Горус
Горус | |||
---|---|---|---|
![]() древних египтян Горус часто был национальным божеством опекунов . Он обычно изображался как человек с головой сокола, носящий PSCHENT , или красную и белую корону, как символ царства над всем королевством Египта . | |||
Название в иероглифах |
| ||
Основной культовый центр | Нехен , Эдфу [ 1 ] | ||
Символ | Глаз Гора | ||
Генеалогия | |||
Родители | Осирис и Исида , Осирис и Нефтис , [ 2 ] Хатор [ 3 ] | ||
Братья и сестры | Анубис , [ А ] ставки [ B ] | ||
Супруг | Hathor , Isis , Serket [ 4 ] Нефтис [ 2 ] | ||
Потомство | Ihy , четыре сына Гора (Горус Старший) | ||
Эквиваленты | |||
Греческий эквивалент | Аполлон | ||
Нубийский эквивалент | Мандулис |
Horus ( / h enː r й s / ), [ C ] также известен как Hor ( / H ɔː r / ), [ D ] [ 5 ] В древнемгиптяне является одним из самых значительных древнихгипетских божеств , которые служили многим функциям, особенно в качестве бога царств, исцеления, защиты, солнца и неба. Ему поклонялись по крайней мере из позднего доисторического Египта до Птолемейского царства и римского Египта . Различные формы Хора записаны в истории, и они рассматриваются как различные боги египтологами . [ 6 ] Эти различные формы могут быть разными проявлениями одного и того же многослойного божества, в котором подчеркиваются определенные атрибуты или синкретические отношения, не обязательно противоположные, но дополняют друг другу, что согласуется с тем, как древние египтяне рассматривали множественные аспекты реальности. [ 7 ] Его чаще всего изображали как сокол , скорее всего, сокол Ланнера или Перегрин Сокол , или как человек с головой сокола. [ 8 ]
Самая ранняя зарегистрированная форма Хоруса - это божество Нехэна , который является первым известным национальным богом, в частности , в Верхнем Египте связанным с правящим фараоном , который со временем считался проявлением Гора в жизни и Осирис в смерти. [ 6 ] Наиболее часто встречающиеся семейные отношения описывают Гора как сына Исиды и Осириса, и он играет ключевую роль в мифе Осирис как наследник Осириса и соперник , убийцу и брат Осириса. В другой традиции Хатор считается его матерью, а иногда и его женой. [ 6 ]
Клавдий Аелиан писал, что египтяне назвали Бога Аполлона «Хорусом» на их собственном языке . [ 9 ] Тем не менее, Плутарх , подробно рассказывающий о той же традиции, о которых сообщали греки , указал, что единственный «Горус», которого египтяне приравнивали к греческому Аполлону, на самом деле «Горус Старший», который отличается от Гора, сына Осириса и Исида (Это сделало бы его «младшим»). [ 10 ]
Этимология
Горус записан в египетских иероглифах как ḥr.w "Сокол", 𓅃; Первоначальное произношение было реконструировано как / ˈħaːɾuw / в старом египетском и раннем среднем египетском , / ˈħaːɾəʔ / в более позднем средне -египетском и / ˈħoːɾ (ə) / в позднем египтянском языке . Считается, что дополнительные значения были «далеким» или «тем, кто выше, над». [ 11 ] По мере того, как язык со временем изменился, он появлялся в коптских сортах по -разному как / hɔr / или / ħoːɾ / (ϩ ⲱⲣ) и был принят в древнегреческий как ὧρος ĥros (произносится в то время как / hɔ̂ːros / ). Он также выживает в формах позднего египетского и коптского теофорического названия , таких как Siese "Сын Исиды" и Харсиз "Хорус, сын Исиды".
Горус и фараон

Фараон . был связан со многими конкретными божествами Он был идентифицирован непосредственно с Хорусом, который представлял сам Царствор и считался защитником фараона, [ 12 ] и его считали сыном РА, который управлял и регулировал природу как фараон управлял и регулировал общество.
