Завидовать
Часть серии о |
Эмоции |
---|
Зависть — это эмоция , которая возникает, когда человеку не хватает качеств, навыков, достижений или владения другого и он желает, чтобы у другого этого не было. [ 1 ] Зависть также может относиться к желанию, чтобы у другого человека не было чего-то, чем он уже обладает, чтобы устранить равенство владения между обеими сторонами.
Аристотель определял зависть как боль при виде чужого счастья, причиняемую «теми, у кого есть то, что мы должны иметь». [ 2 ] Бертран Рассел сказал, что зависть — одна из самых мощных причин несчастья. [ 3 ] Недавние исследования рассматривали условия, при которых это происходит, как люди с этим справляются и может ли это вдохновить людей подражать тем, кому они завидуют. [ 4 ] [ 5 ]
Виды зависти
[ редактировать ]В некоторых языках, например в голландском, проводится различие между «доброй завистью» ( benijden по-голландски) и «злонамеренной завистью» ( afgunst ), указывая на возможность существования двух подтипов зависти. [ 5 ] Исследования показывают, что злонамеренная зависть — это неприятная эмоция, которая заставляет завистливого человека желать унизить более обеспеченных людей даже ценой собственных усилий, в то время как доброкачественная зависть предполагает признание того, что другие живут лучше, но заставляет человека стремиться быть таким же, как и другие. хороший. [ 6 ] Доброкачественная зависть по-прежнему остается негативной эмоцией в том смысле, что она неприятна. [ 5 ] По мнению исследователей, доброкачественная зависть может обеспечивать подражание, мотивацию к улучшению, позитивные мысли о другом человеке и восхищение. [ 6 ] Этот тип зависти, если с ним правильно справиться, может положительно повлиять на будущее человека, мотивируя его стать лучше и добиться успеха. [ 7 ] [ 8 ] Ведется дискуссия о том, следует ли рассматривать эти подтипы как отдельные формы зависти, поскольку некоторые утверждают, что тенденции к действию (наносить ущерб положению другого человека в случае злонамеренной зависти и улучшать собственное положение в случае доброй зависти) не являются частью того, как эмоции определяется, в то время как другие считают, что тенденции к действию являются неотъемлемой частью эмоции. [ 9 ] Те, кто не считает, что существуют подтипы зависти, утверждают, что ситуация влияет на то, как зависть приводит к поведению; в то время как те, кто считает, что подтипы существуют, думают, что ситуация влияет на то, какой подтип зависти испытывается. [ 9 ]
Эволюционная роль
[ редактировать ]Вслед за книгой Чарльза Дарвина 1859 года, продвигающей теорию эволюции путем естественного отбора , его работа 1872 года « Выражение эмоций у человека и животных» выдвинула теорию о том, что произошла эволюция эмоций , которая развилась у животных ради ценности выживания, которую предлагают эмоции. . [ 10 ] В 1998 году нейробиолог Яак Панксепп предоставил данные, демонстрирующие, что виды млекопитающих обладают мозгом, способным генерировать эмоциональные переживания. [ 11 ] [ 12 ] Последующие исследования в области поведенческих наук позволили лучше понять такие эмоции, как зависть, и их влияние на мышление и поведение. Например, в соответствии с тем, что зависть является мотивацией , эмпирические исследования показывают, что зависть концентрирует когнитивные ресурсы, фокусируя внимание субъекта на сборе информации о социальной цели и улучшая способность вспоминать такую информацию. [ 13 ] [ 14 ] В ходе исследований на приматах Франс де Ваал провел долгосрочное исследование, продемонстрировавшее, что шимпанзе, а также отдаленно родственные приматы, такие как коричневые обезьяны-капуцины, обладают тонко отточенным чувством справедливости внутри своей социальной группы и что ключевая эмоция используется для измерения и регулирования справедливых результатов. это зависть. [ 15 ] Исследование Де Вааля заставляет его утверждать, что без зависти, мотивирующей наш интерес к проведению социальных сравнений, не было бы причин заботиться о честности и справедливости. [ 16 ]
Основываясь на модели эволюционной реакции на тех, кто богаче, Шницер утверждает, что зависть увеличивает поддержку экономического перераспределения. [ 17 ]
Что касается имущества или статуса
[ редактировать ]Часто зависть включает в себя мотив «превзойти или свести на нет преимущества соперника». [ 18 ] Частично этот тип зависти может быть основан на материальных благах, а не на психологических состояниях. По сути, люди испытывают непреодолимые эмоции из-за того, что кто-то другой владеет или обладает желаемыми вещами, которых нет у них. Чувство зависти в этой ситуации будет проявляться в форме эмоциональной боли, отсутствия самооценки , снижения самооценки и благополучия .
