Jump to content

Божества и феи судьбы в славянской мифологии.

(Перенаправлено из Суденице )

Rozhanitsy
судьба, судьба, удача
Другие имена narecnitsy, sudzhenitsy
Артефакты Веретено , золотая нить
Супруга Стержень
Эквиваленты
Греческий эквивалент Мойрай
Римский эквивалент Экономно
Кельтский эквивалент Бриджит
Балтийский эквивалент Лайм

Рожаницы , нареницы и судженицы — невидимые духи или божества судьбы в дохристианской религии славян . Они связаны с беременностью, материнством, браком. [ 1 ] и предки женского пола, [ 2 ] и часто упоминаются вместе с Родом . [ 3 ] [ 4 ] [ 2 ] Обычно их упоминают втроем, но иногда и до 9 вместе, из которых одна была «королевой» или единственной. [ 2 ] Они связаны с Долой, но на каких условиях неизвестно. В Польше им поклонялись как зорям (полярным сияниям). [ 5 ]

Имена и значение

[ редактировать ]

В разных регионах славян и языков они назывались по-разному: [ 2 ] [ 6 ]

  • Хорватский: родился, родился, родился, судился, судился, sujenice
  • Словенцы: рожденные, рожденные, судьи, sojenice, sujenice
  • Болгарский: Судженичи, Наручничи, Орисничи, Урисничи, Уресич.
  • Чешский и словацкий: sudičky
  • Польский: rozzanice, narcznice, sudiczki.
  • Румынский: медвежий
  • Сербский: судьи, судьи, прирожденные, сержанты
  • Древневосточнославянский, русский: rožanice, udĕlnicy.
  • Украинский: Розаницы

Термины родзаница , роденица или роденица происходят от слова родити («рожающая») и буквально означают «рожающая женщина». [ 7 ]

Термины sudiczka , sudica или sojenica происходят от слова sud ( « суд » , «судья», «суд») и буквально означают «судящая женщина». [ 7 ]

Термины narecznica , nerechnitsa , narucnica означают «женщина, дающая имя». [ 7 ]

Термин удельница означает «дарующая женщина». [ 2 ]

Болгарские термины orisnici , urisnici , uresici происходят от греческого слова όρίζοντες ( orizontes «устанавливать») и означают «устанавливающая женщина». [ 2 ]

У восточных славян олицетворение удачи было известно также как Доля, имя которой означает «разделение», «участие», а невезение — как Недоля. [ 2 ] [ 8 ] С другой стороны, среди сербов и хорватов есть Среча, имя которой означает «удача». [ 9 ] [ 3 ]

В некоторых регионах Польши функции рожаниц выполняли другие деятели: богинки в Малопольше , красники в Поморье . [ 10 ] В «Каталоге магии Рудольфа », написанном Эдвардом Карвотом сведения , написавшим собранные братом Рудольфом об обычаях языческих западных славян , мы читаем, что славяне «приносят жертвы своим трем сестрам, которых язычники называют Клото , Лахезис и Атропос. одолжить им богатство». Рудольф, вероятно, не зная языка славян, дал рожаницам имена Мойр, которые были ему известны из греческой мифологии и которые выполняют те же функции, что и рожаницы . [ 11 ]

Рожаницы после христианизации были заменены Богородицами или святыми женщинами. В русских заговорах взрослеющего мальчика упоминаются Паращева , Анастасия и Варвара , а в болгарском фольклоре Богородица, Паращева и Анастасия. [ 7 ] Ангелы или даже Сам Христос также взяли на себя функции рожаниц . [ 10 ]

Источники

[ редактировать ]

XI века является Слово св. Григория Богослова Первым источником упоминания о рожаницах о том, как язычники кланялись идолам : [ 12 ]

Также это слово дошло и до славян, и они стали приносить жертвы Роду и Рожаницам перед Перуном, своим богом. А раньше приносили жертвы вампирам [упыри] и берегиням [водяным духам?]. Но и теперь на окраинах молятся и ему, проклятому богу Перуну, и Хорсу, и Мокоши, и виласу - делают это тайно.

Русское слово одного христолюбца : [ 13 ]

...мы смешиваем и некоторые чистые молитвы с проклятыми идолопоклонническими приношениями, [когда] другие, кроме «законного стола», ставят столы и блюда, посвященные Роду и Рожаницам, оскорбляя Бога.

Культ рожаницы все еще был популярен на Руси XVI века, о чем свидетельствует покаяние , данное во время исповеди православными священниками , описанное в тюрьмах святителя Саввы Сторожского : [ 14 ]

Священнослужителю следует спросить, не смешала ли она языческие верования с христианскими, и молилась ли она вилам, или ела и употребляла алкоголь в честь Рода и Рожаниц и разных богов, таких как Перун, Хорс и Макошь: три года поста с простираниями в качестве покаяния.

