Jump to content

Священный отряд Фив

(Перенаправлено из Льва Херонеи )
Священный отряд Фив
Священное общество
Активный 4 век до н.э.
Страна Фивы
Верность Фиванский
Ветвь Фиванская армия
Тип Тяжелая пехота
Роль Лобовое нападение
Рукопашный бой
Фаланга
Рейдерство
Размер 300 человек

Священный отряд Фив ( древнегреческий : Ἱερός Λόχος , Hierós Lókhos ) представлял собой отряд избранных солдат, состоящий из 150 пар любовников-мужчин , которые сформировали элитные силы фиванской армии в 4 веке до нашей эры, положив конец спартанскому господству. Его господство началось с его решающей роли в битве при Левктре в 371 г. до н.э. Он был уничтожен Филиппом II Македонским в битве при Херонее в 338 г. до н. э.

Формирование

[ редактировать ]

относится к 324 году до нашей эры в речи против Демосфена афинского Самая ранняя сохранившаяся запись о Священном отряде логографа Динарха . Он упоминает Священный отряд, возглавляемый полководцем Пелопидом и вместе с Эпаминондом , который командовал армией Фив (Беотия), был ответственен за поражение спартанцев в решающей битве при Левктре (371 г. до н. э.). [ 1 ] [ 2 ]

Руины древней фиванской цитадели Кадмеи.

И если бы был только какой-то способ устроить так, чтобы государство или армия состояли из влюбленных и их возлюбленных, то они были бы самыми лучшими правителями своего города, воздерживающимися от всякого бесчестия и соревнующимися друг с другом в чести; и когда они сражаются бок о бок друг с другом, хотя их всего лишь горстка, они победят мир. Ибо какой любящий, покидая свой пост или бросая оружие, не предпочел бы быть на виду у всего человечества, а не у своей возлюбленной? Он был бы готов скорее умереть тысячей смертей, чем вынести это. Или кто бросит свою возлюбленную или подведет его в час опасности?

Платон , Симпозиум [ 3 ]

Плутарх (46–120 гг. н. э.), уроженец деревни Херонея , является источником наиболее существенного из сохранившихся сведений о Священном отряде. [ 4 ] [ 5 ] Он пишет, что Священный отряд был первоначально сформирован беотархом Горгидом вскоре после изгнания спартанского гарнизона, оккупировавшего фиванскую цитадель Кадмеи . [ 6 ] II века нашей эры Македонский писатель Полиэн в своих «Стратагемах войны» также называет Горгида основателем Священного отряда. [ 7 ] Однако Дион Златоуст (ок. 40–120 г. н. э.), Иероним Родосский (ок. 290–230 до н. э.) и Афиней Навкратисский (ок. 200 г. н. э.) вместо этого верят Эпаминонду. [ 1 ] [ 8 ] [ 9 ]

Точная дата создания Священного оркестра, а также то, был ли он создан до или после Симпозиума Платона (ок. 424–347 до н. э.) и симпозиума с таким же названием его соперника Ксенофонта (ок. 430–354 до н. э.), также давно не известен. обсуждалось. Общепринятая дата создания Священного оркестра — между 379 и 378 годами до нашей эры. [ 10 ] До этого были упоминания об элитных фиванских силах, численность которых также насчитывала 300 человек. Геродот (ок. 484–425 до н. э.) и Фукидид (ок. 460–395 до н. э.) фиксируют элитные силы из 300 фиванцев, объединившихся с персами , которые были уничтожены. афинянами (479 г. до н. э. ) в битве при Платеях . Геродот описывает их как «первых и лучших» ( πρῶτοι καὶ ἄριστοι ) среди фиванцев. Диодор также записывает 300 избранных мужчин ( ἄνδρες ἐπίλεκτοι ), присутствовавших в битве при Делии (424 г. до н.э.), состоящих из гениохоев ( ἡνίοχοι , « возничих ») и парабатаев ( παραβάται , «тех, кто идет рядом»). Хотя ни в одном из них Священный отряд не упоминается по имени, они могли относиться к Священному отряду или, по крайней мере, к его предшественникам. [ 6 ] [ 11 ] Историк Джон Кинлох Андерсон считает, что Священный отряд действительно присутствовал в Делиуме, и что Горгидас не основал его, а просто реформировал. [ 12 ]

В давних дебатах вокруг работ Ксенофонта и Платона «Священный оркестр» занимал видное место как возможный способ датировать, кто из двоих первым написал свою версию « Пира» . Сократ Ксенофонта в своем «Пире» неодобрительно упоминает о практике размещения влюбленных рядом друг с другом в бою в городах-государствах Фивах и Элиде , утверждая, что, хотя для них эта практика была приемлема, для афинян она была позорной. И Платон, и Ксенофонт были афинянами. По мнению британского ученого-классика сэра Кеннета Довера , это был явный намек на Священное кольцо, отражающий современное, хотя и анахроничное, осознание Ксенофонтом фиванской практики, поскольку драматическая дата самой работы - ок. 421 г. до н.э. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]

Однако именно речь персонажа Федра Платона, в «Пире» относящаяся к «армии влюбленных», наиболее широко связана со Священным отрядом; [ 3 ] [ 15 ] [ 16 ] хотя технически это не относится к Священному отряду, поскольку упомянутая армия является гипотетической. [ 17 ] Довер утверждает, что Платон первым написал свой «Пир» , поскольку платоновский «Федр» использует язык, подразумевающий, что организация еще не существует. Однако он признает, что Платон, возможно, просто вложил эту гипотезу в уста Федра в соответствии с предполагаемой более ранней драматической датой произведения (ок. 416 г. до н.э.). более внимательно относился к своей хронологии, Это лишь показывает, что Платон в своем «Пире» чем Ксенофонт, и доказывает, что он на самом деле хорошо знал о Священном отряде в свое время. [ 14 ]

По словам Плутарха, 300 тщательно отобранных мужчин были выбраны Горгидом исключительно за их способности и заслуги, независимо от социального класса. [ 18 ] В его состав вошли 150 мужских пар. [ 15 ] каждая пара состоит из старшего эраста ( ἐραστής , «любовник») и младшего эроменоса ( ἐρώμενος , «возлюбленный»). [ 19 ] Афиней Навкратисский также записывает, что Священный отряд состоит из «любовников и их фаворитов, что указывает на достоинство бога Эроса в том, что они предпочитают славную смерть бесчестной и предосудительной жизни». [ 9 ] в то время как Полиен описывает Священный отряд как состоящий из людей, «преданных друг другу взаимными обязательствами любви». [ 7 ] Происхождение «священного» названия Священного отряда не объяснено Динархом и другими историками. Но Плутарх утверждает, что это произошло вследствие обмена священными клятвами между влюбленным и возлюбленной у святилища Иолая (одного из возлюбленных Геракла ) в Фивах. Он также косвенно упоминает характеристику Платона любовника как «друга, вдохновленного Богом». [ 18 ] [ 19 ]

Священный отряд был размещен в Кадмее в качестве постоянной силы, вероятно, для защиты от будущих попыток иностранных войск захватить цитадель. [ 6 ] [ 20 ] [ 21 ] Иногда его называли «Городским оркестром» ( ἐκ πόλεως λόχος ), поскольку их военная подготовка и жилье предоставлялись за счет беотийского полиса . [ 6 ] [ 19 ] Их регулярные тренировки включали борьбу и танцы . Историк Джеймс Дж. ДеВото указывает, что Горгидас ранее служил гиппархом ( кавалерийским офицером), поэтому, верховой езде . вероятно, проводилось и обучение [ 18 ] Точный возраст членов отряда в древних свидетельствах не указан. Однако, сравнивая их со спартанским элитным подразделением хиппеи ( ἱππεῖς ) [ примечание 1 ] и афинских эфебоев (ἔφηβοι), по оценкам ДеВото, стажеры были приняты в качестве полноправных членов Священного отряда в возрасте от 20 до 21 года. [ 18 ] дали им полный комплект доспехов после чего их эрастаи . [ 22 ] Скорее всего, они закончили службу в 30 лет. [ 18 ]

