Список латинских фраз (А)
(Перенаправлено с Ave atque Vale )
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
На этой странице перечислены английские переводы известных латинских фраз, таких как veni vidi vici и et cetera . Некоторые фразы сами по себе являются переводами греческих фраз , поскольку греческая риторика и литература достигли своего расцвета за столетия до возникновения Древнего Рима .
- букву А. Этот список охватывает см . в списке латинских фраз . Основной список
латинский | Перевод | Примечания |
---|---|---|
по желанию | от одного очень доволен | т. е. «по желанию» или «по своему усмотрению». Эта фраза и ее итальянские ( beneplacito ) и испанские ( beneplácito ) производные являются синонимами более распространенного ad libitum (по желанию). |
с головы до ног | с головы до пят | т. е. «сверху вниз», «насквозь» или «с головы до пят». См. также Pedibus Usque Ad Caput . |
Напротив | с противоположной стороны | т. е. «наоборот» или « наоборот ». Таким образом, аргументум а контрарио («аргумент противного») — это аргумент или доказательство по контрасту или прямой противоположности. |
от Девкалиона | с или после Девкалиона | Давным-давно; из Гая Луцилия , Сатиры VI, 284 |
исходить из ложных принципов | исходить из ложных принципов | Юридическая фраза. Цицерон De , finibus IV.53. |
от более сильного | от более сильного | т. е. «тем более» или «еще более веская причина». Часто используется для перехода от менее определенного утверждения к более очевидному следствию. |
от большего к меньшему | от большего к меньшему | От общего к частному; «То, что справедливо для всех X, справедливо и для одного конкретного X ». - аргумент а тем более |
от меньшего к большему | от меньшего к большему | Вывод от меньшего к большему; то, что запрещено как минимум, запрещено как минимум («Если езда на велосипеде вдвоём запрещена, то езда втроем наказывается, по крайней мере, таким же образом».) |
от ног до головы | от ног до головы | т. е. «полностью», «с кончиков до пят», «с головы до пят». В равной степени capite ad Calcem . См. также ab ovo usque ad Mala . |
владение этим | от возможности к тому, чтобы быть | «От возможности к действительности» или «от возможности к действительности». |
в ретроспективе | от последнего | Основано на наблюдениях, т. е. эмпирических данных . Противоположность априори . Используется в математике и логике для обозначения чего-то, что известно после проведения доказательства. В философии используется для обозначения чего-то, известного из опыта. |
априори | из бывшего | Предполагается независимость от опыта; обратная сторона апостериорного . Используется в математике и логике для обозначения чего-то, что известно или постулируется до того, как было проведено доказательство. В философии использовать для обозначения чего-либо предполагается без эмпирических подтверждений. В повседневной речи оно обозначает нечто, происходящее или известное до события. |
от восхода до заката | от восхода до заката | |
от абсурда | от абсурда | Говорится об аргументе либо в пользу вывода, основанного на предполагаемой абсурдности аргумента оппонента (ср. обращение к насмешкам ), либо в отношении того, что другое утверждение ложно, потому что оно абсурдно. Эта фраза отличается от доведения до абсурда , которое обычно является действительным логическим аргументом. |
от злоупотребления использовать последствия недействительны | Вывод об использовании на основе злоупотребления недействителен. | т.е. право остается правом, даже если им злоупотребляют (например, осуществляют его морально/этически неправильно); ср. § злоупотребление нон tollit usum . |
из вечности | из вечного | Буквально «из вечности», «из вечности» или «извне времени». С философской и теологической точки зрения оно указывает на что-то, например, на Вселенную, созданную вне времени. Иногда употребляется неправильно для обозначения чего-либо не извне времени, а из точки внутри времени, т.е. « с незапамятных времен », «от начала времен». или «из бесконечно отдаленного времени в прошлом») |
с древних времен | из древнего | то есть с древних времен |
из букв | из букв [1] | Относительно или относящегося к переписке. [1] Ab epistulis первоначально было названием должности секретаря в Римской империи. |
АБ экстра | извне/без | Юридический термин, обозначающий происхождение из внешнего источника, в отличие от личности или разума человека, последний из которых обозначается ab Intra . |
отсюда | отсюда и дальше | Также иногда пишется как «abhinc». |
из нижней части груди | из самой глубокой груди | т. е. «от всего сердца», «с глубочайшей любовью» или «искренне». Приписывается Юлию Цезарю . |
от неудобного | от неудобной вещи | Неолатинское слово «из-за непригодности», «из-за неудобства» или «из-за невзгод». Argumentum ab inconvenienti – это аргумент, основанный на трудностях, связанных с следованием линии рассуждений, и, таким образом, является формой апелляции к последствиям . Эта фраза относится к юридическому принципу, согласно которому аргумент о неудобствах имеет большой вес. |
из колыбели | с колыбели | т. е. «с самого начала» или «с младенчества». Инкунабула обычно используется в английском языке для обозначения самой ранней стадии или происхождения чего-либо, особенно для копий книг, появившихся до распространения печатного станка c. 1500 год нашей эры . |
с самого начала | с самого начала | т.е. «с самого начала», имея в виду расследование или расследование. Ab initio mundi означает «от начала мира». В литературе это относится к истории, рассказанной с самого начала, а не in medias res («с середины»). В науке это относится к первым принципам . В других контекстах это часто относится к курсам для начинающих или обучающим курсам. В праве это относится к тому, что вещь является истинной с самого начала или с момента совершения действия, а не с того момента, когда суд объявил это таковым. Точно так же аннулирование — это судебное заявление о недействительности или ничтожности брака ab initio : так называемый брак не был «ничем» (лат. nullius , от которого происходит слово «недействительность») и никогда не существовал, за исключением, возможно, только имя. |
