Валлонское движение
Валлонское движение ( фр . Mouvement wallon ) — общий термин для всех политических движений Бельгии , которые либо утверждают существование валлонской идентичности и Валлонии , либо защищают французскую культуру и язык в Бельгии либо в рамках Соглашения 1830 года, либо в рамках Соглашения 1830 года. либо защита языковых прав франкоговорящих. [ 1 ] Движение началось как защита главенства французского языка, но позже достигло политических и социально-экономических целей. Во французском языке термины wallingantisme и wallingants также используются для описания, иногда уничижительного, движения и его активистов. В меньшей степени Валлонское движение связано также с представительством небольшого немецкоязычного населения в Восточной Бельгии Валлонского региона . [ 2 ]
История
[ редактировать ]Историки сходятся во мнении, что политическое движение Валлонии началось в 1880 году с основания валлонского и франкоязычного оборонительного движения в соответствии с первыми лингвистическими законами 1870-х годов. Для таких историков, как Лоде Вильс , это движение зародилось как движение административной колонизации Фландрии. [ 3 ] Тогда это приняло характер движения, утверждающего существование Валлонии и валлонской идентичности, не отказываясь при этом от защиты французского языка. Валлония робко заявляла об этом с 1898 года, но с 1905 года это становится основным требованием, достигающим кульминации на Валлонском конгрессе 1912 года и в письме Жюля Дестре королю .
Первая мировая война и возрождение бельгийского патриотизма затормозили это движение и его ответвления. Валлонские боевики объединились в 1930-е годы под патронажем Валлонской концентрации , где вновь родились радикальные идеи 1912 года, создав лингвистические законы 1932 года. Во время Второй мировой войны несколько активистов Сопротивления отличились, сформировав различные тайные группировки. Эта мировая война еще больше радикализировала движение, которое впервые заговорило об идеях независимости и которое приведет к его активному участию в Королевском вопросе в 1950 году. Затем следует десятилетнее затишье, которое заканчивается Зимним генералом 1960–61 годов. Забастовка во главе с Андре Ренаром, который является союзником требований Валлонского движения и требований рабочих. Закон Гилсона от 8 ноября 1962 года и перевод фуронов (ворен по-голландски) из провинции Льеж в провинцию Лимбург привели к политическим и языковым раздорам с некоторым насилием в 1970-х и 1980-х годах. [ 4 ] Валлонские активисты до сих пор считают Фуронов частью Валлонии, оккупированной Фландрией. [ 5 ] например, министр-президент Валлонии Жан-Клод Ван Каувенберг во время своей речи в 2001 году описал Валлонию «от Фурона до Мускрона , от Нивеля до Арлона ». [ 6 ] и он также предложил в 2006 году конституцию Валлонии с двухрегиональным статусом муниципалитета в статье 9. [ 7 ]
Идеологическая подоплека
[ редактировать ]Франкофилия
[ редактировать ]Центральной темой Валлонского движения являются идеалы Французской революции и любовь к французскому языку и культуре. Эта франкофилия породила Валлонское движение и цель валлонских боевиков стать ближе к Франции и дальше от Нидерландов , что выражено в политике, направленной против Бенилюкса :
«Фактически, Валлонское движение является первой (и практически единственной) организацией, которая предостерегает общественное мнение от последствий политики Бенилюкса и, в качестве уравновешивающей или дополняющей силы, призывает к более тесному экономическому и культурному сотрудничеству с Францией. [… ] Если рассматривать политику в поддержку Бенилюкса как современную версию оранжизма, можно рассматривать ее как продвижение определенных фламандских интересов. По мнению Жоржа Дотреппа, члена директората «Валлония Свобода», концепции Бенилюкса, созданной на английской земле и ориентированной. по отношению к Великобритании и Соединенным Штатам, поддерживает англосаксонскую антифранцузскую политику, которая никоим образом не учитывает интересы Валлонии, братского сообщества Франции». [ 8 ]
« Ратташизм », французское ирредентистское течение в Валлонском движении, является хорошим примером такой любви к Французской республике. Это мнение особенно выражено Альбером дю Буа , который в своей книге « Бельгийцы или французы? », опубликованной в 1903 году, осуждает подчинение валлонов фламандцам, которые являются всего лишь преемниками предыдущих голландцев, австрийцев и испанцев. оккупанты Валлонии. Французская душа валлонцев должна заставить их жаждать возвращения к «l’œuvre de Quatre-vingt-treize» (вторжения французов в провинции Южных Нидерландов в 1793 году) и разрушения международных соглашений 1814 и 1814 годов. 1830 г. Этот же тезис развит в «Валлонском катехизисе», широко распространенном в том же 1903 году ». [ 9 ]
Левая политика
[ редактировать ]Валлонское движение было левым с самого начала движением. Зародившийся в либеральных левых обществах, он быстро стал сплоченным кличем либерально-социалистической коалиции против консерваторов Католической партии , чья база власти находилась во фламандскоязычных провинциях. В период между Первой и Второй мировыми войнами многие левые христиане присоединились к Валлонскому движению, особенно аббат Махье , антиклерикальный католический священник. Движение было в центре внимания нескольких попыток создать левую партию, например, Валлонское демократическое и социалистическое объединение (Démocratique et Socialiste Wallon), созданное во время Второй мировой войны.