Военная история

[ редактировать ]
Карта древней Греции, показывающая относительное расположение основных регионов Беотии (во главе с Фивами ), Лаконии (во главе со Спартой ) и Аттики (во главе с Афинами )

По словам Плутарха, Горгид первоначально распределил членов Священного отряда среди передних рядов фаланг регулярной пехоты. [ 23 ] В 375 г. до н. э. командование отрядом было передано младшему беотарху Пелопиду , одному из первых фиванских изгнанников, возглавлявшему войска, отбившие Кадмею. [ 19 ] [ 20 ] При Пелопиде Священный отряд был объединен в единое подразделение ударных войск . Их основная функция заключалась в том, чтобы нанести вред противнику, вступая в бой и убивая его лучших людей и лидеров. [ 16 ] [ 18 ]

Вторжения Агесилая II

[ редактировать ]

Священный отряд впервые принял участие в боевых действиях в 378 году до нашей эры, в начале Беотийской войны . Это было во время знаменитого противостояния между афинским командиром наемников (а позже и стратегом ) Хабрием (ум. 357 г. до н. э.) и спартанским царем Агесилаем II (444 г. до н. э. – 360 г. до н. э.). [ 18 ] До создания Священного отряда под руководством Горгида афиняне помогли фиванским изгнанникам вернуть контроль над Фивами и цитаделью Кадмеи у Спарты. За этим последовало открытое вступление Афин в союз с Фивами против Спарты. Летом 378 г. до н. э. Агесилай возглавил спартанскую экспедицию против Фив из беотийского города Феспии (тогда еще союзного Спарте). [ 24 ]

Спартанские войска на несколько дней сдерживались фиванскими войсками, укомплектовавшими земляные частоколы по периметру фиванской территории. В конце концов спартанцы прорвали укрепления и вошли в сельскую местность Фиван, опустошая на своем пути фиванские поля. Хотя афиняне к этому времени присоединились к фиванским войскам, спартанцы все еще превосходили их численностью. После падения частоколов у них осталось два выбора: либо отступить к защищаемым стенам Фив, либо удержать свои позиции и встретиться со спартанцами на открытом воздухе. Они выбрали последнее и выстроили свои силы на гребне невысокого холма, напротив спартанских войск. Горгид и Священный отряд заняли передние ряды фиванских войск справа, а Хабрий и опытный отряд наемных гоплитов заняли передние ряды афинских войск слева. [ 24 ]

Агесилай сначала послал застрельщиков проверить объединенные фиванские и афинские позиции. [ 25 ] Они были легко уничтожены фиванскими и афинскими войсками, вероятно, их более многочисленной кавалерией. Затем Агесилай приказал всей спартанской армии наступать. Возможно, он надеялся, что вида крупных спартанских сил, решительно продвигающихся вперед, будет достаточно, чтобы запугать фиванские и афинские войска и заставить их разорвать ряды. Та же тактика сработала для Агесилая против аргивских войск в битве при Коронее (394 г. до н.э.) . [ 24 ]

Именно в это время Хабрий отдал свой самый знаменитый приказ. Поскольку две армии разделяло всего лишь 200 м (660 футов), Агесилай ожидал, что фиванские и афинские войска атакуют в любой момент. [ 24 ] Вместо этого Хабрий приказал своим людям стоять спокойно . [ 26 ] В унисон его наемные гоплиты немедленно приняли позу покоя: копье осталось направленным вверх, а не на врага, а щит прислонился к левому колену, а не был поднят на плечи. [ 7 ] [ 27 ] Горгидас, увидев это, также приказал Священному отряду последовать его примеру, что они и сделали с той же военной точностью и уверенностью. [ 12 ] [ 24 ] Смелость маневра и дисциплина исполнения были таковы, что Агесилай остановил наступление. [ 12 ] [ 28 ] Видя, что его попытки спровоцировать фиванские и афинские войска на борьбу на низменностях не увенчались успехом, Агесилай в конце концов счел разумным отвести свои войска обратно в Феспии. [ 7 ] [ 25 ]

Вскоре после противостояния в Фивах Агесилай распустил свою армию в Феспиях и вернулся на Пелопоннес через Мегары . [ 18 ] [ 29 ] Генерала Фебида он оставил своим гармостом (военным губернатором) в Феспиях. [ 30 ] тот же полководец, ответственный за захват спартанцами цитадели Кадмеи в 382 г. до н.э. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Фебид начал совершать различные набеги на территорию Фив, используя спартанцев под своим командованием и феспийских призывников . [ 29 ] [ 34 ] Эти набеги стали настолько разрушительными, что к концу лета фиванцы выступили против Феспий силами под командованием Горгида. [ 24 ]

Фибид своими пельтастами вступил в бой с наступающей фиванской армией . Изнурение легкой пехоты, по-видимому, оказалось слишком сильным для фиванцев, и они начали отступать. Фебид, надеясь на разгром, опрометчиво преследовал их вплотную. Однако фиванские войска внезапно развернулись и атаковали силы Фебида. Фибид был убит фиванской конницей. [ 35 ] Его пельтасты сломали ряды и бежали обратно в Феспии, преследуемые фиванскими войсками. [ 18 ] [ 24 ] За исключением Полиэна, ни в одном из этих источников Священный отряд не упоминается по имени, но, учитывая, что они находились под командованием Горгидаса, они, вероятно, были частью задействованных фиванских сил. [ 18 ]

Вскоре после этого Агесилай предпринял вторую экспедицию против Фив. После серии стычек, которые он с некоторым трудом выиграл, он был вынужден снова отступить, когда фиванская армия выступила в полную силу, когда он приблизился к городу. В этот момент Диодор отмечает, что после этого фиванцы уверенно встретились со спартанцами. [ 25 ] Горгид исчезает из истории между 377 и 375 годами, когда командование Священным отрядом, очевидно, было передано Пелопиду. [ 18 ] [ примечание 2 ]

Битва при Тегире

[ редактировать ]
Карта древней Беотии с указанием местонахождения города Орхомен.

Как единое подразделение под командованием Пелопида, первая зарегистрированная победа Священного отряда была в битве при Тегире (375 г. до н. э.). Это произошло недалеко от беотийского города Орхомена , тогда ещё союзника Спарты. Услышав сообщение о том, что спартанский гарнизон в Орхомене ушел в Локриду , Пелопид быстро выступил со Священным отрядом и небольшим количеством кавалерии, надеясь захватить его в их отсутствие. Они подошли к городу северо-восточным маршрутом, поскольку в это время года воды озера Копаис были наиболее полноводными. [ 19 ] [ 34 ] Достигнув города, они узнали, что ​​новая мора из Спарты отправлена для подкрепления Орхомена. Не желая вступать в бой с новым гарнизоном, Пелопид решил отступить обратно в Фивы, повторяя свой северо-восточный маршрут вдоль озера Копаис. Однако они добрались только до святилища Аполлона Тегирского, прежде чем встретили возвращающиеся спартанские силы из Локриса. [ 36 ]

