Политика Новой Зеландии

![]() |
---|
![]() |
Политика Новой Зеландии ( маори : tōrangapu o Aotearoa ) функционирует в рамках независимой , унитарной , парламентской демократии . Система правления основана на Вестминстерской системе , а правовая система построена по образцу общего права Англии . Новая Зеландия является конституционной монархией , в которой король Карл III является сувереном и главой государства , а его премьер-министр является главой правительства .
Парламент Новой Зеландии обладает законодательной властью и состоит из Короля и Палаты представителей . Короля представляет генерал-губернатор, когда он сам не присутствует в стране. Члены парламента (депутаты) избираются в Палату представителей на гибкий срок полномочий, при этом всеобщие выборы проводятся не реже одного раза в три года с использованием смешанной пропорциональной системы (MMP) . Депутаты обычно принадлежат к политическим партиям . В Новой Зеландии действует многопартийная система , хотя исторически доминирующими партиями были Лейбористская партия и Национальная партия (или ее предшественники). Правительства меньшинств являются обычным явлением и обычно зависят от соглашений о доверии и поставках с другими партиями в Палате представителей.
Исполнительная власть в Новой Зеландии основана на принципе, согласно которому, пока правит правительство король, правит . [ 1 ] Хотя король и его генерал-губернатор являются неотъемлемой частью процесса управления, они остаются политически нейтральными и не участвуют лично в повседневных аспектах управления. Правительство Новой Зеландии осуществляет власть от имени и с согласия суверена. Правительство состоит из министров , которые избираются из числа депутатов и подотчетны парламенту . Большинство министров являются членами Кабинета министров , который является основным органом правительства, принимающим решения. Его возглавляет премьер-министр, который является самым высокопоставленным министром, официально назначаемым генерал-губернатором. Остальные министры назначаются генерал-губернатором по рекомендации главы правительства.
Согласно индексу демократии V-Dem, Новая Зеландия была шестой по количеству электората демократической страной в мире в 2023 году. [ 2 ] Страна занимает высокое место по прозрачности правительства и в 2022 году занимала второе место по уровню коррупции . в мире [ 3 ]
Правовая база
[ редактировать ]Новая Зеландия – унитарная парламентская демократия, основанная на конституционной монархии . [ 4 ] У него нет формальной кодифицированной конституции; конституционная основа состоит из смеси различных документов (включая некоторые акты парламентов Соединенного Королевства и Новой Зеландии), принципов Договора Вайтанги и конституционных конвенций . [ 5 ] Конституционный акт 1852 года установил систему правления, которая позже была консолидирована в 1986 году . Конституционные права защищены общим правом и усилены Законом о Билле о правах Новой Зеландии 1990 года и Законом о правах человека 1993 года , хотя они не закреплены и могут быть отменены парламентом простым большинством голосов. [ 6 ] Конституционный акт 1986 года описывает три ветви власти в Новой Зеландии: исполнительную (Суверен и Исполнительный совет), законодательную (парламент) и судебную (суды). [ 7 ]
Законодательная власть
[ редактировать ]Офис | Имя | Вечеринка | С |
---|---|---|---|
Король | Карл III | 8 сентября 2022 г. | |
Генерал-губернатор | Леди Синди Киро | 21 октября 2021 г. | |
Спикер Палаты представителей | Джерри Браунли | Национальный | 5 декабря 2023 г. |
Лидер Палаты | Крис Бишоп | Национальный | 27 ноября 2023 г. |
Парламент отвечает за принятие законов, принятие годового бюджета и осуществление контроля над исполнительной властью. [ 8 ] В настоящее время он состоит из одной палаты – Палаты представителей . До 1951 года существовала вторая палата — Законодательный совет . [ 9 ] Палата представителей собирается в здании парламента в Веллингтоне . [ 10 ]

Законы сначала предлагаются Палате представителей в виде законопроектов . они должны пройти процедуру одобрения Палаты представителей и генерал-губернатора . Прежде чем они станут актами парламента (т.е. статутным законом ), [ 11 ]
Законодателей . называют членами парламента или депутатами [ 12 ] Парламент избирается на максимальный срок в три года, хотя в исключительных обстоятельствах выборы могут быть назначены и раньше. [ 13 ] Избирательное право почти всеобщее для постоянных жителей в возрасте восемнадцати лет и старше. [ 14 ] женщины, получившие право голоса в 1893 году . [ 15 ] Как и во многих других парламентских системах правления, исполнительная власть (называемая «правительством») формируется из парламента и подотчетна ему — например, успешное вотум недоверия вынудит правительство либо уйти в отставку, либо добиваться роспуска парламента и досрочные всеобщие выборы . [ 16 ]
Выборы
[ редактировать ]Почти все парламентские выборы в период с 1853 по 1996 год проводились по первого большинства (FPP) избирательной системе . [ 17 ] кандидат от данного электората В рамках FPP в Палату представителей избирался (округа), получивший наибольшее количество голосов. Единственное отклонение от системы FPP за это время произошло на выборах 1908 и 1911 годов, когда повторного голосования использовалась система ; закон о втором голосовании был отменен в 1913 году. [ 17 ] На выборах с 1935 года доминировали две политические партии , Национальная и Лейбористская . [ 17 ]
Публичная критика системы FPP началась в 1950-х годах и усилилась после того, как лейбористы проиграли выборы в 1978 и 1981 годах, несмотря на то, что в целом у них было больше голосов, чем у National. [ 18 ] Индикативный (необязательный) референдум по изменению системы голосования был проведен в 1992 году, что привело к обязательному референдуму во время выборов 1993 года . [ 18 ] В результате Новая Зеландия с 1996 года использует смешанную пропорциональную систему (MMP). [ 19 ] В соответствии с MMP каждый член парламента либо избирается прямым голосованием избирателями в одномандатном округе через FPP, либо назначается из списка своей партии . [ 12 ] Парламент обычно имеет 120 мест . [ 12 ] хотя некоторые выборы привели к перевесу , как это происходит в настоящее время (по состоянию на декабрь 2023 г. [update]). [ 20 ] На первых восьми выборах в рамках MMP, с 1996 по 2017 год , ни одна партия не получила большинства мест. [ 21 ]
Семь избирательных округов зарезервированы для депутатов , избранных по отдельному списку маори . Однако маори могут принять решение голосовать и баллотироваться от незарезервированных избирателей и по партийному списку (с 1996 года), и в результате многие теперь вошли в парламент без зарезервированных мест. [ 22 ]
Партийная политика
[ редактировать ]
Первая организованная политическая партия в Новой Зеландии была основана в 1891 году, а ее главный соперник был основан в 1909 году — де-факто существовала двухпартийная система . с этого момента в Новой Зеландии до принятия MMP в 1996 году [ 23 ] С тех пор в Новой Зеландии действует многопартийная система: с тех пор на каждых всеобщих выборах избиралось не менее пяти партий. Редко создавая абсолютное большинство для одной партии, MMP также гарантирует, что партиям необходимо прийти к соглашению с другими партиями для принятия законов. [ 24 ] В конце 1990-х годов возник феномен под названием « прыжки вака », когда депутаты все чаще меняли свою партийную принадлежность, находясь в парламенте, что привело к принятию закона 2001 года, предписывающего отставку депутатов, прыгающих вака; Срок действия этого закона истек в 2005 году, но новые усилия по предотвращению прыжков вака были предприняты с принятием Закона о внесении поправок в избирательную систему (честность) 2018 года . [ 21 ]
Исторически двумя крупнейшими и старейшими партиями являются Лейбористская партия Новой Зеландии (сформированная в 1916 году) и Национальная партия Новой Зеландии (сформированная в 1936 году). [ 23 ] Лейбористы в целом позиционируют себя как левоцентристские в политике Новой Зеландии. [ 25 ] и включил социалистические (исторически) и социал-демократические принципы в свою платформу и законодательство, [ 26 ] в то время как National в целом позиционирует себя как правоцентристская , [ 25 ] и имеет либеральные и консервативные тенденции. [ 27 ] Другие более мелкие партии, представленные в парламенте после всеобщих выборов в октябре 2023 года. [update], являются Партия ACT (правая, классически-либеральная ), Партия зеленых (левая, защитник окружающей среды ), Новая Зеландия прежде всего ( популистская и националистическая ) и Те Пати Маори ( основанная на правах маори ). [ 28 ]
Партии должны зарегистрироваться в Избирательной комиссии , чтобы оспорить партийный голос на выборах. [ 29 ]
В таблице ниже суммированы результаты последних всеобщих выборов .
