Рома (персонификация)
В древнеримской религии Рома была женским божеством город , олицетворявшим Рим и , шире, римское государство. [1] Она была создана и продвинута для представления и пропаганды определенных представлений Рима о самом себе, а также для оправдания его правления. Ее изображали на монетах, скульптурах, архитектурных объектах, а также на официальных играх и фестивалях. Изображения Ромы имели общие элементы с другими богинями, такими как римская Минерва , ее греческий эквивалент Афина и различные проявления греческой Тихе , защищавшей греческие города-государства; среди них Рома занимает доминирующее положение, располагая грудой оружия, символизирующего ее завоевания, и обещая защиту послушным. Ее «амазонская» иконография показывает ее «мужественную добродетель» ( virtus ) как свирепую мать расы воинов, скорее дополняющую, чем заменяющую местных богинь. На некоторых монетах эпохи Римской империи она изображена как безмятежная советница, партнерша и защитница правящих императоров. В Риме император Адриан гигантский храм построил и посвятил ей как Roma Aeterna («Вечный Рим») и Венере Феликсу («Венера, приносящая удачу»), подчеркнув священный, универсальный и вечный характер империи. . [2]
Официальный культ цыган служил распространению пропагандистского послания Императорского Рима. В римском искусстве и чеканке ее обычно изображают в военной форме, со шлемом и оружием. В восточных провинциях Рима ее часто изображали с фресковой короной или рогом изобилия , или с тем и другим. [3] Ее образ редко встречается в обыденном или домашнем контексте. [4] Рома, вероятно, пользовался благосклонностью высокопоставленных имперских представителей Рима за границей, а не римского населения в целом. Ее изображали на серебряных чашах, арках и скульптурах, в том числе на основании колонны Антонина Пия . Она дожила до христианского периода как олицетворение римского государства. Ее изображение сидящей со щитом и копьем позже повлияло на изображение Британии , олицетворения Британии.
Республиканская эпоха
[ редактировать ]Айдентика и иконография
[ редактировать ]Фигуру в шлеме на римских монетах 280–276 и 265–242 гг. До н.э. иногда интерпретируют как цыгана, но идентификация является спорной. [5] На других ранних римских монетах изображен воинственный тип « амазонок », возможно, цыган, но, по мнению Меллора, скорее гений, чем деа (богиня). Во время конца Второй Пунической войны и Пирровой войны Рим выпускал монеты с изображением головы фригийского шлема ; на некоторых стоит штамп «Рома» . В более поздних выпусках монет Рома носит разновидности аттического шлема , стандартного образца для офицеров римской армии. В тех случаях, когда четкие легенды на монетах отсутствуют, идентификация остается нерешенной. Другие женщины-члены официального пантеона Рима также носили шлемы, в том числе Беллона и Минерва , причем последняя эквивалентна греческой Афине , которая, как полагают некоторые ученые, является оригиналом Ромы. [6]
Самая ранняя, более или менее однозначная монета, идентифицирующая рома, - это серебряный статер ок. 275 г. до н. э., выпущенный этническими греческими союзниками Рима в Локрах на итальянском полуострове. На нем изображена восседающая на троне женщина со щитом и другим боевым снаряжением, явно обозначенная как цыганка. Другая женщина, названная Пистис (греческий эквивалент римского Fides , или «добросовестная»), стоит перед Ромой с короной из листьев, поднятой над ее головой. На римском денарии 114/115 изображены Рома с Ромулом , Ремом и волчицей , мифологическим зверем, который вскормил их и вскормил своим молоком; Изображение на монете подразумевает, что цыгане защищали и питали Рим с самого его основания. Ее «амазонская» внешность напоминает свирепых, варварских, гологрудых амазонок, которые сражались в Троянской войне бок о бок с троянцами, предполагаемыми предками римлян. В эпоху поздней республиканской и ранней Империи римская литература представляет Рому как одну из нескольких «Великих матерей» римского народа, в число которых входили Венера и Кибела . [4] Энний олицетворял «римское отечество» как Рома: для Цицерона она была «римским государством», но ни то, ни другое не является dea Roma. [7] Хотя ее римское происхождение возможно (возможно, просто ее имя и идеи, которые оно вызывало, согласно Меллору), она предстает как греческое божество, чья основная иконография и характер уже были установлены в Италии, Великой Греции и Риме. [4]
