Натуралистический пантеизм
Натуралистический пантеизм , также известный как научный пантеизм , является формой пантеизма . Его использовали по-разному, например, для связи Бога или божественности с конкретными вещами, [ 1 ] детерминизм, [ 2 ] или субстанция Вселенной . [ 3 ] С этих позиций Бог рассматривается как совокупность всех единых явлений природы. [ 4 ] Эта фраза часто ассоциировалась с философией Баруха Спинозы . [ 5 ] хотя ученые расходятся во мнениях о том, как он используется. Естественные пантеисты верят, что Бог — это целостность Вселенной и что Бог говорит посредством научного процесса.
Определения компонентов
[ редактировать ]Термин «пантеизм» происходит от греческих слов «пан» (греч. πᾶν), означающих «весь», и «теос » (греч. θεός), означающих «Бог». Он был придуман Джозефом Рафсоном в его работе De spatio Reali , опубликованной в 1697 году. [ 6 ] Этот термин был введен в английский язык ирландским писателем Джоном Толандом в его работе 1705 года «Социнианизм, истинно заявленный пантеистом» , в котором пантеизм описывался как «мнение тех, кто не верит ни в какое другое вечное существо, кроме Вселенной». [ 7 ] Термин «натуралистический» происходит от слова « натурализм », которое имеет несколько значений в философии и эстетике. [ 8 ] В философии этот термин часто обозначает точку зрения, согласно которой все принадлежит миру природы и может быть изучено методами, подходящими для изучения этого мира, то есть науками. [ 9 ] Обычно это подразумевает отсутствие веры в сверхъестественные существа. [ 8 ]
Ранние концепции
[ редактировать ]Джозеф Нидэм , современный британский исследователь китайской философии и науки, определил даосизм и технологию Усин как «натуралистический пантеизм, который подчеркивает единство и спонтанность действий Природы». [ 10 ] Эту философию можно датировать концом IV века до нашей эры. [ 11 ] Эллинистическая греческая философская школа стоицизма (зародившаяся в начале III века до н.э.) [ 12 ] отверг дуалистическую идею разделения идеального/сознательного и материального миров и отождествил субстанцию Бога со всем космосом и небесами. [ 3 ] Однако не всех философов, сделавших это, можно отнести к натуралистическим пантеистам. [ 13 ]
Современные концепции
[ редактировать ]Натуралистический пантеизм выражался различными мыслителями. [ 5 ] в том числе Джордано Бруно , сожжённого на костре за свои взгляды. [ 14 ] Особую известность приобрел голландский философ XVII века Спиноза. [ 5 ] В 1705 году ирландский писатель Джон Толанд поддержал форму пантеизма, в которой душа Бога идентична материальной вселенной. [ 7 ] [ 15 ] [ 16 ] Немецкий натуралист Эрнст Геккель (1834–1919). [ 17 ] предложил монистический пантеизм, в котором идея Бога тождественна идее природы или субстанции. [ 18 ] Всемирное пантеистическое движение , возникшее в 1999 году, описывает натуралистический пантеизм как включающий почитание Вселенной, реализм, сильный натурализм, а также уважение к разуму и научному методу как методам понимания мира. [ 19 ] Пол Харрисон считает свою позицию наиболее близким современным эквивалентом позиции Толанда. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Этическая и религиозная мысль в аналитической философии языка Квентина Смита, 1998, издательство Йельского университета, стр. 226
- ^ Пол Тиллих: Теолог границ Пола Тиллиха , Марка К. Тейлора, Марка Льюиса Тейлора, Коллинз, 1987, с. 165
- ^ Jump up to: а б Панентеизм — другой бог философов, Джон В. Купер, Baker Academic, 2006, стр. 39
- ^ Лекции Владимира Сергеевича Соловьева о божественном человечестве, Lindisfarne Press, 1995, с. 79
- ^ Jump up to: а б с История европейской философии: вводная книга Уолтера Тейлора Марвина, Macmillan Company, 1917, стр. 325: «Натуралистический пантеизм уже появился в шестнадцатом веке и особенно в трудах Джордано Бруно; но его самым известным учителем был философ семнадцатого века Бенедикт Спиноза».
- ^ Энн Томсон ; Тела мысли: наука, религия и душа в эпоху раннего просвещения , 2008, стр. 54.
- ^ Jump up to: а б с Харрисон, Пол. «Толанд: отец современного пантеизма» . Пантеистическая история . Мировое пантеистическое движение . Проверено 7 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Философский словарь, изд. Т. Маутнер, Блэквелл, 1996 г.
- ^ Оксфордский справочник по философии, изд. Тед Хондерих, издательство Оксфордского университета, 1995 г.
- ^ Наука и цивилизация в Китае: Том 2, Джозеф Нидэм, издательство Кембриджского университета, 1956, стр. 38
- ^ Киркланд, Рассел. Даосизм: непреходящая традиция. (Лондон и Нью-Йорк: Routledge, 2004). п. 61. ISBN 978-0-415-26321-4
- ^ Стоицизм , Стэнфордская энциклопедия философии.
- ^ Купер, Джон В. (2006). Панентеизм: другой бог философов: от Платона до наших дней . Бейкер Академик. п. 16.
Натуралистический пантеизм предвосхищает Бруно, Спинозу, Толанда, Эйнштейна (не Шеллинга, Гегеля). Определение Бога в терминах Природы не должно быть истолковано как натуралистический пантеизм. Под «Природой» Эриугена подразумевает нечто вроде «Реальности», а не просто физическую вселенную. «Но его позиция на самом деле ближе к натуралистическому пантеизму античного стоицизма. Мировая Душа есть не высшая реальность, порождающая физический мир, а разумный причинный агент, имманентный миру»…
- ^ Тернер, Уильям (профессор философии Католического университета), «История философии», 1903, с. 429
- ^ «Материализм в европейской мысли восемнадцатого века» в Новом словаре истории идей, 2005, изд. Питер Мачамер и Франческа ди Поппа
- ^ Средние произведения Джона Дьюи, Том 2, SIU Press, 1976, стр. 184
- ^ «Эрнст Геккель – Краткое изложение Британники» (биография), Британская энциклопедия Краткое изложение , 2006, Краткое изложение. Веб-страница Britannica.com: CBritannica-Haeckel. Архивировано 11 ноября 2006 г. в Wayback Machine .
- ^ Пресвитерианский и реформатский обзор, Том 7, Энсон Д. Ф. Рэндольф, 1896, стр. 217
- ^ «Находится ли ваш духовный дом прямо здесь, на Земле?» . Мировое пантеистическое движение . Проверено 7 сентября 2012 г.