Реформа CM.170 Магистр
CM.170 Магистр | |
---|---|
![]() Магистр ВВС Бельгии. | |
Общая информация | |
Тип | Реактивный тренер |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | Фуга , слился с Потез , слился с |
Статус | Ушедший на пенсию; принадлежащие гражданским лицам продолжает существовать как военные птицы, |
Основные пользователи | Французские ВВС |
Количество построенных | 868 всего ВВС: 576 Хейнкель Мессершмитт: 194 НАСТОЯЩЕЕ: 36 Валмет: 62 |
История | |
Дата введения | 1956 |
Первый полет | 23 июля 1952 г. |
Варианты | Фуга CM.175 Зефир |
Fouga CM.170 Magister — французский двухместный реактивный учебно-тренировочный самолет 1950-х годов, разработанный и изготовленный французским авиапроизводителем Établissements Fouga & Cie . Легко узнаваемый по V-образному хвостовому оперению , почти 1000 экземпляров были построены во Франции и по лицензии в Западной Германии, Израиле и Финляндии.
В 1948 году в Фуге началась разработка новой конструкции учебно-тренировочного самолета, в которой использовалась недавно разработанная технология реактивного движения . Первоначальная конструкция была оценена Военно-воздушными силами Франции ( Armée de l'Air , AdA) и, в ответ на определение того, что самолету не хватает мощности для своих требований, была расширена и принята пара Turbomeca Marboré турбореактивных двигателей . Первый полет состоялся 23 июля 1952 года, первый производственный заказ на этот тип был получен 13 января 1954 года. Кроме того, родственный CM.175 Zéphyr представлял собой авианосную версию, разработанную и произведенную для ВМС Франции .
Хотя Magister в основном эксплуатировался как учебно-тренировочный самолет, он также часто использовался в бою в качестве платформы непосредственной авиационной поддержки различными операторами. В последнем качестве он участвовал в боевых действиях во время Шестидневной войны , гражданской войны в Сальвадоре , войны в Западной Сахаре и кризиса в Конго . Magister также был выбран многими командами высшего пилотажа , включая Patrouille de France (с 1964 по 1980 год). На французской службе Magister в конечном итоге был заменен на Dassault/Dornier Alpha Jet . После вывода из эксплуатации ВВС Франции, Magisters были куплены несколькими пилотами-частниками в США и с тех пор эксплуатируются в экспериментальной категории.
Разработка
[ редактировать ]

В 1948 году авиаконструкторы Пьер Мобуссен, Робер Кастелло и Жак Анра из французской авиастроительной компании Fouga приступили к проектированию нового с реактивным двигателем учебно -тренировочного самолета , первоначально обозначенного как CM.130, предназначенного для ВВС Франции. [ 1 ] ( Armée de l’Air , AdA) в качестве замены поршневых самолетов Morane-Saulnier MS.475 . AdA рассмотрела проект и обнаружила, что самолету не хватает мощности от двух двигателей Turbomeca Palas, турбореактивных выбранных для самолета; В ответ Фуга приступил к расширению базовой конструкции, которая была оснащена более мощным двигателем Turbomeca Marboré и сохранила характерный хвост-бабочка планера Fouga CM.8 , который Фуга использовал для исследования реактивных двигателей.
