Парижская мирная конференция (1919–1920)
Парижская мирная конференция |
---|
Парижская мирная конференция представляла собой серию официальных и неформальных дипломатических встреч в 1919 и 1920 годах после окончания Первой мировой войны , на которых победившие союзники установили условия мира для побежденных центральных держав . Конференция, на которой доминировали лидеры Великобритании, Франции, США и Италии, привела к заключению пяти договоров, которые изменили карты Европы и некоторых частей Азии, Африки и островов Тихого океана, а также наложили финансовые санкции. Германия, Австро-Венгрия, Турция и другие проигравшие страны не получили права голоса в обсуждениях; Позже это привело к политическому недовольству, которое длилось десятилетиями. Меры, принятые на этой конференции, считаются одним из величайших водоразделов геополитической истории 20-го века. [ 1 ]
В конференции приняли участие дипломаты из 32 стран и национальностей . Его главными решениями стали создание Лиги Наций и пять мирных договоров с побежденными государствами. Основными договоренностями, согласованными в договорах, были, среди прочего, переход немецких и османских заморских владений в качестве « мандатов » из рук этих стран, главным образом, в руки Великобритании и Франции; наложение репараций на Германию ; и проведение новых национальных границ, иногда с участием плебисцитов , чтобы более точно отразить этнические границы.
US President Woodrow Wilson in 1917 commissioned a group of about 150 academics to research topics likely to arise in diplomatic talks on the European stage, and to develop a set of principles to be used for the peace negotiations in order to end World War I. The results of this research were summarized in the so called Fourteen Points document that became the basis for the terms of the German surrender during the conference, as it had earlier been the basis of the German government's negotiations in the Armistice of 11 November 1918.
The main result of the conference was the Treaty of Versailles with Germany; Article 231 of that treaty placed the whole guilt for the war on "the aggression of Germany and her allies". That provision proved very humiliating for German leaders, armies and citizens alike, and set the stage for the expensive reparations that Germany was intended to pay, only a small portion of which had been delivered when it stopped paying after 1931. The five great powers at that time, France, Britain, Italy, Japan and the United States, controlled the Conference. The "Big Four" leaders were French Prime Minister Georges Clemenceau, British Prime Minister David Lloyd George, US President Woodrow Wilson, and Italian Prime Minister Vittorio Emanuele Orlando. Together with teams of diplomats and jurists, they met informally 145 times and agreed upon all major decisions before they were ratified.[2]
The conference began on 18 January 1919. With respect to its end, Professor Michael Neiberg noted, "Although the senior statesmen stopped working personally on the conference in June 1919, the formal peace process did not really end until July 1923, when the Treaty of Lausanne was signed."[3] The entire process is often referred to as the "Versailles Conference", although only the signing of the first treaty took place in the historic palace; the negotiations occurred at the Quai d'Orsay in Paris.
Overview and direct results
[edit]This section needs additional citations for verification. (January 2019) |
The Conference formally opened on 18 January 1919 at the Quai d'Orsay in Paris.[4][5] This date was symbolic, as it was the anniversary of the proclamation of William I as German Emperor in 1871, in the Hall of Mirrors at the Palace of Versailles, shortly before the end of the Siege of Paris[6] – a day itself imbued with significance in Germany, as the anniversary of the establishment of the Kingdom of Prussia in 1701.[7] The Delegates from 27 nations (delegates representing 5 nationalities were for the most part ignored) were assigned to 52 commissions, which held 1,646 sessions to prepare reports, with the help of many experts, on topics ranging from prisoners of war to undersea cables, to international aviation, to responsibility for the war. Key recommendations were folded into the Treaty of Versailles with Germany, which had 15 chapters and 440 clauses, as well as treaties for the other defeated nations.
The five major powers, France, Britain, Italy, the U.S., and Japan, controlled the Conference. Amongst the "Big Five", in practice Japan only sent a former prime minister and played a small role; and the "Big Four" leaders dominated the conference.[8] The four met together informally 145 times and made all the major decisions, which were then ratified by other attendees.[2] The open meetings of all the delegations approved the decisions made by the Big Four. The conference came to an end on 21 January 1920, with the inaugural General Assembly of the League of Nations.[9][10]
Five major peace treaties were prepared at the Paris Peace Conference, with, in parentheses, the affected countries:
- the Treaty of Versailles, 28 June 1919 (Germany)
- the Treaty of Saint-Germain, 10 September 1919 (Austria)
- the Treaty of Neuilly, 27 November 1919 (Bulgaria)
- the Treaty of Trianon, 4 June 1920 (Hungary)
- the Treaty of Sèvres, 10 August 1920; subsequently revised by the Treaty of Lausanne, 24 July 1923 (Ottoman Empire/Republic of Turkey).
The major decisions were the establishment of the League of Nations; the five peace treaties with defeated enemies; the awarding of German and Ottoman overseas possessions as "mandates", chiefly to members of the British Empire and to France; reparations imposed on Germany; and the drawing of new national boundaries, sometimes with plebiscites, to better reflect the forces of nationalism. The main result was the Treaty of Versailles, with Germany, which in section 231 laid the guilt for the war on "the aggression of Germany and her allies".[11] This provision proved humiliating for Germany and set the stage for very high reparations Germany was supposed to pay. Germany paid only a small portion, before reparations ended in 1931. According to British historian AJP Taylor, the treaty seemed to Germans "wicked, unfair" and "dictation, a slave treaty" but one which they would repudiate at some stage if it "did not fall to pieces of its own absurdity."[12]
As the conference's decisions were enacted unilaterally and largely on the whims of the Big Four, Paris was effectively the center of a world government during the conference, which deliberated over and implemented the sweeping changes to the political geography of Europe. Most famously, the Treaty of Versailles itself weakened the German military and placed full blame for the war and costly reparations on Germany's shoulders, and the later humiliation and resentment in Germany is often sometimes considered by historians to be one of the direct causes of Nazi Party's electoral successes and one of the indirect causes of World War II.
The League of Nations proved controversial in the United States since critics said it subverted the powers of the US Congress to declare war. The US Senate did not ratify any of the peace treaties and so the United States never joined the League. Instead, the 1921–1923 Harding administration concluded new treaties with Germany, Austria, and Hungary. The German Weimar Republic was not invited to attend the conference at Versailles. Representatives of White Russia but not Communist Russia were at the conference. Numerous other nations sent delegations to appeal for various unsuccessful additions to the treaties, and parties lobbied for causes ranging from independence for the countries of the South Caucasus to Japan's unsuccessful proposal for racial equality to the other great powers.
Mandates
[edit]A central issue of the conference was the disposition of the overseas colonies of Germany (Austria-Hungary did not have major colonies, and the Ottoman Empire was a separate issue).[13][14]
The British dominions wanted their reward for their sacrifice. Australia wanted New Guinea, New Zealand wanted Samoa, and South Africa wanted South West Africa. Wilson wanted the League to administer all German colonies until they were ready for independence. Lloyd George realized he needed to support his dominions and so he proposed a compromise: there be three types of mandates. Mandates for the Turkish provinces were one category and would be divided up between Britain and France.
The second category, of New Guinea, Samoa, and South West Africa, were located so close to responsible supervisors that the mandates could hardly be given to anyone except Australia, New Zealand, and South Africa. Finally, the African colonies would need the careful supervision as "Class B" mandates, which could be provided only by experienced colonial powers: Britain, France, and Belgium although Italy and Portugal received small amounts of territory. Wilson and the others finally went along with the solution.[15] The dominions received "Class C Mandates" to the colonies that they wanted. Japan obtained mandates over German possessions north of the Equator.[16][17][18]
Wilson wanted no mandates for the United States, but his main advisor, Colonel House, was deeply involved in awarding the others.[19] Wilson was especially offended by Australian demands and had some memorable clashes with Hughes (the Australian Prime Minister), this the most famous:
- Wilson:
But after all, you speak for only five million people.
Hughes:I represent sixty thousand dead.
[20]
British approach
[edit]The maintenance of the unity, territories, and interests of the British Empire was an overarching concern for the British delegates to the conference. Still, they entered the conference with more specific goals with this order of priority:
- Ensure colonial claims of Germany were redacted (taken or given to victory colonies)
- Germany was ensued with 30 billion dollars of debt, concerning interest
- Ensuring the security of France
- Removing the threat of the German High Seas Fleet
- Settling territorial contentions
- Supporting the League of Nations[21]
The Racial Equality Proposal put forth by the Japanese did not directly conflict with any core British interest, but as the conference progressed, its full implications on immigration to the British dominions, with Australia taking particular exception, became a major point of contention within the delegation.
Ultimately, the British delegation did not treat that proposal as a fundamental aim of the conference; they were willing to sacrifice the Racial Equality Proposal to placate the Australian delegation and thus help to satisfy their overarching aim of preserving the unity of the British Empire.[22]
Britain had reluctantly consented to the attendance of separate delegations from British dominions, but the British managed to rebuff attempts by the envoys of the newly proclaimed Irish Republic to put a case to the conference for Irish self-determination, diplomatic recognition, and membership in the proposed League of Nations. The Irish envoys' final "Demand for Recognition" in a letter to Clemenceau, the conference chairman, was not answered.[23] Britain had been planning to renege on the Government of Ireland Act 1914 and instead to replace it with a new Government of Ireland Bill which would partition Ireland into two Irish Home Rule states (which eventually was passed as the Government of Ireland Act 1920). The planned two states would both be within the United Kingdom and so neither would have dominion status.
David Lloyd George commented that he did "not do badly" at the peace conference "considering I was seated between Jesus Christ and Napoleon." This was a reference to the great idealism of Wilson, who desired merely to punish Germany, and the stark realism of Clemenceau, who was determined to see Germany effectively destroyed.[24]
Dominion representation
[edit]The dominion governments were not originally given separate invitations to the conference and had been expected to send representatives as part of the British delegation.[25]
Convinced that Canada had become a nation on the battlefields of Europe, Prime Minister Sir Robert Borden demanded that it have a separate seat at the conference. That was initially opposed not only by Britain but also by the United States, which saw any Dominion delegation as an extra British vote. Borden responded by pointing out that since Canada had lost nearly 60,000 men, a far larger proportion of its men than the 50,000 American men lost, it had at least the right to the representation of a "minor" power. Lloyd George eventually relented and persuaded the reluctant Americans to accept the presence of delegations from Canada, India, Australia, Newfoundland, New Zealand, and South Africa, and that those countries receive their seats in the League of Nations.[26]
Canada, despite its huge losses in the war, did not ask for either reparations or mandates.[27]
The Australian delegation, led by Australian Prime Minister Billy Hughes fought greatly for its demands: reparations, the annexation of German New Guinea, and the rejection of the Racial Equality Proposal. He said that he had no objection to the proposal if it was stated in unambiguous terms that it did not confer any right to enter Australia. He was concerned by the increasing power of Japan. Within months of the declaration of war in 1914, Japan, Australia, and New Zealand had seized all of Germany's possessions in the Far East and the Pacific Ocean. The British had given their blessing for Japan to occupy German possessions, but Hughes was alarmed by that policy.[28]
French approach
[edit]French Prime Minister Georges Clemenceau controlled his delegation, and his chief goal was to weaken Germany militarily, strategically, and economically.[29][30] Having personally witnessed two German attacks on French soil in the last 40 years, he was adamant for Germany not to be permitted to attack France again. Particularly, Clemenceau sought an American and British joint guarantee of French security in the event of another German attack.
Clemenceau also expressed skepticism and frustration with Wilson's Fourteen Points and complained: "Mr. Wilson bores me with his fourteen points. Why, God Almighty has only ten!" Wilson gained some favour by signing a mutual defense treaty with France, but he did not present it to his country's government for ratification and so it never took effect.[31]
Another possible French policy was to seek a rapprochement with Germany. In May 1919 the diplomat René Massigli was sent on several secret missions to Berlin. During his visits, he offered, on behalf of his government, to revise the territorial and economic clauses of the upcoming peace treaty.[32] Massigli spoke of the desirability of "practical, verbal discussions" between French and German officials that would lead to a "Franco-German collaboration."[32]
Massigli told the Germans that the French thought of the "Anglo-Saxon powers" (the United States and the British Empire) as the major threat to France in the post-war world. He argued that both France and Germany had a joint interest in opposing "Anglo-Saxon domination" of the world, and he warned that the "deepening of opposition" between the French and the Germans "would lead to the ruin of both countries, to the advantage of the Anglo-Saxon powers."[33]
The Germans rejected Massigli's offers because they believed that the intention was to trick them into accepting the Treaty of Versailles unchanged; also, the German Foreign Minister, Count Ulrich von Brockdorff-Rantzau, thought that the United States was more likely to reduce the severity of the penalties than France was.[33] (Lloyd George was the one who eventually pushed for better terms for Germany.)
Italian approach
[edit]In 1914, Italy remained neutral despite the Triple Alliance with Germany and Austria-Hungary. In 1915, it joined the Allies to gain the territories promised by the Triple Entente in the secret Treaty of London: Trentino, the Tyrol as far as Brenner, Trieste, Istria, most of the Dalmatian Coast (except Fiume), Valona, a protectorate over Albania, Antalya (in Turkey), and possibly colonies in Africa.
Премьер-министр Италии Витторио Эмануэле Орландо пытался добиться полного выполнения Лондонского договора, согласованного Францией и Великобританией перед войной. Он пользовался поддержкой народа, поскольку потеря 700 000 солдат и дефицит бюджета в 12 000 000 000 итальянских лир во время войны заставили и правительство, и народ чувствовать себя имеющими право на все эти территории и даже на другие, не упомянутые в Лондонском договоре, особенно на Фиуме, который многие итальянцы считали, что город должен быть присоединен к Италии из-за итальянского населения города. [ 34 ]
Орландо, не умевший говорить по-английски, вел переговоры совместно со своим министром иностранных дел Сиднеем Соннино , протестантом британского происхождения, говорившим на этом языке. Вместе они работали в первую очередь над обеспечением раздела монархии Габсбургов . На конференции Италия получила Истрию , Триест , Трентино и Южный Тироль . Большая часть Далмации была отдана Королевству сербов, хорватов и словенцев. Фиуме оставался спорной территорией, вызывая возмущение националистов. [ 35 ]
Орландо добился и других результатов, таких как постоянное членство Италии в Лиге Наций и обещание союзников передать британский Джубаленд и французскую полосу Аозу итальянским колониям. Протектораты над Албанией и Анталией также были признаны, но националисты посчитали войну увечной победой , и Орландо в конечном итоге был вынужден покинуть конференцию и уйти в отставку. Франческо Саверио Нитти занял его место и подписал договоры. [ 36 ]
В Италии царило всеобщее разочарование, которое националисты и фашисты использовали для построения идеи о том, что Италия была предана союзниками и отказалась от обещанного. Это стало причиной общего подъема итальянского фашизма. Орландо отказался рассматривать войну как уродливую победу и ответил националистам, призывающим к большей экспансии: «Сегодня Италия — великое государство... наравне с великими историческими и современными государствами. Для меня это наша главная и главная цель». расширение."
