История евреев в Фессалоника

История евреев Фессалоника достигает двух тысяч лет. В городе Фессалоника (также известный как Салоника ) находился крупная еврейская община, в основном восточная сефарда , до середины Второй мировой войны . Сефардные евреи иммигрировали в город после изгнания евреев из Испании католическими правителями по указу Альгамбры 1492 года. Это единственный известный пример города такого размера в еврейской диаспоре , который сохранял еврейское большинство на протяжении веков. [ Цитация необходима ] Это сообщество повлияло на сефардский мир как в культурном, так и в экономическом отношении, и город был назван La Madre de Israel (мать Израиля).
Сообщество пережило «золотой век» в 16 веке, когда у них развилась сильная культура в городе. Как и другие группы в Османской Греции , они продолжали практиковать традиционную культуру в то время, когда Западная Европа подвергалась индустриализации. В середине 19 -го века еврейские педагоги и предприниматели приехали в Фессалоника из Западной Европы для развития школ и отраслей промышленности; Они принесли современные идеи из Европы, которые изменили культуру города. С развитием промышленности как еврейское, так и другое этническое население стало промышленными работниками и развили большой рабочий класс, при этом трудовые движения способствуют интеллектуальному сочетанию города. В 1920 -х годах, через столетие после того, как Греция достигла независимости от Османской империи (город был захвачен из Османской империи Грецией в конце 1912 года), он позволил евреям быть полными гражданами страны.
Во время Второй мировой войны Греция была занята нацистской Германией и ее союзниками . В 1941 году полномочия по оси начали систематически преследовать евреев Салоники. В 1943 году евреи Салоники были вынуждены попасть в гетто возле железнодорожных линий, и депортации начали концентрационные лагеря и трудовые лагеря. Большинство из 72 000 в общине были убиты в лагерях. Это привело к почти эксплуации сообщества. Только 1200 евреев живут сегодня в городе.
Раннее урегулирование
[ редактировать ]
Некоторые ученые полагали, что из Тарсуса первое послание Павла к Фессалоникийцам упоминает, упоминается как в городе евреев около 52 г. н.э. Это основано на определенной интерпретации 1 Фессалоникийцам 2 : 14 « Для вас, братья, стали подражателями церквей Божьи, которые находятся во Христе Иисусе. Ибо также перенесли то же самое от ваших собственных соотечественников, как и из Иудеи . Другие считают, что эта христианская община состояла только из язычников (язычников) и других, что евреи были небольшим меньшинством в этой церкви Фессалонике. Греческое слово для «ваших собственных соотечественников» в исходном тексте - «συμφυλέται» ( одного и того же племени/расы/нации ). Интерпретация «συμφυλέται» как «евреи» обсуждается многими учеными. Кроме того, нет твердых археологических и других письменных доказательств существования еврейской общины в Фессалониках в течение 1 -й половины 1 -го века нашей эры. Однако существование такого сообщества считается очень вероятном, даже если его характер не известен. [ 1 ] Исследователи еще не определили, где жили первые евреи в городе. [ 2 ]
В 1170 году Бенджамин из Туделы сообщил, что в Фессалониках было 500 евреев. В следующие столетия к коренной роматной общине присоединились некоторые итальянские и ашкенази -евреи . Небольшое еврейское население жило здесь в византийский период, но оно практически не оставляло следов в документах или археологических артефактах. [ 3 ]
Под османами
[ редактировать ]В 1430 году, начало османского доминирования, еврейское население все еще было небольшим. Османы использовали перенос населения в империи после военных завоеваний для достижения целей безопасности границ или репопуляции; Они назвали это Sürgün . После падения Константинополя в 1453 году примером Сюргюна были пузыри, заставляющие евреев из Балкан и Анатолии , которые они сделали новой столицей Империи. [ 4 ] В то время в Салонике осталось немногие евреи; Никто не был записан в Османской переписи 1478 года. [ 3 ]
Прибытие сефардных евреев
[ редактировать ]
В 1492 году совместные католические монархи Испании Изабелла I и Фердинанд II обнародовали указ Альгамбры, чтобы выгнать сефардских евреев из их доменов. Многие иммигрировали в Салонику, иногда после остановки в Португалии или Италии . Османская империя предоставила евреям защиту как дхиммис и призвала новичков поселиться на своих территориях. По словам историков Розамонда МакКиттерика и Кристофера Аллманда, приглашение империи к изгнанным евреям было демографической стратегией, чтобы не допустить доминирования этнических греков. [ 5 ]
Первый сефардим пришел в 1492 году из Майорки и Каталонии . Они были «раскаявшимися» возвращающимися в иудаизм после ранее принудительного обращения в католицизм. [ Цитация необходима ] В 1493 году к ним присоединились евреи из Кастилии и Сицилии . В последующие годы другие евреи приехали из этих земель, а также из Арагона , Неаполя , Венеции и Прованса . [ 3 ] [ 4 ] Из задокументированной жизни конверто , прибывшего в Салонику в начале 16 -го века, мы узнаем, что большинство евреев, с которыми он столкнулся, были из Валенсии и Центральной Кастилии, включая Толедо и Гуадалахара , и включали бывших обращения, которых он знал из Валенсии. [ 6 ]
Позже, в 1540 и 1560 годах, евреи из Португалии искали убежище в Салонике в ответ на политическое преследование Марраноса . В дополнение к этим сефардам несколько ашкеназимов прибыли из Австрии , Трансильвании и Венгрии . Иногда они были насильственно перемещены в соответствии с Османской политикой « Сюргюна », после завоевания земли Сулейманом, великолепным началом в 1526 году. Регистры Салоники указывают на присутствие « евреев Буда » после завоевания этого города турками в 1541 году. [ 3 ] [ 4 ] Еврейское население города составило 20 000 в 1553 году. [ 7 ] Иммиграция была достаточно большой, что к 1519 году евреи представляли 56% населения и к 1613 году 68%. [ 3 ]
Религиозная организация
[ редактировать ]Каждая группа новых прибывающих основала свое собственное сообщество ( Альяма на испанском языке), чьи обряды (« Минхагим ») отличались от обрядов других общин. Синагоги цементировали каждую группу, и их имена чаще всего упоминаются на происхождение групп. Например, Каталлан Яшан (старый каталонец) был основан в 1492 году, а Каталлан Хадаш (Новая Каталония) в конце 16 -го века. [ 4 ]
Название синагоги | Дата строительства | Название синагоги | Дата строительства | Название синагоги | Дата строительства |
---|---|---|---|---|---|
Этсайм | 1 век | Апулия | 1502 | Яхия | 1560 |
Ашкеназ или варнак | 1376 | Лиссабон Яшан | 1510 | Sciai Hohh | 1562 |
Мэр | 1391 | Талмуд Тора Хагадол | 1520 | Бейт до | 1575 |
Провинция | 1394 | Португалия | 1525 | Италия Итальянский | 1582 |
Италия Ясан | 1423 | Эвора | 1535 | Мэр Шени | 16 век |
Guerush Sfarad | 1492 | Эстраг | 1535 | Каталлан Хадаш | 16 век |
испанский | 1492–3 | Лиссабон Хадш | 1536 | Италия Шен | 1606 |
Арагон | 1492–3 | Отранто | 1537 | Шалом | 1606 |
Каталлан Яшан | 1492 | Измаил | 1537 | Есть Гавоа | 1663 |
Калабрия Яшан | 1497 | Tcina | 1545 | Мограбис | 17 век [ 8 ] |
Сицилия Ясан | 1497 | Имена | 1550 | ||
Монастирлис | 1927 |

Правительственное учреждение под названием Talmud Torah Hagadol было введено в 1520 году, чтобы возглавить все общины и принимать решения ( Хаскамот ), которые применялись ко всем. Он был управляется семью членами с годовым сроком. Это учреждение предоставило образовательную программу для молодых мальчиков и было подготовительной школой для въезда в Иешивот . Он принимал сотни студентов. [ 9 ] В дополнение к еврейским исследованиям, он преподавал гуманитарные , латинские и арабские, а также медицину, естественные науки и астрономия. [ 10 ] Иешивот Салоники посещали евреи со всей Османской империи и даже дальше за границу; Были студенты из Италии и Восточной Европы. После завершения обучения некоторые студенты были назначены раввинами в еврейских общинах империи и Европы, включая такие города, как Амстердам и Венеция . [ 9 ] Успех его учебных заведений был такова, что не было никакой неграмотности среди евреев Салоники. [ 10 ]
Экономическая деятельность
[ редактировать ]
Сефардное население обосновалось в основном в основных городских центрах Османской империи, в которую входили Салоника. В отличие от других крупных городов империи, евреи контролировали торговлю в Салонике. Их экономическая власть стала настолько великой, что судоходство и предприятия остановились в субботу ( Шаббат ) - еврейская суббота. Они торговали с остальной частью Османской империи и странами Латинской Венеции и Генуи , а также со всеми еврейскими общинами, разбросанными по всему Средиземному морю . Одним из признаков влияния евреев Салоникана на торговлю является бойкот 1556 года порта Анкона , папские государства , в ответ на авто-да-фе-Фе, выпущенный Полом IV против 25 Марраноса . [ 11 ]
Салониканские евреи были уникальны в своем участии во всех экономических нишах, а не ограничивали свой бизнес несколькими секторами, как и евреи, когда евреи были меньшинством. Они были активны на всех уровнях общества, от носильщиков до торговцев. У Салоники было большое количество еврейских рыбаков, не имеющих себе равных в других местах, даже в современном Израиле . [ 12 ]
Еврейская специальность была вращение шерсти . Они импортировали технологии из Испании, где это ремесло было высоко развитым. Сообщество приняло быстрые решения ( Хаскамот ), требуя, чтобы все собрания регулировали эту отрасль. Они запрещают, под болью от отлучения ( Черрем ) экспорт шерсти и индиго в районы менее чем за три дня из города. [ 13 ] Салониканские листы, одеяла и ковры приобрели громкий и экспортировались по всей Империи из Стамбула в Александрию через Смирну . Промышленность распространилась на все населенные пункты, близкие к Термическому заливу .