Спартанцы состояли из двух мораев во главе с полемархами Горголеоном и Теопомпом. [ 37 ] [ примечание 3 ] Они превосходили фиванцев по крайней мере в два раза. [ 36 ] По словам Плутарха, увидев спартанцев, один фиванец якобы сказал Пелопиду: «Мы попали в руки нашего врага», на что Пелопид ответил: «А почему они не в наши?» Затем он приказал своей кавалерии подъехать с тыла и атаковать, пока он формировал Священный отряд в ненормально плотный строй, надеясь, по крайней мере, прорвать численно превосходящие линии спартанцев. Спартанцы двинулись вперед, уверенные в своей численности, но их лидеры были немедленно убиты в первых столкновениях. Лишенные лидера и впервые встретившие в Священном отряде силы, равные по дисциплине и обучению, спартанцы дрогнули и разомкнули свои ряды, ожидая, что фиванцы пройдут и сбегут. Вместо этого Пелопид удивил их, используя брешь, чтобы с фланга . обойти спартанцев [ 38 ] Спартанцы были полностью разбиты со значительными человеческими жертвами. [ 19 ] [ 39 ] Фиванцы не преследовали убегающих выживших, помня об оставшихся спартанских морах, дислоцированных в Орхомене менее чем в 5 км (3,1 мили) от них. Они раздели мертвых и установили тропей (τρόπαιον, памятный трофей, оставленный на месте победы в битве), прежде чем продолжить путь в Фивы. [ 18 ] Доказав свою состоятельность, Пелопид во всех последующих битвах сохранил Священный отряд как отдельную тактическую единицу. [ 6 ] [ 19 ]

Отчет о битве упоминался как Диодором, так и Плутархом, оба во многом основаны на отчете Эфора. [ 40 ] Ксенофонт явно опускает какие-либо упоминания о фиванской победе в своей «Эллинике» . [ 34 ] хотя традиционно это приписывалось сильным антифиванским и проспартанским настроениям Ксенофонта. [ 41 ] [ 42 ] Однако неясный намек на Орхомена в «Эллинике» подразумевает, что Ксенофонт знал о спартанском поражении. [ 34 ]

Точное количество воюющих сторон с каждой стороны варьируется в зависимости от версии. Диодор оценивает число фиванцев в 500 против 1000 спартанцев (каждая мора состоит из 500 человек), очевидно, основываясь на первоначальных цифрах Эфора. Плутарх оценивает число фиванцев в 300 человек и признает три источника количества спартанцев: 1000 по данным Эфора; 1400 г. Каллисфеном (ок. 360–328 до н. э.); или 1800 г. Полибия (ок. 200–118 до н. э.). Некоторые из этих цифр могли быть преувеличены из-за общего значения битвы. [ 40 ] [ 41 ] Битва, хотя и была незначительной, была примечательна тем, что впервые спартанские войска потерпели поражение в генеральном сражении, что развеяло миф о непобедимости спартанцев. [ 6 ] Это произвело глубокое впечатление в Греции и подняло боевой дух беотийцев, предвещая более позднюю битву при Левктрах. [ 31 ] [ 36 ] [ 41 ] По словам самого Плутарха:

Ибо во всех великих войнах, которые когда-либо велись против греков или варваров, спартанцы никогда прежде не были побеждены меньшим отрядом, чем их собственный; ни, в действительности, в схватке, когда их число было равно. Поэтому их храбрость считалась неодолимой, а их высокая репутация перед битвой уже позволила победить врагов, которые считали себя несопоставимыми со спартанцами даже на равных. Но эта битва впервые научила других греков, что не только Еврота или страна между Бабицей и Кнационом, [ примечание 4 ] воспитывает мужественных и решительных людей; но там, где молодежь стыдится подлости и готова отважиться на благое дело, где она больше бегает от позора, чем от опасности, там, где бы она ни была, находятся самые храбрые и самые грозные противники.

- Плутарх, Пелопид 17 [ 19 ]

Вскоре после этого афиняне инициировали Общий мир 375 г. до н. э. (Κοινὴ Εἰρήνη, Койне Эйрене ) между греческими городами-государствами. По словам Ксенофонта, они были встревожены растущей мощью Фив и устали в одиночку отбиваться от спартанского флота, поскольку фиванцы не вносили никаких денег на содержание афинского флота. [ 6 ] Однако вскоре в 374 г. до н.э. это сломалось, когда Афины и Спарта возобновили военные действия из-за Коркиры (современный Корфу ). [ 31 ] В этот период Афины также постепенно стали враждебно относиться к Фивам. [ 18 ] Пока Афины и Спарта были заняты борьбой друг с другом, Фивы возобновили свои походы против автономных проспартанских беотийских полисов . Феспии и Танагра были покорены и формально вошли в состав восстановленной демократической Беотийской конфедерации . [ 36 ] В 373 году до нашей эры фиванцы под командованием беотарха Неокла напали и стерли с лица земли его традиционного соперника — беотийский город Платею . [ 43 ] Платейским гражданам было разрешено уйти живыми, но они превратились в беженцев и искали убежища в Афинах. [ 25 ] [ 44 ] Из проспартанских беотийских полисов остался только Орхомен. [ 36 ]

К этому времени Фивы также начали атаковать фокейские полисы, союзные Спарте. [ 45 ] Пелопид снова упоминается как командующий неудавшейся фиванской осадой фокейского города Элатеи (ок. 372 г. до н. э.). В ответ на выход фиванской армии за стены города фокейский полководец Ономарх вывел всех жителей города (включая стариков, женщин и детей) и запер ворота. Затем он разместил мирных жителей прямо позади защитников Элатеи. Увидев это, Пелопид отвел свои войска, понимая, что фокейцы будут сражаться насмерть, чтобы защитить своих близких. [ 7 ] [ 18 ]

К 371 г. до н.э. была предпринята еще одна попытка возродить Царский мир, чтобы обуздать подъем Фив. Его инициировали то ли афиняне, то ли персы (возможно, по подсказке спартанцев). Спартанцы также послали большие силы во главе с царем Клеомбротом I (Спарта имела двух царей одновременно на протяжении большей части своей истории) в Фокиду, готовые вторгнуться в Беотию, если фиванцы откажутся присутствовать на мирной конференции или принять ее условия. [ 45 ] [ примечание 5 ]

Битва при Левктре

[ редактировать ]
Реконструкция битвы при Левктре. Фиванские силы обозначены синим цветом, а спартанские - красным. Священный отряд под командованием Пелопида — это меньшая фаланга в правом нижнем углу, рядом с самой большой концентрацией пехоты на левом фланге Фив.

Отказ Эпаминонда принять условия мирной конференции 371 г. до н. э. исключил Фивы из мирного договора и дал Спарте повод объявить войну. [ 45 ] Вскоре после этого армии Клеомброта было приказано вторгнуться в Беотию. [ 46 ] Армия Клеомброта пересекла фокейско-беотийскую границу и достигла Херонеи, а затем остановилась, возможно, надеясь, что фиванцы передумают. Однако фиванцы были готовы к битве. Затем Клеомброт двинулся вглубь страны, следуя по дороге на восток в сторону Фив, пока не достиг беотийской деревни Левктра (современная Лефктра, Платайес ) недалеко от юго-западного конца Фиванской равнины. Там их встретила основная фиванская армия. [ 47 ] Обе армии разбили свои лагеря друг напротив друга на двух невысоких хребтах соответственно. Поле боя между ними было около 900 м (3000 футов) в ширину. [ 48 ]

Спартанская армия насчитывала около 10 000 гоплитов, 1000 легкой пехоты и 1000 кавалеристов. [ 49 ] Однако лишь около 700 гоплитов спартанской армии состояли из спартиатов (спартанских граждан), остальные были призванными войсками из спартанских подвластных государств ( периоеками ). в бой [ 50 ] [ примечание 6 ] Они были выстроены традиционно: гоплиты были построены в фаланги глубиной от восьми до двенадцати человек. [ 48 ] [ 51 ] Клеомброт расположил себя и спартиатских гоплитов (включая элитную королевскую гвардию из 300 гиппеев ) на правом спартанском крыле, что было традиционным почетным положением в греческих армиях. [ 52 ] Единственным тактическим нововведением Клеомброта было размещение конницы перед войсками. [ 47 ]

Статуя беотарха Эпаминонда , который широко прославился за свою блестящую и революционную тактику в битве при Левктре.

Фиванская армия превосходила по численности спартанцев: она состояла всего из около 6000 гоплитов (включая Священный отряд), 1500 легкой пехоты и 1000 кавалерии. [ 49 ] Предвидя стандартную спартанскую тактику флангового фланга вражеских армий правым крылом, Эпаминонд сосредоточил свои силы на своем левом крыле, прямо напротив сильнейшей фаланги спартиатов, возглавляемой Клеомбротом. Здесь многочисленная фиванская фаланга выстроилась в весьма необычную структуру из пятидесяти человек. [ 51 ] Из-за этого остальные фиванские линии сократились до глубины всего от четырех до максимум восьми человек. [ 52 ] Эпаминонд также скопировал Клеомброта, разместив свою конницу перед фиванскими рядами. [ 49 ] Первоначальное положение Священного отряда, возглавляемого Пелопидом, неизвестно. [ 52 ] Некоторые военные историки полагают, что Эпаминонд поместил Пелопида и Священный отряд позади основной фаланги гоплитов. [ 51 ] другие полагают, что он поставил его перед основной фалангой гоплитов и позади кавалерии, [ 52 ] в то время как другие помещали его в передний левый угол основной фаланги гоплитов (наиболее вероятно). [ 42 ] [ 49 ] В любом случае, точно известно, что Священный отряд находился на левом фланге, близко к основным фиванским силам и достаточно обособленно, чтобы иметь возможность свободно маневрировать. [ 52 ] [ 53 ]

Бой начался кавалерийской атакой обеих армий. Спартанская кавалерия была быстро разбита превосходящей фиванской кавалерией и отброшена на свою сторону. Их беспорядочное отступление нарушило боевые порядки спартанской тяжелой пехоты, и из-за возникшего хаоса и поднятой пыли спартанцы до последнего момента не могли наблюдать за весьма необычным продвижением фиванской армии. [ 46 ] Эпаминонд приказал своим войскам продвигаться по диагонали, так что левое крыло фиванской армии (с ее концентрацией сил) столкнулось с правым крылом спартанской армии задолго до других, более слабых фаланг. [ 47 ] Крайнее правое крыло фиванской фаланги даже отступало, чтобы сделать это возможным. [ 48 ] Это первый зарегистрированный случай военного формирования, позже известного как косой порядок . [ 54 ] [ примечание 7 ] Фиванская кавалерия также помогла, продолжая периодически атаковать спартанские боевые линии, сдерживая их продвижение. [ 37 ]

Когда спартанцы поняли, что происходит что-то необычное, было уже слишком поздно. Незадолго до того, как левое крыло фиванцев вступило в контакт, спартанцы поспешно растянули правое крыло, пытаясь обойти и поглотить быстро приближающихся фиванцев. Это была традиционная тактика, и, как только фиванцы оказывались в пределах досягаемости, вытянутое крыло возвращалось в круговое движение. Действуя по собственной инициативе, Пелопид быстро повел Священный отряд впереди левого фланга фиванцев, чтобы перехватить спартанский маневр до его завершения. [ 42 ] [ примечание 8 ] Им удалось удержать спартанцев на месте, пока остальная часть тяжелой фиванской пехоты наконец не врезалась в правое крыло спартанцев. Огромное количество фиванцев быстро сокрушило правое крыло Спарты. Число спартанских потерь составило около 1000 убитыми, среди которых было 400 спартиатов и собственный царь. Правый фланг спартанцев был вынужден отступить (после возвращения тела Клеомброта). Увидев, что спартиаты в беспорядке бегут, фаланги периэков также сломали ряды и отступили. Хотя некоторые спартанцы выступали за возобновление битвы, чтобы вернуть тела своих погибших, союзные периэки левого крыла Спарты были менее чем готовы продолжать борьбу (действительно, некоторые из них были весьма довольны таким поворотом событий). Оставшиеся полемархи в конце концов решили запросить перемирие, которое фиванцы с готовностью предоставили. Мертвые спартанцы были возвращены, а тропей в ознаменование своей победы. фиванцы установили на поле битвы [ 47 ]

По словам Павсания (ок. 2 века нашей эры), битва при Левктрах была самой решающей битвой, когда-либо вевшейся греками против греков. Левктра установила независимость Фив от спартанского правления и заложила основу для расширения фиванской власти, но, возможно, также и для возможного превосходства Филиппа II Македонского.

Битва при Херонее

[ редактировать ]

Поражение произошло в битве при Херонее (338 г. до н. э.) , решающем состязании, в котором Филипп II Македонский со своим сыном Александром уничтожил фиванскую гегемонию. [ 18 ] Битва является кульминацией кампании Филиппа в центральной Греции в рамках подготовки к войне против Персии. Война велась между македонцами и их союзниками и союзом греческих городов-государств во главе с Афинами и Фивами. Диодор сообщает, что численность обеих армий была более или менее одинаковой: обе насчитывали около 30 000 человек и 2 000 кавалеристов. [ 55 ]

Традиционная пехота гоплитов не могла сравниться с новой с длинными копьями македонской фалангой : фиванская армия и ее союзники сломались и бежали, но Священный отряд, хотя и был окружен и разбит, отказался сдаться. Фиванцы из Священного отряда устояли, и Плутарх пишет, что все 300 человек пали там, где они стояли рядом со своим последним командиром Феагеном . Их поражение в битве стало значительной победой Филиппа, поскольку до этого времени Священное Отряд считалось непобедимым на всей территории Древней Греции. Плутарх пишет, что Филипп II, увидев трупы, «наваленные друг на друга», поняв, кто они, заплакал и воскликнул:

Погибнет всякий, кто заподозрит, что эти люди совершили или претерпели что-нибудь неприличное.

- Плутарх, Пелопид 18 [ 19 ]

Хотя значение битвы было хорошо задокументировано древними учеными, сохранилось мало информации о расположении участвовавших в ней армий. Большинство современных ученых (в том числе Н.Г.Л. Хаммонд и Джордж Коуквелл ) считают, что Александр возглавлял кавалерийское крыло. [ 55 ] Джеймс Дж. ДеВото также говорит в «Фивском священном отряде» , что Александр развернул свою конницу позади македонских гоплитов, очевидно, позволив «фиванскому прорыву, чтобы провести кавалерийскую атаку, пока его гоплиты перегруппировались». [ 18 ] Другие историки, однако, утверждают, что Александр на самом деле командовал гоплитами, вооруженными сариссами (пиками), а не конницей, тем более что Плутарх также упоминает, что Священный отряд пал от «копий македонской фаланги». Плутарх и Диодор считают, что Александр первым вступил в бой со Священным отрядом. [ 55 ]

Археология

[ редактировать ]
Восстановленная уцелевшая база битвы при Левктре . тропея

Трофей битвы при Левктре

[ редактировать ]

После поражения войск Клеомброта в битве при Левктрах тропей в ознаменование своей победы. фиванцы установили на поле битвы [ 47 ] Позже тропей был заменен постоянным памятником, что было беспрецедентным шагом со стороны фиванцев, поскольку тропеи были задуманы как эфемерные. Первоначальный вид памятника засвидетельствован современными монетами того периода и показывает, что он имел форму ствола дерева, установленного на цилиндрическом постаменте, украшенном метопами , триглифами и серией каменных щитов. На самом стволе дерева закреплены щиты, оружие и доспехи побежденных спартанцев. Основание памятника сохранилось до наших дней. [ 56 ] [ 57 ]

Лев Херонеи

[ редактировать ]

Павсаний в своем «Описании Греции» упоминает, что фиванцы воздвигли близ селения Херонеи гигантскую статую льва , венчающую полиандрион ( πολυάνδριον , общая гробница) фиванцев, погибших в битве против Филиппа. [ 58 ] Греческий историк Страбон (ок. 64 г. до н. э. – 24 г. н. э.) также упоминает «гробницы павших в битве», воздвигнутые за государственный счет в Херонее. [ 59 ]

В 1818 году британский архитектор Джордж Ледвелл Тейлор провел лето в Греции с двумя друзьями в Ливадее . 3 июня они решили отправиться верхом в близлежащую деревню Херонею, взяв « Описание Греции в качестве путеводителя » Павсания. В двух часах езды от деревни лошадь Тейлора на мгновение споткнулась о кусок мрамора, торчащий из земли. Оглядываясь назад на скалу, он был поражен ее видом, похожим на скульптуру, и призвал их группу остановиться. Они спешились и раскопали его кнутами, убедившись, что это действительно скульптура. Они заручились помощью нескольких близлежащих фермеров, пока, наконец, не обнаружили массивную голову каменного льва, в котором они узнали того самого льва, упомянутого Павсанием. Части статуи отломились, и большая ее часть все еще оставалась погребенной. Они немедленно сообщили о своем открытии, когда вернулись в Афины. [ 60 ] [ 61 ]

Распространенная история, о которой до сих пор часто сообщают, заключается в том, что лев был разбит на куски во время последующей греческой войны за независимость (1821–1829), даже с использованием динамита, вождем Одиссеем клефтов Андроутсосом , который предположительно надеялся найти его заполненным. с сокровищем. [ 16 ] [ 62 ] [ 63 ] Эта история была распространена уже в 1830-х годах, но была решительно опровергнута. Пять частей (голова, шея, грудь и передние ноги), на которые статуя была разделена на протяжении большей части XIX века, до ее реконструкции в 1902 году, не имели никаких следов взрыва, но были аккуратно вырезаны и, вероятно, являлись оригинальными частями, которые сформировал статую. Считается, что именно Андрутсос раскопал статую во время своего пребывания на посту местного военного губернатора Али-пашой из Янины в 1819 году, но статуя, вероятно, развалилась из-за низкого качества материала постамента. [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ]

Лев Херонеи в 2009 году. Раскопки четырехугольного ограждения выявили 254 скелета, расположенных в семь рядов.

Предложения британского археолога Сесила Харкорта Смита в конце 19 века о финансировании реставрации Херонейского льва были первоначально отклонены греками. [ 67 ] Однако в 1902 году разрешение было получено, и памятник был снова собран на средства Ордена Херонеи . [ 16 ] Лев высотой около 12,5 футов (3,8 м) был установлен на реконструированном постаменте высотой около 10 футов (3,0 м). [ 62 ]

В конце XIX века раскопки на этой территории показали, что памятник стоял на краю четырехугольного ограждения. [ 62 ] Внутри него были найдены скелеты 254 мужчин, разложенные в семь рядов. [ 16 ] Курган где возле памятника также был предварительно идентифицирован как место македонского полиандриона, кремировались македонские мертвецы. Раскопки кургана, проведенные между 1902 и 1903 годами археологом Георгиосом Сотериадесом, подтвердили это. В центре кургана глубиной около 22 футов (6,7 м) находился слой пепла, обугленных бревен и костей толщиной около 0,75 м (2,5 фута). Среди них были обнаружены вазы и монеты, датированные IV веком до нашей эры. Также были обнаружены мечи и удивительно длинные наконечники копий размером около 15 дюймов (38 см), которые Сотериадес идентифицировал как македонские сариссы . [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ]

Скелеты внутри ограды памятника льву обычно считаются останками Священного отряда. [ 70 ] [ 71 ] поскольку число, данное Плутархом, вероятно, было приблизительным. [ примечание 9 ] Однако такие историки, как Николас Джеффри Лемприер Хаммонд , Карл Юлиус Белох и Винченцо Костанци, не верят, что памятник льву отмечает местонахождение мертвого Священного отряда. Хаммонд утверждает, что это было место, где Филипп развернул свою армию во время битвы при Херонее, и полагает, что здесь находятся погибшие члены правого фланга Македонии. Он утверждает, что маловероятно, чтобы фиванцы смогли почтить память своих умерших при жизни Филиппа таким массивным и явно дорогим памятником. [ 68 ]

Историк Уильям К. Притчетт критикует обоснование Хаммонда как «субъективное» и противопоставляет ему отрывок из Historiarum Philippicarum Libri XLIV III века нашей эры римского историка Джастина . Помимо Павсания и Страбона, Юстин также ясно говорит, что Филипп заставил фиванцев платить за привилегию хоронить (а не кремировать) своих умерших. Таким образом, кремированные останки, скорее всего, были македонскими, а останки вокруг льва принадлежали Священному отряду. В конце концов, Филип был известен своей способностью применять ненужную жестокость, когда это служило более великой цели. Далее он указывает, что сомнение в честности Павсания необоснованно, поскольку любой хорошо информированный грек тогда, вероятно, знал бы описание памятника даже спустя столетия после битвы; Знания Павсания в топографии не были из вторых рук, и его свидетельства независимо были подтверждены другими древними источниками, такими как Страбон и Юстин. [ 68 ] [ 71 ] Действительно, « Описание Греции » Павсания оказалось точным и важным руководством для современных археологов при повторном открытии местонахождения других древнегреческих памятников и зданий. [ 72 ] [ 73 ] [ 74 ]

Историчность

[ редактировать ]
Плутарха » «Жизнеописания (на фото: издание 1727 года в английском переводе Андре Дасье ) являются основным источником наиболее существенного из сохранившихся отчетов о Священном отряде. Считается, что он в основном основан на произведениях современников Священного оркестра Каллисфена и Эфора . К сожалению, работы последних двух затерялись в истории.

Историчность Священного отряда в значительной степени признается историками; оно подробно описано в трудах многочисленных классических авторов, особенно Плутарха . Известные историки-классики, такие как Джон Кинлох Андерсон и Джордж Коуквелл, Плутарха принимают «Жизнь Пелопида» , которая содержит наиболее подробный отчет о Священном отряде, как весьма надежный отчет о событиях, в отличие от неоднородной трактовки фиванской истории Ксенофонтом. [ 12 ] [ 75 ] Другие известные ученые-классики, такие как Фрэнк Уильям Уолбанк и Феликс Якоби, также защищали описания Каллисфена наземных сражений в прошлом. Уолбанк отметил, что его изображения битвы при Эвримедонте , Гавгамеле и Тегире (все сохранившиеся благодаря Плутарху) вполне адекватны. В то время как Якоби, отвечая на утверждения о том, что Каллисфен был ненадежен в описаниях сухопутных сражений в отличие от Ксенофонта, отметил, что Каллисфен действительно точно описал детали битвы при Тегире. Свое мнение об отчете Каллисфена он резюмировал словами: « Sie ist panegyrisch gehalten, aber sachlich nicht unrichtig. [Это панегирик, но не является фактически неверным.]». [ 34 ] Этому вторят историки Джон Баклер и Ганс Бек , которые заключают, что «в целом описание Плутархом битвы при Тегире отдает должное как местности Полигиры, так и информации, почерпнутой из его источников четвертого века. Нет ничего неправдоподобного или неправдоподобного. необычен в рассказе Плутарха и имеет все основания считать его одним из лучших его боевых произведений». Они также придерживались такого же мнения о его рассказе о Левктрах, отвергая утверждения о том, что его рассказы были запутанными или риторическими. [ 42 ]

Историк Дэвид Д. Лейтао , однако, утверждал, что группа на самом деле была македонской и не состояла из любовников-мужчин. [ 76 ]

