Рома (персонификация)

В древне римской религии Рома была женским божеством , которая олицетворяла город Рим и, в более широком смысле, римское государство. [ 1 ] Она была создана и повышена, чтобы представлять и распространять некоторые идеи Рима о себе и оправдать его правило. Она была изображена на монетах, скульптурах, архитектурном дизайне, на официальных играх и фестивалях. У изображений Ромы были элементы общего с другими богинями, такими как Минерва Рима , ее греческая эквивалентная Афина и различные проявления греческого тише , который защищал греческие городские государства; Среди них Рома стоит доминирующим, над сложенным оружием, которое представляет ее завоевания, и многообещающую защиту для послушного. Ее «амазонская» иконография показывает ее «мужественную добродетель» ( виртус ) как жестокую мать гонки воина, а не заменяя местных богинь. На какой -то монете римской имперской эпохи она проявляется в качестве безмятежного советника, партнера и защитника правящих императоров. В Риме Император Адриан гигантский храм построил и посвятил ей как Рома Этерна («Вечный Рим») и Венеру Феликс («Венера, принесение удачи»), подчеркивая священную, универсальную и вечную природу Империи Полем [ 2 ]
Официальный культ Ромы послужил продвижению пропагандистского послания имперского Рима. В римском искусстве и монетах она обычно изображается в военной форме, с шлемом и оружием. В восточных провинциях Рима ее часто показывали с короной фрески или рогнукопии или обоими. [ 3 ] Ее образ редко встречается в обычном или домашнем контексте. [ 4 ] Рома, вероятно, был одобрен оказанием Рима в Имперском статусе за рубежом, а не римским населением в целом. Она была изображена на серебряных чашках, арках и скульптурах, включая основание колонны Антонина Пия . Она выжила в христианский период как олицетворение римского государства. Ее изображение, сидящее с щитом и копье, позже повлияло на изображение Британии , олицетворения Британии.
Республиканец был
[ редактировать ]Идентичность и иконография
[ редактировать ]
Фигура с шлемом на римских монетах 280–276 и 265–242 г. до н.э. иногда интерпретируется как цыгана, но идентификация оспаривается. [ 5 ] Другая ранняя римская монета показывает воинственный тип « Амазонки », возможно, цыгане, но, по мнению Меллора, скорее, гений, чем DEA (богиня). Во время поздней второй Пунической войны и пиррической войны Рим выпустил монеты с фригианской головой в шлеме; Некоторые из них штампованные рома . В последующих проблемах с монетами Рома носит разновидности шлема чердака , стандартную схему для офицеров римской армии. В тех случаях, когда прозрачные легенды монеты отсутствуют, идентификация была неразрешена. Другие женщины -члены официального пантеона Рима были также шлемами, в том числе Беллона , и Минерва , последняя, была эквивалентна греческой Афине , которая, по мнению некоторых ученых, является оригиналом Рома. [ 6 ]
Самая ранняя, более или менее однозначная идентификация монетов рома-это серебряный устой в c. 275 г. до н.э., выпущенные этнически греческими союзниками Рима в Локри , на итальянском полуострове. На нем изображено возглавленная женщина со щитом и другим военным имером, четко обозначенной как цыгане. Другая женщина, помеченная как Pistis (греческий эквивалент римского Фида , или «добросовестность»), стоит перед цапкой с короной листьев, поднятой над ее головой. Римский денарий 114/115 показывает Рома с Ромулусом , Ремусом и ее-волком , мифологическим зверем, который их воспитывал, и питала их своим молоком; Образ монеты подразумевает, что Рома защитила и питает Рим с самого своего основания. Ее «амазонское» появление напоминает о жестоких, варварских амазонках с обнаженной грудью, которые сражались в троянской войне вместе с троянцами, предполагаемыми предками римлян. В поздней республиканской и ранней имперской эпохе римская литература представляет Рому как одну из нескольких «великих матерей» римского народа, которые включали Венеру и Кибеле . [ 4 ] Энниус олицетворяла «римскую отеческую страну» как Рому: для Цицерона она была «римским государством», но ни один из них не является Dea Roma. [ 7 ] Хотя ее римское происхождение возможно - возможно, просто ее имя и идеи, которые оно вызывало, по словам Меллора - она появляется как греческое божество, чья важная иконография и характер уже были установлены в Италии, Магне Греции и Риме. [ 4 ]