от не получившего завещания | от лица, не имеющего завещания | т.е. от (умершего) умершего, который умер, не исполнив законного завещания; ср. по завещанию |
аб интра | изнутри | т. е. изнутри, в отличие от ab extra («извне»). |
по приглашению | против своей воли | |
от злости | от/от разгневанного человека | Буквально: «от злого человека». Хотя форма ирато мужского рода, применение этой фразы не ограничивается мужчинами. Скорее, имеется в виду «человек», потому что из этой фразы, вероятно, исключается homo («человек/человек»), а не vir («человек»). В законодательстве оно используется для описания решения или действия, которое мотивировано ненавистью или гневом, а не разумом и наносит ущерб тем, на кого оно влияет. |
из оригинала | из источника | т.е. от происхождения, начала, источника или начала; или «изначально». Корень слова абориген . |
ab ovo | из яйца | т.е. с самого начала или происхождения. Произведено от более длинной фразы в Горация Сатире и 1.3: « ab ovo usque ad Mala », что означает «от яйца к яблокам», что указывает на то, что древнеримская трапеза обычно начиналась с блюда из яиц заканчивалась фруктами ( ср. английское словосочетание « суп с орехами» ). Таким образом, ab ovo означает «с самого начала» и может означать тщательность . |
Он не будет отсутствовать | отсутствующий человек не будет наследником | Юридический принцип, согласно которому отсутствующий человек вряд ли унаследует. |
отсутствующий ответчик (абс. ре.) | [при] отсутствии ответчика | Юридическая фраза, обозначающая действие «в отсутствие обвиняемого». |
травма отсутствует | отсутствует из-за травмы | т. е. «без обид», что означает желание, чтобы слова говорящего не причинили никакого оскорбления или вреда. Также переводится как absit iniuria verbis («пусть в этих словах не будет вреда»). ср. абсит инвидия . |
зависть отсутствует | отсутствует от зависти | В отличие от «без обид», absit invidia произносится в контексте заявления о превосходстве, чтобы отогнать завистливых божеств, которые могут интерпретировать заявление о превосходстве как высокомерие . Также расширено до absit invidia verbo («пусть в этих словах отсутствует недоброжелательность / зависть»). ср. абсит инурия вербис . [2] |
предзнаменование отсутствует | отсутствует в предзнаменовании | т. е. «пусть это не будет плохим предзнаменованием», выражая надежду на то, что что-то дурное не обернется в будущем невезением. |
абсолютное мастерство | абсолютное господство | т. е. полная или верховная власть, господство, собственность или суверенитет |
оправдать | Я освобождаю | Юридический срок, объявляемый судьей для оправдания подсудимого после суда. Te absolvo или absolvo te («Я прощаю тебя») произносится -католическими священниками во время Таинства исповеди римско перед Вторым Ватиканским собором и на местном языке после этого. |
лишняя осторожность не помешает | излишняя осторожность не причинит вреда | т. е. «никогда нельзя быть слишком осторожным» |
все учатся у одного | из одного узнай все | Относится к ситуациям, в которых один пример или наблюдение указывает на общую или универсальную истину. Придумано у Вергилия , Энеиды II 65-6. Пример: при дворе короля Сайласа в американском телесериале « Короли» . |
основан городом (AUC) | со дня основания города | т. е. «от основания Рима», которое произошло в 753 г. до н. э., согласно Ливию . Он использовался в качестве эталонного года в Древнем Риме, от которого рассчитывались последующие годы, прежде чем был заменен другими соглашениями о датировке. Также anno urbis conditae (AUC), буквально «в год основания города». |
злоупотребление не исключает использования | неправильное использование не устраняет использование | Неправильное использование какой-либо вещи не исключает возможности ее правильного использования. ср. Ab Abusu Ad Usum Non Valet Consequenceia |
АБ полезно | из полезности | Использование аргумента |
бездна взывает к бездне | бездна зовет бездну | Из Псалмов 42:7 ; в некоторых переводах есть «море заходит в море». |
возьми это | возьми это | Девиз 848-й военно-морской авиационной эскадрильи Королевского флота Великобритании. |
никто не должен обвинять себя, кроме как перед Богом | никто не должен обвинять себя, кроме как в присутствии Бога | Юридический принцип, обозначающий, что обвиняемый имеет право заявить о своей невиновности и что свидетель не обязан отвечать или представлять документ, который мог бы обвинить его самого . Похожая фраза - nemo tenetur se ipsum Accusare («никто не обязан обвинять себя»). |
Деяния богов никогда не подводят смертных | поступки смертных никогда не обманывают богов | от Овидия Происходит , I.ii, 97: . («Но если действия смертных никогда не обманывают богов, / вы знаете, что преступления не было по моей вине».) |
спектакль окончен, хлопните в ладоши | Спектакль поставлен; аплодирую! | Общий финал древнеримских комедий: Светоний утверждал в «Двенадцати цезарях» , что это были последние слова Августа ; Сибелиус применил их к третьей части своего струнного квартета № 2, чтобы аудитория поняла, что это последняя часть, поскольку обычно ожидается четвертая часть. |
дела, а не слова | Дела, а не слова | Девиз Академии торгового флота США . |
Деяния святых | Деяния святых | Также используется в единственном числе перед именем святого: Acta Sancti («Деяния святого») N.; общее название агиографических произведений |
действия по вере | действие следует за верой | т. е. «мы действуем в соответствии с тем, во что мы верим (как мы сами)». [3] |
истец, не доказав свою вину, оправдан | Обвиняемый освобождается от ответственности в случае неспособности обвинения доказать свою правоту [4] | презумпция невиновности |
Поступок, совершенный против моей воли, не является моим поступком | поступок, совершенный мною против моей воли, не является моим поступком | |
