Нарам-Син из Аккада
Нарам-Син 𒀭𒈾𒊏𒄠𒀭𒂗𒍪 | |
---|---|
![]() Портрет Нарам-Сина | |
Король Аккадской империи | |
Царствование | в. 2254 – 2218 гг. до н.э. |
Предшественник | Маништушу |
Преемник | Плохо-плохо-плохо |
Проблема | Шар-Кали-Шарри |
Династия | Династия Аккада |
Отец | Маништушу |
Нарам-Син , также транскрибируется Нарам-Син или Нарам-Суен ( аккадский : 𒀭𒈾𒊏𒄠𒀭𒂗𒍪 : Д На-ра-ам Д Син , что означает «Возлюбленный лунного бога Син », « 𒀭 » определяет имя бога), был правителем Аккадской империи , правивший ок. 2254–2218 гг. до н. э. ( средняя хронология ), третий преемник и внук царя Аккада Саргона . При Нарам-Сине империя достигла своего максимального размера. Он был первым месопотамским царем, который, как известно, заявил о своей божественности, приняв титул «Бог Аккада», и первым, кто претендовал на титул « Царь четырех четвертей ». Он стал богом-покровителем города Аккаде, как Энлиль был в Ниппуре. [ 1 ] Его непреходящая слава привела к тому, что более поздние правители, Нарам-Син из Эшнунны и Нарам-Син из Ассирии, а также Нарам-Син из Урука, приняли это имя. [ 2 ] [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]
Нарам-Син был сыном Маништушу . Таким образом, он был племянником царя Римуша и внуком Саргона и Ташултума . Теткой Нарам-Сина была верховная жрица Эн-хеду-ана . В большинстве редакций шумерского списка царей он следует за Манишитшу, но версия списка царей Ура III меняет порядок Римуша и Маништушу. [ 4 ] [ 5 ] Чтобы быть полностью корректным, вместо Нарам-Сина или Нарам-Суэна «на древнеаккадском языке, рассматриваемое имя следует скорее реконструировать как Нарам-Суин (точнее, /нарам-цуин/) или Нарам-Суин (/нарам-цуин/) /)». [ 6 ]

Нарам-Син победил Маниума Магана и различные северные горные племена в горах Загрос , Тавр и Аманус , расширив свою империю до Средиземного моря. Его «Стела Победы» изображает его триумф над Сатуни, вождем Луллуби в горах Загроса . В «Списке шумерских царей» продолжительность его правления составляет 56 лет, и известны по крайней мере 20 его названий лет, относящихся к военным действиям против различных мест, таких как Урук и Субарту . Один неизвестный год был записан как «Год, когда Нарам-Син одержал победу над Симуррумом в Кирашениве и взял в плен Бабу, губернатора Симуррума, и Дубула, энси Араме». [ 7 ] [ 8 ] Другие названия лет относятся к его строительным работам над храмами в Аккаде , Ниппуре и Забале . Он также построил административные центры в Нагаре и Ниневии . В общем, невозможно приписать порядок названию года Нарам-Сина, за исключением его первого «Года, когда Нарам-Син получил небесное оружие/Ан из храма бога Энлиля». Однако можно разделить их на события до его обожествления и после этого события (предположительно, произошедшего вскоре после «Великого восстания») на основании присутствия в его имени определения божественности.
Во время его правления Намар-Син усилил прямой королевский контроль над своими городами-государствами. Он сохранял контроль над различными городами-государствами, назначая некоторых из своих многочисленных сыновей ключевыми губернаторами провинций, а своих дочерей - верховными жрицами. Он также реформировал систему писцов. [ 9 ] [ 10 ]
Несколько лояльных местных губернаторов остались на своих местах. В их число входили Мескигаль , губернатор города-государства Адаб , и Карсум, губернатор ненаселенного Никкума. Другим был Лугал-ушумгал из Лагаша . Известны несколько надписей Лугал-ушумгала, который впоследствии служил преемнику Нарам-Сина Шар-Кали-Шари , в частности отпечатки печатей, в которых он упоминается как правитель Лагаша и в то время вассал ( 𒀵 , арад , «слуга» или «раб») Нарам-Сина. [ 11 ]
Нарам-Син, могущественный Бог Агаде, царь четырех сторон света, Лугалушумгал, писец, , — энси Лагаша твой слуга.
