Предыстория Китая
Самое раннее заселение человеком территории нынешнего Китая относится к нижнему палеолиту ок. 1,7 миллиона лет назад, о чем свидетельствуют археологические находки, такие как Юаньмоу Ман . ( предшествовавшими ок . 1600 – ок . Культуры Эрлитоу (ок. 1900 – ок. 1500 до н. э.) и Эрлиганг 1400 до н . э. ), населявшие долину Хуанхэ , были цивилизациями бронзового века, историческим записям, которые впервые появились ок. 1250 – ок. 1200 г. до н. э. в Иньсюй , в эпоху позднего Шан .
Часть серии о |
История Китая |
---|
![]() |
Палеолит
[ редактировать ]Период палеолита в палеогеографии относится к этапу развития цивилизации, на котором человек начал использовать каменные орудия труда в качестве основного средства труда, и является ранним этапом каменного века . Этот период обычно определяется примерно как 2,6 млн. [1] или от 2,5 миллионов лет назад (первое производство каменных орудий трудоспособным человеком) до 12 000 лет назад. [2] (возникновение земледельческой цивилизации ). В целом этот период делится на три части: нижний, средний и верхний палеолит, за которым следует мезолит. [3]
Люди палеолита обычно жили племенами и существовали за счет собирательства растений и охоты на диких животных. [4] Хотя в эту эпоху люди также использовали деревянные и костяные орудия, для периода палеолита характерно использование каменных орудий, изготовленных путем ковки камней. Другие материалы, такие как кожа и растительные волокна, также подходят для изготовления инструментов, но природа этих материалов не позволяет использовать их в более широком диапазоне применений. В период палеолита люди резко эволюционировали от раннего homo sapiens до анатомически современных людей. [5] На последних этапах палеолита люди начали создавать самое раннее искусство и стали участвовать в религиозных и духовных сферах, таких как похороны и ритуалы . [4] [5] [6]

Ранний период
[ редактировать ]Распространение раннепалеолитических культур на территории Китая было широко распространено. Китайские палеолитические культуры, датируемые 1 миллионом лет назад , включают культуру Сиходу , каменные орудия Юаньмоу Ман , культуру Кехе , человеческую культуру Ланьтянь и стоянку Дунгуто . [7] Менее 1 миллиона лет назад памятники представлены на севере культурой пекинского человека на участке 1 Чжоукоудянь, а на юге - пещерной культурой Гуаньинь в пещере Гуаньинь в Цяньси, Гуйчжоу . В целом, китайские культуры раннего палеолита в основном похожи на олдованские культуры и, похоже, не демонстрируют технологических достижений ашельской культуры Запада. Однако некоторые ученые полагают, что в этот период мог происходить обмен между китайской палеолитической культурой и западной ашельской культурой. [8]
Средний палеолит
[ редактировать ]Среднепалеолитическую культуру в Китае может представить стоянка Динцунь обнаруженная в Сянфэне , провинции Шаньси . Также более важными являются культура местности Чжоукоудянь 15 и культура Шаньси Янгао Сюйцзяяо. [9] Среднепалеолитические культуры Китая сохранили типы и методы обработки более ранних культур. Несмотря на небольшие изменения в типах и небольшие достижения в технологии, все они развивались медленно. Одной из примечательных особенностей является отсутствие значительного развития техники леваллуа . [10]
Более поздний период
[ редактировать ]В эпоху позднего палеолита количество стоянок увеличилось, культурные реликвии стали богаче, технологии значительно продвинулись, а культурные типы стали более разнообразными. В Северном и Южном Китае , а также в других регионах существуют культурные типы одного возраста, но с разными технологическими традициями. [8] : 237–239