Измаил Срезневский собрал следующие источники в своих «Материалах для древнерусского словаря» : [ 9 ]

Принесение жертвы рожаницам - наполнение кружки бесу
принесение Боду (или Роду и рожаницам) жертвы и приготовление смешанного напитка для рожаниц (чертей)
с детьми стригут первые волосы и женщины варят крупу для рожаницы
если рожаницам будут есть хлеб, сыр и мед строго запрещено в одном месте, говорит (Исайя): горе пьющим и еющим в честь рожаниц
кто почитатель колача, или почитатель рожаницы

Наречницы часто фигурируют в различных южнославянских легендах и былинах. Одним из них является эпос о князе Марко : [ 15 ]

Vreme bilo tokmo na polnoke,
в полночь, время темных веков;
когда он придумал три предложения,
на детский праздник да наречат;
...
Слава Богу за огромное чудо,
что было сказано о трех диалектах,
что было сказано, то и сделано.
Была ровно полночь,
в полночь, в глухое время;
когда к нему пришли три наречницы,
судьба ребенка была намечена;
...
Слава Богу за великое чудо,
что было сказано от трех наречниц,
сказанное было исполнено.

Первым, кто зафиксировал культ полярного сияния, был этнограф Зориан Доленга-Ходаковский . Об этом он писал в своей работе «О славянстве до христианства» : [ 16 ]

Вам предстоит спуститься под крышу деревенского жителя в разные дальние стороны, вам предстоит поспешить на его пиры, игры и различные приключения. Там, в дыму, поднимающемся над их головами, еще бродят старые ритуалы, поются старинные песни и среди танцев народа произносятся имена забытых богов. В этой горькой тьме можно увидеть три сияющие луны, три девственных полярных сияния, семь тележных звезд ( Большая Медведица ).

Польский историк литературы Стефан Вртель-Верчинский в книге «Средневековая польская светская поэзия» написал заклинание, открытое Брюкнером : [ 17 ]

Зарзе, Зажице, три сестры.
Богоматерь гуляла по морю, собирая золотой зефир;
Святой Иоанн встретил ее: Куда ты идешь, матушка?
Я собираюсь лечить сына.
Полярные сияния, полярные сияния, три сестры.
Матерь Божия ходила на море, собирая золотые пенки.
Святой Иоанн встретил ее: Куда ты идешь, матушка?
Я собираюсь исцелить своего сына.

Польский фольклорист Станислав Черник в своей книге « Три девственные приводит сияния: среди приказов и заклинаний» следующее заклинание: [ 18 ]

Полярные сияния, Полярные сияния,
вас трое
час ночи,
второй юг,
третий вечер.
Возьми плач моего ребенка,
дайте ему поспать.
Маленькие полярные сияния, маленькие полярные сияния,
вас трое
однажды утром,
второй полдень
третий вечер.
Возьми крик моего ребенка,
верни ему сон.

Вислинский : географический и этнографический ежемесячник дает следующее заклинание на ребенка, плачущего ночью, то есть заклинание в течение трех дней во время заката [ 19 ] и молитва о хорошем муже: [ 20 ]

Аврора, Аврора, Аврора
Уберите плакальщиков от нашего ребенка
Полярные сияния, полярные сияния, полярные сияния
Уберите плач нашего ребенка
Зора, зоречки!
Все мои младшие сестры!
Садись на вороньего коня
И пойди и возьми моего спутника.
Чтобы он не смог сделать это без меня
ни спать, ни есть,
ни сидеть, ни говорить.
Что я ему буду нравиться в моем состоянии, в моей работе, в моей готовности.
Что бы я был благодарен и угоден Богу и людям,
и этому моему товарищу.
Полярные сияния, маленькие полярные сияния!
Вы все мои младшие сестры!
Сидеть на черном коне
И иди за моим спутником.
Чтобы он не мог без меня
ни спать, ни есть,
ни сидеть, ни говорить.
Чтобы я нравилась ему в стойке, в работе, в желании
Чтоб был благодарен и угоден Богу и людям,
и моему спутнику.

Появление

[ редактировать ]

В фольклоре южных славян рожаницы описываются как красивые девушки или добродушные пожилые женщины. Иногда их также представляют в виде трех женщин разного возраста: девушки, взрослой женщины и пожилой женщины. Южные славяне описывали их как красивые фигуры с белыми круглыми щеками. Говорили, что они были одеты в белую одежду, имели белые шапки ( моб-кепки на голове ) и серебряные и золотые украшения. Говорят, что в руках они держали горящие свечи, сквозь которые в лунном свете были хорошо видны их силуэты. [ 2 ]

Чешские источники описывали их как одетых в белое девственниц или старух. Говорили, что они были высокими и прозрачными, с бледными щеками, глазами, способными сиять и очаровывать людей, а их волосы были украшены драгоценными камнями. Говорят, что, как и южные славяне, они носили белые чепцы или вуали. [ 2 ]

Функции и культ

[ редактировать ]
Прядиха крутит нить жизни у колыбели Божией Матери. Фрагмент иконы «Рождество», Украина, 16 век.