Эта же деятельность стала государственным вопросом, когда османский султан, Селим II , выбрал евреев Салоники, чтобы быть эксклюзивными производителями формы для османских войск Янсаря . Это сделало город одним из самых значительных производителей текстиля и экспортеров в восточном Средиземноморье. [ 14 ] В 1576 году его возвышенное Порта выпустило Фирмена, заставляя издателей овец предоставить свою шерсть исключительно евреям, чтобы гарантировать адекватность их снабжения. Другие положения строго регулируют типы шерстяных производства, стандартов производства и сроков. [ 13 ] Тонны шерстяных товаров были доставлены на лодке, верблюдах и лошади в Стамбул, чтобы вырвать янайсары против приближающейся зимы. В 1578 году обе стороны согласились с тем, что поставка шерсти будет служить достаточной оплатой государством за ткань и заменит выплату денежных средств. Это оказалось невыгодным для евреев. [ 13 ]
Экономический спад
[ редактировать ]Увеличение числа Janissaries способствовало увеличению заказов на одежду, ставя евреи в очень сложную ситуацию. [ Цитация необходима ] Вклад в их проблемы были инфляцией валюты, одновременно с государственным финансовым кризисом.
Первоначально требовалось только 1200 поставки. Однако в 1620 году заказы превзошли 4000. Финансово, заводы начали изменять качество. Это было обнаружено. Раввин Иуда Ково во главе делегации Салоники был вызван, чтобы объяснить это ухудшение в Стамбуле и был приговорен к висящим. Это оставило глубокое впечатление в Салонике. После этого применения империи были частично сокращены и реорганизовали производство. [ 15 ]
Эти неудачи были границей темного периода для евреев Салоники. Поток мигрантов с иберийского полуострова постепенно высохли. Евреи предпочитали такие западно -европейские города, как Лондон , Амстердам и Бордо . Это явление привело к прогрессивному отчуждению османского сефарда с запада. Хотя евреи принесли много новых европейских технологий, в том числе печати , они стали все менее и менее конкурентоспособными против других этнорелигиозных групп. Предыдущие известные еврейские врачи и переводчики были постепенно заменены их христианскими коллегами, в основном армянами и греками. В мире торговли евреи были вытеснены западными христианами, которые были защищены западными державами через свои консульские тела. Salonika потеряла свое превосходство после фазирования из Венеции, его коммерческого партнера и растущей силы порта Смирны. [ 15 ]
Более того, евреи, как и другие дхимис , должны были страдать от последствий последовательных поражений империи Западом. Город, стратегически расположенный на дороге, пройденной армиями, часто видел возмездие Janissares против «неверных». В течение 17 -го века была миграция евреев из Салоники в Константинополь, Палестину и особенно Измир . Еврейская община Смирны состоит из Салоникана Эмигранья. Чума, наряду с другими эпидемиями, такими как холера, которая прибыла в Салонику в 1823 году, также способствовала ослаблению Салоники и ее еврейской общины. [ 15 ]
Западные продукты, которые начали появляться на востоке в больших количествах в начале до среднего 19-го века, были серьезным ударом по экономике Салоникана, включая еврейскую текстильную промышленность. В конечном итоге штат даже начал снабжать Janissares " Provencal Clothing", которая продавалась в недорогих участках, в предпочтениях Salonican Wools, качество которого продолжалось ухудшаться. Через деньга, евреи были вынуждены платить великим визирям более половины своих налогов в виде векселей. Производство текстиля быстро снизилось, а затем остановилось с отменой тела Janissares в 1826 году. [ 15 ]
Налогообложение
[ редактировать ]Османские евреи были обязаны платить специальные « еврейские налоги » Османским властям. Эти налоги включали Cizye , ̇spençe , The Haraç и Rav Akçesi («Налог на раввин»). Иногда местные правители также взимали налоги для себя, в дополнение к налогам, отправленным центральным властям в Константинополе .
Позже османская эра
[ редактировать ]
Еврейские салониканы уже давно извлекали выгоду из вклада каждой из идей и знаний о различных волнах сефардской иммиграции, но этот вклад человека более или менее высохл в 17 -м веке и погрузился в модель значительного снижения. [ 16 ] Ишивот всегда был занят преподаванием, но их результаты были очень формалистскими. Они опубликовали книги по религии, но у них была мало оригинальной мысли. Свидетель сообщил, что «снаружи всегда бесконечные вопросы поклонения и коммерческого права, которые поглощают их внимание и несут основную тяжесть их исследований и их исследования. Их работы, как правило, являются повреждением писаний их предшественников». [ 16 ]
С 15 -го века в сефардском мире развивалось мессианское ток; Выкуп . , отмечающий конец света, который казался неизбежным Эта идея была вызвана как экономическим снижением Салоники, так и постоянным ростом каббалистических исследований, основанных на развивании Зохара в Салонике Иешивот . Конец времени был объявлен последовательно в 1540 и 1568 годах и снова в 1648 и 1666 годах.
Именно в этом контексте появился молодой и блестящий раввин, который был исключен из соседней Смирны: Саббатай Зеви . Запрещено в этом городе в 1651 году после провозглашения Мессии, [ 17 ] Он приехал в Салонику, где его репутация ученого и Каббалиста очень быстро росла. [ 16 ] Наибольшее количество, чтобы следовать за ним, были члены синагоги Шалом, часто бывших Марранос . [ 16 ] После нескольких лет осторожности он снова вызвал скандал, когда во время торжественного банкета во дворе синагоги Шалом он произносил тетраграмматон , невыразимый в еврейской традиции, и представил себя как Мессия Сын царя Давида . [ 16 ] Федеральный раввинский совет затем отвез его из города, но Саббатай Зеви пошел, чтобы распространять свою доктрину в других городах по всему сефардскому миру. Его проход разделился, как это произошло повсюду, еврейская община Фессалоники, и эта ситуация вызвала столько беспорядков, что Саббатай Зеви был вызван и заключен в тюрьму султаном. Там, вместо того, чтобы доказывать свои сверхъестественные силы, он смягчился под огнем и вместо этого обратился в ислам . Драматический поворот событий был интерпретирован различными способами его последователями, саббатеянами . Некоторые считали это знаком и обратились, в то время как другие отвергли его доктрину и вернулись в иудаизм. Некоторые, однако, оставались публично верными иудаизму, продолжая тайно следовать учениям Саббатае Зеви. [ 16 ] В Салонике было 300 семей среди самых богатых, которые решили в 1686 году принять ислам до того, как раввинские власти смогут отреагировать, их обращение уже было счастливо принято властями Османского. [ 16 ] Таким образом, те, которые турки дали фамилию « Денме » («ренегады») сами разделены на три группы: Измирлис, Куниосос и Якуби, [ 18 ] формирование нового компонента этно-религиозной мозаики Салоникана. Несмотря на то, что они выбрали обращение, они не ассимилировали с турками, практиковали строгую эндогамию , живут в отдельных кварталах, создавая свои собственные мечети и поддерживая определенную литургию на их языке. [ 17 ] Они участвовали в 19 веке в распространении модернистских идей в империи. [ 18 ] Затем, как турки, Донме эмигрировал из города после предположения о власти греками. [ 18 ]
Современное время
[ редактировать ]



Со второй половины 19 -го века у евреев Салоники было новое возрождение. Франко , французские и итальянские евреи из Ливорно , особенно влияли на внедрение новых методов образования и развития новых школ и интеллектуальной среды для еврейского населения. Такие западные модернисты представили новые методы и идеи для Балкан из промышленно развитого мира.
Религия
[ редактировать ]Основным фактором в развитии Салоники в экономический центр был его сложный раввин. Это связано с тем, что, по словам Ке Флеминга, открытости раввинов и терпимости разных групп людей. [ 19 ] Это особенно верно для обращения, или евреев, чьи семьи обратились к христианству во время жизни в Испании или Португалии, чтобы избежать преследования или потенциального изгнания. Обычной практикой среди разговоров, которые хотели жить в Салонике, была практика Тешува . Это была концепция евреев, возвращающихся в иудаизм после ранее конвертации или после того, как предок был преобразован. [ 19 ] По словам Флеминга, количество контактов, возвращающихся к вере, также иммигрируя в Салонику, созданное для динамичного раввинского учреждения. [ 19 ] Во многих случаях процесс пересмотра обратно в иудаизм был автоматическим, и это не требовал расширенного арбитража со стороны раввинов. Кехалим тешува - или общины Салоники, чтобы убедиться, что процесс был максимально плавным для участников. [ 19 ] Процесс продолжался на протяжении веков до современной эпохи. Несколько ответов документируют процесс тешува . В одном случае человек -конференц утверждал, что он был евреем на стороне своего отца и был принят обратно в еврейскую веру. [ 19 ] Эта готовность принять их обратно в веру, превратила Салонику в экономическую электроэнергию, к большому гневу Греции. К концу 1800 -х годов Салоника стала намного больше и более процветающей, чем Афины, и целью греческого завоевания. [ 19 ]
Индустриализация
[ редактировать ]С 1880 -х годов город начал индустриализоваться, в рамках Османской империи, чья более крупная экономика снижалась. Предприниматели в Фессалониках были в основном евреями, в отличие от других крупных османских городов, где индустриализация возглавляла другие этнорелигиозные группы. Итальянские братья Аллатини возглавляли еврейское предпринимательство, создавая фрезерование и другие пищевые промышленности, кирпичнические и переработчики для табака . Несколько трейдеров поддержали введение крупной индустрии текстиля, заменяя ткачество ткани в системе ремесленного производства.
С индустриализацией многие салониканы всех конфессий стали фабричными работниками, частью нового пролетариата. Учитывая их население в городе, развивался большой еврейский рабочий класс. Работодатели нанимали труда без учета религии или этнической принадлежности, в отличие от общей практики в других частях Османской империи. [ Цитация необходима ] В городе рабочие движения развивали пересечение этнических линий; [ Цитация необходима ] В последующие годы трудовые движения здесь стали отмечены проблемами национализма и идентичности. [ Цитация необходима ]
Иметь
[ редактировать ]
Хаскала . , движение мышления, вдохновленное еврейским просветлением , коснулось османского мира в конце 19 -го века, после его распространения среди еврейского населения Западной и Восточной Европы Эти западные группы помогли стимулировать экономическое возрождение города.
Маскилим , Италия , и Моисей Аллатини из Ливорно принесли новый образовательный стиль. В 1856 году, с помощью Ротшильдов , он основал школу, получив согласие раввинов, которых он выиграл с крупными пожертвованиями благотворительным организациям. Школа Липпмана была модельным учреждением, возглавляемой профессором Липпманом, прогрессивным раввином из Страсбурга . [ 20 ] Через пять лет школа закрыла свои двери, и на Липпман был даен давление раввином, который не согласен с инновационными методами образования школы. Он обучил многочисленных учеников, которые вступили во владение после этого. [ 20 ]
К 1862 году Аллатини привел своего брата Соломона Фернандеса создать итальянскую школу благодаря пожертвованию Королевства Италии. [ 20 ] Французские попытки представить образовательную сеть альянса Исраулита Universelle (IAU) не удалось против сопротивления раввинами, которые не хотели еврейской школы под покровительством французского посольства. Но необходимость в школах была настолько неотложной, что сторонники были наконец успешны в 1874 году. Аллатини стал членом центрального комитета ИАВ в Париже и его покровителя в Фессалоника. [ 20 ] В 1912 году девять новых школ IAU IAU служили обучению как мальчиков, так и девочек от детского сада до средней школы; В то же время раввинские семинарии были в упадке. В результате французский язык стал более широко использоваться в еврейской общине Салоники. [ 20 ] Эти школы имели инструкции как по ручным, так и интеллектуальной подготовке. Они создали поколение, знакомое с событиями современного мира и способными войти в рабочую силу компании в процессе индустриализации.
Политическая и социальная активность
[ редактировать ]
Еврейская община была пионером в создании первых газет в городе. Сом из них включали: «Время» (1875), Авенир, Нация, Либертада, Трибуна Либера, Работа Солидарности и после 1912 года, Аванти, Новое время, Либерал, Консультант, Бой, Молот, Молот, Pro Israel, La Esperanza, Action, Time, Macabeo, популярный, профессиональный, послание и многое другое. [ 21 ]
Извержение современности было также выражено растущим влиянием новых политических идей из Западной Европы. Молодая Турк Революция 1908 года с ее базами в Салонике провозглашала конституционную монархию . Евреи не оставались безразличными к огромным социальным и политическим изменениям эпохи и чаще всего активно участвовали в социальной, а не национальной сфере. Поскольку город начал охватывать более широкие современные влияния начала 20 -го века, движение рабочих для организации и участия в социальной борьбе за улучшение условий труда начало распространяться. Попытка союза различных национальностей в пределах одного трудового движения произошла с созданием федерации социалистических работников во главе с Авраамом Бенароя , евреем из Болгарии, который начал публикацию четырерингулиального журнала работника, вышедшего в эфир в Ладино ( Journal Del Labourador ), Османская турецкая ( амела Газетези ), болгарский и греческий. Однако балканский контекст способствовал делению и повлиял на движение; После отъезда из болгарского элемента Федерация была в значительной степени составлена из евреев.
Таким образом, сионистское движение столкнулось с конкуренцией за поддержку еврейской поддержки со стороны Федерации социалистических работников, которая была очень антизионистской. Не в состоянии работать в рабочем классе, сионизм в Салонике обратился к меньшей группе средних классов и интеллектуалов. [ 22 ]
Греческая администрация
[ редактировать ]Салоника, греческий город
[ редактировать ]

В 1912 году, после первой балканской войны , греки взяли под контроль Салонику и в конечном итоге интегрировали город на их территории. Это изменение суверенитета сначала не была хорошо принята евреями, которые опасались, что аннексия приведет к трудностям, озабоченности, подкрепленной болгарской пропагандой, и серб , которые хотели, чтобы австрийские евреи присоединились к их делу. [ 20 ] Некоторые евреи сражались за интернационализацию города под защитой великих европейских держав, но их предложение получило мало внимания, Европа приняла фейт . [ 23 ] Греческая администрация, тем не менее, приняла некоторые меры для продвижения интеграции евреев [ 20 ] Например, позволить им работать по воскресеньям и позволить им наблюдать за Шаббатом . Экономика выиграла от аннексии, которая открылась для Салоники, двери рынков в северной Греции и Сербии (с которой Греция была в альянсе), и притоком войск Аненте после вспышки Первой мировой войны . Правительство Греции было позитивным для развития сионизма и создания еврейского дома в Палестине, который сходился с греческим желанием расчленять Османскую империю. Город получил визит сионистских лидеров Дэвида Бен-Гуриона , Ицхака Бен-Зви и Зеев Джаботинского , которые видели в Салонике еврейскую модель, которая должна вдохновлять их будущее государство. [ 20 ]
В то же время некоторые среди местного населения в то время не разделяли точку зрения своего правительства. Свидетель, Жан Леун, корреспондент L'Rulacation во время балканских войн, а затем офицер армии с востока, говорит:
Столкнувшись с бесчисленными магазинами и магазинами, управляемыми евреями, до тех пор, как лидеры местной торговли, греческие торговцы стали магазином на тротуаре, делая доступ к дверям магазина. Новая полиция улыбнулась ... и евреи, бойкотировавшись, закрыли магазин один за другим. [ 24 ]
Огонь 1917 года и межпространственная напряженность
[ редактировать ]



Великий фессалоникский огонь 1917 года был катастрофой для сообщества. Еврейская община была сконцентрирована в нижней части города и, таким образом, была наиболее пострадавшей: пожар уничтожил место Великого раввинала и его архивов, а также 16 из 33 синагог в городе. 52 000 евреев остались бездомными. Одним из эффектов великого огня было то, что почти половина еврейских домов и средств к существованию города была разрушена, что привело к массовой еврейской эмиграции. Многие отправились в Палестину, другие в Париж, в то время как другие нашли свой путь в Соединенные Штаты.
Выбирая другой курс, от реконструкции, которая произошла после пожара 1890 года, греческая администрация определила современный план реконструкции городской реконструкции со стороны француза Эрнеста Хебрарда . Следовательно, он экспроприировал всю землю от жителей, давая им, тем не менее, право первого отказа от нового жилья, реконструированного в соответствии с новым планом. Однако это были греки, которые в основном населяли новые районы, в то время как евреи часто предпочитали переселить новые пригороды города. [ 25 ]
Хотя первая годовщина декларации Balfour была отмечена с великолепием непревзойденным в Европе, началось снижение. Приток десятков тысяч греческих беженцев из Малой Азии и отъезда евреев и мусульман Дёнме из региона в результате греко-турецкой войны (1919–1922) и договора о Лозанне (1923), значительно изменившимся Этнический состав города. Евреи перестали составлять абсолютное большинство, и, накануне второй мировой войны, они составляли всего 40% населения.
В течение периода сегмент населения начал демонстрировать менее примирительную политику по отношению к евреям. Еврейское население отреагировало на то, чтобы настаивать на греческом монархистах во время греческого национального раскола (против Элефтериоса Венизелоса , у которого была подавляющая поддержка беженцев и классов с низким доходом). Это подготовило бы почву для 20-летнего периода, в течение которого отношения евреев с греческим государством и людьми колеблется по мере изменения греческой политики.