Классовая борьба и ренардизм
[ редактировать ]Многие валлонские боевики считают свое движение воплощением социальной борьбы и способом борьбы за дело рабочих. [ нужна ссылка ]
Напряженность между классовой борьбой и расширением прав и возможностей Валлонии породила две точки зрения. Один отдавал приоритет классовой борьбе, а другой, ренардизм, видел, что и то, и другое достигается вместе. Жюль Дестре в речи 9 ноября 1913 года заявил, что «Валлонское движение не является и не может быть, так же как и фламандское движение, причиной раскола рабочего класса». Наоборот, каждый раз, когда будут только свои классовые интересы, рабочие, все рабочие должны оказаться едиными». [ 10 ]
Ренаризм — это идеология, сочетающая синдикальную борьбу и валлонскую воинственность. Задуманный Андре Ренаром , он точно определил это:
Они заставили нас поверить в социалистическое открытие во Фландрии. Просто посмотрите на цифры. Для меня бой остается цельным, но я выбираю лучшую площадку и лучшее оружие. На данный момент лучшая территория и лучшее оружие находятся в Валлонии, лучший путь проходит через защиту интересов Валлонии. Я одновременно социалист и валлонец, и я поддерживаю валлонские тезисы, потому что они социалистические. [ 11 ]
Типичным примером борьбы была междоусобная борьба между рабочими во время забастовки 1960–61.
Интернационализм
[ редактировать ]Идеология Валлонского движения с приходом в его состав социалистов была подчинена пролетарскому интернационализму. Жюль Дестре считал, что «Валлонское движение не противоречит интернационализму. Напротив, создавая нацию новую, свободную и независимую, оно облегчает создание прочных соглашений между народами, что по определению является интернационализмом». [ 12 ]
Валлонские боевики часто считают Бельгию изобретением буржуазии . [ нужны разъяснения ]
Роль и кампании
[ редактировать ]Одноязычный бельгизм
[ редактировать ]Защита французского языка как единственного официального языка Бельгии была исторической кампанией Валлонского движения.
Боевики тогда выступали за «бельгийский договор», который, по их мнению, позволял использовать в официальной жизни Бельгии только французский язык. Бельгийские революционеры в 1830 году решили отдать предпочтение французскому языку, во-первых, для того, чтобы уменьшить влияние голландцев, от которых они отделились, и, во-вторых, потому, что они принадлежали к франкофильской буржуазии — если не фактически происходили из Франции — и поддерживали принципы Французская революция .
за Быстро было создано фламандское движение признание голландского языка . Затем первые валлонские боевики создали «франкоязычное и валлонское оборонительное движение», чтобы бороться против официального признания голландцев. К боевикам из франкоязычных районов присоединились представители либеральной буржуазии из Брюсселя и нидерландскоязычных провинций. Эти союзники неожиданно присоединились к франкофилам, потому что большая часть их работы была связана с бюрократией, где введение другого языка было бы вредным.
Эта идея быстро начала исчезать после 1898 года, когда был принят закон Кореманса-Де Вриндта и голландский язык был признан официальным языком Бельгии.
Фронт для франкоязычных стран
[ редактировать ]Защита франкоязычных стран и французского языка началась после того, как не удалось сохранить одноязычный бельгицизм. Его представляли различные организации, например, Лига против фламандизации Брюсселя в 1930-х годах, которая боролась за двуязычие в некоторых коммунах Брюсселя.
Эта тенденция снова стала более распространенной после окончания лингвистических переписей и установления языковой границы в 1962–1963 годах. На выборах 1965 года возникла партия под названием «Демократический фронт франкофонов Брюсселя» (FDBF, ныне FDF), имевшая трёх депутатов и одного сенатора.
Автономизм
[ редактировать ]Автономистское или сепаратистское направление появилось 15 марта 1898 года в «Валлонской душе» ( L'Âme wallonne ). В этом пропагандистском документе Валлонской лиги Льежа на первой странице был опубликован призыв в пользу административного разделения страны: «Давайте перейдём в наступление открыто и продолжим с сегодняшнего дня борьбу за сепаратистский режим, прежде чем он разденет нас и сократит еще больше». [ 13 ] По мнению активистов-автономистов, концепции автономии варьируются от федерализма до конфедерализма в рамках Бельгии, но есть также сепаратисты, продвигающие автономию в рамках Европы в случае «Европы регионов».