действие не делает человека виновным, если только разум не виновен | Действие не делает [человека] виновным, если разум не должен быть виноват. | Правовой принцип презумпции mens rea в преступлении |
виновное деяние | виновное деяние | Фактическое совершенное преступление, в отличие от намерения, мышления и рационализации, которые привели к преступному деянию; внешние элементы преступления, а не внутренние элементы (т.е. mens rea ). |
до абсурда | до абсурда | В логике до такой степени, что это глупо или бессмысленно. См. также «доведение до абсурда» . Не путать с ab абсурдо («из абсурда»). |
к изобилию | к изобилию | Используется в юридическом языке при предоставлении дополнительных доказательств к уже достаточной коллекции. Также обычно используется как эквивалент фразы «как будто этого недостаточно». |
к записям | в архивы | Обозначение несущественности вещи |
Я склонен идти выше | Я стремлюсь к более высоким вещам | |
по желанию | по желанию, по своему усмотрению | |
объявление астры | к звездам | Общее название или девиз, полностью или частично, среди многих публикаций. |
ad astra per aspera | к звездам сквозь трудности | т. е. «к звездам ведет неровная дорога», как на на Стартовом комплексе-34 мемориальной доске космонавтам «Аполлона-1» . Используется в качестве девиза штата Канзас и других организаций. |
в Августу ради Ангусты | через трудности к почестям | т. е. подняться на высокую должность, преодолевая трудности. |
чтобы захватить толпу | пленить толпу | т.е. апеллировать к массам. Часто говорят или используют политики. Точно так же аргументум ad captandum — это аргумент, призванный угодить толпе. |
духовенству | духовенству | Официальное письмо или сообщение в христианской традиции от епископа своему духовенству. Ad clerum может быть поощрением во время празднования или техническим объяснением новых правил или канонов . |
на небеса или с небес в центр | от неба к центру | т. е. «от Небес до центра Земли». В законе это может относиться к принципу собственности cuius est solum, eius est usque ad coelum et ad inferos («кем бы ни была почва, она принадлежит ему до неба и до недр [Земли]»). |
к тому же | к тому же | Степень ad eundem . (образованная от ad eundem gradum , «на той же ступени или степени») — это любезная степень, присуждаемая университетом или колледжем выпускнику другого университета Это не почетная степень , а признание формального обучения, за которое эта степень была получена в другом колледже. |
рекламные шрифты | к источникам | Девиз гуманизма эпохи Возрождения и протестантской Реформации |
до дна | до дна | т. е. «до дна вверх!» (во время общего тоста ) или «возврат к основам», в зависимости от контекста. |
для этого | к этому | т. е. «для этого», в смысле импровизированного или предназначенного только для конкретной, непосредственной цели. |
человеку | к/у мужчины | Предоставляет термин «аргументум ad hominem» — логическую ошибку , при которой критикуют самого человека, когда предметом дебатов является его идея или аргумент, на основе ошибочного предположения, что обоснованность аргумента зависит от качеств его сторонника. |
почтить | в/за честь | т.е. не с целью получения какого-либо материального вознаграждения |
до бесконечности | до бесконечности | то есть, продолжающееся вечно. Используется для обозначения свойства, которое повторяется во всех случаях в математическом доказательстве . Также используется в философском контексте в значении «повторение во всех случаях». |
промежуточное объявление (между рекламным объявлением) | тем временем | Как и термин « временный поверенный в делах », обозначающий дипломатического чиновника, который действует вместо посла. [5] |
по греческому календарю | никогда | т. е. « когда свиньи летают ». Приписывается Светонием в «Двенадцати цезарях Августу » . Календы были особыми днями римского календаря , а не греческого , поэтому «греческие календы» никогда не возникали. |
желанию по | к удовольствию | т. е. «как пожелаете» или «как пожелаете». В музыкальных и театральных сценариях это обычно означает, что исполнитель имеет право что-то изменить или опустить. Импровизация часто используется, особенно когда кто-то импровизирует или игнорирует ограничения. Также используется в некоторых ресторанах в пользу разговорной фразы «все, что вы можете съесть или выпить». Libitum происходит от причастия прошедшего времени от libere («угодить»). |
у порога апостолов | к порогам Апостолов | то есть в Рим. В частности, относится к пятилетнему визиту ad limina — официальной поездке римско-католических епископов с визитом к Папе каждые пять лет. |
к костюму | к иску | Юридическая фраза, относящаяся к стороне, назначенной судом действовать в судебном процессе от имени другой стороны, которая считается неспособной представлять себя, например ребенка. Лицо, действующее в этом качестве, называется опекуном adlitem . |
разместить (поместить) | на месте | Используется для предложения поискать информацию о термине в соответствующем месте цитируемого справочника. |
к свету | к свету | часто используемый девиз для учебных заведений |
для вящей славы Божией (AMDG) | Для вящей славы Божией | девиз Общества Иисуса (иезуитов) |
к лучшему | к лучшему | Девиз колледжа Святого Патрика, Каван , Ирландия |
до смерти | до/после смерти | Медицинская фраза, служащая синонимом смерти |
в течение многих лет | на многие годы | Желание долгой жизни; похоже на « много счастливых возвращений ». |
до тошноты | к болезни | т. е. «до отвращения». Иногда используется как юмористическая альтернатива «до бесконечности» . Аргументум до тошноты — это логическая ошибка , при которой ошибочное доказательство предлагается путем длительного повторения аргумента, т. е. аргумент повторяется так много раз, что людям он «надоел». |
в глаза | в глаза | т. е. «очевидно с первого взгляда» или «очевидно для всех, кто это видит» |
к письму | в конец письма | т. е. «точно так, как написано», «до буквы» или «до мельчайших подробностей». |