![]() | |||||||||||
Вечеринка | Партийное голосование | Сумма голосов электората | Общий сиденья |
+/- | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Голоса | Всего (%) |
Изменять ( пп ) |
Сиденья | Голоса | Всего (%) |
Изменять ( пп ) |
Сиденья | ||||
Национальный | 1,085,851 | 38.08 | ![]() |
5 | 1,192,251 | 43.47 | ![]() |
43 | 48 | ![]() | |
Труд | 767,540 | 26.92 | ![]() |
17 | 855,963 | 31.21 | ![]() |
17 | 34 | ![]() | |
Зеленый | 330,907 | 11.61 | ![]() |
12 | 226,575 | 8.26 | ![]() |
3 | 15 | ![]() | |
ДЕЙСТВОВАТЬ | 246,473 | 8.64 | ![]() |
9 | 149,507 | 5.45 | ![]() |
2 | 11 | ![]() | |
Новая Зеландия Первый | 173,553 | 6.09 | ![]() |
8 | 76,676 | 2.80 | ![]() |
0 | 8 | ![]() | |
Партия маори | 87,844 | 3.08 | ![]() |
0 | 106,584 | 3.89 | ![]() |
6 | 6 | ![]() | |
Возможности (ТОП) | 63,344 | 2.22 | ![]() |
0 | 27,975 | 1.02 | ![]() |
0 | 0 | ![]() | |
Новая Зеландия Лояльный | 34,478 | 1.20 | новый | 0 | 32,240 | 1.18 | новый | 0 | 0 | новый | |
Новое рвение [ а ] | 16,126 | 0.56 | ![]() |
0 | 3,585 | 0.13 | ![]() |
0 | 0 | ![]() | |
Легализовать каннабис | 13,025 | 0.45 | ![]() |
0 | 12,566 | 0.46 | ![]() |
0 | 0 | ![]() | |
Свободы Новой Зеландии | 9,586 | 0.33 | ![]() |
0 | 0 | 0 | ![]() | ||||
ДемократияНовая Зеландия | 6,786 | 0.23 | новый | 0 | 12,060 | 0.44 | новый | 0 | 0 | новый | |
Правосудие над животными | 5,018 | 0.17 | новый | 0 | 5,829 | 0.21 | новый | 0 | 0 | новый | |
Новый консерватор | 4,532 | 0.15 | ![]() |
0 | 3,167 | 0.12 | ![]() |
0 | 0 | ![]() | |
Права женщин | 2,513 | 0.08 | новый | 0 | 0 | 0.00 | новый | 0 | 0 | новый | |
Вечеринка Лейтона Бейкера | 2,105 | 0.07 | новый | 0 | 2,623 | 0.10 | новый | 0 | 0 | новый | |
Новая нация | 1,530 | 0.05 | новый | 0 | 433 | 0.02 | новый | 0 | 0 | новый | |
Незарегистрированные партии | |||||||||||
Независимый | 34,277 | 1.25 | ![]() |
||||||||
Действительные голоса | 2,851,211 | 2,742,677 | |||||||||
Неофициальные голоса | 16,267 | 40,353 | |||||||||
Запрещенные голоса | 16,633 | 59,043 | |||||||||
Ниже избирательного порога | |||||||||||
Общий | 2,884,111 | 100.00 | 51 | 2,842,073 | 100.00 | 71 | 122 | ||||
Имеющие право избиратели и явка | 3,688,292 | 78.20 | ![]() |
3,688,292 | 77.06 | ![]() |
- ^ Ранее известная как ONE Party.
Финансирование партии
[ редактировать ]В последние годы растет признание важности финансирования политических партий как проблемы государственной политики. Для решения этой проблемы были приняты специальные правила, устанавливающие ограничения на иностранные пожертвования, гарантирующие, что они не превышают 50 новозеландских долларов. [ 31 ] и введение ограничений на анонимные пожертвования, максимальная сумма которых ограничена 1500 новозеландскими долларами. Эти ограничения направлены на повышение прозрачности и подотчетности политического процесса путем ограничения потенциального влияния иностранных и анонимных вкладов. [ 32 ]
Исполнительное правительство
[ редактировать ]
Король Карл III Новой Зеландии — суверен и глава государства . [ 7 ] [ 33 ] Новозеландская монархия юридически отличается от британской монархии в соответствии с Законом об усыновлении Вестминстерского статута 1947 года , и все официальные дела Карла III в Новой Зеландии ведутся от имени « короля Новой Зеландии ». [ 34 ] [ 35 ] Роль короля в основном церемониальная, а его остаточные полномочия, называемые в совокупности « королевской прерогативой », в основном осуществляются через правительство того времени. К ним относятся полномочия принимать законы , подписывать договоры и объявлять войну. [ 36 ]
Поскольку король обычно не проживает в Новой Зеландии, [ 37 ] функции государя делегируются его представителю — генерал-губернатору. [ 38 ] По состоянию на 2021 год [update]Действующим генерал-губернатором является дама Синди Киро . [ 39 ] Генерал-губернатор формально имеет право назначать и увольнять министров , а также распускать парламент; и право отклонять или подписывать законопроекты с королевского согласия после их принятия Палатой представителей. [ 40 ] Генерал-губернатор возглавляет Исполнительный совет , который представляет собой формальный комитет, состоящий из всех министров, которые консультируют генерал-губернатора по вопросам осуществления прерогативных полномочий. Члены Исполнительного совета должны быть членами парламента (депутатов), и большинство из них также входят в кабинет министров. [ 41 ]
Кабинет министров является высшим органом принятия решений в правительстве, возглавляемым премьер-министром (в настоящее время Кристофером Люксоном) . [ 42 ] ), который также, по соглашению, является парламентским лидером крупнейшей правящей партии. [ 43 ] Премьер-министр, являясь де-факто лидером Новой Зеландии, осуществляет исполнительные функции, формально возложенные на суверена (в виде прерогативных полномочий). [ 36 ] Министры в составе кабинета министров принимают важные решения коллективно и, следовательно, несут коллективную ответственность за последствия этих решений. [ 44 ]
Для формирования правительства , обычно после всеобщих выборов, оно должно иметь возможность заручиться поддержкой большинства депутатов Палаты представителей. [ 45 ] Это предполагает их доверие и способность принимать законопроекты о поставках . Хотя одна партия редко имеет абсолютное большинство, коалиции ; между партиями могут образовываться [ 46 ] даже если одной партии или коалиции не хватает большинства, она может сформировать кабинет при согласованном доверии и поддержке со стороны второстепенных партий. [ 47 ] также требуется практическая поддержка большинства . правительственных законопроектов После формирования правительства для принятия [ 48 ] Говорят, что партии в правительстве имеют « мандат » избирателей и полномочия на реализацию манифестов (хотя эту точку зрения критиковали как упрощенную применительно к коалиционным соглашениям). [ 49 ] Национальная партия получила наибольшее количество мест на всеобщих выборах 2023 года и после переговоров сформировала трехпартийное коалиционное правительство большинства с партиями ACT и NZ First. [ 50 ]
С ноября 2023 г. [update]Лейбористская партия сформировала официальную оппозицию Первому правительству National-ACT-NZ. Лидер оппозиции возглавляет теневой кабинет , который контролирует действия кабинета министров во главе с премьер-министром. Оппозиция в парламенте помогает привлечь правительство к ответственности посредством парламентских вопросов , неправительственных законопроектов и возможности вотума недоверия . [ 51 ]
судебная власть
[ редактировать ]Судебная система Новой Зеландии имеет четыре основных уровня судов: [ 52 ]
- Верховный суд ;
- суд Апелляционный ;
- Высокий суд ;
- и районный суд (включая суд по делам несовершеннолетних).