В 1922 году работа была запрещена в воскресенье (заставляя евреев работать над Шаббатом или потерять доход), плакаты на иностранных языках были запрещены, а власть раввиновских судов осуществлялась по коммерческим делам. [ 10 ] Как и в таких странах, как Венгрия и Румыния , значительный ток антисемитизма рос во внутренней Салонике, но «никогда не достигал уровня насилия в этих двух странах». [ 26 ] Это было очень обусловлено греческими прибытиями из Малой Азии , в основном бедным и непосредственной конкуренцией с евреями за жилье и работу. [ 26 ] Тем не менее, это настоящее мнение было передано Makedonia Daily, которое было близко к Либеральной партии Венизелоса и Национальным союзом Греции ( Этники Эноз Элладос , EEE) ультранационалистическая организация [ 26 ] Обвинение еврейского населения в не желании смешаться с греческой нацией и с подозрением рассматривать развитие коммунизма и сионизма в обществе. Венезелисты греческих правительств сами в значительной степени приняли двойственное отношение, осуществляя политику участия, одновременно не дистанцируя себя однозначно от течения антисемитизма. [ 26 ]
Под Metaxas
[ редактировать ]
Захват власти диктатора Иоанниса Метаксаса в 1936 году имел значительное отношение к схеме греческих отношений в Фессалониках. Режим Metaxas не был антисемитным; Он воспринимал венезелисты и коммунистов как своих политических врагов, а Болгарию - его главным иностранным врагом. Это поразило Метаксас двум влиятельным еврейским группам: верхним/средним классам, которые чувствовали угрозу организованного труда и социалистического движения, а также еврейские беженцы, которые бежали из Болгарии и региона Битиолы во время балканских войн. [ Цитация необходима ] Антисемитские организации и публикации были запрещены [ 26 ] еврейской хартии спонсируемой режимом национальной организации молодежи и поддержка режима была достаточно сильной для сформированной (EON). Это усилило тенденцию национальной самоидентификации как греков среди евреев Салоники, которые были гражданами греческого с 1913 года. Даже в концентрационных лагерях греческие евреи никогда не переставали подтвердить свое чувство принадлежности к греческой нации. [ 27 ]
В то же время, рабочая бедняка еврейской общины объединила свои силы со своими христианскими коллегами в рабочем движении, которое развивалось в 1930-х годах, часто цель подавления во время режима Метаксаса. Авраам Бенароя был ведущей фигурой в греческом социалистическом движении не только среди евреев, но и на национальном уровне. Таким образом, силы периода работали, чтобы преодолеть разрывы между христианами и евреями, создавая новую напряженность среди различных социально -экономических групп в городе и стране в целом.
Эмиграция
[ редактировать ]Эмиграция евреев из города началась, когда молодые турки проталкивали универсальный призыв всех османских предметов в военные, независимо от религии, тенденция, которая продолжала расти после аннексии города Грецией. Ущерб от пожара Фессалоники, плохие экономические условия, рост антисемитизма среди сегмента населения и развитие сионизма мотивировали отъезд частью еврейского населения города, главным образом для Западной Европы , Южной Америки и Палестины . Еврейское население сократилось с 93 000 человек до 53 000 накануне войны. [ 28 ] Были некоторые заметные успехи среди диаспоры сообщества. Исаак Карассо , достигнувший Барселоны , основал компанию Danone . Мордехай Мано стал в Израиле, одним из пионеров в морской промышленности и израильской экономике в целом. [ 29 ] Морис Абраванель отправился в Швейцарию со своей семьей, а затем в Соединенные Штаты, где он стал известным дирижером . Будущий бабушка и дедушка президента Франции Николас Саркози эмигрировал во Францию. В межвоенные годы некоторые еврейские семьи были найдены в 9 -м округе Парижа , Франция ; Место их ассоциации было расположено на Rue La Fayette. [ 30 ] В Палестине семья Реканати создала один из самых важных банков Израиля, дисконтного банка Эреца Исраэля , который впоследствии стал дисконтным банком Израиля . [ 31 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Битва при Греции
[ редактировать ]28 октября 1940 года итальянские войска вторглись в Грецию после отказа греческого диктатора Иоанниса Метаксаса принять ультиматум, данный итальянцами. В результате Греко-итальянской войны и последующего вторжения Германии многие из евреев Фессалоники приняли участие. 12 898 человек зачислены в греческую армию; [ 32 ] 4000 приняли участие в кампаниях в Албании и Македонии; 513 боролся с немцами и, в общей сложности, были убиты 613 евреев, в том числе 174 из Салоники. 50 -я бригада Македонии была названа «Батальон Коэна», отражая преобладание евреев в его композиции. [ 32 ] После поражения Греции многие еврейские солдаты пострадали от обморожения, возвращаясь домой пешком.
Занятие
[ редактировать ]
Центральная Македония, в том числе Фессалоника, была занята немцами, которые вошли в город 9 апреля 1941 года. Антисемитские меры были введены только постепенно. Макс Мертен , гражданский администратор Германии в городе, продолжал повторять, что законы Нюрнберга не будут применяться к Салонике. [ 33 ] Еврейская пресса была быстро запрещена, в то время как две про-нацистские греческие галочки, NEA Evropi («Новая Европа») и Апогевматини («Вечерняя пресса»). Некоторые дома и общественные здания были реквизированы оккупирующими силами, включая больницу Барона Хирша. В конце апреля появились знаки, запрещающие въезд евреев в кафе. Евреи были вынуждены повернуть в свои радиоприемники.
Великий раввин Салоники, Зви Корец , был арестован гестапо 17 мая 1941 года и отправлен в нацистский концентрационный лагерь недалеко от Вены , откуда он вернулся в конце января 1942 года, чтобы возобновить свою позицию как раввин. [ 34 ] В июне 1941 года комиссар Альфред Розенберг прибыл . Он разграбил еврейские архивы, отправив тонны документов в свой Pet Project, Институт изучения еврейского вопроса во Франкфурте.
Наряду с другими греческими городскими общинами, евреи страдали сильным голодом зимой 1941–42 года. Нацистский режим не придавал никакого значения для греческой экономики, производства продуктов питания или распределения. По оценкам, в 1941–1942 гг. Шестьдесят евреев города умерли каждый день от голода. [ 32 ]
В течение года никаких дальнейших антисемитских действий не было предпринято. Мгновенная отсрочка дала евреям временное чувство безопасности.
11 июля 1942 года, известный как «Черный Шаббат », все люди общины в возрасте от 18 до 45 лет были окружены на площади Элефтерии (площадь свободы) в центре города. В течение дня они были вынуждены выполнять унизительные физические упражнения под дулом пистолета. Четыре тысячи из них было приказано построить дорогу для немцев, связывая Фессалоники с Катерини и Ларисой , регион, изобилующего малярией . [ 32 ]
Менее чем за десять недель 12% из них умерли от истощения и болезней. Тем временем, сообщество Фессалоники, с помощью Афин, удалось собрать два миллиарда драхм на сумму 3,5 миллиарда драхм, требуемых немцами, чтобы выкупить принудительных рабочих. Немцы согласились выпустить их для меньшей суммы, но, в свою очередь, потребовали, чтобы греческие власти покинули еврейское кладбище Салоники , содержащее 300 000 человек. [ 35 ] до 500 000 [ 36 ] могилы. Они утверждали, что его размер и местоположение давно мешали городскому росту.
Евреи перенесли землю на периферии, на которой было две могилы. Муниципальные власти, осуждающие медленные темпы передачи, взяли дело в свои руки. Пятьсот греческих рабочих, оплаченных муниципалитетом, начались с разрушения гробниц. [ 36 ] Кладбище было вскоре превращено в обширный карьер, где греки и немцы искали могильеры для использования в качестве строительных материалов. [ 36 ] Сегодня этот сайт занят Университетом Фессалоники Аристотеля [ 35 ] и другие здания.
