Jump to content

Псевдоистория

(Перенаправлено с Фейковой истории )
Зондерактион 1005 был нацистским проектом с явной целью скрыть или уничтожить любые доказательства массового убийства, совершенного в рамках операции «Рейнхард» . Это была одна из первых попыток отрицания Холокоста , предпринятая еще в то время, когда геноцид евреев еще продолжался. Ученые считают отрицание неотъемлемой частью самого геноцида . [ 1 ]
«Утраченное дело Конфедерации» — это отрицательная идеология, которая ложно утверждает, что распространение рабства не было главной причиной Гражданской войны в США .

Псевдоистория – это форма псевдонаучных исследований , которая пытается исказить или искажать исторические данные , часто используя методы, напоминающие те, которые используются в научных исторических исследованиях . Родственный термин «криптоистория» применяется к псевдоистории, происходящей из суеверий, присущих оккультизму . Псевдоистория связана с псевдонаукой и псевдоархеологией , и использование этих терминов может иногда пересекаться. Хотя псевдоистория существует во многих формах, ученые выявили многие черты, которые обычно являются общими для псевдоисторических работ; Одним из примеров является то, что использование псевдоистории почти всегда мотивировано современной политической , религиозной или личной повесткой дня. Псевдоистория также часто представляет сенсационные утверждения или большую ложь об исторических фактах, что потребовало бы необоснованного пересмотра исторических данных. [ 3 ]

Еще одной отличительной чертой псевдоистории является лежащая в ее основе предпосылка о том, что у ученых есть тайный план по сокрытию тезиса пропагандиста – предпосылка, которая обычно подтверждается тщательно продуманными теориями заговора . Работы по псевдоистории часто указывают исключительно на ненадежные источники, включая мифы и легенды , часто рассматриваемые как буквальную историческую истину, чтобы поддержать продвигаемый тезис, игнорируя при этом действительные источники, которые ему противоречат . Иногда работа по псевдоистории занимает позицию исторического релятивизма , настаивая на том, что на самом деле не существует такой вещи, как историческая истина, и что любая гипотеза так же хороша, как и любая другая. Многие работы по псевдоистории смешивают простую возможность с действительностью, предполагая, что если что-то могло произойти, то оно произошло.

Известные примеры псевдоистории включают британский израильизм , « Утраченное дело Конфедерации» , миф об ирландских рабах , культ ведьм , отрицание геноцида армян , отрицание Холокоста , миф о чистом Вермахте XVI и XVII веков , испанскую «Черную легенду» и утверждают, что Катынская резня не была совершена советским НКВД .

Определение и этимология

[ редактировать ]

Термин «псевдоистория» был придуман в начале девятнадцатого века, что делает это слово старше родственных терминов «псевдоученость» и «псевдонаука» . [ 4 ] В свидетельстве 1815 года оно используется для обозначения « Состязания Гомера и Гесиода» , якобы исторического повествования, описывающего полностью вымышленное состязание между греческими поэтами Гомером и Гесиодом . [ 5 ] Уничижительный смысл этого термина, обозначающий ошибочную или неискреннюю историографическую работу, можно обнаружить в другом свидетельстве 1815 года. [ 6 ] Псевдоистория близка лженауке в том смысле, что обе формы фальсификации достигаются с использованием методологии, которая претендует, но не соответствует установленным стандартам исследования для данной области интеллектуальных исследований, частью которой псевдонаука претендует и которая предлагает мало или вообще не дает подтверждающих доказательств своей правдоподобности. [ 7 ] : 7–18 

Писатели Майкл Шермер и Алекс Гробман определяют псевдоисторию как «переписывание прошлого для нынешних личных или политических целей». [ 8 ] : 2  Другие авторы принимают более широкое определение; Дуглас Олчин, историк науки, утверждает, что, когда история научных открытий представлена ​​в упрощенном виде, с преувеличением драматизма и романтизацией ученых, это создает неправильные стереотипы о том, как работает наука, и фактически представляет собой псевдоисторию, несмотря на то, что она основана на реальных событиях. факты. [ 9 ]

Характеристики

[ редактировать ]

Роберт Тодд Кэрролл разработал список критериев для выявления псевдоисторических произведений. Он заявляет, что:

Псевдоистория – это предполагаемая история, которая:

  • Относится к мифам, легендам, сагам и подобной литературе как к буквальной истине.
  • Не является ни критическим, ни скептическим в своем чтении древних историков, принимая их утверждения за чистую монету и игнорируя эмпирические или логические доказательства, противоречащие утверждениям древних.
  • Выполняет миссию, а не поиски, стремясь поддержать какую-то современную политическую или религиозную программу, а не узнать правду о прошлом.
  • Часто отрицает существование такой вещи, как историческая истина, придерживаясь крайне скептического представления о том, что «истиной» можно назвать только то, что абсолютно достоверно, и что нет ничего абсолютно достоверного, поэтому ничто не является правдой.
  • Часто утверждает, что история — это не что иное, как мифотворчество и что различные истории следует сравнивать не по таким традиционным академическим стандартам, как точность, эмпирическая вероятность, логическая последовательность, актуальность, полнота, справедливость или честность, а по моральным или политическим соображениям.
  • Избирательно использует древние документы, благосклонно цитируя те, которые соответствуют его повестке дня, и игнорируя или интерпретируя те документы, которые не соответствуют его повестке дня.
  • Считает возможность того, что что-то является истиной, достаточной, чтобы поверить в то, что это правда, если это соответствует чьим-либо планам
  • Часто утверждает, что существует заговор с целью подавления его претензий из-за расизма, атеизма или этноцентризма или из-за противодействия его политической или религиозной программе. [ 10 ]

Николас Гудрик-Кларк предпочитает термин «криптоистория». Он выделяет два необходимых элемента: «полное незнание первоисточников» и повторение «неточностей и диких утверждений». [ 11 ] [ 12 ]

Другими общими характеристиками псевдоистории являются:

Категории и примеры

[ редактировать ]

Ниже приведены некоторые распространенные категории псевдоисторической теории с примерами. Не все теории в перечисленной категории обязательно псевдоисторичны; скорее это категории, которые, похоже, привлекают псевдоисториков.

