Jump to content

Реформа CM.170 Магистр

(Перенаправлено с Potez-Heinkel CM-191 )
CM.170 Магистр
Общая информация
Тип Реактивный тренер
Национальное происхождение Франция
Производитель Фуга , слился с

Потез , слился с
Суд-Авиация , объединенная с

Аэрокосмическая промышленность
Статус Ушедший на пенсию; принадлежащие гражданским лицам продолжает существовать как военные птицы,
Основные пользователи Французские ВВС
Количество построенных 868 всего
ВВС: 576
Хейнкель Мессершмитт: 194
НАСТОЯЩЕЕ: 36
Валмет: 62
История
Дата введения 1956
Первый полет 23 июля 1952 г.
Варианты Фуга CM.175 Зефир

Fouga CM.170 Magister — французский двухместный реактивный учебно-тренировочный самолет 1950-х годов, разработанный и изготовленный французским авиапроизводителем Établissements Fouga & Cie . Легко узнаваемый по V-образному хвостовому оперению , почти 1000 экземпляров были построены во Франции и по лицензии в Западной Германии, Израиле и Финляндии.

В 1948 году в Фуге началась разработка новой конструкции учебно-тренировочного самолета, в которой использовалась недавно разработанная технология реактивного движения . Первоначальная конструкция была оценена Военно-воздушными силами Франции ( Armée de l'Air , AdA) и, в ответ на определение того, что самолету не хватает мощности для своих требований, была расширена и принята пара Turbomeca Marboré турбореактивных двигателей . Первый полет состоялся 23 июля 1952 года, первый производственный заказ на этот тип был получен 13 января 1954 года. Кроме того, родственный CM.175 Zéphyr представлял собой авианосную версию, разработанную и произведенную для ВМС Франции .

Хотя Magister в основном эксплуатировался как учебно-тренировочный самолет, он также часто использовался в бою в качестве платформы непосредственной авиационной поддержки различными операторами. В последнем качестве он участвовал в боевых действиях во время Шестидневной войны , гражданской войны в Сальвадоре , войны в Западной Сахаре и кризиса в Конго . Magister также был выбран многими командами высшего пилотажа , включая Patrouille de France (с 1964 по 1980 год). На французской службе Magister в конечном итоге был заменен на Dassault/Dornier Alpha Jet . После вывода из эксплуатации ВВС Франции, Magisters были куплены несколькими пилотами-частниками в США и с тех пор эксплуатируются в экспериментальной категории.

Разработка

[ редактировать ]
Первый опытный самолет CM.170M для Aeronavale на Парижском авиасалоне в мае 1957 года.
CM170R бывших ВВС Франции, эксплуатировался в частном порядке с авиабазы ​​Boeing Field , Сиэтл, 1998 г.

В 1948 году авиаконструкторы Пьер Мобуссен, Робер Кастелло и Жак Анра из французской авиастроительной компании Fouga приступили к проектированию нового с реактивным двигателем учебно -тренировочного самолета , первоначально обозначенного как CM.130, предназначенного для ВВС Франции. [ 1 ] ( Armée de l’Air , AdA) в качестве замены поршневых самолетов Morane-Saulnier MS.475 . AdA рассмотрела проект и обнаружила, что самолету не хватает мощности от двух двигателей Turbomeca Palas, турбореактивных выбранных для самолета; В ответ Фуга приступил к расширению базовой конструкции, которая была оснащена более мощным двигателем Turbomeca Marboré и сохранила характерный хвост-бабочка планера Fouga CM.8 , который Фуга использовал для исследования реактивных двигателей.