на вечную память | на вечную память | Обычно предшествует «of» и имени человека, используется для желания, чтобы кого-то помнили долго после смерти. |
на вес всех (ad pond om) | на вес всех вещей | т. е. «учитывая вес всего». Аббревиатура исторически использовалась врачами и другими лицами для обозначения того, что последний предписанный ингредиент должен весить столько же, сколько все ранее упомянутые. |
к какой потере | к какому бы то ни было ущербу | т.е. «в соответствии с вредом» или «пропорционально вреду». Эта фраза используется в деликтном праве как мера причиненного ущерба , подразумевая, что средство правовой защиты (если оно существует) должно соответствовать конкретно и только понесенному ущербу. ср. чертум абскэ инурия . |
для ссылки (ссылка на объявление) | для ссылки | т.е. подлежит предложению, предварительному одобрению, но все еще нуждается в официальном одобрении. Это не то же самое, что референдум . |
в точку | к делу | то есть "к делу" или "без отступлений " |
мы здесь | вот мы и здесь | Девиз бразильской морской пехоты . Молитва Adsumus, Sancte Spiritus (« Мы стоим перед Тобой, Святой Дух ») обычно произносится в начале каждой сессии Вселенского Собора или Синода Епископов в Католической Церкви. [6] |
завершить начинание | для достижения того, что было предпринято | Девиз Ассоциации трастовых школ |
к сроку, который прошел | за истекший срок | Юридическая фраза для разрешения на въезд [7] |
к волнам | к волнам | то есть «в ад» |
одному | одному | |
для использования Дельфина | для использования Дофина | Сказано о произведении, очищенном от оскорбительных или ненадлежащих частей. Происходит на основе изданий греческой и римской классики, которые король Франции Людовик XIV подверг цензуре для своего наследника, дофина . Также редко встречается в usum Delphini («в обиходе дофина » ). |
для собственного использования | для собственного использования | |
готов к обоим | подготовлен к любому [альтернативному варианту] | Девиз Лундского университета , подразумеваемыми альтернативами которого являются книга (учеба) и меч (защита нации в войне), США морской пехоты III экспедиционного корпуса и испанских подводных сил. |
ценить | по стоимости | Используется в торговле для обозначения адвалорных налогов , т. е. налогов, основанных на оценочной стоимости недвижимости или личного имущества. |
к победе | к/к победе | как боевой клич Используется римлянами . |
к вечной жизни | к вечной жизни | т. е. «к жизни вечной». Распространенная библейская фраза |
к жизни или вине | на всю жизнь или до вины | Используется в отношении окончания политического срока после смерти или падения офицера (смерти, например, при совершении им достаточно серьезного безнравственности и / или юридического преступления). |
дополнение | вещь, которую нужно добавить | т. е. элемент, который нужно добавить, особенно в качестве дополнения к книге. Множественное число – это дополнения . |
адекватность реальности и понимания | соответствие разума и реальности | Одно из классических определений «истины»: когда разум имеет ту же форму, что и реальность, мы думаем об истине . Также переводится как adaequatio intellectus et rei . |
приспособление нашего понимания к реальности | соответствие разума действительности | Фраза, используемая в эпистемологии относительно природы понимания. |
Я здесь | я здесь | то есть «настоящее!» или «здесь!» Противоположность absum («Я отсутствует»). |
достичь равнин Луны | Я достигну равнин Луны | Девиз эмблемы американской лунной миссии IM-1 . |
Я не говорю против солнца | не говори против Солнца | т.е. «не спорьте о том, что явно/явно неверно». |
адвокат дьявола | Адвокат дьявола | Тот, кто перед лицом конкретного аргумента высказывает аргумент, который он не обязательно принимает, ради спора и открытия истины путем проверки аргумента оппонента. ср. аргумент . |
сны пациента | сны больного человека | то есть «тревожные сны». От Горация , Ars Poetica VII 7. |
долг | внешний долг | то есть "чужие деньги" |
своего возраста (возраста, возраста или возраста) | своего возраста или в возрасте | Слово aetatis означает «состарившийся» или «совершеннолетний» (например, «aetatis 36» означает «возраст 36 лет» или «возраст 36 лет»). Встречается на портретах, надгробиях, памятниках и т. д. Обычно предшествует anno (AAS). , «в # году [его возраста/жизни]». Часто сочетается с Anno Domini , указывая одновременно возраст Иисуса Христа и возраст умершего. Пример: « Obiit anno Domini MDCXXXVI тот (тридцать шестой), [в] год его 25-летия тот (vicensimo quinto) » («он умер в 1636-м году от Господня, [будучи] 25-м [годом] своего возраста[/жизни]»). |
аффидевит | он утверждал | Юридический термин, происходящий от слова fides («вера»), происходящего, по крайней мере, из средневековой латыни и обозначающего заявление под присягой. |
делай то, что делаешь | делай то, что делаешь | т. е. «делай то, что делаешь» или «делай хорошо все, что делаешь». В переносном смысле это означает «продолжай идти, потому что ты вдохновлен или предан этому». Это девиз нескольких римско-католических школ, а также его использовал Папа Иоанн XXIII в смысле «не заботьтесь ни о чем другом, кроме поставленной задачи»; он успокаивал беспокойство о том, что станет с ним в будущем: его чувство возраста quod agis было «радостью» по поводу происходящего в настоящее время и «отстраненностью» от забот о будущем. [8] |
действовать следует (быть) | действие следует за тем, чтобы быть | Метафизический и моральный принцип, указывающий на связь онтологии , долга и этики . [3] |
Агнус Деи | Агнец Божий | Относится как к невиновности агнца , так и к тому, что Христос был жертвенным агнцем согласно еврейской религиозной практике. Это латинский перевод Иоанна 1:36 , когда Св. Иоанн Креститель восклицает: « Ecce Agnus Dei !» («Вот Агнец Божий!»), увидев Иисуса Христа . |
