Jump to content

Дискурс

Дискурс – это обобщение понятия разговора на любую форму общения . [1] Дискурс является основной темой социальной теории, работа которой охватывает такие области, как социология , антропология , континентальная философия и анализ дискурса . Следуя новаторской работе Мишеля Фуко , эти области рассматривают дискурс как систему мышления, знаний или коммуникации, которая конструирует наш мировой опыт. Поскольку контроль над дискурсом означает контроль над тем, как воспринимается мир, социальная теория часто изучает дискурс как окно во власть . В рамках теоретической лингвистики дискурс понимается более узко как обмен лингвистической информацией и был одним из основных мотивов создания динамической семантики . В этих выражениях денотаты приравниваются к их способности обновлять контекст дискурса.

Социальная теория

[ редактировать ]

В гуманитарных и социальных науках дискурс описывает формальный образ мышления, который может быть выражен через язык. Дискурс — это социальная граница, определяющая, какие утверждения можно сказать по теме. Многие определения дискурса в первую очередь взяты из работ французского философа Мишеля Фуко . В социологии дискурс . определяется как «любая практика (в широком диапазоне форм), с помощью которой люди наполняют реальность смыслом» [2]

Политология рассматривает дискурс как тесно связанный с политикой. [3] [4] и выработка политики. [5] Аналогично, различные теории различных дисциплин понимают дискурс как связанный с властью и государством , поскольку контроль над дискурсами понимается как удержание самой реальности (например, если государство контролирует средства массовой информации, оно контролирует «правду»). По сути, дискурс неизбежен, поскольку любое использование языка будет влиять на индивидуальные точки зрения. Другими словами, выбранный дискурс обеспечивает словарный запас, выражения или стиль , необходимые для общения. Например, о различных партизанских движениях можно использовать два совершенно разных рассуждения, описывая их либо как « борцов за свободу », либо как « террористов ».

В психологии дискурсы встроены в различные риторические жанры и метажанры, которые их ограничивают и делают возможными — язык говорит о языке. Примером этого является АПА » «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам , в котором рассказывается о терминах, которые следует использовать, говоря о психическом здоровье, тем самым опосредуя значения и диктуя практики профессионалов в области психологии и психиатрии. [6]

Модернизм

[ редактировать ]

Теоретики модернизма сосредоточили свое внимание на достижении прогресса и верили в естественные и социальные законы, которые можно было бы использовать повсеместно для развития знаний и, следовательно, лучшего понимания общества. [7] Такие теоретики будут озабочены получением «истины» и «реальности», стремясь разработать теории, содержащие уверенность и предсказуемость. [8] Поэтому теоретики модернизма понимали дискурс как функциональный. [9] Преобразования дискурса и языка приписываются прогрессу или необходимости разработки новых или более «точных» слов для описания открытий, понимания или областей интересов. [9] В модернистской теории язык и дискурс отделены от власти и идеологии и вместо этого концептуализируются как «естественные» продукты использования здравого смысла или прогресса. [9] Модернизм также породил либеральные дискурсы о правах, равенстве, свободе и справедливости; однако, по мнению Ренье, эта риторика маскировала существенное неравенство и не учитывала различия. [10]

Структурализм (Соссюр и Лакан)

[ редактировать ]

Теоретики -структуралисты , такие как Фердинанд де Соссюр и Жак Лакан , утверждают, что все человеческие действия и социальные образования связаны с языком и могут быть поняты как системы родственных элементов. [11] Это означает, что «отдельные элементы системы имеют значение только в том случае, если рассматривать структуру в целом, и что структуры следует понимать как автономные, саморегулируемые и самотрансформирующиеся сущности». [11] : 17  Другими словами, именно структура определяет значение, значение и функцию отдельных элементов системы. Структурализм внес свой вклад в наше понимание языка и социальных систем. [12] Теория языка Соссюра подчеркивает решающую роль значения и значения в структурировании человеческой жизни в целом. [11]

Постструктурализм (Фуко)

[ редактировать ]

Вслед за осознанными ограничениями современной эпохи возникла постмодерна . теория [7] Теоретики постмодерна отвергли модернистские утверждения о том, что существует один теоретический подход, объясняющий все аспекты общества. [8] Скорее, теоретики постмодернизма были заинтересованы в изучении разнообразия опыта отдельных людей и групп и подчеркивали различия, а не сходства и общий опыт. [9]