В декабре 1950 года AdA разместила заказ на три прототипа; 23 июля 1952 года первый самолет совершил свой первый полет . В июне 1953 года была заказана предсерийная партия из 10 самолетов, за которой 13 января 1954 года последовал первоначальный заказ на производство 95 самолетов. [ 2 ] К октябрю 1955 года все 13 предсерийных самолетов Magister были построены, а первый полет первого серийного самолета был неизбежен. В начале 1956 года также планировалось совершить полет CM.171, который использовался в качестве испытательного самолета для предполагаемого учебно-тренировочного самолета CM.195 со стреловидным крылом и хвостом-бабочкой. [ 3 ]
Производство деталей Magister было разделено между Morane-Saulnier ( Оссун ), Fouga ( Эйр-сюр-л'Адур ) и Latécoère ( Тулуза ), а окончательная сборка производилась Fouga на недавно построенном заводе в Тулуз-Бланьяке (в 1954 г. и 1956 г.) в новом комплексе. [ 4 ] По данным авиационного издания Flight International , любые полученные экспортные заказы обычно имели приоритет над существующими заказами, выданными французским правительством; эта политика позволяла зарубежным странам закупать самолеты напрямую «с конвейера» с минимальной задержкой между получением заказов и соответствующими поставками. [ 5 ]
Aéronavale . (французская военно-морская авиация) решила принять на вооружение авианосную модификацию Magister, CM.175 Zéphyr , которая служила базовым учебно-тренировочным самолетом для обучения десантированию на палубу и авианосным операциям Им предшествовали два прототипа «проверки концепции», получившие обозначение CM.170M Magister , которые выполнили свои первые полеты в 1956 и 1957 годах соответственно.
К 1960 году на вооружение различных операторов поступило более 350 Magisters; По данным Flight International, производство во Франции достигло пяти самолетов в месяц, в то время как прогнозируемое общее количество построенных во Франции Magisters, как сообщается, в конечном итоге превысит 600 единиц. Этот тип также производился за границей по лицензионным производственным соглашениям в Западной Германии , Финляндии и Израиле . [ 6 ] Первым экспортным покупателем Magister стала Западная Германия, которая разместила первоначальный заказ на 62 самолета непосредственно у Fouga; еще 188 самолетов произвела компания Flugzeug Union Süd (консорциум Heinkel и Messerschmitt ). [ 7 ] по лицензии. [ 2 ] Кроме того, Magister также был построен по лицензии финской компанией Valmet и израильской фирмой Israel Aircraft Industries (IAI). В результате этих договоренностей по лицензии было построено в общей сложности 286 самолетов.
С 1960 года выпускалась улучшенная версия Magister, получившая обозначение CM.170-2 Magister , оснащенная более мощным двигателем Turbomeca Marboré IV . В 1962 году производство Magister было прекращено во Франции, но продолжало строиться по лицензии в Финляндии до 1967 года. Разработка самолета была прекращена в ответ на то, что AdA выбрала конкурирующего Alpha Jet в качестве своего нового учебно-тренировочного самолета. вместо.
Дизайн
[ редактировать ]Fouga CM.170 Magister был разработан для выполнения как базовых, так и промежуточных тренировок. [ 8 ] Это компактный самолет с тандемными сиденьями, характеристики которого сравнимы с более крупными и мощными самолетами. Для сравнения, это был самолет с более высокими характеристиками, чем конкурирующий самолет BAC Jet Provost , построенный в Великобритании , и журнал Aviation Flight International считал его сопоставимым с Fokker S.14 Machtrainer . [ 9 ] Он отличался характерной конфигурацией хвоста-бабочки; Было опробовано обычное хвостовое оперение, но оно оказалось хуже с аэродинамической точки зрения на более высоких скоростях. Киль, установленный под задней частью фюзеляжа, предназначен для уменьшения отрицательного двугранного эффекта хвоста-бабочки при использовании руля направления . [ 10 ]
