Архитектура Возрождения Возрождения
Архитектура Возрождения Возрождения (иногда называемая « неоренессансом ») представляет собой группу стилей архитектурного возрождения 19-го века , которые не были ни греческим возрождением , ни готическим возрождением , но вместо этого черпали вдохновение из широкого спектра классических итальянских мод. Под широким названием «Архитектура эпохи Возрождения» архитекторы и критики 19-го века вышли за рамки архитектурного стиля, который зародился во Флоренции и Центральной Италии в начале 15-го века как выражение гуманизма эпохи Возрождения ; они также включали стили, которые можно определить как маньеризм или барокко . Самостоятельно применяемые обозначения стиля были распространены в середине и конце 19 века: «Неоренессанс» мог быть применен современниками к структурам, которые другие называли « итальянскими », или когда французского барокко присутствуют многие черты ( Вторая империя ).
Расходящиеся формы архитектуры эпохи Возрождения в разных частях Европы, особенно во Франции и Италии , усложнили определение и признание архитектуры неоренессанса. Сравнение широты исходного материала, такого как английский Воллатон-холл , [ 1 ] Итальянский Палаццо Питти , французский Замок Шамбор и Русская Грановитая палата — все они считаются «ренессансными» — иллюстрируют разнообразие обликов, которые может принимать один и тот же архитектурный ярлык.
Истоки архитектуры эпохи Возрождения
[ редактировать ]Происхождение архитектуры эпохи Возрождения обычно приписывают Филиппо Брунеллески (1377–1446). [ 2 ] : 243 Брунеллески и его современники хотели привнести больший «порядок» в архитектуру, что привело к строгой симметрии и тщательным пропорциям. Движение выросло из научных наблюдений за природой, в частности, анатомией человека.
Архитектура неоренессанса сформирована не только оригинальной итальянской архитектурой, но и формой, в которой архитектура эпохи Возрождения развивалась во Франции в 16 веке. В первые годы 16 века французы участвовали в итальянских войнах , вернув во Францию не только сокровища искусства эпохи Возрождения в качестве военной добычи , но и стилистические идеи. В долине Луары волна замкового строительства была осуществлена в традиционном французском готическом стиле, но с орнаментом в виде фронтонов, аркад, неглубоких пилястр и антаблементов итальянского Возрождения .
В Англии эпоха Возрождения имела тенденцию проявляться в больших квадратных высоких домах, таких как Лонглит-Хаус (1568–1580). Часто эти здания имели симметричные башни, что намекает на эволюцию средневековой укрепленной архитектуры. Это особенно заметно в Хэтфилд-хаусе (1607–1612 гг.), где средневековые башни соседствуют с большим итальянским куполом. Вот почему так много зданий в стиле раннего английского неоренессанса часто имеют больше «замкового воздуха», чем их современники из континентальной Европы , что может снова усугубить путаницу со стилем готического возрождения .
Рождение Неоренессанса
[ редактировать ]вошло возрождение архитектуры в стиле Ренессанса Когда в середине XIX века в моду , оно часто материализовалось не только в своей первоначальной форме, впервые увиденной в Италии, но и как гибрид всех его форм в соответствии с прихотями архитекторов и меценатов, подход, типичный для середины и конца 19 века. Современная наука определяет стили, следующие за эпохой Возрождения, как маньеризм и барокко , два очень разных, даже противоположных стиля архитектуры , но архитекторы середины 19-го века понимали их как часть континуума, часто называемого просто «итальянским», и свободно комбинировали их. все, а также Ренессанс, как это впервые было осуществлено в других странах.
Таким образом, итальянский, французский и фламандский Ренессанс в сочетании с количеством заимствований из этих более поздних периодов может вызвать большие трудности и споры в правильном определении различных форм архитектуры XIX века. Отличить некоторые формы зданий французского неоренессанса от зданий готического возрождения иногда может быть особенно сложно, поскольку оба стиля были одновременно популярны в 19 веке.
Как следствие, впервые начала проявляться застенчивая манера «неоренессанса» ок. 1840 год . К 1890 году это движение уже находилось в упадке. Гааге в Дворец мира , построенный в 1913 году в стиле французского неоренессанса, был одним из последних примечательных зданий в этом стиле.
