Божества и феи судьбы в славянской мифологии.
Rozhanitsy | |
---|---|
судьба, судьба, удача | |
Другие имена | narecnitsy, sudzhenitsy |
Артефакты | Веретено , золотая нить |
Супруга | Стержень |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Мойрай |
Римский эквивалент | Экономно |
Кельтский эквивалент | Бриджит |
Балтийский эквивалент | Лайм |
Рожаницы , нареницы и судженицы — невидимые духи или божества судьбы в дохристианской религии славян . Они связаны с беременностью, материнством, браком. [ 1 ] и предки женского пола, [ 2 ] и часто упоминаются вместе с Родом . [ 3 ] [ 4 ] [ 2 ] Обычно их упоминают втроем, но иногда и до 9 вместе, из которых одна была «королевой» или единственной. [ 2 ] Они связаны с Долой, но на каких условиях неизвестно. В Польше им поклонялись как зорям (полярным сияниям). [ 5 ]
Имена и значение
[ редактировать ]В разных регионах славян и языков они назывались по-разному: [ 2 ] [ 6 ]
- Хорватский: родился, родился, родился, судился, судился, sujenice
- Словенцы: рожденные, рожденные, судьи, sojenice, sujenice
- Болгарский: Судженичи, Наручничи, Орисничи, Урисничи, Уресич.
- Чешский и словацкий: sudičky
- Польский: rozzanice, narcznice, sudiczki.
- Румынский: медвежий
- Сербский: судьи, судьи, прирожденные, сержанты
- Древневосточнославянский, русский: rožanice, udĕlnicy.
- Украинский: Розаницы
Термины родзаница , роденица или роденица происходят от слова родити («рожающая») и буквально означают «рожающая женщина». [ 7 ]
Термины sudiczka , sudica или sojenica происходят от слова sud ( « суд » , «судья», «суд») и буквально означают «судящая женщина». [ 7 ]
Термины narecznica , nerechnitsa , narucnica означают «женщина, дающая имя». [ 7 ]
Термин удельница означает «дарующая женщина». [ 2 ]
Болгарские термины orisnici , urisnici , uresici происходят от греческого слова όρίζοντες ( orizontes «устанавливать») и означают «устанавливающая женщина». [ 2 ]
У восточных славян олицетворение удачи было известно также как Доля, имя которой означает «разделение», «участие», а невезение — как Недоля. [ 2 ] [ 8 ] С другой стороны, среди сербов и хорватов есть Среча, имя которой означает «удача». [ 9 ] [ 3 ]
В некоторых регионах Польши функции рожаниц выполняли другие деятели: богинки в Малопольше , красники в Поморье . [ 10 ] В «Каталоге магии Рудольфа », написанном Эдвардом Карвотом сведения , написавшим собранные братом Рудольфом об обычаях языческих западных славян , мы читаем, что славяне «приносят жертвы своим трем сестрам, которых язычники называют Клото , Лахезис и Атропос. одолжить им богатство». Рудольф, вероятно, не зная языка славян, дал рожаницам имена Мойр, которые были ему известны из греческой мифологии и которые выполняют те же функции, что и рожаницы . [ 11 ]
Рожаницы после христианизации были заменены Богородицами или святыми женщинами. В русских заговорах взрослеющего мальчика упоминаются Паращева , Анастасия и Варвара , а в болгарском фольклоре Богородица, Паращева и Анастасия. [ 7 ] Ангелы или даже Сам Христос также взяли на себя функции рожаниц . [ 10 ]
Источники
[ редактировать ]XI века является Слово св. Григория Богослова Первым источником упоминания о рожаницах о том, как язычники кланялись идолам : [ 12 ]
Также это слово дошло и до славян, и они стали приносить жертвы Роду и Рожаницам перед Перуном, своим богом. А раньше приносили жертвы вампирам [упыри] и берегиням [водяным духам?]. Но и теперь на окраинах молятся и ему, проклятому богу Перуну, и Хорсу, и Мокоши, и виласу - делают это тайно.