Говорили, что они присматривают за беременными женщинами, [ 1 ] и после рождения ребенка они определили его судьбу на всю оставшуюся жизнь. [ 10 ] Рожаницы . появлялись в полночь через три дня после рождения ребенка, у его колыбели, когда должны были предсказать ребенку хорошую или плохую судьбу на всю жизнь [ 7 ] [ 21 ] После определения судьбы ребенка его сохранили как неизгладимый след на лбу. [ 7 ] [ 21 ] Мнения рожаниц . о будущем ребенка часто были противоречивы, и окончательное решение принимает самый старший родитель Первая, самая младшая рожаница прядет, вторая меряет, а третья обрезает нить жизни – чем длиннее нить, тем дольше будет жизнь. [ 2 ] У южных славян рожаницы иногда отличали от суджениц , о которых говорили, что они появлялись перед смертью и в важные моменты жизни. [ 7 ] Рожаницы иногда призывали защитить семью от болезней. [ 22 ]

По словам Прокопия , славяне не верили в судьбу: [ 23 ]

Ибо они верят, что один бог, создатель молний, ​​является единственным господином всего сущего, и приносят ему в жертву скот и все другие жертвы; но что касается судьбы, то они ее не знают и никоим образом не признают, что она имеет какую-либо власть среди людей, но всякий раз, когда смерть стоит близко перед ними, будь то пораженная болезнью или начинающая война, они дают обещание, что, если они избегут , они немедленно принесут жертву богу в обмен на свою жизнь; а если им удастся спастись, то они жертвуют именно тем, что обещали, и считают, что их безопасность куплена той же самой жертвой.

- Ближе

Согласно источникам, трапециевидный стол с хлебом, медом, сыром и крупой ( кутьей готовили в честь рожаницы ) . [ 24 ] [ 21 ] иногда еду оставляли в святилищах. [ 22 ] ребенка . волосы, срезанные во время первой стрижки Рожанице также приносили в жертву [ 7 ] [ 21 ] Словенцы и хорваты ставили свечи, вино, хлеб и соль в комнату, где лежит женщина на следующий день после родов. Невыполнение этого требования грозило тем, что рожаницы определят несчастье ребенка. Словенцы, живущие в Истрии, клали хлеб под валуны рядом с пещерами, в которых, рожаницы по слухам, жили ждали белые одежды и стулья , а в Болгарии для них готовили ужины. В Чехии готовили стол, за которым рожаниц вместе со стулом, на котором клали хлеб, соль и масло, а иногда сыр и пиво. [ 2 ] Одним из праздников Рода и рожаниц считалось 26 декабря , которое после христианизации было заменено Православной Церковью праздником Богородицы . [ 25 ]

жили Говорили, что рожаницы на краю света во дворце Солнца, что могло связывать их с солнечным божеством. [ 7 ]

Во многих европейских религиях присутствуют три женские фигуры, предсказывающие будущее ребенка, что указывает на индоевропейское происхождение рожаниц :

Goddess Rozhanitsa

[ редактировать ]

Древнерусские источники также упоминают Рожаницу как единое лицо, обычно в паре Рода и Роджаницы. [ 21 ] Примером такого источника является хроника XII века Gesta regum Anglorum , в которой описывается культ Световида у славян Эльбы , сравнивая его с римским Фортуной и греческим Тихе . В русском переводе этой летописи XIII века Фортуна переводится как Рожаница (Рожданица). [ 26 ] [ 27 ] Другим примером может быть Слово о том, как язычники кланялись идолам : «Артемида и Артемида называли Рода и Рошаницу». [ 28 ] В такой ситуации Рожаницу можно было интерпретировать как Богиню-Мать – богиню плодородия и материнства. [ 29 ] [ 30 ] По мнению мифологов, тройственные божества судьбы являются ипостасью древней богини судьбы. протогерманская Урд и раннегреческая Клото Такими богинями считаются . Похожий процесс, вероятно, происходил и у славян, и в той ситуации Доля могла быть изначальной богиней судьбы. [ 31 ]

Борис Рыбаков связал Рожаницу с Ладой , утверждая, что Лада была партнершей Рода, а также первой рожаницей . [ 32 ]