Пирамидальные тексты ( ок. 2400–2300 гг. До н.э. ) описывают природу фараона в разных символах, как Хорус и Осирис. Фараон как Хору в жизни стал фараоном как Осирис в смерти, где он был объединен с другими богами. Новые воплощения Гора сменили умершего фараона на земле в виде новых фараонов. [ 13 ]
Часть серии на |
Древняя египетская религия |
---|
![]() |
![]() |
Линия Хоруса, возможного продукта профсоюзов между детьми Атума , могла быть средством объяснения и оправдания власти фараонов. Все боги, созданные Атумом, были репрезентативными для космических и наземных сил в египетской жизни. Идентифицируя Хоруса как потомства этих сил, затем идентифицируя его самим Атумом и, наконец, идентифицируя фараона с Хорусом, фараон теологически имел владение во всем мире.
Мифология происхождения
В одной сказке Хорус рождена у богини Исиды после того, как она извлекла все расчлененные части ее убитого мужа Осириса, кроме его пениса , который был брошен в Нил и съеден сомом / Меджедом , [ 14 ] [ 15 ] Или иногда изображено, как вместо этого краба , и, согласно счете Плутарха , использовала ее магические силы, чтобы воскресить Осириса и моду [ 16 ] Чтобы зачать ее сына (пожилые египетские счета выживают пенис Осириса).
Забеременев от Хоруса, Исида бежала в Нила дельты , чтобы спрятаться от своего брата , который ревностно убил Осириса и того, кого она знала, захочет убить их сына. [ 17 ] Там Исида носила божественного сына, Хоруса. В качестве рождения, смерти и возрождения являются повторяющимися темами в египетских знаниях и космологии, не особенно странно, что Хорус также является братом Осириса и ИГИЛ , от Nut и Geb , вместе с Nephthys и Set . [ Тон ] Этот старший Хорус называется HRW -WR - Hourou'ur - в отличие от HRW -P -KHRD - младшего Гора, в какой -то момент, принятый греками в качестве харпократа . [ Цитация необходима ]

Генеалогия
Солнце Бог Солнца | |||||||||||||||||||||||||||||||
Tefnut | Таким образом | ||||||||||||||||||||||||||||||
Болотный | Орех | ||||||||||||||||||||||||||||||
ИГИЛ | Осирис | Нефтис | Набор | ||||||||||||||||||||||||||||
Горус | Хатор | ||||||||||||||||||||||||||||||
Мифологические роли
| |||
rˁ-ḥr-3ḫty "Рай-Хоракти" в иероглифах | |||
---|---|---|---|
Облако

Поскольку Горус, как говорили, был небом, он также считал, что он также содержит солнце и луну. [ 18 ] Египтяне полагали, что солнце было его правым глазом и луной его левой, и что они пересекали небо, когда он, сокол, пролетел через него. [ 19 ] Позже, причина, по которой луна была не такой яркой, как солнце, было объяснено сказкой, известной как содействие Хорусу и Сету . В этой сказке было сказано, что Сет, покровитель Верхнего Египта и Хорус, покровитель Нижнего Египта , жестоко боролся за Египет, и ни одна из них не победила, пока в конце концов боги с Горусом.
Как Хорус был окончательным победителем, он стал известен как ḥr.w или «Горус Великий», но, чаще обычно переводил как «Горус старший». В борьбе, сета потеряла яичко , и глаз Хоруса был выбит.
Хорус иногда показывал в искусстве как голый мальчик с пальцем во рту, сидя на лотосе со своей матерью. В форме молодежи, Горуса называли NFR ḥr.W «Хороший Хору», трантератитерированный Неферхор, нефоро или nopheros (реконструированный как naːfiru ħaːruw ).