ставка сделана | жребий брошен | Сказано Юлием Цезарем ( греч . ἀνερρίφθω κύβος , anerríphthō kýbos ) при пересечении Рубикона в 49 г. до н. э., согласно Светонию . Первоначальное значение было похоже на «игра началась», но его современное значение, как и значение фразы « переход Рубикона », означает прохождение точки невозврата в важном решении и вступление в рискованное предприятие, результат которого невозможен. оставлено на волю случая. |
питать свет, где возникла свобода | Пусть свет питается там, где возникла свобода | «Свет» означает обучение. Девиз Дэвидсон-колледжа . |
псевдоним | в другое время, иначе | Вымышленное имя или псевдоним ; похоже на альтер-эго , но более конкретно относится к имени, а не к «второму я». |
алиби | в другом месте | Юридическая защита, когда обвиняемый пытается доказать, что он находился в другом месте в момент совершения преступления (например, «его алиби достоверно; он дал показания, что находился в другом городе в ночь убийства»). |
что-то означает кого-то | что-то означает что-то другое | Основополагающее определение в семиотике . |
крылья орла | на крыльях орла | Из Исаии 40 : «А ожидающие Господа обретут силу свою: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не утомятся, пойдут — и не утомятся». |
Элис Грейв ноль | ничто не тяжелое с крыльями | т. е. «нет ничего тяжелого для тех, у кого есть крылья»; девиз Папского католического университета Рио-де-Жанейро , Бразилия |
он летает на своих крыльях | она летает на своих крыльях | Девиз штата Орегон , принятый в 1987 году, заменивший предыдущий девиз штата «Союз», принятый в 1957 году. |
альма-матер | кормящая мать | Термин, используемый для обозначения университета, который человек посещает или посещал. Другой университетский термин, matriculation , также происходит от mater . Этот термин предполагает, что университет «кормит» студентов знаниями и заботится о них. Он также используется в традиционном школьном гимне университета. |
alter ego | другой я | т. е. другое «я», вторая персона или псевдоним . Может использоваться для описания разных граней или личностей одного персонажа или разных персонажей, которые кажутся представителями одной и той же личности. вымышленного персонажа Часто используется для обозначения тайной личности . |
Он не может быть чужим, кто может быть своим | пусть ни один человек не будет чужим, кто может быть своим | Обычно приписываемая Цицерону , эта фраза является последним предложением Эзопу приписываемой басни « Лягушки, желавшие короля », которая появляется в сборнике, широко известном как « Аноним Невелети », в басне 21B: De ranis a Iove querentibus regem . Используется в девиза Парацельса качестве . |
не причинять вреда другому | чтобы не ранить другого | из трех основных юридических Дигест I. Юстиниана Одна заповедей |
выпускница , или, выпускница | ученик | Выпускник или бывший студент школы, колледжа или университета. Множественное число слова «выпускник» — выпускники (мужчина). Множественное число слова «выпускница» — «alumnae» (женщина). |
от моря до моря | от моря до моря | Из Псалма 72 :8: « Et dominabitur a mari usque ad mare, et a flumine usque ad terminos terrae » ( KJV : «Он будет владычествовать от моря до моря и от реки до концов земли»). Национальный девиз Канады. |
очень крутая Виктория | победа благоприятствует заботе | Девиз нескольких школ |
верный друг в неопределенном деле | верный друг в неуверенном деле | Из Энния , цитируемого Цицероном в Laelius de Amicitia , с. 64 |
друг суда | друг суда | т.е. советник или человек, который может получить или предоставить доступ к благосклонности влиятельной группы (например, Римской курии ). В нынешнем правовом использовании США amicus curiae — это третья сторона, которой разрешено представлять юридическое заключение в форме заключения amicus в суд . |
Друг Платона, но более дружелюбная правда . | Платон — мой друг, но истина — лучший друг. | Утверждение, что правда ценнее дружбы. Приписывается Аристотелю , «Никомахова этика» , 1096а15; и Роджер Бэкон , Opus Majus , Часть 1, Глава 5. |
друг даже к алтарю | друг до алтаря | «друг вплоть до алтаря», «друг, чья единственная высшая преданность — это религия», «друг до самого конца». |
потерять закон страны | потерять закон страны | Устаревшая юридическая фраза, означающая лишение права приносить присягу в любом суде или деле или становиться позорной. |
интеллектуальная любовь к Богу | интеллектуальная любовь к Богу | От Баруха Спинозы |
любовь одновременно сладка и жестока | любовь богата и медом, и ядом | Из первого действия, первой сцены пьесы Плавта « Чистеллария » . [9] |
фати любовь | любовь к судьбе | Ницшеанское мировоззрение, альтернативное тому, которое представлено через memento mori («помни, ты должен умереть»): Ницше считал, что amor fati более позитивен в отношении жизни. |
любовь одинакова для всех | любовь одинакова для всех | От Вергилия , Георгика III. |
любовь к стране | любовь к отечеству | т. е. «любовь к нации»; патриотизм |
любовь побеждает все | любовь побеждает все | Первоначально от Вергилия , Эклоги X, 69 : omnia vincit amor: et nos cedamus amori («любовь побеждает все: давайте тоже предаемся любви»). Эта фраза начертана на браслете, который носила настоятельница из Чосера » «Кентерберийских рассказов . |
Разве ты не знаешь, сын мой, как благоразумие правит миром? | Разве ты не знаешь, сын мой, как мало мудрости управляют миром? | Написано Акселем Оксеншерной в письме, чтобы поддержать своего сына, делегата на переговорах, которые привели к заключению Вестфальского мира , который беспокоился о своей способности выстоять среди опытных и выдающихся государственных деятелей и дипломатов. |
по-английски | по-английски | Используется перед англизированной версией слова или имени. Например, «Terra Mariae, Англия , Мэриленд». |
ум, сверяясь с книгой | ум, свободный от размышлений | Девиз НАТО |
год (ан.) | в году | Также используется в таких фразах, как anno urbis conditata (см. ab urbe condita ), Anno Domini и anno regina . |