Основные категории

[ редактировать ]

Альтернативные хронологии

[ редактировать ]

Альтернативная хронология — это пересмотренная последовательность событий, которая отклоняется от стандартной хронологии мировой истории, принятой основными учеными. Примером «альтернативной хронологии» является « » Анатолия Фоменко , Новая хронология в которой утверждается, что записанная история на самом деле началась около 800 года нашей эры, и все события, которые предположительно произошли до этого момента, либо вообще никогда не происходили, либо являются просто неточным пересказом событий, которые произошло позже. [ 14 ] Одним из ее последствий является теория татарского заговора. Другими, менее крайними примерами, являются гипотеза призрачного времени , которая утверждает, что 614–911 годы нашей эры никогда не происходили; и « Новая хронология» Дэвида Рола , в которой утверждается, что принятые временные рамки истории Древнего Египта и Израиля неверны. [ 15 ]

Историческая фальсификация

[ редактировать ]
» Джеффри Монмута , « История королей Британии сцена из которой показана на этой иллюстрации пятнадцатого века, была популярным произведением псевдоистории в Средние века .

В восьмом веке получил широкое распространение поддельный документ, известный как Дар Константина , который якобы передал власть над Римом и западной частью Римской империи Папе Римскому . [ 16 ] В двенадцатом веке Джеффри Монмутский опубликовал « Историю королей Британии » — псевдоисторический труд, претендующий на описание древней истории и происхождения британского народа. Книга синтезирует более ранние кельтские мифические традиции, чтобы преувеличить деяния мифического короля Артура . Современный историк Уильям Ньюбургский около 1190 года писал, что «совершенно очевидно, что все, что этот человек писал об Артуре и его преемниках, или даже о его предшественниках, начиная с Вортигерна , было придумано частично им самим, частично другими». [ 17 ]

Исторический ревизионизм

[ редактировать ]

Вопрос об авторстве Шекспира — это маргинальная теория , утверждающая, что произведения, приписываемые Уильяму Шекспиру, на самом деле были написаны кем-то другим, а не Уильямом Шекспиром из Стратфорда-на-Эйвоне . [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]

Другим примером исторического ревизионизма является тезис, встречающийся в трудах Дэвида Бартона и других, утверждающий, что Соединенные Штаты были основаны как исключительно христианская нация. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Вместо этого ведущие историки поддерживают традиционную позицию, согласно которой отцы-основатели Америки хотели, чтобы церковь и государство оставались разделенными . [ 25 ] [ 26 ]

Ревизионисты Конфедерации (также известные как ревизионисты Гражданской войны), сторонники « безнадежного дела » и неоконфедераты утверждают, что основной мотивацией Конфедеративных Штатов Америки было сохранение прав штатов и ограничение правительства, а не сохранение и расширение рабства . [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]

С «Проигранным делом» связан миф об ирландских рабах , псевдоисторическое повествование, которое объединяет опыт ирландских наемных слуг и порабощенных африканцев в Америке . Этот миф, который исторически пропагандировался ирландскими националистами, такими как Джон Митчел , в наши дни пропагандируется сторонниками превосходства белой расы в Соединенных Штатах, чтобы свести к минимуму жестокое обращение, которому подвергаются афроамериканцы (например, расизм и сегрегация ), и выступить против требований рабства. репарации . Этот миф также использовался для того, чтобы скрыть и преуменьшить участие Ирландии в трансатлантической работорговле . [ 30 ] [ 31 ]

Исторический отрицание

[ редактировать ]

или отрицание тесно связано с предыдущими категориями, Хотя исторический отрицание оно специально направлено на прямое отрицание существования подтвержденных событий, часто включая различные массовые убийства, геноциды и национальные истории .

Некоторые примеры включают отрицание Холокоста , отрицание Геноцида армян , [ 32 ] а также «Отрицание Накбы» в произведении Из незапамятных времен» « Джоан Питерс 1984 года . [ 33 ]

Психоистория

[ редактировать ]

Основные историки относят психоисторию к псевдоистории. [ 34 ] [ 35 ] Психоистория представляет собой смесь психологии, истории и связанных с ними социальных и гуманитарных наук. [ 36 ] Его заявленная цель - изучить «почему» истории, особенно разницу между заявленным намерением и реальным поведением. Он также заявляет в качестве своей цели сочетание идей психологии, особенно психоанализа , с исследовательской методологией социальных и гуманитарных наук , чтобы понять эмоциональное происхождение поведения людей, групп и наций в прошлом и настоящем.

Псевдоархеология

[ редактировать ]

Псевдоархеология относится к ложной интерпретации записей, а именно физических, часто неквалифицированными археологами или археологами-любителями. Эти интерпретации часто необоснованны и редко совпадают с установившимся консенсусом. Нацистская археология является ярким примером этой техники. [ 37 ] Часто люди, занимающиеся псевдоархеологией, очень строго интерпретируют свидетельства и не желают менять свою позицию, в результате чего интерпретации часто кажутся чрезмерно упрощенными и не отражают сложность и нюансы всего повествования. [ 38 ]

Различные примеры псевдоистории

[ редактировать ]

(Следующие примеры могут относиться к различным вышеупомянутым категориям или к тем, которые не упоминаются).

Древние пришельцы, древние технологии и затерянные земли

[ редактировать ]

Иммануила Великовского Книги «Миры в столкновении» (1950), «Века в хаосе» (1952) и «Земля в потрясении » (1955), ставшие «мгновенными бестселлерами», [ 7 ] продемонстрировал, что псевдоистория, основанная на древней мифологии, обладает потенциалом для огромного финансового успеха. [ 7 ] и стали образцами успеха для будущих произведений в этом жанре. [ 7 ]

В 1968 году Эрих фон Деникен опубликовал «Колесницы богов?» , в котором утверждается, что древние пришельцы из космоса построили пирамиды и другие памятники. С тех пор он опубликовал другие книги, в которых делает аналогичные утверждения. Все эти утверждения были отнесены к категории псевдоисторий. [ 7 ] : 201  Точно так же Захария Ситчин опубликовал множество книг, в которых утверждается, что раса инопланетных существ с планеты Нибиру, известная как Ануннаки, посетила Землю в древние времена в поисках золота и что они генетически сконструировали людей, чтобы они служили их рабами. Он утверждает, что воспоминания об этих событиях записаны в шумерской мифологии , а также в других мифологиях по всему миру. Эти предположения также были отнесены к категории псевдоисторий. [ 39 ] [ 40 ]

Гипотеза древних астронавтов получила дальнейшую популяризацию в США благодаря канала History Channel телесериалу «Древние пришельцы» . [ 41 ] Профессор истории Рональд Х. Фритце заметил, что псевдоисторические утверждения, продвигаемые фон Дэникеном и программой «Древние пришельцы» , периодически пользуются популярностью в США: [ 7 ] [ 42 ] «В поп-культуре с короткой памятью и ненасытным аппетитом инопланетяне, пирамиды и утраченные цивилизации перерабатываются, как мода». [ 7 ] : 201  [ 42 ]