Историк Гордон С. Шримптон также дает объяснение молчанию Ксенофонта по большей части фиванской истории. Он отмечает, что все сохранившиеся современные отчеты о Фивах в период фиванской гегемонии между 371 и 341 годами до нашей эры часто были весьма критическими; их неудачи высмеиваются, а их достижения обычно преуменьшаются или вообще игнорируются. Например, афинский Исократ (436–338 до н. э.) в своем «Платее» (в котором подробно описывается разрушение Платеи фиванцами) не упоминает о победе фиванцев при Левктрах и повсюду резко поносит Фивы. В его более поздней работе «Архидам» Левктра кратко упоминается и только для того, чтобы раскритиковать фиванцев как некомпетентных и неспособных извлечь выгоду из своего прихода к власти. Тем же настроениям вторят афиняне Демосфен (384–322 до н. э.) и Антисфен (ок. 445–365 до н. э.). Ксенофонт, еще один афинянин, — единственный современник, который неохотно отмечает некоторые фиванские достижения, да и то никогда подробно и с многочисленными упущениями. Например, единственные упоминания им имен Пелопида и Эпаминонда были очень краткими и не проливали света на их предыдущие достижения. [ 1 ] Действительно, историки Брюс Лафорс и Джон Баклер отметили, что характер и достижения Эпаминонда были настолько неоспоримы, что в древних источниках нет известных враждебных упоминаний о нем. Самое недружелюбное, что могли сделать такие писатели, как Ксенофонт и Исократ, — это вообще опустить его достижения в своих произведениях. [ 77 ]

Шримптон считает, что кажущееся безразличие более ранних авторов было вызвано общей ненавистью других греков к фиванцам, которые медизировали ( т.е. вступали в союз с персами ) во время второго персидского вторжения в 480 г. до н.э. и снова в 368 г. до н.э. Афиняне, в частности, питали особое презрение к Фивам из-за действий последних в Пелопоннесской войне ; а также разрушение фиванцами Платеи в 373 г. до н.э. и вторжение в союзный афинянам беотийский город Ороп в 366 г. до н.э. Демосфен очень четко фиксирует это мнение в заявлении об отказе от ответственности в своей речи «О флоте» (354 г. до н. э.): «Трудно говорить с вами о [фиванцах], потому что вы испытываете к ним такую ​​сердечную неприязнь, что не хотели бы слышать никаких хорошо с их стороны, даже если бы это было правдой». [ 1 ] [ 78 ]