год Домини (AD) | в год нашего Господа | Аббревиатура Anno Domini Nostri Jesu Christi («в год Господа нашего Иисуса Христа»), наиболее часто используемая система датирования лет во всем мире; используется с григорианским календарем и основан на предполагаемом году рождения Иисуса Христа . Годы до Его рождения раньше обозначались а. C. n ( ante Christum natum , «до рождения Христа»), но сейчас используют английскую аббревиатуру «BC» («до Рождества Христова»). Например, Август родился в 63 году до нашей эры и умер в 14 году нашей эры. |
год правления | В год правления | Предшествует «of» и текущему правителю. |
он кивнул в начале | он кивает на начатое дело | т. е. «он одобряет наши начинания». Девиз на реверсе Большой печати Соединенных Штатов и, следовательно, на реверсе однодолларовой купюры Соединенных Штатов ; в этом контексте девиз относится к Богу. |
ужасный год | ужасный год | Вариация на тему annus mirabilis , записанная в печати с 1890 года. [10] В частности, оно использовалось в речи королевы Елизаветы II, чтобы описать, каким плохим для нее был 1992 год. На классической латыни эта фраза на самом деле означает «ужасающий год». См. также annus terribilis . |
чудесный год | чудесный год | В частности, используется для обозначения 1665 и 1666 годов, когда Исаак Ньютон сделал революционные изобретения и открытия в области исчисления, движения, оптики и гравитации. «Аннус Мирабилис» — это также название стихотворения Джона Драйдена, написанного в том же году. С тех пор его использовали для обозначения других лет, особенно 1905 года, когда Альберт Эйнштейн сделал столь же революционные открытия, касающиеся фотоэлектрического эффекта, броуновского движения, эквивалентности массы и энергии и специальной теории относительности. ( См. Аннуса Мирабилиса статьи ) |
ужасный год | ужасный год | Используется для описания 1348 года, когда Черная смерть начала поражать Европу. |
перед войной | перед войной | Как в status quo ante bellum («как было до войны»); обычно используется как довоенный период для обозначения периода, предшествовавшего Гражданской войне в США , в первую очередь в отношении юга Соединенных Штатов того времени. |
перед едой | перед едой | Медицинское сокращение от «до еды». |
пред лицом Господа | пред лицом Господа | Девиз Колледжа христианских братьев, Аделаида |
перед письмом | перед письмом | Говорится о выражении или термине, описывающем что-то, существовавшее до того, как сама фраза была введена в употребление или стала общепринятой. Пример: Алан Тьюринг был ученым-компьютерщиком до последнего времени область « информатики » еще не была признана. , поскольку во времена Тьюринга |
до полудня (утра) | до полудня | С полуночи до полудня; праздничный пост |
перед смертью | перед смертью | См. post mortem («после смерти»). |
прежде всего быть вооруженным | прежде всего, будьте вооружены | |
до обеда | до обеда | Используется в фармацевтических рецептах для обозначения «перед едой». Реже встречается постпрандиум («после обеда»). |
древние поклоняются древним дням | пусть древние поклоняются Ветхому днями | Девиз Честера |
открыть землю народам | открыть землю для народов | Девиз Фердинанда де Лессепса, относящийся к Суэцкому и Панамскому каналам. Также появляется на мемориальной доске на Киншасы вокзале . |
аппаратный критик | инструменты критика | Текстовые примечания или список других материалов для чтения, относящихся к документу, особенно в научном издании текста. |
извинения за свою жизнь | защита своей жизни [11] | |
в | в трудах | Используется в научных работах для цитирования ссылок из вторых рук. |
вода (водн.) | вода | |
Аква Фортис | сильная вода | Относится к азотной кислоте , названной так из-за ее способности растворять все материалы, кроме золота и платины. |
Аква Пура | чистая вода | Или «чистая вода» или «чистая вода». |
царская водка | королевская вода | Относится к смеси соляной и азотной кислот , названной так из-за ее способности растворять золото и платину. |
вода жизни | вода жизни | «Дух вина» во многих английских текстах. Используется для обозначения различных местных дистиллированных напитков , таких как виски ( uisge beatha ) в Шотландии и Ирландии, джин в Нидерландах, бренди ( eau de vie ) во Франции и аквавит в Скандинавии. |
Орел не ловит мух | орел не ловит мух | Или «благородный или важный человек не занимается незначительными делами» |
вспахать берег | вспахивать берег моря | Дезидерий Эразм , Адагия (1508 г. н. э.); что означает «напрасный труд» |
арбитр элегантности | ценитель вкусов | Тот, кто предписывает, выносит правила или является признанным авторитетом в вопросах социального поведения и вкусов. Сказано о Петронии . Иногда встречается в единственном числе как arbiter Elegantiae («судья вкуса»). |
arcana imperii | секреты власти | Первоначально использовался Тацитом для обозначения государственных тайн и необъяснимых действий римского имперского правительства. |
секрет хорошего настроения души | Секрет хорошего настроения | Девиз Старобрненской пивоварни в Брно |
старый лук | лук старика | Непрозрачный круг вокруг роговицы глаза, часто встречающийся у пожилых людей. Когда он обнаруживается у пациентов моложе 50 лет, его называют arcus juvenilis. |
крутой к солнцу | Стремление к Солнцу | Девиз Манчестерского университета Виктории |
белое серебро | белое серебро | Также «серебряная монета»; упомянут в Книге Судного дня ; означает слитки или серебро, не отчеканенные |
спорить | для споров | Или «ради спора». Говорится, когда что-то делается исключительно для того, чтобы обсудить вопрос или проиллюстрировать какую-то точку зрения. Например: «Давайте предположим, Argendo , что ваше утверждение верно». |
