Адхьявасая
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
![]() | |
православный | |
|
|
неортодоксальный | |
|
|
Адхьявасая ( санскрит : अध्यवसाय) обычно означает «предчувствие», «цепляние», «мысленное усилие». [ 1 ] а также «настойчивость», «решительность». [ 2 ]
Ведическая интерпретация
[ редактировать ]Нараяна Тиртха в своей «Самкхья-Чандрике» объясняет адхьявасаю как «измененное состояние интеллекта ( буддхи ) решимость в такой форме, как – такое действие должно быть совершено мной ». Гаудапада объясняет это как «интеллектуальное определение объекта восприятия как принадлежности к определенному классу». Вачаспатимишра объясняет это как «установление или определенное знание, вытекающее из проявления сущности ( саттвы ) интеллекта, когда инерция интеллекта преодолевается работой органов чувств при постижении своих объектов, как намерение, которое следует за собой». -присвоенное знание или воля агента определенным образом реагировать на объект восприятия». [ 3 ] Установление также означает определенное осознание, которое, согласно школе санкхьи, связано с буддхи (अध्यवसायो बुद्धिः), с восприятием, которое представляет собой определенное установление, включающее чувства в отношении определенных видов эмпирических объектов, и которое является деятельностью буддхи . [ 4 ] Оно подразумевает определение объектов ( авидхарана ), что само по себе является решающим знанием ( нишкая ). [ 5 ]
Мудрец Майтри Упанишады (VI.30) объясняет:
Ибо этот человек, полный всех желаний, связан самосознанием решимости, решительности и гордости.
Следовательно, противоположное бесплатно ||
«Пуруша, полный камы, или желания, обязан иметь адхьявасайю, санкальпу и абхиману в качестве своих лингамов (характеристик); тот, кто противоположен им, освобождается».- Майтри Упанишада VI.30 [ 6 ]
Виндхьявасин придерживается мнения, что санкальпа , абхимана и адхьявасая — это не разные функции, а модификации ума или интеллекта. Санкхьи придерживаются точки зрения, что восприятие — это рефлексивное распознавание ( адхьявасая ), своего рода осознавание, действие интеллекта в его саттва- модальности; [ 7 ] осознавать восприятие как восприятие — значит определять и отличать его от других, определение которых ( адхьявасая ) может прийти только через представление ( викальпа ). [ 8 ] Садьоджьоти определяет проницательность как устанавливающую познавательную деятельность ( адхьявасая ), которая является пониманием ( джнана ). [ 9 ]
Интерпретация йоги
[ редактировать ]Согласно школе йоги и аюрведе , адхьявасая, то есть постижение ясного и чистого знания познаваемого, является одним из шестнадцати качеств эмпирической души ( дживатман ). [ 10 ] Лакшми Тантра (XVI.4) объясняет, что интеллект ( буддхи ) является стимулом к умственным усилиям ( адхьявасая ); прана — стимул к стремлению ( прайатна ) и время ( кала ) — стимул к преобразованию в форме импульса и эффективного развития; тогда как эго ( ахамкара ) возникает в результате модификации махата . [ 11 ] в котором познание является неопределенным познанием ( нирвикальпа адхьявасая ). [ 12 ]
Джайна и буддийская интерпретация
[ редактировать ]Последователи джайнизма считают, что адхьявасайя относится к хорошим или плохим чувствам, а также к природе бхава-йоги , которая состоит из «неблагоприятной комбинированной медитации» и «медитации». [ 13 ] Утпала в своем следующем заявлении:
Благодаря иллюзорной силе Господа она такая же, как различные воспринимаемые
Катика по именам знания, решения, изучения и так далее||
