Джордж Селл
Джордж Селл ( / ˈ s ɛ l / ; 7 июня 1897 — 30 июля 1970), первоначально Дьердь Селл , Дьёрдь Эндре Сел или Георг Селл , [ 1 ] был венгерского происхождения американским дирижером и композитором . Считается одним из величайших дирижеров двадцатого века. [ 2 ] он был музыкальным руководителем Кливлендского оркестра в Кливленде , штат Огайо , и записал большую часть стандартного классического репертуара в Кливленде и с другими оркестрами.
Селл приехал в Кливленд в 1946 году, чтобы возглавить уважаемый, хотя и небольшой оркестр, который изо всех сил пытался оправиться от потрясений Второй мировой войны . К моменту своей смерти ему приписывали, по словам критика Донала Хенахана, то, что он превратил его в «то, что многие критики считали самым острым симфоническим инструментом в мире». [ 3 ] [ 4 ]
Благодаря своим записям Селл оставался в мире классической музыки еще долгое время после своей смерти, и его имя остается синонимом имени Кливлендского оркестра. Во время турне с оркестром в конце 1980-х тогдашний музыкальный руководитель Кристоф фон Донаньи заметил: «Мы даем отличный концерт, и Джордж Селл получает отличный отзыв». [ 5 ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2022 г. ) |
Ранний период жизни
[ редактировать ]Дьёрдь Эндре Сел родился в Будапеште , но вырос в Вене . Его семья была еврейского происхождения, но перешла в католицизм. В детстве его регулярно водили на мессу . [ 6 ] [ 7 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Селл начал свое формальное музыкальное образование в качестве пианиста, обучаясь у Ричарда Роберта . Одним из других учеников Роберта был Рудольф Серкин ; Селл и Серкин стали друзьями и музыкальными соавторами на всю жизнь. [ 8 ]
В возрасте одиннадцати лет он начал гастролировать по Европе как пианист и композитор, дебютировав в этом же возрасте в Лондоне. Газеты объявили его «следующим Моцартом». В подростковом возрасте он выступал с оркестрами в этой двойной роли, в конечном итоге выступая в качестве композитора, пианиста и дирижера, как и в Берлинском филармоническом оркестре в семнадцать лет. [ 9 ]
Селл быстро понял, что он никогда не сделает карьеру композитора или пианиста и что ему больше по душе тот артистический контроль, которого он может достичь как дирижер. Он незапланированно дебютировал на публике, когда ему было семнадцать лет, когда он отдыхал с семьей на летнем курорте. Дирижер Венского симфонического оркестра повредил руку, и Селла попросили заменить его. Селл быстро перешел к дирижированию на постоянной основе. Хотя он и отказался от сочинения музыки, всю оставшуюся жизнь он время от времени играл на фортепиано в составе камерных ансамблей и в качестве концертмейстера. Несмотря на его редкие выступления в качестве пианиста после подросткового возраста, он оставался в хорошей форме. Во время своего пребывания в Кливленде он время от времени демонстрировал приглашенным пианистам, как, по его мнению, им следует играть определенный отрывок. [ 9 ]
В 1915 году, в возрасте 18 лет, Селл добился назначения в берлинскую Королевскую придворную оперу (ныне известную как Государственная опера ). Там с ним подружился музыкальный руководитель Рихард Штраус . Штраус сразу распознал талант Селла и был особенно впечатлен тем, насколько хорошо подросток дирижировал музыкой Штрауса. Штраус однажды сказал, что он мог бы умереть счастливым человеком, зная, что есть кто-то, кто так прекрасно исполняет его музыку. Фактически, Селл в конечном итоге дирижировал частью мировой премьеры записи « Дон Жуана» для Штрауса. Композитор договорился, чтобы Селл репетировал для него оркестр, но, проснувшись, опоздал на запись на час. Поскольку сеанс записи уже был оплачен и там был только Селл, Селл вел первую половину записи (поскольку на одну сторону 78-го диска умещалось не более четырех минут музыки, музыка была разбита на четыре части) . Штраус прибыл, когда Селл заканчивал дирижировать вторую часть; он воскликнул, что то, что он услышал, было настолько хорошо, что могло бы выйти под его собственным именем. Штраус записал последние две части, оставив половину под управлением Зелла как часть полной мировой премьерной записи. Дон Жуан. [ 9 ]
