Лорд беспорядков

В Англии Лорд Беспорядка , известный в Шотландии как Аббат Безрассудства , а во Франции как Принц Соц , был офицером, назначенным по жребию во время Рождества председательствовать на Празднике Дураков . Лордом Беспорядка обычно был крестьянин или субдьякон, назначаемый ответственным за рождественские пиры, которые часто включали пьянство и дикие вечеринки.
в Католическая церковь Англии провела аналогичный фестиваль с участием мальчика-епископа . [1] Этот обычай был отменен Генрихом VIII в 1541 году, восстановлен католичкой Марией I и снова отменен протестанткой Елизаветой I , хотя кое-где он сохранялся еще некоторое время. [2] В континентальной Европе оно было подавлено Базельским собором в 1431 году, но время от времени возрождалось в некоторых местах, даже в XVIII веке. В период Тюдоров Повелитель Беспорядка (иногда его называли Аббатом Беспорядка или Королем Беспорядка) [1] неоднократно упоминается в современных документах, касающихся пиршеств как при дворе, так и среди простого народа. [3] [4] [5]
Хотя это в основном известно как британский праздничный обычай, некоторые фольклористы, такие как Джеймс Фрейзер и Михаил Бахтин (который, как говорят, позаимствовал новую идею у Фрейзера), утверждали, что назначение Лорда Беспорядка происходит из аналогичного обычая, практиковавшегося во времена Римское празднование Сатурналий . [6] [7] В Древнем Риме с 17 по 23 декабря (по юлианскому календарю ) на праздник Сатурналий назначался человек, выбранный в качестве насмешливого царя, в облике римского божества Сатурна . [1] [6] Эта гипотеза подверглась резкой критике со стороны Уильяма Уорда Фаулера , и поэтому рождественский обычай Повелителя Беспорядков в христианскую эпоху и сатурналианский обычай древности могут иметь совершенно разное происхождение; [6] однако эти два отдельных обычая можно сравнивать и противопоставлять. [6] [8] Многие обычаи, связанные с Повелителем Беспорядков, были включены в современные Карнавала и Марди Гра . празднования [9]
История
[ редактировать ]Древний Рим
[ редактировать ]1 января 400 г. н.э. епископ Астерий Амасейский. [10] в Понте (современная Амасья, Турция ) произнес проповедь против праздника Календ («этого глупого и вредного удовольствия») [11] это описывает роль ложного короля в поздней античности . На новогоднем застолье дети подходили к каждому порогу, обменивая свои подарки на вознаграждение: [10] [11]
Этот праздник учит даже маленьких детей, бесхитростных и простых, быть жадными, приучает их ходить по домам и преподносить новые подарки — фрукты, покрытые серебряной мишурой. За это они получают взамен подарки, стоимость которых удваивается, и таким образом нежные умы молодежи начинают впечатляться всем коммерческим и грязным.
- Астерий, в «Речи 4: Против праздника календарей» [11]
Оно контрастировало с христианским праздником, состоявшимся не случайно в соседний день:
Мы празднуем рождение Христа, так как в это время Бог явил себя во плоти. Мы празднуем Праздник Светов (Богоявление), так как прощением наших грехов мы выводимся из темной темницы нашей прежней жизни в жизнь светлую и праведную.
- Астерий, «Речь 4»
Примечательно, что для Астерия христианский праздник был явно входом из тьмы в свет, и хотя никакая сознательная солнечная природа не могла быть выражена, несомненно, именно обновленный свет в середине зимы праздновался среди римских язычников, официально со времен Аврелиана , как « праздник рождения Непокоренного Солнца» . Между тем, по всему городу Амасии, хотя вход в храмы и святые места был запрещен указом Феодосия I (391 г.), праздник дарения, когда «все шум и смятение» в «ликовании о новом год», с поцелуем и подарком монеты, продолжал кругом, к сильному отвращению и презрению епископа:
Это неправильно названо пиршеством, поскольку оно полно досады; ибо выходить на улицу тягостно, а оставаться в дверях неспокойно. Ибо обыкновенные бродяги и сценические фокусники, разделившись на отряды и орды, околачиваются около каждого дома. Ворота государственных чиновников они осаждают с особенным упорством, даже кричат и хлопают в ладоши до тех пор, пока тот, кто осажден внутри, изнурен, не выбрасывает им все деньги, которые у него есть, и даже то, что не является его собственным. И эти нищие, ходящие от двери к двери, следуют один за другим, и до позднего вечера нет облегчения от этой неприятности. Ибо толпа сменяет толпу, и крик, крик, и потеря, потеря.
- Астерий, «Речь 4» [11]
Честные фермеры, приезжающие в город, скорее всего, подвергались насмешкам и шлепкам. [12] и ограбили. Худший,
«Даже с нашими самыми прекрасными и бесхитростными пророками, безошибочными представителями Бога, которые, когда им беспрепятственно в своей работе являются наши верные служители, относятся с дерзостью». Что касается солдат, они тратят всю свою зарплату на бунты и распутных женщин, возможно, смотрят пьесы, «потому что они учатся пошлости и актерским практикам».Их военная дисциплина ослаблена и ослаблена. Они высмеивают законы и правительство, хранителями которого они были назначены. Ибо они высмеивают и оскорбляют августейшее правительство. Они садятся на колесницу, как на сцену; они назначают мнимых ликторов и публично действуют как шуты. Это самая благородная часть их непристойности. Но другие их дела, как можно о них упоминать? Разве чемпион, человек с львиным сердцем, человек, который, будучи вооружен, вызывает восхищение своих друзей и ужас своих врагов, не ослабляет тунику до лодыжек, не обвивает грудь поясом, не пользуется женскими сандалиями, не надевает ли скрутить волосы на голове по-женски, сплести прялку, набитую шерстью, и той правой рукой, которая когда-то несла трофей, вытянуть нить и, изменив тон своего голоса, произнести свои слова более резким женским дискантом?
В «Золотой ветви » Джеймс Фрейзер цитирует греческий мартиролог , в котором утверждается, что во время Сатурналий в Дуросторуме на Дунае (современная Силистра ) римские солдаты выбирали из своей среды человека, который был церемониальным «временным королем» на тридцать дней. По истечении этого срока этот солдат должен был перерезать себе горло на алтаре Сатурна. Предполагается, что для этого ритуала был выбран христианский святой Дасий, но он отказался участвовать и в результате принял мученическую смерть. Фрейзер предположил, что аналогичный ритуал человеческого жертвоприношения мог быть источником британского Лорда Беспорядка. [13]
Тюдоровская Англия
[ редактировать ]
В период Тюдоров Джон Стоу в своем «Обзоре Лондона» , опубликованном в 1603 году, дает описание Лорда Беспорядка: [1]
[Во] рождественский праздник в королевском доме, где бы он ни находился, был Лорд Беспорядка или Мастер веселых развлечений, и тому подобное было в доме каждого благородного человека, благородного или доброго. боготворите, был ли он духовным или временным. Среди них мэр Лондона и любой из шерифов имели своих нескольких Лордов Беспорядка, каждый из которых без ссор и обид спорил, кто должен устроить редчайшие развлечения, чтобы порадовать Наблюдателей. Эти Лорды, начавшие свое правление в Алхоллон Эу (Хэллоуин), продолжали то же самое до следующего дня после праздника Очищения, обычно называемого Днем Сретения: Прилавки, нейлы и пуанты в каждом доме, больше для развлечения, чем для выгоды.