В книге «Старые деньги » Нельсон В. Олдрич-младший утверждает: [ 19 ]
Зависть является настолько неотъемлемой и болезненной частью того, что оживляет поведение человека в рыночных обществах, что многие люди забыли полное значение этого слова, упрощая его до одного из симптомов желания. Именно это (симптом желания ), вот почему оно процветает в рыночных обществах: их можно назвать демократиями желания, с деньгами на избирательные бюллетени и вбросами. Но зависть — это больше или меньше желания. Оно начинается с почти неистового чувства пустоты внутри себя, как будто насос сердца всасывает воздух. Конечно, нужно быть слепым, чтобы воспринимать пустоту, но это и есть зависть — избирательная слепота. Invidia , что с латыни означает «зависть», переводится как «незрячесть», и Данте заставил завистников брести под свинцовыми плащами, их глаза были зашиты свинцовой проволокой. Они слепы к тому, что имеют в себе, данное Богом и взращенное человеком.
Преодоление
[ редактировать ]Зависть может негативно повлиять на близость и удовлетворенность отношениями. Преодоление зависти может быть похоже на борьбу с другими негативными эмоциями ( гневом , обидой и т. д.). Люди, испытывающие гнев, часто обращаются за профессиональным лечением ( управлением гневом ), чтобы понять, почему они чувствуют именно так и как с этим справиться. Субъекты, испытывающие зависть, часто имеют искаженное представление о том, как достичь истинного счастья . Помогая людям изменить эти представления, они смогут лучше понять истинное значение удачи и удовлетворенности тем, что у них есть. По словам Лазаруса, «преодоление является неотъемлемой чертой эмоционального процесса». [ 20 ] Существует очень мало теорий, которые подчеркивают процесс преодоления эмоций по сравнению с доступной информацией о самих эмоциях.
Существует множество стилей преодоления трудностей , по которым было проведено значительное количество исследований; например, избегание против подхода. Борьба с завистью может быть аналогична борьбе с гневом. Чтобы справиться с эмоциями, проблему необходимо решать когнитивно. Согласно исследованию Саловея и Родена (1988), «более эффективные стратегии уменьшения первоначальной зависти, по-видимому, ориентированы на стимулы, а не на себя». [ 21 ] Саловей и Роден (1988) также предполагают, что «самоподдержка (например, «думание о своих хороших качествах») может быть эффективной стратегией смягчения этих самоуничижительных мыслей и подавления негативных аффективных реакций». [ 21 ]
Преимущества
[ редактировать ]Рассел считал, что зависть может быть движущей силой экономического движения, и с ней нужно бороться, чтобы достичь системы « не отставать от Джонсов ». Он считал, что именно это помогает поддерживать «демократию» как систему, в которой никто не может добиться большего, чем кто-либо другой. [ 22 ] Если принять во внимание, зависть может рассказать человеку о том, кем он восхищается и чего хочет. Доброкачественная зависть может заставить человека усерднее работать, чтобы добиться большего успеха. [ 8 ]
В подростковом возрасте
[ редактировать ]Зависть проявляется у детей уже на ранней стадии, а взрослые, будучи в равной степени подвержены этой эмоции, демонстрируют более высокий уровень умения ее маскировать. Зависть играет значительную роль в развитии подростков. Сравнение себя — универсальный аспект человеческой природы. Независимо от возраста и культуры, социальное сравнение происходит по всему миру. Сравнение может варьироваться от физических качеств, материального имущества и интеллекта. [ 23 ] Однако дети с большей вероятностью будут завидовать материальным объектам, таким как обувь, видеоигры, дорогостоящие мобильные телефоны и т. д. Дети считают, что эти материальные объекты коррелируют с их статусом.