Самые ранние культы
[ редактировать ]Самый ранний определенный культ деа Рома был установлен в Смирне в 195 г. до н. э., вероятно, в ознаменование успешного союза Рима против Антиоха III . [8] Меллор предложила свой культ как форму религиозно-политической дипломатии, которая приспособила традиционные греко-восточные божественные монархические почести к республиканским нравам: божественные почести божественному олицетворению римского государства признавали авторитет его учреждений, республики и города, но не вытеснить местный, греческий культ отдельным римским благотворителям. [а]
Демократические города-государства, такие как Афины и Родос, воспринимали цыган как аналог своих традиционных культовых олицетворений демоса ( обычных людей). В 189 г. до н.э. Дельфы и Ликия учредили фестивали в ее честь. Рома как «божественный покровитель» легкой атлетики и панэллинской культуры, кажется, аккуратно вписалась в устоявшуюся и восторженную фестивальную сеть, а храмы в ее честь превосходили числом ее гражданские статуи и посвящения. [9] В 133 г. до н.э. Аттал III завещал жителей и территории Пергама Риму как надежному союзнику и защитнику. Завещание Пергамы стало новой римской провинцией Азии , и культ цыган быстро распространился в ней. [10]
В отличие от ее предполагаемого « амазонского » римского оригинала, греческие монеты уменьшают свирепость ее образа и изображают ее в «достойном и довольно суровом стиле» греческой богини, часто носящей фресковую корону , а иногда и фригийский шлем . Иногда она носит непокрытую голову. [2] В этот и более поздние периоды ее часто связывали с Зевсом (как хранителем клятв) и Фидес (олицетворением взаимного доверия). [б] Ее восточный культ призывал к союзу и защите Рима. Сохранился панегирик ей в пяти сапфических строфах , приписываемый греческому поэту Мелинно , который утверждает, что она дочь Ареса , и прославляет ее яростную преданность своим потомкам и протеже. [11]
Славься, Рома, дочь Ареса, златопоясная воинственная царица, ты, чей земной дом - Олимп, вечно несокрушимый. Древняя Судьба даровала тебе одному несломленную славу королевского повеления, чтобы сила правления была в твоих руках. Под твоим крепким ярмом запряжены сундуки земли и серого моря. Вы безопасно управляете городами людей. И хотя могучее время сокрушает все сущее и преобразовывает жизнь во множество различных форм, только для тебя одного ветер, дующий к крайним пределам силы, не сдвигается. Ибо действительно, у вас есть самые сильные великие воины из всех, точно так же, как обильный урожай, принесенный с полей Деметры. [12]
В то время ее культ в республиканском Риме и его восточных колониях практически не существовал. [13] В ее «амазонском» типе ее обычно единственная обнаженная грудь означает ту же смелость и яростно материнские, заботливые добродетели. [4] В эллинистической религиозной традиции богам служили жрецы, а богиням — жрицы, но цыганское жречество было мужским, возможно, в знак признания мужественности военной мощи Рима. Жречество цыганского культа соревновалось среди самых высокопоставленных местных элит. [с]
Имперская эпоха
[ редактировать ]Убийство привело Юлия Цезаря к его апофеозу и культу как государственного божества в Риме и ее восточных колониях . Приемный наследник Цезаря Август положил конец гражданской войне в Риме и стал принцепсом («ведущим человеком») республики, а в 30/29 г. до н.э. койна Азии и Вифинии запросила разрешения почитать его как живого божества . Республиканские ценности презирали монархию и презирали эллинские почести (Цезарь роковым образом ухаживал за обоими), но прямой отказ мог оскорбить лояльных провинциалов и союзников. Была выработана осторожная формула: неримляне могли предлагать ему культ как божества только совместно с dea Roma. [15] Рома играла императорскую роль супруги императора и матери всего римского народа. В греческих городах-государствах ее иконография слилась бы с иконографией местного Тихе ; обычно это включало в себя настенную корону и рог изобилия . Сидящая поза Ромы, встречающаяся более чем в половине известных изображений, также использовалась для Афины , эллинского эквивалента римской Минервы . Как и Афина, Рома олицетворяет «мужественные» женские добродетели, олицетворение империи, построенной на завоеваниях. [4] С этого момента Рома все чаще принимала атрибуты Императорской или божественной супруги Императорского божества , но на некоторых типах греческих монет она изображена как сидящая или восседающая на троне власть, а Императорская божественная личность стоит прямо, как будто ее проситель или слуга. [13] [16]
