Jump to content

Нарам-Син из Аккада

(Перенаправлено из Нарам-Суэна из Аккада )
Нарам-Син
𒀭𒈾𒊏𒄠𒀭𒂗𒍪
Портрет Нарам-Сина
Портрет Нарам-Сина
Король Аккадской империи
Царствование в. 2254 – 2218 гг. до н.э.
Предшественник Маништушу
Преемник Плохо-плохо-плохо
Проблема Шар-Кали-Шарри
Династия Династия Аккада
Отец Маништушу

Нарам-Син , также транскрибируется Нарам-Син или Нарам-Суен ( аккадский : 𒀭𒈾𒊏𒄠𒀭𒂗𒍪 : Д На-ра-ам Д Син , что означает «Возлюбленный лунного бога Син », « 𒀭 » определяет имя бога), был правителем Аккадской империи , правивший ок. 2254–2218 гг. до н. э. ( средняя хронология ), третий преемник и внук царя Аккада Саргона . При Нарам-Сине империя достигла своего максимального размера. Он был первым месопотамским царем, который, как известно, заявил о своей божественности, приняв титул «Бог Аккада», и первым, кто претендовал на титул « Царь четырех четвертей ». Он стал богом-покровителем города Аккаде, как Энлиль был в Ниппуре. [ 1 ] Его непреходящая слава привела к тому, что более поздние правители, Нарам-Син из Эшнунны и Нарам-Син из Ассирии, а также Нарам-Син из Урука, приняли это имя. [ 2 ] [ 3 ]

Биография

[ редактировать ]
Стела Победы Нарам Сина 9068

Нарам-Син был сыном Маништушу . Таким образом, он был племянником царя Римуша и внуком Саргона и Ташултума . Теткой Нарам-Сина была верховная жрица Эн-хеду-ана . В большинстве редакций шумерского списка царей он следует за Манишитшу, но версия списка царей Ура III меняет порядок Римуша и Маништушу. [ 4 ] [ 5 ] Чтобы быть полностью корректным, вместо Нарам-Сина или Нарам-Суэна «на древнеаккадском языке, рассматриваемое имя следует скорее реконструировать как Нарам-Суин (точнее, /нарам-цуин/) или Нарам-Суин (/нарам-цуин/) /)». [ 6 ]

Клеймо из терракотового кирпича Нарам-Син (Нарам-Суэн). Музей Древнего Востока, Стамбул

Нарам-Син победил Маниума Магана и различные северные горные племена в горах Загрос , Тавр и Аманус , расширив свою империю до Средиземного моря. Его «Стела Победы» изображает его триумф над Сатуни, вождем Луллуби в горах Загроса . В «Списке шумерских царей» продолжительность его правления составляет 56 лет, и известны по крайней мере 20 его названий лет, относящихся к военным действиям против различных мест, таких как Урук и Субарту . Один неизвестный год был записан как «Год, когда Нарам-Син одержал победу над Симуррумом в Кирашениве и взял в плен Бабу, губернатора Симуррума, и Дубула, энси Араме». [ 7 ] [ 8 ] Другие названия лет относятся к его строительным работам над храмами в Аккаде , Ниппуре и Забале . Он также построил административные центры в Нагаре и Ниневии . В общем, невозможно приписать порядок названию года Нарам-Сина, за исключением его первого «Года, когда Нарам-Син получил небесное оружие/Ан из храма бога Энлиля». Однако можно разделить их на события до его обожествления и после этого события (предположительно, произошедшего вскоре после «Великого восстания») на основании присутствия в его имени определения божественности.

Во время его правления Намар-Син усилил прямой королевский контроль над своими городами-государствами. Он сохранял контроль над различными городами-государствами, назначая некоторых из своих многочисленных сыновей ключевыми губернаторами провинций, а своих дочерей - верховными жрицами. Он также реформировал систему писцов. [ 9 ] [ 10 ]

Несколько лояльных местных губернаторов остались на своих местах. В их число входили Мескигаль , губернатор города-государства Адаб , и Карсум, губернатор ненаселенного Никкума. Другим был Лугал-ушумгал из Лагаша . Известны несколько надписей Лугал-ушумгала, который впоследствии служил преемнику Нарам-Сина Шар-Кали-Шари , в частности отпечатки печатей, в которых он упоминается как правитель Лагаша и в то время вассал ( 𒀵 , арад , «слуга» или «раб») Нарам-Сина. [ 11 ]

Нарам-Син, могущественный Бог Агаде, царь четырех сторон света, Лугалушумгал, писец, , энси Лагаша твой слуга.