Верховный суд был создан в 2004 году в соответствии с Законом о Верховном суде 2003 года . [ 53 ] и заменил Тайный совет Новой Зеландии в Лондоне в качестве суда последней инстанции . [ 54 ] Высокий суд рассматривает серьезные уголовные преступления и гражданские дела, а также рассматривает апелляции нижестоящих судов. Апелляционный суд рассматривает апелляции Высокого суда по вопросам права. [ 52 ]
Главный судья , глава судебной власти, председательствует в Верховном суде и назначается генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра. [ 55 ] По состоянию на 2019 год [update] Действующим председателем Верховного суда является дама Хелен Винкельманн . [ 56 ] Все остальные судьи высших судов назначаются по рекомендации главного судьи, генерального прокурора и генерального солиситора . [ 55 ] [ 57 ] Судьи и судебные должностные лица назначаются неполитически и в соответствии со строгими правилами в отношении срока пребывания в должности, чтобы помочь сохранить независимость судебной власти от исполнительной власти. [ 55 ] Судьи назначаются в соответствии с их квалификацией, личными качествами и соответствующим опытом. [ 57 ] Судья не может быть отстранен от должности иначе, как генеральным прокурором по решению Палаты представителей за доказанное неправомерное поведение. [ 55 ]
Законодательство Новой Зеландии имеет три основных источника: английское общее право , некоторые статуты парламента Соединенного Королевства, принятые до 1947 года (в частности, Билль о правах 1689 года ), и статуты парламента Новой Зеландии . [ 58 ] При толковании общего права суды стремились сохранить единообразие с общим правом, как оно интерпретируется в Соединенном Королевстве и смежных юрисдикциях. [ 59 ]
Местное самоуправление
[ редактировать ]Новая Зеландия является унитарным государством , а не федерацией : местное правительство имеет только полномочия, предоставленные ему национальным парламентом. [ 60 ] Этих полномочий традиционно было явно меньше, чем в некоторых других странах; например, полиция и образование находятся в ведении центрального правительства . [ 61 ] Местное самоуправление устанавливается законом: первый Закон о муниципальных корпорациях был принят Законодательным советом в 1842 году. В настоящее время местное самоуправление определяется Законом о местном самоуправлении 2002 года . [ 4 ]
Местные выборы проводятся каждые три года для избрания региональных , городских и районных советников, включая мэров , и членов общественных советов . [ 62 ]
Международные отношения
[ редактировать ]
Новая Зеландия имеет сеть из 32 посольств, 20 высоких комиссий и 95 консульств за рубежом и поддерживает отношения примерно со 150 странами. [ 63 ] [ 64 ] Новая Зеландия участвует в Форуме тихоокеанских островов , Тихоокеанском сообществе , Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве , Восточноазиатском саммите и Региональном форуме АСЕАН . [ 65 ] Она является членом Содружества Наций , [ 66 ] Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), [ 67 ] и член-основатель Организации Объединенных Наций (ООН). [ 68 ] Новая Зеландия является участницей ряда соглашений о свободной торговле , в первую очередь « Более тесных экономических отношений с Австралией». [ 69 ] и Соглашение о свободной торговле между Новой Зеландией и Китаем . [ 70 ]
Исторически Новая Зеландия твердо поддерживала Соединенное Королевство и имела мало двусторонних отношений с другими странами. В конце 20-го века отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе стали более важными. Новая Зеландия также традиционно тесно сотрудничала с Австралией , чья внешняя политика следовала аналогичной исторической тенденции. [ 69 ] В свою очередь, многие тихоокеанские острова (например, Самоа ) последовали примеру Новой Зеландии. Большая часть иностранной помощи Новой Зеландии поступает в эти страны, и многие жители Тихого океана мигрируют в Новую Зеландию в поисках работы. [ 71 ] Несмотря на разрыв военного альянса ANZUS в 1986 году (в результате безъядерной политики Новой Зеландии ), Новая Зеландия сохранила хорошие рабочие отношения с Соединенными Штатами. [ 72 ] и Австралии по широкому кругу международных вопросов.
Политическая культура
[ редактировать ]Политические изменения в Новой Зеландии были постепенными и прагматичными, а не революционными. [ 73 ] Подход страны к управлению делает упор на социальное благосостояние , [ 74 ] и мультикультурализм , [ 75 ] который основан на иммиграции , социальной интеграции, [ 76 ] и подавление крайне правой политики , [ 77 ] который имеет широкую общественную и политическую поддержку. [ 76 ] [ 78 ] Новая Зеландия считается одной из самых честных стран в мире, и в 2017 году она заняла первое место в мире по самому низкому воспринимаемому уровню коррупции по версии организации Transparency International . [ 79 ] Демократия и верховенство закона лежат в основе политических принципов Новой Зеландии. Ранние европейские поселенцы считали, что традиционные британские правовые принципы (включая право собственности на землю) будут соблюдаться в Новой Зеландии. [ 80 ] История страны, такая как наследие британского колониального правления, проявленное в Вестминстерской системе , продолжает оказывать влияние на политическую культуру, несмотря на политическую независимость Новой Зеландии . [ 78 ] По состоянию на 2021 год [update]Новая Зеландия определяется как « полная демократия » в журнала Economist Intelligence Unit Индексе демократии . [ 81 ] Страна имеет высокие рейтинги по гражданскому участию в политическом процессе: явка избирателей на недавних выборах составила 82% по сравнению со средним показателем по ОЭСР , равным 69%. [ 82 ]
Права человека остаются в центре внимания политики Новой Зеландии, при этом страна твердо привержена обеспечению защиты и поощрения индивидуальных свобод и равенства. [ 83 ] Однако Комиссия по правам человека Новой Зеландии утверждает, что существуют явные доказательства того, что структурная дискриминация является реальной и постоянной социально-экономической проблемой. [ 84 ] примером является чрезмерная представленность маори в системе уголовного правосудия: они составляют 45% осужденных и 53% заключенных. [ 85 ] [ 86 ] Политическое возмещение исторических обид также продолжается ( ).
С 1970-х годов Новая Зеландия демонстрирует более социально либеральные взгляды. [ 76 ] Начиная с декриминализации гомосексуализма в 1986 г. [ 76 ] [ 87 ] Сменявшие друг друга правительства постепенно усиливали защиту прав ЛГБТ , кульминацией чего стала легализация однополых браков в 2013 году. [ 88 ] В 2020 году Закон о законодательстве об абортах , который полностью декриминализовал аборты в Новой Зеландии , был поддержан членами всех партий в парламенте. [ 89 ]
Идея служить нравственным примером всему миру была важным элементом национальной идентичности Новой Зеландии . Оппозиция апартеиду в Южной Африке в 1970-х и 1980-х годах. [ 90 ] протесты против французских ядерных испытаний на атолле Моруроа в 1970-х годах и народная поддержка антиядерной политики Новой Зеландии в 1980-х годах ( ) являются проявлениями этого. С 1990-х годов антиядерная позиция Новой Зеландии стала ключевым элементом политики правительства (независимо от партии) и «особой политической идентичности» страны. [ 76 ]
-
активист Антиядерный раздает журавли мира в Веллингтоне . Внешняя политика Новой Зеландии часто символизируется ее антиядерной позицией.