В отличие от теории модернизма, теория постмодерна пессимистична в отношении универсальных истин и реалий. Следовательно, он пытается быть гибким, допуская индивидуальные различия и отвергая идею социальных законов. Теоретики постмодерна отошли от поиска истины и стали искать ответы на вопрос, как истины создаются и поддерживаются. Постмодернисты утверждали, что истина и знание множественны, контекстуальны и исторически производятся посредством дискурсов. Поэтому исследователи постмодерна приступили к анализу таких дискурсов, как тексты, язык, политика и практики. [9]

В работах философа Мишеля Фуко дискурс представляет собой «субъект последовательностей, знаков, в том смысле, что они являются заявлениями ( énoncés )». [13] Объявление ( l’énoncé , «высказывание») — лингвистическая конструкция, которая позволяет писателю и говорящему придавать значение словам и сообщать повторяемые семантические отношения между утверждениями, объектами или субъектами дискурса. . [13] Между знаками существуют внутренние связи (семиотические последовательности). Термин «дискурсивная формация» идентифицирует и описывает письменные и устные высказывания с семантическими отношениями, которые порождают дискурсы. Как исследователь, Фуко применил дискурсивную формацию к анализу больших массивов знаний, например, политической экономии и естествознания . [14]

В «Археология знания» трактате (1969) о методологии и историографии систем мышления («эпистемы») и знаний («дискурсивных образований») Мишель Фуко разработал концепции дискурса. Социолог Иара Лесса резюмирует определение дискурса, данное Фуко, как «систему мыслей, состоящую из идей, взглядов, направлений действий, убеждений и практик, которые систематически конструируют предметы и миры, о которых они говорят». [15] Фуко прослеживает роль дискурса в легитимации общества власти конструировать современные истины, поддерживать упомянутые истины и определять, какие отношения власти существуют между сконструированными истинами; следовательно, дискурс является средством коммуникации, посредством которого властные отношения порождают мужчин и женщин, которые могут говорить. [9]

Взаимосвязь между властью и знанием превращает любые человеческие взаимоотношения в переговоры о власти. [16] Потому что власть всегда присутствует и поэтому производит и ограничивает истину. [9] Власть осуществляется посредством правил исключения (дискурсов), которые определяют, какие темы люди могут обсуждать; когда, где и как человек может говорить; и определяет, каким лицам разрешено говорить. [13] Это знание является одновременно создателем власти и созданием власти. Фуко придумал термин « власть/знание » , чтобы показать, что это «абстрактная сила, которая определяет то, что будет известно, вместо того, чтобы предполагать, что отдельные мыслители развивают идеи и знания». [17] [18]

Интердискурс изучает внешние смысловые отношения между дискурсами. [19] поскольку дискурсы существуют по отношению к другим дискурсам. [14]

Дискурс-анализ

[ редактировать ]

Существует более одного типа дискурс-анализа , и определение «дискурса» немного меняется между типами. Вообще говоря, анализ дискурса можно разделить на дискурс «маленького D» и дискурса «большого D». Первое («маленькая d») относится к используемому языку, например, к устному общению; последний («большая D») относится к социально-политическим дискурсам (язык плюс социальный и культурный контекст). [20]

К распространенным формам дискурс-анализа относятся:

Формальная семантика и прагматика

[ редактировать ]