Глаз Гора является древним египетским символом защиты и королевской силы от божеств, в данном случае от Гора или Ра . Символ виден на изображениях матери, ИГИЛ и других божеств, связанных с ней. На египетском языке слово для этого символа было «свадьба» ( WɟT ). [ 20 ] [ 21 ] Это был глаз одного из самых ранних египетских божеств, Вадже , который впоследствии стал ассоциироваться с Бастетом , Мут и Хатором. Вадхет был солнечным божеством , и этот символ начался как ее всевидный глаз. В ранних произведениях искусства Хатор также изображен с этим глазом. [ 22 ] Погребальные амулеты часто производились в форме глаза Гора. Ведджат или глаз Гора - это «центральный элемент» из семи « золотых , фаянс , карнеток и лазули », найденных на мумии Шошенка II . [ 23 ] Ведат "был предназначен для защиты короля [здесь] в загробной жизни" [ 23 ] и отразить зло. Египетские и ближневосточные моряки часто рисуют символ на носу своего судна, чтобы обеспечить безопасное морское путешествие. [ 24 ]
Горус также считался защищать небо. [ 12 ]
Конфликт между Хорусом и набор
Горус сказал его мать Исида, чтобы защитить народ Египта от Сета , Бога пустыни, который убил отца Хоруса, Осирис. [ 26 ] [ 27 ] У Хоруса было много сражений с набором, не только чтобы отомстить за отца, но и выбрать законного правителя Египта. В этих битвах Хорус стал ассоциироваться с Нижним Египтом и стал его покровителем.
Согласно утверждениям Горуса и Сета , SET изображается как попытка доказать его доминирование, соблазняя Гора, а затем вступая с половым актом с ним. Тем не менее, Хорус положил руку между его бедрами и спермой , а затем бросает ее в реку, чтобы его можно было сказать, что он не был осеменен. Хорус (или сама Исида в некоторых версиях), затем намеренно распространяет свою сперму на каком -то салате , который был любимой едой. После того, как сет съел салат, они пошли к богам, чтобы попытаться урегулировать аргумент в пользу правила Египта. Боги сначала слушали утверждение о доминировании над Хорусом и вызвали его сперму, но он ответил с реки, агистрировав его утверждение. Затем боги слушали утверждение Гора о том, что он доминировал, и вызвал его сперму, и он ответил изнутри. [ 28 ] [ 29 ]

Тем не менее, Set по -прежнему отказался смягчаться, а другие боги устали от более чем восьмидесяти лет боевых действий и проблем. Хорус и Сет бросили друг друга на лодочной гонке, где каждый из них мчался в лодке, сделанной из камня. Хорус и Сета согласились, и гонка началась. Но у Хоруса было преимущество: его лодка была сделана из дерева, окрашенной, чтобы напоминать камень, а не настоящий камень. Лодка Set, сделанная из тяжелого камня, затонув, а Хорус - нет. Затем Хорус выиграл гонку и ушел в отставку и официально дал Хоруру трон Египта. [ 31 ] Став королем после поражения Сет, Хорус дает подношения своему умершему отцу Осирису, тем самым возрождая и поддержав его в загробной жизни. После нового королевства, сет все еще считался Владыке пустыни и его оазисов. [ 32 ]
Во многих версиях истории Хорус и Set разделили между ними сферу. Это разделение может быть приравнено к любой из нескольких фундаментальных двойственности, которые египтяне видели в своем мире. Хорус может получить плодородные земли вокруг Нила, ядро египетской цивилизации, и в этом случае набор «Бесплодная пустыня или иностранные земли, которые связаны с ней; Горус может править землей, пока набор живет в небе; И каждый Бог может взять одну из двух традиционных половинок страны, верхнего и нижнего Египта, и в этом случае либо Бог может быть связан с любым регионом. Тем не менее, в богословии Мемфита , Геб как судья, сначала придает сферу между заявителями, а затем меняет себя, присуждая единственному контролю Горусу. В этом мирном союзе Горус и Сет примиряются, и двойственность, которые они представляют, были разрешены в целое объединение. Благодаря этому резолюции порядок восстанавливается после бурного конфликта. [ 33 ]