Независимость
[ редактировать ]Это течение внутри Валлонского движения является самым молодым. Оно зародилось во время Второй мировой войны в Валлонском демократическом и социалистическом объединении («Объединение демократических и социалистических валлонцев» – RDSW), группе, возникшей в основном из Льежа , которая возникла в конце 1942 года. Она объединила политиков и валлонских боевиков. Попытка RDSW создать уникальную левую партию не увенчалась успехом. Целью организации также было создание рабочей группы, в которой примут участие либерал Фернан Шреурс и социалист Фернан Деусс , по вопросу будущего статута Валлонии. Манифест независимости был написан в ноябре 1943 года, после ухода федералистов, в форме проекта конституции Валлонской республики. Его принцип основан на «формировании независимого Валлонского государства, подходящего для объединения с Фламандским государством и Брюссельским государством, но интегрированного в оборонительную систему Франции». [ 14 ]
Проект RDSW был представлен на конгрессе валлонской нации в 1945 году, но только во время «сентиментального голосования». [ 15 ] в котором он получил только 154 голоса из 1048 избирателей, или 14,6%. После съезда эта тенденция оставалась дискретной до шестидесятых годов. Во время всеобщей забастовки 1960–1961 годов появился ренардизм, независимое течение социалистической и синдикальной Валлонии, но его провал после этой забастовки вынуждает отказаться от этого синдикального предприятия, опираясь на создание федералистской лоббистской группы, Валлонского народного движения ( Движение) . Populaire Wallon – MPW).
В течение 1970-х и 1980-х годов было создано несколько партий с независимой программой, таких как Валлонское народное объединение ( Rassemblement populaire Wallon – RPW) и Фронт независимости Валлонии ( Front pour l'Indépendance de la Wallonie – FIW), но после электоральных провалов, особенно европейских выборов 17 июня 1984 года, они канули в лету. Именно раттахистское направление сегодня собирает наибольший энтузиазм среди валлонских боевиков, недовольных результатом институциональных реформ в пользу автономии Валлонии в составе Бельгии.
ратташизм
[ редактировать ]Rattachisme (буквально «присоединение») исторически была подгруппой Валлонского движения, которая выступает за отделение Валлонии и ее слияние с Францией.
Истоки этой идеи можно проследить до «реюнионизма», возникшего после Бельгийской революции, которого пропагандировал, Александр Гендебьен среди прочего, . Они считали, что только союз с Францией обеспечит независимость Бельгии от Нидерландов. Франция управляла всей страной во время французских революционных войн , и реюньонисты предполагали, что к Франции присоединится вся Бельгия, а не только Валлония.
Ратташизм вновь появился в двадцатом веке в Валлонском движении. Граф Альбер дю Буа и его «Катехизис Валлонии» , подтверждающий французскую идентичность Валлонии. Он участвовал в работе газеты Le Réveil Wallon , явно франкофил и ратташист. Это направление в настоящее время представляет партия «Объединение Валлония-Франция» .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ (на французском языке) См. определение Поля Дельфоржа в «Методологическом введении к Энциклопедии Валлонского движения» : «Все те, кто участвовал в политическом утверждении Валлонии, ощутимым образом, прямо или косвенно, считаются валлонскими активистами. как личность, посредством своих речей, своих сочинений, своих обязательств или своих функций. Валлонское движение само по себе определяется всеми организациями и группами, чья программа сосредоточена на политическом освобождении Валлонии; к этим ассоциациям добавляются политические партии, которые выдвигают это требование на избирательном поле и способствуют реализации целей ассоциаций и предшествовавших им активистов. Валлонское движение рассматривается в самых широких его составляющих: защитники федерализма, сепаратизма, воссоединения с Францией, той или иной формы децентрализации; защитники французского языка и цивилизации сливаются с защитниками Валлонии, которая считается единственной, способной восстановить свою экономику и сохранить свои свободы. »
- ^ «Немецкое меньшинство в Бельгии по большей части равнодушно к дебатам об автономии | DW | 28.01.2008» . Немецкая волна .
- ^ (на французском языке) Лоде Вильс, История бельгийских наций , Ed. 207.
- ^ Андерсон, Лиам (2013). Федеральные решения этнических проблем: учет разнообразия . Эксетерские исследования в области этнополитики. Рутледж. п. 29. ISBN 978-0-415-78161-9 .