Magister был оснащен парой турбореактивных двигателей Turbomeca Marboré, каждый из которых обеспечивал тягу 880 фунтов; он рекламировался как предлагающий «двухмоторную безопасность с одномоторными летными характеристиками». два двигателя, расположенные близко к центральной линии, производили очень небольшую асимметричную тягу Как следствие, ; это рассматривалось как ценная функция безопасности учебно-тренировочного самолета. [ 11 ] Хотя это и является редким случаем, в случае возгорания одного двигателя процедура повторного зажигания была относительно быстрой и простой в выполнении. Скорость ускорения и скороподъемность были меньше, чем у современных фронтовых реактивных истребителей, таких как de Havilland Vampire и Gloster Meteor , но превышали многие из предыдущих поколений учебно-тренировочных самолетов с поршневыми двигателями. [ 12 ] Двигатели имели общую топливную систему, но имели независимые масляные системы; для увеличенной дальности действия наконечники баков входили в стандартную комплектацию. [ 13 ]
При разработке Magister особое внимание уделялось простоте управления; Таким образом, перед взлетом требовалось минимальное количество процедур. [ 14 ] Доступность как двигателей, так и бортового оборудования для обслуживания была выше средней; Оба двигателя Marboré этого типа можно было заменить в течение 45 минут. Предусматривалась установка пары 7,5-мм орудий на носовую часть самолета, включавшая боекомплект на 200 патронов для каждого орудия и возможность сбора как звеньев, так и гильз. Подкрыльевые узлы подвески могли использоваться для размещения до четырех ракет или пары 110-фунтовых бомб . [ 5 ] Посадочный фонарь был установлен на кончике носовой части, а выдвижной рулежный фонарь был установлен на носовом колесе конструкции Мессье . [ 5 ] Шасси . подходило для полетов со строгих взлетно-посадочных полос, покрытых травой [ 15 ]
Magister обычно оснащался авионикой, такой как очень высокой частоты (ОВЧ) радиосистемы , радиокомпас Lear и интерком; вся электроника кабины соответствовала стандартам доступности НАТО . [ 16 ] не предусматривались В стандартной комплектации катапультируемые сиденья , но считалось, что установка различных агрегатов возможна по запросу. Разнообразные рычаги, переключатели и циферблаты, составляющие дисплеи в кабине, обычно были легко заметны, при этом было достаточно места для комфорта пилота и места для размещения парашюта . [ 17 ] Стандартная глухая панель находится перед каждым пилотом, а приборы двигателя расположены слева, а под ними расположены индикатор закрылков, переключатель закрылков и аварийные переключатели, а также два дросселя и топливные краны; на правом переднем сиденье находится панель радиоприемника, а крайний правый край — органы управления вооружением. Кабина была герметизирована , а также снабжена системой подачи свежего воздуха. [ 14 ]
Педали были регулируемыми и имели достаточно допустимые пределы, а сама кабина была сравнительно легкодоступна: фонарь открывался вверх и назад за одну ступеньку из-за своей небольшой высоты. [ 17 ] Чтобы учесть плохую видимость вперед с заднего сиденья, обычно занимаемого инструктором, переднее стекло было выпуклым и был установлен бинокулярный перископ , обеспечивающий относительно четкую перспективу под относительно широким углом над верхней частью передней кабины. . Передняя кабина, обычно используемая курсантом, обеспечивала отличный внешний обзор. [ 14 ] По данным Flight International , Magister мог «без особых усилий» выполнять различные фигуры высшего пилотажа, органы управления полетом были легкими и относительно хорошо согласованными, а ручка управления имела четкое ощущение. [ 12 ] Он обладал высоким уровнем поперечной устойчивости в полете, а также был достаточно устойчивым по направлению, что позволяло самолету при правильном балансировании управлять самолетом в автономном режиме в течение неопределенного периода времени. [ 18 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Израиль
[ редактировать ]Первый самолет Fouga прибыл в Израиль в 1957 году, а вскоре после этого компания IAI начала местное лицензионное производство, получив самолет под названием IAI Tzukit. Первый «Цукит» был построен в 1959 году и принят на вооружение в 1960 году.
Fougas служили в летной школе ВВС США, где они использовались как для базовой, так и для повышения квалификации реактивных самолетов. Самолет также входил в пилотажную группу IAF . В 1974 году «Магистеры» были заменены на А-4 «Скайхоки» в роли продвинутых учебных реактивных самолетов, оставив только свою базовую учебную роль. К началу 1980-х годов был разработан план модернизации и ремонта самолетов, продления срока их службы. Обновленный самолет имел более 250 модификаций, включая новые двигатели и кабину нового дизайна. К 1986 году большинство Fougas было модернизировано до стандарта Zukit. Все они теперь заменены на Beechcraft T-6 Texan II .