Самые ранние культы
[ редактировать ]
самый ранний культ DEA Roma г. до н.э., вероятно, был создан В 195 , вероятно, чтобы отметить успешный альянс Рима против Antiochus III . [ 8 ] Меллор предложила свой культ в качестве формы религиозно-политической дипломатии, которая скорректировала традиционные божественные монархические награды Греко-Восточной Вытесните местный греческий культ к отдельным римским благотворителям. [ А ]
Демократические городские государства, такие как Афины и Родс, приняли Рому как аналогичную их традиционным культовым отводам демо ( обычные люди). В 189 г. до н.э. Дельфи и Лисия провели фестивали в ее честь. Рома, как «божественный спонсор» легкой атлетики и пан-эллееничной культуры, похоже, аккуратно перебился в устоявшуюся и восторженную фестивальную трассу, и храмы для нее были по численности ее гражданскими статуями и посвящениями. [ 9 ] В 133 году до нашей эры Атталус III завещал народ и территории Пергамона в Рим, как доверенный союзник и защитника. Пергаменс завещание стало новой римской провинцией Азии , и культ Рома быстро распространился в нем. [ 10 ]
В отличие от ее предполагаемого « амазонского » римского оригинала, греческая монета снижает свирепость ее образа и изображает ее в «достойном и довольно суровом стиле» греческой богини, часто носящей корону росписи , или иногда в фригианском шлеме . Она иногда обнажена. [ 2 ] В этот и более поздние периоды она часто ассоциировалась с Зевсом (как опекун присяг) и Фид (олицетворение взаимного доверия). [ B ] Ее восточный культ обратился к альянсу и защите Рима. Панегирик ее выживает, в пяти сапфических строфах, приписываемых греческому поэту Мелинно , который утверждает, что она является дочерью Ареса и празднует свою жесткую приверженность своему потомству и протеже. [ 11 ]
Град, Рома, дочь Ареса, воинственная королева, похожая на золотисто-жаль, вы, земной дом, олимп, вечно незащищенный. Древняя судьба дала вам в одиночку непрерывную славу королевского командования, так что сила правила в ваших руках. Под вашим сильным делом иго, сундуки земли и серое море завязаны. Вы безопасно управляете городами людей. И хотя могущественное время преодолевает все вещи и превращает жизнь во множество разных форм, для вас один ветер, который дует до самых пределов силы, не меняется. Ибо действительно вы несете самых сильных великих воинов из всех, как и обильный урожай, уступивший полями Деметера. [ 12 ]
В это время ее культ в Республиканском Риме и его восточной колонинии практически не существовал. [ 13 ] В ее «амазонской» ее типе ее обычно единственная голая грудь означает ту же смелость и яростно материнскую, заботливые добродетели. [ 4 ] В эллинистических религиозных традициях священники и богинь священы священники и богинь, но священство Ромы было мужчиной, возможно, в признании мужественности военной власти Рима. Священство культа цыган участвовало среди самых высоких местных элитов. [ C ]
Императорская эра
[ редактировать ]
Убийство в Риме и ее Юлия Цезаря привело к его апофеозу и культу как государственные дивиса восточных колониях . наследник Цезаря Август закончил гражданскую войну Рима и стал Princeps («ведущий человек») из Республики, а в 30/29 г. н.э. до Принятый Республиканские ценности удерживали монархию в презрении и презирали эллинские награды - Цезарь смертельно ухаживал за обоими - но откровенный отказ мог обидеть лояльных провинций и союзников. Была составлена осторожная формула: не-романы могли предложить ему культ как дивиса, совместно с DEA Roma. [ 15 ] Рома играла имперскую роль в качестве супруга для императора и матери всего римского народа. В греческих городских государствах ее иконография объединилась бы с рыжением местного тише ; Это обычно включало в себя корону росписи и рогнукопию . Сидящая поза Ромы, наблюдаемая в более чем половине известных изображений, также использовалась для Афины , эллинского эквивалента римской Минервы . Как и Афина, Рома представляет «мужественные» женские добродетели, олицетворение империи, построенной на завоевании. [ 4 ] С этого момента Рома все чаще принимала атрибуты имперского или божественного супруга в имперских дивисах , но некоторые греческие типы монет показывают ее как сидячую или возвышенную авторитет, а имперские дивиса, стоящие в возрасте, как будто ее проклятие или слуга. [ 13 ] [ 16 ]
В западной части Империи, основам имперского культового центра в Лугдунуме внедрил римские модели для провинциальных и муниципальных собраний и правительства, римско -образа жизни и возможности для местных элитов пользоваться преимуществами римского гражданства через выборы в имперский культ священство. Его Ара (алтарь) была посвящена Роме и Августа. [ D ] После этого присутствие Ромы хорошо засвидетельствовано надписями и чеканками в западных провинциях. Литературные источники мало что могут сказать о ней, но это может отражать ее повсеместное распространение, а не пренебрежение: в эпоху в начале августа, как и в Греции, она, возможно, была удостоена чести выше своего живого имперского супруга. [ E ] [ f ] [ G ]
В провинциальной Африке один храм к Роме и Августу известен в Лептис Магне , а другой - в Мактаре . На итальянском полуострове шесть были доказаны - Latium построил два, один из них финансируется в частном порядке. Во время правления Тиберия Остия построила великий муниципальный храм для Рома и Августа. [ 19 ]
В самом городе Рима самый ранний известный государственный культ DEA Roma был сочетается с культом в Венеру в Адрианском храме Венеры и Рома . Это был самый большой храм в городе, вероятно, посвященный открытию реформатского фестиваля Парилии , который после этого был известен как Рома после Восточного фестиваля в честь Рома. В храме содержался сидящий, полностью драпированный, эллинизированный и очень влиятельный образ Dea roma - палладий в правой руке, символизировавшую вечность Рима. [ 20 ] [ 2 ] В Риме это было новое осознание. Греческие интерпретации цыган как достойного божества превратили ее из символа военного господства в имперскую защиту и гравитов .
![]() | |
O: драпированный и провальный бюст с излученной короной | R: Рома сидит налево на щите , держа победу и скипетр
Рим |
Серебряный Антониниан , пораженный Филиппом Арабским в Риме , 247 г. н.э.; Ссылка: Рик 44b |
После поражения Клодиуса Альбинуса и его союзников Септимиус Северус Лугдунума в Лугдунуме, Рома была удалена из культуры в храм, где вместе с Аустими она была внедрена в новую формулировку имперского культа. Фишвик интерпретирует реформированные обряды в Лугдунуме, так как они предлагали любые патерфамилии своими рабами. [ 21 ] Неизвестно, как долго продолжалась эта фаза, но, по -видимому, она была уникальной разработкой. В более позднем, еще более турбулентной эпохе общий тип пробаина монеты показывает его в излучающей солнечной короне доминирования : обратное предлагает Храм Венеры Рима и Рома. В то время как изображение Пробуса показывает его монархический империум, Рома демонстрирует свои претензии на восстановление римской традиции и имперского единства. [ 22 ]
В искусстве, ремесла и литературе имперской эры
[ редактировать ]
Лукана Стихотворение , Фарсалия , изображает Рому как сильную женщину, которая представляет римские ценности. Стихотворение следует за гражданской войной между Юлиусом Цезарем и силами римского сената, возглавляемой Помпеем Великим . Цезарь, отказавшись от Ромы и ее ценностей, заканчивает любовницей в Египте ( Клеопатра ), установив свою собственную судьбу на пути к возможным самоуничтожению. [ 23 ] Поэт идентифицирует Рому ( RES Publica ) с идеализированной римской матроной. Человек, который отвергает любого человека, не может быть по -настоящему римским. [ 23 ]
Рома представлена главным героем на серебряном кубке Боскореал . Она стоит шлема, подготовленная к войне, бдительно, но в мире. Ее нога опирается на «кучу оружия»; Трофеи прошлого конфликта. Она общается с молодым, стоящим мужчиной, обычно идентифицированным как гений римского народа, который, кажется, ждет, чтобы поговорить с сидящим императором (вероятно, Август ). [ 24 ] В скульптуре Gemma Augustea Dioscurides Рим находится рядом с Августом в военной одежде. [ 25 ]
На Арке Тита (1-го века н.э.), арка Септимиуса Северуса и Арка Константина , Рома сопровождает императора в его колеснице, как его эскорт.