- ^ Хосе Хаппар открыл доску-побратим с коммуной Веллерат с надписью «occupés par la Flandre» (оккупирована Фландрией) Commune de Vellerat - Les Fourons (на французском языке)
- ^ (на французском языке) «От Фурона до Мускрона, от Нивеля до Арлона» Маартен Ван Гиндерахтер, Песня Петуха , Гент, Acamedia Press, сб. «Тетради Яна Дондта, 3 года», 2005 г. ISBN 9038208308 , с. 50.
- ^ (на французском языке) Предложение о специальном указе о создании конституции Валлонии, поданное г-ном Жан-Клодом Ван Каувенберге и другими, 4 мая 2006 г., стр. 3 и 13. PDF
- ^ (на французском языке) « Фактически, Валлонское движение является первым и почти единственным, которое предостерегает общественное мнение от последствий Бенилюкса и требует, взамен или в дополнение, экономического и культурного сближения с Францией. […] Бенилюкс, описываемый как современная версия оранжизма, может служить определенной фламандской политике. По мнению Жоржа Дотреппа, члена правления «Свободной Валлонии», Бенилюкс, родившийся на английской земле и обращенный к Великобритании и Соединенным Штатам, поддерживает антифранцузскую англосаксонскую политику, от которой нет никакой пользы Валлонии, сестре Франции. » Мари-Поль Буви, заметка о Бенилюксе в онлайн -энциклопедии Валлонского движения (Энциклопедия Валлонского движения).
- ^ (на французском языке) « обличает подчинение валлонов фламандцам: они лишь пришли на смену голландцам, австрийцам и испанцам, оккупировавшим Валлонию. Французская душа валлонцев должна привести их к желанию вернуться к «делу девяносто третьего» [1793 г., вторжение французов в бельгийские провинции] и разрушению международных соглашений 1814 и 1830 гг. диссертация в «Катехизисе Валлонии», широко распространенном в том же 1903 году ». Эрве Аскен, Словарь истории Бельгии, изд. Хатиер, 1998 г.
- ^ (на французском языке) « Валлонское движение не является и не может быть, как фламандское движение, причиной разделения рабочего класса. Наоборот, каждый раз, когда дело касается только их классовых интересов, рабочие, все рабочие должны объединиться ». Валлонская оборона, № 1, январь 1914 г.
- ^ (на французском языке) « Нас заставили поверить в социалистический прорыв во Фландрии. Просто посмотрите на цифры. Для меня бой остается неизменным, но я выбираю лучшую местность и лучшее оружие. На данный момент лучшая местность и лучшее оружие находятся в Валлонии, лучший путь лежит через защиту интересов Валлонии. Я социалист и валлонец одновременно, и я поддерживаю валлонские тезисы, потому что они социалистические. » Робер Моро, Борьба Союза и совесть Валлонии , Шарлеруа, Льеж, Брюссель, 1984, с. 119
- ^ (на французском языке) « Валлонское движение не противоречит интернационализму. Напротив, создавая новую, свободную и независимую нацию, она способствует установлению прочного взаимопонимания между нациями, что по определению является интернационализмом » Валлонская оборона, № 1, январь 1914 г.
- ^ (на французском языке) «Давайте открыто перейдём в наступление и продолжим сегодня добиваться сепаратистского режима, прежде чем нас разденут и сократят ещё больше». Фред Джорис, Шаги Валлонского движения . 1995 год
- ^ (на французском языке) «формирование независимого Валлонского государства, которое, вероятно, будет ассоциироваться с фламандским государством и Брюссельским государством, но будет интегрировано в оборонительную систему Франции» Поль Дельфорж, « Заметка о валлонском независимости ».
- ^ Организуются первое «сентиментальное» голосование, где боевики голосуют сердцем, и второе «разумное». Сначала воссоединение Валлонии и Франции победило с относительным большинством в 456 голосов из 1048 избирателей, или 46,4%. Во втором – единогласие минус два голоса – за автономию Валлонии в составе Бельгии.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]Французский
[ редактировать ]- Энциклопедия валлонского движения , Институт Жюля Дестре, Шарлеруа, 2000 г.
- Филипп Дестате, Валлонская идентичность , Институт Жюля Дестре, колл. Наша история, Шарлеруа, 1997 г.
- Шанталь Кестелут, Валлонское движение и национальная идентичность , Courrier Hebdomadaire du CRISP, № 1392, 1993.
- Шанталь Кестелут, Последние тенденции в историографии валлонского движения (1981–1995) , Revue Belge d'Histoire Contemporaine, XXV, 1994–1995, 3–4, стр. 539–568. PDF
Голландский
[ редактировать ]- Маартен Ван Гиндерахтер, Крик петуха , Cahiers Jan Dhondt 3, Acamedia Press, Gand, 2005 , PDF