В 1964 году в летной школе была организована боевая эскадрилья, укомплектованная инструкторами школы и резервистами ВВС, для использования «Магистра» в качестве легких штурмовиков на случай боевых действий. В Шестидневной войне 1967 года 44 «Фуги» использовались 147-й эскадрильей в качестве самолетов непосредственной поддержки, атакуя цели на Синайском фронте в первый день войны, когда более боеспособные боевые самолеты Израиля были задействованы в операции «Фокус» против арабских авиабаз. . [ 19 ] Затем они были развернуты против иорданских сил, включая бронетехнику, на Западном Берегу . Сообщается, что Фугас уничтожил более 50 танков и более 70 других бронемашин, помогая сдерживать иорданскую бронетехнику, продвигавшуюся к Иерусалиму. «Магистр» доказал свою эффективность в миссии непосредственной поддержки, хотя и понес при этом тяжелые потери: семь самолетов и шесть пилотов были потеряны. [ 20 ]
Сальвадор
[ редактировать ]Девять бывших израильских и три французских Magister были приобретены ВВС Сальвадора и использовались как учебно-тренировочные, так и штурмовики во время гражданской войны в Сальвадоре с использованием бомб и носовых 7,62-мм пулеметов. Они сотрудничали с «Ураганами» и А-37Б . Ни один из них не погиб в результате вражеского огня, но к концу войны только пять находились в рабочем состоянии. [ 21 ]
Финляндия
[ редактировать ]
В 1958–1959 годах Финляндия приобрела у Франции 18 магистров. В то же время компания также получила лицензию на производство. Финский производитель самолетов Valmet позже построил 62 Magister в период с 1958 по 1967 год. Финляндии отводилась второстепенная ударная роль в случае войны, поскольку количество штурмовиков было ограничено мирным соглашением с Советским Союзом .
Самолеты французской постройки имели обозначения FM-1...-18, а финские FM-21...-82. самолет служил учебно-тренировочным реактивным самолетом в ВВС Финляндии, С 1958 по 1988 год пока его не заменил BAe Hawks . Всего в результате аварий погиб 21 Магистр, шесть из них со смертельным исходом. Обычное прозвище самолета в финских ВВС было Куккопилли ( «Окарина» ) из-за уникального звука турбореактивного двигателя Turbomeca Marboré.
Бельгия
[ редактировать ]В ВВС Бельгии в качестве основных инструкторов работали 50 магистров. Пилотажная группа « Красные дьяволы» также использовала их в качестве демонстрационных самолетов. Небольшое количество Magisters использовалось до сентября 2007 года в качестве самолетов технического обслуживания старших офицеров. Бельгийские ВВС были последней страной, использовавшей Magisters на полную службу. [ нужна ссылка ]
Бразилия
[ редактировать ]
Força Aérea Brasileira (FAB) использовала Magister в своей пилотажной группе Esquadrilha da Fumaça с 1968 по 1975 год. Ее самолеты имели номер Т-24 в учебно-тренировочной серии с типовыми обозначениями FAB.
Катанга
[ редактировать ]Во время кризиса в Конго просепаратистские ВВС Катанги приобрели девять недавно построенных Magister, выделенных из бельгийского заказа. Только три были доставлены в Катангу в феврале 1961 года. Один из них использовался против миротворцев Организации Объединенных Наций в сентябре 1961 года во время осады Жадовиля , пилотировался бельгийским пилотом и был вооружен двумя пулеметами и двумя легкими бомбами местного производства. Он уничтожил два DC-4 и один DC-3 на земле и совершил многочисленные атаки по наземным целям. Утверждается, что Магистр мог быть причастен к крушению самолета DC-6 , который перевозил Дага Хаммаршельда , Генерального секретаря ООН и еще 15 человек в аэропорт Ндола в Замбии . [ 22 ] [ 23 ]
После 1961 года самолет больше не использовался.
