Корё-Сарам
Общая численность населения | |
---|---|
Около 500 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Узбекистан | 174,200 [1] |
Россия | 153,156 [2] |
Казахстан | 102,804 [3] |
Кыргызстан | 17,094 [4] |
Украина | 12,711 [5] |
Туркменистан | 2,500 [6] |
Таджикистан | 634 [7] |
Беларусь | 400 [8] |
Эстония | 208 [9] |
Языки | |
Россия , Корё-мар | |
Религия | |
Православное христианство наряду с буддизмом , протестантизмом , католицизмом , исламом и другими. [10] | |
Родственные этнические группы | |
корейцы , сахалинские корейцы |
Корё-Сарам | |||
---|---|---|---|
Корейское имя | |||
хангыль | Люди Корё | ||
Ханджа | 高麗 люди | ||
| |||
Южнокорейское имя | |||
хангыль | корейский | ||
Ханджа | корейский | ||
| |||
Русское имя | |||
Русский | Корё Сарам | ||
Романизация | Корё Сарам |
Корё-сарам ( Корё-мар : 고려사람 ; русский : Корё сарам ) или Корёин ( корейский : 고려인 ) — этнические корейцы бывшего Советского Союза , происходящие от корейцев, живших на Дальнем Востоке России .
Корейцы впервые начали селиться на Дальнем Востоке России в конце 19 века; их число увеличилось, когда Япония колонизировала Корею в 1910 году . Некоторые Корё-сарам стали значительными активистами независимости Кореи , такие как Хон Бом-до и Чонг Сан-джин . В 1937 году их всех депортировали в Среднюю Азию . С тех пор они расселились по территории бывшего Советского Союза, значительная часть их населения проживает в Сибири , Узбекистане и Казахстане .
Около 500 000 корё-сарам проживают на территории бывшего Советского Союза, в основном в ныне независимых государствах Центральной Азии. Большие корейские общины также есть на юге России (около Волгограда ), на Дальнем Востоке России (около Владивостока ), на Кавказе , в Кыргызстане , Туркменистане и на юге Украины . Хотя способность говорить по-корейски среди современных корё-сарам становится все более редкой, они сохранили некоторые элементы корейской культуры, включая корейские имена . Кухня корё-сарам стала популярной на территории бывшего Советского Союза: блюдо морковча теперь широко доступно в продуктовых магазинах. Значительное количество корё-сарам переехало временно или навсегда в Южную Корею по экономическим или культурным причинам. Российско -украинская война , особенно российское вторжение в Украину в 2022 году , побудила несколько тысяч украинских корейцев переехать в Южную Корею в целях безопасности. [11] [12]
Сахалинские корейцы также существуют на острове Сахалин в России, но их часто считают отдельной этнической группой. Они прибыли, когда Сахалин частично находился под властью Японии . Некоторые из них идентифицируют себя как Корё-сарам, но многие нет. Это привело к появлению термина материковые ( материковые ) для Корё-сарам, что означает « континентальные корейцы ». [13]
Автоним
[ редактировать ]Термин, которым они называют себя, состоит из двух корейских слов: « Корё », историческое название Кореи, и « сарам », что означает «человек» или «народ». [а]
Слово Корё в «Корё-сарам» произошло от имени династии Корё (Корё), от которой также произошло «Корея». Название «Советский корейский» также использовалось, чаще до распада Советского Союза. [14] Россияне также могут объединить Корё-сарам под общим ярлыком корейцы ( корейцы ); однако это использование не делает различий между этническими корейцами местной национальности и корейскими гражданами (гражданами Северной Кореи или Южной Кореи).
В стандартном корейском языке термин «Корё-сарам» обычно используется для обозначения исторических деятелей династии Корё; [15] Чтобы избежать двусмысленности, говорящие на корейском языке используют слово Корёин ( 고려인 ; 高麗人 , что означает то же, что и «Корё-сарам») для обозначения этнических корейцев в постсоветских государствах. [16] Однако китайско-корейская морфема «-ин» ( 인 ; 人 ) непродуктивна , диалекте, на котором говорит Корё-сарам, и в результате лишь немногие (в основном те , в Корёмал кто изучал стандартный корейский) относятся к себя этим именем; вместо этого предпочтительным термином стало «Корё-сарам». [17]
История
[ редактировать ]Иммиграция на Дальний Восток и в Сибирь.