Автор Грэм Хэнкок продал более четырех миллионов экземпляров книг, пропагандирующих псевдоисторический тезис о том, что все основные памятники древнего мира, включая Стоунхендж , египетские пирамиды и моаи острова Пасхи , были построены одной древней сверхцивилизацией, [ 43 ] которая, как утверждает Хэнкок, процветала с 15 000 по 10 000 до н. э. и обладала технологическими и научными знаниями, равными или превосходящими знания современной цивилизации. [ 7 ] Впервые он в полной мере изложил этот аргумент в своем бестселлере 1995 года «Отпечатки пальцев богов» . [ 7 ] который завоевал признание публики, но презрение ученых. [ 7 ] Кристофер Найт опубликовал множество книг, в том числе «Машина Уриэля» (2000), в которых излагаются псевдоисторические утверждения о том, что древние цивилизации обладали технологиями, гораздо более продвинутыми, чем технологии сегодня. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]

Утверждение о том, что затерянный континент, известный как Лемурия, когда-то существовал в Тихом океане, также было отнесено к категории псевдоисторий. [ 7 ] : 11 

Более того, подобные теории заговора продвигают идею приукрашенных, сфабрикованных описаний исторических цивилизаций, а именно Хазарии и Тартарии .

Антисемитская псевдоистория

[ редактировать ]
Американское издание «Протоколов сионских мудрецов» 1934 года.

«Протоколы сионских мудрецов» — это мошенническая работа, претендующая на то, чтобы продемонстрировать исторический заговор евреев с целью мирового господства. [ 48 ] Подделка работы была окончательно доказана в августе 1921 года, когда газета «Таймс» обнаружила, что обширные части документа были прямым плагиатом из сатирического диалога Мориса Жоли 1864 года «Диалог в аду между Макиавелли и Монтескье» . [ 49 ] а также Германа Гёдше антисемитский роман «Биарриц» 1868 года . [ 50 ]

Хазарская теория — это академическая маргинальная теория , которая постулирует убеждение, что основная часть европейского еврейства имеет среднеазиатское ( тюркское ) происхождение. Несмотря на общепринятый академический консенсус , который категорически отвергает ее, эта теория пропагандируется в антисемитских и некоторых антисионистских кругах. Они утверждают, что евреи являются чужеродным элементом как в Европе, так и в Палестине .

Отрицание Холокоста в частности и отрицание геноцида в целом широко относят к псевдоистории. [ 8 ] : 237  [ 51 ] Среди основных сторонников отрицания Холокоста Дэвид Ирвинг и другие, которые утверждают, что Холокоста , Голодомора , геноцида армян , геноцида ассирийцев , геноцида греков и других геноцидов не было, или сообщения о них были сильно преувеличены. [ 51 ]

Этноцентрический или националистический ревизионизм

[ редактировать ]

Большинство афроцентрических (т.е. доколумбовых теорий контактов между Африкой и Америкой , см. Споры о расах в Древнем Египте ) были идентифицированы как псевдоисторические, [ 52 ] [ 53 ] наряду с теориями « коренных арийцев », опубликованными индуистскими националистами в 1990-х и 2000-х годах. [ 54 ] «Криптоистория», разработанная в рамках германского мистицизма и нацистского оккультизма, также была отнесена к этой категории. [ 55 ] [ 56 ] Считается , что среди ведущих нацистов Генрих Гиммлер находился под влиянием оккультизма и, согласно одной теории, создал базу СС в Вевельсбурге в соответствии с эзотерическим планом.

Теория солнечного языка — это псевдоисторическая идеология, которая утверждает, что все языки произошли от прототурецкого языка. [ 57 ] Теория, возможно, была частично разработана для того, чтобы узаконить арабские и семитские заимствования, встречающиеся в турецком языке, вместо этого утверждая, что арабские и семитские слова произошли от турецких, а не наоборот. [ 58 ]

Большое количество националистических псевдоисторических теорий связано с легендарными десятью потерянными коленами древнего Израиля. Британский израильизм , также известный как англо-израильизм, самый известный пример этого типа, был окончательно опровергнут ведущими историками, использующими данные из огромного количества различных областей исследования. [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ]

Другая националистическая псевдоисторическая теория — «Антикизация» или «Древний Македонизм», которая постулирует прямую демографическую, культурную и языковую преемственность между древними македонцами и основной этнической группой в современной Северной Македонии . [ 62 ] [ 63 ] Болгарская в конце 10 — начале 11 веков нашей эры, представлена средневековая династия Комитопулов , правившая Первой Болгарской империей ​​как «македонская», правящая «средневековым македонским государством», поскольку ее столицы располагались на территории бывшего древнего царства. Македонии . [ 64 ] Историки Северной Македонии часто заменяют этноним «болгары» на «македонцы» или избегают его. [ 65 ] [ 66 ]

Дакианство — это румынское псевдоисторическое течение, которое пытается приписать дакам гораздо большее влияние на европейскую и мировую историю, чем то, которым они на самом деле пользовались. [ 67 ] Дацианская историография утверждает, что даки имели первенство над всеми другими цивилизациями, включая римлян ; [ 68 ] что дакийский язык был источником латыни и всех других языков, таких как хинди и вавилонский ; [ 69 ] а иногда и то, что культ Залмоксиса имеет структурные связи с христианством. [ 70 ] Дакианство было наиболее распространено в национал-коммунистической Румынии , поскольку режим Чаушеску изображал даков как повстанцев, бросающих вызов «империалистическому» Риму; К 1974 году Коммунистическая партия официально присоединила «протохронизм», как называли дацианство, к марксистской идеологии. [ 71 ]

Матриархат

[ редактировать ]

Ученые пришли к единому мнению, что, как известно, не существовало однозначно и строго матриархального общества, хотя известно, что многие общества имеют или имели некоторые матриархальные черты, в частности матрилинейность , матрилокальность и/или матрифокальность . [ 72 ] [ 73 ] антрополога Дональда Брауна входят мужчины, являющиеся «доминирующим элементом» в общественно-политических делах. В список человеческих культурных универсалий ( т. е. черт, присущих почти всем нынешним человеческим обществам) [ 74 ] Таково современное мнение господствующей антропологии . [ 75 ] Некоторые общества, которые являются матрилинейными или матрифокальными, на самом деле могут иметь патриархальные структуры власти и, таким образом, могут быть ошибочно идентифицированы как матриархальные. Идея о том, что матриархальные общества существовали и предшествовали патриархальным обществам, впервые была высказана в XIX веке среди западных ученых, но с тех пор она была дискредитирована. [ 75 ]

Однако, несмотря на это, некоторые феминистки второй волны утверждают, что матриархат предшествовал патриархату. Богини Движение а в книге Риан Эйслер «Чаша и клинок» цитируются фигурки Венеры как свидетельство того, что общества палеолитической и неолитической Европы были матриархатами, поклонявшимися богине. Это убеждение не поддерживается ведущими учеными. [ 76 ]