Египтологи часто пытались соединить конфликт между двумя богами с политическими событиями в начале истории или предыстории Египта. Случаи, в которых комбатанты делят королевство, и частая связь парного Гора и установленный с объединением верхнего и нижнего Египта, позволяют предположить, что эти два божества представляют какое -то разделение в стране. Египетская традиция и археологические данные указывают на то, что Египет был объединен в начале своей истории, когда высшее египетское королевство на юге завоевало Нижний Египет на севере. Верхние египетские правители назвали себя «последователями Хоруса», и Хорус стал опекунским божеством единой политики и его королей. Тем не менее, Хорус и Сет не могут быть легко приравниваются к двум половинкам страны. Оба божества имели несколько культовых центров в каждом регионе, и Хорус часто ассоциируется с Нижним Египтом и устанавливается с верхним Египтом. Другие события, возможно, также повлияли на миф. Еще до Верхнего Египта был один правитель, два его основных города были Нэхен , на дальнем юге и Нагада , во многих милях к северу. Правители Нэхэна, где, как правило, считалось, что Горус был божеством покровителей, имели единый Верхний Египет, включая Нагада, под их влиянием. Набор был связан с Нагадой, поэтому возможно, что божественный конфликт смутно отражает вражду между городами в далеком прошлом. в конце династии ( ок. гг. До . , второй позже н Гораздо 2890–2686 Его преемник Хасехемви использовал и Хоруса, и в написании своего Серекха. Это доказательство вызвало предположение, что вторая династия увидела столкновение между последователями Короля Хоруса и поклонниками сета во главе с Сет-Перибсеном. Использование Хасехемви двух символов животных затем будет представлять примирение двух фракций, как и разрешение мифа. [ 34 ]
Золотой Хорус Осирис
Хорус постепенно принимал на себя природу как сына Осириса, так и самого Осириса. Его называли Золотым Хорусом Осирис. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] В храме Дендеры ему дают полную королевскую титул как из Хоруса, так и Осириса. Иногда он считался как отцом, так и своим собственным сыном, а в некоторых более поздних рассказах ИГИЛ вернула Осириса. [ 39 ]
Другие формы Гора
-
Хорус представлен как коронованный сокол
-
Хар-Эм-Ахте, форма Гора, в которой у него было тело льва, основанное на изображениях древности
-
Hor-Imy-Shenut, форма Гора, в которой у него было тело крокодила
Операция | |
---|---|
![]() | |
Основной культовый центр | Хелиополис , Гиза |
Символ | Ястреб. Человек |
Генеалогия | |
Родители | Геб и орех |
Братья и сестры | Осирис , Исида , набор и Нефтис |
Супруг | Кража , Хатор , из укусов |
Потомство | Imet , step , duamutef , kebehsuengef |
Heru-ur (Горус старший)
Heru-ur (или Herwer, и Haroeris для греков птолемея), также известных как Хорус Старший , был формой Хоруса, где он был сыном Геба и ореха . Он был одним из старейших богов Древнего Египта, поклоняясь в влиятельном преддвежении Нэхен ( Иераконполис ). [ 40 ] По Старому Царству он стал первым национальным богом и покровителем фараона. [ 41 ]
Его называли Сыном Истины, [ 42 ] обозначение его роли важного сторонника Маата . Его правый глаз был солнцем, а левым глазом была луна. Heru-ur иногда изображали в полной мере как сокол; Иногда ему давали титул Кемвер , что означает «() великий черный (один)».
Другие варианты включают Hormerti 'Horus двух глаз' и Horkhenti Irti . [ 43 ]
Heru-Pa-Khered (Горус младший)
Heru-Pa-Khereed ( Harpocrates для греков птолемея), также известный как Горус, младший , представлен в виде молодости, одетого в замок волос (признак молодости) справа от его головы, втягивая пальцем. Кроме того, он обычно носит Объединенные Короны Египта, Корону Верхнего Египта и Корона Нижнего Египта. Он является формой восходящего солнца, представляющего его самый ранний свет. [ 41 ]
-
Хорус представлял в детстве с объединенной египетской короной и систрумом.
-behdeti . Heru
Крылатое Солнце Гора Эдфу является символом, связанным с божественностью , королевской властью и силой в Древнем Египте. [ 44 ] Крылатое солнце является символическим и вечной душой. Когда он помещен над дверями храма, это послужило напоминанием для людей их вечной природы. [ 45 ] [ 46 ] Крылатое солнце было изображено на вершине пилонов в древних храмах по всему Египту.
Ее-я-Ахте (Горус в горизонте)
HER-EM-ACHET (или Horemakhet), ( Harmakhis на греческом), представлял рассвет и раннее утреннее солнце. Его часто изображали как сфинкс с головой человека (например, великий сфинкс Гизы ), или как иеракосфинкс , существо с телом льва, головой и крыльями сокола, иногда с головой льва или оперативной памяти ( Последний обеспечивает связь с Богом Хепри , Восходящим Солнцем). Считалось, что он был источником вдохновения для великого сфинкса Гизы , построенной под приказом Хафре , чья глава изображает.
Другие формы Гора включают:
- Хор Мерти («Горус двух глаз»);
- Хоркенти ; [ 43 ]
- Ее-сема-тау («Хорус Университет двух земель»), греческий харсомпт , изображенный как двойной крови Хорус
- Hery-iunmutef или iunmutef , изображенный как священник с леопардовой кожей над туловищем;
- Herui («Двойной сокол или Хоруз»), 5 -й Нома бог Верхнего Египта в Коптосе
-
Heru-Pa-Khered («Горус младший», известный как Harpocrates для греков) в форме ребенка, носящего PSCHENT и боковой молодежь
-
Heru-behdeti («Horus of Beheedet») как крылатый солнечный диск на потолке к входу в храм Рамсеса III
-
HER-EM-AHHET (Греческий: Хармахис), облегчение стены HieraCosphinx, изображенное в храме Гора в эдфу
-
Ее сэма-тау («Хорус, универсальный из двух земель»), завязывая папирус и тростниковые растения в символе Sema Tawy для объединения верхнего и нижнего Египта напротив сет (Sutekh)
-
Hery-iunmutef ( iunmutef ) («Хорус, столб его матери»), изображенный как священник в леопардовой коже над туловищем в гробнице Нефертари , долина королев
Празднование Хоруса
Фестиваль побед (Египтянин: Евр Нехтет) был ежегодным египетским фестивалем, посвященным Богу Горусу. Фестиваль победы отмечался в храме Гора в Эдфу и состоялся во время второго месяца сезона появления (или шестом месяца египетского календаря ).
Церемонии, которые состоялись во время фестиваля победы, включали в себя представление священной драмы, которая посвящена победе Хоруса над сет. Главным актером в этой драме был сам король Египта, который сыграл роль Хоруса. Его противником был бегство, который сыграл роль сета. В ходе ритуала король ударил по бегемоту гарпуном. Разрушение бегемота королем отмечало поражение сет Горусом, которое также узаконило короля.
Маловероятно, что король присутствовал на фестивале победы каждый год; Во многих случаях он, вероятно, был представлен священником. Также маловероятно, что настоящий бегпопотамус использовался на фестивале каждый год; Во многих случаях это, вероятно, было представлено моделью. [ 47 ]
Римский автор 4-го века Макробиус упоминает еще один ежегодный египетский фестиваль, посвященный Хорусу в его хронике . Macrobius указывает этот фестиваль, который встречается на зимнем солнцестоянии . Христианский епископ 4-го века Епифаний из Саламис также упоминает о зимнем фестивале Солнестоя в Гору в своем Панарионе . [ 48 ] Тем не менее, этот фестиваль не засвидетельствован ни в каких местных египетских источниках.
Предлагаемое влияние на христианство
Книга Уильяма Р. Купера 1877 года и самостоятельно опубликованная книга 2008 года 2008 года предположили, что между историей Гора и гораздо более поздней историей об Иисусе есть много сходств. [ 49 ] [ 50 ] Этот взгляд остается очень спорным и оспаривается. [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ]
В популярной культуре
Деклан Ханниган изображает Хоруса в Marvel Cinematic Universe сериале (MCU) Moon Knight (2022). [ 54 ]
В сериале « Сериал» в музее группа божеств Внутреннего мира появляется в ночи в музее: битва при Смитсоновском институте , когда Кахмунра использует комбинацию, чтобы открыть ворота в подземный мир и вызвать армию воинов Хоруса. Воины появляются из подземного мира, несущего Спирс, готовые атаковать и присоединиться к борьбе Кахмунры, чтобы захватить мир.
Хорус - бог класса воинов в многопользовательской онлайн -игре боевых сражений с названием «законного наследника». [ 55 ]
В «Книжной трилогии» Кейна» « Хроники Рика Риордана , главный герой Картер Кейн принимает дух Гора, когда его освобождают в Британском музее вместе с четырьмя другими египетскими божествами. Горус говорит с Картером по всей трилогии, предлагая ему свой совет и мудрость.
В фильме «Фэнтезийный боевик» Боги Египта Хорус изображается Николай Костер-Вальдау . В фильме он помогает смертному по имени Бек, чтобы остановить его дядя, а также пытаясь вернуть себе трон и принести мир в Египет.
Хорус появляется в научно -фантастическом романе 1980 года La Foire Aux Immortels, написанного и проиллюстрированного французским карикатуристом и рассказчиком Энки Билалом .
Галерея
-
Хорус, божество покровителя Иераконполиса (около Эдфу ), прединастическая столица Верхнего Египта. Его голова была выполнена с помощью избиения золота, а затем соединения его с медным корпусом. Урэус прикреплен к диадеме, которая поддерживает два высоких перья с открытой работой. Глаза инкрустированы обсидианом. Шестая династия .
-
Горус (справа) в гробнице Хорремеба ( KV57 ) в долине королей
-
Облегчение Гора в храме Эдфу
-
В Duat Horous ведет Хуннефер в храм, в котором Осирис наслаждается
-
Облегчение в храме Сети I фараона Сети I представляет предложение Horus
-
Руководитель статуи Хоруса, 664–30 гг.
-
Медный сплав Гора (в центре) в качестве римского офицера с позициями контраппосто ( Национальный археологический музей, Афины )
-
Бог Горус как сокол в двойной короне Египта. 27 -я династия. Государственный музей египетского искусства, Мюнхен
-
Глава Хоруса из Мемфиса, 1196 г. до н.э., Музей Пенн
-
Горус представлял облегчение с Wadjet и носил двойную корону. Морговый Храм Хэтшепсут
-
Статуя Гора в храме Эдфу
Смотрите также
- Небо божество
- Ястреб Курайша
- Hawron , египетское божество
Примечания
- ^ В некоторых счетах.
- ^ Редко заверяется.
- ^ Древнегреческий : ὧρος , романизированный : ĥros , Греческое произношение: [hɔ̂ː.ros] ; Латынь : hōrus , Латинское произношение: [hoː.rus]
- ^ Древний египетский : ḥr ; Коптский : ϩ ⲱⲣ , Романизированный: Hōr , Коптское произношение: [HɔR]
Ссылки
- ^ Симс, Лесли (2000). «Боги и богини». Гид посетителей по древним Египту . Saffron Hill, Лондон: Usborne Publishing . п. 29 ISBN 0-7460-30673 .
- ^ Jump up to: а беременный Леваи, Джессика (2007). Аспекты богини Нефти, особенно во время Греко-римского периода в Египте . Уми Архивировано из оригинала 2023-04-03 . Получено 2021-11-17 .
- ^ Наджовиц, Симсон Р. (2003). Египет, ствол дерева, вып. Я: современный обзор и древнюю землю . Algora Publishing. ISBN 978-0-87586-234-7 Полем Архивировано из оригинала 2023-04-03 . Получено 2021-11-17 .
- ^ Littleson, C. Scott (2005). Боги, богини и мифология, том 4 . Маршалл Кавендиш. ISBN 076147563X .
- ^ «Горус | История, внешность, символы и факты | Британская» . www.britannica.com . 2023-07-05 . Получено 2023-08-02 .
- ^ Jump up to: а беременный в «Оксфордский гид: основное руководство по египетской мифологии», под редакцией Дональда Б. Редфорда, Хоруса: Эдмунд С. Мельцер, с. 164–168, Беркли, 2003, ISBN 0-425-19096-X .
- ^ «Оксфордский гид: основное руководство по египетской мифологии», под редакцией Дональда Б. Редфорда, P106 & P165, Berkley, 2003, ISBN 0-425-19096-X .
- ^ Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полные боги и богини древнего Египта . Темза и Хадсон. п. 202
- ^ «Аэлиан, характеристики животных, 10.14» . Архивировано из оригинала 2020-08-06 . Получено 2021-02-20 .
- ^ «- Моралия, де Исид и Осирид (Исида и Осирис), 12. (356a)» . Архивировано из оригинала 2023-04-03 . Получено 2022-08-16 .
- ^ Мельцер, Эдмунд С. (2002). Горус В DB Redford (ред.), Древние боги говорят: руководство по египетской религии (стр. 164). Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета , США.
- ^ Jump up to: а беременный Пирсон, Патриция О'Коннелл; Холдрен, Джон (май 2021). Всемирная история: наша человеческая история . Версаль, Кентукки: Шеридан Кентукки. п. 29. ISBN 978-1-60153-123-0 .
- ^ Аллен, Джеймс П. (2005). Древние египетские пирамидные тексты . Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-182-7 .
- ^ Нью -Йоркское фольклорное общество (1973). «Нью -Йорк Фольклор Ежеквартально» . Тол. 29. издательство Корнелльского университета . п. 294. Архивировано из оригинала 2023-04-03 . Получено 2020-11-12 .
- ^ Ян Шоу (2003). Оксфордская история древнего Египта . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-815034-3 .
- ^ Piotr O. Scholz (2001). Евнух и Кастрати: история культуры . Markus Wiener Publishers. п. 32. ISBN 978-1-55876-201-5 Полем Архивировано из оригинала 2023-04-03 . Получено 2020-11-12 .
- ^ Рой Г. Уиллис (1993). Мировая мифология . Макмиллан. п. 43. ISBN 978-0-8050-2701-3 Полем Архивировано из оригинала 2023-04-03 . Получено 2020-11-12 .
- ^ "Горус" . Всемирная история энциклопедии . Архивировано из оригинала 2021-04-14 . Получено 2019-02-22 .
- ^ Уилкинсон, Ричард Х. (1992). Чтение египетского искусства: иероглифический гид по древней египетской живописи и скульптуре . Темза и Хадсон. п. 186
- ^ Pommerening, Tanja, Древние египетские полые измерения ( исследования по древней египетской культуре , Приложение 10), Гамбург, Хельмут Буске Верлаг, 2005
- ^ М. Стэскад, «История искусств»
- ^ "Леди Запада" . hethert.org . Архивировано из оригинала 27 января 2010 года . Получено 18 января 2015 года .
- ^ Jump up to: а беременный Сильверман, Дэвид П. (1997). «Египетское искусство». Древний Египет Duncan Baird Publishers. п. 228
- ^ Чарльз Фриман, Наследие древнего Египта , Факты на файле, Inc. 1997. с. 91
- ^ Микс, Дмитрия; FAVARD-MEEKS, Christine (1996) [French Edition 1993]. Повседневная жизнь египетских богов . Перевод Goshgarian, GM Cornell University Press. п. 37. ISBN 978-0-8014-8248-9 .
- ^ «Богини и боги древнего Египта» . Архивировано из оригинала 4 июня 2010 года.
- ^ «Древний Египет: мифология - Хорус» . egyptianmyths.net . Архивировано из оригинала 2019-11-29 . Получено 2007-08-25 .
- ^ Скотт Дэвид Фотц. «Сайт богословия: Etext Index: египетский миф: 80 лет спора между Хорусом и Сетем» . TheologyWebsite.com . Архивировано из оригинала 11 мая 2017 года . Получено 18 января 2015 года .
- ^ Флеминг, Фергус и Алан Лотиан. Путь к вечности: египетский миф . Duncan Baird Publishers, 1997. С. 80–81
- ^ Уилкинсон 1992 , с. 42–43.
- ^ Мифология, опубликованная DBP, глава: Божественное царство Египта.
- ^ Чувствует, Герман (1967). Сет, Бог или путаница: изучение его роли в египетской мифиологии и религии . Проблемы ägyptology 6. Перевод Baaren-Paps, Ge (2-е изд.). Лиджен: EJ Brill . ISBN 978-90-04-05402-8 .
