Список латинских фраз (А)
(Перенаправлено с сайта Audentes, помогает )
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
Эта страница является одной из серии, в которой перечислены английские переводы известных латинских фраз, таких как veni vidi vici и et cetera . Некоторые фразы сами по себе являются переводами греческих фраз , поскольку древнегреческая риторика и литература зародились за столетия до появления латинской литературы в Древнем Риме . [1]
- букву А. Этот список охватывает см . в списке латинских фраз . Основной список
латинский | Перевод | Примечания |
---|---|---|
по желанию | от одного очень доволен | т. е. «по желанию» или «по своему усмотрению». Эта фраза и ее итальянские ( beneplacito ) и испанские ( beneplácito ) производные являются синонимами более распространенного ad libitum (по желанию). |
с головы до ног | с головы до пят | т. е. «сверху вниз», «насквозь» или «с головы до ног». См. также Pedibus Usque Ad Caput . |
наоборот | с противоположной стороны | т. е. «наоборот» или « наоборот ». Таким образом, аргументум а контрарио («аргумент противного») — это аргумент или доказательство по контрасту или прямой противоположности. |
от Девкалиона | с или после Девкалиона | Давным-давно; из Гая Луцилия , Сатиры VI, 284 |
исходить из ложных принципов | исходить из ложных принципов | Юридическая фраза. Цицерон De , finibus IV.53. |
от более сильного | от более сильного | т. е. «тем более» или «еще более веская причина». Часто используется для перехода от менее определенного утверждения к более очевидному следствию. |
от большего к меньшему | от большего к меньшему | От общего к частному; «То, что справедливо для всех X, справедливо и для одного конкретного X ». - аргумент а тем более |
от меньшего к большему | от меньшего к большему | Вывод от меньшего к большему; то, что запрещено как минимум, запрещено как минимум («Если езда на велосипеде вдвоём запрещена, то езда втроем наказывается, по крайней мере, таким же образом».) |
от ног до головы | от ног до головы | т. е. «полностью», «от кончиков до пят», «с головы до пят». В равной степени capite ad Calcem . См. также ab ovo usque ad Mala . |
владение этим | от возможности к тому, чтобы быть | «От возможности к действительности» или «от возможности к действительности». |
в ретроспективе | от последнего | Основано на наблюдениях, т. е. эмпирических данных . Противоположность априори . Используется в математике и логике для обозначения чего-то, что известно после проведения доказательства. В философии используется для обозначения чего-то, известного из опыта. |
априори | из бывшего | Предполагается независимость от опыта; обратная сторона апостериорного . Используется в математике и логике для обозначения чего-то, что известно или постулируется до того, как было проведено доказательство. В философии использовать для обозначения чего-либо предполагается без эмпирических подтверждений. В повседневной речи оно обозначает нечто, происходящее или известное до события. |
от восхода до заката | от восхода до заката | |
от абсурда | от абсурда | Говорится об аргументе либо в пользу вывода, основанного на предполагаемой абсурдности аргумента оппонента (ср. обращение к насмешкам ), либо в отношении того, что другое утверждение ложно, потому что оно абсурдно. Эта фраза отличается от доведения до абсурда , которое обычно является действительным логическим аргументом. |
от злоупотребления использовать последствия недействительны | Вывод об использовании на основе злоупотребления недействителен. | т.е. право остается правом, даже если им злоупотребляют (например, осуществляют его морально/этически неправильно); ср. § злоупотребление нон tollit usum . |
из вечности | из вечного | Буквально «из вечности», «из вечности» или «извне времени». С философской и теологической точки зрения оно указывает на что-то, например, на Вселенную, созданную вне времени. Иногда употребляется неправильно для обозначения чего-либо не извне времени, а из точки внутри времени, т.е. « с незапамятных времен », «от начала времен». или «из бесконечно отдаленного времени в прошлом») |
с древних времен | из древнего | то есть с древних времен |
из букв | из букв [2] | Относительно или относящегося к переписке. [2] Ab epistulis первоначально было названием должности секретаря в Римской империи. |
АБ экстра | извне/без | Юридический термин, обозначающий происхождение из внешнего источника, в отличие от личности или разума человека, последний из которых обозначается ab Intra . |
отсюда | отсюда и дальше | Также иногда пишется как «abhinc». |
из нижней части груди | из самой глубокой груди | т. е. «от всего сердца», «с глубочайшей любовью» или «искренне». Приписывается Юлию Цезарю . |
от неудобного | от неудобной вещи | Неолатинское слово «из-за непригодности», «из-за неудобства» или «из-за невзгод». Argumentum ab inconvenienti – это аргумент, основанный на трудностях, связанных с следованием линии рассуждений, и, таким образом, является формой апелляции к последствиям . Эта фраза относится к юридическому принципу, согласно которому аргумент о неудобствах имеет большой вес. |
из колыбели | с колыбели | т. е. «с самого начала» или «с младенчества». Инкунабула обычно используется в английском языке для обозначения самой ранней стадии или происхождения чего-либо, особенно для копий книг, появившихся до распространения печатного станка c. 1500 год нашей эры . |
с самого начала | с самого начала | т.е. «с самого начала», имея в виду расследование или расследование. Ab initio mundi означает «от начала мира». В литературе это относится к истории, рассказанной с самого начала, а не in medias res («с середины»). В науке это относится к первым принципам . В других контекстах это часто относится к курсам для начинающих или обучающим курсам. В праве это относится к тому, что вещь является истинной с самого начала или с момента совершения действия, а не с того момента, когда суд объявил это таковым. Точно так же аннулирование — это судебное заявление о недействительности или ничтожности брака ab initio : так называемый брак не был «ничем» (лат. nullius , от которого происходит слово «недействительность») и никогда не существовал, за исключением, возможно, только имя. |
от не получившего завещания | от лица, не имеющего завещания | т.е. от (мертвого) умершего, который умер, не исполнив законного завещания; ср. по завещанию |
изнутри | изнутри | т. е. изнутри, в отличие от ab extra («извне»). |
по приглашению | против своей воли | |
от злости | от/от разгневанного человека | Буквально: «от злого человека». Хотя форма ирато мужского рода, применение этой фразы не ограничивается мужчинами. Скорее, имеется в виду «человек», потому что из этой фразы, вероятно, исключается homo («человек/человек»), а не vir («человек»). В законодательстве оно используется для описания решения или действия, которое мотивировано ненавистью или гневом, а не разумом и наносит ущерб тем, на кого оно влияет. |
от происхождения | из источника | т.е. от происхождения, начала, источника или начала; или «изначально». Корень слова абориген . |
ab ovo | из яйца | т.е. с самого начала или происхождения. Произведено от более длинной фразы в Горация Сатире и 1.3: « ab ovo usque ad Mala », что означает «от яйца к яблокам», что указывает на то, что древнеримская трапеза обычно начиналась с блюда из яиц заканчивалась фруктами ( ср. английское словосочетание « суп с орехами» ). Таким образом, ab ovo означает «с самого начала» и может означать тщательность . |
Он не будет отсутствовать | отсутствующий человек не будет наследником | Юридический принцип, согласно которому отсутствующий человек вряд ли унаследует. |
отсутствующий ответчик (абс. ре.) | [при] отсутствии ответчика | Юридическая фраза, обозначающая действие «в отсутствие обвиняемого». |
травма отсутствует | отсутствует из-за травмы | т. е. «без обид», что означает желание, чтобы слова говорящего не причиняли никакого оскорбления или вреда. Также переводится как absit iniuria verbis («пусть в этих словах не будет вреда»). ср. абсит инвидия . |
зависть отсутствует | отсутствует от зависти | В отличие от «без обид», absit invidia произносится в контексте заявления о превосходстве, чтобы отогнать завистливых божеств, которые могут интерпретировать заявление о превосходстве как высокомерие . Также расширено до absit invidia verbo («пусть в этих словах отсутствует недоброжелательность / зависть»). ср. абсит инурия вербис . [3] |
предзнаменование отсутствует | отсутствует в предзнаменовании | т. е. «пусть это не будет плохим предзнаменованием», выражая надежду на то, что что-то дурное не обернется в будущем невезением. |
абсолютное мастерство | абсолютное господство | т. е. полная или верховная власть, господство, собственность или суверенитет |
оправдать | Я освобождаю | Юридический срок, объявляемый судьей для оправдания подсудимого после суда. Te absolvo или absolvo te («Я прощаю тебя») произносится -католическими священниками во время Таинства исповеди римско перед Вторым Ватиканским собором и на местном языке после него. |
лишняя осторожность не помешает | излишняя осторожность не причинит вреда | т. е. «никогда нельзя быть слишком осторожным» |
все учатся у одного | из одного узнай все | Относится к ситуациям, в которых один пример или наблюдение указывает на общую или универсальную истину. Придумано у Вергилия , Энеиды II 65-6. Пример: при дворе короля Сайласа в американском телесериале « Короли» . |
основан городом (AUC) | со дня основания города | т. е. «от основания Рима», которое произошло в 753 г. до н. э., согласно Ливию . Он использовался в качестве эталонного года в Древнем Риме, от которого рассчитывались последующие годы, прежде чем был заменен другими соглашениями о датировке. Также anno urbis conditae (AUC), буквально «в год основания города». |
злоупотребление не исключает использования | неправильное использование не устраняет использование | Неправильное использование какой-либо вещи не исключает возможности ее правильного использования. ср. Ab Abusu Ad Usum Non Valet Consequenceia |
АБ полезно | из полезности | Использование аргумента |
бездна взывает к бездне | бездна зовет бездну | Из Псалмов 42:7 ; в некоторых переводах есть «море заходит в море». |
возьми это | возьми это | Девиз 848-й военно-морской авиационной эскадрильи Королевского флота Великобритании. |
никто не должен обвинять себя, кроме как перед Богом | никто не должен обвинять себя, кроме как в присутствии Бога | Юридический принцип, обозначающий, что обвиняемый имеет право заявить о своей невиновности и что свидетель не обязан отвечать или представлять документ, который мог бы обвинить его самого . Похожая фраза - nemo tenetur se ipsum Accusare («никто не обязан обвинять себя»). |
Деяния богов никогда не подводят смертных | поступки смертных никогда не обманывают богов | Произведено от Овидия , Тристии , 1.ii, 97: если же дела смертных никогда не обманывают богов, / вы знаете, что я отсутствую по вине своих дел. («Но если действия смертных никогда не обманывают богов, / вы знаете, что преступления не было по моей вине».) |
спектакль окончен, хлопните в ладоши | Спектакль поставлен; аплодирую! | Общий финал древнеримских комедий: Светоний утверждал в «Двенадцати цезарях» , что это были последние слова Августа ; Сибелиус применил их к третьей части своего струнного квартета № 2, чтобы аудитория поняла, что это последняя часть, поскольку обычно ожидается четвертая часть. |
дела, а не слова | Дела, а не слова | Девиз Академии торгового флота США . |
Деяния святых | Деяния святых | Также используется в единственном числе перед именем святого: Acta Sancti («Деяния святого») N.; общее название агиографических произведений |
действия по вере | действие следует за верой | т. е. «мы действуем в соответствии с тем, во что мы верим (как мы сами)». [4] |
истец, не доказав свою вину, оправдан | Обвиняемый освобождается от ответственности в случае неспособности обвинения доказать свою правоту [5] | презумпция невиновности |
Поступок, совершенный против моей воли, не является моим поступком | поступок, совершенный мною против моей воли, не является моим поступком | |
действие не делает человека виновным, если только разум не виновен | Действие не делает [человека] виновным, если разум не должен быть виноват. | Правовой принцип презумпции mens rea в преступлении |
виновное деяние | виновное деяние | Фактическое совершенное преступление, в отличие от намерения, мышления и рационализации, которые привели к преступному деянию; внешние элементы преступления, а не внутренние элементы (т.е. mens rea ). |
до абсурда | до абсурда | В логике до такой степени, что это глупо или бессмысленно. См. также «доведение до абсурда» . Не путать с ab абсурдо («из абсурда»). |
к изобилию | к изобилию | Используется в юридическом языке при предоставлении дополнительных доказательств к уже достаточной коллекции. Также обычно используется как эквивалент фразы «как будто этого недостаточно». |
к записям | в архивы | Обозначение несущественности вещи |
Я склонен идти выше | Я стремлюсь к более высоким вещам | |
по желанию | по желанию, по своему усмотрению | |
объявление астры | к звездам | Общее название или девиз, полностью или частично, среди многих публикаций. |
ad astra per aspera | к звездам сквозь трудности | т. е. «к звездам ведет неровная дорога», как на на Стартовом комплексе-34 мемориальной доске космонавтам «Аполлона-1» . Используется в качестве девиза штата Канзас и других организаций. |
в Августу ради Ангусты | через трудности к почестям | т. е. подняться на высокую должность, преодолевая трудности. |
чтобы захватить толпу | пленить толпу | т.е. апеллировать к массам. Часто говорят или используют политики. Точно так же аргументум ad captandum — это аргумент, призванный угодить толпе. |
духовенству | духовенству | Официальное письмо или сообщение в христианской традиции от епископа своему духовенству. Ad clerum может быть поощрением во время празднования или техническим объяснением новых правил или канонов . |
на небеса или с небес в центр | от неба к центру | т. е. «от Небес до центра Земли». В законе это может относиться к принципу собственности cuius est solum, eius est usque ad coelum et ad inferos («кем бы ни была почва, она принадлежит ему до неба и до недр [Земли]»). |
к тому же | к тому же | Степень ad eundem . (образованная от ad eundem gradum , «на той же ступени или степени») — это любезная степень, присуждаемая университетом или колледжем выпускнику другого университета Это не почетная степень , а признание формального обучения, за которое эта степень была получена в другом колледже. |
рекламные шрифты | к источникам | Девиз гуманизма эпохи Возрождения и протестантской Реформации |
до дна | до дна | т. е. «до дна вверх!» (во время общего тоста ) или «возврат к основам», в зависимости от контекста. |
для этого | к этому | т. е. «для этого», в смысле импровизированного или предназначенного только для конкретной, непосредственной цели. |
человеку | к/у мужчины | Предоставляет термин «аргументум ad hominem» — логическую ошибку , при которой критикуют самого человека, когда предметом дебатов является его идея или аргумент, на основе ошибочного предположения, что обоснованность аргумента зависит от качеств его сторонника. |
почтить | в/за честь | т.е. не с целью получения какого-либо материального вознаграждения |
до бесконечности | до бесконечности | то есть, продолжающееся вечно. Используется для обозначения свойства, которое повторяется во всех случаях в математическом доказательстве . Также используется в философском контексте в значении «повторение во всех случаях». |
промежуточное объявление (между рекламным объявлением) | тем временем | Как и термин « временный поверенный в делах », обозначающий дипломатического чиновника, который действует вместо посла. [6] |
по греческому календарю | никогда | т. е. « когда свиньи летают ». Приписывается Светонием в «Двенадцати цезарях Августу » . Календы были особыми днями римского календаря , а не греческого , поэтому «греческие календы» никогда не возникали. |
желанию по | к удовольствию | т. е. «как пожелаете» или «как пожелаете». В музыкальных и театральных сценариях это обычно означает, что исполнитель имеет право что-то изменить или опустить. Импровизация часто используется, особенно когда кто-то импровизирует или игнорирует ограничения. Также используется в некоторых ресторанах в пользу разговорной фразы «все, что вы можете съесть или выпить». Libitum происходит от причастия прошедшего времени слова libere («угодить»). |
у порога апостолов | к порогам Апостолов | то есть в Рим. В частности, относится к пятилетнему визиту ad limina — официальной поездке римско-католических епископов с визитом к Папе каждые пять лет. |
к костюму | к иску | Юридическая фраза, относящаяся к стороне, назначенной судом действовать в судебном процессе от имени другой стороны, которая считается неспособной представлять себя, например ребенка. Лицо, действующее в этом качестве, называется опекуном adlitem . |
к месту (к месту) | на месте | Используется для предложения поискать информацию о термине в соответствующем месте цитируемого справочника. |
к свету | к свету | часто используемый девиз для учебных заведений |
для вящей славы Божией (AMDG) | Для вящей славы Божией | девиз Общества Иисуса (иезуитов) |
к лучшему | к лучшему | Девиз колледжа Святого Патрика, Каван , Ирландия |
до смерти | до/после смерти | Медицинская фраза, служащая синонимом смерти |
в течение многих лет | на многие годы | Желание долгой жизни; похоже на « много счастливых возвращений ». |
до тошноты | к болезни | т. е. «до отвращения». Иногда используется как юмористическая альтернатива «до бесконечности» . Аргументум до тошноты — это логическая ошибка , при которой ошибочное доказательство предлагается путем длительного повторения аргумента, т. е. аргумент повторяется так много раз, что людям он «надоел». |
в глаза | в глаза | т. е. «очевидно с первого взгляда» или «очевидно для всех, кто это видит» |