Селл считал, что Штраус оказал большое влияние на его стиль дирижирования. Большая часть техники игры на палочке Селла, чистый, прозрачный звук Кливлендского оркестра и готовность Селла быть строителем оркестра были созданы под влиянием Штрауса. Эти двое остались друзьями после того, как Селл покинул Королевскую придворную оперу в 1919 году; даже после Второй мировой войны, когда Селл обосновался в США , Штраус следил за тем, как поживает его протеже. [ 10 ]
В течение пятнадцати лет во время и после Первой мировой войны Селл работал с оперными театрами и оркестрами в Европе: в Берлине , Страсбурге , где он сменил Отто Клемперера в Муниципальном театре, Праге , Дармштадте и Дюссельдорфе , прежде чем стать главным дирижером в 1924 году. Берлинской государственной оперы , пришедшей на смену Королевской опере. В 1923 году он дирижировал премьерой Ганса Галя оперы «Die heilige Ente» в Дюссельдорфе. [ 11 ]
Переехать в США
[ редактировать ]Когда в 1939 году в Европе началась война, Селл возвращался через США из турне по Австралии и в итоге поселился со своей семьей в Нью-Йорке . [ 3 ] С 1940 по 1945 год он преподавал композицию, оркестровку и теорию музыки в Музыкальном колледже Маннеса на Манхэттене; Среди его студентов-композиторов в Маннесе были Джордж Рохберг и Урсула Мамлок . [ 12 ] В 1946 году Селл стал натурализованным гражданином США.
Кливлендский оркестр: 1946–1970 гг.
[ редактировать ]«Новый лист перевернется с треском!» — сказал Селл, которого в январе 1946 года назначили музыкальным руководителем и дирижером Кливлендского оркестра. «Люди говорят о Нью-Йорке, Бостоне и Филадельфии. Теперь они будут говорить о «Нью-Йорке», «Бостоне», «Филадельфии» и «Кливленде». [ 13 ] Однако время Селла в Кливленде началось в период волнений и неопределенности. Предыдущий музыкальный руководитель оркестра Эрих Лейнсдорф временно освободил свой пост после призыва в вооруженные силы. [ 14 ] Во время отсутствия Лейнсдорфа Селл дебютировал в Северанс-холле в ноябре 1944 года и получил восторженные отзывы. [ 15 ] И, несмотря на предстоящее возвращение Лейнсдорфа, общественное мнение сместилось в сторону Силла. После напряженных переговоров, которые включали предоставление Селлу полного творческого контроля над персоналом, программированием, расписанием и записью, Попечительский совет оркестра назначил его четвертым музыкальным руководителем ансамбля. [ 16 ]
Внешний звук | |
---|---|
Вы можете услышать, как Джордж Селл дирижирует Оркестровую сюиту № 3 Иоганна Себастьяна Баха ре мажор, BWV 1068 с Кливлендским оркестром в 1954 году здесь, на archive.org. |
Вскоре после принятия этой должности Селл заметил, что он «приложит все [свои] усилия... чтобы сделать Кливлендский оркестр непревзойденным по качеству исполнения». [ 17 ] Он посвятил большую часть своей энергии тому, чтобы требовать от своих музыкантов своей воли — отпуская одних и нанимая других, чтобы добиться желаемого звучания. [ 18 ] Он ожидал от музыкантов технического совершенства и полной самоотдачи во время репетиций и выступлений. [ 19 ] Его стандарты были строгими, а цели — высокими: он был исключительно сосредоточен на том, чтобы поднять Оркестр на новый уровень совершенства. [ 20 ]