В формальной семантике и прагматике дискурс часто рассматривается как процесс уточнения информации в общей основе . В некоторых теориях семантики, таких как теория репрезентации дискурса предложений , сами денотации приравниваются к функциям, обновляющим общую основу . [21] [22] [23] [24]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Существительное происходит от латинского глагола, означающего «бегать взад и вперед». Краткий исторический обзор этого термина и концепции см. в Dorschel, Andreas . 2021. «Дискурс». Стр. 110–114 в Zeitschrift für Ideengeschichte XV/4: Falschmünzer , под редакцией М. Мульсова и А.У. Зоммера. Мюнхен: CH Бек.
  2. ^ Руис, Хорхе Р. (30 мая 2009 г.). «Социологический дискурс-анализ: Методы и логика» . Форум: Качественные социальные исследования . 10 (2): Статья 26. Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 года.
  3. ^ ван Дейк, Т. А. «Политика, идеология и дискурс» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 января 2019 г. Проверено 27 января 2019 г.
  4. ^ ван Дейк, Теун А. «Что такое анализ политического дискурса?» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 31 марта 2020 г. Проверено 21 марта 2020 г.
  5. ^ Фейндт, Питер Х.; Олс, Анджела (2005). «Имеет ли значение дискурс? Дискурс-анализ в разработке экологической политики» . Журнал экологической политики и планирования . 7 (3): 161–173. дои : 10.1080/15239080500339638 . S2CID   143314592 .
  6. ^ Шрайер, Кэтрин Ф. и Филиппа Споул. 2005. «Теория жанра, дискурс здравоохранения и формирование профессиональной идентичности». Журнал деловых и технических коммуникаций 19: 249. Получено из SAGE .
  7. ^ Jump up to: а б Ларраин, Хорхе. 1994. Идеология и культурная идентичность: современность и присутствие третьего мира . Кембридж: Политическая пресса . ISBN   9780745613154 . Получено через Google Книги .
  8. ^ Jump up to: а б Лучший, Стивен ; Келлнер, Дуглас (1997). Постмодернистский поворот . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс . ISBN  978-1-57230-221-1 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г Стрега, Сьюзен. 2005. «Взгляд с постструктурных границ: пересмотр эпистемологии и методологии». Стр. 199–235 в журнале «Исследование как сопротивление » под редакцией Л. Брауна и С. Стреги. Торонто: Пресса канадских ученых.
  10. ^ Ренье, 2005 г.
  11. ^ Jump up to: а б с Ховарт, Д. (2000). Дискурс . Филадельфия: Издательство Открытого университета . ISBN  978-0-335-20070-2 .
  12. ^ Соммерс, Аарон. 2002. « Дискурс и разница ». Космология и наш взгляд на мир, Университет Нью-Гэмпшира . Итог семинара.
  13. ^ Jump up to: а б с М. Фуко (1969). Археология знаний . Париж: Editions Gallimard.
  14. ^ Jump up to: а б М. Фуко (1970). Порядок вещей . Книги Пантеона. ISBN  0-415-26737-4 .
  15. ^ Лесса, Яра (февраль 2006 г.). «Дискурсивная борьба в сфере социального обеспечения: восстановление подросткового материнства». Британский журнал социальной работы . 36 (2): 283–298. дои : 10.1093/bjsw/bch256 .
  16. ^ Фуко, Мишель. Власть/Знание: избранные интервью и другие произведения, 1972–1977 (1980) Нью-Йорк: Pantheon Books.
  17. ^ Селларс, Маура (2020). «Глава вторая: Власть: дискурсы власти» . Обучение студентов, имеющих опыт беженцев и лиц, ищущих убежища: приверженность человечности . п. 23. дои : 10.2307/j.ctv12sdz0r.7 . {{cite book}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  18. ^ Клос-Червиньска, Паулина (2015). Дискурс: введение в Ван Дейка, Фуко и Бурдье (PDF) . Языки в контакте. Вроцлав: Вашингтон: Издательство Wyższa Szkoła Filologicznej: Комиссия филологических наук Польской академии наук. Ветвь ; Международный институт коммуникологии. стр. 166. ISBN  978-83-60097-37-3 .
  19. ^ Келлер, Райнер (2013). Проведение дискурсивных исследований: введение для социологов . SAGE Publications Ltd. doi : 10.4135/9781473957640 . ISBN  978-1-4739-5764-0 .
  20. ^ Ну и дела, Джеймс П. (2005). Введение в анализ дискурса: теория и метод (pdf) (2-е изд.). Тейлор и Фрэнсис. стр. 7, 26 . Проверено 23 марта 2024 г. {{cite book}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  21. ^ Грин, Митчелл (2020). «Речевые акты» . В Залте, Эдвард (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 05 марта 2021 г.
  22. ^ Пейгин, Питер (2016). «Утверждение» . В Залте, Эдвард (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 05 марта 2021 г.
  23. ^ Ноуэн, Рик; Брасовяну, Адриан; ван Эйк, Ян; Виссер, Альберт (2016). «Динамическая семантика» . В Залте, Эдвард (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 11 августа 2020 г.
  24. ^ Сталнакер, Роберт (1978). "Утверждение". Коул, П. (ред.). Синтаксис и семантика, Том. IX: Прагматика . Академическая пресса.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4ddb38145c4d6f816ca6d39fabe4dc24__1720821060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/24/4ddb38145c4d6f816ca6d39fabe4dc24.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Discourse - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)