В западной части Империи основание императорского культового центра в Лугдунуме представило римские модели провинциальных и муниципальных собраний и правительства, романизированный образ жизни и возможность для местной элиты воспользоваться преимуществами римского гражданства путем избрания в члены имперского культа. священство. Его ара (алтарь) был посвящен Роме и Августу. [д] После этого присутствие цыган хорошо подтверждается надписями и чеканкой монет во всех западных провинциях. Литературные источники мало что говорят о ней, но это может отражать ее повсеместное распространение, а не пренебрежение: в эпоху раннего Августа, как и в Греции, ее, возможно, почитали выше ее ныне живущей императорской супруги. [и] [ф] [г]
В провинциальной Африке известен один храм Ромы и Августа в Лептис Магне и еще один в Мактаре . На итальянском полуострове уже проверено шесть таких объектов: в Лациуме построено два, один из них финансируется из частных источников. Во время правления Тиберия в Остии был построен величественный муниципальный храм Ромы и Августа. [19]
В самом городе Риме самый ранний известный государственный культ деа Рома сочетался с культом Венеры в Адриановском храме Венеры и Ромы . Это был самый большой храм в городе, вероятно, посвященный открытию реформированного фестиваля Парилия , который впоследствии стал известен как Ромея в честь восточного праздника в честь цыган. В храме находилось сидящее, полностью задрапированное, эллинизированное и очень влиятельное изображение деа Ромы - Палладий в ее правой руке символизировал вечность Рима. [20] [2] В Риме это было новым достижением. Греческие интерпретации Ромы как достойного божества превратили ее из символа военного господства в символ имперской защиты и авторитета .
O: драпированный в кирасе бюст с лучистой короной. | Р: Рома сидит слева на щите , держит Победу и скипетр. ВЕЧНЫЙ РИМ |
серебряный антониниан, отчеканенный Филиппом Араном в Риме , 247 г. н.э.; ссылка: РИК 44б. |
После поражения Клодия Альбина и его союзников от Септимия Севера при Лугдунуме Рома была перенесена из культа Лугдунума в храм, где вместе с Августами она была включена в новую формулировку императорского культа. Фишвик интерпретирует реформированные обряды в Лугдунуме как те, которые предлагались любому отцу семейства . его рабами [21] Неизвестно, как долго длилась эта фаза, но, похоже, это было уникальное событие.В более позднюю, еще более бурную эпоху, на обычной монете типа Проба изображен в сияющей солнечной короне Доминанта он : на реверсе изображен римский Храм Венеры и деа Рома. В то время как изображение Проба демонстрирует его монархический Империум, Рома демонстрирует свои претензии на восстановление римских традиций и имперского единства. [22]
В искусстве, ремесле и литературе императорской эпохи
[ редактировать ]Лукана В стихотворении «Фарсалия » цыганка изображена как сильная женщина, олицетворяющая римские ценности. Поэма рассказывает о гражданской войне между Юлием Цезарем и силами римского сената во главе с Помпеем Великим . Цезарь, отвергнув Рим и ее ценности, оказывается в Египте с любовницей ( Клеопатрой ), направив свою судьбу на путь возможного самоуничтожения. [23] Поэт отождествляет Рому ( res publica ) с идеализированной римской матроной. Человек, отвергающий одно из них, не может быть по-настоящему римлянином. [23]
Рома представлена в качестве главного героя на серебряном кубке Боскореале . Она стоит в шлеме, готовая к войне, бдительная, но мирная. Ее нога опирается на «кучу оружия»; трофеи прошлого конфликта. Она разговаривает с молодым стоящим мужчиной, которого обычно называют гением римского народа, который, кажется, ждет возможности поговорить с сидящим императором (вероятно, Августом ). [24] В «Джемма Августея» скульптуре Диоскурида Рома сидит рядом с Августом в военной одежде. [25]
На арке Тита (I век н. э.), арке Септимия Севера и арке Константина Рома сопровождает императора в его колеснице в качестве его эскорта.