Марокко
[ редактировать ]В период с 1956 по 1970 год марокканские ВВС закупили у Франции 25 магистров для обучения, некоторые из которых использовались в войне в Западной Сахаре против сил ПОЛИСАРИО . Потеря нескольких самолетов в бою привела к тому, что Магистр ушел с боевой службы в 1980-х годах и был заменен компанией Alpha Jets. [ 24 ]
Ирландия
[ редактировать ]В Ирландском воздушном корпусе с 1975 по 1999 год эксплуатировалось шесть самолетов Magister. Они были куплены для замены шести устаревших самолетов De Havilland Vampire T.55 из 1-й истребительной эскадрильи. Четыре Magisters были бывшими в употреблении у австрийских ВВС , а два оставшихся самолета изначально предназначались для ВВС Катанги , но были конфискованы при отправке во время кризиса в Конго и так и не добрались до Катанги. Перед поступлением на вооружение авиакорпуса все самолеты были отремонтированы до состояния «как новые». Шесть самолетов в основном использовались для легких ударов и составляли легкую ударную эскадрилью, но также будут использоваться в целях повышения квалификации. Четверо Магистров экипировали демонстрационную группу Воздушного Корпуса « Серебряные Ласточки» .
Камбоджа
[ редактировать ]Камбоджи Королевские ВВС с 1961 года эксплуатировали четыре самолета Magister. Первоначально они использовались только в учебных целях, но позже также использовались в качестве легких ударных самолетов. Предположительно, камбоджийские магистры были очень активны в ВВС Кхмера с 1970 года. Магистры были объединены с четырьмя самолетами Cessna AT-37B Воздушной академии, образуя легкую ударную эскадрилью. Это подразделение действовало в то время, часто сотрудничая также с тремя или четырьмя самолетами A-1D, которые все еще находились в рабочем состоянии. [ 25 ]
Варианты
[ редактировать ]

- СМ.160
- Предлагаемая облегченная версия CM.170R для эксплуатации на травяных или самодельных взлетно-посадочных полосах. [ 26 ]
- CM.170 Магистр
- три прототипа и 10 предсерийных самолетов.
- СМ.170М Магистр
- два прототипа для французского Aeronavale
- СМ.170Р
- Первоначальная серийная версия Магистра. [ 26 ]
- CM.170-1 Магистр
- первая серийная версия с двигателями Turbomeca Marboré II; Всего было построено 761 самолет, в том числе 188 в Западной Германии, 62 в Финляндии и 50 в Израиле.
- CM.170-2 Магистр
- модернизированные двигатели Marboré VI с тягой 4,7 кН (1055 фунтов силы) каждый; построено 137 штук.
- CM.171 Автомобили
- увеличенный планер, двигатели Turbomeca Gabiso с тягой 10,8 кН (2422 фунта-силы) каждый, единственный прототип, погибший в результате аварии 20 марта 1957 года.
- CM.173 Супер Магистр/Потез 94
- Двигатели Marboré Super VI с тягой 5,1 кН (1143 фунта-силы) каждый и катапультными сиденьями; построен один прототип.
- CM.175 Зефир
- Учебно-тренировочный корабль для Aeronavale с усиленной ходовой частью, катапультой и стопорным крюком; 30 построено.
- Переместить CM.191
- 4-местная версия Магистра; построено два прототипа. [ 27 ]
- ИАИ Цуки
- или AMIT Fouga - версия ВВС Израиля , обновленная новой кабиной и композитными материалами.
- Версия 90/90А
- Разработка на основе CM.170 с двигателями Turbomeca Astafan с тягой 7,6 кН (1715 фунтов силы) каждый, измененной формой фонаря для лучшей обзорности и модернизированной авионикой. Построен один прототип. Предлагаемый вариант 90А оснащался двигателем Turbomeca Astafan мощностью 790 л.с.; обе версии не смогли привлечь заказов.