термины - адхьявасая как умственное постижение, поскольку он продолжает объяснять майя-шакти как различающую силу Брахмана , воздействующую на сознание, что приводит к ложному восприятию двойственности. [ 14 ] И Ратнакирти придерживается мнения, что немгновенное существование - это плод воображаемой интуиции, спроецированный как реальный посредством процесса мышления, называемого адхьявасайя , который представляет собой импульсивное движение ума, порожденное силой непосредственно предшествующего познания. [ 15 ] Буддийская точка зрения состоит в том , что суждение об объекте познания («пространственно-временных объектах») благодаря особому синтезу моментов приобретает чувственные качества и т. д., чтобы стать универсальным ( саманайа лакшана , экатва адхьявасая ). [ 16 ] Джнянашримитра придерживается мнения, что только заблуждающиеся люди интерпретируют образ посредством концептуального мышления. ( адхьявасая , викальпа ). [ 17 ]
Адхьявасая в санскритской литературе
[ редактировать ]Общие характеристики ( садхаранадхарма ) в поэзии могут быть либо в форме существования ( бхава ), либо в форме отрицания ( абхава ), а также могут включать в себя вытеснение ( адхьявасая ). В апахнути (сокрытии истины, отрицании), когда вещь скрывается, а на ее месте описывается что-то другое, аропа (поднятие, возвышение, наложение), основанная на отрицании, равносильна адхьявасайе , с чем Джаяратха соглашается. Вместе с Руйякой адхьявасайя — это явление, при котором вишайя скрыта, и ее неотличие (абхеда) от Вишайин известен, и это сомнение ( бхранти ) всегда основано на адхьявасайе , а не на аропе . В литературе санскритской Аланкарашастра говорит о красоте, которую может показать только поэзия ( кавья ). [ 18 ] Адхьявасая считается сиддхой (совершенной), когда объект не выражен словами, но теряется в сравнении, садхьей (совершенной), когда объект в процессе изображения тождествен объекту сравнения. [ 19 ] Он отличает утпрекшу («аллитерацию») и атишайокти («гиперболу») от рупаки («драматическое представление», «форма») и аропа («наложение»). [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Санскритско-английский словарь . Spokensanskrit.de.
- ^ «Значение Адхьявасайи» .
- ^ Джадунатх Синха (май 1999 г.). Индийская психология . Психология Пресс. п. 121. ИСБН 9780415211130 .
- ^ Шриниваса Рао (январь 1998 г.). Ошибка восприятия . Издательство Гавайского университета. п. 38. ISBN 9780824819583 .
- ^ Лакшми Тантра . Мотилал Банарсидасс. 2001. с. 33. ISBN 9788120818255 .
- ^ Калататтвакоса . Мотилал Банарсидасс. 1988. с. 335. ИСБН 9788120819177 .
- ^ Ларсон, Джеральд Джеймс; Бхаттачарья, Рам Шанкар (14 июля 2014 г.). Энциклопедия индийской философии, том 4 . Издательство Принстонского университета. стр. 144, 303. ISBN. 9781400853533 .
- ^ ТРВМурти (1996). Исследования индийской мысли . Мотилал Банарсидасс. п. 277. ИСБН 9788120813106 .
- ^ Бхога Карика из Садьоджьоти . Мотилал Банарсидасс. 2005. с. 48. ИСБН 9788120829350 .
- ^ БКСИенгар (28 декабря 2001 г.). Астадала Йогамала Том . Союзные издательства. п. 143. ИСБН 9788177643619 .
- ^ Лакшми Тантра . Мотилал Банарсидасс. 2001. с. 83. ИСБН 9788120818255 .
- ^ Йога-сутры Патанджали . Мотилал Банарсидасс. 2001. с. 324.ISBN 9788120818255 .
- ^ Ачарья Виджай Бхуванбханусури (1989). Основы философии Бхагавана Махавиры . Мотилал Банарсидасс. п. 129. ИСБН 9788120806788 .
- ^ Ишвара Пратьябхиджна Карика . Мотилал Банарсидасс. 2004. с. 66. ИСБН 9788120817852 .
- ^ Саткари Мукерджи (1997). Буддийская философия универсального потока . Мотилал Банарсидасс. п. 34. ISBN 9788120807372 .
- ^ Кайса Пухакка (1994). Знания и реальность . Мотилал Банарсидасс. п. 82. ИСБН 9788120811744 .
- ^ Буддийские медитации Махаяны . Мотилал Банарсидасс. 1991. с. 126.ISBN 9788120807600 .
- ^ Г. Партасарти Рао (1992). Аланкараратнакара Собхакарамитры . Публикации Миттала. стр. 22, 23, 76, 89. ISBN. 9788170994060 .
- ^ П.Глае (2002). Маллината . Академия Сахитья. п. 72. ИСБН 9788126012381 .
- ^ Дэвид Шульман (9 апреля 2012 г.). Больше, чем настоящий . Издательство Гарвардского университета. п. 57. ИСБН 9780674059917 .