В декабре 1950 года AdA разместила заказ на три прототипа; 23 июля 1952 года первый самолет совершил свой первый полет . В июне 1953 года была заказана предсерийная партия из 10 самолетов, за которой 13 января 1954 года последовал первоначальный заказ на производство 95 самолетов. [ 2 ] К октябрю 1955 года все 13 предсерийных самолетов Magister были построены, а первый полет первого серийного самолета был неизбежен. В начале 1956 года также планировалось совершить полет CM.171, который использовался в качестве испытательного самолета для предполагаемого учебно-тренировочного самолета CM.195 со стреловидным крылом и хвостом-бабочкой. [ 3 ]

Производство деталей Magister было разделено между Morane-Saulnier ( Оссун ), Fouga ( Эйр-сюр-л'Адур ) и Latécoère ( Тулуза ), а окончательная сборка производилась Fouga на недавно построенном заводе в Тулуз-Бланьяке (в 1954 г. и 1956 г.) в новом комплексе. [ 4 ] По данным авиационного издания Flight International , любые полученные экспортные заказы обычно имели приоритет над существующими заказами, выданными французским правительством; эта политика позволяла зарубежным странам закупать самолеты напрямую «с конвейера» с минимальной задержкой между получением заказов и соответствующими поставками. [ 5 ]

Aéronavale . (французская военно-морская авиация) решила принять на вооружение авианосную модификацию Magister, CM.175 Zéphyr , которая служила базовым учебно-тренировочным самолетом для обучения десантированию на палубу и авианосным операциям Им предшествовали два прототипа «проверки концепции», получившие обозначение CM.170M Magister , которые выполнили свои первые полеты в 1956 и 1957 годах соответственно.

К 1960 году на вооружение различных операторов поступило более 350 Magisters; По данным Flight International, производство во Франции достигло пяти самолетов в месяц, в то время как прогнозируемое общее количество построенных во Франции Magisters, как сообщается, в конечном итоге превысит 600 единиц. Этот тип также производился за границей по лицензионным производственным соглашениям в Западной Германии , Финляндии и Израиле . [ 6 ] Первым экспортным покупателем Magister стала Западная Германия, которая разместила первоначальный заказ на 62 самолета непосредственно у Fouga; еще 188 самолетов произвела компания Flugzeug Union Süd (консорциум Heinkel и Messerschmitt ). [ 7 ] по лицензии. [ 2 ] Кроме того, Magister также был построен по лицензии финской компанией Valmet и израильской фирмой Israel Aircraft Industries (IAI). В результате этих договоренностей по лицензии было построено в общей сложности 286 самолетов.

С 1960 года выпускалась улучшенная версия Magister, получившая обозначение CM.170-2 Magister , оснащенная более мощным двигателем Turbomeca Marboré IV . В 1962 году производство Magister было прекращено во Франции, но продолжало строиться по лицензии в Финляндии до 1967 года. Разработка самолета была прекращена в ответ на то, что AdA выбрала конкурирующего Alpha Jet в качестве своего нового учебно-тренировочного самолета. вместо.

Fouga CM.170 Magister был разработан для выполнения как базовых, так и промежуточных тренировок. [ 8 ] Это компактный самолет с тандемными сиденьями, характеристики которого сравнимы с более крупными и мощными самолетами. Для сравнения, это был самолет с более высокими характеристиками, чем конкурирующий самолет BAC Jet Provost , построенный в Великобритании , и журнал Aviation Flight International считал его сопоставимым с Fokker S.14 Machtrainer . [ 9 ] Он отличался характерной конфигурацией хвоста-бабочки; Было опробовано обычное хвостовое оперение, но оно оказалось хуже с аэродинамической точки зрения на более высоких скоростях. Киль, установленный под задней частью фюзеляжа, предназначен для уменьшения отрицательного двугранного эффекта хвоста-бабочки при использовании руля направления . [ 10 ]

Magister был оснащен парой турбореактивных двигателей Turbomeca Marboré, каждый из которых обеспечивал тягу 880 фунтов; он рекламировался как предлагающий «двухмоторную безопасность с одномоторными летными характеристиками». два двигателя, расположенные близко к центральной линии, производили очень небольшую асимметричную тягу Как следствие, ; это рассматривалось как ценная функция безопасности учебно-тренировочного самолета. [ 11 ] Хотя это и является редким случаем, в случае возгорания одного двигателя процедура повторного зажигания была относительно быстрой и простой в выполнении. Скорость ускорения и скороподъемность были меньше, чем у современных фронтовых реактивных истребителей, таких как de Havilland Vampire и Gloster Meteor , но превышали многие из предыдущих поколений учебно-тренировочных самолетов с поршневыми двигателями. [ 12 ] Двигатели имели общую топливную систему, но имели независимые масляные системы; для увеличенной дальности действия наконечники баков входили в стандартную комплектацию. [ 13 ]