Это мнение изменилось в 339 г. до н.э., когда Фивы внезапно разорвали свой союз с Филиппом II (после того, как их убедила речь Демосфена) и присоединились к возглавляемому Афинами Панэллинскому союзу против Македонии, в результате чего Священное племя было уничтожено в 339 г. до н.э. Херонея и разрушение македонянами самого города Фив в 335 г. до н.э. В свете этих действий афиняне в конце концов изменили свое мнение о Фивах, теперь рассматривая их в сочувственном свете как павшего союзника. Именно в этот период была наконец написана большая часть благоприятных для фиванцев отчетов. Считается, что работы таких авторов, как Анаксимен Лампсакский , Аристоксен , Каллисфен, Даймах , Динарх и Эфор, были написаны между 330 и 310 годами до нашей эры. За исключением Динарха, почти все они потеряны для истории или сохранились лишь в фрагментах. Среди них Эфор и Каллисфен, современники Фиванской гегемонии и Священного отряда. [ 1 ] Однако работы последних двух просуществовали достаточно долго, чтобы более поздние авторы, такие как Плутарх, Диодор и Полиэн, могли основывать свои работы. [ 12 ] [ 42 ] [ 45 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Гиппейс , что буквально означает «кавалерия», также является общим названием греческих элитных подразделений численностью от 300 до 1000 человек. Хотя первоначально они сражались как всадники, в IV веке до нашей эры они в основном сражались как гоплитов тяжелая пехота . Сравните с рыцарями . (ДеВото, 1992)
  2. Историк Луи Кромптон предполагает, что Горгид погиб в стычке в 378 г. до н.э. (Кромптон, 2006 г.)
  3. Историк П. Дж. Стилиану считает, что только одна спартанская мора была побеждена в битве, и что сообщения о двух морах являются результатом непреднамеренного включения второй моры в Орхомен, которая могла выйти, чтобы перехватить Пелопида после того, как он победил первую. , хотя они никогда не встречались в бою. (Стилиану, 1998)
  4. ^ Места, где собиралась Спартанская ассамблея.
  5. Другие историки полагают, что Клеомброт уже находился в Фокиде в этот период, будучи отправленным ранее в 375 г. до н.э. для подкрепления во время первых фиванских атак. (Родос, 2006 г.)
  6. Пол Картледж и другие историки полагают, что чрезвычайно малая доля спартиатов, доминировавших над силами союзников численностью около 10 000 человек (не все из них полностью лояльны), могла способствовать поражению. Численность спартиатов катастрофически сокращалась на протяжении более столетия и к моменту битвы при Левктре составляла, возможно, не более 1500 человек. в битве при Немее Например, (394 г. до н.э.) спартиаты все еще составляли 6000 гоплитов при 19-тысячной армии. (Картледж, 2002)
  7. ^ См. также немецкую военную тактику Schwerpunkt .
  8. Некоторые историки полагают, что Эпаминонд явно приказал Пелопиду перехватить правое крыло Спарты. (Хриссантос, 2008; Габриэль, 2001) Другие полагают, что это действие было заранее спланировано (возможно, даже отрепетировано) и выполнено независимо в рамках роли Священного отряда в битве. (Джонс, 2000)
  9. Другие историки, которые принимают цифру в 300 человек как буквальную, вместо этого предполагают, что выжили 26 членов Священного отряда. (Эшли, 2004 г.)
  1. ^ Jump up to: а б с д и Дж. С. Шримптон (1971). «Фивское превосходство в литературе четвертого века». Феникс . 25 (4). Классическая ассоциация Канады: 310–318. дои : 10.2307/1088061 . JSTOR   1088061 .
  2. ^ Динарх (10 октября 2022 г.). Против Демосфена .
  3. ^ Jump up to: а б Платон (перевод Бенджамина Джоуэтта, 1939). Симпозиум . И если бы был только какой-то способ устроить так, чтобы государство или армия состояли из влюбленных и их возлюбленных, то они были бы самыми лучшими правителями своего города, воздерживающимися от всякого бесчестия и соревнующимися друг с другом в чести; и когда они сражаются бок о бок друг с другом, хотя их всего лишь горстка, они победят мир. Ибо какой любящий, покидая свой пост или бросая оружие, не предпочел бы быть на виду у всего человечества, а не у своей возлюбленной? Он был бы готов скорее умереть тысячей смертей, чем вынести это. Или кто бросит свою возлюбленную или подведет его в час опасности? {{cite book}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  4. ^ Луи Кромптон (2006). Гомосексуализм и цивилизация . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-02233-1 .
  5. ^ Плутарх (пер. Бернадот Перрен, 1917). Жизнь Пелопида . Издание классической библиотеки Леба. {{cite book}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г Николас Райан Роквелл (2008). Беотийская армия: сближение войны, политики, общества и культуры в классическую эпоху Греции . Калифорнийский университет. ISBN  978-1-109-02125-7 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  7. ^ Jump up to: а б с д и Полиен (пер. Р. Шепард, 1793). «Книга II». Στρατηγήματα [ Стратагемы на войне ]. {{cite book}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  8. ^ Дион Златоуст (пер. Дж. В. Кохун, 1939). «22: О мире и войне». Дискурсы . Классическая библиотека Леба. {{cite book}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  9. ^ Jump up to: а б Афиней Навкратисский (пер. CD Yonge, 1854). «XIII: О женщинах». Деипнософисты п. 602. {{cite book}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  10. ^ Уильям Армстронг Перси, III (2005). «Однополое желание и любовь в греко-римской древности» . В Берте К. Верстрате; Вернон Провансаль (ред.). Однополое желание и любовь в греко-римской древности и классической традиции Запада . Рутледж. стр. 36–39. ISBN  978-1-56023-604-7 .
  11. ^ Дэвид Лейтао (2002). «Легенда о священном оркестре». У Марты Крейвен Нуссбаум; Юха Сихвола (ред.). Сон разума: эротический опыт и сексуальная этика в Древней Греции и Риме . Издательство Чикагского университета. стр. 143–169 . ISBN  978-0-226-60915-7 . Федим Священный отряд Фив.
  12. ^ Jump up to: а б с д и Джон Кинлох Андерсон (1970). Военная теория и практика в эпоху Ксенофонта . Издательство Калифорнийского университета. стр. 89–90, 158. ISBN.  978-0-520-01564-7 .
  13. ^ Ксенофонт (пер. Х. Г. Дакинс) (1897) [ок. 360 г. до н. э.]. Симпозиум . Но Павсаний, любовник поэта Агафона, защищал тех, кто вместе погряз в распущенности, и говорил, что армия, составленная из любящих и возлюбленных, будет самой сильной. Ибо он сказал, что им будет стыдно бросить друг друга в бою. Но было бы совершенно необычно, если бы тем, кто привык не обращать внимания на порицание и не иметь чувства стыда друг перед другом, было бы все же стыдно совершить постыдный поступок. В доказательство он привел пример фиванцев и элейцев, опытных в подобных вещах, и утверждал, что хотя они и спят со своими возлюбленными, но все же собирают их в свои ряды для битвы. Но доказательств этому нет, ибо ситуация не аналогична: для них такая практика приемлема, а для нас чрезвычайно позорна.
  14. ^ Jump up to: а б Габриэль Данциг (2005). «Внутрисократическая полемика: Симпозиумы Платона и Ксенофонта» . Греческие, римские и византийские исследования . 45 : 331–357.
  15. ^ Jump up to: а б с Пол Вальтер Людвиг (2002). Эрос и полис: желание и общность в греческой политической теории . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-81065-4 .
  16. ^ Jump up to: а б с д и Луи Комптон (1994). « Армия влюбленных — Священный отряд Фив» . История сегодня . 44 (11): 23–29.
  17. ^ Сноска 23, с. 182
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Джеймс Дж. ДеВото (1992). «Фивский священный оркестр». Древний мир . 23 (2): 3–19.
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Плутарх (пер. Джона Драйдена , 1683). «Пелопид». Параллельные жизни . {{cite book}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  20. ^ Jump up to: а б Артур Феррилл (1996). «Элитные войска в Древнем мире» . В А. Хэмише Ионе; Кейт Нилсон (ред.). Элитные воинские формирования в войне и мире . Издательская группа Гринвуд. стр. 38–41. ISBN  978-0-275-94640-1 .
  21. ^ Джеймс Р. Эшли (2004). Македонская империя: эпоха войн при Филиппе II и Александре Великом, 359–323 гг. До н.э. Макфарланд. п. 434. ИСБН  978-0-7864-1918-0 .
  22. ^ Плутарх «Ἐρωτικός» [Любитель]. Ἠθικά [ Мораль ].
  23. ^ Стивен О. Мюррей (2002). Гомосексуализм . Издательство Чикагского университета. п. 41. ИСБН  978-0-226-55195-1 .
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж г Марк Х. Манн (1993). Оборона Аттики: Стена Дема и Беотийская война 378–375 гг. До н.э. Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-07685-3 .
  25. ^ Jump up to: а б с д Диодор Сицилийский (пер. CH Oldfather, 1952). «Книга XV». библиотека Историческая Классическая библиотека Леба. {{cite book}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  26. ^ Дункан Кэмпбелл (2012). Спартанский воин 735-331 гг . до н.э. Издательство Оспри. стр. 89–90. ISBN  978-1-78096-869-8 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  27. ^ Джон Кеньон Дэвис (1993). Демократия и классическая Греция . Издательство Гарвардского университета. п. 187 . ISBN  978-0-674-19607-0 . пельтасты горгидас.
  28. ^ Корнелиус Непос «Хабриас». Жизнь выдающихся императоров Архивировано из оригинала 16 марта 2016 г. Проверено 27 июля 2012 г.
