жена Потифара
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2013 г. ) |
Жена Потифара — фигура в еврейской Библии и Коране . Она была женой Потифара , начальника стражи фараона во времена Иакова и его двенадцати сыновей . Согласно Книге Бытия , она ложно обвинила Джозефа в попытке изнасилования после того, как он отверг ее сексуальные домогательства, что привело к его тюремному заключению. [ 1 ]
и исламской традиции она идентифицируется как / zoo - не дано Зулейха имени ( : в более поздних средневековых еврейских источниках , но арабский kah ; иврит : זוליכה ; В книге Бытия ей LAY - زُلَيْخَا , романизированный : zulayḵā ). [ 2 ] История Юсуфа и Зулейхи популярна в исламской литературе.
В Бытии
[ редактировать ]Библия Иосифом ( Бытие 39:5-20 ) повествует о ее обращении с , рабом своего мужа Потифара :
И он оставил все, что у него было, в руке Иосифа; и, имея его, он не знал ничего, кроме хлеба, который он ел. И Иосиф был прекрасной формы и красив на вид. И было после всего этого, жена господина его взглянула на Иосифа; и она сказала: «Ложись со мной». Но он отказался и сказал жене господина своего: «Вот, господин мой, имея меня, не знает, что в доме, и отдал все, что у него, в руку мою; в этом доме он не больше меня; и он не удержал от меня ничего, кроме тебя, потому что ты жена его. Как же тогда я могу совершить это великое зло и согрешить против Бога?» И было так, когда она говорила с Иосифом изо дня в день, а он не слушал ее, ни лежать рядом с ней, ни быть с ней. И было в один день, когда он вошел в дом делать свою работу, и не было там никого из мужчин дома, что она схватила его за одежду и сказала: «Ложись со мной». И оставил он одежду свою в руке ее, и побежал, и вытащил его. [...] И она положила у себя одежду его, пока хозяин его не пришел домой. И она сказала ему такие слова, говоря: «Раб-еврей, которого ты привел к нам, пришёл ко мне, чтобы посмеяться надо мной. И было так, что, когда я возвысил голос мой и закричал, он оставил свою одежду рядом со мной и убежал». И было, когда его господин услышал слова своей жены, которые она сказала ему: «Так поступил со мной раб твой»; что его гнев возгорелся. И взял его господин Иосифа, и посадил его в темницу, место, где были связаны царские узники; и он был там, в тюрьме.
В Коране
[ редактировать ]Жена Потифара, как и сам Потифар, прямо не упоминаются в Коране, хотя это намек на правителя (араб. العزيز аль-азиз) и его жену. В книге ее обращение с Юсуфом повествуется следующим образом:
И она, в чьем доме он находился, стремилась его соблазнить. Она закрыла двери и сказала: «Иди ко мне!» Он ответил: «Упаси Бог! Он мой хозяин, он хорошо со мной обращается, а злодеи никогда не добиваются успеха». Она желала его, и он желал ее, если бы он не увидел свидетельства своего Господа. Так Мы отвратили от него зло и непристойность; он был одним из Наших преданных слуг. Они бросились к двери, и она разорвала ему рубашку сзади. В дверях они встретили ее мужа, которому она крикнула: «Какое наказание для человека, умышленно причинившего вред вашей семье, как не тюрьма или суровое наказание?» Он сказал: «Это она пыталась меня соблазнить». Свидетель из ее семьи предположил: «Если его рубашка разорвана спереди, значит, она сказала правду, а он лжец. Но если у него рубашка разорвана сзади, значит, она солгала, а он правдивый». Увидев, что его рубашка разорвана сзади, он сказал: «Это одна из твоих хитрых уловок. Ваши замыслы действительно значительны. «Джозеф, не обращай на это внимания. А ты, женщина, попроси прощения за свой грех. Вы определенно ошибаетесь». Некоторые женщины в городе сказали: «Жена губернатора пытается соблазнить своего слугу; она глубоко влюблена в него. Мы считаем ее явно заблуждающейся». Услышав их шепот, она пригласила их к себе, приготовила для них пир и дала каждому по ножу. Затем она скомандовала: «Выходите перед ними!» Увидев его, они дивились ему и порезали себе руки, восклицая: «Спаси нас Боже! Это не человек! Это не кто иной, как благородный ангел». Она сказала: «Это тот, в ком ты меня винил. Да, я пыталась его соблазнить, но он упорно сопротивлялся. Если он не сделает то, что я ему прикажу, его посадят в тюрьму и унизят». Он сказал: «Мой Господь, тюрьма для меня более желательна, чем то, к чему меня призывают. Если Ты не отвлечешь от меня их замыслы, я могу склониться к ним и стать невежественным». Его Господь ответил на его молитву и отвратил от него их замысел. Он Всеслышащий, Всезнающий. Им показалось правильным, после того как они увидели доказательства, заключить его на некоторое время в тюрьму.
— Сура Юсуф: 22–35, https://www.clearquran.com/012.html.
Интерпретация
[ редактировать ]В еврейских источниках
[ редактировать ]« Сефер ха-Яшар» добавляет к характеру жены Потифара еще больше мрачных подробностей. Она пыталась соблазнить Иосифа красивой одеждой, вкусными яствами и любовными словами, но когда эти попытки не увенчались успехом, она прибегла к угрозам. Иосиф сопротивлялся каждому искушению, и из-за этого жене стало плохо. Однажды она увидела, как ее друзья порезались ножами, чистя апельсины, из-за появления Джозефа. Жена рассказала им, что она страдала так же, как и они, потому что была вынуждена видеть Иосифа каждый день.
Другие еврейские традиции гласят, что жена пыталась убить своего мужа, чтобы оставить Иосифа при себе. Джозеф сделал ей выговор за то, что она сделала его соучастником покушения на прелюбодеяние и убийство. Но жена сказала ему, что она и ее люди примут религию Иосифа, если он уступит. И снова Иосиф сказал ей, что Яхве не желает «нецеломудренных поклонников», и после того, как жена пригласила его в спальню, полную идолов, он сказал ей, что боится Яхве, который «видел все».
Они также заявляют, что жена пыталась соблазнить Иосифа во время религиозного праздника на реке Нил и что все знали о невиновности Иосифа, включая одиннадцатимесячного ребенка жены и Асенаф , которая первой сообщила об этом Потифару. Но Потифар заключил Иосифа в тюрьму, чтобы спасти жену от публичного унижения. Даже после освобождения Иосифа жена заставила Иосифа посмотреть на нее, вставив ему под подбородок железное копье. И снова Джозеф сопротивлялся. [ 3 ] [ 4 ]
Раши комментирует, что жена Потифара с помощью астрологии предвидела, что у нее будут дети от Иосифа. Однако астрологические расчеты были немного ошибочными. Асенефа, ее дочь (по некоторым сведениям, путем усыновления) стала женой Иосифа, и поэтому жена Потифара родила внуков (а не детей) через Иосифа. [ нужна ссылка ]
В исламских источниках
[ редактировать ]Мусульманские комментаторы Священных Писаний (Муфассирун) считали Зулейху грешницей и злодеем, за исключением великих мусульманских -мистиков поэтов Руми , Хафиза и Джами. души Для Руми одержимость Зулейхи Иосифом является симптомом и проявлением великой и глубокой тоски по Богу . Он настаивает, что это справедливо для глубокой любви любого человека к другому. [ нужна ссылка ]
Научная критика
[ редактировать ]Такие ученые, как Меир Штернберг (1985), характеризуют повторяющееся поведение женщины по отношению к Джозефу как сексуальное насилие . [ 5 ] МакКинли (1995) отметил, что к жене Потифара относятся как к объекту, находящемуся во владении его господина (Быт. 39:8–9), и причина, по которой Джозеф отказывается, заключается не в том, что он не находит ее привлекательной, а в том, что это подорвало бы доверие его хозяина. и быть грехом против Бога Яхве . [ 5 ] Светские феминистские взгляды, которые не пытаются понять библейскую точку зрения, но критикуют патриархальную природу мифа как часть более широкой текстовой критики Ветхого Завета, утверждают, что женщина вместо этого пытается самоутвердиться как человек, который делает свой собственный выбор. оставаться предметом, принадлежащим ее мужу, и предлагает Джозефу присоединиться к ней в этом действии, которое в повествовании рассматривается как «грех». [ 5 ] Однако одновременно она злоупотребляет своим властным положением жены рабовладельца, чтобы принудить Джозефа к сексу и наказать его за отказ. [ 5 ] Сьюзан Тауэр Холлис (1989) продемонстрировала, что повествование о жене Потифара «соответствует некоторым древним народным сказкам, где «женщина тщетно заигрывает с мужчиной, а затем обвиняет его в попытке принудить ее», причем мужчина «несправедливо наказан за предполагаемую попытку соблазнить женщину». [ 5 ] Рэйчел Адельман предполагает, что и Потифар, и его жена испытывали сексуальное влечение к Иосифу и планировали напасть на него. Но, согласно легенде Талмуда, ангелы кастрировали Потифара, в то время как его жена продолжала свой заговор, чтобы Иосиф мог стать «еврейским героем», противостоящим «медведю». Другие считают, что эта история представляет собой типичный сюжет о соблазнении/прелюбодеянии, распространенный в эллинистической литературе, и представляет собой критику ассимиляции в египетском обществе. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]- Имена для библейских безымянных
- Иосиф и Асенет
- Судабе (повторно попытка соблазнения и ложное обвинение Сияваша )
- Josephslegende ( Легенда об Иосифе ), соч. 63, балет 1914 года по рассказу жены Потифара на музыку Рихарда Штрауса .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «История Иосифа в Библии» .
- ^ Зулейка, жена Потифара
- ^ Сефер Ха-Яшар, Ваешев . Венеция 1625.
- ^ «Иосиф» . Еврейская энциклопедия . 1901 год . Проверено 24 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и МакКинли, Джудит (1 сентября 1995 г.). «Жена Потифара в разговоре» . Феминистская теология . 4 (10). Издательство Sage: 69–80. дои : 10.1177/096673509500001007 . S2CID 144070141 . Проверено 26 мая 2021 г.
- ^ Адельман, Рэйчел (2022). «Потифар и его жена желают Иосифа» . TheTorah.com . Архивировано из оригинала 19 апреля 2024 года.