При разработке Magister особое внимание уделялось простоте управления; Таким образом, перед взлетом требовалось минимальное количество процедур. [ 14 ] Доступность как двигателей, так и бортового оборудования для обслуживания была выше средней; Оба двигателя Marboré этого типа можно было заменить в течение 45 минут. Предусматривалась установка пары 7,5-мм орудий на носовую часть самолета, включавшая боекомплект на 200 патронов для каждого орудия и возможность сбора как звеньев, так и гильз. Подкрыльевые узлы подвески могли использоваться для размещения до четырех ракет или пары 110-фунтовых бомб . [ 5 ] Посадочный фонарь был установлен на кончике носовой части, а выдвижной рулежный фонарь был установлен на носовом колесе конструкции Мессье . [ 5 ] Шасси . подходило для полетов со строгих взлетно-посадочных полос, покрытых травой [ 15 ]

Magister обычно оснащался авионикой, такой как очень высокой частоты (ОВЧ) радиосистемы , радиокомпас Lear и интерком; вся электроника кабины соответствовала стандартам доступности НАТО . [ 16 ] не предусматривались В стандартной комплектации катапультируемые сиденья , но считалось, что установка различных агрегатов возможна по запросу. Разнообразные рычаги, переключатели и циферблаты, составляющие дисплеи в кабине, обычно были легко заметны, при этом было достаточно места для комфорта пилота и места для размещения парашюта . [ 17 ] Стандартная глухая панель находится перед каждым пилотом, а приборы двигателя расположены слева, а под ними расположены индикатор закрылков, переключатель закрылков и аварийные переключатели, а также два дросселя и топливные краны; на правом переднем сиденье находится панель радиоприемника, а крайний правый край — органы управления вооружением. Кабина была герметизирована , а также снабжена системой подачи свежего воздуха. [ 14 ]

Педали были регулируемыми и имели достаточно допустимые пределы, а сама кабина была сравнительно легкодоступна: фонарь открывался вверх и назад за одну ступеньку из-за своей небольшой высоты. [ 17 ] Чтобы учесть плохую видимость вперед с заднего сиденья, обычно занимаемого инструктором, переднее стекло было выпуклым и был установлен бинокулярный перископ , обеспечивающий относительно четкую перспективу под относительно широким углом над верхней частью передней кабины. . Передняя кабина, обычно используемая курсантом, обеспечивала отличный внешний обзор. [ 14 ] По данным Flight International , Magister мог «без особых усилий» выполнять различные фигуры высшего пилотажа, органы управления полетом были легкими и относительно хорошо согласованными, а ручка управления имела четкое ощущение. [ 12 ] Он обладал высоким уровнем поперечной устойчивости в полете, а также был достаточно устойчивым по направлению, что позволяло самолету при правильном балансировании управлять самолетом в автономном режиме в течение неопределенного периода времени. [ 18 ]

Операционная история

[ редактировать ]
Fouga CM-170 Magister на Парижском авиасалоне 2007 г.

Первый самолет Fouga прибыл в Израиль в 1957 году, а вскоре после этого компания IAI начала местное лицензионное производство, получив самолет под названием IAI Tzukit. Первый «Цукит» был построен в 1959 году и принят на вооружение в 1960 году.

Fougas служили в летной школе ВВС США, где они использовались как для базовой, так и для повышения квалификации реактивных самолетов. Самолет также входил в пилотажную группу IAF . В 1974 году «Магистеры» были заменены на А-4 «Скайхоки» в роли продвинутых учебных реактивных самолетов, оставив только свою базовую учебную роль. К началу 1980-х годов был разработан план модернизации и ремонта самолетов, продления срока их службы. Обновленный самолет имел более 250 модификаций, включая новые двигатели и кабину нового дизайна. К 1986 году большинство Fougas было модернизировано до стандарта Zukit. Все они теперь заменены на Beechcraft T-6 Texan II .