- Печать Лугал-ушумгала как вассала Нарам-сина.
Великое восстание
[ редактировать ]
Ключевым событием правления Нарам-Сина стало широкомасштабное восстание против Аккадской империи. Империя, созданная его дедом Саргоном, первым правителем Аккадской империи, простиралась на западе до Сирии в таких местах, как Телль-Брак и Телль-Лейлан , на востоке в Эламе и связанных с ним государствах в этом регионе, до южной Анатолии на севере и до «Нижнего моря» на юге, охватывающего все традиционные шумерские державы, такие как Урук, Ур и Лагаш. Все эти политические образования имели долгую историю как независимые державы и периодически подтверждали свои интересы на протяжении всего существования Аккадской империи. [ 12 ]

В какой-то момент его правления произошло широкомасштабное восстание, большая коалиция городов-государств во главе с Ифур-Кисом из Киша (Шумер) и Амар-Гиридом из Урука , к которой присоединился Энлиль-низу из Ниппура , включавшая города-государства « Кутха , ТиВА, Сиппар, Казаллу , Киритаб, [Апи]ак и ГН», а также «аморейские [хай]ландцы». город Борсиппа . К восстанию присоединился , в частности, [ 13 ] [ 14 ] Мы знаем об этих событиях из ряда старовавилонских копий более ранних надписей, а также из одной современной записи древнеаккадского периода. Статуя Бассетки , обнаруженная в 1974 году, была основой медной статуи Нарам-Сина в натуральную величину. Там написано:
«Нарам-Син, могучий царь Агаде, когда четыре четверти вместе восстали против него, благодаря любви, которую проявила к нему богиня Астар, он одержал победу в девяти битвах в одном за 1 год, и цари, которых они ( мятежников[?]) подняли (против него), он взял в плен Ввиду того, что он защищал основания своего города от опасности, (граждане его города просили у Астар в Эанне, Энлиля в. Ниппур, Даган в Туттуле, Нинхурсаг в Кесе, Эа в Эриду, Син в Уре, Самас в Сиппаре, (и) Нергал в Куте, чтобы (Нарам-Син) был (сделан) богом их города, и они построили в Агаде храм (посвященный) ему, что касается того, кто уберет эту надпись, пусть боги Самас, Астар, Нергал, пристав царя, а именно. все эти боги (упомянутые выше) разрушают его основы и уничтожают его потомство». [ 15 ]
Впоследствии Нарам-Син обожествил себя, а также посмертно обожествил Саргона и Маништуши, но не своего Римуша. [ 16 ] [ 17 ] Отголоски восстания нашли отражение в более поздних шумерских литературных произведениях, таких как « Великое восстание против Нарам-Сина» , «Нарам-Син и вражеские орды» и «Гула-АН и семнадцать царей против Нарам-Сина». [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Контроль над Эламом
[ редактировать ]
Элам попал под власть Аккада во времена Саргона, хотя и оставался неспокойным. Второй правитель Аккада, Римуш, впоследствии провел там кампанию , добавив к своему царскому титулу «завоеватель Элама и Парахсума». 3-й правитель Маништушу завоевал город Аншан в Эламе , а также город Пашиме , поставив в тех местах имперских наместников. [ 21 ]
Нарам-Син добавил к своему царскому титулу «командующего всей землей Элама до Парахсума». Во время его правления известны «военные правители страны Элама» ( шакканаккус ) с типично аккадскими именами, например Или-ишмани или Эпирмупи. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Это позволяет предположить, что эти правители Элама были чиновниками Аккадской империи. [ 21 ] Нарам-Син оказывал большое влияние на Сузы во время своего правления, строя храмы и создавая надписи от своего имени, а также заменив эламитский язык в официальных документах аккадским языком. [ 25 ]