Русское слово одного христолюбца : [ 13 ]
...мы смешиваем и некоторые чистые молитвы с проклятыми идолопоклонническими приношениями, [когда] другие, кроме «законного стола», ставят столы и блюда, посвященные Роду и Рожаницам, оскорбляя Бога.
Культ рожаницы все еще был популярен на Руси XVI века, о чем свидетельствует покаяние , данное во время исповеди православными священниками , описанное в тюрьмах святителя Саввы Сторожского : [ 14 ]
Священнослужителю следует спросить, не смешала ли она языческие верования с христианскими, и молилась ли она вилам, или ела и употребляла алкоголь в честь Рода и Рожаниц и разных богов, таких как Перун, Хорс и Макошь: три года поста с простираниями в качестве покаяния.
Измаил Срезневский собрал следующие источники в своих «Материалах для древнерусского словаря» : [ 9 ]
Принесение жертвы рожаницам - наполнение кружки бесу
принесение Боду (или Роду и рожаницам) жертвы и приготовление смешанного напитка для рожаниц (чертей)
с детьми стригут первые волосы и женщины варят крупу для рожаницы
если рожаницам будут есть хлеб, сыр и мед строго запрещено в одном месте, говорит (Исайя): горе пьющим и еющим в честь рожаниц
кто почитатель колача, или почитатель рожаницы
Наречницы часто фигурируют в различных южнославянских легендах и былинах. Одним из них является эпос о князе Марко : [ 15 ]
|
|
Первым, кто зафиксировал культ полярного сияния, был этнограф Зориан Доленга-Ходаковский . Об этом он писал в своей работе «О славянстве до христианства» : [ 16 ]
Вам предстоит спуститься под крышу деревенского жителя в разные дальние стороны, вам предстоит поспешить на его пиры, игры и различные приключения. Там, в дыму, поднимающемся над их головами, еще бродят старые ритуалы, поются старинные песни и среди танцев народа произносятся имена забытых богов. В этой горькой тьме можно увидеть три сияющие луны, три девственных полярных сияния, семь тележных звезд ( Большая Медведица ).
Польский историк литературы Стефан Вртель-Верчинский в книге «Средневековая польская светская поэзия» написал заклинание, открытое Брюкнером : [ 17 ]
|
|
Польский фольклорист Станислав Черник в своей книге « Три девственные приводит сияния: среди приказов и заклинаний» следующее заклинание: [ 18 ]
|
|
Вислинский : географический и этнографический ежемесячник дает следующее заклинание на ребенка, плачущего ночью, то есть заклинание в течение трех дней во время заката [ 19 ] и молитва о хорошем муже: [ 20 ]
|
|
|
|
Появление
[ редактировать ]В фольклоре южных славян рожаницы описываются как красивые девушки или добродушные пожилые женщины. Иногда их также представляют в виде трех женщин разного возраста: девушки, взрослой женщины и пожилой женщины. Южные славяне описывали их как красивые фигуры с белыми круглыми щеками. Говорили, что они были одеты в белую одежду, имели белые шапки ( моб-кепки на голове ) и серебряные и золотые украшения. Говорят, что в руках они держали горящие свечи, сквозь которые в лунном свете были хорошо видны их силуэты. [ 2 ]
Чешские источники описывали их как одетых в белое девственниц или старух. Говорили, что они были высокими и прозрачными, с бледными щеками, глазами, способными сиять и очаровывать людей, а их волосы были украшены драгоценными камнями. Говорят, что, как и южные славяне, они носили белые чепцы или вуали. [ 2 ]
Функции и культ
[ редактировать ]
Говорили, что они присматривают за беременными женщинами, [ 1 ] и после рождения ребенка они определили его судьбу на всю оставшуюся жизнь. [ 10 ] Рожаницы . появлялись в полночь через три дня после рождения ребенка, у его колыбели, когда должны были предсказать ребенку хорошую или плохую судьбу на всю жизнь [ 7 ] [ 21 ] После определения судьбы ребенка его сохранили как неизгладимый след на лбу. [ 7 ] [ 21 ] Мнения рожаниц . о будущем ребенка часто были противоречивы, и окончательное решение принимает самый старший родитель Первая, самая младшая рожаница прядет, вторая меряет, а третья обрезает нить жизни – чем длиннее нить, тем дольше будет жизнь. [ 2 ] У южных славян рожаницы иногда отличали от суджениц , о которых говорили, что они появлялись перед смертью и в важные моменты жизни. [ 7 ] Рожаницы иногда призывали защитить семью от болезней. [ 22 ]
По словам Прокопия , славяне не верили в судьбу: [ 23 ]
Ибо они верят, что один бог, создатель молний, является единственным господином всего сущего, и приносят ему в жертву скот и все другие жертвы; но что касается судьбы, то они ее не знают и никоим образом не признают, что она имеет какую-либо власть среди людей, но всякий раз, когда смерть стоит близко перед ними, будь то пораженная болезнью или начинающая война, они дают обещание, что, если они избегут , они немедленно принесут жертву богу в обмен на свою жизнь; а если им удастся спастись, то они жертвуют именно тем, что обещали, и считают, что их безопасность куплена той же самой жертвой.