аргумент | аргумент | Или «рассуждение», «вывод», «обращение» или «доказательство». Множественное число — аргумента . Обычно используется в названиях логических аргументов и заблуждений , предшествующих таким фразам, как a Silentio (молчанием), ad antiquitatem (к древности), ad baculum (к палке), ad captandum (к захвату), ad Consequenceiam (к последствиям). ), ad crumenam (к кошельку), ad feminam (женщине), ad hominem (к человеку), ad ignorantiam (к невежеству), ad invidiam (к зависти/ревности/ненависти/ненависти/упрекам – апеллируя к низкому страсти), ad judicium (к суждению), ad lazarum (к бедности), ad logicam (к логике), ad metum (к страху), ad misericordiam (к жалости), ad тошнота (к тошноте), ad novitatem (к новизне) ), ad personam (характеру), ad numerum (числу), ad odium (назло), ad populum (народу), ad temperantiam (умеренности), ad verecundiam (почтительности), ex Silentio ( из молчания), inerrorem (в ужас) и e contrario (от/к противоположному). |
руки Христа | оружие Христа | Также известные как «Инструменты Страстей» — это предметы, связанные со Страстями Иисуса Христа в христианской символике и искусстве . Их рассматривают как оружие смысле в геральдическом , а также как оружие, которое Христос использовал для победы над сатаной . [12] |
вооруженная сила | вооруженный и мощный | обвинение, выдвинутое мировым судьей в средневековой Англии против тех, кто с оружием в руках выступал против королевского мира. |
искусство сокрытия искусства | искусство [это] скрывать искусство | Эстетический идеал, согласно которому хорошее искусство должно казаться естественным, а не надуманным. Средневекового происхождения, но часто ошибочно приписываемого Овидию . [13] |
искусство ради искусства | искусство ради искусства | Переведено на латынь из Бодлера « Искусства для искусства» . Девиз Metro-Goldwyn-Mayer . Хотя логотип MGM симметричен, лучший порядок слов на латыни — «Ars artis gratia». |
долгое искусство, короткая жизнь | искусство длинное, жизнь коротка | Сенека , De Brevitate Vitae , 1.1, перевод фразы Гиппократа , которая часто используется вне контекста. «Искусство», упомянутое в оригинальном афоризме, было медицинским ремеслом, на приобретение которого ушла целая жизнь. |
мастерство и труд | искусством и трудом | Девиз ФК Блэкберн Роверс |
искусство и рынок | мастерством и борьбой | Девиз Королевских инженеров-электриков и механиков британской армии и отделения электротехники и машиностроения (EME) канадских вооруженных сил |
Друзья богемного искусства | Друзья чешского искусства | Награда министра культуры Чехии за продвижение положительной репутации чешской культуры за рубежом |
осел на лире | осел на лире | Дезидерий Эразм , Адагия (1508 г. н. э.); что означает «неуклюжий или некомпетентный человек» |
задница трется о задницу | придурок трет придурка | Используется для описания двух людей, которые чрезмерно хвалят друг друга. |
страхователь не гонится за прибылью, а действует для предотвращения убытков | застрахованный не ищет прибыли, а извлекает из нее [свою прибыль], чтобы не оказаться в убытке | Относится к принципу страхования , согласно которому возмещение не может быть больше, чем убыток. |
звезды склоняют, но не связывают | звезды склоняют нас, они не связывают нас | Относится к отличию свободы воли от астрологического детерминизма. |
разные авторы | разные авторы | Используется в библиографии для книг, текстов, публикаций или статей, в которых участвуют более 3 соавторов. |
власть | власть | Уровень престижа человека в римском обществе |
власть, а не истина, создает закон | власть, а не истина, создает закон | Эта формула появляется в латинском исправленном издании « » Томаса Гоббса 1668 Левиафана года , книга 2, глава 26, стр. 133 . |
смелость для работы со стеной и щитом | смелость — наша стена, действие — наш щит | Корнелис Йол , [14] в попытке сплотить своих мятежных капитанов для борьбы и завоевания испанского флота с сокровищами в 1638 году. |
клеветать смело, всегда что-то прилипает | клевещи смело, всегда что-то прилипает | Фрэнсис Бэкон , О развитии науки (1623 г. н. э.) |
смелый, но верный | смелый, но верный | Девиз Квинсленда Австралия , |
давайте осмелимся | давайте осмелимся | Девиз Канадского полка специальных операций [CSOR] на гербе полка; Ассоциации студентов Университета Отаго , что является прямым ответом на девиз университета sapere aude («осмелиться быть мудрым»); и колледжа Шамплейн в Берлингтоне, штат Вермонт . |
мы смеем защищать свои права | мы смеем защищать свои права | Девиз штата Алабама , принятый в 1923 году; переведено на латынь из перефраза строфы «Люди, которые знают свои обязанности / Но знают свои права и, зная, осмеливаются поддерживать» из Уильяма Джонса «Что представляет собой государство?» |
удача любит тех, кто смеет | Удача любит смелых | Из Вергилия , «Энеида» , книга 10, 284, где первое слово в архаичной форме, audentis fortuna iuvat . Якобы последние слова Плиния Старшего перед тем, как он покинул доки Помпеи, чтобы спасти людей от извержения Везувия в 79 году. Часто цитируются как audaces fortuna iuvat . Также девиз коммандос португальской армии и военного корабля США Монтпилиер в последней форме. |
осмелиться сделать | осмелиться значит сделать | Девиз ФК Тоттенхэм Хотспур |
послушай другую сторону | услышать другую сторону | Юридический принцип; также формулируется как audiatur et altera pars («пусть будет услышана и другая сторона») |
Я слышу врага | Я слышу врага | Девиз 845 NAS Королевского флота |
ауди, видео, тас | слышать, видеть, молчать | |
золотая середина | золотая середина | Из Горация Од , 2, 10. Относится к этической цели достижения добродетельной середины между двумя греховными крайностями. Понятие золотой середины присуще многим философам, в первую очередь Аристотелю . |
священный золотой голод | проклятая жажда золота | Из Вергилия , «Энеида» цитирует , Книга 3, 57. Позже Сенека как quod non Mortalia pectora coges, auri Sacra Fames («чего не заставляешь смертных сердец [делать], проклятый голод по золоту»). |
у меня волк за уши | Я держу волка за уши | Распространенная древняя пословица, это версия Теренция . Это указывает на то, что человек находится в опасной ситуации, когда и удержание, и отпускание могут быть смертельными. Современная версия — «держать тигра за хвост». |
южный рассвет | южный рассвет | Южное сияние — полярное сияние , появляющееся в Южном полушарии . Оно менее известно, чем северное сияние ( aurorea Borealis ). Aurora Australis — это также название антарктического ледокола . |