Доколумбовые теории трансокеанских контактов

[ редактировать ]

За исключением норвежской колонизации Америки , большинство теорий доколумбовых трансокеанских контактов были классифицированы как псевдоистория, включая утверждения о том, что Америка на самом деле была открыта арабами или мусульманами. [ 77 ] Гэвина Мензиса Книга « 1421: Год, когда Китай открыл мир» , в которой доказывается идея открытия Америки китайскими моряками, также была отнесена к категории псевдоисторических произведений. [ 7 ] : 11 

Расистская псевдоистория

[ редактировать ]

Джозайя Прист и другие американские писатели девятнадцатого века писали псевдоисторические повествования, в которых афроамериканцы и коренные американцы изображались в крайне негативном свете. [ 78 ] Первой книгой Приста была «Проявленные чудеса природы и провидения» (1826). [ 79 ] [ 78 ] Книга рассматривается современными критиками как одно из самых ранних произведений современной американской псевдоистории. [ 78 ] Священник напал на коренных американцев в книге «Американские древности и открытия Запада » (1833 г.) [ 80 ] [ 78 ] и афроамериканцы в рабстве по отношению к неграм (1843 г.). [ 81 ] [ 78 ] Другие писатели девятнадцатого века, такие как Томас Голд Эпплтон в своей книге «Пачка бумаг» (1875) и Джордж Перкинс Марш в своей книге «Готы в Новой Англии» , ухватились за ложные представления об истории викингов , чтобы пропагандировать превосходство белых людей ( а также противостоять католической церкви ). Подобное злоупотребление историей и образами викингов вновь возникло в двадцатом веке среди некоторых групп, пропагандирующих превосходство белых . [ 82 ]

Советская коммунистическая псевдоистория

[ редактировать ]

Сторонники советской коммунистической псевдоистории утверждают, среди прочего, что Иосиф Сталин и другие высшие советские лидеры не осознавали масштабов массовых убийств, совершенных при сталинском режиме , что казни заключенных были юридически оправданы и что заключенные в советских ГУЛАГах выполняли важные строительные работы. работа, которая помогла Советскому Союзу экономически, особенно во время Второй мировой войны . Ученые указывают на неопровержимые доказательства того, что Сталин напрямую помогал планировать массовые убийства, что многие заключенные были отправлены в ГУЛАГ или казнены во внесудебном порядке и что многие заключенные не выполняли продуктивной работы, часто изолируясь в отдаленных лагерях или выполняя бессмысленные и черновые задания. [ 83 ]

Израильская псевдоистория

[ редактировать ]

В 2015 году премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что Амин аль-Хусейни , муфтий Иерусалима , подал Адольфу Гитлеру и другим нацистским лидерам идею Холокоста. Историки всего мира, а также Организация освобождения Палестины (ООП) и правительство Германии охарактеризовали это утверждение как исторически необоснованное. ООП и Сионистский союз заявили, что это заявление было политически мотивированным, поскольку оно ошибочно возлагает вину за Холокост на палестинских националистов , против которых выступает Нетаньяху, одновременно неявно оправдывая Гитлера. [ 84 ] [ 85 ]

Антирелигиозная псевдоистория

[ редактировать ]

Теория мифа о Христе утверждает, что Иисус из Назарета никогда не существовал как историческая фигура и что его существование было изобретено ранними христианами. Этот аргумент в настоящее время находит очень мало поддержки среди ученых и историков всех конфессий и был назван псевдоисторическим. [ 86 ] [ 87 ] [ 88 ] [ 89 ] [ 90 ] [ 91 ] [ 92 ] [ 93 ] [ 94 ] [ 95 ]

Аналогичным образом, некоторые историки меньшинства утверждают, что Мухаммед либо не существовал, либо не играл центральной роли в основании ислама . [ 96 ]

Религиозная псевдоистория

[ редактировать ]

«Святая кровь и Святой Грааль » (1982) Майкла Бейджента , Ричарда Ли и Генри Линкольна — это книга, претендующая на то, чтобы показать, что некоторые исторические личности, такие как Годфри Бульонский , и современные аристократы являются прямыми потомками Иисуса . Ведущие историки широко раскритиковали книгу, назвав ее псевдоисторией. [ 97 ] [ 98 ] [ 99 ] [ 100 ] [ 101 ] [ 102 ] [ 103 ] [ 104 ] и указав, что используемые в нем генеалогические таблицы теперь признаны поддельными. [ 105 ] Тем не менее, книга стала международным бестселлером. [ 104 ] и вдохновил Дэна Брауна на создание бестселлера детективного триллера «Код да Винчи» . [ 104 ] [ 7 ] : 2–3 

Хотя историки и археологи считают Книгу Мормона анахроничным изобретением Джозефа Смита, многие члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) считают, что она описывает древние исторические события в Америке.

Поиски Ноева ковчега также были отнесены к категории псевдоисторий. [ 106 ] [ 107 ] [ 108 ] [ 109 ] [ 110 ]

В своих книгах, начиная с «Культа ведьм в Западной Европе » (1921), английская писательница Маргарет Мюррей утверждала, что суды над ведьмами в период раннего Нового времени на самом деле были попыткой христиан-шовинистов уничтожить тайную языческую религию . [ 111 ] который, как она утверждала, поклонялся Рогатому Богу . [ 111 ] Заявления Мюррея в настоящее время широко отвергаются уважаемыми историками. [ 112 ] [ 113 ] [ 111 ] Тем не менее, ее идеи стали основой мифа для современной Викки , современной неоязыческой религии. [ 113 ] [ 114 ] Вера в предполагаемый культ ведьм Мюррея до сих пор распространена среди виккан. [ 114 ] но постепенно снижается. [ 114 ]

Вера в то, что Древняя Индия была технологически развита настолько, что могла стать ядерной державой, набирает популярность в Индии. [ 115 ] Появляющиеся крайние националистические тенденции и идеологии, основанные на индуизме, на политической арене способствуют этим дискуссиям. Васудев Девнани , министр образования западного штата Раджастхан , заявил в январе 2017 года, что важно «понять научную значимость» коровы , поскольку это единственное животное в мире, которое одновременно вдыхает и выдыхает кислород. [ 116 ] В 2014 году премьер-министр Нарендра Моди сообщил собравшимся врачам и медицинскому персоналу в больнице Мумбаи , что история индуистского бога Ганеши показывает, что генетическая наука существовала в древней Индии. [ 117 ] Многие псевдоисторики нового века, которые сосредоточены на превращении мифологических историй в историю, хорошо приняты в обществе. Споры о древних самолетах Индийского научного конгресса связаны с этим событием, когда капитан Ананд Дж. Бодас, вышедший на пенсию директор центра подготовки пилотов, заявил, что в древней Индии существовали самолеты, более совершенные, чем сегодняшние самолеты на Индийском научном конгрессе . [ 118 ]