- Ближе
Согласно источникам, трапециевидный стол с хлебом, медом, сыром и крупой ( кутьей готовили в честь рожаницы ) . [ 24 ] [ 21 ] иногда еду оставляли в святилищах. [ 22 ] ребенка . волосы, срезанные во время первой стрижки Рожанице также приносили в жертву [ 7 ] [ 21 ] Словенцы и хорваты ставили свечи, вино, хлеб и соль в комнату, где лежит женщина на следующий день после родов. Невыполнение этого требования грозило тем, что рожаницы определят несчастье ребенка. Словенцы, живущие в Истрии, клали хлеб под валуны рядом с пещерами, в которых, рожаницы по слухам, жили ждали белые одежды и стулья , а в Болгарии для них готовили ужины. В Чехии готовили стол, за которым рожаниц вместе со стулом, на котором клали хлеб, соль и масло, а иногда сыр и пиво. [ 2 ] Одним из праздников Рода и рожаниц считалось 26 декабря , которое после христианизации было заменено Православной Церковью праздником Богородицы . [ 25 ]
жили Говорили, что рожаницы на краю света во дворце Солнца, что могло связывать их с солнечным божеством. [ 7 ]
Во многих европейских религиях присутствуют три женские фигуры, предсказывающие будущее ребенка, что указывает на индоевропейское происхождение рожаниц :
- Роман Парке
- Греческая Мойра
- Скандинавские норны
- Кельтская Бригида в трёх лицах или трёх Матрах [ 11 ]
- Балтийская лайма , иногда появлявшаяся в трёх формах [ 11 ]
Goddess Rozhanitsa
[ редактировать ]Древнерусские источники также упоминают Рожаницу как единое лицо, обычно в паре Рода и Роджаницы. [ 21 ] Примером такого источника является хроника XII века Gesta regum Anglorum , в которой описывается культ Световида у славян Эльбы , сравнивая его с римским Фортуной и греческим Тихе . В русском переводе этой летописи XIII века Фортуна переводится как Рожаница (Рожданица). [ 26 ] [ 27 ] Другим примером может быть Слово о том, как язычники кланялись идолам : «Артемида и Артемида называли Рода и Рошаницу». [ 28 ] В такой ситуации Рожаницу можно было интерпретировать как Богиню-Мать – богиню плодородия и материнства. [ 29 ] [ 30 ] По мнению мифологов, тройственные божества судьбы являются ипостасью древней богини судьбы. протогерманская Урд и раннегреческая Клото Такими богинями считаются . Похожий процесс, вероятно, происходил и у славян, и в той ситуации Доля могла быть изначальной богиней судьбы. [ 31 ]
Борис Рыбаков связал Рожаницу с Ладой , утверждая, что Лада была партнершей Рода, а также первой рожаницей . [ 32 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Персиваль Шуттенбах – Роджанице ( альбом Стржиги ) [ 33 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Подгурский 2005 , стр. 384-385.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Мифология всех рас (1918), Том. III, Раздел «Славянский», Часть I: Гении, Глава IV: Гении судьбы, стр. 249-252
- ^ Jump up to: а б Гейстор 2006 , с. 207.