северное сияние | северный рассвет | Северное сияние — полярное сияние , появляющееся в Северном полушарии . |
друг музыки Авроры | рассвет — друг муз | Название двустишия Иоанна Кристениуса (1599–1672): «Ночь не годится для занятий, свет удобен; / При свете хороша работа и ночью хорош отдых». («Ночь не годится для учебы, день подходит; / Работа при свете хороша, так как ночью он отдыхает.»); в Нихус, Бартольд (1642). Эпиграмматические двустишия . Йоханнес Кинкюс |
золото это сила | золото это сила | Девиз вымышленной семьи Фаул из сериала «Артемис Фаул» , написанный Эоином Колфером. |
предзнаменование лучшего возраста | надежда/знак лучшего возраста | Девиз Ордена Святых Михаила и Святого Георгия и Института Раффлз в Сингапуре |
Австрия будет править миром (AEIOU) | Австрия будет править всем миром | Девиз Дома Габсбургов , придуманный Фридрихом III, императором Священной Римской империи. |
либо Цезарь, либо ничего | либо Цезарь , либо ничего | Обозначает абсолютное стремление стать Императором или эквивалентным ему верховным судьей, и ничего больше. В общем, «все или ничего». Личный девиз Чезаре Борджиа . Чарли Чаплин также использовал эту фразу в «Великом диктаторе» , чтобы высмеять стремление Хинкеля (пародия Чаплина на Гитлера ) к власти, но заменил «ничто» на «нуль». |
либо советом, либо мечом | либо встречей, либо мечом | Т. е. либо через аргументированную дискуссию, либо через войну. Это был первый девиз Чили герб (см. ) , измененный на испанский: Por la razón o la fuerza . Название первой серии третьего сезона сериала «Берлинский вокзал» . |
либо со щитом, либо на щите | либо со щитом, либо на щите | Или «сделай или умри» или «не отступать». Греческое выражение («Ἢ τὰν ἢ ἐπὶ τᾶς»), которое спартанские матери говорили своим сыновьям, отправляясь в бой. Это относится к практике, согласно которой греческий гоплит бросал свой громоздкий щит, чтобы бежать с поля битвы, а убитого воина несли домой на его щите. |
ты либо подражаешь, либо ненавидишь | подражать или ненавидеть это | Сенека Младший , Нравственные послания к Луцилию , 7:7 Из полной фразы: « Вы должны либо подражать миру, либо ненавидеть его». |
либо убей, либо будь убитым | либо убей, либо будь убитым | Также: «neca ne neceris» («убей, чтобы не быть убитым»). |
либо мир, либо война | либо мир, либо война | Девиз клана Ганн |
они либо встанут вместе, либо упадут вместе | они либо встанут вместе, либо упадут вместе | Говорится о двух ситуациях, которые могут произойти только одновременно: если заканчивается одна, заканчивается и другая, и наоборот. [15] |
Я либо найду способ, либо сделаю это | Я либо найду способ, либо сделаю его | Ганнибал |
либо победить, либо умереть | либо победить, либо умереть | Общий залог victoria aut mors (« победа или смерть »). Девиз семей Хиггенботам и Хиггинботтом из Чешира , Англия; участники Войны роз . Также девиз 1-го истребительного авиаполка США на базе ВВС Лэнгли в Вирджинии. |
пока и пока | здравствуй и прощай | Катулл , Кармен 101, обращение к умершему брату. |
Славься, Европа, наша истинная родина | слава Европа, наша истинная родина | Гимн Империума Европы |
Славься, Император, умирающий приветствует тебя | Приветствую тебя, Император! Те, кто скоро умрет, приветствуют вас! | Из Светония « Двенадцать цезарей », Клавдий 21. Приветствие и мольба о пощаде, записанная однажды наумахиариями – пленниками и преступниками, обреченными умереть, сражаясь во время имитации морских сражений. Более поздние версии включали вариант «Мы, которые вот-вот умрем», и этому переводу иногда помогает изменение латинского языка на nos morituri te salutamus . |
Аве Мария | Привет, Мэри | Римско-католическая заступническая молитва с просьбой к Святой Марии, Матери Иисуса Христа, помолиться за просителя. |
да, мать Англии | Славься, Мать Англии | Девиз Кентербери , Англия |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Поттер, Дэвид С. (2014). Римская империя в безвыходном положении, 180–395 гг . н.э. Рутледж . п. 77. ИСБН 9781134694778 .
- ^ Объяснение использования Ливи.
- ^ Перейти обратно: а б Брецке, Джеймс Т. 1998. Освященные фразы: латинский богословский словарь: латинские выражения, обычно встречающиеся в богословских трудах . Литургическая пресса . ISBN 0-8146-5880-6 , 978-0-8146-5880-2 . п. 10.
- ^ «Ответчик оправдан, если истец не дает показаний» , Юридический словарь Баллантайна (1916) - через openjurist.org
- ^ «временное объявление» . Самый быстрый словарь в мире .
- ^ Конференция католических епископов США (USCCB), Adsumus, Sancte Spiritus: Молитва с призывом к Святому Духу для церковного собрания управления или различения (таким образом, синодального) , по состоянию на 30 июля 2022 г.
- ^ Блэкстоун, Уильям . «О вреде недвижимому имуществу и прежде всего о лишении собственности или изгнании фригольда». Ч. 10 в комментариях к законам Англии 3. n. 47.
- ^ Папа Иоанн XXIII , Журнал души , стр. 154–155.
- ^ «Т. Макций Плавт, Цистеллария, или Ларец, действие 1, сцена 1» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ «аннус ужасный» . Словарь Вебстера . Проверено 17 марта 2018 г.
- ^ «Извинение за жизнь суа» . Мерриам Вебстер .
- ^ Арма Кристи в материальной культуре средневековья и раннего Нового времени: с критическим изданием «О Верникл» . Рутледж. 5 декабря 2016 г. ISBN 9781351894616 .
- ^ Питер Джонс (2006). Читаем Овидия: Истории из метаморфоз . Издательство Кембриджского университета . п. 223. ИСБН 0-521-84901-2 .
- ^ К. Барлеус , Что было недавно сделано в Бразилии и других странах за восемь лет.
- ^ «Когда политики укрываются на латыни» , La Repubblica , 7 июля 2004 г.
Дополнительные ссылки
- Адели, Габриэль Г. (1999). Томас Дж. Сенкевич; Джеймс Т. Макдонаф-младший (ред.). Всемирный словарь иностранных выражений . Воконда, Иллинойс: Больчази-Кардуччи. ISBN 0865164223 .
- Стоун, Джон Р. (1996). Латынь для неграмотных . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0415917751 .