SS Imperator
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2022 г. ) |
![]() SS Imperator
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | SS Imperator |
Тезка | Латинский Imperator , «император». |
Владелец | Гамбург Америка Лайн |
Порт приписки | Гамбург |
Маршрут | Куксхафен – Саутгемптон – Нью-Йорк |
Строитель | |
Заложен | 18 июня 1910 г. |
Запущен | 23 мая 1912 г. |
Крещенный | 23 мая 1912 г. |
Завершенный | Июнь 1913 года, Гамбург, Германия. |
Первое путешествие | 11 июня 1913 года, Куксхафен — Нью-Йорк через Саутгемптон. |
Судьба | Конфисковано в качестве военных репараций. С мая 1919 года использовался в качестве военно-транспортного корабля США. Передан компании Cunard Line в сентябре 1919 года и переименован в RMS Berengaria . Продан на металлолом в 1939 году; окончательный снос завершился примерно в 1946 году. |
![]() | |
Имя | USS Imperator |
Приобретенный | ВМФ 5 мая 1919 года в Бресте , Франция. |
Введен в эксплуатацию | 5 мая 1919 года военный корабль США «Император» в Бресте, Франция. |
Выведен из эксплуатации | 24 ноября 1919 года в Нью-Йорке. |
Идентификация | ID-4080 |
Судьба | Передан компании Cunard Line в качестве военного приза в качестве компенсации за потерю RMS Lusitania и позже переименован в Berengaria. |
![]() | |
Имя | РМС Беренгария |
Тезка | Беренгария Наваррская |
Владелец |
|
Маршрут | Саутгемптон — Нью-Йорк через Шербур. |
Приобретенный | 1919 |
Порт приписки | Ливерпуль , Великобритания |
Судьба | Списан в 1939–1946 гг. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Император » класса Океанский лайнер |
Тоннаж | 52 117 брт |
Смещение | 53 000 тонн [ нужна ссылка ] |
Длина | 906 футов (276 м) |
Луч | 98 футов 3 дюйма (29,95 м) |
Черновик | 35 футов 2 дюйма (10,72 м) |
колоды | 11 |
Установленная мощность | Пар вырабатывается при давлении 265 фунтов на квадратный дюйм 46 водотрубными котлами конструкции Vulcan Yarrow, первоначально сжигавшими уголь, а затем в 1921 году переоборудованными на мазут. |
Движение | 4 паровые турбины AEG-Vulcan/Parsons с прямым приводом на четырех валах общей мощностью 60 000 л.с. (45 000 кВт) |
Скорость | 24 узла (44 км/ч; 28 миль в час) макс. |
Емкость |
|
Экипаж | 1,180 |
SS Imperator известный как RMS Berengaria ( большую часть своей карьеры ) — немецкий океанский лайнер, построенный для линии Hamburg America Line и спущенный на воду в 1912 году. На момент постройки в июне 1913 года он был крупнейшим пассажирским судном в мире, превосходящим новый White Star лайнер Olympic .
«Император» был первым из трех последовательно более крупных американских лайнеров «Гамбург», в которые входили «Фатерланд» (позже американский лайнер «Левиафан» ) и «Бисмарк» (позже «Уайт Стар Лайн Маджестик» ), все из которых были конфискованы в качестве военных репараций.