Было обнаружено, что социальный статус тесно связан с самооценкой. [ 24 ] В первые годы самооценка подростка очень хрупка и сильно зависит от мнения сверстников. Если ребенку комфортно быть тем, кто он есть, и он уверен в себе, он с меньшей вероятностью будет завидовать материальным объектам других, поскольку он не отождествляет себя с материалами. Материальные объекты — не единственное, чему подростки завидуют; однако он является наиболее распространенным.
По мере того, как дети становятся старше, у них развивается более сильная нематериалистическая зависть, такая как романтические отношения, внешний вид, достижения и популярность. Иногда чувство зависти интериоризируется у детей, оказывая негативное влияние на их самооценку. Зависть возникает от сравнения; эти сравнения могут служить напоминанием о том, что они не соответствуют социальным нормам и не соответствуют своим сверстникам. Чувство неполноценности может возникнуть и стать разрушительным для счастья ребенка и вызвать дальнейший внутренний ущерб.
Личность ребенка формируется в ранние годы. Развитие идентичности считается центральной задачей в подростковом возрасте. [ 25 ] Когда дети вырастают, понимая, кто они, они могут лучше определять свои сильные и слабые стороны, сравнивая себя с другими. [ 26 ] Сравнение может иметь два результата: оно может быть полезным для самосовершенствования или оно может быть нездоровым и привести к зависти/ ревности , которые могут перерасти в депрессию. Вот почему самоисследование и развитие личности имеют решающее значение в подростковом возрасте.
Важно выявить здоровую и нездоровую зависть у ребенка еще в раннем возрасте. Если у ребенка проявляются признаки нездоровой зависти, лучше всего научить его продуктивным способам справиться с этими эмоциями. Гораздо легче научить ребенка контролировать свои эмоции, пока он маленький, чем позволить ему развить привычку, от которой трудно избавиться, когда он станет старше.
В зрелом возрасте
[ редактировать ]То, что сводит людей с ума от зависти, меняется на протяжении всей их жизни. Исследования показали, что чем моложе человек, тем больше вероятность, что он будет завидовать другим. [ 27 ] Взрослые в возрасте до 30 лет чаще испытывают зависть по сравнению с людьми в возрасте 30 лет и старше. Однако то, чему люди завидуют, различается в зависимости от взрослой жизни.
Было обнаружено, что молодые люди в возрасте до 30 лет завидуют социальному статусу, отношениям и привлекательности других. [ 27 ] Это начинает исчезать, когда человеку исполняется 30 лет. Обычно на этом этапе жизни человек начинает принимать себя как личность и реже сравнивать себя с другими. Однако они по-прежнему завидуют другим, просто в разных аспектах жизни, таких как карьера или зарплата. [ 27 ] Исследования показали уменьшение зависти с возрастом; однако чувство зависти к деньгам было единственным, что постоянно усиливалось по мере взросления человека. [ 27 ] С возрастом человек начинает принимать свой социальный статус. Тем не менее, завистливые чувства будут присутствовать на протяжении всей жизни человека. От человека зависит, позволит ли он этим чувствам зависти мотивировать или разрушить его.
В философии
[ редактировать ]Аристотель в «Риторике » определил зависть (φθόνος phthonos ) как «боль, причиняемую удачей других», [ 28 ] [ 29 ] в то время как Кант в «Метафизике морали » определил это как «нежелание видеть, как наше собственное благополучие затмевается благополучием других, потому что стандарт, который мы используем, чтобы увидеть, насколько мы богаты, - это не внутренняя ценность нашего собственного благополучия, а то, насколько оно сравнивается с другими».