Как предмет изучения

[ редактировать ]

Курсы по критике псевдоистории предлагаются в качестве курсов бакалавриата по гуманитарным наукам, одним из примеров является колледж Клермонт Маккенна . [ 119 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Херф, Джеффри (2006). Еврейский враг: нацистская пропаганда во время Второй мировой войны и Холокоста . Издательство Гарвардского университета. п. 127. ИСБН  978-0-674038-59-2 .
  2. ^
    • Маршан, Лора; Перье, Гийом (2015). Турция и армянский призрак: по следам геноцида . McGill-Queen's Press . стр. 111–112. ISBN  978-0-7735-9720-4 . Памятник геноциду Ыгдыра является окончательной карикатурой на политику турецкого правительства по отрицанию геноцида 1915 года путем переписывания истории и превращения жертв в виновных.
    • Ованнисян 2001 , с. 803.   «...непреклонное отношение правительства Анкары к изданию в 1995 году многотомного труда государственного архива премьер-министра под названием « Зверства армян на Кавказе и в Анатолии по данным архивных документов» . Целью публикации является не только не только повторить все предыдущие отрицания, но и продемонстрировать, что на самом деле именно турецкий народ стал жертвой геноцида, совершенного армянами».
    • Четериан 2015 , стр. 65–66. «Некоторые из сторонников этой официальной версии даже зашли так далеко, что заявили, что настоящими агрессорами были армяне и что потери мусульман были больше, чем потери армян».
    • Гюрпинар 2016 , с. 234. «Подтверждая, что «лучшая защита – это хорошее нападение», новая стратегия включала обвинение армян в ответ на геноцид против турок. Насилие, совершенное армянскими комитетами во время российской оккупации Восточной Анатолии, и массовые убийства десятков тысяч человек. мусульман (турков и курдов) в убийствах из мести в 1916–1917 годах было экстравагантно показано, преувеличено и деконтекстуализировано».
  3. ^ «Йозеф Геббельс о «большой лжи» » . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 27 марта 2024 г.
  4. ^ Ежемесячный журнал и британский реестр, том 55 (февраль 1823 г.), стр. 449 , со ссылкой на Джона Галта, Рингана Гилхайза: Или, Ковенантеры , Оливер и Бойд, 1823. [1]
  5. ^ CA Элтон, Останки Гесиода Аскрейца 1815 г., с. XIX .
  6. ^ Критический обзор: или Анналы литературы , Том 1 изд. Тобиас Джордж Смоллетт, 1815, с. 152
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Фрице, Рональд Х. (2009). Изобретенные знания: ложная история, фальшивая наука и псевдорелигии . Лондон: Книги реакции. ISBN  978-1-86189-430-4 .
  8. ^ Jump up to: а б Шермер, Майкл; Гробман, Алекс (2009). Отрицание истории: кто говорит, что Холокоста никогда не было, и почему они это говорят? . Окленд: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-26098-6 .
  9. ^ Олчин, Д. (2004). «Псевдоистория и лженаука» (PDF) . Наука и образование . 1 (13): 179–195. Бибкод : 2004Sc&Ed..13..179A . дои : 10.1023/B:SCED.0000025563.35883.e9 . S2CID   7378302 . Архивировано из оригинала (PDF) 12 мая 2008 г. Проверено 20 февраля 2007 г.
  10. ^ Кэрролл, Роберт Тодд. Словарь скептика . Хобокен: Джон Вили и сыновья (2003), стр. 305.
  11. ^ Гудрик-Кларк 1985: 224, 225.
  12. ^ Николас Гудрик-Кларк, Оккультные корни нацизма , стр. 225 (Таурис Парк в мягкой обложке, изд. 2005 г.). ISBN   978-1-86064-973-8
  13. ^ Эллис, Джозеф Дж. Американский диалог: Основатели и мы . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 2018. с. 168.
  14. ^ Новиков, СП (2000). «Псевдоистория и псевдоматематика: фантастика в нашей жизни». Российские математические обзоры . 55 (2): 365–368. Бибкод : 2000РуМаС..55..365Н . дои : 10.1070/RM2000v055n02ABEH000287 . S2CID   250892348 .
  15. ^ «В своей книге «Испытание временем» (1995) Рол утверждает, что общепринятые даты таких слоев, как средний и поздний бронзовый век в Палестине, неверны» - в Дэниеле Джейкобсе, Ширли Эбер, Франческе Сильвани, Израиле и Палестине. Территории: The Rough Guide , с. 424 (Rough Guides Ltd., 2-е изд., 1998 г.). ISBN   978-1-85828-248-0
  16. ^ «До Джона Стюарта» . Обзор журналистики Колумбии . Проверено 19 февраля 2017 г.
  17. ^ Торп, Льюис. История королей Британии . п. 17.
  18. ^ Хоуп, Уоррен и Ким Холстон. «Шекспировская полемика» (2009), 2-е изд., 3: «Короче говоря, это история, написанная вопреки преобладающему в настоящее время мнению».
  19. ^ Поттер, Лоис. «Марлоу на сцене» в книге Constructing Кристофера Марлоу , Джеймса Алана Дауни и Дж. Т. Парнелла, ред. (2000, 2001), изд. в мягкой обложке, 88–101; 100: «Возможность того, что Шекспир на самом деле не является Шекспиром, комическим в контексте истории литературы и псевдоистории, понятна в этом мире двойных агентов...»
  20. ^ Ааронович, Дэвид. «Анти-Стратфордианцы» в «Историях вуду» (2010), 226–229: «Однако есть психологический или антропологический вопрос, на который нужно ответить относительно нашего потребления псевдоистории и псевдонауки. Я уже перечитал достаточно этих книг. иметь возможность заявить, что как жанр они плохо написаны и, в стремлении утвердить свою сомнительную неонаучную репутацию, невероятно утомительны… Почему мы читаем плохие книги по истории, в которых есть еще и отсутствие отличительных признаков того, что они не являются. каким-либо образом правдивым и полезным…»
  21. ^ Катман, Дэвид. Страница авторства Шекспира : «... Исследователи Шекспира рассматривают оксфордианство как псевдонауку, которая произвольно отвергает методы, используемые настоящими историками. ... Чтобы поддержать свои убеждения, оксфордианцы прибегают к ряду тактик, которые будут знакомы наблюдателям за Шекспиром. другие формы псевдоистории и псевдонауки».