Неизвестный эламский царь (иногда предполагаемый как Хита ) записан как подписавший мирный договор на древнеэламском языке, написанный староаккадским дуктом, с Нарам-Сином (не обожествленным в тексте), в котором говорится: «Враг Нарама -Син - мой враг, друг Нарам-Сина - мой друг". [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Древнеэламский язык плохо понятен (все остальные тексты очень короткие), что затрудняет интерпретацию текста. В тексте упоминается около двадцати богов, в основном эламских, но есть и несколько шумерских и аккадских, в том числе Иншушинак , Хумбан , Наити , Симут и Пиникир . Было высказано предположение, что формальный договор позволил Нарам-Сину установить мир на своих восточных границах, чтобы он мог более эффективно бороться с угрозой со стороны Гутиума . [ 30 ] [ 31 ]
Покорение Арманума и апреля
[ редактировать ]Завоевание Арманума (местоположение неизвестно, но предлагается как Талль-Бази ) с его правителем Рид-Ададом и Эблой (55 километров к юго-западу от современного Алеппо) Нарам-Сином (Эбла также была побеждена его дедом Саргоном) известно из одного его года. названия «Год, когда царь отправился в поход на Амарнум» и из древневавилонской копии надписи на статуе (IM 85461), найденной в Уре . Есть также три объекта: мраморная лампа, каменная доска и медная чаша с надписью «Нарам-Син, могучий, царь четырех сторон света, победитель Арманума и Эблы». [ 32 ] [ 33 ] В 2010 году новый фрагмент стелы (IM 221139), описывающий кампанию, был найден в Тулул аль-Бакарате (считается древним городом Кеш ). [ 6 ]
«Принимая во внимание, что за все время со времени сотворения человечества ни один царь, кто бы ни уничтожил Арманум и Эблу, бог Нергал с помощью (своего) оружия не открыл путь Нарам-Сину, могучему, и не дал ему Арманума и Эблу. Далее он дал ему Аманус, Кедровую гору и Верхнее море. С помощью оружия бога Дагана, возвеличивающего его царство, Нарам-Син, могущественный, победил. Арманум и Эбла».
— Надпись Нарам-Сина. Е 2.1.4.26 [ 15 ]
Дети
[ редактировать ]
Среди известных сыновей Нарам-Сина были его преемник Шар-Кали-Шарри , Наби-Улмаш, который был губернатором Тутуба , и Укин-Улмаш. Раскопки в Телль-Мозане (древний Уркеш) выявили печать Тарам-Агаде, ранее неизвестной дочери Нарам-Сина, которая, возможно, была замужем за неопознанным энданом (правителем) Уркеша. [ 34 ] Недавно найденная цилиндрическая печать, украденная в Урасагриге , показывает, что правитель там Шаратигубишин тоже был сыном. [ 35 ] Среди других известных детей - Энменана, «зирру-жрица бога Нанны, жена бога Н[анны], энту-жрица бога Сина в Уре», Шумшани Энтум-жрица Шамаша в Сиппаре, сын, который был губернатором в Мараде, безымянная дочь, которая была жрицей Энтум в Ниппуре, Бин-кали-шарре, Липит-иле (правитель Марада ), Ригмуш-алсу, Ме-Улмаш, Укен-Улмаш и внучка Липус-иа-ум. [ 36 ] [ 37 ] Одна дочь, Туттанабшум (Туданапсум), занимала должность верховной жрицы Энлиля в Ниппуре, самую важную религиозную должность в империи. Она также была обожествлена, единственная женщина и единственная не-царица, ставшая богом. [ 38 ] [ 39 ]
Стела Победы Нарам-Сина
[ редактировать ]Нарам-Сина Стела Победы изображает его как короля-бога (символизированного его рогатым шлемом), поднимающегося на гору над своими солдатами, и его врагов, побежденных Луллуби во главе с их королем Сатуни . Стела была отломана вверху, по-видимому, при выносе ее из Сиппара и унесении эламскими войсками Шутрук-Нахунте в XII веке до нашей эры вместе с рядом других памятников. [ 40 ] Кажется, что стела нарушает традицию, используя последовательные диагональные ярусы, чтобы донести историю до зрителей, однако более традиционные горизонтальные рамки видны на меньших фрагментах. [ 41 ] Высказано предположение, что он содержит первые изображения боевых штандартов и пластинчатых доспехов . [ 42 ] Стела высотой 200 сантиметров и шириной 105 сантиметров сделана из розоватого известняка. Для контраста см. Стелу Победы Римуша над Лагашем или стелу Победы Саргона . [ 43 ] [ 44 ] Стела была найдена Жаком де Морганом в Сузах и сейчас находится в Лувре (Sb 4). [ 45 ]
Надпись над головой царя выполнена на аккадском языке и очень фрагментарна, но гласит:
«[Нар]ам-Син, могучий, <Лакуна> ..., Сиду[рх] (и) горцы Луллубума собрались вместе... в битве [битве]. За/для <Лакуны> горцев. ..] <Лакуна> [навалили] [курган над ними], ... (и) посвятили (этот предмет) [богу...] <Лакуна> [ 15 ]
Шутрук-Наххунте добавил к стеле свою надпись на среднеэламском языке :
«Я Шутрук-Наххунте, сын Халлутуш-Иншушинака, любимый слуга бога Иншушинака , царь Аншана и Суз, расширивший царство, заботящийся о землях Элама, владыка земли Элама. Когда бог Иншусинак дал мне приказ, я победил Сиппара , взял стелу Нарам-Сина и унес ее, принеся в землю. Эламу, моему богу, я положил это в жертву». [ 46 ]

Подобный фрагмент стелы (ES 1027) высотой 57 см, шириной 42 см и глубиной 20 см, изображающий Нарам-Син, был найден в нескольких милях к северо-востоку от Диарбекра , в Пир-Хусейне, в колодце, хотя это не был его первоначальный контекст. Говорят, что впервые он был обнаружен в Мияфаркине, деревне примерно в 75 км к северо-востоку от Диарбекра. [ 47 ]
Фрагменты алебастровой стелы, изображающие пленников под предводительством аккадских солдат, иногда приписывают Нарим-Сину (или Римушу , или Маништушу ) по стилистическим соображениям. [ 48 ] В частности, она считается более сложной графически, чем стелы Саргона Аккадского или стел Римуша или Манишитшу. [ 48 ] Два фрагмента (IM 55639 и IM 59205) находятся в Национальном музее Ирака , а один (MFA 66.89) — в Бостонском музее . [ 48 ] Стела довольно фрагментарна, но попытки ее восстановления предпринимались. [ 49 ] [ 48 ] В зависимости от источников, фрагменты были раскопаны в Васите , округ Аль-Хай, провинция Васит , или в Насирии , оба места в Ираке. [ 50 ]
Считается, что стела представляет собой результат походов Нарам-Сина в Киликию или Анатолию . Об этом свидетельствуют характеристики добычи, которую несли солдаты на стеле, особенно металлический сосуд, который нес главный солдат, конструкция которого неизвестна в Месопотамии, но, напротив, хорошо известна в современной Анатолии. [ 48 ]
-
Солдат с мечом на стеле Насирии в Нарам-Сине.
-
Обнаженные пленники на стеле Насирии в Нарам-Сине.
Проклятие Аккада
[ редактировать ]
Один месопотамский миф, историографическая поэма под названием «Проклятие Аккада: Экур отомстил», объясняет, как империя, созданная Саргоном Аккадским, пала и город Аккад был разрушен. Миф был написан спустя сотни лет после жизни Нарам-Сина и представляет собой попытку поэта объяснить, как гутианам удалось завоевать Шумер. После вступительного отрывка, описывающего славу Аккада перед его разрушением, в стихотворении рассказывается о том, как Нарам-Син разгневал главного бога Энлиля , разграбив Экур (храм Энлиля в Ниппуре ). В ярости Энлиль созвал кутианцев с восточных холмов. Тигра, принесшего чуму, голод и смерть по всей Месопотамии. Цены на продукты питания сильно завышены: в стихотворении говорится, что на 1 ягненка можно купить только половину силы (около 425 мл или 14,4 жидких унций США) зерна, половину силы масла или половину мины (около 250 г или 8,8 унции). из шерсти. [ 51 ] Чтобы предотвратить это разрушение, восемь богов (а именно Инанна , Энки , Син , Нинурта , Уту , Ишкур , Нуску и Нидаба ) постановили, что город Аккад должен быть разрушен, чтобы пощадить остальную часть Шумера, и прокляли его. История заканчивается тем, что поэт описывает судьбу Аккада, отражая ранее сказанные слова проклятия богов:
На его колесничных дорогах не росло ничего, кроме «плачущего растения»,
Более того, на причалах и причалах для лодок
Ни один человек не ходит из-за диких коз, паразитов, змей и горных скорпионов ,
На равнинах, где росли успокаивающие сердце растения, не росло ничего, кроме «трости слез»,
В Аккаде вместо сладкой текущей воды текла горькая вода,
Кто сказал: «Я буду жить там», не нашел хорошего жилища,
Тот, кто сказал: «Я лягу в Аккаде», нашел не лучшее место для сна.