к письму | в конец письма | т. е. «точно так, как написано», «до буквы» или «до мельчайших подробностей». |
на вечную память | на вечную память | Обычно предшествует «of» и имени человека, используется для желания, чтобы кого-то помнили долго после смерти. |
на вес всех (ad pond om) | на вес всех вещей | т. е. «учитывая вес всего». Аббревиатура исторически использовалась врачами и другими людьми для обозначения того, что последний предписанный ингредиент должен весить столько же, сколько все ранее упомянутые. |
к какой потере | к какому бы то ни было ущербу | т.е. «в соответствии с вредом» или «пропорционально вреду». Эта фраза используется в деликтном праве как мера причиненного ущерба , подразумевая, что средство правовой защиты (если оно существует) должно соответствовать конкретно и только понесенному ущербу. ср. чертум абскэ инурия . |
для ссылки (ссылка на объявление) | для ссылки | т.е. подлежит предложению, предварительному одобрению, но все еще нуждается в официальном одобрении. Это не то же самое, что референдум . |
в точку | к делу | то есть "к делу" или "без отступлений " |
мы здесь | вот мы и здесь | Девиз бразильской морской пехоты . Молитва Adsumus, Sancte Spiritus (« Мы стоим перед Тобой, Святой Дух ») обычно произносится в начале каждой сессии Вселенского Собора или Синода Епископов в Католической Церкви. [7] |
завершить начинание | для достижения того, что было предпринято | Девиз Ассоциации трастовых школ |
к сроку, который прошел | за истекший срок | Юридическая фраза для разрешения на въезд [8] |
к волнам | к волнам | то есть «в ад» |
одному | одному | |
для использования Дельфина | для использования Дофина | Сказано о произведении, очищенном от оскорбительных или ненадлежащих частей. Происходит на основе изданий греческой и римской классики, которые король Франции Людовик XIV подверг цензуре для своего наследника, дофина . Также редко встречается в usum Delphini («в обиходе дофина » ). |
для собственного использования | для собственного использования | |
готов к обоим | подготовлен к любому [альтернативному варианту] | Девиз Лундского университета , подразумеваемые альтернативы - книга (учеба) и меч (защита нации в войне), США морской пехоты III экспедиционного корпуса и испанских подводных сил. |
ценить | по стоимости | Используется в торговле для обозначения адвалорных налогов , т. е. налогов, основанных на оценочной стоимости недвижимости или личного имущества. |
к победе | к/к победе | как боевой клич Используется римлянами . |
к вечной жизни | к вечной жизни | т. е. «к жизни вечной». Распространенная библейская фраза |
к жизни или вине | на всю жизнь или до вины | Используется в отношении окончания политического срока после смерти или падения офицера (смерти, например, при совершении им достаточно серьезного безнравственности и / или юридического преступления). |
дополнение | вещь, которую нужно добавить | т. е. элемент, который нужно добавить, особенно в качестве дополнения к книге. Множественное число – это дополнения . |
адекватность реальности и понимания | соответствие разума и реальности | Одно из классических определений «истины»: когда разум имеет ту же форму, что и реальность, мы думаем об истине . Также переводится как adaequatio intellectus et rei . |
приспособление нашего понимания к реальности | соответствие разума действительности | Фраза, используемая в эпистемологии относительно природы понимания. |
Я здесь | я здесь | то есть «настоящее!» или «здесь!» Противоположность absum («Я отсутствует»). |
достичь равнин Луны | Я достигну равнин Луны | Девиз американской лунной миссии IM-1 . |
Я не говорю против солнца | не говори против Солнца | т.е. «не спорьте о том, что явно/явно неверно». |
адвокат дьявола | Адвокат дьявола | Тот, кто перед лицом конкретного аргумента высказывает аргумент, который он не обязательно принимает, ради спора и открытия истины путем проверки аргумента оппонента. ср. аргумент . |
сны пациента | сны больного человека | то есть «тревожные сны». От Горация , Ars Poetica VII 7. |
долг | внешний долг | то есть "чужие деньги" |
своего возраста (возраста, возраста или возраста) | своего возраста или в возрасте | Слово aetatis означает «состарившийся» или «совершеннолетний» (например, «aetatis 36» означает «возраст 36 лет» или «возраст 36 лет»). Встречается на портретах, надгробиях, памятниках и т. д. Обычно предшествует anno (AAS). , «в # году [его возраста/жизни]». Часто сочетается с Anno Domini , указывая одновременно возраст Иисуса Христа и возраст умершего. Пример: « Obiit anno Domini MDCXXXVI тот (тридцать шестой), [в] год его 25-летия тот (vicensimo quinto) » («он умер в 1636-м году от Господня, [будучи] 25-м [годом] своего возраста[/жизни]»). |
аффидевит | он утверждал | Юридический термин, происходящий от слова fides («вера»), происходящего, по крайней мере, из средневековой латыни и обозначающего заявление под присягой. |
делай то, что делаешь | делай то, что делаешь | т. е. «делай то, что делаешь» или «делай хорошо все, что делаешь». В переносном смысле это означает «продолжай идти, потому что ты вдохновлен или предан этому». Это девиз нескольких римско-католических школ, а также его использовал Папа Иоанн XXIII в смысле «не заботьтесь ни о чем другом, кроме поставленной задачи»; он успокаивал беспокойство о том, что станет с ним в будущем: его чувство возраста quod agis было «радостью» по поводу происходящего в настоящее время и «отстраненностью» от забот о будущем. [9] |
действовать следует (быть) | действие следует за тем, чтобы быть | Метафизический и моральный принцип, указывающий на связь онтологии , долга и этики . [4] |
Агнус Деи | Агнец Божий | Относится как к невиновности агнца , так и к тому, что Христос был жертвенным агнцем согласно еврейской религиозной практике. Это латинский перевод Иоанна 1:36 , когда Св. Иоанн Креститель восклицает: « Ecce Agnus Dei !» («Вот Агнец Божий!»), увидев Иисуса Христа . |
ставка сделана | жребий брошен | Сказано Юлием Цезарем ( греч . ἀνερρίφθω κύβος , anerríphthō kýbos ) при пересечении Рубикона в 49 г. до н. э., согласно Светонию . Первоначальное значение было похоже на «игра началась», но его современное значение, как и значение фразы « переход Рубикона », означает прохождение точки невозврата в важном решении и вступление в рискованное предприятие, результат которого невозможен. оставлено на волю случая. |
питать свет, где возникла свобода | Пусть свет питается там, где возникла свобода | «Свет» означает обучение. Девиз Дэвидсон-колледжа . |
псевдоним | в другое время, иначе | Вымышленное имя или псевдоним ; похоже на альтер-эго , но более конкретно относится к имени, а не к «второму я». |
алиби | в другом месте | Юридическая защита, когда обвиняемый пытается доказать, что он находился в другом месте в момент совершения преступления (например, «его алиби достоверно; он дал показания, что находился в другом городе в ночь убийства»). |
что-то означает кого-то | что-то означает что-то другое | Основополагающее определение в семиотике . |
крылья орла | на крыльях орла | Из Исаии 40 : «А ожидающие Господа обретут силу свою: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не утомятся, пойдут — и не утомятся». |
Элис Грейв ноль | ничто не тяжелое с крыльями | т. е. «нет ничего тяжелого для тех, у кого есть крылья»; девиз Папского католического университета Рио-де-Жанейро , Бразилия |
он летает на своих крыльях | она летает на своих крыльях | Девиз штата Орегон , принятый в 1987 году, заменивший предыдущий девиз штата «Союз», принятый в 1957 году. |
альма-матер | кормящая мать | Термин, используемый для обозначения университета, который человек посещает или посещал. Другой университетский термин, matriculation , также происходит от mater . Этот термин предполагает, что университет «кормит» студентов знаниями и заботится о них. Он также используется в традиционном школьном гимне университета. |
другое эго | другой я | т. е. другое «я», вторая личность или псевдоним . Может использоваться для описания разных сторон или личностей одного персонажа или разных персонажей, которые кажутся представителями одной и той же личности. вымышленного персонажа Часто используется для обозначения тайной личности . |
Он не может быть чужим, кто может быть своим | пусть ни один человек не будет чужим, кто может быть своим | Обычно приписываемая Цицерону , эта фраза является заключительным предложением Эзопу приписываемой басни « Лягушки, желавшие короля », которая появляется в сборнике, широко известном как « Аноним Невелети », в басне 21B: De ranis a Iove querentibus regem . Используется в девиза Парацельса качестве . |
не причинять вреда другому | чтобы не ранить другого | из трех основных юридических Дигест I. Юстиниана Одна заповедей |
выпускница , или, выпускница | ученик | Выпускник или бывший студент школы, колледжа или университета. Множественное число слова «выпускник» — выпускники (мужчина). Множественное число слова «выпускница» — «alumnae» (женщина). |
от моря до моря | от моря до моря | Из Псалма 71 :8: « И будет владычествовать от моря до моря и от реки до концов земли » ( KJV : «И будет владычествовать от моря до моря и от реки до концов земли). Земля»). Национальный девиз Канады. |
Он любит заботиться о победе | победа благоприятствует заботе | Девиз нескольких школ |
верный друг в неопределенном деле | верный друг в неуверенном деле | Из Энния , цитируемого Цицероном в Laelius de Amicitia , с. 64 |
друг суда | друг суда | т.е. советник или человек, который может получить или предоставить доступ к благосклонности влиятельной группы (например, Римской курии ). В нынешнем правовом использовании США amicus curiae — это третья сторона, которой разрешено представлять юридическое заключение в форме заключения amicus в суд . |
Друг Платона, но более дружелюбная правда . | Платон — мой друг, но истина — лучший друг. | Утверждение, что правда ценнее дружбы. Приписывается Аристотелю , «Никомахова этика» , 1096а15; и Роджер Бэкон , Opus Majus , Часть 1, Глава 5. |
друг даже к алтарю | друг до алтаря | «друг вплоть до алтаря», «друг, чья единственная высшая преданность — это религия», «друг до самого конца». |
потерять закон страны | потерять закон страны | Устаревшая юридическая фраза, означающая лишение права приносить присягу в любом суде или деле или становиться позорной. |
интеллектуальная любовь к Богу | интеллектуальная любовь к Богу | От Баруха Спинозы |
любовь одновременно сладка и жестока | любовь богата и медом, и ядом | Из первого действия, первой сцены пьесы Плавта « Чистеллария » . [10] |
любовь фати | любовь к судьбе | Ницшеанское мировоззрение, альтернативное тому, которое представлено через memento mori («помни, ты должен умереть»): Ницше считал, что amor fati более позитивен в отношении жизни. |
любовь одинакова для всех | любовь одинакова для всех | От Вергилия , Георгика III. |
любовь к стране | любовь к отечеству | т. е. «любовь к нации»; патриотизм |
любовь побеждает все | любовь побеждает все | Первоначально от Вергилия , Эклоги X, 69 : omnia vincit amor: et nos cedamus amori («любовь побеждает все: давайте тоже предаемся любви»). Эта фраза начертана на браслете, который носила настоятельница из Чосера » «Кентерберийских рассказов . |
Разве ты не знаешь, сын мой, как благоразумие правит миром? | Разве ты не знаешь, сын мой, как мало мудрости управляют миром? | Написано Акселем Оксеншерной в письме, чтобы поддержать своего сына, делегата на переговорах, которые привели к заключению Вестфальского мира , который беспокоился о своей способности выстоять среди опытных и выдающихся государственных деятелей и дипломатов. |
по-английски | по-английски | Используется перед англизированной версией слова или имени. Например, «Terra Mariae, Англия , Мэриленд». |
ум, сверяясь с книгой | ум, свободный от размышлений | Девиз НАТО |
год (ан.) | в году | Также используется в таких фразах, как anno urbis conditata (см. ab urbe condita ), Anno Domini и anno regina . |