-
Празднование 30-летия реформы закона о гомосексуализме на фестивале гордости в Окленде в 2016 году.
История
[ редактировать ]Доколониальная политика
[ редактировать ]До того, как Новая Зеландия стала британской колонией в 1840 году, в политике Новой Зеландии доминировали вожди маори как лидеры хапу и иви , использовавшие обычаи маори в качестве политической системы. [ 91 ]
Колониальная политика
[ редактировать ]
После Договора Вайтанги 1840 года колониальный губернатор и его небольшой штат действовали от имени британского правительства, основанного на британской политической системе. [ 92 ] В то время как системы маори доминировали до 1840 года, попытки губернаторов внедрить британские системы имели неоднозначный успех в общинах маори. Более изолированные маори находились под небольшим влиянием правительства. Наибольшее влияние ощущалось в Расселе и его окрестностях , первой столице , и Окленде , второй столице.
Первые права голоса в Новой Зеландии были закреплены в 1852 году в качестве Закона о Конституции Новой Зеландии для выборов 1853 года и отражали современную британскую практику. [ 92 ] Избирательное право владеющими недвижимостью было ограничено британскими подданными мужского пола старше 21 года, . Имущественный ценз был относительно либеральным в Новой Зеландии по сравнению с Великобританией, так что к концу 1850-х годов право голоса имели 75% взрослых новозеландских европейцев-мужчин по сравнению с 20% в Англии и 12% в Шотландии. [ 93 ] На выборах 1853 года проголосовали около 100 вождей маори. [ 94 ]
В 1850-х годах провинциальное правительство было нормой. Провинциальные советы были упразднены в 1876 году. [ 92 ] Первоначально в политике доминировали консервативные и богатые «шерстяные лорды», владевшие многочисленными овцеводческими фермами, в основном в Кентербери . В эпоху золотой лихорадки , начиная с 1858 года, избирательное право было распространено на всех британских золотодобытчиков, имевших лицензию на добычу полезных ископаемых стоимостью 1 фунт. На консерваторов повлияли воинственные действия золотодобытчиков в Виктории в Эврике. Многие золотодобытчики переехали на месторождения Новой Зеландии, принося свои радикальные идеи. Расширенное право голоса было создано по образцу викторианской системы. [ 95 ] В 1863 году право горнодобывающей деятельности было распространено на владельцев золотодобывающего бизнеса. В 1870 году число зарегистрированных избирателей составляло всего 41 500, но право голоса имели еще 20 000 горняков. [ 95 ]
После короткого периода сухопутной войны, закончившегося в 1864 году, парламент принял решение распространить право голоса на большее количество маори. Дональд Маклин внес законопроект о четырех временных избирательных округах маори и распространил право голоса на всех мужчин-маори старше 21 года в 1867 году. Таким образом, маори получили универсальное избирательное право на 12 лет раньше, чем европейские мужчины. [ 95 ]
В 1879 году разразилась экономическая депрессия , которая привела к бедности, и многие люди, особенно шахтеры, вернулись в Австралию. Между 1879 и 1881 годами правительство было обеспокоено деятельностью активистов маори, основанной на конфискованной земле в Парихаке . Активисты разрушили ограждения ферм поселенцев, вспахали дороги и землю, что вызвало возмущение местных фермеров. [ 96 ] Последовали аресты, но деятельность продолжалась. Среди поселенцев росли опасения, что кампания сопротивления является прелюдией к вооруженному конфликту. [ 97 ] Само правительство было озадачено тем, почему земля была конфискована, и предложило активистам огромный резерв площадью 25 000 акров при условии, что они остановят разрушения. [ 98 ] Члены комиссии, созданные для расследования этого вопроса, заявили, что действия «справедливо можно назвать враждебными». [ 98 ] Последовала борьба за власть, в результате которой в 1881 году все выдающиеся лидеры были арестованы крупными правительственными силами. Историк Хейзел Райзборо описывает это событие как конфликт по поводу того, кто имел власть или ману — правительство или протестующих Парихака. [ 99 ]
В 1882 году экспорт мяса на первом рефрижераторном судне положил начало периоду устойчивого экономического роста, обусловленного экспортом. Этот период примечателен влиянием новых социальных идей и движений, таких как фабианцы , и созданием в 1890 году первой политической партии « Либералы» . Их лидер, бывший золотоискатель Ричард Седдон из Ланкашира, был премьер-министром с 1893 по 1906 год. Либералы ввели новые налоги , чтобы ослабить влияние богатых консервативных владельцев овцеводческих ферм. Они также купили больше земли у маори. [ 100 ] (К 1910 году маори в некоторых частях Северного острова сохранили за собой очень мало земли, и количество земель маори резко уменьшилось в результате государственных покупок. [ 101 ] )
В начале 20 века наблюдался подъем профсоюзного движения и рабочих партий. , которые представляли организованных рабочих. Город на западном побережье Блэкболл часто считается местом зарождения рабочего движения Новой Зеландии. [ 102 ] поскольку это было место основания одной из главных политических организаций, вошедшей в состав Лейбористской партии Новой Зеландии.
Политика и законодательство маори
[ редактировать ]Политические дела маори развиваются посредством законодательства. [ 103 ] такие как Закон об управлении ресурсами 1991 года и Закон о Те Туре Венуа Маори 1993 года и многие другие. [ 103 ] После колонизации в 1800-х годах обычные законы маори подвергались угнетению с навязыванием Вестминстерской демократии и политического стиля. В качестве компенсации за колониальную войну и общие разногласия во время колонизации правительство Новой Зеландии официально извинилось перед пострадавшими посредством поселений и принятия законодательства. В 1960-е годы политические отношения маори стали проявлять больше позитива. Законодательный орган принял закон, призванный помочь маори вернуть свою землю, а не препятствовать им, посредством Закона о внесении поправок в дела маори 1967 года. [ 104 ] С тех пор это прогрессивное изменение отношения материализовалось в виде законодательства по защите окружающей среды или Таонги, а также судов путем установления договорных принципов, которые всегда необходимо учитывать при принятии решений в судах. [ 105 ] Более того, Закон о землях маори 2016 года был напечатан как на языке te reo Maori , так и на английском языке — сам закон подтверждает равный правовой статус te reo .