Раскопки Набонида около 550 г. до н.э.
[ редактировать ]Залежь фундамента Нарам-Сина была обнаружена и проанализирована царем Набонидом около 550 г. до н.э. [ 52 ] которого Роберт Сильверберг таким образом характеризует как первого археолога. Он не только возглавил первые раскопки, в ходе которых были обнаружены закладки фундамента храмов Шамаша, бога солнца, богини-воительницы Ануниту (оба расположены в Сиппаре ), а также святилища, построенного Нарам-Сином богу луны, расположенного в Харран , но он также вернул им былую славу. [ 53 ] Он также был первым, кто датировал археологический артефакт, пытаясь датировать храм Нарам-Сина во время его поисков. Его оценка была неточной примерно на 1500 лет. [ 54 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Король Нарам-Син — персонаж видеоигры House of Ashes 2021 года , основной сюжет которой происходит в его личном храме. [ 55 ] В игре он является самопровозглашенным «королем-богом» Аккада и участвует в войне с кутианами после того, как был проклят богом Энлилем ; которого он разгневал после разграбления его храма. Нарам-Сина озвучил и запечатлел движения Сами Карим.
В мобильной гача-игре Blue Archive 2021 года , том F, самая внутренняя камера большого плавающего квантового суперкомпьютера, известного как «Ковчег Атра-Хасиса » (сам по себе отсылка к аккадскому мифу), называется «Трон Нарам-Сина».
Артефакты Нарам-Сина
[ редактировать ]-
Печати во имя Нарам-Сина
-
Стела аккадского царя Нарам-Сина. Части «-ра-ам» и «-син» имени «Нарам-Син» появляются в разорванном верхнем правом углу надписи. Стамбульский археологический музей .
-
Портрет Нарам-Сина (фрагмент)
-
эта бронзовая голова, традиционно приписываемая Саргону , на самом деле принадлежит его внуку Нарам-Сину. Сейчас считается, что [ 48 ]
-
Золотая фольга во имя Нарам-Сина.
-
Копия надписи Нарам-Сина. Лувр АО 5475
-
Диоритовое основание статуи Нарам-Сина.
-
Фрагмент статуи во имя Нарам-Сина, Лувр Sb 53.
-
«Нарам-Син, царь четырех сторон света, посвятил (эту булаву) богине Иштар в Ниппуре»
-
Стела Победы Нарам-Сина , ок. 2230 г. до н.э. На нем показано, как он побеждает Луллиби, племя в горах Загрос , и их короля Сатуни , топчет их и пронзает копьями. Сатуни, стоящая справа, умоляет Нарам-Сина спасти его. [ 61 ] Нарам-Син также вдвое больше своих солдат.
См. также
[ редактировать ]- Список царей Аккада
- Список месопотамских династий
- История Месопотамии
- Список шумерских царей
- Дом пепла
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стейнкеллер, Петр, «Божественные правители Аккаде и Ура: к определению обожествления царей в Вавилонии», История, тексты и искусство в ранней Вавилонии: три очерка, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 107-157 , 2017
- ^ Ламберт, WG, «Нарам-Син из Эшнунны или Аккада?», Журнал Американского восточного общества, том. 106, нет. 4, стр. 793–95, 1986 г.
- ^ фон Дассов, Ева., «Нарам-Син из Урука: новый король в старой коробке из-под обуви», Журнал клинописных исследований, том. 61, стр. 63–91, 2009 г.
- ^ Стейнкеллер, П., «Рукопись Списка шумерских царей Ура III», в: В. Саллабергер [ea] (ред.), Литература, политика и право в Месопотамии. Фестиваль Клауса Вильке, OBC 14, Висбаден, 267–29, 2003 г.