Цифры Ромы редки в внутреннем контексте, по всей империи, и в провинциях они могли быть связаны с римскими жителями. В Коринфе была обнаружена статуэтка рома, наряду с статированием других божеств, в домашней святыне в Панайя -Домусе, предварительно датированной 2 -м или 3 веком нашей эры. Божества были меньше жизни, но все были хорошо продуманными, и у большинства были следы позолота: римская фигура сидит на кресле без спины и носит тройной хранение военного заседания и байна. У нее одна грудь выставлена и носит сапоги с открытыми работами, основанные на «драпированной амазонке», воинственном типе. Стерлинг предполагает официальную связь между владельцами этой цыганской фигуры и близлежащим Коринфским храмом 1. [ 26 ] [ 27 ]
В книге Откровения
[ редактировать ]В книге Откровения письмо в церковь в Пергамуме (2: 12–17) предупреждает от христианского участия в употреблении пищи, принесенной в жертву идолам, что потенциально является ссылкой на римский имперский культ , который был популярен в Пергамуме в эпохе и поклонялся Defified Augustus и богиня цыгана. [ 28 ] Позже в книге представлен злодейский персонаж под названием « Шлюха Вавилона» , как правило, считалась ссылкой на Рим, доминирующую силу эпохи и потенциально прямую карикатуру рома: [ 29 ]
Женщина была одета в фиолетовый и алый, украшенная золотом, драгоценностями и жемчужинами, держась в руке золотой чашкой, полной мерзостей и примесей ее блуд; А на ее лбу была написана имя, загадка: «Вавилон Великий, мать шлюх и мерзости Земли». И я увидел, что женщина была пьяна кровью святых и кровью свидетелей Иисуса. (...) Женщина, которую вы видели, - это великий город, который правит королями земли.
-Откровение 17: 4-6; 18 (NRSV) [ 30 ]
Кроме того, шлюха Вавилона описывается как езда на звере с семью головами, и в книге говорится, что «семь голов - это семь гор, на которых сидит женщина», как правило, понимается как семь холмов Рима . [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Изображение Dea roma на эфиртию императора Веспасиана показывает ее отклонение на семи холмах Рима с различными снаряжениями; В этой интерпретации читатели Книги Откровения, знакомые с иконографией римских монет, поймут, к кому ссылаются. [ 34 ] Вместо изображения Ромы как элегантной и царственной женщины, которая была украшена драгоценными камнями и укрощена диким животным в завоевании в римском искусстве, автор откровения рассматривает Рому как коррумпированную и злую силу, «пьяную с кровью». [ 29 ]
В то время как большинство ученых признают, что Вавилон является шифром для Рима, они также говорят, что Вавилон представляет больше, чем просто римский город первого века. Крейг Кестер пишет, что «шлюха - это Рим, но больше, чем Рим». [ 35 ] Это «римский имперский мир, который, в свою очередь, представляет мир отчужденным от Бога». [ 35 ]
Современное время
[ редактировать ]
Алтарь идентифицируется отечества . является самой известной частью Altare Della Patria в Риме и является той, с которой он часто [ 36 ] На вершине входной лестницы он был разработан скульптором Брексиана Анджело Занелли , который выиграл соревнование, специально проведенное в 1906 году. [ 37 ] [ 36 ] Он образован со стороны гробницы итальянского неизвестного солдата , которая сталкивается с внешней стороной здания (другая сторона, которая обращена внутри Витториано, находится в склепе), из Sacellum статуи Рома (которая точно выше Гробница неизвестного солдата) мраморе вертикальных два и Гробница неизвестного солдата. [ 37 ]
Статуя Рома, присутствующая в Vittoriano, прервала обычай в Vogue до 19 -го века, с помощью которого представление этого предмета было с исключительно воинственными чертами. также предоставив ссылку на Афину , греческую богиню мудрости Анджело Занелли в своей работе решил дополнительно охарактеризовать статую , и искусства, а также на войну. [ 38 ] Великая статуя божества выходит из золотого фона. [ 36 ] Присутствие богини цыгана в Витториано подчеркивает неравенную волю объединения Италии Патриотов, чтобы Рим был столицей Италии, что является важной концепцией, согласно общему чувству, из истории полуострова и островов итальянских островов. культура [ 39 ] [ 40 ]
Наследие
[ редактировать ]Рональд Меллор написал во введении к своей работе над цаптикой, подводя итоги ее влияния, что «как персонификация, как богиня или как символ, имя Рома простирается от классической Греции до Муссолини фашистской пропаганды ... Рома видно как Богиня, шлюха, ближайшая Святая и как символ самой цивилизации. [ 41 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Генерал -эллинофилу Фламинан получил божественные почести совместно с Ромой за его военные достижения от имени греческих союзников: Плутарх, Фламина , 16 лет (Билл Тайер, Чикагский университет, доступ к 24 декабря 2022 года), дает финальные линии того, что он описывает как длинный хальцидийский гимн для Зевса , Рома и Фламинина.