Женщины в политике
[ редактировать ]
Избирательное право женщинам было предоставлено примерно после двух десятилетий кампаний таких женщин, как Кейт Шеппард и Мэри Энн Мюллер , а также таких организаций, как новозеландское отделение Женского христианского союза трезвости . 19 сентября 1893 года губернатор лорд Глазго подписал новый закон о выборах. [ 106 ] В результате Новая Зеландия стала первой в мире самоуправляющейся страной, в которой все женщины имели право голосовать на парламентских выборах. [ 15 ] Женщины впервые проголосовали на выборах 1893 года с высокой явкой в 85% (по сравнению с 70% мужчин). [ 107 ] Достижение избирательного права женщин в Новой Зеландии было новаторским, поскольку большинство других демократических стран не предоставляли женщинам право голоса до окончания Первой мировой войны. [ 108 ]
Однако женщины не имели права быть избранными в Палату представителей до 1919 года , когда баллотировались три женщины, в том числе Эллен Мелвилл . Первой женщиной, победившей на выборах (на место, занимаемое ее покойным мужем), была Элизабет МакКомбс в 1933 году. [ 106 ] Мейбл Ховард стала первой женщиной-министром кабинета министров в 1947 году, будучи назначенной в первое лейбористское правительство. [ 109 ]
Новая Зеландия была первой страной в мире, в которой в период с марта 2005 года по август 2006 года все высшие должности занимали женщины: суверенная королева Елизавета II , генерал-губернатор дама Сильвия Картрайт , премьер-министр Хелен Кларк , спикер палаты представителей Маргарет. Уилсон и председатель Верховного суда Дама Сиан Элиас . [ 110 ] [ 111 ]
После выборов 2020 года женщины составили половину из 120 депутатов Палаты представителей, что ознаменовало самый высокий уровень политического представительства женщин с тех пор, как им впервые разрешили баллотироваться в парламент в 1919 году. [ 112 ] [ 113 ]
Современная политическая история
[ редактировать ]
Правая Национальная партия и левая Лейбористская партия доминировали в политической жизни Новой Зеландии с тех пор, как в 1935 году к власти пришло лейбористское правительство. За четырнадцать лет своего пребывания у власти (1935–1949) Лейбористская партия реализовала широкий спектр социальных и экономическое законодательство, включая комплексное социальное обеспечение , крупномасштабную программу общественных работ , сорокачасовую рабочую неделю и обязательное профсоюзное движение . [ 114 ] [ 115 ] Национальная партия получила контроль над правительством в 1949 году, приняв большую часть мер социального обеспечения лейбористов. За исключением двух коротких периодов правления лейбористов в 1957–1960 и 1972–1975 годах, Национальная партия находилась у власти до 1984 года. [ 115 ]
Самый большой вызов политике первого и последующих лейбористских правительств в отношении государства всеобщего благосостояния и регулируемой экономики, сочетающей государственное и частное предпринимательство, исходил от самой Лейбористской партии. [ 116 ] После восстановления контроля в 1984 году четвертое лейбористское правительство провело серию радикальных рыночных реформ. Он приватизировал государственные активы и снизил роль государства в экономике. [ 117 ] Он также провел ряд других, более левых реформ, таких как разрешение Трибуналу Вайтанги рассматривать заявления о нарушениях Договора Вайтанги, которые были сделаны еще в 1840 году. [ 118 ] В 1987 году правительство приняло Закон Новой Зеландии о безъядерной зоне, разоружении и контроле над вооружениями , запрещающий посещение атомных кораблей; создание безъядерной зоны привело к исключению Новой Зеландии из ANZUS альянса безопасности с Соединенными Штатами и Австралией. [ 119 ]
В октябре 1990 года Национальная партия снова сформировала правительство на первый из трех трехлетних сроков. Несмотря на обещания остановить непопулярный процесс реформ, новое национальное правительство в значительной степени продвинуло политику свободного рынка предыдущего правительства. Общественное разочарование, возникшее из-за предполагаемых «невыполненных обещаний» предыдущих двух правительств, подогрело требования избирательной реформы в Новой Зеландии . [ 120 ] В 1996 году Новая Зеландия ввела новую избирательную систему (смешанное пропорциональное представительство, или MMP) для избрания своего парламента . [ 121 ] Ожидалось, что система MMP (среди многих других целей) увеличит представительство более мелких партий в парламенте, и, похоже, на сегодняшний день это произошло на выборах MMP. В период с 1996 по 2020 год ни «Национал», ни «Лейбористская партия» не имели абсолютного большинства в парламенте, и все эти годы, кроме двух, правило правительство меньшинства (однако каждое правительство возглавляла та или иная из двух основных партий). [ 122 ]
Парламенты MMP стали заметно более разнообразными, с большим представительством женщин, этнических меньшинств и других групп меньшинств . [ 123 ] В 1996 году Тим Барнетт был первым из нескольких депутатов новозеландского парламента, избранным как открытый гей. [ 124 ] В 1999 году Джорджина Бейер стала первым в мире депутатом-трансгендером, избранным в национальный парламент. [ 125 ] [ 126 ]
После девяти лет пребывания в правительстве Национальная партия проиграла выборы в ноябре 1999 года . Лейбористская партия под руководством Хелен Кларк опередила Национальную и сформировала коалиционное правительство с Джима Андертона , Альянсом партией слева от Лейбористской партии. Партнеры по коалиции впервые ввели процедуру «согласия не соглашаться» для преодоления политических разногласий. [ 127 ] Правительство меньшинства часто полагалось на поддержку Партии зеленых при принятии законов. Лейбористская партия сохранила власть на выборах 27 июля 2002 года , сформировав коалицию с новой Прогрессивной партией Андертона и достигнув соглашения о поддержке с партией «Единое будущее» . Хелен Кларк осталась премьер-министром. В начале 2004 года Лейбористская партия подверглась нападкам за свою политику владения береговой полосой и морским дном . [ 128 ] в конечном итоге кульминацией стало создание новой отколовшейся партии — Партии маори . [ 129 ] После всеобщих выборов 17 сентября 2005 года переговоры между партиями завершились объявлением Кларком о третьем сроке подряд правительства, возглавляемого лейбористами. Лейбористская партия снова сформировала коалицию с Прогрессивной партией при доверии и поддержке со стороны Уинстона Питерса из New Zealand First и Питера Данна . United Future [ 130 ]
После всеобщих выборов в ноябре 2008 года Национальная партия быстро приступила к формированию правительства меньшинства с участием ACT , Партии маори и «Единого будущего». Эта договоренность позволила National уменьшить свою зависимость от правой партии ACT, чья политика свободного рынка иногда вызывает споры у широкой общественности Новой Зеландии. В 2008 году Джон Ки был назначен премьер-министром, а Билл Инглиш — его заместителем. Эта договоренность соответствовала традиции раскола между севером и югом в руководстве основных партий, поскольку резиденция Ки находится в Окленде, а электорат Инглиша находится на Южном острове. 12 декабря 2016 года Инглиш был избран лидером и, следовательно, премьер-министром фракцией Национальной партии после неожиданной отставки Ки неделей ранее. Паула Беннетт (член от Аппер-Харбора ) была назначена заместителем премьер-министра , продолжая таким образом традицию. [ 131 ] [ оригинальное исследование? ] Это соглашение между севером и югом прекратилось со следующим правительством.
После всеобщих выборов 2017 года National сохранила свое большинство в Палате представителей, в то время как Лейбористская партия значительно увеличила свою долю голосов и количество мест. После переговоров между основными и второстепенными партиями Лейбористская партия сформировала правительство меньшинства после достижения коалиционного соглашения с New Zealand First. Новое правительство также согласовало соглашение о доверии и поставках с Партией зеленых. [ 132 ] 26 октября 2017 года лидер лейбористов Джасинда Ардерн была приведена к присяге в качестве премьер-министра, а Уинстон Питерс стал ее заместителем. [ 133 ] На всеобщих выборах 2020 года лейбористы одержали уверенную победу и получили абсолютное большинство мест в парламенте, достаточное для управления в одиночку — впервые в системе MMP. [ 134 ] [ 135 ] Партнер Лейбористской партии по коалиции New Zealand First потерял свое представительство в парламенте. [ 136 ] Правительство Ардерн было приведено к присяге на второй срок 6 ноября 2020 года. [ 134 ] Крис Хипкинс стал премьер-министром после отставки Ардерн . [ 137 ]
произошло На всеобщих выборах 2023 года худшее поражение действующего правительства с момента введения системы MMP: лейбористы потеряли почти половину своих мест. [ 138 ] Впоследствии National, ACT и New Zealand First сформировали первое в стране трехпартийное коалиционное правительство . Премьер-министром стал национальный лидер Кристофер Люксон . Также впервые Уинстон Питерс и Дэвид Сеймур будут по очереди занимать посты заместителей премьер-министра. [ 50 ]
См. также
[ редактировать ]- Корона
- Список политических партий в Новой Зеландии
- Список политиков Новой Зеландии
- Список политических скандалов в Новой Зеландии
- Список организаций государственного сектора в Новой Зеландии
- Христианская политика в Новой Зеландии
- Утечка содержания дипломатической телеграммы США (Новая Зеландия)
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Канцелярия генерал-губернатора» . gg.govt.nz. Дом правительства. 27 февраля 2017 г. Проверено 27 января 2023 г.