Фигуры цыган редки в домашнем контексте, по всей Империи, а в провинциях они могли быть связаны с римскими жителями. В Коринфе статуэтка Ромы была найдена вместе со статуэтками других божеств в домашнем святилище в Панайя Домус, предположительно датируемом II или III веком нашей эры. Божества были меньше, чем в натуральную величину, но все они были хорошо изготовлены, и на большинстве из них были следы позолоты: фигура цыгана сидит на стуле без спинки и носит боевой шлем с тройным гребнем и баску. У нее открыта одна грудь, и она носит ажурные сапоги до щиколотки, напоминающие воинственный тип «драпированной амазонки». Стерлинг предполагает официальную связь между владельцами этой цыганской фигуры и близлежащим Коринфским храмом 1. [26] [27]
В Новом Завете
[ редактировать ]В Книге Откровения письмо церкви в Пергаме (2:12–17) предостерегает против участия христиан в употреблении в пищу идоложертвенной пищи, что потенциально является отсылкой к римскому имперскому культу , который был популярен в Пергаме в ту эпоху и поклонялся обожествлял Августа и богиню Рому. [28] Позже в книге представлен злодейский персонаж по имени Вавилонская блудница , который обычно считается отсылкой к Риму, доминирующей державе той эпохи, и, возможно, является откровенной карикатурой на цыган: [29]
Женщина была одета в пурпур и багряницу, украшена золотом, драгоценностями и жемчугом, держа в руке золотую чашу, полную мерзостей и нечистоты блуда своего; и на челе ее было написано имя, тайна: «Вавилон великий, мать блудниц и мерзостей земных». И я увидел, что женщина была пьяна от крови святых и крови свидетелей Иисуса. (...) Женщина, которую ты видел, — это великий город, властвующий над царями земными.
— Откровение 17:4–6; 18 (НРСВ) [30]
Кроме того, Вавилонская блудница описывается как верхом на звере с семью головами, и в книге говорится, что «семь голов — это семь гор, на которых сидит женщина», обычно понимаемых как семь холмов Рима . [31] [32] [33] Изображение Деа Ромы на сестерции императора Веспасиана изображает ее лежащей на семи холмах Рима в различных доспехах; в такой интерпретации читатели Книги Откровения, знакомые с иконографией римских монет, поняли бы, о ком идет речь. [34] Вместо изображения Ромы в римском искусстве как элегантной и царственной женщины, украшенной драгоценностями и укрощающей дикое животное во время завоевания, автор Откровения видит Рому как развращенную и злую силу, «опьяненную кровью». [29]
Хотя большинство ученых признают, что Вавилон — это шифр Рима, они также говорят, что Вавилон представляет собой нечто большее, чем просто римский город первого века. Крейг Кестер пишет, что «шлюха — это Рим, но больше, чем Рим». [35] Это «римский имперский мир, который, в свою очередь, представляет собой мир, отчужденный от Бога». [35]
Новое время
[ редактировать ]Алтарь , Отечества в — самая известная часть Алтаря Родины Риме с которой его часто отождествляют. [36] Наверху входной лестницы он был спроектирован брешианским скульптором Анджело Занелли , выигравшим конкурс, специально проведенный в 1906 году. [37] [36] Он образован из Могилы Неизвестного солдата обращенной к внешней стороне здания стороны (другая сторона, обращенная внутрь Витториано, находится в склепе), из часовни статуи Ромы (которая находится ровно над могила Неизвестного солдата) и два вертикальных мраморных рельефа , спускающиеся по краям эдикулы со статуей богини Рима и идущие вниз по бокам к могиле Неизвестного солдата. [37]
Статуя Ромы, присутствующая в Витториано, нарушила модный до XIX века обычай, согласно которому изображение этого предмета имело исключительно воинственные черты. работе решил дополнительно охарактеризовать статую, также указав ссылку на Афину , греческую богиню мудрости Анджело Занелли в своей и искусств, а также войны. [38] Великая статуя божества выступает на золотом фоне. [36] Присутствие богини Ромы в Витториано подчеркивает непреклонное желание патриотов Объединения Италии сделать Рим столицей Италии, что, по общему мнению, является важной концепцией из истории полуострова и островов Италии. культура . [39] [40]
Наследие
[ редактировать ]Рональд Меллор написал во введении к своей работе о цыганах, суммируя ее влияние, что «как олицетворение, как богиня или как символ, имя Рома простирается от классической Греции до Муссолини фашистской пропаганды ... Рома рассматривалась как богиня, шлюха, почти святая, и как символ самой цивилизации Она остается старейшим постоянным политико-религиозным символом в западной цивилизации». [41]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Генерал-эллинофил Фламинин удостоился божественных почестей вместе с цыганами за свои военные достижения от имени греческих союзников: Плутарх, Фламинин , 16 лет (Билл Тайер, Чикагский университет, доступ 24 декабря 2022 г.), приводит конечные строки того, что он описывает. как длинный халкидийский гимн Зевсу , Роме и Фламинину.