  22. ^ Призрак, Арлен (весна 1995 г.). «Защита стены: сохранение разделения церкви и государства в Америке» . Гарвардский журнал права и государственной политики . 18 (2): 575–590. [ мертвая ссылка ]
  23. ^ Леопольд, Джейсон (14 января 2008 г.). «Дом принят, рассматриваются евангелические резолюции» . www.baltimorechronicle.com . Проверено 30 апреля 2019 г.
  24. Информационный бюллетень Бостонского теологического института, том XXXIV, № 17 , Ричард В. Пьерар, 25 января 2005 г.
  25. ^ Бостон, Роб (2007). «Анализ любимой библейской учебной программы религиозных правых» , «Американцы объединились за разделение церкви и государства» , Американская гуманистическая ассоциация. Проверено 9 апреля 2013 г.
  26. ^ Харви, Пол (10 мая 2011 г.). «Продажа идеи христианской нации: альтернативная интеллектуальная вселенная Дэвида Бартона» . Религиозные послания . Проверено 9 апреля 2013 г.
  27. ^ Дэвид Бартон (декабрь 2008 г.). «Противостояние ревизионизму гражданской войны: почему Юг пошел на войну» . Строители стен . Проверено 30 декабря 2013 г.
  28. ^ Барретт Браун (27 декабря 2010 г.). «Неоконфедеративный ревизионизм гражданской войны: те, кто чтит память павших героев Юга, имеют на это право, но не отрицают, что рабство было главной причиной войны» . TheGuardian.com . Проверено 30 декабря 2013 г.
  29. ^ «Говард Суинт: Конфедеративный ревизионизм искажает историю США» . Чарльстон Дейли Мейл . 15 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 31 декабря 2013 года . Проверено 30 декабря 2013 г.
  30. ^ Линехан, Хью. «Шинн Фейн не позволяет фактам пустить под откос хорошую историю об «ирландских рабах»» . Ирландские Таймс . Проверено 30 марта 2021 г.
  31. ^ Кеннеди, Лиам (2015). Несчастная земля: самые угнетенные люди на свете — ирландцы? . Дублин: Ирландская академическая пресса. п. 19. ISBN  978-1785370472 .
  32. ^ Academic.oup.com https://academic.oup.com/book/37362/chapter-abstract/331336915?redirectedFrom=fulltext . Проверено 27 марта 2024 г. {{cite web}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  33. ^ Саади, Ахмад Х.; Абу-Лугход, Лила (10 апреля 2007 г.). Накба: Палестина, 1948 год, и претензии памяти . Издательство Колумбийского университета. п. 304. ИСБН  978-0-231-50970-1 . Миф, выдвинутый Джоан Питерс в ее псевдоисторической книге «С незапамятных времен».
  34. ^ Барсун, Жак (1989). Клио и врачи: психоистория, квантовая история и история . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 3. ISBN  978-0226038513 . Проверено 30 июля 2017 г.
  35. ^ Хант, Линн (2002). «Психология, психоанализ и историческая мысль – несчастья психоистории» . Крамер Ллойд С. и Маза, Сара К. (ред.). Спутник западной исторической мысли . Издательство Блэквелл. стр. 337–357. ISBN  0-631-21714-2 .
  36. ^ Пол Х. Эловиц, редактор, Психоистория XXI века (2013), стр. 1–3.
  37. ^ «Какое отношение нацисты имели к археологии?» . Как все работает . 1 января 1970 г. Проверено 27 марта 2024 г.
  38. ^ Фэган, Гаррет Г. (1963). Археологические фантазии: как псевдоархеология искажает прошлое и вводит общественность в заблуждение . Рутледж. п. 27. ISBN  0-415-30593-4 .
  39. ^ Майкл С. Хейзер. «Миф о шумерской 12-й планете» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 ноября 2008 года . Проверено 30 июля 2017 г.
  40. ^ Кэрролл, Роберт Т. (1994–2009). «Захария Ситчин и Земные хроники » . Словарь скептика . Джон Уайли и сыновья . Проверено 30 июля 2017 г.
  41. ^ Фритце, Рональд Х. (ноябрь 2009 г.). «Об опасностях и удовольствиях противостояния псевдоистории». Исторически говоря . 10 (5): 2–5. дои : 10.1353/hsp.0.0067 . ISSN   1941-4188 . S2CID   144988932 .
  42. ^ Jump up to: а б Фрице, Рональд (8 июля 2009 г.). «Рональд Х. Фритце, О своей книге «Изобретенные знания: ложная история, фальшивая наука и псевдорелигии», интервью на обложке» . 08 июля 2009 г. Роротоко.com . Проверено 17 июля 2012 г.
  43. ^ Шейко, Константин (2012). Националистические представления о российском прошлом: Анатолий Фоменко и рост альтернативной истории в посткоммунистической России . Советская и постсоветская политика и общество. Том. 86. Штутгарт, Германия: Ibidem-Verlag. п. 83. ИСБН  978-3838259154 .
  44. ^ Мерриман, Ник, редактор журнала Public Archeology , Routledge, 2004, стр. 260
  45. ^ Тонкин, С., 2003, Машина Уриэля – комментарий к некоторым астрономическим утверждениям.
  46. ^ Мерриман, Ник, изд. (2004). «Утешение неразумия: важность и актуальность альтернативной археологии». Публичная археология . Лондон: Рутледж . п. 260 . ISBN  978-0415258890 .
  47. ^ Тонкин, Стивен (2003). «Машина Уриэля – комментарий к некоторым астрономическим утверждениям» . Астрономическая единица . Проверено 21 ноября 2013 г.
  48. ^ «Протоколы сионских мудрецов» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 28 мая 2020 г.
  49. ^ Филип Грейвс (16–18 августа 1921 г.). «Правда о «Протоколах» » . Таймс . Лондон.
  50. ^ Сигел, Биньямин В. (1996) [1926], Леви, Ричард С. (редактор), Ложь и клевета: История протоколов сионских мудрецов , University of Nebraska Press, стр. 97, ISBN  0-8032-9245-7 .
  51. ^ Jump up to: а б Липштадт, Дебора Э. (1994). Отрицание Холокоста: растущее наступление на истину и память . Нью-Йорк: Плюм. п. 215 . ISBN  0-452-27274-2 .
  52. ^ Шервин, Элизабет. «Кларенс Уокер призывает чернокожих американцев отказаться от афроцентризма» . Сеть сообщества Дэвиса . Проверено 13 ноября 2007 г.