Лучше всего это положение можно описать поговоркой: «Пока правит Государь, правит Правительство». '
- ^ Институт В-Дем (2023). «Набор данных V-Dem» . Проверено 14 октября 2023 г.
- ^ «ИПЦ 2022» . Трансперенси Интернешнл . 31 января 2023 г. Проверено 22 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Система местного самоуправления в Новой Зеландии» (PDF) . clgf.org.uk. Форум местного самоуправления Содружества . 2019 . Проверено 25 августа 2019 г.
- ^ «О Конституции Новой Зеландии» . Генерал-губернатор Новой Зеландии Те Кавана Тианара о Аотеароа . Проверено 8 мая 2017 г.
- ^ Уилсон, Джон (март 2009 г.). «Правительство и нация – Конституция» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 28 февраля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Елизавета II (13 декабря 1986 г.), Конституционный закон 1986 г. , 2.1, Веллингтон: королевский принтер Новой Зеландии , получено 30 декабря 2009 г.
- ^ «Дело парламента в истории» . Парламент Новой Зеландии . Проверено 8 мая 2017 г.
- ^ «Законодательный совет упразднен» . nzhistory.govt.nz . История Новой Зеландии в Интернете / Министерство культуры и наследия . 1 декабря 2016 года . Проверено 8 мая 2017 г.
- ^ «Палата» . Парламент Новой Зеландии . Проверено 8 сентября 2017 г.
- ^ «Королевское согласие» . парламент . Парламент Новой Зеландии. 3 декабря 2009 года . Проверено 14 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Члены парламента» . парламент . Парламент Новой Зеландии . Проверено 13 сентября 2019 г.
- ^ «Избирательный цикл» . Руководство по кабинету . Кабинет министров. 2008 год . Проверено 8 мая 2017 г.
- ^ «Закон о выборах 1993 года № 87» . Парламентская прокуратура. 17 августа 1993 года . Проверено 17 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Голосование за женщин» . сайт выборов.org.nz . Избирательная комиссия. Архивировано из оригинала 25 января 2019 года . Проверено 31 января 2017 г.
- ^ «Партии и правительство» . парламент . Парламент Новой Зеландии . Проверено 10 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Первым мимо поста – дорога в ММП» . nzhistory.govt.nz . История Новой Зеландии в Интернете. Сентябрь 2009 года . Проверено 9 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «От ФПП к ММП» . Выборы в Новой Зеландии. Архивировано из оригинала 24 декабря 2010 года . Проверено 9 января 2011 г.
- ^ Робертс, Найджел С. (февраль 2015 г.). «Избирательные системы» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 8 мая 2017 г.
- ^ «Стоимость трех дополнительных депутатов парламента составляет 5 миллионов долларов – и что только 29% составляет зарплата» . Новозеландский Вестник . 12 декабря 2023 г. Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мартин, Джон Э. (20 июня 2012 г.). «Воздействие ММП» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 20 июля 2023 г.
- ^ «Представительство маори» . Избирательная комиссия Новой Зеландии . Проверено 8 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кертин, Дженнифер ; Миллер, Раймонд (21 июля 2015 г.). «Политические партии» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 19 октября 2022 г.
- ^ «Что такое ММП?» . Избирательная комиссия . Проверено 13 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Папийон, Мартин; Турджен, Люк; Валлнер, Дженнифер; Уайт, Стивен (2014). Сравнивая Канаду: методы и перспективы канадской политики . ЮБК Пресс. п. 126. ИСБН 9780774827867 . Проверено 30 августа 2016 г.
... в политике Новой Зеландии со стороны левоцентристской Лейбористской партии и правоцентристской Национальной партии.
- ^ Аймер, Питер (1 июня 2015 г.). «Лейбористская партия: Идеология и роль профсоюзов» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 19 октября 2022 г.
- ^ Джеймс, Колин (13 декабря 2016 г.). «Национальная партия: партийные принципы» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 19 октября 2022 г.
- ^ «Парламентские партии» . Парламент Новой Зеландии . Проверено 31 октября 2020 г.
- ^ «Реестр политических партий» . Избирательная комиссия . Проверено 17 сентября 2019 г.
- ^ «Всеобщие выборы 2023 года – краткий обзор общих результатов» . Результаты выборов в Новой Зеландии . Избирательная комиссия . 3 ноября 2023 г.
- ^ «Новая Зеландия запрещает иностранные политические пожертвования из-за опасений вмешательства» . Хранитель . 3 декабря 2019 года . Проверено 19 июля 2023 г.
- ^ «Пожертвования защищены от разглашения» . выборы.nz . Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ «Новый суверен Новой Зеландии: король Карл III» . www.parliament.nz . Парламент Новой Зеландии. 9 сентября 2022 г. Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ Бойс 2008 , с. 172.
- ^ Писли, Амос Дж. (1985). Конституции наций (4-е изд.). Дордрехт: Найхофф. стр. 882. ИСБН 9789024729050 . Проверено 7 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кокс, Ноэль (1 декабря 2007 г.). «Королевская прерогатива в королевствах» . Законодательный бюллетень Содружества . 33 (4). Серия юридических исследований ALTA: 611–638. дои : 10.1080/03050710701814839 . S2CID 143050540 . Проверено 30 апреля 2017 г.
- ^ «Конституционные и публичные церемониальные роли королевы» . gg.govt.nz. Дом правительства . Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ «Генерал-губернатор» . Руководство по кабинету . Кабинет министров. 2008 год . Проверено 7 мая 2017 г.
- ^ Треветт, Клэр (21 октября 2021 г.). «Новый генерал-губернатор дама Синди Киро приведена к присяге» . Новозеландский Вестник . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ «Современные обязанности» . nzhistory.govt.nz . История Новой Зеландии в Интернете. 18 декабря 2018 года . Проверено 1 июля 2017 года .
- ^ «Исполнительный совет» . Руководство по кабинету . Кабинет министров. 2008. Архивировано из оригинала 19 мая 2011 года . Проверено 8 января 2011 г.
- ^ «Лаксон приведен к присяге в качестве премьер-министра, новое правительство приступает к работе» . Новозеландский Вестник . 27 ноября 2023 г. Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Маклин, Гэвин (1 декабря 2016 г.). «Премьеры и премьер-министры – роль премьер-министра» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 29 ноября 2019 г.
- ^ Эйхбаум, Крис (20 июня 2012 г.). «Кабинет правительства – Коллективная ответственность» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ «Как работает правительство» . govt.nz. Правительство Новой Зеландии . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Коалиционные правительства и правительства меньшинств» . Парламентская прокуратура. 23 ноября 1999 года . Проверено 8 сентября 2017 г.
- ^ Брейсвелл-Уорролл, Анна (4 октября 2017 г.). «Что такое доверие и предложение… и чем оно отличается от коалиции?» . Ньюшуб . Проверено 20 июля 2023 г.
- ^ Мартин, Джон Э. (20 июня 2012 г.). «Законодательство» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 12 марта 2024 г.