По оценкам, с начала оккупации до конца депортации 3000–5000 евреев удалось сбежать из Салоники, находя временное убежище в итальянской зоне. Недавнее исследование, проведенное Еврейским музеем Греции, показало, что 250 евреев Фессалоники приняли участие в национальных движениях сопротивления, таких как Греческая народная Армия освобождения , Национальный фронт освобождения и британские подразделения греческой армии. [ 37 ]
Разрушение евреев Салоники
[ редактировать ]54 000 евреев Салоники были отправлены в нацистские лагеря . Более 90% общего еврейского населения города было убито во время войны. Только польские евреи испытали более высокий уровень разрушения. [ 32 ]
Депортация
[ редактировать ]Чтобы выполнить эту операцию, нацистские власти отправили двух специалистов в этой области, Алоис Бруннер и Дитер Вислини , которые прибыли 6 февраля 1943 года. [ 33 ] Они сразу же применили законы Нюрнберга во всей своей строгости, навязывая проявление желтого значка и резко ограничивая свободу движения евреев. [ 33 ] К концу февраля 1943 года они были собраны в трех гетто (Каламария, Сингру и Вардар / Агия Параскеви), а затем перенесены в транзитный лагерь, называемый бароном Хирш Гетто или лагерь, который был рядом с вокзалом. Там поезда смерти ждали. Чтобы выполнить свою миссию, SS полагался на еврейскую полицию, созданную для этого случая, во главе с жизненно важным Хассоном, который был источником многочисленных злоупотреблений против остальных евреев. [ 33 ]
Первый конвой покинулся 15 марта. Каждый поезд перевозил 1000–4000 евреев по всей Центральной Европе , в основном в Освенцим . В общей сложности 48 974 греческих евреев, большинство из Салоники, в конечном итоге будут отправлены в лагерь, где почти все погиб. Конвой 4000 евреев также ушел в Треблинку . [ 38 ] Еврейское население Салоники было настолько большим, что депортация заняла несколько месяцев, пока она не была завершена, что произошло 7 августа. [ 32 ] С депортацией главного раввина Зви Кореца и других известных знаменитостей в концентрационный лагерь Берген-Бельзена в относительно хороших условиях. В том же колонне были 367 евреев, защищенных их испанской национальностью, у которых была уникальная судьба: их перевели из Берген-Бельзена в Барселону , а затем Марокко , и некоторые, наконец, достигли британского мандата Палестины . [ 32 ] [ 39 ]
Факторы, объясняющие эффективность депортации
[ редактировать ]

Большая часть дискуссии о причинах высокого процента еврейских потерь в Фессалониках была продвинута в отличие от дела Афин, где большую часть евреев удалось избежать смерти. Тем не менее, это дает только частичную картину, поскольку другие еврейские общины в Греции с различными характеристиками, такими как ioannina , Corfu и Rhodes , также испытывали очень тяжелые потери.
Часто цитируемая причина фокусируется на отношении Джуденрата , и его лидера в период до депортации, главного раввина Цви Корец, подвергалась жесткой критике. Его обвинили в том, что он пассивно отреагировал на нацистов и преуменьшал страхи евреев, когда их перевод в Польшу была приказана. Будучи гражданином Австрии и, следовательно, коренным носителем немецкого языка, он считался хорошо информированным. [ 40 ] Корец также обвиняется в сознании сотрудничества с оккупантами. [ 40 ] Однако несколько новых исследований, как правило, уменьшают его роль в депортации. [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ]
Другим фактором была солидарность, показанная семьями, которые отказались быть разделенными. Это желание подорвало отдельные инициативы. Некоторым пожилым евреям также было трудно остаться в сокрытии из -за отсутствия знаний о греческом языке, который стал только доминирующим языком города только после аннексии Греции в 1913 году. Кроме того, большой размер еврейского населения невозможным тактике смешивания. в греческую православную популяцию, как в Афинах.
Опять же, в отличие от Афин, был также скрытый антисемитизм среди сегмента греческого населения, в частности среди беженцев из Малой Азии. Когда эти иммигранты прибыли в Масеса в Салонику, они были исключены из экономической системы. Следовательно, некоторые из этих изгоев наблюдали за еврейским населением с враждебностью. Еврейский народ был более экономически интегрирован и, следовательно, лучше, что иммигранты приравнивали к бывшей османской власти. [ 34 ]
Причиной, которая гораздо более правдоподобна, является отсутствие солидарности от греческого христианского населения города. Раввин Молхо говорил только о горстке греческих христиан, которые спасли евреев в Фессалониках. [ 43 ] Сообщается, что только 10 еврейских семей нашли укрытие в городе. [ 44 ] Такое отношение местного населения, которое включало в себя церковь, городские власти и профессиональные ассоциации, было отмечено несколькими историками в последние годы. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] Сопротивление также не было очень хорошо развито в то время, и немногие евреи могли реалистично совершить путешествие в горы.
Тем не менее, Яд Вашем идентифицировал 265 греческих праведников между народами , та же доля, что и среди французского населения. [ 34 ]
В лагерях
[ редактировать ]В Биркенау около 37 000 салонистов были сразу же, особенно женщины, дети и пожилых людей. [ 32 ] Почти четверть из всех 400 экспериментов, совершенных евреями, были на греческих евреях, особенно из Салоники. Эти эксперименты включали истощение и имплантацию рака шейки матки у женщин. Большинство близнецов погибли после жестоких преступлений. [ 32 ] Другие из сообщества в последний раз работали в лагерях. В 1943–1944 годах они составляли значительную долю рабочей силы Биркенау, составляя до 11 000 рабочих. Из -за их незнакомых с идишами евреев из Греции были отправлены для очистки обломков Варшавского гетто в августе 1943 года, чтобы построить лагерь концентрации Варшавы . Среди 1000 евреев Салоники, занятых по этой задаче, группа из двадцати человек удалось сбежать от гетто и присоединиться к польскому сопротивлению, Армии Краджове , которая организовала восстание Варшавы . [ 32 ] [ 49 ]
Многие евреи из Салоники также были интегрированы в Sonderkommandos . 7 октября 1944 года они напали на немецкие войска с другими греческими евреями, запланированным заранее, штурмуя крематорию и убив около двадцати охранников. Бомба была брошена в печь Крематория III, уничтожая здание. Прежде чем быть убитыми немцами, повстанцы спели песню греческого партизанского движения и греческого гимна . [ 50 ]
В своей книге , если это человек , одна из самых известных литературных произведений Холокоста, Примо Лейви описывает группу так: «Эти греки, неподвижные и молчаливые, как Сфинкс, присели на землю за толстым горшочком супа» Полем [ 51 ] Эти члены сообщества, все еще живые в 1944 году, произвели на автору сильное впечатление. Он отметил: «Несмотря на их низкое количество, их вклад в общий вид лагеря, а международный жаргон говорит, имеет первостепенное значение». Он описал сильный патриотический смысл среди них, написание того, что их способность выжить в лагерях была частично объяснена «они являются одними из сплоченных национальных групп, и с этой точки зрения наиболее продвинутые».
После Второй мировой войны
[ редактировать ]-
Менора в пламени , Мемориал Холокоста в Фессалоника
-
Интерьер синагоги Яда Лезикарона . Синагога была открыта в 1984 году, посвященная памяти жертв Холокоста
-
Еврейская школа вход
-
Мемориал Холокоста на новом еврейском кладбище
В конце Второй мировой войны жестокая гражданская война в Греции началась . Он продолжался до 1949 года, когда силы в Афинах поддержали британскую оппозицию могущественному коммунистическому Эласу. Некоторые из евреев Фессалоники, которые избежали депортации, приняли участие в нем, либо на правительстве, либо на оппозиционной стороне. [ 52 ] Среди тех, кто сражался в Эласе, многие были жертвами, как и другие сторонники, репрессии, которые упали на страну после того, как правительство восстановило контроль над ситуацией. [ 52 ]
Среди немногих оставшихся в живых лагерей некоторые решили вернуться в Грецию, а другие эмигрировали в Западную Европу, Америку или Палестинский мандат. [ 52 ] Все они столкнулись с большими трудностями в выживании, поскольку и Греция, и вся Европа находились в хаотическом состоянии сразу после войны. Они также перенесли дискриминацию со стороны некоторых выживших ашкенази, которые ставят под сомнение их еврейство. [ 52 ]
Возвращение в Фессалоники было шоком. Возвращающиеся часто были единственными выжившими из их семей. Они вернулись, чтобы найти свои дома, занятые христианскими семьями, которые приобрели их у немцев. [ 52 ] Первоначально они были размещены в синагогах. Был сформирован еврейский комитет для выявления количества выживших, и получил список из Банка Греции в 1800 домов, которые были проданы христианам. [ 52 ] Новые владельцы неохотно сдавали свои новые жилища, заявив, что они на законных основаниях приобрели дома и что они тоже пострадали от войны. [ 52 ] Когда война закончилась, коммунистические ELA, которые в то время контролировали город, предпочитали немедленное возвращение еврейской собственности своим законным владельцам. [ 53 ] Четыре месяца спустя, когда вместо этого новое правое правительство, поддерживаемое Великобритании в Афинах, пришло к власти в Фессалоника, реституция была в совокупности. Мало того, что правительство столкнулось с крупным жилищным кризисом из -за притока беженцев, вызванного войной, но ряд людей, которые были обогащены во время войны Антикумунистические связи, приняв более примирительный подход к любым бывшим сотрудникам. [ 53 ] Еврейское агентство осудило такую политику послевоенной администрации и просило за дело евреев алии . [ 52 ] Всемирный еврейский конгресс также помогал евреям города; Некоторые из евреев, спасенных от депортации греками, решили перейти в ортодоксальность . Некоторые изолированные выжившие из лагерей сделали тот же выбор. [ 52 ] Было также несколько браков среди послевоенных выживших. [ 52 ] Один выживший показал:
Я вернулся в разрушенную Салонику. Я надеялся найти моего приемного брата, но слухи сказали, что он умер от малярии в Люблине . Я уже знал, что мои родители были сожжены в первый день в лагере истребления Освенцима. Я был один. У других заключенных, которые были со мной, тоже никого не было. В эти дни я с молодым человеком, которого я знал в Брюсселе . Мы не отделяемся друг от друга. Мы оба выжили в лагерях. Вскоре после этого мы поженились, двух беженцев, у которых ничего не было, не было даже раввина, чтобы дать нам благословение. Директор одной из еврейских школ служил раввином, и мы поженились, и поэтому я начал новую жизнь. [ 52 ]
1783 выживших были перечислены в переписи 1951 года.