[ редактировать ]В начале 19 века произошел упадок династии Чосон корейской . Небольшая часть богатой элиты владела сельскохозяйственными угодьями в стране, и бедным крестьянам было трудно выжить. Корейцы, покинувшие страну в этот период, были вынуждены двинуться в сторону России, поскольку граница с Китаем была закрыта династией Цин . [18] Однако первые корейцы Российской империи — 761 семья общей численностью 5310 человек — фактически переселились на территорию Цин; земля, на которой они поселились, была передана России по Пекинской конвенции 1860 года. [19] Многие крестьяне считали Сибирь страной, где они могли бы жить лучше, и впоследствии мигрировали туда. По русским источникам еще в 1863 году в Посьете , близ Новгородской бухты, было зафиксировано 13 корейских дворов. [б] [20] Эти цифры резко возросли, и к 1869 году корейцы составляли 20% населения Приморского края . [18] До завершения Транссибирской магистрали корейцы превосходили численностью русских на Дальнем Востоке России ; местные губернаторы призвали их натурализоваться. [21] Село Благословенное было основано в 1870 году корейскими переселенцами. [22] Еще одна корейская деревня возле Золотого Рога , которую русские называют Корейская слабодка (Корейская слабодка, буквально означает корейская деревня) и то, что корейцы называют «Кэчхок-ри» (開拓里,개척리), была официально признана властями Владивостока. [20] [с] 1897 года Перепись населения Российской империи выявила 26 005 говорящих на корейском языке (16 225 мужчин и 9 780 женщин) во всей России. [23]
В начале 20 века и Россия, и Корея вступили в конфликт с Японией. После окончания русско-японской войны в 1907 году Россия по указанию Японии приняла антикорейский закон, согласно которому земли корейских фермеров были конфискованы, а корейские рабочие были уволены. [24] Однако миграция корейцев в Россию продолжала расти; По данным 1914 года, корейцев было 64 309 (из них 20 109 были гражданами России). Даже большевистская революция 1917 года не замедлила миграцию; после репрессий « Движения 1 марта» 1919 года в колонизированной японцами Корее миграция фактически усилилась. [22] Корейские лидеры в Владивостоке во районе Синханчон (буквально «Новая корейская деревня») также оказали поддержку движению за независимость, превратив его в центр националистической деятельности, включая поставки оружия; японцы атаковали его 4 апреля 1920 года , в результате чего погибли сотни людей. [25] К 1923 году корейское население Советского Союза выросло до 106 817 человек. В следующем году Советы начали принимать меры по контролю за перемещением корейского населения на свою территорию; однако они не имели полного успеха до 1931 года; после этой даты они прекратили всю миграцию из Кореи и потребовали от существующих мигрантов натурализоваться в качестве советских граждан. [22]
Советская политика коренизации (коренизации) привела к созданию 105 корейских сельских советов (советов) в смешанных районах , а также целого района для корейской национальности — Посьетского Корейского национального района; они вели свою деятельность полностью на корейском языке . Советские корейцы имели большое количество собственных официальных учреждений, в том числе 380 корейских школ, два пединститута, одно педагогическое училище, три больницы, театр, шесть журналов и семь газет (самая крупная из них, «Авангард» , имела тираж от 10 000). Перепись 1937 года показала, что в Советском Союзе проживало 168 259 корейцев. Однако официальные лица на Дальнем Востоке России с подозрением относились к этническим и семейным связям корейцев с Японской империей, что вскоре подготовило почву для депортации всего населения. [22]
Депортация в Среднюю Азию
[ редактировать ]В 1937 году, столкнувшись с сообщениями Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) о возможности проникновения японцев на Дальний Восток России с помощью этнических корейских шпионов, Иосиф Сталин и Вячеслав Молотов подписали постановление 1428-326 сс «О Изгнание корейского населения из приграничных районов Дальневосточного края», 21 августа. [26] По докладу Николая Ежова , к 25 октября были депортированы 36 442 корейские семьи общей численностью 171 781 человек. [27] Депортированные корейцы столкнулись с трудными условиями в Центральной Азии: денежная помощь, обещанная правительством, так и не материализовалась, и, кроме того, большинство депортированных были фермерами, выращивающими рис, и рыбаками, которым было трудно адаптироваться к засушливому климату своего нового дома. По оценкам, основанным на статистике населения, по этим причинам в 1937 и 1938 годах умерло 40 000 депортированных корейцев. [28] Тем не менее, депортированные сотрудничали в строительстве ирригационных сооружений и открытии рисовых ферм; в течение трех лет они восстановили свой первоначальный уровень жизни. [29]
События этого периода привели к формированию сплоченной идентичности среди корейских депортированных. [29] Однако в школах для советских корейских детей правительство в 1939 году перевело корейский язык из средства обучения на преподавание просто как второго языка, а с 1945 года полностью прекратило его преподавание; кроме того, единственной публикацией на корейском языке была « Ленин Кичи» (теперь называемая «Корё Ильбо» ). В результате последующие поколения утратили использование корейского языка, который Дж. Отто Поль охарактеризовал как «выхолащивание» выражения корейской культуры в Советском Союзе. [30] Вплоть до эпохи гласности о депортациях нельзя было говорить открыто. [16]
Освобождение и разделение Кореи
[ редактировать ]Во время советской военной кампании по освобождению Кореи с августа по сентябрь 1945 года Корё-сарам Чон Сан-джин был единственным этническим корейцем, участвовавшим в боевых действиях на советской стороне. В частности, он участвовал в операции Сейсин . [31] [32] Чонг и ряд других Корё-сарам присоединились к Северной Корее после разделения Кореи . Некоторые корё-сарамы, в том числе Пак Чан Ок , стали ключевыми фигурами в этом правительстве, где сформировали фракцию советских корейцев . [32] Однако в середине 1950-х годов Ким Ир Сен провел чистку многих корейцев, связанных с Советским Союзом, что привело к изгнанию ряда корё-сарам с Севера. Некоторые из них, в том числе Чонг, вернулись в Среднюю Азию и продолжили писать для « Ленин Кичи» . [32]
Текущий статус
[ редактировать ]По оценкам ученых [ когда? ] что примерно 470 000 корё-сарам проживают в Содружестве Независимых Государств . [ нужна ссылка ]
Россия
[ редактировать ]По данным переписи 2002 года, численность корейцев в России составила 148 556 человек, из которых 75 835 мужчин и 72 721 женщина. [33] Более половины проживало в азиатской России . Между тем, по данным переписи 2010 года , численность корейцев в России составила 153 156 человек, на этот раз более половины проживало в европейской части России , но Дальний Восток России оставался федеральным округом с наибольшим количеством корейцев. Корни корейского населения здесь восходят к самым разным источникам. Помимо примерно 33 000 граждан СНГ , в основном мигрантов, вернувшихся к депортации своих предков в 1937 году, от 4 000 до 12 000 северокорейских рабочих-мигрантов в регионе можно найти . Меньшее количество южнокорейцев и этнических корейцев из Китая также приехали в регион, чтобы поселиться, инвестировать и / или участвовать в трансграничной торговле. [34]
Российская Федерация | 148,556 | 153,156 |
Количество по федеральным округам | ||
Центральный федеральный округ | 16,720 | 21,779 |
Северо-Западный федеральный округ | 6,903 | 7,000 |
Южный федеральный округ | 39,031 | 40,191 |
Приволжский федеральный округ | 9,088 | 12,215 |
Уральский федеральный округ | 4,071 | 3,805 |
Сибирский федеральный округ | 10,797 | 11,193 |
Дальневосточный федеральный округ | 61,946 | 56,973 |
Украина
[ редактировать ]По данным переписи 2001 года в Украине 12 711 человек назвали себя этническими корейцами по сравнению с 8 669 в 1989 году. Из них только 17,5% назвали корейский своим родным языком. Большинство (76%) назвали русский родным языком , а 5,5% назвали украинский . [37] Наибольшие концентрации наблюдаются в Харькове , Киеве , Одессе , Николаеве , Черкассах , Львове , Луганске , Донецке , Днепре , Запорожье и Крыму . Крупнейший этнический представительный орган – Ассоциация корейцев Украины – находится в Харькове, где проживает около 150 корейских семей; под их руководством в 1996 году была открыта первая школа корейского языка . [38] [39] Одними из самых известных корейцев украинского происхождения являются Виталий Ким , нынешний губернатор Николаевской области , Павел Ли , актер, погибший в российско-украинской войне , и Александр Син , бывший мэр Запорожья . [40] После 2001 года многие корейцы мигрировали в Украину из Средней Азии. [ нужна ссылка ]
Центральная Азия
[ редактировать ]Большинство корё-сарамов в Центральной Азии проживают в Казахстане и Узбекистане . Корейская культура в Казахстане сосредоточена в Алматы , бывшей столице. корейскоязычная газета (« Корё Ильбо» ) и корейскоязычный театр ( «Корейский театр Казахстана »). На протяжении большей части 20-го века это было единственное место в Центральной Азии, где действовали [41] Перепись населения Казахстана зафиксировала 96 500 корё-сарам в 1939 году, 74 000 в 1959 году, 81 600 в 1970 году, 92 000 в 1979 году, 100 700 в 1989 году и 99 700 в 1999 году. [42]
В Кыргызстане численность населения оставалась примерно стабильной в течение последних трех переписей: 18 355 человек (1989 г.), 19 784 человека (1999 г.) и 17 299 человек (2009 г.). [43] Это резко контрастирует с другими группами некоренного населения, такими как немцы , многие из которых мигрировали в Германию после распада Советского Союза. Южная Корея никогда не имела никакой программы по содействию обратной миграции своей диаспоры в Центральную Азию, в отличие от Германии. Однако они создали организации по продвижению корейского языка и культуры, такие как Корейский образовательный центр, открывшийся в Бишкеке в 2001 году. В стране также активно действуют южнокорейские христианские миссионеры. [44]
Население Узбекистана в основном рассредоточено по сельской местности. В последние годы это население страдает от языковых недостатков, поскольку местные корё-сарам говорят по-русски , но не по-узбекски . независимости После обретения Узбекистаном многие потеряли работу из-за незнания национального языка. Некоторые эмигрировали на Дальний Восток России , но и там им жилось тяжело. [45]
также есть небольшая корейская община В Таджикистане . Массовое заселение корейцев в страну началось в конце 1950-х — начале 1960-х годов, после ослабления ограничений на их свободу передвижения, из-за которых они ранее ограничивались пределами Узбекистана и Казахстана. Факторами притяжения для миграции были богатые природные ресурсы и относительно мягкий климат. Их население выросло до 2400 в 1959 году, 11 000 в 1979 году и 13 000 в 1989 году; большинство из них проживало в столице Душанбе , меньшая концентрация – в Курган-Тюбе и Худжанде . Как и корейцы в других частях Центральной Азии, они обычно имели более высокие доходы по сравнению с представителями других этнических групп. в мае 1992 года Однако с началом гражданской войны в Таджикистане многие покинули страну; к 1996 году их население сократилось более чем вдвое до 6300 человек. [46] Большинство из них занимаются сельским хозяйством и розничным бизнесом. [47] Насилие продолжалось даже после окончания гражданской войны; В 2000 году предполагаемые члены «Хизб ут-Тахрир» взорвали бомбу в корейской христианской церкви в Душанбе, в результате чего 9 человек погибли и 30 были ранены. [48]
Обратная миграция в Корею
[ редактировать ]В первой половине ХХ века имела место незначительная обратная миграция советских корейцев в Корею. Они сформировали 4 основные группы: направленные на разведывательную работу в период японской колонии , военнослужащие Красной Армии, прибывшие в 1945–1946 годах, гражданские советники и преподаватели, прибывшие в северную половину полуострова в 1946–1948 годах и лица, репатриированные из Советский Союз в Северную Корею по личным причинам. [50] Хотя в большинстве новых социалистических стран Восточного блока было обычным делом принимать персонал, получивший советское образование, который был выходцем из этой страны или имел с ней наследственные этнические связи, в Северной Корее такие вернувшиеся члены национальной диаспоры играли более важную роль, чем в других странах. страны. [51]
Позже трудовая миграция в Южную Корею вырастет до больших размеров. По состоянию на 2005 год [update]В Южной Корее работало около 10 000 граждан Узбекистана, большинство из которых были этническими корейцами. По оценкам, денежные переводы из Южной Кореи в Узбекистан превышают 100 миллионов долларов в год. [52]
В настоящее время в Южной Корее существует ряд общин Корё-сарам, в том числе деревня Ттаэтгол , [53] Деревня Корёин в Кванджу , [54] село Хамбак , [55] Техасская улица , [56] и улица Центральной Азии в Сеуле. [57] В некоторых из этих сообществ также проживают русскоязычные представители других национальностей. [55]
Корё-сарам постоянно сообщал о том, что чувствует социальную изоляцию или даже дискриминацию при приеме на работу. [58] когда в Корее. [59] [60] Опыт репатриантов был описан в средствах массовой информации, например, в фильме 2011 года « Ханаан» режиссера «Корё-сарам» Руслана Пака. [59]
Культура
[ редактировать ]После прибытия в Среднюю Азию корё-сарамы быстро установили образ жизни, отличный от образа жизни соседних народов. Они организовали ирригационные работы и стали известны во всем регионе как фермеры, выращивающие рис. [29] Они мало общались с окружающими их кочевым народами и сосредоточились на образовании. Хотя вскоре они перестали носить традиционную корейскую одежду , они переняли одежду западного стиля, а не одежду, которую носят народы Центральной Азии. [61]
Ритуальная жизнь общины Корё-сарам изменилась по-разному. Браки приняли русский стиль. [62] На традиционных корейских похоронах гроб выносят из дома либо через окно, либо через порог единственной двери; однако при наличии более одного дверного порога на выходе (например, в современных многоэтажных домах) на каждом пороге делают по три насечки. [63] [64] Имя умершего традиционно пишется на хандже ; однако, поскольку среди корё-сарам почти не осталось никого, кто умеет писать на хандже, имя обычно пишется только на хангыле . С другой стороны, обряды первого дня рождения и шестидесятилетия сохранились в традиционном виде. [65]
Кухня
[ редактировать ]Кухня Корё-Сарама наиболее близка к кухне провинции Хамгён в Северной Корее, в ней преобладают мясные супы и соленые гарниры. [62] В нем используются аналогичные методы приготовления, но они адаптированы к местным ингредиентам, что привело к созданию новых блюд. Одним из хорошо известных примеров является морковча , вариант кимчи , в котором используется морковь. Он стал популярен во многих частях бывшего Советского Союза. [66] [67]
Другие примеры блюд включают пьянсе , куксу , фунчозу , [68] [69] тимпени , кхе , чартаги , кади че ( 개채 ), косари че , чиргым че , сиряк-тьямури , [70] и кадюри . [ нужна ссылка ]
Личные и семейные имена
[ редактировать ]Многие корейские фамилии, написанные на кириллице, пишутся и произносятся немного иначе, чем латинизация, используемая в США, и полученное в результате распространенное произношение, как видно в таблице справа. К некоторым фамилиям Корё-сарама добавлена частица «гай», например Когай или Ногай. Происхождение этого неясно. [71] Введение загранпаспортов в новых независимых странах СНГ привело к дальнейшим различиям в произношении, поскольку корейские фамилии пришлось транслитерировать с кириллицы на латиницу. Помимо фамилии, корейцы также используют клановые имена (известные как бон-гван в Корее и произносимые как пой среди корё-сарам), обозначающие место происхождения. [72]
Корейская практика именования и русская практика именования различаются: Корё-сарам использует русские имена, но корейские фамилии, а иногда и корейские имена. Но чаще всего используются христианские имена от святых Русской Православной Церкви, характерных для россиян.
Отчество
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2024 г. ) |
Законодательство Российской империи при выдаче документов требовало имени отца.
Корейцы начали с использования отчеств, образовавшихся от корейских имен отцов. Со временем, по мере увеличения доли христиан, корейцам в соответствии с традицией Русской Православной Церкви стали давать имена из общего списка почитаемых святых.
В настоящее время 80% корё-сарам имеют записи своих корейских имен. Это отличается от модели, типичной для США, где американские родители корейского происхождения часто регистрируют своих детей с корейским именем в качестве официального второго имени (например, Дэниел Дэ Ким , Гарольд Хонджу Ко ).
Фамилии замужних женщин
[ редактировать ]В Корее до 20 века женщин обычно называли по фамилии. Дворяне получали в качестве псевдоимени название поместья, в котором они жили и это не менялось при вступлении в брак.
Сохранение имени жены сохранилось как традиция у современных корейцев после того, как женщинам стали давать имена.
Корейцы начали мигрировать в Российскую империю в 1864 году, задолго до того, как женщинам разрешили давать имена в современной корейской традиции в Корее.
Законодательство Российской Империи требовало обязательного наличия у каждого фамилии имени и отчества. В том числе и бедные крепостные жены. При венчании им давали фамилию мужа, отчество, образованное от имени отца, и имя из Святцев (Список имен святых Православной Церкви).
Имена поколений
[ редактировать ]В Корее братья, сестры и двоюродные братья одного поколения часто имеют один общий слог ханджа во всех своих именах; это известно как Доллимья . У русских нет аналогичной практики, хотя у них есть отчества , которые по большей части переняли корё-сарам. Поэтому Корё-сарам не использует имена поколений. Они используют, в зависимости от религии, либо имя из Святцев, либо имя, произвольно выбранное из иероглифа ханджа, используемого в Корее для образования имен.
Язык
[ редактировать ]1970 | 1979 | 1989 | |
---|---|---|---|
Общая численность населения | 357,507 | 388,926 | 438,650 |
Корейский L1 | 245,076 | 215,504 | 216,811 |
Русский Л1 | 111,949 | 172,710 | 219,953 |
Русский Л2 | 179,776 | 185,357 | 189,929 |
Другое L2 | 6,034 | 8,938 | 16,217 |
Из-за депортации и продолжающейся урбанизации населения после 1952 года численность корейцев среди корё-сарам продолжала падать. Это контрастирует с другими более сельскими группами меньшинств, такими как дунгане , которые сохранили более высокий уровень владения своим этническим языком. В 1989 году, последнем году, по которому имеются данные, число носителей русского языка среди населения Корё-Сарама превысило количество носителей корейского языка.
Туризм
[ редактировать ]В разных странах есть ряд мест, которые можно посетить, чтобы узнать об истории и культуре Корё-Сарама. Корейские культурные центры на территории бывшего Советского Союза, такие как центр в Уссурийске, Россия , предлагают культурный опыт, а иногда и музеи, посвященные Корё-Сараму и истории Кореи. [74] [75] В Казахстане есть ряд мест. В Уштобе находится Парк казахстанско-корейской дружбы , который отмечает место, где корё-сарам впервые поселились в Казахстане. Здесь есть корейское кладбище и памятники деятелям Корё-сарама. [76] [77] Также в Уштобе в Центре корейской истории Каратала есть музей с подлинными домами и историческими материалами. [78] В Алматы есть Корейский театр , где можно посмотреть спектакли на корейском языке с русскими субтитрами. [79] В Южной Корее можно посетить различные анклавы, в которых они живут, а также посетить исторический музей в деревне Корёин в Кванджу. [80] [81] В Нью-Йорке, США, ресторан Cafe Lily принадлежит компании Koryo-saram и предлагает блюда корё-сарам. [82] Рядом с кафе «Лилия» находится Баптистская церковь Всех Наций — русскоязычная христианская церковь Корё-Сарама. [83]
См. также
[ редактировать ]- Депортация корейцев в Советский Союз
- Дунган — тюркское название хуэй китайцев , поселившихся в Средней Азии.
- Корейская диаспора
- Корейцы на Камчатке
- Список Корё-Сарама
- Русские в Корее
- Отношения Северной Кореи и России
- Отношения России и Южной Кореи
- Трудовая партия Кореи , предшественники которой были основаны корейскими националистами в изгнании в Советском Союзе.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Существительные в корейском языке не склоняются к числу, если только это не необходимо во избежание двусмысленности, поэтому « сарам » переводится как « человек » или « люди » в зависимости от контекста.
- ↑ Старое название Посьета на момент основания в 1860 году — Новгородский Посьет. Корейский источник сообщает, что это Новгородский залив, однако по контексту это означает Новгородский залив, что можно перевести как Новгородский залив русским «-небо».
- ↑ В 1874 году в этом районе уже был корейский дом, и это была самая большая корейская деревня среди семи деревень, зарегистрированных в российской переписи 1907 года. Город был заброшен по приказу российских властей в 1911 году из-за опасений, связанных с холерой. а старый город стал новой базой для российских казахских военных.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Опубликованы данные об этническом составе населения Узбекистана" . 20 August 2021.
- ^ Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010
- ^ «Население Республики Казахстан по этническому происхождению в 2020 году». Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
- ^ «Общая численность населения по национальностям - Открытые данные - Статистика Кыргызской Республики» . Национальный статистический комитет Кыргызской Республики .
- ^ "Сеукраинская перепись населения 2001 - Результаты - Национальный состав населения, языковые признаки, гражданство - Распределение населения по национальности и родному языку - корейцы" . www.2001.ukrcensus.gov.ua .
- ^ «Служба распространения текущих новостей» . Архивировано из оригинала 24 июня 2016 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . stat.tj. Архивировано из оригинала (PDF) 16 января 2013 года . Проверено 30 июня 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ" (PDF) (in Russian). p. 32.
- ^ «НАСЕЛЕНИЕ НА 31 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА по годам, национальной принадлежности, месту жительства и полу» .
- ^ Шлайтер 2004 , сноска 10.
- ^ «Украинские беженцы корейского происхождения ищут новый старт в Южной Корее» . Азиатско-Тихоокеанский фонд Канады . 28 марта 2023 г. . Проверено 8 октября 2023 г.
- ^ Ринна, Энтони (17 августа 2022 г.). «Земля, которую они никогда не знали: этнические корейцы из Украины ищут помощи в РК» . Китайо-НК . Проверено 8 октября 2023 г.
- ^ Савельев, Игорь (2010). «Принятие решений по мобильности и новые диаспоральные пространства: концептуализация корейских диаспор на постсоветском пространстве» . Тихоокеанские дела . 83 (3): 485. дои : 10.5509/2010833481 . ISSN 0030-851X . JSTOR 25766411 .
- ^ Пол 1999 , с. 18.
- ^ См., например, категорию Корё-сарам в корейской Википедии.
- ^ Перейти обратно: а б Пан, Бён Юль (22 сентября 2004 г.). «Корейцы в России: историческая перспектива» . «Корея Таймс» . Архивировано из оригинала 18 марта 2005 года . Проверено 20 ноября 2006 г.
- ^ Кинг, Росс; Ким, Герман Н., Введение , East Rock Institute, заархивировано из оригинала (DOC) 30 октября 2003 г. , получено 20 ноября 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ли 2000 , с. 7.
- ^ Пол 1999 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б «Почему корейская деревня во Владивостоке стала называться Синханчон?» . Энциклопедия зарубежной корейской культуры .
- ^ Ли 2000 , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пол 1999 , с. 10.
- ^ Российская перепись 1897 года .
- ^ Ли 2000 , с. 14.
- ^ Ли 2000 , с. 15.
- ^ Пол 1999 , с. 11.
- ^ Пол 1999 , с. 12.
- ^ Пол 1999 , стр. 13–14.
- ^ Перейти обратно: а б с Ли 2000 , с. 141.
- ^ Пол 1999 , с. 15.
- ^ "정상진" [Чон Сан Чжин], Энциклопедия зарубежной корейской культуры (на корейском языке) , получено 18 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Пэ, Джин Ён (август 2007 г.), «洪命熹, дворянин, Чхве Чон Ги, которому было жаль бедных людей, и Ли Тэ Сон, которого беспокоило то, что его считали «чистым писателем»... Ли Кван Сон, который умер, пока за ним ухаживала Хон Мён Хи» [Потерянный «Янбан» Хон Мён Хи, Чхве Сын Хи, который жалел бедных мирных жителей, Ли Тэ Чжун, который беспокоился о том, чтобы его запомнили как «чистого человека» писатель «... Ли Кван Су, который умер, когда его кормила Хон Мён Хи», Monthly Chosun (на корейском языке) , получено 18 апреля 2023 г.
- ^ Российская перепись 2002 г. , Таблица 4.1.
- ^ Ли 2006 .
- ^ Всероссийская перепись населения 2002 года Национальный состав населения по федеральным округам
- ^ Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам.
- ^ Всеукраинская перепись населения 2001 - Результаты - Национальный состав населения, языковые признаки, гражданство - Распределение населения по национальности и родному языку - корейцы [Перепись населения 2001 года - Итоги - Национальный состав населения, языковые признаки, национальности - распределение населения по национальностям и родному языку - корейцы]. Государственный комитет статистики Украины (на украинском языке). 2003 . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ К 2002 году .
- ^ Pavlenko 1999 , p. 2.
- ^ «Почему Украина разочаровалась?» . Новости Би-би-си . Проверено 21 апреля 2019 г.
- ^ Ли 2000 , с. 122.
- ^ Алексеенко 2000 .
- ^ Перепись населения и жилищного фонда 2009 года. Глава 3.1. Постоянное население по национальностям (PDF) (на русском языке), Бишкек: Национальный комитет по статистике, 2010 г. , получено 14 декабря 2021 г.
- ^ Спарлинг, Эван (21 октября 2009 г.), Кыргызстан: этническое меньшинство расширяет связи с Южной Кореей , Eurasianet , дата обращения 23 декабря 2016 г.
- ^ Ли 2000 , с. 143.
- ^ Еще в 2004 году .
- ^ Чхве, Ён Ха (13 декабря 1998 г.). Гражданская война в Таджикистане и корейские жители «Гражданская война в Таджикистане и корейский этнос». Донга Ильбо (на корейском языке). Архивировано из оригинала 26 июня 2004 года . Проверено 26 марта 2007 г.
- ^ Донг и Су 2005 .
- ^ «Долгое путешествие Корейского» . Корейская ежедневная газета JoongAng . 13.10.2020 . Проверено 8 октября 2023 г.
- ^ Ланьков 2002 , с. 112.
- ^ Ланьков 2002 , с. 111.
- ^ Пэк, Иль Хён (14 сентября 2005 г.), «Разрозненные корейцы поворачивают домой» , Joongang Daily , заархивировано из оригинала 27 ноября 2005 г. , получено 27 ноября 2006 г.
- ^ «История поселения народа Корё в деревне Ддатголь через вкус и взгляд» . Древняя газета (на корейском языке). 27 марта 2022 г. Проверено 8 октября 2023 г.
- ^ Юнг Юн, Ли (24 февраля 2023 г.). "[Weekender] Корёин из Украины нашел новый дом на земле предков" . Корейский вестник . Проверено 8 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чон, Хай Ри (27 декабря 2021 г.). «Могут ли технологии решить проблему мусора в деревне Хамбак?» . thediplomat.com . Проверено 2 октября 2023 г.
- ^ Лим, видео (14 июня 2023 г.). «[Деревня Корё в Пусане①] Если вы пойдете в дом Чорян TCK, вы сможете увидеть жизнь народа Корё во всей ее полноте » . Азиатский . Проверено 29 сентября 2023 г.
- ^ Квак, Ён Су (28 июня 2018 г.). «В центральноазиатском анклаве Сеула происходят демографические изменения» . «Корея Таймс» . Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ Ли, Хё Джин (01 апреля 2022 г.). «[СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ] Корёин чувствует себя в Кванджу как дома» . «Корея Таймс» . Проверено 8 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б « Ханаан исследует сложную идентичность корейцев-узбеков» . Корейская ежедневная газета JoongAng . 04.10.2012 . Проверено 12 октября 2023 г.
- ^ « Еду в Корею после взрыва дома в Мариуполе… Рисовая сердцевина народа корё — это овощной гарнир «[Рисовая сердцевина, которая меня спасает]» . Сеул Синмун (на корейском языке). 22 мая 2022 г. Проверено 9 октября 2023 г.
- ^ Ли 2000 , с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б Ли 2000 , с. 249.
- ^ Похоронные обряды [Похоронные обряды] (на русском языке). korea.narod.ru. 18 января 2006 г. Архивировано из оригинала 19 апреля 2011 г. . Проверено 29 апреля 2010 г.
- ^ Мин, Л.В. (2 апреля 2011 г.). Семейные Традиции И Обычаи Корейцев, Проживающих В Казахстане [Семейные традиции и обычаи корейцев, проживающих в Казахстане] (на русском языке). world.lib.ru . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Ли 2000 , с. 250.
- ^ Москин, Юлия (18 января 2006 г.). «Шелковый путь ведет в Квинс» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 января 2010 г.
- ^ Ланьков, Андрей (21 августа 2012 г.). «Корейская морковь» . Россия за пределами заголовков новостей. Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 года . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ Ли, Мён Сук (28 февраля 2017 г.). «Необходимость проявлять заботу о наших корейских соотечественниках, которые вносят основной вклад в популяризацию корейской кухни», . Корейский фонд международного культурного обмена . Проверено 25 декабря 2018 г.
- ^ «Салат со стеклянной лапшой по-корейски «Фунхоза» подробный фото и видео рецепт» . Микс Маркт . Проверено 6 октября 2023 г.
- ^ Ли, Ынджу (02 ноября 2011 г.). «Люди корё центрального региона, защитившие нашу еду» . Сеул Синмун . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ Ким 2003 , с. 3.
- ^ Ким, Ён Ын (июнь 2001 г.). Корейские боны (пои) [Корейские бон (пои)]. Ариран (на русском языке) . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Тростеруд 2000 , Таблицы за 1970, 1979 и 1989 годы.
- ^ «Уссурийск – плацдарм движения за независимость Кореи» . «Корея Таймс» . 14 марта 2019 г. Проверено 8 октября 2023 г.
- ^ «Уссурийский корейский культурный центр» . Энциклопедия зарубежной корейской культуры . Проверено 8 октября 2023 г.
- ^ Квон, Хёнсок (15 августа 2022 г.). «Стена памяти», построенная в первом поселении народа Корё… 15 героев независимости стоят высоко» . Чосон Ильбо (на корейском языке) . Проверено 14 января 2024 г.
- ^ О, Хён У; Ли, Джихэ (8 ноября 2019 г.). «В Казахстане будет построен парк в честь этнических корейцев» . Корея.нет . Проверено 14 января 2024 г.
- ^ "Музей истории коре сарам в Уштобе" . KOREANS.KZ (in Russian) . Retrieved 2024-02-02 .
- ^ Квон, Ми Ю (19 августа 2023 г.). «Корейский театр Казахстана несет наследие борца за независимость» . «Корея Таймс» . Проверено 12 октября 2023 г.
- ^ «Корейская деревня Кванджу открывает исторический музей» . Чосон Ильбо (на корейском языке). 25 июня 2017 г. Проверено 2 февраля 2024 г.
- ^ Кан, Сончхоль (4 января 2019 г.). «Содействие строительству музея истории Корёин в деревне Корёин в Кванджу» . Информационное агентство Yonhap (на корейском языке) . Проверено 2 февраля 2024 г.
- ^ Мишан, Лигая (16 февраля 2017 г.). «В кафе «Лилия» корейско-узбекское меню напоминает прошлый исход» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 7 октября 2023 г.
- ^ «В Бруклине корейский пастор возглавляет русскоязычную паству» . Новости Эн-Би-Си . 21 августа 2017 г. Проверено 31 марта 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Alekseenko, Aleksandr Nikolaevich (2000). Республика в зеркале переписей населения [Республика в зеркале переписи населения] (PDF) . Население и общество: Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека (на русском языке) (47). Институт экономического прогнозирования РАН: 58–62 . Проверено 22 декабря 2016 г.
- Назад, Тэ Хён (2004). «Социальная реальность, с которой сталкиваются этнические корейцы в Центральной Азии». Бюллетень корейских и корейско-американских исследований . 12 (2–3): 45–88.
- Чанг, Джон (февраль 2005 г.). «Средняя Азия или Распад» . Журнал КорАм . Архивировано из оригинала 7 октября 2008 года . Проверено 26 февраля 2009 г.
- Донг, Сяоян; Су, Чанг (август 2005 г.), «Стратегические корректировки и контрмеры против экстремистских сил в странах Центральной Азии после 11 сентября» (PDF) , Чарльз Хокинс; Роберт Лав (ред.), Труды Центральноазиатского симпозиума, Монтерей, Калифорния , Форт Монро, Вирджиния: Командование по обучению и доктрине армии США, стр. 47–82, заархивировано из оригинала (PDF) 10 апреля 2008 г. , получено 26 март 2007 г.
- Ки, Квансо (декабрь 2002 г.), «구소련 한인사회의 역사적 변천과 현실 [Корейское общество в бывшем Советском Союзе: историческое развитие и реалии]», Материалы конференции Ассоциации по изучению зарубежных корейцев (АСОК) 2002 г. ( на корейском языке), Сеул: Ассоциация по изучению зарубежных корейцев.
- Ким, Герман Николаевич (2003), Имена Корё-Сарама , Университет Аль-Фараби, заархивировано из оригинала 30 октября 2003 г. , получено 26 марта 2007 г.
- Ким, Ён-Сик (2003b), Кем были советские корейцы? Противостояние левых и правых в Корее - его происхождение , Ассоциация азиатских исследований, заархивировано из оригинала 9 апреля 2007 г. , получено 26 февраля 2009 г.
- Ланьков, Андрей (2002). «Появление советской фракции в Северной Корее, 1945-55». От Сталина до Кима: Образование Северной Кореи 1945-1960 гг . Лондон: ISBN C. Hurst & Co. 978-1-85065-563-3 .
- Ли, Кван Кю (2000), Заморские корейцы , Сеул: Джимунданг, ISBN 89-88095-18-9
- Ли, Джинёнг (2006), Миграция, этническая принадлежность и гражданство: этнически-корейские репатрианты на Дальнем Востоке России (PDF) , Трансформация и перспективы к многоэтническому, многорасовому и многокультурному обществу: улучшение межкультурной коммуникации, Азиатский культурный форум, Университет Инха , заархивировано из оригинал (PDF) 23 декабря 2016 г. , получено 22 декабря 2016 г.
- Павленко, Валентина Николаевна (1999), «Создание школы-интерната для корейцев в Украине» , Тематические исследования инициативы по реформированию местного самоуправления и государственной службы (30), заархивировано из оригинала (DOC) 24 ноября 2004 г.
- Поль, Дж. Отто (1999), Этническая чистка в СССР, 1937-1949 , Гринвуд, ISBN 0-313-30921-3
- Рекель, Йоханнес; Шац, Мерл, ред. (2020), Корейская диаспора – Центральная Азия, Сибирь и за ее пределами , Universitätsverlag Göttingen, doi : 10.17875/gup2020-1307 , ISBN 978-3-86395-451-2
- Шлайтер, Бриджит (2004), «Корейский бизнес и культура в бывшей советской Центральной Азии» , Форум исследований Центральной Азии , Стокгольмский университет, заархивировано из оригинала 17 мая 2004 г. , получено 11 декабря 2006 г.
Данные переписи населения
[ редактировать ]- Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. (General Population Census of the Russian Empire in 1897) , Demoscope.ru, archived from the original on 28 May 2012 , retrieved 20 May 2007
- Тростеруд, Тронд (2000), Советские переписи населения: введение в данные переписи, легенды к таблицам и источникам , Норвегия: Университет Тромсё , заархивировано из оригинала 20 октября 2008 г. , получено 1 декабря 2009 г.
- Russian Census , Федеральная служба государственной статистики, 9 October 2002, archived from the original on 29 February 2016 , retrieved 26 July 2006
- Корейцы Южного Уссури в 1879 году.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на русском языке) Ассоциация научно-технических обществ Кореи ( АНТОК )
- (на русском языке) Информационный сайт корейцев СНГ ARIRANG.RU
- (на русском языке) Lib.Ru: корейцы
- (на русском языке) Ташкентское представительство Института азиатской культуры и развития ( ТП ИАКР ) — Ассоциации корейцев Каракалпакстана .
- Международный центр корееведения МГУ имени М.В. Ломоносова
- Корё Сарам: Ненадежные люди (документальный фильм)
- Ресурс Корё Сарам Центральноазиатского проекта Фулбрайта
- Жеруийк - Земля обетованная (также известная как «Атажурт») - фильм о казахстанских корейцах
- Сен-бонг (Авангард: Корейский колхоз) на YouTube - советский документальный фильм 1946 года о корейском колхозе под названием «Сонбонг» ( русский : Авангард , латинизированный : Авангард , букв. «Авангард»), который сейчас находится в Шиелийском районе Кызылорды.
- [20-минутное резюме] Раскапываем видео, показывающее Корею 100-летней давности! «История Кимов» | Проект раскопок Архива современной истории (трансляция на KBS 200904) на YouTube - кадры из советского фильма под названием «Арктическая звезда» ( NARA 242-MID-5153) Корё-Сарама в Узбекистане в 1940-х годах.
- Корё-сарам люди
- Этнические группы в Казахстане
- Этнические группы в Кыргызстане
- Этнические группы в России
- Этнические группы в Таджикистане
- Этнические группы в Туркменистане
- Этнические группы в Украине
- Этнические группы в Узбекистане
- Отношения Кореи и Советского Союза
- Корейские эмигранты в Советском Союзе
- Советские люди корейского происхождения
- Этнические группы в Азии
- Этнические группы в Беларуси
- Этнические группы в Эстонии
- Общество Корё-Сарам