Саттва
Саттва ( санскрит : सत्त्व, значение доброты ) является одним из трех гун или «способа существования» (тенденции, качества, атрибуты), философская и психологическая концепция, понятная Школой Самкхья индуистской философии . [ 1 ] [ 2 ] Двумя другими качествами являются раджас (страсть и деятельность) и тамас (разрушение, хаос). Саттва - это качество доброты, чистоты, позитива, истины, безмятежности, баланса, мирности и добродетельности, которые привлечены к Дхарме и Джанне (знание). [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ]
индуизм
[ редактировать ]Самхья Философия
[ редактировать ]В Самкхья философии гуна - одна из трех «тенденций, качеств»: саттва , раджас и тамас . Эта категория качеств была широко принята различными школами индуизма для классификации поведения и природных явлений. Три качества:
- Саттва -это качество баланса, гармонии, доброты, чистоты, универсализации, целостного, конструктивного, творческого, строительного, позитивного отношения, света, безмятежности, бытия, мирного, добродетельного. [ 3 ] [ 5 ] [ 6 ]
- Раджас -это качество страсти, активности, ни хорошее, ни плохое, ни иногда, эгоцентричность, эгоистическая, индивидуализирующая, движущаяся, движущаяся, динамичная. [ 7 ] [ 8 ]
- Тамас - это качество дисбаланса, беспорядка, хаоса, тревоги, нечистых, разрушительных, бредовых, негативных, скучных или неактивных, апатии, инерции или летаргии, насильственных, злобных, невежественных. [ 9 ]
В индийской философии эти качества не считаются присутствующими ни в моде. Скорее, у всех и всего есть все три, только в разных пропорциях и в разных контекстах. [ 10 ] Живое существо или вещество рассматривается как чистый результат совместного эффекта этих трех качеств. [ 10 ] [ 7 ]
Согласно школе Samkhya, никто и никто не является либо чисто Саттвиком, ни чисто Раджасиком, ни с чисто Тамасиком. [ 7 ] Природа и поведение - это сложное взаимодействие всех этих, с каждой гуной в разной степени. В некоторых случаях поведение - Раджасик со значительным влиянием Саттвика Гуны, в некоторых это Раджасик со значительным влиянием Тамасика Гуны и так далее. [ 7 ]
Бхагавад Гита
[ редактировать ]Бхагавад Гита описывает саттву как путь к освобождению. [ 11 ] Он описывает саттву как превосходящую двух других гун , потому что она приносит ясность, приводит к более высоким сферам и не является примесей, но также описывается как причина рабства. [ 12 ] Стих 14.6 описывает саттву как:
Поскольку саттва безупречна, она светясь и не имеет загрязнения. Именно благодаря привязанности к счастью и привязанности к знаниям ( Jñana ) это вызывает рабство, о безгрешную.
- Бхагавад Гита [ 12 ] , Глава 14, стих 6
Это вызывает рабство, как объяснено в стихе 14.9, привязанностью к счастью. [ 12 ]
буддизм
[ редактировать ]Саттва , или сатта на языке пали , встречается в буддийских текстах, таких как в Бодхи-саттве . Саттва в буддизме означает « живое существо, существо, человек или разумное существо». [ 13 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Джеральд Джеймс Ларсон (2001). Классический сашхья: интерпретация ее истории и значения . Motilal Banarsidass. с. 10–18, 49, 163. ISBN 978-8120805033 .
- ^ Джеймс Г. Лохтефельд, «Саттва», в иллюстрированной энциклопедии индуизма : a - m, vol. 2, Rosen Publishing, 978-0823931731798 , p . 608
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Ян -Хайер (1998), Целостность Йога Даршана , Государственный университет Нью -Йорк Пресс, с. 86–87, 124–125, 163–167, 238–243 [ ISBN отсутствует ]
- ^ Карус, Пол. "Карма и нирвана. Буддийские доктрины нигилистические?" Монист 4 (1893-94): 417-439.
- ^ Альтер, Джозеф С. , Йога в современной Индии , 2004 Princeton University Press, p. 55
- ^ Микель Берли (2007). Классическая Самкхья и йога: индийская метафизика опыта . Routledge. С. 101–105, 120–122, 167, 185. ISBN 978-1134159789 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Alban Widgery (1930), «Принципы индуистской этики», Международный журнал этики , Vol. 40, № 2, с. 234–237
- ^ Ян, который (1998), Целостность Йога Даршана , Государственный университет Нью -Йорк Пресс, с. 63, 124–129, 138, 188–190
- ^ Ян, который (1998), Целостность Йога Даршана , Государственный университет Нью -Йорк Пресс, с. 63, 110–112, 124–126, 163, 188
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Джеймс Г. Лохтефельд, «Саттва», в иллюстрированной энциклопедии индуизма : A - M, Vol. 2, Rosen Publishing, 978-0823931731798 , p . 265
- ^ Саттон, Николас (2016-12-16). Бхагавад-Гита . Blurb, Incorporated. п. 244. ISBN 978-1-366-61059-1 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Саттон, Николас (2016-12-16). Бхагавад-Гита . Blurb, Incorporated. С. 211–213. ISBN 978-1-366-61059-1 .
- ^ Tw Rhys Davids; Уильям Стеде (1905). Пали-английский словарь . Азиатские образовательные услуги. с. 154, 673. ISBN 978-81-206-1273-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уэйман, Алекс (1962). «Буддийское зависимое происхождение и Самкхья Гунас». Этнос . 27 (1–4): 14–22. doi : 10.1080/00141844.1962.9980914 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Санкхья: Саттва , Ференк Рузса, IEP
- Как быть Сатвиком