- Печать Лугал-ушумгала как вассала Нарам-сина.

Великое восстание

[ редактировать ]
Статуя Бассетки, 23 век до н. э., из Бассеток, Ирак. Музей Ирака

Ключевым событием правления Нарам-Сина стало широкомасштабное восстание против Аккадской империи. Империя, созданная его дедом Саргоном, первым правителем Аккадской империи, простиралась на западе до Сирии в таких местах, как Телль-Брак и Телль-Лейлан , на востоке в Эламе и связанных с ним государствах в этом регионе, до южной Анатолии на севере и до «Нижнего моря» на юге, охватывающего все традиционные шумерские державы, такие как Урук, Ур и Лагаш. Все эти политические образования имели долгую историю как независимые державы и периодически подтверждали свои интересы на протяжении всего существования Аккадской империи. [ 12 ]

Надпись на статуе Бассетки староаккадской клинописью.

В какой-то момент его правления произошло широкомасштабное восстание, большая коалиция городов-государств во главе с Ифур-Кисом из Киша (Шумер) и Амар-Гиридом из Урука , к которой присоединился Энлиль-низу из Ниппура , включавшая города-государства « Кутха , ТиВА, Сиппар, Казаллу , Киритаб, [Апи]ак и ГН», а также «аморейские [хай]ландцы». город Борсиппа . К восстанию присоединился , в частности, [ 13 ] [ 14 ] Мы знаем об этих событиях из ряда старовавилонских копий более ранних надписей, а также из одной современной записи древнеаккадского периода. Статуя Бассетки , обнаруженная в 1974 году, была основой медной статуи Нарам-Сина в натуральную величину. Там написано:

«Нарам-Син, могучий царь Агаде, когда четыре четверти вместе восстали против него, благодаря любви, которую проявила к нему богиня Астар, он одержал победу в девяти битвах в одном за 1 год, и цари, которых они ( мятежников[?]) подняли (против него), он взял в плен Ввиду того, что он защищал основания своего города от опасности, (граждане его города просили у Астар в Эанне, Энлиля в. Ниппур, Даган в Туттуле, Нинхурсаг в Кесе, Эа в Эриду, Син в Уре, Самас в Сиппаре, (и) Нергал в Куте, чтобы (Нарам-Син) был (сделан) богом их города, и они построили в Агаде храм (посвященный) ему, что касается того, кто уберет эту надпись, пусть боги Самас, Астар, Нергал, пристав царя, а именно. все эти боги (упомянутые выше) разрушают его основы и уничтожают его потомство». [ 15 ]

Впоследствии Нарам-Син обожествил себя, а также посмертно обожествил Саргона и Маништуши, но не своего Римуша. [ 16 ] [ 17 ] Отголоски восстания нашли отражение в более поздних шумерских литературных произведениях, таких как « Великое восстание против Нарам-Сина» , «Нарам-Син и вражеские орды» и «Гула-АН и семнадцать царей против Нарам-Сина». [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]

Контроль над Эламом

[ редактировать ]
Нарам-Син вел кампанию от Элама на востоке до Эблы и Арманума на западе.

Элам попал под власть Аккада во времена Саргона, хотя и оставался неспокойным. Второй правитель Аккада, Римуш, впоследствии провел там кампанию , добавив к своему царскому титулу «завоеватель Элама и Парахсума». 3-й правитель Маништушу завоевал город Аншан в Эламе , а также город Пашиме , поставив в тех местах имперских наместников. [ 21 ]

Нарам-Син добавил к своему царскому титулу «командующего всей землей Элама до Парахсума». Во время его правления известны «военные правители страны Элама» ( шакканаккус ) с типично аккадскими именами, например Или-ишмани или Эпирмупи. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Это позволяет предположить, что эти правители Элама были чиновниками Аккадской империи. [ 21 ] Нарам-Син оказывал большое влияние на Сузы во время своего правления, строя храмы и создавая надписи от своего имени, а также заменив эламитский язык в официальных документах аккадским языком. [ 25 ]

Альянс Нарам-Син Аван Лувр Sb8833

Неизвестный эламский царь (иногда предполагаемый как Хита ) записан как подписавший мирный договор на древнеэламском языке, написанный староаккадским дуктом, с Нарам-Сином (не обожествленным в тексте), в котором говорится: «Враг Нарама -Син - мой враг, друг Нарам-Сина - мой друг". [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Древнеэламский язык плохо понятен (все остальные тексты очень короткие), что затрудняет интерпретацию текста. В тексте упоминается около двадцати богов, в основном эламских, но есть и несколько шумерских и аккадских, в том числе Иншушинак , Хумбан , Наити , Симут и Пиникир . Было высказано предположение, что формальный договор позволил Нарам-Сину установить мир на своих восточных границах, чтобы он мог более эффективно бороться с угрозой со стороны Гутиума . [ 30 ] [ 31 ]

Покорение Арманума и апреля

[ редактировать ]
Голова булавы Нарам-Сина, ок. 2254–2218 гг. до н.э. – Музей Восточного института Чикагского университета.

Завоевание Арманума (местоположение неизвестно, но предлагается как Талль-Бази ) с его правителем Рид-Ададом и Эблой (55 километров к юго-западу от современного Алеппо) Нарам-Сином (Эбла также была побеждена его дедом Саргоном) известно из одного его года. названия «Год, когда царь отправился в поход на Амарнум» и из древневавилонской копии надписи на статуе (IM 85461), найденной в Уре . Есть также три объекта: мраморная лампа, каменная доска и медная чаша с надписью «Нарам-Син, могучий, царь четырех сторон света, победитель Арманума и Эблы». [ 32 ] [ 33 ] В 2010 году новый фрагмент стелы (IM 221139), описывающий кампанию, был найден в Тулул аль-Бакарате (считается древним городом Кеш ). [ 6 ]

«Принимая во внимание, что за все время со времени сотворения человечества ни один царь, кто бы ни уничтожил Арманум и Эблу, бог Нергал с помощью (своего) оружия не открыл путь Нарам-Сину, могучему, и не дал ему Арманума и Эблу. Далее он дал ему Аманус, Кедровую гору и Верхнее море. С помощью оружия бога Дагана, возвеличивающего его царство, Нарам-Син, могущественный, победил. Арманум и Эбла».

Надпись Нарам-Сина. Е 2.1.4.26 [ 15 ]
Уплотнение цилиндра - Бин-кали-шарри БМ

Среди известных сыновей Нарам-Сина были его преемник Шар-Кали-Шарри , Наби-Улмаш, который был губернатором Тутуба , и Укин-Улмаш. Раскопки в Телль-Мозане (древний Уркеш) выявили печать Тарам-Агаде, ранее неизвестной дочери Нарам-Сина, которая, возможно, была замужем за неопознанным энданом (правителем) Уркеша. [ 34 ] Недавно найденная цилиндрическая печать, украденная в Урасагриге , показывает, что правитель там Шаратигубишин тоже был сыном. [ 35 ] Среди других известных детей - Энменана, «зирру-жрица бога Нанны, жена бога Н[анны], энту-жрица бога Сина в Уре», Шумшани Энтум-жрица Шамаша в Сиппаре, сын, который был губернатором в Мараде, безымянная дочь, которая была жрицей Энтум в Ниппуре, Бин-кали-шарре, Липит-иле (правитель Марада ), Ригмуш-алсу, Ме-Улмаш, Укен-Улмаш и внучка Липус-иа-ум. [ 36 ] [ 37 ] Одна дочь, Туттанабшум (Туданапсум), занимала должность верховной жрицы Энлиля в Ниппуре, самую важную религиозную должность в империи. Она также была обожествлена, единственная женщина и единственная не-царица, ставшая богом. [ 38 ] [ 39 ]

Стела Победы Нарам-Сина

[ редактировать ]
Стела Нарам-Сина, надпись Нарам-Сина на аккадском языке . Имя Нарам-Син (𒀭𒈾𒊏𒄠𒀭𒂗𒍪) появляется вертикально в правом верхнем углу.

Нарам-Сина Стела Победы изображает его как короля-бога (символизированного его рогатым шлемом), поднимающегося на гору над своими солдатами, и его врагов, побежденных Луллуби во главе с их королем Сатуни . Стела была отломана вверху, по-видимому, при выносе ее из Сиппара и унесении эламскими войсками Шутрук-Нахунте в XII веке до нашей эры вместе с рядом других памятников. [ 40 ] Кажется, что стела нарушает традицию, используя последовательные диагональные ярусы, чтобы донести историю до зрителей, однако более традиционные горизонтальные рамки видны на меньших фрагментах. [ 41 ] Высказано предположение, что он содержит первые изображения боевых штандартов и пластинчатых доспехов . [ 42 ] Стела высотой 200 сантиметров и шириной 105 сантиметров сделана из розоватого известняка. Для контраста см. Стелу Победы Римуша над Лагашем или стелу Победы Саргона . [ 43 ] [ 44 ] Стела была найдена Жаком де Морганом в Сузах и сейчас находится в Лувре (Sb 4). [ 45 ]

Надпись над головой царя выполнена на аккадском языке и очень фрагментарна, но гласит:

«[Нар]ам-Син, могучий, <Лакуна> ..., Сиду[рх] (и) горцы Луллубума собрались вместе... в битве [битве]. За/для <Лакуны> горцев. ..] <Лакуна> [навалили] [курган над ними], ... (и) посвятили (этот предмет) [богу...] <Лакуна> [ 15 ]

Шутрук-Наххунте добавил к стеле свою надпись на среднеэламском языке :

«Я Шутрук-Наххунте, сын Халлутуш-Иншушинака, любимый слуга бога Иншушинака , царь Аншана и Суз, расширивший царство, заботящийся о землях Элама, владыка земли Элама. Когда бог Иншусинак дал мне приказ, я победил Сиппара , взял стелу Нарам-Сина и унес ее, принеся в землю. Эламу, моему богу, я положил это в жертву». [ 46 ]

Деталь стелы Нарам-Сина из Пир-Хусейна, недалеко от Диярбакыра, Турция. 2254–2215 гг. до н.э. Музей Древнего Востока, Стамбул

Подобный фрагмент стелы (ES 1027) высотой 57 см, шириной 42 см и глубиной 20 см, изображающий Нарам-Син, был найден в нескольких милях к северо-востоку от Диарбекра , в Пир-Хусейне, в колодце, хотя это не был его первоначальный контекст. Говорят, что впервые он был обнаружен в Мияфаркине, деревне примерно в 75 км к северо-востоку от Диарбекра. [ 47 ]

Фрагменты алебастровой стелы, изображающие пленников под предводительством аккадских солдат, иногда приписывают Нарим-Сину (или Римушу , или Маништушу ) по стилистическим соображениям. [ 48 ] В частности, она считается более сложной графически, чем стелы Саргона Аккадского или стел Римуша или Манишитшу. [ 48 ] Два фрагмента (IM 55639 и IM 59205) находятся в Национальном музее Ирака , а один (MFA 66.89) — в Бостонском музее . [ 48 ] Стела довольно фрагментарна, но попытки ее восстановления предпринимались. [ 49 ] [ 48 ] В зависимости от источников, фрагменты были раскопаны в Васите , округ Аль-Хай, провинция Васит , или в Насирии , оба места в Ираке. [ 50 ]

Считается, что стела представляет собой результат походов Нарам-Сина в Киликию или Анатолию . Об этом свидетельствуют характеристики добычи, которую несли солдаты на стеле, особенно металлический сосуд, который нес главный солдат, конструкция которого неизвестна в Месопотамии, но, напротив, хорошо известна в современной Анатолии. [ 48 ]

Проклятие Аккада

[ редактировать ]
Проклятие Агаде AO6890

Один месопотамский миф, историографическая поэма под названием «Проклятие Аккада: Экур отомстил», объясняет, как империя, созданная Саргоном Аккадским, пала и город Аккад был разрушен. Миф был написан спустя сотни лет после жизни Нарам-Сина и представляет собой попытку поэта объяснить, как гутианам удалось завоевать Шумер. После вступительного отрывка, описывающего славу Аккада перед его разрушением, в стихотворении рассказывается о том, как Нарам-Син разгневал главного бога Энлиля , разграбив Экур (храм Энлиля в Ниппуре ). В ярости Энлиль созвал кутианцев с восточных холмов. Тигра, принесшего чуму, голод и смерть по всей Месопотамии. Цены на продукты питания сильно завышены: в стихотворении говорится, что на 1 ягненка можно купить только половину силы (около 425 мл или 14,4 жидких унций США) зерна, половину силы масла или половину мины (около 250 г или 8,8 унции). из шерсти. [ 51 ] Чтобы предотвратить это разрушение, восемь богов (а именно Инанна , Энки , Син , Нинурта , Уту , Ишкур , Нуску и Нидаба ) постановили, что город Аккад должен быть разрушен, чтобы пощадить остальную часть Шумера, и прокляли его. История заканчивается тем, что поэт описывает судьбу Аккада, отражая ранее сказанные слова проклятия богов:

На его колесничных дорогах не росло ничего, кроме «плачущего растения»,
Более того, на причалах и причалах для лодок
Ни один человек не ходит из-за диких коз, паразитов, змей и горных скорпионов ,
На равнинах, где росли успокаивающие сердце растения, не росло ничего, кроме «трости слез»,
В Аккаде вместо сладкой текущей воды текла горькая вода,
Кто сказал: «Я буду жить там», не нашел хорошего жилища,
Тот, кто сказал: «Я лягу в Аккаде», нашел не лучшее место для сна.

Раскопки Набонида около 550 г. до н.э.

[ редактировать ]
Раскопки Набонида (около 550 г. до н. э.)
Отрывок с описанием раскопок
Клинописный отчет о раскопках фундамента, принадлежащего Нарам-Сину (правил около 2200 г. до н. э. ), царем Набонидом (правил около 550 г. до н. э. ).

Залежь фундамента Нарам-Сина была обнаружена и проанализирована царем Набонидом около 550 г. до н.э. [ 52 ] которого Роберт Сильверберг таким образом характеризует как первого археолога. Он не только возглавил первые раскопки, в ходе которых были обнаружены закладки фундамента храмов Шамаша, бога солнца, богини-воительницы Ануниту (оба расположены в Сиппаре ), а также святилища, построенного Нарам-Сином богу луны, расположенного в Харран , но он также вернул им былую славу. [ 53 ] Он также был первым, кто датировал археологический артефакт, пытаясь датировать храм Нарам-Сина во время его поисков. Его оценка была неточной примерно на 1500 лет. [ 54 ]

[ редактировать ]

Король Нарам-Син — персонаж видеоигры House of Ashes 2021 года , основной сюжет которой происходит в его личном храме. [ 55 ] В игре он является самопровозглашенным «королем-богом» Аккада и участвует в войне с кутианами после того, как был проклят богом Энлилем ; которого он разгневал после разграбления его храма. Нарам-Сина озвучил и запечатлел движения Сами Карим.

В мобильной гача-игре Blue Archive 2021 года , том F, самая внутренняя камера большого плавающего квантового суперкомпьютера, известного как «Ковчег Атра-Хасиса » (сам по себе отсылка к аккадскому мифу), называется «Трон Нарам-Сина».

Артефакты Нарам-Сина

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Стейнкеллер, Петр, «Божественные правители Аккаде и Ура: к определению обожествления царей в Вавилонии», История, тексты и искусство в ранней Вавилонии: три очерка, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 107-157 , 2017
  2. ^ Ламберт, WG, «Нарам-Син из Эшнунны или Аккада?», Журнал Американского восточного общества, том. 106, нет. 4, стр. 793–95, 1986 г.
  3. ^ фон Дассов, Ева., «Нарам-Син из Урука: новый король в старой коробке из-под обуви», Журнал клинописных исследований, том. 61, стр. 63–91, 2009 г.
  4. ^ Стейнкеллер, П., «Рукопись Списка шумерских царей Ура III», в: В. Саллабергер [ea] (ред.), Литература, политика и право в Месопотамии. Фестиваль Клауса Вильке, OBC 14, Висбаден, 267–29, 2003 г.
  5. ^ Томас, Ариана, «Аккадский царский образ: на сидящей статуе Маништушу», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 105, № 1-2, стр. 86-117, 2015 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Нашат Альхафаджи и Джанни Маркези, «Война Нарам-Сина против Арманума и Эблы в недавно обнаруженной надписи из Тулула аль-Бакарата», Журнал ближневосточных исследований, том. 79, нет. 1, стр. 1-20,
  7. ^ Коэн, Марк Э. «Новая формула свидания Нарам-Син». Журнал клинописных исследований, том. 28, нет. 4, 1976, стр. 227–32.
  8. ^ Годовые имена Нарам-Сина из Агаде
  9. ^ Фостер, Б. Р., «Эпоха Агаде. Создание империи в древней Месопотамии». Лондон Нью-Йорк, 2016 г.
  10. ^ [1] М. Молина, «Дворец Адаба в саргонический период», Д. Вике (редактор), Дворец на древнем и исламском Востоке, Коллоквиумы Немецкого общества Востока 9, Висбаден: Харрассовиц 2019, стр. .151-20
  11. ^ «CDLI-Архивный просмотр RT 165» . cdli.ucla.edu .
  12. ^ Вайс, Харви, «Раскопки в Телль-Лейлане и происхождение городов Северной Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры», Paléorient, vol. 9, нет. 2, стр. 39–52, 1983 г.
  13. ^ Стив Тинни, Новый взгляд на Нарам-Син и «Великое восстание», Журнал клинописных исследований, том. 47, стр. 1–14, 1995 г.
  14. ^ Вильке, Клаус, «Восстание Амар-гирида против Нарам-Сухена», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 87, № 1, стр. 11-32, 1997 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б с [2] Дуглас Р. Фрейн, «Аккад», Саргонический и кутианский периоды (2334–2113), University of Toronto Press, стр. 5–218, 1993. ISBN   0-8020-0593-4
  16. ^ Уильям В. Халло, «Королевские титулы с периферии Месопотамии», Anatolian Studies 30, стр. 89–19, 1980.
  17. ^ Степьен, Марек, «Почему некоторые короли становятся богами: обожествление Нарам-Сина, правителя мира», Здесь и там на древнем Ближнем Востоке: исследования в честь Кристины Лычковской, Варшава: Агапе, стр. 233-255 , 2009 г.
  18. ^ [3] Вестенхольц, Джоан Гудник, «Герои Аккада», Журнал Американского восточного общества, том. 103, нет. 1, стр. 327–36, 1983 г.
  19. ^ Вестенхольц, Джоан Гудник. «Великое восстание против Нарам-Сина». Легенды о королях Аккаде: Тексты, Юниверсити-Парк, США: издательство Penn State University Press, стр. 221–262, 1997 г.
  20. ^ Вестенхольц, Джоан Гудник, «Нарам-Син и вражеские орды»: «Кутинская легенда» о Нарам-Сине», Легенды королей Аккаде: Тексты, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 263 -368, 1997 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б с Поттс, Д.Т. (2016). Археология Элама: формирование и трансформация древнего иранского государства . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-107-09469-7 .
  22. ^ «CDLI-Архивный просмотр» . cdli.ucla.edu .
  23. ^ Альварес-Мон, Хавьер (2020). Искусство Элама, Калифорния. 4200–525 гг . до н.э. Рутледж. ISBN  978-1-000-03485-1 .
  24. ^ «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr .
  25. ^ WG Ламберт, «Аккадизация Сузианы под властью Суккалмах», MHEOP 1, стр. 53-7 Mesopotamie et Elam, Гент: Месопотамская история и окружающая среда, периодические публикации 1, 1991
  26. ^ Хинц, Вальтер, «Договор Элама с Нарам-Сином из Аккаде», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 58, № годового тома, стр. 66–96, 1967 г.
  27. ^ Питтман, Холли, «Ювелирная печать из Суз и искусство Авана», Не оставляя камней на прежнем уровне: Очерки Древнего Ближнего Востока и Египта в честь Дональда П. Хансена, под редакцией Эрики Эренберг, Юниверсити-Парк, США: Издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 211–236, 2002 г.
  28. ^ «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr .
  29. ^ Шейль, В., "Textes Elamites-Anzanites", MDP XI, 1911 г.
  30. ^ Кэмерон, Г.Г., «История раннего Ирана», Чикаго/Лондон: Чикагский университет, 1936 г.
  31. ^ Вестенхольц, Оге, Паскаль Аттингер и Маркус Вефлер, «Древнеаккадский период: история и культура», Месопотамия. Приложения 3: Аккадский период и период Ура III, стр. 17–117, 1999 г.
  32. ^ [4] И. Дж. Гелб, Саргонические тексты в Ашмоловском музее, Оксфорд, Материалы для ассирийского словаря 5, University of Chicago Press, 1970. ISBN   0-226-62309-2
  33. ^ [5] Фостер, Б.Р., «Осада Арманума», Журнал Древнего Ближневосточного общества, том. 14, нет. 1, стр. 27-36, 1982 г.
  34. ^ Буччеллати, Джордж; Келли-Буччеллати, Мэрилин (2002). «Тарам-Агаде, дочь Нарам-Сина, в Уркеше» (PDF) . В Аль-Гайлани Верр, Ламия (ред.). горшков и планов. Доклады по археологии и истории Месопотамии и Сирии, представленные Дэвиду Оутсу в честь его 75-летия . Лондон: Набу. стр. 11–31. ISBN  1897750625 .
  35. ^ Стейнкеллер, Петр, «Две саргонические печати из Урусагрига и вопрос о местонахождении Урусагрига», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 112, № 1, стр. 1–10, 2022 г. https://doi.org/10.1515/za-2021-2001.
  36. ^ Арчи, Альфонсо и Мария Джованна Бига, «Победа над Мари и падение Эблы», Журнал клинописных исследований, том. 55, стр. 1–44, 2003 г.
  37. ^ Шарлах, Тоня, «Княжеские занятия во время правления Шульги», Журнал древней истории Ближнего Востока, том. 9, нет. 1, стр. 1-68, 2022 г.
  38. ^ [6] Краус, Николас Ларри, «Туттанабшум: принцесса, жрица, богиня», Журнал древней истории Ближнего Востока, том. 7, нет. 2, стр. 85-99, 2020 г.
  39. ^ Михаловский, Петр, «Туданапшум, Нарам-Син и Ниппур», Revue d'Assyriologie et d'archéologie Orientale, vol. 75, нет. 2, с. 173–76, 1981 г.
  40. ^ Стела Победы Нарам-Сина в Лувре
  41. ^ Зима, Ирен и др., «Дерево (а) на горе. Пейзаж и территория на стеле победы Нарам-Сина из Агаде». Пейзажи. Территории, границы и горизонты на древнем Ближнем Востоке», доклады, представленные на XLIV Rencontre Assyriologique Internationale, Венеция, 7–11 июля 1997 г. Часть I: Приглашенные лекции, стр. 63–72, 1999 г.
  42. ^ [7] Ван Дейк, Рената Мариан, «Штандарты на Стеле Победы Нарам-Сина», Journal for Semitics 25.1, стр. 33-50, 2016 г.
  43. ^ Зима, Ирен Дж. «Насколько высока была стела победы Нарам-Сина? Спекуляции о разбитом дне». Не оставляя камня на камне: очерки о древнем Ближнем Востоке и Египте в честь Дональда П. Хансена, под редакцией Эрики Эренберг, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, 2021, стр. 301-312
  44. ^ Кляйнер, Фред (2005). Искусство Гарднера сквозь века . Томсон-Уодсворт. п. 41. ИСБН  0-534-64095-8 .
  45. ^ Дж. де Морган, «Описание предметов искусства. Триумфальная стела Нарам-Син», MDP 1, Париж, стр. 144-158, 1900 г.
  46. ^ Миеруп, Марк Ван Де (2015). История Древнего Ближнего Востока, ок. 3000-323 гг . до н.э. Джон Уайли и сыновья. п. 199. ИСБН  9781118718230 .
  47. ^ [8] Дж. П. Нааб, Э. Унгер , «Die Entdeckung der Stele des Naram-Sin in Pir Hüseyin», Istanbul Asariatika Nesriyati XII, 1934.
  48. ^ Перейти обратно: а б с д и ж МакКеон, Джон FX (1970). «Аккадская Стела Победы». Бюллетень Бостонского музея . 68 (354): 226–243. ISSN   0006-7997 . JSTOR   4171539 .
  49. ^ «CDLI-Архивный просмотр» . cdli.ucla.edu .
  50. ^ [9] Фуад Басмачи, «Аккадская стела», Шумер, том. 10, нет. 2, с. 116–119, 1954 г.
  51. ^ Сэмюэл Ной Крамер (17 сентября 2010 г.). Шумеры: их история, культура и характер . Издательство Чикагского университета . ISBN  978-0-226-45238-8 .