Вскоре после своего пребывания в должности Селл начал выступать в качестве гостя в других городах, особенно в Нью-Йорке, и Кливленд постепенно завоевал репутацию одного из ведущих ансамблей мира. [ 21 ] К началу 1950-х годов его начала беспокоить «сухая» акустика в Северанс-холле — проблема, которая беспокоила его с момента его прибытия в Кливленд. [ 22 ] [ 23 ] «Мне бы хотелось, чтобы у вас был зал с акустикой, достойной вашего великого искусства», — сказал Леопольд Стоковски , бывший дирижер Филадельфийского оркестра . «В зале музыка звучала сухо и полумертво». [ 24 ] Хотя позже в зал была добавлена фанера, для достижения желаемого тона Селла все же потребовались дальнейшие изменения. [ 24 ]
Еще в сезоне 1955–56 годов Селл осознал необходимость в открытой площадке, на которой оркестр мог бы проводить летние концерты и программы. [ 25 ] В предыдущие годы посещаемость выступлений оркестра в Общественной аудитории Кливленда летом снизилась, и, среди изменений, внесенных для обеспечения занятости музыкантов, перед бейсбольными играми Cleveland Indians была сыграна серия концертов. [ 26 ] Примерно в то же время Селл решил, что оркестру необходимо отправиться в свое первое международное турне, если он надеется идти в ногу с другими крупными симфониями. [ 27 ] В результате весной 1957 года оркестр отправился в Европу с остановками в Антверпене, Брюсселе и за железным занавесом. [ 28 ] Тур имел успех, принес оркестру мировое признание и вселил чувство гордости в граждан Кливленда. [ 29 ]
Следующее десятилетие или около того было напряженным и плодотворным временем для Селла и оркестра. К сезону 1958/59 годов был завершен акустический ремонт новой сцены — Szell Shell, которая окружала музыкантов и по-другому проецировала их тон, устраняя «сухость» и обеспечивая более чистое звучание струнных. [ 30 ] В июле 1968 года оркестр открыл свой новый летний дом, Blossom Music Center , примерно в 25 милях к югу от Кливленда, обеспечив Селлу и его музыкантам круглогодичную работу. [ 31 ] Два года спустя, в мае 1970 года, оркестр продолжил укреплять свою международную репутацию, совершив турне по Дальнему Востоку, включая остановки в Японии и Корее. [ 32 ]
Однако здоровье Селла начало ухудшаться. [ 33 ] Во время концерта в Анкоридже , Аляска , Селл на мгновение перестал дирижировать, и, как вспоминал виолончелист Майкл Хабер: «Я почувствовал холод по всему телу... Я помню, как подумал, что что-то было ужасно неправильно». [ 34 ] Действительно, что-то было не так: это было последнее выступление Селла, и он умер 30 июля 1970 года. [ 35 ]
Стиль проведения
[ редактировать ]На репетициях Селл вел себя как самодержавный надсмотрщик. [ 36 ] [ 37 ] Он тщательно готовился к репетициям и мог по памяти сыграть на фортепиано всю партитуру. [ 38 ] Занятый фразировкой , прозрачностью, балансом и архитектурой, Селл также настаивал на неслыханной до сих пор ритмической дисциплине от своих исполнителей. [ 39 ] Результатом часто был уровень точности и ансамблевой игры, который обычно можно найти только в лучших струнных квартетах. [ 40 ] Несмотря на все абсолютистские методы Селла, многие музыканты оркестра гордились музыкальной целостностью, к которой он стремился. [ 38 ] Видеозапись также показывает, что Селл старался объяснить, чего он хотел и почему, выражал радость, когда оркестр исполнял то, к чему он стремился, и избегал чрезмерного повторения партий, которые были в хорошей форме. [ 41 ] Его левую руку, которой он придавал форму каждому звуку, часто называли самой изящной в музыке. [ 42 ]
В результате точности Селла и очень тщательных репетиций некоторые критики (например, Дональд Врун , редактор American Record Guide ) осудили создание музыки Селла как лишенное эмоций. В ответ на такую критику Селл выразил такое кредо: «Граница между ясностью и хладнокровием, самодисциплиной и строгостью очень тонка. Существуют разные нюансы теплоты — от целомудренной теплоты Моцарта до чувственной теплоты Чайковского, от от благородной страсти Фиделио до похотливой страсти Саломеи , я не могу полить спаржу шоколадным соусом». [ 43 ] Далее он заявил: «Совершенно законно предпочитать суматошное, аритмичное, неопрятное. Но, на мой взгляд, великий артистизм — это не беспорядок». [ 44 ]
Его называют «буквалистом», играющим только то, что указано в партитуре. Однако Селл был вполне готов играть музыку нетрадиционными способами, если считал, что музыка в этом нуждается; и, как и большинство других дирижеров до и после, он внес множество небольших изменений в оркестровки и ноты в произведениях Бетховена, Шуберта и других. [ 40 ]
Клойд Дафф , литаврист Кливлендского оркестра , однажды вспомнил, как Селл настоял, чтобы он сыграл партию малого барабана в Концерте для оркестра Бартока , инструмента, на котором он не должен был играть. Через месяц после записи концерта в Кливленде (октябрь 1959 года) он должен был быть исполнен в Карнеги-холле в рамках ежегодного двухнедельного турне по восточной части США вместе с Симфонией № 5 Прокофьева . Селла начала все больше раздражать партия боковых барабанов во второй части, и к тому времени, когда они достигли Нью-Йорка , эскалация Селла зашкаливала. «Начиная с того, кто играл на записи, Селл опробовал каждого из штатных перкуссионистов на партии боковых барабанов. Он заставил их так нервничать, что один за другим они все споткнулись. Наконец Селл обратился к литавристу Клойду Даффу». [ 45 ]
Вот история, которую рассказывает Дафф: [ 45 ]
Селл подошел ко мне и сказал: «Клойд, я хочу, чтобы ты сыграл партию малого барабана. Я помню, как ты играл эти вещи в Филадельфии [более двадцати лет назад в Робин Гуде Делле, когда Селл был приглашенным дирижером, а Дафф был студентом». в Кертисе ].» У него была ужасно хорошая память, ему нравилась моя игра на ударных инструментах. Он сказал: «Я хочу, чтобы ты сыграл эту роль», и я действительно взорвал крышку. Я сказал: «Вы портите весь раздел. Никто не может сделать diminuendo, чтобы доставить вам удовольствие, потому что они так нервничают. Каждый из этих людей способен на это». Он сказал: «Несмотря на это, я хочу, чтобы ты сыграл эту роль». Я сказал: «Вы понимаете, как глупо будет выглядеть, как я встаю с литавр, чтобы перейти к малому барабану, затем снова к литаврам и в конце обратно к малому барабану?» Я сказал: «Это действительно неуместно», или слова на этот счет. Но он сказал: «Хорошо, но я хочу, чтобы вы сыграли эту роль. Очень важно, чтобы мы сделали это правильно». Я сказал: «Хорошо, я сыграю это для тебя, но не смей смотреть на меня». Поэтому, когда я играл, я играл громче, чем они играли раньше, поэтому у меня было больше места, чтобы сделать diminuendo. Все были немного шокированы тем, что я играл так громко. Но Селл, верный своему слову, отвернулся, ни разу не взглянул на меня, и я не посмотрел на него в данных обстоятельствах.
Репутация Селла как перфекциониста была хорошо известна, а его знание инструментов было глубоким. Трубач из Кливленда Бернард Адельштейн рассказал о знании Селла игры на трубе: [ 45 ]
Он знал все аппликатуры трубы. Например, на трубе до «ми» на четвёртом месте исполняется открытой, без клапана , и это бемольная нота. Но есть еще два варианта C-трубы. Вы можете сыграть одну и ту же ноту с помощью первого и второго клапанов или третьего клапана. Оба они звучат резко. Третий клапан немного резкий, а первый и второй вместе звучат еще резче. И он это знал. Он позвал меня однажды, когда мы играли октаву в «Дон Жуане» . Он сказал: «Е» — это бемоль на до-трубе». Я сказал: «Да, именно поэтому я играю на раз и два». Он сказал: «Но один и два — это остро, не так ли?» Я сказал: «Да, но я вношу коррективы, немного удлиняя первый слайд». И он сказал: «Ах, да, но это всё равно расстроено».
Репертуар
[ редактировать ]Селл в основном дирижировал произведениями из основного австро-немецкого классического и романтического репертуара, от Гайдна, Моцарта и Бетховена, Мендельсона, Шумана и Брамса, а также до Вагнера, Брукнера, Малера и Штрауса. Однажды он сказал, что, став старше, он сознательно сузил свой репертуар, чувствуя, что «на самом деле моя задача заключалась в том, чтобы исполнять те произведения, которые, по моему мнению, я лучше всего подхожу для исполнения и для которых определенная традиция исчезает с исчезновением великого великого художника». дирижеры, которые были моими современниками, моими кумирами и моими бесплатными учителями». [ 46 ] Однако он программировал современную музыку; он дал множество мировых премьер в Кливленде и был особенно связан с такими композиторами, как Дютийе , Уолтон , Прокофьев , Хиндемит и Барток . Селл также помог положить начало долгому сотрудничеству Кливлендского оркестра с композитором-дирижером Пьером Булезом . [ 38 ]
Другие оркестры
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
Вы можете услышать, как Джордж Селл дирижирует оперу Иоганна Штрауса II « На прекрасном голубом Дунае», соч. 314 с Венской филармонией в 1934 г. Здесь, на archive.org. | |
Джордж Селл и Колумбийский симфонический оркестр с Робертом Казадезусом в исполнении Моцарта: Концерт № 22 для фортепиано с оркестром ми-бемоль, K.482 и Концерт для фортепиано с оркестром № 23 ля мажор, K. 488 в 1960 году. Здесь, на archive.org |
мировой войны Селл стал тесно сотрудничать с оркестром Концертгебау амстердамским После Второй , где он был частым приглашенным дирижером и сделал ряд записей. Он также регулярно выступал с Лондонским симфоническим оркестром , Чикагским симфоническим оркестром , Венским филармоническим оркестром и на Зальцбургском фестивале . С 1942 по 1955 год он был ежегодным приглашенным дирижером Нью-Йоркской филармонии , а в последний год своей жизни был музыкальным консультантом и старшим приглашенным дирижером этого оркестра. В 1960 году он дирижировал Колумбийским симфоническим оркестром с Робертом Казадезусом в записи для Columbia Masterworks Концерта для фортепиано с оркестром № 22 Вольфганга Амадея Моцарта № 22 ми-бемоль, K.482 и Концерта для фортепиано с оркестром № 23 Моцарта ля мажор, K. 488 ( МЛ 5594, 1960). [ 47 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Селл был женат дважды. Первый, в 1920 году, с Ольгой Банд (1898-1984), еще одной ученицей Ричарда Роберта , закончился разводом в 1926 году. [ 48 ] [ 49 ] Его второй брак в 1938 году с Хелен Шульц Тельч, родом из Праги, был гораздо счастливее и продлился до его смерти. [ 3 ] [ 50 ] У Селла были дома на Парк-авеню в Нью-Йорке и в Шейкер-Хайтс , недалеко от оркестрового зала Кливленда. [ 51 ] [ 52 ] Когда он не занимался музыкой, он был поваром-гурманом и автолюбителем. Он регулярно отказывался от услуг шофера оркестра и собственном «Кадиллаке» почти до конца жизни ездил на репетиции на .
Смерть
[ редактировать ]Он умер от рака костного мозга в Кливленде в 1970 году. Его тело было кремировано, а прах похоронен в Сэнди-Спрингс, штат Джорджия , вместе с его женой после ее смерти в 1991 году. [ 53 ]
В 1963 году британское правительство сделало Селла почетным кавалером Ордена Британской Империи (CBE).
Дискография
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
Вы можете услышать, как Джордж Селл дирижирует Феликса Мендельсона , Симфонию № 4 ля мажор соч. 90 («Итальянский») с Кливлендским оркестром в 1947 году. Здесь, на archive.org. |
Большая часть записей Селла была сделана с Кливлендским оркестром для Epic / Columbia Masterworks (ныне Sony Classical ). Он также делал записи с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, Венским филармоническим оркестром и Амстердамским оркестром Концертгебау . Существует множество живых стереозаписей репертуара, который Селл никогда не проводил в студии, как с Кливлендским оркестром, так и с другими оркестрами.
Ниже представлена подборка наиболее примечательных записей Селла — все они с Селлом, дирижирующим Кливлендским оркестром (выпущены Sony, если не указано иное).
|
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Источники различаются по имени Селла при рождении или «настоящему» имени. Слонимский 2001 , например, начинает свою запись со слов « Селл, Джордж (на самом деле Дьёрдь )…», а Чарри 2011 даёт своё имя при рождении как Дьёрдь Эндре Сел . Эта форма, казалось бы, соответствовала венгерскому происхождению Селла. Однако и Чарри 2001 , и Розенберг 2000 вообще не упоминают имя «Дьёрдь», вместо этого упоминая более германское «Георг», которое могло бы показаться уместным в доме детства Селла в Вене. Розенберг заходит так далеко, что говорит: «[он] родился Георгом Зеллем 7 июня 1897 года в Будапеште …» (стр. 237, курсив наш). Однако источники сходятся во мнении, что в более позднем возрасте (по крайней мере, после приезда в Америку) Селл носил англизированное имя «Джордж», и это имя указано в его дошедших до нас записях.
- ^ Чарри, Майкл (2011) «Джордж Селл. Музыкальная жизнь», University of Illinois Press.
- ^ Перейти обратно: а б с Хенахан, Донал (31 июля 1970 г.). «Джордж Селл, дирижер, мертв» . Нью-Йорк Таймс . п. 1. ISBN 9780405111532 . Проверено 15 июля 2007 г.
- ^ Браун, Ричард; Браун, Джин (1978). Искусство . Нью-Йорк: Арно Пресс. ISBN 0-405-11153-3 .
- ^ Острайх, Джеймс Р. (26 января 1997 г.). «Выход из тени». Нью-Йорк Таймс .
- ^ Чарри, Майкл (2011). Джордж Селл: Музыкальная жизнь . Издательство Университета Иллинойса . ISBN 9780252036163 . Проверено 17 апреля 2018 г.
Джордж Селл: Жизнь музыки Майкла Чарри
- ^ «Добро пожаловать theartoftheconductor.com — BlueHost.com» . theartoftheconductor.com .
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: «Непревзойденный» . Кливленд: Грей и компания. п. 238. ИСБН 1-886228-24-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Джордж Селл разговаривает с Джоном Калшоу» (интервью). Лондон: Би-би-си. Сентябрь 1968 года.
- ^ Мермельштейн, Дэвид (1997): «Джордж Селл и Рихард Штраус». (Примечания к Дон Кихоту). Sony Music Entertainment Inc. ОСЛК 659116832
- ^ Галь, Ганс (2014). Музыка за колючей проволокой: дневник лета 1940 года. Лондон: Toccata Press, ISBN 9780907689751 . п. 15.
- ^ Майкл Чарри, Джордж Селл: Жизнь музыки , University of Illinois Press, 2011, стр. 58-59. ISBN 9780252093104
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. п. 229.
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. п. 207.
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. стр. 214–215.
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. стр. 227–228.
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: «Непревзойденный» . Кливленд: Грей и компания. п. 229. ИСБН 1-886228-24-8 .
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. стр. 229, 246–247.
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. п. 243.
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. стр. 243–244.
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. стр. 263–264.
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. п. 272.
- ^ Чарри, Майкл (2011). Джордж Селл: Музыкальная жизнь . Город: Издательство Университета Иллинойса. п. 178.
- ^ Перейти обратно: а б Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. п. 273.
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. п. 286.
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. стр. 271–272.
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. стр. 285–286.
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. стр. 291–294.
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. стр. 296–297.
- ^ Чарри, Майкл (2011). Джордж Селл: Музыкальная жизнь . Урбана: Издательство Университета Иллинойса. п. 179.
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. стр. 356–358.
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. стр. 389, 392–393.
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. стр. 389, 396–397.
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. п. 393.
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. п. 397.
- ^ Бернхаймер, М. (май 2002 г.). «Правильное поведение» . Архивировано из оригинала 4 марта 2007 г.
- ^ «Гэри Граффман, Вступительная речь CIM» . 21 мая 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Макланатан РБК, Браун Г. и Браун Г. (1978). Искусство . Айер Паблишинг. ISBN 0-405-11153-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Адельштейн, Б. «Дирижеры» .
- ^ Перейти обратно: а б Шифф, Д. (18 июля 1999 г.). «Репетиция Селла: интенсивность без тяжеловесности» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Видео, на котором Селл репетирует 2-ю часть Пятой симфонии Бетховена» . Ютуб .
- ^ «Славный инструмент» . Время . 22 февраля 1963 года. Архивировано из оригинала 9 декабря 2008 года . Проверено 7 июня 2008 г.
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: «Непревзойденный». Кливленд: Gray & Company, с. 238. ISBN 1-886228-24-8
- ^ «Музыка: славный инструмент» . Время . 22 февраля 1963 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2010 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Чарри, Майкл (буклет на компакт-диске: Прокофьев-Симфония № 5; Барток-Концерт для оркестра, серия Sony Masterworks Heritage Series, Sony Classical, каталог № MHK63124)
- ^ Козинн, Аллан (19 октября 1997 г.). «Завершение образа самодержавного маэстро» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 июля 2007 г.
- ^ «Концерты Моцарта - № 22 ми-бемоль, К. 482 / № 23 ля мажор, К. 488» . Архив.орг . 7 июня 1960 года . Проверено 7 июня 2024 г.
- ^ hansgal.com. Архивировано 1 октября 2013 г. в Wayback Machine ; Проверено 28 августа 2013 г.
- ^ Майкл Чарри, Джордж Селл: Музыкальная жизнь , стр. 6, 19 ; Проверено 28 августа 2013 г.
- ^ Чарри, Майкл (2005). «Джордж Селл: биография и хронология» . СониКлассическая. Архивировано из оригинала 18 октября 2005 г. Проверено 15 июля 2007 г.
- ^ Майер, Мартин (2 февраля 1964 г.). «Селл, спустя 50 лет, все еще бурлит; пламенный маэстро привозит свой оркестр в Нью-Йорк на 50-й концерт в Карнеги-холле» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 апреля 2023 г.
- ↑ дом находился на бульваре Ларчмир, 14215. Согласно телеграмме Селла Анри Темянке , сообщению в Facebook за 2020 год и списку недвижимости ,
- ^ Места отдыха: места захоронения более 14 000 известных людей , с. 730, в Google Книгах.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чарри, Майкл (2011). Джордж Селл: Музыкальная жизнь . Шампейн, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-03616-3 .
- Чарри, Майкл (2001). «Джордж Селл». В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. 24 (2-е изд.). Лондон: Макмиллан. стр. 880–881. ISBN 0-333-60800-3 .
- Шенберг, Гарольд (1967). Великие дирижёры . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. С. 337–340 , Указатель. ISBN 0-671-20735-0 .
- Слонимский, Николас ; Кун, Лаура Дайан (2001). Биографический словарь музыкантов Бейкера . Нью-Йорк: Г. Ширмер. Том. 6, с. 3559–3560. ISBN 0-02-865525-7 .
- Дональд Розенберг (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд, Огайо: Издательство Gray & Company. ISBN 1-886228-24-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джордж Селл в AllMusic
- Дискография Джорджа Селла
- Видео, на котором Селл репетирует 2-ю часть Пятой симфонии Бетховена.
- Европейский архив. LP-запись Третьей симфонии Брамса, не требующая авторских прав, в исполнении Джорджа Селла (дирижер) и Амстердамского оркестра Консертгебау в Европейском архиве (только для неамериканских зрителей).
- 1897 рождений
- 1970 смертей
- Американские дирижеры ХХ века (музыка)
- Американские классические пианисты
- Мужские классические пианисты
- Американские мужчины-дирижеры (музыка)
- Американские пианисты-мужчины
- Американские композиторы-классики
- Американские евреи
- Смертность от рака в Огайо
- Дирижеры Метрополитен-опера
- Смертность от множественной миеломы в США
- Венгерские композиторы-классики
- Венгерские композиторы-мужчины-классики
- Венгерские классические пианисты
- Еврейские венгерские музыканты
- Венгерские мужчины-дирижеры (музыка)
- Венгерские эмигранты в США
- Факультет Новой школы
- Музыканты из Шейкер-Хайтс, штат Огайо.
- Музыкальные руководители Нью-Йоркской филармонии
- Композиторы-классики XX века
- Классические пианисты 20 века
- Еврейские классические пианисты
- Американские пианисты 20-го века
- Американские композиторы 20-го века
- Командорские кресты ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- Католики из Огайо
- Классические музыканты из Огайо
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Исполнители музыки и искусства
- Почетные кавалеры Ордена Британской Империи.