[Правительственные] законопроекты, внесенные министрами для продвижения политики правящей партии или партий.
- ^ Куинн, Томас (2014). Мандаты, манифесты и коалиции . Лондон. стр. 8–9. ISBN 978-09928904-14 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б «National, ACT, NZ First возглавит первое трехпартийное правительство Новой Зеландии» . РНЗ . 24 ноября 2023 г. Проверено 7 декабря 2023 г.
- ^ «Отношения между правительством и оппозицией или партиями меньшинства в отдельных местах» (PDF) . 13 ноября 2002 г., стр. 14–16 . Проверено 18 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Структура судебной системы: обзор» . Суды Новой Зеландии . Проверено 8 сентября 2017 г.
- ^ «Закон о Верховном суде № 53 2003 г. (по состоянию на 1 марта 2017 г.), Содержание публичного закона» . Парламентская прокуратура . Проверено 8 сентября 2017 г.
- ^ «История судебной системы» . Суды Новой Зеландии . Проверено 8 сентября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джозеф, Филип А.; Джозеф, Томас (20 июня 2012 г.). «Судебная система – Судьи» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 8 сентября 2017 г.
- ^ «Действующий главный судья» . Суды Новой Зеландии . Проверено 8 сентября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Назначения» . Суды Новой Зеландии . Проверено 31 января 2017 г.
- ^ «Введение в законодательство Новой Зеландии и источники правовой информации – ГлобаЛекс» . Юридический факультет Нью-Йоркского университета. Апрель 2011 года . Проверено 8 сентября 2017 г.
- ^ Маклинток, AH , изд. (18 сентября 2007 г.) [1966]. «Право, история» . Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 8 сентября 2017 г.
- ^ «Местное самоуправление в Новой Зеландии» . Отдел внутренних дел . Проверено 8 сентября 2017 г.
- ^ «Путеводитель по центральным правительственным учреждениям Новой Зеландии» (PDF) . Правительство Новой Зеландии. 1 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 1 октября 2016 г. . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ «Закон о местных выборах № 35 2001 г. (по состоянию на 21 марта 2017 г.), Публичный закон № 10 Всеобщие выборы, проводимые раз в три года» . Парламентская прокуратура . Проверено 8 сентября 2017 г.
- ^ «Посольства» . www.mfat.govt.nz. Министерство иностранных дел и торговли Новой Зеландии . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ «Новая Зеландия – посольства и консульства по всему миру» . Посольство по всему миру . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ «Краткое описание страны Новой Зеландии» . Министерство иностранных дел и торговли (Австралия) . Проверено 9 ноября 2019 г.
- ^ «Содружество» . mfat.govt.nz. Министерство иностранных дел и торговли . Проверено 9 ноября 2019 г.
- ^ «Наш глобальный охват» . oecd.org . ОЭСР . Проверено 9 ноября 2019 г.
- ^ «Новая Зеландия и Организация Объединенных Наций» . nzhistory.govt.nz . История Новой Зеландии в Интернете / Министерство культуры и наследия. 5 августа 2014 года . Проверено 9 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Грин, Майкл (17 мая 2016 г.). «Внешняя политика и дипломатическое представительство» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 9 ноября 2019 г.
- ^ Чен, Шу-Цзин Жан (7 апреля 2008 г.). «Знаковая торговая сделка, заключенная Китаем и Новой Зеландией» . Форбс . Проверено 29 ноября 2019 г.
- ^ Бертрам, Джефф (11 марта 2010 г.). «Южно-Тихоокеанские экономические отношения» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 9 ноября 2019 г.
- ^ «Отношения США с Новой Зеландией» . Государственный департамент США . Проверено 9 ноября 2019 г.
- ^ Левин, Стивен (20 июня 2012 г.). «Политические ценности – политика Новой Зеландии и политические ценности» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 15 декабря 2018 г.
- ^ Левин, Стивен (20 июня 2012 г.). «Политические ценности – Справедливое общество» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 15 декабря 2018 г.
- ^ Филлипс, Джок (20 мая 2015 г.). «Новозеландцы – мультикультурная Новая Зеландия» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 15 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Левин, Стивен (20 июня 2012 г.). «Политические ценности – Ценности и политические изменения» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 15 декабря 2018 г.
- ^ ди Майо, Маттео (11 июля 2018 г.). «Поскольку остальной мир скатывается вправо, Новая Зеландия становится пристанищем либеральной политики» . Независимый . Проверено 15 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Геддис, Эндрю (январь 2016 г.). «Парламентское правительство в Новой Зеландии: линии преемственности и моменты перемен» . Международный журнал конституционного права . 14 (1): 99–118. дои : 10.1093/значок/mow001 .
- ^ «Индекс восприятия коррупции 2017» . 21 февраля 2018 года . Проверено 14 августа 2019 г.
- ^ Левин, Стивен (20 июня 2012 г.). «Политические ценности – Непреходящие политические ценности» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 15 декабря 2018 г.
- ^ Дейли, Майкл (10 февраля 2022 г.). «Новая Зеландия признана второй самой демократической страной в мире по версии журнала Economist Intelligence Unit» . Вещи . Проверено 19 февраля 2022 г.
- ^ "Новая Зеландия" . Индекс лучшей жизни ОЭСР . 2020 . Проверено 6 июня 2022 г.
- ^ "Новая Зеландия" . Архивировано из оригинала 24 марта 2010 года.
- ^ «Справедливый подход для всех? Rite tahi tätou katoa? Борьба со структурной дискриминацией в сфере государственных услуг» . Комиссия по правам человека. 2012. с. 50. Архивировано из оригинала 30 марта 2014 года . Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ Корниш, Софи (1 мая 2022 г.). «Маори еще больше представлено в тюрьмах, несмотря на стратегию стоимостью 98 миллионов долларов» . Вещи . Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ «Спасите человеческую жизнь» . www.justice.govt.nz . Министерство юстиции Новой Зеландии . Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ «Реформа закона о гомосексуализме» . nzhistory.govt.nz . История Новой Зеландии в Интернете. 14 июня 2016 года . Проверено 15 декабря 2018 г.
- ^ Гэтти, Меган (16 ноября 2017 г.). «Как однополые браки изменили Новую Зеландию» . Вещи . Проверено 15 декабря 2018 г.
- ^ «Законопроект об абортах принят в парламенте в третьем и окончательном чтении» . Радио Новой Зеландии . 18 марта 2020 г. Проверено 30 марта 2020 г.
- ^ «Апартеид» . nzhistory.govt.nz . История Новой Зеландии в Интернете . Проверено 15 декабря 2018 г.
- ^ Баллара, Анджела (1998). Иви: Динамика племенной организации маори с 1769 по 1945 год (1-е изд.). Веллингтон: Издательство Университета Виктории. ISBN 9780864733283 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Политическая и конституционная шкала времени» . nzhistory.govt.nz . История Новой Зеландии в Интернете. 4 ноября 2016 г. Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ Аткинсон, Нил (17 февраля 2015 г.). «Право голоса – Первое право голоса, 1852 г.» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 24 января 2022 г.
- ^ «Установка мест маори» . nzhistory.govt.nz . История Новой Зеландии в Интернете. 28 ноября 2016 года . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Аткинсон, Нил (17 февраля 2015 г.). «Право голоса – шахтеры и маори» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ Коуэн, Джеймс (1983). Новозеландские войны: история кампаний маори и новаторского периода. Том II: Войны Хаухау, 1864–1872 гг . п. 478.
- ^ Кинг, Майкл (2003). История пингвинов Новой Зеландии . Глава 15.
- ^ Перейти обратно: а б Райзборо 2002 , стр. 95, 98, 111.
- ^ Райзборо 2002 , с. 212.