На севере Китая существует традиция изготовления мелких каменных орудий, унаследованная от предыдущего периода, важными представителями которой являются стоянки Саравусу, культура Чжию, стоянки Сяонаньхай и стоянки Шаньдиндун . [11] Существует тип культуры Клинка, представленный культурой Шуйдунгоу в Линву , Нинся , которая имеет немалое сходство со своими западными современниками. Существуют также типичные микролитические культуры , обнаруженные после 1970-х годов, такие как культура Сячуань в Циньшуе , Шаньси , и культура Хутулян на стоянке Хутулян в Янъюане , Хэбэй . [12]
На северо-востоке важные памятники, относящиеся к этому периоду, включают стоянку Сяогушань в Хайчэне, Ляонин , и стоянку Яньцзяган в Харбине , Хэйлунцзян . [13]
На юге в этот период возникло несколько региональных культур, таких как тип культуры Фулинь, названный в честь стоянки Фулинь в Ханьюане , Сычуань , тип культуры Тунлян, представленный стоянкой Чжан Эртан в Тунляне, Чунцин , и тип культуры Маомао, первоначально обнаруженный на объекте Маомао в Синъи, Гуйчжоу . [14]
найден ряд палеолитических культурных памятников, относящихся к этому периоду или несколько позже Кроме того, в Тибете , Синьцзяне и Цинхае . В целом основная характеристика культур этого периода состоит в том, что, за исключением немногих памятников, производство клинковых ремесел и костяных и роговых орудий было развито не очень хорошо. [15]
Мезолит
[ редактировать ]Период мезолита в Китае, между верхним палеолитом и ранним неолитом, характеризовался изготовлением микролитов и поэтому также известен как «период микролита». Примерно 10 000–7 000 лет назад Китай находился в периоде мезолита, а культуры последовательно вступали в период неолита через одно или два тысячелетия, относительно короткий промежуток времени. Существуют также Шаюаньская культура Шаюань в Дали , Шэньси , Линцзинская культура Линцзин в Сюйчане , Хэнань , и Сячуаньская культура Сячуань в Циньшуе , Шаньси . [16]
неолит
[ редактировать ]Период неолита характеризовался постепенным переходом от собирательства к производству продуктов питания, а также развитием каменных орудий от рудиментарных до специализированных. С появлением сельского хозяйства у людей появилось более надежное снабжение продовольствием; Появление долговременных племен привело к усложнению проживания группами; люди начали использовать абстрактные символы для изображения конкретных вещей, и появилось изобразительное искусство. Неолитическая «революция» стала важным этапом в истории человечества. [17] : 17
Культуры Пейлиган и Цишан
[ редактировать ]Культура Пейлиган и культура Цишан — самые ранние неолитические культуры в Китае, которые до сих пор были обнаружены в археологии. [18] Обе культуры уже имели земледелие, но большое количество раскопок семян деревьев, рыбьих костей и костей животных указывает на то, что сбор пищи все еще имел большое значение. Наличие сельскохозяйственных орудий, зерна и домашних животных означает, что значительная часть продуктов питания уже поставлялась за счет производства. раннего неолита Керамика изготавливалась вручную, но ее обжигали при температуре более 900 °C (1650 °F), и формы уже были довольно сложными, с множеством мотивов и даже несколькими рисунками . Многие из форм керамики культур Пейлиган и Цишань также встречаются в поздней культуре Яншао , где узоры из веревок и красочные картины еще более распространены. Круглые и квадратные полуподземные жилища также возникли в культурах Пейлиган и Цишань, то же самое наблюдается и в деревенских стоянках культуры Яншао. [19] Все это показывает, что культура Пейлиган и культура Цишань являются предшественниками культуры Яншао. Памятники культуры Пейлиган расположены в основном в центральной части провинции Хэнань . Что касается возраста, определенного методом радиоуглеродного датирования , культура Пейлиган имеет три данных: 5935 ± 480 г. до н.э., 5195 ± 300 г. до н.э. (5879 г. до н.э. после дендрохронологической коррекции) и 7350 ± 1000 г. до н.э. Культура Эгоу Бэйган, примерно современница Пейлиганга, датируется 5315–5025 гг. До н.э. (с поправкой на 5916–5737 гг. До н.э.). Основными артефактами культуры Пейлиган являются каменные шлифовальные диски на ножках, каменные шлифовальные шесты, узкие и плоские каменные лопаты с двояко загнутыми краями и каменные косы с зазубренными зубьями, которые, очевидно, являются орудиями, связанными с сельскохозяйственным производством, а их керамический комплекс включает фигурки свиней. ' головы. [17] : 20
- Цзяху Гуди, раскопанный на месте Цзяху между 7000 и 5700 лет назад, является самым ранним, наиболее хорошо сохранившимся и самым многочисленным музыкальным инструментом в мире, на котором до сих пор можно играть. На раскопанном панцире черепахи есть 16 символов Цзяху, датированных примерно 6600 годом до нашей эры, но их нельзя окончательно идентифицировать как письменные. [20]
- Основные памятники стоянки Цишань расположены в южной части Хэбэя и северной части провинции Хэнань . Данные по стоянке кишанской культуры датированы 5405–5110 гг. до н.э. (с поправкой на 6005–5794 гг. до н.э.). В подвале памятника культуры Цишан были обнаружены кучки разложившихся зерен, которые, по оценкам, были, вероятно, кукурузой . В Цишане также было обнаружено большое количество скелетов свиней и собак. Поскольку связь между культурой Цишан и культурой Пейлиган близка, некоторые ученые выдвигают идею единой «культуры Пейлиган-Цишан», в то время как другие полагают, что это два разных культурных типа с некоторыми общими чертами. [21] В целом кажется, что культура Пейлиган ближе к поздней части культуры Цишан. [22]
Культура Яншао
[ редактировать ]
Культура Яншао — основное направление неолитической культуры в бассейне Хуанхэ , распространенное по всей территории Хэнани , Шаньси , Шэньси , Хэбэя , Ляодуна, Нинся , южной Внутренней Монголии , провинции Хэнань и северо-западной части Хубэя, включая всю Центральную равнину и район Гуаньшань. Датирование по углероду-14 широко использовалось: результаты датируются примерно 4515–2460 годами до нашей эры (с поправкой на 5150–2960 годы до нашей эры) с продолжительностью более двух тысяч лет. Культуру Яншао может представить деревня Банпо в провинции Шэньси; конечно, существует несколько типов культуры Яншао, представленных сквозь временные и пространственные границы.
Культура Яншао значительно развила сельское хозяйство . Деревни были довольно большими, порядка квадратных километров. Жилища обычно квадратные или круглые, полуподземные, разделенные на внутренние и внешние камеры, с плоским или даже меловым полом. В палатах часто имеются остатки сгоревших костров. Племена часто располагались на речных террасах. В некоторых случаях участки в хорошем состоянии могут охватывать несколько несмежных культурных слоев , что позволяет предположить, что сельское хозяйство практиковалось в форме кочевого земледелия. Но племенная миграция часто зависела от условий, благоприятных для земледелия, так что одно и то же место могло быть последовательно занято людьми, переселившимися и основавшими оседлое племя.
На территории Баньпо, Сиань, Шэньси, имеется как минимум два культурных слоя: руины и подвалы одного слоя накладываются на остатки другого, разделенного слоями почвы, попеременно насыщенной семенами трав и древесной пыльцой. Только при подсечном способе возделывания возможно такое чередование деревьев и травы на одном участке. Племя Банпо, возможно, имело сотни жилищ, причем жилища и пещеры-хранилища были сосредоточены в центре поселения, окруженного глубоким рвом. К северу от стоянки Банпо находится коммунальное кладбище, где захоронены останки детей и взрослых, причем территория живых и мертвых четко разделена. В деревне также есть большой дом, который, возможно, служил местом собраний всей деревни или какого-либо другого общественного мероприятия. Предполагается, что племена культуры Яншао, по-видимому, обладали определенной степенью политической организации и чувством самогруппировки. Феномен захоронения на кладбищах отражает выход группового сознания за пределы времени. [23]
В сельском хозяйстве Яншао преобладало выращивание проса и других зерновых культур; в пещерах-хранилищах на нескольких участках были найдены зерна типа проса. На территории Банпо также были раскопаны керамические кувшины для хранения семян овощей. Домашний скот в основном состоял из свиней и собак, коров и овец было меньше. Сельскохозяйственные инструменты включают каменные мотыги и лопаты для вспашки, каменные ножи и топоры для валки деревьев, а также каменные точилки для общей очистки. Сельское хозяйство Яншао было продуктивным до такого уровня, что пещеры для хранения были разбросаны по всей деревне, что ясно указывает на избыток продовольствия. культуры Яншао Керамика часто украшена росписью. По этой причине археологи когда-то называли культуру Яншао «культурой цветной керамики». Мотивы включают геометрические формы и плавные неправильные линии, а также довольно реалистичные или живописные изображения, например, рыб, свиней, лягушек, овец, человеческих голов и тому подобное. Некоторые из этих элементарных гравюр и картин имеют символические функции до такой степени, что некоторые ученые считают образцы керамики Яншао формой письма. В целом культура Яншао по социальной организации, уровню производства и использованию абстрактных символов имеет значительную степень развития. Культура Яншао имеет долгую историю, доминирует на Центральных равнинах и оказала немалое влияние на неолитические культуры окружающих соседних регионов. [23]
Луншаньская культура
[ редактировать ]
Непосредственно вслед за культурой Яншао поздненеолитической культурой на Центральных равнинах стала культура Луншань, которая была более широко распространена и богаче по содержанию.
Во времена культуры Яншао развитие сельского хозяйства стабилизировало снабжение продовольствием, что привело к увеличению населения. Таким образом, с одной стороны, произошел переток населения для образования новых поселений и распространения культуры на территории, никогда ранее не заселенные людьми. С другой стороны, также из-за ограниченности пространства, доступного для проживания, жителям кластера пришлось селиться в одном и том же месте на постоянной основе. Таким образом, культура Луншань каждого региона весьма локализована. Что касается культуры Луншань на Центральных равнинах, существовали культура Хэнань Луншань, культура Шэньси Луншань, культура Шаньдун Луншань, из которых культура Хэнань Луншань образовала прямых потомков культуры Яншао. [24]
Луншаньская культура провинции Хэнань занимала районы Цзинань и Цзинань, главным образом по среднему и нижнему течению Желтой реки . Промежуточным типом от культуры Яншао к культуре Луншань в провинции Хэнань является Мяодигоу II в приграничной зоне Хэнани, Цзинь и Шэньси, чья дата углерода 14 составляет 2310 ± 95 лет до нашей эры (с поправкой на 2780 ± 145 лет до нашей эры). Напротив, вся культура Хэнань Луншань датируется периодом с 2100 по 1810 год до нашей эры (с поправкой на 2515–2155 годы до нашей эры). Луншаньская культура Шэньси сопоставима по возрасту и также унаследовала неолитическую культуру Мяодигоу II. [24]
Луншаньская культура провинции Хэнань развивалась на основе культуры Яншао, при этом в ее содержании произошли некоторые изменения. Сельскохозяйственные инструменты включают Лей Си , серп и костяную лопатку. Сельскохозяйственной продукцией по-прежнему были в основном кукуруза и зерно , но урожай, похоже, был намного больше. Инструментами плотников были уже не топоры для рубки, а скорее обрабатывающие инструменты для резки. Керамика в компонентах колесной системы значительно увеличилась. В целях самообороны в деревнях были стены из утрамбованной земли, и между деревнями, очевидно, велись войны. Некоторые раненые скелеты были брошены кучами в ямах и пещерах, вероятно, тоже жертвы войны. Возникли религиозные верования, и гадания по костям и специальные погребальные обряды достаточны, чтобы указать направление этого развития. Керамика из яичной скорлупы с ее тонкими и твердыми стенками не предназначалась для повседневного использования, и эта специализированная посуда была разработана для религиозных также церемоний. Поклонение предкам также было узаконено. Разделение социального статуса и занятий внутри одного сообщества создало явление социальной дифференциации, которая также связана с растущей сложностью и организованностью сообщества. Поселения были более постоянными, а потому имели более четкое чувство общности, что выражалось и в индивидуальных особенностях местных культур. Однако плотность размещения поселений по сравнению с прежними временами возросла, и межгрупповые контакты и обмены были неизбежны. Соседние поселения должны взаимодействовать друг с другом, поэтому характеристики местной культуры соседних районов часто схожи, с востока на запад или с юга на север, видимые культурные различия показывают постепенный процесс, и трудно найти четкую границу. -перерезать линию разграничения местной культуры. В целом влияние культуры Луншань распространялось за пределы Центральных равнин. [24]
Бронзовый век
[ редактировать ]
Китай вступил в бронзовый век и прошел несколько этапов развития: ранний, средний и поздний. Некоторые ученые разделили бронзовый век Китая от династий Шан и Чжоу до периода Воюющих царств на четыре фазы: расцвет, упадок, середина становления и упадок. Некоторые ученые также разделили этот период на пять этапов: до Инь Шан , поздний Инь Шан, Западный Чжоу , доВосточный Чжоу и поздний Восточный Чжоу. [25]
Бронзовые культуры по всему Китаю имеют свои особенности и стили и могут быть разделены на различные региональные типы. Самые ранние раскопанные бронзовые предметы в Китае (2900–2740 гг. До н.э.) принадлежат культуре Маджиаяо в Ганьсу. Академик Чжан Гуанчжи в своей книге «Бронзовый век Китая » первым четко указал, что времена династий Ся , Шан и Чжоу были периодом расцвета бронзового века, за которым следовал период Весны и Осени и период Воюющих царств . Хоумуву - дин — самый большой и тяжелый бронзовый сосуд , когда-либо найденный в Китае. Академик Ду Чжэншэн указывал в «Древнем обществе и государстве» , что от каменного века до бронзового века в Китае не было никакого прорыва в развитии орудий производства, а были лишь классовые и социальные изменения, и что бронза в основном использовалась как церемониальное оружие и оружие войны как символ политической власти. [25]
Культура Эрлитоу
[ редактировать ]Культура Эрлитоу считается началом бронзового века в Китае. [26] Культура Эрлитоу включает в себя как культуру объекта Эрлитоу, так и культурный ландшафт, отраженный в сотнях объектов, которые имеют культурные особенности объекта Эрлитоу в дополнение к объекту Эрлитоу. Городище Эрлитоу и культура Эрлитоу стали признаны ключевыми объектами исследования для установления историчности династии Ся . Широкое географическое распространение материальной культуры Эрлитоу может указывать на то, что общество того времени перешло от плюралистической ситуации, когда ряд конкурирующих политических образований существовали бок о бок, к периоду обширного династического королевского государства. [27]
Культуру Эрлитоу , как самый ранний остаток обширного королевского государства в Восточной Азии , можно назвать «самым ранним Китаем». Цивилизационные основы культуры Эрлитоу стали основой китайской цивилизации благодаря наследованию и отказу между династиями эпох Шан и Чжоу. Городище Эрлитоу является тезкой культуры Эрлитоу и предварительно было признано местом расположения столицы середины и конца династии Ся. [28]
Эрлиганская культура
[ редактировать ]Культура Эрлиган — это тип культуры, названный в честь культурных остатков династии Шан на территории Эрлиган в Чжэнчжоу , Хэнань . Также известная как культура Шан периода Эрлиган, это археологическая культура раннего бронзового века между культурой Эрлитоу Ся и культурой Иньсюй позднего Шан. [29]
В 1950 году археологи впервые обнаружили новый тип останков на стоянке Эрлиган, которая расположена в двух милях к юго-востоку от старого города Чжэнчжоу , и поскольку стоянка Эрлиган является самым ранним типичным местом, где могут быть обнаружены такого рода культурные останки. Установлено, что название эрлиганской культуры было предложено в 1954 году. [29]
Согласно археологическим открытиям, к этой эпохе относятся дошанская династия с центром в Эрлигане в Чжэнчжоу, такие памятники периода Инь-Шан, как Люлигэ в Хуэсяне и Дунгангоу в Лояне . [30]
Поздний Шан
[ редактировать ]После недолгой оккупации Хуанбэя , [31] Заключительная часть династии Шан была сосредоточена в деревне Сяотунь в Аньяне , на верхних уровнях парка Чжэнчжоу, а также на месте храма Тайшань и захоронениях в Лояне . Есть также гробницы, относящиеся к этой эпохе. Иньсюй - первая задокументированная и археологически подтвержденная столица в истории Китая , датируемая примерно концом 14-го века - серединой 11-го века до нашей эры. С момента открытия Иньсюя было раскопано около 150 000 костей оракула с иероглифами. На этих надписях на костях оракула было идентифицировано более 5000 отдельных иероглифов, и около 1700 китайских иероглифов можно распознать . Информация, записанная в костях оракула, расширяет достоверную историю письменных источников в Китае до династии Шан, а современные китайские иероглифы произошли от костей оракула. [32] Есть также десятки тысяч предметов керамики , около 1500 штук бронзовых церемониальных предметов, около 3500 штук бронзового оружия , около 2600 штук нефрита , более 6500 штук каменных орудий и более 30 000 штук костяных орудий . [33]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Тот, Николас; Шик, Кэти (2007). «Обзор палеолитической археологии». У Винфрида Хенке; Ян Таттерсолл (ред.). Справочник палеоантропологии . Берлин, Гейдельберг: Springer. п. 1963. doi : 10.1007/978-3-540-33761-4_64 . ISBN 978-3-540-32474-4 .
- ^ Ван Цзяфань (王家峰) (2011). Университет китайской истории [ История Китая для университетов ] (на китайском языке). Пекин: Пресса о высшем образовании. стр. 43–44. ISBN 9787040233247 .
- ^ Чжан Чи (1999). «Мезолит и неолит в Китае» . Документа Преисторика . 26 . Перевод Ли Миня: 1–13. УДК 903(510)"633/634". Архивировано из оригинала 7 апреля 2018 года.
- ^ Перейти обратно: а б Макклеллан, Джеймс Э. III; Дорн, Гарольд (2006). Наука и техника во всемирной истории: Введение . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 6–12. ISBN 9781421417752 .
- ^ Перейти обратно: а б Либерман, Филипп (1991). Уникально человек: эволюция речи, мышления и бескорыстного поведения . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674921832 .
- ^ Кусимба, Сибель Барут (2003). Африканские собиратели: окружающая среда, технологии, взаимодействие . Серия африканской археологии, том. 4. Роуман Альтамира. п. 285. ИСБН 9780759101548 .
- ^ Ван Жэньсян (王仁湘), Цзя Сяобин (賈笑冰) (1998). Китайская доисторическая культура [ Доисторические культуры Китая ] (на китайском языке). Коммерческая пресса. п. 142–143. ISBN 9787507832006 .
- ^ Перейти обратно: а б Ван Вэй (王伟) (2014). Словарь китайской археологии [ Словарь китайской археологии ] (на китайском языке). Шанхай: Издательство Shanghai Classics. п. 122. ИСБН 978-7-5326-4027-0 .
- ^ Пей Шувэнь; Ли Сяоли; Лю Дэченг (2009); Дискуссия о среде обитания древних людей на стоянке Дунгуто в бассейне Нихевань. [Дискуссия о среде выживания древних людей на стоянке Дунгуто]. Научный бюллетень (на китайском языке). 19 : 2895–2901.