Памятник в Фессалоники к трагедии депортации, менора в огне , был возведен в 1997 году. [ 54 ]
В 1998 году король Хуан Карлос I из Испании отправился в город, где он отдал дань уважения сефардским евреям. [ 55 ] Визит последовал за тем, что он предпринял в синагоге Мадрида в 1992 году, чтобы ознаменовать изгнание 1492 года, в котором он осудил постановление о изгнании из Испании.
Следуя запросам профессоров в Университете Аристотеля, мемориал еврейскому кладбищу, лежащему под фондом учреждения, был представлен в 2014 году. [ 56 ]
Сегодня около 1300 евреев живут в Фессалоники, [ 57 ] Сделать его второй по величине еврейской общиной в Греции после Афин.
Израильский певец Иегуда Поликер записал песню о депортированных евреях Фессалоники, называемой «Подожди меня, Фессалоника».
Сообщество Фессалоники обвинило Германию в погашении платежей по производству в Manumission, которые евреи Греции заплатили за спасение членов своей семьи, после того, как нацисты потребовали эти деньги. Тем не менее, нацисты не позволили им освободиться. Европейский суд отклонил эту петицию.
Еврейская община Фессалоники требует от Deutsche Bahn (Немецкая железная дорога), которая является преемником Deutsche Reichsbahn для возмещения наследников греческих жертв Холокоста в Асесалониках, чтобы они были вынуждены заплатить за их депортацию из Асесалоники в Аусвит. Треблинка между мартом по август 1943 года. [ 58 ] [ 59 ]
Еврейская община Греции приложила большие усилия, чтобы создать музей Холокоста в Фессалоника . [ 60 ] Постоянный павильон о Холокосте греческих евреев в KZ Auschwitz должен был быть установлен. Делегация из еврейских общин Греции встретилась в ноябре 2016 года с греческими политиками и попросила их о поддержке в их требовании вернуть общественные архивы еврейской общины Фессалоники из Москвы . [ 61 ]
Диаспора
[ редактировать ]Сегодня в Соединенных Штатах и Израиле, которые сохраняют обычаи евреев Салоники, находятся в Соединенных Штатах и Израиле.
Израиль
[ редактировать ]-
Мемориал Холокоста Салоники, Холон Кладбище, Израиль
-
Синагога молитва в память о евреях Салоники, район Шапира, Тель -Авив. Основано в 1936 году
-
Хехал Иегуда синагога . Завершено в 1980 году. Модель в мини -Израиле .
Синагога Hechal Yehuda была основана евреями из Салоники в Тель -Авиве . Он поддерживает обычаи музыки и молитвы салоникана.
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Собрание etz ahaim, [ 62 ] Сефардская община была основана в 1921 году евреями из Салоники в Нью -Брансуике, штат Нью -Джерси . Сейчас он расположен в Хайленд -парке, штат Нью -Джерси . Читатель повторяет арамейскую молитву Б'рич Шемей в Ладино, прежде чем вывести Тору на Шаббат ; Он известен как Бендичо Су Номбр в Ладино. Кроме того, в конце служб Шаббата вся община поет хорошо известный еврейский гимн Эйн Келохейну как не Como Muestro Dio в Ладино.
Актриса и певица Ли Мишель была представлена в эпизоде шоу, как вы думаете, где вы есть , где она узнала о своем еврейском происхождении салонического еврея. [ 63 ] Ее семья, которая сейчас живет в Соединенных Штатах , является частью диаспоры евреев Салоники.
Великобритания
[ редактировать ]До первой мировой войны евреи из Салоники и Стамбула прибыли в Лондон. Они поселились в Западном Лондоне, открыв синагогу в Голландском парке в 1928 году. Сообщество по -прежнему использует молитвы Ладино, хотя очень немногие все еще говорят на языке. За эти годы они приняли таможню и музыку местного испанского и португальского сообщества, но в высокие праздники в значительной степени сохранили мелодии и литургию своих предков.
Культура
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]Как правило, евреи, которые эмигрировали, приняли язык своей новой страны, но это не относилось к сефарадиму Османской империи, которая прибыла в массовом порядке и сохранила использование своего языка. Известно, что евреи Салоники использовали испанский, иудео-испаниш ( Джудезмо ), это не больше и не меньше, чем диалект испанского, развивающийся независимо с 15-го века.
Они также использовали иудео-каталан , в случае каталанима . [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ] Учитывая, что сефардные общины были больше в населении больше, чем у каталанима, несмотря на то, что они сохраняли особенности, на протяжении веков последние были разбавлены в первом, включая язык.
Иудео-Каталан трудно проследить, но можно сказать, что в 1526 году маджзор Ямима Норейма, известный как Маджзор Ле-Нусадж Бартсшельский Минхаг Каталуния , [ 67 ] был опубликован впервые, из которых известно, что печать закончилась накануне Йом Кипур в 5287 году. [ 68 ] Каталаним опубликовал несколько перепечаток Магзора в 19 веке. В 1863 году они напечатали электронное письмо Le-Rosh Le-Rosh Le-Rosh Ha-Kippurim Ke-Rum-Kippurim Chem-Minhag Qalal Qalal Qalal Qabal Kabalà randh вариант Be-Jadh T Zot Saloniqi . [ 69 ] Это издание было опубликовано Yitsjaq Amariliyo. В 1869 году был напечатан Маджзор Ке-Минхаг Кахал Кадош Каталан Яшан Ва-Джадаш, редакторы были: Моше Яаков Аяш и Рабби Янодж Пипано, а те, кто несла, были: Давид, называемый Бежор Йосеф Ардити, Сейди Аврахам Шелт. Маджзор был опубликован под названием Маджзор Ле-Рош Ха-Шана Кефи Минхаг Сефарад Ба-Кехилот Ха-Цедош Салоники и включает в себя молитвы общины Арагона и сообщества Каталана Яшан В-Джадаш . Каталонская еврейская община Салоника существовала как таковая до Холокоста. [ 70 ] В 1927 году сообщество опубликовало пронумерованное издание «Маджзора» с тремя томами под названием « Маджзор Ле-Ямим Норейм Кефи Минхаг Q [Ахал] Q [Adosh] Qatalán, Ha-Yadua Be-Shem Núsaj Bartselona Minhag Qatalunya . [ 71 ] Во втором томе Tefilat Yaaqov существует давнее историческое представление о каталонской еврейской общине и издании Маджзора, написанного в Иудео-испанише.
В любом случае, они молились и учились на иврите и арамейском языке и использовались, как и все другие сефардские сообщества, что, как Хайм Видал Сефиха назвал язык «слой», Ладино , который состоял из еврейского перевода текстов в испанский синтаксис. [ 72 ] Эти два языка, Джудезмо и Ладино, были написаны как на иврите персонажа, а также на латинских персонажах. В дополнение к этим языкам, которые развивались в изгнании, евреи Салоники иногда говорили по -турецкой , на языке Османской империи, написанной на арабских персонажах. Хаскала , преподаваемая французскими евреями, в свою очередь, поощряет обучение французскому языку в школах Alliance israélite Universelle . Итальянец также преподается в меньшей степени. После того, как греки взяли Салонику в 1912 году, в школе учили Греку , и его говорили несколько поколений еврейских салонических. Сегодня это язык, который преобладает среди евреев.
Современный Salonican Djudezmo теперь включает фразы из различных других групп иммигрантов, включая итальянскую. Французские фразы также стали популярными до такой степени, что профессор Хайм-Видаль Сефиха говорит о «Иудео-фрагноле». [ 72 ]
Alllani, Arouch, Cozo , Malhian, Modian, Saltiel, Sason, Zacharia , Cappon , статьи, Buenventure, Cuenca, Curiel, Errre, Molcho, Navarro, Sport, Saragasi, предприятие и т. Д.
Музыка
[ редактировать ]
У евреев города, и особенно Сефардис , имели долгую и заметную музыкальную традицию с ее корнями в средневековой Андалусии . В настоящее время такие артисты, как Франсуаз Атлан , Ясмин Леви , Дэвид Солляль и Савина Яннату, прилагают усилия для его возрождения.
Кухня
[ редактировать ]Социолог Эдгар Морин сказал, что ядро каждой культуры - его кухня, и что это применимо, особенно к евреям Салоники, сообществу, от которого он спускается. [ 73 ]
Кухня евреев города была вариантом иудео-испанисной кухни, которая сама находится под влиянием большого ансамбля средиземноморской кухни. На него влияли еврейские диетические правила Кашрута , которые включают запреты на потребление свинины и смеси молочных продуктов и мясных продуктов, а также религиозные праздники, которые требуют приготовления специальных блюд. Однако его ключевой особенностью было его иберийское влияние. Рыба , изобилующая в этом портовом городе, была потреблена в больших количествах и во всех формах: жареные, запеченные (« Аль Орно »), маринованные или тушеные (« абафадо »), и их часто сопровождали сложными соусами. Рассматриваемый как символ плодородия, в последний день свадебных церемоний использовался рыба, под названием Dia del Peche («Day of Fish»), в котором невеста перешла через большое блюдо с рыбой, которое затем было поглощено гости. [ 73 ] Овощи сопровождали все блюда, особенно лук; Чеснок был под рукой, но не использовался, так как ашкеназские синагоги были основными потребителями чеснока и получили прозвище « Эль -Кал дель Аджо », «Чесночная синагога». Греческий йогурт , широко потребляемый на Балканах и Анатолии , также был оценен, а также крем и пан -ди -спагна .
В ожидании Шаббата Хамин был подготовлен . Иудео-испаничный вариант ашкенази- чолента и североафриканской дафины , Чамин был тушеным мясом с овощами (пшеница, нут, белая фасоль), которые позволили варить до субботнего полуденного блюда. При подготовке к Пасхой , домохозяйки заполнили запертые сундуки сладостями, инжиром и финиками, наполненными миндалем, марципаном и популярным Chape Blanche (белый варенье), который состоял из сахарной воды и лимона. Вино было зарезервировано для религиозных ритуалов, но Сефардим, как и их греческие и мусульманские соседи, были основными потребителями Раки . Они также предпочитали сладкие напитки из чернослива, вишневого и абрикосового сиропа, которые они пили в конце большой праздничной трапезы. [ 73 ]
Примечательные фессалонские евреи
[ редактировать ]



- Аарон Абиб , раввин
- Альберто Абраванель , отец сеньора Абраванель (он же Сильвио Сантос) и потомок Исаака Абарбанеля
- Морис Абраванель , дирижер классической музыки
- Shloom Halevi Alkabetz , трава
- Movial Allatini , основатель Allatinii (компания) / Allatini Mills
- Чарльз Аллатини , банкир и трейдер
- Эрик Аллатини , писатель, убит в Освенциме
- Моисей Альмоснино , раввин
- Саул Амарел , пионер искусственного интеллекта
- Саламо Аруш , боксер из Маккаби Фессалоника и Ариса Фессалоника
- Хэнк Азария , американский актер
- Исаак Бенруби , Философ
- Альберт Бурла , генеральный Pfizer директор
- Исаак Карассо , создавший йогурт -фабрику, которая позже стала Groupe Danone
- Даниэль Карассо
- Альберто Куриэль , социалистический политик и член эллинского парламента с Федерацией
- Альберто Эррера , офицер греческой армии, боец Элас , жертва Холокоста
- Дэвид Флорентин , журналист и один из основателей сионистского движения в Салониках
- Саломон Джейкоб Флорентин , подрядчик и предприниматель, который основал Флорентинский район в Тель -Авиве
- Allegra Gategno , женщина -спринтер GS Iraklis The Fessaloniki
- Хаим Хабиб , второй-главный раввин Фессалоники, убитый в Освенциме
- Стелла Хаскиль (Гечаскейл), Ребетико Певица
- Моше Ха-Элион , выживший и писатель Холокоста
- Моше Леви , химик
- Сэмюэл де Медина , раввин, талмудист и автор
- Дэвид Бен Иуда Мессер Леон , раввин и врач
- Mordechai Mano , бизнесмен и член The Mano Shipping Family
- Эли Модиано , архитектор
- Джейкоб Модиано , банки
- Саул Дэвид Модиано , основатель Modiano компании
- Саул Исаак Модиано , банкир и филантроп
- Исаак Паша Мольхо , доктор султана Абдула Хамида и вице -адмирал флота Османского флота
- Альберто Нахмиас , футболист
- Жак Ниссим Паша , военный врач и генеральный дивизион Османской армии
- Дэвид Пардо , голландский раввин, родился в Салонике
- Джозеф Пардо , раввин
- Авраам Раканти , политик и журналист
- Леон Иегуда Реканати , банкир, основатель дисконтного банка Израиля
- Рафаэль Реканати , бизнесмен, банкир и филантроп. Основатель и председатель группы зарубежных судов
- Рафаэль Салем , математик
- Хайим Шаббетай , главный раввин Фессалоники
- Соломон Сирилио , Раввин и Талмуд Комментатор
- Hayyim Taruq , трейдер и Dyplomat
- Джозеф Тайтазак , Талмудист
- Барух Узил , Израиль -политик
- Robi-Rafael Varsano , выживший Холокост, который после Второй мировой войны обнаружил Макса Мертена , консультанта по военной администрации нацистской Германии в Фессалоника
- Шломо Венеция (1923-2012), выживший Холокост
- Моррис Венеция , псевдоним Морис Венеция, (1921-2013), выживший Холокост
Смотрите также
[ редактировать ]- Сефарди евреев
- Роматные евреи
- Музей Холокоста Греции
- История Фессалоники
- История евреев в Греции
- История евреев в Турции
- Гелфо Замбони (1897–1994)
- Маккаби Фессалоника
- Флорентин, Тель -Авив
Библиография
[ редактировать ]- Giorgios Antoniou, A. Dirk Moses (2018). Холокост в Греции . Кембриджский университет. ISBN 978-1-108-47467-2 .
- Вейнштейн, Жиль (1992). Салоника 1850–1918, «Город евреев» и пробуждение Балкан . Париж. ISBN 978-2-86260-356-8 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - Тригано, Шмуэль (2006). Мир сефарда . Париж: порог. ISBN 978-2-02-090439-1 .
- Mazower, Mark (2005). Салоника, город призраков: христиане, мусульмане и евреи, 1430–1950 . Нью -Йорк: винтажные книги. ISBN 978-0-375-41298-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мессина, Элиас. (1997). Синагоги Фессалоники и Верии . Gavriilides Publications. ISBN 960-336-010-4 .
- Мессинас, Элиас. (2022). Синагоги Греции: исследование синагог в Македонии и Фракии: с архитектурными рисунками всех синагог Греции . KDP, 41-92 и 181-189. ISBN 979-8-8069-0288-8
- Наар, Девин Э. (2016), Еврейская Салоника: между Османской империей и современной Грецией . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-9887-7 .
- Saltiel, Leon, ed. (2021). Не забывайте меня: три еврейские матери пишут своим сыновьям из фессалоникского гетто . Berghahn Books. ISBN 978-1-80073-107-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Видео : Сообщество истребление, депортация евреев из Салоники, конференция Жана Карассо, основателя сефардного письма, Департамент по культуре FSJU, Paris, 2006.
- Еврейский музей Фессалоники
- Статья еврейской энциклопедии
- 2009 г. Документальный фильм Архивировал 2016-03-03 на The Wayback Machine : Salonica
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Н.Х. Тейлор (2002)« Кто преследовал христиан Фессалонинов? », Hervormde Teeologiese исследования (HTS) 58 (2), стр. 789-793» .
- ^ A. Vacalopoulos, история Fessaloniki , p. 9
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Жиль Вейнштейн, Салоника, 1850–1918, «Город евреев» и пробуждение Балкан , стр. 42–45
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Бернард Льюис, Ислам , Галлимард, 2005, с. 563–567.
- ^ Розамонд МакКиттерик, Кристофер Аллманд, Новая Кембриджская средневековая история , с. 779 -
- ^ Рэй, Джонатан Стюарт (2013). После изгнания: 1492 и создание сефардного еврея . Нью -Йорк: издательство Нью -Йоркского университета. п. 60. ISBN 978-0-8147-2911-3 Полем
Из Валоны Луис отправился в Салонику и продолжал жить открыто как еврей. Там он столкнулся с еврейским вышивателем по имени Кастеллар, которого он знал, когда они оба жили в Валенсии как христиане. Эти двое стали вновь, и Кастеллар познакомил его с другими евреями испанского происхождения. Большинство евреев, которых он встретил в Салонике, были из Валенсии или Центральной Кастилии (Толедо, Гуадалахара и т. Д.) И работали как ткачи такого или другого. В конце концов, Луис нашел работу на работе торговца, который привел его в город Адрианополь, а затем в Стамбул, где он столкнулся с более бывшими обращенными, которых он знал в Испании.
- ^ «Еврейская община Салоники» . Beit Hatfutsot Open Databases Project . Музей еврейского народа в Бейт Хэтфутсот. Архивировано с оригинала 2018-07-08 . Получено 2018-07-08 .
- ^ Список, извлеченный из Rena Molho , Salonica 1850–1918, «Город евреев» и пробуждение Балкан , с. 67
- ^ Jump up to: а беременный Moshe Amar, Le Monde Sepharade, том II, Seuil, 2006, p. 284
- ^ Jump up to: а беременный в Джейкоб Барнаи, евреи Испания: история диаспоры, 1492–1992 , Лиана Леви, 1998, с. 394–408.
- ^ Жиль Вейнштейн, Салоника, 1850–1918, «Город евреев» и пробуждение Балкан , с. 51
- ^ Хайм Бентов, Ле Монд Сефарпе , с. 720.
- ^ Jump up to: а беременный в Жиль Вейнштейн, Салоника, 1850–1918, «Город евреев» и пробуждение Балкан , с. 52–54.
- ^ Mazower, Mark (2004). Салоника, Город призраков: христиане, мусульмане и евреи 1430-1950 . п. 105
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Жиль Вейнштейн, Салоника, 1850–1918, «Город евреев» и пробуждение Балкан , стр. 54–58.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Жиль Вейнштейн, Салоника, 1850–1918, «Город евреев» и пробуждение Балкан , с. 58–62.
- ^ Jump up to: а беременный Энциклопедический словарь иудаизма , издания Du Cerf, Paris, 1993, Sabbataï Tesevi Article
- ^ Jump up to: а беременный в Фрэнсис Джордон, Салоника, 1850–1918, «Город евреев» и пробуждение Балкан , с. 115–118.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Флеминг, К.Е. (2010). Греция: еврейская история . ПРИЗНАЯ УНИВЕРСИТЕТА ПРИСЕТА. ISBN 9780691146126 Полем OCLC 503640777 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Рена Молхо , Салоника, 1850–1918, «Город евреев» и пробуждение Балкан , с. 68–78.
- ^ «Газеты» . www.jmth.gr.
- ^ Эстер Бенбасса , «Сионизм в Османской империи на« Рассвете XX ». В двадцатом веке , № 24, октябрь 1989 г., с. 74
- ^ Марк Мазоуэр, Салоника Город призраков , с. 281.
- ^ J. Leune, Господь Улисс , Viking Press, 1923, p. 77–78 в Софи Баш, Le Mirage Greek , Hatier, 1995, p. 333. ISBN 978-2-218-06269-8
- ^ Régis darques, Салоника в 20 -м веке, от османского города до греческого мегаполиса [Салоника в 20 -м веке, от Османского города до греческого мегаполиса], с. 150
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Аристотель А. Каллис , еврейская община Салоника под осадой: антисемитское насилие лета 1931 года , издательство Оксфордского университета, 2006
- ^ Эрика Перахия Земур, Иудаизм, потерянный и найденный Салоника, Пардер № 28, Париж, 2000, с. 153–154
- ^ Régis darques, Салоника в 20 -м веке, от османского города до греческого мегаполиса с. 78–79.
- ^ Mano Maritime Ltd.-Профиль компании Архивировал 2012-04-07 в The Wayback Machine 's 100 Рейтинг: Dun & Bradstreet
- ^ Энни Бенвенист, Le Bosphorus à la Roquette: Иудео-испанишская община в Париже, 1914–1940 , L'harmattan, Paris, 2000, p. 81.
- ^ Биография Леона Реканати на веб-сайте Университета Тель-Авива Архивирована 2007-11-11 на The Wayback Machine
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж Yitschak Kerem, Le Monde Sepharpe , том I, с. 924–933
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Рена Молхо , Политика Германии против евреев Греции: Истребление еврейской общины Салоники (1941–1944) , обзор истории Холокоста, опубликованной Центром современной еврейской документации, Париж, 2006; n ° 185, с. 355–378
- ^ Jump up to: а беременный в Исторический и культурный контекст. Сосуществование между евреями и греками. Жан-конференция Карассо
- ^ Jump up to: а беременный web / thejews / pages / pages / necrop / necrop.htm Документ Еврейский музей Фессалоники
- ^ Jump up to: а беременный в (по -испански) Соус Майкла, "Эль -цементально Судебский Салоно" Сефарад, 9: 1 (1949) с. 124–128
- ^ Еврейский музей Фессалоники: книга, 2017
- ^ «Just ACT отчет: Греция» . Государственный департамент США . Получено 17 марта 2022 года .
- ^ Greece_in_the_ww2.html refujiads of Gresia в Родесе в Мароко Даненте Ла II Gerra Mundala от Yitshak, AKI Jerushalayim , 1995, pp. 42–45.
- ^ Jump up to: а беременный в Минна Розен, «Евреи и греки помнят свое прошлое: политическая карьера Цеви Корец (193343)», Еврейские общественные науки , том 12, номер 1, осень 2005 (Новая серия), с. 111–166
- ^ Мифы и реальность о уничтожении евреев Фессалоники. Полем Cohen.gr (на греческом) . Получено 2017-02-24 .
- ^ ".: Biblionet: спасение / лампы, Карина" . www.biblionet.gr . Получено 2017-02-24 .
- ^ MOLC, Michael (1976). В Memoriam дань памяти о израильских жертвах нацизма в Греции . Fessaloniki: Израильская община Фессалоники. стр. 149–50.
- ^ MOLC, Michael (1976). В Memoriam дань памяти о израильских жертвах нацизма в Греции . Fessaloniki: Израильская община Фессалоники. п. 128
- ^ Апостоло, А. (2000-10-01). « За исключением Салоники»: свидетели и сотрудники в Северной Греции » . Исследования Холокоста и Геноцида . 14 (2): 165–196. doi : 10.1093/hgs/14.2.165 . ISSN 8756-6583 .
- ^ Антониу, Джордж? Дорданас, Стратос? Заикос, Никос? Marantzidis, Nikos (2011). Холокост на Балканах . Fessaloniki: Focus.
- ^ Сальтель, Леон. «Профессиональная солидарность и Холокост: случай Фессалоники» . Ежегодник для антисемитизма исследований 24, Технический университет Берлина, 2015 .
- ^ Сальтель, Леон (2020). «Холокост в Фессалониках: реакция на антиврейское преследование, 1942–1943 гг.» . Routledge . Получено 2020-05-15 .
- ^ (по испанскому) свидетельство за архив 2007-10-11 на машине Wayback Survivor Salonicien of the Holocaust на сайте Fundacion Memoria del Holocausto
- ^ Yitschak Kerem, Забытые герои: греческое еврейство в Холокосте , в г -на Мор (ред.), Кризис и реакция: герой еврейской истории, Омаха, издательство Университета Крейтон, 1995, с. 229–238.
- ^ Primo Levi, если это человек , Julliard, 2007, с. 121–122 (глава: из -за добра и зла)
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k RETORNO DEL Inferno Archived 2007-08-10 в The Wayback Machine Braha Rivlin, Aki Yerushalayim , № 49–50, 1995.
- ^ Jump up to: а беременный Марк Мазоуэр, Салоника Город призраков , с. 422–425.
- ^ Марк Мазоуэр, Салоника Город призраков, с. 437–438.
- ^ (по -испански) Статья Эль -Мундо 29 мая 1998 года.
- ^ «Греческий университет открывает Мемориал на месте разрушенного еврейского кладбища» . 10 ноября 2014 года.
- ^ Régis darques, Salonica to xx e, городсский османский к материковой части греческой , с. 63.
- ^ Билеты в одну сторону Fessaloniki-Auschwitz Archived 2017-02-08 на машине Wayback , июнь 2015 г.
- ^ Поезд памяти/Фессалоника Зуг памяти (неправительственная организация "Поезд поминовения") .
- ^ Макрис А. (22 декабря 2013 г.). «Музей Холокоста будет построен [ sic ] в Греции - greekReporter.com» .
- ^ Политические встречи по подданным греческого правосудия , полученные 05. Декабрь 2016 г.
- ^ «Конгрегация etz ahaim - сефард» . Конгрегация Etz Ahaim - Sephardic .
- ^ Алхадефф, Тай (21 апреля 2016 года). «Профессор UW Sephardic Исследования показал в сериале, номинированном на Эмми» .
- ^ Зеркала и Монсрат, Джон; (2001). "Ценность истории языка " Аббатство Монтсеррат Аббатство Монтсеррат. стр. 90–91. ISBN 8484153096 .
- ^ Wexler, Paul (1993). «Раскрытие происхождения языков иудео-билеро-романсии». Новые горизонты в исследованиях сефарда . Олбани: Государственный университет Нью -Йорка. С. 211–214. ISBN 0-7914-1401-9 .
- ^ «Когда Османская империя говорила в каталонском языке » . Национальный. 2022.
- ^ Маджзор в соответствии с обрядами Барселоны и обычаем Каталонии.
- ^ Литра Раби Кселомия Бен Авраам Ха-Кохен ( Махарсах ) Синь упоминает «Маши очень нараим Бе-Нисссах Кахдикс Кахадикс Каталан .
- ^ Majzor de Rosh Ha-Shaná и Yom Kippur в соответствии с обычаями старой и новой Каталонской общины нашего города Салоника.
- ^ Yitsḥaq xemuel Intanuel , Guedolé Saloniqi le -доротам , Тель -Авив: 1936 (включает в себя списки с фамилиями общин Каталан Яшан и Каталан Хадаикс ).
- ^ Грунтовка томов: «Тифилат Шемуэль. Маджзор с Ха-Шана » ; Том сегундо: «Таков. Маджзор с Ливит Бэ-Мусаф Кипур » ; объем томов: «Tefit of Seadi. Маджзор заполнил один-ханда »» »» »
- ^ Jump up to: а беременный Haim Vidal Séphiha , Salonica 1850–1918, «Город евреев» и пробуждение Балкан , с. 79–95.
- ^ Jump up to: а беременный в Мери Бади, Салоника, 1850–1918, «Город евреев» и пробуждение Балкан , с. 96–101.