- ^ Хамер, Дэвид. «Седдон, Ричард Джон» . Биографический словарь Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ «Потеря земель маори, 1860–2000 гг.» . nzhistory.govt.nz . История Новой Зеландии в Интернете . Проверено 17 июля 2020 г. Карта адаптирована из четвертого приложения Клаудии Оранж (2004 г.), «Иллюстрированная история Договора Вайтанги» .
- ^ «Возвращение к истокам лейбористов» . www.labour.org.nz . Лейбористская партия Новой Зеландии. 18 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 3 апреля 2019 г. . Проверено 19 июня 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Тетура – маори и законодательство» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 28 мая 2018 г.
- ^ «Поправки к Закону о делах маори | NZETC» . nzetc.victoria.ac.nz . Проверено 28 мая 2018 г.
- ^ «События Договора с 1950 года – Хронология Договора» . История Новой Зеландии в Интернете . Проверено 28 мая 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Женщины и голосование – Краткая история» . nzhistory.govt.nz . История Новой Зеландии в Интернете. 13 января 2016 года . Проверено 31 января 2017 г.
- ^ «Женщины, голосование и выборы 1893 года» . парламент . Парламент Новой Зеландии . Проверено 31 января 2017 г.
- ^ «Избирательное право женщин» . История Новой Зеландии . Проверено 28 июля 2024 г.
- ^ «Мэйбл Ховард становится первой женщиной-министром кабинета министров» . nzhistory.govt.nz . История Новой Зеландии в Интернете. 21 декабря 2016 года . Проверено 31 января 2017 г.
- ^ Коллинз, Саймон (май 2005 г.). «Женщины управляют страной, но это не отражается в зарплатных пакетах» . Новозеландский Вестник . Проверено 31 января 2017 г.
- ^ Пакстон, Памела; Хьюз, Мелани М. (2015). Женщины, политика и власть: глобальная перспектива . CQ Пресс. п. 107. ИСБН 978-1-48-337701-8 . Проверено 25 июля 2017 г.
- ^ «Женщины-члены парламента Новой Зеландии, с 1933 года» . www.parliament.nz . Парламент Новой Зеландии. 9 ноября 2020 г. Проверено 25 ноября 2020 г.
- ^ «Выборы 2020 года: «исторический максимум»: парламент Новой Зеландии готов к большему многообразию» . РНЗ . 19 октября 2020 г. Проверено 25 ноября 2020 г.
- ^ Маклинток, АХ (1966). «1935–49 Трудовой режим» . Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Аймер, Питер (20 июня 2012 г.). «Лейбористская партия – первое лейбористское правительство, 1935–1949» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ Аймер, Питер (20 июня 2012 г.). «Лейбористская партия – Четвертое, пятое и шестое лейбористские правительства» . Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ Митчелл, Остин (март 2005 г.). «Революция Роджера: Блицкриг в Кивиленде». Журнал законодательных исследований . 11 (1): 1–15. дои : 10.1080/13572330500158219 . S2CID 153653062 .
- ^ Дерби, Марк (20 июня 2012 г.). «Трибунал Вайтанги - Те Рупу Вакамана - Развитие трибунала, 1980-е» . Путь: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ Эйсон, Роберт; Филлипс, Джок (20 июня 2012 г.). «Соединенные Штаты и Новая Зеландия – безъядерные 1980-е» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 17 августа 2019 г.
- ^ Робертс, Найджел С. (1 февраля 2015 г.). «Избирательные системы – призыв к избирательной реформе» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии .
- ^ «Переход Новой Зеландии на MMP» . aceproject.org . Сеть избирательной информации ACE . Проверено 24 июня 2017 г.
- ^ Робертс, Найджел С. (17 февраля 2015 г.). «Избирательные системы – ММП на практике» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ Баркер, Фиона; Коффе, Хильда (1 июля 2018 г.). «Представление разнообразия в смешанных избирательных системах: пример Новой Зеландии» . Парламентские дела . 71 (3): 603–632. дои : 10.1093/pa/gsx073 . ISSN 0031-2290 . Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ «Раньше я был единственным геем в палате – Барнетт» . Вещи . 31 января 2009 года . Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ «Джорджина Бейер: Двойная жизнь Джорджи» . Независимый . 18 июля 2002 года . Проверено 19 октября 2022 г.
- ^ Андерсон, Атолл; Бинни, Джудит; Харрис, Лав (19 ноября 2015 г.). Граждане: История . Книги Бриджит Уильямс. п. 418. ИСБН 978-0-908321-54-4 .
- ^ Палмер, Мэтью (20 июня 2012 г.). «Конституция – Конституционные изменения» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ Баркер, Фиона (июнь 2012 г.). «Спор о береговой полосе и морском дне» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 22 ноября 2019 г.
- ^ Данн, Питер (18 января 2010 г.). «Что делать с этой береговой полосой и морским дном?» . Пост Доминиона . Проверено 22 ноября 2019 г.
- ^ Хикс, Брюс М. (2013). Новая Зеландия: Учимся управлять в коалиции или меньшинстве (PDF) . Канадский парламентский обзор . п. 35.
- ^ «Билл Инглиш — новый премьер-министр Новой Зеландии, новый заместитель Паулы Беннетт» . Сидней Морнинг Геральд . 12 декабря 2016 года . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ Фиппс, Клэр (19 октября 2017 г.). "Джасинда Ардерн станет следующим премьер-министром Новой Зеландии, - подтверждает Уинстон Питерс - так уж получилось" . Хранитель . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ Уолтерс, Лаура (26 октября 2017 г.). «Новое правительство Джасинды Ардерн приведено к присяге» . Вещи . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Новозеландская Ардерн приведена к присяге на второй срок» . Франция 24 . 6 ноября 2020 г. Проверено 13 января 2021 г.
- ^ «Выборы в Новой Зеландии: Лейбористская партия Джасинды Ардерн одерживает убедительную победу» . Новости Би-би-си . 17 октября 2020 г. Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ Фишер, Дэвид; Джонс, Николас (17 октября 2020 г.). «Результаты выборов 2020 года: Уинстон Питерс признает поражение – «подождем и увидим» его следующий шаг» . Новозеландский Вестник . Проверено 1 ноября 2020 г.
- ^ Нилсон, Майкл; Пирс, Адам; Кофлан, Томас (25 января 2023 г.). «Крис Хипкинс приведен к присяге в качестве премьер-министра, Кармель Сепулони в качестве заместителя, Джасинда Ардерн освобождает высший пост» . Новозеландский Вестник . Проверено 28 января 2023 г.
- ^ Соммервилль, Троэльс (15 октября 2023 г.). « Разрушительное поражение: как мир отреагировал на результаты выборов в Новой Зеландии» . Вещи . Архивировано из оригинала 16 октября 2023 года . Проверено 22 октября 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Бойс, Питер Джон (2008). Другие королевства королевы: Корона и ее наследие в Австралии, Канаде и Новой Зеландии . Федерация Пресс. ISBN 9781862877009 .
- Райзборо, Хейзел (2002). Дни тьмы (2-е изд.). Окленд: Книги Пингвинов.
- Миллер, Раймонд (2009). Правительство и политика Новой Зеландии (5-е изд.). Южный Мельбурн , Виктория: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-195-58509-4 .
- Малган, Ричард (2004). Политика в Новой Зеландии (3-е изд.). Окленд: Издательство Оклендского университета. ISBN 978-1-869-40318-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Палмер, Джеффри; Палмер, Мэтью (2004). Обузданная власть: Конституция и правительство Новой Зеландии (4-е изд.). Южный Мельбурн, Вик. [ua]: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-195-58463-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Политика и правительство в NZ History Online
- Государственные институты в Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии