Псевдоистория
Псевдоистория – это форма псевдонаучных исследований , которая пытается исказить или искажать исторические данные , часто используя методы, напоминающие те, которые используются в научных исторических исследованиях . Родственный термин «криптоистория» применяется к псевдоистории, происходящей из суеверий, присущих оккультизму . Псевдоистория связана с псевдонаукой и псевдоархеологией , и использование этих терминов может иногда пересекаться. Хотя псевдоистория существует во многих формах, ученые выявили многие черты, которые обычно являются общими для псевдоисторических работ; Одним из примеров является то, что использование псевдоистории почти всегда мотивировано современной политической , религиозной или личной повесткой дня. Псевдоистория также часто представляет сенсационные утверждения или большую ложь об исторических фактах, что потребовало бы необоснованного пересмотра исторических данных. [ 3 ]
Еще одной отличительной чертой псевдоистории является лежащая в ее основе предпосылка о том, что у ученых есть тайный план по сокрытию тезиса пропагандиста – предпосылка, которая обычно подтверждается тщательно продуманными теориями заговора . Работы по псевдоистории часто указывают исключительно на ненадежные источники, включая мифы и легенды , часто рассматриваемые как буквальную историческую истину, чтобы поддержать продвигаемый тезис, игнорируя при этом действительные источники, которые ему противоречат . Иногда работа по псевдоистории занимает позицию исторического релятивизма , настаивая на том, что на самом деле не существует такой вещи, как историческая истина, и что любая гипотеза так же хороша, как и любая другая. Многие работы по псевдоистории смешивают простую возможность с действительностью, предполагая, что если что-то могло произойти, то оно произошло.
Известные примеры псевдоистории включают британский израильизм , « Утраченное дело Конфедерации» , миф об ирландских рабах , культ ведьм , отрицание геноцида армян , отрицание Холокоста , миф о чистом Вермахте XVI и XVII веков , испанскую «Черную легенду» и утверждают, что Катынская резня не была совершена советским НКВД .
Определение и этимология
[ редактировать ]Термин «псевдоистория» был придуман в начале девятнадцатого века, что делает это слово старше родственных терминов «псевдоученость» и «псевдонаука» . [ 4 ] В свидетельстве 1815 года оно используется для обозначения « Состязания Гомера и Гесиода» , якобы исторического повествования, описывающего полностью вымышленное состязание между греческими поэтами Гомером и Гесиодом . [ 5 ] Уничижительный смысл этого термина, обозначающий ошибочную или неискреннюю историографическую работу, можно обнаружить в другом свидетельстве 1815 года. [ 6 ] Псевдоистория близка лженауке в том смысле, что обе формы фальсификации достигаются с использованием методологии, которая претендует, но не соответствует установленным стандартам исследования для данной области интеллектуальных исследований, частью которой псевдонаука претендует и которая предлагает мало или вообще не дает подтверждающих доказательств своей правдоподобности. [ 7 ] : 7–18
Писатели Майкл Шермер и Алекс Гробман определяют псевдоисторию как «переписывание прошлого для нынешних личных или политических целей». [ 8 ] : 2 Другие авторы принимают более широкое определение; Дуглас Олчин, историк науки, утверждает, что, когда история научных открытий представлена в упрощенном виде, с преувеличением драматизма и романтизацией ученых, это создает неправильные стереотипы о том, как работает наука, и фактически представляет собой псевдоисторию, несмотря на то, что она основана на реальных событиях. факты. [ 9 ]
Характеристики
[ редактировать ]Роберт Тодд Кэрролл разработал список критериев для выявления псевдоисторических произведений. Он заявляет, что:
Псевдоистория – это предполагаемая история, которая:
- Относится к мифам, легендам, сагам и подобной литературе как к буквальной истине.
- Не является ни критическим, ни скептическим в своем чтении древних историков, принимая их утверждения за чистую монету и игнорируя эмпирические или логические доказательства, противоречащие утверждениям древних.
- Выполняет миссию, а не поиски, стремясь поддержать какую-то современную политическую или религиозную программу, а не узнать правду о прошлом.
- Часто отрицает существование такой вещи, как историческая истина, придерживаясь крайне скептического представления о том, что «истиной» можно назвать только то, что абсолютно достоверно, и что нет ничего абсолютно достоверного, поэтому ничто не является правдой.
- Часто утверждает, что история — это не что иное, как мифотворчество и что различные истории следует сравнивать не по таким традиционным академическим стандартам, как точность, эмпирическая вероятность, логическая последовательность, актуальность, полнота, справедливость или честность, а по моральным или политическим соображениям.
- Избирательно использует древние документы, благосклонно цитируя те, которые соответствуют его повестке дня, и игнорируя или интерпретируя те документы, которые не соответствуют его повестке дня.
- Считает возможность того, что что-то является истиной, достаточной, чтобы поверить в то, что это правда, если это соответствует чьим-либо планам
- Часто утверждает, что существует заговор с целью подавления его претензий из-за расизма, атеизма или этноцентризма или из-за противодействия его политической или религиозной программе. [ 10 ]
Николас Гудрик-Кларк предпочитает термин «криптоистория». Он выделяет два необходимых элемента: «полное незнание первоисточников» и повторение «неточностей и диких утверждений». [ 11 ] [ 12 ]
Другими общими характеристиками псевдоистории являются:
- Произвольное соединение разрозненных событий с целью формирования, по мнению теоретика, закономерности. Обычно это затем превращается в теорию заговора, постулирующую скрытого агента, ответственного за создание и поддержание схемы. Например, псевдоисторическая книга «Святая кровь и Святой Грааль» связывает рыцарей-тамплиеров , средневековые романы о Граале , франкскую династию Меровингов и художника Николя Пуссена в попытке идентифицировать прямых потомков Иисуса.
- Выдвижение гипотез о последствиях маловероятных событий, которые «могли» произойти, тем самым молчаливо предполагая, что они произошли.
- Сенсация , или шокирующая ценность
- Сбор вишен , или «история адвокатской конторы», доказательства, которые помогают выдвигаемым историческим аргументам, и сокрытие доказательств, которые им вредят. [ 13 ]
Категории и примеры
[ редактировать ]Ниже приведены некоторые распространенные категории псевдоисторической теории с примерами. Не все теории в перечисленной категории обязательно псевдоисторичны; скорее это категории, которые, похоже, привлекают псевдоисториков.
Основные категории
[ редактировать ]Альтернативные хронологии
[ редактировать ]Альтернативная хронология — это пересмотренная последовательность событий, которая отклоняется от стандартной хронологии мировой истории, принятой основными учеными. Примером «альтернативной хронологии» является « » Анатолия Фоменко , Новая хронология в которой утверждается, что записанная история на самом деле началась около 800 года нашей эры, и все события, которые предположительно произошли до этого момента, либо вообще никогда не происходили, либо являются просто неточным пересказом событий, которые произошло позже. [ 14 ] Одним из ее последствий является теория татарского заговора. Другими, менее крайними примерами, являются гипотеза призрачного времени , которая утверждает, что 614–911 годы нашей эры никогда не происходили; и « Новая хронология» Дэвида Рола , в которой утверждается, что принятые временные рамки истории Древнего Египта и Израиля неверны. [ 15 ]
Историческая фальсификация
[ редактировать ]В восьмом веке получил широкое распространение поддельный документ, известный как Дар Константина , который якобы передал власть над Римом и западной частью Римской империи Папе Римскому . [ 16 ] В двенадцатом веке Джеффри Монмутский опубликовал « Историю королей Британии » — псевдоисторический труд, претендующий на описание древней истории и происхождения британского народа. Книга синтезирует более ранние кельтские мифические традиции, чтобы преувеличить деяния мифического короля Артура . Современный историк Уильям Ньюбургский около 1190 года писал, что «совершенно очевидно, что все, что этот человек писал об Артуре и его преемниках, или даже о его предшественниках, начиная с Вортигерна , было придумано частично им самим, частично другими». [ 17 ]
Исторический ревизионизм
[ редактировать ]Вопрос об авторстве Шекспира — это маргинальная теория , утверждающая, что произведения, приписываемые Уильяму Шекспиру, на самом деле были написаны кем-то другим, а не Уильямом Шекспиром из Стратфорда-на-Эйвоне . [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
Другим примером исторического ревизионизма является тезис, встречающийся в трудах Дэвида Бартона и других, утверждающий, что Соединенные Штаты были основаны как исключительно христианская нация. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Вместо этого ведущие историки поддерживают традиционную позицию, согласно которой отцы-основатели Америки хотели, чтобы церковь и государство оставались разделенными . [ 25 ] [ 26 ]
Ревизионисты Конфедерации (также известные как ревизионисты Гражданской войны), сторонники « безнадежного дела » и неоконфедераты утверждают, что основной мотивацией Конфедеративных Штатов Америки было сохранение прав штатов и ограничение правительства, а не сохранение и расширение рабства . [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
С «Проигранным делом» связан миф об ирландских рабах , псевдоисторическое повествование, которое объединяет опыт ирландских наемных слуг и порабощенных африканцев в Америке . Этот миф, который исторически пропагандировался ирландскими националистами, такими как Джон Митчел , в наши дни пропагандируется сторонниками превосходства белой расы в Соединенных Штатах, чтобы свести к минимуму жестокое обращение, которому подвергаются афроамериканцы (например, расизм и сегрегация ), и выступить против требований рабства. репарации . Этот миф также использовался для того, чтобы скрыть и преуменьшить участие Ирландии в трансатлантической работорговле . [ 30 ] [ 31 ]
Исторический отрицание
[ редактировать ]или отрицание тесно связано с предыдущими категориями, Хотя исторический отрицание оно специально направлено на прямое отрицание существования подтвержденных событий, часто включая различные массовые убийства, геноциды и национальные истории .
Некоторые примеры включают отрицание Холокоста , отрицание Геноцида армян , [ 32 ] а также «Отрицание Накбы» в произведении Из незапамятных времен» « Джоан Питерс 1984 года . [ 33 ]
Психоистория
[ редактировать ]Основные историки относят психоисторию к псевдоистории. [ 34 ] [ 35 ] Психоистория представляет собой смесь психологии, истории и связанных с ними социальных и гуманитарных наук. [ 36 ] Его заявленная цель - изучить «почему» истории, особенно разницу между заявленным намерением и реальным поведением. Он также заявляет в качестве своей цели сочетание идей психологии, особенно психоанализа , с исследовательской методологией социальных и гуманитарных наук , чтобы понять эмоциональное происхождение поведения людей, групп и наций в прошлом и настоящем.
Псевдоархеология
[ редактировать ]Псевдоархеология относится к ложной интерпретации записей, а именно физических, часто неквалифицированными археологами или археологами-любителями. Эти интерпретации часто необоснованны и редко совпадают с установившимся консенсусом. Нацистская археология является ярким примером этой техники. [ 37 ] Часто люди, занимающиеся псевдоархеологией, очень строго интерпретируют свидетельства и не желают менять свою позицию, в результате чего интерпретации часто кажутся чрезмерно упрощенными и не отражают сложность и нюансы всего повествования. [ 38 ]
Различные примеры псевдоистории
[ редактировать ](Следующие примеры могут относиться к различным вышеупомянутым категориям или к тем, которые не упоминаются).
Древние пришельцы, древние технологии и затерянные земли
[ редактировать ]Иммануила Великовского Книги «Миры в столкновении» (1950), «Века в хаосе» (1952) и «Земля в потрясении » (1955), ставшие «мгновенными бестселлерами», [ 7 ] продемонстрировал, что псевдоистория, основанная на древней мифологии, обладает потенциалом для огромного финансового успеха. [ 7 ] и стали образцами успеха для будущих произведений в этом жанре. [ 7 ]
В 1968 году Эрих фон Деникен опубликовал «Колесницы богов?» , в котором утверждается, что древние пришельцы из космоса построили пирамиды и другие памятники. С тех пор он опубликовал другие книги, в которых делает аналогичные утверждения. Все эти утверждения были отнесены к категории псевдоисторий. [ 7 ] : 201 Точно так же Захария Ситчин опубликовал множество книг, в которых утверждается, что раса инопланетных существ с планеты Нибиру, известная как Ануннаки, посетила Землю в древние времена в поисках золота и что они генетически сконструировали людей, чтобы они служили их рабами. Он утверждает, что воспоминания об этих событиях записаны в шумерской мифологии , а также в других мифологиях по всему миру. Эти предположения также были отнесены к категории псевдоисторий. [ 39 ] [ 40 ]
Гипотеза древних астронавтов получила дальнейшую популяризацию в США благодаря канала History Channel телесериалу «Древние пришельцы» . [ 41 ] Профессор истории Рональд Х. Фритце заметил, что псевдоисторические утверждения, продвигаемые фон Дэникеном и программой «Древние пришельцы» , периодически пользуются популярностью в США: [ 7 ] [ 42 ] «В поп-культуре с короткой памятью и ненасытным аппетитом инопланетяне, пирамиды и утраченные цивилизации перерабатываются, как мода». [ 7 ] : 201 [ 42 ]
Автор Грэм Хэнкок продал более четырех миллионов экземпляров книг, пропагандирующих псевдоисторический тезис о том, что все основные памятники древнего мира, включая Стоунхендж , египетские пирамиды и моаи острова Пасхи , были построены одной древней сверхцивилизацией, [ 43 ] которая, как утверждает Хэнкок, процветала с 15 000 по 10 000 до н. э. и обладала технологическими и научными знаниями, равными или превосходящими знания современной цивилизации. [ 7 ] Впервые он в полной мере изложил этот аргумент в своем бестселлере 1995 года «Отпечатки пальцев богов» . [ 7 ] который завоевал признание публики, но презрение ученых. [ 7 ] Кристофер Найт опубликовал множество книг, в том числе «Машина Уриэля» (2000), в которых излагаются псевдоисторические утверждения о том, что древние цивилизации обладали технологиями, гораздо более продвинутыми, чем технологии сегодня. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]
Утверждение о том, что затерянный континент, известный как Лемурия, когда-то существовал в Тихом океане, также было отнесено к категории псевдоисторий. [ 7 ] : 11
Более того, подобные теории заговора продвигают идею приукрашенных, сфабрикованных описаний исторических цивилизаций, а именно Хазарии и Тартарии .