  53. ^ Ортис де Монтеллано, Бернардо и Габриэль Хаслип Виера и Уоррен Барбур (1997). «Их НЕ было здесь до Колумба: афроцентрический гипердиффузионизм в 1990-х годах». Этноистория . 44 (2). Издательство Университета Дьюка: 199–234. дои : 10.2307/483368 . JSTOR   483368 .
  54. ^ Нанда, Мира (январь – март 2005 г.). «Ответ моим критикам» (PDF) . Социальная эпистемология . 19 (1): 147–191. дои : 10.1080/02691720500084358 . S2CID   10045510 . Сокал, Алан (2006). «Лженаука и постмодернизм: антагонисты или попутчики?». В Фэгане, Гарретт (ред.). Археологические фантазии: как псевдоархеология искажает прошлое и вводит общественность в заблуждение . Рутледж . ISBN  0-415-30592-6 .
  55. ^ Николас Гудрик-Кларк . 1985. Оккультные корни нацизма : тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию: ариософы Австрии и Германии, 1890–1935 . Веллингборо, Англия: Водолей Пресс. ISBN   0-85030-402-4 . (Несколько переизданий.) Дополнено новым предисловием, 2004 г., IB Tauris & Co. ISBN   1-86064-973-4
  56. ^ Кристкойз, Сюзанна (21 апреля 2021 г.). «Использование исторически ревизионистских нарративов АПС и АдГ» . Электронные международные отношения . Проверено 27 марта 2024 г.
  57. ^ Айтюрк, Илькер (ноябрь 2004 г.). «Турецкие лингвисты против Запада: истоки языкового национализма в Турции Ататюрка» (PDF) . Ближневосточные исследования . 40 (6). Лондон: Фрэнк Касс и компания (Рутледж): 1–25. дои : 10.1080/0026320042000282856 . hdl : 11693/49528 . ISSN   0026-3206 . OCLC   86539631 . S2CID   144968896 .
  58. ^ Цукерманн, Гилад (2003), Языковой контакт и лексическое обогащение в израильском иврите . Пэлгрейв Макмиллан . ISBN   978-1403917232 [2] , с. 165.
  59. ^ Мелтон, Дж. Гордон (2005). Энциклопедия протестантизма . Нью-Йорк: Факты в файле, Inc., с. 107 . ISBN  0-8160-5456-8 .
  60. ^ Кросс, Фрэнк Лесли; Ливингстон, Элизабет А. (2005). Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0192802903 .
  61. ^ Шапиро, Файдра Л. (2015). Христианский сионизм: переход иудейско-христианской границы . Юджин, Орегон: Cascade Books. п. 151.
  62. ^ Анастас Вангели, Древний македонский стиль национального строительства: истоки и последствия так называемой антиквизиции в Македонии. doi : 10.1080/00905992.2010.532775 Опубликовано онлайн издательством Cambridge University Press: 20 ноября 2018 г.
  63. ^ Тодорович, Милош (2019). «Националистическая псевдоистория на Балканах» . Журнал Скептик . 24 (4) . Проверено 26 января 2020 г. .
  64. ^ Светозар Раджак, Константина Э. Боциу, Эйрини Карамузи, Эвантис Хацивассилиу, изд. Балканы в холодной войне. Безопасность, конфликты и сотрудничество в современном мире, Springer, 2017 г., ISBN   1137439033 , с. 313.
  65. Македонский историк признал: Да, в нашей историографии есть фальсификации.
  66. ^ Коста Црнушанов «Македонизм и сопротивление Македонии ему» . София, Университетское издательство «Св. Климент Охридский», 1992. стр. 428.
  67. ^ Бойя, Люциан (1997). История и миф в румынском сознании . Бухарест, Румыния: Humanitas. стр. 160–161.
  68. ^ Бойя 1997 , стр. 149–151
  69. ^ «Сказать ему всего одно слово» . Джордж Прутяну (на румынском языке). 26 марта 1996 года . Проверено 21 января 2020 г.
  70. ^ Бойя 1997 , с. 169
  71. ^ Бойя 1997 , стр. 120, 154–156
  72. ^ Голдберг, Стивен, Неизбежность патриархата (Уильям Морроу и компания, 1973).
  73. ^ Эллер (2000)
  74. ^ Браун, Дональд Э., Человеческие универсалии (Филадельфия: издательство Temple University Press, 1991), стр. 137.
  75. ^ Jump up to: а б «Взгляд на матриархат как на стадию культурного развития в настоящее время в целом дискредитирован. Более того, современные антропологи и социологи сходятся во мнении, что строго матриархального общества никогда не существовало». Британская энциклопедия (2007), статья «Матриархат» .
  76. ^ Рут Уайтхаус. «Гипотеза Богини-Матери и ее критика», в « Справочнике по гендеру в археологии» , Сара Милледж Нельсон (редактор), стр. 756–758.
  77. ^ «Посещали ли мусульмане Америку до Колумба?» . хнн.нас .
  78. ^ Jump up to: а б с д и Уильямс, Стивен (1991). Фантастическая археология: дикая сторона предыстории Северной Америки . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета.
  79. ^ Священник Иосия (1826 г.). Чудеса природы и провидение . Олбани: Э и Э Хосфорд.
  80. ^ Священник Иосия (1835 г.). Американские древности и открытия на Западе . Олбани: Хоффман и Уайт.
  81. ^ Священник Иосия (1843 г.). Рабство по отношению к неграм . Олбани: C. van Bethuysen & Co.
  82. ^ Регал, Брайан (2019). «В Викинге все что-то значит». Скептический исследователь . Том. 43, нет. 6. Центр расследований . стр. 44–47.
  83. ^ Мне говорят, что репрессий в СССР не было. Как с этим спорить?
  84. ^ Ботельо, Грег (21 октября 2015 г.). «Премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху раскритиковали за то, что он заявил, что Холокост был идеей муфтия, а не Гитлера» . CNN . Проверено 1 апреля 2024 г.
  85. ^ «Германия говорит Нетаньяху: мы несем ответственность за Холокост» . Новости Би-би-си . 22 октября 2015 г. Проверено 1 апреля 2024 г.
  86. В обзоре состояния современной науки в 2011 году Барт Эрман (светский агностик) писал: «Он определенно существовал, с чем согласен практически каждый компетентный ученый древности, христианин или нехристианин» Б. Эрман, 2011 Подделано: письмо во имя Бога ISBN   978-0-06-207863-6 . п. 285
  87. ^ Роберт М. Прайс (атеист, отрицающий существование Иисуса) соглашается, что эта точка зрения противоречит взглядам большинства ученых: Роберт М. Прайс «Иисус в точке схода» в « Историческом Иисусе: пять взглядов» под редакцией Джеймса. К. Бейлби и Пол Роудс Эдди, InterVarsity, 2009 г., ISBN   028106329X с. 61
