618880 .
- Хальм, Хайнц (2014). первых крестовых походов, 1074–1171 гг. . Халифы и ассасины: Египет и Ближний Восток во времена (на немецком языке) Мюнхен: CH Бек. ISBN 978-3-406-66163-1 .
- Халверсон, Джеффри Р.; Гудолл, Х.Л. младший; Корман, Стивен Р. (2011). Основные рассказы об исламистском экстремизме . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0230108967 .
- Клемм, Верена (1984). «Четыре суфары Двенадцатого Имама: О периоде формирования Двенадцатериши». Мир Востока . 15 : 126–143. JSTOR 25683146 .
- Клемм, Верена (2007). «Ислам в Иране ix. Наместники Махди» . Энциклопедия Ираника . Том. ХIV/2. стр. 143–146.
- Лейрвик, Оддбьёрн (2010). Образы Иисуса Христа в исламе (2-е изд.). Лондон: Международная издательская группа Continuum. ISBN 978-1441177391 .
- Маделунг, Уилферд (1981). «Абдаллах ибн аз-Зубайр и Махди». Журнал ближневосточных исследований . 40 (4): 291–305. дои : 10.1086/372899 . S2CID 161061748 .
- Маделунг, Уилферд (1986). «Аль-Махди» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 1230–1238. ISBN 978-90-04-07819-2 .
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам: история и доктрины двунадесятного шиизма . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300034998 .
- Сачедина, Абдулазиз А. (1978). «Трактат о сокрытии двенадцатого имамитского имама». Студия Исламика (48): 109–124. дои : 10.2307/1595355 . JSTOR 1595355 .
- Сачедина, Абдулазиз А. (1981). Исламский мессианизм: идея Махди в двунадесятническом шиизме . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0873954426 .
- Сонн, Тамарра (2004). Краткая история ислама . Издательство Блэквелл. ISBN 978-1405121743 .
- Валентин, Саймон Росс (2008). Ислам и Ахмадийский Джамаат: история, вера, практика . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0231700948 .
- Амир-Моэцци, Мохаммед Али (2007). «Ислам в Иране vii. Концепция Махди в двунадесятническом шиизме» . Энциклопедия Ираника . Том. ХIV/2. стр. 136–143.
- Амир-Моэцци, Мохаммед Али (1998). «Эсхатология iii. Имамитский шиизм» . Энциклопедия Ираника Том. VIII/6 стр. 100-1 575–581.
- Хусейн, Джассим М. (1986). Затмение Двенадцатого Имама: историческая справка . Рутледж Кеган и Пол. ISBN 978-0710301581 .
- Табатабай, Сайид Мохаммад Хоссейн (1975). Шиитский ислам . Перевод Сайида Хоссейна Насра Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0873953908 .
- Кольберг, Э. (2022). «Раджа». В Бирмане, П. (ред.). Энциклопедия ислама (2-е изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Хусейн, Джассим М. (1989). «Мессианизм и Махди». В Насре — Сейед Хосейн; Дабаши, Хамид; Наср, Сейед Вали Реза (ред.). Ожидание тысячелетия: шиизм в истории . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0887068447 .
- Собхани, Джафар (2001). Доктрины шиитского ислама (PDF) . Перевод Шах-Каземи, Реза. ИБ Таурис. [ ISBN отсутствует ]
- Модарресси, Хосейн (1993). Абу Джафар ибн Киба ар-Рази и его вклад в имамито-шиитскую мысль (PDF) . Дарвин Пресс. ISBN 978-0878500956 .
- Нанджи, Азим; Дафтари, Фархад (2006). «Что такое шиитский ислам?». В Корнелле, Винсент Дж. (ред.). Голоса Ислама . Том. 1. Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0275987329 .