год Домини (AD) | в год нашего Господа | Аббревиатура Anno Domini Nostri Jesu Christi («в год Господа нашего Иисуса Христа»), наиболее часто используемая система датирования лет во всем мире; используется с григорианским календарем и основан на предполагаемом году рождения Иисуса Христа . Годы до Его рождения раньше обозначались а. C. n ( ante Christum natum , «до рождения Христа»), но сейчас используют английскую аббревиатуру «BC» («до Рождества Христова»). Например, Август родился в 63 году до нашей эры и умер в 14 году нашей эры. |
в год правления | В год правления | Предшествует «of» и текущему правителю. |
он кивнул в начале | он кивает на начатое дело | т. е. «он одобряет наши начинания». Девиз на реверсе Большой печати Соединенных Штатов и, следовательно, на реверсе однодолларовой купюры Соединенных Штатов ; в этом контексте девиз относится к Богу. |
ужасный год | ужасный год | Вариация на тему annus mirabilis , записанная в печати с 1890 года. [11] В частности, оно использовалось в речи королевы Елизаветы II, чтобы описать, каким плохим для нее был 1992 год. На классической латыни эта фраза на самом деле означает «ужасающий год». См. также annus terribilis . |
чудесный год | чудесный год | В частности, используется для обозначения 1665 и 1666 годов, когда Исаак Ньютон сделал революционные изобретения и открытия в области исчисления, движения, оптики и гравитации. «Аннус Мирабилис» — это также название стихотворения Джона Драйдена, написанного в том же году. С тех пор его использовали для обозначения других лет, особенно 1905 года, когда Альберт Эйнштейн сделал столь же революционные открытия, касающиеся фотоэлектрического эффекта, броуновского движения, эквивалентности массы и энергии и специальной теории относительности. ( См. Аннуса Мирабилиса статьи ) |
ужасный год | ужасный год | Используется для описания 1348 года, когда Черная смерть начала поражать Европу. |
перед войной | перед войной | Как в status quo ante bellum («как было до войны»); обычно используется как довоенный период для обозначения периода, предшествовавшего Гражданской войне в США , в первую очередь в отношении юга Соединенных Штатов того времени. |
перед едой | перед едой | Медицинское сокращение от «до еды». |
пред лицом Господа | пред лицом Господа | Девиз Колледжа христианских братьев, Аделаида |
перед письмом | перед письмом | Говорится о выражении или термине, описывающем что-то, существовавшее до того, как сама фраза была введена в употребление или стала общепринятой. Пример: Алан Тьюринг был ученым-компьютерщиком до последнего времени область « информатики » еще не была признана. , поскольку во времена Тьюринга |
до полудня (утра) | до полудня | С полуночи до полудня; праздничный пост |
перед смертью | перед смертью | См. post mortem («после смерти»). |
прежде всего быть вооруженным | прежде всего, будьте вооружены | |
до обеда | до обеда | Используется в фармацевтических рецептах для обозначения «перед едой». Реже встречается постпрандиум («после обеда»). |
древние поклоняются древним дням | пусть древние поклоняются Ветхому днями | Девиз Честера |
открыть землю народам | открыть землю для народов | Девиз Фердинанда де Лессепса, относящийся к Суэцкому и Панамскому каналам. Также появляется на мемориальной доске на Киншасы вокзале . |
аппаратный критик | инструменты критика | Текстовые примечания или список других материалов для чтения, относящихся к документу, особенно в научном издании текста. |
извинения за твою жизнь | защита своей жизни [12] | |
в | в трудах | Используется в научных работах для цитирования ссылок из вторых рук. |
вода (водн.) | вода | |
сильная вода | сильная вода | Относится к азотной кислоте , названной так из-за ее способности растворять все материалы, кроме золота и платины. |
Аква Пура | чистая вода | Или «чистая вода» или «чистая вода». |
царская водка | королевская вода | Относится к смеси соляной и азотной кислот , названной так из-за ее способности растворять золото и платину. |
вода жизни | вода жизни | «Дух вина» во многих английских текстах. Используется для обозначения различных местных дистиллированных напитков , таких как виски ( uisge beatha ) в Шотландии и Ирландии, джин в Нидерландах, бренди ( eau de vie ) во Франции и аквавит в Скандинавии. |
Орел не ловит мух | орел не ловит мух | Или «благородный или важный человек не занимается незначительными делами» |
вспахать берег | вспахивать берег моря | Дезидерий Эразм , Адагия (1508 г. н.э.); что означает «напрасный труд» |
арбитр элегантности | ценитель вкусов | Тот, кто предписывает, выносит правила или является признанным авторитетом в вопросах социального поведения и вкусов. Сказано о Петронии . Иногда встречается в единственном числе как arbiter Elegantiae («судья вкуса»). |
arcana imperii | секреты власти | Первоначально использовался Тацитом для обозначения государственных тайн и необъяснимых действий римского имперского правительства. |
секрет хорошего настроения души | Секрет хорошего настроения | Девиз Старобрненской пивоварни в Брно |
старый лук | лук старика | Непрозрачный круг вокруг роговицы глаза, часто встречающийся у пожилых людей. Если его обнаруживают у пациентов моложе 50 лет, его называют arcus juvenilis. |
крутой к солнцу | Стремление к Солнцу | Девиз Манчестерского университета Виктории |
белое серебро | белое серебро | Также «серебряная монета»; упомянут в Книге Судного дня ; означает слитки или серебро, не отчеканенные |
спорить | для споров | Или «ради спора». Говорится, когда что-то делается исключительно для того, чтобы обсудить вопрос или проиллюстрировать какую-либо точку зрения. Например: «Давайте предположим, Argendo , что ваше утверждение верно». |
аргумент | аргумент | Или «рассуждение», «вывод», «обращение» или «доказательство». Множественное число – аргументы . Обычно используется в названиях логических аргументов и заблуждений , предшествующих фразам, таким как молчание (молчанием), ad antiquitatem (к древности), ad baculum (к палке), ad captandum (к захвату), ad Consequenceiam (к последствиям). ), к кошельку (к кошельку), к женщине (к женщине), к человеку ( (к человеку), к незнанию к невежеству), к зависти (к зависти/ревности/ненависти/ненависти/упреку - апеллируя к низким страстям), к суждению , к бедности , к логике , к страху, к жалости , к тошноте , к новизне), к характеру, к численности , к злобе , к народу , к умеренности , к почтению , от молчание из молчания), в террор (в ужас) и e contrario (от/к противоположному). |
руки Христа | оружие Христа | Также известные как «Инструменты Страстей» — это предметы, связанные со Страстями Иисуса Христа в христианской символике и искусстве . Они рассматриваются как оружие смысле в геральдическом , а также как оружие, которое Христос использовал для победы над сатаной . [13] |
вооруженная сила | вооруженный и мощный | обвинение, выдвинутое мировым судьей в средневековой Англии против тех, кто с оружием в руках выступал против королевского мира. |
искусство сокрытия искусства | искусство [это] скрывать искусство | Эстетический идеал, согласно которому хорошее искусство должно казаться естественным, а не надуманным. Средневекового происхождения, но часто ошибочно приписываемого Овидию . [14] |
искусство ради искусства | искусство ради искусства | Переведено на латынь из Бодлера « Искусства для искусства» . Девиз Metro-Goldwyn-Mayer . Хотя логотип MGM симметричен, лучший порядок слов на латыни — «Ars artis gratia». |
долгое искусство, короткая жизнь | искусство длинное, жизнь коротка | Сенека , De Brevitate Vitae , 1.1, перевод фразы Гиппократа , которая часто используется вне контекста. «Искусство», упомянутое в оригинальном афоризме, было медицинским ремеслом, на приобретение которого ушла целая жизнь. |
мастерство и труд | искусством и трудом | Девиз ФК Блэкберн Роверс |
искусство и рынок | мастерством и борьбой | Девиз Королевских инженеров-электриков и механиков британской армии и отделения электротехники и машиностроения (EME) канадских вооруженных сил |
Друзья богемного искусства | Друзья чешского искусства | Награда министра культуры Чехии за продвижение положительной репутации чешской культуры за рубежом |
осел на лире | осел на лире | Дезидерий Эразм , Адагия (1508 г. н.э.); что означает «неуклюжий или некомпетентный человек» |
задница трется о задницу | придурок трет придурка | Используется для описания двух человек, которые чрезмерно хвалят друг друга. |
страхователь не гонится за прибылью, а действует для предотвращения убытков | застрахованный не ищет прибыли, а извлекает из нее [свою прибыль], чтобы не оказаться в убытке | Относится к принципу страхования , согласно которому возмещение не может быть больше, чем убыток. |
звезды склоняются, но не связывают | звезды склоняют нас, они не связывают нас | Относится к отличию свободы воли от астрологического детерминизма. |
разные авторы | разные авторы | Используется в библиографии книг, текстов, публикаций или статей, в которых участвуют более 3 соавторов. |
власть | власть | Уровень престижа человека в римском обществе |
власть, а не истина, создает закон | власть, а не истина, создает закон | Эта формула появляется в латинском исправленном издании « » Томаса Гоббса 1668 Левиафана года , книга 2, глава 26, стр. 133 . |
смелость для работы со стеной и щитом | смелость — наша стена, действие — наш щит | Корнелис Йол , [15] в попытке сплотить своих мятежных капитанов для борьбы и завоевания испанского флота с сокровищами в 1638 году. |
клеветать смело, всегда что-то прилипает | клевещи смело, всегда что-то прилипает | Фрэнсис Бэкон , О развитии науки (1623 г. н. э.) |
смелый, но верный | смелый, но верный | Девиз Квинсленда Австралия , |
давайте осмелимся | давайте осмелимся | Девиз Канадского полка специальных операций [CSOR] на гербе полка; Ассоциации студентов Университета Отаго , что является прямым ответом на девиз университета: sapere aude («осмелиться быть мудрым»); и колледжа Шамплейн в Берлингтоне, штат Вермонт . |
мы смеем защищать свои права | мы смеем защищать свои права | Девиз штата Алабама , принятый в 1923 году; переведено на латынь из перефраза строфы «Люди, которые знают свои обязанности / Но знают свои права и, зная, осмеливаются поддерживать» из Уильяма Джонса «Что представляет собой государство?» |
удача любит тех, кто смеет | Удача любит смелых | Из Вергилия , «Энеида» , книга 10, 284, где первое слово в архаичной форме, audentis fortuna iuvat . Якобы последние слова Плиния Старшего перед тем, как он покинул доки Помпеи, чтобы спасти людей от извержения Везувия в 79 году. Часто цитируются как audaces fortuna iuvat . Также девиз коммандос португальской армии и военного корабля США Монтпилиер в последней форме. |
осмелиться сделать | осмелиться значит сделать | Девиз ФК Тоттенхэм Хотспур |
послушай другую сторону | услышать другую сторону | Юридический принцип; также формулируется как audiatur et altera pars («пусть будет услышана и другая сторона») |
Я слышу врага | Я слышу врага | Девиз 845 NAS Королевского флота |
слышать, видеть, молчать | слышать, видеть, молчать | |
золотая середина | золотая середина | Из Горация Од , 2, 10. Относится к этической цели достижения добродетельной середины между двумя греховными крайностями. Понятие золотой середины присуще многим философам, в первую очередь Аристотелю . |
священный золотой голод | проклятая жажда золота | Из Вергилия , «Энеида» цитирует , Книга 3, 57. Позже Сенека как quod non Mortalia pectora coges, auri Sacra Fames («чего не заставляешь смертных сердец [делать], проклятый голод по золоту»). |
у меня волк за уши | Я держу волка за уши | Распространенная древняя пословица, это версия Теренция . Это указывает на то, что человек находится в опасной ситуации, когда и удержание, и отпускание могут быть смертельными. Современная версия — «держать тигра за хвост». |
южный рассвет | южный рассвет | Южное сияние — полярное сияние , появляющееся в Южном полушарии . Оно менее известно, чем северное сияние ( aurorea Borealis ). Aurora Australis — это также название антарктического ледокола . |
северное сияние | северный рассвет | Северное сияние — полярное сияние , появляющееся в Северном полушарии . |