Религиозные взгляды
[ редактировать ]В буддизме
[ редактировать ]В христианстве
[ редактировать ]Зависть – один из семи смертных грехов в католицизме . [ нужна ссылка ]
В индуизме
[ редактировать ]В -гите Бхагавад Кришна тот, кто не завидует, но является сострадательным другом для всех ». сказал: « Мне очень дорог [ 30 ]
В исламе
[ редактировать ]Согласно повествованию Даифа в хадисе , Мухаммед сказал: «Зависть поглощает хорошие дела так же, как огонь сжигает дрова, а милосердие гасит плохие дела так же, как вода тушит огонь. Молитва — это свет верующего, а пост — щит от огня. (Сунан Ибн Маджа 4210).
Мухаммед сказал: «Не завидуйте друг другу, не ненавидьте друг друга, не противоборствуйте друг с другом и не разрывайте отношения, а будьте слугами Аллаха как братья. Мусульманину не разрешено отдаляться от своего брата ради большего». чем три дня, когда они встречаются, и один игнорирует другого, и лучший из них тот, кто начинает салам». Сахих аль-Бухари [англ. Пер. 8/58 нет. 91], Сахих Муслим [англ. Пер. 4/1360 нет. 6205, 6210]
Культурные ссылки
[ редактировать ]В англоязычных культурах зависть часто ассоциируется с зеленым цветом , например, «зеленый от зависти», и желтым . Желтый – цвет двойственности и противоречия; цвет, связанный с оптимизмом и весельем; но также и с предательством, двуличием и завистью. [ 31 ] Фраза «зеленоглазый монстр» относится к человеку, чьи нынешние действия мотивированы ревностью, а не завистью. Это основано на строке из шекспировского «Отелло» . Шекспир упоминает об этом также в «Венецианском купце» , когда Порция заявляет: «Как все остальные страсти улетучиваются в воздух, как сомнительные мысли и опрометчивость охватывают отчаяние, содрогающийся страх и зеленоглазую ревность!»
Персонаж Зависть из серии «Стальной алхимик» — один из семи гомункулов, названных в честь семи смертных грехов.
Персонаж Зелины в сериале « Однажды в сказке» на канале ABC получает титул «Злая ведьма Запада» после того, как зависть сама окрашивает ее кожу в эпизоде «Нелегко быть зеленой».
В » Нельсона В. Олдрича-младшего «Старых деньгах он утверждает, что люди, страдающие от злонамеренной зависти, слепы к тому хорошему, что у них уже есть, думая, что у них ничего нет, что заставляет их чувствовать пустоту и отчаяние. [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Пэрротт и Смит 1993 .
- ^ «Риторика-Аристотель» , Книга II, Часть 10.
- ^ Рассел 1930 .
- ^ Даффи, Ли и Адэр, 2021 .
- ^ Перейти обратно: а б с ван де Вен, Зеленберг и Питерс, 2009 .
- ^ Перейти обратно: а б Ланге, Вайдман и Крузиус 2018 .
- ^ Ван де Вен 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б Салерно, Ларан и Янишевский 2019 .
- ^ Перейти обратно: а б Crusius et al. 2021Крузиус и др. 2021
- ^ Дарвин 2007 .
- ^ Панксепп 1998 .
- ^ Панксепп и Лахвис 2011 .
- ^ Поля 2011 .
- ^ Хилл, DelPriore & Vaughan 2011 , стр. 662.
- ^ де Ваал 2019 , стр. 139–148.
- ^ де Ваал 2019 , стр. 147.
- ^ Шныцер и др. 2017 .
- ^ Д'Армс 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б Хакер 1996 , с. 23.
- ^ Лазарь 2006 .
- ^ Перейти обратно: а б Саловей и Роден 1988 .
- ^ Рассел 1930 , стр. 90–91.
- ^ Фестингер 1954 .
- ^ Хартер 2012 .
- ^ Эриксон 1968 .
- ^ Марсия 1993 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Даль 2015 .
- ^ Педрик и Оберхельман 2006 .
- ^ «Этика Аристотеля, Книга II» , с. 40.
- ↑ Бхагавад-гита , глава 12, т. 15.
- ^ Хеллер 2000 , с. 33.