- ^ Римский культ Фидес был установлен в Поздней республике: Цицерон, De Natura Deorum , 2. 61.
- ↑ На Востоке, как и позже на провинциальном Западе, вероятно, избирались цыганские священники. [14]
- ^ Культовый алтарь был открыт в 10 или 12 г. до н.э.: Фишвик считает 12 г. до н.э. одновременно практичной и особенно благоприятной датой для Августа.
- ↑ Императоры не обожествлялись до самой смерти. Фишвик видит сохранение эллинского старшинства цыган как dea Августа (над божеством ) в западном имперском культе.
- ↑ Меллор считает цыган важным компаньоном Августа, а затем и императорского дивина, основываясь на предположении, что имперский культ является не столько послушанием, сколько романо-эллинской структурой сотрудничества и аккультурации: императоры принципата утверждали, что представляют и поддерживают « сенат и народ Рима », а не доминировать над ними. [17]
- ^ Священники комплекса Лугдунум были известны под греческим титулом sacerdos . Большинство других были фламенами , которые, вопреки римской традиции, служили множеству божеств. Как правило, женщинам-почитателям императорского культа (таким как живая или умершая и обожествленная Императрица и государственные богини) обслуживалась жрица. Некоторые из них были женами культового священника, но большинство, возможно, были избраны самостоятельно. Одна жрица довольно смущенно flamina sive sacerdos – западные имперские культы демонстрируют удивительно либеральные интерпретации культа и жречества: некоторые из них кажутся уникальными. Однако, за одним возможным исключением (в Тулузе), деа Роме служили священники, как и в ее эллинском культе. [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Меллор 1991, 956.
- ^ Перейти обратно: а б с Меллор 1991, стр. 960–964.
- ^ Меллор 1991, стр. 60-63.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джойс, Лилиан (2014). «Рома и добродетельная грудь». Мемуары Американской академии в Риме . 59/60: 1–49. JSTOR 44981971 .
- ^ «Sear Roman Coins & их ценности (RCV 2000 Edition) # 25» , Wildwinds (по состоянию на 22 июня 2009 г.): но более осторожный подход к ранним фигурам в шлемах см. Mellor 1991, стр. 974–75: были и другие возможные личности. предполагаются, такие как Диана или троянский пленник Рома, который может быть мифопоэтическим олицетворением греческого ρώμη rhome (сила). (О Роуме см. Хард Р., Роуз Х.Дж., Справочник Рутледжа по греческой мифологии , 2003, стр. 586.
- ^ Бернетт, Эндрю (1986). «Иконография типов римских монет третьего века до нашей эры». Нумизматическая хроника . 146 (146): 67–75. JSTOR 42667455 .
- ^ Меллор 1991, стр. 963; 1004–05.
- ^ Тацит, Анналы , 4.56.
- ^ Меллор 1991, с. 967.
- ^ Меллор 1991, стр. 958–959.
- ^ Английская и греческая версии в Пауэлле, Антоне, Греческий мир , Routledge, 1997, стр. 369.
- ^ Мелинно, Гимн Риму, цитируется в Stobaeus, Anthology 3.7.12.
- ^ Перейти обратно: а б Меллор 1991, с. 972.
- ^ Меллор 1991, стр. 965–966.
- ^ Краткое изложение современных точек зрения на религиозную искренность культа Правителя см. в Харланде, Пенсильвания, «Введение», Имперские культы в местной культурной жизни: ассоциации в римской Азии , 2003. Первоначально опубликовано в Бюллетене древней истории / Zeitschrift für Alte Geschichte 17 ( 2003): 85–107. Доступно онлайн: «Имперские культы в местной культурной жизни: ассоциации в римской Азии (Филип А. Харланд)» . Архивировано из оригинала 30 мая 2009 г. Проверено 2 мая 2009 г.