Лорд беспорядков также упоминается Филипом Стаббсом в его «Анатомии злоупотреблений» (1585 г.), где он утверждает, что «дикие главы приходского конвента собираются вместе, выбирают для них великого капитана (озорства), которого они удостаивают титулом лорда беспорядков. Неправильное правило». Затем он описывает, как они красочно одеваются, привязывают колокольчики к ногам и «ходят в церковь (хотя служитель молится или проповедует), щеголяя и размахивая своими носовыми платками».
Упадок обычая в Великобритании
[ редактировать ]
С появлением пуританской партии в англиканской церкви 17 века обычай Повелителя Беспорядков был объявлен вне закона, поскольку считался «подрывным»; даже после Реставрации этот обычай остался под запретом и вскоре был забыт. [15] В начале 19 века Оксфордское движение в англиканской церкви положило начало «развитию более богатых и символических форм богослужения, строительству неоготических церквей, а также возрождению и возрастанию центральной роли соблюдения самого Рождества как христианского праздника». фестиваль», а также «специальные благотворительные организации для бедных» в дополнение к «специальным услугам и музыкальным мероприятиям». [14] Чарльз Диккенс и другие писатели помогли возрождению праздника, «изменив представление о Рождестве и способе его празднования», поскольку они сделали упор на семью, религию, дарение подарков и социальное примирение в противоположность историческому разгулу, обычному в некоторых странах. места. [14]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д С любовью, Сюзи (20 декабря 2013 г.). История прошедших рождественских праздников: исторические события . Сьюзи Лав. ISBN 9780992345686 .
- ^ «Тюдоровское Рождество, Файлы Анны Болейн» . Архивировано из оригинала 16 января 2012 года . Проверено 10 января 2012 г.
- ^ Стоу, Джон. «Обзор Лондона (1603 г.)» . Британская история онлайн . Проверено 16 октября 2013 г.
- ^ Хэдфилд, Майлз и Джон (1961). Двенадцать дней Рождества . Лондон: Касселл. стр. 134–135.
- ^ Хиггинботэм, Сьюзен. «Повелитель беспорядков приходит в суд: 1551/52» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2012 года . Проверено 16 октября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Майлз, Клемент А. (25 ноября 2016 г.). Рождество в ритуалах и традициях . Издательство Ксист. п. 108. ИСБН 9781681955988 .
Яркой особенностью Сатурналий было избрание жребием мнимого короля председательствовать на пирах. ... Этот царь, возможно, изначально был представителем самого бога Сатурна. Во времена писателей-классиков он был всего лишь «повелителем беспорядков», но доктор Фрейзер выдвинул очень интересную теорию о том, что это время привилегий и веселья когда-то было прелюдией к мрачному жертвоприношению, во время которого ему пришлось умереть в характер бога, отдавшего свою жизнь за мир. Теория доктора Фрейзера, основанная в своих доказательствах на повествовании о мученической смерти святого четвертого века по имени Дасий, подверглась резкой критике со стороны доктора Уорда Фаулера. ... И все же, как бы ни объясняли короля Сатурналий , интересно отметить его существование и сравнить его с веселыми монархами, которых мы встретим на Рождество и Двенадцатую ночь.
- ^ Бэгшоу, Хилари BP (8 апреля 2016 г.). Религия в мысли Михаила Бахтина . Рутледж. п. 95. ИСБН 9781317067450 .
Похоже, это непризнанное заимствование у Фрейзера, которое трудно объяснить иначе, как прямую или косвенную передачу идей Фрейзера. Материал только по Сатурналиям вполне мог быть получен из другого источника, но ассоциация Сатурналий и средневекового карнавала убедительно указывает на принадлежность к Фрейзеру. Бахтин подхватывает и усиливает идею, взятую из Сатурналий, о том, что праздничный период — это время, когда политический порядок опрокидывается, рабство временно отменяется и иерархии, возможно, переворачиваются.
- ^ Джеффри, Ивонн (27 сентября 2008 г.). Рождественская книга «Все для всей семьи» . Все Книги. п. 46. ИСБН 9781605507835 .
Лорд Беспорядка был... назначен королем и знатью править в течение двенадцати дней Рождества. ... Большая часть обычаев, связанных с Повелителем Беспорядка, имела параллели с римскими Сатурналиями, во время которых хозяева и рабы менялись местами, при этом общее хулиганство было изобилующим.
- ^ МакМахон, А. Филип; Бридахам, Лестер Бербанк (май 1931 г.). «Горгульи, химеры и гротеск во французской готической скульптуре» . Парнас . 3 (5): 38. дои : 10.2307/770541 . hdl : 2027/mdp.39015007224945 . JSTOR 770541 .
- ^ Перейти обратно: а б Астерий Амасийский , Проповеди (1904). Предисловие к онлайн-издание», Роджер Пирс (переводчик), Ипсвич, Великобритания, декабрь 2003 г., веб-страница: ECWritings-Aste [ постоянная мертвая ссылка ] .
- ^ Перейти обратно: а б с д «На празднике календ», Астерий, 400 г. н.э.
- ^ «Пороть» — маловероятное замечание епископа.
- ^ Фрейзер, Джеймс (1922). Wikisource . https://en.wikisource.org/wiki/The_Golden_Bough/Human_Scapegoats_in_Classical_Antiquity . – через
- ^ Перейти обратно: а б с Роуэлл, Джеффри (декабрь 1993 г.). «Диккенс и конструирование Рождества» . История сегодня . 43 (12) . Проверено 28 декабря 2016 г.
Нет сомнений в том, что «Рождественская песнь» — это, прежде всего, история, посвященная христианскому евангелию освобождения по милости Божией и религии воплощения, которая отказывается вбить клин между миром духа и миром материи. И рождественские обеды, и рождественские обедающие благословляются; Рог изобилия рождественской еды и пиршеств отражает как доброту творения, так и радость небес. Это важный признак смещения богословского акцента в девятнадцатом веке с акцента на Искуплении на акцент на Воплощении, акцент, который нашел внешнюю и видимую форму в сакраментализме Оксфордского движения, развитии более богатых и более символические формы поклонения, строительство неоготических церквей, а также возрождение и возрастание центральной роли самого Рождества как христианского праздника. ... В течение столетия, под влиянием заботы Оксфордского движения о лучшем соблюдении христианских праздников, Рождество становилось все более заметным. К концу столетия соборы обеспечивали специальные службы и музыкальные мероприятия и, возможно, возродили древние специальные благотворительные организации для бедных – хотя мы не должны забывать о проблемах для крупных: приходских соборов, таких как Манчестер, в которых в один из рождественских дней не было венчаться собиралось менее восьмидесяти пар (подписание реестров длилось до четырех часов дня). Популярность «Рождественской песни» Диккенса сыграла значительную роль в изменении сознания Рождества и способов его празднования. Популярность его публичных чтений этой истории является показателем того, насколько она соответствовала современным настроениям и способствовала увеличению места празднования Рождества как в светском, так и в религиозном плане, которое прочно утвердилось к концу девятнадцатого века.
- ^ Джеффри, Ивонн (17 сентября 2008 г.). Рождественская книга «Все для всей семьи» . Все Книги. стр. 46–. ISBN 9781605507835 .
Ссылки
[ редактировать ]- Астерий Амасийский , 400 г. н. э., Астерий Амасийский: Проповеди (издание 1904 г.), стр. 111–129, «Проповедь 4: О празднике календ» с латыни «Проповедь 4: Adversus Kalendaru Festum», транскрипция Роджера Пирса, Ипсвич, Великобритания, 2003 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «На празднике календ», Астерий Амасейский, 400 г. н. э., транскрипция Роджера Пирса, Ипсвич, Великобритания, 2003 г., веб-страница: Asterius-4 .
- Джеймс Фрейзер, «Золотая ветвь» : «Римские Сатурналии», повествующие о Повелителе беспорядков.