  88. Майкл Грант ( классик ) утверждает, что «в последние годы «ни один серьезный учёный не осмелился постулировать неисторичность Иисуса» или, по крайней мере, очень немногие, и им не удалось избавиться от гораздо более сильных и даже очень многочисленных , доказательства обратного». в Иисус: обзор Евангелий историком», 2004 г. книге Майкла Гранта « ISBN   1898799881 с. 200
  89. Ричард А. Берридж заявляет: «Есть те, кто утверждает, что Иисус - плод воображения Церкви, что Иисуса вообще никогда не было. Я должен сказать, что я больше не знаю ни одного уважаемого критического ученого, который бы так говорил. " в книге «Иисус сейчас и тогда» Ричарда А. Берриджа и Грэма Гулда (2004) ISBN   0802809774 с. 34
  90. ^ Существовал ли Иисус? , Барт Эрман , 2012, Глава 1
  91. ^ Сайкс, Стивен В. (2007). «Понимание Павлом смерти Иисуса». Жертва и искупление. Издательство Кембриджского университета. стр. 35–36. ISBN   978-0-521-04460-8 .
  92. ^ Марк Аллан Пауэлл (1998). Иисус как фигура в истории: как современные историки смотрят на человека из Галилеи . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 168 . ISBN  978-0-664-25703-3 .
  93. ^ Джеймс Л. Хоулден (2003). Иисус в истории, мысли и культуре: записи A – J. АВС-КЛИО. ISBN  978-1-57607-856-3 .
  94. ^ Роберт Э. Ван Вурст (2000). Иисус вне Нового Завета: введение в древние свидетельства . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 14–16. ISBN  978-0-8028-4368-5 .
  95. ^ Диксон, Джон (24 декабря 2012 г.). «Лучшее за 2012 год: нерелигиозное посягательство на историчность Иисуса» . Abc.net.au. ​Проверено 17 июня 2014 г.
  96. ^ «Обзор: Перекресток ислама: истоки арабской религии и арабского государства» . Классический обзор Брин Мора . ISSN   1055-7660 .
  97. ^ Томпсон, Дамиан (2008). Контрзнание. Как мы поддались теориям заговора, шарлатанству, фальшивой науке и фальшивой истории . Атлантические книги. ISBN  978-1-84354-675-7 .
  98. ^ Жарнак, Пьер (1985). История сокровищ Ренн-ле-Шато . Салей : П. Жарнак.
  99. ^ Жарнак, Пьер (1988). Архивы Ренн-ле-Шато . Издания Белисан. Описывая Святую Кровь и Святой Грааль как «памятник посредственности»
    Шомей, Жан-Люк (1994). Таблица Исиды или Тайна Света . Издания Ги Треданиэля.
  100. ^ Эчегоэн, Мари-Франс; Ленуар, Фредерик (2004). Код да Винчи: Расследование . Роберт Лаффон.
  101. ^ Беду, Жан-Жак (2005). Секретные источники «Кода да Винчи» . Издания дю Роше.
  102. ^ Санчес да Мотта, Бернардо (2005). От загадки Ренн-ле-Шато до монастыря Сиао – история современного мифа . Белка.
  103. ^ Морли, Невилл (1999). Написание древней истории . Издательство Корнельского университета. п. 19. ISBN  0-8014-8633-5 .
  104. ^ Jump up to: а б с Миллер, Лаура (22 февраля 2004 г.). «Последнее слово; Афера Да Винчи» . Нью-Йорк Таймс .
  105. ^ Лаура Миллер (2006). Дэн Берштейн (ред.). Тайны Кодекса . Авангард Пресс. п. 405 . ISBN  978-1-59315-273-4 .
  106. ^ Фэган, Брайан М .; Бек, Шарлотта (1996). Оксфордский справочник по археологии . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета . ISBN  0-19-507618-4 .
  107. ^ Клайн, Эрик Х. (2009). Библейская археология: очень краткое введение . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0-19-974107-6 .
  108. ^ Федер, Кеннет Л. (2010). Энциклопедия сомнительной археологии: от Атлантиды до Валам Олума . Санта-Барбара, Калифорния : ABC-CLIO . ISBN  978-0-313-37919-2 .
  109. ^ Рикард, Боб ; Мичелл, Джон (2000). «Аркеология» . Необъяснимые явления: специальное руководство . Лондон: Грубые гиды . стр. 179–83. ISBN  1-85828-589-5 .
  110. ^ Дитц, Роберт С. «Эология ковчега: пугающий пример псевдонауки» в Geotimes 38:9 (сентябрь 1993 г.), стр. 4.
  111. ^ Jump up to: а б с Пуркисс, Дайан (1996). Ведьма в истории: представления раннего Нового времени и двадцатого века . Абингдон, Англия: Рутледж. п. 62 . ISBN  978-0415087629 .
  112. ^ Рассел, Джеффри Б.; Александр, Брукс (2007), Новая история колдовства: колдуны, еретики и язычники , Лондон: Темза и Гудзон, стр. 154, ISBN  978-0-500-28634-0
  113. ^ Jump up to: а б Симпсон, Жаклин (1994). «Маргарет Мюррей: кто ей поверил и почему?» . Фольклор . 105 (1–2): 89–96. дои : 10.1080/0015587x.1994.9715877 .
  114. ^ Jump up to: а б с Рабинович, Шелли; Льюис, Джеймс (2002). Энциклопедия современного колдовства и неоязычества . Нью-Йорк: Издательская корпорация Кенсингтон. стр. 32–35. ISBN  0-8065-2407-3 .
  115. ^ Кумар, Ручи (12 октября 2018 г.). «Угроза лженауки в Индии» . Нетемно . Проверено 2 марта 2019 г.
  116. ^ «Корова — единственное животное, способное вдыхать и выдыхать кислород: министр Раджастана» . Индостан Таймс . 16 января 2017 г. Архивировано из оригинала 27 апреля 2019 г.
  117. ^ Масих Рахман (28 октября 2014 г.). «Премьер-министр Индии утверждает, что генетическая наука существовала в древние времена» . Хранитель . Проверено 26 апреля 2019 г.
  118. ^ Лакшми, Рама (4 января 2015 г.). «Индейцы изобрели самолеты 7000 лет назад – и другие поразительные заявления на Научном конгрессе» . Вашингтон Пост . Проверено 30 апреля 2019 г.
  119. ^ «Изучение «псевдоистории» и способы выявления достоверных источников являются предметом следующей лекции по современному Китаю | CSUSB News» . внутри.csusb.edu . Архивировано из оригинала 22 декабря 2019 г. Проверено 26 апреля 2019 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 51d27d6f8955a25a30b5e3dec0f822dc__1723175280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/dc/51d27d6f8955a25a30b5e3dec0f822dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pseudohistory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)