- ^ Андо, Клиффорд , Имперская идеология и лояльность провинций в Римской империи , иллюстрировано, University of California Press, 2000. ISBN 0-520-22067-6 стр. 45
- ^ Меллор 1991, стр. 990–993.
- ^ Фишвик том. 1, 1, 101 и том. 3, 1, 12–13, и Меллор 1991, стр. 998–1002.
- ^ Лучше 1991, 1002–03.
- ^ Бирд и др. 1998, стр. 257–259.
- ^ Фишвик, Том. 3, 1, 199.
- ^ Примеры типов монет Пробуса показаны на веб-сайте Дуга Смита. Архивировано 24 декабря 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Мулхерн, Э.В. (2017). «Рим(на)Матрона». Классический журнал . 112 (4): 432–459. дои : 10.5184/classicalj.112.4.0432 . JSTOR 10.5184/classicalj.112.4.0432 . S2CID 165100052 .
- ^ Каттнер, Энн Л., Династия и империя в эпоху Августа: Дело о кубках Боскореале . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1995–1995 гг .
- ^ Галинский, Карл (1996). Культура Августа: интерпретативное введение . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета . п. 120.
- ^ Шарп, Хизер Ф. (2014). «Бронзовые статуэтки с Афинской Агоры: свидетельства домашних культов в Римской Греции». Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах . 83 (1): 143–187. дои : 10.2972/гесперия.83.1.0143 . JSTOR 10.2972/hesperia.83.1.0143 . S2CID 55944091 .
- ^ Стирлинг, Леа М. (2008). «Языческие статуэтки в позднеантичном Коринфе: скульптура из Панайя Домус». Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах . 77 (1): 89–161. дои : 10.2972/hesp.77.1.89 . JSTOR 25068051 . S2CID 192223610 .
- ^ Нэнси МакДарби, Библейский справочник Колледжвилля , стр. 344
- ^ Перейти обратно: а б Эрман, Барт (2023). Армагеддон: что на самом деле говорит Библия о конце . Саймон и Шустер. п. 150–151. ISBN 978-1-9821-4801-0 .
- ^ Откровение 17
- ^ Дэвис, Калифорния (2000). Откровение. Комментарий College Press NIV (322). Джоплин, Миссури: Паб College Press.
- ^ Бирд и др. 1998, стр. 283
- ^ Дэвид М. Роудс, От каждого народа и нации: Книга Откровения в межкультурной перспективе , 174 и далее.
- ^ Ларри Джозеф Крейцер, Евангельские образы в художественной литературе и кино: об изменении герменевтического потока , Bloomsbury, 2002, стр. 62.
- ^ Перейти обратно: а б Кестер, Крейг Р. (2014). "Откровение". Якорная Йельская Библия 38А . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. стр. 506, 684.
- ^ Перейти обратно: а б с Тобиас, Бруно (2011). Алтарь Отечества (2-е изд.). Болонья: Мельница. ISBN 978-8-81523-341-7 . OCLC 742504798 .
- ^ Перейти обратно: а б «L'Altare della Patria» (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 1 января 2018 года . Проверено 1 января 2018 г.
- ^ Роберто Кварта, Масонский Рим , Edizioni Mediterranee, 2009, ISBN 978-88-272-2498-4 .
- ^ «Министерство обороны – Иль Витториано» . www.difesa.it (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 14 ноября 2018 г.
- ^ Джон Агнью, Невозможная столица: монументальный Рим при либеральных и фашистских режимах , 1870–1943, Уайли Блэквелл, 2005 г.
- ^ Меллор 1991, с. 952.
Библиография
[ редактировать ]- Борода, Мэри ; Прайс, Саймон ; Норт, Джон А. (1998). Религии Рима: Том 1 · История . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-31682-0 .
- Фишвик, Дункан. Имперский культ на Латинском Западе: исследования культа правителя западных провинций Римской империи. Брилл, 1987–2005 гг.
- Меллор, Рональд Дж. (1991) [1981]. «Богиня Рома». В Хаазе, Вольфганг; Темпорини, Хильдегард (ред.). Взлет и падение римского мира . де Грюйтер. стр. 950–1030. ISBN 3-11-010389-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Деа Рома, на Викискладе?