В 1964 году в летной школе была организована боевая эскадрилья, укомплектованная инструкторами школы и резервистами ВВС, для использования «Магистра» в качестве легких штурмовиков на случай боевых действий. В Шестидневной войне 1967 года 44 «Фуги» использовались 147-й эскадрильей в качестве самолетов непосредственной поддержки, атакуя цели на Синайском фронте в первый день войны, когда более боеспособные боевые самолеты Израиля были задействованы в операции «Фокус» против арабских авиабаз. . [ 19 ] Затем они были развернуты против иорданских сил, включая бронетехнику, на Западном Берегу . Сообщается, что Фугас уничтожил более 50 танков и более 70 других бронемашин, помогая сдерживать иорданскую бронетехнику, продвигавшуюся к Иерусалиму. «Магистр» доказал свою эффективность в миссии непосредственной поддержки, хотя и понес при этом тяжелые потери: семь самолетов и шесть пилотов были потеряны. [ 20 ]

Сальвадор

[ редактировать ]

Девять бывших израильских и три французских Magister были приобретены ВВС Сальвадора и использовались как учебно-тренировочные, так и штурмовики во время гражданской войны в Сальвадоре с использованием бомб и носовых 7,62-мм пулеметов. Они сотрудничали с «Ураганами» и А-37Б . Ни один из них не погиб в результате вражеского огня, но к концу войны только пять находились в рабочем состоянии. [ 21 ]

Финляндия

[ редактировать ]
Новый CM-170 Magister ВВС Финляндии , март 1987 года.

В 1958–1959 годах Финляндия приобрела у Франции 18 магистров. В то же время компания также получила лицензию на производство. Финский производитель самолетов Valmet позже построил 62 Magister в период с 1958 по 1967 год. Финляндии отводилась второстепенная ударная роль в случае войны, поскольку количество штурмовиков было ограничено мирным соглашением с Советским Союзом .

Самолеты французской постройки имели обозначения FM-1...-18, а финские FM-21...-82. самолет служил учебно-тренировочным реактивным самолетом в ВВС Финляндии, С 1958 по 1988 год пока его не заменил BAe Hawks . Всего в результате аварий погиб 21 Магистр, шесть из них со смертельным исходом. Обычное прозвище самолета в финских ВВС было Куккопилли ( «Окарина» ) из-за уникального звука турбореактивного двигателя Turbomeca Marboré.

В ВВС Бельгии в качестве основных инструкторов работали 50 магистров. Пилотажная группа « Красные дьяволы» также использовала их в качестве демонстрационных самолетов. Небольшое количество Magisters использовалось до сентября 2007 года в качестве самолетов технического обслуживания старших офицеров. Бельгийские ВВС были последней страной, использовавшей Magisters на полную службу. [ нужна ссылка ]

Бразилия

[ редактировать ]
FAB Четыре магистра Esquadrilha da Fumaça в аэропорту Сантос-Дюмон , Рио-де-Жанейро, 1972 год.

Força Aérea Brasileira (FAB) использовала Magister в своей пилотажной группе Esquadrilha da Fumaça с 1968 по 1975 год. Ее самолеты имели номер Т-24 в учебно-тренировочной серии с типовыми обозначениями FAB.

Во время кризиса в Конго просепаратистские ВВС Катанги приобрели девять недавно построенных Magister, выделенных из бельгийского заказа. Только три были доставлены в Катангу в феврале 1961 года. Один из них использовался против миротворцев Организации Объединенных Наций в сентябре 1961 года во время осады Жадовиля , пилотировался бельгийским пилотом и был вооружен двумя пулеметами и двумя легкими бомбами местного производства. Он уничтожил два DC-4 и один DC-3 на земле и совершил многочисленные атаки по наземным целям. Утверждается, что Магистр мог быть причастен к крушению самолета DC-6 , который перевозил Дага Хаммаршельда , Генерального секретаря ООН и еще 15 человек в аэропорт Ндола в Замбии . [ 22 ] [ 23 ]

После 1961 года самолет больше не использовался.