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (СМ.170-1)
[ редактировать ]


Данные Jane's All The World's Aircraft, 1965–66 гг. [ 2 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 10,06 м (33 фута 0 дюймов)
- Размах крыла: 12,15 м (39 футов 10 дюймов) (над кончиками баков)
- Высота: 2,80 м (9 футов 2 дюйма)
- Площадь крыла: 17,30 м 2 (186,2 кв. футов)
- Соотношение сторон : 7,42:1
- Профиль крыла : серия NACA 64.
- Вес пустого: 2150 кг (4740 фунтов)
- Полная масса: 2850 кг (6283 фунта) (без наконечников баков)
- Максимальный взлетный вес: 3200 кг (7055 фунтов)
- Запас топлива: 730 л (190 галлонов США; 160 имп галлонов) внутреннего топлива; 980 л (260 галлонов США; 220 имп галлонов) с наконечниками-баками
- Силовая установка: 2 Turbomeca Marboré IIA турбореактивных двигателя с тягой 3,9 кН (880 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 715 км/ч (444 миль в час, 386 узлов) на высоте 30 000 футов (9 100 м)
- Никогда не превышайте скорость : 860 км/ч (530 миль в час, 460 узлов) (0,82 Маха).
- Дальность: 1200 км (750 миль, 650 миль) (с внешними баками)
- Автономность: 2 часа 40 минут (с внешними баками)
- Практический потолок: 11 000 м (36 000 футов)
- Скороподъемность: 16,99 м/с (3345 футов/мин) (без наконечников баков)
- Взлетная дистанция до 15 м (50 футов): 930 м (3050 футов)
Вооружение
- 2 пулемета калибра 7,5 мм или 7,62 мм, боекомплект 200 патронов на ствол
- До 140 кг (310 фунтов) вооружения на двух подкрыльевых узлах подвески, включая 50-килограммовые (110 фунтов) бомбы, неуправляемые ракеты (ракетные блоки Т 10, Т 900 или СНЭБ ) и Nord Aviation SS.11 . противотанковые ракеты
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Аэро Л-29 Дельфин
- BAC Джет Провост
- Цессна Т-37 Твит
- Фиат Г.80
- Учебно-тренировочный самолет Fokker S.14 Mach
- Фудзи Т-1
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Кастелло, Кристиан (1993). Планеры и самолеты: воздушный маршрут Тулузы Роберта Кастелло с 1922 по 1967 год, от Девуатина до Южной авиации, проходящий через Этс-Фуга (на французском языке). [Лексос, Франция]: Editions Le Lézard. п. 121. ИСБН 2-907384-91-0 . ОСЛК 35599460 .
- ^ Перейти обратно: а б с Тейлор 1965 , стр. 52–53.
- ^ «Авиационная разведка». Flight International , 7 октября 1955 г. с. 582.
- ^ "Фуга CM 170." Плетав.free.fr. Проверено: 18 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Смит 1954 , с. 403
- ^ «Военные самолеты мира». Flight International , 8 июля 1960 г. с. 69.
- ^ Тейлор 1961 , с. 81
- ^ Смит 1954 , с. 401
- ^ Смит 1954 , стр. 401–402.
- ^ Смит 1954 , стр. 401–402, 404.
- ^ Смит 1954 , стр. 402, 404.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 1954 , с. 404
- ^ Смит 1954 , стр. 405–406.
- ^ Перейти обратно: а б с Смит 1954 , стр. 403–404.
- ^ Смит 1954 , с. 406
- ^ Смит 1954 , стр. 401–403.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 1954 , стр. 402–403.
- ^ Смит 1954 , с. 405
- ^ Алони 2001 , с. 44
- ^ Алони 2001 , стр. 49–51, 54–55
- ^ Купер, Том. «Сальвадор: 1980–1992» . ACIG.org . Проверено 30 января 2013 г.
- ^ Боргер, Джулиан (17 августа 2011 г.). «Даг Хаммаршельд: есть данные, свидетельствующие о том, что самолет главы ООН был сбит» . Хранитель . Проверено 2 августа 2014 г.