Антисемитская псевдоистория
[ редактировать ]«Протоколы сионских мудрецов» — это мошенническая работа, претендующая на то, чтобы продемонстрировать исторический заговор евреев с целью мирового господства. [ 48 ] Подделка работы была окончательно доказана в августе 1921 года, когда газета «Таймс» обнаружила, что обширные части документа были прямым плагиатом из сатирического диалога Мориса Жоли 1864 года «Диалог в аду между Макиавелли и Монтескье» . [ 49 ] а также Германа Гёдше антисемитский роман «Биарриц» 1868 года . [ 50 ]
Хазарская теория — это академическая маргинальная теория , которая постулирует убеждение, что основная часть европейского еврейства имеет среднеазиатское ( тюркское ) происхождение. Несмотря на общепринятый академический консенсус , который категорически отвергает ее, эта теория пропагандируется в антисемитских и некоторых антисионистских кругах. Они утверждают, что евреи являются чужеродным элементом как в Европе, так и в Палестине .
Отрицание Холокоста в частности и отрицание геноцида в целом широко относят к псевдоистории. [ 8 ] : 237 [ 51 ] Среди основных сторонников отрицания Холокоста Дэвид Ирвинг и другие, которые утверждают, что Холокоста , Голодомора , геноцида армян , геноцида ассирийцев , геноцида греков и других геноцидов не было, или сообщения о них были сильно преувеличены. [ 51 ]
Этноцентрический или националистический ревизионизм
[ редактировать ]Большинство афроцентрических (т.е. доколумбовых теорий контактов между Африкой и Америкой , см. Споры о расах в Древнем Египте ) были идентифицированы как псевдоисторические, [ 52 ] [ 53 ] наряду с теориями « коренных арийцев », опубликованными индуистскими националистами в 1990-х и 2000-х годах. [ 54 ] «Криптоистория», разработанная в рамках германского мистицизма и нацистского оккультизма, также была отнесена к этой категории. [ 55 ] [ 56 ] Считается , что среди ведущих нацистов Генрих Гиммлер находился под влиянием оккультизма и, согласно одной теории, создал базу СС в Вевельсбурге в соответствии с эзотерическим планом.
Теория солнечного языка — это псевдоисторическая идеология, которая утверждает, что все языки произошли от прототурецкого языка. [ 57 ] Теория, возможно, была частично разработана для того, чтобы узаконить арабские и семитские заимствования, встречающиеся в турецком языке, вместо этого утверждая, что арабские и семитские слова произошли от турецких, а не наоборот. [ 58 ]
Большое количество националистических псевдоисторических теорий связано с легендарными десятью потерянными коленами древнего Израиля. Британский израильизм , также известный как англо-израильизм, самый известный пример этого типа, был окончательно опровергнут ведущими историками, использующими данные из огромного количества различных областей исследования. [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ]
Другая националистическая псевдоисторическая теория — «Антикизация» или «Древний Македонизм», которая постулирует прямую демографическую, культурную и языковую преемственность между древними македонцами и основной этнической группой в современной Северной Македонии . [ 62 ] [ 63 ] Болгарская в конце 10 — начале 11 веков нашей эры, представлена средневековая династия Комитопулов , правившая Первой Болгарской империей как «македонская», правящая «средневековым македонским государством», поскольку ее столицы располагались на территории бывшего древнего царства. Македонии . [ 64 ] Историки Северной Македонии часто заменяют этноним «болгары» на «македонцы» или избегают его. [ 65 ] [ 66 ]
Дакианство — это румынское псевдоисторическое течение, которое пытается приписать дакам гораздо большее влияние на европейскую и мировую историю, чем то, которым они на самом деле пользовались. [ 67 ] Дацианская историография утверждает, что даки имели первенство над всеми другими цивилизациями, включая римлян ; [ 68 ] что дакийский язык был источником латыни и всех других языков, таких как хинди и вавилонский ; [ 69 ] а иногда и то, что культ Залмоксиса имеет структурные связи с христианством. [ 70 ] Дакианство было наиболее распространено в национал-коммунистической Румынии , поскольку режим Чаушеску изображал даков как повстанцев, бросающих вызов «империалистическому» Риму; К 1974 году Коммунистическая партия официально присоединила «протохронизм», как называли дацианство, к марксистской идеологии. [ 71 ]
Матриархат
[ редактировать ]Ученые пришли к единому мнению, что, как известно, не существовало однозначно и строго матриархального общества, хотя известно, что многие общества имеют или имели некоторые матриархальные черты, в частности матрилинейность , матрилокальность и/или матрифокальность . [ 72 ] [ 73 ] антрополога Дональда Брауна входят мужчины, являющиеся «доминирующим элементом» в общественно-политических делах. В список человеческих культурных универсалий ( т. е. черт, присущих почти всем нынешним человеческим обществам) [ 74 ] Таково современное мнение господствующей антропологии . [ 75 ] Некоторые общества, которые являются матрилинейными или матрифокальными, на самом деле могут иметь патриархальные структуры власти и, таким образом, могут быть ошибочно идентифицированы как матриархальные. Идея о том, что матриархальные общества существовали и предшествовали патриархальным обществам, впервые была высказана в XIX веке среди западных ученых, но с тех пор она была дискредитирована. [ 75 ]
Однако, несмотря на это, некоторые феминистки второй волны утверждают, что матриархат предшествовал патриархату. Богини Движение а в книге Риан Эйслер «Чаша и клинок» цитируются фигурки Венеры как свидетельство того, что общества палеолитической и неолитической Европы были матриархатами, поклонявшимися богине. Это убеждение не поддерживается ведущими учеными. [ 76 ]
Доколумбовые теории трансокеанских контактов
[ редактировать ]За исключением норвежской колонизации Америки , большинство теорий доколумбовых трансокеанских контактов были классифицированы как псевдоистория, включая утверждения о том, что Америка на самом деле была открыта арабами или мусульманами. [ 77 ] Гэвина Мензиса Книга « 1421: Год, когда Китай открыл мир» , в которой доказывается идея открытия Америки китайскими моряками, также была отнесена к категории псевдоисторических произведений. [ 7 ] : 11
Расистская псевдоистория
[ редактировать ]Джозайя Прист и другие американские писатели девятнадцатого века писали псевдоисторические повествования, в которых афроамериканцы и коренные американцы изображались в крайне негативном свете. [ 78 ] Первой книгой Приста была «Проявленные чудеса природы и провидения» (1826). [ 79 ] [ 78 ] Книга рассматривается современными критиками как одно из самых ранних произведений современной американской псевдоистории. [ 78 ] Священник напал на коренных американцев в книге «Американские древности и открытия Запада » (1833 г.) [ 80 ] [ 78 ] и афроамериканцы в рабстве по отношению к неграм (1843 г.). [ 81 ] [ 78 ] Другие писатели девятнадцатого века, такие как Томас Голд Эпплтон в своей книге «Пачка бумаг» (1875) и Джордж Перкинс Марш в своей книге «Готы в Новой Англии» , ухватились за ложные представления об истории викингов , чтобы пропагандировать превосходство белых людей ( а также противостоять католической церкви ). Подобное злоупотребление историей и образами викингов вновь возникло в двадцатом веке среди некоторых групп, пропагандирующих превосходство белых . [ 82 ]
Советская коммунистическая псевдоистория
[ редактировать ]Сторонники советской коммунистической псевдоистории утверждают, среди прочего, что Иосиф Сталин и другие высшие советские лидеры не осознавали масштабов массовых убийств, совершенных при сталинском режиме , что казни заключенных были юридически оправданы и что заключенные в советских ГУЛАГах выполняли важные строительные работы. работа, которая помогла Советскому Союзу экономически, особенно во время Второй мировой войны . Ученые указывают на неопровержимые доказательства того, что Сталин напрямую помогал планировать массовые убийства, что многие заключенные были отправлены в ГУЛАГ или казнены во внесудебном порядке и что многие заключенные не выполняли продуктивной работы, часто изолируясь в отдаленных лагерях или выполняя бессмысленные и черновые задания. [ 83 ]
Израильская псевдоистория
[ редактировать ]В 2015 году премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что Амин аль-Хусейни , муфтий Иерусалима , подал Адольфу Гитлеру и другим нацистским лидерам идею Холокоста. Историки всего мира, а также Организация освобождения Палестины (ООП) и правительство Германии охарактеризовали это утверждение как исторически необоснованное. ООП и Сионистский союз заявили, что это заявление было политически мотивированным, поскольку оно ошибочно возлагает вину за Холокост на палестинских националистов , против которых выступает Нетаньяху, одновременно неявно оправдывая Гитлера. [ 84 ] [ 85 ]
Антирелигиозная псевдоистория
[ редактировать ]Теория мифа о Христе утверждает, что Иисус из Назарета никогда не существовал как историческая фигура и что его существование было изобретено ранними христианами. Этот аргумент в настоящее время находит очень мало поддержки среди ученых и историков всех конфессий и был назван псевдоисторическим. [ 86 ] [ 87 ] [ 88 ] [ 89 ] [ 90 ] [ 91 ] [ 92 ] [ 93 ] [ 94 ] [ 95 ]
Аналогичным образом, некоторые историки меньшинства утверждают, что Мухаммед либо не существовал, либо не играл центральной роли в основании ислама . [ 96 ]
Религиозная псевдоистория
[ редактировать ]«Святая кровь и Святой Грааль » (1982) Майкла Бейджента , Ричарда Ли и Генри Линкольна — это книга, претендующая на то, чтобы показать, что некоторые исторические личности, такие как Годфри Бульонский , и современные аристократы являются прямыми потомками Иисуса . Ведущие историки широко раскритиковали книгу, назвав ее псевдоисторией. [ 97 ] [ 98 ] [ 99 ] [ 100 ] [ 101 ] [ 102 ] [ 103 ] [ 104 ] и указав, что используемые в нем генеалогические таблицы теперь признаны поддельными. [ 105 ] Тем не менее, книга стала международным бестселлером. [ 104 ] и вдохновил Дэна Брауна на создание бестселлера детективного триллера «Код да Винчи» . [ 104 ] [ 7 ] : 2–3
Хотя историки и археологи считают Книгу Мормона анахроничным изобретением Джозефа Смита, многие члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) считают, что она описывает древние исторические события в Америке.
Поиски Ноева ковчега также были отнесены к категории псевдоисторий. [ 106 ] [ 107 ] [ 108 ] [ 109 ] [ 110 ]
В своих книгах, начиная с «Культа ведьм в Западной Европе » (1921), английская писательница Маргарет Мюррей утверждала, что суды над ведьмами в период раннего Нового времени на самом деле были попыткой христиан-шовинистов уничтожить тайную языческую религию . [ 111 ] который, как она утверждала, поклонялся Рогатому Богу . [ 111 ] Заявления Мюррея в настоящее время широко отвергаются уважаемыми историками. [ 112 ] [ 113 ] [ 111 ] Тем не менее, ее идеи стали основой мифа для современной Викки , современной неоязыческой религии. [ 113 ] [ 114 ] Вера в предполагаемый культ ведьм Мюррея до сих пор распространена среди виккан. [ 114 ] но постепенно снижается. [ 114 ]
индуизм
[ редактировать ]Вера в то, что Древняя Индия была технологически развита настолько, что могла стать ядерной державой, набирает популярность в Индии. [ 115 ] Появляющиеся крайние националистические тенденции и идеологии, основанные на индуизме, на политической арене способствуют этим дискуссиям. Васудев Девнани , министр образования западного штата Раджастхан , заявил в январе 2017 года, что важно «понять научную значимость» коровы , поскольку это единственное животное в мире, которое одновременно вдыхает и выдыхает кислород. [ 116 ] В 2014 году премьер-министр Нарендра Моди сообщил собравшимся врачам и медицинскому персоналу в больнице Мумбаи , что история индуистского бога Ганеши показывает, что генетическая наука существовала в древней Индии. [ 117 ] Многие псевдоисторики нового века, которые сосредоточены на превращении мифологических историй в историю, хорошо приняты в обществе. Споры о древних самолетах Индийского научного конгресса связаны с этим событием, когда капитан Ананд Дж. Бодас, вышедший на пенсию директор центра подготовки пилотов, заявил, что в древней Индии существовали самолеты, более совершенные, чем сегодняшние самолеты на Индийском научном конгрессе . [ 118 ]
Как предмет изучения
[ редактировать ]Курсы по критике псевдоистории предлагаются в качестве курсов бакалавриата по гуманитарным наукам, одним из примеров является колледж Клермонт Маккенна . [ 119 ]
См. также
[ редактировать ]- Большая ложь – Техника пропаганды
- Список псевдоисториков
- Псевдонаучная метрология
- Дезинформация
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Херф, Джеффри (2006). Еврейский враг: нацистская пропаганда во время Второй мировой войны и Холокоста . Издательство Гарвардского университета. п. 127. ИСБН 978-0-674038-59-2 .