- ^ Римский культ для Фидес был учрежден в конце Республики: Цицерон, де Натура Деорум , 2. 6
- ^ На востоке - как позже на провинциальном Западе - священники цыгане, вероятно, были избраны. [ 14 ]
- ^ Культовый алтарь был открыт в 10 или 12 г. до н.э.: Фишвик предпочитает 12 до н.э. как практичная, так и особенно благоприятная дата для Августа.
- ^ Императоры не были обожествлены до их смерти. Фишвик видит настойчивость эллинского старшинства Ромы как DEA Августа (над дивизацией ) в западном имперском культе.
- ^ Меллор находит Рому важным компаньоном для Августаина и позже имперского диви, основанного на предположении имперского культа как меньшего от послушания, чем романо-гельеническая рамка для сотрудничества и аккультурации: императоры принципа « Сенат и народ Рима », не чтобы доминировать в них. [ 17 ]
- ^ Священники в комплексе Lugdunum были известны греческим названием Sacerdos . Большинство других были Фламеном , которые, вопреки римской традиции, служили рядом божеств. В целом, женские имперские культовые почетные катироэнда (такие как живая или умершая и обожествленная императрица и государственные богини) были обслуживались священникой. Некоторые из них были женой для культового священника, но большинство, возможно, были избраны сами по себе. Одна жрица - это довольно смущенно фламина -санкердоса - западные имперские культы показывают удивительно либеральные интерпретации культового и священства: некоторые кажутся уникальными. Однако, за одним возможным исключением (в Toulouse) Dea Roma обслуживали священники, как в ее эллинском культе. [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лучший 1991, 956.
- ^ Jump up to: а беременный в Mellor 1991, с. 960–964
- ^ Mellor 1991, с. 60-63.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Джойс, Лилиан (2014). «Рома и добродетельная грудь». Мемуары Американской академии в Риме . 59/60: 1–49. JSTOR 44981971 .
- ^ «Обеспеченные римские монеты и их ценности (RCV 2000 Edition) #25» , Wildwinds (по состоянию на 22 июня 2009 г.): но см. Mellor 1991, стр. 974–75 для более предварительного подхода к ранним цифрам на шлемах: другие возможные идентичности были предполагается, например, Диана или Троянский пленник Рим, который может быть мифическим, персонификация греческого ρώμη rhome (сила). (Для Rhome, см. Hard, R., Rose, HJ, Руководство по греческой мифологии , 2003, стр. 586.
- ^ Бернетт, Эндрю (1986). «Иконография типов римских монет в третьем веке до нашей эры». Нумизматическая хроника . 146 (146): 67–75. JSTOR 42667455 .
- ^ Mellor 1991, с. 963; 1004–05.
- ^ Tacitus, Annals , 4.56
- ^ Mellor 1991, p. 967.
- ^ Mellor 1991, с. 958–959.
- ^ Английские и греческие версии в Пауэлле, Антон, греческий мир , Routledge, 1997, p. 369
- ^ Melinno, гимн в Рим, цитируется в Stobaeus, Антология 3.7.12
- ^ Jump up to: а беременный Mellor 1991, p. 972.
- ^ Mellor 1991, с. 965–966
- ^ Для краткого изложения современных точек зрения о религиозной искренности культового культа правителя см. Harland, PA, «Введение», имперские культы в местной культурной жизни: ассоциации в римской Азии , 2003. Первоначально опубликовано в древнем историческом бюллетене / Zeitschrift für Alte Geschichte 17 2003): 85–107. Доступно в Интернете: «Имперские культы в местной культурной жизни: ассоциации в Романе Азии (Филипп А. Харланд)» . Архивировано с оригинала на 2009-05-30 . Получено 2009-05-02 .