- ^ Гао Син (高星) (2014). Археологические свидетельства непрерывной эволюции популяций Восточной Азии в плейстоцене и обсуждение связанных с этим вопросов. Археологические свидетельства последовательной эволюции плейстоценовых популяций Восточной Азии и обсуждение связанных с этим вопросов. Acta Anthropologica Sinica . 3 : 237–252. doi : 10.16359/j.cnki.cn11-1963/q.2014.03.006 .
- ^ Руины пещерного человека [Искусственное историческое место Шаньдиндун]. Музей Чжоукоудянь (на китайском языке). 17 января 2017 года. Архивировано из оригинала 30 июня 2017 года . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Чэнь Минъюань (2014); Микролитическое мастерство, композитные инструменты, культура бамбука. [Микролитные поделки, композитные орудия труда, культура бамбука]. форум социальных наук [ Форум социальных наук ] (на китайском языке). 11 :30–52. ISSN 1008-2026 .
- ^ «Харбинцы» 20 000 лет назад [«Харбинский человек» 20 000 лет назад.]. ископаемоеnet.com (на китайском языке). 28 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 16 декабря 2012 года . Проверено 17 апреля 2024 г. - через www.uua.cn.
- ^ Провинциальное подразделение по защите ключевых культурных реликвий - руины Динсяо Маомаодун «Люди Синъи». [Провинциальное подразделение по охране важных культурных реликвий — пещера Динсю Маомао «Человек Синъи»] (на китайском языке). Народное правительство Цяньсинань. 2022 [2014-11-06] . Проверено 17 апреля 2024 г. - через Культурные ресурсы Китая Минцзу.
- ^ Цюй Тунли (Qu Tongli) Чэнь Ючэн (陈奥成) (2018); Дискуссия о происхождении и развитии ранних костяных рогов. О происхождении и развитии ранних костяных и роговых орудий. Каогу (на китайском языке). 2018 (3). Школа археологии, литературы и музеев Пекинского университета: 68–77 – через онлайн-библиотеку Baidu.
- ^ У Юйджин (武宇廑) Ци Широнг (Ци Широнг) (2011); Всемирная история Древняя история (Том 1) [ Всемирная история, Серия древней истории ]. Том. 1. Пекин: Издательство высшего образования. ISBN 9787040047042 .
- ^ Перейти обратно: а б Хуан Фэнлинь (黄峰林) (2014). теория биполярного мира [ теория биполярного мира ] (на китайском языке). Пекин: Центральное издательство компиляции и перевода. ISBN 978-7-511-72022-1 .
- ^ Группа Хэнань I, Институт археологии Китайской академии социальных наук (1984). Отчет о раскопках на месте Пейлиганга в 1979 году. [Отчет о раскопках на месте Пейлиган, 1979 г.]. Каогу , 1984 (2): 23–52 - через CNKI.
- ^ Чжан Цзе; Чжан Цинли (31 июля 2015 г.). Понимание культуры Яншао в исследовании происхождения цивилизации [Понимание культуры Яншао в исследовании происхождения цивилизации]. Китайский журнал социальных наук (на китайском языке). Архивировано из оригинала 19 сентября 2017 года . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Ню Вэй (牛維) (25 декабря 2016 г.). «Сайт Цзяху» . Хэнаньский институт культуры и археологии (на китайском языке) . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Ли Юмоу (李youmou) (2010). О культуре Пейлигана [ О культуре Пейлиган ] (на китайском языке). Пекин: Издательство «Наука». стр. 236–258. ISBN 978-7-03-026483-1 .
- ^ Ян Вэньмин (Yan Wenming) (1979). Новые открытия культуры раннего неолита в бассейне реки Хуанхэ Новые открытия культуры раннего неолита в бассейне реки Хуанхэ. Китайский центр документации философии и социальных наук (6): 36–40 – через CNKI.