- ^
- Маршан, Лора; Перье, Гийом (2015). Турция и армянский призрак: по следам геноцида . McGill-Queen's Press . стр. 111–112. ISBN 978-0-7735-9720-4 .
Памятник геноциду Ыгдыра является окончательной карикатурой на политику турецкого правительства по отрицанию геноцида 1915 года путем переписывания истории и превращения жертв в виновных.
- Ованнисян 2001 , с. 803. «...непреклонное отношение правительства Анкары к изданию в 1995 году многотомного труда государственного архива премьер-министра под названием « Зверства армян на Кавказе и в Анатолии по данным архивных документов» . Целью публикации является не только не только повторить все предыдущие отрицания, но и продемонстрировать, что на самом деле именно турецкий народ стал жертвой геноцида, совершенного армянами».
- Четериан 2015 , стр. 65–66. «Некоторые из сторонников этой официальной версии даже зашли так далеко, что заявили, что настоящими агрессорами были армяне и что потери мусульман были больше, чем потери армян».
- Гюрпинар 2016 , с. 234. «Подтверждая, что «лучшая защита – это хорошее нападение», новая стратегия включала обвинение армян в ответ на геноцид против турок. Насилие, совершенное армянскими комитетами во время российской оккупации Восточной Анатолии, и массовые убийства десятков тысяч человек. мусульман (турков и курдов) в убийствах из мести в 1916–1917 годах было экстравагантно показано, преувеличено и деконтекстуализировано».
- Маршан, Лора; Перье, Гийом (2015). Турция и армянский призрак: по следам геноцида . McGill-Queen's Press . стр. 111–112. ISBN 978-0-7735-9720-4 .
- ^ «Йозеф Геббельс о «большой лжи» » . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ Ежемесячный журнал и британский реестр, том 55 (февраль 1823 г.), стр. 449 , со ссылкой на Джона Галта, Рингана Гилхайза: Или, Ковенантеры , Оливер и Бойд, 1823. [1]
- ^ CA Элтон, Останки Гесиода Аскрейца 1815 г., с. XIX .
- ^ Критический обзор: или Анналы литературы , Том 1 изд. Тобиас Джордж Смоллетт, 1815, с. 152
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Фрице, Рональд Х. (2009). Изобретенные знания: ложная история, фальшивая наука и псевдорелигии . Лондон: Книги реакции. ISBN 978-1-86189-430-4 .
- ^ Jump up to: а б Шермер, Майкл; Гробман, Алекс (2009). Отрицание истории: кто говорит, что Холокоста никогда не было, и почему они это говорят? . Окленд: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-26098-6 .
- ^ Олчин, Д. (2004). «Псевдоистория и лженаука» (PDF) . Наука и образование . 1 (13): 179–195. Бибкод : 2004Sc&Ed..13..179A . дои : 10.1023/B:SCED.0000025563.35883.e9 . S2CID 7378302 . Архивировано из оригинала (PDF) 12 мая 2008 г. Проверено 20 февраля 2007 г.
- ^ Кэрролл, Роберт Тодд. Словарь скептика . Хобокен: Джон Вили и сыновья (2003), стр. 305.
- ^ Гудрик-Кларк 1985: 224, 225.
- ^ Николас Гудрик-Кларк, Оккультные корни нацизма , стр. 225 (Таурис Парк в мягкой обложке, изд. 2005 г.). ISBN 978-1-86064-973-8
- ^ Эллис, Джозеф Дж. Американский диалог: Основатели и мы . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 2018. с. 168.
- ^ Новиков, СП (2000). «Псевдоистория и псевдоматематика: фантастика в нашей жизни». Российские математические обзоры . 55 (2): 365–368. Бибкод : 2000РуМаС..55..365Н . дои : 10.1070/RM2000v055n02ABEH000287 . S2CID 250892348 .
- ^ «В своей книге «Испытание временем» (1995) Рол утверждает, что общепринятые даты таких слоев, как средний и поздний бронзовый век в Палестине, неверны» - в Дэниеле Джейкобсе, Ширли Эбер, Франческе Сильвани, Израиле и Палестине. Территории: The Rough Guide , с. 424 (Rough Guides Ltd., 2-е изд., 1998 г.). ISBN 978-1-85828-248-0
- ^ «До Джона Стюарта» . Обзор журналистики Колумбии . Проверено 19 февраля 2017 г.
- ^ Торп, Льюис. История королей Британии . п. 17.
- ^ Хоуп, Уоррен и Ким Холстон. «Шекспировская полемика» (2009), 2-е изд., 3: «Короче говоря, это история, написанная вопреки преобладающему в настоящее время мнению».
- ^ Поттер, Лоис. «Марлоу на сцене» в книге Constructing Кристофера Марлоу , Джеймса Алана Дауни и Дж. Т. Парнелла, ред. (2000, 2001), изд. в мягкой обложке, 88–101; 100: «Возможность того, что Шекспир на самом деле не является Шекспиром, комическим в контексте истории литературы и псевдоистории, понятна в этом мире двойных агентов...»
- ^ Ааронович, Дэвид. «Анти-Стратфордианцы» в «Историях вуду» (2010), 226–229: «Однако есть психологический или антропологический вопрос, на который нужно ответить относительно нашего потребления псевдоистории и псевдонауки. Я уже перечитал достаточно этих книг. иметь возможность заявить, что как жанр они плохо написаны и, в стремлении утвердить свою сомнительную неонаучную репутацию, невероятно утомительны… Почему мы читаем плохие книги по истории, в которых есть еще и отсутствие отличительных признаков того, что они не являются. каким-либо образом правдивым и полезным…»
- ^ Катман, Дэвид. Страница авторства Шекспира : «... Исследователи Шекспира рассматривают оксфордианство как псевдонауку, которая произвольно отвергает методы, используемые настоящими историками. ... Чтобы поддержать свои убеждения, оксфордианцы прибегают к ряду тактик, которые будут знакомы наблюдателям за Шекспиром. другие формы псевдоистории и псевдонауки».