- ^ Андо, Клиффорд , Имперская идеология и провинциальная лояльность в Римской империи , иллюстрировано, Университет Калифорнийской Прессы, 2000. ISBN 0-520-22067-6 с. 45
- ^ Mellor 1991, с. 990–993
- ^ Fishwick Vol. 1, 1, 101 и том. 3, 1, 12–13, & Mellor 1991, с. 998–1002
- ^ Лучший 1991, 1002–03.
- ^ Beard et al. 1998, с. 257–259.
- ^ Фишвик, вып. 3, 1, 199.
- ^ Примеры типов монет Пробуса показаны на веб-сайте Дуга Смита, архивировав 2009-12-24 на машине Wayback
- ^ Jump up to: а беременный Mulhern, EV (2017). «Рим (Na) матрона». Классический журнал . 112 (4): 432–459. Doi : 10.5184/classicalj.112.4.0432 . JSOR 10.5184/classicalj.112.4.0432 . S2CID 165100052 .
- ^ Куттнер, Энн Л., Династия и Империя в эпоху Августа: случай Кубков Боскореал . Беркли: Университет Калифорнийской Прессы, C1995 1995 .
- ^ Галинский, Карл (1996). Культура Августа: интерпретирующее введение . Принстон, Нью -Джерси: издательство Принстонского университета . п. 120.
- ^ Шарп, Хизер Ф. (2014). «Бронзовые статуэтки от афинской агоры: доказательства домашних культов в римской Греции». Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах . 83 (1): 143–187. doi : 10.2972/hesperia.83.1.0143 . JSTOR 10.2972/Hesperia.83.1.0143 . S2CID 55944091 .
- ^ Стерлинг, Леа М. (2008). «Языковые статуэтки в позднем антикварном Коринфе: скульптура от Panayia Domus». Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах . 77 (1): 89–161. doi : 10.2972/hesp.77.1.89 . JSTOR 25068051 . S2CID 192223610 .
- ^ Нэнси МакДарби, Библейский справочник Collegeville , с. 344
- ^ Jump up to: а беременный Эрман, Барт (2023). Армагеддон: Что Библия на самом деле говорит о конце . Саймон и Шустер. п. 150–151. ISBN 978-1-9821-4801-0 .
- ^ Откровение 17
- ^ Дэвис, Калифорния (2000). Откровение. Комментарий колледжа NIV (322). Джоплин, Миссури: College Press Pub.
- ^ Beard et al 1998, p. 283
- ^ Дэвид М. Роудс, от каждого народа и нации: Книга Откровения в межкультурной перспективе , 174 FF
- ^ Ларри Джозеф Крейцер, Евангельские изображения в художественной литературе и фильме: Обратите вспять герменевтический поток , Bloomsbury, 2002, p. 62
- ^ Jump up to: а беременный Koester, Craig R. (2014). "Откровение". Якорь Йельская Библия 38а . Нью -Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета. С. 506, 684.
- ^ Jump up to: а беременный в Тобия, Бруно (2011). Алтарь родины (2 -е изд.). Болонья: мельница. ISBN 978-8-81523-341-7 Полем OCLC 742504798 .
- ^ Jump up to: а беременный "L'Altare Della Patria" (на итальянском языке). Архивировано с оригинала 1 января 2018 года . Получено 1 января 2018 года .
- ^ Роберто Кварта, Масонский Рим , Средиземноморские издания, 2009, ISBN 978-88-272-2498-4 .
- ^ «Министерство обороны - викторианский» . www.difesa.it (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Получено 14 ноября 2018 года .
- ^ Джон Агнью, Невозможная столица: монументальный Рим под либеральными и фашистскими режимами , 1870–1943, Wiley Blackwell, 2005
- ^ Mellor 1991, p. 952.
Библиография
[ редактировать ]- Борода, Мэри ; Прайс, Саймон ; Север, Джон А. (1998). Религии Рима: том 1 · История . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-31682-0 .
- Фишвик, Дункан. Императорский культ на Латинском Западе: исследования в правительном культе западных провинций Римской империи. Брилл, 1987–2005.
- Меллор, Рональд Дж. (1991) [1981]. «Богиня цыгана». В Хаазе, Вольфганг; Temperini, Hildegard (Eds.). Повышение и упадок римского мира . де Грюйтер. С. ISBN 3-11-010389-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с DEA Roma в Wikimedia Commons