Источники
[ редактировать ]- Аристотель. «Этика Аристотеля» . Викиисточник .
- Аристотель. «Риторика» . Классика в Массачусетском технологическом институте . Перевод Робертса, В. Рис. Массачусетский технологический институт . Проверено 18 февраля 2023 г.
- «Бхагавад-гита (Как она есть)» . База Бхактиведанта Веда . Книжный фонд Бхактиведанты. Архивировано из оригинала 16 января 2012 года.
- Крузиус, Ян; Гонсалес, Мануэль Ф.; Ланге, Йенс; Коэн-Чараш, Йочи (2021). «Зависть: состязательный обзор и сравнение двух конкурирующих точек зрения» . Обзор эмоций . 12 (1): 3–21. дои : 10.1177/1754073919873131 . ISSN 1754-0739 . S2CID 210355930 .
- Даль, Мелисса (24 ноября 2015 г.). «Разрез: как меняется зависть с возрастом» . Журнал Нью-Йорк .
- Д'Армс, Джастин (2016). Эдвард Н. Залта (ред.). "Завидовать" . Стэнфордская энциклопедия философии . Центр изучения языка и информации Стэнфордского университета . Проверено 19 февраля 2023 г.
- Дарвин, Чарльз (2007) [1872]. Выражение эмоций у человека и животных . Нью-Йорк: Филикарий. ISBN 978-0-8014-1990-4 .
- де Ваал, Франс (2019). Последнее объятие мамы: эмоции животных и что они говорят нам о нас (под ред. электронной книги). WW Нортон и компания. ISBN 978-0393357837 .
- Даффи, Мишель К.; Ли, Ки Ён; Адэр, Элизабет А. (21 января 2021 г.). «Зависть на рабочем месте» . Ежегодный обзор организационной психологии и организационного поведения . 8 (1): 19–44. doi : 10.1146/annurev-orgpsych-012420-055746 . S2CID 241844176 . Проверено 13 сентября 2021 г.
- Эриксон, Эрик (1968). Идентичность Молодежь и кризис . WW Нортон и компания. ISBN 9780393097863 .
- Фестингер, Леон (1 мая 1954 г.). «Теория процессов социального сравнения». Человеческие отношения . 7 (2): 117–140. дои : 10.1177/001872675400700202 . S2CID 18918768 .
- Филдс, Р. Дуглас (2011). «Ешь свои кишки: почему зависть причиняет боль и почему это полезно для мозга» .
- Хакер, Диана (1996). Справочник канадского писателя, второе издание . Книги Бедфорда. ISBN 978-1319057411 .
- Хартер, Сьюзен (2012). Строительство себя: основы развития и социокультурные основы . Издательство Гилфорд.
- Хеллер, Ева (2000). психология цвета – эффекты и символика . Пирамида. ISBN 978-2350171562 .
- Хилл, Сара Э.; ДельПриоре, Даниэль Дж.; Воган, Филип В. (2011). «Когнитивные последствия зависти: внимание, память и истощение саморегуляции» (PDF) . Журнал личности и социальной психологии . 101 (4): 653–666. дои : 10.1037/a0023904 . ПМИД 21639650 .
- Ланге, Йенс; Вайдман, Аарон К.; Крузиус, Ян (апрель 2018 г.). «Болезненная двойственность зависти: доказательства интегративной теории и метаанализа связи зависти и злорадства» . Журнал личности и социальной психологии . 114 (4): 572–598. дои : 10.1037/pspi0000118 . ISSN 1939-1315 . ПМИД 29376662 . S2CID 4577422 .
- Лазарь, РС (2006). «Эмоции и межличностные отношения: к личностно-центрированной концептуализации эмоций и преодоления трудностей». Журнал личности . 74 (1): 9–46. дои : 10.1111/j.1467-6494.2005.00368.x . ПМИД 16451225 .
- Марсия, Джеймс Э. (1993). Эго-идентичность: справочник по психосоциальным исследованиям . Спрингер Верлаг. дои : 10.1007/978-1-4613-8330-7 . ISBN 978-1-4613-8330-7 .