- ^ Томас, Ариана, «Аккадский царский образ: на сидящей статуе Маништушу», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 105, № 1-2, стр. 86-117, 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Нашат Альхафаджи и Джанни Маркези, «Война Нарам-Сина против Арманума и Эблы в недавно обнаруженной надписи из Тулула аль-Бакарата», Журнал ближневосточных исследований, том. 79, нет. 1, стр. 1-20,
- ^ Коэн, Марк Э. «Новая формула свидания Нарам-Син». Журнал клинописных исследований, том. 28, нет. 4, 1976, стр. 227–32.
- ^ Годовые имена Нарам-Сина из Агаде
- ^ Фостер, Б. Р., «Эпоха Агаде. Создание империи в древней Месопотамии». Лондон Нью-Йорк, 2016 г.
- ^ [1] М. Молина, «Дворец Адаба в саргонический период», Д. Вике (редактор), Дворец на древнем и исламском Востоке, Коллоквиумы Немецкого общества Востока 9, Висбаден: Харрассовиц 2019, стр. .151-20
- ^ «CDLI-Архивный просмотр RT 165» . cdli.ucla.edu .
- ^ Вайс, Харви, «Раскопки в Телль-Лейлане и происхождение городов Северной Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры», Paléorient, vol. 9, нет. 2, стр. 39–52, 1983 г.
- ^ Стив Тинни, Новый взгляд на Нарам-Син и «Великое восстание», Журнал клинописных исследований, том. 47, стр. 1–14, 1995 г.
- ^ Вильке, Клаус, «Восстание Амар-гирида против Нарам-Сухена», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 87, № 1, стр. 11-32, 1997 г.
- ^ Перейти обратно: а б с [2] Дуглас Р. Фрейн, «Аккад», Саргонический и кутианский периоды (2334–2113), University of Toronto Press, стр. 5–218, 1993. ISBN 0-8020-0593-4
- ^ Уильям В. Халло, «Королевские титулы с периферии Месопотамии», Anatolian Studies 30, стр. 89–19, 1980.
- ^ Степьен, Марек, «Почему некоторые короли становятся богами: обожествление Нарам-Сина, правителя мира», Здесь и там на древнем Ближнем Востоке: исследования в честь Кристины Лычковской, Варшава: Агапе, стр. 233-255 , 2009 г.
- ^ [3] Вестенхольц, Джоан Гудник, «Герои Аккада», Журнал Американского восточного общества, том. 103, нет. 1, стр. 327–36, 1983 г.
- ^ Вестенхольц, Джоан Гудник. «Великое восстание против Нарам-Сина». Легенды о королях Аккаде: Тексты, Юниверсити-Парк, США: издательство Penn State University Press, стр. 221–262, 1997 г.
- ^ Вестенхольц, Джоан Гудник, «Нарам-Син и вражеские орды»: «Кутинская легенда» о Нарам-Сине», Легенды королей Аккаде: Тексты, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 263 -368, 1997 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Поттс, Д.Т. (2016). Археология Элама: формирование и трансформация древнего иранского государства . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-09469-7 .
- ^ «CDLI-Архивный просмотр» . cdli.ucla.edu .
- ^ Альварес-Мон, Хавьер (2020). Искусство Элама, Калифорния. 4200–525 гг . до н.э. Рутледж. ISBN 978-1-000-03485-1 .
- ^ «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr .
- ^ WG Ламберт, «Аккадизация Сузианы под властью Суккалмах», MHEOP 1, стр. 53-7 Mesopotamie et Elam, Гент: Месопотамская история и окружающая среда, периодические публикации 1, 1991
- ^ Хинц, Вальтер, «Договор Элама с Нарам-Сином из Аккаде», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 58, № годового тома, стр. 66–96, 1967 г.
- ^ Питтман, Холли, «Ювелирная печать из Суз и искусство Авана», Не оставляя камней на прежнем уровне: Очерки Древнего Ближнего Востока и Египта в честь Дональда П. Хансена, под редакцией Эрики Эренберг, Юниверсити-Парк, США: Издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 211–236, 2002 г.
- ^ «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr .
- ^ Шейль, В., "Textes Elamites-Anzanites", MDP XI, 1911 г.
- ^ Кэмерон, Г.Г., «История раннего Ирана», Чикаго/Лондон: Чикагский университет, 1936 г.
- ^ Вестенхольц, Оге, Паскаль Аттингер и Маркус Вефлер, «Древнеаккадский период: история и культура», Месопотамия. Приложения 3: Аккадский период и период Ура III, стр. 17–117, 1999 г.