В период с 1956 по 1970 год марокканские ВВС закупили у Франции 25 магистров для обучения, некоторые из которых использовались в войне в Западной Сахаре против сил ПОЛИСАРИО . Потеря нескольких самолетов в бою привела к тому, что Магистр ушел с боевой службы в 1980-х годах и был заменен компанией Alpha Jets. [ 24 ]

Ирландия

[ редактировать ]

В Ирландском воздушном корпусе с 1975 по 1999 год эксплуатировалось шесть самолетов Magister. Они были куплены для замены шести устаревших самолетов De Havilland Vampire T.55 из 1-й истребительной эскадрильи. Четыре Magisters были бывшими в употреблении у австрийских ВВС , а два оставшихся самолета изначально предназначались для ВВС Катанги , но были конфискованы при отправке во время кризиса в Конго и так и не добрались до Катанги. Перед поступлением на вооружение авиакорпуса все самолеты были отремонтированы до состояния «как новые». Шесть самолетов в основном использовались для легких ударов и составляли легкую ударную эскадрилью, но также будут использоваться в целях повышения квалификации. Четверо Магистров экипировали демонстрационную группу Воздушного Корпуса « Серебряные Ласточки» .

Камбоджа

[ редактировать ]

Камбоджи Королевские ВВС с 1961 года эксплуатировали четыре самолета Magister. Первоначально они использовались только в учебных целях, но позже также использовались в качестве легких ударных самолетов. Предположительно, камбоджийские магистры были очень активны в ВВС Кхмера с 1970 года. Магистры были объединены с четырьмя самолетами Cessna AT-37B Воздушной академии, образуя легкую ударную эскадрилью. Это подразделение действовало в то время, часто сотрудничая также с тремя или четырьмя самолетами A-1D, которые все еще находились в рабочем состоянии. [ 25 ]

Варианты

[ редактировать ]
Фууга, магистр ВВС Германии.
Фуга CM.175 Зефир
СМ.160
Предлагаемая облегченная версия CM.170R для эксплуатации на травяных или самодельных взлетно-посадочных полосах. [ 26 ]
CM.170 Магистр
три прототипа и 10 предсерийных самолетов.
СМ.170М Магистр
два прототипа для французского Aeronavale
СМ.170Р
Первоначальная серийная версия Магистра. [ 26 ]
CM.170-1 Магистр
первая серийная версия с двигателями Turbomeca Marboré II; Всего было построено 761 самолет, в том числе 188 в Западной Германии, 62 в Финляндии и 50 в Израиле.
CM.170-2 Магистр
модернизированные двигатели Marboré VI с тягой 4,7 кН (1055 фунтов силы) каждый; построено 137 штук.
CM.171 Автомобили
увеличенный планер, двигатели Turbomeca Gabiso с тягой 10,8 кН (2422 фунта-силы) каждый, единственный прототип, погибший в результате аварии 20 марта 1957 года.
CM.173 Супер Магистр/Потез 94
Двигатели Marboré Super VI с тягой 5,1 кН (1143 фунта-силы) каждый и катапультными сиденьями; построен один прототип.
CM.175 Зефир
Учебно-тренировочный корабль для Aeronavale с усиленной ходовой частью, катапультой и стопорным крюком; 30 построено.
Переместить CM.191
4-местная версия Магистра; построено два прототипа. [ 27 ]
ИАИ Цуки
или AMIT Fouga - версия ВВС Израиля , обновленная новой кабиной и композитными материалами.
Версия 90/90А
Разработка на основе CM.170 с двигателями Turbomeca Astafan с тягой 7,6 кН (1715 фунтов силы) каждый, измененной формой фонаря для лучшей обзорности и модернизированной авионикой. Построен один прототип. Предлагаемый вариант 90А оснащался двигателем Turbomeca Astafan мощностью 790 л.с.; обе версии не смогли привлечь заказов.

Операторы

[ редактировать ]
 Алжир
 Австрия
 Бангладеш
 Бельгия
 Бразилия
 Камбоджа
 Камерун
 Сальвадор
 Финляндия
 Франция
 Габон
 Германия
 Гватемала
 Ирландия
 Израиль
 Катанга
 Ливан
 Ливия
 Марокко
 Сенегал
 Уганда

Технические характеристики (СМ.170-1)

[ редактировать ]
Рисунок Fouga Magister в 3 изображениях
Турбомека Марборе II F 3