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Подгурский 2005 , стр. 384-385.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Мифология всех рас (1918), Том. III, Раздел «Славянский», Часть I: Гении, Глава IV: Гении судьбы, стр. 249-252
  3. ^ Jump up to: а б Гейстор 2006 , с. 207.
  4. ^ Шиевский 2003 , стр. 192.
  5. ^ Гжегожевич 2016 , стр. 84.
  6. ^ Шиевский 2003 , стр. 164.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Шиевский 2003 , стр. 193.
  8. ^ Шиевский 2003 , стр. 194-195.
  9. ^ Jump up to: а б Брюкнер 1985 , с. 171.
  10. ^ Jump up to: а б с Стжельчик 2007 , стр. 174.
  11. ^ Jump up to: а б с Шиевский 2003 , стр. 193-194.
  12. ^ Шиевский 2003 , стр. 170.
  13. ^ Брюкнер 1985 , с. 170.
  14. ^ Брюкнер 1985 , с. 174.
  15. ^ «Король Марко, сержанты, Вулкашин и свадьба на Реле Шестокрил — Викисловарь» . sr.wikisource.org . Проверено 19 сентября 2019 г.
  16. ^ Долега-Ходаковски и Масланка 1967 , стр. 24-25.
  17. ^ Вртель-Верчинский 1923 , стр. 130.
  18. ^ Черник 1985 , стр. 60.
  19. ^ Красный, Грушецкий А. (1889). "Висла. Miesięcznik Geograficzno-Etnistyczny. 1889 Vol.3 z.3 - Великопольская цифровая библиотека" . Библиотека г-на Корника : 511 . Проверено 11 января 2020 г.
  20. ^ "Висла. Miesięcznik Geograficzno-Etnistyczny. 1903 Том 17 z.3 - Великопольская цифровая библиотека" . www.wbc.poznan.pl . стр. 391 . Проверено 11 января 2020 г.
  21. ^ Jump up to: а б с д и Гейстор 2006 , с. 206.
  22. ^ Jump up to: а б Fiodor Kapica (2008). "Славянские традиционные праздники и ритуалы: справочник" . Retrieved 2019-07-19 .
  23. ^ Шиевский 2003 , стр. 43-44.
  24. ^ Шиевский 2003 , стр. 191-192.
  25. ^ Профантова 2004 , стр. 192.
  26. ^ Лешек Мошинский (1998). «Почему научные описания протославянских верований настолько разнообразны» (PDF) .
  27. ^ Шиевский 2003 , стр. 144.
  28. ^ Гейстор 2006 , с. 285.
  29. ^ Фигес 2018 .
  30. ^ Госсило и Холмгрен 1996 , стр. 155.
  31. ^ Шиевский 2003 , стр. 194.
  32. ^ Макуда 2012 , с. 67-68.
  33. ^ Персиваль Шуттенбах - Роджанице , получено 18 октября 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Шиевский, Анджей (2003). Религия славян . Издатель ВАМ. ISBN  83-7318-205-5 .
  • Гейстор, Александр (2006). Мифология славян . Издатель Варшавский университет. ISBN  83-235-0234-Х .
  • Стжельчик, Ежи (2007). Мифы, сказания и поверья древних славян . Ребис. ISBN  978-83-7301-973-7 .
  • Брюкнер, Александр (1985). Славянская мифология . Национальное научное издательство. ISBN  8301062452 .
  • Файджес, Орландо (2018). Танец Наташи: Культурная история России . Пингвин Букс Лимитед. ISBN  978-0141989594 .
  • Доленга-Ходаковский, Зорян; Пахта, Джулиан (1967). О славянском крае до христианства и в других сочинениях и письмах .
  • Вртель-Верчинский, Стефан (1923). Средневековая польская светская поэзия .
  • Черник, Станислав (1985). Три Девы Авроры: Среди приказов и заклинаний . Издатель Лодзинское воеводство. ISBN  8321804225 .
  • Гжегожевич, Земислав (2016). О Богах и людях. Практика и теория славянской родной веры . Ольштын. ISBN  9788394018085 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Госило, Хелена; Холмгрен, Бет (1996). Россия -- женщины -- культура . Издательство Университета Индианы. ISBN  0253210445 .
  • Макуда, Иржи (2012). Родственные обряды и русская народная культура .
  • Подгорский, Барбара и Адам (2005). Великая книга польских демонов — словарь и антология народной демонологии . Издатель ЧЕРНЫЙ ПТНИЦ. ISBN  83-89375-40-0 .
  • Профантова, Надя (2004). Энциклопедия славянских богов и мифов . Книги. ISBN  8072772198 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d4da730e06330e864841b7cb8830297d__1721539380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/7d/d4da730e06330e864841b7cb8830297d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Deities and fairies of fate in Slavic mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)