Японский подход
[ редактировать ]Япония направила большую делегацию во главе с бывшим премьер-министром маркизом Сайондзи Кинмоти . Первоначально она входила в «большую пятерку», но отказалась от этой роли из-за незначительного интереса к европейским делам. Вместо этого он сосредоточился на двух требованиях: включении своего Предложения о расовом равенстве в Пакт Лиги и территориальных претензиях Японии в отношении бывших немецких колоний: Шаньдуна (включая Цзяочжоу ) и тихоокеанских островов к северу от экватора, Маршалловых островов , Микронезии , Марианские острова и Каролинские острова . [ 37 ]
Бывший министр иностранных дел барон Макино Нобуаки был фактическим главой. Роль Сайонджи была символической и ограниченной из-за его плохого здоровья. Японская делегация была недовольна тем, что получила лишь половину прав Германии, и покинула конференцию. [ 38 ]
Предложение о расовом равенстве
[ редактировать ]В ходе переговоров руководитель японской делегации Сайонджи Кинмоти предложил 13 февраля включить « положение о расовом равенстве » в Пакт Лиги Наций в качестве поправки к статье 21: [ 39 ]
Поскольку равенство наций является основным принципом Лиги Наций, Высокие Договаривающиеся Стороны соглашаются как можно скорее предоставить всем иностранным гражданам государств, членов Лиги, равное и справедливое обращение во всех отношениях, не делая различий ни в закону или фактически по причине их расы или национальности.
Этот пункт быстро оказался проблематичным как для американской, так и для британской делегаций. Хотя само предложение было совместимо с британской позицией номинального равенства для всех британских подданных как принципа поддержания имперского единства, существовали значительные отклонения в заявленных интересах ее доминионов , особенно Австралии и Южной Африки . Хотя оба доминиона не могли голосовать по этому решению индивидуально, они были категорически против этого пункта и оказывали давление на Великобританию, чтобы та сделала то же самое. В конечном итоге британская делегация поддалась имперскому давлению и воздержалась от голосования по этому пункту. [ 40 ] [ 41 ]
Между тем, хотя Вильсон был безразличен к этому пункту, он встретил яростное сопротивление со стороны американской общественности, и в качестве председателя конференции он постановил, что для принятия японского предложения требуется единогласное голосование. В конечном итоге в день голосования только 11 из 17 делегатов проголосовали за это предложение. [ 42 ] [ 43 ] Поражение этого предложения повлияло на поворот Японии от сотрудничества с западным миром к более националистической и милитаристской политике и подходам. [ 44 ]
Территориальные претензии
[ редактировать ]Претензии Японии на Шаньдун столкнулись с серьезным сопротивлением со стороны китайской патриотической студенческой группы. В 1914 году, в начале войны, Япония захватила территорию, предоставленную Германии в 1897 году, и захватила немецкие острова в Тихом океане к северу от экватора . В 1917 году Япония заключила секретные соглашения с Великобританией, Францией и Италией, гарантировавшие аннексию этих территорий. С Великобританией было достигнуто соглашение о поддержке британской аннексии островов Тихого океана к югу от экватора . [ 45 ]
Несмотря на в целом прокитайскую точку зрения американской делегации, статья 156 Версальского договора передала немецкие уступки в заливе Цзяочжоу в Китае Японии, а не вернула суверенную власть Китаю. Руководитель китайской делегации Лу Чжэнсян потребовал сделать оговорку, прежде чем он подпишет договор. После того, как оговорка была отклонена, договор подписали все делегации, кроме делегации Китая. Возмущение Китая по поводу этого положения привело к демонстрациям, известным как « Движение четвертого мая» . Тихоокеанские острова к северу от экватора стали мандатом класса C, находящимся под управлением Японии. [ 46 ]
Американский подход
[ редактировать ]До прибытия Вильсона в Европу в декабре 1918 года ни один действующий американский президент никогда не посещал континент. [ 47 ] Вильсона 1918 года Четырнадцать пунктов помогли завоевать многие сердца и умы после окончания войны не только в Америке, но и по всей Европе, включая Германию, а также ее союзников и бывших подданных Османской империи .
Дипломатия Вильсона и его «Четырнадцать пунктов», по сути, создали условия для перемирия, которое положило конец Первой мировой войне. Вильсон считал своим долгом и обязательством перед народами мира быть заметной фигурой на мирных переговорах. На него возлагались большие надежды и ожидания, поскольку он выполнил свои обещания в послевоенную эпоху. Поступая так, Вильсон в конечном итоге начал вести внешнюю политику Соединенных Штатов в сторону интервенционизма - шаг, которому с тех пор решительно сопротивляются в некоторых кругах Соединенных Штатов.
Однако по прибытии Вильсон обнаружил, что «соперничество и противоречивые претензии ранее были скрыты». [ 48 ] В основном он работал над попытками повлиять как на французов во главе с Жоржем Клемансо , так и на британцев во главе с Дэвидом Ллойд Джорджем в их отношении к Германии и ее союзникам в Европе и бывшей Османской империи на Ближнем Востоке . Попытки Вильсона добиться признания его «Четырнадцати пунктов» в конечном итоге потерпели неудачу; Франция и Великобритания отказались принять конкретные положения, а также определенные основные принципы.
Некоторые из Четырнадцати пунктов противоречили желаниям европейских держав. Соединенные Штаты не считали справедливым и не оправдывали то, что статья 231 Версальского договора провозглашала Германию единоличной ответственностью за войну. [ 49 ] (Соединенные Штаты не подписывали мирные договоры с центральными державами до 1921 года при президенте Уоррене Гардинге , когда с Германией были подписаны отдельные документы, [ 50 ] Австрия, [ 51 ] и Венгрия [ 52 ] соответственно.)
На Ближнем Востоке переговоры осложнялись конкурирующими целями и притязаниями, а также новой мандатной системой. Соединенные Штаты выразили надежду на создание более либерального и дипломатического мира, как указано в «Четырнадцати пунктах», в котором демократия, суверенитет, свобода и самоопределение будут уважаться . Франция и Великобритания, с другой стороны, уже контролировали империи, через которые они имели власть над своими подданными по всему миру, и стремились сохранить и расширить свою колониальную власть, а не отказаться от нее.
В свете ранее секретного Соглашения Сайкса-Пико и после принятия мандатной системы в арабских провинциях бывшей Османской империи конференция заслушала заявления конкурирующих сионистов и арабов. Затем Вильсон рекомендовал создать международную комиссию по расследованию, чтобы выяснить пожелания местных жителей. Идея, сначала принятая Великобританией и Францией, позже была отвергнута, но превратилась в чисто американскую комиссию Кинга-Крейна , которая летом 1919 года объехала всю Сирию и Палестину, собирая заявления и собирая мнения. [ 48 ] Отчет, представленный Вильсону, держался в секрете от общественности до тех пор, пока The New York Times не опубликовала эту историю в декабре 1922 года. [ 53 ] Просионистская совместная резолюция по Палестине была принята Конгрессом США в сентябре 1922 года. [ 54 ]
Франция и Великобритания пытались умиротворить Вильсона, согласившись на создание его Лиги Наций . Однако из-за сильных изоляционистских настроений в Соединенных Штатах и из-за того, что некоторые статьи Устава Лиги противоречили Конституции США , Соединенные Штаты так и не ратифицировали Версальский договор и не присоединились к Лиге. [ 55 ] что Вильсон помог добиться дальнейшего мира посредством дипломатии, а не войны, и создал условия, которые могут способствовать миру.
Греческий подход
[ редактировать ]Премьер-министр Греции Элефтериос Венизелос принял участие в конференции в качестве главного представителя Греции. Говорят, что Вильсон поставил Венизелоса на первое место по личным способностям среди всех делегатов в Париже. [ 56 ]
Венизелос предложил греческую экспансию во Фракии и Малой Азии , которые были частью побежденного Королевства Болгария и Османской империи ; Северный Эпир , Имврос ; и Тенедос за реализацию идеи Мегали . Он также достиг соглашения Венизелоса-Титтони с итальянцами об уступке Додеканеса ( кроме Родоса) Греции. Для понтийских греков он предлагал общее понтийско-армянское государство.
Как либеральный политик, Венизелос был решительным сторонником «Четырнадцати пунктов» и Лиги Наций.
Китайский подход
[ редактировать ]Китайскую делегацию возглавил Лу Чжэнсян , которого сопровождали Веллингтон Ку и Цао Жулин . уступки Германии по Шаньдуну Ку потребовал вернуть Китаю . Он также призвал положить конец империалистическим институтам, таким как экстерриториальность , дипломатических миссий охрана и иностранная аренда. Несмотря на американскую поддержку и мнимый дух самоопределения , западные державы отвергли его претензии, но вместо этого передали немецкие концессии Японии. Это вызвало массовые студенческие протесты в Китае 4 мая, позже известные как « Движение четвертого мая» , которые в конечном итоге вынудили правительство отказаться подписать Версальский договор. Таким образом, китайская делегация на конференции оказалась единственной, кто не подписал договор на церемонии подписания. [ 57 ]
Подход других стран
[ редактировать ]Всероссийское правительство (белые)
[ редактировать ]Хотя Россия была формально исключена из Конференции [ 58 ] хотя он воевал против Центральных держав в течение трех лет. Однако Русский Губернский совет (под председательством князя Львова) [ 59 ] ), преемник российского Учредительного собрания и политическое крыло российского белого движения, присутствовал на конференции и был представлен бывшим царским министром Сергеем Сазоновым , [ 4 ] которые, если бы царя не свергли, скорее всего, все равно присутствовали бы на конференции. Совет придерживался позиции неделимой России, но некоторые были готовы к переговорам по поводу потери Польши и Финляндии. [ 60 ] Совет предложил передать все вопросы, касающиеся территориальных претензий или требований автономии в составе бывшей Российской империи, на рассмотрение нового Всероссийского Учредительного собрания.
страны Балтии
[ редактировать ]Делегации из стран Балтии Эстонии , Латвии и Литвы , возглавляемые соответственно Яаном Поской , Янисом Чаксте и Аугустинасом Волдемарасом , также приняли участие в конференции и успешно добились международного признания независимости Эстонии , Латвии и Литвы . [ 61 ]
Украина
[ редактировать ]На конференции у Украины была лучшая возможность завоевать признание и поддержку со стороны иностранных держав. [ 62 ] На встрече «большой пятерки» 16 января Ллойд Джордж назвал украинского лидера Симона Петлюру (1874–1926) авантюристом и назвал Украину оплотом антибольшевиков. Сэр Эйр Кроу , заместитель британского министра иностранных дел, выступил против союза Восточной Галиции и Польши. Британский кабинет так и не решил, поддерживать ли единую или расчлененную Россию. Соединенные Штаты симпатизировали сильной, единой России как противовесу Японии, но Великобритания опасалась угрозы для Индии. Петлюра назначил графа Тышкевича своим представителем в Ватикане, а Папа Бенедикт XV признал независимость Украины, но Украину фактически проигнорировали. [ 63 ]
Беларусь
[ редактировать ]Делегация Белорусской Демократической Республики под руководством премьер-министра Антона Луцкевича также приняла участие в конференции и попыталась добиться международного признания независимости Беларуси . По пути на конференцию делегацию принял Чехословакии президент Томаш Масарик в Праге . В ходе конференции Луцкевич встретился с находящимся в изгнании министром иностранных дел адмирала Александра Колчака российского правительства Сергеем Сазоновым и премьер-министром Польши Игнацием Яном Падеревским . [ 64 ]
Права меньшинств
[ редактировать ]По настоянию Вильсона «большая четверка» потребовала от Польши подписать 28 июня 1919 года договор, гарантирующий права меньшинств в новой стране. Польша подписала соглашение в знак протеста и не приложила особых усилий для обеспечения соблюдения указанных прав немцев, евреев, украинцев и других меньшинств. Подобные договоры подписали Чехословакия, Румыния, Югославия, Греция, Австрия, Венгрия и Болгария, а затем Латвия, Эстония и Литва. Эстония уже предоставила культурную автономию меньшинствам в своей декларации независимости. Финляндию и Германию не просили подписать договор о меньшинствах. [ 65 ]
В Польше ключевые положения должны были стать фундаментальными законами, которые имели бы преимущественную силу над любыми национальными правовыми кодексами или законодательством. Новая страна обязалась обеспечить «полную и полную защиту жизни и свободы всем людям... без различия рождения, национальности, языка, расы или религии». Свобода вероисповедания была гарантирована каждому. Большинству жителей было предоставлено гражданство, но существовала значительная неясность относительно того, на кого оно распространяется. Договор гарантировал основные гражданские, политические и культурные права и требовал, чтобы все граждане были равны перед законом и пользовались одинаковыми правами граждан и работников. Польский должен был стать национальным языком , но договор предусматривал языков меньшинств свободное использование в частной жизни, в торговле, в религии, в прессе, на общественных собраниях и во всех судах. Меньшинствам должно было быть разрешено создавать и контролировать за свой счет частные благотворительные организации, церкви, социальные учреждения и школы без вмешательства со стороны правительства, которое было обязано создать Немецкоязычные государственные школы в районах, которые до войны были немецкими. Все образование выше начального уровня должно было проводиться исключительно на национальном языке. Статья 12 была оговоркой о принудительном исполнении и возлагала на Совет Лиги Наций ответственность контролировать и обеспечивать соблюдение договоров. [ 66 ] [ 67 ]
Кавказ
[ редактировать ]Три южнокавказские республики Армения , Азербайджан и Грузия , а также Горная республика Северного Кавказа направили на конференцию делегации. Их попытки получить защиту от угроз, исходящих от продолжающейся Гражданской войны в России, по большей части провалились, поскольку ни одна из крупных держав не была заинтересована в получении мандата на кавказские территории. После ряда задержек три страны Южного Кавказа в конечном итоге получили фактическое признание со стороны Верховного совета союзных держав, но только после того, как все европейские войска были выведены с Кавказа, за исключением британского контингента в Батуми . Грузия была признана де-факто 12 января 1920 года, за ней в тот же день последовали Азербайджан и 19 января 1920 года Армения. Лидеры союзников решили ограничить свою помощь кавказским республикам поставками оружия, боеприпасов и продовольствия. [ 68 ]
В состав армянской делегации вошли Аветис Агаронян , Амо Оганджанян и Армен Гаро . Азербайджанскую миссию возглавил Алимардан Топчубашев , в ее состав вошли Мамед Гасан Гаджинский , Акбар Ага Шейхулисламов , Ахмет Агаоглу и первый президент Азербайджанской Демократической Республики Махамед Амин Расулзаде . В состав грузинской делегации вошли Николай Чхеидзе , Иракли Церетели и Зураб Авалишвили .
Корея
[ редактировать ]После неудачной попытки Корейской национальной ассоциации отправить делегацию из трёх человек в Париж, туда добралась делегация корейцев из Китая и Гавайских островов. В его состав вошел представитель Временного правительства Кореи Шанхае Ким в Кю Сик . [ 69 ] Им помогали китайцы, которые жаждали возможности поставить Японию в неловкое положение на международном форуме. Несколько высших китайских лидеров того времени, в том числе Сунь Ятсен , заявили американским дипломатам, что конференция должна рассмотреть вопрос независимости Кореи . Однако китайцы, уже вовлеченные в борьбу с японцами, мало что могли сделать для Кореи. [ 70 ] За исключением Китая, ни одна страна не восприняла корейцев всерьез на конференции, поскольку она уже имела статус японской колонии. [ 71 ] Неспособность корейских националистов получить поддержку на конференции положила конец их надеждам на иностранную поддержку. [ 72 ]
Палестина
[ редактировать ]После решения конференции отделить бывшие арабские провинции от Османской империи и применить к ним новую мандатную систему, Всемирная сионистская организация представила свои проекты резолюций на рассмотрение конференции.
Заявление от февраля 1919 года включало следующие основные пункты: признание еврейского «права» на землю, объявление границ (значительно больших, чем в предыдущем соглашении Сайкса-Пико ) и суверенитет Лиги Наций под британским мандатом. [ 73 ] Ответвление конференции было созвано в Сан-Ремо в 1920 году, что привело к созданию Мандата для Палестины , который должен был вступить в силу в 1923 году.
ассирийцы
[ редактировать ]До 300 000 ассирийцев погибло во время ассирийского геноцида за несколько лет до конференции. Несколько делегаций ассирийцев участвовали в реализации желаний свободной Ассирии . Делегации приехали из разных уголков мира. Сирийский православный епископ Сирии Афрем Барсум (р. 1887), впоследствии патриарх церкви, часто изображался как лидер «ассиро-халдейской делегации». ассирийская делегация из США Также присутствовала , представляющая Ассирийскую национальную ассоциацию в Америке. Делегация из Константинополя представляла Ассиро-Халдейский национальный совет, сформированный в 1919 году после того, как сирийско-православные , халдейские католики и сирийские католики объединились и провозгласили свое основное политическое и национальное единство под «ассиро-халдейским» названием. Была также одна делегация из Кавказа и одна из Персии. [ 74 ]
арумыны
[ редактировать ]Во время Мирной конференции делегация арумын участвовала, чтобы осуществить автономистские пожелания арумынского народа в том же духе, что и попытка Самаринской республики двумя годами ранее, но не смогла добиться какого-либо признания стремления своего народа к самоуправлению. [ 75 ]
Женский подход
[ редактировать ]Беспрецедентным аспектом конференции было согласованное давление, оказанное на делегатов комитетом женщин, которые стремились установить и закрепить фундаментальные социальные, экономические и политические права женщин, такие как избирательное право, в рамках мира. Хотя им было отказано в местах на Парижской конференции, руководство Маргариты де Витт-Шлюмберже , президента Французского союза за избирательное право женщин , добилось Межсоюзной женской конференции созыва (IAWC), которая собиралась с 10 по 10 февраля. Апрель 1919 года. [ 76 ] [ 77 ]
IAWC лоббировал Вильсона, а затем и других делегатов Парижской конференции, чтобы они допустили женщин в свои комитеты, и ему удалось добиться заслушивания в комиссиях конференции по международному трудовому законодательству, а затем в Комиссии Лиги Наций. Одним из ключевых и конкретных результатов работы IAWC стала статья 7 Пакта Лиги Наций : «Все должности в Лиге или в связи с ней, включая Секретариат, должны быть открыты в равной степени для мужчин и женщин». В более общем плане IAWC поставил проблему прав женщин в центр нового мирового порядка, установленного в Париже. [ 76 ] [ 77 ]
Панафриканский конгресс
[ редактировать ]Первый Панафриканский конгресс , поддержанный ВЭБ Дюбуа , безуспешно обратился к Парижской конференции с просьбой передать колонии Германии международной организации, а не другим колониальным державам. [ 78 ] : 16
Исторические оценки
[ редактировать ]Переделка карты мира на конференциях породила ряд критических конфликтогенных противоречий на международном уровне, которые стали одними из причин Второй мировой войны. [ 79 ] Британский историк Эрик Хобсбаум утверждал:
[Ни одна столь же систематическая попытка не была предпринята ни до, ни после, в Европе или где-либо еще, перекроить политическую карту по национальным линиям... Логический смысл попытки создать континент, четко разделенный на последовательные территориальные государства, каждое из которых населено обособленного этнически и лингвистически однородного населения, было массовое изгнание или истребление меньшинств. Таково было и есть доведение до абсурда национализма в его территориальной версии, хотя это не было полностью продемонстрировано до 1940-х годов. [ 80 ]
Хобсбаум и другие историки левого толка утверждали, что «Четырнадцать пунктов» Вильсона, особенно принцип самоопределения, были мерами, направленными в первую очередь против большевиков и призванными, разыгрывая националистическую карту, укротить революционную лихорадку, охватившую Европу в после Октябрьской революции и окончания войны:
[T] Первой реакцией Запада на призыв большевиков к народам заключить мир – и публикацию ими секретных договоров, в которых союзники поделили Европу между собой – были «Четырнадцать пунктов» президента Вильсона, которые разыграли националистическую карту против . Международный призыв Ленина Зона малых национальных государств должна была сформировать своего рода карантинный пояс против красного вируса... [Т] создание новых малых национальных государств по вильсоновскому образцу, хотя и далекое от устранения национальных конфликтов в зоне революций, ... уменьшил возможности большевистской революции. Это действительно было намерением миротворцев союзников. [ 81 ]
Правый историк Джон Льюис Гэддис согласился: «Когда Вудро Вильсон сделал принцип самоопределения одним из своих Четырнадцати пунктов, его намерением было подорвать привлекательность большевизма». [ 82 ]
Эта точка зрения имеет долгую историю, и ее можно резюмировать знаменитым высказыванием Рэя Стэннарда Бейкера : «Париж невозможно понять без Москвы». [ 83 ]
Британский историк Энтони Лентин считал роль Ллойд Джорджа в Париже большим успехом:
Непревзойденный переговорщик, он обладал мощными боевыми инстинктами и неукротимым детерминизмом и добился успеха благодаря обаянию, проницательности, находчивости и простой воинственности. Хотя он симпатизировал стремлению Франции держать Германию под контролем, он многое сделал, чтобы не допустить прихода французов к власти, попытался вывести Великобританию из англо-французского согласия, ввел пункт о виновности в войне и придерживался либерального и реалистического взгляда на послевоенный период. мир. Тем самым ему удалось консолидировать власть над Палатой общин, обеспечить свою базу власти, расширить империю и добиться европейского баланса сил. [ 84 ] [ не удалось пройти проверку ]
Культурные ссылки
[ редактировать ]- официальные британские художники Уильям Орпен и Огастес Джон . На конференции присутствовали
- «Конец света» (1940), первый роман из », получившей Пулитцеровскую премию серии «Лэнни Бадд , описывает политические махинации и последствия Парижской мирной конференции на протяжении большей части второй половины книги, при этом повествование Синклера включает многих исторически точных персонажей и события.
- Первые две книги трилогии романиста Роберта Годдарда « Большой мир» ( «Пути мира» и «Углы земного шара» ) сосредоточены вокруг дипломатических махинаций, которые составляют основу конференции.
- Paris 1919 (1973), третий студийный альбом валлийского музыканта Джона Кейла , назван в честь Парижской мирной конференции, а его заглавная песня исследует различные аспекты культуры и истории начала 20-го века в Западной Европе .
- «Опасный человек: Лоуренс после Аравии » (1992) - британский телевизионный фильм с Рэйфом Файнсом в роли Т. Э. Лоуренса и Александром Сиддигом в роли эмира Фейсала, изображающий их борьбу за создание независимого арабского государства на конференции.
- «Париж, май 1919 года» — эпизод 1993 года сериала «Хроники молодого Индианы Джонса» по сценарию Джонатана Хейлза и режиссёра Дэвида Хэйра , в котором Индиана Джонс показан работающим переводчиком с американской делегацией на Парижской мирной конференции.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шоуолтер, Деннис Э.; Ройд-Смит, Джон Грэм (30 октября 2023 г.). «Первая мировая война | История, краткое содержание, причины, участники боевых действий, потери, карта и факты» . Британника . Проверено 31 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Рене Альбрехт-Кэрри, Дипломатическая история Европы со времени Венского конгресса (1958), с. 363
- ^ Найберг, Майкл С. (2017). Версальский договор: краткая история . Издательство Оксфордского университета. п. ix. ISBN 978-0-19-065918-9 .
- ^ Jump up to: а б Эрик Гольдштейн. мировой Первой Мирные соглашения во время войны, 1919–1925 гг. , с. 49 Рутледж (2013)
- ^ Нельссон, составлено Ричардом (9 января 2019 г.). «Начинается Парижская мирная конференция – архив, январь 1919 года» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 27 апреля 2019 г.
- ^ Гольдштейн, Эрик (2013). Мирные соглашения Первой мировой войны, 1919–1925 гг . Рутледж. ISBN 978-1317883678 .
- ^
Циолковский, Теодор (2007). «6: Бог, который потерпел неудачу». Виды веры: светские суррогаты утраченных религиозных убеждений . Доступные издательские системы PTY, Ltd (опубликовано в 2011 г.). п. 231. ИСБН 978-1459627376 . Проверено 19 февраля 2017 г.
[...] Эберт убедил различные советы назначить выборы на 19 января 1919 года (день, следующий за датой, символической в истории Пруссии с тех пор, как 18 января 1701 года было основано Прусское королевство).
- ^
Михан, Джон Дэвид (2005). «4: Провал в Женеве». Доминион и восходящее солнце: Канада встречает Японию, 1929–41 . Ванкувер: UBC Press. стр. 76–77. ISBN 978-0774811217 . Проверено 19 февраля 2017 г.
Будучи первой неевропейской страной, получившей статус великой державы, Япония заняла свое место рядом с другой «Большой пятеркой» в Версале, даже если она часто была молчаливым партнером.
- ^ Энтони Лентин, «Германия: Новый Карфаген?» History Today (2012) 62 № 1 стр. 22–27 онлайн
- ^ Пол Бердсолл, Версаль двадцать лет спустя (1941) представляет собой удобную историю и анализ конференции. Более длинная и новейшая книга Маргарет Макмиллан « Миротворцы: Парижская мирная конференция 1919 года и ее попытка положить конец войне» (2002 г.), также опубликованная как «Париж 1919 г.: шесть месяцев, которые изменили мир» (2003 г.); Хороший краткий обзор - Алан Шарп, Версальское соглашение: установление мира после Первой мировой войны, 1919–1923 гг. (2-е изд. 2008 г.).
- ^ Тейлор, AJP (1966). Первая мировая война (изд. Пингвина). Хармондсворт (Лондон): Пингвин. п. 270. ИСБН 0-14-002481-6 .
- ^ Тейлор, AJP (1966). Первая мировая война (изд. Пингвина). Хармондсворт (Лондон): Пингвин. п. 270. ИСБН 0-14-002481-6 .
- ^ Алан Шарп, Версальское поселение: установление мира после Первой мировой войны, 1919–1923 (2-е изд. 2008 г.), глава 7
- ^ Эндрю Дж. Крозье, «Создание системы мандатов 1919–25: некоторые проблемы, созданные Парижской мирной конференцией», Журнал современной истории (1979) 14 № 3, стр. 483–513, JSTOR 260018 .
- ^ Роуленд, Питер (1975). «Человек на вершине, 1918-1922». Ллойд Джордж . Лондон: Barrie & Jenkins Ltd., с. 481. ИСБН 0214200493 .
- ^ Wm Луи, Роджер (1966). «Австралия и немецкие колонии в Тихом океане, 1914–1919». Журнал современной истории . 38 (4): 407–421. дои : 10.1086/239953 . JSTOR 1876683 . S2CID 143884972 .
- ^ Пол Бердсолл, Версаль двадцать лет спустя (1941), стр. 58–82.
- ^ Макмиллан, Париж, 1919 , стр. 98–106.
- ^ Скот Дэвид Брюс, колониальный эмиссар Вудро Вильсона: Эдвард М. Хаус и истоки мандатной системы, 1917–1919 (University of Nebraska Press, 2013)
- ^ Мунго МакКаллум (2013). Хорошее, плохое и невероятное: премьер-министры Австралии . Блэк Инк. с. 38. ISBN 978-1863955874 .
- ^ Зара С. Штайнер (2007). Погасший свет: Европейская международная история, 1919–1933 гг . Оксфорд УП. стр. 481–82. ISBN 978-0199226863 .
- ^ Симадзу (1998), стр. 14–15, 117.
- ^ «Документы по внешней политике Ирландии – Том 1» .
- ^ Джон К. Халсман (2009). Начать мир заново: Лоуренс Аравийский от Дамаска до Багдада . Издательство Святого Мартина. стр. 119–120. ISBN 978-0230100909 .
- ^ Снеллинг, Р.К. (1975). «Миротворчество, 1919 год: Австралия, Новая Зеландия и делегация Британской империи в Версале». Журнал истории Империи и Содружества . 4 (1): 15–28. дои : 10.1080/03086537508582446 .
- ^ Фитцхардинг, LF (1968). «Хьюз, Борден и представительство Доминиона на Парижской мирной конференции» . Канадский исторический обзор . 49 (2): 160–169. дои : 10.3138/chr-049-02-03 .
- ^ Маргарет Макмиллан, «Канада и мирные соглашения», в изд. Дэвида Маккензи, Канада и Первая мировая война (2005), стр. 379–408.
- ^ Снеллинг, Р.К. (1975). «Миротворчество, 1919 год: Австралия, Новая Зеландия и делегация Британской империи в Версале». Журнал истории Империи и Содружества . 4 (1): 15–28. дои : 10.1080/03086537508582446 .
- ^ Макмиллан, Париж, 1919, стр. 26–35.
- ^ Дэвид Робин Уотсон, Жорж Клемансо (1974), стр. 338–365
- ^ Амброзиус, Ллойд Э. (1972). «Вильсон, республиканцы и французская безопасность после Первой мировой войны». Журнал американской истории . 59 (2): 341–352. дои : 10.2307/1890194 . JSTOR 1890194 .
- ^ Jump up to: а б Трахтенберг, Марк (1979). «Репарации на Парижской мирной конференции». Журнал современной истории . 51 (1): 24–55 [с. 42]. дои : 10.1086/241847 . JSTOR 1877867 . S2CID 145777701 .
- ^ Jump up to: а б Трахтенберг (1979), с. 43.
- ^ Макмиллан, глава 22
- ^ Х. Джеймс Бургвин, Легенда об искалеченной победе: Италия, Великая война и Парижская мирная конференция, 1915–1919 (1993)
- ^ Х. Джеймс Бургвин, Легенда об искалеченной победе: Италия, Великая война и Парижская мирная конференция, 1915–1919 (1993)
- ^ Макмиллан, гл. 23
- ^ Макмиллан, гл. 23
- ^ Гордон Лорен, Пол (1978). «Права человека в истории: дипломатия и расовое равенство на Парижской мирной конференции». Дипломатическая история . 2 (3): 257–278. дои : 10.1111/j.1467-7709.1978.tb00435.x . S2CID 154765654 .
- ^ Симадзу, Наоко (1998). Япония, раса и равенство . Рутледж. ISBN 0-415-17207-1 .
- ^ «Поправка о расовом равенстве, Япония» . энциклопедия.com . 2007 . Проверено 12 января 2019 г. .
- ^ Симадзу, Наоко (1998). Япония, раса и равенство . Рутледж. ISBN 0-415-17207-1 .
- ^ «Поправка о расовом равенстве, Япония» . энциклопедия.com . 2007 . Проверено 12 января 2019 г. .
- ^ Макмиллан, Париж, 1919 г., с. 321
- ^ Файфилд, Рассел. «Политика Японии в отношении шантунгского вопроса на Парижской мирной конференции», Журнал современной истории (1951) 23:3, стр. 265–272. JSTOR 1872711 , перепечатка первичных японских источников.
- ^ Файфилд, Рассел. «Политика Японии в отношении шантунгского вопроса на Парижской мирной конференции», Журнал современной истории (1951) 23:3, стр. 265–272. JSTOR 1872711 , перепечатка первичных японских источников.
- ^ Макмиллан (2001), с. 3.
- ^ Jump up to: а б «Госдепартамент США; Исследование международной границы, граница между Иорданией и Сирией, № 94 – 30 декабря 1969 г., стр. 10» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 марта 2009 года.
- ^ Макмиллан, Париж 1919 (2001), с. 6.
- ^ Викиисточник
- ^ «First World War.com – Первичные документы – Мирный договор США с Австрией, 24 августа 1921 года» . Проверено 30 сентября 2015 г.
- ^ «First World War.com – Первичные документы – Мирный договор США с Венгрией, 29 августа 1921 года» . Проверено 30 сентября 2015 г.
- ^ Эллис, Уильям (3 декабря 1922 г.). «ДОЛГО СКРЫВАЕМЫЙ ОТЧЕТ КРЕЙНА И КИНГА О БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ – Американский мандат рекомендован в документе, отправленном Вильсону. ЛЮДИ ПРИЗЫВАЛИ НАС, не любили французов, не доверяли британцам и выступали против сионистского плана. СОЮЗНИКИ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЦЕЛЯМ Наш контроль спрятал бы свое место в Константинополе , Доминирование новых наций» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Рубенберг, Шерил (1986). Израиль и американские национальные интересы: критическое исследование . Издательство Университета Иллинойса . стр. 27 . ISBN 0-252-06074-1 .
- ^ Макмиллан (2001), с. 83.
- ^ Честер, 1921, с. 6
- ^ Макмиллан, Париж, 1919 г. , стр. 322–345.
- ^ Сет П. Тиллман, Англо-американские отношения на Парижской мирной конференции 1919 года , стр. 136, Издательство Принстонского университета (1961).
- ^ Джон М. Томпсон Россия, большевизм и Версальский мир , с. 76 Издательство Принстонского университета (1967)
- ^ Джон М. Томпсон Россия, большевизм и Версальский мир с. 78 Издательство Принстонского университета (1967)
- ^ Астон 2010 , с. 3.
- ^ Лоуренс Дж. Орзелл, «Горячо спорный» вопрос: Восточная Галиция на Парижской мирной конференции, 1919 г.», Polish Review (1980): 49–68. JSTOR 25777728 .
- ^ Яковенко, Наталья (2002). «Украина в британских стратегиях и концепциях внешней политики, 1917–1922 и после». Восточноевропейский ежеквартальный журнал . 36 (4): 465–479.
- ^ Молодежь БНФ. «Четыре правительства БНР на международной арене в 1918–1920 гг.». Архивировано из оригинала 3 июля 2013 года . Проверено 30 сентября 2015 г.
- ^ Финк, Кэрол (1996). «Парижская мирная конференция и вопрос о правах меньшинств». Мир и перемены . 21 (3): 273–288. дои : 10.1111/j.1468-0130.1996.tb00272.x .
- ^ Финк, «Парижская мирная конференция и вопрос о правах меньшинств»
- ^ Эдмунд Ян Османчик (2003). Энциклопедия Организации Объединенных Наций и международных соглашений: от A до F. Рутледж. п. 1812. ISBN 978-0415939218 .
- ^ Суни, Рональд Григор (1994). Становление грузинской нации (2-е изд.). Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 154. ИСБН 0253209153 .
- ^ Харт-Ландсберг, Мартин (1998). Корея: раскол, воссоединение и ежемесячный обзор внешней политики США. п. 30.
- ^ Манела, Эрез (2007) Вильсоновский момент, стр. 119–135, 197–213.
- ^ Ким, Сын Ён (2009). Американская дипломатия и стратегия в отношении Кореи и Северо-Восточной Азии, 1882–1950 и после, стр. 64–65.
- ^ Болдуин, Фрэнк (1972). Движение Первого марта: корейский вызов и японский ответ
- ↑ Заявление Сионистской организации относительно Палестины. Архивировано 24 декабря 2014 г. в Wayback Machine , 3 февраля 1919 г.
- ^ Лундгрен 2020 , стр. 63–73.
- ^ Мотта, Джузеппе (2011). «Борьба за балканскую латынь. Арумыны до Первой мировой войны» (PDF) . Средиземноморский журнал социальных наук . 2 (3): 252–260. дои : 10.5901/mjss.2011.v2n3p252 . ISSN 2039-2117 .
- ^ Jump up to: а б Сигел, Мона Л. (6 января 2019 г.). В гостиных Парижа: Межсоюзная женская конференция 1919 года . 133-е заседание Американской исторической ассоциации .
- ^ Jump up to: а б «Пакт Лиги Наций» . Проект Авалон . Йельская школа права – Юридическая библиотека Лилиан Голдман.
- ^ Гао, Юньсян (2021 г.). Вставай, Африка! Ревешь, Китай! Чернокожие и китайские граждане мира в двадцатом веке . Чапел-Хилл, Северная Каролина: Издательство Университета Северной Каролины . ISBN 9781469664606 .
- ^ Первая мировая война - Уиллмотт, HP, Дорлинг Киндерсли, 2003, стр. 292–307.
- ^ Хобсбаум 1992 , с. 133.
- ^ Хобсбаум 1992 , с. 67
- ^ Гаддис 2005 , с. 121
- ^ Макфадден 1993 , с. 191 .
- ^ Энтони Лентин, «Несколько типов двусмысленности: Ллойд Джордж на Парижской мирной конференции». Дипломатия и управление государством 6.1 (1995): 223–251.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Астон, Шарлотта (2010). Создатели современного мира: Антониус Пийп, Зигфридс Мейеровиц и Аугустус Вольдемарас . Лондон, Великобритания: Haus Publishing. ISBN 978-1905791-71-2 .
- Альбрехт-Кэрри, Рене. Италия на Парижской мирной конференции (1938 г.) [ ISBN отсутствует ]
- Амброзиус, Ллойд Э. Вудро Вильсон и американская дипломатическая традиция: борьба за договор в перспективе (1990)
- Андельман, Дэвид А. Разрушенный мир: Версаль 1919 года и цена, которую мы платим сегодня (2007), популярная история, в которой подчеркивается множество долгосрочных катастроф, вызванных Договором.
- Бейли; Томас А. Вильсон и миротворцы: объединение Вудро Вильсона и утраченного мира и Вудро Вильсона и Великого предательства (1947)
- Бердсолл, Пол. Версаль двадцать лет спустя (1941 г.), хорошо сбалансированный старый отчет
- Бемеке, Манфред Ф. и др. , ред. Версальский договор: переоценка спустя 75 лет (1998 г.). Большая коллекция важных статей ученых.
- Брюс, Скот Дэвид, колониальный эмиссар Вудро Вильсона: Эдвард М. Хаус и истоки мандатной системы, 1917–1919 (University of Nebraska Press, 2013).
- Клементс, Кендрик, А. Вудро Вильсон: мировой государственный деятель (1999).
- Корнелиссен, Кристоф и Арндт Вайнрих, ред. Написание Великой войны – Историография Первой мировой войны с 1918 года по настоящее время (2020); полное покрытие крупнейших стран.
- Купер, Джон Мильтон . Вудро Вильсон: Биография (2009), научная биография; стр. 439–532 отрывок и текстовый поиск
- Диллон, Эмиль Джозеф. Внутренняя история мирной конференции (1920) онлайн
- Докрилл, Майкл и Джон Фишер. Парижская мирная конференция 1919 года: мир без победы? (Спрингер, 2016).
- Фергюсон, Найл. Жалость войны: объяснение Первой мировой войны (1999), экономические вопросы в Париже, стр. 395–432.
- Думанис, Николас, изд. Оксфордский справочник по европейской истории, 1914–1945 (2016), глава 9.
- Фромкин, Дэвид . Мир, который положит конец всему миру , падение Османской империи и создание современного Ближнего Востока , Макмиллан, 1989.
- Гэддис, Джон Льюис (2005). Холодная война . Лондон: Аллен Лейн . ISBN 978-0-713-99912-9 .
- Гельфанд, Лоуренс Эмерсон. Расследование: подготовка Америки к миру, 1917–1919 (Йельский университет, 1963).
- Гиннекен, фургон Anique HM. Исторический словарь Лиги Наций (2006)\
- Грин, Теодор, изд. Уилсон в Версале (1949) краткие выдержки из научных исследований. онлайн бесплатно
- Хендерсон, В. О. «Мирное соглашение, 1919 г.» History 26.101 (1941): 60–69. онлайн -историография
- Хениг, Рут. Версаль и после: 1919–1933 (2-е изд. 1995 г.), 100 страниц; краткое вступление ученого
- Хобсбаум, Э.Дж. (1992). Нации и национализм с 1780 года: программа, миф, реальность . Канто (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-43961-9 .
- Хобсбаум, Э.Дж. (1994). Эпоха крайностей: короткий двадцатый век, 1914–1991 гг . Лондон: Майкл Джозеф . ISBN 978-0718133078 .
- Кейнс, Джон Мейнард, «Экономические последствия мира» (1920), известная критика со стороны ведущего экономиста, полный текст онлайн.
- Дмитрий Кицикис , Роль экспертов на Мирной конференции 1919 года , Оттава, Издательство Оттавского университета, 1972.
- Дмитрий Кицикис , Пропаганда и давление в международной политике. Греция и ее требования на Мирной конференции, 1919–1920 гг ., Париж, Presses universitaire de France, 1963.
- Стук, Томас Дж. Чтобы положить конец всем войнам: Вудро Вильсон и поиски нового мирового порядка (1995)
- Ледерер, Иво Дж., изд. Версальское соглашение: было ли оно обречено на провал? (1960) краткие выдержки из ученых
- Лентин, Антоний. Вина в Версале: Ллойд Джордж и предыстория умиротворения (1985)
- Лентин, Антоний. Ллойд Джордж и утраченный мир: от Версаля до Гитлера, 1919–1940 (2004)
- Ллойд Джордж, Дэвид (1938). Правда о мирных договорах (2 тома) . Лондон: Victor Gollancz Ltd.
- Лундгрен, Сванте (2020). Почему ассирийское лоббирование на Парижской мирной конференции потерпело неудачу? . Хронос: Журнал истории Баламандского университета. стр. 63–73.
- Макалистер-Смит, Питер, Швицке, Иоахим: Дипломатические конференции и конгрессы. Библиографический сборник государственной практики с 1642 по 1919 гг ., В. Нойгебауэр, Грац, Фельдкирх, 2017 г., ISBN 978-3-85376-325-4 .
- Макфадден, Дэвид В. (1993). Альтернативные пути: Советы и американцы, 1917–1920 гг . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-195-36115-5 .
- Макмиллан, Маргарет. Миротворцы: Парижская мирная конференция 1919 года и ее попытка положить конец войне (2001 г.), также опубликованная как Париж 1919 г.: шесть месяцев, которые изменили мир (2003 г.); влиятельный опрос
- Майер, Арно Дж. (1967). Политика и дипломатия миротворчества: сдерживание и контрреволюция в Версале, 1918–1919 гг . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф .
- Николсон, Гарольд (2009) [1933]. Миротворчество, 1919 год . Лондон: Фабер и Фабер . ISBN 978-0-571-25604-4 . Архивировано из оригинала 30 марта 2012 года.
- Пакстон, Роберт О. и Джули Хесслер. Европа в двадцатом веке (2011), стр. 141–78.
- Маркс, Салли. Иллюзия мира: международные отношения в Европе 1918–1933 гг. (2-е изд. 2003 г.)
- Маркс, Салли. «Ошибки и мифы: союзники, Германия и Версальский договор, 1918–1921». Журнал современной истории 85.3 (2013): 632–659. онлайн
- Майер, Арно Дж., Политика и дипломатия миротворчества: сдерживание и контрреволюция в Версале, 1918–1919 (1967), левый
- Ньютон, Дуглас. Британская политика и Веймарская республика, 1918–1919 (1997). 484 стр.
- Пеллегрино, Энтони; Дин Ли, Кристофер; Алекс (2012). «Историческое мышление посредством моделирования в классе: Парижская мирная конференция 1919 года». Информационный центр: журнал образовательных стратегий, проблем и идей . 85 (4): 146–152. дои : 10.1080/00098655.2012.659774 . S2CID 142814294 .
- Робертс, Присцилла. «Уилсон, колониальные империи Европы и проблема империализма», в издании Росса А. Кеннеди, « Товарищ Вудро Вильсона» (2013), стр: 492–517.
- Швабе, Клаус. Вудро Вильсон, революционная Германия и миротворчество, 1918–1919: миссионерская дипломатия и реалии власти (1985)
- Шарп, Алан. Версальское соглашение: миротворчество после Первой мировой войны, 1919–1923 гг. (2-е изд. 2008 г.)
- Шарп, Алан (2005). «Исполнение Версальского договора 1919–1923 гг.». Дипломатия и государственное управление . 16 (3): 423–438. дои : 10.1080/09592290500207677 . S2CID 154493814 .
- Наоко Симадзу (1998), Япония, Раса и равенство , Routledge, ISBN 0-415-17207-1
- Штайнер, Зара. Огни, которые погасли: Европейская международная история 1919–1933 (Оксфордская история современной Европы) (2007), стр. 15–79; основная научная работа
- Трахтенберг, Марк (1979). «Репарации на Парижской мирной конференции». Журнал современной истории . 51 (1): 24–55. дои : 10.1086/241847 . JSTOR 1877867 . S2CID 145777701 .
- Уолворт, Артур. Вильсон и его миротворцы: американская дипломатия на Парижской мирной конференции, 1919 (1986) 618 стр.
- Уолворт, Артур (1958). Вудро Вильсон, Том I, Том II . Лонгманс, Грин. ; 904 стр; полноценная научная биография; лауреат Пулитцеровской премии; онлайн бесплатно; 2-е изд. 1965 год
- Уотсон, Дэвид Робин. Жорж Клемансо: Политическая биография (1976) 463 стр.
- Сюй, Гоци. Азия и Великая война - общая история (Oxford UP, 2016) онлайн [ постоянная мертвая ссылка ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- План рассадки участников Парижской мирной конференции – живое наследие парламента Великобритании
- Фрэнсис Стивенсон – Дневник Парижской мирной конференции – Живое наследие парламента Великобритании
- Фрэнсис Стивенсон – Удостоверение личности Парижской мирной конференции – Живое наследие парламента Великобритании
- Шарп, Алан: Парижская мирная конференция и ее последствия , в: 1914–1918 - онлайн. Международная энциклопедия Первой мировой войны .
- Отрывки из документального фильма NFB Париж 1919 г.
- Выборка карт, используемых американскими делегатами, хранящихся в Библиотеке Американского географического общества , Университет Висконсина в Милуоки.
- Парижская мирная конференция (1919–1920)
- 1919 год в международных отношениях
- 1920 год в международных отношениях
- конференции 1919 года
- конференции 1920 года
- Жорж Клемансо
- Президентство Вудро Вильсона
- Конференции в Париже
- 1919 год в Париже
- 1920 год в Париже
- Дипломатические конференции 20-го века
- Дипломатические конференции во Франции
- Дэвид Ллойд Джордж
- Элефтериос Венизелос