- ^ Te Velde 1967 , стр. 59–63.
- ^ Мельцер в Редфорде, с. 165–166
- ^ Yoyotte, Джин, Биографическое уведомление о короле Осирис, Бифао 77 (1977), с.145
- ^ Гимн Осирис Ун-недоруется, переведено Eawallis Budge
- ^ Бдитель, Эй Уоллис; 1901, Египетская магия, Кеган, Пол, Тренч и Трюбнер и Ко, Лондон
- ^ Роксбург, Кевин. «Горус - египетский бог Хорус - Египетская мифология - Горус - Глаз Гора» . www.egyptiangods.co.uk . Архивировано с оригинала 2016-03-01 . Получено 2018-06-02 .
- ^ Ea Wallis Budge, Osiris и египетское воскресение, том 2 (Лондон: PL Warner; Нью -Йорк: сыновья GP Putnam, 1911), 31.
- ^ Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полные боги и богини древнего Египта. Темза и Хадсон. п. 200
- ^ Jump up to: а беременный Струдвик, Хелен (2006). Энциклопедия древнего Египта . Нью -Йорк: Sterling Publishing Co., Inc. с. 158–159. ISBN 978-1-4351-4654-9 .
- ^ Уилсон, Эразм (1 января 1877 г.). Игла Клеопатры: с краткими заметками о Египте и египетских обелисках . Лондон: Brain & Company. п. 208 Получено 6 декабря 2014 года .
- ^ Jump up to: а беременный Патриция Тернер, Чарльз Рассел Коултер, словарь древних божеств , 2001.
- ^ Рис, Дани (2020-11-22). "Какое было крылатое солнце в египетской мифологии?" Полем Символ Мудрец . Получено 2023-03-13 .
- ^ Spydaman13 (12 ноября 2011 г.). «Символика солнца иллюминатов-автоматические логотипы, крылатая солнечная диска (часть 3/3)» . 12160.info . Получено 2023-03-13 .
- ^ «Изменение логотипа адвентистов» . Прямое свидетельство . Архивировано из оригинала 21 марта 2024 года . Получено 2023-03-13 .
- ^ HW Fairman. Триумф Гора: древняя египетская священная драма. Лондон, 1974
- ^ «Макробиус, Сатурналия - Классическая библиотека Лоуба» . Классическая библиотека Loeb . Архивировано с оригинала 2015-07-09 . Получено 2015-07-09 .
- ^ Мердок, DM; S, Ачарья (декабрь 2008 г.). Христос в Египте: связь с Горус-Жесусом . Stellar House Publishing. ISBN 978-0-9799631-1-7 Полем Архивировано из оригинала 2023-04-03 . Получено 2020-11-12 .
- ^ Купер, Уильям Рикеттс (1877). Миф Хоруса в его отношении к христианству . Hardwicke & Bogue. п. 3
Иисус Хорус.
- ^ Эрман, Барт Д. (2012). Существовал ли Иисус?: Исторический аргумент об Иисусе из Назарета . Harperone. ISBN 978-0062206442 .
- ^ C Henderson, S Hayes, Debunking the Horus-Jesus Connection, 2015, Миннеаполис: Fortress Press, 1996
- ^ Houdmann, S. Michael, вопросы об Иисусе Христе, Westbow Press, 2013
- ^ Сильверо, Бен Ф. (13 апреля 2022 г.). "Руководство по совету богов на Лунном рыцаре: кто кто есть?" Полем /Фильм . Архивировано из оригинала 13 апреля 2022 года . Получено 19 апреля 2022 года .
- ^ Smite-Horus and Set Specat Trailer-IGN , 17 апреля 2019 года, архивировано с оригинала 2023-02-09 , извлечен 2023-02-09
- ^ «Уведомление Британского музея» . 23 января 2020 года. Архивировано с оригинала 3 апреля 2023 года . Получено 16 октября 2020 года .
- ^ «Джар, Британский музей» . Британский музей . Архивировано из оригинала 2020-10-17 . Получено 2020-10-16 .
Внешние ссылки