- ^ [4] И. Дж. Гелб, Саргонические тексты в Ашмоловском музее, Оксфорд, Материалы для ассирийского словаря 5, University of Chicago Press, 1970. ISBN 0-226-62309-2
- ^ [5] Фостер, Б.Р., «Осада Арманума», Журнал Древнего Ближневосточного общества, том. 14, нет. 1, стр. 27-36, 1982 г.
- ^ Буччеллати, Джордж; Келли-Буччеллати, Мэрилин (2002). «Тарам-Агаде, дочь Нарам-Сина, в Уркеше» (PDF) . В Аль-Гайлани Верр, Ламия (ред.). горшков и планов. Доклады по археологии и истории Месопотамии и Сирии, представленные Дэвиду Оутсу в честь его 75-летия . Лондон: Набу. стр. 11–31. ISBN 1897750625 .
- ^ Стейнкеллер, Петр, «Две саргонические печати из Урусагрига и вопрос о местонахождении Урусагрига», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 112, № 1, стр. 1–10, 2022 г. https://doi.org/10.1515/za-2021-2001.
- ^ Арчи, Альфонсо и Мария Джованна Бига, «Победа над Мари и падение Эблы», Журнал клинописных исследований, том. 55, стр. 1–44, 2003 г.
- ^ Шарлах, Тоня, «Княжеские занятия во время правления Шульги», Журнал древней истории Ближнего Востока, том. 9, нет. 1, стр. 1-68, 2022 г.
- ^ [6] Краус, Николас Ларри, «Туттанабшум: принцесса, жрица, богиня», Журнал древней истории Ближнего Востока, том. 7, нет. 2, стр. 85-99, 2020 г.
- ^ Михаловский, Петр, «Туданапшум, Нарам-Син и Ниппур», Revue d'Assyriologie et d'archéologie Orientale, vol. 75, нет. 2, с. 173–76, 1981 г.
- ^ Стела Победы Нарам-Сина в Лувре
- ^ Зима, Ирен и др., «Дерево (а) на горе. Пейзаж и территория на стеле победы Нарам-Сина из Агаде». Пейзажи. Территории, границы и горизонты на древнем Ближнем Востоке», доклады, представленные на XLIV Rencontre Assyriologique Internationale, Венеция, 7–11 июля 1997 г. Часть I: Приглашенные лекции, стр. 63–72, 1999 г.
- ^ [7] Ван Дейк, Рената Мариан, «Штандарты на Стеле Победы Нарам-Сина», Journal for Semitics 25.1, стр. 33-50, 2016 г.
- ^ Зима, Ирен Дж. «Насколько высока была стела победы Нарам-Сина? Спекуляции о разбитом дне». Не оставляя камня на камне: очерки о древнем Ближнем Востоке и Египте в честь Дональда П. Хансена, под редакцией Эрики Эренберг, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, 2021, стр. 301-312
- ^ Кляйнер, Фред (2005). Искусство Гарднера сквозь века . Томсон-Уодсворт. п. 41. ИСБН 0-534-64095-8 .
- ^ Дж. де Морган, «Описание предметов искусства. Триумфальная стела Нарам-Син», MDP 1, Париж, стр. 144-158, 1900 г.
- ^ Миеруп, Марк Ван Де (2015). История Древнего Ближнего Востока, ок. 3000-323 гг . до н.э. Джон Уайли и сыновья. п. 199. ИСБН 9781118718230 .
- ^ [8] Дж. П. Нааб, Э. Унгер , «Die Entdeckung der Stele des Naram-Sin in Pir Hüseyin», Istanbul Asariatika Nesriyati XII, 1934.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж МакКеон, Джон FX (1970). «Аккадская Стела Победы». Бюллетень Бостонского музея . 68 (354): 226–243. ISSN 0006-7997 . JSTOR 4171539 .
- ^ «CDLI-Архивный просмотр» . cdli.ucla.edu .
- ^ [9] Фуад Басмачи, «Аккадская стела», Шумер, том. 10, нет. 2, с. 116–119, 1954 г.
- ^ Сэмюэл Ной Крамер (17 сентября 2010 г.). Шумеры: их история, культура и характер . Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0-226-45238-8 .