Чарльз Барри представил Англии неоренессанс своим проектом Клуба путешественников в Пэлл-Мэлл (1829–1832). Другие ранние, но типичные отечественные примеры неоренессанса включают башни Ментмор и замок Ферьер , спроектированные в 1850-х годах Джозефом Пакстоном для членов банковской семьи Ротшильдов . Стиль характеризуется оригинальными мотивами эпохи Возрождения , заимствованными у таких архитекторов Кватроченто, как Альберти . Эти мотивы включали рустованную кладку и кауны , окна, обрамленные архитравами , и двери, увенчанные фронтонами и антаблементами . Если здание было многоэтажным, на самом верхнем этаже обычно были небольшие квадратные окна, представляющие собой меньший антресольный этаж оригинального дизайна эпохи Возрождения. Однако позже стиль неоренессанс стал включать в себя черты романского стиля и барокко , которых не было в оригинальной архитектуре эпохи Возрождения, которая часто была более строгой по своему дизайну. Панегирики Джона Раскина архитектурным чудесам Венеции и Флоренции 1850-х годов способствовали переключению «внимания ученых и дизайнеров, а их осведомленность повысилась благодаря дебатам и реставрационным работам». [ 3 ] от позднего неоклассицизма и готического возрождения до итальянского Возрождения.
Как и все архитектурные стили, неоренессанс не появился полностью сформировавшимся в одночасье, а развивался медленно. Одной из первых ласточек ее возникновения стала Вюрцбургская женская тюрьма, построенная в 1809 году по проекту Питера Шпита . Он включал в себя сильно рустованный первый этаж, смягченный одной полукруглой аркой, с любопытным в египетском миниатюрным портиком стиле наверху, высоко над ним располагался ряд из шести высоких арочных окон, а над ними, прямо под слегка выступающей крышей, располагались маленькие окна верхнего этажа. пол. Это здание предвещает аналогичные эффекты в творчестве американского архитектора Генри Хобсона Ричардсона, чьи работы в стиле неоренессанса были популярны в США в 1880-х годах. Стиль Ричардсона в конце эпохи возрождения представлял собой суровую смесь романских и ренессансных черт. [ 2 ] : 300–318 Примером этого является его «Склад Маршалл Филд» в Чикаго (завершенный в 1887 году, ныне снесенный). Неоренессанс был принят в начале Мюнхена , часто на основе итальянских Палацци, впервые появившихся во дворце Лейхтенберг (1817–1821 гг.) Лео фон Кленце , затем принятый в качестве государственного стиля во время правления Людвига I Баварского для таких достопримечательностей. как Старая пинакотека (1826–36), крыло Кенигбау Мюнхенской резиденции (1825–35) и Баварская государственная библиотека (1831–43).
Развитие и расширение
[ редактировать ]Европа
[ редактировать ]В то время как начало периода неоренессанса можно определить по простоте и строгости, то, что появилось позже, было гораздо более богато по своему дизайну. Этот период можно определить по некоторым великим оперным театрам Европы, таким как Бургтеатр Готфрида Земпера в Вене и его Оперный театр в Дрездене . Эта богато украшенная форма неоренессанса, происходящая из Франции, [ 2 ] : 311 иногда известный как стиль «Второй Империи», к настоящему времени он также включает в себя некоторые элементы барокко . К 1875 году этот стиль стал общепринятым в Европе для всех общественных и бюрократических зданий. [ 2 ] : с. 311, подпись 938 В Англии, где сэр Джордж Гилберт Скотт спроектировал лондонское министерство иностранных дел в этом стиле между 1860 и 1875 годами, оно также включало в себя определенные палладианские черты.
Начиная с оранжереи ( Сан-Суси 1851 г.), «неоренессанс стал обязательным стилем для университетских и общественных зданий, для банков и финансовых учреждений, а также для городских вилл» в Германии. [ 4 ] Среди наиболее совершенных примеров стиля были Вилла Мейер в Дрездене, Вилла Хаас в Гессене , Дворец Борзиг в Берлине , Вилла Мейснер в Лейпциге ; Кульминацией немецкой версии неоренессанса стали такие проекты, как Ратуша в Гамбурге (1886–1897) и Рейхстаг в Берлине (завершен в 1894 году).
В Австрии его пионерами стали такие прославленные имена, как Рудольф Эйтельбергер , основатель Венского колледжа искусств и ремесел (сегодня Венский университет прикладных искусств ). Особую популярность стиль нашел в Вене , где целые улицы и кварталы были построены в так называемом стиле неоренессанса, на самом деле представляющем собой классифицирующее нагромождение элементов, обильно заимствованных из разных исторических периодов.
