Каризо
Еще в 1780-х годах слово кайсо использовалось для описания французской креольской песни, а на Тринидаде кайсо, похоже, было усовершенствовано певцами (певцами, в основном женщинами) в первой половине XIX века. [1] Колодцы, чередующиеся в стиле призыва и ответа с припевом, были центральным компонентом практики под названием Калинда (бой на палках).
Калинда была центральным компонентом ранних карнавальных празднований в Тринидаде, а после эмансипации (1834 г.) афрокреолы по существу захватили улицы во время карнавала. Элитные французские креольские гуляки, со своей стороны, перенесли свои карнавальные торжества в закрытые помещения и на частные вечеринки. Кайсо использовал сатирические и оскорбительные тексты и связан с традицией пиконг . Певцы Кайсо, называемые певчими , пели в основном на французском креольском языке .
Чантвеллы
[ редактировать ]«Кантвелл» — еще одно воплощение африканской традиции « гриотов ». На карибских плантациях африканские гриоты стали певчими, устно сохраняя историю и традиции племени. Они пели современным и мифическим героям и богам. Они также сохранили сложные устные традиции Западной Африки с песнями насмешек, хвалы, сатиры и плача. Поначалу в певчих колодцах были в основном женщины, потому что мужчин планировали уничтожить на плантации. Во время Эмансипации традиция продолжалась, и певчие песнопения пели призывные песнопения, называемые лаввеями , прославляя и подбадривая чемпионов по рукопашному бою. Эта форма музыки постепенно превратилась в современное калипсо .
Музыка Калипсо возникла на Тринидаде в 17 веке на основе западноафриканской музыки Кайсо и канбулая, привезенной африканскими рабами, импортированными на этот карибский остров для работы на сахарных плантациях. Этих порабощенных африканцев лишили всех связей со своей родиной и семьей, им не разрешили разговаривать друг с другом. Они использовали калипсо, чтобы высмеивать рабовладельцев и общаться друг с другом.
По мере развития калипсо роль гриота (первоначально подобного странствующего музыканта в Западной Африке) стала называться певчим и, в конечном итоге, калипсонианцем . По мере того, как страна урбанизировалась, певчие колокола становились все более мужской функцией, но портфолио оставалось прежним. Колодец — это Зов, племя и публика — это Ответ.
Музыка рапсо в традиции каризо
[ редактировать ]Музыка рапсо сама по себе является развитием традиции пения или гриота африканской музыки в диаспоре. Она называется «Поэзия Калипсо» и «Сила Слова в ритме Слова». Рапсо — поэтическая «рэповая» форма тринбагонской музыки, но берет свое начало в устных элементах выступлений традиционных маскарадных персонажей на Тринидадском карнавале .
Традиционные персонажи маскарада , такие как Полуночный разбойник, Пьеро Гранат и Дикие индейцы, имеют особые формы поэтических и музыкальных речей, которые отражают древние африканские маскировочные и поэтические традиции. Рапсо позаимствовал многие ритмические и исполнительские элементы этих форм.
Первая волна музыки рапсо произошла в конце 1960-х годов с изобретением рапсо его пионером Ланселотом Кебу Лейном . Вторая волна пришлась на конец 1970-х и резко возросла в начале 80-х благодаря работе Brother Resistance и Network Rhythm Band, а также других артистов, таких как Brother Cetewayo и Brother Book. Эта волна распространила музыку рэпсо в Тринидаде и Тобаго и World Music.
Третья волна Rapso пришлась на появление молодых групп, включая Kindred и Homefront, в начале 1990-х. Они были частью музыкального движения под названием «Кискади Караван», которое возглавлял миллионер Роберт Амар, который вложил свои деньги в раскрытие молодого музыкального гения Тринидада и Тобаго. Караван произвел революцию в музыке Тринидада, взяв «традиционные» формы, такие как Рапсо, и придав им современные методы производства и продвижения, чтобы доставить музыку на стадионы родного Тринидада и Тобаго. Эта возможность раскрыла множество талантов и создала серию гимновых музыкальных синглов. Песня Kindred «This Trini Could Flow» перенесла Рапсо в 21 век и прочно закрепила за музыкой как форму, сравнимую с хип-хопом и дэнсхоллом .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Гордая Плоть
- Шихи, Дэниел Э. (1999). «Виргинские острова». Энциклопедия мировой музыки Garland, том второй: Южная Америка, Мексика, Центральная Америка и Карибский бассейн . Рутледж. стр. 968–974. ISBN 0-8153-1865-0 .