друг музыки Авроры | рассвет — друг муз | Название двустишия Иоанна Кристениуса (1599–1672): «Ночь не годится для занятий, свет удобен; / При свете хороша работа и ночью хорош отдых». («Ночь не годится для учебы, день подходит; / Работа при свете хороша, так как ночью он отдыхает.»); в Нихус, Бартольд (1642). Эпиграмматические двустишия . Йоханнес Кинкюс |
золото это сила | золото это сила | Девиз вымышленной семьи Фаул из сериала «Артемис Фаул» , написанный Эоином Колфером. |
предзнаменование лучшего возраста | надежда/знак лучшего возраста | Девиз Ордена Святых Михаила и Святого Георгия и Института Раффлз в Сингапуре |
Австрия будет править миром (AEIOU) | Австрия будет править всем миром | Девиз Дома Габсбургов , придуманный Фридрихом III, императором Священной Римской империи. |
либо Цезарь, либо ничего | либо Цезарь , либо ничего | Обозначает абсолютное стремление стать Императором или эквивалентным ему верховным судьей, и ничего больше. В общем, «все или ничего». Личный девиз Чезаре Борджиа . Чарли Чаплин также использовал эту фразу в «Великом диктаторе» , чтобы высмеять стремление Хинкеля (пародия Чаплина на Гитлера ) к власти, но заменил «ничто» на «нуль». |
либо советом, либо мечом | либо встречей, либо мечом | Т. е. либо через аргументированную дискуссию, либо через войну. Это был первый девиз Чили герб (см. ) , измененный на испанский: Por la razón o la fuerza . Название первой серии третьего сезона сериала «Берлинский вокзал» . |
либо со щитом, либо на щите | либо со щитом, либо на щите | Или «сделай или умри» или «не отступать». Греческое выражение («Ἢ τὰν ἢ ἐπὶ τᾶς»), которое спартанские матери говорили своим сыновьям, отправляясь в бой. Это относится к практике, согласно которой греческий гоплит бросал свой громоздкий щит, чтобы бежать с поля битвы, а убитого воина несли домой на его щите. |
ты либо подражаешь, либо ненавидишь | подражать или ненавидеть это | Сенека Младший , Нравственные послания к Луцилию , 7:7 Из полной фразы: « Вы должны либо подражать миру, либо ненавидеть его». |
либо убей, либо будь убитым | либо убей, либо будь убитым | Также: «neca ne neceris» («убей, чтобы не быть убитым»). |
либо мир, либо война | либо мир, либо война | Девиз клана Ганн |
они либо встанут вместе, либо упадут вместе | они либо встанут вместе, либо упадут вместе | Говорится о двух ситуациях, которые могут произойти только одновременно: если заканчивается одна, заканчивается и другая, и наоборот. [16] |
Я либо найду способ, либо сделаю это | Я либо найду способ, либо сделаю его | Ганнибал |
либо победить, либо умереть | либо победить, либо умереть | Общий залог victoria aut mors (« победа или смерть »). Девиз семей Хиггенботам и Хиггинботтом из Чешира , Англия; участники Войны роз . Также девиз 1-го истребительного авиаполка США на базе ВВС Лэнгли в Вирджинии. |
пока и пока | здравствуй и прощай | Катулл , Кармен 101, обращение к умершему брату. |
Слава Европе, наша истинная родина | слава Европа, наша истинная родина | Гимн Империума Европы |
Славься, Император, умирающий приветствует тебя | Приветствую тебя, Император! Те, кто скоро умрет, приветствуют вас! | Из Светония « Двенадцать цезарей », Клавдий 21. Приветствие и мольба о пощаде, записанная однажды наумахиариями – пленниками и преступниками, обреченными умереть, сражаясь во время имитации морских сражений. Более поздние версии включали вариант «Мы, которые вот-вот умрем», и этому переводу иногда помогает изменение латинского языка на nos morituri te salutamus . |
Радуйся, Мария | Привет, Мэри | Римско-католическая заступническая молитва с просьбой к Святой Марии, Матери Иисуса Христа, помолиться за просителя. |
да, мать Англии | Славься, Мать Англии | Девиз Кентербери , Англия |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Питер А. Макридж ; Роберт Браунинг ; Дональд Уильям Лукас ; и др. «Греческая литература» . Британская энциклопедия . Проверено 5 августа 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Поттер, Дэвид С. (2014). Римская империя в безвыходном положении, 180–395 гг . н.э. Рутледж . п. 77. ИСБН 9781134694778 .
- ^ Объяснение использования Ливи.
- ^ Перейти обратно: а б Брецке, Джеймс Т. 1998. Освященные фразы: латинский богословский словарь: латинские выражения, обычно встречающиеся в богословских трудах . Литургическая пресса . ISBN 0-8146-5880-6 , 978-0-8146-5880-2 . стр. 10.
- ^ «Ответчик оправдан, если истец не дает показаний» , Юридический словарь Баллантайна (1916) - через openjurist.org
- ^ «временное объявление» . Самый быстрый словарь в мире .
- ^ Конференция католических епископов США (USCCB), Adsumus, Sancte Spiritus: Молитва с призывом к Святому Духу для церковного собрания управления или различения (таким образом, синодального) , по состоянию на 30 июля 2022 г.
- ^ Блэкстоун, Уильям . «О вреде недвижимому имуществу и прежде всего о лишении собственности или изгнании фригольда». Ч. 10 в комментариях к законам Англии 3. n. 47.
- ^ Папа Иоанн XXIII , Журнал души , стр. 154–155.
- ^ «Т. Макций Плавт, Цистеллария, или Ларец, действие 1, сцена 1» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ «аннус ужасный» . Словарь Вебстера . Проверено 17 марта 2018 г.
- ^ «извинения за свою жизнь» . Мерриам-Вебстер .
- ^ Арма Кристи в средневековой и ранней современной материальной культуре: с критическим изданием «О Верникл» . Рутледж. 5 декабря 2016 г. ISBN 9781351894616 .
- ^ Питер Джонс (2006). Читаем Овидия: Истории из метаморфоз . Издательство Кембриджского университета . п. 223. ИСБН 0-521-84901-2 .
- ^ К. Барлеус , Что было недавно сделано в Бразилии и других странах за восемь лет.
- ^ «Когда политики укрываются на латыни» , La Repubblica , 7 июля 2004 г.
Дополнительные ссылки
- Адели, Габриэль Г. (1999). Томас Дж. Сенкевич; Джеймс Т. Макдонаф-младший (ред.). Всемирный словарь иностранных выражений . Воконда, Иллинойс: Больчази-Кардуччи. ISBN 0865164223 .
- Стоун, Джон Р. (1996). Латынь для неграмотных . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0415917751 .