- ^ Боргер, Джулиан (4 апреля 2014 г.). «Самолет Дага Хаммаршельда мог быть сбит, - предупредил посол» . Хранитель . Проверено 2 августа 2014 г.
- ^ Купер, Том. «Марокко, Мавритания и Западная Сахара с 1972 года» . ACIG.org . Проверено 1 января 2016 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 г. Проверено 20 января 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Бриджмен 1955 , стр. 142–143.
- ^ «Парижский авиасалон: Potez-Heinkel CM-191». Летающий . Том. 69, нет. 2. п. 49.
- ^ Роулингс 1971 , с. 923
- ^ Роулингс 1971 , с. 924
- ^ Хэтч 1987 , с. 41
- ^ Уиллер 1975 , с. 292
- ^ Тейлор, Джон В. Р. Джейн, все самолеты мира, 1965–66. Лондон: Компания Sampson Low & Marston, 1965.
- ^ Хэтч 1987 , с. 45
- ^ Хэтч 1987 , с. 51
- ^ Роулингс 1971 , с. 927
- ^ Перейти обратно: а б с Хэтч 1987 , с. 56
- ^ Хэтч 1987 , с. 59
- ↑ Затяжная война в Гватемале — роль ВВС Гватемалы . Архивировано 10 февраля 2017 г. в Wayback Machine . Доктор Джеймс С. Корум, Журнал Air & Space Power .
- ^ Перейти обратно: а б Хэтч 1987 , с. 65
- ^ «Тайна Магистра» . Полет . Том. 79, нет. 2719. 20 апреля 1961. с. 521.
- ^ Перейти обратно: а б Хэтч 1987 , с. 68
- ^ Роулингс 1971 , с. 933
- ^ Хэтч 1987 , с. 81
- ^ Роулингс 1971 , с. 939
Библиография
[ редактировать ]- Алони, Шломо (июль – август 2001 г.). «Тренеры в бою: доблесть и жертвенность в Шестидневной войне». Любитель воздуха . № 94. С. 42–55. ISSN 0143-5450 .
- Арис, Марк; ван Хертум, Серж (2007). Фуга Магистер: Свистящие черепахи в небе Бельгии . Эйндховен, Нидерланды: Flash Aviation. ISBN 978-90-71553-24-0 .
- Бриджмен, Леонард (1955). Самолеты всего мира Джейн, 1955–56 . Лондон: Jane's All the World's Aircraft Publishing Co. Ltd.
- Дауни, Джон (1991). «Первое поколение». Любитель воздуха . № 44. С. 36–49. ISSN 0143-5450 .
- Хэтч, Пол (28 ноября 1987 г.). «ВВС мира 1987» . Рейс Интернешнл . Том. 130, нет. 4090. стр. 36–106. ISSN 0015-3710 .
- Копенгаген, В., изд. Большая книга типов самолетов (на немецком языке). Штутгарт, Германия: Транспресс. ISBN 3-344-00162-0 .
- Ланжеард, Жан-Люк (июль 1995 г.). «Жан-Люк Ланжеар и le Fouga Magister» [Жан-Люк и фуга-магистр]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (308): 34–238. ISSN 0757-4169 .
- Роулингс, Джон (24 июня 1971 г.). «Военно-воздушные силы мира» . Рейс Интернешнл . Том. 99, нет. 3250. стр. 922–941.
- Смит, Морис А. (2 апреля 1954 г.). «Фуга CM170 в воздухе» . Полет . Том. 65, нет. 2358. стр. 401–406.
- Тейлор, Джон В.Р. (1961). Самолеты всего мира Джейн, 1961–62 . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, Ltd.
- Тейлор, Джон В.Р. (1965). Самолеты всего мира Джейн, 1965–66 . Лондон: Sampson Low & Marston Company, Ltd.
- Уиллер, Барри К. (29 августа 1975 г.). «ВВС мира 1975» . Рейс Интернешнл . Том. 108, нет. 3468. стр. 290–314.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]