Imperator прослужил 14 месяцев на трансатлантическом маршруте HAPAG, до начала Первой мировой войны , после чего остался в порту Гамбурга . После войны он был ненадолго принят в состав ВМС США под названием USS Imperator (ID-4080) и использовался в качестве транспорта, возвращающего американские войска из Европы. После службы в ВМС США «Император» был куплен совместно британскими компаниями «Кунард Лайн» и «Уайт Стар Лайн» в рамках военных репараций из-за потери RMS Lusitania , где он плавал в качестве флагмана RMS Berengaria в течение последних 20 лет своего существования. карьера. Уильям Х. Миллер писал, что «несмотря на ее немецкое происхождение и едва замаскированный тевтонский тон ее интерьеров, в 1920-х и 30-х годах ее считали одним из лучших британских лайнеров». [ 1 ]
Строительство и начало карьеры
[ редактировать ]

Первые плиты киля были заложены в 1910 году на верфях Вулкан в Гамбурге , Германия, а свой первый рейс корабль совершил в 1913 году. Имея брутто-регистровую тонну 52 117 тонн , «Император» был самым большим кораблем в мире до отплытия Фатерланда в мае 1914 года. [ 2 ] После затопления « Титаника» в апреле 1912 года верфь добавила к «Императору» дополнительные спасательные шлюпки , чтобы обеспечить более чем достаточно места для всех пассажиров и команды. Всего на борту «Императора» будет 83 спасательные шлюпки, способные вместить между собой 5500 человек, что на 300 человек больше максимальной вместимости корабля. [ 3 ] [ 4 ]
Перед спуском на воду 23 мая 1912 года компания Cunard объявила, что ее новый корабль RMS Aquitania , строившийся в то время на верфях Джона Брауна в Глазго , будет длиннее на 1 фут (300 мм), что вызвало тревогу в Гамбурге. Несколько недель спустя на ней установили номинальную голову, внушительного бронзового орла, увеличив ее длину по сравнению с Аквитанией . Орел был создан профессором Бруно Крузе из Берлина и украсил свой форпик знаменем, украшенным девизом HAPAG Mein Feld ist die Welt ( «Мое поле — мир »). Крылья орла были оторваны штормом в Атлантике во время сезона 1914 года, после чего носовую фигуру сняли и заменили золотой завиткой, такой же, как на корме.
Во время первых ходовых испытаний корабль сел на мель на реке Эльбе из-за недостаточного проведения дноуглубительных работ и внезапного пожара в машинном отделении, в результате чего восемь членов экипажа были доставлены в больницу. Во время официальных испытаний у нее перегрелись турбины, и были обнаружены некоторые проблемы со стабильностью. Поэтому испытания были прекращены, а строителей вызвали для проведения аварийных работ. По совпадению, 1913 год стал годом серебряного юбилея кайзера , поэтому ему предстояло совершить ночной круиз по Северному морю, прежде чем корабль совершит свой первый рейс. Ночной круиз был отменен; в конечном итоге это было проведено в июле того же года.
«Император» отправился в свой первый рейс в среду, 11 июня 1913 года, под коммодора Ганса Русера командованием , а «Гамбург-Америка» назначила четырех других капитанов для путешествия, чтобы убедиться, что все прошло гладко. По пути он остановился в Саутгемптоне и Шербуре , а затем проследовал через Атлантику в Нью-Йорк , прибыв туда 19 июня 1913 года. На борту находилось 4986 человек, в том числе 859 пассажиров первого класса, 647 пассажиров второго класса, 648 пассажиров третьего класса. , 1495 человек рулевого управления и 1332 человека экипажа. [ 5 ] Корабль вернулся в Европу из Хобокена, штат Нью-Джерси , 25 июня 1913 года. [ 6 ]

По прибытии капитан Джордж Сит, лоцман гавани, которому было поручено доставить ее в канал Эмброуза, заметил, что корабль кренился из стороны в сторону, когда штурвал менял направление движения корабля. Вскоре ее прозвали «Лимператор».
В октябре 1913 года «Император» вернулся на верфь «Вулкан», чтобы провести кардинальную работу по улучшению управляемости и остойчивости, поскольку было обнаружено, что ее центр тяжести слишком высок (см. Метацентрическая высота ). Чтобы решить проблему, мраморные ванные комнаты в первом классе убрали, а тяжелую мебель заменили легкой плетеной тростью. Высота труб корабля была уменьшена на 9,8 футов (3 м). Наконец, в двойное дно корабля в качестве балласта было залито 2000 тонн цемента. Эта работа обошлась в 200 000 фунтов стерлингов, которые верфь должна была оплатить в рамках пятилетней гарантии судовладельцам. В то же время на всем корабле была установлена современная спринклерная система пожаротушения, поскольку с момента ввода судна в эксплуатацию на борту произошло несколько пожаров.
Во время ремонта «Императора» в 1914 году коммодор Русер передал командование кораблем капитану Тео Киру и ушел, чтобы принять командование новым, более крупным флагманом «Фатерланд» , строительство которого близилось к завершению. «Император» вернулся в строй 11 марта и прибыл в Нью-Йорк пять дней спустя, 19 числа.