- ^ П.-А. Болье, «Царствование Набонида, царя Вавилона 556–539 до н.э.», (Йельские исследования Ближнего Востока 10). Нью-Хейвен и Лондон, 1989 год.
- ^ Вейерсхойзер, Фрауке и Новотны, Джейми, «Набонид - Вавилония», Королевские надписи Амеля-Мардука (561–560 до н.э.), Нериглиссара (559–556 до н.э.) и Набонида (555–539 до н.э.), царей Вавилона, Юниверсити-Парк, США: Издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 101–111. 52-185,
- ^ [10] Роулинсон, Генри Кресвик, «Выборка из разных надписей Ассирии и Вавилонии», в «Клинописных надписях Западной Азии», том. 5, Лондон, 1884 г.
- ^ «Антология Dark Pictures: Превью Дома пепла» . Шестая ось (TSA) . 27 мая 2021 г. Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr .
- ^ Британский музей G56/dc11 BM 118553
- ^ «CDLI-Найденные тексты» . cdli.ucla.edu .
- ^ [11] С. Смит, «Ранняя история Ассирии», Лондон, 1928 г.
- ^ Сетон Ллойд, «Археология Месопотамии: от древнего каменного века до персидского завоевания», Thames & Hudson, Inc, Нью-Йорк, 1978 г.
- ^ Ру, Жорж (1995). Месопотамия. Очерк политической, экономической и культурной истории . Порог. п. 141. ИСБН 9782021291636 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аль-Хусейни, Аббас Али Аббас, «Цивилизованные достижения аккадского царя Нарам-Сина. Исследование его художественных останков и формул дат», ISIN Journal 3, 2022 г.
- Буасье, Альфред, «Надпись Нарам-Сина», Revue d'Assyriologie et d'archeologie Orientale, vol. 16, нет. 3, с. 157–64, 1919 г.
- Фостер, Б.Р., «Нарам-Син в Марту и Магане», ARRIM 8, стр. 25–44, 1990 г.
- Гласснер, Дж. Дж., «Нарам-Син Полиорсет. Аватары гадательного предложения», Журнал ассириологии и восточной археологии, том. 77, нет. 1, стр. 3–10, 1983 г.
- Грейсон, А. Кирк и Эдмонд Соллбергер, «Всеобщее восстание против Нарам-Суена», RA70, стр. 103–128, 1976 г.
- Лафон, Бертран, «Мемориальная доска на металле, содержащая надпись Нарам-Син д'Агаде», Третье тысячелетие. Исследования ранней Месопотамии и Сирии в честь Вальтера Зоммерфельда и Манфреда Креберника, час. в. Архипов, Илья, Коган, Леонид, Козлова, Наталья (Клинописные монографии 50), с. 408-416, 2020 г.
- Петр Михаловский, «Новые источники о правлении Нарам-Сина», Журнал клинописных исследований, том. 32, нет. 4, стр. 233–246 (октябрь 1980 г.)
- Насуи, Эссад, «Алебастровая ваза из Нарама-Сина», Revue d'Assyriologie et d'archeologie Orientale, vol. 22, нет. 2, с. 91–91, 1925 г.
- [12] А. Побель, «Построение «Шахтельзаца» текста Нарам-Син RA XVI 157f.», Разные исследования, AS 14; Чикаго, стр. 23–42, 1947 г.
- Пауэлл, Марвин А., «Нарам-Син, сын Саргона: древняя история, известные имена и знаменитая вавилонская подделка», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 81, вып. 1-2, стр. 20-30, 1991 г.
- Салгес, Э., «Завоевания Субарту и Арманума Нарам-Сином», Аккаде - король. Сборник статей друзей и коллег, подаренный Оге Вестенхольцу по случаю его 70-летия 15 мая 2009 г., час. против Гойко Барьямовича (Издательство Нидерландского института Ближнего Востока в Лейдене, 118), стр. 253-272, 2011 г.
- Штайнкеллер, Петр, «Кружок Нарам-Суена», История, тексты и искусство в ранней Вавилонии: три очерка, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 158-164, 2017 г.
- Ф.Тюро-Данжен, Une inscription de Naram-Sin», Revue d'Assyriologie et d'archéologie Orientale, т. 8, № 4, стр. 199–200, 1911 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]