- ^ Шиевский 2003 , стр. 192.
- ^ Гжегожевич 2016 , стр. 84.
- ^ Шиевский 2003 , стр. 164.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Шиевский 2003 , стр. 193.
- ^ Шиевский 2003 , стр. 194-195.
- ^ Jump up to: а б Брюкнер 1985 , с. 171.
- ^ Jump up to: а б с Стжельчик 2007 , стр. 174.
- ^ Jump up to: а б с Шиевский 2003 , стр. 193-194.
- ^ Шиевский 2003 , стр. 170.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 170.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 174.
- ^ «Король Марко, сержанты, Вулкашин и свадьба на Реле Шестокрил — Викисловарь» . sr.wikisource.org . Проверено 19 сентября 2019 г.
- ^ Долега-Ходаковски и Масланка 1967 , стр. 24-25.
- ^ Вртель-Верчинский 1923 , стр. 130.
- ^ Черник 1985 , стр. 60.
- ^ Красный, Грушецкий А. (1889). "Висла. Miesięcznik Geograficzno-Etnistyczny. 1889 Vol.3 z.3 - Великопольская цифровая библиотека" . Библиотека г-на Корника : 511 . Проверено 11 января 2020 г.
- ^ "Висла. Miesięcznik Geograficzno-Etnistyczny. 1903 Том 17 z.3 - Великопольская цифровая библиотека" . www.wbc.poznan.pl . стр. 391 . Проверено 11 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Гейстор 2006 , с. 206.
- ^ Jump up to: а б Fiodor Kapica (2008). "Славянские традиционные праздники и ритуалы: справочник" . Retrieved 2019-07-19 .
- ^ Шиевский 2003 , стр. 43-44.
- ^ Шиевский 2003 , стр. 191-192.
- ^ Профантова 2004 , стр. 192.
- ^ Лешек Мошинский (1998). «Почему научные описания протославянских верований настолько разнообразны» (PDF) .
- ^ Шиевский 2003 , стр. 144.
- ^ Гейстор 2006 , с. 285.
- ^ Фигес 2018 .
- ^ Госсило и Холмгрен 1996 , стр. 155.
- ^ Шиевский 2003 , стр. 194.
- ^ Макуда 2012 , с. 67-68.
- ^ Персиваль Шуттенбах - Роджанице , получено 18 октября 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Шиевский, Анджей (2003). Религия славян . Издатель ВАМ. ISBN 83-7318-205-5 .
- Гейстор, Александр (2006). Мифология славян . Издатель Варшавский университет. ISBN 83-235-0234-Х .
- Стжельчик, Ежи (2007). Мифы, сказания и поверья древних славян . Ребис. ISBN 978-83-7301-973-7 .
- Брюкнер, Александр (1985). Славянская мифология . Национальное научное издательство. ISBN 8301062452 .
- Файджес, Орландо (2018). Танец Наташи: Культурная история России . Пингвин Букс Лимитед. ISBN 978-0141989594 .
- Доленга-Ходаковский, Зорян; Пахта, Джулиан (1967). О славянском крае до христианства и в других сочинениях и письмах .
- Вртель-Верчинский, Стефан (1923). Средневековая польская светская поэзия .
- Черник, Станислав (1985). Три Девы Авроры: Среди приказов и заклинаний . Издатель Лодзинское воеводство. ISBN 8321804225 .
- Гжегожевич, Земислав (2016). О Богах и людях. Практика и теория славянской родной веры . Ольштын. ISBN 9788394018085 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Госило, Хелена; Холмгрен, Бет (1996). Россия -- женщины -- культура . Издательство Университета Индианы. ISBN 0253210445 .
- Макуда, Иржи (2012). Родственные обряды и русская народная культура .
- Подгорский, Барбара и Адам (2005). Великая книга польских демонов — словарь и антология народной демонологии . Издатель ЧЕРНЫЙ ПТНИЦ. ISBN 83-89375-40-0 .
- Профантова, Надя (2004). Энциклопедия славянских богов и мифов . Книги. ISBN 8072772198 .