В то время как немецкие корабли обычно упоминаются с артиклем женского рода ( die ), Император вместо этого упоминался с артиклем мужского рода ( der ) по явному личному желанию императора Вильгельма II. [ 7 ]
Интерьеры
[ редактировать ]Архитектор и дизайнер Шарль Мьюэс отвечал за дизайн интерьера « Императора» и его однотипных кораблей. [ 8 ] Один немецкий критик так прокомментировал преобладание декора во французском стиле на новом корабле:
Людовик XVI кажется настоящим Императором ... судя по декоративным эффектам, которыми украшен самый большой в мире лайнер... дамский салон в Колониальном, курительная комната в Фламандском, бассейн в Помпейском, зимний сад в Людовике XVI. , гостиная Людовика XVI. - Людовик XVI повсюду. Где какое-либо проявление современного немецкого стиля... компания, конечно, должна обслуживать международную публику, особенно американцев». [ 9 ]
В одном современном обзоре отмечалось, что «большие размеры корабля... позволили его проектировщикам предусмотреть необычное пространство для размещения пассажиров». [ 10 ] Это было отражено в книге «Мастер, помощник капитана и пилот» , где говорилось, что «воспользовавшись его огромными размерами, общественные каюты и каюты корабля были сделаны настолько большими, чтобы избежать любого намека на скопление людей». [ 11 ] В каютах Первого класса на «Императоре» были исключены устройства для экономии места, такие как койки и складные умывальники , во всех каютах первого класса были отдельно стоящие кровати и умывальники с мраморной столешницей с горячей и холодной проточной водой. Почти все каюты Первого класса были каютами «снаружи», то есть в них были иллюминаторы или окна для естественного освещения и вентиляции. Более 200 кают были зарезервированы для одноместного размещения, а 150 имели ванные комнаты. [ 10 ] В двух «императорских» апартаментах было по 12 комнат каждый, включая зал для завтрака, частную веранду, гостиную и помещения для прислуги. [ 12 ]
Основная столовая первого класса находилась на палубе F, а на палубе B было два ресторана. В главном обеденном зале могли разместиться 700 человек за столами от 2 до 8 человек. Рестораном Ritz-Carlton, который был объединен с зимним садом /пальмовым кортом в стиле Директории , управляли сотрудники отеля Carlton в Лондоне. Еще были гриль-зал в кормовой части палубы B, чайный сад и кафе на веранде. [ 13 ] Другие общественные помещения Первого класса включали гостиную/бальный зал длиной 72 фута, несколько женских гостиных и комнату для курения. Курительная комната в стиле Тюдоров была отделана кирпичом из снесенного коттеджа эпохи Тюдоров в Англии. [ 10 ] [ 14 ] Зал, или «Социальный зал», как его называли, был увешан гобеленами и включал в себя сцену для проведения театральных представлений. Вечером ковер можно было убрать для танцев. [ 12 ] [ 13 ] Рядом с вестибюлями располагались такие удобства, как книжный магазин, цветочный магазин, аптека, кабинет врача, а также кабинеты казначея, главного стюарда и багажного мастера. [ 15 ]
«Император» двухпалубный бассейн в помпейском представил для пассажиров первого класса стиле. Он был вдохновлен аналогичным бассейном, построенным в Лондоне в 1907 году для Королевского автомобильного клуба , одним из архитекторов которого также был Чарльз Мьюэс. [ 16 ] К бассейну примыкали турецкие бани в викторианском стиле . [ 17 ] паровые бани, электрические ванны , массажные и парикмахерские кабинеты. спортзал был «самым большим и роскошным из всех, которые когда-либо были оборудованы на пассажирском пароходе…» . По данным The Marine Engineering and Naval Architect , [ 10 ] Впервые на океанском лайнере у второго класса был собственный спортивный зал. У пассажиров второго класса также была собственная курительная комната, комнаты для чтения и письма, столовая и музыкальная комната. [ 10 ]
В то время как при ремонте Cunard были заменены таблички с обозначениями переключателей и клапанов, которые были перевернуты и переписаны на английском языке, сливы в ваннах каюты остались с маркировкой AUF и ZU , а на пепельницах по-прежнему было написано ZIGARREN . [ 18 ]
Первая мировая война и служба ВМС США
[ редактировать ]В августе 1914 года, когда началась Первая мировая война , он был поставлен на прикол в Гамбурге и бездействовал более четырех лет, придя в упадок. После года перемирия 11 ноября 1918 «Император» был передан Союзному соглашению о доставке продовольствия и финансов и передан Соединенным Штатам для временного использования в качестве транспорта рядом с Фатерландом , который теперь был переименован в СС « Левиафан» и доставлял американский военнослужащий домой из Франции. . [ 19 ]


Он был введен в эксплуатацию как военный корабль США «Император» (ID-4080) в начале мая 1919 года. После погрузки 2100 американских солдат и 1100 пассажиров «Император» покинул Брест, Франция , 15 мая 1919 года и прибыл в Нью-Йорк через неделю. Действуя в составе крейсерских и транспортных сил с 3 июня по 10 августа, он совершил три круиза из Нью-Йорка в Брест, вернув в Соединенные Штаты более 25 000 военнослужащих, медсестер и гражданских лиц.
17 июня по пути в Нью-Йорк «Император» оказал помощь кораблю «Жанна д'Арк» , который потерпел крушение в Атлантическом океане. Тогдашний избранный президент Бразилии Эпитасиу Пессоа находился на борту «Жанны д'Арк» , и Император принял его и его группу для перевозки в Соединенные Штаты, прибыв туда через несколько дней. [ 20 ]
Выведенный из эксплуатации в Хобокене, штат Нью-Джерси, в начале 1919 года, «Император» был передан британскому контролеру судоходства 20 сентября, и было решено, что им будет управлять компания «Кунард». Капитан Чарльз А. Смит и весь экипаж были отправлены в Нью-Йорк на «Кармании» с новыми операторами, а официальная передача от британского контролера судоходства компании «Кунард» состоялась 24 ноября. Затем Imperator был переведен на пирс 54 компании Cunard для обслуживания компании Cunard.
Служба Кунарда в роли Беренгарии
[ редактировать ]

Корабль прибыл в Саутгемптон в воскресенье, 10 декабря 1919 года, а затем направился в Ливерпуль для быстрого капитального ремонта (10 января 1920 года он должен был отправиться в свой первый рейс к новым владельцам). При осмотре выяснилось, что судно находится в плохом состоянии. Во время докования 6 января было обнаружено, что в руле направления корабля не хватает детали, а гребные винты страдают от эрозии передней кромки. Эти проблемы были решены во время ремонта корабля с использованием предметов, позаимствованных у судов Cunard Transylvania и Carmania . [ 21 ]
Из-за объема работы, которую необходимо было выполнить, «Император» оставался в Ливерпуле до 21 февраля, и в это время на борту проходил ежегодный ужин компании, прежде чем корабль вернулся в строй в Северной Атлантике. [ 21 ] 2 марта 1920 года корабль покинул Нью-Йорк, и ему потребовалось девять дней, чтобы добраться до Саутгемптона. Во время путешествия «Император» составил серьезный список, который, как выяснилось, был вызван неисправным зольным эжектором. Компания «Кунард» решила, что кораблю необходим капитальный ремонт, и его вывели из эксплуатации. [ 21 ]
Сэр Артур Рострон, известный по спасению пассажиров RMS «Титаник» и бывший капитан « Карпатии», принял командование «Императором» в июле 1920 года. В следующем году и «Император» , и «Аквитания» были отправлены на верфи Армстронга Уитворта для перевода с угля на нефть. [ 21 ]
Корабль был переименован в честь английской королевы Беренгарии Наваррской , жены Ричарда Львиное Сердце , в феврале 1921 года. Название отклонялось от обычной практики компании Cunard называть корабли в честь римских провинций , но все же сохраняло суффикс «-ia», который обычно встречался. с другими кораблями Cunard того времени.
В сентябре 1925 года на море сработала тревога безопасности, когда офис компании «Кунард» в Нью-Йорке получил сообщение о том, что на борту «Беренгарии» находится бомба ; судно тогда находилось в 1200 милях от Нью-Йорка и направлялось в Саутгемптон. Судно было подвергнуто обыску, хотя пассажиры и большая часть экипажа не были проинформированы о причине. Непосредственно перед предполагаемым моментом взрыва были проведены противопожарные учения, чтобы пассажиров можно было разместить рядом со своими спасательными шлюпками, не вызывая подозрений. Угроза взрыва не осуществилась. [ 22 ]
11 мая 1932 года «Беренгария» села на мель в Соленте . Через час ее сняли с мели. [ 23 ]
В мае 1934 года Беренгария снова оказалась в заголовках газет, когда она села на мель на илистых отмелях в Калшоте на Соленте. Ее вытащили четыре буксира из Саутгемптона. Судно не пострадало, и инцидент не повлиял на его график плавания. [ 21 ] [ 24 ]
Несмотря на свое немецкое происхождение, «Беренгария» служила флагманом флота «Кунард», пока ее не заменил ее однотипный корабль, RMS Majestic (также немецкий: бывший SS Bismarck в 1934 году после слияния «Кунард» с «Уайт Стар Лайн» ) . [ 24 ] В последующие годы Беренгарию использовали для круизов со скидкой , уклоняющихся от сухого закона , за что она получила шутливые прозвища, такие как Баргайнария и Борингария . [ 25 ]
Ближе к концу срока службы на корабле произошло несколько электрических пожаров, вызванных старением проводки, и компания «Кунард-Уайт Стар» решила вывести его на пенсию в 1938 году. Он был продан сэру Джону Джарвису , который также купил «Олимпик» , чтобы обеспечить работой безработных. судостроителей в Джарроу , графство Дарем . [ 24 ] Беренгария отплыла к реке Тайн под командованием капитана Джорджа Гиббонса, где ее сдали на слом до ватерлинии . Из-за размеров судна и начала Второй мировой войны окончательный снос состоялся только в 1946 году.
Галерея
[ редактировать ]-
Корма «Императора» перед спуском на воду
-
Парадная лестница Первого класса Императора .
-
Военный корабль США «Император» (ID-4080) слева и военный корабль США «Левиафан» (ID-1326) в Хобокене, штат Нью-Джерси.
-
«Императора » Строящиеся турбины на заводе Вулкан в Гамбурге. Обратите внимание на рабочих в центре справа для сравнения размеров.
-
Реклама Hamburg-American Line в журнале American Homes and Gardens , 1913 год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уильям Х. Миллер (2001). Фото История британских океанских лайнеров: с 1900 года по настоящее время . Дуврские публикации. п. 26.
- ^ « Император » . AtlanticLiners.com. 2009 . Проверено 11 января 2009 г.
- ^ Томас Кеплер (2021). Иль-де-Франс и золотой век трансатлантических путешествий . Лайонс Пресс. п. 74.
- ^ «Некоторые факты о размерах Морского Чуда, Император» . Железнодорожные и морские новости. 1913. стр. 20–21.
- ^ «Большой корабль, приближающийся к Нью-Йорку, ведет себя в путешествии превосходно» . The New York Times через Marconi Wireless . 16 сентября 1913 года . Проверено 17 ноября 2009 г.
Никогда еще на одном корабле не было так много людей, как на «Императоре». Точное число составляет 4986 человек, включая 859 пассажиров первого класса, 647 пассажиров второго класса, 648 пассажиров третьего класса, 1495 пассажиров третьего класса и 1332 члена экипажа.
- ^ «Император сегодня отправляется в обратный путь. Начинает первое путешествие на восток с более чем 1000 человек в каютах» . Нью-Йорк Таймс . 15 июня 1913 года . Проверено 17 ноября 2009 г.
Новый гамбургско-американский лайнер «Император», крупнейший в мире трансатлантический пароход, отправится в свой первый рейс через Атлантику на восток сегодня в 11 часов утра. Когда великий лайнер выйдет из своего причала в Хобокене в реку, на борту будет более 1000 пассажиров, из которых более 600 будут находиться в первой каюте.
- ^ Бифанг, Андреас и Эпкенханс, Майкл и Тенфельде, Клаус. Политический церемониал в Германской империи 1871–1918 гг. (на немецком языке). п. 202.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Джеймс Стивенс Керл (2006). Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры . Издательство Оксфордского университета. п. 484.
- ^ Ротка, Уильям (2018). «Строительство роскошных океанских лайнеров для трансатлантической элиты в начале двадцатого века», Ежегодник транснациональной истории . Издательство Университета Фэрли Дикинсон; стр. 120.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Морской инженер и военно-морской архитектор» . Июль 1913 г., стр. 467–468.
- ^ «СС «Император» Самый большой корабль в мире» . Капитан, помощник капитана и пилот. Июнь 1913 г. с. 65.
- ^ Перейти обратно: а б «СС «Император» Самый большой корабль в мире» . Капитан, помощник капитана и пилот. Июнь 1913 г., стр. 65–66.
- ^ Перейти обратно: а б «Лайнер Гамбург-Америка «Император» » . Инженерное дело: иллюстрированный еженедельник. 20 июня 1913 г., стр. 827–828.
- ^ «Некоторые факты о размерах Морского Чуда, Император» . Железнодорожные и морские новости. 1913. с. 19.
- ^ «Морской инженер и военно-морской архитектор» . Июль 1913 г. с. 467.
- ^ Уильям Х. Миллер (2001). Фото История британских океанских лайнеров: с 1900 года по настоящее время . Дуврские публикации. п. 28.
- ^ Шифрин, Малькольм (2015). Викторианские турецкие бани . Суиндон: Историческая Англия. стр.257—258
- ^ Макстон-Грэм, Джон (1997). Единственный способ пересечь границу . Книги Барнса и Нобл. п. 165. ИСБН 0760706379 .
- ^ «ПЕССОА ПЕРЕХОДИТ НА ТРАНСПОРТИРОВКУ НА МОРЕ; Император забирает президента Бразилии с выведенного из строя французского крейсера в Средиземном море» . Нью-Йорк Таймс . 19 июня 1919 года . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и " СС Император/РМС Беренгария " . Ocean-Liners.com. 2009. Архивировано из оригинала 31 января 2009 года . Проверено 11 января 2009 г.
- ^ «Мистификация бомбы на лайнере Беренгария» . Манчестер Гардиан . 25 сентября 1925 года . Проверено 10 октября 2011 г.
- ^ «Беренгария на мели». Таймс . № 46131. Лондон. 12 мая 1932 г. полковник С, с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б с «Беренгария» . Пейдж Криса Кунарда . Проверено 17 февраля 2010 г.
- ^ Лейтон, Дж. Кент (2013). «Император/Беренгария». Эдвардианские суперлайнеры: Трио трио (2-е изд.). Эмберли.
В эту статью включен текст из общедоступного словаря американских боевых кораблей ВМС . Запись можно найти здесь .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Новый 50-тысячный лайнер Гамбург-Американской компании ( тематическая статья International Marine Engineering , август 1912 г., стр. 301–305, с фотографиями запуска и техническими подробностями).
- SS Imperator / RMS Berengaria
- «Атлантические лайнеры: трио трио» , Дж. Кент Лейтон
- Океанские лайнеры , Оливер ле Гофф
- «Прекрасные и проклятые », Ф. Скотт Фицджеральд
- Imperator/Berengaria , by Les Streater
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- СС Император на Flickr через Библиотеку Конгресса
- SS Imperator (немецкий пассажирский лайнер, 1913 г.) - в 1919 г. служил USS Imperator (ID № 4080). - Позже британский пассажирский лайнер Berengaria.
- USS Imperator (ID # 4080), 1919–1919.
- Фотогалерея Императора на сайте NavSource Naval History
- Дом «Император / Беренгария» в Atlantic Lines.
- Страница корабля на сайте Ocean-liners.com
- Абсолютный Император
- Крис Кунард Пейдж
- Последний рейс на свалку сэра Джона Джарвиса; Джароу
- Пассажирские суда Соединенного Королевства
- Корабли постройки в Гамбурге
- Корабли линии Кунард
- Корабли линии Hamburg America Line
- Пароходы Германии
- Пароходы Соединенного Королевства
- Пароходы США
- Транспорты ВМС США
- Вспомогательные корабли США времен Первой мировой войны
- корабли 1912 года
- Пассажирские суда Германии
- Океанские лайнеры класса «Император»
- Морские инциденты 1932 года