- Панксепп, Дж. (1998). Аффективная нейронаука: основа эмоций человека и животных . Издательство Оксфордского университета, Нью-Йорк. ISBN 9780195178050 .
- Панксепп, Дж.Б.; Лахвис, врач общей практики (2011). «Эмпатия грызунов и аффективная нейробиология» . Неврологические и биоповеденческие обзоры . 35 (9): 1864–1875. doi : 10.1016/j.neubiorev.2011.05.013 . ПМЦ 3183383 . ПМИД 21672550 .
- Пэрротт, В.Г.; Смит, Р.Х. (1993). «Различение переживаний зависти и ревности». Журнал личности и социальной психологии . 64 (6): 906–920. дои : 10.1037/0022-3514.64.6.906 . ПМИД 8326472 .
- Педрик, Виктория; Оберхельман, Стивен М. (2006). Душа трагедии: Очерки афинской драмы . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. п. 22 . ISBN 978-0-226-65306-8 .
- Рассел, Бертран (1930). Покорение счастья . Нью-Йорк : Х. Ливеррайт .
- Салерно, Энтони; Ларан, Джулиано; Янишевски, Крис (01 августа 2019 г.). Даль, Даррен В.; Прайс, Линда Л; Ламбертон, Кейт (ред.). «Плохое может быть хорошим: когда добрая и злостная зависть мотивируют стремление к цели» . Журнал потребительских исследований . 46 (2): 388–405. дои : 10.1093/jcr/ucy077 . ISSN 0093-5301 .
- Саловей, П.; Роден, Дж. (1988). «Как справиться с завистью и ревностью». Журнал социальной и клинической психологии . 7 : 15–33. дои : 10.1521/jscp.1988.7.1.15 .
- Шницер, Даниэль; Лопес Сил, Мария Флоренсия; Продай, Аарон; Лим, Джулиан; Порат, Рони; Шалви, Шауль; Гальперин, Эран; Космидес, Леда; Туби, Джон (01 августа 2017 г.). «Поддержка перераспределения формируется состраданием, завистью и корыстью, а не стремлением к справедливости» . Труды Национальной академии наук . 114 (31): 8420–8425. Бибкод : 2017PNAS..114.8420S . дои : 10.1073/pnas.1703801114 . ISSN 0027-8424 . ПМЦ 5547621 . ПМИД 28716928 .
- ван де Вен, Нильс; Зеленберг, Марсель; Питерс, Рик (2009). «Выравнивание вверх и вниз: опыт доброй и злой зависти» . Эмоция . 9 (3): 419–429. дои : 10.1037/a0015669 . ISSN 1931-1516 . ПМИД 19485619 .
- ван де Вен, Нильс (2016). «Зависть и ее последствия: почему полезно различать доброкачественную и злобную зависть». Компас социальной и личностной психологии . 10 (6): 337–349. дои : 10.1111/spc3.12253 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Василий Кесарийский (1962). . Святой Василий: Подвиги . Перевод сестры М. Моники Вагнер, CSC
- Эпштейн, Джозеф . (2003) Зависть: Семь смертных грехов . Нью-Йорк, Издательство Оксфордского университета.
- Саловей, П. (1991) Психология ревности и зависти
- Шек, Х. (1969) Зависть: теория социального поведения . Нью-Йорк: Харкорт, Брейс и мир.
- Смит, Р.Х. (2008) Зависть: теория и исследования . Нью-Йорк, Издательство Оксфордского университета.
- Вестхьюс, Кеннет (2004) Зависть к совершенству: административная травля профессоров с высокими достижениями . Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс .
- Ласин, Стюарт. (2023) Божественная зависть, ревность и мстительность в Древнем Израиле и Греции. Нью-Йорк: Рутледж.
- Линдхольм, Чарльз (2016) Щедрая зависть . Дебаты о цифровом развитии, выпуск 17 «Обмен».
Внешние ссылки
[ редактировать ]- http://plato.stanford.edu/entries/envy/ Статья в Стэнфордской энциклопедии философии