Данные Jane's All The World's Aircraft, 1965–66 гг. [ 2 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 10,06 м (33 фута 0 дюймов)
  • Размах крыла: 12,15 м (39 футов 10 дюймов) (над кончиками баков)
  • Высота: 2,80 м (9 футов 2 дюйма)
  • Площадь крыла: 17,30 м 2 (186,2 кв. футов)
  • Соотношение сторон : 7,42:1
  • Профиль крыла : серия NACA 64.
  • Вес пустого: 2150 кг (4740 фунтов)
  • Полная масса: 2850 кг (6283 фунта) (без наконечников баков)
  • Максимальный взлетный вес: 3200 кг (7055 фунтов)
  • Запас топлива: 730 л (190 галлонов США; 160 имп галлонов) внутреннего топлива; 980 л (260 галлонов США; 220 имп галлонов) с наконечниками-баками
  • Силовая установка: 2 Turbomeca Marboré IIA турбореактивных двигателя с тягой 3,9 кН (880 фунтов силы) каждый.

Производительность

  • Максимальная скорость: 715 км/ч (444 миль в час, 386 узлов) на высоте 30 000 футов (9 100 м)
  • Никогда не превышайте скорость : 860 км/ч (530 миль в час, 460 узлов) (0,82 Маха).
  • Дальность: 1200 км (750 миль, 650 миль) (с внешними баками)
  • Автономность: 2 часа 40 минут (с внешними баками)
  • Практический потолок: 11 000 м (36 000 футов)
  • Скороподъемность: 16,99 м/с (3345 футов/мин) (без наконечников баков)
  • Взлетная дистанция до 15 м (50 футов): 930 м (3050 футов)

Вооружение

  • 2 пулемета калибра 7,5 мм или 7,62 мм, боекомплект 200 патронов на ствол
  • До 140 кг (310 фунтов) вооружения на двух подкрыльевых узлах подвески, включая 50-килограммовые (110 фунтов) бомбы, неуправляемые ракеты (ракетные блоки Т 10, Т 900 или СНЭБ ) и Nord Aviation SS.11 . противотанковые ракеты

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Кастелло, Кристиан (1993). Планеры и самолеты: воздушный маршрут Тулузы Роберта Кастелло с 1922 по 1967 год, от Девуатина до Южной авиации, проходящий через Этс-Фуга (на французском языке). [Лексос, Франция]: Editions Le Lézard. п. 121. ИСБН  2-907384-91-0 . ОСЛК   35599460 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с Тейлор 1965 , стр. 52–53.
  3. ^ «Авиационная разведка». Flight International , 7 октября 1955 г. с. 582.
  4. ^ "Фуга CM 170." Плетав.free.fr. Проверено: 18 ноября 2012 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Смит 1954 , с. 403
  6. ^ «Военные самолеты мира». Flight International , 8 июля 1960 г. с. 69.
  7. ^ Тейлор 1961 , с. 81
  8. ^ Смит 1954 , с. 401
  9. ^ Смит 1954 , стр. 401–402.
  10. ^ Смит 1954 , стр. 401–402, 404.
  11. ^ Смит 1954 , стр. 402, 404.
  12. ^ Перейти обратно: а б Смит 1954 , с. 404
  13. ^ Смит 1954 , стр. 405–406.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Смит 1954 , стр. 403–404.
  15. ^ Смит 1954 , с. 406
  16. ^ Смит 1954 , стр. 401–403.
  17. ^ Перейти обратно: а б Смит 1954 , стр. 402–403.
  18. ^ Смит 1954 , с. 405
  19. ^ Алони 2001 , с. 44
  20. ^ Алони 2001 , стр. 49–51, 54–55
  21. ^ Купер, Том. «Сальвадор: 1980–1992» . ACIG.org . Проверено 30 января 2013 г.
  22. ^ Боргер, Джулиан (17 августа 2011 г.). «Даг Хаммаршельд: есть данные, свидетельствующие о том, что самолет главы ООН был сбит» . Хранитель . Проверено 2 августа 2014 г.
  23. ^ Боргер, Джулиан (4 апреля 2014 г.). «Самолет Дага Хаммаршельда мог быть сбит, - предупредил посол» . Хранитель . Проверено 2 августа 2014 г.
  24. ^ Купер, Том. «Марокко, Мавритания и Западная Сахара с 1972 года» . ACIG.org . Проверено 1 января 2016 г.
  25. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 г. Проверено 20 января 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  26. ^ Перейти обратно: а б Бриджмен 1955 , стр. 142–143.
  27. ^ «Парижский авиасалон: Potez-Heinkel CM-191». Летающий . Том. 69, нет. 2. п. 49.
  28. ^ Роулингс 1971 , с. 923
  29. ^ Роулингс 1971 , с. 924
  30. ^ Хэтч 1987 , с. 41
  31. ^ Уиллер 1975 , с. 292
  32. ^ Тейлор, Джон В. Р. Джейн, все самолеты мира, 1965–66. Лондон: Компания Sampson Low & Marston, 1965.
  33. ^ Хэтч 1987 , с. 45
  34. ^ Хэтч 1987 , с. 51
  35. ^ Роулингс 1971 , с. 927
  36. ^ Перейти обратно: а б с Хэтч 1987 , с. 56
  37. ^ Хэтч 1987 , с. 59
  38. Затяжная война в Гватемале — роль ВВС Гватемалы . Архивировано 10 февраля 2017 г. в Wayback Machine . Доктор Джеймс С. Корум, Журнал Air & Space Power .
  39. ^ Перейти обратно: а б Хэтч 1987 , с. 65
  40. ^ «Тайна Магистра» . Полет . Том. 79, нет. 2719. 20 апреля 1961. с. 521.
  41. ^ Перейти обратно: а б Хэтч 1987 , с. 68
  42. ^ Роулингс 1971 , с. 933
  43. ^ Хэтч 1987 , с. 81
  44. ^ Роулингс 1971 , с. 939