- ^ Призрак, Арлен (весна 1995 г.). «Защита стены: сохранение разделения церкви и государства в Америке» . Гарвардский журнал права и государственной политики . 18 (2): 575–590. [ мертвая ссылка ]
- ^ Леопольд, Джейсон (14 января 2008 г.). «Дом принят, рассматриваются евангелические резолюции» . www.baltimorechronicle.com . Проверено 30 апреля 2019 г.
- ↑ Информационный бюллетень Бостонского теологического института, том XXXIV, № 17 , Ричард В. Пьерар, 25 января 2005 г.
- ^ Бостон, Роб (2007). «Анализ любимой библейской учебной программы религиозных правых» , «Американцы объединились за разделение церкви и государства» , Американская гуманистическая ассоциация. Проверено 9 апреля 2013 г.
- ^ Харви, Пол (10 мая 2011 г.). «Продажа идеи христианской нации: альтернативная интеллектуальная вселенная Дэвида Бартона» . Религиозные послания . Проверено 9 апреля 2013 г.
- ^ Дэвид Бартон (декабрь 2008 г.). «Противостояние ревизионизму гражданской войны: почему Юг пошел на войну» . Строители стен . Проверено 30 декабря 2013 г.
- ^ Барретт Браун (27 декабря 2010 г.). «Неоконфедеративный ревизионизм гражданской войны: те, кто чтит память павших героев Юга, имеют на это право, но не отрицают, что рабство было главной причиной войны» . TheGuardian.com . Проверено 30 декабря 2013 г.
- ^ «Говард Суинт: Конфедеративный ревизионизм искажает историю США» . Чарльстон Дейли Мейл . 15 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 31 декабря 2013 года . Проверено 30 декабря 2013 г.
- ^ Линехан, Хью. «Шинн Фейн не позволяет фактам пустить под откос хорошую историю об «ирландских рабах»» . Ирландские Таймс . Проверено 30 марта 2021 г.
- ^ Кеннеди, Лиам (2015). Несчастная земля: самые угнетенные люди на свете — ирландцы? . Дублин: Ирландская академическая пресса. п. 19. ISBN 978-1785370472 .
- ^ Academic.oup.com https://academic.oup.com/book/37362/chapter-abstract/331336915?redirectedFrom=fulltext . Проверено 27 марта 2024 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Саади, Ахмад Х.; Абу-Лугход, Лила (10 апреля 2007 г.). Накба: Палестина, 1948 год, и претензии памяти . Издательство Колумбийского университета. п. 304. ИСБН 978-0-231-50970-1 .
Миф, выдвинутый Джоан Питерс в ее псевдоисторической книге «С незапамятных времен».
- ^ Барсун, Жак (1989). Клио и врачи: психоистория, квантовая история и история . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 3. ISBN 978-0226038513 . Проверено 30 июля 2017 г.
- ^ Хант, Линн (2002). «Психология, психоанализ и историческая мысль – несчастья психоистории» . Крамер Ллойд С. и Маза, Сара К. (ред.). Спутник западной исторической мысли . Издательство Блэквелл. стр. 337–357. ISBN 0-631-21714-2 .
- ^ Пол Х. Эловиц, редактор, Психоистория XXI века (2013), стр. 1–3.
- ^ «Какое отношение нацисты имели к археологии?» . Как все работает . 1 января 1970 г. Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ Фэган, Гаррет Г. (1963). Археологические фантазии: как псевдоархеология искажает прошлое и вводит общественность в заблуждение . Рутледж. п. 27. ISBN 0-415-30593-4 .
- ^ Майкл С. Хейзер. «Миф о шумерской 12-й планете» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 ноября 2008 года . Проверено 30 июля 2017 г.
- ^ Кэрролл, Роберт Т. (1994–2009). «Захария Ситчин и Земные хроники » . Словарь скептика . Джон Уайли и сыновья . Проверено 30 июля 2017 г.
- ^ Фритце, Рональд Х. (ноябрь 2009 г.). «Об опасностях и удовольствиях противостояния псевдоистории». Исторически говоря . 10 (5): 2–5. дои : 10.1353/hsp.0.0067 . ISSN 1941-4188 . S2CID 144988932 .
- ^ Jump up to: а б Фрице, Рональд (8 июля 2009 г.). «Рональд Х. Фритце, О своей книге «Изобретенные знания: ложная история, фальшивая наука и псевдорелигии», интервью на обложке» . 08 июля 2009 г. Роротоко.com . Проверено 17 июля 2012 г.
- ^ Шейко, Константин (2012). Националистические представления о российском прошлом: Анатолий Фоменко и рост альтернативной истории в посткоммунистической России . Советская и постсоветская политика и общество. Том. 86. Штутгарт, Германия: Ibidem-Verlag. п. 83. ИСБН 978-3838259154 .
- ^ Мерриман, Ник, редактор журнала Public Archeology , Routledge, 2004, стр. 260
- ^ Тонкин, С., 2003, Машина Уриэля – комментарий к некоторым астрономическим утверждениям.
- ^ Мерриман, Ник, изд. (2004). «Утешение неразумия: важность и актуальность альтернативной археологии». Публичная археология . Лондон: Рутледж . п. 260 . ISBN 978-0415258890 .
- ^ Тонкин, Стивен (2003). «Машина Уриэля – комментарий к некоторым астрономическим утверждениям» . Астрономическая единица . Проверено 21 ноября 2013 г.
- ^ «Протоколы сионских мудрецов» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 28 мая 2020 г.
- ^ Филип Грейвс (16–18 августа 1921 г.). «Правда о «Протоколах» » . Таймс . Лондон.
- ^ Сигел, Биньямин В. (1996) [1926], Леви, Ричард С. (редактор), Ложь и клевета: История протоколов сионских мудрецов , University of Nebraska Press, стр. 97, ISBN 0-8032-9245-7 .
- ^ Jump up to: а б Липштадт, Дебора Э. (1994). Отрицание Холокоста: растущее наступление на истину и память . Нью-Йорк: Плюм. п. 215 . ISBN 0-452-27274-2 .
- ^ Шервин, Элизабет. «Кларенс Уокер призывает чернокожих американцев отказаться от афроцентризма» . Сеть сообщества Дэвиса . Проверено 13 ноября 2007 г.