Неоренессанс также был любимым стилем в Венгерском королевстве в 1870-х и 1880-х годах. В быстрорастущей столице Будапеште многие монументальные общественные здания были построены в стиле неоренессанса, например, базилика Святого Стефана и Венгерский государственный оперный театр . Проспект Андраши представляет собой выдающийся ансамбль таунхаусов в стиле неоренессанс последних десятилетий XIX века. Самый известный венгерский архитектор того времени Миклош Ибл в своих работах отдавал предпочтение неоренессансу.
В России этот стиль был впервые использован Огюстом Монферраном в Демидовском доме (1835 г.), первым в Санкт-Петербурге , применившим «поэтажный подход к украшению фасада, в отличие от классического метода, при котором фасад был задуман». как единое целое». [ 5 ] : 44 Константин Тон , самый популярный русский архитектор того времени, обильно использовал итальянские элементы для оформления некоторых интерьеров Большого Кремлевского дворца (1837–1851). Другой модный архитектор, Андрей Штакеншнейдер , отвечал за Мариинский дворец (1839–1844), с «граненым грубоотесанным камнем первого этажа», напоминающим итальянские палаццо XVI века. [ 5 ] : 45
Стиль получил дальнейшее развитие у архитекторов Владимирского дворца (1867–1872) и завершился созданием музея Штиглица (1885–1896). В Москве неоренессанс был менее распространен, чем в Северной столице, хотя интерьеры неомосковской городской думы (1890–1892) были выполнены с акцентом на флорентийский и венецианский декор. Хотя неоренессанс ассоциируется преимущественно со светскими постройками, князья Юсуповы заказали интерьер своей дворцовой церкви под Москвой (1909–1916) в строгом подражании венецианским церквям XVI века.
Северная Америка
[ редактировать ]Стиль распространился в Северную Америку , где стал любимым внутренним архитектурным стилем самых богатых американцев. Брейкерс в Ньюпорте, штат Род-Айленд , были резиденцией семьи Вандербильтов, спроектированной Ричардом Моррисом Хантом в 1892 году; он и современные ему особняки позолоченного века служат примером стремления богатых американцев сравняться и превзойти показной образ жизни европейских аристократов. Во второй половине XIX века 5-я авеню в Нью-Йорке была застроена французскими замками эпохи Возрождения и итальянскими палацци , спроектированными в стилях неоренессанса. Большинство из них с тех пор было снесено.
Функции
[ редактировать ]Одной из наиболее широко копируемых особенностей архитектуры эпохи Возрождения были большие лестницы из замков Блуа и Шамбор . [ 6 ] Блуа был любимой резиденцией французских королей в эпоху Возрождения. Крыло Франциска I , построенное в 1524 году, неотъемлемой частью которого является лестница, было одним из самых ранних примеров французского Возрождения . [ 7 ] Архитектура французского ренессанса представляла собой сочетание раннего готического стиля с сильным итальянским влиянием, представленным арками, аркадами, балюстрадами и, в целом, более плавной линией дизайна, чем это было очевидно в ранней готике. Триумфальная лестница замка Блуа копировалась почти с момента его завершения и, безусловно, была предшественницей «двойной лестницы» (иногда приписываемой Леонардо да Винчи ) в замке Шамбор всего несколько лет спустя.
Парадная лестница, будь то лестница Блуа или вилла Фарнезе, должна была стать одной из особенностей дизайна неоренессанса. Стало привычным, что лестница является не только элементом внутренней архитектуры, но и внешней. Но в то время как в Блуа лестница была открыта для непогоды, в 19 веке новое и инновационное использование стекла смогло защитить от непогоды, придав лестнице вид истинного открытого стиля эпохи Возрождения, хотя на самом деле это было так. действительно внутренняя особенность. Дальнейшее и более смелое использование стекла также позволило воспроизвести открытые и аркадные дворы эпохи Возрождения как высокие залы с застекленными крышами. Это было особенностью Ментмор Тауэрс и в гораздо большем масштабе Варшавского технологического университета , где в большом застекленном дворе была монументальная лестница. «Лестница Варшавского технологического университета», хотя и по духу Ренессанса, больше соответствует более легкому с большим количеством колонн. стилю Оттавиано Нонни Лестница (названная Иль Маскерино), спроектированная для Папы Григория XIII в римском Палаццо Квиринале в 1584 году, тем самым демонстрируя, что архитекторы, где бы они ни находились, выбирали стили неоренессанса независимо от географического положения.
Комбинированный историзм
[ редактировать ]Готические влияния на Возрождение Возрождения
[ редактировать ]Готические влияния как на период, так и на возрожденную архитектуру эпохи Возрождения очевидны, во-первых, поскольку большое количество зданий было построено в период перехода от готики к стилю Возрождения; а также потому, что дизайн эпохи Возрождения принял форму добавления орнаментов эпохи Возрождения к зданиям готической эпохи, создавая таким образом нарастание деталей из разрозненных источников. Архитекторы, проектировавшие в стиле Возрождения, обычно избегали любых ссылок на архитектуру неоготики , вместо этого опираясь на множество других классических стилей. [ нужна ссылка ] Однако есть исключения, и иногда два разных стиля смешиваются. Наиболее часто используемая разновидность готического дизайна — цветочная венецианская готика. [ нужна ссылка ] , как видно во дворе Дворца дожей , построенного в 1480-х годах.
Влияние барокко на Возрождение Возрождения
[ редактировать ]Общей чертой барокко, привнесенной в стили Возрождения, была «императорская лестница» (один прямой пролет, разделяющийся на два отдельных пролета).
Лестница спроектированная в Ментмор-Тауэрс, Джозефом Пакстоном, и лестница в Варшавском технологическом университете, спроектированная Брониславом Рогойским и Стефаном Шиллером (конец XIX века), представляют собой стилизацию настоящих дворов эпохи Возрождения. Обе лестницы кажутся более похожими на Бальтазара Неймана великую барочную лестницу в Вюрцбургской резиденции, чем на что-либо, что можно найти в настоящем палаццо эпохи Возрождения. Очевидная лестница в стиле барокко в Ментморе не лишена влияния Ренессанса, ее первый пролет похож на «Лестницу гигантов», поднимающуюся со двора Дворца дожей, спроектированную в то время, когда венецианская готика неудобно сливалась со стилем Ренессанса. Как и в Ментморе, Лестница Гиганта заканчивается аркадной лоджией. Возможно, это не ирония в том, что Холл и Лестница в Ментморе были спроектированы Пакстоном для демонстрации мебели, ранее находившейся во Дворце дожей.
Париж является домом для многих исторических зданий, которые в равной степени используют исходный материал эпохи Возрождения и барокко, таких как Опера Гарнье . Тем не менее, парижский Отель де Виль точно воспроизводит настоящий стиль французского Возрождения с крутыми крышами и башнями, поскольку это была реконструкция, завершенная ок. 1880 год , бывший отель де Виль . [ 8 ]
Во времена британского владычества в 1880 году фасады 1777 года Дома писателей в Калькутте были перепроектированы в стиле Возрождения, популярном тогда в колониальной Индии, хотя эта версия отличалась своим уникальным дизайном. Лоджии с серлианскими арками обманчиво имеют почти индийский вид, но расположены под мансардной крышей. В том, что на первый взгляд кажется индийским зданием, при ближайшем рассмотрении обнаруживается исторический пример классического палладианства в сочетании с французским ренессансом, уникальной интерпретацией стиля возрождения.
Интерьеры эпохи Возрождения
[ редактировать ]Как уже говорилось выше, стиль неоренессанса на самом деле представлял собой эклектичное смешение стилей прошлого, выбранных архитектором по прихоти своих покровителей. В настоящую эпоху Возрождения существовало разделение труда между архитектором, который проектировал внешний вид хорошо заметной оболочки, и другими ремесленниками, которые украшали и обустраивали интерьер. [ 9 ] Оригинальный итальянский дом в стиле маньеризма был местом отдыха и развлечений, где удобство и комфорт интерьера были приоритетом; в дизайне позднего барокко комфорт и дизайн интерьера были второстепенными по сравнению с внешним видом. За этим последовал период неоклассицизма , который придал большое значение пропорциям и достоинству интерьеров, но все же утратил комфорт и внутреннее удобство периода маньеризма. Именно в период неоренессанса 19 века маньеристский комфорт был заново открыт и сделан шаг вперед. Усовершенствованные строительные технологии 1850-х годов позволили не только остеклить ранее открытые лоджии и арки недавно изобретенными листами листового стекла, создав первые «панорамные окна», но и смешение архитектурных стилей позволило обработать интерьеры и экстерьеры. по-другому. Именно в это время проявилось понятие «стили обстановки», позволяющее проводить различия между внутренними помещениями и внешними видами, да и между самими различными помещениями. [ 9 ] Таким образом, современная концепция индивидуального подхода к комнате, отличного от ее окружения и соседей, пришла в зачаточное состояние. Классическими примерами этого являются большой дом Ротшильдов в Бакингемшире , гибриды различных замков эпохи Возрождения и английские загородные дома 16-го века , все с интерьерами от «Версаля» до « Медичи », а в случае Ментмор Тауэрс огромный центральный зал, напоминающий аркадный двор виллы эпохи Возрождения, удобно застекленный, обставленный в венецианском стиле и отапливаемый камином, спроектированным Рубенсом для своего дома в Антверпене. [ 10 ]
Наследие
[ редактировать ]К началу 20-го века неоренессанс стал обычным явлением на главных улицах тысяч городов, больших и малых, по всему миру. В южной Европе стиль неоренессанса начал терять популярность ок. 1900 год . Однако он все еще широко практиковался в 1910-х годах в Санкт-Петербурге и Буэнос-Айресе такими архитекторами, как Леон Бенуа , Мариан Перетяткович или Франсиско Тамбурини ( фото ).
В Англии это было настолько распространено, что сегодня в центрах даже самых маленьких городов можно встретить «итальянские палацци эпохи Возрождения», служащие банками или муниципальными зданиями. Говорят: « Хорошо известно, что девятнадцатый век не имел своего собственного художественного стиля » . [ 11 ] Хотя в какой-то степени это может быть правдой, то же самое можно было сказать и о большинстве эпох до начала 20-го века, неоренессанс в руках провинциальных архитекторов действительно превратился в стиль, который не всегда сразу можно распознать как производное от Возрождения. В этом менее очевидном обличии неоренессанс должен был обеспечить важное скрытое течение в тоталитарной архитектуре различных стран, особенно в сталинской архитектуре Советского Союза , как это видно в некоторых павильонах Всесоветского выставочного центра .
Архитектура неоренессанса из-за своего разнообразия, пожалуй, единственный стиль архитектуры, существовавший во многих формах, но все еще общий для многих стран.
-
Земпера Готфрида Земпера Дрезденский 1870 оперный театр года, сочетающий в себе как барокко , так и эпохи Возрождения. архитектурные черты
-
Неоренессансный русский стиль: малоизвестное здание в стиле неоренессанса, демонстрирующее влияние барокко и рококо в Ярославле , Россия.
-
Первая конгрегационалистская церковь в Толедо, штат Огайо, 2019 год, построенная в стиле итальянского Возрождения с окнами, созданными Луи Комфортом Тиффани.
-
1886 года в стиле неоренессанса Ратуша Куопио по проекту Ф. А. Сьёстрёма.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Воллатон Холл» . Greatbuildings.com . Проверено 11 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Копплстоун, Тревин (1963). Мировая архитектура . Хэмлин.
- ^ Розанна Павони. Возрождение эпохи Возрождения: использование и злоупотребление прошлым в итальянском искусстве девятнадцатого века . Издательство Кембриджского университета, 1997. ISBN 0-521-48151-1 . Страница 73.
- ^ Кембриджский спутник современной немецкой культуры . Издательство Кембриджского университета, 1999. ISBN 0-521-56870-6 . Страница 283.
- ^ Jump up to: а б Джули А. Баклер. Картографирование Санкт-Петербурга: Имперский текст и форма города . Издательство Принстонского университета, 2004. ISBN 0-691-11349-1 .
- ↑ Chateau de Chambord получено 19 апреля 2006 г.
- ^ «Замок Блуа» . Замки.орг . Проверено 11 июня 2011 г.
- ^ «Отель де Виль» . Aviewoncities.com . Проверено 11 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Даль Лаго, Адальберт (1966). Древние виллы . Милан: Фрателли Фаббри.
- ^ Сотбис. Ментмор
- ^ Лессених, Рольф П. «Идеалы против реальности: декадентская идентичность девятнадцатого века и эпоха Возрождения» . 2004-01. По состоянию на 10 ноября 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Розанна Павони, редактор (1997) Возрождение эпохи Возрождения: использование и злоупотребление прошлым в итальянском искусстве и декорировании девятнадцатого века в серии: Кембриджские исследования по итальянской истории и культуре (Cambridge University Press) ISBN 0-521-48151-1 . Первая оценка Возрождения в Италии после Объединения. Аннотация к книге
- Марек Згорняк, Вокруг неоренессанса в архитектуре XIX века , Краков, 1987. ISBN 83-233-0187-5 . Общее исследование. Смотрите аннотацию на странице автора.
- «История и стили: Другие неостили XIX века»
- Паоло Коэн, Возрождение Возрождения. Искусство, политика и рынок в первые десятилетия существования Рима как столицы (1870–1911) , Чинизелло Бальзамо, Silvana Editoriale, 2020, ISBN 9788836645435.