Библиография

[ редактировать ]
  • Алони, Шломо (июль – август 2001 г.). «Тренеры в бою: доблесть и жертвенность в Шестидневной войне». Любитель воздуха . № 94. С. 42–55. ISSN   0143-5450 .
  • Арис, Марк; ван Хертум, Серж (2007). Фуга Магистер: Свистящие черепахи в небе Бельгии . Эйндховен, Нидерланды: Flash Aviation. ISBN  978-90-71553-24-0 .
  • Бриджмен, Леонард (1955). Самолеты всего мира Джейн, 1955–56 . Лондон: Jane's All the World's Aircraft Publishing Co. Ltd.
  • Дауни, Джон (1991). «Первое поколение». Любитель воздуха . № 44. С. 36–49. ISSN   0143-5450 .
  • Хэтч, Пол (28 ноября 1987 г.). «ВВС мира 1987» . Рейс Интернешнл . Том. 130, нет. 4090. стр. 36–106. ISSN   0015-3710 .
  • Копенгаген, В., изд. Большая книга типов самолетов (на немецком языке). Штутгарт, Германия: Транспресс. ISBN  3-344-00162-0 .
  • Ланжеард, Жан-Люк (июль 1995 г.). «Жан-Люк Ланжеар и le Fouga Magister» [Жан-Люк и фуга-магистр]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (308): 34–238. ISSN   0757-4169 .
  • Роулингс, Джон (24 июня 1971 г.). «Военно-воздушные силы мира» . Рейс Интернешнл . Том. 99, нет. 3250. стр. 922–941.
  • Смит, Морис А. (2 апреля 1954 г.). «Фуга CM170 в воздухе» . Полет . Том. 65, нет. 2358. стр. 401–406.
  • Тейлор, Джон В.Р. (1961). Самолеты всего мира Джейн, 1961–62 . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, Ltd.
  • Тейлор, Джон В.Р. (1965). Самолеты всего мира Джейн, 1965–66 . Лондон: Sampson Low & Marston Company, Ltd.
  • Уиллер, Барри К. (29 августа 1975 г.). «ВВС мира 1975» . Рейс Интернешнл . Том. 108, нет. 3468. стр. 290–314.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кюни, Жан (1989). French Combat Aircraft 2: разведка Тяжелые истребители, бомбардировщики, штурмовики , Докавиа (на французском языке). Полет. 30. Ларивьер. OCLC   36836833 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c49b4f158cc7e8b3b7fe49bc1dc3854c__1725910980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/4c/c49b4f158cc7e8b3b7fe49bc1dc3854c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fouga CM.170 Magister - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)