- ^ Ортис де Монтеллано, Бернардо и Габриэль Хаслип Виера и Уоррен Барбур (1997). «Их НЕ было здесь до Колумба: афроцентрический гипердиффузионизм в 1990-х годах». Этноистория . 44 (2). Издательство Университета Дьюка: 199–234. дои : 10.2307/483368 . JSTOR 483368 .
- ^ Нанда, Мира (январь – март 2005 г.). «Ответ моим критикам» (PDF) . Социальная эпистемология . 19 (1): 147–191. дои : 10.1080/02691720500084358 . S2CID 10045510 . Сокал, Алан (2006). «Лженаука и постмодернизм: антагонисты или попутчики?». В Фэгане, Гарретт (ред.). Археологические фантазии: как псевдоархеология искажает прошлое и вводит общественность в заблуждение . Рутледж . ISBN 0-415-30592-6 .
- ^ Николас Гудрик-Кларк . 1985. Оккультные корни нацизма : тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию: ариософы Австрии и Германии, 1890–1935 . Веллингборо, Англия: Водолей Пресс. ISBN 0-85030-402-4 . (Несколько переизданий.) Дополнено новым предисловием, 2004 г., IB Tauris & Co. ISBN 1-86064-973-4
- ^ Кристкойз, Сюзанна (21 апреля 2021 г.). «Использование исторически ревизионистских нарративов АПС и АдГ» . Электронные международные отношения . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ Айтюрк, Илькер (ноябрь 2004 г.). «Турецкие лингвисты против Запада: истоки языкового национализма в Турции Ататюрка» (PDF) . Ближневосточные исследования . 40 (6). Лондон: Фрэнк Касс и компания (Рутледж): 1–25. дои : 10.1080/0026320042000282856 . hdl : 11693/49528 . ISSN 0026-3206 . OCLC 86539631 . S2CID 144968896 .
- ^ Цукерманн, Гилад (2003), Языковой контакт и лексическое обогащение в израильском иврите . Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-1403917232 [2] , с. 165.
- ^ Мелтон, Дж. Гордон (2005). Энциклопедия протестантизма . Нью-Йорк: Факты в файле, Inc., с. 107 . ISBN 0-8160-5456-8 .
- ^ Кросс, Фрэнк Лесли; Ливингстон, Элизабет А. (2005). Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0192802903 .
- ^ Шапиро, Файдра Л. (2015). Христианский сионизм: переход иудейско-христианской границы . Юджин, Орегон: Cascade Books. п. 151.
- ^ Анастас Вангели, Древний македонский стиль национального строительства: истоки и последствия так называемой антиквизиции в Македонии. doi : 10.1080/00905992.2010.532775 Опубликовано онлайн издательством Cambridge University Press: 20 ноября 2018 г.
- ^ Тодорович, Милош (2019). «Националистическая псевдоистория на Балканах» . Журнал Скептик . 24 (4) . Проверено 26 января 2020 г. .
- ^ Светозар Раджак, Константина Э. Боциу, Эйрини Карамузи, Эвантис Хацивассилиу, изд. Балканы в холодной войне. Безопасность, конфликты и сотрудничество в современном мире, Springer, 2017 г., ISBN 1137439033 , с. 313.
- ↑ Македонский историк признал: Да, в нашей историографии есть фальсификации.
- ^ Коста Црнушанов «Македонизм и сопротивление Македонии ему» . София, Университетское издательство «Св. Климент Охридский», 1992. стр. 428.
- ^ Бойя, Люциан (1997). История и миф в румынском сознании . Бухарест, Румыния: Humanitas. стр. 160–161.
- ^ Бойя 1997 , стр. 149–151
- ^ «Сказать ему всего одно слово» . Джордж Прутяну (на румынском языке). 26 марта 1996 года . Проверено 21 января 2020 г.
- ^ Бойя 1997 , с. 169
- ^ Бойя 1997 , стр. 120, 154–156
- ^ Голдберг, Стивен, Неизбежность патриархата (Уильям Морроу и компания, 1973).
- ^ Эллер (2000)
- ^ Браун, Дональд Э., Человеческие универсалии (Филадельфия: издательство Temple University Press, 1991), стр. 137.
- ^ Jump up to: а б «Взгляд на матриархат как на стадию культурного развития в настоящее время в целом дискредитирован. Более того, современные антропологи и социологи сходятся во мнении, что строго матриархального общества никогда не существовало». Британская энциклопедия (2007), статья «Матриархат» .
- ^ Рут Уайтхаус. «Гипотеза Богини-Матери и ее критика», в « Справочнике по гендеру в археологии» , Сара Милледж Нельсон (редактор), стр. 756–758.
- ^ «Посещали ли мусульмане Америку до Колумба?» . хнн.нас .
- ^ Jump up to: а б с д и Уильямс, Стивен (1991). Фантастическая археология: дикая сторона предыстории Северной Америки . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета.
- ^ Священник Иосия (1826 г.). Чудеса природы и провидение . Олбани: Э и Э Хосфорд.
- ^ Священник Иосия (1835 г.). Американские древности и открытия на Западе . Олбани: Хоффман и Уайт.
- ^ Священник Иосия (1843 г.). Рабство по отношению к неграм . Олбани: C. van Bethuysen & Co.
- ^ Регал, Брайан (2019). «В Викинге все что-то значит». Скептический исследователь . Том. 43, нет. 6. Центр расследований . стр. 44–47.
- ^ Мне говорят, что репрессий в СССР не было. Как с этим спорить?
- ^ Ботельо, Грег (21 октября 2015 г.). «Премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху раскритиковали за то, что он заявил, что Холокост был идеей муфтия, а не Гитлера» . CNN . Проверено 1 апреля 2024 г.
- ^ «Германия говорит Нетаньяху: мы несем ответственность за Холокост» . Новости Би-би-си . 22 октября 2015 г. Проверено 1 апреля 2024 г.