- ^ Перейти обратно: а б Ши Чжунвэнь (Shi Zhongwen) Ху Сяолинь (Hu Xiaolin) (2011 г.); Сто томов полной истории Китая·Древние времена и экономическая история трех поколений [ Полная история Китая в 100 томах: экономическая история древнего периода и трех династий ] (на китайском языке). Китайская литературная пресса. п. 126–128. ISBN 9787010014470 .
- ^ Перейти обратно: а б с Сун Бо (Сун Бо) (2010). Краткое обсуждение культурного города Луншань в Шаньдуне (краткий проект) [Предварительные заметки к обсуждению памятников культуры Луншань в Шаньдуне]. Информационный бюллетень Исследовательского центра древней цивилизации Китайской академии социальных наук [ Труды Исследовательского центра древней цивилизации Китайской академии социальных наук ] (на китайском языке, № 19 ), полученные 8 июня 2024 г. - через Институт археологии Китайской академии социальных наук.
- ^ Перейти обратно: а б Ли Сяньден (李西andeng) (1984). О происхождении древнекитайской бронзовой посуды К вопросу о происхождении древнекитайской бронзы. История Ежемесячно [ Исторический ежемесячник ]. 1984 (1): 40–45.
- ^ Чжао Чжицюань (Zhao Zhiquan) (1986). О происхождении культуры Эрлитоу [К истокам культуры Эрлитоу]. Каогу . 1986 (1): 15 – через CNKI.
- ^ Шу Цзюнь (舒珺) (11 июня 2017 г.). Сегодня заложен первый камень в фундамент музея руин Эрлитоу. Здесь будет представлен «Самый ранний Китай». [Сегодня будет заложен фундамент музея Эрлитоу, где будет представлен «самый ранний Китай».]. Китайская сеть (на китайском языке) . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Руины Эрлитоу [Сайт Эрлитоу]. Китайская культурная сеть (на китайском языке). 3 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 11 ноября 2004 года . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сюй Хун (Xu Hong) (22 июля 2023 г.). [Новости Чжэнгуань] Сюй Хун: «Самая ранняя империя» — это биография Чжэнчжоу [В беседе с прессой: Сюй Хун говорит, что «Первая империя» устанавливает историю Чжэнчжоу] (Интервью) (на китайском языке). Беседовал Пэн Сия (彭茜雅). Бюро культурных реликвий провинции Хэнань . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Ян Жибин (Ян Жибин) (7 апреля 2023 г.). Культура Эрлиган за короткое время создала китайские иероглифы [Эрлиганская культура за короткий период времени создала китайскую письменность] (на китайском языке). Бюро культурных реликвий провинции Хэнань . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Буало, Жиль (2023). «Хаос девяти поколений династии Шан и правление У Дина: к однолинейной линии передачи королевской власти». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 86 (2). Издательство Кембриджского университета: 299–300. дои : 10.1017/S0041977X23000277 . S2CID 260994337 .
- ^ Ли Лянкунь, изд. (13 июня 2009 г.). Археологические раскопки руин Инь [Археологические раскопки в Иньсюе]. Народное правительство провинции Хэнань (на китайском языке). Архивировано из оригинала 3 декабря 2017 года . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Сунь Цзифа (孙 Цзифа) (14 октября 2018 г.) У Ясюн (武亚雄) Цзян Бо (江波) (ред.). 90-летие научных раскопок руин Инь стало свидетелем зарождения и развития китайской археологии. [90-летие научных раскопок Иньсюя свидетельствует о зарождении и развитии китайской археологии] (на китайском языке). Служба новостей Китая . Проверено 17 апреля 2024 г. - через Жэньминван.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сюй, Джонатан (2005). История Западной Чжоу (Обновленная ред.). Тайбэй: Совместное издательство.
- Ландер, Брайан (2021). Королевский урожай: политическая экология Китая от первых фермеров до первой империи . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-25508-9 .
- Ли, Мин (2018). Социальная память и формирование государства в раннем Китае . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781316493618 . ISBN 9781316493618 .