  29. ^ Jump up to: а б Ксенофонт . «Книга V». Хелленика .
  30. ^ Конноп Тируолл (1835–1844). История Греции, Том 5 . Лонгман, Рис, Орм, Браун, Грин и Лонгман и Джон Тейлор. стр. 45–46. ISBN  978-1-4400-6139-4 .
  31. ^ Jump up to: а б с Пол Картледж (2002). Спарта и Лакония: региональная история, 1300–362 гг . до н.э. Рутледж. ISBN  978-0-415-26276-7 .
  32. ^ Джон Баклер (1989). Филипп II и Священная война . Архив Брилла. п. 15. ISBN  978-90-04-09095-8 .
  33. ^ Объединенная ассоциация преподавателей классической литературы (1984). Мир Афин: введение в классическую афинскую культуру . Издательство Кембриджского университета. п. 46. ​​ИСБН  978-0-521-27389-3 .
  34. ^ Jump up to: а б с д и Уильям Кендрик Притчетт (1982). Классические исследования, том 28: Исследования по древнегреческой топографии, часть IV (проходит) . Том. 28. Издательство Калифорнийского университета. п. 103. ИСБН  978-0-520-09660-8 .
  35. ^ Филип Сиднелл (2006). Боевой конь: кавалерия в древней войне . Международная издательская группа «Континуум». стр. 60–61. ISBN  978-1-85285-374-7 .
  36. ^ Jump up to: а б с д и Роберт Дж. Бак (1994). Беотия и Беотийский союз, 432–371 гг. до н. э. Университет Альберты. п. 99. ИСБН  978-0-88864-253-0 .
  37. ^ Jump up to: а б Питер Джон Роудс (2006). История классического греческого мира: 478–323 гг . до н.э. Издательство Блэквелл. ISBN  978-0-631-22565-2 .
  38. ^ Годфри Хатчинсон (2000). Ксенофонт и искусство командования . Книги Стэкпола. п. 234. ИСБН  978-1-85367-417-4 .
  39. ^ Роберт Э. Гебель (2004). Кавалерийские операции в древнегреческом мире . Университет Оклахомы Пресс. ISBN  978-0-8061-3444-4 .
  40. ^ Jump up to: а б П. Дж. Стилиану (1998). Исторический комментарий к Диодору Сицилийскому, книга 15 . Оксфордские классические монографии. Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-815239-2 .
  41. ^ Jump up to: а б с Саймон Хорнблауэр (1994). «Источники и их использование» . У Дэвида Малкольма Льюиса; Джон Бордман (ред.). Кембриджская древняя история: четвертый век до нашей эры . Издательство Кембриджского университета. п. 5. ISBN  978-0-521-23348-4 .
  42. ^ Jump up to: а б с д и Джон Баклер и Ханс Бек (2008). Центральная Греция и политика власти в четвертом веке до нашей эры . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-83705-7 .
  43. ^ Павсаний . «Книга IX». Описание Греции .
  44. ^ Сьюзан Геттель Коул (1995). «Павсаний и Полис : использование и злоупотребление» . В Могенсе Герман Хансен (ред.). Источники по древнегреческому городу-государству: Симпозиум, 24-27 августа 1994 г. Датская королевская академия наук и литературы. стр. 335–336. ISBN  978-87-7304-267-0 .
  45. ^ Jump up to: а б с д Терри Бакли (1996). Аспекты греческой истории, 750–323 гг. до н. э.: подход, основанный на источниках . Рутледж. ISBN  978-0-415-09958-5 .
  46. ^ Jump up to: а б Джон Ван Антверпен Файн (1983). Древние греки: критическая история . Издательство Гарвардского университета. п. 576 . ISBN  978-0-674-03314-6 . Протоспартанское собрание.
  47. ^ Jump up to: а б с д и Робин Сигер (1994). «Царский мир и Вторая Афинская конфедерация» . У Дэвида Малкольма Льюиса; Джон Бордман (ред.). Кембриджская древняя история: четвертый век до нашей эры . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-23348-4 .
  48. ^ Jump up to: а б с Стефан Г. Криссантос (2008). Война в древнем мире: от бронзового века до падения Рима: от бронзового века до падения Рима . АВС-КЛИО. ISBN  978-0-313-04192-1 .
  49. ^ Jump up to: а б с д Ричард А. Габриэль (2001). Великие полководцы древности . Издательская группа Гринвуд. ISBN  978-0-313-31285-4 .
  50. ^ Сьюзан Ёшихара; Дуглас А. Сильва и Николас Эберштадт (2011). Сокращение численности населения и изменение политики великих держав . Потомак Букс, Инк. 44. ИСБН  978-1-59797-550-6 .
  51. ^ Jump up to: а б с Арчер Джонс (2000). Искусство войны в западном мире . Издательство Университета Иллинойса. ISBN  978-0-252-06966-6 .
  52. ^ Jump up to: а б с д и сержант Артур Мэйджор (2003). «Битва при Леуктре: организационная революция в военном деле в классическом мире» (PDF) . Бюллетень армейской доктрины и подготовки . 6 (3): 51–55. Архивировано из оригинала (PDF) 13 июня 2013 г.
  53. ^ Эндрю Г. Трэвер (2002). «Греция в IV веке до нашей эры» . От Полиса до Империи, Древний мир, ок. 800 г. до н. э. — 500 г. н. э.: Биографический словарь . Издательская группа Гринвуд. стр. 146–147. ISBN  978-0-313-30942-7 .
  54. ^ Майор Курт П. Вандерстин (1986). Классические теории и воля к борьбе (PDF) . Колледж командования и генерального штаба армии США, Университет штата Иллинойс. п. 31. Архивировано (PDF) из оригинала 18 декабря 2014 г.
  55. ^ Jump up to: а б с «Битва при Херонее» . Ars Bellica: Великие битвы истории . Проверено 27 марта 2015 г.
  56. ^ Пол Робинсон (2006). Военная честь и ведение войны: от Древней Греции до Ирака . Тейлор и Фрэнсис. п. 23. ISBN  978-0-415-39201-3 .
  57. ^ «Памятник (Трофей) битвы при Леуктре» . Одиссей, Министерство культуры и туризма Греции . Проверено 3 августа 2012 г.
  58. ^ Павсаний . «Книга IX». Описание Греции . Подойдя к городу, вы увидите братскую могилу фиванцев, погибших в борьбе с Филиппом. На нем нет надписи, но его увенчивает лев, что, вероятно, указывает на дух людей. На мой взгляд, отсутствие надписи объясняется тем, что их мужеству не была обеспечена соответствующая удача.
  59. ^ Страбон . «Книга IV, глава 2». Географика . Херония находится недалеко от Орхомена. Именно здесь Филипп, сын Аминты, в великой битве победил афинян, беотийцев и коринфян и стал владыкой Греции. И здесь тоже можно увидеть могилы павших в бою, гробницы, возведенные за государственный счет.
  60. ^ «Об открытии льва в Херонее группой английских путешественников в 1818 году» . Труды Королевского литературного общества Соединенного Королевства . Вторая серия. 3 : 1–12. 1863.
  61. ^ Кэмпбелл Доджсон. «Тейлор, Джордж Ледвелл». Национальный биографический словарь, 1885–1900, том 55 .
  62. ^ Jump up to: а б с В. Р. Летаби (1918). «Памятники греческому льву» . Журнал эллинистических исследований . 38 : 39–44. дои : 10.2307/625674 . JSTOR   625674 . S2CID   163762670 .
  63. ^ Брайан Де Йонг; Джон Гандон; Джеффри Грэм-Белл (2000). Путеводитель по материковой Греции . Сопутствующие гиды. п. 91. ИСБН  978-1-900639-35-4 .
  64. ^ Геннадий, Иоанн (26 февраля 1876 г.). «Лев Херонеи» . Академия . IX . Лондон: 196–197.
  65. ^ Справочник для путешественников по Греции (Седьмое изд.). Лондон: Джон Мюррей. 1900. с. 554 .
  66. ^ Ма, Джон (2008). «Хайронея 338: Топографии памяти». Журнал эллинистических исследований . 128 : 72–91. дои : 10.1017/S0075426900000069 . JSTOR   40651724 . S2CID   160003601 .
  67. ^ Р. К. Бозанке и М. Н. Тод (1902). «Археология в Греции, 1901-1902» . Журнал эллинистических исследований . 22 : 380. дои : 10.2307/623936 . JSTOR   623936 . S2CID   162296569 .
  68. ^ Jump up to: а б с Уильям Кендрик Притчетт (1958). «Наблюдения за Хайронией». Американский журнал археологии . 62 (3): 307–311. дои : 10.2307/501959 . JSTOR   501959 . S2CID   191378872 .
  69. ^ Археологический институт Америки (1904 г.). «Общее собрание Археологического института Америки, 29–31 декабря 1903 г.». Американский журнал археологии . 8 (1): 71–92. дои : 10.2307/497019 . JSTOR   497019 . S2CID   245265285 .
  70. ^ Jump up to: а б Пол А. Рахе (1981). «Уничтожение священного отряда в Херонее». Американский журнал археологии . 85 (1): 84–87. дои : 10.2307/504975 . JSTOR   504975 . S2CID   193013636 .
  71. ^ Jump up to: а б Филип Сабин (2007). Проигранные битвы: реконструкция великих столкновений древнего мира . Хэмблдонский континуум. ISBN  978-1-84725-187-9 .
  72. ^ Кристиан Хабихт (1999). «Павсаний как проводник» . Путеводитель Павсания по Древней Греции . Издательство Калифорнийского университета. стр. 28–63. ISBN  978-0-520-06170-5 .
  73. ^ Лене Рубинштейн (1995). «Павсаний как источник классического греческого Полиса » . В Моргенсе Германе Хансене; Курт Раафлауб (ред.). Исследования древнегреческого полиса , Том 1 . Франц Штайнер Верлаг. п. 211. ИСБН  978-3-515-06759-1 .
  74. ^ Яс Эльснер (2010). «Спецвыпуск: Рецепции Павсания: от Винкельмана до Фрейзера». Журнал классических приемов . 2 (2): 157–173. дои : 10.1093/crj/clq012 .
  75. ^ Джордж Коуквелл (2010). «Между Афинами, Спартой и Персией: историческое значение освобождения Фив в 379 г. до н. э.» . Сочинения поздней античности, касающиеся этики и религии Том 16: Плутарх, О даймонионе Сократа . Мор Зибек Тюбинген. стр. 101–102. ISBN  978-3-16-150137-1 .
  76. ^ Лейтао, Дэвид Д. (28 сентября 2016 г.). «Действительно ли армия влюбленных доминировала в Древней Греции?» .
  77. ^ Брюс Лафорс (2010). «Греческий мир, 371–336» . В Конраде Х. Кинзле (ред.). Спутник классического греческого мира . Джон Уайли и сыновья. п. 546. ИСБН  978-1-4443-3412-8 .
  78. ^ Демосфен . «О симмориях». О ВМФ .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 12830ca9492d6ee109c4a201db5d8d02__1721668800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/02/12830ca9492d6ee109c4a201db5d8d02.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sacred Band of Thebes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)