- ↑ В обзоре состояния современной науки в 2011 году Барт Эрман (светский агностик) писал: «Он определенно существовал, с чем согласен практически каждый компетентный ученый древности, христианин или нехристианин» Б. Эрман, 2011 Подделано: письмо во имя Бога ISBN 978-0-06-207863-6 . п. 285
- ^ Роберт М. Прайс (атеист, отрицающий существование Иисуса) соглашается, что эта точка зрения противоречит взглядам большинства ученых: Роберт М. Прайс «Иисус в точке схода» в « Историческом Иисусе: пять взглядов» под редакцией Джеймса. К. Бейлби и Пол Роудс Эдди, InterVarsity, 2009 г., ISBN 028106329X с. 61
- ↑ Майкл Грант ( классик ) утверждает, что «в последние годы «ни один серьезный учёный не осмелился постулировать неисторичность Иисуса» или, по крайней мере, очень немногие, и им не удалось избавиться от гораздо более сильных и даже очень многочисленных , доказательства обратного». в Иисус: обзор Евангелий историком», 2004 г. книге Майкла Гранта « ISBN 1898799881 с. 200
- ↑ Ричард А. Берридж заявляет: «Есть те, кто утверждает, что Иисус - плод воображения Церкви, что Иисуса вообще никогда не было. Я должен сказать, что я больше не знаю ни одного уважаемого критического ученого, который бы так говорил. " в книге «Иисус сейчас и тогда» Ричарда А. Берриджа и Грэма Гулда (2004) ISBN 0802809774 с. 34
- ^ Существовал ли Иисус? , Барт Эрман , 2012, Глава 1
- ^ Сайкс, Стивен В. (2007). «Понимание Павлом смерти Иисуса». Жертва и искупление. Издательство Кембриджского университета. стр. 35–36. ISBN 978-0-521-04460-8 .
- ^ Марк Аллан Пауэлл (1998). Иисус как фигура в истории: как современные историки смотрят на человека из Галилеи . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 168 . ISBN 978-0-664-25703-3 .
- ^ Джеймс Л. Хоулден (2003). Иисус в истории, мысли и культуре: записи A – J. АВС-КЛИО. ISBN 978-1-57607-856-3 .
- ^ Роберт Э. Ван Вурст (2000). Иисус вне Нового Завета: введение в древние свидетельства . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 14–16. ISBN 978-0-8028-4368-5 .
- ^ Диксон, Джон (24 декабря 2012 г.). «Лучшее за 2012 год: нерелигиозное посягательство на историчность Иисуса» . Abc.net.au. Проверено 17 июня 2014 г.
- ^ «Обзор: Перекресток ислама: истоки арабской религии и арабского государства» . Классический обзор Брин Мора . ISSN 1055-7660 .
- ^ Томпсон, Дамиан (2008). Контрзнание. Как мы поддались теориям заговора, шарлатанству, фальшивой науке и фальшивой истории . Атлантические книги. ISBN 978-1-84354-675-7 .
- ^ Жарнак, Пьер (1985). История сокровищ Ренн-ле-Шато . Салей : П. Жарнак.
- ^ Жарнак, Пьер (1988). Архивы Ренн-ле-Шато . Издания Белисан.
Описывая Святую Кровь и Святой Грааль как «памятник посредственности»
Шомей, Жан-Люк (1994). Таблица Исиды или Тайна Света . Издания Ги Треданиэля. - ^ Эчегоэн, Мари-Франс; Ленуар, Фредерик (2004). Код да Винчи: Расследование . Роберт Лаффон.
- ^ Беду, Жан-Жак (2005). Секретные источники «Кода да Винчи» . Издания дю Роше.
- ^ Санчес да Мотта, Бернардо (2005). От загадки Ренн-ле-Шато до монастыря Сиао – история современного мифа . Белка.
- ^ Морли, Невилл (1999). Написание древней истории . Издательство Корнельского университета. п. 19. ISBN 0-8014-8633-5 .
- ^ Jump up to: а б с Миллер, Лаура (22 февраля 2004 г.). «Последнее слово; Афера Да Винчи» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Лаура Миллер (2006). Дэн Берштейн (ред.). Тайны Кодекса . Авангард Пресс. п. 405 . ISBN 978-1-59315-273-4 .
- ^ Фэган, Брайан М .; Бек, Шарлотта (1996). Оксфордский справочник по археологии . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-507618-4 .
- ^ Клайн, Эрик Х. (2009). Библейская археология: очень краткое введение . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-974107-6 .
- ^ Федер, Кеннет Л. (2010). Энциклопедия сомнительной археологии: от Атлантиды до Валам Олума . Санта-Барбара, Калифорния : ABC-CLIO . ISBN 978-0-313-37919-2 .
- ^ Рикард, Боб ; Мичелл, Джон (2000). «Аркеология» . Необъяснимые явления: специальное руководство . Лондон: Грубые гиды . стр. 179–83. ISBN 1-85828-589-5 .
- ^ Дитц, Роберт С. «Эология ковчега: пугающий пример псевдонауки» в Geotimes 38:9 (сентябрь 1993 г.), стр. 4.
- ^ Jump up to: а б с Пуркисс, Дайан (1996). Ведьма в истории: представления раннего Нового времени и двадцатого века . Абингдон, Англия: Рутледж. п. 62 . ISBN 978-0415087629 .
- ^ Рассел, Джеффри Б.; Александр, Брукс (2007), Новая история колдовства: колдуны, еретики и язычники , Лондон: Темза и Гудзон, стр. 154, ISBN 978-0-500-28634-0
- ^ Jump up to: а б Симпсон, Жаклин (1994). «Маргарет Мюррей: кто ей поверил и почему?» . Фольклор . 105 (1–2): 89–96. дои : 10.1080/0015587x.1994.9715877 .
- ^ Jump up to: а б с Рабинович, Шелли; Льюис, Джеймс (2002). Энциклопедия современного колдовства и неоязычества . Нью-Йорк: Издательская корпорация Кенсингтон. стр. 32–35. ISBN 0-8065-2407-3 .
- ^ Кумар, Ручи (12 октября 2018 г.). «Угроза лженауки в Индии» . Нетемно . Проверено 2 марта 2019 г.
- ^ «Корова — единственное животное, способное вдыхать и выдыхать кислород: министр Раджастана» . Индостан Таймс . 16 января 2017 г. Архивировано из оригинала 27 апреля 2019 г.
- ^ Масих Рахман (28 октября 2014 г.). «Премьер-министр Индии утверждает, что генетическая наука существовала в древние времена» . Хранитель . Проверено 26 апреля 2019 г.
- ^ Лакшми, Рама (4 января 2015 г.). «Индейцы изобрели самолеты 7000 лет назад – и другие поразительные заявления на Научном конгрессе» . Вашингтон Пост . Проверено 30 апреля 2019 г.
- ^ «Изучение «псевдоистории» и способы выявления достоверных источников являются предметом следующей лекции по современному Китаю | CSUSB News» . внутри.csusb.edu . Архивировано из оригинала 22 декабря 2019 г. Проверено 26 апреля 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Программа «Псевдоистория и псевдонаука» по истории науки и техники, Университет Миннесоты, Миннеаполис, Миннесота, США.
- Статья о псевдоистории в Словаре Скептика
- Зал Маат
- «Реставрация истории» из американского журнала Skeptic .