  52. ^ П.-А. Болье, «Царствование Набонида, царя Вавилона 556–539 до н.э.», (Йельские исследования Ближнего Востока 10). Нью-Хейвен и Лондон, 1989 год.
  53. ^ Вейерсхойзер, Фрауке и Новотны, Джейми, «Набонид - Вавилония», Королевские надписи Амеля-Мардука (561–560 до н.э.), Нериглиссара (559–556 до н.э.) и Набонида (555–539 до н.э.), царей Вавилона, Юниверсити-Парк, США: Издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 101–111. 52-185,
  54. ^ [10] Роулинсон, Генри Кресвик, «Выборка из разных надписей Ассирии и Вавилонии», в «Клинописных надписях Западной Азии», том. 5, Лондон, 1884 г.
  55. ^ «Антология Dark Pictures: Превью Дома пепла» . Шестая ось (TSA) . 27 мая 2021 г. Проверено 5 ноября 2021 г.
  56. ^ Перейти обратно: а б «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr .
  57. ^ Британский музей G56/dc11 BM 118553
  58. ^ «CDLI-Найденные тексты» . cdli.ucla.edu .
  59. ^ [11] С. Смит, «Ранняя история Ассирии», Лондон, 1928 г.
  60. ^ Сетон Ллойд, «Археология Месопотамии: от древнего каменного века до персидского завоевания», Thames & Hudson, Inc, Нью-Йорк, 1978 г.
  61. ^ Ру, Жорж (1995). Месопотамия. Очерк политической, экономической и культурной истории . Порог. п. 141. ИСБН  9782021291636 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аль-Хусейни, Аббас Али Аббас, «Цивилизованные достижения аккадского царя Нарам-Сина. Исследование его художественных останков и формул дат», ISIN Journal 3, 2022 г.
  • Буасье, Альфред, «Надпись Нарам-Сина», Revue d'Assyriologie et d'archeologie Orientale, vol. 16, нет. 3, с. 157–64, 1919 г.
  • Фостер, Б.Р., «Нарам-Син в Марту и Магане», ARRIM 8, стр. 25–44, 1990 г.
  • Гласснер, Дж. Дж., «Нарам-Син Полиорсет. Аватары гадательного предложения», Журнал ассириологии и восточной археологии, том. 77, нет. 1, стр. 3–10, 1983 г.
  • Грейсон, А. Кирк и Эдмонд Соллбергер, «Всеобщее восстание против Нарам-Суена», RA70, стр. 103–128, 1976 г.
  • Лафон, Бертран, «Мемориальная доска на металле, содержащая надпись Нарам-Син д'Агаде», Третье тысячелетие. Исследования ранней Месопотамии и Сирии в честь Вальтера Зоммерфельда и Манфреда Креберника, час. в. Архипов, Илья, Коган, Леонид, Козлова, Наталья (Клинописные монографии 50), с. 408-416, 2020 г.
  • Петр Михаловский, «Новые источники о правлении Нарам-Сина», Журнал клинописных исследований, том. 32, нет. 4, стр. 233–246 (октябрь 1980 г.)
  • Насуи, Эссад, «Алебастровая ваза из Нарама-Сина», Revue d'Assyriologie et d'archeologie Orientale, vol. 22, нет. 2, с. 91–91, 1925 г.
  • [12] А. Побель, «Построение «Шахтельзаца» текста Нарам-Син RA XVI 157f.», Разные исследования, AS 14; Чикаго, стр. 23–42, 1947 г.
  • Пауэлл, Марвин А., «Нарам-Син, сын Саргона: древняя история, известные имена и знаменитая вавилонская подделка», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 81, вып. 1-2, стр. 20-30, 1991 г.
  • Салгес, Э., «Завоевания Субарту и Арманума Нарам-Сином», Аккаде - король. Сборник статей друзей и коллег, подаренный Оге Вестенхольцу по случаю его 70-летия 15 мая 2009 г., час. против Гойко Барьямовича (Издательство Нидерландского института Ближнего Востока в Лейдене, 118), стр. 253-272, 2011 г.
  • Штайнкеллер, Петр, «Кружок Нарам-Суена», История, тексты и искусство в ранней Вавилонии: три очерка, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 158-164, 2017 г.
  • Ф.Тюро-Данжен, Une inscription de Naram-Sin», Revue d'Assyriologie et d'archéologie Orientale, т. 8, № 4, стр. 199–200, 1911 г.
[ редактировать ]
Царственные титулы
Предшественник Король Аккада
Царь Киша , Урука , Лагаша и Уммы
Повелитель Элама

ок. 2254–2218 до н. э. ( короткометражный )
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b94fe5fcca4fd65f713764e3966299ae__1721930640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/ae/b94fe5fcca4fd65f713764e3966299ae.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Naram-Sin of Akkad - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)